Чем отличается бакалавриат. Бакалавр – это полное высшее образование или нет? Уровни высшего образования

Вопрос того, считается ли высшим образованием диплом бакалавра, волнует многих абитуриентов. При этом несмотря на то, что законодательство РФ однозначно даёт положительный ответ на этот вопрос, по факту при начале трудовой деятельности многие бакалавры могут сталкиваться с отказами кадровых специалистов, которые считают диплом бакалавра свидетельством о неполном высшем образовании. В рамках статьи рассмотрим, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра в России.

УОглавление:

Бакалавр в российском и мировом законодательстве


Традиционно в советской и постсоветской образовательной системе существовала лишь одна степень высшего образования – специалист. Даже после окончания существования СССР в России применялась таковая система вплоть до 1996 года, когда было введено понятие бакалавриата.
Впоследствии, с принятием Российской Федерацией основных положений Болонской системы образования, с 2003 года также была введена степень магистра и соответствующее высшее образование.

В западных государствах на текущий момент практически везде используется лишь две степени общего высшего образования – бакалавриат и магистратура. При этом существует, декларируется и применяется на практике основное принципиальное разделение данных вариантов обучения. Так, образование бакалавра ставит своей целью предоставление обучающемуся практических профессиональных навыков для последующего трудоустройства, в то время как образование магистра, в первую очередь, преследует цели последующей научной деятельности выпускника. В России же данное разделение не является столь строго выраженным и трактуется на практике по иным принципам.

Сейчас вопросы высшего образования, в том числе и с дипломом бакалавра, рассматриваются положениями ФЗ №273 от 29.12.2012. В частности, образование бакалавра согласно положениям этого закона однозначно считается высшим и влечет за собой все соответствующие правовые последствия. Основным из таковых последствий является прямая возможность трудоустройства на вакансии, требующие наличия высшего образования.

Обратите внимание

В связи с тем, что законодательство однозначно определяет бакалавриат как высшее образование, отказ в трудоустройстве на основании наличия неполного высшего образования с дипломом бакалавра является целиком и полностью незаконным. Под неполным или неоконченным высшим образованием подразумевается исключительно отсутствие диплома при подтверждённом факте прохождения хотя бы одного учебного курса программы высшего учебного заведения.

Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра

Одним из основных отличий между бакалавром, специалистом и магистром является срок обучения. Так, законодательно устанавливаются минимальные сроки для получения каждой из соответствующих степеней высшего образования. А именно:

  • Бакалавр – 4 года обучения;
  • Специалист – 5 лет обучения;
  • Магистр – любая предыдущая степень и как минимум год обучения.

Важный факт

Данные ограничения касаются минимальной длительности образовательной программы. В отдельных случаях обучение бакалавров может длиться более четырёх лет. То же самое касается специалистов и магистров. Чаще всего увеличенная продолжительность обучения применяется в медицинской сфере деятельности.

При этом существуют и другие отличия. В частности – наличие степени бакалавра не предусматривает права впоследствии поступить в аспирантуру. Тем не менее, наличие диплома бакалавра даёт полное право для поступления в магистратуру без обучения на специалиста. Причем бакалавр имеет право поступить на магистратуру и в любой другой ВУЗ по схожей специальности, в том числе и через несколько лет после окончания учёбы и получения диплома.

Важный факт

Степень специалиста в России с каждым годом становится всё более ограниченной программой образования. В частности, её сохранение на законодательном уровне предусматривается лишь для стратегически важных для национальной и государственной безопасности направлений. При этом всё большее количество ВУЗов на практике перестают проводить подготовку специалистов по большинству направлений.

Ещё одним существенным отличием бакалавра и специалиста от магистра является отсутствие необходимости написания и защиты диссертации. Бакалавры и специалисты выполняют лишь дипломные работы. В то же самое время подтверждением эффективного прохождения курса обучения магистратуры является защита магистерской диссертации. Отличие диссертации от дипломной работы должно выражаться в строго выраженной практической полезности таковой работы и раскрытие новых вопросов, ранее не рассмотренных наукой.

Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы

На практике в России некоторые работодатели, как говорилось выше, практикуют отказ в приёме на работу бакалавров по причине неоконченного высшего образования. Считается, что четырехлетнее обучение бакалавра не даёт необходимого набора практических навыков в сравнении со степенью специалиста и магистра. Тем не менее, таковая практика является незаконной. Бакалавр в России считается высшим образованием, абсолютно полноценным и оконченным. Таким образом, если отказ в приёме на работу обеспечен отсутствием высшего образования при наличии диплома бакалавра – этот отказ может быть оспорен в судебном порядке.

Обратите внимание

Возможность оспорить отказ в приёме на работу в вышеописанной ситуации присутствует исключительно в случае, если в требованиях к вакансии имелось лишь упоминание о наличии высшего образования по специальности, и лишь когда в формулировке отказа фигурировало несоответствие требованиям о наличии такового образования.

Кроме этого отдельные работодатели могут однозначно указывать в требованиях к вакансии наличие магистерской или специалистской степени. Эта практика абсолютно законна и на основании таковых требований работодатель не может привлекаться к ответственности. Фактически, на сегодняшний день заблуждение о «неполноценности» образования бакалавра обладает все меньшим распространением, однако имеет место быть у кадровых специалистов в отдельных случаях.

В современном мире наличие диплома о высшем образовании служит не только багажом знаний, подтверждающим состоятельность человека, но и отличным шансом получить интересную специальность и хорошо оплачиваемую работу. Еще до окончания школы будущий выпускник начинает задумываться о продолжении своего образования, собирая информацию о том, что представляет та или иная ступень его приобретения. Очень много известно о престижности поступления в магистратуру. Но что можно сказать, когда решается вопрос о поступлении в университет впервые? Существует две формы получения высшего образования: специалитет и бакалавриат.

Что дает диплом бакалавра

Такая форма обучения как бакалавриат пришла в Россию из Европы, впервые появившись там в средние века. Сегодня, преследуя цель поддержания международных стандартов, российские студенты хорошо знакомы с двухуровневой системой получения высшего образования. Бакалавром называют выпускника, получившего диплом об окончании Вуза.

Для очного получения степени бакалавра студенту нужно будет пройти 4 года обучения. На третьем курсе обучения учащиеся начинают получать знания, осваивая более широкий перечень предметов, направленных на общий профиль обучения. Пройдя четыре курса и защитив выпускную дипломную работу, студент получает заветный диплом о присвоении ему общего высшего образования, позволяющий устроиться незамедлительно на работу. Если же обладатель диплома настроен продолжить обучение, то он имеет право на поступление в магистратуру , а затем и в аспирантуру.

Подобный принцип получения нескольких уровней образования позволяет выпускнику, при желании либо в случае необходимости, сменить профессию обучаясь в магистратуре. Также при получении степени бакалавра выпускники могут подтвердить свой диплом за границей.

  • открытую возможность получить диплом в соответствии с европейскими стандартами, что открывает шанс на поступления в магистратуру в вузах других стран;
  • европейские работодатели принимают бакалавров охотно, перестраивая их и обучая под свои требования;
  • возможную смену не только вуза, но и замены выбранной ранее специальности.

Можно наблюдать и ряд минусов донной формы диплома:

  • многие работодатели по старой привычке считают полученную степень бакалавра не достаточным основанием для принятия на работу, отдавая предпочтения другой форме обучения или высшей ступени образования;
  • бакалавр не имеет возможности поступления в аспирантуру без прохождения ступени магистра;
  • ограниченное количество бюджетных мест на обучение в магистратуре и большую стоимость получения данной образовательной ступени.

Нужно отметить, что обучение по данной форме пришло в Россию начиная с 1996 года.

Что дает диплом специалиста

Данная форма получения образования остается стандартной и привычной для России и стран СНГ. Большинство стран уже отменили степень специалиста. Обучение по очной форме проходит в течение 5 лет, в некоторых случаях 6 лет. Начиная с третьего курса, вместо изучения предметов направленных на получения общего высшего образования, специалистам дают узкую направленность в выбранной профессии, изучая конкретную специальность в совершенстве. Специалист при этом — скорее квалификация, нежели полученная ученая степень. Выпускник имеет право поступить как в магистратуру, так и позже в аспирантуру.

Достоинствами специалитета, безусловно, являются:

  • хорошее отношение российских работодателей к пройденной форме обучения, они вполне охотно возьмут выпускника на работу;
  • при данной форме выпускник может сразу поступать в аспирантуру, минуя ступень магистратуры.

Но есть и несколько существенных минусов:

  • диплом специалиста не котируется в странах Европы и Америки и может быть не принят;
  • поступление в магистратуру приравнивается ко второму высшему образованию и является только платным, а значит, требует немалых денежных вложений;
  • специалисту необходимо хорошо продумывать выбранную специальность, высок риск не найти применение ей.

Какую форму обучения выбрать, зависит лишь от желания и целей, которые ставит для себя на будущее конкретный человек. Если вы точно знаете, в какой области хотите стать специалистом и желаете овладеть данной профессией в совершенстве, то имеет смысл выбрать обучение на специалитете.

Если же ваша цель заключается в получении общих знаний, подтвержденных дипломом о высшем образовании, то такая форма образования как бакалавриат несомненно подойдет вам в полной мере. Получение данного диплома дает человеку возможность работать в нескольких сферах деятельности, обладающих схожими требованиями к сотрудникам.

Стоит также иметь в виду, что найти работу за рубежом с дипломом международного образца будет легче, чем выпускнику, получившему квалификацию специалиста, столь хорошо воспринимающуюся на российском рынке трудоустройства.

В далёком 1997 году Россия присоединилась к единому европейскому образовательному пространству. Это произошло после подписания Болонской конвенции, которая предполагает переход на так называемую двухуровневую образовательную систему. С этого года все вузы страны предлагают будущим студентам бакалаврскую, магистерскую программы обучения и подготовку специалистов. На первом уровне стоит бакалавриат и его «базовые» знания, на втором уровне магистратура и специалитет. В чём же заключается разница между этими ступенями образования?

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Бакалавриат

Изначально академическая шапочка предназначалась магистрантам, но затем её стали использовать и бакалавры

Начнём с самого простого (а для кого-то самого сложного) - с бакалавриата. Бакалавриат - это начальная ступень высшего образования. Бакалавриат является полноценным высшим образованием со всеми вытекающими последствиями.

Степень бакалавра:

  • степень (квалификация) бакалавра подтверждает получение высшего профессионального образования;
  • программа рассчитана на четыре года обучения;
  • по окончании обучения студент должен пройти итоговую аттестацию (сдать госэкзамены) и/или защитить диплом;
  • после завершения обучения на бакалавриате студент имеет право поступить в магистратуру.

Теперь рассмотрим все положения более подробно.

Подать документы в бакалавриат могут выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Конечно, для этого нужно сдать соответствующие экзамены ЕГЭ (они будут зависеть от специальности, которую вы хотели бы получить).

Диплом бакалавра означает, что выпускник вуза прошёл четыре года обучения и получил базовое высшее образование. Работодатели по всему миру понимают это утверждение, поскольку бакалавриат является частью двухуровневого европейского образования.

После окончания обучения студент, претендующий на получение бакалаврской степени, обязан пройти итоговую аттестацию и/или защитить выпускную квалификационную работу (в народе «диплом»). Переняв европейские стандарты обучения, в России не стали утруждать себя переписыванием образовательных программ и пересмотром аттестации будущих выпускников вуза. По сути, многие студенты сейчас учатся всё по тем же программам, которые успешно действовали до 1997 года и были рассчитаны на 5 лет обучения.

Такая система действует не на всех специальностях. Некоторые всё-таки предполагают только экзаменационную аттестацию без каких-либо письменных подтверждений.

Для тех, кто не хочет ограничиваться базовыми знаниями, предусмотрена магистерская ступень. После завершения обучения на бакалавриате выпускник может с чистой совестью подавать документы в магистратуру. Причём необязательно выбирать магистратуру по своей же специальности, вы можете выбрать что-то совершенно другое и получить в итоге две разных специальности.

Выделим преимущества и недостатки бакалаврской степени.

  • недолгий срок обучения;
  • степень даёт право на трудоустройство как в России, так и за рубежом;
  • степень даёт право на продолжение обучения;
  • после бакалавриата есть возможность поступления в магистратуру даже в другой вуз и на другую специальность.
  • низкий спрос на бакалавров среди ведущих работодателей на территории РФ (здесь всё дело состоит в путанице из-за одновременного существования бакалавриата и специалитета в нашей стране, из-за этого многие работодатели думают, что бакалавр имеет более ограниченный набор знаний, нежели специалист, хотя это одна и та же программа обучения);
  • ограниченное количество бюджетных мест в магистратуре (из-за перехода на двухуровневую систему образования количество бесплатных мест в магистратуре значительно урезали, а конкурс ужесточили).

Многие также ошибочно думают, что уровень знаний и жёсткость требований на бакалавриате значительно ниже, чем на специалитете и в магистратуре. Чаще всего это не так. Это зависит от вуза, в котором вам предстоит обучаться, от специальности, которую вы выбрали, а также от педагогического состава учебного заведения.

Магистратура

Магистратура является очевидным плюсом в резюме

В магистратуру могут пойти люди, имеющие диплом бакалавра или специалиста.

Получение магистерской степени предполагает шесть лет обучения в вузе. В эти шесть лет включено обучение на бакалавриате (четыре года) и непосредственно магистерская программа обучения (два года). Предполагается, что эту степень выбирают те студенты, которые планируют продолжать свою научную деятельность.

Обучение в магистратуре предполагает более узкую образовательную направленность. Если бакалавриат считается базовым уровнем образования, обучаясь на котором студенты получают общие (начальные) знания о специальности, то магистратура рассчитана на более сознательное отношение к предмету изучения (студент должен чётко знать, что ему интересно, и направить свои силы на более глубокое изучение предмета научного изыскания).

На протяжении двух лет обучения в магистратуре студент-магистрант обязан работать над магистерской диссертацией. По окончании обучения он должен будет защитить свой магистерский диплом, что позволит ему получить соответствующую его научной степени «корочку».

Выделим преимущества и недостатки получения магистерской степени.

  • после окончания бакалавриата необязательно сразу поступать в магистратуру. У вас есть время немного отдохнуть и подумать над своим будущим;
  • магистратура позволяет резко сменить свою специальность. Если, например, у вас имеется бакалаврская степень по одной специальности, но вы всегда мечтали о другой, то магистратура прекрасный инструмент для осуществления своей мечты;
  • степень бакалавра и степень магистра можно получать в разных вузах. Причём это касается не только отечественных образовательных учреждений. Вы можете поступить в магистратуру за рубеж.
  • ужесточение конкурса на бюджетные места. В связи с переходом на двухуровневую систему образования, конкурс на бюджетные места стал гораздо более жёстким, студентов подбирают по определённым критериям и заслугам;
  • проблема с рабочей занятостью. Если вы бедный студент, у которого проблемы с финансами, то знайте, устроиться вы сможете только на работу, сочетающуюся с учебным графиком. Современное засилье студентов, желающих учиться и работать (читай «числиться в университете, но не посещать его») очень велико, поэтому за прогулы, даже по причине занятости на работе, вас могут легко отчислить и в тот же день найти вам замену;
  • малый срок обучения. Здесь речь не о том, что жаждущим знаний даётся малое количество времени для получения этих знаний, а о том, что за два года вам предстоит написать довольно объёмный научный труд. Если вы не сталкивались с этим на бакалавриате (не защищали диплом, а только сдавали госэкзамены), то вам будет очень тяжело приноровиться к такому формату аттестации в такие короткие сроки. Тем более, если вы работаете и одновременно учитесь.

Специалитет

Во многих странах СНГ специалитет уже отменён

Переходим к самому непонятному образовательному курсу - специалитету. Это направление является отмирающей ступенью высшего образования, поскольку после перехода на европейскую систему в нашей стране (почему-то) не захотели отказаться от этого формата получения высшего образования.

В наши дни достаточно тяжело найти учебное заведение, которое предоставляло бы возможность студентам выбрать в качестве программы обучения специалитет, но некоторые вузы (особенно в провинции) предоставляют такую возможность, что вызывает ещё большую путаницу среди и без того испуганных будущих студентов.

Квалификация специалиста - это также высшее профессиональное образование. Путаница начинается на моменте итоговой аттестации. Здесь многие начинают путать бакалавриат и специалитет, причём сравнивая их, обнаруживают, что обучение на бакалавриате занимает всего четыре года, а на специалитете пять лет (при условии, что все остальное у этих квалификаций совпадает). Такое открытие заставляет многих думать, что бакалавриат - это неоконченное высшее образование, в то время как специалитет полноценное и законченное.

Развеем мифы: и степень бакалавра, и квалификация специалиста являются высшим профессиональным образованием. Проблема только в том, что в России не стали утруждать себя переработкой учебных планов и системы аттестации выпускников вузов, поэтому оставили всё как есть и добавили к этому двухуровневую систему образования.

В идеале специалитета вообще не должно у нас существовать, студенты должны сразу поступать на бакалавриат, а затем при желании продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре. При этом будущие бакалавры должны в конце своего обучения сдавать только госэкзамены (без защиты научного труда).

В реальности у нас до сих пор существует две практически идентичные ступени получения высшего образования, у одной из которых просто отняли один год обучения (который, к слову, чаще всего не «раскидывают» с точки зрения учебного плана на оставшиеся 4 года, а включают в последний год). Поэтому студенты-бакалавры обязаны освоить всё то, что осваивают студенты-специалисты, за четыре года и за это время умудриться написать квалификационный научный труд и подготовиться к госэкзаменам.

Единственным существенным плюсом и отличием специалитета от бакалавриата является тот факт, что по окончании обучения на специалитете студент может сразу подавать документы в аспирантуру. Это очень удобно для тех, кто намерен строить научную карьеру.

Рассмотрим преимущества и недостатки специалитета.

  • преимущество при устройстве на работу в пределах РФ. Новая система получения высшего образования так до сих пор и не была полностью перенята в России, поэтому многие работодатели считают, что специалитет - это полноценное высшее образование, в то время как бакалавриат - это неполное или недостаточное;
  • возможность сразу поступить в аспирантуру. Хорошая новость для тех, кто собирается связать свою жизнь с наукой - получение квалификации специалиста позволит вам сразу же поступить в аспирантуру;
  • магистратура считается вторым высшим образованием. Для тех, кто хочет освоить что-то новое, специалитет также будет очень удобен - после завершения обучения на специалитете, вы можете поступить в магистратуру на другую специальность. По окончании магистратуры вы будете считаться обладателем двух высших образований.
  • диплом специалиста не котируется за рубежом. Зарубежные работодатели не знают, кто такой специалист и с чем его едят. Они привыкли к двухуровневой системе образования, и нечто похожее на бакалавриат, но при этом отличающееся от него по некоторым критериям, их не устраивает;
  • многие университеты уже практически избавились от специалитета. Несмотря на то что такое явление как квалификация специалиста всё ещё существует в нашей стране, быстро найти университет, предоставляющий возможность пятилетнего обучения, тяжело;
  • степень бакалавра и степень специалиста приравниваются. Это должно было стать понятным ещё на моменте сравнения бакалавриата и специалитета. Эти две ступени предусматривают один учебный план, одинаковую аттестацию, так что и дипломы здесь будут одинаковы с точки зрения весомости.

Аспирантура

В некоторых странах аспирантура уже считается как полноценная работа, а не обучение

Аспирантура является первой ступенью на пути к научной карьере. Она не является обязательным элементом при получении высшего образования и рассматривается как отдельный образовательный блок.

Степень кандидата наук (аспирант):

  • время обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной 4 года;
  • по окончании обучения в аспирантуре студент-аспирант обязан защитить диссертацию, которая позволит получить степень кандидата наук;
  • за всё время обучения в аспирантуре будущий кандидат наук обязан сдать три кандидатских экзамена, а также подготовить несколько научных публикаций;
  • аспирантура даёт право вести занятия в вузах, а также принимать экзамены;
  • после завершения обучения в аспирантуре можно поступить в докторантуру.

Аспирантура предусматривает наличие стремления у студента заниматься научной деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях.

В чём разница между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой

Разницу можно увидеть в сравнительной таблице, приведённой ниже.

Таблица: отличия образовательных ступеней

Пункты сравнения Бакалавриат Специалитет Магистратура
Критерии отбора поступающих Абитуриенты со средним общим образованием Степень бакалавра/квалификация специалиста
Время обучения 4 года 5 лет 2 года
Степень (квалификация) Научная степень (бакалавр) Профессиональная квалификация (специалист) Научная степень (магистр)
Образовательная база Базовая подготовка (не предусмотрено узконаправленное исследование) Общая подготовка, которая направлена на получение практических знаний в выбранной специальности Глубокое изучение специализации, рассчитанное на продолжение научной деятельности
Форма итоговой аттестации Сдача госэкзамена и защита диплома Защита магистерского диплома
Следующий уровень обучения Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Профессиональные перспективы Возможность устроиться на любую должность, предусматривающую наличие высшего образования

Подводя итоги сказанному, хочется ещё раз отметить: несмотря на то что система получения высшего образования в России достаточно запутана, она не так сложна. Все три ступени двухуровневой системы европейского образования являются полноценным высшим образованием. Бакалавриат и специалитет являются практически идентичными ступенями, поэтому их очень часто путают или не различают. И бакалавриат, и специалитет - это первый (базовый) уровень системы высшего образования. Специалитет практически полностью исключён из предлагаемых вариантов получения высшего образования, его место занимает бакалавриат.

Магистратура является второй необязательной ступенью высшего образования и рассчитана на тех студентов, которые хотят более детально изучить свою специальность.

Аспирантура, в свою очередь, является первой ступенью научно-исследовательской карьеры. Студент может поступить, пройдя первые два уровня высшего образования.

Зачастую люди, желающие устроить свою трудовую деятельность за границей, сталкиваются с проблемой, связанной с приобретенным образованием, а именно, им приходится проходить утомительную процедуру по его подтверждению или вовсе полностью переучиваться.

Хотя сейчас и действует Лиссабонская конвенция о том, что все страны, входящие в нее, должны принимать специалистов с дипломами тех стран, в которых они проходили обучение, но на самом деле все происходит совершенно наоборот.

Из-за того, что за рубежом не существует таких понятий, как «доктор наук» или «инженер», в нашей системе образования пришлось произвести некоторые преобразования. Это стало нужным для того, чтобы наши специалисты могли без трудностей и лишних затрат трудоустроиться в зарубежных странах.

Исходя из этого, в 1999 году была подписана Болонская декларация, о том, что процесс получения высшего образования во всех странах должен быть одинаковым и иметь два уровня, то есть по окончании четырех лет обучения студент получает степень бакалавра, а по завершении остальных двух лет – степень аспиранта. К данной декларации были присоединены Россия и Украина. В России эта система официально вступила в силу уже в 2009 году.

Хотя основная часть высших учебных заведений перешла на новую двухуровневую систему образования, однако некоторые из них все-таки остались верными старым «традициям» в обучении.

В чем же отличие бакалавриата от специалиста

Для получения ответа на данный вопрос рассмотрим более детально, что такое специалитет, а что такое бакалавриат.

  1. Бакалавриатом считают первый уровень в получении высшего образования из двух возможных. Вторым этапом считается магистратура. Стоит заметить, что в отличие от первого, второй уровень считается необязательным, и уже после получения диплома бакалавра студент может начинать свою трудовую деятельность.
  2. К специалитету относится уже давно всем известная традиционная система получения образования. А именно то, что хорошо знакомо всем абитуриентам прошлых лет.

Исходя из этого, многих современных студентов волнует один вопрос: как лучше получить диплом – обучаясь по системе бакалавриата либо же по системе специалитета? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, в чем отличия приведенных выше систем.

Основные отличия бакалавриата от специалитета

Хотя бакалавриат считается полным высшим образованием, в простонародье его ошибочно относят к неполному высшему образованию. Проходя процесс получения высшего образования по системе бакалавриат, студент в полном объеме овладевает всеми необходимыми знаниями по той специальности, которую он для себя выбрал. Это обучение может проходить как в очной форме, так и в заочной. После получения диплома перед студентом становится выбор: начинать процесс своего трудоустройства или продолжать обучение на втором уровне (в магистратуре).

Рассмотрим достоинства бакалавриата:

  • при такой системе обучения на руки попадает диплом, с которым можно устроиться на работу за границей;
  • дается возможность продолжить получение образования за рубежом и там уже получить степень магистра;
  • при такой системе студент получает определенное время, которое он может потратить на то, чтобы точно определиться с вопросом относительно того, кем же он хочет стать, и при необходимости поменять учебное заведении.

К недостаткам бакалавриата относятся:

  • ошибочное мнение многих людей, в частности потенциальных работодателей, что бакалавры существенно проигрывают перед специалистами;
  • недостающее число мест в магистратуре, где можно было бы пройти обучение бесплатно;
  • при непопадании на «бюджет» приходится платить достаточно высокую сумму за обучение;
  • поступить в аспирантуру можно только после получения диплома магистра.

Специалитетом считается хорошо знакомое для основной массы людей пяти- или шестилетнее обучение в высшем учебном заведении.

Рано или поздно перед каждым выпускником 11 класса, планирующим поступить в вуз в нашей стране, встаёт непростой вопрос, какую форму высшего образования выбрать: бакалавриат или специалитет? Наш блогер рассказывает, как устроено высшее образование в России и что лучше выбрать.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Я мама двух сыновей-близнецов. Егор готовился поступить на журфак, Ваня - на прикладную информатику или информационную безопасность. Денег на подготовку к ЕГЭ, как вы понимаете, было потрачено немало, поэтому в вопросе, что лучше - бакалавриат или специалитет, мы выбирали вообще третье - бюджет, то есть бесплатное обучение. Это была наша финансовая стратегия.

Понимаю, что сейчас ещё больше вас запутала, но когда все подробно объясню, станет понятно, что я имею в виду. На семейном совете мы постановили, что в первую очередь стремимся именно к получению бюджетных мест, поэтому выбор в пользу бакалавриата или специалитета ставился нами на второе место.

По-русски, совсем уж просто, логика была такая: неважно - бакалавриат или специалитет - лишь бы попасть на бюджетные места. Оплачивать учёбу сразу двух студентов - это затратно для любой семьи, с любым достатком.

В итоге выяснилось, что журналистов в Москве уже всех готовят по Болонской системе бакалавриат + магистратура. Егор поступил на бакалавриат в РАНХиГС. С ваниным факультетом «информационная безопасность» было сложнее: где-то были программы специалитета (5 или 5,5 лет), где-то двухуровневая система - бакалавриат (4 года) плюс магистратура (2 года). Но для нас при выборе вуза этот факт не был основным.

Ваши приоритеты могут быть расставлены иначе, поэтому объективно постараюсь изложить все тонкости этой ситуации. Зная все различия, легче принимать решение, а оно должно быть взвешенным, поскольку эти две формы высшего образования, принятые сегодня в российских вузах, в некоторых ситуациях взаимоисключающие. Например, если вы захотите перевестись с одной формы обучения на другую, у вас могут быть проблемы. За примерами далеко ходить не надо. Наша родственница недавно хотела перевестись со специалитета на бакалавриат, и в родном вузе получила решительный отказ. Не предусмотрено Уставом.

Болонская система высшего образования

Итак, с 2003 года российские вузы начали участвовать в масштабном реформировании высшего образования, а именно, стали плавно переходить от одной системы обучения к другой, более современной и, главное, принятой в европейском мире. Называется эта система Болонской, по названию известного города Болонья в северной Италии. Бакалавров выпускали и раньше, но именно в 2003 году это приобрело, если можно так сказать, массовый характер.

История возникновения, все преимущества и недостатки этой системы . Я не буду всё это пересказывать, скажу только коротко, что в 1999 году, накануне начала нового тысячелетия, участники Болонского процесса, а именно 29 европейских стран, подписали декларацию о том, что высшее образование Евросоюза должно быть единым и двухуровневым: бакалавриат и магистратура. Почти сразу список стран, желающих вступить в Болонский процесс, стал расти. В 2003 году к этому процессу присоединилась и Россия. В 2009 году такая система «бакалавриат + магистратура» начала действовать в России официально. Сроки обучения во всех странах разные, но у нас это обычно 4 + 2 года, соответственно. Кстати, именно в 2009 году и ЕГЭ стало обязательным для всех. До этого был экспериментальный период.

Сегодня большинство российских вузов перешло на новую систему образования, но при этом осталась и классическая российская одноуровневая система, которая называется «специалитет». Таким образом, старое и новое высшее образование существуют у нас в стране параллельно, не отменяя одно другое. Как всегда, у нас все приживается с поправкой на российскую оригинальность, так что мы пошли свои путём. Поэтому сегодняшние выпускники, а также их родители (па-па-ра-ра-рам) имеют ещё одну дополнительную дилемму: что выбрать - бакалавриат или специалитет?

Специалитет

Начнём с конца - так будет проще. Специалитет - это всем привычная система пяти или шестилетнего непрерывного обучения в вузе, которая была принята в нашей стране в СССР и вплоть до начала нулевых как основная и единственно возможная. Человек учился и в итоге получал диплом специалиста. В нём, если вы помните, было написано: «специальность такая-то». Понятие «дипломированный специалист» - это как раз об этом.

Бакалавриат и магистратура

Кто такие бакалавр и магистр? Сразу Гарри Поттер почему-то на ум приходит и магистр Йода.

Тут все довольно просто: высшее образование выстроено двумя ступенями. Сначала вы поступаете на бакалавриат. Условия поступления абсолютно идентичные со специалитетом: приносите баллы ЕГЭ вместе со всеми документами, если нужно, то дополнительно сдаёте творческие экзамены. Через четыре года вы получаете диплом о высшем образовании, в котором написано «бакалавр».

Если вы захотите продолжить своё обучение, вы обязательно должны сдать вступительные экзамены в магистратуру. Кстати, на второй ступени вы можете выбрать любой вуз, не обязательно тот же самый, где учились на бакалавриате! По окончании магистратуры у вас будет диплом магистра.

Распространённое заблуждение, что степень бакалавра - это какое-то недоделанное высшее образование, что на работу не возьмут и так далее

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии высшего образования, и точка! (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Разница между двумя студентами, которые параллельно вышли из пункта А, но идут разными путями, будет, конечно, в знаниях. Бакалавр учится четыре года, а специалист - минимум пять лет (иногда 5,5 или вообще 6). Конечно, программа у них будет отличаться.

Принято считать, что бакалавриат даёт более широкие знания с размытой специализацией, а магистратура - более узконаправленное образование. Также существует стереотип, что специалитет - это более качественное образование, поскольку все пять или шесть лет обучения в вузе готовят узких специалистов-практиков. Все это спорно, на мой взгляд. Прошло слишком мало времени, чтобы вести предметный разговор на эту тему. Процесс формирования учебных программ бакалавриата в каждом вузе пока ещё в стадии становления. Эпоха перемен в высшем образовании в России только началась.

9 отличительных черт российского бакалавриата

  1. После получения диплома бакалавра можно сразу идти работать. У вас в кармане высшее образование. И точка. Период обучения - четыре года.
  2. Некоторые специальности не предусматривают в России двухступенчатого обучения. В этот список попали медицинские специальности, таможенное дело, военные специальности и другие. Невозможно стать хорошим врачом за четыре года, это и ежу понятно.
  3. После бакалавриата вы сможете претендовать на бюджетное место в магистратуре, а после специалитета - нет. Правда, не совсем понятно, зачем после специалитета нужно идти в магистратуру. В любом случае, если «приспичит», то это будет считаться вторым высшим образованием, а, значит, оно будет 100% платным (таков закон). Исключение составляют только «дипломированные специалисты» (поступившие на обучение до 2008 года включительно). Отсрочки от армии тоже не будет.
  4. На весь период обучения «бакалавриат + магистратура» на очном отделении вы получаете отсрочку от армии. Специалитет тоже гарантирует отсрочку на весь период учёбы на очном. Тут разницы нет особой.
  5. Что с аспирантурой? После специалитета можно смело идти, после бакалавриата - нет, минуя магистратуру нельзя. Из магистратуры - пожалуйста.
  6. Диплом специалиста в большинстве случаев не удастся подтвердить за границей, а дипломы бакалавра и магистра - можно.
  7. Бакалавриат можно окончить по одной профессии, а магистратуру - по другой. Например, в течение четырех лет учёбы стало понятно, что вам интересны не только технические предметы, но и гуманитарные. Магистратура по гуманитарному направлению - это вполне реально. Вариативность - это преимущество, конечно. Фактически вы получаете два диплома о высшем образовании: «бакалавр» + «магистр». Ещё раз: «бакалавриат + магистратура» - это два диплома о высшем образовании, только они разного уровня.
  8. Учёба в магистратуре возможна в зарубежных вузах и университетах. Здесь, конечно, потребуется знание иностранного языка, но сегодня это не проблема.
  9. Если вы поступили на специалитет на бюджетное место, то все годы обучения вы не будете ничего платить. Если после бакалавриата вы надумаете пойти в магистратуру, то знайте, что шансы поступить на бюджет минимальные (слишком высокая конкуренция). Вполне возможно, что в течение этих двух лет вам придётся платить за обучение. Процент бюджетный мест почти везде меньше, чем на бакалавриате. В каждом вузе статистика индивидуальная.

Недостатки двухступенчатой системы в России

1. Опять эксперимент над нашими студентами и преподавателями. Пока все «устаканится», пройдёт немало времени.

2. Конечно, можно догадаться, что есть «свистопляска» с учебными программами бакалавриата и магистратуры, ведь вузам дали свободу сформировать их самостоятельно, опираясь на государственные стандарты. Практика получения высшего образования по Болонской системе у нас фактически началась с 2009 года, то есть не прошло даже десяти лет с момента старта эксперимента. Конечно, все это требует ручной настройки ещё продолжительное время, поэтому идеал пока только маячит на горизонте.

Чтобы за четыре года сделать из абитуриента полноценного бакалавра, то есть фактически готового выйти на работу профессионала, надо очень грамотно и четко выстроить систему обучения. Согласитесь, что четыре года - срок не очень большой.

В случае со специалитетом, как вы понимаете, проблем с учебными программами нет, поскольку они достались в наследство, как говорится, от прошлых времен. Здесь все стабильнее и построено на классическом преподавании. Насколько классическое образование актуально в современных реалиях - не мне судить, конечно. Только время покажет. Я рада, что, существуя параллельно, обе системы невольно конкурируют друг с дургом. Так становятся очевиднее все плюсы и минусы.

3. Не все вузы при переходе на Болонскую систему поняли, что конкретно надо менять. Например, мало где в России в полную силу используется болонская 100-балльная система оценки знаний. Номинально она есть, но действует как-то странно, на мой взгляд.