Человек в мире тютчева. Федор тютчев о назначении человека и смысле истории

Автор гениальных строк о России, которую не измерить общим аршином, по словам К. Пигарева (литературовед, внук Ф. И. Тютчева), воспринимается людьми, прежде всего как уникальный певец природы. В годы советской власти творчеству этого поэта не уделялось должного внимания из-за его общественной позиции, лишь вскользь упоминалась пейзажная лирика Тютчева.

В наше время его поэзия признана драгоценнейшим достоянием русской классической литературы, и автор гениальных строк заслуженно становится особо цитируемым. Но все равно, поэтическое творчество этого знаменитого острослова и тонкого мыслителя остается не до конца изученным и по достоинству оцененным.

Уникальное достояние

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - академик и дипломат, приверженец традиционных ценностей и порядка, которые он отстаивал в своей публицистической деятельности, был тонким лириком, беззаветно любящим русскую природу. У этого удивительного поэта есть потрясающие такие как, например, «Современное», но человек и природа в лирике Тютчева обращают на себя особое внимание и поклонников творчества поэта, и критиков. Сам автор своему поэтическому творчеству не придавал особого значения, но оно, состоящее из более чем 400 стихотворений, всегда привлекало к себе умных и талантливых литературоведов, каким был Юрий Николаевич Тынянов. Он, как и И. Аксаков, оценил наследие поэта по достоинству. А Фет, отдавая дань значимости творчества поэта, написал на книге стихотворений Тютчева такие слова: «Вот эта книга небольшая, томов премногих тяжелей.»

Прекрасные и содержательные

Пейзажная лирика Тютчева всех периодов творчества отражают чувства великого поэта, вызываемые которую он любил беззаветно. Она всегда настраивала его на особый радостный лад, восхищала и успокаивала. Ф. И. Тютчев никогда не описывал грязи и недостатков, не называл Россию «немытой» - ему это было не свойственно.

Уныния, навеянного природой, в его стихах нет и в помине. А некоторые, по словам Ю. Тынянова, «фрагменты» (или «сжатые оды» - так литературовед называл тютчевские стихи из-за их максимальной насыщенности и напряженности) звучат радостным торжествующим гимном - например, всем известное стихотворение «Весенняя гроза».

Приоритет природы

И человек, и природа в лирике Тютчева осмысленны по-особому. Поэт наделяет природу человеческими чувствами и особенностями. Он утверждает, что сам человек может быть счастлив только в слиянии с природой.

А если он находится не в ладу с ней, то глубоко несчастлив, но вины природы в этом нет. Это homo sapiens, впитавший в себя зло хаоса, живет противоестественной жизнью, будучи не в состоянии понять и пустить в сердце благодатный мир природы.

Великолепие и многогранность окружающего мира

Человек и природа в лирике Тютчева подвержены страстям и бурям, в которых поэт пытается разобраться, постичь их. В своем является и художником, и композитором - так живописны и музыкальны его стихи. Познакомившись с поэзией Тютчева, забыть ее невозможно. По словам И. Тургенева, о Тютчеве не думает лишь тот, кто не знаком с его творчеством. Поэт, восхищаясь природой, всегда находит в ней что-то неведомое, что сулит интересные открытия и только положительные эмоции. А обыденное и приземленное не способно нести в себе никакой радости.

Неповторимая и самодостаточная

Федор Иванович был абсолютно прав, считая источником всех бед именно человека - существо слабое, дисгармоничное, не способное справиться со своими страстями и пороками, несущее в природу разрушение. Тогда как она вся живет только по всемирному закону торжествующей жизни.

Пейзажная лирика Тютчева воспевает самодостаточность и величавое спокойствие природы, лишенной раздирающих страстей. Существуют стихии, но это явления, обусловленные жизнью природы, а не ее злонамеренностью. Да и не воспевал Тютчев цунами и извержение вулканов - он был патриот в самом высоком значении этого слова и любил именно русскую природу. Некоторые исследователи считают что термину «пейзажная лирика» Тютчева больше соответствует словосочетание «пейзажно-философская».

Стихи о любви

Определенное место в наследии занимает лирика Тютчева. Стихи о любви у него, если можно так сказать, высоконравственные. Аристократ духа, он не любил выставлять напоказ свой внутренний мир, считая это постыдным. Но его известные абсолютно всем строки - «Я встретил Вас, и все былое в отжившем сердце ожило…» - свидетельствуют о способности писать о любви простыми словами, за которыми скрывается большое чувство. Ф. И. Тютчев воспевает то чувство, которое зажигает звезды, возвышенное и прекрасное. У современных циников, оно, возможно, вызывает неприятие - достаточно просмотреть «отзывы». Но такие высказывания лишь подтверждают то, о чем писал поэт - человек есть носитель зла на земле.

Многоликая и динамичная

Основные мотивы лирики Тютчева лишены надуманности. Человек со всем своим многообразием чувств, природа, неразгаданная, таинственная, но совершенная и прекрасная, любовь к женщине и Родине - все наполнено драматизмом, но взято из реальной жизни. Поэт не устает любоваться миром, ему ничто не наскучивает, ничто не утомляет. Он пытается воспеть изменчивую многоликую природу во всех ее проявлениях, запечатлеть момент перехода одной картины в другую.

Живая природа

Выше уже отмечались особенности изображения природы в лирике Тютчева. Это тождественность души человека, его чувств и переживаний явлениям внешнего мира, и одушевленность природы. Ф. И. Тютчев постоянно проводит параллели между различными периодами человеческой жизни, состояния его души и явлениями природы. Это один из его основных художественных приемов.

Одушевление природы подчеркивается такими словами, например, как «дух уснул». Сам поэт называет природу не слепком и бездушным ликом, а чем-то таким, что способно свободно дышать, любить и рассказывать обо всем этом неравнодушному, тонко чувствующему человеку.

Единое целое

Тема природы в лирике Тютчева является основной и ведущей. Он находит для описания ее удивительные, берущие за душу слова, например, «божественная стыдливость страдания». Так поэт отзывается об осени, о тихом увядании природы. А как он описывает солнечный луч, который «ухватился за одеяло», или чего стоят его слова о вечере - «изнемогло движенье, труд уснул…». Мало кому под силу находить такие слова.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек и природа в лирике Тютчева связаны незримой нитью в единое целое. И, несмотря на то, что иногда человек пытается оторваться от целостности мира и божественного начала, он непременно осознает, что по-настоящему счастлив и спокоен он может быть только став единым целым с матерью-природой. Некоторые исследователи отмечали космичность поэзии Тютчева. О ней писал С. Л. Франк, говоря, что в стихах поэта отражены идеи О космосе действительно у поэта достаточно упоминаний, например, «…и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…».

На небе месяц - и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день, -

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.


Ночь испарится над землей,

Декабрь 1859

Значительное место в лирике Ф. И. Тютчева занимает тема человека и природы. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания.

В поэзии Тютчева заключено богатое разнообразие стремлений, чувств и впечатлений. Поэт пытается разобраться в жизни природы и постичь тайны человеческой души. Все его стихи проникнуты романтикой, она - в открытии неведомого, в противоположности обычному, в противопоставлении света и тьмы, в преображениях живого существа и природы, в столкновениях и борьбе природных стихий и человеческих чувств.

Романтический герой стихов Тютчева - сам поэт. Его лирическое "я" выражает различные стороны движения внутренней жизни человека. Герой стихотворений - философ, созерцатель природы или влюбленный, мечтательный юноша.

Природа и человек, по Тютчеву, состоят из двух частей. Одна часть - одухотворенная, одушевленная, разумная и гармоничная, "дневная". Другая - "бездна", дикая, неуправляемая, стихийная, "ночная".

Его "поэзия дня" рисует космос как светлый, вечно молодой, радостный, телесный и одухотворенный мир:

Лазурь небесная смеется

Ночною смытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Поэт слышит "вечный хор" в природе, она для него - как "блистательный покров", природа светится изнутри, освещенная солнцем. Природа не мираж, она реальность мира, и именно ее реальность привлекает Тютчева как поэта. В многообразных образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, ее бытие в пространстве и во времени. Но поэт не растворил образы природы в поэтическом "я", скорее наоборот, его лирический герой растворяется в "животворном океане" природы:

Игра и жертвы жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман,

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан.

Другая, "ночная", стихия в природе проявляется как хаос, катаклизмы, бури, катастрофы. В человеке - это страсти, тоже приводящие к катастрофе:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ночь обнажает это стихийное, хаотическое начало:

Светлая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел...

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен, и гол,

Лицом к лицу пред пропастью темной

Единство души человеческой и природной открывается нам лишь на мгновенье.

Стихотворения Тютчева музыкальны и живописны. Времена года - это мировые действа, которые так любит поэт. Он создал целый цикл стихов о весне. "Весенние воды" - начало праздника природы, первые его вестники. Здесь показано движение в природе от апрельского бурного таяния снегов к майским тихим, теплым дням. Все это сопровождается звуками, шумами, голосами, веселым оживлением:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!"

Шумы природы поэт передает самим звучанием стихов, используя аллитерации: "бегут", "будят", "брег", "блещут", "гласят", "гонцы", "весна", "выслала", "вперед".

А "Весенняя гроза" - шедевр, воспевающий природу: "Люблю грозу в начале мая..." За весной следует грозовое лето: "Как весел грохот летних бурь...", "В душном воздухе молчанье..." Новое действо природы - осень:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора...

Особенность взгляда Тютчева на природу - внимание к особым минутам, часам, периодам ее жизни.

Зимнее действо природы - в стихотворении "Чародейскою - зимою..." Под музыку стихов представляются магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги -кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон.

Тютчев нередко пишет "о двойной бездне", "двух беспредельностях". Живой телесный космос и мертвящий бестелесный хаос - две могущественные силы: ночной хаос поглощает золотой свет дня, но солнечный огонь разгоняет хаос:

Но не пройдет двух-трех мгновений,

Ночь испарится над землей,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной...

Природа и хаос противоположны друг другу и, в то же время, они объединяются в мировом бытии. Это составляет для поэта загадку. Но результат этого таинственного союза проявляется в человеке, который оказывается сыном Земли, и, в то же время, он относится к хаосу.

Слияние человека с гармонической природой - положительно, слияние с бестелесным хаосом - страшно и губительно.

Тютчев подчеркнул идею ценности телесного существования и самостоятельности жизни природы:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Своеобразие романтической лирики Тютчева в том, что он воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одновременно и одухотворенным. У него природа "дышит", "погружается в сон", "трепещет", а утром "радуется" и "смеется". Природа бывает полна любви и неги, страдает, как человек.

Тютчев с особой любовью проводит мысль о гармоничном союзе человека и природы.

Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в неразрывном единстве.
Порой природа обретает символический смысл. Она просто отражает жизнь. Например, в стихотворении «Осенний вечер» говорится не только о сезоне, о времени суток, но и о «светлом» увядании, о старости человека:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
…Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
А бывает, что перед нами только пейзаж, но в нем ясно видна судьба человека:
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
…Про юную пальму все снится ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет одинока…
Поэт стремится изобразить в этом маленьком фрагменте целый мир, всю жизнь. Ему вообще свойственна глобальность мысли, образа, что особенно проявляется в лирике природы. Тютчева привлекает необъятная стихия:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Природа в лирике Тютчева – это или хаос, или гармония. И каждое состояние имеет свой образ, свой язык. Человек осознает и примет их, если захочет. Но это трудно. Вот лирический герой пытается понять «язык» ветра:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Чтобы постичь великие тайны природы, поэт советует раствориться в ней, слиться с этим прекрасным миром. Тогда произойдет чудо:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
Человек увидел, услышал, почувствовал то, что прежде ему было не дано. Это счастье! Отчего же он так тоскует? Поэт считал: главная трагедия человека состоит в том, что он отделил себя от природы. Ведь мир един. Разорвав связь с природой, люди стали замыкаться в себе, в своей индивидуальности, и это привело их к трагическому ощущению жизни. Они перестали понимать мир и начали бояться его. Теперь человек может лишь на короткое время прикоснуться к природной гармонии. Полного единения с этим миром ему не обрести, вот он и печалится. Сам поэт всю жизнь старался преодолеть пропасть между собой и природой, мучительно понимая, что это невозможно. Тютчев осознавал одно: у человека и мира общий разум, значит, они могут когда-нибудь прийти к согласию:
Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…
Скажи заветное он слово –
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его.
О многих достоинствах природы поэт говорит также в стихотворении «Не то, что мните вы, природа». Тютчев осуждает бездумное, негуманное отношение к ней:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Поэт понимает, что существуют люди, для которых природа – пустой звук:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Тютчев пишет о них с иронией, но в то же время жалеет этих нравственных калек:
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
Поэт утверждает в природе материнское начало, и подчеркивает, что без нее человек – сирота. Нет ему в мире ни счастья, ни покоя. Однако если человек стремится общаться с природой, она все исправит.

Природа и человек в лирике Ф.И. Тютчева

Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы - это не описательные подробности пейзажа, а философские символы единства и одушевленности природы"

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет называть пейзажно-философской. Изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Природа, по Тютчеву, вела более "честную" жизнь до человека и без него, чем после того, как человек появится в ней.

Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворяет ту самую "живую жизнь, по которой тоскует человек": "Не то, что мните вы, природа, // Не слепок, не бездушный лик, // В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…" Природа в лирике Тютчева имеет два лика - хаотический и гармонический, и от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Стремясь к гармонии, душа человеческая обращается как к спасению, к природе как к божьему творению, ибо она вечна, естественна, полна одухотворенности.

Мир природы для Тютчева - живое существо, наделенное душой. Ночной ветер "понятным сердцу языком" твердит поэту о "непонятной муке"; поэту доступны "певучесть морских волн" и гармония "стихийных споров". Но где же благо? В гармонии природы или в лежащем под нею хаосе? Тютчев ответа не нашел. "Вещая душа" его вечно билась "на пороге как бы двойного бытия".

Поэт стремится к цельности, к единству между природным миром и человеческим "Я". "Все во мне, - и я во всем" - восклицает поэт. Тютчев, как и Гете, одним из первых поднял знамя борьбы за целостное ощущение мира. Рационализм свел природу к мертвому началу. Из природы ушла тайна, из мира ушло ощущение родства между человеком и стихийными силами. Тютчев страстно желал слиться с природой.

И когда поэту удается понять язык природы, ее душу, он достигает ощущения связи со всем миром: "Все во мне, - и я во всем".

Для поэта в изображении природы привлекательны и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и "грустные места" средней России. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в трети стихотворений речь идет о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге. Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями, обуреваемой высокими помыслами:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

("Как хорошо ты, о море ночное…")

Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчеркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин души человеческой. Сравнение "как во сне" передает преклонение человека перед величием природы, жизни, вечности.

Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. В стихотворении "Осенний вечер" изображается не только "вечер года", но и "кроткое", а потому "светлое" увядание человеческой жизни:

…и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

("Осенний вечер")

Поэт говорит:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть...

("Осенний вечер")

"Светлость" вечера постепенно, переходя в сумерки, в ночь, растворяет мир в темноте, в который тот исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

("Тени сизые смесились…")

Но жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала. Сумрак, тени, тишина - это условия, в которых пробуждаются душевные силы человека. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя, сам сливается с ним. Миг единения с жизнью природы, растворения в ней - высшее блаженство, доступное человеку на земле.

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева

Цели:

- образовательная: учить критически мыслить, сопоставляя и анализируя информацию;

- развивающая: развивать навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация);

- воспитательная: воспитывать эстетические чувства в процессе соприкосновения с высоким искусством, литературный вкус, любовь к литературе, поэзии.

Ход урока.

О Время! Вечности подвижное зерцало! –

Все рушится, падёт под дланию твоей!..

Сокрыт предел твой и начало

От слабых смертного очей!..

Века рождаются и исчезают снова,

Одно столетие стирается другим;

Что может избежать от гнева Крона злого?

Что может устоять пред грозным богом сим?..

Ф.И. Тютчев

1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя.

Романтик Ф.И. Тютчев был сыном своей эпохи. Символисты (работа со слайдом) объявили поэта своим «великим учителем», который стоял над жизнью и общественной борьбой. Но воспоминания И. Аксакова (зять поэта) рисуют образ человека, размышлявшего о времени, истории и судьбе России.

Ф.И.Тютчев был связан со славянофильством. У поэта после возвращения из-за границы в 1844 году была большая популярность в высшем свете.

В.Брюсов (биограф и исследователь поэта) доказал, что и в период заграничной жизни Тютчев не терял связей с Россией, подчеркивал патриотическое к ней отношение и высоко оценил многие его политические стихотворения.

В исследованиях К. В.Пигарева Ф.И. Тютчев предстает как общественно активная личность, стремящаяся повлиять на ход политических событий в России и на Западе. Человек высшего дворянского общества,Ф.И.Тютчев был близок царскому двору. При этом он негодовал на высшую знать, «привилегированную накипь», обличал тупоумие царского правительства. Монархизм поэта сочетался тс осознанием начала «республиканской эры в европейском мире», неприятие революции – с пониманием ее неизбежности и стихийным бунтарством. Ф.И.Тютчев в свой неспокойный век предложил такой путь борьбы с тиранией: «Под царскою парчой смягчай, а не тревожь сердца». Это путь нравственного воздействия, который считали единственно возможным и Л.Н.Толстой, и Ф.М.Достоевский.

Беседа:

По какому принципу и на сколько групп можно разделить слова, которые вы видите? Революция, метафора, война, комедия, рассказ, мануфактура, Тютчев, крепостное право, стихотворения, символизм, князь, романтизм (на две группы: литература, история) .

Связаны ли эти понятия? (история связана с литературой, т.к. на страницах литературных произведений рассказывается об исторических событиях разных эпох; время, в которое проживали писатели и поэты, влияло на формирование личности и творчество авторов).

Как вы думаете, почему лишь одно имя употреблено в задании (видимо, будем говорить о Тютчеве, как события истории повлияли на его творчество).

А кто главное действующее лицо и в литературе, и в истории? (человек). Объедините слова человек, история, лирика Тютчева и сформулируйте тему урока. (Человек и история в лирике Тютчева) .

3. Словарная работа в связи с определением понятия «Жанр лирического фрагмента в творчестве Ф.И.Тютчева». Учащиеся работают с толковым словарем: поиск значений слов «фрагмент», «лирический». На следующем этапе пробуют соединить два понятия в одно, оформляя в виде небольшой словарной статьи «Жанр лирического фрагмента».

Жанр лирического фрагмента – небольшое по объёму стихотворение, краткое, но емкое по содержанию.

Это жанр, который нашел именно Тютчев. Об этих шедеврах Некрасов сказал: «Ни к одному их них решительно нечего прибавить». А Мережковский точно заметил: «Там, где Л. Толстому и Достоевскому нужны целые эпосы, Тютчеву достаточно нескольких строк.

В чем же особенность жанра лирического фрагмента Тютчева?

Комментарий учителя:

Поэт вступил в борьбу со временем. Ф.И.Тютчев «вышел на дорогу» в момент, когда стала остро ощущаться интенсивность жизни, а бурные исторические события конца XVIII и XIX веков породили ощущение непрочности бытия. Возникла потребность как бы задержать время, сохранить исчезающие ценности, всмотреться в них, успеть должным образом оценить то, что мелькает в калейдоскопе лет, дней. Это стремление было своеобразно реализовано в жанре лирического фрагмента.

Лирический род поэзии останавливает бегущее мгновение бытия, властвует над ним.

Творчество Тютчева сознательно устремлено к настоящему времени. Прошлое поэт называет « былое» («было ль когда?»). образ будущего туманен – «безвестность впереди». Несомненно только настоящее. Вот его-то и необходимо подвергнуть тщательному анализу:

«И жизнь, как океан безбрежный, вся в настоящем разлита». Момент лирической остановки времени Тютчев воплотил в стихе: «О, время, погоди!». Тютчев совершает настоящее открытие: миг оказывается приближенным к вечности. В «некие часы», мгновенья в своем воображении поэт отправляется в странствия по океану столетий, постоянно ощущает «дыхание старины»:

«Здесь былое чудно веет», «Баснословной былью веет», «Минувшим нас обвеет и обнимет». «Память дальнего былого» особо значима для поэта. Самое страшное для человеческой души – «следить, как вымирают в ней лучшие воспоминания». Тютчева влечет к себе устойчивое, вечное. Поэт был уверен, что есть непрерывная связь между прошлым и настоящим. Начатое предыдущими поколениями продолжается ныне. История живет в созданиях рук человеческих: старинных храмах, дворцах, руинах замков, скульптурах. Память побеждает неумолимое время. Человек достигает бессмертия, приобщаясь к великим свершениям истории.

4. Анализ стихотворений. Работа в группах.

Обучающиеся формируются в 3 групп ы .

Первая группа получает стихотворение «Эти бедные селенья...», читает его, выделяет главное, определяет использованные художественные средства выразительности , подготавливает три вопроса к нему. (Россия бедна, но богата душа русского народа).

Следующ ая групп а выполня е т те же задания по стихотворению «Нам не дано предугадать...» (словом можно возвысить ближнего или уничтожить его).

Следующая группа групп выполняет те же задания по стихотворению «Умом Россию не понять...» (говорит об особой роли России, противопоставляя ум и веру) .

Формулируются общие особенности лирических фрагментов Тютчева.

Учитель подводит итог работы в группах.

Стихотворения относятся к разным направлениям лирики: «Эти бедные селенья» - политическая тема, «Нам не дано предугадать...» - философское размышление, «Умом Россию не понять...» - здесь Тютчев поднимает патриотическую тему. Но все фрагменты , как отмечал Ю. Тынянов, имеют строгую композицию: сначала раскрывается образ, интересующий поэта, и тут же даётся противоположный ему. Таким образом, антитеза скрепляет два образа в нерасторжимое целое.

Тютчев – поэт и гражданин. События российской и мировой истории, общественная жизнь страны – всё это проникало в душу поэта и находило воплощение в его стихах, выражающих мировоззрение гения. Слайд № 5

«О Тютчеве не спорят, - справедливо писал И.С.Тургенев, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии». Слайд № 6

5. Чтение и анализ стихотворения «Наш век».

Какова тема этого стихотворения? Как она реализуется в произведении? (Прежде всего, это тема времени – она заявлена уже в названии).

Назовите ключевые слова, раскрывающие тему времени.

Как построено стихотворение? (Оно построено на контрасте «наших дней», когда человек «безверием палим и иссушен», и того времени, которое поэт считает идеальным, но о нем не говорит).

Как в стихотворении подчеркивается этот контраст? (Контраст подчеркивается обилием антитез: тень - свет, вера - неверие, жаждет - не просит и др.).

Так возникает двуплановость мира у Тютчева, причем идеал поэта не имеет конкретных черт, не связан с каким-то определенным временем и пространством.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.