Афоризмы, цитаты, высказывания шиллер фридрих. Шиллер фридрих - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

Фридрих Шиллер (Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер) родился 10 ноября 1759, в Марбах-на-Неккаре, Германия. Немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе. Умер 9 мая 1805, Веймар, Германия.


Загадкой вечной буду я себе.

Для хороших актеров нет плохих ролей.

Свободен лишь тот, кто владеет собой.

Тесен мир, мозг же человека необъятен.

Лучше страшный конец, чем бесконечный страх.

Человеконенавистничество - медленное самоубийство.

Когда шутник смеется своей остроте, она теряет цену.

Человек вырастает по мере того, как растут его цели.

Утраченную минуту не может вернуть даже сама вечность.

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.

Истина ничуть не страдает от того, что кто-то ее не признает.

Что большинство? Большинство - безумие. Ум ведь лишь у меньшинства.

Свобода тоже должна иметь господина. Без головы погибли Рим и Спарта.

Враг повергнутый может еще оправиться, примиренный же вполне побежден.

Остроумие ведет вечную войну с красотой и не верит ни в ангела, ни в Бога.

Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.

Разве солнце светит мне сегодня для того, чтобы я раздумывал о вчерашнем дне?

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.

Моральная свобода человека нисколько не уничтожается необходимою физической зависимостью.

Когда мы страстно любим того, кто заслуживает нашего презрения, мы болезненно ощущаем оковы природы.

Для одного наука - возвышенная небесная богиня, для другого - дойная корова, обеспечивающая его маслом.

Глупец тот, кто бросает дело на полдороге и смотрит, разинув рот, со стороны, что из всего этого выйдет.

Если меня спросят, почему в моем сердце нет никакой религии, то я отвечу, что я утратил ее по вине самой же религии.

Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово.

Горе наступившее легче, нежели ожидаемое: нагрянувшему горю есть конец, страх же перед грядущим горем не знает границ.

Люди заслонили от меня человечество, когда я взывал к человечеству. Прочь от меня сострадание и человеческое милосердие!

Какую религию я исповедую? Ни одной из всех тех, которые ты мне называешь. Почему же ни одной? Из чувства одной вечной религии души.

Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, - по тем движениям, которые он делает нехотя.

Человек возникает из грязи, шлепает некоторое время по грязи, порождает грязь, в грязь превращается, пока наконец грязью не налипнет на подошвы своих правнуков! Вот и вся песня, весь грязный круг человеческого предназначения.

Это мне-то сдавить свое тело шнуровкой, а волю зашнуровать законами? Закон заставляет ползти улиткой и того, кто мог бы взлететь орлом! Закон не создал ни одного великого человека, лишь свобода порождает гигантов и высокие порывы.

Ловкость плута не искупает собою плутовства, но мошенничество в большом размере всегда возвышает мошенника. Опорожнить чужой карман постыдно, утаить миллион - дерзко, но похитить корону - дело бесконечно великое. Стыд становится тем меньше, чем больше бывает порок.

Кто ничего не боится - не менее силен, чем тот, кого боятся все. Нынче в моде пряжки на панталонах, позволяющие, по желанию, то стягивать, то распускать их. Мы велим сшить себе и совесть по новому фасону, чтобы пошире растянуть ее, когда раздобреем! Наше дело сторона! Обратитесь к портному!


Фридрих Шиллер (Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер) родился 10 ноября 1759 года, в Марбах-на-Неккаре, Германия. Немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе. Умер 9 мая 1805, Веймар, Германия.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Шиллер Фридрих

  • Загадкой вечной буду я себе.
  • Благодарность забывчивей всего.
  • Сильнее всех побед — прощение.
  • Для хороших актеров нет плохих ролей.
  • Свободен лишь тот, кто владеет собой.
  • Тесен мир, мозг же человека необъятен.
  • Человек отражается в своих поступках.
  • Великие души переносят страдания молча.
  • Голос следовало бы взвешивать, а не считать.
  • Верная любовь помогает переносить все тяготы.
  • Лучше страшный конец, чем бесконечный страх.
  • Достоинство выражает сопротивление духа инстинкту.
  • Когда шутник смеется своей остроте, она теряет цену.
  • Человек вырастает по мере того, как растут его цели.
  • Человеконенавистничество - медленное самоубийство.
  • Утраченную минуту не может вернуть даже сама вечность.
  • Дружба не такой жалкий огонек, чтобы потухнуть в разлуке.
  • Истина ничуть не страдает от того, что кто-то ее не признает.
  • В лице своих богов человек рисует свой собственный портрет.
  • Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.
  • Что большинство? Большинство - безумие. Ум ведь лишь у меньшинства.
  • Свобода тоже должна иметь господина. Без головы погибли Рим и Спарта.
  • Враг повергнутый может еще оправиться, примиренный же вполне побежден.
  • Остроумие ведет вечную войну с красотой и не верит ни в ангела, ни в Бога.
  • Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.
  • Разве солнце светит мне сегодня для того, чтобы я раздумывал о вчерашнем дне?
  • Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.
  • В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей.
  • Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло.
  • Моральная свобода человека нисколько не уничтожается необходимою физической зависимостью.
  • Глупец тот, кто бросает дело на полдороге и смотрит, разинув рот, со стороны, что из всего этого выйдет.
  • Для одного наука - возвышенная небесная богиня, для другого - дойная корова, обеспечивающая его маслом.
  • Когда мы страстно любим того, кто заслуживает нашего презрения, мы болезненно ощущаем оковы природы.
  • Воля есть отличительный признак человеческого рода, а сам разум — только вечное правило для руководства волею.
  • Если меня спросят, почему в моем сердце нет никакой религии, то я отвечу, что я утратил ее по вине самой же религии.
  • Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово.
  • Горе наступившее легче, нежели ожидаемое: нагрянувшему горю есть конец, страх же перед грядущим горем не знает границ.
  • Люди заслонили от меня человечество, когда я взывал к человечеству. Прочь от меня сострадание и человеческое милосердие!
  • Какую религию я исповедую? Ни одной из всех тех, которые ты мне называешь. Почему же ни одной? Из чувства одной вечной религии души.
  • Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, - по тем движениям, которые он делает нехотя.
  • Человек возникает из грязи, шлепает некоторое время по грязи, порождает грязь, в грязь превращается, пока наконец грязью не налипнет на подошвы своих правнуков! Вот и вся песня, весь грязный круг человеческого предназначения.
  • Это мне-то сдавить свое тело шнуровкой, а волю зашнуровать законами? Закон заставляет ползти улиткой и того, кто мог бы взлететь орлом! Закон не создал ни одного великого человека, лишь свобода порождает гигантов и высокие порывы.
  • Ловкость плута не искупает собою плутовства, но мошенничество в большом размере всегда возвышает мошенника. Опорожнить чужой карман постыдно, утаить миллион — дерзко, но похитить корону — дело бесконечно великое. Стыд становится тем меньше, чем больше бывает порок.
  • Кто ничего не боится - не менее силен, чем тот, кого боятся все. Нынче в моде пряжки на панталонах, позволяющие, по желанию, то стягивать, то распускать их. Мы велим сшить себе и совесть по новому фасону, чтобы пошире растянуть ее, когда раздобреем! Наше дело сторона! Обратитесь к портному!

Иоганн Фридрих Шиллер

(1759-1805 гг.)

поэт, драматург, мыслитель,

основоположник немецкой классической литературы

Благодарность забывчивей всего.

В игре детей есть часто смысл глубокий.

В лице своих богов человек рисует свой собственный портрет.

В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей.

Великие души переносят страдания молча.

Верная любовь помогает переносить все тяготы.

Воля есть отличительный признак человеческого рода, а сам разум – только вечное правило для руководства волею.

Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас.

Всемирная история – это всемирный суд.

Всякая безнравственность проистекает из коллизии доброго с приятным, страстей с разумом – и имеет источником силу чувственных побуждений и слабость моральной воли.

Глупец тот, кто бросает дело на полдороге и смотрит, разинув рот, со стороны, что из всего этого выйдет.

Горе мне, если мои убеждения будут колебаться в зависимости от биения моего сердца.

Дилетант принимает темное за глубокое, дикое – за мощное, неопределенное – за бесконечное, бессмысленное – за сверхчувственное.

Для хороших актеров нет дурных ролей.

Достоинство выражает сопротивление духа инстинкту.

Достойные мысли закаляют сердце мужа и не страшатся дневного света.

Дружба не такой жалкий огонек, чтобы потухнуть в разлуке.

Если хочешь познать самого себя, то посмотри, как это делают другие; если же хочешь других понять, то посмотри в свое собственное сердце.

Если я ненавижу, я отнимаю у себя нечто; если я люблю, я обогащаю себя тем, что я люблю. Человеконенавистничество – медленное самоубийство; себялюбие – величайшая нищета живого создания.

Живопись жизнью пусть дышит; ума я ищу у поэта:

Но полигиния пусть выскажет тайны души.

Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды.

Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности.

Истина – зеркало, отражение которого невыносимо для притворства и лицемерия.

Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо ее не признает.

Истинная нравственность вырабатывается лишь в школе несчастий; постоянное счастье легко может стать роковой пучиной для добродетели.

Как для одних наука кажется небесною богиней,

Так для других – коровой жирною, что масло им дает.

Как ненавистна мудрость мне,

Которая зовет вас к крови!

Когда, восхищаясь картиной, мы забываем о художнике, то для него это самая изощренная похвала.

Когда мы страстно любим кого-либо, кто заслуживает нашего презрения, мы болезненно ощущаем оковы природы.

Когда шутник смеется своей остроте, она теряет цену.

Коль дело есть – скорей его кончай.

Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков.

Крутой правитель властвует недолго.

Кто жизнью не рискует, тот никогда ее не обретет.

Кто кается не краснея, тот кается постоянно.

Кто не доверится страсти, которая с такой мощью берет под защиту лучшее в человеческой природе и так победоносно борется с природным врагом всякой нравственности – эгоизмом!

Кто чист душой, тот разума победу над собой признает.

Лишь беда души великой благородство испытывает.

Лучше страшный конец, чем бесконечный страх.

Любовь быть хочет жертвою свободной.

Любовь возвышает великие души.

…Любовь единственное в природе, где даже сила воображения не находит дна и не видит предела!

Любовь и голод правят миром.

Май жизни только раз цветет.

Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.

Мнимое бескорыстие некоторых добродетелей сообщает им поверхностную чистоту, дающую им смелость потешаться над долгом; нередко воображение играет странную игру с человеком, которому кажется, что он и выше нравственности и разумнее разума.

Мужество растет с опасностью: чем туже приходится, тем больше сил.

Насколько живое воспроизведение действует сильнее, чем мертвая буква и холодный пересказ, настолько сцена производит более глубокое и длительное впечатление, чем мораль и законы.

Настоящая дружба правдива и отважна.

Нашей совести претит безнравственное средство, которое может принести пользу.

Не в годах – в полноте жизни, вот в чем ценность бытия!

Нередко под страхом ложного стыда люди предаются постыдному.

Ничего так не делает жизнь легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели.

Одного вдохновения для поэта недостаточно – требуется вдохновение развитого ума.

Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово.

Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце.

Разве солнце светит мне сегодня для того, чтобы я раздумывал о вчерашнем дне?

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.

Родные – все, кто силой духа схож.

Свободен лишь тот, кто владеет собой.

Свободным от страданий еще никто не рождался.

Сильнее всех побед – прощение.

Слова пустые сердца не облегчат.

Слово всегда отважнее дела.

Средь скверного скверней всего язык колючий.

Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта.

Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло.

У человека с открытой душой и лицо открытое.

Убежденному убеждать других не трудно.

Человек вырастает по мере того, как растут его цели.

Человек не только может, но и должен связать удовольствие с долгом: он должен радостно повиноваться своему разуму.

Человек отражается в своих поступках.

Чем сильнее заблуждение, тем более торжествует истина.

Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.

Честность красит звание любое.

Честь дороже жизни.

Чтобы все спасти – нужно на все решиться. Тяжелая болезнь нуждается в решительном средстве.

Из книги 100 великих любовников автора Муромов Игорь

ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ ФОН ШИЛЛЕР (1759-1805) Немецкий драматург, поэт и историк. По образованию хирург. После успеха пьесы «Разбойники» (1781) полностью посвятил себя литературе и завершил свои трагедии «Коварство и любовь» (1783) и «Заговор Фиеско» (1784). В Веймаре написал белым

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

Фридрих ШИЛЛЕР (1759–1805) немецкий поэт Тот, кто ничего не боится, не менее могущественен, чем тот, кого все боятся. * * * Вселенная - это мысль Бога. * * * Всемирная история - это всемирный суд. * * * Лучше ужасный конец, чем ужас без конца. * * *ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Если мы отдаем

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПФ) автора БСЭ

Пфафф Иоганн Фридрих Пфафф (Pfaff) Иоганн Фридрих (22.12.1765, Штутгарт, - 21.4.1825, Галле), немецкий математик, член Берлинской АН (1817). Профессор математики университетов в Хельмштедте (1788-1810) и Галле (с 1810). П. принадлежат исследования по уравнениям в дифференциалах (так называемые

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШИ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 гг.) философ, психолог и педагог […] Должно быть позволено обосновывать теологическим рассмотрением природы религиозную веру, которая, впрочем, гораздо старше и имеет гораздо более глубокие корня в человеческом духе, чем все

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Фридрих Шиллер (1759–1805) «…Шиллер, действительно, вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении. Мы воспитались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии», - писал Ф. М. Достоевский в статье «Книжность и

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Johann Christoph Friedrich Schiller) Разбойники (Die R?uber) (1781) Действие происходит в современной автору пьесы Германии. Сюжет разворачивается в течение двух лет. Драме предпослан эпиграф Гиппократа, который в русском переводе звучит так: «Чего не

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Фридрих Шиллер 1759–1805 гг. Поэт, философ, теоретик искусства, драматург. Благодарность забывчивей всего.В игре детей есть часто смысл глубокий.В лице своих богов человек рисует свой собственный портрет.В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - "Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе", "Коварство и любовь" и др. - были пронизаны духом

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

БЕНЦЕНБЕРГ, Иоганн Фридрих (Benzenberg, Johann Friedrich, 1777–1846), немецкий физик и публицист 197 Цифры решают! // Zahlen entscheiden! Обычная фраза; прежде всего – о цифрах статистики. ? Напр.: Benzenberg J. F. Rother’s Bericht ?ber die Haupt-Verwaltung der Preussischen Staatsschulden seit dem Jahre 1820… – D?sseldorf, 1836, S. XVI. C 1830-х гг. чаще

Из книги автора

ГЁЛЬДЕРЛИН, Иоганн Христиан Фридрих (H?lderlin, Johann Christian Friedrich, 1770–1843), немецкий поэт 166 * Где опасность, там и спасение. Перефразированная цитата из гимна «Патмос» (1807): «Но где опасность, там вырастает / И спасительное» («Wo aber Gefahr ist, w?chst / Das Rettende auch»). ? arminrisi.ch/html/Poetry_Patmos.У римских

Из книги автора

ШИЛЛЕР, Фридрих (Schiller, Friedrich, 1759–1805), немецкий поэт

Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк — Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 г., Марбах. Выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер. Его детство и молодость были проведены в относительной бедности.

После окончания начальной школы Шиллер в 1773 г. поступил в военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. В 1775 г. оставив юриспруденцию, занялся медициной. В 1780 г. получил в Штутгарте место полкового врача.

В 1781 г. завершил драму «Разбойники», но оказалось что, ни один штутгартский издатель не хочет ее печатать, и Шиллеру пришлось издать драму за свой счет. После премьеры драмы в Мангеймском театре в 1782 г. стало ясно, что в литературу пришел талантливый драматург. За самовольную отлучку из полка на представление «Разбойников» Шиллер подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из Вюртембергского герцогства.

Интендант Мангеймского театра Дальберг заключил с Шиллером контракт. В этом театре были поставлены еще две драмы – «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь», причем, последняя имела большой успех.

1783 г. стал значимой датой в частной жизни Фридриха. Он влюбился с первого взгляда в дочь хозяйки поместья в шестнадцатилетнюю Шарлотту и попросил у ее матери разрешения на брак, но та не дала согласия, так как начинающий писатель не имел, ни гроша в кармане.

Позднее в Мангейме Фридрих Шиллер познакомился с Шарлоттой фон Кальб, молодой женщиной с выдающимися умственными способностями, восхищение которой принесло писателю много страданий. Она познакомила Шиллера с веймарским герцогом Карлом Августом, который даровал автору должность веймарского советника. Что впрочем, не облегчило бедственного состояния, в котором находился Шиллер и он охотно принял приглашение одного из восторженных почитателей, приват-доцента Г. Кёрнера, и более двух лет (апрель 1785 — июль 1787) гостил у него в Лейпциге и Дрездене.

В это же время Шиллер увлекся 17-летней дочерью придворного книготорговца Маргаритой Шван, однако молодая кокетка не проявляла благосклонности к начинающему поэту, а её отец вряд ли желал видеть свою дочь замужем за человеком без денег и влияния в обществе. Однако, Шиллер обратился к ее родителям с письмом, в котором просил руки дочери, издатель Шван дал возможность Маргарите самой решить этот вопрос, но та отказала Шиллеру, который тяжело переживал эту новую потерю.

В 1783-1787 гг. Шиллер работал над драмой «Дон Карлос» (из испанской истории XVI века). В окончательном варианте Шиллер заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В 1788 г. Шиллер подготовил свое первое историческое исследование – «Историю отпадения Нидерландов от испанского владычества», что принесло ему славу выдающегося исследователя истории.

Мировую известность также получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.

В 1789 г. при содействии Гёте занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают», лекция прошла с большим успехом и слушатели Шиллера устроили ему овацию.

Несмотря на то, что работа университетского преподавателя не обеспечивала его достаточными материальными средствами, Шиллер решил закончить свою холостую жизнь. Узнав об этом, герцог Карл Август назначил ему в 1789 г. скромное жалование в размере двухсот талеров в год, после чего Шиллер сделал официальное предложение Шарлотте фон Ленгефельд, и в 1790 г. в деревенской кирхе около Рудольштадта был заключён брак. Благодаря женитьбе Шиллер обрел семейное счастье.

В начале 1791 г. Шиллер заболел туберкулезом легких. Особенно сильными были первые приступы болезни зимой 1792 г. из-за которых он был вынужден приостановить преподавание в университете. Лишь изредка наступали промежутки в несколько месяцев или недель, когда поэт был бы способен спокойно работать.

Шиллер находился в крайне тяжелом материальном положении – не было денег даже на дешевый обед и нужные лекарства. Помощь пришла от наследного принца фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа фон Шиммельмана, которые в течение трех лет (1791-1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель Котта, пригласивший его в 1794 г. издавать ежемесячный журнал «Оры»».

В 1799-1800 гг. пишет пьесу «Мария Стюарт», сюжет которой занимал его почти два десятилетия. Шиллер не стал выдвигать на передний план политические и религиозные проблемы, обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами. Пьеса имела большой успех у современников. Шиллер закончил её с чувством, что теперь он «овладел ремеслом драматурга».

В 1801 г. вышла «Орлеанская дева» – история Жанны д"Арк. Шиллер дал волю фантазии, используя материал средневековой легенды.

В 1802 г. император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство. Но Шиллер отнёсся к этому скептически. Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. Умер Фридрих Шиллер в Веймаре 9 мая 1805 г., в возрасте 45 лет от туберкулеза.

Благодарность забывчивей всего.В лице своих богов человек рисует свой собственный портрет.В чем вкратце смысл длинной речи?Великому - великое доверие, простор ему, а цель он сам найдет. Великий дух страдает молча.Враг повергнутый может ещё оправиться, примирённый же вполне побеждён.Вселенная - это мысль Бога.Всякая безнравственность проистекает из коллизии доброго с приятным, страстей с разумом и имеет источником силу чувственных побуждений и слабость моральной воли.Голос следовало бы взвешивать, а не считать.Горе наступившее легче, нежели ожидаемое, нагрянувшему горю есть конец, страх же перед грядущим горем не знает границ.Для одного наука - возвышенная небесная богиня, для другого - дойная корова, обеспечивающая его маслом.Добродетель может быть суровой, но она никогда не бывает жестокой, никогда не бывает бесчеловечной.Дружба не такой жалкий огонек, чтобы потухнуть в разлуке.Если хочешь познать самого себя, то посмотри, как это делают другие; если же хочешь других понять, то посмотри в свое собственное сердце.Живопись жизнью пусть дышит; ума я ищу у поэта: Но полигиния пусть выскажет тайны души.Злоупотребление наследственной властью действует не так удручающе, как злоупотребление властью приобретенной.Именно потому, что подлинное искусство стремится к чему-то реальному и объективному, оно не может удовлетвориться только видимостью правды.Истина ничуть не страдает от того, что кто-то её не признает.Как для одних наука кажется небесною богиней, Так для других - коровой жирною, что масло им дает.Когда мы страстно любим того, кто заслуживает нашего презрения, мы болезненно ощущаем оковы природы.Когда, восхищаясь картиной, мы забываем о художнике, то для него это самая изощренная похвала.Красота - тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков.Кто кается не краснея, тот кается постоянно.Кто хочет пожать слезы, должен сеять любовь.Лишь беда души великой благородство испытывает.Любовь быть хочет жертвою свободной.Любовь и голод правят миром.Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.Мнимое бескорыстие некоторых добродетелей сообщает им поверхностную чистоту, дающую им смелость потешаться над долгом; нередко воображение играет странную игру с человеком, которому кажется, что он и выше нравственности, и разумнее разума.Мужество растет с опасностью: чем туже приходится, тем больше сил.На удочке златой немало добродетелей погибло...Настоящая дружба правдива и отважна.Нашей совести претит безнравственное средство, которое может принести пользу.Никто из мертвых не был полностью счастлив.Остроумие ведёт вечную войну с красотой и не верит ни в ангела, ни в Бога.Потерянную минуту не может вернуть даже сама вечность.Право имеет тот, на чьей стороне сила; границы наших сил - наши законы.Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце.Пусть лишь любовь цветок любви срывает,
Ведь лучший дар принадлежит тому,
Кто сердцем всем откликнется ему.Равноправие - святой закон человечества.Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.Свободен лишь тот, кто владеет собой.Слова пустые сердца не облегчат.Средь скверного скверней всего язык колючий.Тесен мир, мозг же человека необъятен.Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло.Убежденному убеждать других не трудно.Человек вырастает по мере того, как растут его цели.Человек не только может, но и должен связать удовольствие с долгом: он должен радостно повиноваться своему разуму.Человеконенавистничество - медленное самоубийство.Чем случайнее наша нравственность, тем необходимее позаботиться о законности.Честность красит звание любое.Честь дороже жизни.Что не запрещено, то разрешено.Чувства справедливости, прийстойности, верности, опирающиеся на признание равенства прав, теряют свою силу в гражданских войнах, когда каждая сторона смторит на другую, как на преступника и присваивает себе самой право судить его.Boля есть отличительный признак человеческого рода, а сам разум - только вечное правило для руководства волею.В игре детей есть часто смысл глубокий.В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей.Великие души переносят страдания молча.Верная любовь помогает переносить все тяготы.Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас.Всех привлекает близкая победа, к далекому же благу стремяться только великие души.Глупец тот, кто бросает дело на полдороге и смотрит, разинув рот, со стороны, что из всего этого выйдет.Горе мне, если мои убеждения будут колебаться в зависимости от биения моего сердца.Дилетант принимает темное за глубокое, дикое - за мощное, неопределенное - за бесконечное, бессмысленное - за сверхчувственное.Для хороших актеров нет плохих ролей.Достоинство выражает сопротивление духа инстинкту.Если меня спросят, почему в моем сердце нет никакой религии, то я отвечу, что я утратил ее по вине самой же религии.Если я ненавижу, я отнимаю у себя нечто; если я люблю, я обогащаю себя тем, что я люблю. Человеконенавистничество - медленное самоубийство; себялюбие - величайшая нищета живого создания.Загадкой вечной буду я себе...Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, - по тем движениям, которые он делает нехотя.Истина - зеркало, отражение которого невыносимо для притворства и лицемерия.К чему нам Бог? - он скажет -
Мир объяснить должны мы им самим.
И в этом богохульстве вольнодумца
Для Божьего величья больше славы,
Чем в той хвале, что набожность твердит.Какую религию я исповедую? Ни одной из всех тех, которые ты мне называешь. Почему же ни одной? Из чувства одной вечной религии души.Когда шутник смеется своей остроте, она теряет цену.Коль дело есть - скорей его кончай.Кто жизнью не рискует, тот никогда ее не обретет.Кто ничего не боится - не менее силен, чем тот, кого боятся все. Нынче в моде пряжки на панталонах, позволяющие, по желанию, то стягивать, то распускать их. Мы велим сшить себе и совесть по новому фасону, чтобы пошире растянуть ее, когда раздобреем! Наше дело сторона! Обратитесь к портному!Кто чист душой, тот разума победу над собой признает.Лучше страшный конец, чем бесконечный страх.Любовь возвышает великие души.Люди заслонили от меня человечество, когда я взывал к человечеству. Прочь от меня сострадание и человеческое милосердие!Мерилом справедливости не может быть большинство голосов.Моральная свобода человека нисколько не уничтожается необходимою физической зависимостью.На вершине величия не забывай, что значит друг в беде.Насилье для беззащитных - тот же великан.Наше влечение к природе сходно с тоской больного по здоровью.;Не в годах - в полноте жизни, вот в чем ценность бытия!Ничего так не делает жизнь легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели.;От светлых лучей истины не всегда исходит тепло. Блаженны те, кто не заплатил за благо знания свои сердцем.Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово.Пропади он пропадом, этот хилый век кастратов, способный только пережевывать подвиги былых времен, поносить в комментариях героев древности или корежить их в трагедиях. В его чреслах иссякла сила, и людей плодят теперь с помощью пивных дрожжей! Они калечат свою здоровую природу пошлыми условностями, боятся осушить стакан вина: а вдруг не за того выпьешь, подхалимничают перед последним лакеем, чтобы тот замолвил за них словечко его светлости, и травят бедняка, потому что он им не страшен; они до небес превозносят друг друга за удачный обед и готовы друг друга отравить из-за подстилки, которую у них перехватили на аукционе. Они проклинают саддукея (Саддукеи - религиозно-политическая секта в Древней Иудее) за то, что неусердно посещает храм, а сами подсчитывают у алтаря свои ростовщические проценты; они преклоняют колена, чтобы попышнее распустить свой плащ, и не сводят глаз с проповедника, высматривая, как завит у него парик; они падают в обморок, увидев, как режут гуся, и рукоплещут, когда их конкурент обанкротится на бирже.Против человеческой славы бессильны даже боги.Пусть он верит в себя, и ему поверит весь мир.Разве солнце светит мне сегодня для того, чтобы я раздумывал о вчерашнем дне?Свобода тоже должна иметь господина. Без головы погибли Рим и Спарта.