Люди являются искусно построенными механизмам чьи слова. Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века

! «Государство и революция»;

! «Государь»;

! «Наука логики»;

! «Диалектика природы».

? Кто первым из представителей эпохи Возрождения пришел к выводу о бесчисленности миров:

Галилей;

Коперник;

Роттердамский.

Он предал огню сочинения Галена и Авиценны, заявив, что отрекается от всех старых авторитетов с их ошибками и заблуждениями:

Парацельс;

? Выдающийся философ и крупнейший математик, основоположник новоевропейского рационализма:

Спиноза;

Лейбниц.

? В 17 в. В.Гарвей ввел в практику научных исследований метод, получивший название:

Вивисекции;

Индукции;

Дедукции;

Анализа.

? Философ, доказывавший, что субстанций множество и все они духовные:

Лейбниц;

Декарт;

Спиноза.

Свой трактат «Об общественном договоре» он начинает словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах»:

Вольтер;

Гольбах.

Французский философ-материалист, врач по профессии, автор труда «Человек – машина», сожженного по требованию духовенства:

Монтень;

Гельвеций;

Ламетри.

? Для эпохи Просвещения характерно умонастроение:

Рационализма;

Иррационализма;

Агностицизма;

Пессимизма.

Представитель эпохи Просвещения, который в своей работе «Человек-машина» доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела:

Дж.Толанд;

Ф.Вольтер;

Ж.Ламетри;

И.Гердер.

? Французский просветитель, который оказал наибольшее влияние на развитие общественного сознания в России:

Монтескье;

Вольтер;

Руссо.
Тема 5. Немецкая классическая философия – 4 ч.


  1. Исторические условия развития философской мысли в Германии в ХVIII и ХIХ веках.

  2. Кант – родоначальник немецкой классической философии:

    1. проблемы натурфилософии;

    2. Кант о познавательных возможностях человека.

  3. Философия Гегеля:

    1. абсолютный идеализм Гегеля;

    2. идея автономии морали;

    3. особенности философии и истории Гегеля;

    4. диалектика и принцип триады.

  4. Философия Фейербаха:

    1. философия о сущности религии;

    2. антропологический материализм;

    3. социологические и этические взгляды.
5. Влияние немецкой классической философии на развитие медицинской науки и практики.
Л и т е р а т у р а:

а) основная

1.

2.

3.

б) дополнительная:



  1. Лунгина Д.А. Учение о культуре у Канта и Гегеля. – Ж. «Вопросы философии» № 1 2010 г.

  2. Терлецкий В.М. Априорность и спонтанность в критической философии И.Канта. - Ж. «Вопросы философии» № 12 за 2013 г.

Контрольные вопросы:


  1. Как называл И.Кант свою философскую систему?

  2. Что означает «вещь в себе» И.Канта? В чём сущность его агностицизма?

  3. Почему И.Кант называл этику строгой теоретической наукой?

  4. Что означает категоричный императив?

  5. Что представляет триада в системе Г.Гегеля?

  6. Какие законы диалектики сформулировал Гегель?

  7. Что представляет «абсолютная идея» Гегеля?

  8. Почему философию Канта, Фихте, Шеленга, Гегеля, Фейербаха называют классической?

  9. Объясните сущность антропологического материализма Фейербаха.

  10. Какую классификацию болезней дал Гегель?

  1. И.Кант о познавательных возможностях человека.

  2. И.Кант об автономии нравственности.

  3. Противоречие между методом и системой Гегеля.

  4. Сущность антропологического материализма Фейербаха.

  5. Концепция религии Л.Фейербаха.

  6. Значение идеалистической диалектики Гегеля для философии и науки.

  7. Фейербах о медицине как «родине материализма».

  8. Вопросы медицины в трудах Гегеля.

Тесты:

? Что означает эпитет «чистый», который употребляет Кант в отношении к разуму?

Свободный от заблуждений;

Существующий безотносительно к субъекту;

Исследованный вне конкретного опытного содержания;

Абстрагированный от форм восприятия.

? Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным?

Следование своей природе;

Следование нравственному долгу;

Адекватное познание;

Исполнение религиозных норм.

? Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:

Самосознании человека;

Его волевых актах;

Целостности его тела;

Этических представлениях.

? Первой философской наукой по Гегелю должна быть:

Метафизика;

Риторика;

Биология.

Кто из представителей немецкой классической философии считал, что предмет философии совпадает с предметом религии – это абсолютный бесконечный объект:

Шеллинг;

Фейербах.

? Основные положения т.н. романтической медицины (Х I Х в.) разрабатывались под воздействием:

Кантианства;

Философии Гегеля;

Учения Маркса;

Учения Фейербаха.

? «Сама природа есть тот «внутренний врач», который с рождения присутствует в каждом человеке и поэтому сведущ в болезнях больше, нежели специалист, лишь нащупывающий симптомы извне. – Это положение характерно для:

Античной медицины;

Медицины эпохи Средневековья;

Медицины эпохи Возрождения;

Романтической медицины (ХIХ в.).

? Философ, способствовавший преодолению локалистического толкования патологического процесса:

Фейербах.

Моральный закон;

Закон природы;

Результат опыта;

Элемент веры.

? Понятие, характеризующее философию Гегеля:

Катарсис;

Антиномия;

Абсолютная идея;

? Кто из немецких философов назвал медицину «родиной материализма»:

Шеллинг;

Фейербах.

? Какая из характеристик неприемлема к философии Л.Фейербаха:

Натурализм;

Диалектика;

Материализм;

Антропологизм.

? «Народы вступают в историю тогда, когда организуются в государства, а каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает». Эта мысль принадлежит:

Фейербаху;

? Кто из немецких философов был представителем романтизма:

Шеллинг;

Фейербах;

? Гегель полагал, что психические заболевания имеют:

Духовно-телесную природу;

Телесную природу;

Духовную природу;

Безпричинны.

? По убеждению Фейербаха философией будущего станет:

Естествознание;

Гносеология;

Аксиология;

Антропология.

Кому из немецких философов принадлежит утверждение: «Все действительное разумно, все разумное действительно»:

Энгельс.

? Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?:

Демократия;

Свобода;

Техника;

Анархия.

Тема 6. Марксистская философия – 4 ч.


  1. Формирование философии марксизма. Принцип диалектико-материалистического монизма во взглядах на природу, общество, мышление.

  2. Антропология марксизма.

  3. Социальная философия марксизма:

    1. понятие общественно-экономической формации; базис и надстройка;

    2. учение о классовой борьбе.

  4. Разработка марксистской теории Г.В.Плехановым и В.И.Лениным.

  5. Марксистская философия и современность. Значение марксистской методологии в познании социокультурных явлений.

Л и т е р а т у р а:

а) основная

1. Алексеев П.В. Философия: учебник. М. «Проспект», 2013

2. Моисеев В.И. Философия: учебник для студентов медицинских специальностей. СПб, 2011.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, 2013. «ГЭОТАР-Медиа», 2013.

б) дополнительная:


  1. Онтология. Тексты философии: Учебное пособие для вузов. / Ред. – сост. В.Кузнецов. М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2012.

  2. Асатрян М.В. Ключ к экономическим и социально-политическим ошибкам марксизма. – Ж. «Вопросы философии» № 7 за 2009 г.

  3. Сендеров В.А. Памяти марксизма. – Ж. «Вопросы философии» № 3 за 2011 г.

  4. Шелике В.Ф. Непознанный Маркс и некоторые проблемы современности. (Часть 1). – Ж. «Философские науки» № 3 2013 г.

  5. Шелике В.Ф. Непознанный Маркс и некоторые проблемы современности. (Часть 1). – Ж. «Философские науки» № 4 2013 г.
Контрольные вопросы:

  1. Раскройте сущность материалистического понимания истории.

  2. Каковы предпосылки возникновения марксистской философии?

  3. Как К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали социальную сущность человека?

  4. Какие формы отчуждения выделяет К.Маркс?

  5. Перечислите основные работы К.Маркса и Ф.Энгельса.

  6. Какую характеристику В.И.Ленин даёт империализму?

  7. Что такое неомарксизм?

Темы для докладов и дискуссий


  1. Марксистская философия о диалектике как общей теории развития.

  2. Марксизм и западная философия.

  3. Концепция диалектики в марксистской философии.

  4. Человек как субъект истории.

  5. Ленинский этап в развитии философии марксизма.

  6. Г.В.Плеханов как теоретик марксизма.

  7. Теория и практика марксизма в современном мире.
Тесты:

И.Кант и Г.Гегель;

К.Маркс и Ф.Энгельс;

В.Г.Плеханов и В.И.Ленин;

Все указанные.

? В «Философско-экономических рукописях 1844 года» Маркс поднимает проблему:

Первичного накопления капитала;

Социального неравенства;

Отчуждения труда;

Экспроприации прибавочной стоимости.

? Согласно Марксу идеология является:

Ложным сознанием;

Философией;

Искусством.

? Марксистская концепция человека исходит из:

Идеалистической диалектики Гегеля и абсолютизации умозрительного отношения человека к миру;

Понимая сущности человека как совокупности общественных отношений;

Антропологического материализма Фейербаха с абстрактным, биологическим подходом к человеку;

Религиозного толкования сущности человека.

? Философские взгляды Маркса характеризуются как:

Объективный идеализм;

Субъективный идеализм;

Сенсуализм;

Диалектический материализм.

? История в марксистской концепции предстает как:

Случайное нагромождение событий и фактов;

Естественно-исторический процесс;

Воля и действия отдельных личностей;

Божественный промысел.

? Ленинизм является:

Продолжением и развитием марксизма;

Антиподом марксизма;

Предпосылкой марксизма;

Синонимом марксизма.

Энгельс;

Маркс и Энгельс.

? Первым русским теоретиком марксизма был:

Бакунин;

Плеханов;

Бердяев.

? Революционное насилие, согласно марксизму, является:

Фактором прогресса общества;

Тормозом в развитии общества;

Пережитком прежних обществ;

Локомотивом истории.

Тема 7. Философия иррационализма Х I Х в. – 2 ч.


  1. Классическая и современная философия: преемственность и отличия. Поиск новых форм «практической» философии.

  2. Философия жизни и её разновидности:

    1. философия воли А.Шопенгауэра;

    2. Дильтей: обоснование наук о духе. Витализм и психологизм;

    3. Бергсон: творческая эволюция и жизненный порыв.

  3. Особенности философии Ф.Нишце.

Л и т е р а т у р а:

а) основная

1. Алексеев П.В. Философия: учебник. М. «Проспект», 2013

2. Моисеев В.И. Философия: учебник для студентов медицинских специальностей. СПб, 2011.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, 2013. «ГЭОТАР-Медиа», 2013.

б) дополнительная:


  1. Онтология. Тексты философии: Учебное пособие для вузов. / Ред. – сост. В.Кузнецов. М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2012.

  2. Марсель Г. Ницше: человек перед лицом смерти Бога. – Ж. «Философские науки» № 1 2012.

  3. Чикин А.А. Артур Шопенгауэр и открытие тела как философской проблемы. – Ж. «Философские науки» № 5 2013.

Контрольные вопросы:


  1. Какие идеи были использованы идеологами фашизма?

  2. Что понимает под волей А.Шопенгауэр?

  3. В чём причины возникновения иррациональной философии?

  4. Перечислите основные направления неклассической философии.

  5. Что такое волюнтаризм?

  6. Почему учение Шопенгауэра характеризуется как пессимизм?

Темы для докладов и дискуссий


  1. Шопенгауэр о свободе личности.

  2. Проблема истины в прагматизме.

  3. Проблема личности в иррационализме.

  4. Идея сверхчеловека Ницше в духовной жизни и соц.практике ХХ в.

  5. Общее и особенное в учениях Шопенгауэра и Ницше.

  6. Переосмысление предмета философии в позитивизме.

Тема 8. Отечественная философия. (Русская философия. Философская мысль в Дагестане) – 6 ч.


  1. Основные этапы развития русской философии:

    1. исторические особенности развития Российской цивилизации;

    2. философские воззрения М.Ломоносова и Радищева. Краткая характеристика.

  2. Философия революционного демократизма.

  3. Русская религиозно-идеалистическая философия (Л.Толстой, Вл.Соловьев, Н.Бердяев).

  4. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей (И.Сеченов, Н.Пирогов, И.Мечников).

  5. Философия русского космизма.

  6. Утверждение ислама, арабо-мусульманской культуры и философии в Дагестане:

    1. философская мысль в ХI-XVIII веках. Научно-философские школы;

    2. философское наследие Казем-Бека;

    3. философские воззрения дагестанских просветителей (Гасана Алкадари, Гасана Гузунова и Али Каяева).

  7. Суфийская философия и её разновидности в Дагестане:

    1. распространение суфизма в Дагестане (Мухаммад б.Муса ад-Дербенди);

    2. тарикатский мюридизм – кавказская разновидность суфизма;

    3. воззрения главных идеологов тарикатского мюридизма в Дагестане (Мухаммад из Яраги, Джамалудин из Казикумуха, Абдурахман-Хаджи из Согратля и др.);

Л и т е р а т у р а:

а) основная

1. Алексеев П.В. Философия: учебник. М. «Проспект», 2013

2. Моисеев В.И. Философия: учебник для студентов медицинских специальностей. СПб, 2011.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, 2013. «ГЭОТАР-Медиа», 2013.

б) дополнительная:


  1. Онтология. Тексты философии: Учебное пособие для вузов. / Ред. – сост. В.Кузнецов. М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2012.

  2. Михайлов И.Ф. Наследие советского «критического марксизма» в контексте проблемы мышления. – Ж. «Вопросы философии» № 5 за 2011.

  3. Мелих Ю.Б., Хоружий С.С. Философия Карсавина в Серебряном веке и в наши дни. - Ж. «Вопросы философии» № 4 за 2013.

  4. Самсонова Т.Н. Формирование гражданской культуры в современной России. – Ж. «Философские науки» № 1 за 2013.

  5. Лисеев И.К. Философские идеи В.И.Вернадского и современная научная картина мира (к 150-летию В.И.Вернадского).- Ж. «Вопросы философии» № 11 за 2013.

Контрольные вопросы:


  1. В чем заключается специфика русской философии?

  2. Как рассматривается проблема личности в философии русских писателей?

  3. Перечислите основных представителей русской идеалистической философии.

  4. В чём суть «метафизики единства» в философии В.Соловьева?

  5. Назовите основные проблемы, которые доминировали в творчестве Н.Бердяева.

  6. Перечислите представителей «русского космизма».

  7. В чём проявился рационализм представителей научно-философской школы Мухаммеда из Кудутля?

  8. Расскажите о философском наследии Казем-Бека.

  9. В чём специфика философских воззрений Гасана Алкадари?

  10. Какие разновидности суфизма получили распространение в Дагестане в ХIХ-нач.ХХ вв.?

  11. Что общего между суфизмом и тарикатским мюридизмом?

Темы для докладов и дискуссий


  1. Историческая судьба философии в России.

  2. Интуиция как философская проблема в русской философии.

  3. А.Герцен о взаимосвязи философии и естествознания.

  4. Антропологический принцип философии Н.Г.Чернышевского.

  5. Просветительская философия в России.

  6. Философские идеи в отечественной медицине (Н.И.Пирогов, И.М.Сеченов и др.).

  7. Идейные истоки философской мысли Дагестана.

  8. Научно-философские школы дагестанских мыслителей.

  9. Роль арабо-мусульманской философии в духовном развитии Дагестана.

  10. Ислам и его роль в формировании мировоззрений дагестанских мыслителей.

  11. Распространение суфизма в Дагестане.

  12. Главные идеологи тарикатского мюридизма в Дагестане и их взаимоотношения.

  13. Идеи русского космизма в контексте глобализации.

Тесты:

? Характерные черты самобытной русской философии:

Осмысление объективной реальности;

Критическое осмысление Российской действительности;

Космизм;

Верны все определения.

? В основе философии славянофилов находится идея:

Поклонения всему западному;

Любви к славянской нации;

Самобытности развития России;

Неизбежности развития России по западному пути.

? К западникам относятся:

А.И.Герцен;

П.Я.Чаадаев;

А.С.Хомяков;

К. Аксаков.

? Кто из русских философов мог сказать, что «свобода первичнее бытия»?

Писарев;

Лосский;

Флоренский;

Бакунин;

Бердяев.

? Выдающимся достижением М.В.Ломоносова является:

Доказательство неуничтожимости материи и движения;

Создание клеточной теории;

Открытие электромагнитного поля;

Чаадаев;

Радищев;

Ломоносов;

Белинский;

Чернышевский.

Представитель русских революционных демократов, который определял болезнь как нарушение правильного отношения между частицами, входящими в состав нашего организма:

Добролюбов;

Чернышевский;

Белинский.

? Ф.Достоевский был представителем:

Революционного демократизма;

Западничества;

Религиозного народничества;

Славянофильства.

? Работы «Философия свободы» и «Смысл творчества» стали определяющими в духовном выборе русского философа:

Булгакова;

Шестова;

Бердяева;

Соловьева.

? Центральным в учении Соловьева является идея:

Всеединства;

Государства;

Общества.

? По Бердяеву, Бог всевластен над сотворенным им миром, но не имеет власти над:

Человеком;

Обществом;

Государством;

Свободой;

Человеком и свободой.

? Представители русского космизма:

Радищев;

Белинский;

Циолковский;

Чернышевский;

Чижевский.

?«Учение о Богочеловечестве» принадлежит:

Шестову;

Соловьеву;

Булгакову;

Бердяеву.

? Вернадский является представителем:

Русской революционной демократии;

Славянофильства;

Космизма;

И.Павлов;

И.Сеченов;

С.Боткин;

Н.Пирогов.

Значительную роль в распространении просветительских идей в Дагестане сыграла «Газета Дагестана» («Джаридату Дагестан»), редактором которой был:

Г.Гузунов;

А.Каяев;

Н.Батырмурзаев;

Г.Алкадари.

? Общественный и политический деятель Дагестана, депутат III Государственной Думы (1907-1912 гг.), который отстаивал принцип свободы совести как «право человека распоряжаться своим внутренним, духовным миром»:

Б.Далгат;

Н.Батырмурзаев;

Г.Гузунов;

И.Гайдаров.

? Начало тарикатскому мюридизму в Дагестане было положено:

Дж.Казикумухским;

М.Ярагским;

А.Согратлинским.

? Согласно Н.Бердяеву, назначение человека в:

Творчестве;

Мудрости;

Учение французских материалистов

Учение французских материалистов о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философии 18 в. Однако, на эти воззрениях лежит печать механизма. Наиболее яркий пример механизма - взгляды французского философа Ламетри (1709-1751), изложенные им в сочинении с характерным названием "Человек - машина". В этой работе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека. Гольбах заявляет, что можно объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механизма. В мире ничего не совершается без причины. Природа - это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекая друг из друга. Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи - это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный круговорот - последовательное возрастание и убывание, возникновение и уничтожение, создание и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков. Непрерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий, подчиняют все происходящее в природе всеобщей необходимости. Необходимость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает в идею предопределенности всего совершающегося, в фатализм. Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуальную трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто недоступно нашему познанию. Главный орган познания - мозг. Человек чувствует посредством соединяющихся в мозгу периферических нервов.

Сенсуализм материалистов 18 в. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяет и гносеологический оптимизм материализма 18 в. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека.

Учение французских материалистов о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философской мысли XVIII в. Однако, на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения продолжала оставаться механика. Законы механики твердых тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам. Наиболее яркий пример механицизма - взгляды французского философа Жюлъена де Ламетри (1709 -1751), изложенные им в сочинении с характерным названием «Человек - машина». В этой работе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека.

Наиболее обобщенно и систематично механистическое мировоззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе П. Гольбаха «Система природы». Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. Природа -- это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира.

Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие закономерности мира - это абсолютизируемые законы механики твердых тел. «Согласно этим законам, - писал Гольбах, - тяжелые тела падают, легкие поднимаются, сходные субстанции притягиваются, все существа стремятся к самосохранению, человек любит самого себя и стремится к тому, что выгодно ему, лишь только он познал это, и питает отвращение к тому, что может быть ему вредным». Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи - это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный круговорот - последовательное возрастание и убывание, возникновение и уничтожение, созидание и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков.

Этот взгляд, направленный против теологических представлений о свободном творении Бога и чудесах, базировался на признании всеобщей и непреложной материальной обусловленности. Непрерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий, подчиняют все происходящее в природе всеобщей необходимости. Необходимость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает в идею предопределенности всего совершающегося, в фатализм. Как вывод, отсюда следует отрицание случайности в природе и свободы и поведении человека. «Мы, - писал Гольбах, - называли случайными явления, причины которых нам неизвестны и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть. Мы приписываем случаю все явления, когда не видим их необходимой связи с соответствующими причинами» (Гольбах П. Избр. философ, прошв. В 2-х тт. Т. 1.-М., 1963-С. 428).

Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции философии эпохи Просвещения приводили к выводу о предопределенности всего существующего, к пассивному подчинению человека всему тому, что совершается в окружающей его действительности.

Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто не доступно нашему познания. Главным органом познаний действительности является человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Ламетри же писал о «мозговом экране», на котором как от волшебного фонаря отражаются запечатлевающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взглядам материалистов, чувствует посредством соединяющихся в мозгу периферических нервов. При этом опыт показывает, подчеркивает Гольбах, что те части тела, у которых прерывается сообщение с мозгом, теряют способность чувствовать. Если же происходит какое-либо нарушение в самом мозгу, то человек или чувствует несовершенным образом или совсем перестает чувствовать. Таким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг человека может различать производимые на органы чувств воздействия.

Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. «Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключения», писал Гельвеции в своем трактате «Об уме». Все операции человеческого ума Гельвеции сводит к применению способности сравнения. Он считал, что одной этой способности достаточно для познания природы.

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяет и гносеологический оптимизм материализма XVIII в. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человеку. Не существует ничего, чего люди не могли бы понять, заявляет Гельвеции. То, что для наших дедов было удивительным, чудесным и сверхъестественным фактом, Становится для нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким образом, Патерналисты XVIII в., несмотря на некоторые нюансы, в целом, разделяют основные установки философии своей эпохи.

1.2 Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения

Учение французских материалистов о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философской мысли XVIII в. Однако, на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии и поэтому основой общего мировоззрения продолжала оставаться механика. Законы механики твердых тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по тем же законам. Наиболее яркий пример механицизма - взгляды французского философа Жюлъена де Ламетри (1709 -1751), изложенные им в сочинении с характерным названием «Человек - машина». В этой работе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека.

Наиболее обобщенно и систематично механистическое мировоззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе П. Гольбаха «Система природы». Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. Природа -- это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира.

Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие закономерности мира - это абсолютизируемые законы механики твердых тел. «Согласно этим законам, - писал Гольбах, - тяжелые тела падают, легкие поднимаются, сходные субстанции притягиваются, все существа стремятся к самосохранению, человек любит самого себя и стремится к тому, что выгодно ему, лишь только он познал это, и питает отвращение к тому, что может быть ему вредным». Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи - это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный круговорот - последовательное возрастание и убывание, возникновение и уничтожение, созидание и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков.

Этот взгляд, направленный против теологических представлений о свободном творении Бога и чудесах, базировался на признании всеобщей и непреложной материальной обусловленности. Непрерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий, подчиняют все происходящее в природе всеобщей необходимости. Необходимость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает в идею предопределенности всего совершающегося, в фатализм. Как вывод, отсюда следует отрицание случайности в природе и свободы и поведении человека. «Мы, - писал Гольбах, - называли случайными явления, причины которых нам неизвестны и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть. Мы приписываем случаю все явления, когда не видим их необходимой связи с соответствующими причинами» (Гольбах П. Избр. философ, прошв. В 2-х тт. Т. 1.-М., 1963-С. 428).

Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции философии эпохи Просвещения приводили к выводу о предопределенности всего существующего, к пассивному подчинению человека всему тому, что совершается в окружающей его действительности.

Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи, обусловили сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто не доступно нашему познания. Главным органом познаний действительности является человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Ламетри же писал о «мозговом экране», на котором как от волшебного фонаря отражаются запечатлевающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взглядам материалистов, чувствует посредством соединяющихся в мозгу периферических нервов. При этом опыт показывает, подчеркивает Гольбах, что те части тела, у которых прерывается сообщение с мозгом, теряют способность чувствовать. Если же происходит какое-либо нарушение в самом мозгу, то человек или чувствует несовершенным образом или совсем перестает чувствовать. Таким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг человека может различать производимые на органы чувств воздействия.

Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. «Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключения», писал Гельвеции в своем трактате «Об уме». Все операции человеческого ума Гельвеции сводит к применению способности сравнения. Он считал, что одной этой способности достаточно для познания природы.

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяет и гносеологический оптимизм материализма XVIII в. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человеку. Не существует ничего, чего люди не могли бы понять, заявляет Гельвеции. То, что для наших дедов было удивительным, чудесным и сверхъестественным фактом, Становится для нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого, мы знаем, вторит ему Гольбах. Таким образом, Патерналисты XVIII в., несмотря на некоторые нюансы, в целом, разделяют основные установки философии своей эпохи.

Период развития научной и философской мысли в Европе XVII - начала XIX вв. принято называть эпохой Просвещения. Но, прежде, чем перейти к ее непосредственной характеристике, нам необходимо рассмотреть социально-экономические...

История развития научной и философской мысли в Европе эпохи Просвещения

Идеи Просвещения впервые зародились в Англии, оттуда попали во Францию. Германию, Италии и др. страны, но наиболее полно они развились во Франции. Поэтому самые яркие представители Просвещения жили и творили именно во Франции...

История философии

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь...

Корпускулярная и континуальная концепции в описании природы

Классическая механика XVII--XVIII вв. явилась дальнейшей разработкой атомистики. И. Ньютон в 1672-- 1676 гг. распространил атомистику на световые явления и создал корпускулярную теорию света. Свет он считал потоком корпускул (частиц)...

Детерминизм -- это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (т.е...

Просветительские концепции воспитания

Для философии эпохи Просвещения, как уже отмечалось ранее, характерно умонастроение рационализма. Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос следует искать в социально-экономических, политических и идеологических процессах...

Специфика философии французского и английского Просвещения

XVII и XVIII века - это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства...

Философия Нового времени и эпохи Просвещения

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просветление умов», просвещение людей...

Философия эпохи Просвещения

Рационализм Просвещения был наиболее ярко выражен Р. Декартом (1596 - 1650), который открыто порвал со старыми традициями в философии и науке...

Философия эпохи Просвещения во Франции

Центральное место в философии Французского Просвещения занимает проблема человека. При всех различиях основным социально-философским понятием французских просветителей стало понятие «природа человека»...

философия просвещение деизм религиозный Культура эпохи Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной...

Характеристика философии французского Просвещения

Французские просветители МОНТЕСКЬЕ Одним из первых по времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье...

Характеристика философии французского Просвещения

Центральное место в философии Французского Просвещения занимает проблема человека. При всех различиях основным социально-философским понятием французских просветителей стало понятие "природа человека"...

Философия - Учебное пособие (Моргунов В.Г.)

15. энциклопедисты: гольбах, дидро, ламетри, гельвеций.

Энциклопедисты – составители и авторы “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел” (1751 – 1780 гг.), сыгравшей большую роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции конца XVIII в. и давшей систематический свод научных достижений своего времени. До 1772 года во главе “Энциклопедии” стоял Дидро, которому помогал д’Аламбер. Среди энциклопедистов были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и другие мыслители. Наиболее последовательную борьбу против феодальной идеологии вели в “Энциклопедии” материалисты. Однако наиболее умеренная часть энциклопедистов выступала за невмешательство церкви в дела науки, объявляла себя сторонницей общественного прогресса, критиковала деспотизм, высказывалась за уничтожение сословного неравенства.

Учение французских материалистов о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философской мысли XVIII в. Однако на этих воззрениях лежит печать механицизма. В XVIII в. химия, биология все еще находились в зачаточном состоянии, и поэтому основой общего мировоззрения продолжала оставаться механика. Законы механики твердых тел, законы тяготения материалисты эпохи Просвещения возводили в ранг всеобщих и утверждали, что биологические и социальные явления развиваются по этим же законам. Наиболее яркий пример механицизма – взгляды французского философа Жюльена де Ламетри (1709 – 1751 гг.), изложенные им в сочинении с характерным названием “Человек – машина”. В этой работе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами, и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека.

Наиболее обобщенно и систематично механистическое мировоззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе Поль Гольбаха “Система природы”. Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. Природа – это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира.

Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие закономерности мира – это абсолютизируемые законы механики твердых тел. Гольбах писал, что согласно этим законам тяжелые тела падают, легкие поднимаются, сходные субстанции притягиваются, все существа стремятся к самосохранению, человек любит самого себя и стремится к тому, что выгодно ему. Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи, – это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный круговорот –последовательное возрастание и убывание, возникновение и уничтожение, созидание и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков.

Этот взгляд, направленный против теологических представлений о свободном творении Бога и чудесах, базировался на признании всеобщей и непреложной материальной обусловленности. Непрерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий, все происходящее в природе подчиняется всеобщей необходимости. Необходимость, понимаемая абсолютно и механически, перерастает в идею предопределенности всего совершающегося, в фатализм. Как вывод, следует отрицание случайности в природе и свободы и поведении человека. “Мы, – писал Гольбах, –называли случайными явления, причины которых нам неизвестны и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть. Мы приписываем случаю все явления, когда не видим их необходимой связи с соответствующими причинами”.

Фатализм, вера в предопределенность всего существующего вопреки общей тенденции философии эпохи Просвещения приводили к выводу о предопределенности всего существующего, к пассивному подчинению человека всему тому, что совершается в окружающей его действительности.

Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи обусловило сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто не доступно нашему познанию. Главным органом познаний действительности является человеческий мозг. Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Ламетри же писал о “мозговом экране”, на котором, как от волшебного фонаря, отражаются запечатлевающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взглядам материалистов, чувствует посредством соединяющихся в мозгу периферических нервов. При этом опыт показывает, подчеркивал Гольбах, что те части тела, у которых прерывается сообщение с мозгом, теряют способность чувствовать. Если же происходит какое-либо нарушение в самом мозгу, то человек или чувствует несовершенным образом или совсем перестает чувствовать. Таким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг человека может различать производимые на органы чувств воздействия.

Сенсуализм материалистов XVIII в. не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. “Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения и извлекать из них заключения”, – писал Гельвеций в своем трактате “Об уме”. Все операции человеческого ума Гельвеций сводит к применению способности сравнения. Он считал, что одной этой способности достаточно для познания природы.

Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяет и гносеологический оптимизм материализма XVIII в. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека. Не существует ничего, чего люди не могли бы понять, заявляет Гельвеций. “То, что для наших дедов было удивительным, чудесным и сверхъестественным фактом, становится для нас простым и естественным фактом, механизм и причины которого мы знаем”, – вторит ему Гольбах. Таким образом, материалисты XVIII в., несмотря на некоторые нюансы, в целом разделяют основные установки философии своей эпохи.