Метапредметные функции образовательных компетенций. Формирование метапредметных компетенций в условиях современного образования"

"Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках"

1 слайд Формирование метапредметных компетенций в настоящее время особенно актуально в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), определяющие в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными также метапредметные результаты, 2 слайд которые предполагают, что ученики будут владеть всем арсеналом средств, позволяющих успешно решать проблемы, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. (слайд)

3 слайд Компетенция – в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом и включает набор ЗУНов, личностных качеств, опыта в определенной сфере деятельности.

4 слайд Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

5 слайд Метапредметные компетенции – это формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно или с помощью учителя определять учебную проблему и находить пути решения.

6 слайд Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций:

Вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);

Разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений;

При подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;

7 слайд Цель моей педагогической деятельности - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:

1. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

2. Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.

3. Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Как организовать метапредметные универсальные учебные действия школьников на уроках?

8 слайд Современные учебные комплекты полностью соответствует реализации ФГОС. Предметные линии обеспечены учебниками, рабочими тетрадями, КИМами, рабочими программами и дополнительной литературой. Регулятивные УУД начинают формироваться с первых уроков. Изначально дети знакомятся с условными знаками и ищут их на страницах учебника. Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.

Материал учебников представлен по разделам. Каждый раздел начинается со специальной страницы, предваряющая раздел книги, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. На этом этапе ребята анализируют информацию и выявляют какие новые знания они для себя откроют и для чего им эти знания, а что им уже известно.

Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебника постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.

Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только прохождение всей темы, но и заканчивает решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения , который побуждает учеников к решению проблемы. Задания учебника и особенно рабочей тетради подразумевают использование дополнительной литературы и Интернета. У детей формируются умения извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках.

На уроках ребята устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др. Для изучения строения природных объектов, по возможности, используем готовые модели или моделируем объекты и явления окружающего мира сами; проводим несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений.

9 слайд Например, при изучения темы « Твёрдые вещества, жидкости и газы». Ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблице, в рисунках, в речи учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой. Опыты по обнаружению свойств, проведенные в классе, могут быть продолжны дома, по заданию в тетради.

Немаловажную роль в формировании познавательных УУД играют дидактические игры. Если необходимо перечислить предметы помогает «Волшебная палочка». Передавая ее как эстафету, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат. Обобщающие уроки часто полностью проводятся с использованием игровых технологий.

Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность.

10 слайд Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, в последствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая.

А следовательно формируется еще один вид УУД – коммуникативный.

У ребят обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность. 11 слайд Практически на каждом уроке ребята работают в парах, группе. С первого класса выработаны правила поведения в паре и группе.

В результате формируются коммуникативные способности сотрудничества: умение работать с соседом по парте, распределяя работу между собой, договариваться, учиться слушать товарища и высказывать свое мнение,

формируется речевое развитие, речевое общение. Далее происходит обмен мнениями и общий вывод. Самооценка и оценка результатов деятельности.

Для формирования метапредметных компетенций у учащихся учитель должен не только продумывать содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии.

12 слайд На своих уроках я часто использую следующие технологии:

1 класс

Технология системно-деятельностного подхода;

Игровая технология

Технология проектов;

2 класс

Добавляется:

Технология проблемного обучения;

3-4 класс -

Технология исследовательской деятельности;

Хочу привести пример использования технологии системно-деятельностного подхода в начальной школе. 13 слайд Урок математики, тема урока «Угол. Виды углов»

После определения темы урока учащимся предлагается самостоятельно, используя информацию учебника, определить цели урока. Далее проводится практическая работа по определению типов углов с помощью модели прямого угла.

Следующая практическая работа способствует формированию элементов методов научного познания - аналогия. Технология системно-деятельностного подхода позволила всем учащимся 2 класса выполнить задание повышенной сложности: определить типы углов в прямоугольном треугольнике.

14 слайд Учащимся был предложен следующий план действия:

  1. Возьмите квадрат.
  2. Сложите его по диагонали.
  3. При помощи модели прямого угла определите, какой угол у линии сгиба?
  4. Сложите получившийся треугольник пополам. Что можно сказать о противоположных углах треугольника?
  5. Определите тип данного угла, не используя модель прямого угла.

Одновременно с этим, на данном уроке происходила работа по формированию метапонятия «угол». Опираясь на жизненный опыт и полученные знания на уроке учащихся, им было предложено задание определить типы углов, которые мы часто встречаем в нашей жизни.

Регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия тесно связаны друг с другом и одно невозможно без двух других. Каждый вид работы на уроке нацелен на формирование метапредметных УУД.

  1. Идя на метапредметный урок, я всегда учитываю

15 слайд Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

16 слайд Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик

17 слайд Требование к себе

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и инсценировании урока.

Так же как и урок способствует формированию метапредметных умений и внеурочная деятельность .

Исследовательская деятельность;

Подготовка и участие в предметных конкурсах, чемпионатах. Олимпиадах, где учащиеся показывают неплохие результаты.

Подготовка и участие в предметных неделях.

18 слайд В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития учащегося.

Педагогический совет

«Формирование и развитие

метапредметных компетентностей обучающихся

как фактор повышения качества образования».

Школа должна в первую очередь учить детей мыслить -

причем, всех детей, без всякого исключения

Психолог В.В. Давыдов

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда каксегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. В школьной образовательной практики выделяютсяследующие ключевые компетентности:

- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями;

Коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

Информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

Автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

Социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

Нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

На сегодняшний день на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире.

Каким должен быть выпускник школы? в частности, выпускник начальной школы?

Какой должна быть современная школа, и какие задачи стоят сегодня перед современным учителем?

Данный вопрос обсуждался на самом высоком уровне. В послании президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года были названы основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в частности было отмечено, что главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, от школы требуется дать детям возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Таким образом, ОРИЕНИТИРУЯСЬ НА ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА, НА ПОРТРЕТТ ВЫПУСКНИКА, школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни.

С 2011-2012 учебного года все школы России приступили к реализации ФГОС второго поколения.

В стандартах второго поколения наряду с предметными, выделяют личностные (готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности) и метапредметные (освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия) результаты.

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее ярко проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения и из среднего звена в старшее. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделением главного из изобилия информации, систематизации и представлении информации, отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, непонимание для чего это необходимо. В результате чего у учащегося возникает состояние психологического дискомфорта и желание избежать, отгородиться от факторов его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, умение показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Существующие сегодня «Примерные программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели обучения:

Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

Развитие личности учащихся.

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

1.Предметные результаты.

2.Личностные результаты:

Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

Развитие коммуникативной компетенции;

Умение четко определять области знаемого и незнаемого;

Умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

Осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Для достижения планируемых личностных и метапредметных результатов важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Целью достижения личностных и метапредметных результатов на выходе из начальной школы является ученик, который:

обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников.

Формированиие личностных и метапредметных результатов проходит через:

1)систему учебных предметов

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках, прежде всего, являются:

– предметное содержание;

– образовательные технологии деятельностного типа;

–- продуктивные задания.

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика. Обеспечивает формирование коммуникативных УУД, формирует познавательные универсальные учебные действия.

Предмет «Литературное чтение» способствует личностному развитию ученика, формирует коммуникативные УУД, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие познавательных универсальных учебных действий, формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Предмет «Окружающий мир и ОБЖ» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, формирует оценочное, эмоциональное отношение к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика.

Предмет «Технология и ИКТ» способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, формируяет представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии», обеспечивает личностное развитие ученика.

Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Прежде всего они способствуют личностному развитию ученика, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

В предмете «Информатика» направлен на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД), вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия, формирует коммуникативные универсальные учебные действия.

Изучение иностранного языка формирует у младших школьников представление о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как инструмента познания мира и культуры других народов, позволит сформировать у них способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в устной и письменной формах, в том числе с использованием средств коммуникации (коммуникативные УУД).

Через уроки физической культуры на этапе начального общего образования формируется не только умение физически саморазвиваться и самосовершенствоваться, но и воспитывается бережное отношение к своему здоровью, умение вести здоровый и безопасный образ жизни, преодолевать временные отклонения в собственном здоровье.

2)через решение ПЗ

Применение образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов

Проблемно-диалогическая технология направлена на то, чтобы научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая формирование умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных , так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий : за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология смыслового (продуктивного) чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий , обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

На занятиях по многим предметам предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Особенность оценки метапредметных результатов.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный

Инструментарий контроля: трёхуровневые задания, экспертные карты наблюдений, тесты, самооценка

Слайд 13-24

Метапредметные компетентности-достаточно мобильные универсальные учебные действия (УУД), которыми должен обладать человек при включении в любой современный процесс.

Набор метапредметных компетентностей:

1. Компетентность в решении проблем (задач)

Умение видеть сильные и слабые стороны результата, своей деятельности

Умение уточнить формулировку задачи

Оценить продукт деятельности на основе критериев

Выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности

Инструмент:

Форма оценки

Коллективное решение в малой группе, публичное представление результатов работы, экспертная оценка действий каждого члена группы с помощью эксперта, на основе специально разработанной экспертной карты

2. Учебная (образовательная) компетентность

Умения:

Умение назначать самостоятельно критерии для оценивания

Умение оценивать свою работу по заданным критериям

Умение находить образцы для проверки работы, сопоставлять свою работу с образцом

Умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности умение

Инструмент:

Сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки

способ оценки

Определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки

Умение определять границы собственного знания/незнания высказывание

3. Информационная компетентность

Умения:

Правильное выполнение действий в соответствии с заданной инструкцией

Представление результатов данных в виде простейших диаграмм и таблиц

Умение интерпретировать и обобщать информацию сообщений

Инструмент:

Учебные (трехуровневые) и проектные (разновозрастные) задачи

C пособ оценки:

Решение задач и их балльная оценка

4. Коммуникативная компетентность

Умения:

Умение понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления

Умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет)

Умение вести и участвовать в дискуссии

Инструмент:

Организация группового взаимодействия, устных и письменных дискуссий, написание творческих работ, сочинений, создание презентаций

Способ оценки:

Публичное предъявление результатов, экспертная оценка взрослых и школьников

5. Компетентность взаимодействия

Умения:

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том --умение инициировать и осуществлять сотрудничество со сверстниками

Инструмент:

Организация группового и межгруппового взаимодействия в учебном процессе и социальной практике

Способ оценки:

Экспертные суждения и оценка

Инструментарием для оценки достижений метапредметных и личностных результатов как критерия качества образования в МБОУСОШ№7 является ПЗ и трёхуровневые задания.

В заключении можно сделать выводы:

Учителя начальных классов, работающие в режиме ФГОС, активно реализуют ООП НОО.

Достижение личностных и метапредметных результатов (УУД) на первой ступени обучения достигается через содержание учебных предметов, внеурочную деятельность, использование элементов педагогических технологий деятельностного типа и разнообразных форм работы (ПЗ).

1

В статье рассмотрены вопросы о современных требованиях к общему образованию, и в частности, дополнительному образованию, которое решает такие важные задачи, как социальная и культурная самореализация, развитие личности ребенка. Основываясь на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, мы выделили основные метапредметные результаты образовательной деятельности. Представили анализ результатов педагогического эксперимента, проведенного на базе Центра детского творчества Мегино-Кангаласского и Таттинского районов Республики Саха (Якутия). Критериями метапредметных результатов явились уровни сформированности у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Количественные показатели подтвердили правомерность поставленной гипотезы исследования. Целенаправленное занятие ребенка по формированию важных универсальных умений путем деятельностного продуктивного обучения декоративно-прикладному искусству можно организовать в системе дополнительного образования.

метапредметные компетенции

дополнительное образование детей

декоративно-прикладное искусство

1. Буйлова Л.Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С.47.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2009. – № 2. – С.58-64.

5. Wikipedia. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное искусство.

Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей .

Е.Б. Евладова предлагает следующее определение: дополнительное образование детей - это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию .

Одним из требований к организации образования сегодня является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе. Это в полной мере касается и дополнительного образования, которое помогает обучающемуся серьезные позиции в определении своего дальнейшего пути. Занятия творческой деятельностью позволяют обучающимся осваивать метапредметные компетенции, такие как умение ставить цель, искать и применять необходимые средства ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов.

Опираясь на ФГОС, сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов .

Так, внедрение метапредметного подхода в школьное образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д.

Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Анализируя концептуальные основы метапредметных компетенций, во-первых, рассмотрим их классификацию, данную А.В. Хуторским:

  • ценностно-смысловые компетенции;
  • общекультурные компетенции;
  • учебно-познавательные компетенции;
  • информационные компетенции;
  • коммуникативные компетенции;
  • социально-трудовые компетенции;
  • компетенции личностного самосовершенствования .

Подчеркнём, что ссылаясь на данную классификацию, формирование метапредметных компетенций опирается на формирование ключевых компетенций школьников.

В процессе исследования мы провели педагогический эксперимент на базе центров детского творчества Мегино-Кангаласского и Таттинского районов Республики Саха (Якутия), в котором приняли участие 100 детей.

Цель педагогического эксперимента: выявить уровень формирования метапредметных компетенций у учащихся в процессе кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству.

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями .

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н.А. Горяева, В.С. Кузин, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и другие). Они убедительно доказывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Программы кружковой деятельности школьников реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Они актуальны тем, что при обучении учащихся изготовлению изделий изучаются вопросы народной якутской культуры по декоративно-прикладному искусству, в частности значение якутских узоров, и используются различные материалы. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Занятия своими руками должны: сформировать у детей способность к развитию творческого восприятия и самостоятельного мышления, научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем; развить технологические компетенции работы с кожей, различными видами ткани, бисером и с другими материалами; привить аккуратность, усидчивость в выполнении работы; воспитать любовь к творчеству, расширить общий кругозор и фантазию.

При исследовании эффективности формирования метапредметных компетенций у учащихся мы выбрали «Оценочный метод».

Целенаправленное занятие ребенка по формированию жизненно важных универсальных умений путем деятельностного продуктивного обучения меняет представление о характере развития личности ребенка. Развитость метапредметных компетенций школьника создает условия и обеспечивают основу его успешной социализации.

Итак, качество результатов трудового участия детей в целях развития их метапредметных компетенций зависит от многих факторов:

Направленности трудовой деятельности школьников, воспитания личностно-ориентированной мотивации на обучение, создание материально-технической базы, где организуются созидательный технологический труд школьников;

Организация детского труда требует, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявить творчество и пережить радость удовлетворения своих и общественных потребностей. Успех формирует самостоятельность, уверенность в себе, воспитывает еще большую потребность в трудовой деятельности, которая становится двигателем развития и взросления ребенка;

Движущей силой и составляющей успехов детей в деятельности выступают качественно развитые метапредметные компетенции, своевременно сформировавшиеся и закрепленные в процессах учебного производительного труда. Рассматривая их как средство продвижения детей к успеху, следует уточнить их не менее важное свойство, направленное и обращенное к самой личности ребенка. Развиваемые в процессе деятельности функции умений, становясь важным качеством личности, составляют и тем самым определяют ее воспитанность;

Саморазвитие ребенка начинается с процесса научения его простым действиям тактильного и моторного характера, и по мере взросления ребенка научение должно быть направлено на превращение простых действий в умения разного уровня. Следует рассматривать образование как процесс, зависящий от деятельности взрослого человека, направленной на формирование функциональной характеристики ребенка, которая состоит из формированных или взращенный функций деятельности в виде универсальных умений;

Технологическое развитие человека в годы школьного обучения обеспечивает достаточный объем развитых способов деятельности для обеспечения процессов получения результатов труда в производстве духовных и материальных ценностей, умения использовать знания и сформированные обобщенные и универсальные умения в реальных условиях жизни, труда, для проектирования жизненных планов и их реализации.

На констатирующем этапе исследования определили первоначальный уровень сформированности метапредметных компетенций у учащихся:

По результатам исследования первоначальных метапредметных показателей у учащихся контрольной группы видно, что у большинства детей низкие показатели - 50 (50 %), 30 (30 %) - средние данные, только 20 (20 %) учащихся показали высокие результаты первоначальных универсальных учебных действий.

Аналогично, в экспериментальной группе только 20 (20 %) показали высокие результаты формирования метапредметных компетенций.

Общеизвестно, что основным объектом метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД).

По регулятивным УУД в основном у учащихся наблюдается неумение работать с предложенной информацией, определение наиболее рациональных способов выполнения изделия.

Познавательные УУД у большинства учащихся на среднем уровне, дети не знают законов композиции, выбора наиболее эффективных способов решения задачи, не проявляют оригинальности.

По коммуникативным УУД учащиеся в основном не умеют находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, выражать свои мысли устно, были застенчивы.

Таким образом, полученные результаты констатирующего этапа исследования показывают, что первоначальные данные по уровню сформированности метапредметных компетенций у учащихся невысокие, и есть основание проведения дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству.

Образовательная программа «Якутские мотивы» составлена с учетом требований ФГОС НОО и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся.

Цель программы: формировать метапредметные компетенции учащихся, раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно-прикладного искусства, сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения, воспитать любовь к народной культуре.

Задачи:

  • Образовательные - углубление и расширение знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, научить детей овладеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе, обучить технологиям различных видов рукоделия;
  • Воспитательные - привитие интереса к культуре народа, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие снов культуры труда;
  • Развивающие - развитие моторных навыков, глазомер, образное мышление, внимание, фантазии, наблюдательность, творческие способности, положительные эмоции, волевые качества, формирование эстетического и художественного вкуса;
  • Мотивационные - создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
  • Социально-педагогические - формирование общественной активности, реализация в социуме.

Основные обучающие направления программы:

  • (бисероплетение) - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, привить интерес, побудить желание дальше совершенствоваться в направлении декоративно-прикладного творчества, расширить свой кругозор;
  • (плетение из конского волоса, шитье традиционных национальных изделий из внутренностей домашних животных) - именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи, участвуют в конкурсах, выставках, фестивалях и НПК;
  • (лоскутное шитье) - проявляется пик творческой активности, все свое мастерство обучаемые вкладывают в свою творческую работу.

В конце эксперимента мы провели контрольный этап исследования, целью которого была проверка эффективности предложенной программы кружковых занятий в формировании метапредметных компетенций у учащихся.

По результатам контрольного этапа исследования у учащихся контрольной группы данные показателей развития метапредметных компетенций остаются в основном неизменными: низкий 20 (20 %), средний 40 (40 %), высокий 40 (40 %).

Показатели уровня сформированности метапредметных компетенций у детей экспериментальной группы намного повысились: у половины - высокие данные 50 (50 %). Средние показатели у 40 (40 %) и только у 10 (10 %) детей - низкий уровень.

Сравнительные результаты уровня сформированности

метапредметных компетенций у учащихся

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констатирующий этап (%)

Формирующий этап (%)

Констатирующий этап (%)

Формирующий этап (%)

По динамике результатов опытно-экспериментального исследования видно, что уровень сформированности метапредметных компетенций у детей экспериментальной группы с начала эксперимента повысился на 30 (30 %). Учащиеся стали выполнять практическую работу без ошибок, внимательно слушать высказывания руководителя. Стали проявлять активность в общении между собой и с руководителем, наиболее объективно выражать свои мысли.

Выполнение новых изделий у детей всегда вызывали интерес, постепенно проявились предпочтения к той или иной практической работе, стали выражать свои мнение. Впоследствии учащиеся уже самостоятельно, без вмешательства руководителя организовывали свои действия, научились планировать процесс, развиваются такие качества личности, как смыслообразование, самоанализ, которое проявляется при рефлексии.

При изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества воспитанникам постоянно приходится думать над тем, как добиться единства, традиционного назначения декоративности изделия, как сделать его более совершенным, эстетически выразительным. Все это дает дополнительные возможности для развития творческого воображения.

Приступая к изготовлению изделия, дети рассматривают различные варианты образцов, оценивают, учатся выбирать оптимальный вариант. Постепенно у них вырабатывается критический взгляд на работу, умение контролировать, определять оптимальный вариант, аккуратность, воля, целеустремлённость, настойчивость, ответственность, умение самостоятельно решать творческие задачи.

На занятиях воспитанники узнают о применении природных материалов в повседневной жизни. Во время экскурсий знакомятся с предметами декоративно-бытового назначения, с религиозным и философским мировоззрениями своих предков. Таким образом, реализация программы обучения на основе принципа природосообразности, роста культуры личности, позволяет организовать творческую, трудовую деятельность воспитанников, которая служит хорошим средством адаптации в обществе, позволяет узнать корни и историю своего народа, видеть прекрасное в быту, стремиться к тому, чтобы приносить радость и пользу людям, способствует росту престижа мастерового человека.

Таким образом, данная программа кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству «Якутские мотивы» дала возможность сформировать высокий уровень метапредметных компетенций: проявить себя как личность, умеющего принимать обоснованные решения, открытого к изменениям, знающего процесс разработки и изготовления изделий средствами декоративно-прикладного искусства.

Библиографическая ссылка

Маркова О.И., Романова М.Н. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24757 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Психологический аспект формирования метапредметных компетенций

у обучающихся в условиях ФГОС.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь.

Конфуций

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагауют оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Что же такое метапредметы и метапредметные связи?

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Работающие в этой области кандидат философских наук Н.В. Громыко и кандидат психологических наук М.В. Половкова ссылаются на мысль психолога В.В. Давыдова: школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения . Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:

    причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

    компоненты метапредметного содержания в обучении;

    смысл термина «универсальные учебные действия»;

    различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;

    уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;

    этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;

    понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

    требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и общего (среднего) образования.

Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

    Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.

    Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.

    Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.

    В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке.

В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

- принцип ценности и уникальности личности , приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.

- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;

- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;

- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее - программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Психологические требования:

    Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

    Особенности самоорганизации учителя

    Организация познавательной деятельности

    Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

    Организованность учащихся

    Учёт возрастных особенностей

Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: -устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования; -определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; -выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; -определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Функции универсальных учебных действий: -обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; -создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: -личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; -смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать; -нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; -планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; -прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны"х характеристик; -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; -коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; - оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют Знаково-символические действия: -моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; -выбор оснований и критериев для сравнения, дробления, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; -построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: -формулирование проблемы; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; -управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так: -из общения и со регуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность; -из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я концепция как результат самоопределения; -из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Своевременная психологическая поддержка педагогов, родителей и учащихся позволяет предотвратить многие проблемы, связанные с образованием учащихся, является своеобразной «подушкой безопасности» модернизацией общего образования.

Таким образом, роль психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения новых образовательных стандартов, на наш взгляд, состоит в специальной деятельности всего педагогического коллектива в урочной и внеурочной деятельности, направленной на развитие у обучающихся процессов самопознания, самоопределения, саморегуляции и самореализации; создание в образовательном учреждении рефлексивно-инновационной среды, которая мотивирует участников образовательного процесса на развитие и саморазвитие

Статья

Тема: Формирование метапредметных компетенций в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Всем известно, что современная школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, а вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Значит, результатом изучения всех учебных предметов является сформированность универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Все вы согласитесь с утверждением, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода. В нашей гимназии уже много лет ведется работа по формированию метапредметных компетенций у учащихся.
Но, ни для кого не секрет, что на сегодняшний день и в нашей гимназии этот вопрос особенно актуален. Не всегда учитель-предметник может установить связь между системой понятий «своего» учебного предмета с системой понятий других предметов. Учителям нашей кафедры (начальных классов) легче решать данную проблему, т.к. учитель начальной школы ведет практически все предметы в своем классе. Именно учитель начальных классов, как универсальный специалист, способен при планировании и организации интегрированных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития учащихся, а также спроектировать результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

Однако и у учителей нашей кафедры есть трудности в работе по данной проблеме. Одна из них заключаются в том, что УМК «Школа России», по которому работает начальная школа, при всех своих достоинствах, является больше предметным УМК. Учителям приходится самим планировать работу по форми-рованию метапредметных компетенций на уроках.

С введением ФГОС учителя кафедры начальных классов ведут большую работу по формированию метопредметных компетенций у учащихся. Возможно, сейчас, кто-то, слушая меня, думает, что дальше я буду рассказывать о каких-то совершенно новых технологиях. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое.

Оказывается, что метапредметное обучение было широко распространено еще в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, уничтожить все, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени - самой младшей - с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры с использованием научной литературы. С введением всеобуча, метод проектов отменили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

Таким образом, формирование метапредметных компетенций - это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Но, современная школа пошла дальше, используя для формирования метапредметных компетенций не только метод проектов, но и другие современные педагогические технологии. Это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока.

Всю работу по формированию метапредметных компетенций у учащихся мы разделили на несколько направлений:

1. работа по формированию мыслительных операций (поэтапно)

2. работа по формированию элементов методов научного познания

3. работа по формированию метапонятий.

4. использование современных образовательных технологий.

Вы все, наверно, узнали ССО, ведь именно систематически используя ее на разных предметах, можно достигнуть желаемого результата. Начинается работа с формирования элементов мыслительных операций (анализ, синтез, перенос, абстрагирование), от класса к классу увеличивается доля самостоятельности учащихся по формированию метапредметных компетенций, что наглядно видно из данной таблицы.

Я бы хотела более подробно остановиться на работе по формированию метапонятий.

Хотя наши ученики совсем еще малыши, уже с 1 класса на уроках систематически и целенаправленно ведется работа по формированию метапонятий.

С первых уроков обучения грамоте и математики учащиеся знакомятся с такими понятиями как знак и форма. При знакомстве с буквами, цифрами мы определяем, что это знаки для обозначения звуков и чисел. Далее работа ведется со статьей из толкового словаря, где учащимся предлагается определить, какое из определений данного понятия подходит на данном уроке. После уточнения значений данных понятий в работе с толковым словарем, используя личный опыт учащихся, идет расширение области значения данных понятий, превращая его из предметного в метапредметное.

ЗНАК

1) а) Признак, примета, по которым узнается, распознается что-л.
б) Клеймо, метка.
2) а) То, что служит указанием на что-л., свидетельством чего-л., внешним обнаружением чего-л.
б) Чувственное выражение, внешнее проявление чего-л.
в) Предзнаменование, предвестие.

3) Предмет, являющийся признаком принадлежности к чему-л., символом чего-л.
4) Жест, выражающий волю, желание, приказание кого-л.
5) Предмет или действие в роли условного обозначения чего-л.; сигнал.
6) Изображение с известным условным значением.

Учащимся предлагается на основе личного опыта привести примеры, подходящие к данному значению понятия «знак». Далее, с эти понятием учащиеся встречаются на уроках окружающего мира, технологии (условные знаки обозначения). Таким образом, данное понятие из предметного становится метапредметным. Подобная работа в начальной школе ведется по формированию многих метапонятий, таких как: модель, форма, план, задача, карта, выражение, время, сторона и др.

Для формирования метапредметных компетенций у учащихся учитель должен не только продумывать содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии.

На своих уроках я часто использую следующие технологии:

1 класс

- технология системно-деятельностного подхода;

Игровая технология

Технология проектов;

2 класс

Добавляется:

Технология проблемного обучения;

3-4 класс -

Технология исследовательской деятельности;

Хочу привести пример использования технологии системно-деятельностного подхода в начальной школе. Урок математики, 2 класс, тема урока «Угол. Виды углов»

После определения темы урока учащимся предлагается самостоятельно, используя информацию учебника, определить цели урока. Далее проводится практическая работа по определению типов углов с помощью модели прямого угла.

Следующая практическая работа способствует формированию элементов методов научного познания - аналогия. Хотя, как я говорила, работа по формированию элементов методов научного познания происходят в основном в 4 классе. Технология системно-деятельностного подхода позволила всем учащимся 2 класса выполнить задание повышенной сложности: определить типы углов в прямоугольном треугольнике.

Учащимся был предложен следующий план действия:

    Возьмите квадрат.

    Сложите его по диагонали.

    При помощи модели прямого угла определите, какой угол у линии сгиба?

    Сложите получившийся треугольник пополам. Что можно сказать о противоположных углах треугольника?

    Определите тип данного угла, не используя модель прямого угла.

Одновременно с этим, на данном уроке происходила работа по формированию метапонятия «угол». Опираясь на жизненный опыт и полученные знания на уроке учащихся, им было предложено задание определить типы углов, которые мы часто встречаем в нашей жизни.

Приведенные небольшие фрагменты уроков наглядно показывают, как тщательно должен учитель работать над составлением конспекта урока, продумывая каждую мелочь. Иногда начинаешь чувствовать себя сценаристом или драматургом, подробно расписывая все роли.

Закончить статью хочу словами Маргариты Леонтьевой, главного редактора издательства "Просвещение"

«Жизнь на уроке должна стать подлинной..и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться»

Подготовила: Лебедева И.С.