Взаимодействие. Роль запаха тела во взаимодействии с другими людьми

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация - это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция - это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

Кто такой психолог в современном обществе? Что такое наука психология в представлении современных людей? - Два вопроса, на которые я не отвечу, но буду стремиться к этому.

Эти вопросы могут и не возникать у физиков, химиков, программистов. Тем не менее, на первом курсе университета, в моей голове появились сомнения о серьёзности и целесообразности психологии как направления познания и как профессии. История возникновения различных учений говорит о том, что они конфликтовали и вытесняли друг друга (хотя и не до конца). От античных философов до наших дней. Материализм Демокрита, Мир идей Платона, Ассоцианизм, Психоанализ, Аналитическая психология, Бихевиоризм, Гештальтпсихология, Деятельностный подход и много-много других европейских и советских направлений мысли на объект изучения.

А есть ли объект изучения у психологии, и действительно ли он объективен? Говорят, что психология как наука сейчас теряет объект изучения. И когда это говорят авторитетные люди, то возникает сомнение: "Правильно ли я делаю, что начинаю это изучать?". Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII веков; чаще всего авторство признают за немец­ким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » {душа) и « logos» {учение, знание, наука). В научно-философский (а не бого­словский) язык его впервые ввел немецкий ученый Хрис­тиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод - «наука о душе». Однако никакое абсолютно полное знание о душе (как, впрочем, и о других объектах) принципиально невозмож­но - возможно лишь движение к этому знанию; между тем душа, которую - в отличие от объектов и явлений приро­ды - невозможно непосредственно увидеть, пощупать, измерить, оказывается особо сложным объектом для изу­чения. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). Для человека с первым образованием программиста (и не только для него), который живёт в технократическом мире, такие размытости являются причиной для стресса.

Тем не менее, умение сомневаться, - это лучшее, что может дать ВУЗ. Как отмечал отечественный педагог С. И. Гессен, "Задача высшего образования «заключается не в том, чтобы сделать человека умнее..., но в том, чтобы сде­лать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему ме­тода научного знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению". Вспоминается девиз Новосибирского Государственного Университета "Мы не сделаем Вас умнее, мы научим Вас думать" . Я сейчас читаю книгу Юрия Германа "Дело, которому ты служишь", в которой есть показательные примеры из 30х годов XX века о стремлении молодого парня Володи Устименко узнать первопричины всех явлений и разрушение определённости со стороны преподавателей университета: Этот толстый человек учил сомнениям, он заранее хотел избавить институт от аккуратных пятерочников-зубрил, от маменькиных дочек, от скучающих молодых людей, еще не определивших свои способности. Он учил вечным поискам, намекал на то, что никакие справочники врача, учебники и добротно записанные лекции не помогут будущим «Эскулаповым детям», как любил он выражаться, если они не будут непрестанно искать сами. Кстати, интересно, что так называемые "приспособленцы" реагируют на неопределённость очень остро, вплоть до отрицания авторитета и нужности преподавателя (из той же книги).

Вернемся к психологии и продолжим цитату: Между тем душа оказывается особо сложным объектом для изу­чения, настолько, что, как говорят, Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже, воскликнул: «Насколько про­сто то, чем занимаюсь я, по сравнению с тем, чем занимае­тесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоре­тическая физика - это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!». - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). И эта история сразу успокаивает и наставляет на работу, ведь сложное - значит существующее.

Я уже упомянул такие подходы, как психоанализ и вытекающие из него направления психологической мысли. Так вот, интересно, что у нас в стране учение Зигмунда Фрейда возникало (становилось популярным) в "два горба" - в 20х годах XX века и в 2000-х. Может быть это связано с революциями-перестройками? Ведь это учение редукционно, т. е. стремится объяснить деятельность человека и его психику через две энергии: сексуальная и разрушающая, которые таятся в бессознательном и воюют с супер-эго. Проще говоря, всё поведение человека сводится к одному. Упрощал всё и классический бихевиоризм (англ. behaviour - поведение). В период социальных потрясений, какими являлись эти две перестройки государства, уровень образования у населения должен был падать, а уровень стресса расти по причине возникновения большого количества неопределённостей. На этом фоне могла появиться всеобщая страсть к упрощению действительности. Это моя гипотеза, ничего личного к Зигмунду Фрейду.

В 1964 г. в США состоялась первая конференция по гу­манистической психологии. Ее участники пришли к выво­ду, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент «психологические силы») не видели в человеке того, что составляет его сущность именно как человека. Гума­нистическая психология обозначила себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Прежде всего, гуманистическая психология подчерки­вает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к по­кою и определенности, то есть равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и по­нять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его «высшие взлеты», высшие творческие до­стижения. Индивидуальность в гуманистической психологии рас­сматривается как интегративное целое, в противовес бихе­виоризму, ориентированному на анализ отдельных собы­тий. В гуманистической психологии подчеркивается нере­левантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихеви­оризму. В отличие от классического психоанализа, гуманисти­ческая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог").

Получается, что наука психология и общественные процессы как-то связаны между собой. Конечно, очевидно, что на формирование сферы знаний влияет культурно-исторический контекст, но ведь и обратное влияние существует. Мне сразу вспоминается история, как после тренинга по повышению эффективности, руководитель поставил громкий звуковой сигнал (стресс для работников), который включался, когда кто-то халтурил. Чувствуется влияние классического бихевиоризма и учения о формировании условных рефлексов. Возьмём ситуацию до и после тренинга. У руководителя изменилось понимание своих подчинённых. Как следствие, поменялись условия труда. У рабочих захотели сформировать условный рефлекс, как в экспериментах с собаками. А причиной послужило авторитетное мнение тренера, к которому прислушался руководитель предприятия. И хотя, я не думаю, что тренер был представителем науки, всё же это хороший пример, когда отсутствие знаний о человеке порождает доверчивость к авторитетам и слепое следование их советам.

Так кто же такой психолог в современном обществе? Что такое наука психология в представлении современных людей?

Может быть Психолог, - человек, «видящий людей насквозь», или Психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями? Наверное это мифы, но мифы рабочие и живущие в головах у людей непосвящённых. Однако многое он действительно может видеть лучше, чем большая часть тех, кто психоло­гией не занимается - поскольку психолог специально об этом размышляет, это исследует и с этим работает; о чем-то может лучше рассказать - поскольку «знает психо­логические слова», с помощью которых можно обозначить те или иные события, относящиеся к миру психических явлений. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). Всё это говорит об особом авторитете психолога и особой ответственности. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более работоспособным и устой­чивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало. Кроме того, психолог, хочет он того или нет, часто выступает для тех, с кем работает, некоторой «моделью оптимального челове­ка»; на него ориентируются; стало быть, он должен чувст­вовать ответственность и в этом плане. - (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций).

Каждый из нас учится понимать других людей, с самого рождения. Мы подражаем, запоминаем, выводим закономерности. Некоторые достигают в этом больших успехов. Чем отличается житейский опыт от профессиональных знаний? У Юлии Борисовны Гиппенрейтер есть хорошие примеры: 1) Психолог-профессионал поддерживает связь со сво­ими коллегами, а также - с бывшими сокурсниками, пре­подавателями, со смежными специалистами и т. п. Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий (своевременно узнавать о новинках психологии), обмени­ваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные кон­такты, наконец, просто получать морально-эмоциональ­ную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких-то неудач и трудностей. Естествен­но, всего этого лишен психолог-«любитель». 2) Особый профессиональный такт и следование профес­сионально-этическим нормам у психолога-профессионала. «Любитель» часто бывает невоспитан, в разговоре пе­ребивает другого человека и, главное, лишает его права са­мостоятельно решать свои проблемы (главный лозунг «эффективного» «любителя» - «Будь спокоен! Положись на меня!»... «Но и не мешай, не перечь мне!»...). Задача же хорошего психолога - создать условия для самостоятель­ного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале - научить его вообще обходиться без психолога, как бы парадоксально это ни казалось... Именно в этом проявляется настоящее уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем.

Возникает гипотеза, что хороший психолог - это человек, которого в итоге нет. Заметьте, только в итоге, к которому ещё нужно придти. Обладая разносторонними знаниями и подходами он выбирает оптимальный путь для решения задачи. Быть может, самое страшное для психолога - превра­титься в узкого специалиста, способного лишь проводить отдельные «методики» или умеющего читать лишь конк­ретные «курсы» и «спецкурсы», но не понимающего, что происходит в окружающем мире... Известный американ­ский социолог Р. Миллс писал о том, что именно общественные проблемы часто лежат в основе личных забот и трудностей многих людей, поэтому «...задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей, за­ключается в том, чтобы постоянно превращать личные не­взгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума» (Миллс, 1959).

Есть, однако, ещё несколько существенных различий между житейским и профессиональным опытом. В житейском опыте мы опираемся преимущественно на эмпирические обобщения, то есть на обобщения, основанные на непо­средственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений, тогда как наука ориентирована на теоретические обобщения, опирающиеся на скрытые суще­ственные свойства, выходящие за рамки непосредствен­ного наблюдения и требующие введения некоторых до­полнительных принципов (тех самых гипотез обобщаю­щего характера, о которых мы говорили). Несколько огрубляя ситуацию, можно привести такой пример: кит и акула для нас ближе, чем кит и дикобраз, хотя в зоологической систе­матике, основанной не на внешних признаках (форма тела, наличие плавников) или общности среды обитания, а на теории происхождения видов, это не так. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). Можно заметить, что существует тенденция к увеличению дистанции между психологами-любителями и психологами-профессионалами. Психолог-любитель будет стремиться к центрированию ситуации на себя, а психолог-профессионал будет стремиться к центрирированию ситуации вне себя. Первый будет основывать свои действия на собственном опыте, второй будет пытаться синтезировать собственный опыт с имеющимися научными знаниями.

Справедливости ради, стоит отметить, что психологи делятся на исследователей и практиков. На людей, получающих и систематизирующих научные знания, и тех, кто применяет эти знания в практических областях соответственно. На мой взгляд, наиболее удачно психология может использоваться на стыке разных дисциплин: психология-журналистика, психология-программирование, психология-медицина, психология-юриспруденция, психология-организация, психология-маркетинг и т.д. Вспоминая книгу Анатолия Константиновича Сухотина - "Парадоксы науки" , хочется выделить, что многие полезные открытия действительно были сделаны специалистами, которые находились на пересечении разных дисциплин. Новое появляется ныне обычно в пограничных районах на стыке проблем и направлений. Сплошь и рядом трудно определить, где кончается одна отрасль и начинается другая. Так, И. Кеплер проявил качества врача, когда в 1611 году создал целое учение о диоптике глаза. Это мудреное медицинское название (оно происходит от греческих слов "диа" - "сквозь" и "оптоман" - "смотрю") означает не что иное, как науку о близорукости, точнее, о причинах близорукости. И. Кеплер установил, что четкое изображение увиденного - заслуга сетчатки глаза. Но это лишь в том случае, если световые лучи, проходя хрусталик и преломляясь в нем, пересекутся как раз на сетчатке. Если же хрусталик остается в сильно выпуклом состоянии, фокус окажется чуть впереди. Тогда изображение получается расплывчатым. Добавим, что в случае дальнозоркости хрусталик, наоборот, слишком растянут и фокус оказывается позади сетчатки. Определенно в разработке причин близорукости И. Кеплером решающую роль сыграло именно то, что он - астроном-наблюдатель - хорошо знал устройство телескопа. Очевидно, аналогия глаза с оптической системой и навела ученого на мысль объяснить нарушение зрения подобным образом. Ещё одним хорошим примером считаю современное проектирования интерфейсов для сайтов, так называемое юзабилити, которое трансформировалось из инженерной психологии. Был государственный заказ на изучение взаимодействия человек-машина или человек-машина-человек, в результате которого было наработано большое количество научного и практического знания. Позже эти знания начали появляться в гражданских сферах деятельности, и, в том числе, почти спустя век, в проектировании интерфейсов для сайтов.

Заканчивая данную публикацию я хотел бы подчеркнуть, что психология выделилась из философии, но не разорвала с ней отношений. А первая экспериментальная лаборатория в Лейпциге была открыта физиологом, что означает её родство с естественными науками. Современный социум накладывает большой отпечаток на понимание и развитие самой профессии психолога, а роль психологов в формировании понимания человека и социума для меня остаётся загадкой. Нужно изучать жизнь отчественных и зарубежных психологов, чтобы сопоставлять социальные явления с конкретными позициями специалистов. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) сказал: «У психологии краткая история, но долгое прошлое».


Предприятие как самостоятельный субъект экономики может успешно функционировать лишь во взаимодействии с многочисленным рядом других социально-экономических и природных объектов. Это в первую очередь обусловлено главным предназначением предприятия как производителя продукции для удовлетворения общественных потребностей, а также тем, что предприятие использует в качестве ресурсов средства труда, предметы труда и сам труд, привлекая их извне.
Часть из взаимодействующих с предприятием объектов находится полностью за пределами предприятия, часть - пересекается с данным предприятием, а часть может рассматриваться как находящаяся внутри предприятия. Это не должно удивлять или вносить путаницу в представления о предприятии. Дело в том, что одни и те же объекты могут порой рассматриваться в различных пространствах. Так, гражданин, для которого данное предприятие выступает основным местом работы и который тем самым должен, с одной стороны, рассматриваться как часть предприятия, подчиняться его внутреннему распорядку и традициям, является, с другой стороны, самостоятельным субъектом общества, имеет в этом качестве свои права и обязанности, поддерживаемые общегражданскими институтами.
Каковы типы взаимосвязей предприятия с другими объектами, состав этих объектов и их роль в деятельности предприятия? От ответа на этот вопрос зависит политика предприятия, направления реформы предприятий и, в конечном счете, выбор желаемой институциональной структуры экономики в целом.
Разнообразные взаимодействия предприятия с другими объектами можно разделить на три группы:
¦ сетевые взаимодействия, реализуемые в виде относительно устойчивых потоков в товарно-финансовых сетях между конкретными экономическими субъектами или их фуппами;
  • средовые- взаимодействия с социально-экономической средой, т.е. неопределенным и/или не постоянным множеством адресатов;
  • социальные - взаимоотношения между предприятием и отдельными гражданами или ограниченными социальными группами.
Суть излагаемой в данной главе концепции предприятия состоит в предположении о достаточно жесткой и специфической «включенности» практически каждого предприятия в структуру сетевых и социальных связей на фоне средовых влияний. Эти связи формируют институциональные ограничения для краткосрочного поведения каждого конкретного предприятия и, в свою очередь, в долгосрочном аспекте становятся объектом совокупного влияния деятельности всех предприятий.
Перед тем, как перейти к основному предмету данной главы - анализу сетевых взаимодействий предприятия, остановимся кратко на средовых и социальных его взаимодействиях.
Начнем с взаимодействия предприятия с окружающей социально-экономической средой. С одной стороны, на деятельность предприятий влияет нормативно-правовая и, более широко, вся институциональная среда данного государства. Кроме того, существенны такие факторы макроэкономической среды, как сложившиеся тенденции общеэкономического роста (спада), размах безработицы, динамика покупательной способности рубля, состояние природной среды, предпринимательский и инвестиционный климат, склонности населения к сбережениям и вложению в корпоративные ценные бумаги, отношение общества к труду, степень конфликтности или доброжелательности в обществе, приверженность моральным ценностям, дисциплинированность, уровень и степень самостоятельности и зрелости мышления индивидуумов, их политическая вовлеченность и ангажированность, другие характеристики общественного сознания и т.п. Это влияние осуществляется как через людей, являющихся работниками, покупателями или инвесторами предприятия, так и через другие факторы производства (качество, доставка, соблюдение контрактной дисциплины и Т.Д.).
С другой стороны, существует и обратное влияние предприятия (как института) на макроэкономические характеристики среды. Эти характеристики складываются из показателей макроэкономического состояния, институциональной структуры и экономической политики. Ясно, с одной стороны, что многие характеристики макроэкономических процессов, такие, как объем ВВП, промышленного производства, цены, степень занятости и др., представляют собой непосредственные функции (агрегаты) от показателей состояния микрообъектов - предприятий. С другой стороны, макроэкономическая политика любого более или менее демократического государства определяется общественным сознанием граждан (в зависимости от степени демократизации общества - руководителей государства или более широких слоев). В свою очередь, это сознание зависит от уровня интеллектуального развития населения, его социальной ответственности, способности к устойчивому выбору целей деятельности и целенаправленным действиям по их реализации, самостоятельности при формировании политических взглядов наряду с готовностью к конструктивному сотрудничеству при различии политических взглядов и других психологических факторов.
Переходя к социальным функциям предприятия (заметим, что функции и взаимодействия - понятия одного порядка, поскольку каждая функция представляет собой устойчивый поток взаимосвязей между данным объектом и другими), отчасти уже затронутых при рассмотрении средового влияния предприятия, отметим, что в условиях крутых общественных поворотов, социальной нестабильности предприятие как институт служит своеобразным «островком стабильности» в изменяющемся мире (не случайно один из английских терминов для обозначения предприятия «firm» имеет также значение «твердый», «устойчивый»). В условиях серьезных социальных пертурбаций именно предприятие для большинства людей с нормальным (не маргинальным) социальным статусом играет роль своеобразного «убежища». Дело даже не столько в оплате труда, с которой связана работа на предприятии, сколько в чувстве причастности к трудовому коллективу. Лишившись вместе с работой коллектива, окружения, человек (особенно воспитанный в условиях доперестроечного периода) остро ощущает отчуждение и одиночество. По сути возможность самореализации в труде, так же, как и самоуважение через уважение со стороны коллектива, выражают фундаментальные потребности и права человека. Традиции же и идеалы индивидуализма, которые помогают выжить безработным в западном мире, не имеют достаточной силы в России. (Отметим в этой связи, что на данной стадии развития российского общества безработице должно противопоставляться не просто предоставление какой-либо работы или пособия по безработице, а включение потерявшего работу и трудоспособного индивидуума в коллектив реально действующего предприятия с учетом того, что не каждое предприятие подходит для любого работника.)
В дореформенный период значительные усилия общества направлялись на воспитание уважения к «людям труда», в частности, к работникам сферы материального производства. Обратим внимание на то, что речь шла о труде как о процессе. В последнее время эта оценка уступила место иному комплексу отношений: смешанному с завистью преклонению перед «людьми результата», т.е. к людям, обладающим деньгами. В итоге истинное уважение как первичное признание объективной общественной значимости человека практически исчезло, что затрудняет принятие и реализацию общественно согласованных решений, приводит к необоснованной конфронтации «всех против всех». Сейчас необходимы экстренные меры по повышению престижа работника промышленности, воспитания в обществе уважения к производству как деятельности и к людям, его осуществляющим. Это должно делаться не за счет уменьшения уважения к другим профессиям, а за счет восстановления баланса.
Важную роль в этом процессе должны сыграть взаимодействия между нанимателями и работниками предприятия, представляющие собой своеобразную модель взаимоотношений в обществе. В западной литературе по менеджменту различаются два альтернативных подхода к взаимоотношению работника и предприятия. Первый из них получил название «философия контракта», второй - «философия судьбы». Согласно первому подходу единственное, что связывает работника и фирму, - это контракт. То, что находится за его (и, разумеется, общего законодательства) пределами, несущественно и не подлежит выполнению. Согласно второму подходу работника и фирму связывает не столько контракт, сколько общая судьба. Будущее фирмы зависит от действий сотрудника, а будущее сотрудника - от процветания фирмы. Сам контракт играет подчиненную роль, устанавливая лишь факт приема на работу. Примерами первого подхода обычно считаются американские предприятия с их четкими инструкциями для персонала и ограниченными взаимоотношениями с коллективом и руководством. Пример второго подхода доставляют японские предприятия, где неопределенность инструкций персоналу с лихвой компенсируется горизонтальным взаимопониманием (порой бессловесным), моральной ответственностью, чувством коллектива.
По нашему мнению, ни одна из этих форм социальных отношений на предприятии не свойственна типовому отечественному предприятию. Принадлежность к коллективу не рассматривается как «судьба», т.е. долговременное и непреоборимое обстоятельство, а контракт (причем обеими его сторонами - как работодателем, так и работником) не рассматривается как обязательное руководство к действию. Для взаимоотношений между работником и предприятием в российских условиях наиболее характерной является своеобразная «философия гостя». Суть ее состоит в следующих особенностях взаимоотношений в треугольнике «работник - коллектив - директор»:
  1. принадлежность к данному коллективу является (в отличие от первой модели) важным для данного периода, но временным (в отличие от второй модели) фактором;
  2. обязательства работника по отношению как к коллективу, так и к руководству аналогичны отношениям участника застолья к собравшимся и к хозяину квартиры: членство в коллективе не накладывает безусловных обязательств на работника, но со стороны коллектива должно быть проявлено уважительное отношение; руководитель поначалу пользуется уважением со стороны работника ввиду статусного распределения ролей, однако очень быстро это распределение стирается, и статус перестает действовать;
  3. в свою очередь, руководитель не считает работников незаменимыми и допускает поступки, противоречащие трудовому договору (контракту). Однако по отношению к коллективу в целом директор считает неудобным без крайней нужды предпринимать действия, явно направленные против коллектива.
Сказанное не означает, что поведение работника, коллектива и руководства полностью отвечает одному их трех перечисленных вариантов. На поведение накладываются разнообразные ситуационные особенности, влияют черты характера работника и руководителя, традиции коллектива. Однако в основе исходного осознания ситуации лежит именно «философия», т.е. способ восприятия себя в окружающем мире. \"
Однако ни «философия гостя», ни (в значительной степени противоположная ей) «философия хозяина», о которой в восторженных тонах много говорилось в начале перестройки, не отвечают требованиям современного производства. Кроме того, они не отвечают нормам восприятия себя в окружающем мире, присущим демократическому и социально ориентированному обществу, а их воспроизводство через внутрифирменные отношения затрудняет переход к обществу такого типа. Поиск концепции взаимоотношений работника и предприятия, в наибольшей степени отвечающей особенностям отечественного менталитета, национальным традициям и стоящим перед российским обществом актуальным задачам должен быть, по нашему мнению, продолжен в направлении, приближающемся к «философии судьбы». Представляется, что такой подход не противоречит демократическим основам общества (речь не может идти об административном «прикреплении» работника к предприятию), но усиливает взаимную ответственность физических и юридических лиц, способствует консолидации общества.
Перейдем теперь к анализу сетевых взаимоотношений предприятия с внешними объектами. Сетевые взаимодействия предприятия могут быть классифицированы в зависимости от характера сетевого потока (материальный, финансовый, информационный), положения объекта в сети (смежный, связанный через посредство других объектов) и «направления тяги» (функции спроса и предложения). Среди сетевых адресатов предприятия - поставщики, покупатели, предприятия - технологические доноры, предприятия - технологические реципиенты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, авторы организационнотехнологических инноваций, инвесторы, финансово-кредитные учреждения, налоговые органы и др. Все эти объекты можно объединить словосочетанием «лица, заинтересованные в деятельности предприятия». В западной литературе это соответствует расширенному пониманию термина «stakeholders».
В сетевом ракурсе предприятие можно представлять как один из узлов многомерной паутины, связывающей различных институциональных агентов. Нитями, связующими этих агентов, служат разнообразные ожидания, в том числе ожидания по отношению к данному предприятию. Эти ожидания иногда принимают форму предложений или требований; соответственно, предприятие также ожидает от других субъектов проявления спроса на продукцию или ценные бумаги, предложения факторов и т.д. Существенно, что все отношения предприятия с заинтересованными лицами носят взаимный характер. Почти любое предприятие, едва появившись, оказывается в фокусе многочисленных ожиданий со стороны самых различных экономических субъектов (по отношению к предприятию «Рога и копыта» это явление ярко описано в «Золотом теленке» И. Ильфа и Е. Петрова). Для структур взаимных ожиданий не являются преградой стены предприятия: отдельные подсистемы и работники предприятия также связывают с внешними объектами свои ожидания и выступают адресатами их ожиданий. Иногда эти ожидания формулируются в явном виде (скажем, со стороны работника при найме на работу), иногда носят скрытый характер (снова вспомним истинную, но тайную от внешнего глаза причину создания «Рогов и копыт»).
В стратегическом плане возникают две конфигурации ожиданий: одна отражает ожидания агентов, направленные на предприятие и внутрь него, другая отражает ожидания предприятия от соответствующих субъектов. При этом степень близости внешних и внутренних ожиданий в значительной степени определяет судьбу и успех предприятия.
Есть основания полагать, что сами ожидания в отношениях между субъектами играют в российской экономике более значимую роль, чем в экономике многих других стран. Преувеличенные ожидания свойственны психологическим особенностям российского человека вообще и предпринимателя в частности (вспомним понятие «авось» - по существу завышенные ожидания от природы, удачного стечения обстоятельств: желательного поведения людей; традиционный «идеализм» русской классической литературы и ее положительных героев; знаменитое «сначала надо ввязаться в драку....», надежды на «царя-батюшку» и т.п.). Если в западной теоретической литературе понятие «рациональные ожидания» рассматривается как естественная экстраполяция предсказуемых тенден- циальных изменений, то для российского менталитета скорее свойственны неоправданно завышенные «иррациональные ожидания», адресуемые как самому себе, так и внешним обстоятельствам. Наличие неоправданных ожиданий поддержки предприятия государством, администрацией города и т.п. неоднократно отмечалось при опросах директоров предприятий; в некоторых случаях понятие ожиданий используют для объяснения сохранения директорами избыточного коллектива предприятий.
Каков же состав множества социально-экономических агентов, наиболее тесно связанных с данным предприятием?
Среди внешних сетевых объектов ожиданий предприятия - поставщики, покупатели, предприятия - технологические реципиенты и доноры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, авторы организационно-технологических инноваций, инвесторы, финансово-кредитные учреждения, налоговые органы и др. (нелишне будет упомянуть в этом перечне и «крыши» - криминальные образования, обеспечивающие криминальную же, а порой и экономическую, безопасность предприятий). Предметами ожиданий являются спрос на продукцию предприятия, предложения факторов производства и услуг, новых технологий, инвестиций и т.д. В табл. 2 перечислены экономические агенты, наиболее тесно связанные с предприятием, а также ожидания, связывающие предприятие с этими агентами или их группами. В список агентов-stakeholders условно включено и само данное предприятие, которое также предъявляет определенные целевые требования (выраженные в виде ожиданий) к ходу и результатам своей деятельности. Обобщенно их можно охарактеризовать как наличие в каждый момент времени потенциала, обеспечивающего будущее функционирование предприятия. При этом в понятие потенциала включаются (с теми или иными приоритетами) как активы предприятия, так и позитивные характеристики его рыночного положения, накопленный опыт и т.д.
Таблица 2
Взаимные ожидания предприятия и различных субъектов экономики
Экономические субъекты и их группы Ожидания, испытываемые субъектом (группой субъектов) по отношению к предприятию Ожидания, испытываемые предприятием по отношению к субъекту (группе субъектов)
1 2 3
Население и его отдельные группы (реальные, потенциальные и бывшие работники предприятия, члены их семей, собственники, инноваторы, владельцы финансовых средств, другие граждане, общество в целом) Занятость
Средства к существованию Возможность самореализации в процессе труда Возможность самореализации в коллективе
Уважение со стороны коллектива
Материальная и моральная поддержка в чрезвычайных ситуациях
Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие
Спрос на организационно-технологические новшества Учет интересов общества
Привлечение рабочей силы
Спрос на товары и услуги предприятия Предложение инноваций Привлечение средств населения через ценные бумаги
Преданность работников корпоративным интересам
Признание общественной ценности предприятия
Поддержка в чрезвычайных ситуациях
Другие предприятия (реальные и потенциальные партнеры, конкуренты, собственники, обладатели новых технологий, свободных финансовых и иных ресурсов) Спрос на товары и услуги другого предприятия Привлечение кадров, получивших опыт работы на данном предприятии Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие
Спрос на новые технологии другого предприятия
Спрос на товары и услуги данного предприятия Привлечение кадров, получивших опыт работы на другом предприятии Получение доходов от средств, вложенных в другое предприятие Спрос на новые технологии данного предприятия
Банки Спрос на банковские услуги Депозитно-расчетное и кредитное обслуживание
Научно-исследовательские и опытноконструкторские организации Спрос на НИОКР Предложение НИОКР

2 3
Учебные заведения Спрос на выпускников Предложение
специалистов
Налоговые органы Своевременная уплата налогов Предоставление налоговых льгот и отсрочек
Данное предприятие Создание и расширение социально-экономического потенциала развития предприятия
Закрепление и совершенствование технологических навыков, передача производственного опыта
Создание и расширение социально-экономического потенциала развития предприятия Закрепление и совершенствование технологических навыков, передача производственного опыта
Федеральные и местные органы исполнительной и законодательной власти Обеспечение достаточного объема налоговых поступлений для формирования федерального и местных бюджетов Бюджетное финансирование предприятия Создание и поддержание внешних условий деятельности предприятия
Федеральные органы отраслевого регулирования Реализация отраслевой политики государства Информационная
поддержка
Координация деятельности с другими отраслями

Мы видим, что предприятие находится в фокусе ожиданий многочисленных агентов (перечень которых далеко выходит за пределы поставщиков ресурсов и потребителей продукции предприятия) и само возлагает существенные ожидания на этих агентов. При этом сетевые функции предприятий порождают потоки не только материальных и финансовых ресурсов,но и потоки взаимных обязательств и ответственности, которые предприятия генерируют и поддерживают, обеспечивая тем самым целостность страны как народнохозяйственного и социального комплекса. Эти потоки обязательств и ответственности, транслируемые через руководство предприятий на их трудовые коллективы, активно участвуют и в формировании гражданского общества.
В качестве примера такого влияния можно привести недавний «кризис неплатежей». Это явление и экономический спад не случайно соседствуют во времени. При этом неплатежи не следует

трактовать как результат рецессии. Наоборот, неплатежи являются одним из мощных факторов экономического спада. Сам же платежный кризис - это проявление снижения социальной ответственности и деконсолидации общества. «Регрессивная цепочка» причин и следствий выглядит следующим образом:

  • государство снимает с себя ответственность за экономическое состояние страны («уходит из экономики»);
  • предприятия снимают с себя ответственность за исполнение обязательств перед потребителями и поставщиками;
  • развивается платежный кризис; возникает цепная реакция распространения бартера и других неплатежных средств проведения трансакций;
  • утрачивается возможность инвестиций в воспроизводственные процессы; происходит «проедание» производственного аппарата;
  • создаются долговременные предпосылки экономической рецессии.
В свете данной концепции становится ясно, что в сложившееся к настоящему времени кризисное состояние экономики основной вклад внес не столько пресловутый «разрыв хозяйственных связей» и последовавший за ним «кризис неплатежей» (что соответствует сетевой дисфункции предприятий), сколько значительно более влиятельный, имеющий более долгосрочные последствия, хотя и значительно менее видимый «разрыв социальных связей», социальная деструктуризация общества, вызванная средовой и социальной дисфункцией предприятий.
В табл. 2 были представлены взаимоотношения предприятия с рядом наиболее тесно связанных с ним объектов. Однако следует учесть, что сами эти объекты находятся в определенных взаимоотношениях между собой. Для отражения этой картины более адекватной, чем табл. 2, выглядит предлагаемая ниже схема «перекрестных ожиданий». Данная модель может быть представлена с использованием так называемого межобъектного «баланса ожиданий» - квадратной таблицы «шахматного» типа, множество строк и столбцов которой одно и то же и соответствует множеству наименований контрагентов предприятия, включая само предприятие (под номером 1), его менеджмент и коллектив (в принципе имеет смысл включение в такую схему даже каждого работника, однако это требовало бы существенно большего места). В недиагональные клетки таблицы помещаются ожидания агента соответствующей данной клетке строки, предъявляемые к агенту соответствующего данной клетке столбца. В частности, в клетках первого столбца, начиная со второй, помещаются ожидания каждого из субъектов, предъявляемые к предприятию. В клетках первой строки, также начиная со второй клетки, помещаются ожидания предприятия, предъявляемые к соответствующему субъекту. Поскольку взаимоотношения между социально-экономическими субъектами обычно асимметричны, ожидания субъектов, адресуемые друг к другу, обычно не совпадают, хотя и могут быть сформулированы с помощью близких терминов, матрица также не является симметричной. Содержание диагональных клеток -«ожидания, предъявляемые субъектом к самому себе», т.е. по существу - цели или установки, к реализации которых стремится субъект. Ниже приводится фрагмент таблицы, в которой отражены не столько сами ожидания экономических субъектов друг относительно друга, сколько основные проблемы, связанные с нарушением взаимных ожиданий предприятия и его контрагентов. По нашему мнению, именно эти проблемы служат первоосновой неблагоприятного состояния межсубъектных обменов, а по существу и экономики в целом.
Если зафиксировать состав экономических объектов различного уровня, то множество реальных экономических проблем, стоящих перед различными субъектами экономики, можно (в некоторой степени условно) разделить на следующие группы: внутренние проблемы функционирования (создания, ликвидации) данного субъекта, т.е. проблемы, возникновение которых связано главным образом с взаимодействием внутренних частей и элементов субъекта и рассмотрение которых требует приоритетного учета целостности данного объекта; пример внутренней проблемы предприятия - эффективное управление с учетом особенностей современных условий; внешние проблемы бинарного типа, т.е. проблемы, суть которых связана главным образом с взаимоотношениями между двумя экономическими или социальными субъектами; пример такой проблемы - нарушение ожиданий, связанных с выполнением взятых на себя покупателем или продавцом обязательств; внешние проблемы я-арного (многостороннего) типа (п gt; 2), т.е. проблемы взаимоотношений между тремя и более субъектами; например, проблемы образования, управления и устойчивости финансовопромышленных групп. \"
В табл. 3 представлен фрагмент попытки такой структуризации применительно к проблемам предприятия. В заголовке и боковой части таблицы представлено (одно и то же!) множество социальных и экономических объектов, наиболее важных в контексте анализа ожиданий предприятия, а на пересечении столбца и строки записаны проблемы, возникающие в ходе реализации этих ожиданий. В список заинтересованных лиц и их групп не включен целый ряд значимых для предприятия агентов, как внутри (руководитель предприятия, члены совета директоров и др.), так и вне предприятия (банки, региональная администрация, федеральные органы и т.д. Нет в таблице и важных для анализа институциональной роли предприятия разного рода посреднических элементов, чья роль в экономике становится все более значительной.
N
п/п
Экономические субъекты и подсистемы Данное
предприятие
Отрасль-
потребитель
Отрасль-
поставаик
Данная
отрасль
Участники
фондового
рынка,
акционеры
Коллектив
предприятия
Менеджмент
предприятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Данное
предприятие
Цели, проблемы и стратегия деятельности предприятия Спрос. Платежная дисциплина Вертикальная интеграция Маркетинг. Информированность предприятия о рынке Контрактная дисциплина. Качество (сырья, оборудования) Цены. Условия платежей Горизон
тальная
интеграция
Конкуренция
Ликвидность
акций
предприятия. Инвестиции. Участие акционеров в управлении
Цэоизводи-
тельность
труда.
Трудовая
дисциплина
Цели менеджмента Квалификация
менеджмента
Дисциплина
менеджмента
2 Отрасль-
потребитель
Контрактная дисциплина. Качество (продукции). Цены производителя, посредника Проблемы внутриотраслевой координации. С ырьевая конкуренция Ценовой сговор Межотраслевые потоки Межотраслевой баланс Межотраслевые товарнофинансовые потоки. Отраслевая вертикальая интеграция Котировка
акций
Солидар
ность
трудовых
коллективов
Коррупция
менеджмента
предприятия
3 Отрасль- постав пик Спрос.
Финансовое
состояние
предприятия
Платежная
дисциплина НГП
Цены
Инвестиции,
Межотраслевые потоки. Межотраслевой баланс Г^юблемы
отраслевой
координа
ции.
Сбытовая
конкуренция.
Ценовая
политика
Межотраслевые товарнофинансовые потоки. Отраслевая вертикальная интеграция Котировки
акций,
вторичная
эмиссия
Солидар
ность
трудовых
коллективов
Коррупция
менеджмента
предприятия

1 2 3 4 5 6 7 8 9
капитальное
строительство
4 Данная
отрасль
Цюблемы внутриотраслевой координации и конкуренции Межотраслевые потоки. Межотраслевой баланс.
Межотраслевая
интеграция
Межотраслевые потоки Межотраслевой баланс Межотраслевая интеграция Проблемы функционирования и развития данной отрасли Котировки
акций,
вторичная
эмиссия
Отраслевое профсоюзное движение Горизонтальная группировка менеджеров
5 Участники
фондового
рынка,
акционеры
Дивиденды Участие акционеров в управлении Спрос
Платежная
дисциплина
Контрактная дисциплина Качество (сырья, оборудования) Цены. Условия платежей Поддержка
котировок
акций
предприятий
отрасли
Проблемы корпоративного фондового рынка. Ликвидность акций Производительность труда Трудовая дисциплина Участие акционеров в управлении Интересы и цели
менеджмента
6 Коллектив
предприя
тия
Занятость. Справедливая и
своевременная оплата
Спрос Платежная дисциплина. Вертикальная интеграция Контрактная дисциплина Качество (сырья, оборудования). Цаны. Условия платежей Отраслевое
профсоюзное
движение
Ликвидность
акций
Внутренние
проблемы
коллектива
Учет и защтта
интересов
коллектива
Продвижение
кадров
7 Менеджмент
предприятия
Система оплаты
труда
менеджеров
Перспективы
роста
Спрос Платежная дисциплина Вертикальная интеграция Контрактная дисциплина Качество (сырья, оборудования) Цены Условия платежей Отраслевая
группировка
менеджеров
Ликвидность
акций
предприятия Инвестиции. Участие акционеров в управлении
Управляе
мость
коллектива
Социальный статус и обеспечение менеджеров

160

Использование такой двумерной «шахматной» модели (табл. 3) в отличие от одномерной модели (табл. 2) позволяет ввести и исследовать понятия «прямых», «косвенных» и «полных» связей, аналогичных соответствующим понятиям, применяющимся при анализе межотраслевого баланса или, в более общей форме, в открытой модели «затраты - выпуск» Леонтьева. В проекции на «стратегическую» плоскость элементы табл. 3 образуют основу так называемой стратегической конфигурации, компоненты которой должны быть учтены при анализе стратегического потенциала и стратегии предприятия. Использование табл. 3 позволяет также строить стратегию предприятия исходя из комплексного охвата возможных реакций на стратегические решения и по существу составлять «стратегические маршруты», определяющие последовательность управления основными стратегическими факторами.
Как видно из табл. 2 и 3, система взаимных ожиданий (СВО) в принципе предъявляет практически к каждому предприятию требования учета интересов и потребностей весьма значительного количества субъектов, что делает поиск и принятие эффективных стратегических решений по внутренним и внешним вопросам управления достаточно сложными. Существующая на российских предприятиях в виде акционерных обществ структура распределения власти и управления между советом директоров, правлением и собранием акционеров не отвечает задачам создания баланса интересов и фактически поддерживает, как это не раз отмечалось, власть весьма ограниченного круга исполнительной дирекции. Если это так, то соответствующий отпечаток имеют и управленческие решения. Эмпирический анализ подтверждает этот вывод.
Итак, как мы видели, практически каждый действующий субъект экономики находится в фокусе ожиданий со стороны других субъектов и их групп и сам испытывает ожидания в отношении их поведения, возможной реакции на те или иные факторы, в том числе на свои собственные действия. Именно система взаимных ожиданий в совокупности с системой интересов, а не сам по себе институт «общественных институтов», служат базой для формирования (и, соответственно, объяснения) поведения экономических субъектов.
Рассматривая СВО более детально, можно убедиться, что каждый элемент этой системы характеризуется:

  • субъектом ожидания, т.е. лицом (фиксированной группой или неопределенным множеством лиц), испытывающим данный вид ожиданий;
  • объектом ожидания, т.е. лицом (группой, неопределенным множеством лиц или состоянием среды), от которых субъект ожидает тех или иных действий или другого изменения состояния;
  • предметом ожиданий, т.е. ожидаемым состоянием или действиями объекта ожидания;
  • степенью уверенности субъекта ожидания в реализации предмета надежд; -
  • вероятным временем исполнения ожиданий (лагом ожидания);
  • чувствительностью целевого (т.е. являющегося предметом интереса) поведения или состояния объекта ожиданий по отношению к тем или иным факторам, в том числе действиям субъекта ожиданий (эластичностью ожидания по факторам).
В целом, зафиксировав субъект или объект ожидания, можно говорить о конфигурации ожиданий как системе отношений на множестве других объектов, рассматривая каждое из них с точки зрения предмета, степени уверенности, лага и эластичности ожиданий.
В зависимости от типа объекта различаются сетевые и средо- вые ожидания. Если объект ожиданий - конкретное лицо или группа лиц (они могут быть идентифицированы пространственно или функционально), то следует говорить о сетевых ожиданиях. Если объект ожиданий - природные, непредсказуемые или неизвестные явления, касающиеся изменения среды функционирования субъекта, то такие ожидания относятся к средовым.
Весьма важной является еще одна из характеристик предмета ожиданий между экономическими агентами, на которой необходимо остановиться более детально. Речь идет о степени рациональности ожиданий.
В экономической теории наиболее известны два вида ожиданий в зависимости от их формирования: адаптивные и рациональные (см., например, ). Под адаптивными понимают ожидания, сформированные субъектом на основе предшествующих ожиданий с учетом их коррекции на уже известную величину ошибки предшествующего прогноза. Рациональные ожидания, напротив, основываются на всестороннем учете как прошлой, так и будущей информации, в частности, политики регулирования того фрагмента экономики, состояние которого является или влияет на предмет ожиданий. «Рациональность» ожиданий выражается здесь в том, что субъект не отказывается априори ни от какого источника информации и учитывает ее в соответствии с достоверностью и значимостью.
Позднее было предложено рассматривать и иррациональные ожидания, т.е. ожидания, формируемые на базе принципиально неполной информации, точнее, информации, из которой лицом, принимающим решение, сознательно исключена существенная часть. Например, если вам известно множество случаев, когда данное предприятие или банк не выполняли своих обязательств перед покупателями, то надежды на то, что в случае, когда клиентом планируете стать вы, обмана не произойдет, следует отнести к иррациональным. «Закрывать глаза» на возможные и неблагоприятные для данного субъекта исходы - значит находиться в плену иррациональных ожиданий.
Для формирования более операциональных определений было бы желательно дополнительнЬ уточнить понятия рациональных и иррациональных ожиданий, связав их с понятиями рационального и иррационального поведения экономических субъектов.
Напомним, что рациональным считается такое поведение субъекта, при котором он в каждой ситуации принятия решений осуществляет наилучший с точки зрения достижения определенной цели выбор из имеющихся у него возможностей. Насколько соответствует реальности предположение о рациональности поведения экономических агентов? Можно ли считать рациональным ожидание, что тот или иной субъект будет действовать рационально? По нашему мнению, ожидания такого сорта нельзя отнести к рациональным.
Дело в том, что в экономической реальности рациональность поведения реальных субъектов часто нарушается (по некоторым мнениям, она вообще редко встречается в реальности и должна рассматриваться исключительно как научная абстракция, см., например, ). Причины прежде всего коренятся в особенностях поведенческой психологии экономических субъектов. При этом дело здесь не только в неполноте имеющейся у субъекта информации и ограниченности возможностей ее переработки, как считает Г. Саймон. Даже предположив наличие полной и легко перерабатываемой субъектом информации, мы можем констатировать, по крайней мере, пять возможных психологических факторов, способных нарушить рациональность принятия решений и поведения субъекта.
  1. Нежелание и/или неготовность уяснить и сформулировать целевую установку в ситуации выбора («отвращение к целеполага- нию»).
Формулировка цели часто требует от индивидуума значительных и не всегда оправдываемых усилий и затрат. Для экономических субъектов - реальных физических лиц часто просто невозможно или затруднительно выразить истинную цель функционирования в экономической среде, которая позволила бы осуществлять сравнение альтернатив. Целенаправленное, последовательное поведение является уделом сравнительно небольшой части людей. Если же субъектом является организация (предприятие, банк и т.п.), то говорить о цели такого субъекта можно лишь условно.
  1. Нежелание осуществлять выбор или нерешительность в осуществлении выбора как действия, последствия которого нельзя обратить вспять («отвращение к необратимому выбору»).
Многим людям свойственно непреодолимое желание немедленно изменить сделанный выбор сразу после его осуществления. Чтобы понять такое поведение, следует учесть, что субъект лишается «свободы выбора» в тот же момент, в котором этот выбор сделан. Для свободолюбивых или нерешительных натур необратимые действия, в том числе выбор, крайне неприятны.
  1. Нежелание оставаться в пределах известного множества допустимых альтернатив («отвращение к границам»).
Будучи поставленными в положение буриданова осла, многие люди стремятся разорвать круг имеющихся альтернатив, вернуться «на шаг назад», на этап формирования альтернатив и изменить «поле выбора». Многие ощущают дискомфорт при приближении изнутри к границам множества допустимого выбора.
  1. Затруднения при сравнении альтернатив («отвращение к рейтинговой деятельности»).
Хорошо известны трудности субъективного формирования транзитивных отношений предпочтения на множестве подлежащих сравнению альтернатив. Некоторые индивидуумы обладают пониженной «разрешающей способностью» сравнения, и альтернативы кажутся им либо несравнимыми, либо неразличимыми.
  1. Нежелание остановиться на наилучшем варианте («отвращение к экстремизму»).
Выбор «наилучшего», экстремального варианта для многих индивидуумов представляется опасным, рискованным и не соответствующим их внутреннему побуждению. Как показывают психологические тесты, многие подсознательно стремятся к выбору варианта, находящегося «в верхней трети» шкалы оценок, но никак не наилучшего.
Все эти психологические факторы (в разной степени присущие различным субъектам, но в совокупности охватывающие своим действием, по-видимому, подавляющее их большинство) вынуждают думать, что рациональными следует считать ожидания, предполагающие лишь относительную рациональность поведения партнеров.
Перед тем, как ввести соответствующее понятие более строго, напомним понятие ограниченной рациональности поведения. Ограниченная рациональность предполагает выбор если не наилучшего - что может быть или недостижимо ввиду недостаточного информационного обеспечения выбора, или нежелательно ввиду необходимости слишком больших трансакционных издержек на анализ, отбор вариантов и реализацию выбора,-то одного из «удовлетворительных», т.е. достаточно близких в том или ином смысле к наилучшему из вариантов.
Заметим, что оба понятия - и рациональности и ограниченной рациональности поведения - носят, как легко увидеть, статический характер. Иными словами, рассматривается только сама ситуация выбора, в то время как предшествующие и последующие ситуации не входят в круг рассмотрения. Имеет смысл ввести еще одну версию понятия рациональности поведения, непосредственно связанную с динамическим, эволюционно-институциональным подходом к экономическим явлениям и процессам. Под процедурно рациональным понимается такое поведение субъекта, при котором выбор осуществляется в соответствии с некоторыми легко запоминаемыми и применяемыми правилами, усвоенными и закрепленными в предшествующем опыте индивидуума.
Процедурная рациональность в принципе не отвергает возможность выбора наилучшего или даже наихудшего варианта, однако считает экстремальные - наихудший и наилучший - варианты маловероятными объектами выбора. Дело в том, что, как правило, экстремальные варианты неустойчивы, не являются самоподдер- живающимися и не закрепляются при формировании «рутин» - стабильных в долгосрочном плане процедур принятия решений. Выражаясь биологическим языком, такие варианты выбора не дают «потомства» и не воспроизводятся при дальнейшем развитии системы. Это обстоятельство, интуитивно ощущаемое многими, делает более естественными некоторые средние варианты, дающие надежду на устойчивость. Следует еще учесть, что выбор экстремальных вариантов оказывается порой чересчур дорогостоящим для избирающего их субъекта, поскольку реализация таких вариантов требует переориентации имеющегося механизма функционирования, усилий по координации агентов, затрат на информирование, обоснование принимаемого решения и т.д. Вместе с тем «пассионарные», т.е. наделенные повышенной энергетикой субъекты, склонные к экстремистским действиям, иногда демонстрируют выбор и реализацию экстремальных вариантов. Выход за пределы естественного выбора происходит лишь при формировании «эволюционных прецедентов» - решений, сознательно направленных на устойчивое изменение сложившихся тенденций.
Если признать процедурную рациональность выбора наиболее реалистическим способом поведения, то рациональными в отношении партнера следует считать такие ожидания, которые предполагают его процедурно-рациональное поведение.
Как уже отмечалось, далеко не все ожидания охватываются рамками рациональных. Однако отказ от рациональных ожиданий может дорого обойтись для экономического субъекта. Если предполагать равновозможными все варианты действий партнера (заниженные ожидания), то для полной и эффективной защиты от любых негативных последствий его действий необходимы весьма высокие затраты (на сбор информации, охрану, составление и контролирование условий контрактов и т.п.). Подобным же образом неучет возможностей оппортунистического поведения (завышенные ожидания) может потребовать высоких издержек для ликвидации негативных для данного субъекта последствий. Таким образом, рациональность ожиданий - в каком-то смысле самая дешевая экономическая политика.
Если речь идет о средовых ожиданиях, то, поскольку изменение состояний среды не имеет целевой направленности, сравнивать их можно лишь по «степени благоприятности» для данного субъекта. Оценивая будущее состояние среды в условиях неопределенности, он ориентируется на ту или иную степень благоприятности исходов. Упрощая картину, можно говорить о минимально, средне или максимально благоприятном для данного субъекта состоянии среды. В этих условиях рациональность субъекта ожиданий проявляется в том, что он предполагает некоторый средний (но не минимальный и не максимальный!) уровень благоприятности будущего состояния среды.
Таким образом, рациональные ожидания связаны с надеждой на процедурно-рациональное поведение партнеров и отказом от ориентации на наилучшее для субъекта ожиданий сочетание неопределенных факторов. Напротив, ожидания, априорно рассчитанные на экстремальное или иррациональное поведение партнеров, следует считать иррациональными.
В качестве примеров субъектов, склонных к иррациональным ожиданиям, можно привести Манилова и Собакевича - полярных в каком-то смысле персонажей повести «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Если Манилов (в согласии со своей фамилией) демонстрирует завышенные и чрезмерно оптимистические ожидания, то Со- бакевич, напротив, исключительно негативно относится ко всем известным ему гражданам города, и его ожидания очевидным образом занижены.
Степень уверенности предприятия в реализации объектом адресованных ему ожиданий колеблется в зависимости от контрагента от минимального уровня до полной уверенности (зачастую такого рода ожидания оказываются неоправданными).
Лаг ожиданий в деятельности предприятий по отношению к внешним объектам обычно не превышает года, по отношению к внутренним - носит более долгосрочный характер. (По той же причине, по которой большинство внешних контрактов предприятия носит специфицированный и краткосрочный характер, а большинство внутренних - слабоспецифицированный и долгосрочный.)
Ожидания являются одним из мощных факторов формирования (заметим - и функционирования) современного рынка. Однако, по мнению Л, Мясниковой , данный фактор выступает как равноправный с информационным фактором, причем если последний действует через сознание экономического агента, то первый - через подсознание. Нам представляется, что оба эти фактора действуют и на сознательном и на подсознательном уровне, причем ожидания определяют потребность в той или иной информации, в то время как информация, в свою очередь, оказывает влияние на формирование и коррекцию ожиданий. Соотношение между СВО и информационным полем примерно такое же, как между знаниями и данными. Ожидания определяют каналы получения данных, а те, в свою очередь, пройдя определенный процесс и период накопления, формируют новые каналы-ожидания.
Ожидания формируют не мотив поведения (эту функцию исполняют интересы), а лишь контекст появления того или иного мотива, т.е. среду и ограничения на формирование поведенческих мотивов.
Говоря о предмете ожиданий, составляющих основу СВО, можно отметить, что по большей части предметом ожиданий является не столько сама реакция того или иного экономического субъекта на те или иные факторы, в том числе на поведение самого ожидающего субъекта, сколько границы, предельные характеристики такой реакции. Система взаимных ожиданий нарушается, если поведение выходит за предполагаемые границы. Важно понимать, что при этом нарушение СВО в пределах одной бинарной связи может вызвать цепную реакцию нарушений (в качестве примера напомним цепную реакцию обманутых ожиданий из известного стихотворения Е. Евтушенко «Со мною вот что происходит...»). Поэтому в обычной обстановке СВО поддерживается мощным институциональным аппаратом, обеспечивающим ее устойчивость. В условиях экономического кризиса СВО подвергается тяжелым испытаниям.
Следует, наконец, сказать и о том, что систему взаимных ожиданий вовсе не следует воспринимать как некое прокрустово ложе экономики, ограничивающее инициативы экономических агентов. Скорее ее можно сравнить с сетью дорог, проложенных в труднопроходимой местности и облегчающих передвижение. Можно сойти с дороги, но тогда передвижение замедлится и станет дорогостоящим. В.М. Полтерович приводит пример формирования институциональной нормы, рассматривая поведение группы мотоциклистов в необжитой, но обустроенной дорогами местности. Часть мотоциклистов предпочитает левостороннее движение, часть - правостороннее. После первоначального-хаоса должно установиться равновесие на базе формирования правил дорожного движения (каких именно - зависит или от преобладания «лево-» или «правосторонних» мотоциклистов или от случайного стечения факторов, вызвавших очередную аварию и/или определивших ее воздействие на мотоциклистов). При этом каждый участник движения ожидает от других следования этой норме, а нарушение этих ожиданий хотя бы одним мотолюбителем может оказаться не только гибельным для него и других участников движения, но и разрушительным для всей рассматриваемой СВО. Поэтому-то обычно присущая СВО слабая устойчивость компенсируется соответствующими институциональными мерами: появляются законы и регулировщики, следящие за их соблюдением.
Вообще говоря, имеет место следующая закономерность: чем слабее система взаимных ожиданий, тем более сильной должна быть институциональная структура, требующаяся для сохранения стабильного развития общества.
Существенной частью системы взаимных ожиданий является, как упоминалось выше, система взаимного доверия (СВД). По существу доверие одного экономического субъекта по отношению к другому представляет собой ожидание добросовестного (неоппортунистического) поведения последнего в ситуации, когда первый субъект добровольно поставил достижение своих интересов в зависимость от действий второго субъекта (например, передал свои средства в доверительное управление). Нет нужды подробно останавливаться на роли доверия в системе экономических взаимоотношений в рыночной экономике. Доверие инвесторов к структурам-реципиентам, граждан - к руководителям государства, работников предприятий - к их директорам и другие аспекты влияния «фактора доверия» на экономику детально рассмотрены в работе . В этой работе Б.З. Мильнер справедливо отмечает, что «укрепление доверия между экономическими партнерами - прямой путь к снижению совокупных общественных издержек». При этом «для завоевания доверия требуется достаточно много времени и существенных доказательств искренности намерений, добросовестности действий, правомерности принимаемых шагов и решений», в то время как «доверие может быстро сменяться недоверием даже при незначительных сбоях». Таким образом, система взаимного доверия как часть системы взаимных ожиданий (кстати говоря, далеко выходящая за пределы подсистемы рациональных взаимных ожиданий) - весьма хрупкая и вместе с тем дорогостоящая для общества структура, так что обращаться с ней следовало бы крайне осмотрительно. К сожалению, на практике социально-экономическая политика на всех уровнях управления - от предприятия до государства в целом - не учитывает необходимость поддержания и укрепления системы взаимного доверия рыночных агентов и системы взаимных ожиданий, основанных на взаимном доверии.


Статья от Александра Шевкопляса

В этой статье поговорим о взаимодействии человека с другими людьми и о возможности смены своего восприятия, влияющие на поведение окружающих людей.

Изменение мира и изменение другого существа связаны с интересами многих существ.

Например, человек хочет быстро бегать. Пространство вариантов будет содействовать его желанию, улучшая его физическую форму, здоровье и, возможно, даже конструкцию тела.

Но, если человек хочет бегать быстрее, чем другое существо, то реализация такого желания задевает интересы этого существа, равновесие и гармонию мира, а может и разрушить мир.

Так, если волки станут бегать быстрее зайцев, то зайцев вскоре не останется.

Пространство вариантов не содействует выполнению желания, если оно прямо связано с интересами других существ. Каждое существо вправе проецировать изменения только своей линии жизни.

Создавая мыслеформу, в которой вы имеете преимущество перед другим существом, вы создаёте на своей линии жизни негативный (принижающий его свойства) образ этого существа.

Подсознание этого существа автоматически симметрично ответит вам, создав ваш негативный образ на своей линии жизни, и этим нейтрализует вашу проекцию.


Любые проблемы и достижения человека в обществе, так или иначе, рождаются в отношениях с людьми, будь то личные отношения или деловые. Общественная природа человека предполагает его взаимодействие с другими членами общества.

Можно ли использовать содействие подсознания и информационного поля пространства вариантов в отношениях с людьми?

Трудность использования мысленного образа модели будущего заключается в том, что это неощущаемый процесс, его трудно подчинить воле и контролировать.

Существует ряд способов влиять на других людей, используя силы пространства вариантов. Влиять через пространство вариантов на других можно только косвенными мыслеформами, для этого:

  • Проецировать собственные ощущения действия другого человека на себя.
  • Проецировать реализацию целей другого человека, энергетически содействуя его собственным проекциям.

Ваши образы являются желанной моделью вашего будущего. Желания, лежащие в пределах ваших личных ощущений, находятся на вашей линии жизни и они в вашей власти.


Например, вы можете визуализировать ощущения от ваших отношений с другим существом. Это ваши личные ощущения на вашей линии жизни. Стечение обстоятельств, сформированное пространством вариантов, даст основания для таких отношений.

Зона собственного влияния человека на образ будущего – его ощущения измененной реальности. Если в мыслеформе заложена собственная реакция на окружающий мир в виде определённого воздействия на себя, то это реализуется стечением обстоятельств, которое создаст пространство вариантов.

Если вы плохо думаете о человеке, то он даст для этого основания, например: будете думать, что он лишит имущества – под действием ваших мыслей он захочет украсть; что он раздражает вас пьяным видом и безумными агрессивными действиями – будет активно употреблять алкоголь и искать повод выяснить отношения и т.д…

Будете думать о нём с симпатией, и он будет действовать дружелюбно и даст вам основания для симпатии.

Имеет большое значение и смысл искать и видеть в людях хорошие качества.

Не провоцируйте людей на недостойное поведение своим созидающим взглядом на них. Когда вы признаете, что человек достоин уважения, он начнёт вести себя соответствующим образом.

Если ваше подсознание содержит устойчивые негативные образы поведения, то в своём окружении вы всегда определите часть друзей и сотрудников на работе, имеющих черты, которые вы осуждаете, найдёте их и в своей второй половине.

Нельзя своей мыслеформой управлять целями другого существа, но можно управлять взаимодействием с ним. Действия другого существа, которые вы можете ощутить, доступны вашему влиянию в случае, если они не противоречат интересам этого существа.

Продолжение статьи


В этой статье поговорим о и о возможности смены своего , влияющие на поведение окружающих людей.

Изменение мира и изменение другого существа связаны с интересами многих существ.

Например, хочет быстро бегать. Пространство вариантов будет содействовать его , улучшая его физическую форму, и, возможно, даже конструкцию тела.

Но, если человек хочет бегать быстрее, чем другое существо, то реализация такого желания задевает интересы этого существа, равновесие и гармонию мира, а может и разрушить мир.

Так, если волки станут бегать быстрее зайцев, то зайцев вскоре не останется.

Пространство вариантов не содействует выполнению желания, если оно прямо связано с интересами других существ. Каждое существо вправе проецировать изменения только своей линии .

Создавая мыслеформу, в которой вы имеете преимущество перед другим существом, вы создаёте на своей линии жизни негативный (принижающий его свойства) образ этого существа.

Подсознание этого существа автоматически симметрично ответит вам, создав ваш негативный образ на своей линии жизни, и этим нейтрализует вашу проекцию.

Любые проблемы и достижения человека в обществе, так или иначе, рождаются в с людьми, будь то личные отношения или деловые. Общественная природа человека предполагает его взаимодействие с другими членами общества.

Можно ли использовать содействие подсознания и информационного поля пространства вариантов в с людьми?

Трудность использования мысленного образа модели заключается в том, что это неощущаемый процесс, его трудно подчинить воле и контролировать.

Существует ряд способов влиять на других людей, используя силы пространства вариантов. Влиять через пространство вариантов на других можно только косвенными мыслеформами, для этого:

  • Проецировать собственные ощущения действия другого человека на себя.
  • Проецировать другого человека, энергетически содействуя его собственным проекциям.

Ваши образы являются желанной моделью вашего. Желания, лежащие в пределах ваших личных ощущений, находятся на вашей линии жизни и они в вашей власти.

Например, вы можете ощущения от ваших отношений с другим существом. Это ваши личные ощущения на вашей линии жизни. Стечение обстоятельств, сформированное пространством вариантов, даст основания для таких отношений .

Зона собственного влияния человека на образ будущего – его измененной реальности. Если в мыслеформе заложена собственная реакция на окружающий мир в виде определённого воздействия на себя, то это реализуется стечением обстоятельств, которое создаст пространство вариантов.

Если вы плохо думаете о человеке, то он даст для этого основания, например: будете думать, что он лишит имущества – под действием ваших он захочет украсть; что он раздражает вас пьяным видом и безумными агрессивными действиями – будет активно употреблять алкоголь и искать повод выяснить отношения и т.д…

Будете думать о нём с симпатией, и он будет действовать дружелюбно и даст вам основания для симпатии.

Имеет большое значение и искать и видеть в людях хорошие качества.

Не провоцируйте людей на недостойное поведение своим созидающим взглядом на них. Когда вы признаете, что человек достоин уважения, он начнёт вести себя соответствующим образом.

Если ваше подсознание содержит устойчивые негативные образы поведения, то в своём окружении вы всегда определите часть друзей и сотрудников на работе, имеющих черты, которые вы осуждаете, найдёте их и в своей второй половине.

Нельзя своей мыслеформой управлять целями другого существа, но можно управлять взаимодействием с ним. Действия другого существа, которые вы можете ощутить, доступны вашему влиянию в случае, если они не противоречат интересам этого существа.

Например. Пространство вариантов может содействовать женщине в том, чтобы она нашла себе мужа с определённым набором качеств, можно найти определённую работу.

Желание использовать конкретного человека в собственных интересах вызовет автоматический протест подсознания этого человека.

Образ, созданный одним человеком, и содержащий его ощущение, связанное со здоровьем другого лица, помогает или заговору одного достичь оздоравливающего эффекта для другого, если этот другой верит в выздоровление и хочет здоровья.

Образ, созданный одним человеком, и содержащий ощущение нездоровья и неудач в восприятии им другого человека, позволяет создать сглаз и порчу. Образы негативного состояния подействуют в том случае, если объект воздействия мнителен и часто склонен думать о своём нездоровье и неудачах.

Для того чтобы эти образы подействовали, обычно, человеку сообщают, что его прокляли и что он столкнётся с несчастьями и нездоровьем. Объект, воспринимая это, программирует себя.

Позитивный образ другого человека, в случае визуализации его вами, создаст у этого человека прилив сил, ощущение комфорта и ощущение расположенности к вам.

Давно известен эффект плацебо, но подобный эксперимент был однажды расширен и врачи были введены в заблуждение: где плацебо и где морфий для обезболивания.

Давая морфий врачи думали, что дают плацебо и эффект обезболивания уменьшился. Вера врачей влияла на пациентов так же, как и вера самих.

Собственный мысленный образ восприятия вами другого человека не создаёт реализацию пространством вариантов изменения этого человека. Он усиливает активность сектора, возбужденного самим этим человеком и расположенного на его линии жизни . Воздействие произойдёт, если такой образ существует среди интересов этого человека.

Пример собственных образов, описывающих взаимодействие с другим человеком.

  1. Образ, сопровождающий утверждение, «Тебе весело со мной», содержит ощущения другого человека от взаимодействия с вами. Сформированный вами образ, при согласии подсознания этого человека с его содержанием, усилит действие стереотипа мышления этого человека.

Образ «Ты будешь здоров и трезв» поддержит реализацию планов по изменению жизни объекта вашей визуализации. Возникающие собственные мысли о необходимости изменить свою жизнь укрепляют ожидаемые образы, созданные окружающими людьми.

  1. Образ «Мне весело с тобой» содержит ваше ощущение воздействия на вас. Сформированный вами образ, при согласии человека, являющегося объектом вашей мыслеформы, с его содержанием, с помощью вашего подсознания будет строить реализацию этого события.

Образ « Мне приятно общаться с соседями» не имеет в виде объекта конкретного человека и поэтому изменит образ вашего общения с соседями даже в случае, если они не имеют такого намерения.

Фрейлинг (фрейле – набор характерных для человека индивидуальных психологических параметров) – это принцип взаимодействия проецируемых мысленных образов, построенный на их усилении друг другом путём информационного резонанса, представляющего собой симметричный отклик подсознания другого человека.

Этот принцип взаимодействия людей позволяет образу ваших мыслей находить возможности для объединения людей на основе их взаимных интересов.

Если вы своей мыслеформой возбудите сектор, в котором реализовано внутреннее намерение другого человека, то этот человек автоматически симметрично ответит вам на своей линии жизни ощущением, в котором вы ценны для него.

Взаимодействие людей в информационном поле усиливает возбуждение их целевых секторов и создаёт стечение обстоятельств, которое соответствует удовлетворению интересов обеих заинтересованных сторон.

  • Это могут быть конкретные люди и вам известно их внутреннее намерение.

Например, вам нужно перенести отпуск на летнее время, а вашему начальнику не терпится попасть на рыбалку. Визуализируя намерение вашего начальника, вы получите симметричную подсветку им вашего желания на его линии жизни.

Вы встретите его расположение к вам при личном общении и его податливость в разрешении вашего намерения.

  • Это могут быть неконкретные люди. В этом случае вы задаёте в визуализации перечень того, что можете им предложить и перечень того, что вам необходимо получить от людей, с которыми вас сведёт течение вариантов.

Например, вы располагаете определёнными знаниями , умениями и опытом, а ряду работодателей нужен специалист, владеющий такими знаниями, умениями и опытом, и они могут предложить ему достойную оплату и хорошие условия труда.

Или у вас есть товар с определёнными свойствами, и есть множество людей, которые готовы приобрести товар с такими свойствами.

Или у вас есть личные человеческие свойства, и вы хотите найти себе партнёра с определёнными качествами для совместной жизни. И есть множество людей, соответствующих своими качествами описанным вами, имеющими стремление вступить в брак с таким человеком, как вы.

Вы можете визуализировать намерение встретить такого человека, и ваше намерение станет резонировать с информационно согласованным намерением другого индивида.

Вы хотите, чтобы человек, который вам симпатичен, обратил на вас внимание и почувствовал к вам расположение? Для этого случая Фрейлинг для содействия вашим подсознания и пространства вариантов определяет идеальным не сопровождать чувство симпатии желанием обладания.

Намерение использовать другое существо в собственных целях вызывает автоматический протест подсознания этого существа и асимметричные целевые проекции на свою линию жизни.

Когда вы думаете с о других живых существах, и проецируете на свою линию жизни счастливое их существование, они чувствуют вашу , расположены к вам и дружелюбны.

Не сопровождайте образ вашей симпатии чувством симпатии этого человека к вам потому, что чувство, которого нет, породит в вас сомнения в возможности расположения его к вам.

Кроме того, чувство симпатии не будет бескорыстным, оно будет включать определённую долю собственного использования чувств другого.

Когда вы требуете обладания, вы вступаете в противоречие с целями другого существа, а для себя проецируете сильные, связанные с этим существом.

Требование каких-либо действий одним существом от другого называется отношениями зависимости («Если ты похвалишь меня лучше всех…»). Отношения, сопровождаемые условиями, подсознательно содержат сомнение в выполнении требования другим существом.

Возбуждённо реагируя на желание отношений, вы транслируете, что хотите получить сильные эмоции, связанные с этим человеком. Эмоциональное состояние включает маятник и фиксирует на мысли. Эту цель воспримет подсознание и возбуждает в информационном поле пространства вариантов.

Например, как женщине побудить мужчину сделать решительный шаг для вступления в брак?

Обычно в этом случае используется тактика, состоящая в привлечении внимания к себе и стимулирование к официальным действиям. Это следующие принципы: соблазнять, дистанцироваться и создать ощущение конкуренции.

Другой путь решения задачи – это задаться вопросом: «Что ищет мужчина в браке?»

Мужчина ищет удовлетворение собственных интересов, он хочет: ощущения ценности собственных качеств, , уважения, наличия ценных для него качеств у супруги, совместимости характеров и целей, общения. Направив усилия на удовлетворение значимого для мужчины, женщина приобретёт большую собственную ценность для него.

Более подробно о взаимодействии человека с другими людьми и о том, что как мысли и желания одного человека влияют на другого и программируют Ваши отношения можно узнать из новой книги по эзотерике «Выбери себе судьбу». Автор Александр Шевкопляс.

ЗАКАЗАТЬ КНИГУ «ВЫБЕРИ СЕБЕ СУДЬБУ»