Биоресурсы анадырского залива и благополучие аборигенного населения чукотского полуострова. История столицы округа

Крайний северо-восток России — Чукотский автономный округ с административным центром в г. Анадырь. Наиболее удаленная от центральной России территория. Дальше, через Берингов пролив уже Аляска — Америка.

Единственный возможный способ добраться до Чукотки — это самолет. Существующее морское сообщение в сезон летней навигации используется только для доставки грузов. Пассажирское сообщение отсутствует по причине большой протяженности морских трасс. Железнодорожного и автомобильного сообщения с «большой землей» в принципе нет.


Расстояние от Москвы до Анадыря примерно 6400 км. Полет проходит по дуге выше полярного круга. Если лететь днем, то из окна на протяжении всей дороги видна раскинувшаяся на многие километры тундра.

В настоящий момент из Москвы на Чукотку регулярные рейсы совершает только одна авиакомпания — Трансаэро. Из Хабаровска до Анадыря можно добраться на самолетах компании «Владивосток Авиа». Все. Больше никакого сообщения нет!


Несмотря на значительную стоимость билетов (20 т.р.) все самолеты загружены практически на 100%.

Нужно отметить, что даже на самолете попасть в Анадырь не всегда возможно. Из-за неустойчивой погоды имеющую склонность к дождям, снегопадам и сильному ветру рейсы могут задерживаться или совсем отменяться. Весной и осенью в определенные промежутки самолеты не летают совсем.

Вся территория Чукотского АО является приграничной зоной с соответствующими правилами въезда. Пограничники встречают прилетающих уже в самолете. Если у вас нет местной прописки, вы должны иметь основание для въезда. Например, приглашение от кого-либо или командировочное удостоверение. Неозаботвшиеся документами пассажиры отправляются обратно тем же самолетом, так и не ступив на землю Чукотки.


Аэропорт Анадыря в поселке «Угольные копи» находится на противоположной стороне Анадырского лимана. В летний сезон добраться от города до аэропорта можно на катере. Стоимость проезда 400 руб. Также существует такой экзотический у нас вид транспорта — судно на воздушной подушке. Если хотите ехать с комфортом, то заплатив таксистам определенную сумму денег, вас доставят до места прямо на автомобиле. Машины грузятся на баржу, которая перевозит их на другой берег. Минусом этого способа является то, что в дороге вы не сможете любоваться морскими пейзажами. Борта баржи очень высокие, а выйти из автомобиля проблематично. Они поставлены очень плотно друг к другу.


Зимой и в межсезонье единственным способом связи становится вертолет. Стоимость билета порядка 1500 руб. Когда лед достаточно промерзает, по нему пускают автотранспорт. Но из-за опасности этого пути ледовая переправа работает далеко не всегда.

Анадырь встречает вас чистыми, практически идеальными дорогами и тротуарами. Дома выкрашены в веселые расцветки. Кругом разбиты газоны, расставлены лавочки, урны и т.п.


Торцы домов украшены стилизованными плакатами с изображениям элементов чукотской жизни — олени, шаманские бубны, красная икра. Все это называется «Чукотская artика». Чувствуется рука профессионального дизайнера. На каждом плакате наряду с русским названием есть надпись на чукотском языке.

Как вы думаете как называется по чукотски медведь? «Умк`ы». Вспомнили известный мультик про Умку? Олень зовется — «К,ораны» и так далее. Видимо все это призвано сохранению традиционной чукотской культуры и языка.


Город производит на много более приятное впечатление, чем большинство Российских городов. Все это заслуга Романа Абрамовича. Анадырь до Абрамовича и после — это два разных города. Серый, грязный, мрачный до и яркий, современный, ухоженный после.


Вечная мерзлота представляет собой слой земли толщиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров, температура которого на протяжении тысяч лет не поднималась выше нуля градусов. Фундамент обычного здания будет нагревать грунт, что приведет к его таянию и растеканию. Такое здание будет неустойчивым или вообще расколется и упадет.

У зданий стоящих на сваях между уровнем первого этажа и землей остается значительное расстояние. Оно служит для отведения тепла от здания. Таким образом, грунт все время находится в замороженном состоянии. Сваи же в таком грунте чувствуют себя еще лучше чем в обычной земле.

Все коммуникации также проведены по поверхности.



Центральная площадь Анадыря — площадь Ленина расположена на возвышенном берегу Анадырского лимана. На площади расположен музейный центр "Наследие Чукотки". Само здание весьма необычной архитектуры. Внутри все сделано по последнему слову техники. На трех этажах расположена экспозиция рассказывающая об этапах освоения Чукотки и о жизни ее коренных жителей. На первом этаже находиться мультимедиа зал. В этом же здании есть концертный зал.


Рядом с площадью расположен кафедральный собор Живоначальной Троицы. Собор является самым большим деревянным храмом в России, построенным на вечной мерзлоте, и единственным собором на Чукотке. Как и все здания в Анадыре храм стоит на сваях. Грунтовую почву под ним в летнее время охлаждают холодильные установки.


Недалеко от грузового порта находится мемориал "Первый ревком Чукотки", открытый в 1981 году.

Окрестности Анадыря представляют собой огромные тундровые просторы с возвышающимися среди них сопками. Ближайшие к городу — сопка святого Михаила с расположенной на ней брошенной станцией тропосферной связи примерно в 5-7 километрах, а также горя Святого Дионисия в 50 км. Практически из любой точки города открывается великолепный вид на эти сопки или же на горы расположенные на другом берегу лимана. Сам город также расположенный на сопке простирается с ее вершины к водам Анадырского лимана.


Автотранспортная система на Чукотке мало развита. И если на стороне поселка Угольные копи существует какая — никакая сеть дорог, то на стороне города дороги практически отсутствуют. Т.е. в самом городе конечно все в порядке, однако сразу же за ним все завершается. В тундру тянутся несколько грунтовок довольно посредственного качества. Но и они довольно скоро заканчиваются. Ни до каких населенных пунктов добраться по ним нельзя.



Флора окрестностей Анадыря характеризуется полным отсутствием каких бы то нибыло деревьев. Если конечно не считать их карликовых собратьев. Так например, встречается карликовая сосна, которая буквально стелется по земле, а высотой даже ниже многих кустарников.


Ближе к концу лета в тундре наступает сезон созревания ягод. Брусника, черника, голубика, шикша (водянка) — вот неполный перечень того чем богата тундра. Кроме ягод в тундре очень много разнообразных грибов. Как мы, жители средней полосы, ходим за ними в лес, так и местное население отправляется по грибы и ягоды в тундру.


Что представляет из себя тундра? Обычно это заболоченная местность, поросшая низким кустарником и травой. Передвигаться по ней на автомобиле даже повышенной проходимости невозможно.


Идеальным средством передвижения являются различные средства на колесах пониженного давления. Благодаря низкому давлению на грунт они не проваливаются в болота. Кроме того по тундре передвигаются на гусеничных вездеходах, оставляющих глубокие и долго не заживающие следы.


Тундра в окрестностях Анадыря представляет собой памятник человеческой безхозяйственности. Множество ржавых бочек, остатки каких-то механизмов и машин, оставшихся тут навечно. Вершиной этого является оставленная станция тропосферной связи на сопке святого Михаила. Грандиознейшие сооружение!


Нужно сказать отдельно несколько слов о системе тропосферной связи. Система была создана в конце 60-х годов для того чтобы обеспечить связью районы крайнего севера.


Огромные расстояние, вечная мерзлота и суровый климат не позволяли проложить кабели. Обычная связь УКВ диапазона работает на расстояние не более 80 км. Спутниковые коммуникации на тот момент еще были слабо развиты.


Поэтому была разработана система тропосферной загоризонтной связи «Горизонт». Дальность 250 -425 км. Принципом функционирования этой системы является свойство отражения радио волн от верхних слоев атмосферы. Проблема заключалось в том, что отраженный сигнал приходил очень слабый, кроме того он мог существенно смещаться.


Для решения вышеперечисленных проблем и обеспечения большой дальности связи потребовалось сооружение гигантских антенн, с размерами зеркала 20х20 метров, или 30х30 метров. По две антенны на каждое направление.


И вот, на вершине сопки святого Михаила находятся шесть огромных антенн (станция работала на 3 направления) и еще несколько более маленьких относящихся к какой-то другой системе связи. Это бывшая станция «Юкон» — часть тропосферной радиорелейной линии связи (ТРРЛ) «Север». Станция оборудована дизель-генераторными установками и могла функционировать автономно долгое время.

Сеть таких станций располагалась вдоль линии полярного круга по всему северу СССР.

С развитием систем спутниковой связи ТРРЛ стала существенно уступать им. В конечном итоге система была окончательно закрыта в конце 90-х годов. Станция «Юкон» прекратила свое существование в 2003 году.

Теперь только ветер гуляет среди начинающих ржаветь антенн, технических корпусов, кабелей. Одна из антенн уже упала, другие пока стоят. Пройдет еще несколько лет и оставшееся не выдержат напора стихии, погребая под собой память об одном из грандиознейших проектов СССР.

Рассказывая о Чукотке нельзя не упомянуть об одном из главных ее богатств. Наряду с золотом, газом, нефтью — это красная икра. Нерест кеты начинается в августе и заканчивается в начале сентября. Это самое благодатное время для рыбалки.


Рыбачат конечно же не на удочки, а сетями поставленными по берегу лимана. В промышленных масштабах заготовлением занимается Анадырьский рыбзавод. Всем остальным для рыбалки необходимо приобретение лицензий.


В понедельник и вторник рыбалка запрещена. Исключение сделано для коренных жителей — чукчей. Они с удовольствием продадут вам как сырую, так и уже приготовленную икру. Брать готовую икру у них не стоит. Совершенно неизвестно в каких условиях она была приготовлена. А вот сырую икру в ястыках можно взять.


Ястык — это тонкая, но прочная пленка, образующая мешок-оболочку, в котором находится икра лососевых и осетровых рыб. Стоит сырая икра 300-350 руб за килограмм. Почувствуйте разницу! В наших магазинах килограмм красной икры стоит порядка 1700 руб. Правда готовой икры из килограмма сырой будет несколько меньше, но тем не менее...


Приготовить икру довольно просто. Первым дело нужно сварить тузлук. Тузлук — раствор поваренной соли, обыкновенно близкий к насыщению. Вода доводиться до кипения и в нее постепенно добавляется поваренная соль. Добавлять ее нужно до тех пор пока она растворяется. Еще одним способом проверки готовности тузлука является использование сырого картофеля. Если он не тонет в растворе, то тузлук готов.

Перед засолкой икру нужно отделить от ястыка. Этот процесс называется грохотание. Если икры мало, то можно обойтись обычной ложкой, но это крайне не удобно и не очень качественно. Оптимальным является использование ракетки для бадминтона. Ястыки раскрываются и трутся об ракету, при этом икра отделяется и падает вниз.

После того как грохотание закончено икру нужно промыть. Делается это на марле. Все, теперь икра готова к засолке. Опускаем её в тузлук на срок от 5 до 10 минут. После непродолжительной сушки икру можно есть или раскладывать по банкам.

Пойманную рыбу в период нереста чукчи зачастую просто выбрасывают, поэтому если вам нужна рыба, то они вам с радостью ее отдадут совершенно бесплатно. Сами они, конечно же, тоже заготавливают рыбу и для себя. Рыба разрезается и подвешивается для вяленья в небольших сарайчиках, которыми буквально усыпан весь берег близ поселка Тавайваам.



Существует мнение, что коренные народы севера сейчас активно спиваются и деградируют. Не знаю... Может быть оно конечно и так, но какого-то глобального процесса деградации незаметно. Нет, есть конечно среди чукчей те кто активно злоупотребляет. При этом выглядят и живут они конечно же соответствующе. Однако большинство, как мне кажется, прекрасно интегрировалось в современную жизнь Анадыря и по образу жизни совершенно не отличаются от русского населения.


Один из традиционных народных промыслов на чукотке — резьба по кости. Сделанные из клыков моржей украшения по истине великолепны! Более того, многие являются настоящими произведениями искусства с соответствующей стоимостью, которая может доходить до 100 тыс. рублей за отдельные экземпляры! Дорого. Да, дорого, как и вся жизнь на чукотке. В среднем цены на продукты питания как минимум в два раза дороже, чем в Москве. Стоимость бензина выше в 1.5 раза!

Это связано с тем, что регион существует исключительно за счет продуктов и товаров привозимых с большой земли. Раз в год летом во время северного морского завоза происходит доставка основной массы продуктов и товаров. Скоропортящиеся продукты, такие как овощи или фрукты доставляются только самолетами. Цены на них шокируют неподготовленного человека.


Чукотский автономный округ

Чукотский АО занимает самую северо-восточную часть Евразии, он охватывает кусок материковой суши, полуостров Чукотка, острова Ратманова, Врангеля, Айон, Геральда и еще несколько. Здесь находится мыс Дежнёва, который является крайней точкой материка на востоке. Земли округа омываются тремя морями, относящимися к двум океанам. Полуостров Чукотка врезается клином в мировой океан, разделяя воды Тихого океана от вод Северного Ледовитого.

На территории, занимающей более 720 тысяч км 2 , на которой могли бы разместиться Франция и Великобритания, проживает всего около 50 тысяч человек, из которых около четверти составляют коренные жители – чукчи. Почти половина земель Чукотского округа находится за условной границей Северного Полярного Круга, а вся территория считается Крайним Севером. Парадоксально, но факт: часть самого восточного региона, полуостров Чукотка, находится в Западном полушарии.

Чукотский автономный округ соседствует с и двумя другими субъектами РФ – и . Около восьмидесяти километров разделяют регион с американским полуостровом и штатом Аляска, с которым граница проходит по акватории Берингова пролива, поэтому округ считается приграничным.

В округе 3 города, 15 поселков и порядка 45 сел. Администрация располагается в центральном городе Анадырь с населением около 15 тысяч человек. Он расположен на побережье Анадырского залива, который относится к акватории Берингова моря.

Следы проживания человека с доисторических времен на Чукотке многочисленны и красноречиво указывают на то, что когда-то Аляска и Чукотка были единым материком, часть которого ушла под воду около 10 тысяч лет назад. Ученые окрестили гипотетический материк Берингией. Они предполагают, что заселение Чукотки шло именно через затонувший перешеек, так как на земле полуострова многие находки указывают на проживание там еще до чукчей – индейцев, алеутов, эскимосов. В XVII веке Чукотку исследовал Семен Дежнёв, объявив ее российским владением. Им же был построен снесенный позже первый острог. В конце XIX века Гриневский основал погранпост, получивший тогда название Ново-Мариинска. Переименование в Анадырь произошло уже в 1923 году, после установления советской власти. Округ со статусом «национальный» был образован в 1930 году. Самостоятельным субъектом федерации он стал в 1992 году.

Рельеф и климат Чукотский автономный округ

Рельеф округа характеризуется обилием низменностей, сопок, нагорий и хребтов. На западе располагается система гор Уш-Урэкчэн и Олойский хребет; центр с плоскогорьем Анадырское пересекает Анюйский хребет с одноименным вулканом. Восток занимает Чукотское нагорье, а юго-восточную часть полуострова – Корякское. Юг представляет собой Анадырскую низменность. Большинство расположенных на востоке возвышенностей имеют округлую форму и представляют собой сопки, картина которых с моря стала визитной карточкой Чукотки.

75% всех земель занимает тундра, около 7% – лесотундра. Остальная территория Чукотского АО находится в зоне арктических пустынь. Низинные земли округа заболочены, там много озер, вода которых такой чистоты, что ее можно пить без опаски. Самым глубоким считается озеро Эльгыгытгын глубиной около 170 метров, а самым большим – Красное, занимающее около 600 км2. Самой диной рекой Чукотки является Анадырь – она тянется на 1117 километров. Среди самых крупных рек отмечают Анюй, Омолон, Великую, Амгуэму. Водоемы Чукотки спят подо льдом почти 8 месяцев. Реки Чукотского автономного округа отличаются бурными и обильными паводками.

Самыми холодными водами наполнено Восточно-Сибирское, немного теплее вода Чукотского моря, но осенние штормовые ветра поднимают там волны высотой до 7 метров и образуют 5-6-метровые торосы. Наиболее теплым и пригодным для судоходства является Берингово море.

Рельеф и климат Чукотского автономного округа стали причинами малонаселенности края. Если материковая часть характеризуется арктическим климатом, то побережья – резко континентальным, морским. Ветреная и морозная зима тянется до девяти месяцев. Пурга может длиться неделями. Лето отличается прохладной погодой и дождями. Не везде за летний период успевает полностью растаять снег на поверхности земли, а в ее глубине мерзлота не тает никогда.

Средние январские температуры колеблются по районам и попадают в диапазон от -15°C до -39°C, а на западе региона максимальная отметка холода доходит до -60°C. В июле средняя температура по районам варьируется от +5°C до +10°C. Иногда могут выдаться и отдельные жаркие деньки. Абсолютным рекордом тепла стала температура в +34°C.

Дороги - Чукотский автономный округ

Из-за огромных территорий, сурового климата и малой плотности населения строительство дорог является очень дорогостоящим предприятием. Передвижение на дальние расстояния осуществляется морским или воздушным транспортом. Железные дороги в Чукотском АО, кроме ведомственных узкоколеек, отсутствуют.

В Анадыре и поселке Проведения расположены международные аэропорты Чукотки. Оттуда можно улететь в Анкорридж или Ном американского штата Аляска. Федеральный аэропорт расположен также в Певеке. Из этих аэропортов можно вылететь в Москву, Хабаровск или Магадан. Местные авиалинии соединяют эти аэропорты между собой и каждый из них – с отдаленными селами округа.

Морское сообщение, затрудненное во время ледостава, соединяет пять портов федерального значения: Эгвекинот, Беринговский, Проведения, Певек, Анадырь, и каждый из них – с «большой землей».

Автомобильные дороги Чукотского автономного округа по большей части представляют полосы укатанного снега или зимники, по которым можно двигаться только на снегоходах, вездеходах или грузовиках высокой проходимости. Твердое покрытие имеют только дороги в городах и пригородах.

Федеральная трасса имеет протяженность всего около 30 километров и соединяет вертолетную площадку Анадыря с аэропортом Угольных Копий. Восьмикилометровый участок этой трассы проходит прямо по льду Анадырского залива. Идет строительство автотрассы, которая соединит центр региона с Колымой через Омсукчан и Омолон.

Отдых - Чукотский автономный округ

Жизнь в Чукотском автономном округе не проста и требует от местных жителей смелости, стойкости и спокойствия, а уж от приезжих – и подавно. Но те, кто решается бросить вызов суровому климату, бывают вознаграждены гостеприимством чукчей, яркими впечатлениями от северных пейзажей, которые не менялись веками, и от самобытности жизненного уклада коренных жителей.

Пожить в настоящей яранге, принять участие в охоте на моржа, вытащить рыбу из ледяной воды, – путешественника по Чукотке ждет масса новых, не изведанных ранее ощущений. Отдых в Чукотском автономном округе возможен и коротким, ярким летом, и холодной, снежной зимой – правда, с разной степенью экстремальности.

В округе развит водный, круизный, научный, этнографический, экспедиционный, исторический и событийный туризм, причем все эти виды существуют не сами по себе, а в тесной связи друг с другом.

Водными артериями Чукотки туристы сплавляются на надувных лодках или байдарках в июле или августе. Круизные корабли из Америки, Британии и Камчатки курсируют вдоль берегов Провиденского и Чукотского районов. Туристические лайнеры делают остановки, чтобы осмотреть Китовую аллею, этнографические деревни на мысах Дежнёва и Нунямо, окунуться в горячие Лоринские источники.

Из Анадыря организуются морские летние круизы вдоль побережья, в залив Онемен, в лиман Канчаланеский или Анадырский, к устьям рек Великая или Анадырь. Путешественники наблюдают за птичьими базарами острова Алюмка, за игрой белух и любопытными нерпами.

Научный туризм на Чукотке представлен многочисленными экспедициями ученых разных стран, изучающих уникальный быт малочисленных народов, их языки, промыслы и способы выживания. Орнитологи приезжают для изучения птиц, которых здесь около 220 видов, а океанологи – для изучения ресурсов северных морей.

В основу исторического туризма положены около пяти сотен археологических памятников, которые полностью меняют устоявшиеся представления о ходе развития цивилизаций: Чукотка была населена людьми, умевшими обрабатывать металл, когда еще не было ни Древней Греции, ни Древнего Рима.

Этнографический туризм на Чукотке позволяет ознакомиться с обычаями, искусством и бытом чукчей, эскимосов, коряков и эвенков, которые встречают гостей традиционным гостеприимством и хлебосольством. Событийный туризм связан с участием в колоритных национальных праздниках: фестивале морских охотников, фольклорных фестивалях, обряде благодарения, праздниках кита, молодого оленя, первого теленка, ската байдары и многих других.

Экстремальным и экспедиционным на Чукотке может оказаться любой длительный пеший или лыжный поход, в котором участники открывают малодоступные места, свои резервные возможности и крепость духа.

Отдых на природе в Чукотском автономном округе

Самые замечательные достопримечательности Чукотского округа стоят того, чтобы осматривать их в природных условиях, несмотря на суровый климат. Только археологические памятники исчисляются сотнями. Среди них самые северные в мире петроглифы – рисунки на скалах на берегу реки Пегтымель, которые растянулись на несколько километров. Южнее мыса Дежнёва археологи раскопали «Арктическую Трою» – эскимосское поселение, служащее подтверждением существования древней уникальной цивилизации – самобытной, идеально приспособленной к жизни в условиях севера.

Гостям Чукотки может быть интересно ознакомиться с заповедными сокровищами «Острова Врангеля», федерального заказника «Лебединый», этнопарка «Берингия», семи окружных природных, орнитологических и зоологических заказников.

Уникальные земли острова Врангеля известны многочисленными лежбищами моржей, в их прибрежных водах плавают арктические дельфины и киты, обитают завезенные туда овцебыки и домашние северные олени. Туда приходят для родов белые медведицы, гнездятся тысячи морских птиц и белых гусей.

Верховья реки Анадырь украшает геологический памятник – озеро Эльгыгытгын – одно из трех озер мира, имеющих абсолютно правильную форму круга. Площадь в 110 км 2 заполнена чистейшей водой на глубину до 174 метров. Предполагается, что вода заполняет либо древний вулканический кратер, либо – воронку от падения метеорита.

Отдых на природе в Чукотском автономном округе часто связан с посещением знаковой точки Чукотки – места пересечения Полярного круга со 180-м меридианом, с которого начинается новый день. Пройдя под аркой, символизирующей Полярный круг, путешественники приближаются к столбу с указателями расстояния до Южного полюса (17408) и Москвы (10468 километров). Желающие могут посетить самый северный мыс Чукотки Шелагинский с маяком и не исследованным природным памятником – Плитовой аллеей, шестиметровой цепочкой гранитных стен.

Туристам обязательно предлагается посетить одно из российских чудес – Китовую аллею, расположенную в Беринговом проливе, на острове Ыттыгран. В скалистой бухте, на пологих склонах сопок, покрытых тундровым разнотравьем, установлены многочисленные белые столбы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются костями китовых бивней с вкопанными в землю носовыми частями черепов. По дороге к Китовой аллее путешественники посещают фьорды бухты Проведения – самые красивейшие природные места Чукотки.

В Провиденском районе бьют из земли термальные Сенявинские и Новочаплинские источники, в горячей воде которых можно искупаться в оборудованных бассейнах круглый год. На восточном берегу Чукотки, на целебных термальных Лоринских ключах, открыт бальнеологический курортный комплекс.

Туризм - Чукотский автономный округ

Для туристов и местных жителей активный отдых на Чукотке заключается в пеших и лыжных походах, многодневных летних поездках на квадроциклах и зимних – на снегоходах, занятиях горными лыжами, речных сплавах, зимней и летней охоте или рыбалке, восхождении на небольшие сопки. Туристы наблюдают за национальными забавами – гонками на упряжках, запряженных собаками или оленями, вельботах или байдарах, а иногда принимают в них активное участи или учатся метать закидушки, чаат или гарпун.

Реки Чукотки привлекают рыбаков, спортсменов и экстремалов. Водный туризм в Чукотском автономном округе активен в июле и августе, когда реки полноводны, а погода более или менее благоприятна. Наибольшей популярностью пользуются сплавы на надувных лодках или байдарках по Амгуэме, протяженностью 310 километров, Экиттыки – 94, Чантальвээргыну – 150 и Анадырю – около 300 километров. Моторные лодки можно взять в аренду в Анадыре, поселках Усть-Белая, Макарово, Эгвекино, Амгуэма.

В путешествии на мыс Наварин туристы оказываются среди парящих повсюду сотен тысяч птиц на берегу океана, укрытого плотными облаками. На мыс, названный Мысом Всех Ветров, потому что на него частенько обрушиваются шторма, а вокруг постоянно гуляют дикие ветра, путешественники попадают после 250-километрового пешего путешествия или совмещая пешие переходы с водными.

В поездках на квадроциклах по побережьям двух океанов туристы преодолевают горные цепи, переправляются через десятки рек Чукотки, пересекают полярный круг и 180-й меридиан.

Поездка на квадроциклах с пешим подъемом на сопки Дионисия и Комсомольскую высотой около половины километра имеет не столько спортивный, сколько эстетический смысл, так как с сопок открывается панорама Золотого хребта, залива Онемен и Канчаланского лимана. Практически в любом походе туристам предоставляется возможность погонять на оленьих или собачьих упряжках.

Зимой туристам предлагают принять участие в многодневном походе на снегоходах через всю Чукотку, а летом особой популярностью пользуется смешанный (пеший, автомобильный и лодочный) маршрут на мыс Дежнёва с посещением многих туристических объектов и природных памятников, таких, как водопад, падающий со скалы прямо в Берингов пролив. Самые отважные экстремалы могут отправиться на Северный полюс на собачьей упряжке.

В Чукотском округе популярен горнолыжный спорт. Здесь созданы все условия на трассах с подъемниками и пунктами проката на склонах сопок Портовой и Пионерской вблизи поселков Проведения и Эгвекинот.

Охота и рыбалка - Чукотский автономный округ

Рыбалка в Чукотском автономном округе

Край известен крупномасштабным рыбным морским промыслом, а любительская рыбалка на Чукотке славится лососевыми – чавычей, кетой, неркой, кижучем, горбушей и другими. Рыбалка в Чукотском автономном округе осуществляется не только на морях, но и в озерах и реках.

Здесь трудно провести грань между морской охотой и рыбалкой, когда зверобои занимаются традиционным промыслом моржа, нерпы, тюленя, лахатки. Только в Беринговом море обитает рыба более четырехсот видов, которые представляют 65 семейств. Около полусотни из них могут стать объектами рыбной ловли. Из морских деликатесов добывают крабов, головоногих моллюсков, кальмаров.

Озера Чукотского автономного округа и другие водоемы Чукотки являются местом обитания рыбы примерно сорока видов, но основными являются: корюшка, голец, лосось, чир, нельма, хариус, налим, щука. На Красном озере можно заниматься ловлей щук, горбуши, кеты (вне сроков нерестового запрета), нельмы, чира, сига. После таяния льда в озеро приходит белуха. В озере Пекульнейское в больших количествах обитает нерка и белая рыба, а в Эльгыгытгын – палия и голец, но это озеро входит в число запретных для рыбалки водоемов.

Вылов чира и тихоокеанских лососей осуществляется по путевкам. С последнего дня июня в течение трех месяцев действует запрет на спиннинговую ловлю лососевых в впадающих в моря реках и их притоках кроме блеснения с использованием лески до 0,3 мм толщиной и крючка с расстоянием между острием и цевьем до 7 мм. На вылов различных видов биоресурсов существуют ограничения по длине. Приходится отпускать кунджу, проходную мальму, ленка, налима короче 45 сантиметров, нельму и тайменя менее 70, чира – 40, сома, щуку – менее 50 и так далее в соответствии с правилами рыболовства.

Реки Чукотского АО бассейна Колымы известны уловами чира, двух видов сига, пеляди, ряпушки, валька. Водоемы Майныпильгинской системы и района Анадырского лимана служат местами вылова большого количества кеты. Часто организованная рыбалка на Чукотке проводится во время речных сплавов.

Охота в Чукотском автономном округе

Охота всегда служила аборигенным народам региона средством пропитания. Морской зверобойный промысел наряду с добычей птицы, белого медведя или оленя позволял им выжить в арктических условиях.

Охота в Чукотском автономном округе ведется на угодьях, раскинувшихся на сотни квадратных километров. Разрешен убой зверя: лося, росомахи, рыси, медведя бурого, лисицы, белки, песца, ондатры, дикого оленя, волка, норки, горностая, выдры, зайца, соболя. Из пернатых можно добывать гусей белолобых и гуменников, куропаток, уток, каменных глухарей.

Из зверей запрещено отстреливать ласок, белых медведей, черношапочных сурков, снежных баранов, но в случае превышения минимального уровня популяции лицензия может быть выдана на любой из этих видов. Из птиц не разрешается отстреливать лебедей, черных казарок, белошею, крякв, белых гусей, гаг, широконосок, каменушек, чирков, бакланов, чаек, канадских журавлей, сов, дятлов и еще ряд полезных птиц. Из морских млекопитающих не разрешается добыча нарвала, горбача, финвала, сейвала, синего и серого кита и малого полосатика.

Промысловая охота на Чукотке на дикого оленя позволяет удовлетворять потребность населения в диетическом мясе. Из птиц наибольшими запасами отличается белая куропатка, на которую сезон открывается в третью субботу августа и длится до конца февраля.

И ещё одно уникальное туристическое предложение для активных путешественников желающих увидеть Чукотку. Путешествие на мыс Всех ветров, мыс Наварин.

Это путешествие вариативное: его можно совершить на лодке или пройти пешком. Как всё это будет выглядеть читаем ниже.

Регион : Чукотка, Анадырский район

Даты заездов:

27 августа (прилёт в г.Анадырь) - 12 сентября (вылет из г.Анадыря)
12 сентября (прилёт в г.Анадырь) -27 сентября (вылет из г.Анадыря)

Количество участников : до 10 человек (минимальное количество участников группы 5 человек)

Уровень сложности : при путешествии на лодке - минимальный опыт участия в походах, при путешествии пешком - обязательный опыт участия в многодневных походах.



Тип передвижения : моторная лодка, пешком, на автомобиле

Характер местности : горные и кустарниковые тундры, морское побережье

Километраж : при путешествии на лодке: 160 км. на моторной лодке + 50 км. пешком.
при путешествии пешком - 250 км.

Населённые пункты Чукотки в которых мы побываем: г.Анадырь, п.Угольные Копи, п.Беринговский и заброшенные поселения: Беринговский-1, Зареченск, метеостанция бухта Гавриила.



Описание путешествия : Путешествие на Чукотку, начинается в г.Анадырь - столице Чукотского АО. Анадырь поражает гостей красками - сказочный город, разноцветный, маленький, уютный. В Анадыре есть всё для самого прихотливого путешественника: комфортные гостиницы, многочисленные рестораны, кинотеатр, музей, самый большой в мире деревянный православный храм построенный на вечной мерзлоте, самый большой в мире монумент Николаю Чудотворцу и многое другое. Но конечно не за этими благами цивилизации вы будите лететь на самолёте почти 8 часов.

Мы с вами отправляемся на север Корякского нагорья, в п.Беринговский. Корякское нагорье - одно из самых живописных мест для путешествий в России. Осень в этих краях - настоящий фейерверк красок. Для людей искушённых походной романтикой пешеходный маршрут доставит истинное удовольствие. Горные реки и тундры живописны и фантастически пейзажны, особенно когда оказываешься на горных озёрах. 100 километровый маршрут до бухты Гавриила, где находится заброшенная полярная метеостанция, мы преодолеем за 5 дней.

Те же кому не по душе многокилометровые переходы, отправятся в бухту Гавриила на моторной лодке. Живописнейшие берега, отвесные скалы с многочисленными птичьими базарами, Берег разбитых кораблей, в районе мыса Военных топографов, никого не оставят равнодушными. Это уникальное и восхитительное зрелище. Добравшись до метеостанции, группа проведёт несколько дней в домике в ожидании пешеходных участников, наслаждаясь восхитительными видами и наблюдая за миграцией китов.

Далее наш совместный путь лежит на мыс Наварин, самое штормовое место России. Мы посетим великолепный по месту своего расположения маяк, построенный 30 лет назад, увидим и порыбачим в речках лосося идущего на нерест.

Но всё это великолепие всего лишь прелюдия перед, по-настоящему завроживающему зрелищу. Глубоко вдающийся в море полуостров заканчивается горой Гейдена. Пологая с материковой части пятисотметровая гора обрывается к морю вертикальными скалами. Лежа на уступе скалы можно часами наблюдать за полётами птиц и смотреть на оглушающий морской прибой. "Между небом и землёй" - вот самая точная характеристика, которую испытывает человек в этих местах. Ради нескольких часов на мысе Наварин, стоит ехать и идти сотни километров. Человек полностью далёкий от орнитологии и наблюдениями за птицами, в этом месте сможет осознать всю красоту их свободного парения, потому что птицы здесь всюду: сверху, сбоку, снизу, кажется стоит протянуть руку и ты их достанешь.

Не менее зрелищен океан покрытый густыми облаками, в котором как островки торчат верхушки далёких мысов. Это путешествие смело можно назвать путешествием в страну прекрасного.


Уникальные возможности:
- увидеть самый большой деревянный православный храм построенный на вечной мерзлоте (в г.Анадыре)
- сфотографироваться около самого большого в мире монумента Николаю Чудотворцу (г.Анадырь)
- побывать в самом штормовом районе России, мысе Навари (Мыс Всех ветров)
- поймать хариуса и гольца на спиннинг
- побывать на самой южной полярной метеостанции "Бухта Гавриила" (заброшенная)
- увидеть один из самых крупных птичьих базаров Чукотки (до 1 млн. птиц) в районе мыса Наварин
- совершить путешествие на морских моторных лодках вдоль побережья Чукотки, увидеть Берег разбитых кораблей (для тех кто пойдёт маршрут на моторных лодках)
- наблюдать медведей, черношапочных сурков, китов
- сфотографироваться возле единственного на Чукотке локомобиля



Стоимость участия : 120 тысяч рублей для участников пешеходного маршрута и 160 тысяч рублей для путешествующих на лодке. В стоимость тура входит приобретение билетов по маршруту Анадырь-Беринговский-Анадырь, экспедиционное питание, проживание в г.Анадырь, п. Беринговский, тур.оборудование: палатка, средства экстренной связи, костровое и иное снаряжение, аренда морского и автомобильного транспорта.
В стоимость не входит оплата билетов до г.Анадыря, питание в г.Анадыре и п.Беринговском.

Условия участия : Заявку на участие нужно направить на электронную почту: [email protected]
После подачи заявки необходимо внести предоплату в размере 50% от участия в путешествии. Предоплата должна быть внесена до 1 апреля 2016 года. Это обязательное условие, т.к. в этот период необходимо выкупать билеты на местные авиарейсы. Остальную стоимость вы оплачиваете по прибытию в г.Анадырь.




Вопрос : что делать если я определился с желанием отправиться в путешествие после 1 апреля 2016 года?
Ответ: возможность попасть в путешествие у вас есть, но стоимость его участия возрастает на 20%.

Вопрос : если я внёс предоплату, но в дальнейшем вынужден отказаться от участия в путешествии?
Ответ : сумма предоплаты вам будет возвращена, за вычетом 10% стоимости тура, что является организационным сбором.

Вопрос: может ли путешествие быть отменено?
Ответ: может, если количество участников будет меньше 5 человек. Об отмене тура вы будите проинформированы не менее, чем за 30 дней до его начала. Предоплата в этом случае возвращается полностью.

Вопрос: Как попасть в Анадырь?
Ответ: в Анадырь можно попасть прямым авиарейсом из Москвы - авиакомпания "ЮТэйр", а также авиарейсами из Хабаровска, Якутска и Магадана - авиакомпания "Якутия". Последние три направления субсидируемые и билет из Хабаровска, Якутска и Магадана до Анадыря стоит 8000 рублей. Таким образом, иногда дешевле лететь стыковочными рейсами из Москвы через Хабаровск(Якутск или Магадан) в Анадырь.
Кроме этих вопросов у вас появится еще масса других, в том числе по экипировке, погоде, питании и т.п. вещах. На все эти вопросы вы получите обстоятельные индивидуальные ответы по электронной почте.

Posted ВС, 09/11/2014 - 08:51 by Кэп

лежбище моржей на Чукотке

ТУРИЗМ НА ЧУКОТКЕ
Есть на свете места, словно специально созданные для испытания человека «на прочность». Чукотка — одно из них. Край вечной мерзлоты, ветров и вьюг, скалистым клином разрезающий два океана, Чукотка раскрывает свою уникальную красоту лишь тем, кто смело готов идти навстречу трудностям. Экстремальность климата сформировала совершенно особую жизненную философию коренных народов, чей уклад бытия изначально подчинялся высшей цели — выживанию.
Оттого на Чукотке всегда очень важным считалось воспитание силы духа и крепости тела, физической выносливости и ловкости. И сегодня развитию спорта в округе отводится значительная роль. Причем, популярны как олимпийские, так и национальные виды спорта. Гонки на собачьих и оленьих упряжках, соревнования на байдарах — захватывающее и красочное зрелище, полюбоваться которым многие приезжают издалека. Впрочем, отважного путешественника ждет на Чукотке немало ярких впечатлений и неповторимых ощущений.
Эта древняя земля, кажется, дышит самой вечностью. Весь облик Чукотки пронизан ясностью, прямотой и обнаженностью. И в третьем тысячелетии здесь можно видеть тот же пейзаж, что когда-то предстал глазам русских первопроходцев: убедительно простые очертания побережий и гор, словно вырезанные резцом прямые долины, россыпи озер и чистейшие реки, вливающиеся в студеные моря.
Не оставит туриста равнодушными и гостеприимство исконных хозяев этой земли — чукчей, эскимосов, эвенов, чуванцев, их танцы и песни, их самобытное искусство, бережно хранимое веками… Чукотка — удивительная земля, сумевшая сохранить жизнь и способность к расцвету в суровых полярных условиях. За короткое северное лето, в условиях вечной мерзлоты здесь каждый год происходит чудо — настоящее буйство возрождения природы, покоряющее человека своей уникальной красотой. Гомон птичьих базаров, пронзительная синева сливающихся с небом лиманов, яркие краски тундры, напоминающей пестрый ковер…
Впрочем, и укутанная снегами Чукотка не менее привлекательна для туристов, готовых испытать свою храбрость и стойкость. Ведь белое безмолвие только на первый взгляд кажется однообразным — жизнь среди снегов не замирает ни на минуту! А знаете ли вы, как тепло даже в самую лютую стужу в яранге? А доводилось ли вам ездить на собачьих и оленьих упряжках? А представляете ли вы, как охотятся на моржа и как вкусна выловленная своими руками корюшка? Если вам хочется отдохнуть от цивилизации в первозданном мире природы, если вас манит неизведанное и влечет жажда приключений, то путешествие на Чукотку станет для вас настоящим удовольствием!

(Чукотка), археологический комплекс, представляющий собой два ряда вкопанных в грунт огромных костей гренландских китов.
Комплекс открыт в 1976 г. группой исследователей из Института этнографии АН СССР под руководством М. А. Членова.
Считается одним из чудес России!



Однако до недавнего времени о ней никто ничего не знал. Находится уникальный археологический комплекс к северо-востоку от Бухты Провидения, в Беринговом проливе, на острове Ыттыгран. По мнению ученых, Китовая Аллея считается чудом не только с научной, но и археологической точки зрения.

Бухта, на берегу которой расположен памятник, окружена с северо-востока и юго-запада обрывистыми скалистыми выступами, но между ними сопки несколько понижаются и образуют относительно пологий склон, покрытый разнообразной тундровой растительностью. На этом зеленом фоне четко вырисовываются группы кажущихся издали ярко-белыми столбов из китовых челюстей, а при подходе к берегу над травянистой кромкой пляжа становятся видны причудливые очертания китовых черепов, вкопанных в гальку узкой носовой частью.

____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.chukotka.org
http://www.visitchukotka.com
http://www.chukotken.ru/
С. Болашенко. Узкоколейные железные дороги Чукотского автономного округа (23 июня 2007).
Голубчиков Ю.Н. География Чукотского автономного округа. — Москва: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2003. — 320 с. — ISBN 5-287-00080-4.
Беликович А.В., Галанин А.В. Чукотка: природно-экономический очерк. — Москва: Арт-Литэкс, 1995. — С. 98—99.
Комитет по спорту и туризму Чукотского АО
На Чукотке в 2010 году зафиксирован рост числа туристов // Портал Чукотского автономного округа
http://www.photosight.ru/
авторы фото: А.Куцкий, В.Силантьев, С.Шульга, С.Анисимов,
Туризм на Чукотке — уже не миф, а реальность // ratanews.ru
Чукотский автономный округ — статья из Большой советской энциклопедии
Официальный сайт Чукотского автономного округа
Законодательство Чукотского автономного округа
С. А. Арутюнов, И. И. Крупник, М. А. Членов. «Китовая аллея». Древности островов пролива Сенявина. 1982.
Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь северо-востока СССР. — Магадан: Магаданское книжное издательство, 1989, стр 161.
А. А. Коробков. Красная Книга России (1981).

  • 55523 просмотра

Если вы давно хотели уехать подальше от цивилизации и забыть о существовании интернета, то вы пришли по адресу. В данном посте автор подробно расскажет вам о путешествиях по Чукотке, даст пару советов и подскажет несколько интересных маршрутов.

Время
На Чукотке нет времени. В смысле его не то чтобы нет вообще. Оно есть, но измеряется оно здесь не в часах и минутах, а в днях пути, промежутках между питанием, совершенными делами и еще бог весть в чём. Чем интереснее путешествие, чем больше вы хотите увидеть достопримечательностей и диких животных, тем больше вам понадобится "классического механического времени". Простая и вместе с тем чрезвычайно сложная для человека " с материка" аксиома. К примеру, для того, чтобы добраться до районного центра может понадобиться больше недели, и уж не известно сколько времени нужно, чтобы потом из районного центра добраться до какого-нибудь национального села. В этом году в Провидения я ждал самолёт неделю, не дождался и уехал на теплоходе. А самолёт вылетел в Анадырь только на 11-й день. Бороться со временем не возможно, надо учиться уметь ждать.
Другая ипостась времени во время путешествия по Чукотке - это его растяжимость. Уже через два дня (если вы не находитесь в населенных пунктах) вы перестанете воспринимать дни недели, они вам просто станут не нужны, а еще через несколько дней и вовсе потеряете счет календарным цифрам. В силу того что летом на Чукотке полярный день, а окружающее пространство настолько сильно отличаться от всего, чем вы жили до этого, ваши биологические часы будут говорить, что в сутках у вас 28, 35 или даже 48 часов.
Реплика из жизни чукотских туристов: "Что? Это было позавчера? А я думал неделю назад".

Погода.
Главным действующим "лицом" на Чукотке является погода. Это она решает поедете вы, или будете проклинать сервис и безделье в аэропорту или гостинице. Чукотская погода, очень капризная девушка. Может меняться по несколько раз на дню. Особенно капризная она на восточной Чукотке (Провиденский, Чукотский, Иультинский районы) и в бывшем Беринговском районе. Непогода на востоке Чукотки по большей частью связана с туманами и облачностью, при которой авиация не летает. В этом случае путешествие на теплоходе, единственный выход своевременно попасть туда или оттуда. В Беринговском, к облачности добавляется ветер. Именно там (мыс Наварин) находится самое ветреное место не только Чукотки, но и всей России. В континентальной Чукотке (Билибино, Марково) лётная погода есть почти всегда, но там очень холодно зимой (за -50) и очень (по местным меркам) тепло летом (за +20). В Певеке с погодой, дела обстоят значительно лучше, чем в Анадыре, но "южак" (ветер дующий со скоростью 30-40 м/с) может заставить сидеть вас дома пару-тройку дней. Анадырь не самое морозное и не самое ветреное место на Чукотке, но когда эти показатели соединяются даже в своих средних показателях становится очень мерзко. Зимой почти всегда ветер 5-10 м/с и температура (25-35 градусов).Летом (июль-август) средняя температура 15 градусов, но ветер всё тот же 5-10 м/с.
Реплика из жизни чукотских туристов:
- Почему мы не летим?
- Погода в пункте прибытия плохая.
- А сколько до него?
- 230 км.
- Такого быть не может. У нас ведь солнце светит, жара (+27 на солнце), ты наверное что то не договариваешь.

Мне было трудно объяснить (так и не сумел), что 200 км. на Чукотке это уже другой мир. В Анадыре может стоять отличная, почти безветренная погода, а в аэропорту (в 20 км.) дуть пурга. Зимой я ехал на "Урале" по дороге из Амгуэмы в Эгвекинот (90 км.). В точке "А" погода отличная, в точке "Э" погода хорошая, а посредине пути мы попали в пургу и вернулись обратно. Фактор погоды всегда нужно иметь в виду, когда планируешь путешествие по Чукотке. Если время для путешественника имеет значение, то количество дней своего маршрута нужно делить на 2. Одна часть активное путешествие, вторая часть "на дорогу".
В целом, современным путешественникам, туристам и просто людям посещающим Чукотку с погодой очень повезло. 25-30 лет назад, Чукотка была значительно "суровее". Пурги сильнее, зимы снежнее, морозы крепче, лето холоднее. Есть плюсы от глобального потепления.
По Чукотке лучше всего путешествовать с июля по первую половину сентября, назовём это летним сезоном. И с апреля по первую половину мая - зимний сезон. Для любителей фотографии на Чукотку надо ехать с конца августа по первую половину сентября. Безумству красок нет предела. Нужно предельно ясно понимать, что любители хорошей погоды, должны ехать куда угодно, только не на Чукотку. И даже в наиболее благоприятные для путешествия месяцы могут быть ненастными.
Из личного опыта: В один год в середине июня, после того как растаял снег, в Провидения пошёл дождь. В сентябре он прекратился и пошёл снег.

Пограничная зона
Если вы думаете, что вы гражданин России и можете свободно перемещаться по своей стране, я вас огорчу. По стране можете, по Чукотке нет. На территории Чукотского АО введен особый пограничный режим. Слово "введён" не должно никого вводить в заблуждение. Его ввели не вчера, просто еще не отменили с советского времени. Здесь, и частично здесь, я уже высказывался по поводу особого режима въезда на территорию Чукотки. Расскажу с практической точки, как въезжать.
Мы, жители Чукотки, при въезде предъявляем паспорт, в котором на страничке регистрации стоят заветные буквы "ПЗ" (пограничная зона), которые и делают наше пребывание на территории легитимным. Также свободно, можно приехать гражданам, находящимся в командировке по предъявлению командировочного удостоверения. Что самое интересное, при въезде его проверяют, при выезде нет. Все остальные граждане могут приехать на Чукотку по туристической путевке или по приглашению частного лица, оформленного в Пограничном управлении. Право на оформление турпутевок имеют туроператоры зарегистрированные в Чукотском АО. Сегодня компаний-туроператоров на Чукотке 3, в их числе та, в которой я работаю (разумеется, самая лучшая).

Транспорт
Добраться до Чукотки можно только на самолёте. Можно, конечно в летний период на сухогрузе из Владивостока, но это не регулярные перевозки, а уже отдельное приключение.
Прилететь на Чукотку "извне" можно в 3 аэропорта:
1) В Анадырь. Четыре раза в неделю из Москвы. Это самое распространённое направление для прилёта на Чукотку. Проблем с авиабилетами из Москвы практически никогда не бывает. Тем более, если заказывать их заранее. Проблема в цене. Цены на билет от 12 до 50 тысяч в эконом-классе. В среднем, в летний период билеты стоят 25 тысяч рублей.
Из Анадыря во все районы Чукотки летают самолёты местных авиалиний "ЧукотАвиа". Это стратегическое транспортное преимущество Анадыря перед остальными "авиаворотами" Чукотки.
2) В Певек. Один раз в неделю из Москвы. На этом направлении уже могут возникнуть проблемы с билетами. Цена 25-50 тысяч рублей. Из Певека уже меньше вариантов добраться до остальной Чукотки по воздуху. Отсюда летают вертолеты в национальные сёла Чаунского района, на Мыс Шмидта, а также самолёты в Анадырь и Билибино (один раз в две недели).
3) В Билибино. 3 раза в неделю из Магадана. Летают на небольших самолётах АН-24 и если не ошибаюсь АН-12. Цена билета в районе 25-30 тысяч. Из Билибино, по воздуху можно добраться только в села Билибинского района, а самолётом в Анадырь и Певек (один раз в 2 недели).
О "ЧукотАвиа", следует рассказать отдельно. Это единственный регулярный авиаперевозчик на Чукотке. Цены на авиабилеты субсидируются из регионального бюджета, но несмотря на это стоимость билета просто фантастическая. Пятьсот километров отделяющие Провидения от Анадыря обойдутся в 18.000 рублей в один конец! За эти деньги вам в нагрузку предложат еще нести свои вещи из аэропорта в самолёт. Но здесь подвох даже не стоимости билета, а в его наличии. В летний, а за частую и зимний сезон, вы их просто не достанете. Их уже разобрали! Регулярность сообщений, тоже не способствует развитию туризма (людей в отпуск бы вывезти, не до туризма). Частота полётов по большинству направлений 1 раз в неделю. По некоторым направлениям (Певек, Билибино) - 1 раз в две недели.
Теперь несколько слов об альтернативе. Она, альтернатива, не богатая. В летний сезон из Анадыря вдоль побережья курсирует теплоход "Капитан Сотников". Расписание его рейсов появляется за месяц. Поэтому ни о каком средне и долгосрочном планировании здесь не может быть и речи. Добавляем к этому тарифы на перевозку, они хоть и дешевле на 30% самолёта, зато ни о каком комфорте не может быть и речи. Сидячие кресла, один гальюн (туалет) и буфет с постоянными очередями за "Дошираком" и пивом. И ладно, если путешественник идет на теплоходе в п.Эгвекинот или п.Беринговский - 12 ходовых часов. А вот если вы идёте морем в п. Провидения - 24 часа, или еще хуже в с.Лаврентия (36 часов) - готовьтесь! Да, и про качку и морскую болезнь тоже не следует забывать.
Говоря о не регулярных перевозках, договариваться о проезде на которые нужно по-понятным причинам в частном порядке, можно назвать сухогрузы-угольщики, которые в летний период обслуживают посёлки Чукотки (Провидения, Эгвекинот, Лаврентия). Фрахт моторной лодки и катера уместен в континентальной Чукотке (река Анадырь, Мал.Анюй, Омолон, Канчалан, Амгуэма) и на восточном побережье (Провиденский и Чукотский районы). Этот вид транспорта относится к маломерному и, как правило, больше 3-4 пассажиров не перевозит. Также можно зафрахтовать вертолёт. Здесь богатому фрахтовщику уже предлагается на выбор 2 компании: "Чукотавиа" (200.000 руб. час) и "Билибиноавиа" (170.000 час). Правда у второй компании, находящейся в Билибино, радиус авиапокрытия меньше (не экономично билибинцам работать по восточной Чукотке). Автомобильный вид транспорта актуален в Билибинском, Чаунском и Иультинском районах, где есть грунтовые дороги. Но сеть их весьма ограничена. Самый надёжный и везде проходимый вид транспорта - это вездеходы. Но! Найти хороший вездеход, да вдобавок еще с хорошим вездеходчиком это целая проблема. Потому как большая их часть эксплуатируется организациями, которые с большой неохотой отпускают свои транспортные единицы не по профильному назначению.

Деньги.
Сейчас скажу ересь. Деньги на Чукотке не имеют значения. Значения в том смысле, которые они имеют скажем в Москве или Владивостоке. Очень удивились мои московские туристы, когда не смогли найти такси, чтобы добраться из одного посёлка в другой.
Реплика из жизни чукотских туристов: " Мы предлагали ему двойной тариф (10 тысяч)! А ему было лень утром вставать и ехать!"
Даже если вы заключите договор на оказание, к примеру, транспортных услуг, вам могут отказать, или приехать(прилететь, приплыть) в другой день/дни. Найдётся сто причин почему этого не сделали, даже за хорошие деньги. Нет, Чукотка не территория альтруистов, просто, кроме денег, здесь должно быть что-то еще: личное знакомство, обоюдный интерес (водитель к примеру тоже рыбак и хочет порыбачить в том месте куда вы едете), протекция со стороны администрации, вы знаменитость и т.п. В то же время, на Чукотке могут вас довезти, разместить, накормить, оказать помощь и не взять за это вообще ни копейки. Даже обидеться, когда вы предложите деньги. Такое отношение к деньгам, конечно не норма, но имеет место быть.
Чукотка, очень дорогой регион. Может быть самый дорогой в России. Росстат, к примеру, сообщает, что самый высокий прожиточный минимум в г.Билибино. Цены в магазинах - это первый культурный шок, который возникает у людей впервые приехавших на Чукотку. 9 из 10 приехавших обязательно сфотографируют местные ценники в магазинах. Бананы по 400, яблоки по 200, яйцо (120 в Анадыре, 220-250 в Билибино).
Реплика из жизни чукотских туристов: "И как вы здесь живёте?".
Даже если у вас деньги есть, но они на пластиковой карте, могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Банкоматов очень мало, иногда один на посёлок. В нем могут закончиться деньги. Может отключиться связь. Да и в принципе он может не работать. Эта же проблема касается оплаты товаров в магазинах. Поэтому деньги лучше всего иметь наличкой.
В ценовом отношении туры на Чукотку мировыми туроператорами работающими в этом регионе приравнены к Антарктиде. Поэтому если вы рассматриваете Чукотку, как объект туризма будьте готовы к заведомо высоким ценам на турпродукт. Стоимость туров различная, в зависимости от района, сложности, количества дней и прочих факторов. В связи с тем, что туризм на Чукотке еще не является отраслью экономики, нет инфраструктуры и массового потока туристов, каждый тур является эксклюзивным. Стоимость тура может составлять от 100.000 до 400.000 рублей на человека, без учёта стоимости билетов до Анадыря.
Турист "не организованный" потратит меньшую сумму, но столкнётся с транспортными и логистическими проблемами. Решение этих проблем в первую очередь отнимает время, которое так "дорого" для людей с материка, чей годовой отпуск в лучшем случае 30 календарных дней.

Услуги
Сервиса на Чукотке нет. К этому нужно быть готовым сразу. Те редкие проявления комфорта и качества бытовых услуг, которые могут вам предложить, лучше всего воспринимать, как подарок, как "манну небесную", а не как норму. И это при ценах, как в хороших отелях или ресторанах в Москве.
Кафе и рестораны.
В лучшем случае у вас будет выбор куда пойти в "первое" кафе, или во "второе". Зачастую в райцентрах существует только одно заведение общепита. И меню в нём весьма ограничено. Хотя если говорить о качестве, то в большинстве кафе кормят вкусно. Цена за обед в среднем 500-600 руб. Если вы задерживаетесь в городе или посёлке на несколько дней, то можно сделать себе индивидуальный заказ блюд на следующий день. Чаще всего приезжающие хотят отведать блюда национальной кухни. Ни одно заведение их не готовит. В лучшем случае в меню есть оленина или местная рыба, которые, впрочем, вам приготовят по классическому кулинарному рецепту. Чукотская или эскимосская кухня весьма специфичные и отведать блюда можно только в национальных посёлках, побывав в гостях у местных жителей. В национальных сёлах точек общепита нет вообще.
Гостиницы.
Здесь ситуация лучше, чем с питанием. Гостиницы есть в каждом районном центре. Самый лучший гостиничный комплекс в п.Эгвекинот - коттеджные домики. Есть гостиницы квартирного типа, есть обычные. Цена: 3000-4000 рублей с человека в сутки. В летний период во время профработ в гостиницах может не быть горячей воды. В сёлах гостиниц нет. Размещение на съёмных квартирах отпускников или совместно с хозяевами.
Связь и Интернет.
Мобильная связь есть практически во всех населенных пунктах Чукотки: Мегафон, Билайн, МТС. Самый популярный оператор "Мегафон", есть во всех райцентрах. В национальных сёлах порой единственным мобильным оператором является "Билайн". Качество связи очень посредственное, но разговаривать можно. Интернет есть также практически во всех населённых пунктах, с одним "но". Он есть в школах. В некоторых райцентрах есть интернет-салоны или клубы. Но лучше всего выходить в Интернет, через мобильный USB-модем. Скорость Интернета, крайне низкая. Связь может прерываться. Поэтому вести Живой Журнал на Чукотке весьма хлопотное, нервное и даже неблагородное занятие (кроме Анадыря).
Учреждения культуры
Краеведческие музеи есть во всех райцентрах Чукотки. В них работают настоящие профессионалы и знатоки истории и культуры Чукотки. Поход в музеи обязателен. Именно с них можно и нужно начинать знакомство с тем или иным районом Чукотки. Кроме музеев можно посетить Дом культуры или Клуб, в которых договорившись с руководителем учреждения, можно посмотреть репетицию фольклорных коллективов или кружков народной самодеятельности. Собственно на этом список "культурных" заведений и заканчивается.
Прочее.
К прочим услугам можно отнести бани, которые есть везде (200- 250 руб. за сеанс), посещение бассейна требует наличия медсправки (Провидения, Билибино), спортзалы и спортплощадки, ледовые катки открытого и закрытого типов (Эгвекинот, Провидения, Певек, Билибино, Угольные Копи). Кинотеатры есть в Певеке, Эгвекиноте и Провидения. В последних двух поселках это мини-залы (проекционные кинотеатры). Репертуар, конечно же, 2-3 месячной давности. Цена билетов (250-300 рублей). Посещаются слабо, потому как "новинки" давно пересмотрены на дисках или что еще более цинично, их уже прокрутили по местному телевидению. В Провидения и Эгвекиноте в зимний период (с конца декабря по начало мая) можно покататься на горных лыжах. Самый крутой и сложный склон в Провидения.

Анадырь.
Всё что описывалось выше отношения к Анадырю почти не имеет. Анадырь - это чукотская Москва, здесь есть всё, и это всё самое-самое. Анадырь не похож на остальную Чукотку. В Анадыре есть выбор. В городе 5 гостиниц из которых одна - 3*. Множество ресторанов и кафе. Большинство из них по вечерам работают в режиме ночных клубов и "кабаков". В Анадыре самые "демократичные цены" на все товары и продукты на Чукотке. И как следствие здесь самый большой ассортимент. Работают банкоматы и можно расплачиваться пластиковыми картами в некоторых магазинах. Здесь есть несколько памятников (в том числе самый большой в мире монумент Николаю Чудотворцу) и шедевр деревянного зодчества Свято-Троицкий Кафедральный собор. В современном, по всем стандартам, кинотеатре "Полярный" демонстрируют исключительно новинки, в том числе идут премьерные российские показы (цена билета 200-350 руб.). Закрытый ледовый каток, гордо именуемый "Ледовый дворец" (250 руб.). Самое быстрое по сроку исполнения заказа такси (100 руб. с человека). Желающим приобрести сувениры можно рекомендовать Художественную галерею и магазин "Сувениры", где представлен самый широкий на Чукотке ассортимент сувенирной продукции. Есть прокаты снегоходов и велосипедов. И наконец, здесь самый "быстрый" Интернет (по сравнению с остальной Чукоткой). Единственный минус Анадыря, для путешественника, его расположение. Он расположен на противоположной от аэропорта стороне лимана. Летом перебраться из Аэропорта до города можно на машине и пароме (минимальная цена 500 руб.) зимой по зимнику на автомобиле (1000 руб.). Хуже всего в межсезонье (с октября по конец декабря и с середины мая по конец июня), когда перебраться можно либо вертолётом, либо на воздушной подушке (3500 руб.).

Сувениры.
Каждый приезжающий на Чукотку, как любой путешествующий человек, хочет увезти отсюда на память, какой-нибудь сувенир. Желательно тематический, каким-либо образом связанный с Чукоткой. Сразу хочу огорчить - главные чукотские сувениры - изделия из кости, стоят очень дорого. Дорого в любом понимании этого слова и благосостояния. Маленькая поделка из кости - 5-7 тысяч. Бивень моржа с рисунком или гравировкой от 25-30 тысяч до.... То есть, если их рассматривать как произведения искусства (а большинство из них смело можно отнести к таковым) это очень не дорого, но как сувенир... Хитом последнего времени, своеобразным брендом чукотской сувенирной продукции можно считать пенис моржа. Он, внимание (!) - костяной (60-100 см.). Минимальная цена такого сувенира (8-10 тысяч). Вывозить можно только художественно обработанные изделия из кости (предъявив товарный чек из магазина). Хотя при желании можно вывезти в единичных экземплярах и сырец. Магнитики, кружки, футболки и прочую традиционную сувенирку в большом ассортименте можно приобрести только в Анадыре. В районах с этим туго.
К оригинальным сувенирам, которые продаются на Чукотке, я могу отнести лишь два - "Эскимосский мяч" - в который традиционно играли эскимосы и прибрежные чукчи, ручной работы, изготовленный традиционным образом: кожа оленя сшитая оленьими жилами.

Куда поехать?
После того как уже принято решение, что Чукотка - это именно тот регион, куда "я просто обязан попасть", встаёт главный вопрос куда ехать? Чукотка - это Франция и Великобритания вместе взятые. Территорию, легко визуализировать по карте, но трудно представить реальные размеры. Поэтому нужно, в первую очередь сформулировать цель поездки: что я хочу увидеть? Увидеть всю Чукотку за две недели невозможно. Ни за какие деньги. Да это и не стоит делать, даже ради спортивного интереса.
Самое интересное на Чукотке, то ради чего можно и нужно ехать через всю страну, сидеть в аэропортах, трястись в вездеходах, а потом мёрзнуть от холода, дрожать под дождём и платить за всё это кучу денег - это не дикие звери (которых можно увидеть в зоопарке) или традиционная культура коренных народов (жизнь которых можно посмотреть дома на видео на "NG" или "BBC") - это ощущение другого мира. Чистый "экспириенс". Здесь всё по-другому (чем в Центральной полосе России). Сначала, когда вы путешествуете по Чукотке исчезает ощущение "механического времени", потом человек слезает с "информационной иглы" и постепенно возникает внутренняя тишина, спокойствие и чёткое понимание сермяжной правды жизни. Всё это заправлено соусом суровых пейзажей, отсутствием людей, угрозой от встречи с медведем и низкого неба, до которого, поднявшись на сопку, можно дотянуться рукой.
В этом отношении ощущения, которые испытывает российский турист впервые приехавший на Чукотку, намного сильнее, чем у иностранцев. Для них Чукотка - это "Сайбириа", часть России, в которой и так "всё не как у людей".

Классический турист, всегда ориентирован на список достопримечательностей предлагаемый ему в туре. "В понедельник вы увидите то, построенное тогда-то, а во вторник поедем туда, где Макар телят не гонял и так далее". На Чукотке, за очень редким исключением нет классических достопримечательностей. И географические названия, почти в 100% случаев ничего не скажут. Описать можно действия: рыбалку, охоту, сплав, купание в горячих ключах. Это не та информация, которая нужна человеку путешествующему по Чукотке. Она пустая. Как например описать восход солнца в озерцах и болотах Анадырской низменности, когда тысячи птиц начинают брачные танцы и бесконечными стаями летят на север? А сопки? Как их описать? Даже если получиться описать, то всё равно никто ничего не поймёт. Путешествия по Чукотке в первую, и главную очередь основываются на чувственном восприятии. Здесь, важно понимание, что мы не в классическом туре, где всё чётко распланировано и зафиксировано, мы в путешествии. А в путешествии никогда не знаешь, чем оно закончится. Если вы не рыбак, охотник или собиратель этнографического материала, я бы посоветовал разжечь программой тура костёр и довериться своему проводнику, который покажет самое лучшее и интересное, потому что и для него (хоть он сто раз был в этих местах) это такое же путешествие, как и для вас.

Если у вас в запасе меньше недели, и вы просто хотите побывать на Чукотке, лучший вариант путешествия это Анадырь и его окрестности. Окрестности это радиус в 100 км. Здесь можно увидеть и медведя, которого очень хотят увидеть приезжие туристы, и которого очень не хотят видеть проводники, и лося, и росомаху, и снежных баранов. А также порыбачить, побывать в заброшенных поселениях, совершить велосипедные и пешие маршруты в горы, покататься на катере по рекам и "до моря". И, собственно, походить по самому Анадырю.

Оптимальные сроки путешествия по Чукотке это 2-3 недели. Три недели даже лучше. Больше вариантов для путешествий.
Самый интересный, с моей точки зрения для туризма это Провиденский район. Это знаменитые фиорды бухты Провидения, увидев которые с вершины сопки в хорошую погоду уже будет достаточно, чтобы понять что не зря приехал на край земли. Здесь и рыбалка (голец, краб, креветка, треска, навага, камбала), и купание в горячих ключах, и наблюдение за моржами, китами, нерпами. При желании и наблюдение за охотой морских зверобоев на кита. Знакомство с эскимосской культурой, бытом, верованиями. Заброшенные военные городки "Армии вторжения". Пешие и велотуры. Зимой лыжные туры и катание на горных лыжах. Птичьи базары и лежбища моржей и котиков. Всё это расположено очень компактно и в дневной доступности.

Бухта Провидения

Визитная карточка Иультинского района является пересечение Северного полярного круга и 180-го меридиана, где установлен памятник. Это то место, где GPSы "сходят с ума", а по мнению некоторых туристов там "чувствуется энергия земли". Здесь также хороша рыбалка (голец, крабы, хариус). Можно отлично сплавиться по р.Амгуэма до Северного Ледовитого океана. Посетить Иультин - самый большой закрытй посёлок на Чукотке, крупнейший в свое время в СССР оловянный ГОК. Побывать в оленеводческой бригаде, пожить в яранге. В Иультинском районе самые высокие горы на Чукотке (1854 м.). На побережье Ледовитого океана можно наблюдать лежбища моржей и миграции белых медведей.

В окрестностях п.Эгвекинот. В 10 км. от Полярного круга

Столицей Чаунского района, является самый северный город России - Певек. Недалеко от Певека, самый северный мыс Чукотки - Шелагский. В Чаунском районе можно побывать на метеостанции Туманная, на которой снимали фильм "Как я провел этим летом". В Чаунском районе проще всего попасть в гости к чукчам-оленеводам, пожить жизнью кочевника. Самое глубокое и загадочное озеро Чукотки, да и всего Северо-Востока России также находится в этом районе - озеро Эльгыгытгын, в котором водится два вида эндемического гольца. Увидеть самые северные в мире петроглифы тоже можно только здесь. Особая история - это бывшие поселения Чукотлага, самого жуткого места "Гулага". Здесь в годы войны добывали урановую руду для опытов по созданию атомной бомбы. Это район трудовой и литературной славы Олега Куваева. Роман "Территория", как раз о Чаунском районе и поисках "большого" чукотского золота.

Озеро Эльгыгытгын

Билибинский район. Для Чукотки особенный: там растут деревья. Резко континентальный климат. Самая северная в мире АЭС (на которую вас не пустят). Здесь можно отлично организовать сплав по Малому и Большому Анюю, Омолону - это всё притоки Колымы. Здесь водится самая большая и крупная в России популяция лосей. Здесь единственный на Чукотке действующий вулкан (последний раз извергался в 16 в.), лавовая река от которого протянулась на 40 км. В Билибинском районе самая богатая растительность на Чукотке.

С.Кепервеем, р.Малый Анюй

Чукотский район - самый восточный район нашей страны. Именно здесь расположен мыс Дежнёва и село Уэлен, в которое стремятся попасть все иностранцы и туристы экстремалы пересекающие Берингов пролив. Там же в Уэлене, расположена всемирно известная косторезная мастерская. В этом районе живут самые лучшие на Чукотке каюры и морзверобои. Лоринские горячие ключи на сегодняшний день самые большие и оборудованные на Чукотке. Здесь, как и в Провиденском районе можно продегустировать национальную чукотско-эскимосскую кухню. Побывать в оленеводческой бригаде и в единственной на Чукотке песцовой ферме. А также в Чукотском районе расположено заброшенное одно из древнейших поселений Чукотки - эскимосское селение Наукан (возле мыса Дежнёва).

Лоринские горячие ключи

Анадырский район - самый большой район Чукотки. Сегодня он включает в себя бывшие Марковский, Беринговский и собственно сам Анадырский районы. Село Марково - самое старое русское поселение Чукотки. Недалеко от села Семён Дежнёв, основал Анадырский острог. Самая большая река Чукотки - Анадырь, течет исключительно по Анадырскому району. Великолепное место для сплава. Самое живописное, на мой взгляд село - Ваеги, расположено недалеко от с.Марково. В районе водятся практически все животные Чукотки (за исключением овцебыков и белых медведей). Рыбалка и охота, оленеводческие бригады, заброшенные посёлки и метеостанции - всё это Анадырский район.

В долине реки Мукарылян

Если вы хотите по-настоящему почувствовать Чукотку постарайтесь минимизировать механическое передвижение. Максимум физического путешествия. Заброска автотранспортом или лодкой, а дальше путешествие пешком, сплав или велотур - летом, лыжи или собачьи упряжки - зимой. Только так можно по настоящему оценить расстояния и ощутить красоту природы. Путешествовать на транспорте, на мой взгляд - деньги на ветер. Глаз "замыливается" от пейзажей, нет единения с природой, словно едешь на поезде: уютно и комфортно, а ничего в остатке от путешествия не остается. Настоятельно рекомендую включать в маршруты своих путешествий горные пешие туры, с ночёвками в палатках и балках (рыбацких и охотничьих домиках).
Если прочитав всё это у вас не пропало желание приехать на Чукотку, мой совет: "Важно не где, важно с кем". Самое ценное что здесь есть это люди. И если вам повезёт, вы обязательно встретите настоящих людей, которые вам расскажут и покажут настоящую Чукотку. Которую вы обязательно полюбите, и будите стремиться приехать сюда еще раз.

Чукотско-эскимоский ансамбль "Атасикун" на фольклорном празднике "Эргав" в с. Лаврентия