Методика сан результаты в таблицах. Анализ полученных данных по методики сан

Для того чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Инструкция:

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие – 5,4; активность – 5,0; настроение – 5,1.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Тестовый материал:

1 Самочувствие хорошее 1 2 3 0 1 2 3 Самочувствие плохое 1
2 Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым 2
3 Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный 3
4 Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный 4
5 Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный 5
6 Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение 6
7 Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый 7
8 Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный 8
9 Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый 9
10 Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный 10
11 Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный 11
12 Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный 12
13 Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный 13
14 Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной 14
15 Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный 15
16 Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный 16
17 Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый 17
18 Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный 18
19 Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый 19
20 Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный 20
21 Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный 21
22 Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать 22
23 Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный 23
24 Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный 24
25 Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый 25
26 Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый 26
27 Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко 27
28 Рассеяный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный 28
29 Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный 29
30 Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный 30
Ключ к тесту:
  • Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
  • Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
  • Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Обработка и интерпретация результатов теста:

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3 , соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:

  • самочувствие – 5,4;
  • активность – 5,0;
  • настроение – 5,1.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением .

Важнейшая задача школьного психолога - контроль за психологическим самочувствием подростков. Помочь в этом может методика САН («Самочувствие, активность, настроение») - наиболее эффективный способ выявления текущего состояния учащихся.

Методика «Самочувствие, активность, настроение»: авторы и назначение

Эта методика разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял физиолог и гигиенист Валерий Доскин.

Доскин Валерий Анатольевич (род. 23.09.1941, Сталинград) – физиолог, гигиенист, доктор медицинских наук (1986), профессор (1991), заслуженный деятель науки РФ (2001). РМА НПО МинЗдрава РФ.

Предназначение - быстрая оценка текущего психологического состояния индивида. Она используется в работе со школьниками и студентами. При этом важно помнить, что этот способ оценки рассчитан на учащихся не моложе 14 лет.

Описание процедуры диагностики

Для проведения диагностики по методике САН попросите учащегося (либо группу учащихся) заполнить специальный бланк. На бланке указаны 30 альтернативных состояний, например, «я счастлив - я несчастен», «мне весело - мне грустно». Между этими определениями находится шкала: 3–2-1–0-1–2-3. Если учащийся чувствует себя счастливым, он подчёркивает цифру «3», размещённую рядом с утверждением «я счастлив». Если несчастен, выбирает противоположную «тройку». Если учащийся не чувствует себя ни счастливым, ни несчастным, отмечает «0». Если чувствует, что «почти счастлив», выделяет «двойку», если «скорее счастлив, чем несчастлив» - «единицу».

Очень важно, чтобы подросток чётко понимал: ответ должен отражать текущее состояние, а не то, как он в целом оценивает удовлетворённость жизнью. Критически важно, чтобы ученик давал честные ответы. Об этом нужно предупредить до начала процедуры диагностики.

Проведение исследования занимает 10–15 минут.

Обработка данных, подсчёт результатов и их интерпретация

Для подведения итогов используйте модернизированную шкалу, в которой самый негативный ответ («я несчастлив») оценивается в 1 балл, а самый позитивный («я счастлив») в 7 баллов. Ответ «+2», соответственно, будет стоить 6 баллов, ответ «+1» - 5, «0» - 4 и т. д. При этом помните, что в некоторых вопросах самый негативный вариант расположен не справа, а слева, поэтому готовьте ключ внимательно.

Для того чтобы оценить самочувствие учащегося, просуммируйте его баллы, полученные за ответы на вопросы 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Оценка активности производится по вопросам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Оставшиеся десять вопросов помогают оценить текущее настроение подростка.

Сумму, полученную в каждой категории, разделите на 10. Таким образом, максимальный показатель в каждой категории составляет 7, минимальный - 1. Валерий Доскин писал, что балл выше четырёх свидетельствует о благоприятном самочувствии испытуемого. Если балл ниже четырёх, то на это следует обратить внимание. Если балл ниже 2,5, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу. Возможно, ребёнок нуждается в срочной психологической помощи. Однако важно помнить, что категории нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории «самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» у подростка выше четырёх. Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне приемлемом уровне.

Эта методика - надёжный и проверенный способ быстро и эффективно оценить психологическое состояние учащихся.

(Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие.- М., 2006.)

Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Участникам раздаются бланки, которые они заполняют.

Ф.И.О.________ возраст______ класс _____ дата______

“+” признаки7 6 5 4 3 2 1 “-”признаки

1.Самочувствие хорошее

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

3. Активный

Пассивный

4. Подвижный

Малоподвижный

5. Весёлый

Грустный

6. Хорошее настроение

Плохое настроение

7. Работоспособный

Разбитый

8. Полный сил

Обессиленный

9. Быстрый

Медлительный

10. Деятельный

Бездеятельный

11. Счастливый

Несчастный

12. Жизнерадостный

13. Расслабленный

Напряжённый

14. Здоровый

15. Увлечённый

Безучастный

16. Неравнодушный

Равнодушный

17. Восторженный

18. Радостный

Печальный

19. Отдохнувший

20. Свежий

Изнурённый

21. С ясным сознанием

Сонливый

22. Желание работать

Желание отдохнуть

23. Спокойный

Возбуждённый

24. Оптимистичный

Пессимистичный

25. Выносливый

Утомляемый

26. Бодрый

27. Соображать легко

Соображать трудно

28. Внимательный

Рассеянный

29. Полный надежд

Разочарованный

30. Довольный

Недовольный

Обработка данных. При подсчёте крайняя степень выраженности положительного признака оценивается в 7 баллов, крайняя степень выраженности отрицательного признака оценивается в 1 балл , средняя степень - в 4 балла ; не забывать о существовании промежуточных степеней , которые оцениваются соответственно 6, 5, 3, 2 баллами. Баллы группируются в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них:

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам) : 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого. Оценки ниже 4 баллов свидетельствуют о неблагоприятном состоянии испытуемого. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-6 баллов (подсчёт ведётся по всем трём шкалам в отдельности - самочувствие, активность, настроение).

Примечание. Данным тестом можно пользоваться как только возникает необходимость выяснить состояние своего самочувствия, активности, настроения.

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г.Жедуновой).

Цель: изучение психологической атмосферы в коллективе.

Ход проведения. Каждому школьнику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворённость

Неудовлетворённость

Увлечённость

Равнодушие

Результативность

Нерезультативность

Теплота взаимоотношений

Холодность взаимоотношений

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Занимательность

Успешность

Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

Методика « Наши отношения»

(Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М.,1988.)

Цель: выявление степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости, или наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

      Наш класс очень дружный и сплочённый.

      Наш класс дружный.

      В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

      В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

      Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

      Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):

        В нашем классе принято помогать без напоминания.

        В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

        В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит ученик.

        В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

        В нашем классе не принято помогать друг другу.

        В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Результаты исследования по опроснику «САН»

Опросник САН

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие - 5,4; активность - 5,0; настроение - 5,1.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Самочувствие»

Как видно на диаграмме (Рис1), особых различий в динамики самочувствия перед началом эксперимента не наблюдается. Отсюда можно сделать вывод, что все три группы испытуемых находятся в равных условиях перед началом эксперимента

Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Активность»

В целом активность (Рис.2) находится на одном уровне, если не считать, что слегка превосходят по активности средняя группа, которая будет проходить курс тренинга по «Ключу». Опять же наглядно видно, что все три группы находятся в одинаковых условиях перед началом эксперимента.


Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Настроение»

По шкале «Настроение» видно, что у контрольной группы фон настроения (Рис.3)слегка приподнят, относительно группы «ключ» и «АТ». Это можно объяснить воздействием факторов внешней среды, или наличием какого либо раздражителя.

Результаты исследования группы «АТ» Таблица 1

Испытуемый

Самочувствие 1

Самочувствие 2

Активность 1

Активность 2

Настроение 1

Настроение 2


Активность (Рис.5) тоже возросла, по сравнению с доэкспериментальными измерениями. Это можно объяснить тем, что поменялся начальник МОБ, и это могло сыграть свою роль.


Настр1 & Настр2

Настроение (Рис6)группы после занятий улучшилось значительно. Наблюдаются тенденции группового сплочения. Уменьшилась склочность коллектива, наблюдается толерантность, по отношению друг к другу.

Результаты группы КЛЮЧ. Таблица 2

Самочувствие 1

Самочувствие 2

Активность 1

Активность 2

Настроение 1

Настроение 2


Результаты экспериментального исследования шкалы «Самочувствие»

Наглядно видно (Рис.8), что с средней активности 3,8 до эксперимента, активность после проведения занятий выросла до 5,6.


Результаты экспериментального исследования шкалы «Настроение»

Настр1 & Настр2

Настроение (Рис.9) так же имеет положительную динамику с 4.0 до 5.3 после проведения занятий группа, занимавшаяся по системе «Ключ» имеет более высокую динамику позитивных сдвигов, нежели группа, занимавшаяся по методу «АТ»

Инструкция

Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Выберите в каждой паре ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметьте цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Тестовое задание

1 Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2 Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3 Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4 Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5 Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6 Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
7 Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8 Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9 Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10 Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11 Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12 Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13 Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14 Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15 Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16 Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17 Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18 Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19 Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20 Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21 Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22 Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23 Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24 Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25 Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомленный
26 Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27 Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
28 Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29 Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30 Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту для диагностики самочувствия, активности и настроения (САН)

Описание

Тест для диагностики самочувствия, активности и настроения (САН) состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Ключ к тесту

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие – сумма баллов по шкалам 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность – сумма баллов по шкалам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение – сумма баллов по шкалам 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4.

Интерпретация результата

Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0–5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.