Размышляя над стихотворением Есенина "Неуютная жидкая лунность…". Сергей Александрович Есенин

Для всего творчества С. Есенина характерно обостренное чувство единения со своей страной, с ее историей, с теми истоками, из которых черпает вдохновение любой настоящий поэт.
Со временем, на протяжении творческого пути, восприятие Есениным своей страны менялось. Это не удивительно - неузнаваемо изменялась сама страна. Сразу вслед за революцией начался стремительный рост промышленности, рост городов. Патриархальная, древняя Русь начала уходить в прошлое, на смену ей шла совершенно иная страна. Именно этим изменениям, двойственному отношению лирического героя к происходящему и посвящено стихотворение «Неуютная жидкая лунность».
Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин, -
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.
«Тоска бесконечных равнин» - постоянный мотив стихотворения. Природа России - символ неустроенности судьбы поэта. Уже в первой строфе заявляется двойственное отношение лирического героя к рисуемым им пейзажам. С одной стороны - это безграничная любовь, а с другой - проклятия по поводу вечной неустроенности, отсталости, отсутствия определенности.
В стихотворении явно ощущается перекличка с «Родиной» М. Ю. Лермонтова («Но я люблю, за что - не знаю сам»). Свою собственную «странную любовь» к отчизне Есенин, правда, интерпретирует несколько по-иному.
Поэт разлюбил пейзажи, которые раньше вызывали у него восхищение - «по дорогам усохшие вербы и тележная песня колес», «очажный огонь», «лачуги», «яблонь весенняя вьюга», «бедность полей», «чахоточный свет луны». Есенин пишет о своем новом настроении: «Мне теперь по душе иное». Окружающие пейзажи его не вдохновляют, он восхищен новой, каменной, стальной, мощной страной.
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
В стихотворении возникает образ бедной, нищей Руси, на которую поэту невыносимо смотреть, когда рядом существует альтернатива - «стальная» Русь, «моторный лай», «бури и грозы».
Поэт всей душой стремится принять новую действительность, понимая, что будущее именно за ней. Его привлекает та дерзость, та свобода, с которыми страна рванулась ввысь. Однако свою собственную судьбу он воспринимает трагически.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Где-то глубоко внутри поэт чувствует, что ему слишком дорога, слишком близка та, уходящая Русь, мир «бревенчатой избы», страна «березового ситца».
Вся композиция стихотворения основана на противопоставлениях, антитезах. Следует, однако, отметить, что сам художественный строй произведения опровергает его «идейное содержание». С образом «нищей» Руси связаны яркие метафорические образы - «тележная песня колес», «яблонь весенняя вьюга», в то время как новая Россия несет с собой лишь «моторный лай». Поэт исподволь, внутренне, сопротивляется бездушной мощи новой страны. Таким образом, Есенин, вопреки своим утверждениям, не разлюбил ту Россию, которую воспевал в юности. Его стремление состоит лишь в том, чтобы жить единой жизнью с народом, со своей страной. И если та полюбила «моторный лай», то поэт пытается тоже его полюбить. Именно в этом состоит трагизм мироощущения лирического героя, именно это является основой психологизма произведения. В этом смысле Есенин довольно тесно смыкается с Блоком, который также, благословляя революцию, сожалел о сожженной в Шахматове библиотеке.
Итак, в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» отразилось двойственное восприятие поэтом происходящих в стране изменений. С одной стороны - оптимистический взгляд в будущее, вера в обновление страны, с другой - полный сожаления и искренней сердечной привязанности взгляд, устремленный в прошлое. Подобная двойственность придает стихотворению психологизм и трагичность - качества, во многом свойственные и другим произведениям Есенина.
Творчество Есенина оказало колоссальное влияние на русскую поэзию, его глубокий психологизм и необычайное мастерство в использовании изобразительных средств явились тем источником, из которого черпало вдохновение не одно поколение русских поэтов.

Произведение представляет собой признание крестьянского поэта самому себе и окружающим, ответ на один из ключевых вопросов, которые ставила в то время жизнь – вопрос об индустриализации.

Есенин, всегда воспевавший природу родной страны и деревню, в которой прошло его детство, должен был сделать тяжелый выбор: остаться певцом патриархальной русской деревни или же, переборов тоску по прошлому, выступить за прогресс. Страна находилась на пороге следующего витка индустриализации. Отставание от западных стран грозило ей поражением и переходом в зависимое положение. Кроме того, находящиеся у власти коммунисты всегда считали необходимым подъем промышленности, крайне негативно относясь к единоличному крестьянскому хозяйству.

Крестьянский поэт сделал свой выбор и в данном стихотворении, написанном в середине двадцатых годов, он объяснил его причины. Есенин предпочел видеть обновленную деревню, пусть и не такой, как он привык. Он прямо пишет о бедности и нищете прежней Руси.

При этом видно, что поэт стремится разрушить образы, которыми любовался во множестве своих произведений. В этом стихотворении как бы специально подобраны не вызывающие симпатии символы русской деревни. Вербы усохли, дома – просто лачуги. Все это указывает на отсталость, несоответствие духу времени. Само название произведения - «Неуютная жидкая лунность», как бы подчеркивает это. В нем прямое указание на плохую приспособленность для жизни сочетается с символами далекого и жидкого, то есть неустойчивого, ненадежного. Центральным образом прежней деревенской жизни, которую Есенин теперь не желает видеть является скрип колес крестьянской телеги. Телега – это еще и символ бедности русского села, от которой его может избавить грядущая механизация.

Однако заметно, что новый индустриальный мир, с приходом которого соглашается крестьянский поэт, ему также не нравится. Он, конечно, видит силу своей страны в стальном и каменном, то есть заводах и городах, но не рисует образ новой России, могущество машин. Есенин лишь умом понимал необходимость ухода прежнего, но сердцем принять этого все же не смог.

Есенин не желает обманывать себя и других. Он говорит о том, что возможно для него не будет места в новой жизни. Однако поэт, видимо, знал, что он не нужен партии, поставившей целью переделать страну. Есенин чувствовал свое несоответствие меняющейся жизни.

Вариант 2

Больше всего на свете Есенину нравилась природа в том краю, где он родился и вырос. Именно поэтому во многих своих произведениях он описывает данную природу. В его стихотворениях встречается не только хвала родных краев и природы, но и ее красота и любовь. После революции многие поля были заброшены и некоторое время не засеивались. Больше всего на свете ему хотелось помочь своей стране, но сделать это он никак не мог. Да и ничего бы у него получилось у одного. Он старается осмыслить все, что происходит сейчас, и что будет происходить в будущем. В это произведение он вкладывает не только душу, но и сострадание.

И со временем ему перестало нравиться жить в деревне, и все больше хотелось в город. А разонравилась она только потому, что стала бедной и уже не приносила много урожая, как это было раньше. Крестьянам также не очень нравилось то, чем они занимаются и занимались они этим только потому, что им был дан приказ, а ослушаться начальство они не могли.

И своим произведением он призывает всех осмотреть свое положение, а также хотя бы немного изменить свое отношение к стране, ведь этим они не помогают ей, а наоборот делают еще хуже. Также Есенин знал, чем именно можно помочь стране, нужно засеять снова все поля и когда они будут приносить большой урожай, то и страна начнет подниматься.

Кроме этого в других странах давались специальные машины, которые помогали убирать большой урожай и свозить его в помещение, только вот у России такого не было. Крестьяне все должны были сделать сами и в помощь им никто не давался.

Если раньше они убирали урожай под музыку красивых песен, то теперь это делается под социалистические марши.

Прожив еще немного поэт расстается с жизнью. Именно своим стихотворением он старается сделать так, что патриотов своей страны стало намного больше, чем сейчас. А ведь многие люди стараются поскорее сбежать из деревни и жить в большом городе, где намного больше возможностей. Но не всегда удается, все эти возможности воплотить в жизнь и все оборачивается совсем по-другому. Все, что было раньше в селе или в деревне уже никогда не вернется и все что остается это вспоминать те времена и стараться изменить свою жизнь любыми подручными способами.

Анализ стихотворения Неуютная жидкая лунность по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Быть без людей Брюсова

    Произведение представляет собой поэтическое размышление о наслаждении человеком упоительных жизненных минут в единении с собственным душевным состоянием.

  • Анализ стихотворения Вот оно глупое счастье Есенина

    Произведение Вот оно, глупое счастье... публикуется в 1918 году. Стихотворение носит ностальгический характер. В нем поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он совершенно беззаботно проводил время

  • Анализ стихотворения Осень Некрасова
  • Анализ стихотворения На корабле Фета

    Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии

  • Анализ стихотворения Нежнее нежного Мандельштама

    Стихотворение написано поэтом в 1909 году. Некоторые источники утверждают, что позже ― в 1916 году. В тот момент Мандельштам находился в Москве и встретился с Мариной Цветаевой. Поэт был влюблен в нее и написал это стихотворение.

Сергей Александрович Есенин

Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,-
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места в новом мире, который казался ему чужим и неприветливым.

Поэт очень рано покинул свою малую родину, село Константиново, в котором прошло его детство. Позже, уже став достаточно знаменитым, он несколько раз возвращался домой, и все время ловил себя на мысли, что спокойная и размеренная сельская жизнь осталась в далеком прошлом. И это неудивительно, так как после революции повсеместно стали создаваться колхозы, на полях появилась первая техника, а сами крестьяне по вечерам вместо народных русских песен разучивали марши на стихи новоявленных поэтов, проповедующих социалистические идеи.

Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической. Крепкие крестьянские хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, а колхозы не в состоянии были обеспечить страну продовольствием в требуемом количестве. Более того, многие поля попросту не возделывались, и это настолько угнетало Есенина, что у него уже не было никакого желания воспевать красоты родного края. В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…», в котором высказал все, что наболело. Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого . Будучи патриотом своей родины, поэт хотел, чтобы Россия стала по-настоящему сильной и свободной державой. Есенин отмечает, что «равнодушен я стал к лачугам, и очажный огонь мне мил», подчеркивая тем самым, что цивилизация должна придти не только в города, но и в села, где крестьяне все еще убирают урожай при помощи серпа.

Вместе с тем, поэт понимает, что это именно бедность крестьян является одним из сдерживающих факторов развития не только сельского хозяйства, но и всей страны. К этому моменту Россия все еще остается аграрной державой со слабо развитым промышленным производством. Но в погоне за достижениями в промышленной сфере уже никто не обращает внимания на то, что именно село в первую очередь нуждается в модернизации. «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!», — призывает поэт, считая, что только за счет хороших урожаев страна может избавиться от голода и нищеты.

Сам Есенин убежден, что его роль в становлении нового общества незначительна, так как даже очень яркий литературный талант при отсутствии желания петь дифирамбы новой власти никогда не будет востребован . Более того, поэт считает, что именно творчество превратило его в изгоя, на родине отныне вынужден чувствовать себя, как в гостях. Но при всем этом Есенин остается истинным патриотом, для которого процветание России является самой большой отрадой. Поэт отмечает, что хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь», надеясь на то, что революция, как бы лично он к ней ни относился, все же позволит крестьянам стать полноправными и рачительными хозяевами земли. Но тот факт, что села по-прежнему приходят в упадок, и потомственные пахари уезжают в город в поисках лучшей доли, не прибавляет Есенину радости. Впрочем, он никого не винит, так как в свое время сам продела путь из Константиново в Москву только ради того, чтобы достичь в жизни чего-то большего. Однако, по мнению поэта, облегчение крестьянского труда при помощи современной техники могло бы кардинально изменить положение дел. Будущее - за умными машинами, которые Есенин в огромном количестве видел за границей, тайно завидуя французским и американским фермерам, которые не изнуряют себя тяжелым физическим трудом. Поэтому свое стихотворение поэт заканчивает строчкой: «Ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колес».

Размышляя над стихотворением Есенина "Неуютная жидкая лунность…"

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально передать.

Главная особенность Есенинского творчества – искренность. Поэт изливает в стихах свои самые сокровенные чувства. Каждое стихотворение – частица самого поэта.

Ранние стихи Есенина изобилуют прекрасными картинами русской природы. В них показана неподдельная радость юноши, открывающего новый, удивительный мир.

В стихотворении "Неуютная жидкая лунность…", написанном в двадцать пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь – антипод автора? Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок. Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о революции.

Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но "воспринимал ее по-своему, с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь.

Семнадцатый год не принес даже намека на "крестьянский рай" – "Инонию", который поэт воспел в своих стихах. Есенин начинает проклинать "железного гостя" несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую, "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской.

Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта. Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию советскую. Под влиянием этих настроений и создается "Неуютная жидкая лунность…".

С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих лет. "Лунность" – неологизм, часто используемый Есениным для выделения особых, сверхъестественных красок ночи, – вместе с такими определениями, как "неуютная", "жидкая", создают совершенно иной образ. Новая "лунность" превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То же самое происходит со многими "классическими" образами Есенина. Например, "усохшие вербы", "чахоточный свет луны". В первой половине стихотворения создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю. Но ровно посередине идет четверостишье:

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны

С этих строк начинается гимн прогрессу – "новой жизни". Поэт больше не жалеет об уходящей "деревенской Руси", ведь теперь он "хочет стальною видеть бедную, нищую Русь". Мелодика стиха изменяется. В ней появляется чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:

"Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!"

Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своему отечеству:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: Не надо рая,

Дайте родину мою".

Читает Н. Першин

Есенин С. А. - «Неуютная жидкая лунность»

Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин, -
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес...
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

Читает Н.Першин

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.