Боги тоже люди: архетипы олимпийских богов как сценарии жизни современных мужчин. Архетипы личности

Про мужские архетипы . Но теорий архетипов несколько — они выдвигались разными авторами и каждая из них по-своему интересна и имеет право на существование. Логично, что со временем архетипы меняются, потому что меняются жизненные условия и меняются сами мужчины. До этого не было деления мужских архетипов на зрелые и незрелые — сейчас эпоха, когда преобладают инфантильные мужчины, поэтому прежнее деление требует корректировки.

Но прежде чем говорить об изменениях, нужно знать, какими эти архетипы были изначально. На данный момент существует 2 «классические» теории архетипов. Первая была сформулирована Карлом Густавом Юнгом. Вторая — его последовательницей, психологом-юнгинианцем Джин Шинодой Болен. Архетипы — это практически тоже самое, что различные типы людей, только они более глубокие, формировались на протяжении человеческой истории, поэтому чрезвычайно устойчивы и универсальны абсолютно для всех народов мира.

Архетипы Юнга мужские

Принято считать, что мужских архетипов Юнга 7: Монарх, Купец, Крестьянин, Монах, Слуга, Воин, Философ. Но это более поздняя классификация. Сам Юнг подходил к вопросу к архетипов более обще. Он рассматривал прежде всего структуру психики. Хотите разобраться во всех этих сложных, но давно знакомых терминах, типа «Оно», «Самость», «Анимус» и т.д.? Тогда вперед.

Я — это ядро, сознание. То, что человек осознает, помнит, каким он себя видит. Здесь все довольно четко.

Персона — «внешняя оболочка» Я. То, как человек себя преподносит, его «визитная карточка» — манеры, стиль, поведение и т.д. Иногда вместо термина «Персона» используют термин «Маска». Это то, как человек проявляется и реализует себя во внешнем мире. В Персоне хранятся не все воспоминания — многие из них вытеснены за неважностью, но всегда могут быть восстановлены.

Я и Персона относятся к Сознательной части личности.

Эго — это проводник между сознательным и бессознательным. Иногда Эго отождествляют с Я, но это более глубокий слой. Эго — это центр нашего сознания, то какими мы становимся, когда выстраиваем гармоничную структуру из нашего самосознания, способа самовыражения и бессознательного. Нарушение этой гармонии ведет к неврозам. Психолог Лев Хигай считает, что невроз — это не просто заболевание, это первый шаг на пути поиска себя.

Тень — это первый слой бессознательного. Уже исходя из названия, понятно, что в Тень перемещается все то, что заложено в человеке, но неприемлимо для него в силу его личных установок. Низкое, порочное, постыдное. Тень — это Личное Бессознательное.

Анима и Анимус следует за Тенью. Это еще более глубокие слои личности. Они представляют собой Коллективное Бессознательное. И только на этом уровне мы можем говорить об архетипах. Анима — женская часть души, Анимус — мужская, но обе они присутствуют в каждом человеке, независимо от пола. По Юнгу, именно под влиянием Анимы, мужчина выбирает себе ту или иную женщину: «Каждый мужчина несет в себе вечный образ женщины - не той или иной опреде­ленной женщины, но образ женщины как таковой. Этот образ - отпечаток, или «архетип», всего родового опыта женственности, сокровищница, так сказать, всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку этот образ бессознателен; он всегда так же бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания».

И, наконец, Самость — это высшая точка осознания индивида, совмещающее в себе сознательное и бессознательное. Архетип целостности и человеческого потенциала.

Таким образом мужские архетипы по Юнгу — это то, что выделяется на уровне Самости.

Мужские архетипы богов

Мужские архетипы богов были определены в 1989 г. психологом Джин Шинодой Болен. Ранее я писала про ее . Как и женские, мужские архетипы представлены в виде 7 богов. Только женщин Болен делила на уязвимых, независимых и алхимических, а мужские представлены ввиде отцовских и сыновьих архетипов.

Отцовские архетипы представлены троицей старших олимпийских богов — братьями Зевсом, Посейдоном и Аидом.

Зевс — архетип отца и короля. Это статусный мужчина, обладающий властью, глава семьи. Целеустремленный, сильный экстраверт. Он ориентирован на будущее и много работает ради него. Вокруг него всегда много женщин, которые охотно рожают ему детей. В жизни это главы крупных компаний, международные бизнесмены или владельцы сильных семейных бизнесов.

Посейдон — как и Зевс, похож на свой мифический прообраз. Посейдон старше Зевса, но не он царь богов, хотя и не уступает младшему брату в могуществе. В мифологии почти нет противостояния Зевса и Посейдона, они сосуществуют в мире, но все же иногда самолюбие бога моря дает о себе знать и он напоминает Зевсу, что с ним нужно считаться. В жизни мужчина с архетипом Посейдона — это сильный бета-самец, если так можно выразится. Это сильная личность, но часто мечущаяся, ищущая себя. Он может быть экстравертом и интровертом. Может браться за любые дела и бросать их на пол дороги. Поэтому «посейдоны» часто встречаются среди людей творческой среды. Посейдон не столь любвеобилен, как Зевс, ему часто достаточно одной женщины (хотя он и не всегда ей верен), при чем женщины, склоняющейся перед его авторитетом.

Аид — старший брат Зевса и Посейдона, но стоящий в стороне. Он выбрал себе в вотчину Подземное царство и практически не покидает его. В жизни такие мужчины глубокие интроверты. Они живут в своем мире и имеют особенное мировоззрение,склонны к самоанализу, размышлениям и поиску себя. Они часто живут одни. Из профессий выбирают те, где не требуется много общения — лесник, егерь, архивный служащий. В отличие от мужчин с архетипом Зевса и Посейдона, Аид моногамен. Он может долго жить без женщины, потому что ему трудно ужиться с кем попало. Поэтому его жена обычно представляет собой полную противоположность и служит проводником между мужем и другими людьми.

Сыновьи архетипы представлены сыновьями Зевса — Гефестом, Аполлоном, Аресом, Гермесом и Дионисом.

Гефест — чем-то напоминает своего дядю Аида. Он также интроверт, которому трудно (и не нужно) контактировать с другими людьми. Он скрытый и замкнутый молчун. Часто обладает большой физической силой — это одно из его увлечений, «тягать железо». Ему важен и нравится физический труд. Как личность, он глубокий, немного ранимый и не всегда уверенный в себе. Женщинам такие мужчины нравятся нечасто. Но рано или поздно находится подходящая, брак с которой длится всю жизнь. Хотя Гефест может и обжечься в выборе женщины, которая потом способна променять его на более легкого мужчину. Отцы-одиночки часто выходят из мужчин этого архетипа.

Аполлон — архетип любимого сына. Он красив, обоятелен, очень самолюбив и общителен. Он всегда в центре внимания. При этом Аполлону свойственно больше полагаться на разум, чем на чувства. Он благоразумен, любит порядок, здравый смысл и расчет. Из таких мужчин получаются неплохие юристы, дипломаты. Женится Аполлон прежде всего «на ком надо» и только уже в последнюю очередь по любви, что не отменяет множество связей до брака. Да и после брака тоже.

Арес — в отличие от Аполлона, это самый нелюбимый сын Зевса. Потому что царю богов не нравилось, как Арес — бог войны, терял голову от вида крови на поле битвы. Арес — это не справедливая битва, а сражение ради сражения. Но женщины, наоборот, любят таких мужчин. В мифологии в Ареса была влюблена сама богиня любви Афродита, родившая ему троих детей с очень странными именами: сыновей Фобоса и Деймоса, чьи имена переводятся, как «страх» и «ужас» и дочь по имени … Гармония. В жизни мужчины с архетипом Ареса страстные любовники и бойцы по жизни. Они активны, агрессивны, часто идут на конфликт, ввязываются во все подряд. Они создают у женщин иллюзию альфа-самца, хотя таковыми являются мужчины с архетипом Зевса. У Ареса всегда много женщин, он редко бывает верен. Но выбирает себе в спутницу женщину с таким же ярким темпераментом, с которой можно бурно выяснять отношения, сходиться и расходиться.

Гермес — более мягкий вариант Ареса. Он тоже любит кружить голову женщинам, но при этом любит только себя. Любовником он может быть и не ахти каким, хотя женщину все равно теряют от него голову. В жизни он ярко выраженный экстраверт, с кучей идей, знакомых, планов и амбиций. Но любит только то, что дается легко и быстро. Так же любит и с женщинами — чтобы быстро уступили его чарам. Но когда добивается своего, почти сразу теряет интерес и исчезает, как греческий бог в своих крылатых сандалиях.

Дионис — сложная натура. Он все время ходит на грани. Дионис — бог вина и виноделов. В жизни мужчины с этим архетипом часто находятся вблизи алкогольной или наркотической зависимости. Но это не просто алкоголики или наркоманы. Часто это творческие личности, любящие эксперименты и ищущие вдохновения во всем, в том числе и в игре с собственным сознанием. Также они любят экспериментировать и с женщинами. Женщины любят их и часто окружают заботой. Они способен нравится всем — даже пожилые дамы испытывают к ним добрые чувства за их веселость и обаяние. Но,охотно принимая заботу и внимание, Дионис не спешит отвечать тем же. Ему интересно лишь сбить с истинного пути добропорядочную женщину или разбудить страсть в «снежной королеве», а потом он снова сосредотачивается на себе.

ТВОЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ ИЗБРАННИК

«Тебя понять невозможно!», – поет Кристина Орбакайте, а Джин Шинода Болен, психолог и автор книг «Богини в каждой женщине» и «Боги в каждом мужчине», предлагает инструмент, с помощью которого можно не только понять себя и своего партнера, но и «отремонтировать» взаимоотношения в паре.

Архетипы, управляющие нашей жизнью

Ученик Фрейда, Юнг, ввел в обиход понятие архетипа, стереотипа восприятия, который описывает закономерности, управляющие нашим поведением. Архетипы универсальны и узнаваемы, какими бы образами они не описывались. Многие из нас зачитывались в детстве мифами Древней Греции, возраст которых перевалил уж за три тысячелетия. Затрагиваемые в мифах темы и образы богов, порой кажутся нам до боли знакомыми, ведь в мифах отражен опыт всего человечества.

«Божественная» классификация, предложенная Джин Шинода Болен, описывает базовую структуру личности мужчин и женщин, которые воплотили в себе характерные черты известных нам древнегреческих богов. Конечно же, эти базовые, универсальные характеристики имеют миллион вариаций, детализируясь в каждом конкретном человеке. Ведь каждый из нас обладает массой уникальных черт, которые сформировались под влиянием семьи, жизненного опыта, времени. Но все же на фоне этого нельзя не заметить, что в своих реакциях мы и наши знакомые напоминаем какого-нибудь из жителей Олимпа…

В качестве архетипов «боги» существуют как силы, управляющие нашими эмоциями и поведением. Если человек сознательно признает и «чтит» их, эти боги помогают ему по-настоящему быть собой и наполняют его жизнь глубоким смыслом. Если же человек пытается подавить влияние своих богов, пренебрегает той энергией, которой они его награждают, например, выбирает несвойственный его архетипу род занятий, боги остаются в претензии к нему и «наказывают». Во всех сферах жизни - в работе, в бою, в любви, - когда человек пытается соответствовать ожиданиям окружающих, вступая в противоречие с собственным архетипом, ему приходится затрачивать на это слишком много энергии. Если даже подобные сверх усилия и дадут ожидаемый результат, глубокого удовлетворения человек не получит.

Откройте в себе и в вашем партнере бога и вы получите универсальный инструмент для построения гармоничных отношений. Все боги присутствуют в психике любого человека как потенциальные модели поведения. Но в каждом отдельном человеке некоторые из них активизированы, а некоторые нет. Обучиться искусству распознавать ведущего бога в вашем партнере и активизировать в себе достойную ему богиню - настоящий подвиг для потомков Зевса и Геры.

Отцы и сыновья

В одном из предыдущих номеров нашего журнала мы открывали в себе афродит, афин и деметр. Настала очередь определить, черты каких греческих богов прослеживаются в наших мужчинах.
Зевс, Посейдон и Гадес олицетворяют архетип отца - человека, придерживающегося, в основном, патриархальных взглядов на жизнь и семью.

Зевс - большой босс

Правитель Олимпа, бог-громовержец, диктатор, стратег и распутник, Зевс, как известно, выиграл войну за власть у своего отца Кроноса, был женат семь раз и имел массу любовниц.
Человек, в котором превалирует архетип Зевса, умен, энергичен, превыше всего ценит разум и самообладание. Мужчина-Зевс стремится к авторитету и власти и готов рисковать ради достижения этих целей. Он не склонен работать на кого-то, его цель - быть хозяином. Таков же он и в быту. Поистине «его дом - его крепость», поэтому к созданию семьи он подходит очень серьезно.

Посейдон - дикарь

Чтобы понять бога моря Посей­дона, достаточно представить себе могучую необузданную океанскую стихию с ее переменчивым нравом. Его наиболее характерная черта - бурный темперамент. Хотя он, как и Зевс, стремится к власти и могуществу, ему недостает для этого силы воли и умения мыслить стратегически. Способности Посейдона прекрасно реализуются в работе с природой. Это мир растений, животных, метеорология, психология...
Чувствуя глубоко и сильно, мужчина такого типа либо выражает свои эмоции спонтанно и непосредственно, либо довольно долго хранит их в себе, провоцируя тем самым их непроизвольный бурный выброс.

Гадес - отшельник

Гадес (Аид) - бог подземного мира, его также называют «невидимым». Он живет в своем царстве рядом с тенями некогда живших людей.
Следующие два резидента Олимпа - Аполлон и Гермес - относятся к «любимым сыновьям».

Аполлон - практик

Любимый сын Зевса, бог Солнца и искусств, пророчества и стрельбы из лука, Аполлон, так же как и его отец, превыше всего ставит интеллект, ум и волю. Он ценит порядок и гармонию, не особенно заботясь о том, что скрыто в глубине явлений или отношений.
Мужчина-Аполлон предпочитает мышление чувствам, объективность субъективности и отстраненность духовной близости. Он, безусловно, удачлив, способен сделать блестящую карьеру, умеет работать в команде и не всегда стремится быть «на первых ролях». Он благоразумен, не склонен к риску, не поддается эмоциям, предпочитая роль наблюдателя.

Гермес - вечный юноша

Сын Зевса и Майи (застенчивой богини, жившей в каменной пещере), активный, изобретательный и общительный, Гермес - вестник богов, посланник, путешественник и большой хитрец.
Мужчина-Гермес всегда в движении, он быстро и ловко перемещается от идеи к идее, от места к месту, от человека к человеку. Удержать его так же сложно, как удержать в руке ртуть. Он никогда не станет «винтиком» в машине большой корпорации. Он не любит что-либо делать «по схеме», быстро находя альтернативные пути и решения.
Так называемые «отвергнутые сыновья» - Арес и Гефест - дети Геры, гневливой и беспомощной матери. Они больше склонны работать руками, чем головой, эмоциональны и уязвимы.

Арес (у римлян Марс) - бунтарь

Бог войны и защитник, герой, хулиган и танцор Арес многолик и сложен. Его основная черта - жить «здесь и сейчас». Он импульсивен, каждый его всплеск эмоций тут же влечет за собой физическое действие.
Мужчина-Арес решителен, активен и очень эмоционален. Он не вписывается в корпоративную иерархию, не склонен к бумажной работе и воплощению долгосрочных проектов. Его привлекает работа, требующая от него умения рисковать или требующая рукодельного мастерства. Такой человек вполне способен со временем добиться материального успеха, но при этом тратить он будет столь же легко, сколь зарабатывать.

Гефест - трудяга

Отвергнутый Зевсом из-за своего физического недостатка и сброшенный с Олимпа, Гефест - единственный работающий бог, бог-ремесленник, чьи таланты и удивительное мастерство неотделимы от его чувствительности, ранимости и душевной уязвимости.
Мужчина-Гефест - это впечатлительная интровертная личность, в глубине души которой таится бездна любви. Ни один другой тип не погружается с такой страстью в работу, в которой он находит реализацию своего творческого и душевного потенциала. Если мужчина-Гефест находит себя в деле, он чувствует себя счастливым и реализовавшимся.

Дионис - взрослый ребенок

Дионис - единственный олимпиец, чья мать была смертной, и кого в своем бедре взрастил сам Зевс, заменив ему и отца и мать. Для него, единственного из всех детей, гуляка-Зевс стал заботливым отцом.
Мужчину-Диониса не привлекает карьера с ее жесткой конкуренцией и непомерными амбициями. Вообще любое дело, требующее долгого обучения и практики, - не для него. Он может стать священником, экстрасенсом или шаманом, увлечься йогой или восточными боевыми искусствами.

Инструкция по устранению неполадок

Часто мы, вторя звезде эстрады, бросаем нашему избраннику: «Тебя понять невозможно, ты ненормальный!». Выяснить причину частых «неполадок» механизма взаимоотношений и, возможно, исправить положение поможет наша «инструкция».

«Видимое повреждение»
Однажды завоевав вас, ваш избранник отстраняется и не заботится о поддержании отношений.
Причина неполадки
Зевс в вашем избраннике в силу своей эмоциональной отстраненности смещает приоритет с развития партнерских отношений на усиление власти и своего могущества, то есть погружается в работу, и «завоевание новых территорий».

Необходимые действия
Чтобы поддерживать и углублять взаимоотношения, партнеру необходимо развивать в себе и другие мужские архетипы. Изменить коренным образом приоритеты мужчины-Зевса может либо истинная любовь, либо серьезная утрата. Подобный опыт способен пробиться через эмоциональные барьеры Зевса, заставить его потерять голову, позволит лучше разобраться в собственных чувствах и признать духовную потребность в других людях. «Сыграть» на этих козырях способна женщина, развивающая в себе Афродиту и Афину.

«Видимое повреждение»
Пылкий возлюбленный оказался абсолютным сторонником Домостроя? Претендует на свое единственно верное и возможное мнение в любой ситуации, только потому, что он мужчина?
Причина неполадки
Так Посейдон в мужчинах очень эмоционально реагирует на проявления силы и самостоятельности женщинами.

Необходимые действия
Чтобы «укротить» океанскую стихию своего избранника, необходимо открыть в себе Афину, дальновидно признать превосходство своего избранника, спокойно переносить бури – вспышки гнева - и ненастную погоду – периоды мрачного настроения, просто принимая его таким, каков он есть. И тогда, через несколько лет, вы заслуженно получите нежного, заботливого и внимательного партнера.

«Видимое повреждение»
Ваш избранник постоянно живет в своем внутреннем царстве, замыкается и отказывается разговаривать о том, что происходит с ним.
Причина неполадки
Если вы изначально были более активны в развитии ваших отношений, а подобное поведение вашего партнера описывает общую тенденцию, а не реакцию на определенные события, то, возможно, он находится во власти Гадеса.

Необходимые действия
Персефона в тебе, активная и восприимчивая, наладит связь между твоим избранником и миром. Открывшись вначале тебе, твой Гадес способен активизировать в себе Гермеса, который поможет ему смягчить мрачный характер и стать более эмоциональным, а значит доступным и понятным миру.

«Видимое повреждение»
Рациональность и «правильность» вашего практически идеального партнера приводят время от времени вас бешенство.
Причина неполадки
Уравновешенный, надежный и последовательный мужчина – мечта многих женщин, но если эти качества принадлежат Аполлону в вашем избраннике, а вас не устраивает присущая этому богу эмоциональная холодность и отсутствие глубины в общении, то стоит задуматься о «капитальном ремонте» ваших взаимоотношений.

Необходимые действия
Необходимо культивировать качества Диониса в вашем избраннике, в чем может помочь вам, например, совместное посещение занятий танцем. Возможность окунуться в ощущения и чувства, погрузиться в воображение и внешний опыт позволит вашему Аполлону научиться выслушивать и понимать чувства других людей.

«Видимое повреждение»
Ваш возлюбленный ворвался в вашу жизнь стремительно и тут же исчез в неизвестном направлении. Обаятельность и упорство, с которым он добивался вас, сулили долгие и интересные отношения, но не закончились ничем. Или еще не закончились, и он вернется?
Причина неполадки
Мужчина-Гермес принадлежит всем и не принадлежит никому, кроме своей матери: он предпочитает свободную жизнь, уходит и приходит, когда ему заблагорассудится.

Необходимые действия
Если в вас активизирована Гестия, богиня домашнего очага, то, как женщина, – вы независима и сосредоточена на своем внутреннем мире, любите уединение. В этом случае по возвращении Гермеса вы не станете предъявлять к нему непомерные требования, вроде постоянного присутствия дома и участия в ведении хозяйства. Если вы активизируете в себе Афродиту, то поможете ему глубже понять ему мир собственных эмоций, выйти за пределы интеллектуального царства и окунуться в мир чувственности. Помогите Гермесу найти своего Зевса, тогда он сможет перерасти образ вечного юноши и служить положительным примером для будущих детей.

«Видимое повреждение»
Ваш избранник покорил вас своей общительностью, эмоциональностью и жизнелюбием? Но бесконечные бурные выяснения отношений и такие же бурные примирения слишком утомляют вас.
Причина неполадки
Импульсивная натура вашего партнера принадлежит агрессивному Аресу, богу войны. Его идеальной партнершей является Афродита. Только с ней он может вести себя искренне и спонтанно, проявляя свою симпатию физически: в сексе, флирте, танце он требует от нее такого же полного погружения.

Необходимые действия
Афина в вас поможет вашему партнеру отсрочить моментальную реакцию, разбушевавшегося в нем Ареса, даст возможность ему действовать, руководствуясь сознательным выбором, а не эмоциями.

«Видимое повреждение»
Несмотря на то, что ваш избранник боготворит вас, вы все больше и больше времени проводите в одиночестве.
Причина неполадки
Типичный Гефест слишком увлечен работой, она для него становится своеобразной «возлюбленной». Такой мужчина моногамен и верен, чего и требует от своей партнерши, не смотря на то, что уделяет мыслям о ней гораздо больше внимания, чем реальному общению и единению.

Необходимые действия
Афродита дарит Гефесту красоту и любовь, что отражается на его ремесле. Пробудите в себе эту богиню и тогда, будучи по природе эстетом, он получит полное удовлетворение от возможности создавать с вашей помощью шедевры. Деятельный ум Афины компенсирует недостаток внимания со стороны вашего партнера результатами затраченных усилий по продвижению его шедевров.

«Видимое повреждение»
Ребячество и беспечность вашего избранника не позволяют вам чувствовать себя безопасно рядом с ним, резкие перепады настроения лишают ваши отношения стабильности?
Причина неполадки
Сидящий внутри вашего партнера Дионис, не станет брать на себя ответственность и выступать в роли защитника, он сам, прежде всего, нуждается в женщине-матери, способной позаботиться о нем.

Необходимые действия
Станьте Ариадной для вашего возлюбленного, подарите ему нить, которая станет основой для создания глубоких личных взаимоотношений. Любовь к вам способна пробудить в Дионисе сострадание и сопереживание к вашим чувствам, а это, в свою очередь, может стать залогом стабильных взаимоотношений в будущем.

Как-то, сидя в кафе, я случайно увидела надпись, которая висела на двери кухни: «Официант, помни, в каждом клиенте тоже есть частичка Бога!». Испытав на себе недовольство персонала этого заведения, я напомнила официанту, который обслуживал меня, о моей божественной сущности и в ответ, заслуженно, получила улыбку. Милые женщины, пусть осознание божественного начала в мужчинах постоянно напоминает вам о движущих силах их поступков и поможет лучше понять наших отцов, мужей и сыновей, которые одаривают нас с щедростью богов своей любовью.

Узнай, какие Боги задают в тебе тон.
Тест.
Для того, чтобы пройти тест на свой ведущий архетип:
Ответьте на каждое утверждение. Затем подсчитайте общее количество баллов в каждом
отдельном блоке. Варианты ответов могут быть — нет (0), возможно (1) и да (2). Там,
где количество баллов будет больше, влияние архетипа будет сильнее. Внизу найдете
ответы.

Женские архетипы
-A-
Я умею намечать цели и достигать их.
Я независима.
У меня много подруг. Дружба для меня — очень важный аспект.
Я безжалостна к своим врагам.
-B-
Я способна ясно мыслить.
Мне хорошо удается справляться с практическими задачами.
Я не плохой стратег.
Я не считаю, что сочувствие так необходимо людям.
-C-
Правила социума мне не интересны, я предпочитаю свой внутренний мир.
Я часто наслаждаюсь одиночеством.
Я предпочитаю видеть во всем духовный смысл.
Дом должен быть как храм — чистый и уютный.
-D-
Я ревнива и умею мстить своим соперникам.
Я умею быть верной.
Замужество — главное в жизни.
Какие бы ужасные не были отношения в супружеской паре — это не повод для
расставания.
-E-
Я очень хорошо знаю, что значит депрессия. Периодически пребываю в этом.
Мне приходится делать все самой, потому что лучше меня все равно никто не
сделает.
Я обожаю кормить и заботиться о других. Мне нравится быть нужной людям.
Я считаю, что aборты делать нельзя. В любом случае нужно рожать.
-F-
Я никогда не прошу открыто чего-то. Все, что мне нужно, люди дают мне и так.
Я умею чувствовать людей.
Мне часто снятся вещие и значительные сны.
Я люблю мечтать и погружаться в воображение.
-G-
Я могу сказать, что имела достаточно бурных романов в своей жизни.
Мои любовные связи обычно очень интенсивные, но не продолжительные.
Для меня не важно, что будет в будущем в отношениях с моим возлюбленным. Главное
— «здесь и сейчас».
Я обожаю наслаждаться удовольствиями и красотой

Мужские архетипы
-А-
Я всегда решителен и беспощаден.
Главное в работе — это плодотворность.
Я обладаю определенной властью и прекрасно управляю ею.
Эмоции — это удел слабых.
-В-
Мне порой трудно справляться со своими эмоциями.
Каждый должен платить по счетам. Зуб за зуб.
Семья — моя опора.
Я очень хорошо чувствую людей.
-С-
Мне хорошо знаком вкус депрессии.
Внутренний мир более важен для меня.
Меня не привлекает общение с людьми.
Я умею создавать создавать свои богатые образы и проживать их.
-D-
Я всегда во всем стремлюсь к совершенству.
Главное в жизни — это цель.
В жизни все можно просчитать.
Карьера важнее, чем личные отношения
-Е-
Я могу горы свернуть, пока мне будет интересно то, что я делаю.
Я не люблю долго пребывать на одном месте. Мир создан для того,чтобы его
познавать.
Я быстро схватываю идеи и суть любых знаний.
Мне не важно мнение других, главное — иметь нужный результат.
-F-
Часто чувствую себя козлом отпущения.
Я очень быстро реагирую на происходящее.
Я предпочитаю подвижный образ жизни. (Спорт, танцы)
Мне нравится сексуальная страстность.
-G-
На людях я порой неловко себя чувствую.
Я прекрасно умею справляться с любой мужской работой.
Я умею чувствовать и видеть красоту.
Работа — лучший лекарь души.
-H-
Я совсем не похож на других людей. Возможно поэтому они меня не понимают.
Главное для меня — естество. Мир и без того такой искусственный.
Порой чувствую страсть к жизни.
Человек должен попробовать в жизни все.
ОТВЕТЫ
Женские архетипы

A — Артемида
B — Афина
C — Гестия
D — Гера
E — Деметра
F — Персефона
G — Афродита

Мужские архетипы

A — Зевс
B — Посейдон
C — Аид
D — Апполон
E — Гермес
F — Арес
G — Гефест
H — Дионис

Подробнее о Богинях и Богах
Для того чтобы женщина была реализована в любви и профессии, была сексуальна и жила
творчески, в её жизни должны быть выражены архетипы всех Богинь. Но каждая, должна
раскрыться в своё время, в определенный период жизни.
На примере богинь древне-греческого пантеона можно классифицировать женские роли как
богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня. Богини-девственницы – это
Гестия, Артемида и Афина.
Все три богини самодостаточны и олицетворяют женскую независимость. Эмоциональные
привязанности не отвлекают их от важных идеалов в их жизни. Их идеалы, как правило,
не связаны с семьёй. Они не страдают от неразделенной любви, не бывают жертвами.
Афина и Артемида целеустремленны, рациональны, ориентированы на достижения. У Гестии
ум направлен вовнутрь к духовным ценностям. Женщины, имеющие данные архетипы, всегда
стремятся к собственным целям. Их отличительная черта – сфокусированность.
Так сложилось на протяжении многих веков, что независимость, ум и сексуальность
женщин отрицалась напрочь. Вследствие этого, архетипы девственных богинь подавлялись
обществом.
Богини-девственницы – самая непостижимая часть женской натуры. Термин «девственная»
нужно понимать как чистая, не тронутая предрассудками., независимая, неподкупная.
Такие богини представляют сущность женщины в чистом виде.
Артемида

Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. Она родилась первая и помогла своей матери
Лето родить Аполлона. Поэтому Артемида считалась покровительницей родов. Зевс очень
любил её и подарил ей всё, что она попросила – лук со стрелами, свору гончих собак
для охоты, свиту нимф, дикие леса и горы. Он подарил ей также вечное целомудрие и
право самостоятельно совершать свой выбор.
Артемида умеет ставить цели и достигать их. Состязания с другими людьми подстёгивают
её и дают ощущение «охоты». Она умеет добиваться всего самостоятельно, без поддержки
других.
Часто такие женщины выбирают профессию юриста, или работают там, где могут помогать
другим. Слава, власть и деньги могут к ней прийти, если её деятельность престижна. В
Тоже время таким женщинам не интересна коммерция и карьера. Они идут обычно новыми
необычными путями к своим целям. В результате пропускает свой успех.
Известно, что Артемида очень часто приходила на помощь матери, а также помогала
другим женщинам. Она была беспощадна с обидчиками.
Такие женщины любят участвовать в различных движениях за права женщин. Артемида
всегда солидарна с женщинами, имеет много подруг. Её дружба длится десятилетиями. Она
склонна к общественной деятельности.
Артемида – это архетип «сестры». С мужчинами она предпочитает устанавливать братские
отношения. Артемида никогда не была замужем. Она чувствует себя целостной, действует
уверенно, не нуждаясь в мужском одобрении. В молодости мысли таких женщин поглощены
чем угодно, но только не замужеством. Если Артемида привлекательна, она может иметь
свободные отношения с мужчинами.
Согласно мифу, Актеон, который осмелился подсмотреть за ней во время купания, был
уничтожен. Пришлось ей также убить своего возлюбленного Ориона. Она сделала это
непреднамеренно, из-за провокации её брата Аполлона.
Сексуальный опыт Артемида получает вследствие своей склонности к исследованиям и
приключениям. На первом месте у неё всегда работа, творчество. Секс для неё просто
физиологическая потребность.
Если она и выходит замуж, то её партнером становится или сокурсник, или коллега по
работе. Часто такие женщины оставляют свою фамилию после брака и устанавливают в
семье равноправие. Её мужем может стать Аполлон, так как между ними много общего. Для
неё очень важно разделять интересы с партнёром.
Для того, чтобы брак Артемиды стал полноценным, — для развития чувственности она
должна развить в себе богиню Афродиту, а для стабильности брака – Геру.
Её может привлечь также мужчина учитель, который может учить её быть внимательной к
другим. В остальных случаях Артемида просто воспроизводит свои ранние детские
конфликты с отцом. Партнер её критикует, а она обижается и продолжает делать то, что
считает необходимым для себя. Если же партнеру удастся её сломить, она сможет
приспособиться к новому образу поведения.
Мужчина может быть ей интересен до тех пор, пока она испытывает потребность в
«охоте». Как только он влюбляется в неё, она теряет к «охоте» интерес. Если он
начинает показывать свою слабость – она начинает его презирать.
Стихия Артемиды – ночь. Она скитается по диким лесам при лунном свете с горящими
факелами. Именно на природе женщины Артемиды чувствуют себя в согласии с собой,
сливаясь с бытием. Так женщина погружается в глубины своей души. Сны её становятся
яркими, благодаря этому к ней приходит новое понимание себя.
Артемида очень нетрадиционна, поэтому может находиться в конфликте с собой и другими.
Этот архетип подходит больше молодым женщинам.
В возрасте 35-45 она погружается в мир Луны и начинает искать в себе духовные
ценности. В ней начинают просыпаться чувства и желания, которые она раньше
игнорировала. Если её сильный характер не найдёт себе применения, она может потерять
почву под ногами.
Чтобы преодолеть ограниченность данного архетипа, женщины должны помнить, что
молодость проходит. То, что было уместно раньше, в зрелом возрасте не имеет ценности.
Они должны понять, что любовь является самым важным чувством в жизни. Пробудив в себе
архетип Афродиты, женщина Артемида приобретает целостность благодаря любви.

Женщины, у которых развиты архетипы девственных богинь, обычно становятся в жизни
спортсменками, феминистками, политиками, учёными, монахинями. Они избегают
традиционных женских ролей, потому что их сознание сфокусировано на достижении
собственных целей.
Афина – богиня мудрости и ремесел, стратег и дочь своего отца.

Афина позиционировала себя в обществе как равная мужчинам, а порой и превосходила их
в своих занятиях. Афина – это типичная бизнесвумен или женщина – политик. В мифе мы
её узнаём как великолепного стратега и хладнокровную предводительницу в битвах. Её
изображали в воинских доспехах с щитом и копьём.
Афина — девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Она блестает там, где
нужны интриги, дипломатия и воля. Иногда мы её видим с копьём и веретеном или чашей.
Она покровительствовала не только воинам, но и домашним ремесленникам.
Как в воинском деле, так и в ремесленном, необходимо тщательное планирование и чёткое
исполнение задуманного. Афина — сторонница реальных результатов и практицизма. Она
была известна как непревзойденная ткачиха. Чтобы выткать покрывало, нужно сначала
представить его и составить точный рисунок. Затем только методически воспроизвести
рисунок в ткани.
Афина всегда считала, что у неё только один родитель – отец Зевс. Она всегда была его
правой рукой, а также покровительницей и советчицей всех мужчин-героев.
Многие секретарши посвятившие жизнь своему начальнику, становятся его правой рукой.
Такие женщины поддерживают мужской подход в обществе. У них мало сострадания к
униженным, не достигшим успеха людям.
В воспитании Афины, образование имеет очень важную роль. Такие женщины любят учиться.
Они могут стать и прекрасными преподавателями. Сильная сторона такого учителя –
умение доходчиво объяснять сложные алгоритмы. Афина хороша в математике и
естественных науках.
Кроме того, она великолепно умеет мастерить что-либо руками и находить сбыт для своей
продукции.
В мифе говорится, что Афина появилась на свет из головы Зевса уже взрослой женщиной в
доспехах. Доспехи на её теле защищают её от женской уязвимости, эмоциональной боли.
Доспехами она как интеллектом, прикрывает свой мир чувств.
Она не знала матери, поэтому всякая дружба с женщинами для неё не имеет никакого
значения. В мифе рассказывается о том, что у неё была единственная подруга Паллада.
Но она убила её копьём, когда они затеяли состязания. Женщина Афина не приемлет
никакой конкуренции среди женщин. Она очень коварно может расправиться с той, которая
посмела её превзойти.
В отличии от Артемиды, Афина ищет общество мужчин. Её привлекает мир власти и земных
дел. В нём она прячется от романтизма и женской эмоциональности. Её привлекают только
властные и авторитетные мужчины, такие как её отец Зевс. Ей покровительствуют только
сильные и умные мужчины. Они обычно разделяют её интересы. Такие отношения
предполагают обоюдную верность.
У Афины есть особое чутьё. Она знает, когда можно заговорить с мужчиной о браке или о
деловом союзе. Афина ценит мужчин, которые умеют достигать своих целей.
Афина живёт головой. Секс для неё – это «часть соглашения», либо расчет. Если Афина
выходит замуж, она рассматривает секс, как необходимый для её здоровья компонент.
Ревность в сексуальных отношениях ей чужда.
Наилучшем мужем для неё может быть Зевс. Тогда она выступает не только как верный
помощник ему в обществе, но и как идеальная хозяйка дома. Её расчетливый и
стратегический ум позволяет ей без труда блестяще заниматься семейным бюджетом.
Чтобы раскрыться в сексуальных отношениях и почувствовать ценность домашнего очага,
Афине как и Артемиде нужно раскрыть в себе Афродиту и Геру.
Афина живёт всегда по принципу «золотой середины». Она старается поддерживать во
всём меру и равновесие. Контроль в её жизни отметает всё непродуктивное. В этом она
очень консервативна. До тех пор, пока женщина следует Афине, она не станет жертвой
своих или чужих эмоций.
Проблема Афины может быть только в том, что она носит доспехи и ей трудно раскрыть в
себе других богинь, то есть раскрыть в себе другие психологические аспекты своей
личности.
Живя головой, Афина упускает переживание полноты жизни её тела. Она мало знает о
чувственности. Выходить за пределы этого архетипа ей приходится порой неожиданно и
травматически под давлением обстоятельств.
Даже если у женщины развиты архетипы зависимых богинь, ей очень полезно также всегда
иметь Афину. Тогда Афина поможет ей выбрать стратегию завоевания мужа, выработать
правильную тактику в конфликтных ситуациях. В моменты повышенной эмоциональности,
Афина помогает сохранить выдержку и терпение.
Как известно из мифа, Афина никогда не была ребенком. Чтобы воспринимать мир с
восторгом и получать больше счастья от жизни, ей нужно стать ребенком. Для этого ей
нужно отказаться от здравомыслящих суждений взрослого. А лучше научиться принимать
игру, смех, слёзы и увлечения.
Поскольку у Афины частенько отсутствует связь с материнским архетипом, ей очень
полезно стать матерью. Приняв аспект матери в свою жизнь, Афина станет мягче и
гармоничнее в отношениях с другими людьми.

Они помогают нам реализовать себя в жизни, любить своего мужчину, создавать уют дома и в семье, заботиться о детях, понимать и принимать себя.

Мы открываем их божественное проявление в себе и живем по их правилам. Архетипы также влияют и на мужчин, которые живут с нами рядомдарят нам свою заботу, поддержку, защиту и любовь.

Существуют мужские архетипы : Зевс, Посейдон, Гадес (Аид), Аполлон, Гермес, Арес, Гефест, Дионис. Мужчины менее доверчивы, чем женщины и они не считают, что архетипы – это что-то полезное и необходимое для них. В мужской психике архетипы делятся на богов: отцов и сыновей, на королей и валетов.

Зевс, Посейдон и Гадес представляют три аспекта архетипа отца, они разделили мир между собой и каждый стал хозяином и властелином своей части. У каждого своя неповторимая манера отцовства.

Первый архетип – это Зевс – бог сознания и ума, максимально чтимый в эпоху патриархата, он готов на все ради успеха, богатства и власти. Тщеславен и очень богат, главным его символом является орел. Он жесток и коварен. Управляет всем материальным миром. Зевс обладает личными качествами, присущие властным отцам, руководителям, царям и мужчинам, занимающим высокие посты в обществе. Зевс умелый стратег и самый могущественный бог Олимпа. Он обладает умением убеждать других в своей правоте и подчинять своей воле. Это архетип царя и решительных действий. Зевс считает, что богатство и власть являются важным элементом его привлекательности. Он не церемонится с женщинами и ему достаточно, чтобы они выполняли то, что ему нужно. Мужчин он воспринимает либо как соперников, или как союзников.

Бог Посейдон , его собственное королевство - это моря и океаны. Творческая стихия- его власть, но часто он чувствует себя «лузером» и часто проигрывает Зевсу. Он управляет нашими эмоциями и творчеством. Отличительная черта Посейдона – бурный темперамент. Бывает раздражительным, жестоким и опасным подобно морской стихии с бурями, штормами и цунами. Ему тоже свойственно стремление к власти, но из-за излишней эмоциональности, он теряет такие важные черты характера как беспристрастность, силу воли, умение проигрывать и стратегическое мышление. Мужчина, в котором преобладает этот архетип, непосредственно связан с инстинктами и чувствами. Если он экстраверт, то он выражает эти эмоции. А если интроверт, то хранит в себе. Мужчине-Посейдону приносит удовлетворение работа, где можно применить данные ему от природы качества: умение творчески мыслить и выражать свои эмоции и чувства. Он себя комфортно чувствует в работе с природой и человеческой в том числе. Над женщинами он доминирует в силу патриархального склада ума и повышенной эмоциональности, у него, как правило, хорошо складываются отношения с деловыми женщинами, строящими свою карьеру, они тем самым дополняют его. Посейдон часто очень хороший друг, верный и преданный. В браке Посейдон выплескивает свои эмоции обиды или гнева на жену.

Архетип Гадес – царь подземного мира, которого боится даже Зевс. У него ключи от истинного богатства - от смыслов жизни. Он руководит нашими смыслами, бессознательным. Это ученые, мудрецы. Если они смогут проявиться во внешней жизни, то власть очень скоро будет у них в руках. Он источник субъективного знания и, когда мы сомневаемся и не можем понять, чего хотим, так важно обратится к Гадесу внутри себя как доброму советчику. Мужчина, в котором силен этот архетип невидим в обществе, у него нет четкого внешнего имиджа, живет он внутренней жизнью. Самая главная его проблема – это адаптация в мире. Для успешной реализации Гадесу необходимо обнаружить у себя интерес к какому-либо делу и выйти за пределы своего архетипа. Чаще всего он имеет очень скромный опыт общения с женщинами, либо они отвергают его. С мужчинами он не близок, так как не чувствует себя частью мужского общества. Мужчины, которые хотят быть его друзьями, должны долго принимать его внутренний мир, только потом он сможет довериться им. Если он влюбляется, он охотно вступает в брак и уже через семью приобщается к обществу. Только чувствительная и восприимчивая женщина сможет понять Гадеса и помочь ему открыть себя миру.

Самый любимый Сын ЗевсаАполлон – бог солнца! Самый спортивный, умный, красивый, перспективный. Он стремится достичь совершенства во всем. Мужчина, за которого, хочет выйти замуж любая девушка. Идеальное соотношение разума и физической формы. Для него важнее разум, отстраненность и субъективные интуитивные решения. Он очень востребован в современном мире благодаря своим мужским качествам. Аполлон ценит порядок и гармонию во всем. Это архетип - брата и он себя отлично чувствует, работая в команде. Он легко заслуживает доверие окружающих и добивается успеха, несмотря на свою отстраненность от окружающих.Часто его привлекает юриспруденция и медицина. Его тянет к независимой и привлекательной женщине, в их паре часто ощущается дух соперничества. С другими мужчинами Аполлон прекрасно ладит и, как правило, окружен настоящими друзьями. Он хорошо себя чувствует в браке, где нет излишней чувственности и близости, а скорее деловые и дружеские отношения. Аполлону для полноценной жизни необходимо научится смирению, возможности слышать свои желания, освободить «внутреннюю женщину».

Гермес – вестник богов . Плут, мошенник, торговец и дипломат. Самый веселый и гибкий бог. Гермес противоречивая натура, с одной стороны, изобретательность, способность действовать быстро, живость ума, которые он использует для творчества и для обмана. У него чрезвычайно острый ум и отличная интуиция, удержать его невозможно как воду в руках. Он авантюрист, способный сразу понять пользу от идеи или человека. С женщинами он непостоянен, так называемый Дон Жуан. Он подается увлечению и не думает об ответственности, верности и чувствах женщины и таинственно исчезает из ее жизни. Имея много друзей и приятелей, в душе Гермес одиночка. Скорее всего, он останется холостяком, или, повзрослев, найдет себе тихую и спокойную женщину, которая не будет доставать его вопросами, а будет беречь домашний очаг и ждать своего «путешественника». Гермесу-мужчине тяжело остепенится, это «вечный юноша». Он не способен к эмоциональной близости. Ему надо учиться у Аполлона основательности, и искать свою Афродиту.

Арес – бог войны. Нелюбимый сын Зевса, назвал драчуном ивсячески его критиковал. Тот мужчина, который, по-настоящему, любит мужское братство, любит авантюру, движение и силу. Он отважен и беспощаден как к другим, так и к себе. Всплеск эмоций у него ведет к физическим действиям. Он живет телесными ощущениями и очень сексуален. Но в состояние ярости он похож на зверя и способен нанести вред и проблемы себе и окружающим. Он напорист, активен и очень эмоционален. Ареса притягивают чувственные и экспрессивные женщины, с которыми он может вести себя искренне и спонтанно, выражая симпатию физически. Он привязан к мужчинам-друзьям и всегда готов выступить на их защиту. Часто это военное братство. Аресу необходимо учится самоконтролю, и сохранять хладнокровие в сложных и противоречивых ситуациях.

Гефест – бог кузни . Некрасивый внешне бог, но очень красивый внутренне. Он может делать много чудесных вещей, но чаще не признан. Любит мастерить, создавать что-либо, творить. Ремесленник, изобретатель, затворник. Он гениален и способен долго и кропотливо работать. Этот архетип заставляет мужчину не говорить о своих чувствах и не думать о них. Впечатлительный интроверт, окружающим сложно понять, что происходит у него в душе из-за излишней скромности и скрытности. Типичная профессиональная среда Гефеста – это мир творчества. Женщины в его жизни играют исключительную роль, они являются источником вдохновения для него, контролируют его благосостояние, помогают адаптироваться в обществе и выгодно себя представить. Гефест восхищается красивыми, умными и сильными женщинами и нередко они, впоследствии имеют власть над ним. Это моногамный и верный партнер, ожидающий от любимой таких же качеств. Он способен накапливать сексуальную энергию и воплощать ее в своем творчестве. Брак для этого архетипа очень важен, но в силу его качеств характера и проблематичен одновременно. Гефест не завязывает поверхностные отношения с людьми, поэтому у него может быть один или два верных друга, имеющие схожие интересы и не посягающие на его внутреннюю свободу и привычки. Мужчина-Гефест чаще всего страдает от депрессии, нереализованности во внешнем мире, низкой самооценки. Ему жизненно необходимы навыки общения, объективный взгляд на жизни и здоровые амбиции.

Дионис – бог экстаза и чувственного наслаждения. Он максимально способен почувствовать женскую натуру. Этот архетип неоднозначный, в нем огромный позитивный и негативный потенциал. В его душе постоянная борьба противоположностей - жизненность и разрушение, экстаз и ужас. Мужчина-Дионис излишне обаятелен и очарователен, чувствителен и женственен, и не вписывается в категорию «серьезного мужчины». Он не стремится к карьере и среди этого архетипа много безработных. Его привлекает мистика и ритуалы и если он дойдет до крайней степени в духовном плане, то может стать священником. Диониса всегда окружают женщины, они с детства становятся ему подругами и с ними завязываются доверительные и близкие отношения.Но любовные отношения с ним очень сложны из-за непостоянства и перепадов настроения.А с мужчинами он не находит ничего общего, ему малоинтересен дух соперничества. Если у него все-таки завязывается дружба, то каждый приятель для него особенно ценен, он искренне интересуется его делами, мыслями и чувствами. Проявление сексуальности для него имеет огромное значение. Брак с таким мужчиной напоминает вулкан и постоянные сюрпризы. Трудно рассчитывать на его верность и ответственность перед семьей, он сам является «большим ребенком». Дионис очень подвержен вредным привычкам, они помогают ему расслабляться и чувствовать себя самим собой. Мужчине-Дионису необходимо научится стабильности, повзрослеть и найти свою Ариадну.

Очень интересно окунутся в мир мужчин, в их сильные стороны и слабости, чтобы лучше понимать их и поддерживать в стремлении к цели. В этих архетипах я нашла своих коллег, друзей и любимого мужчину. Желаю Вам приятного путешествия в страну Богов мужского мира.

Делитесь своим опытом и мнением!

Архетип источник силы, которая приходит из бессознательного Мужчина часто сосредотачивается на одном образе или сценарии. Мужчине сложно переключиться с одного образа на другой, почувствовать себя другим, изменить мотивацию просто по своему желанию. Для изменения мужчинам приходится прикладывать определенные усилия не только для того, чтобы перейти от влияния одного архетипа к другому, но и для того, чтобы развиваться внутри одного образа и сценария. Ключевыми метафорами этапов развития мужчины определенного типа выступают события, которые меняли, трансформировали богов.

Аполлон – бог солнца, света и правды Области достижения успеха: Наука, юриспруденция, искусство, педагогика, управление, политика, критика, медицина, индивидуальные виды спорта Мифологическая история: Рос без отца, сын своей матери, соперничал с сестрой. Не везло с женщинами возлюбленными, они его отвергали изменяли ему. Внешний вид: Красивый безбородый молодой человек. Физически довольно слабый.

Психологические качества Аполлона Чувствительный, любит эстетику, нуждается в партнерах любого пола для получения восхищения и подтверждения высокой самооценки.

Психологические качества Аполлона Гибкий. Формирует себе «правильный» образ. производит впечатление такого человека, каким его хотят видеть.

Психологические качества Аполлона Умный, эрудированный. Яркий рассказчик, интересный собеседник. Использует речь для демонстрации своего превосходства. Любит использовать «умные» и «непонятные» слова.

Психологические качества Аполлона Склонен к философствованию, декларируемые идеи далеко не всегда выполнимы в реальной жизни. В теории достигает больших успехов, чем на практике.

Психологические качества Аполлона Рациональность возводит в культ. Свои самые странные, с точки зрения морали, действия и поступки способен объяснить логичными доводами.

Психологические качества Аполлона Умелый тактик, умеет выбирать цель и достигать ее. Хорошо справляется с краткосрочными заданиями, способен однообразно следовать отдаленной цели. Путь достижения цели – прямой, логичный и поэтапный.

Психологические качества Аполлона Редко удается выстроить многоуровневую и разнообразную стратегию. Хорошо получается пошаговое планирование, но обычно не учитывает возможные помехи и испытывает сложности с тем, чтобы быстро сориентироваться в новой для себя ситуации. Хороший генератор идей, но не лидер. Вдохновив на какое -то дело, через некоторое время устраняется из процесса, снизив свою активность или незаметно исчезнув.

Психологические качества Аполлона Самовлюбленный, нарциссичный. Имеет завышенные требования к себе, перфекционист. Тяжело воспринимает неудачи. Испытывает состояние тоски и депрессии, когда ему кажется, что все идет плохо.

Психологические качества Аполлона Нередко чистоплотен до брезгливости. Склонен к ревности, соперничеству, но имеет внутренний запрет на агрессию. Избегает открытого соперничества с авторитетами, прямого противодействия, уверен, что проиграет, выбирает тактику действовать за спиной.

Психологические качества Аполлона В общении сохраняет эмоциональную дистанцию. Бывает то холоден и отстранен, то гневлив и насмешлив. В домашней жизни устанавливает свои правила, которые близкие не должны нарушать ни при каких обстоятельствах и проявляет требовательность к соблюдению этих правил. Способен нанести удар по самым уязвимым сторонам близких людей. В близких контактах может применить физическую силу.

Психологические качества Аполлона Помогает нуждающимся - женщинам и детям. Тянется к проблемным женщинам – непредсказуемым и сложным. Иногда пытается их переделать, но чаще поддается водовороту эмоций и событий.

Психологические качества Аполлона Нередко имеет страхи, наличие которых скрывает. Интимофоб – испытав мгновение реальной интимности, может отталкивать партнершу или критиковать ее. Способен разрывать отношения только потому, что они стали слишком близкими. Защитный механизм: «Я не дам себя бросить. Я сам брошу, а потом еще и посмеюсь» .

Путь развития Аполлона Развитие самостоятельности. Установление связи с «музами» . Переживание момента, когда все рушится. Встреча с обратной стороной медали, чаще это дионисийская сторона.

Гермес - бог торговли, посланник, покровитель купцов, ремесленников, путешественников и воров Области достижения успеха: Торговля, посредничество, психология, менеджмент, управление, журналистика. Внешний вид: Вечный юноша. Мифологическая история: Рожденный вне брака. Активный и деятельный богребенок, прославился воровством и хитрыми проделками. Способен усыплять и пробуждать людей. Был посланцем богов, проводником в Аид.

Психологические качества Гермеса Живость, открытость, приспособляемость. Инициативность. Ему надо все успеть здесь и сейчас. Живет настоящим и немного будущим. Прошлого для него как бы не существует. Путешественник, предпочитает все исследовать опытным путем.

Психологические качества Гермеса Способен играть любые роли, извлекая из этого выгоду и пользу. Умеет посмотреть на ситуацию с разных сторон и примирить разные точки зрения. Часто хорошо осведомлен о том, что происходит с другими, способен оказать полезную услугу.

Психологические качества Гермеса Не различает границ между добром и злом, хорошим и плохи. Основная цель извлечение выгоды. Безответственный, перекладывает вину на какие-нибудь высшие силы или действие рока. Меняя планы не предупреждает окружающих. Легко бросает начатое, потому что не относится ни к чему серьезно. Легко и постоянно опаздывает, привычно извиняется, в полной уверенности, что ему все простят. Не в состоянии создавать и поддерживать зрелые отношения, все время ждет новых приятных ощущений.

Путь развития Гермеса Принятие факта существования правил и ответственности за свои поступки. Обретение глубокого интереса к какому-либо знанию на собственном непосредственном опыте и личного успеха в этом пути. Передача своего опыта другим людям. Принятие существующего порядка вещей. Отказ от инфантильных ожиданий об удобном, привлекательном мире. Освобождение от материнского комплекса, от внутренних наставлений матери, ее запретов и советов. В результате обретение своего мнения и своего пути. Желание установить реальные отношения с женщиной, отличающиеся от отношений сына с матерью.

Арес – бог войны Области достижения успеха: Военное дело, групповой спорт, охрана и защита правопорядка, работа в спецслужбах. Мифологическая история: Породила мать, без всякого участия мужчины. Нелюбимый сын отца.

Психологические качества Ареса Храбрый, смелый, импульсивный. Агрессивный. Предпочитает физическую активность, ему легче действовать, чем обдумывать что-то или переживать. Естественная среда его обитания – мужское братство. Отношения строятся на основе субординации внутренней иерархии. Важная тема – преодоление собственного страха, может идти на осознанный риск, играть со смертью. Хобби – охота, быстрая езда на автомобиле или мотоцикле.

Психологические качества Ареса Ему сложно выразить и объяснить свои чувства. Проявляет агрессию, чтобы уйти от эмоциональных переживаний. Более развитые умеют перенаправлять свою агрессию в активные физические действия, спорт или просмотр боевиков. Хвастлив и самонадеян. Сражается не столько ради победы, сколько ради славы. Любит рассказывать о своих подвигах.

Психологические качества Ареса Верен своему лидеру и группе в целом, установленным правилам, тем, кого необходимо защищать. Для него чрезвычайно важно чувство правоты. Испытывает потребность быть комуто защитником. Устанавливает правила для окружающих, старается их контролировать. Не боится связать себя узами брака, для него это доказательство собственной зрелости. Предпочитает сексуально доминировать.

Психологические качества Ареса Его жизнь проходит в постоянном соперничестве, реальном или воображаемом с другими людьми. Выбирает противника своей весовой категории или сильнее, если сам хочет быть таким. Мстителен, не прощает обиды. Неверность расценивают как предательство. Ревнив, подозрителен, может организовать слежку.

Путь развития Ареса Контроль за эмоциями – этому лучше всего может научить хороший отец. Первый повод научиться владеть своими эмоциями, чтобы пережить сепарацию с матерью, второй – чтобы успешно социализироваться. Подчинение правилам. Важно научиться осознанно делать выбор и видеть далеко вперед, чтобы противостоять сиюминутным желаниям. Взятие кого-то под опеку, чтобы знать ради чего и кого он живет. Нахождение великой цели, смысла своей жизни. Как результат осознанность и осмысленность поступков.

Гефест – бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников Области достижения успеха: Инженерия, механика, программирование, хирургия, сапожное дело, парикмахерское искусство, кулинария, изготовление одежды и ювелирных украшений. Внешний вид: Непривлекательная внешность. Может производить впечатление простофили, человека социально неадаптированного. Мифологическая история: Родился хилым и мать, чтобы не мучить себя жалким зрелищем сбросила его с Олимпа (В реальной жизни это часто история с матерью, которая то любит, то отвергает. Или очень тревожная мать. Или деспотичный отец, требующий чтобы мальчик шел определенным курсом.) Отомстил матери за отвержение. Стал главным изобретателем и мастером ремесленником. Был влюблен в Афину и пытался овладеть ею. Был мужем Афродиты, которая часто изменяла ему.

Психологические качества Гефеста Практик и экспериментатор. Обладает развитыми творческими способностями. Умеет и любит работать руками. Стремится технически усовершенствовать разные вещи.

Психологические качества Гефеста Способен трудиться от зари до полночи что-то изобретая или решая сложную техническую задачу. Старателен и упорен. Серьезный, законопослушный, глубокомысленный. Держится в некоторой изоляции от общества. Любит одиночество, склонен к уходу в себя.

Психологические качества Гефеста Ему свойственно наделять механизмы свойствами одушевленного существа. С женщинами может обращаться как с куклами или живыми механизмами. Любимое занятие или собаку он часто предпочтет женщине. Разочаровавшись человеческими отношениями, может увлечься коллекционированием. Пространство, в котором живет часто превращает в склад.

Психологические качества Гефеста Не ищет соперничества, предпочитает оставаться единственным и неповторимым. Встречаясь с противником испытывает зависть, злобу, особенно если другой имеет то, что нельзя добыть упорным трудом, и может вступать в откровенную борьбу. Подозрителен. Обладая талантом, страдает из-за несправедливого отношения окружающих и вместе с тем часто отталкивает тех, кто хочет помочь. Ему не свойственно прямо выражать своих чувств и эмоций, он их скрывает, сублимирует в творчестве или накапливает, пока не «рванет» .

Путь развития Гефеста Творческая реализация. Обучение в выбранной специальности, самодисциплина, планомерность в деятельности. Цель – стать мастером своего дела. Получение социального признания. Задача – найти место, где его оценят по достоинству. Преодоление негативного материнского влияния: Научиться узнавать и нейтрализовать голос матери внутри, который оценивает, сомневается, обвиняет. Отказаться от построения отношений по принципу материнско-сыновьих. Оживление механизмов. Вывести в реальную жизнь свои изобретения.

Дионис – бог виноградарства и виноделия Области достижения успеха: Артист, музыкант, певец, скорее экспериментаторских направлений. Организация досуга, светских мероприятий. Литературное творчество, журналистика. Продвижение политических, религиозных идей, музыкальных, художественных, литературных течений. Изотерика, оккультизм. Внешний вид: Экстравагантный. Протест против официоза, неформальная одежда. Длинные волосы. Борода. Стилизация варварства: Металл в одежде. Татуаж. Серьга в ухе, украшения на пальцах и шее. Мифологическая история: Психотравмы в раннем детстве. Смерть матери, отвержение отцом, сумасшествие приемных родителей. Воспитывали как девочку.

Психологические качества Диониса Склонность к игре, творчеству. Свободолюбие. Магическое мышление: видение мира целым, полным таинственных взаимосвязей, угадывание знаков и примет, предвидение будущего, разгадывание прошлого (способ снизить тревогу, сохранить связь с природой, чтобы избежать одиночества).

Психологические качества Диониса Легко бросает насущные дела и предается влечению инстинктов или общему течению. Легко присягает в преданности каким-нибудь идеологическим принципам. На какой-то период групповые ценности могут стать для него важнее индивидуальных. Ради развития идеи он способен пожертвовать не только собой, но и другими, близкими или незнакомыми.

Психологические качества Диониса Имеет склонность к разрушению существующего порядка. Увлечение алкоголем, наркотиками (раствориться в небытии, на какое-то время залечить раны, заполнить пустоту в душе или просто отвлечься). Склонность к саморазрушению (боль приносит ощущение жизни).

Психологические качества Диониса Непредсказуемость, агрессивность, склонность к экстатическим переживаниям. Способен кардинально менять направление своего движения. Эмоциональность, способность целиком отдаваться страсти. Взаимодействие с женщинами на равных. Измененные состояния сознания.

Путь развития Диониса Связан с трансформациями. Сложно предсказать, что станет переломным или поворотным моментом. Автономия от материнского влияния (алкоголя, наркотиков, сексуальных излишеств) под влиянием отцовской фигуры (например, авторитета в избранной области, или наставника). Этот первый опыт утверждения мужского Эго дает возможность стать автономным, но не спасает от дальнейшего безумия. Обретение разумности и самоконтроля, умения выходить из-под действия стихии, когда это нужно. Работа в бессознательным: разделение материнского комплекса и реальной матери (осознанное принятие ее реальной женщиной, такой, какая она есть). Достижение социального признания, почитания и уважения людей. Контролируемая спонтанность, творческая самореализация Супружество с Ариадной. Девушкой, которая помогает мужчинам выйти из лабиринта. Важно найти эту Ариадну в себе – Аниму, которая поможет выйти из лабиринта чувств, эмоций, состояния близкого к безумию.

Зевс - бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона Области достижения успеха: Политика, государственная служба.

Психологические качества Зевса Харизма, обаяние, эталонность для окружающих. Организаторские способности, позволяющие устанавливать собственные порядки. Основная цель – власть. Эгоистичность, тщеславность.

Психологические качества Зевса Высокая работоспособность. Способность находить союзников и заключать с ними партнерские сделки. Умеет менять стиль руководства в зависимости от ситуации (дерективный, коллегиальный или нейтральный). Контролирует жестко лишь соблюдение самых важных постулатов. Подозрительность.

Психологические качества Зевса Обладает политической беспринципностью, прав тот, кто наиболее удачлив и успешен. На этапе успешного овладения властью может появиться ощущение вседозволенности, нарушение всех мыслимых моральных норм. В брак вступают по расчету – привлекательная, безличная жена, как доказательство положения мужа. Имеют внебрачные связи.

Путь развития Зевса Условно можно назвать путем развития, такой человек уже вырос и стал сам себе хозяином, это скорее оптимальный способ существования. Победа над врагами. Изгнание тех, кто не вписывается в структуру. Построение своей системы: установление законов и выстраивание системы отношений. Важно помнить о правилах: «Король должен быть овчаркой, а не волком» . Еще лучше, когда правитель пастух и способен предвидеть больше, чем овчарка. Сопротивляемость групповым фантазиям. Развитие умения сохранять нейтральность и позволять событиям идти своим чередом. Противодействие стихии и подавление бунтов. Выявление и усмирение бунтующих подчиненных. Предвидеть события и предупредить их нежелательное развитие.

Посейдон – владыка морей Области достижения успеха: Предпринимательство, бизнес. Собственное дело, хозяйствование. Промышленность, рыболовное, морское дело. Режиссура, руководство художественными коллективами. Внешний вид: Экстравагантность. Демонстрация своим внешним видом благосостояния. Мифологическая история: Владыка вод. С буйным нравом и стремлением к независимости от брата. Соперник Афины. В гневе насылает бедствия, потом проявляет милость. В детстве переживал ситуации обделенности и обиды (предпочтение матерью другого ребенка, осознание имущественного или социального неравенства). Судьба его, то награждала, то наказывала, то прижимала к груди, то отшвыривала прочь.

Психологические качества Пасейдона «Бывалый человек» , может быть солдат или путешественник, много чего повидал и много чего умеет и знает. Часто становится неформальным лидером в группе, где строит своеобразную иерархию, устанавливает кодекс чести. Берет на себя ответственность за команду. Решителен, настойчив, обладает развитой волей к победе.

Психологические качества Пасейдона Больше всего ценит личную независимость, самостоятельность в принятии решений. Спонтанный, эмоциональный. Готов идти на риск. Признает главенство власти, но доказывает свою независимость от нее. Меряется ресурсами своей власти и богатством. Мстителен, не прощает предательства. Использует всю свою власть и влиятельность, чтобы причинить вред обидчику.

Психологические качества Пасейдона Тщеславен, не видит ничего предосудительного в незаслуженных почестях, полагает, что можно купить и славу, и уважение. Склонен к разгулам и обильным застольям. Увлекается азартными играми. Щедр, расточителен. Занимается спонсорством, благотворительностью. Если что-то препятствует внешней реализации может превращаться в самодура. Если Посейдон сильный, он способен в случае неудачи подниматься и начинать все с начала.

Психологические качества Пасейдона Собственник, считает свое имущество неотчуждаемым, включая женщин, детей и собак. Привязан к детям и покровительствует им. Часто меняет жен и любовниц. Любит по-своему пошутить, часто зло. Если что-то препятствует внешней реализации может превращаться в самодура.

Путь развития Посейдона Определение территории, владения. Принятие на себя ответственности. Важно четко ограничить сферу своей деятельности, интересов и влияния. Лучше не мешать Зевсу и не быть с ним тесно связанным. Никогда не посягать на права Аида – владыки мертвых и носителя некоей тайной власти. Экспансия, расширение сферы влияния. Вытерпеть принуждение и наказание. Принятие своего жребия. К старости он не меняется, только становится более равнодушным к забавам и менее азартным и вспыльчивым. И в старости сохраняет склонность к чудачествам.

Аид – владыка подземного царства мертвых Области достижения успеха: Специальные службы. Колдовство, оккультизм. Тайное знание, возможно с творческим воплощением. Художественное искусство. Монашество. Внешний вид: Маска. Мифологическая история: Часто вырастает в семье, где есть страшная тайна, о которой не рассказывают даже ему. Не вступал ни в какие интересные отношения с другими богами, за исключением похищения своей супруги. Уход на второй план – так выпадает жребий. По собственной воле редко выбирают подобную участь. Имеет много имен.

Психологические качества Аида Одинок, предпочитает уединение в своих фантазиях. Держится в тени, преследует собственные цели. Отношения с окружающими функциональные. Взамен чувств у него либо разум, либо контроль, либо божественность. Часто творчески одарен. Иррациональное мышление, странное поведение. Обладает скрытой от других информацией. Организатор и участник мистификаций. Аскетичен, живет в своем символическом мире. Не нуждается ни в общении, ни в отношениях, ни в чувствах, ни в удобствах. В этом нет преодоления себя, для него это в порядке вещей.

Психологические качества Аида Меланхоличен, страдает от собственного несовершенства и несовершенства мира, от убогости происходящего и невозможности ничего изменить. Возможна склонность к саморазрушению. Рядом с собой никого не замечают, видят лишь свои тени и проекции. От женщины рядом ждут заботы, постели, уюта, такого каким они его видят и часто защиты их прав в земном мире. Если она будет навязчива вмешиваться, может быть изгнана. Ее участь – быть тихо счастливой от того, что делит участь с таким исключительным существом.