Нотные карточки для сольфеджио распечатать для клавиатуры. В помощь начинающему преподавателю сольфеджио

В домашних и школьных музыкальных занятиях с детьми необходимы самые разные заготовки. На этой страничке мы подготовили для вас такие материалы, которые просто необходимо иметь под рукой, если вы занимаетесь с малышами.

Ноты на нотном стане

Первая заготовка – это небольшой плакат с изображением основных и басового ключа (первая и малая октава). Сейчас на рисунке вы видите миниатюру – уменьшенное изображение этого плаката, чуть ниже представлена ссылка на скачивание его в оригинальном размере (формат А4).

ПЛАКАТ «НАЗВАНИЕ НОТ НА НОТНОМ СТАНЕ» –

Картинки с названиями нот

Вторая заготовка нужна при первом знакомстве ребенка с нотами, именно для проработки названия каждого из звуков. Она представляет собой карточки собственно с названием нот и с изображением предмета, в имени которого слоговое название ноты встречается.

Художественные ассоциации здесь выбраны самые традиционные. Например, для ноты ДО выбран рисунок домика, для РЕ – репки из знаменитой сказки, для МИ – игрушечного мишки. Рядом с нотой ФА – факел, с СОЛЬ – обычная поваренная соль в пакете. Для звука ЛЯ подобрана картинка лягушки-квакушки, для СИ – ветки сирени.

Пример карточки

КАРТИНКИ С НАЗВАНИЯМИ НОТ –

Выше предлагается ссылка, по которой можно перейти на полную версию пособия и сохранить его себе на компьютер или на телефон. Обращаем ваше внимание, что все файлы даются в формате pdf. Для прочтения этих файлов используйте программу или приложение для телефона Adobe Reader (бесплатно) или любое другое приложение, которое позволяет открывать и просматривать файлы такого типа.

Музыкальная азбука

Нотные азбуки – еще одна разновидность пособий, которые используются в работе с начинающими (главным образом, с детьми от 3 до 7-8 лет). В музыкальных азбуках кроме картинок, слов, стихов, названий нот обязательно есть также и изображения нот на нотном стане. Мы рады предложить вам целых два варианта таких пособий, а подробнее почитать о них и о том, как можно сделать подобные азбуки собственными руками или даже руками ребенка, можно почитать .

НОТНАЯ АЗБУКА №1 –

НОТНАЯ АЗБУКА №2 –

Нотные карточки

Такие карточки активно используются в период, когда ребенок основательно изучает ноты скрипичного и особенно . Они уже без картинок, их роль – помочь запомнить расположение нот и быстро узнавать их. Кроме того, их можно использовать для каких-то творческих заданий, решения ребусов и т.д.

НОТНЫЕ КАРТОЧКИ –

Дорогие друзья! А теперь предлагаем вам немного музыкального юмора. Удивительно смешным оказалось исполнение «Детской симфонии» Й. Гайдна оркестром «Виртуозы Москвы». Давайте вместе полюбуемся на уважаемых музыкантов, взявших в руки детские музыкальные и шумовые инструменты.

Методическое сообщение «Нескучное сольфеджио»

преподавателя теоретических дисциплин Приозерской ДШИ

Е. В. Ивановой

За годы работы в Приозерской ДШИ я изучила различные методические пособия по сольфеджио, музыкальной литературе, слушанию музыки. Это позволило накопить опыт и использовать его в работе с детьми. Разрешите познакомить вас с некоторыми музыкальными пособиями, которые я использую на уроках сольфеджио. Возможно, и вы, применяете, их на своих уроках и можно будет, обсудить их пользу и практическое применение.

Методика Сафаровой Илизы Эльфатовны стала для меня первым мощным толчком для работы по-новому. Многие её советы применяются мною на занятиях с самыми маленькими учениками. Танцы, игры с движениями, пальчиковые игры здорово стимулируют интерес детей к занятиям, к музыке, это первые шаги детей, показать свои музыкальные способности, это простор для их творчества.

Показываю музыкальные игры c движениями под аудио сопровождение:

«Карнавал» (игра на расслабление рук и творческую фантазию),

«Робот и бабочка» (контрасты: резко – плавно),

«Речка» (динамика и регистр),

«Шаги» (протяжные и короткие длительности),

«Облака» (плавные движения),

«Туча и дождик», «10 индейцев», «Зима» (пальчиковые игры).

«Замиратик» (пауза),

«Ловля комара», «Кошки и мышки», «Будильник» (разминка).

После знакомства с методическим пособием Нины Владимировны Белой «Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках» использую её методические рекомендации, наглядные пособия: музыкальное домино, музыкальное лото, ритмические картинки, карточки-билеты на уроках, контрольных опросах, на олимпиадах по сольфеджио. Всё это помогает сэкономить время при проведении опроса, сделать этот опрос интересным и увлекательным для детей

Практическая работа с наглядными пособиями.

«Ритмические карточки»

Проговаривать длительности ритмослогами и показывать руками:

Шестнадцатые – «ту-ру-ту-ру», лёгкие хлопки кончиками пальцев.

Восьмые – «ти-ти», хлопки.

Четвертные – «та», руки плавно опускать на колени.

Половинные – «та-а», ставить руки на пояс.

Проговаривать ритмослоги, показывая руками длительности;

Проговаривать со счётом, показывая руками длительности;

Различные варианты устного ритмического диктанта

(послушать, найти карточку с прозвучавшим ритмом, проговорить ритмослогами или со счётом, показывая руками длительности).

Музыкальное домино носит тренировочный характер. Наряду со зрительной тренировкой здесь возможен и «звучащий» вариант: сложив домино, скажем, по теме «Интервалы» или «Аккорды», можно пропеть или проиграть всё на инструменте, тем самым проверить на слух правильность выполненной работы.

Домино «Простые интервалы».

Развивает и проверяет умение быстро определять строение интервала. Интервал, обозначение которого нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке в виде нотного примера и соединить их. (Показываю ход игры и предлагаю слушателям сообщения продолжить выполнение задания).

Домино « Трезвучия и их обращения» развивает и проверяет умение быстро определять строение трезвучий и его обращений. Аккорд, обозначение которого нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке в виде нотного примера и соединить их. (Начинаю и прошу продолжить игру, желающим поучаствовать).

Домино «Увеличенные и уменьшенные интервалы» аналогично работаем, как и с предыдущим домино.

Домино «Квинтовый круг тональностей. Слоговое обозначение» проверяет знание ключевых знаков в тональностях. По ключевым знакам, обозначение которых нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке название тональности, в которой находятся эти знаки, и соединить их. (Демонстрирую выполнение).

Домино «Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение» для старшеклассников на закрепление темы «Буквенное обозначение» Аналогично работаем, как и с предыдущим домино, но вместо слоговых обозначений дано буквенное.

Очень удобно и интересно использовать домино на олимпиаде, кто быстрее и без ошибок выложит все костяшки домино.

Лото «Характерные интервалы»,

«Трезвучия и их обращения», «Септаккорды и их обращения».

Я называю интервал или аккорд и закрывает его фишкой, а ученики находят его в своих карточках, поют, если ответ верен, закрывают фишкой. Играя в музыкальное лото можно провести анализ на слух, но вместо того чтобы назвать, я играет, а ученики поют, называют созвучие, закрывают фишкой. Можно пропеть гармонически, разделившись на голоса. (Играем в лото).

Задания можно усложнять:

1)найдя септаккорд, определить его тональность и решить является ли этот аккорд доминантовым;

2)разрешить данный аккорд в тональности.

«Карточки-билеты»

Карточки для индивидуальной работы, носят тренировочный и закрепляющий характер. Дают возможность мне определить уровень знаний каждого ученика, активизировать его мышление.

Карточки пронумерованы и посвящены одной теме, имеют одинаковое оформление, которое не только служит эстетическим целям, но и помогает быстро собирать их после занятия в картотеку. В каждой карточке несколько заданий, необязательно выполнять их все на одном уроке, задания даю в зависимости от того какую тему надо проверить или закрепить. Привыкнув постоянно работать с карточками, ребята бывают спокойнее и во время экзаменов.

Все представленные музыкальные игры и задания помогают моим ученикам быстро усвоить учебный материал и очень разнообразят надоевшие, скучные или трудные моменты урока.

Следующее методическое пособие, с которым я познакомилась это «Азартное сольфеджио» Татьяны Юрьевны и Арсения Фаритовича Камаевых.

Пособие содержит иллюстрировано-разрезной материал, с помощью которого можно сделать увлекательным и интересным процесс обучения, и формы контроля, т.е. активизировать работу и интерес детей к уроку сольфеджио.

Квинтовый круг тональностей, параллельные тональности.

Работа с этими карточками проходит постепенно. - Сначала дети запоминают тональности: До, Ре, Фа, Соль,

Си-бемоль мажор и учатся их раскладывать.

До мажор по середине (без знаков), с правой стороны диезные по порядку знаков (Соль и Ре мажор), с левой стороны бемольные

(Фа мажор и Си-бемоль мажор). Это розового или красного цвета карточки.

Затем учатся находить параллельные тональности. Выкладывают минорные тональности с низу от мажорных. Это голубого или синего цвета карточки. Запоминают, что мажорные сверху, минорные снизу.

Знакомимся с квинтовым кругом, и выкладываем квинтовую цепочку мажорных тональностей. До мажор в центре, от него с правой стороны, (вверх) выкладывают диезные тональности, с левой стороны, (вниз) идут бемольные тональности. Затем находим и раскладываем параллельные минорные тональности. И наоборот.

Чем чаще дети будут выкладывать эти квинтовые цепочки, называя тональности вслух, тем быстрее они начинают ориентироваться в тональностях.

Эту игру я тоже использую на олимпиаде. Кто первым, без ошибок разложит все карточки, получает дополнительный балл.

Кольцо – лента

помогает закрепить тему «Квинтовый круг тональностей». С помощью передвижной рамки можно показывать знаки по порядку, а дети называют тональность, которой соответствуют эти ключевые знаки или её параллельную. Так же можно показывать знаки вразброс, дети называют тональности. Ленту можно использовать и для отработки знаков при ключе, порядок диезов и бемолей.

Карточки с вопросами.

Очень удобно использовать на олимпиаде карточки с вопросами. Сколько правильных ответов, столько карточек на руках, столько баллов зарабатывает участник соревнования. Кроме того времени на размышление нет, отвечать нужно сразу, быстро, коротко, если замешкал, ход переходит к другому участнику.

Ритмическое лото.

Ритмическое лото состоит из больших карт, которые закрываются маленькими карточками (одна большая карта вмещает 6 маленьких).

Большие карты раздаю детям. Маленькие карточки оставляю у себя, перемешиваю и показываю их одну за другой, и прошу проговорить и показать руками, изображённый на них ритмический рисунок, найти его у себя и закрыть фишкой.

После того как дети хорошо научились справляться с этим заданием, опять перемешиваю маленькие карточки и прохлопываю ритм, дети отгадывают по слуху, находят у себя этот ритмический рисунок и ставят фишку, после чего проговаривают его ритмослогами с показом длительностей руками.

Опять перемешиваю карточки и на этот раз играю, дети находят ритм, ставят фишку и поют ритмослогами с показом длительностей руками.

Можно играть сразу с несколькими ритмическими картами. При этом я комбинирую карты с разной степенью сложности (одна-две карты с хорошо усвоенным материалом, третья – из нового, более сложного).

Много песен я использую из пособия по сольфеджио Ларисы Вениаминовны Ефремовой. Учиться интересно.

Вместо скучных правил – живые, лёгкие, запоминающиеся песенки. Ребята с лёгкостью усваивают теоретические понятия.

Исполняю песни из сборника:

«Песенка о ступенях».

«Параллельный минор».

«Консонанс и диссонанс».

«Песенка об интервалах».

«Песенка о главных ступенях».

«Диез и бемоль».

«Песенка о порядке диезов и бемолей» (работу в этой теме дополняю стишками для лучшего запоминания и играми «Лифт» и «Лодочка»):

Игра «Лифт».

Находим для ноты без знака или с диезом лифт, он за спиной у ноты, совсем рядом, расстояние полутон, и начинаем считать, сколько выходит «диезиков» из лифта.

Например: Заходит в свою квартиру нота «Ми», у неё за спиной лифт «Ре#», лифт открывается и из него выходят «диезики», считаем их по порядку, до найденного лифта: фа#-до#-соль#- Ре# , записываем знаки на нотоносце возле скрипичного ключа, в семье Ми мажор четыре диеза.

Игра «Лодочка».

Усаживаем бемольную семью с бемольной Тоникой в подводную лодку, делаем ладошкой левой руки лодочку, а правой рукой усаживаем «бемолики» в лодочку, до Тоники и закрываем подводную лодку крышкой (добавляя ещё один бемоль) и поплыли.

Например: Семья Ля-бемоль мажор. Тоника Ля-бемоль. Усаживаем бемоли в лодку по порядку до Тоники и накрываем крышечкой: (бемоли) си-ми- Ля - ре . Записываем эти знаки при ключе.

«Песенка о кинтовом круге мажорных тональностей» (изучение и пение этой песни сочетаю с карточками тональностей Камаевых и с домино «Квинтовый круг» Н. В. Белой получается очень хороший закрепляющий эффект).

Очень хорошо развивают ладотональный слух попевки Ларисы Ефремовой на ладовые притяжения: «Три ступени», «Вводные ступени», «Разрешение неустойчивых ступеней», «Опевание». Дети с лёгкостью запоминают, играют и поют эти песенки в разных тональностях. (Исполняю попевки.)

Следующее пособие, с которым я хочу вас познакомить это сборник Майи Фёдоровны Червоной Песни-упражнения по сольфеджио в сопровождении фортепиано .

Автор приглашает отправиться в весёлое путешествие по музыкальной стране. Герои песен – интервалы. Они думают, мечтают, танцуют, поют и смеются. На время мои первоклассники превращаются в интервалы, чтобы хорошо познакомиться с характером каждого интервала, и легко угадывать интервал на слух. Мы разыгрываем путешествие, поём эти замечательные песенки. И я хочу вас с ними познакомить, может быть и вам они понравятся, и вы будете использовать их на уроках сольфеджио.

Исполняю песни: «Прима-тараторка», «Озорная секунда», «Ласковая терция», «Решительная Кварта», «Квинта-часики», «Хвастливый Тритон», «Благозвучная Секста», «Капризная Септима», «Принцесса октава».

Увидев на прилавке магазина музыкальную сказку Аллы Владимировны Мельниковой «Димин сон или как исправить двойку по сольфеджио», у меня появилась идея поставить её с моими первоклассниками. Ведь эта сказка не просто развлечение, а материал, который в занимательной форме помогает закрепить знание о ступенях лада и их взаимосвязях. По сюжету спектакля, герой, Дима, ученик музыкальной школы, попадаем в сказочное королевство, где правит Королева Тоника. Её приближённые - Придворный Звездочёт и Придворная Дама. Королеве помогает советами министр Доминанта, он знает к ней два тайных хода, и вмиг оказывается рядом с ней, как только Королева отдаст распоряжение. А за настроением в королевстве следит Король Медианта, который любит, есть пирожки, приготовленные Придворной Поварихой Субдоминантой. Коварная принцесса минорная мечтает сесть на трон и стать Королевой. Каждый персонаж это ступень лада, которая имеет свой музыкальный портрет, свою музыкальную тему, которая сочинена с учётом ладового тяготения. И вот, чтобы каждая ступенечка стала для первоклассников живой, понятной, знакомой, чтобы каждый себя попробовал в роли ступени музыкального королевства, чтобы сами для себя стали подсказкой по теме «Лад» я поставила, эту сказку и постановка стала учебным материалом для следующих поколений первоклассников. Я подготовила видео материал, чтобы познакомить вас с этой сказкой и думаю, сюжет и музыкальный материал будет для вас интересен.

Эту работу в «Ладу» я сочетаю с песенками Ларисы Ефремовой и с работой «По лесенке». (Показываю)

Исполнение песенок с показом по лесенке; слушать и отгадывать ступеневые тяготения, показывая по лесенке и исполняя их нотами или пропевая номер ступени, или же имена ступеней.

И ещё у меня есть наглядное пособия, которые я использую для развития ладотонального слуха. Домик - устойчивые ступени, петелька - опевание, стрелочки - разрешение.

Я называю тональность, раскладываю карточки в любом порядке, а дети поют, выполняя задания по обозначениям.

Я играю задания – дети слушают и определяют на слух, выкладывают, что услышали, объясняют и поют нотами или номер ступени, или имя ступени.

Работа над интервалами.

Эти карточки помогают легко усвоить характер интервалов:

колючая (секунды, септимы),

мягкая (терции, сексты),

твёрдая (кварта),

расплывчатая (квинта).

Играю интервал, дети слушают, выбирают карточку, прикасаясь ладошкой к её поверхности, называют характер и имя интервала.

Игрушки так же соответствуют характеру интервала. Большая Терция – девочка, которая любит подвижные игры, солнышко, её любимая песенка «Как светел день», и танцует она бодро и весело. Малая Терция – девочка, которая любит спокойные игры, любит мечтать, гулять под зонтом во время дождя, любоваться звёздным небом, её песенка «Ночь звёздная», и танцует она плавно, не спеша. Секунды это их собачки. У Большой Терции – большая, учёная собака, у Малой Терции – маленькая – всего боится и прячется. Лают они по-разному. Большая Секунда – смело, уверенно, Малая Секунда – жалобно тявкает. Играю интервалы, дети по характеру определяют их на слух, поют любимые песенки интервалов и танцуют их танцы.

Так же на уроках сольфеджио я пользуюсь наглядными пособиями Лии Степановны Синяевой. Представленная таблица помогает легко и быстро запомнить ступени, на которых строятся аккорды.

Первый столбик.

Первый аккорд - на I ступени, двигаемся вниз по столбику, видим Тонику, хорошо знаем, что это первая ступень, продолжаем двигаться вниз, считая ступени в нисходящем движении: I – VII. Ступень аккорда через черту повторяется. Запоминаем ступени аккордов первого столбика: I – I – VII – VII.
Второй столбик.

Хорошо знаем, что субдоминанта это IV ступень, и пошли от четвёртой ступени вести счёт в нисходящем движении, не забывая о том, что через черту ступень повторяется. Запоминаем ступени аккордов второго столбика: IV – III – II – II.

Третий столбик.

Смотрим на первый аккорд третьего столбика, он в углу и подсказкой является его цифра (6), это и есть ступень, на которой строится этот аккорд - VI ступень. Дальше пошли в нисходящем движении – V ступень, продолжаем двигаться вниз, и видим доминанту, а её уже давно знаем – это V ступень, через черту ступень повторяется, и продолжаем двигаться вниз – IV ступень. Запоминаем ступени аккордов третьего столбика:

VI – V – V – V - IV.

Отдельно можно поговорить об аккордах второй половины таблицы, о четырёхзвучных аккордах, о доминантовом септаккорде и его обращениях. В первом столбике D65 – первое обращение доминантсептаккорда, во втором столбике D43 – второе обращение и строится на II ступени, в третьем столбике D7 (в углу) – сам доминатовый септаккорд, и ниже D2 – третье обращение. Обращения соответствуют номеру столбика: I – II – III.

Надеюсь, что представленный мною методический и музыкальный материал окажется для вас полезным.


Аннотация

Дорогие ребята, вы хотите легко и с радостью выучить все нотки? А вы, уважаемые родители, хотели бы играть со своими детьми, даже если сами никогда не занима­лись музыкой? Тогда наша методическая система - комплект таблиц и карточек по

сольфеджио - для вас.

Сольфеджио - серьезный и трудный предмет. Это, если хотите, высшая математи­ка в музыке. Но его можно и нужно изучать. Ведь элементарные знания музыкального языка - фундамент, необходимый каждому музыканту.

В предлагаемом комплекте 50 таблиц и 17 неразрезанных листов с карточками. Карточки нужны для работы с таблицами «Фортепианная клавиатура», «Название ступеней лада» «Буквенное обозначение звуков и знаков», «Количественная харак­теристика интервалов», «Качественная характеристика интервалов», «Параллель­ные тональности», «Квинтовый круг тональностей». Перед началом работы листы с карточками нужно разрезать, собрать в колоды, завязать резинками и сложить в коробочки. Коробочка 1 - карточки с нотами, коробочка 2 - все остальные карточки.

Некоторые таблицы, такие как «Фортепианная клавиатура», «Квинтовый круг то­нальностей», «Порядок написания знаков при ключе», «Основные длительности» во время занятий должны быть перед глазами. Советуем повесить их на видное место, так как они рассчитаны на несколько лет обучения. Далее, по мере необходимости, на видное место вывешивайте другие таблицы.

Таблица 1 «Фортепианная клавиатура» разделена по цветам для быстрого нахож­дения нужной октавы. Начинайте изучать ноты с первой октавы (зеленая) в скрипич­ном ключе. Затем приступайте к нотам малой октавы (желтая) в басовом ключе. По­просите ребенка показать, где находятся эти ноты на фортепиано.

Обратите внимание, что в басовом и скрипичном ключах есть ноты одинакового цвета. Это зеленый цвет - первая октава и желтый цвет - малая октава. Будьте вни­мательны! Складывайте их в разные колоды (по ключам).

Хотя в музыке используется 30 основных тональностей (15 мажорных и 15 минор­ных), все примеры в таблицах изложены в тональностях До мажор и ля минор или от ноты ДО. Это сделано для лучшего понимания, восприятия и изучения нового мате­риала. Когда тема понята и изучена, мелодию с легкостью можно транспонировать, то есть переносить в другие тональности. Или строить от других нот по данным при­мерам и таблицам.

Мы хотим, чтобы дети изучали сольфеджио с удовольствием, получая от процесса обучения радость познания и обладания новыми знаниями.

Как это возможно? С помощью игры! Мы постарались превратить решение сложных задач в увлекательный процесс. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - важный и наиболее адекватный путь включения ребенка в учебную работу.

Как играть?

Предлагаем три варианта игры с карточками.

Вариант 1 - игра в паре (подойдет для родителей, которые не знакомы с элемен­тарной теорией музыки, не учились в музыкальной школе). Родитель показывает кар­точку ребенку, а ребенок должен дать правильный ответ (указан на обороте карточки).

Вариант 2 - игра в паре (для родителей с музыкальным образованием, учителей и репетиторов). Сначала один игрок показывает карточки, а другой отвечает, потом игроки меняются местами. В этом варианте есть элемент соревнования, что необхо­димо для лучшего результата.

Вариант 3 - самостоятельная игра. Ребенок сам играет в карточки, приучаясь к самоконтролю и самопроверке.

Во всех случаях во время игры перед вами должна быть таблица, соответствующая изучаемым карточкам. Сначала вместе с ребенком внимательно ознакомьтесь с ней. а затем приступайте к игре.

Удачи!


Соде ржание

1.Фортепианная клавиатура (2 листа) + карточки

2.Ноты. Штили. Основные ключи

3.Основные длительности нот и пауз

4.Метр. Такт. Размер. Затакт

5.Лад и тональность

6.Название ступеней лада + карточки

7.Буквенное обозначение звуков и знаков + карточки

8.Характеристика До мажора

9.Три вида мажора

10.Характеристика ля минора

11.Три вида минора

12.Три формы работы (как разбирать заданные номера по сольфеджио)

13.Порядок написания знаков при ключе. Скрипичный ключ

14.Порядок написания знаков при ключе. Басовый ключ

15.Полутон и тон

16.Знаки альтерации

17.Энгармонизмы

18.Секвенция

19.Транспозиция

20.Интервалы

21.Количественная характеристика интервалов + карточки

22.Качественная характеристика интервалов + карточки

23.Обращение интервалов. Сводная схема интервалов

24.Тритоны

25.Тритоны в мажоре и миноре с обращением и разрешением

26.Характерные интервалы

27.Одноименные тональности

28.Параллельные тональности + карточки

29.Родственные тональности

30.Квинтовый круг тональностей

31.Строение трезвучий

32.Обращение трезвучий. Мажорное и минорное

33.Обращение трезвучий. Уменьшенное и увеличенное

34.Главные трезвучия лада в мажоре и миноре

35.Обращение главных трезвучий лада

36.Главные трезвучия лада с обращением и разрешением

37.Последовательное соединение аккордов

38.Уменьшенное трезвучие в мажоре и миноре с разрешением

39.Увеличенное трезвучие в мажоре и миноре с разрешением

40.Септаккорды

41.Доминантовый септаккорд с обращением и разрешением

42.Вводный септаккорд с разрешением

43.Септаккорд II ступени с разрешением

44.Хроматическая гамма в мажоре и миноре

45.Альтерированные ступени лада в мажоре и миноре с разрешением

46.Особые лады, или лады народной музыки

47.«Золотой ход валторны»

48.Музыкальный диктант (запись мелодии по слуху)

50.Аппликатура пальцев