Учительские университеты. К В Н «Удивительный мир басен Крылова» материал по литературе (5 класс) на тему Игра по станциям «В мире басен Крылова»

Игра «В мире басен Крылова»

для 5 класса

Цель: выяснить уровень усвоения темы

Задачи:

    Повторение и закрепление материала по теме

    Развитие интереса к творчеству И.А.Крылова

    Развитие интереса к изучению литературы

    Развитие чувства сопереживания

    Способствовать развитию коллективного творчества

    Воспитывать желание сопричастности к общему делу

Оборудование:

    Портрет И.А.Крылова

    Иллюстрации к басням Крылова

    Рисунки детей

Правила игры:

для проведения игры необходимо класс поделить на 2 команды из 5 участников, которые выбирают себе капитана.

1 конкурс «Викторина» - проверка знания текстов басен, поиск самых внимательных читателей (за каждый ответ 1 балл, всего 10 баллов).

2 конкурс «Инсценирование» - оценка выразительного чтения текста, артистизм, костюмы (за инсценирование каждой басни 5- баллов).

3 конкурс «Блиц-опрос» - проверка знания биографии Крылова И.А. (за каждый ответ 1 балл, всего 9 баллов+по полбалла за каждый десятый ответ).

В конце игры подводятся итоги. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает 1 место. Отмечается также лучшее инсценирование басни Крылова.

    Настрой на урок.

Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

Настроенье каково?

Во!

Все такого мнения?

Все, без исключения.

    Вступительное слово учителя.

Кто из персонажей говорит? Из какой басни? Задания для конкурса «Блиц-опрос»

(за каждый ответ 1 балл)

(в Москве)

(занимался самообразованием, т.к. семья бедствовала)

(мама)

(басня)

    Что такое басня?

(краткий поучительный рассказ в стихах с нравоучением)

    Чьи басни стали для Крылова образцом?

(басни Эзопа)

    Каковы особенности басен Крылова?

(в них есть аллегория – иносказание, мораль - нравоучение)

    Где установлен памятник Крылову?

(в Петербурге, в Летнем саду)

    Как в народе прозвали Крылова?

(«дедушка»)

    Назовите парные заглавия басен Крылова?

1. - Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Моё

С песком и илом?

(Волк, «Волк и ягнёнок»)

2. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

3. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

4. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5. - Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(Осёл, «Осел и соловей»)

6. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

7. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

8. - Я ваш старинный сват и кум.

(Волк, «Волк на псарне»)

9. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

10. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

Всего 10 баллов

(за каждый ответ по 0,5 балла)

(«Волк и ягненок»,

«Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»

«Кошка и Соловей») «Мышь и Крыса»

«Лев и Комар»

«Кукушка и Петух»

«Мартышка и Очки»

«Зеркало и Обезьяна»

«Слон и Моська»

«Кот и Повар»

«Осел и Соловей»

«Стрекоза и Муравей»

«Дуб и Трость»

«Ворона и Курица»

«Лягушка и Вол»

«Петух и Жемчужное зерно»

«Щука и Кот»

«Чиж и Голубь»

«Лисица и Сурок»

Учитель . Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах. Команды по очереди вытягивают конверт с заданием.

1 конверт Поэтический конкурс.

2 конверт Инсценировка басни. (В чём главный смысл басни?, Какой изображена ворона, лиса? Почему Лисе удалось выманить у Вороны сыр?)

3 конверт Юный художник.

4 конверт Конкурс эрудитов. (кроссворды)

5 конверт Угадай-ка.

6 конверт Кто больше За 1 минуту написать как можно больше героев басен.

7 конверт Чёрный ящик.

- В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа".
- В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

«Путаница» (слайд)

«Загадочные животные.

Итог урока.

В каком городе родился и вырос Крылов?

Какое образование получил и почему?

Кто был первым наставником Крылова в детстве?

Каков любимый жанр творчества Крылова?

Подготовила и провела: Стенникова Юлия Владимировна

Главная > Документ

Игра по станциям «В мире басен Крылова»

для 5 класса

Цель: выяснить уровень усвоения темы

Задачи:

    Повторение и закрепление материала по теме

    Развитие интереса к творчеству И.А.Крылова

    Развитие интереса к изучению литературы

    Развитие чувства сопереживания

    Способствовать развитию коллективного творчества

    Воспитывать желание сопричастности к общему делу

Описание игры:

для проведения игры необходимо от каждого класса выбрать команду из 10-12 участников, которые выбирают себе капитана. Каждая команда получает паспорт. В паспорте указаны станции и порядок их посещения.

1 станция «Инсценирование» - оценка выразительного чтения текста, артистизм, костюмы (за инсценирование каждой басни 5- баллов).

2 станция «Викторина» - проверка знания текстов басен, поиск самых внимательных читателей (за каждый ответ 1 балл, всего 10 баллов).

3 станция «Блиц-опрос» - проверка знания биографии Крылова И.А. (за каждый ответ 1 балл, всего 9 баллов+по полбалла за каждый десятый ответ).

На станциях присутствует жюри, которое оценивает и фиксирует результаты каждой команды в паспорт. Также на всех станциях учитывается поведение участников команды, могут назначаться штрафные баллы по мнению жюри.

После посещения станций паспорта сдаются капитанами организаторам. Подводятся итоги. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает 1 место. Отмечается также лучшее инсценирование басни Крылова.

Оборудование:

    Портрет И.А.Крылова

    Иллюстрации к басням Крылова

    Рисунки детей

  • Название станций

    Паспорта участников

    Подарки для участников

Задания для станции «Викторина»

(за каждый ответ 1 балл)

Кто из персонажей говорит? Из какой басни?

1. - Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

С песком и илом?

(Волк, «Волк и ягнёнок»)

2. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

3. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

4. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5. - Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(Осёл, «Осел и соловей»)

6. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

7. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

8. - Я ваш старинный сват и кум.

(Волк, «Волк на псарне»)

9. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

10. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

Всего 10 баллов

Задания для станции «Блиц-опрос»

(за каждый ответ 1 балл)

    В каком городе родился и вырос Крылов?

(в Москве)

    Какое образование получил и почему?

(занимался самообразованием, т.к. семья бедствовала)

    Кто был первым наставником Крылова в детстве?

(мама)

    Каков любимый жанр творчества Крылова?

(басня)

    Что такое басня?

(краткий поучительный рассказ в стихах с нравоучением)

    Чьи басни стали для Крылова образцом?

(басни Эзопа)

    Каковы особенности басен Крылова?

(в них есть аллегория – иносказание, мораль - нравоучение)

    Где установлен памятник Крылову?

(в Петербурге, в Летнем саду)

    Как в народе прозвали Крылова?

(«дедушка»)

    Назовите парные заглавия басен Крылова?

(за каждый ответ по 0,5 балла)

(«Волк и ягненок»,

«Ворона и Лисица»,

«Кукушка и Петух»

«Мартышка и Очки»

«Зеркало и Обезьяна»

«Слон и Моська»

«Кот и Повар»

«Осел и Соловей»

«Стрекоза и Муравей»

«Дуб и Трость»

«Ворона и Курица»

«Лягушка и Вол»

«Петух и Жемчужное зерно»

«Щука и Кот»

«Чиж и Голубь»

«Лисица и Сурок»

«Лев и Комар»

«Мышь и Крыса»

«Волк и Журавль»

«Кошка и Соловей»)

Протокол для жюри

1 станция «Инсценирование»

Басни (названия)

Особые отметки

Протокол для жюри

2 станция «Викторина»

№ вопроса

Особые отметки

Протокол для жюри

3 станция «Блиц-опрос»

№ вопроса

К В Н

« Удивительный мир басен Крылова »

Миронова (Кострова) Татьяна Михайловна

МОУ «СОШ № 22 с УИОП» г.о. Электросталь

Московской области

Цель: развивать любознательность и остроту мышления учащихся.

Задачи:

Повторение и закрепление материала по теме. Развитие интереса к творчеству И.А.Крылова Развитие интереса к изучению литературы. Развитие чувства сопереживания

Способствовать развитию коллективного творчества. Воспитывать желание сопричастности к общему делу.

Описание игры:

Викторина проводится среди 6 классов.

От каждого класса нужно выбрать команду из 6-7 человек, которой даётся «домашнее задание»: выбрать и подготовить инсценировку басни. И сделать заготовки для конкурса «Перевёртыши» (по 3-4 названия или строчки из басни, где слова заменяются либо похожими по смыслу, либо антонимами. Например, «Обезьяна и зеркало» - «Макака и отражение»).

В викторине проводятся 7 конкурсов, в которых участвуют команды и 1 конкурс со зрителями (оставшимися учащимися параллели, которые не вошли в команду).

На викторине присутствует жюри, которое оценивает и фиксирует результаты каждой команды.

После того, как команды пройдут все конкурсы, подводятся итоги. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает 1 место.

Конкурс № 1

«Блиц-опрос»

(за каждый ответ 1 балл)

  1. В каком городе родился и вырос Крылов?

(в Москве)

  1. Какое образование получил и почему?

(занимался самообразованием, т.к. семья бедствовала)

  1. Кто был первым наставником Крылова в детстве?

(мама)

  1. Каков любимый жанр творчества Крылова?

(басня)

  1. Что такое басня?

(краткий поучительный рассказ в стихах с нравоучением)

  1. Чьи басни стали для Крылова образцом?

(басни Эзопа)

  1. Каковы особенности басен Крылова?

(в них есть аллегория – иносказание, мораль - нравоучение)

  1. Где установлен памятник Крылову?

(в Петербурге, в Летнем саду)

  1. Как в народе прозвали Крылова?

(«дедушка»)

  1. Назовите парные заглавия басен Крылова?

(за каждый ответ по 0,5 балла)

(«Волк и ягненок», «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Мартышка и Очки» ,

«Зеркало и Обезьяна» , «Слон и Моська» , «Кот и Повар» , «Осел и Соловей» , «Стрекоза и Муравей» , «Дуб и Трость» , «Ворона и Курица» , «Лягушка и Вол» , «Петух и Жемчужное зерно» , «Щука и Кот» , «Чиж и Голубь» , «Лисица и Сурок» , «Лев и Комар» , «Мышь и Крыса» , «Волк и Журавль» , «Кошка и Соловей») .

Конкурс № 2

«Угадай-ка»

(за каждый ответ 1 балл)

Кто из персонажей говорит? Из какой басни?

1. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

Пускать не надо и на двор,

(Повар, «Кот и повар»)

2. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

3. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

4. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5. - Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(Осёл, «Осел и соловей»)

6. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

7. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

8. - Я ваш старинный сват и кум.

(Волк, «Волк на псарне»)

9. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

10. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

Конкурс № 3

«Кот в мешке»

В мешке у учителя разные предметы, которые упоминаются в той или иной басне. Вызываются капитаны команд, которые должны на ощупь угадать предмет и сказать из какой он басни.

Конкурс № 4

«Перевёртыши»

Каждая команда получала «на дом» задание подготовить по 3-4 названия или строчки из басни, где слова заменяются либо похожими по смыслу, либо антонимами. Например, «Обезьяна и зеркало» - «Макака и отражение»).

Или «Вороне где-то Бог послал кусочек сыра» - «Сороке когда-то чёрт дал шмат сала».

(за каждый правильный ответ 1 балл)

Конкурс № 5

«Составь правильно»

Каждой команде даётся фраза из басни, разрезанная на отдельные слова. Нужно составить фразу правильно.

Команда, справившаяся быстрее всех, получает 3 балла. Вторая – 2 балла. Третья – 1 балл.

Дополнительный балл получают те команды, которые назовут и название басни, из которой взята фраза.

Избави Бог и нас от этаких судей (Осёл и Соловей)

У сильного всегда бессильный виноват (Волк и ягнёнок)

Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука)

Конкурс № 6

«Пантомима»

Несколько участников от каждой команды. Изображают басню. Остальные должны угадать, что это за басня.

(за каждый правильный ответ 1 балл)

Конкурс № 7

«Игра со зрителями»

По крылатому выражению, фразе из басни угадать название. Зрители, давшие наибольшее количество правильных ответов, получают призы.

  1. «…Позавтракать совсем уж было собралась, да призадумалась..»

(Ворона и Лисица)

  1. «А ларчик просто открывался».

(Ларчик)

  1. «Кого нам хвалит враг, в том, видно, проку нет».

(Лев и Барс)

  1. «Кто посмирней, так тот и виноват».

(Мор зверей»

  1. «И волчью вашу я давно натуру знаю».

(Волк на псарне)

  1. «Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона!»

(Слон и Моська)

  1. «Бессильному не смейся

И слабого обидеть не моги!»

(Лев и Комар)

  1. «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

(Стрекоза и Муравей)

Конкурс № 8

«Инсценировка»

Каждой команде «на дом» давалось задание подготовить инсценировку басни. Данный конкурс оценивается по двум критериям: выразительное чтение текста, артистизм.

(Максимальная оценка – 5 баллов)


Тест по жизни и творчеству И.А.Крылова.

1. В каком городе родился И. А. Крылов?

2. Какое образование получил И.А. Крылов?
а) Он учился в Славяно-греко-латинской академии. б) И.А. Крылов окончил Московский государственный университет. в) Будущий баснописец получил хорошее домашнее образование от учителя, которого ему выписали из Франции. г) Отец Крылова отдал сына в губернаторский дом, где вместе с детьми тверских дворян учил французский язык. Затем, за неимением денег, в основном занимался самообразованием.
3. Какое образование получил И.А. Крылов?
а) учился в царском лицееб) учился в Московском университетев)учился в Питерском университетег) занимался самообразованием
4. Кто был первым наставником Крылова в детстве?
а)Отецб)Мамав) Гувернерг) Дедушка по материнской линии

5. В какой семье родился И.А. Крылов?
а) в семье богатого священникаб) в бедной дворянской семье в) в семье бедного священника г) в семье помещика

6. Где установлен памятник Крылову?

а) в Киевеб) в Санкт-Петербурге в) в Твериг) в Москве

7. Годы жизни И.А.Крылова.
а) 1769 1844 б) 1759-1834 в) 1779-1854 г) 1789-1864
8. Каков любимый жанр творчества Крылова?
а) Одаб) Басняв) Поэмаг) Рассказд) Новелла
9. Родоначальником басенного искусства является:
а) Эзопб) А.С. Пушкинв) И.А. Крылов г) И.С. Тургенев
10. Мораль басни – это:
а) фраза перед текстом, призванная кратко выразить основное содержание или идейный смысл произведенияб) самостоятельная часть произведения, в которой описывается какое-либо событиев) расположение основных эпизодов произведенияг) краткий нравоучительный вывод

11. Какое средство выразительности (троп) лежит в основе басен И.А. Крылова?
а) анафора (единоначатие)б) аллегория (иносказание)в) литота (преуменьшение)г) гипербола (преувеличение)

12. Из какой басни И.А. Крылова взят следующий отрывок?
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) «Ворона и Лисица»б) «Мартышка и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»в) «Слон и Моська»г) «Стрекоза и Муравей»

13. К какой басне И.А. Крылова относится следующий идейный вывод: процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества, важны все его части?
а) «Ларчик» б) «Листы и корни» в) «Осел и Соловей»г) «Свинья под дубом»

14. Определи, из какой басни крылатые слова: «...Да только воз и ныне там» *
«...Да только воз и ныне там»

а) «Волк и ягненок»б) «Лебедь, щука и рак»в) «Слон и Моська»г) «Стрекоза и Муравей»

15. Определи, из каких басен крылатые слова:
«У сильного всегда бессильный виноват»

а) «Волк и ягненок»б) «Лебедь, щука и рак»в) «Кот и повар»г) «Мышь и крыса»

16. В какой из этих басен говорится о праздном времяпрепровождении?

а) «Ворона и лисица»б) «Мартышка и очки»в) «Стрекоза и муравей»г) «Квартет»

17. Кому принадлежат слова: «Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»?
а) Муравью б) Лягушке в) Вороне 7) Свинье

18. В чем смысл морали басни «Осёл и Соловей»: «Избави Бог и нас от этаких судей»?
а) все герои басни не понимают толк в искусствеб) об искусстве часто берутся судить невеждыв) Осёл был справедливым судьейг) чарующее пение Соловья не понравилось пастуху и пастушке

Ключи:
1.г; 2. г; 3. г; 4.б; 5.б; 6.б; 7.а; 8.б; 9.а; 10.г; 11.б; 12. а; 13. б; 14.б; 15.а; 16. в; 17. а; 18. б.


Приложенные файлы

Тест по жизни и творчеству И.А.Крылова.

1. В каком городе родился И. А. Крылов?

а) в Киеве
б) в Санкт-Петербурге
в) в Твери
г) в Москве

2. Какое образование получил И.А. Крылов?

а) Он учился в Славяно-греко-латинской академии.
б) И.А. Крылов окончил Московский государственный университет.
в) Будущий баснописец получил хорошее домашнее образование от учителя, которого ему выписали из Франции.
г) Отец Крылова отдал сына в губернаторский дом, где вместе с детьми тверских дворян учил французский язык. Затем, за неимением денег, в основном занимался самообразованием.

3. Какое образование получил И.А. Крылов?

а) учился в царском лицее
б) учился в Московском университете
в)учился в Питерском университете
г) занимался самообразованием

4. Кто был первым наставником Крылова в детстве?

а)Отец
б)Мама
в) Гувернер
г) Дедушка по материнской линии

5. В какой семье родился И.А. Крылов?

а) в семье богатого священника
б) в бедной дворянской семье
в) в семье бедного священника
г) в семье помещика

6. Где установлен памятник Крылову?

а) в Киеве
б) в Санкт-Петербурге
в) в Твери
г) в Москве

7. Годы жизни И.А.Крылова.

а) 1769 - 1844б) 1759-1834
в) 1779-1854 г) 1789-1864

8. Каков любимый жанр творчества Крылова?

а) Ода
б) Басня
в) Поэма
г) Рассказ
д) Новелла

9. Родоначальником басенного искусства является:

а) Эзоп
б) А.С. Пушкин
в) И.А. Крылов
г) И.С. Тургенев

10. Мораль басни – это:

а) фраза перед текстом, призванная кратко выразить основное содержание или идейный смысл произведения
б) самостоятельная часть произведения, в которой описывается какое-либо событие
в) расположение основных эпизодов произведения
г) краткий нравоучительный вывод

11. Какое средство выразительности (троп) лежит в основе басен И.А. Крылова?

а) анафора (единоначатие)
б) аллегория (иносказание)
в) литота (преуменьшение)
г) гипербола (преувеличение)

12. Из какой басни И.А. Крылова взят следующий отрывок?

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок .

а) «Ворона и Лисица»
б) «Мартышка и »
в) «Слон и Моська»
г) «Стрекоза и Муравей»

13. К какой басне И.А. Крылова относится следующий идейный вывод: процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества, важны все его части?

а) «Ларчик»
б) «Листы и корни»
в) «Осел и Соловей»
г) «Свинья под дубом»

14. Определи, из какой басни крылатые слова: «...Да только воз и ныне там» *

«...Да только воз и ныне там»

а) «Волк и ягненок»
б) «Лебедь, щука и рак»
в) «Слон и Моська»
г) «Стрекоза и Муравей»

15. Определи, из каких басен крылатые слова:

«У сильного всегда бессильный виноват…»

а) «Волк и ягненок»
б) «Лебедь, щука и рак»
в) «Кот и повар»
г) «Мышь и крыса»

16. В какой из этих басен говорится о праздном времяпрепровождении?

а) «Ворона и лисица»
б) «Мартышка и очки»
в) «Стрекоза и муравей»
г) «Квартет»

17. Кому принадлежат слова: «Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»?

а) Муравью
б) Лягушке
в) Вороне
7) Свинье

18. В чем смысл морали басни «Осёл и Соловей»: «Избави Бог и нас от этаких судей»?

а) все герои басни не понимают толк в искусстве
б) об искусстве часто берутся судить невежды
в) Осёл был справедливым судьей
г) чарующее пение Соловья не понравилось пастуху и пастушке

1.г; 2. г; 3. г; 4.б; 5.б; 6.б; 7.а; 8.б; 9.а; 10.г; 11.б; 12. а; 13. б; 14.б; 15.а; 16. в; 17. а; 18. б.