Биологическое время. Что такое биологическое время

В современной науке используются также понятия биологиче­ского, психологического и социального пространства и времени.

В живом веществе пространство и времяхарактеризуют особен­ности пространственно-временных параметров органической материи: биологическое бытие человеческого индивида, смену видов растительных и животных организмов.

Пространство , в котором идут жизненные явления, т.е. существуют живые организмы и проявления их совокупностей, является энантиоморфным пространством. Т.е. его векторы полярны и энантиоморфны. Без этого не могло бы быть дисимметрии живых организмов.

В геометрическом выражении времени, в котором происходят жизненные явления, все его векторы должны быть также полярными и энантиоморфными.

Биологическим называется время , связанное с жизненными явлениями и отвечающее пространству живых организмов, которое обладает дисимметрией .

Полярность времени в биологических явлениях выражается в том, что эти процессы необратимы, т.е. геометрически в линии А→В векторы АВ и ВА различны.

Энантиоморфность времени выражается в том, что в процессе, идущем во времени, закономерно проявляется через определенные промежутки времени дисимметрия.

Свойства и проявление такого времени связанного с пространством резко отличны от всего остального пространства нашей планеты, могут отличаться от другого времени. Решить этот вопрос можно только эмпирическим изучением времени.

Такое изучение показывает, что биологическое время равно по длительности геологическому, так как на всем протяжении геологической истории мы имеем дело с жизнью. Биологическое время охватывает порядка n∙10 9 лет, n = 1,5÷3.

Начала жизни, т.е. начала биологического времени мы не знаем, нет данных и на конец биологического времени. Это биологическое время проявлялось в одной и той же среде, т.к. все живое происходило от живого же. Это был необратимый процесс, где время, отнесенное к пространству обладает полярными векторами. на это указывает единый процесс эволюции видов. неуклонно идущий все время в одном и том же направлении. Он идет с разной скоростью для разных видов, с остановками, но в общем картина живой природы постоянно меняется, не останавливаясь и не возвращаясь назад. Характерно для некоторых видов их вымирание, т.е. резко выраженный полярный характер векторов времени. Вопрос о существовании определенного предела во времени для растительного и животных видов поднимался не раз, но, по-видимому, в общей форме он должен быть решен отрицательно, так как есть виды, которые неизменно существуют без существенных морфологических изменений в течение сотен миллионов лет. Самое характерное, в смысле времени в живом веществе, является существование поколений.

Поколения генетически сменяясь, постоянно изменяются в своих морфологических признаках, причем это изменение или совершалось скачками через большие промежутки времени, или, наоборот, накапливаются от поколения к поколению незаметно. становясь видным только через большие числа поколений. Важно, что в том и другом случае наблюдается необратимый процесс, идущий с ходом времени.

Перед тем, как перейти к биологическому времени, сделаем некоторые уточнения. Чем более развита система, тем важнее для нее внутренние механизмы развития. А они опираются на прошлый опыт и на возрас-тающую роль предвидения и проектирова-ния будущего.

Вот почему у высокоорганизованных сис-тем (в отличие от простых) наряду с базо-выми — относительно универсальными вре-менем и пространством — существуют соб-ственные внутренние время и простран-ство.

Собственное время характеризует самые важные процессы, протекающие в биологи-ческом организме.

Биологическое время – это собственное внутреннее время биосистемы, которое ха-рактеризует прежде всего наиболее важные процессы жизнеобеспечения.

Оно обладает ярко выраженной циклично-стью. Биоциклы (в отличие от примитивных циклов физических систем) связаны с ин-формационными процессами, а также с рос-том (или, по крайней мере, с сохранением) негентропии. Физические циклы гораздо менее обусловлены прошлыми взаимодей-ствиями, чем настоящими. А для биоциклов играют важную роль как те, так и другие.

Своеобразной временнoй формой и мерой биологического развития являются биологи-ческие поколения. Их смена – существенная видо-родовая характеристика.

Биологические организмы генетически на-следуют биоциклы, жизненно важные для прошлых поколений. В этих биоциклах запе-чатлен важнейший опыт успешной адапта-ции к окружающей среде. Со временем к ним добавилась и новая характеристика — опережающее отражение. Опираясь на пе-реработку новой непосредственной инфор-мации, организм заранее готовится к наибо-лее вероятному (хотя и не циклическому) событию в будущем.

Итак, и у растений и у животных есть неко-торые биоциклы, связанные с циклами в ок-ружающей природе. На них влияют суточные и сезонные циклические перемены, перио-дические изменения солнечной активности и пр.

Перечисленные природные ритмы воздей-ствуют и на человека. На его биовремя влияют сезонные и суточные циклы. Также влияет земное магнитное поле. Оно «пуль-сирует» с частотой 8-16 колебаний/сек. Это совпадает с a-ритмом биопотенциалов го-ловного мозга.

Сильное воздействие на многие земные процессы оказывает солнечная активность. Она имеет одиннадцатилетнюю циклич-ность. На вторые сутки после мощных вспышек на Солнце почти в 3 раза возрас-тает (при прочих равных условиях) число автоаварий и самоубийств.

Однако, человеку присуще и то, что не свойственно его собратьям по животному царству. Он зависит от циклических процес-сов в социокультурной среде.

Более того, социокультурные ритмы способны оказывать воздействие на окру-жающую природную среду. Антропогенная деятельность нарушает некоторые естест-венные биогеохимические процессы и циклы в биосфере.

Перейдем к циклам, на которых в значи-тельной мере сказываются внутренние для организма причины. Для ребенка в мате-ринской утробе важнейшим биоритмом яв-ляется ритм своего и материнского сердца. Поэтому новорожденный радуется музы-кально-звуковым воздействиям с подобным ритмом. Характерным примером внутренне обусловленной биоритмики является жен-ский менструальный период (примерно 28 суток), полуторачасовая периодичность ноч-ных эрекций как у мужчин, так и у женщин.

Определенные физиологические ритмы характеризуют и функционирование мозга. Современная электроэнцефалограмма не может определить, о чем думает человек. Однако она хорошо показывает степень ум-ственного напряжения. Четко выделяются такие ритмы:

1) d (дельта) — ритм – глубокий сон (самые медленные импульсы);

2) a (альфа) — ритм – спокойное бодрство-вание при закрытых глазах, легкая дремота; при открывании глаз исчезают (выше гово-рилось, что на этот ритм также влияет «пульсация» магнитного поля Земли);

3) q (тета) — ритм – ритм озабоченности;

4) b (бета) — ритм – внимание, напряженная активность, мышление (50-1000 импуль-сов/сек).

Описанным ритмам мозга соответствуют колебания электромагнитных полей, кото-рые в 100 миллионов раз слабее, чем уро-вень магнитного поля Земли.

Как показывают наблюдения, «куль-минационные взлеты» мышления происхо-дят довольно редко, минут 5 за день. Свиде-тельствующие о них веретенообразные зуб-цы на кривых линиях появляются лишь при напряженных размышлениях, острых дис-куссиях, решении трудных задач.

Согласно распространенным представле-ниям, существуют жизненные ритмы, кото-рые имеют общую причину происхождения, но протекают на разных уровнях: 23 дня – физиологический цикл, 28 – эмоциональный, 33 – ментальный (интеллектуальный) . Чем они обусловлены? И с какого момента вести отсчет?

Рассматриваемые биоритмы начинают свои колебания с мощного выброса в крово-ток адреналина и первого вздоха новорож-денного. Словно мать-природа, выпуская ребенка на жизненную орбиту, форсирует в этот ответственный момент важные режимы его жизнедеятельности.

Описанные циклы проявляются в течение всей жизни человека, обусловливая подъе-мы и спады соответствующих форм актив-ности. При совпадении 3-х биоциклических минимумов или критических дней некото-рые японские фирмы освобождают сотруд-ников от работы, требующей повышенной концентрации внимания. В одном из наших городов на ЭВМ вычисляли трудные дни для водителей городского транспорта и оставля-ли их работать в гараже – в результате ава-рийность стала заметно меньше.

При совпадении максимумов трёх биоцик-лов человек словно летает на крыльях. Женщина в такой период «коня на скаку ос-тановит, в горящую избу войдет». Но будет лучше, если жизнь ей позволит в это время заниматься творчеством, побивать мировые рекорды или рожать…

Хронобиология (биоритмология) изуча-ет биологическое время во всех его много-образных формах. Цивилизация нарушает природные ритмы. Особенно это на себе чувствуют люди, вынужденные работать по ночам (например, метростроевцы, астроно-мы) или те, кто часто меняет свое местопре-бывание и соответственно — часовые пояса (летчики, космонавты, спортсмены).

Давно замечено, что если человек оказы-вается непосредственно в природной среде, он возвращается к естественным ритмам. Иногда им лучше следовать и в интенсивно нервной городской жизни. Чередуя напря-женную работу с отдыхом, можно добиться гораздо большего, чем изнуряя себя бес-прерывным трудом. Не случайно в некото-рых офисах стали появляться кушетки для релаксации.

И все же будем помнить, что мы обладаем великим даром – силой воли. Человек может приказать себе, сказав «Да», когда усталый организм подсказывает «Нет». Либо наобо-рот, человек может сказать себе: «Нет!», хотя организм просит: «Да!» И в результате до-биться поставленной цели.

Можно ли замедлять и ускорять биологическое время ? Замедлять его биологи уже частично умеют. Достаточно охладить организм, и живые сбавят свой ход, а то и совсем остановятся, при повышении же восстанавливают обычный ритм. Ученые давно думают над тем, как на заданный срок останавливать биологические часы у космонавтов. В таком состоянии они могут достигнуть самых отдаленных планет, почти не старея за время пути. А вот ускорить биологическое время пока значительно сложнее.

Как же сконцентрировать биологическое время? Ученые-биологи определили, что своеобразным концентратором биологического времени служат особые вещества, называемые биогенными стимуляторами. Механизм биологических часов, по-видимому, один и тот же у всех организмов, исключая бактерии, которые вообще не "приобрели" часов. Но разве с одинаковой скоростью протекают жизненные процессы у одноклеточных и многоклеточных организмов? Ведь у одних жизнь длится день, у других – столетие.

Вот коловратка – микроскопическое, но многоклеточное существо. Некоторые ее виды живут всего одну неделю. За эту неделю коловратка успевает вырасти и состариться. Так как же идет биологическое время у этой коловратки, как у человека или в 3 тыс. раз быстрее?

Сама природа дала исследователю прибор, который позволяет следить за течением биологического времени в живом организме, не входя непосредственно в его жизнь и не нарушая взаимосвязи в его структуре. Прибор этот – процесс деления самой . Скорость ее деления косвенно говорит и об обмене веществ внутри ее, и о времени, в котором она живет. Деление клетки дает и еще более важную информацию – где находится механизм, управляющий ходом биологического времени в живом.

На первый взгляд кажется несколько странным, что слон, человек, мышь и другие млекопитающие, так сильно различающиеся по размерам и по продолжительности жизни, первые шаги на жизненном пути делают с одинаковой скоростью.

Если рассматривать первые шаги жизни в развитии от одной клетки и сравнивать мышь и слона, то оказывается, что слон живет 60 лет, мышь – 2–3 года. Эмбриональное развитие у мыши – 21 день, а у слона – 660, почти 2 года. Все начинается одновременно, но как по-разному заканчивается. Может быть, у клетки мыши биологическое время сразу же побежало быстрее, и она в несколько раз обогнала по развитию зародыш слона? Нет, это не так. И мышонок, и слоненок первые 7 дней развиваются с одинаковой скоростью. Но почему же в первую неделю у зародышей слона и мыши одинаково идут биологические часы?

Оказалось, что в этот период почти у всех зародышей млекопитающих биологические часы поставлены как бы на "собачку". Наследственные механизмы – гены, регулирующие скорость роста и обмена веществ, в это время не работают.

Сначала зародыш набирает клеточную массу, в которой затем придется строить различные органы. Как только начинается строительство органов, словно бы заводится пружина часов. Каждый завод делается теперь с осторожностью и не до конца. Вся работа биологических часов идет под контролем генетического аппарата, и чем сложнее становится организм по мере развития, тем с большей четкостью гены выдают информацию. Организм начинает довлеть над работой биологических часов, и действие различных гормонов еще более замедляет биологическое время. У эмбриона, биологические часы которого не сдерживаются так сильно генетическим аппаратом и гормональными влияниями, потому что у него еще не развилась эндокринная система.

А можно ли снять тормоз времени у взрослого организма и заставить его жить быстрее? Может быть, есть такие вещества, которые концентрируют время, а проще и вернее сказать, снимают тормоз времени? Вся опасность в этом случае сводится к нарушению биологических часов. Ускорение обмена веществ и деления клеток должно быть гармоничным и обязательно в пределах нормы. Обмен веществ в живых клетках проходит всегда с несколько меньшей скоростью, клетка обладает довольно большими резервами на случай опасности. Значит, если дать сигнал опасности, то клетка частично снимет свой временной тормоз и все процессы в ней пойдут с увеличенной скоростью. Для этого необходимо воздействовать непосредственно на те гены, которые регулируют скорости химических взаимодействий огромных биомолекул внутри клетки.

Как же подать клетке сигнал опасности? В процессе эволюции в клетках организма выработался механизм, воспринимающий продукты распада, которые получаются от страдающих по соседству клеток. Поскольку у живых существ молекулярные механизмы восприятия опасности однотипны, при наличии продуктов распада ускорят свой ход биологические часы, как животных, так и растений. Вот почему листья алоэ, выдержанные в темноте, или ткани животных, находящиеся несколько дней в при 4 0 C, содержат уже вещества, способные ускорить обмен веществ в клетках организма, в который они будут введены.

Человек в самом начале эмбрионального развития живет в ускоренном биологическом времени. По мере его развития биологическое время замедляется. После рождения оно еще продолжает идти несколько скорее, чем у взрослого человека. К старости же людям кажется, что время "стоит на месте". Уж не включается ли здесь в работу на полную мощь тормоз времени – гены времени?

Современное понимание биологического времени исходит из признания собственного времени у биологических систем. Это время проявляется в виде времени частей организма, времени особи, времени смены поколений без изменения формы жизни и времени смены форм жизни одновременно со сменой поколений (эволюционное время) . Обладая относительной автономией, биологическое время, в первую очередь время особи, измеряется собственными часами, в качестве которых выступают разного рода ритмические процессы, протекающие в субклеточных структурах, клетках, тканях, органах, физиологических системах. Соотнося собственное время с мировым временем (физическим временем внешнего мира), живые системы отражают последнее в собственной временной структуре. Но так как не существует чистого, пустого времени, а есть время длительности материальных процессов, то соотношения внешнего (мирового) и внутреннего времени - это соотношения длительности внешних и внутренних процессов.

Будучи формой существования материи, время вместе с тем овеществляется («опредмечивается») в тех или иных материальных процессах, и живые системы отражают внешнее, мировое время в той мере, в какой их внутренние и жизненные (метаболические, физиологические) процессы отражают процессы внешнего мира. С другой стороны, внутреннее, биологическое время автономно в той мере, в какой автономны процессы жизнедеятельности данной живой системы. Будучи неразрывно связанной с внешним миром (средой), выступая как элемент системы «организм-среда», живая система не растворяется в этой среде, а сохраняет свою выделенность из среды, противостоит ей. Являясь порождением среды, живая система есть инобытие этой среды, ее избирательно накопленная история. Поэтому противостояние организма среде носит не абсолютный, а относительный характер с сохранением общности в коренном, главном. Основные законы течения времени едины для внешнего мира и для живых систем. Однако проявления этих законов в живых системах обладают определенной спецификой. Как выделившийся из среды, порожденный ею сгусток организованной материи, живая система сохраняет свою выделенность из среды, свою качественную определенность - несмотря на «натиск» среды, которому она (живая система) противостоит, - по той, в частности, причине, что время в живой системе течет иначе, чем во внешнем мире (если бы это было не так, живая система немедленно растворилась бы во внешнем мире).

Быстро текущие внутренние жизненные процессы представляют собой уплотненное инобытие (и отображение) медленно текущих процессов внешнего мира.

Сиюминутный отражательный акт живой системы, представляющей собой в известном смысле накопленное время, на всех этапах - на входе, в центральных звеньях, на выходе - воплощает в себе диалектическое нераздельное единство прошлого, настоящего и будущего. Действительное содержание сиюминутного отражения - не просто ответ на внешнее воздействие, а строящийся на основе прошлого ответ-прогноз, по необходимости предвосхищающий будущее и привносящий его в настоящее.

Организм лишь относительно автономен, в конечном счете организм есть элемент системы «среда-организм». Поэтому его отражательная деятельность - это по существу самоотражение системы «среда-организм». Олицетворяя активное начало этой системы, организм своей деятельностью предопределяет ее движение и развитие. В ходе эволюции организм приобрел специализированный аппарат отражения - нервную систему. Обеспечивая интеграцию частей организма в единое целое, нервная система вместе с тем обеспечивает эффективное использование этих частей (и организма в целом) в организации деятельности, основанной на отражении, осуществляемом ее высшими отделами. Хотя возникший в эволюции специализированный аппарат отражения - нервная система - в дальнейшем подчиняет себе свою основу, телесную организацию, нервная система в своей отражательной деятельности сохраняет и совершенствует главное и исходное свойство биологического отражения - его направленный предвосхищающий характер. Активность отражения в том и состоит, что все, в том числе высокоорганизованные, живые системы, обладающие нервной системой, вносят в отражение нечто свое. Это «свое» и есть направляемое потребностью опережение.

Биологическое время

Перед тем, как перейти к биологическому времени, сделаем некоторые уточнения. Чем более развита система, тем важнее для нее внутренние механизмы развития. А они опираются на прошлый опыт и на возрастающую роль предвидения и проектирования будущего.

Вот почему у высокоорганизованных систем (в отличие от простых) наряду с базовыми - относительно универсальными временем и пространством - существуют собственныевнутренние время и пространство.

Собственное время характеризует самые важные процессы, протекающие в биологическом организме.

Биологическое время – это собственное внутреннее время биосистемы, которое характеризует прежде всего наиболее важные процессы жизнеобеспечения.

Оно обладает ярко выраженной цикличностью. Биоциклы (в отличие от примитивных циклов физических систем) связаны с информационными процессами, а также с ростом (или, по крайней мере, с сохранением) негентропии. Физические циклы гораздо менее обусловлены прошлыми взаимодействиями, чем настоящими. А для биоциклов играют важную роль как те, так и другие.

Своеобразной временнóй формой и мерой биологического развития являются биологические поколения. Их смена – существенная видо-родовая характеристика .

Биологические организмы генетически наследуют биоциклы, жизненно важные для прошлых поколений. В этих биоциклах запечатлен важнейший опыт успешной адаптации к окружающей среде. Со временем к ним добавилась и новая характеристика - опережающее отражение. Опираясь на переработку новой непосредственной информации, организм заранее готовится к наиболее вероятному (хотя и не циклическому) событию в будущем.

Итак, и у растений и у животных есть некоторые биоциклы, связанные с циклами в окружающей природе. На них влияют суточные и сезонные циклические перемены, периодические изменения солнечной активности и пр.

Перечисленные природные ритмы воздействуют и на человека. На его биовремя влияют сезонные и суточные циклы. Также влияет земное магнитное поле. Оно «пульсирует» с частотой 8-16 колебаний/сек. Это совпадает с a-ритмом биопотенциалов головного мозга.

Сильное воздействие на многие земные процессы оказывает солнечная активность. Она имеет одиннадцатилетнюю цикличность. На вторые сутки после мощных вспышек на Солнце почти в 3 раза возрастает (при прочих равных условиях) число автоаварий и самоубийств. Лебедев. Н и Ж, 1968 №3

Однако, человеку присуще и то, что не свойственно его собратьям по животному царству. Он зависит от циклических процессов в социокультурной среде.

Более того, социокультурные ритмы способны оказывать воздействие на окружающую природную среду. Антропогенная деятельность нарушает некоторые естественные биогеохимические процессы и циклы в биосфере.

Перейдем к циклам, на которых в значительной мере сказываются внутренние для организма причины. Для ребенка в материнской утробе важнейшим биоритмом является ритм своего и материнского сердца. Поэтому новорожденный радуется музыкально-звуковым воздействиям с подобным ритмом. Характерным примером внутренне обусловленной биоритмики является женский менструальный период (примерно 28 суток), полуторачасовая периодичность ночных эрекций как у мужчин, так и у женщин.

Определенные физиологические ритмы характеризуют и функционирование мозга. Современная электроэнцефалограмма не может определить, о чем думает человек. Однако она хорошо показывает степень умственного напряжения. Четко выделяются такие ритмы:

1) d (дельта) - ритм – глубокий сон (самые медленные импульсы);

2) a (альфа) - ритм – спокойное бодрствование при закрытых глазах, легкая дремота; при открывании глаз исчезают (выше говорилось, что на этот ритм также влияет "пульсация" магнитного поля Земли);

3) q (тета) - ритм – ритм озабоченности;

4) b (бета) - ритм – внимание, напряженная активность, мышление (50-1000 импульсов/сек).

Описанным ритмам мозга соответствуют колебания электромагнитных полей, которые в 100 миллионов раз слабее, чем уровень магнитного поля Земли.

Как показывают наблюдения, «кульминационные взлеты» мышления происходят довольно редко, минут 5 за день. Свидетельствующие о них веретенообразные зубцы на кривых линиях появляются лишь при напряженных размышлениях, острых дискуссиях, решении трудных задач.

Согласно распространенным представлениям, существуют жизненные ритмы, которые имеют общую причину происхождения, но протекают на разных уровнях: 23 дня – физиологический цикл, 28 – эмоциональный, 33 – ментальный (интеллектуальный). Чем они обусловлены? И с какого момента вести отсчет?

Рассматриваемые биоритмы начинают свои колебания с мощного выброса в кровоток адреналина и первого вздоха новорожденного. Словно мать-природа, выпуская ребенка на жизненную орбиту, форсирует в этот ответственный момент важные режимы его жизнедеятельности.

Описанные циклы проявляются в течение всей жизни человека, обусловливая подъемы и спады соответствующих форм активности. При совпадении 3-х биоциклических минимумов или критических дней некоторые японские фирмы освобождают сотрудников от работы, требующей повышенной концентрации внимания. В одном из наших городов на ЭВМ вычисляли трудные дни для водителей городского транспорта и оставляли их работать в гараже – в результате аварийность стала заметно меньше.

При совпадении максимумов трёх биоциклов человек словно летает на крыльях. Женщина в такой период «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Но будет лучше, если жизнь ей позволит в это время заниматься творчеством, побивать мировые рекорды или рожать…

Хронобиология (биоритмология) изучает биологическое время во всех его многообразных формах. Цивилизация нарушает природные ритмы. Особенно это на себе чувствуют люди, вынужденные работать по ночам (например, метростроевцы, астрономы) или те, кто часто меняет свое местопребывание и соответственно - часовые пояса (летчики, космонавты, спортсмены).

Давно замечено, что если человек оказывается непосредственно в природной среде, он возвращается к естественным ритмам. Иногда им лучше следовать и в интенсивно нервной городской жизни. Чередуя напряженную работу с отдыхом, можно добиться гораздо большего, чем изнуряя себя беспрерывным трудом. Не случайно в некоторых офисах стали появляться кушетки для релаксации.

И все же будем помнить, что мы обладаем великим даром – силой воли. Человек может приказать себе, сказав «Да», когда усталый организм подсказывает «Нет». Либо наоборот, человек может сказать себе: "Нет!", хотя организм просит: "Да!" И в результате добиться поставленной цели.



Психическое время

Рассмотрим теперь осознанно или неосознанно переживаемое психическое время . Оно субъективно и не является простой копией реального, объективного времени, хотя в той или иной мере обусловлено им.

Психические время и пространство в наибольшей мере связаны с ценностно-ориентированной жизнедеятельностью человека, миром его чувственных восприятий и представлений. Можно измерять время часами, а можно степенью своего нетерпения или блаженства (“счастливые часов не замечают”). Можно измерять расстояния километрами , а можно степенью своей усталости .

Большое по величине физическое время в психическом времени может показаться совсем маленьким, а маленькое - очень большим. Было мудро подмечено, что измерять жизнь годами - это все равно что измерять книгу числом страниц, картину - квадратными метрами, а скульптуру - килограммами”.

Простейшими и эволюционно первичными психическими формами, которые в той или иной мере соответствуют природным (физическим и биологическим) пространству и времени, являются неосознаваемые пространственные восприятия и временные представления .

Животные, младенцы и спящие люди переживают только непосредственно данное время. Человеческое сознание впервые позволяет делать то, что невозможно на бессознательном уровне: дискурсивно различать прошлое, настоящее и будущее. Однако когда речь идет о непосредственно переживаемом людьми психологическом времени , то можно в известном смысле согласиться с Аврелием Августином (354-430), который считал, что правильнее говорить не “прошедшее”, “настоящее” и “будущее”, а “настоящее прошедшего”, “настоящее настоящего” и “настоящее будущего”.

Целеполагающая и целереализующая деятельность позволяет человеку сделать более насыщенными связи между прошлым, настоящим и будущим, глубже и полнее сомкнуть их в единую бытийную целостность.

Психическое время символично . В нем существуют особые мгновения - мгновения Начала и Конца (но для природы эти мгновения мало чем отличаются от других, для нее - это рядовые мгновения). Новый Год жизни. Новый Год календаря. Новый Год в учебе, творчестве, любви. В такие мгновения мы словно на перевале. Можно оглянуться назад. Постараться предугадать, что ждёт впереди.

Почему после каждого дня рождения как бы начинается новый подъем жизненных сил? Ведь это редко совпадает с максимумами всех трех биоритмов – физиологическим, эмоциональным и ментальным. Дело в том, что здесь проявляется иная, «ноосферическая» (социокультурная) цикличность, связанная со сменой календарных циклов. А это означает, что в данном случае в огромной мере влияет психологический настрой, установка.

На психическое время накладывают отпечаток специальность, а также возраст. Антрополог может сказать: - Совсем недавно, в прошлом тысячелетии... А от ребенка можно услышать: - Очень-очень давно, несколько дней назад...

Основное время детства тянется очень медленно. Попробуем объяснить, почему. Скажем, ребенку исполняется 2 года. Сколько ему ждать следующего дня рождения? – Один год, - скажет умудренный жизненным опытом взрослый. И будет по-своему прав. Но для ребенка это половина уже прожитой жизни! Полжизни ждать следующего дня рождения…

Итак, первая причина медленного времени детства в том, что «текущее время» соотносится со всей жизнью. Вторая причина: время всегда невольно измеряется и переживается через события; много происходит событий – значит, много проходит времени (и наоборот). А для ребенка почти все происходящее воспринимается как Событие, так как еще не утратило своей необычности и новизны.

Однако с возрастом переживание времени меняется. Но какие психофизиологические предпосылки определяют появление временного аспекта переживаемых событий?

Многочисленные наблюдения показали, что вначале у ребенка образуются независимые друг от друга временны е переживания, причем каждое из них связывает определенное желание и его успешный или неуспешный результат. Примерно в полтора года формируется расплывчатый, но более общий временной индикатор - понятие «теперь», а в два года - понятие «скоро». Лишь трехлетний ребенок начинает уверенно различать такие более отвлеченные понятия, как «не сегодня», «завтра», «вчера».


Но еще в четырех - пятилетнем возрасте ребенок, по наблюдениям Ж. Пиаже, одновременное считает неодновременным : видя, что два объекта одновременно покинули один и тот же пункт и одновременно прибыли в два конечные места, он соглашается, что «старт» был одновременный, но отрицает одновременность «финиша». Ребенок считает, что одновременным может быть только происходящее в одном и том же месте, а в разных местах может существовать только разное время. Это является одним из проявлений синкретизма .

В отличие от физического и других объективных форм времени, которые необратимы (анизотропны), психическое время обратимо. Бесценный дар нашей души – способность мысленно покидать нынешнее время. Можно на крыльях фантазии слетать в будущее: - Что день грядущий мне готовит?

Можно заново пережить прошлое: - Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?

Особую смысловую значимость жизни придает знание о своей смертности. Осознаваемая конечность во времени – общий людской удел. “Мементо мори” - этот афоризм появился еще в древности.

Важно воспринимать свою жизнь как определенное - пусть маленькое - звено истории. Ощущать себя чьим-то продолжением и чьим-то началом. Принимать на себя долю общей ответственности за судьбы мира. И тогда появляется свет как в начале, так и в конце туннеля.

Психическая жизнь измеряется деятельностью, поступками, событиями.

Мы знаем - время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его (Маршак )

Связаны ли в человеке переживаемые им психические время и пространство между собой? Безусловно, да. Напомню, что в эволюционном и онтогенетическом развитии сначала возникает переживание пространства, и лишь затем – на его базе и в связи с ним - переживание времени. Расщеплять их может лишь абстрагирование или болезнь. Существует множество процессов, в которых в той или иной мере проявляется эта связь переживания пространства и переживания времени. Вот одно из подобных проявлений. В некоторых странах перед контрольно-пропускными пунктами или опасными участками на дорогу наносят особым образом расположенные поперечные полосы («зебру»): сначала расстояния между полосами велики, но постепенно сокращаются примерно до метра. Водителю, который едет с постоянной скоростью, кажется, что его машина стремительно разгоняется, и он подсознательно начнет отпускать акселератор и притормаживать.

Говоря об особой связи пространства и времени в художественно-эстетических переживаниях, М. М. Бахтин (не без влияния идей Эйнштейна) ввел в культурологию и литературоведение понятие "хронотоп" (от греч. chronos - время и topos - место).

В обостренно переживаемой форме хронотопичны, скажем, футбольный матч, тушение пожара, театральный спектакль и другие подобные события, в которых пространство и время, не утрачивая своей самобытности, переплетаются в чувственно не разделимую целостность . Однако и здесь многое зависит от «накала страстей». Если футболисты, экономя силы, просто тянут время, а актеры бездушно проговаривают заученные фразы, то пространственно-событийные компоненты отодвигаются на задний план, а на авансцену выходит скука – показатель того, что время словно остановилось.

Самоуглубляясь в себя, человек способен широко раздвинуть пределы индивидуального “я”. И тогда перед ним распахиваются безграничные пространственные и временные дали, мир, готовый к коэволюционному развитию и коммуникационному диалогу.