Маяковский В. Основные даты жизни и творчества

Урок литературы в 11 классе
Тема урока

«Жизнь и творчество В. Маяковского. Маяковский и футуризм.

Оборудование : видеопроектор, презентация о В.В.Маяковском. (Слайд1)


Ход урока:


Я хочу

Быть понят моей страной,

А не буду понят, -

что ж,

по родной стране

пройду стороной,

Как проходит

косой дождь!

(В.В.Маяковский)

Слайд 1


I. Орг.момент. (1-2 мин.)

2. Вводное слово учителя.

Мы продолжаем изучать творчество писателей и поэтов 20-30-хх годов. Сегодняшний наш урок будет посвящен наверное самой неординарной, противоречивой и яркой личности советской поэзии довоенного периода. Итак, тема урока – «Жизнь и творчество В. Маяковского. Маяковский и футуризм». дата

Слайд 2

Исходя из темы определим цели нашего урока:

Знакомство с биографией поэта и его творчеством;

Выделение основных тем поэзии Маяковского;

Рассмотрим понятие «футуризм» и его влияние на творчество поэта;

Определение значения Маяковского для отечественной литературы;

3. Объяснение нового материала

Слово учителя

В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Он вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор».

Маяковский прожил сложную жизнь. Он мог идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, и в то же время был человеком легко ранимым.

Слайд 3

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 в Грузии, в селе Багдади, в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим в Багдадском лесничестве.

Мать поэта, Александра Алексеевна (1867-1954), кубанская казачка, родилась в станице Терновская.

Слайд 4

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси . Свободно владел грузинским языком.

После смерти отца в 1906 году Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву .

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в члены РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне.

Слайд 5

С 1908 – 1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из тюрьмы).
В тюрьме в 1909 году Маяковский стал писать стихи.

Маяковский вспоминал: «Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали. А то б ещё напечатал !»

В училище он познакомился с Давидом Бурлюком. С этого момента его творчество будет долгие годы тесно связано с таким литературным течением как футуризм. О футуризме расскажет учитель МХК и литературы.

Опережающее задание для учащихся

Ваша задача - используя информацию учителя и клише, сформулировать определение «футуризм»

Слайд 7

Выступление учителя МХК

Маяковский и футуризм

Слово «футуризм» произошло от латинского futurum - ? будущее. Возникновение подобного течения в искусстве было связано с бурным развитием науки и техники на рубеже XIX – XX вв. (автомобили, трамваи, самолеты, расширение сети ж/д, повсеместное использование электричества, строительство многоэтажных зданий и т.д.) Все понимали, что наступает новая эпоха, а значит и искусство тоже должно быть новым.

Футуризм как течение в искусстве возник в Италии. Его основоположником является итальянский поэт . Основные принципы нового течения он изложил в «Манифесте футуристов» в 1909 году.

Слайд 8

Полное отрицание всех достижений традиционной культуры (литературы, живописи, музыки, моральных норм и традиций). Русские футуристы призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».

Необходимо новое искусство – искусство будущего. Экспериментировали, ломали всеобщее представление об искусстве (писали непонятные картины, наполненные непонятными образами, ломали общепринятую систему стихосложения –ритм, рифму, придумывали новые слова, обороты, возводили непонятные скульптуры и здания).

Слайд 9

Большую популярность футуризм получил в России. В разных городах образовывались футуристические общества. Виднейшими представителями русского футуризма являлись…

Русские футуристы, называя себя единственными поэтами будущего, заявляли об окончательном разрыве со всеми традициями русской литературы. Они возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов, шокировали публику своим поведением, своими стихами и картинами. На своих вечерах они высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни. Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому Маяковскому.

Слайд 10

30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского В.В. в артистическом подвале «Бродячая собачка». Слушатели сразу почувствовали настоящее большое поэтическое дарование. Стихи Маяковского были встречены рукоплесканиями.

В 1913 году на открытии кабаре «Розовый фонарь» Маяковский шокировал публику стихотворением «Нате!»

Включить аудио

Слайд 11

Работа с учащимися. Давайте вместе сформулируем определение футуризма. Версии?

Слайд 12

Работа в тетради. Запись определения.

Слайд 13

Со временем у Маяковского сложился свой неповторимый поэтический стиль, который стал его визитной карточкой.

А теперь мы выделим основные темы поэзии Маяковского.

Работа в тетради. Запись Основные темы поэзии Маяковского

Сейчас послушайте стихотворение Маяковского и попробуйте понять, о чем оно?

Слайд 14

Ученик

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

О чем оно? Каков смысл?

Это стихотворение о творчестве, поэтическом творчестве

Здесь, отвергая традиционные формы поэзии, он предлагает свое видение мира и свои, глубоко новаторские и экспериментаторские способы его воплощения. Показано умение и стремление сделать любой предмет объектом творчества.

Поэтическое «я» противопоставлено тем, кто никогда не поймет поэта и навсегда останется в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого водосточные трубы не запоют подобно флейте.

Запись Тема поэта и поэзии

Слайд 15

Слово учителя (тема любви)

В творчестве Маяковского одной из основных становится тема любви. Сам поэт был человеком эмоциональным, влюбчивым, все его любовные истории проходили бурно (с ссорами, ревностью). «Любовь» поэт считал не пустым словом.

Вот как он высказывается об этом чувстве в своём дневнике: «Любовь – это жизнь, это главное... От неё разворачиваются стихи и дела… Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным».

Запись Тема любви

Слайд 16

Поэт часто влюблялся. Адресатами его любовной лирики в разное время становились женщины, окружавшие его. Это и Мария Денисова, Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Елизаветы Лавинская, Элизабет Джонс, Вероника Полонская. Им посвящены поэмы «Облаком в штанах», «Люблю», «Про это», стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову…» и пр.

Слайд 17

Самые долгие и глубокие чувства поэт испытывал к Лиле Брик.

С Лилей и Осипом Бриками поэт познакомился в июле 1915 года.

Осип Максимович Брик и его жена, Лиля Юрьевна , проявили сочувственное внимание к Владимиру Владимировичу, угадав в нем большой поэтический талант. Отношения Маяковского с Лилей Брик складывались неординарно с самого начала. Спустя три года Лиля сказала мужу о том, что они с Маяковским любят друг друга.

Эти отношения с перерывами продлилась до самой смерти поэта, то вспыхивая, то угасая.

Слайд 18

Слово учителя (Маяковский и революция)

В феврале 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция. В своих стихах Маяковский приветствовал свержение царского режима, хотя откровенно издевался над политикой Временного правительства. Тогда же он написал частушку:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй!

Эту частушку распевали рабочие и матросы, штурмующие Зимний дворец в октябре 1917года.

Октябрьскую революцию Маяковский встретил восторженно. Об этом он говорит в своей «Оде революции», торжественно славя победу восставшего народа.

Благодаря художественному воплощению идей революции свет увидели такие произведения, как: «Владимир Ильич!», «Молодая гвардия», «Марш 25 тысяч», «Барабанная песня», «Левый марш» и т.д.

В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»).

Однако к середине 1920-х поэт разочаровывается в «итогах» революции.

Его мучает вопрос: «За что боролись?»

Запись Тема революции

Запись Сатирическая тема

Вопрос для учащихся.

Чем отличается сатира от юмора?

Слайд 19

Самостоятельная работа с текстом учебника

1. Какие произведения В.В. Маяковского посвящены сатирической теме?

2. Против чего была направлена сатира В.В. Маяковского?

После ответов

Что вы понимаете под мещанством и бюрократизмом?

Слайд 20

Мещанство-

Бюрократизм- вопрос: «За что боролись?»

Слайд 21

1930 год начался неудачно для Маяковского. Он много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Без успеха в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп». Началась травля поэта в прессе, его сатирическое творчество называли антисоветским. В начале апреля 1930-го . поэту отказали в визе для заграничной поездки. За два дня до трагедии, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много хамских выкриков с мест. Его душевное состояние становилось всё более угнетающим. .

До сих пор вокруг гибели Маяковского много невыясненного. Среди многих предположений есть и версия об убийстве поэта сотрудниками ОГПУ. Так что это было – убийство или самоубийство?

Вот как вспоминала об этих событиях, спустя 60 лет Вероника. Полонская,

Слайд 22 Видеосюжет.

Чтобы подвести итоги давайте вернемся к целям урока

Слайд 23

4. Закрепление

Фронтальный опрос учащихся

Где родился Маяковский?

К какому литературному течению относился Маяковский?

Что такое футуризм?

Основные темы в творчестве Маяковского?

А в чем значение творчества Маяковского?

Отметки

5. Подведение итог урока

В поэзии XX столетия нет другой фигуры, которая бы столь драматично и в таком масштабе соединила в себе противоречия главного революционного потрясения. Вокруг его имени до сих пор идет нестихающий спор. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались и обливали грязью. Его любили и ненавидели. Рождественского ). На народное творчество. В народе до сих в моде шуточные стихотворения безымянных поэтов в подражание Маяковскому. В конце концов В.В. Маяковский создал собственный поэтический стиль, который сделал художественные произведения своеобразными, неповторимыми.

Дом.задание Сочините стихотворение в стиле Маяковского.

Огромно влияние творчества Маяковского на современную музыкальную культуру. Написано много музыкальных композиций на стихи поэта. Я предлагаю прослушать композицию группы «Сплин», созданную на стихотворение «Лиличка».

Маяковский вкладывал большой смысл в слово «добро-совестнейший», говоря о хороших и добросовестных стихах.

«Помимо необходимых способностей, - говорил поэт, - надо работать до предела, до кульминации, надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать». Очевидцы утверждали, что Маяковский работал над некоторыми стихотворениями неделями, месяцами. В других случаях творческий процесс сводился к одному дню, а то и к считанным часам.

Одним из самых частых вопросов к поэту на его вечерах был вопрос: «Что получилось бы, если бы вы писали обыкновенными строчками?»

«Тогда вам труднее было бы их читать, - отвечал поэт. - Дело не просто в строчках, а в природе стиха. Ведь читателю надо переключаться с одного размера на другой. У меня же нет на большом протяжении единого размера. А при разбитых строчках - легче переключаться. Да и строка, благодаря такой расстановке, становится значительнее, весомее. Учтите приемы - смысловые пропуски, разговорную речь, укороченные и даже однословные строки. И вот от такой расстановки строка оживает, подтягивается, пружинит... Слова сами по себе становятся полнокровными - и увеличивается ответственность за них.

Но главное в их природе. Заодно добавлю, есть такой критерий: из хорошей строчки слова не выбросишь. А если слово можно заменить, значит, она еще рыхлая. Слово должно держаться в стихе, как хорошо вбитый гвоздь. Попробуй вытащи! И наконец, стихи рассчитаны в основном на чтение с голоса, на массовую аудиторию...»

Маяковский рассказывал о своей работе: «Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтобы не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм - основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».

И здесь переход ко второй стадии работы, когда начинается уже отбор и обработка словесного материала: «Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз, пока не почувствуешь, что слово стало на место...»

О третьей стадии рассказывается так: «Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется - не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб несадящаяся коронка, и наконец, после сотни примерок ее нажали, и она села».

Своеобразно говорит Маяковский о работе поэта:

      Поэзия -
        вся! -
          езда в незнаемое.
      Поэзия -
        та же добыча радия.
      В грамм добыча,
        в год труды.
      Изводишь
        единого слова ради
      тысячи тонн
        словесной руды.
      Но как
        испепеляюще
          слов этих жжение
      рядом
        с тлением
          слова-сырца.
      Эти слова
        приводят в движение
      тысячи лет
        миллионов сердца.

Как вы понимаете это поэтическое высказывание?

Особую роль в творчестве поэта играли его выступления. П. И. Лавут, помогавший Маяковскому в организации лекций, вспоминает:

«Стихотворение „Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" на афише называлось просто „Необычайное". Но с эстрады поэт объявлял его полным, даже расширенным названием („бывшее со мной, с Владимиром Владимировичем, на станции Пушкино..."). Очень громко и четко произносил „необы...", а вторую половину слова и все последующие - быстрее, доводя до скороговорки. Еще добавлял:

Эту вещь я считаю программной. Здесь речь идет о плакатах. Когда-то я занимался этим делом. Нелегко давалось. Рисовали иногда дни и ночи. Часто недосыпали. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. В таких условиях мы делали „Окна РОСТА", которые заменяли тогда частично газеты и журналы. Писали на злобу дня, с тем чтобы сегодня или на следующий день наша работа приносила конкретную пользу. Эти плакаты выставлялись в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком и в других местах. Часть их размножалась и отправлялась в другие города.

Концовка „Необычайного" звучала так: предельно громко - „Вот лозунг мой..." и пренебрежительно, иронически, коротко - „и солнца"...

Поэт читает записку:

„Как вы относитесь к чтению Артоболевского?"

Никак не отношусь. Я его не знаю. Из оркестра раздается смущенный голос:

А я здесь... Маяковский нагибается:

Почитайте, тогда я вас узнаю. Поскольку речь идет о „Солнце", прочтите его... Затем, если вы не обидитесь, я сделаю свои замечания и прочту „Солнце" по-своему.

Артоболевский выходит на сцену. Заметно волнуясь, читает „Солнце". Раздаются аплодисменты.

Маяковский хвалит его голос, отмечает и другие положительные качества исполнения. Но он говорит, что чтецу не хватает ритмической остроты, и критикует излишнюю „игру", некоторую напыщенность. Он находит, что напевность в отдельных местах, например в строках „Стена теней, ночей тюрьма", неоправданна, и, наконец, подчеркивает, что нельзя сокращать название стихотворения.

Так, к сожалению, делает большинство чтецов, - замечает он, - а между тем название неразрывно связано с текстом. Все, что мной говорилось, - заключает он, - относится ко всем чтецам, которых я слышал, за исключением одного Яхонтова.

Затем Маяковский сам читает „Солнце". Артоболевский поблагодарил его и отметил интересную деталь: ему казалось, что слова „...крикнул солнцу: „Слазь!"" нужно действительно крикнуть, а Маяковский произнес слово „слазь" без всякого крика, но тоном чуть пренебрежительным.

Подымите руки, кто за меня? - обратился к залу поэт. - Почти единогласно..."

Намечая выставку и предлагая Лавуту помочь ему, Маяковский набрасывает, что необходимо дать на ней: «Детские книги, газеты Москвы, газеты СССР о Маяковском, заграница о Маяковском, „Окна сатиры РОСТА" - текст-рисунки Маяковского. Маяковский на эстраде. Театр Маяковского. Маяковский в журнале. <...> Цель выставки - показать многообразие работы поэта...

30 декабря он устроил нечто вроде „летучей выставки" у себя дома - для друзей и знакомых, которые задумали превратить все это в шуточный юбилей, близкий духу юбиляра. Маяковского просили явиться попозже. На квартиру в Гендриков переулок (теперь - переулок Маяковского) принесли афиши, плакаты, книги, альбомы... В конце этого вечера Маяковского упросили прочитать стихи.

Сперва он исполнил „Хорошее отношение к лошадям". Оно прозвучало более мрачно, чем обычно, но своеобразно и глубоко...»

30.03.2013 27845 0

Уроки 41–42
Маяковский: жизнь и творчество.
Ранняя лирика поэта

Цели : дать представление о жизни и творчестве В. Маяковского, отметив трагичность его судьбы; научить определять особенности раннего творчества Маяковского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход уроков

Я поэт. Этим и интересен.

В. Маяковский

I. Вступительное слово учителя.

Вы уже много знаете о жизни и творчестве поэтов XX века. К сожалению, в суровое время Первой мировой войны и русских революций многим из них выпала тяжелая доля.

Гумилева расстреляли, стихи его запретили, Мандельштам погиб в лагере, стихи его не печатали, Пастернака после Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» затравили, покончили с собой Есенин и Цветаева, горькая доля досталась Ахматовой.

Маяковский же был искусственно выдвинут вперед. В течение нескольких десятилетий его печатали миллионными тиражами, цитировали к месту и не к месту.

Теперь, когда наконец воссоздается подлинная история русской литературы XX века, может быть, Маяковскому нет в ней вообще места, раз по указанию Сталина он был объявлен «лучшим и талантливейшим»?

Нет, это не так. Маяковский, очищенный от официального «хрестоматийного глянца», остался поэтом истинным, не дутой фигурой, и по праву занимает место в первом ряду русской поэзии.

Судьба Маяковского была трагической, как Есенин и Цветаева, он покончил жизнь самоубийством. Трагичной оказалась и судьба его стихов. «Маяковского стали вводить принудительно, как картошку при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он не повинен», – писал Пастернак в 1956 году. Маяковского превращали в певца и пропагандиста тоталитарного режима. Торжествовала официальная трактовка жизни поэта, в основе которой лежал подлог: произведения Маяковского, написанные в 20-е годы и отразившие именно это время, еще не схлынувшую революционную волну, переадресовывались более поздней эпохе. В нашей же истории разница между 20 и 30 годами была весьма существенной. 1929 год действительно знаменовал собой великий трагический перелом всей жизни. Канонизация Маяковского началась после высокой оценки Сталиным в 1936 году, его поэзия использовалась для воспевания сталинского режима, принесшего насильственную коллективизацию, разорение села, голод, массовые репрессии. Его использовали для политической и эстетической демагогии, для создания «нарисованного мира», для этого «выдирали» отдельные строчки из произведений. Из поэмы «Владимир Ильич Ленин» выброшены были, например, строфы о ненависти поэта к культу вождя:

Царствен и божествен,

От ярости

Себя не поберег,

В перекоре шествий,

Поклонениям

И толпам поперек.

Проклятья громоустого,

И пока растоптан я

И выкрик мой,

Я бросал бы

Богохульства,

По Кремлю бы

Бомбами метал:

Долой !

Не в чести у идеологических властей была сатира Маяковского, под негласным запретом его пьесы – они не ставились почти три десятилетия.

Трагическая суть противоречий поэта в том, что он принял классовые, революционные, а потом советские интересы за высшие, общечеловеческие, за «веленье божие». Зловещий символ – поэт с замком на губах – и выразил противоречия в душе и в творчестве Маяковского. В поэме «Во весь голос» прозвучали горькие признания:

И мне агитпроп

В зубах навяз,

И мне бы строчить

Романсы на вас –

Доходней оно и прелестней.

Становясь

Собственной песне.

Марина Цветаева написала об этом: «Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой... Маяковский кончил сильнее, чем лирическим стихотворением – выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил...»

Да, жизнь человека Маяковского оборвалась с его выстрелом, жизнь поэта Маяковского продолжается. Его вера в силу свободного слова дойдет до потомков через годы и головы правительств:

Я знаю силу слов, я знаю слов набат,

Они не те, которым рукоплещут ложи.

От слов таких срываются гроба

Шагать четверкою своих дубовых ножек.

Бывает, выбросят, не напечатав, не издав.

Но слово мчится, подтянув подпруги,

Звонят века, и подползают поезда

Лизать поэзии мозолистые руки.

Поистине это «стих, летящий на сильных крыльях» (Мандельштам). В 1933 году Цветаева предрекла: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать».

II. Слово учащихся о Маяковском.

1. Сообщение подготовленного учащегося о жизни поэта.

2. Сообщение сопровождается выступлениями ассистентов.

А) Борис Пастернак вспоминал:

«Летом 1914 в кофейню на Арбате члены одной из литературных групп привели с собой Маяковского.

Оказалось, вид молодого человека, сверх ожидания, был мне знаком по коридорам Пятой гимназии, где он учился двумя классами ниже.

Передо мной сидел красивый, мрачного вида юноша с басом протодиакона и кулаком боксера, неистощимо, убийственно остроумный, нечто среднее между мифическим героем Александра Грина и испанским тореадором.

Сразу угадывалось, что если он и красив, и остроумен, и талантлив, и, может быть, архиталантлив, – это не главное в нем, а главное – железная внутренняя выдержка, какие-то заветы или устои благородства, чувство долга, по которому он не позволял себе быть другим... И мне сразу его решительность и взлохмаченная грива, которую он ерошил всей пятерней, напомнили сводный образ молодого террориста-подпольщика из Достоевского...

Природные внешние данные молодой человек чудесно дополнял художественным беспорядком, который он напускал на себя, грубоватой и небрежной громоздкостью души и фигуры и бунтарскими чертами богемы, в которые он с таким вкусом драпировался и играл».

Б) А вот как вспоминала Лиля Брик о первом чтении Маяковским поэмы «Облако в штанах»:

«Маяковский стоял, прислонившись спиной к дверной раме. Из внутреннего кармана пиджака он извлек небольшую тетрадку, заглянул в нее и сунул в тот же карман. Он задумался. Потом обвел глазами комнату, как огромную аудиторию, прочел пролог и спросил – не стихами, прозой – негромким, с тех пор незабываемым голосом: "Вы думаете, это бредит малярия? Это было. Было в Одессе". Мы подняли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда. Маяковский ни разу не переменил позы. Ни на кого не взглянул. Он жаловался, негодовал, издевался, требовал, впадал в истерику, делал паузы между частями.

Вот он уже сидит за столом и с деланной развязностью требует чаю. Торопливо наливаю из самовара, я молчу...

Первый пришел в себя Мандельштам. Он не представлял себе! Думать не мог! Это лучше всего, что он знает в поэзии!.. Маяковский – величайший поэт, даже если ничего больше не напишет. Он отнял у него тетрадь и не отдавал весь вечер. Это было то, о чем так давно мечтали, чего ждали. Последнее время ничего не хотелось читать.

Маяковский сидел и пил чай с вареньем. Он улыбался и смотрел большими детскими глазами. Я потеряла дар речи.

Маяковский взял тетрадь из рук О. М., положил ее на стол, раскрыл на первой странице, спросил: "Можно посвятить вам?" – и старательно вывел над заглавием: "Лиле Юрьевне Брик".

В Финляндии Маяковский уже прочел "Облако" Горькому и Чуковскому и сказал, что Горький плакал, когда слушал его».

В) О последних мгновениях Маяковского вспоминает В. Полонская:

«Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору: не могла заставить себя войти.

Мне казалось, что прошло очень много времени, пока я решилась войти. Но, очевидно, я вошла через мгновенье, в комнате еще стояло облачко дыма от выстрела.

Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки . На груди было крошечное кровавое пятнышко.

Я помню, что бросилась к нему и только повторяла бесконечно:

– Что вы сделали? Что вы сделали?

Глаза у него были открыты, он смотрел прямо на меня и все силился приподнять голову.

Казалось, что он хотел что-то сказать, но глаза были уже неживые».

Г) Чтение наизусть.

Маяковский

Из поэтовой мастерской,

Не теряясь в толпе московской,

Шел по улице по Тверской

С толстой палкою Маяковский.

Говорлива и широка,

Ровно плещет волна народа

За бортом его пиджака,

Словно за бортом парохода.

Высока его высота,

Глаз рассерженный смотрит косо,

И зажата в скульптуре рта

Грубо смятая папироса.

Всей столице издалека

Очень памятна эта лепка:

Чисто выбритая щека,

Всероссийская эта кепка.

Счастлив я, что его застал

И, стихи заучив до корки,

На его вечерах стоял,

Шею вытянув, на галерке.

Площадь зимняя вся в огнях,

Дверь подъезда берется с бою,

И милиция на конях

Над покачивающейся толпою.

У меня ни копейки нет,

Я забыл о монетном звоне,

Но рублевый зажат билет –

Все богатство мое – в ладони.

Счастлив я, что сквозь зимний дым

После вечера от музея

В отдалении шел за ним,

Не по-детски благоговея.

Как ты нужен стране сейчас,

Клубу, площади и газетам,

Я. Смеляков. 1956

III. Раннее творчество Маяковского.

1. Лекция учителя : «Маяковский и футуризм».

Сегодняшний урок посвящен проблеме творческого дебюта поэта.

Как всякий большой художник, он пришел в искусство с заявкой на новое. Причем заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, дерзкий вызов – по-мальчишески заостренными.

Вместе с тем не стоит забывать, что поначалу Маяковский утверждал себя в группе футуристов, которые, как вам уже известно, преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей литературы, желали введения радикальных перемен в поэтическое творчество. Они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова.

Ближайшее для поэтов-футуристов искусство – живопись, выступавшая ведущей в общей связке. В тезисах одного из докладов В. Маяковского значится: «3) Аналогичность путей, ведущих к постижению художественной истины, и живописи, и поэзии. 4) Цвет, линия, плоскость – самоцель живописи – живописная концепция, слово, его начертание, его фоническая сторона, миф, символ – поэтическая концепция».

Демонстрация композиций П. Пикассо, К. Малевича, Н. Гончаровой и других представителей кубизма, супрематизма и смежных с ними течений.

И все же всегда существовали границы, разделяющие Маяковского с другими футуристами. Если им присущи стихийность и интуитивность, то Маяковский более социален и рационален. Это делает его самым понятным из футуристов. Его ранним стихам («А все-таки», «Война объявлена», «Я и Наполеон»), трагедии «Владимир Маяковский» характерны не только зашифрованность, невероятные масштабы и алогизм, но и документальность, грубая откровенность урбанистических картин, наглядность тяготеющих к развернутости метафор.

Футуризм Маяковского не ограничен созиданием формы. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм Маяковского – опыт не столько самоценного творчества , сколько факт жизнетворчества.

Ранние стихи Маяковского – это пролог к осмыслению тех противоречивых мотивов, которые схлестнулись на больших поэтических пространствах.

2. Учащиеся обмениваются впечатлениями от прочитанных самостоятельно ранних стихов Маяковского: «Нате!», «Несколько слов обо мне самом», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лилечка!».

3. Работа с текстом поэмы В. Маяковского «Облако в штанах».

1) Комментированное чтение поэмы.

2) Частичный анализ текста.

Ведущий образ этой поэмы, как и всего дооктябрьского творчества в целом, – образ «я». Б. Пастернак говорил о трагедии «Владимир Маяковский»: «Заглавье было не именем сочинителя, а фамилией содержанья». Становясь содержательным центром, «эго» достигает грандиозных размеров, но остается все-таки человеческим «я»: «Что может хотеться этакой глыбе?/А глыбе многое хочется!»

«Я» в «Облаке в штанах» – громадное, переполняющее собственные границы («чувствую / «я» / для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо»). Оно всесильное, но оно и одинокое.

– Каким предстает лирический герой поэмы?

Лирический герой поэмы – варвар, грубый гунн, зовущий к разрушению, насилию («Видишь, я нагибаюсь, / из-за голенища / достаю сапожный ножик... Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою / отсюда до Аляски»). Но он и беззащитен, нежен, когда, отбрасывая рыжий парик вульгарной нарочитости, многократно произносит «Мама» губами, только что извергавшими совсем другую «мать».

Лирический герой ощущает себя уже большим, но еще ненужным. Отсюда – отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира, нежелание замечать прямую взаимозависимость явлений, «ты царь: живи один», – спокойно констатировал Пушкин. Ранний Маяковский эту неизбежную логику не приемлет: гордясь сознанием собственной незаурядности, он жестоко страдает от одиночества.

– Как вы можете объяснить первоначальное название поэмы: «Тринадцатый апостол»?

В ранних произведениях Маяковского звучит мотив поэта – Бога-человека: «А я / на земле / один / глашатай грядущих правд» – читаем в поэме «Война и мир», а в одной из статей автор представляет футуристов как «новых людей новой жизни».

– Каково отношение лирического героя к другим людям?

Герой стремится отринуть обыденное, преобразоваться в сверхчеловека, но человеческое в нем сохраняется. Он готов отдать все «за одно только слово ласковое, человечье», но красивые люди исчезли, вокруг – бездарные, пошлые существа. Отсюда – тоска, мечта, но отсюда и озлобленность. И недаром лирического героя называют иногда богодьяволом, прекрасным мерзавцем.

– Какова тематика произведения?

Учащиеся с опорой на текст называют темы, звучащие в поэме Маяковского.

IV. Творческая работа.

Сочинение-рассуждение (с передачей восприятия): «Мое прочтение раннего Маяковского».

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения.

Конспект урока

Цель урока : - познакомить учащихся с биографией поэта;

Показать оригинальность таланта В.Маяковского;

Новаторство в поэзии. Футуризм. Маяковский и футуризм;

Особенности ранней лирики поэта.

Ход урока: 1. Организационная часть .

2. Слово учителя .

Сегодняшний наш урок будет посвящен яркой личности, оставившей видный след в истории русской литературы. Его имя хорошо известно вам с детства хотя бы по таким строкам:

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

Вы, конечно же, догадались, что эти строки принадлежат Владимиру Владимировичу Маяковскому.

Итак, тема урока – В.Маяковский – «В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения.»

В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор, горлан, главарь». Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря».

Владимир Владимирович Маяковский прожил сложную жизнь. Умел идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «бесценных слов мот и транжир», несомненно, очень талантливый поэт – словом, Маяковский – одно из ярчайших имен в литературе XX века.

3. Знакомство с биографией поэта.

У Маяковского было много биографов, но, наверное, никто не мог бы рассказать о нем лучше его самого. Дома вы познакомитесь с автобиографией поэта, которую он назвал «Я сам», а сейчас займете места у компьютеров и поработаете с материалами «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия». Ваша задача – ознакомиться со статьей о Маяковском и подготовить ответы на предложенные вам вопросы.

Вопросники ждут вас на столах. На эту работу отводится 10-12 минут.

Вопросы :

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование

получил?

(в дворянской семье; отец служил лесничим на Кавказе; после его смерти семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906, затем в Московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование – художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С.Ю.Жуковского и П.И.Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-1914); исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов)

    Как начиналась литературная деятельность

Маяковского?

(в 1911 г. – завязывается дружба с художником и поэтом Д.Бурлюком, организовавшим в 1912 году литературно-художественную группу футуристов «Гилея».

1912г. – первые публикации стихов Маяковского в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу»)

    Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

(- воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык («любовь на скрипки ложите»)

- ЛГ, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймал бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого»

- ориентированы на прочтение с эстрады, на вечерах, диспутах.

- короткие рубленые строки

- «рваный синтаксис»

- «разговорность»)

    К какому литературному течению примыкал В.В.Маяковский и в чем заключалась суть этого течения?

(футуризм; в нарочито эпатирующей форме заявлявшей о разрыве с традициями русской классики, о необходимости создания нового языка литературы, соответствующей эпохе)

    Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

(«Пощечина общественному вкусу»; В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых и Д. Бурлюк)

    Каково было отношение Маяковского к революции?

(революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю)

    Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы советской власти?

(- в 1918 г. организует группу «Комфут»(коммунистический футуризм), участвует в газете «Искусство комунны»

    1923 г. создает «Левый фронт искусств»(ЛЕФ), издает журналы «ЛЕФ»(1923-1925) и «Новый ЛЕФ»(1927-1928)

    пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов(«Окна РОСТА»,1918-1921) (Российское Телеграфное Агенство)

    В русскую литературу В. Маяковский вошел только как автор стихов?

(- поэм: «Облако в штанах»(1915), «Хорошо!»(1927), «В.И.Ленин»(1924), «150 000 000»(1921), «Во весь голос»(1930) и др.

    комедии: «Клоп»(1928), «Баня»(1929)

    Ответы учащихся на вопросы .

Итак, какие сведения о жизни Маяковского, его творчестве вы узнали, работая с энциклопедической статьей?

    Ранняя лирика поэта .

Да, творчество поэта многогранно, но сегодня мы поговорим о раннем Маяковском.

1. 1913 год – стихотворение «Нате !».

    чтение стихотворения;

    Как вы поняли смысл названия стихотворения?

    Каков тон этого стихотворения? (довольно-таки резкий)

    Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения?

(резкость общего тона стихотворения обусловлена выраженным в нем чувством социального протеста, его антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазно-помещичью толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость, тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебна его демократическому мироощущению. Автор сознает, что, обращаясь к этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него ценное – поэтическое слово)

Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии?

(Мужчина с остатками обеда в усах, густо набеленная женщина, выглядывавшая из своих нарядов, как бесформенная устрица из раковины – все эти зажиревшие, бездушные обыватели готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта. И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утонченными, а поэзию В.Маяковского объявляют грубой, варварской! Он и не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто, в лицо им бросает свой стих, исполненный гнева и презрений. Так некогда и М.Ю.Лермонтов бросал в лицо светской черни свой стих, «облитый горечью и злостью»)

Представляете, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда Маяковский бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публике.

    Как вы понимаете смысл метафоры «бабочка поэтиного сердца»?

2. А теперь мы обратимся еще к одному стихотворению ранней лирики поэта – к стихотворению «Послушайте! » (1914)

    чтение стихотворения;

    Чем оно по общему тону отличается от предыдущего?

(ЛГ не противостоит толпе, он пытается быть понятым)

    Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды?

(этот образ символизирует смысл жизни. Когда в конце стихотворения поэт утверждает: «значит – это необходимо, // чтобы каждый вечер // загоралась хоть одна звезда?!» – он утверждает необходимость таких человеческих ценностей, как добро, любовь, красота)

У В.В.Маяковского было обостренное ощущение красоты мироздания, космоса. Но главной ценностью мира для него всегда был человек. Поэтому даже в звездах для него самое главное то, что они могут и должны быть источником радости, столь необходимой человеку. А образ далекого от людских страданий бога «с жилистой рукой», к которому врывается человек, полемически направлен против традиционных христианских представлений.

    Как можно объяснить, что звезды названы «плевочками»?

(неожиданно примененное к звездам «эпатирующее»(нарочитораздражающее резкостью, непринятостью) определение «плевочки» – это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не «снижает», не разрушает образ ночного неба, а помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит одинокий поэт)

    Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (взволнован)

    Какими средствами передана в стихотворении взволнованность лирического героя?

(в стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих из одного слова(«Послушайте!», «Не страшно?», «Да?!»), передающих эмоциональный накал высказываний лирического героя)

Стихотворение написано АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ, структура которого опирается не на количество стоп, а на равное количество логически сильных ударных слогов.

(краткая запись определения учащимися в тетрадь)

Однако у Маяковского количество ударений в строке может меняться в зависимости от интонации. В то же время стремление подсказать читателю нужную интонационную установку привело поэта к своеобразной разбивке строки на отдельные отрезки – «лесенке» Маяковского.

6. Заключение. Отличительные черты лирического героя

раннего Маяковского.

Сегодня на уроке мы обратились только к двум стихотворениям раннего Маяковского. Но я надеюсь, что вы заинтересовались стихами поэта и обязательно прочтете и другие стихотворения, относящиеся к ранней лирике поэта: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям».

А теперь подведем итоги нашему разговору о своеобразии ранней лирики В.В.Маяковского (учащиеся ведут краткие записи вывода ).

    Как преимущественно строятся стихотворения раннего Маяковского?

(на противопоставлении толпы и лирического героя)

  • Каков лирический герой раннего Маяковского?

(способность к глубоким и сильным чувствам, любовь к людям, бунтарство, ненависть к мещанству – черты, характеризующие лирического героя раннего Маяковского).

(краткая запись выводов в тетрадь)

7. Домашнее задание .

Дома вы продолжите работу над темой урока и:

    Сайт www .vmayakovsky .ru - биография поэта “Я сам” (стр. 252-259 учебника); (фото, кот. были выведены сегодня на экран, взяты из фотогалереи сайта, но еще много интересных фотографий и дополнительного материала там размещено)

    Наизусть одно из стихотворений раннего Маяковского;

    Инд. задание «Женщины в жизни В.В.Маяковского» (3-4 мин.) по материалам сайта.

8. Сегодня мы сделали первый шаг в изучении творчества Вл. Маяковского. Активными на уроке были …. Оценки …. Урок окончен . Можете быть свободны.

этого течения?

советской власти?

Вопросы по биографии В.В.Маяковского:

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем заключалась суть

этого течения?

5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?

7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы

советской власти?

8. В русскую литературу В.Маяковский вошел только как автор стихов?

Вопросы по биографии В.В.Маяковского:

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем заключалась суть

этого течения?

5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?

7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы

советской власти?

8. В русскую литературу В.Маяковский вошел только как автор стихов?

Вопросы по биографии В.В.Маяковского:

1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

4. К какому литературному течению примыкал Маяковский и в чем заключалась суть

этого течения?

5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

6. Каково было отношение В.Маяковского к революции?

7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы

советской власти?

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь"- в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия - художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский - истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта - активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX в...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маяковский Владимир Владимирович

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь"- в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия - художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский - истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта - активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX в...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про это, про любовь (В.Маяковский и Лиля Брик) Презентация к уроку по лирике В.Маяковского в 11 классе

Данная работа может быть использована на уроке литературы в 11 классе при изучении любовной лирики Владимира Маяковского. В работе содержится интересный материал об отношениях поэта с Лилей Брик....

СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» в 7 классе.

Цель урока - познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэ­зию как явление искусства, наметить пер­с...