Что такое фанфик и нужен ли он литературе? Можно ли считать фанфики литературным жанром.

Современное развитие технологий не могло не повлиять на литературный процесс: доступность информации и возможность для каждого заявить о себе как об авторе текстов неизбежно привели к тому, что в литературный процесс начался широкий приток «новой крови». Эти авторы зачастую не известны за пределами Интернета, но и не могут быть полностью оставлены без внимания – вокруг некоторых из них группируется собственное сообщество фэнов, а некоторые тексты покидают поле самиздата, перемещаясь в область «легитимизированной», иными словами, издательской продукции. Согласно Н.А. Конрадовой, «рассматривать Интернет-литературу как среду, где появляются неповторимые авторские тексты и “большие” писатели возможно, тем более, что в последнее время наблюдается тенденция к повышению условной позиции Интернета в иерархии «настоящей» литературы».

У нее же читаем: «русский литературный Интернет можно, конечно, рассматривать как совокупность всех текстов, которые “вывешивались”, “висят” и еще будут “висеть” в Сети; однако гораздо более естественным кажется видение ее как зрелой, сложившейся и вполне специфической субкультуры, в которой есть свои ценности, иерархия, тематика, язык, имена, контингент, общность интересов и т.п. Одинаково важными ее компонентами являются и собственно тексты, и обсуждения (предметом обсуждения являются авторы, литературный процесс в целом, а также не связанные с литературой проблемы). Субъектами этого образования являются не только авторы, но и критики, литературоведы, наблюдатели».

В Интернете есть множество ресурсов, где публикуются авторы сайтов. Самый известный – Журнал «Самиздат» (http://zhurnal.lib.ru/), специализирующийся именно на фанфиках ресурс «ФанФик» (http://fanfic.su/), «Книга фанфиков» (http://ficbook.net/), но, помимо них, существуют ресурсы, делящиеся по тому, какое произведение лежит в основе фанфиков: например, популярнейшие в среде поклонников «Гарри Поттера» сайты: «Сказки...» (http://www.snapetales.com/) и «Хогвартснет» (http://www.hogwartsnet.ru/mfanf/).

Произведения, публикуемые на Самиздате, нередко выходят в свет и в виде полноценных книг. Например, только на русском языке в качестве интерпретаций/фанфиков по Миру Средиземья Толкина выходили – «Берен Белагрион. По ту сторону рассвета» О. Чигиринской, «Великая игра» Н. Некрасовой, «Кольцо тьмы» Ник. Перумова, «Черная Книга Арды» Н. Некрасовой и Н. Васильевой, «Последний кольценосец» К. Еськова и множество других.

Что такое фанфик?

Как пишет Н.А. Конрадова, «интернет-литература как одна из наиболее массовых форм современного литературного любительства поставляет прекрасный материал для изучения литературного “мейнстрима”, то есть наиболее популярных течений и идей; для понимания природы литературного творчества вообще, его основы и составляющих; для исследования механизмов медиа-влияния на литературный процесс в целом и литературное произведение в частности; для изучения особенностей литературного Интернет-сообщества, его преемственности с прошлым и, наоборот, его новизны».

Основную часть публикуемых в Интернете художественных текстов составляют фанфики (сокращение от англ. fanfiction – творчество фанатов). Это вторичные произведения, являющиеся на реакцией на какое-либо произведение, необязательно относящееся к литературе: за основу может быть взят фильм, сериал, мультфильм (зачастую – японское аниме), манга (японские комиксы), даже картина. Фанфик может опираться на сюжет оригинального произведения, на его героев, также фанфик может быть просто продолжением или же «альтернативным продолжением», вплоть до полного изменения первоначального мира.

В одной из статей, написанной автором фанфиков, можно найти следующее определение: «Фанфикшен – это сублитература; автору не нужно придумывать собственный мир, он уже был создан, автору не нужно придумывать героев, они уже были описаны, автору не нужно следовать собственному стилю, а только лишь пытаться повторить написанное или показанное кем-то до него». Дальше автор пишет: «хороший же фанфикшен старается как можно больше соответствовать оригиналу, и без знания первоисточника ценности практически не представляет», что не совсем соответствует истине. В литературе есть примеры таких «фанфиков», которые читаются и без знания оригинала: например, «Волшебник Изумрудного города», фактически являющийся фанфиком на «Волшебника страны Оз». Хотя обозначить, что есть просто пересказ или интепретация, а что фанфик, иногда бывает довольно трудно. Возможно, чтобы отделить фанфики от всего спектра произведений, написанных «по мотивам» следует сказать, что фанфик никогда не скрывает своей вторичности и по крайней мере первоначально не имеет намерения «отрываться» от исходного текста.

Несправедлива также и точка зрения, что все фанфики основываются на произведениях массового искусства: в частности, одно из обнаруженных определений прямо базируется на этом: «Фанфик – разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства». Например, в противовес этому определению, мной были найдены фанфики на «Гордость и предубеждение» Джейн Остин. Помимо этого, существуют также фанфики О. Чигиринской на «Остров Крым» Аксенова, Л. Васильевой («Наташа») на «Войну и мир». Проблема однако в том, что фанфик на классический, всем известный текст трудно отличить от коммерческого проекта (например – «Скарлетт» Рипли, продолжение «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл, явно задумывалась как коммерческий проект – и является таковым, вплоть до экранизации в качестве сериала).

Довольно интересное (и весьма лаконичное) определение было обнаружено на сайте, посвященном исключительно фанфикам по «Гарри Поттеру»: «Фанфик – литературное произведение, порожденное заинтересованностью автора каноном». (Канон – на жаргоне любителей ролевых игр и фанфикшна – оригинальный текст).

Надо сказать, что само явление вторичного творчества имеет глубокие исторические корни, сравнимые, пожалуй, с историей литературы в целом; другое дело, что термин «фанфикшен» весьма и весьма молод: он появился в конце XX – начале XXI веков.

Согласно статье Ю. Идлис и К. Мильчина «10 книг, которые может написать каждый», «по главным книгам европейской культуры, от “Илиады” до “Властелина колец”, играют, живут и создают новые произведения многие поколения читателей. В сущности, вся история литературы – бесконечная череда фанатского творчества: люди веками переосмысливали канонические тексты, и некоторым из них удавалось написать новые шедевры, в свою очередь ставшие материалом для переосмысления и дописывания». Данная точка зрения кажется мне наиболее близкой к истине.

Таким образом, можно вывести следующее определение: фанфик – вторичное произведение, опирающееся на ранее созданное, обладающее всеми признаками литературного произведения и не обязательно существующее неразрывно с оригиналом. Несомненно, что в фанфике можно найти литературные достоинства, если он по-настоящему качественный.

Виды фанфиков

С точки зрения жанрового деления, фанфик может быть романом, новеллой, рассказом, или, соответственно принятым в Интернете терминам, «макси», «миди», «мини». Нередки среди фанфикшена и стихи, причем самых разнообразных жанров, и пьесы. Единой общепринятой классификации публикуемых в Интернете фанфиков нет, но есть несколько вариантов определения категорий по следующим признакам:

1. Любовная линия (интерпретация отношений между героями оригинального произведения).

Если любовной линии нет или она слабо выражена, то фанфик будет относиться к категории «джен» (от англ. general audience – любая аудитория). Если любовная линия представлена отношениями между разнополыми партнерами – то это «гет» (от англ. heterosexual – гетеросексуальный). Если же отношения будут между представителями одного пола, то это слэш (англ. slash – значок косой черты; термин появился из-за обычая обозначать персонажей, между которыми предполагаются романтические отношения, через слэш). Ответвлением последнего является фем-слэш – отношения между женщинами.

2. Способ создания.

Помимо обычных фанфиков, встречаются так называемые «кроссоверы» – объединяющие несколько исходных произведений фанфики, «сонгфики» – фанфики, написанные на основе песни, а также «ролевка» – фанфик, который пишется в процессе разыгрывания несколькими авторами ситуации с героями.

3. По общему определению.

Обычный фанфик описывает придуманных персонажей. RPF (real person fiction) – выдуманные ситуации с реальными людьми (известными музыкантами, актерами, моделями и т.п.).

Отдельно стоит выделить так называемый «профик» (профессиональный фанфик) – фанфик, созданные известным автором, зачастую с целью извлечения коммерческой выгоды (например, серия «Таня Гроттер» Д. Емца). К профикам можно отнести и недавно появившееся явление «мэш-ап» – «когда в уже существующее (чаще всего, классическое) произведение вплетаются элементы современной культуры, например рассказы о зомби, вампирах, оборотнях и т.д.» Первым произведением этого жанра стала книга «Гордость и предубеждение и зомби».

Помимо указанного выше, фанфики можно делить на поджанры или подвиды; термин «жанр» здесь использовано быть не может, несмотря на то, что авторы фанфиков зачастую используют его. В полном смысле слова приведенная ниже классификация не может считаться жанровым делением.

Среди общих подвидов можно выделить следующие: экшен (англ. action – действие), юмор, пародия, дарк фик (англ. darkfic, фанфик, в котором большое количество жестокости и смертей), POV (point of view – точка зрения; фанфик, повествование в котором ведется от лица какого-либо героя оригинального текста). Виды любовного фанфика весьма разнообразны: романтика (англ. romance), драма (англ. drama), ангст (нем. angst), флафф (англ. fluffy – мягкий), hurt/comfort (фанфик, в котором один персонаж страдает, второй приходит ему на помощь) и PWP (англ. porn without plot, порнография без сюжета; они имеют еще более разветвленную структуру жанров, но ввиду низкого качества большей части фанфиков этого типа в данной работе рассматриваться не будут).

Произведения, по которым создаются фанфики: основные признаки и сходства

Невозможно с точностью предсказать, какое произведение станет прообразом для следующего фанфика, но можно выделить некоторые особенности, объединяющие «фэндомы».

Согласно проведенному анкетированию, в первую очередь читателей и будущих фикрайтеров привлекают харизматичные персонажи, в большинстве своем – отрицательные. Самым ярким примером может выступить Мелькор («Сильмариллион» Дж.Р.Р. Толкина), ставший из обычного злодея центральным персонажем в «Черной Книге Арды» Н. Васильевой и Н. Некрасовой. Также Северус Снейп (Снегг в переводе «Ромсмэн», «Поттериана»), Коул Тёрнер (сериал «Зачарованные»), Глеб Бейбарсов («Таня Гроттер»), Ягами Лайт (аниме-сериал «Тетрадь Смерти»), Люциус и Драко Малфои («Поттериана»), доктор Кадзутака Мураки (аниме-сериал «Наследники Тьмы»). Объединяет всех персонажей противостояние главным героям (на разных уровнях, впрочем), зачастую окружающее их якобы непонимание (трансформирующееся в произведениях фанфикшена в мировую несправедливость по отношению к герою), порочные наклонности (как в случае с доктором Мураки) или склонность к неодобряемому обществом поведению (Северус Снейп).

Сами поклонники данных произведений объясняют свою любовь к отрицательным персонажам тем, что положительные кажутся им либо слишком простыми, «шаблонными», либо им просто неинтересно придумывать что-то новое о тех, о ком и так достаточно написано «в каноне». Третья причина основывается на психологии – зачастую читателям просто жалко тех, кого, как им кажется, автор незаслуженно делает отрицательным, не выводя в произведении «истинных» причин их отрицательного поведения.

Другим поводом для написания фанфиков часто становятся «пробелы» или, другими словами, «белые пятна» в оригинальном произведении. Поклонники стремятся так или иначе их заполнить, придумывая разнообразные варианты событий, оставшихся «за кадром». То есть, например, если герой на какое-то время уезжает и о нем ничего не говорится, то среди фанфиков обязательно найдутся такие, что расскажут, чем герой занимался все это время. Другим вариантом такого заполнения может быть написание предыстории или эпилога, использование намеченных, но не продолженных сюжетных линий. Если у персонажа есть какие-то размолвки с другим персонажем, о причинах которых не рассказано, или если о персонаже известно, что он скрывает свое прошлое – для фикрайтеров это лучший повод для собственного творчества. При этом чем продолжительней время действия произведения – тем больше шансов на появление фанфиков.

Еще одним крайне распространенным стимулом является протест против не устраивающего поворота событий. Таким образом появляются альтернативные продолжения, альтернативные истории, основанные на канве произведения, причем их альтеративность варьируется от минимальной до едва ли не полного изменения изначальной задумки автора.

Некоторым фикрайтерам интересно предположить, как поведет себя тот или иной герой, оказавшись в ситуациях, в оригинальном произведении не встречавшихся. Отдельной трудностью тут выступает сохранение изначального характера персонажа, что далеко не у всех получается.

Часто поводом для фанфика становится разработка между персонажами произведения отношений, отличных от канонных. Если есть хоть малейший намек на возможность романтических отношений – он обязательно будет использован, даже если это просто чуть задержавшийся взгляд глаза в глаза между двумя кровными врагами (см. ниже).

Обобщая, можно сказать, что читателям/авторам фанфиков важно, чтобы персонажи были яркими и провоцирующими на дальнейшее творчество, побуждающими продолжить «канон», когда по авторскому замыслу все уже закончилось. А если, к тому же, персонажей очень много, то «в этом случае желание создать альтернативную ситуацию не наткнется на недостаток действующих лиц; вдобавок всегда найдется персонаж, с которым автор может более или менее идентифицироваться; кроме того, среди множества лиц легко вклинить кого-нибудь новенького, не присутствующего в каноне, но позарез нужного фанфикеру для развития собственной идеи». Задача написать по чужой канве, не отклоняясь от первоначальной задумки, может быть весьма интересной, получается своеобразный тест на понимание фикрайтером его любимого автора.

Продолжительность канонного произведения играет немалую роль при выборе его как основы фанфикшена – чем больший период времени оно охватывает, тем больше шансов на обнаружение пробелов и оставленных «хвостов» сюжетных ходов, тем больший простор для фантазии. Линор Горалик в своей статье «Как размножаются Малфои» упоминает, что фанфик «возникает вокруг явлений культуры, предлагающих читателю-фанату хорошо разработанный, полный подробностей мир, допускающий широкое пространство альтернативы. Огромный пласт фанфика существует, например, в привязке к сериалу “Секретные материалы” и к саге о Гарри Поттере, но фанфикеров, работающих с сюжетом и персонажами суперхита “Титаник”, оказалось до смешного мало. Очевидно, одной популярности для возбуждения писателей-последователей недостаточно».

И, наконец, непростые отношения между героями, которые можно повернуть самыми разнообразными способами, не сильно отклоняясь от изначального сюжета – все это привлекает фикрайтеров.

Самым последним пунктом можно выделить уже сложившийся комплекс фанфиков по произведению («фанон» – как бы «канон фанфиков») – многие начинают создавать что-то свое, прочитав большое количество чужих работ по тому же миру.

Соотношение фанфика и оригинала

Согласно Линор Горалик, фанфик «плотно смыкается с традиционными деривативными кинематографическими и литературными жанрами – пародией, римейком, сиквелом и т. п.», соответственно, фанфик «вполне может быть пародией, римейком, приквелом, интермедией, сиквелом и чем угодно еще по отношению к первоисточнику».

Фанфик может быть не только пародией, но и подражанием, примером чему может служить перевод-пересказ «Властелина колец» З. Бобырь, сокращавшей текст по собственному желанию, менявшей местами главы и добавлявшей что-то от себя.

Оригинальным приемом является так называемая «смена знака» – мальчик превращается в девочку (Гарри Поттер в Таню Гроттер), маг в маггла (Гарри Поттер в Порри Гаттера), отрицательный персонаж становится положительным (Мелькор Толкиена – Мелькор Некрасовой и Васильевой). Примеров можно найти множество, многим фанфикером интересно посмотреть, а что же будет, если изменить какую-нибудь заметную деталь в каноне и выстроить заново весь исходный сюжет.

Мэш-ап, как появившееся сравнительно недавно явление, стоит пока особняком, хотя жанр кроссовера в фанфикшене в какой-то степени дублирует его. Соединение нескольких «канонов» чаще выглядит игрой «а что получится», чем претензией на серьезное произведение.

Так или иначе, но все-таки для фикрайтеров зачастую главным предметом гордости будет максимальное соответствие оригиналу, несмотря на все преобразования – в этом и есть первое отличие фанфика от оригинального произведения литературы.

Слэш как феномен фанфикшена

Отклонения от канона выражаются также не просто в разработке несуществующих линий романтических отношений между героями, но и в описывании куда более провокативных отношений между ними, о которых современное общество предпочитает лишний раз не вспоминать. Здесь наиболее заметным стал феномен слэша.

Слэш – жанр фанфикшена, в котором описываются романтические или сексуальные отношения между персонажами одного пола, обычно мужского, в первоисточнике не имеющих явной гомосексуальной ориентации. Название происходит от англ. «slash» – знак косой черты, так как именно этим знаком объединяются пары имен «пейринга». Нельзя сказать, чтобы фикрайтеры были первыми, обратившимися к теме гомосексуальных отношений в своих произведениях, по крайней мере можно вспомнить древнегреческую поэтессу Сапфо или Оскара Уальда – что Дориан Грей, что Бэзил Холлвард не оставляют никаких сомнений относительно их личной жизни; также стоит упомянуть таких английских романистов, как Джанетт Уинтерсон или Джоан Троллоп. Для японской культуры гомосексуальность давно стала привычной частью жизни и искусства; можно с уверенностью утверждать, что именно японское аниме и манга в жанрах «яой» (любовь между мужчинами) и «юри» (любовь между женщинами) стали одним из влияющих факторов, вызвавших интерес к слэшу в русскоязычных фэндомах (о других факторах будет сказано ниже).

Слэш вполне можно назвать отдельным родом фанфикшена, он так же имеет свои виды, правила, обязательные возрастные ограничения. В интернете есть множество сайтов, посвященных именно слэшным фанфикам, такие, как, например, http://slashfiction.ru/index.php или http://jvslash.narod.ru/ . Некоторые фэндомы более чем на две трети состоят именно из слэша («Темный Дворецкий») и почти нет таких, где слэша нет вообще. Зачастую многие тексты довольно низкого качества, но само их количество не позволяет оставить их вне поля зрения исследователя.

Поводом для образования «пэйринга» в лучшем случае может служить складывающееся ощущение, что в «каноне» персонажей как-то тянет друг к другу, но они не могут реализовать свое желание в его рамках, но в принципе для слэшера (как называют авторов слэшных фанфиков) неважно, посмотрели ли персонажи хоть раз друг на друга, перемолвились ли хоть одним словом – если они кажутся красивой парой, то они обязательно обзаведутся всеми романтическими отношениями, какими только возможно.

Согласно все той же Линор Горалик, «подавляющее (около 90 процентов) большинство авторов – женщины в возрасте от 15 до 35 лет». Этот факт позволяет объяснить тягу к слэшу психологически: женщинам гораздо интереснее писать про представителей сильного пола, не отвлекаясь на возможных «соперниц» своего пола; также многие жалуются на то, что просто нет достойных персонажей женского пола, что все они неинтересны, слабы, бледны, слабохарактерны – разумеется, такие персонажи вряд ли вдохновят на собственное творчество. «Мужчина оказывается сильнее и влиятельнее, и дамы-фанфикерши, желающие изобразить секс на равных, не могут найти подходящей гетеросексуальной пары. Лесбийский фанфик при этом пользуется меньшей популярностью потому, что женщин, во-первых, в качестве сексуальных объектов чаще все-таки привлекают мужчины, а во-вторых, они хотят наблюдать сексуальные отношения не только между равными, но и между сильными существами, каковыми женские персонажи редко оказываются в рамках канона». И далее: «в слэше женщины изображают сексуальное поведение мужчин таким, каким они хотели бы видеть его в реальной жизни. Это идеальный любовник: нежный, мятущийся, боготворящий партнера, не засыпающий, отвернувшись к стенке. При этом изображение такого партнера в рамках гетеросексуального полового акта, мне кажется, все-таки смущает женщину: в первую очередь из-за того, что подобное поведение редко полагается персонажу по канону. В рамках гетеросексуального фанфика женщина-автор не может располагать своим героем так, как ей хотелось бы; она вынуждена сохранять основные признаки его характера, предполагая (или копируя существующее в рамках канона) психологически достоверное сексуальное поведение. Входя же на территорию слэша, фанфикер немедленно ставит персонажа в уникальную, никак не представленную каноном обстановку - и вот тут уж может делать с ним все, что считает нужным».

Не весь слэш посвящен именно сексуальным отношениям, иногда авторы ограничиваются лишь романтическими – и такие фанфики могут быть включены в категорию подлежащих исследованию.

Согласно словарю литературных терминов, литературное произведение – это «произведение, принадлежащее к художественной литературе, с признаками мастерства – в отличие от других произведений письменности». Несомненно, признаки мастерства в фанфиках находятся далеко не всегда; но дальше в том же словаре читаем: «литературное произведение – форма контакта между писателем и читателем, результат индивидуального творчества, но обусловленный общественно и обладающий соответствующим воздействием, следовательно, подлежащий оценке в зависимости от эстетической функции». Невозможно отказать фанфикам в попадание под это определение: многие фанфикеры пишут отнюдь не для себя, а для того, чтобы донести до своих читателей какую-либо мысль относительно оригинального произведения; разумеется, фанфик – всегда индивидуальное творчество.

У М.М. Гиршмана читаем: «литературное произведение – форма существования литературы как искусства слова. В литературном произведении своеобразно реализуется всеобщий принцип искусства: отражение бесконечного и незавершенного мира человеческой жизнедеятельности в конечном и завершенном «эстетическом организме» художественного произведения». Несмотря на свою зависимость от оригинального произведения, фанфик, тем не менее, является этим отражением, зачастую даже в большей степени, чем его «канон», так как представляет собой результат рефлексии автора не только над персонажами, но и над самим собой в том числе.

И, наконец, тот факт, что «у нас нет еще удовлетворительной теоретической дефиниции литературного произведения, которая учитывала бы все аспекты проблемы и требования науки, тоже позволяет утверждать, что по крайней мере часть фанфиков может и должна быть отнесена к литературным произведениям наряду с произведениями постмодернизма и модернизма, тоже выпадающими из классической системы. Так или иначе, фанфик может обладать всеми признаками литературного произведения, и факт его вторичности ничуть не должен умалять его достоинств.

Приятного чтения!

Внимание! Этот фанфик не предусмотрен для чтения лицами младше 18 лет! Если вам еще не исполнилось 18 лет, пожалуйста, закройте эту страницу и выберите другой фанфик! Все персонажи, задействованные в сценах сексуального характера, достигли 18 лет.
| | | |


Фанфик «Гарри Поттер ли?» по Гарри Поттеру заработал более 1226 нажатий «нравится». Поставьте свой лайк, если фанфик понравился, – автору NaNa-tyan будет приятно.
В написании работы принимали участие Astra O_o, Astra O_o, Astra O_o.
Гарри Поттер, Гермиона Грейнджер, Драко Малфой — ключевые герои этого фанфика.
Пэйрингом истории является Гарри Поттер\Драко Малфой, Гермиона Грейнджер, Блейз Забини, Рон Уизли.
Это фанфик категории Слэш, то есть описывает романтические и/или сексуальные отношения между представителями сильного пола.
Рейтинг этого фанфика NC-17. Коротко напомним, что означают рейтинги в фанфикшене, а вы уж смотрите, что будете читать, а что – не будете. G – нет никаких возрастных ограничений. PG-13 – могут быть легкие намеки на романтические отношения, не выходящие за пределы невинных объятий, или наоборот – на страдания, но обозначенные пунктиром. В общем, ничего, что способно навредить неокрепшей детской психике. Рейтинг R – тут уже все несколько серьезней. Обычно присутствуют описания эротики и насилия, но без графичных описаний. Подразумевается, что допустимый возрастной ценз для этого рейтинга – 16 лет. Рейтинг NC-17 – все то же, что в R, но только с подробным описанием. На наш взгляд, было бы неплохо переименовать его в NC-18, но против традиции не попрешь. И NC-21. Как правило, этот рейтинг подразумевает сцены жестокости. Мы советуем нашим читателям предварительно оценивать рейтинг выбранного фанфика во избежание неприятных сюрпризов!
Размер Макси. Какие бывают размеры: драббл – история, имеющая не больше 1000 слов; размер мини – маленький фанфик от 1000 до 10000 слов; миди – насчитывает от десяти до двадцати пяти тысяч слов; размер макси – от двадцати пяти тысяч слов и до бесконечности.
Жанры, заданные автором для его произведения Романтика, Юмор, Фэнтези, Повседневность, AU, Стёб.

И еще, у меня большая просьба, если ставите минусы, то обьясните почему. Должна же я знать, где ошиблась…

У меня появилась своя группа в ВК заходим, смотрим, подписываемся) _http://vk.com/kysochek_magii
Фанфики ждут тебя, скорее вперед!:)


Фанфик (fan fiction , в переводе с англ. «фанатская беллетристика») - литературные произведения, в которых действуют герои, созданные другим автором, обычно в созданном им же сеттинге . (В широком смысле фанфиками называют фанское творчество в целом, хотя это и некорректно).

История явления

Современные массовые фандомы со своим творчеством возникли в 1960-е в основном вокруг сериала Star Trek , из которого пошёл троп Мэри Сью . Именно с этой вселенной ассоциируют зарождение явления фанфиков. Но на самом деле явление куда древнее.

Со стороны фанатов : Корейцы любят StarCraft Любовь к черновику Разрыв канвы фанатами (Мелькор был хорошим Профессор был неправ)… Прочее Whump Каноническая сила (Презумпция достоверности) Не знает сеттинга Необузданные догадки Непонятки Полемизирующее произведение Поменять имена СПГС Фанатская кнопка берсерка Фанатский обоснуй Фанатское утрирование Фанон (слово святого Павла слово Данте хэдканон) Фанская кличка … Вымышленные фанаты Канонический фан-клуб Канонический шиппер Сумасшедший фанат Фанат пришёл к успеху Чудаковатый фанат Яойщица /Юрийщик Книги про игроков Сказки тёмного леса Фильмы про игроков The Gamers Knights of Badassdom Rise of the Fellowship Рыцари Суперменеджер, или Мотыга Судьбы Аниме про игроков Accel World Btoom! Log Horizon Sword Art Online Произведения-фанфики Машинима : The Leet World (Counter-Strike ) ← Основы Производное творчество

Себя в глазах широкой аудитории: он дает авторам шанс подписать контракт с настоящими издательствами. Если такое развитие событий всё еще кажется вам сказкой, вот пять историй успешных женщин, которые прошли путь от создания фанатских историй в интернете до подписания шестизначных контрактов на публикацию.

дарья татаркова

Кассандра Клэр


В фандоме Клэр любовно называют Кэсси, или как минимум называли раньше, пока она не подписала контракт и не стала причиной для пересудов. Девушка из Бруклина прославилась в окологаррипоттеровском комьюнити благодаря своему монументальному фанфику «Трилогия о Драко», где в море заимствованного материала крутили романы персонажи Роулинг. Главным героем Клэр сделала Драко Малфоя. Он сменил амплуа на страдающего антигероя, и да, в какой-то момент носил кожаные штаны, впоследствии породившие соответствующий троп .

Клэр смогла перенести свой фанфикшен-опыт в мир реальных книг, издав собственную серию янг-эдалт-романов «Орудия смерти». Кстати, до этого под тем же названием она выпустила инцестуальный фанфик про Рона и Джинни, однако к сюжету ее собственных книг он отношения не имеет. В авторском мире и героях Клэр угадывается влияние даже не Гарри Поттера, а ее фантазий на тему, однако многие фанаты не увидели в этом большой беды. Репутацию в глазах поклонников писательница подмочила тем, что попыталась удалить отовсюду свой фанфикшен и делала вид, будто он и вовсе не существовал. К тому же в сети появились истории об интернет-буллинге, которым занималась Клэр, доводя других юных фикрайтеров. По мотивам первой книги уже вышел не слишком успешный фильм с Лили Коллинз в главной роли, и, кажется, у него все-таки будет продолжение. Писательница тем временем продолжает штамповать спин-оффы, публикация новой серии которых намечена на этот год.

Э. Л. Джеймс


Под андрогинным именем скрывается писательница из Англии Эрика Митчелл.
До того как прославиться на весь мир, она писала популярные фанфики по «Сумеркам» под псевдонимом Snowqueen’s Icedragon. Существует огромное количество альтернативных вселенных фанфикшена, где героями являются Белла и Эдвард. Конкретно в митчелловском варианте персонажи перенеслись в мир ванильных представлений о БДСМ. Не слишком хорошо написанный, а местами и вовсе выглядящий пародией на самого себя, фанфикшен стал основой ее собственной книги, для которой писательница переработала персонажей Стефани Майер в собственных - так родились «Пятьдесят оттенков серого» с Анастейшей Стил и Кристианом Греем.

Несмотря на литературные недостатки, книга выстрелила с невероятной силой: фантазии Митчелл срезонировали с тайными желаниями ее читателей и читательниц. Главная проблема автора, конечно, не в слоге и не в недостоверности, а в том что раскрепощение беллетристики подменили пропагандой домашнего насилия. Хочется верить, что вместе с выходом экранизации «Пятидесяти оттенков» в прокат безумие, окружавшее трилогию последние годы, наконец-то пойдет на спад.

Наоми Новик


Оригинальные книги Новик должны понравиться фанатам Джорджа Р. Р. Мартина: здесь меньше интриг и сложных сюжетных ходов, а драконы играют ключевую роль в сюжете. Писательница начинала выкладывать свой фанфикшен много лет назад, работая больше чем с сорока фандомами, и до сих пор не только любит его писать, но и призывает не гнушаться этим начинающих авторов. Новик к тому же долго прослужила президентом Organization for Transformative Works, отстаивающей права фанатов на написание фанфикшена, сохраняющей его и помогающей авторам с легальными консультациями. Она также основала огромный ресурс по сохранению фанатских работ An Archive of Our Own .

Новик не стесняется своего интернет-прошлого и считает, что очень важно сохранять абсолютно все работы - хотя бы для собственного развития. Многие авторы под давлением книгоиздателя старательно скрывают свои первые пробы пера: боятся дискредитировать себя, не успев заработать репутацию. Однако Новик придерживается ровно противоположного мнения. Сюжет ее фэнтези-романов «Темерер» развивается в альтернативной версии нашего мира времен наполеоновских войн, где с людьми соседствуют драконы. Питер Джексон уже обещал поставить по ним мини-сериал. Выход новой книги писательницы запланирован на следующий год.

Сара Риз Бреннан


Р. Дж. Андерсон


Андерсон начала писать фанфикшен еще подростком, будучи уверенной, что она первый человек в мире, которому эта гениальная идея пришла в голову. Со временем девушка осознала, что таких, как она, миллион, но участие в комьюнити стало толчком к тому, чтобы писать всё лучше и лучше. Даже после успешных публикаций собственных романов «Knife», «Ultraviolet» и «Quicksilver», которые стали бестселлерами в Великобритании, Андерсон продолжает быть активным участником фан-сообщества.

В отличие от большинства авторов она не пишет фанфики под псевдонимом и не скрывает свою вовлеченность в комьюнити. Занимаясь фанатскими сочинениями, писательница практиковалась в любимых жанрах: научной фантастике, фэнтези и детективе, - чтобы потом использовать наработки в собственных романах. При этом Р. Дж. Андерсон призывает проводить четкую грань между фикрайтерством и профессиональной писательской работой. Когда она пишет фанфики - она лишь часть огромного сообщества и выступает с позиции фаната; когда же презентует свои книги, ее роль кардинально меняется, и речь уже идет не об обогащении фандома, но о реализации собственных амбиций и любимой профессии.

Относительно недавно до России добрался некий псевдолитературный жанр, получивший нелепое название фанфик . Данному англицизму (от англ. fan - поклонник и fiction - художественная литература) можно подобрать куда более привычный, хорошо знакомый всем синоним - плагиат. Кстати, замечу, что этот жанр является прямым нарушением авторского права и авторов, грешащих фанфиками вполне можно привлечь к суду, однако сейчас я не хочу затрагивать юридические аспекты проблемы и акцентирую внимание на том, какой вред может принести увлечении фанфиками самим начинающим литераторам. Возможно, у кого-то из читателей сразу возникнет вопрос: "Неужели безобидные литературные переделки так опасны? Неужели они могут как-то навредить своим создателям?" Боюсь, что да.

Кто же и почему пишет фанфики? Происходит это в двух случаях:

1. В состоянии юношеской влюбленности

2. В состоянии творческого бесплодия

Первое, как правило, быстро проходит, второе остается на всю жизнь. Я хорошо понимаю молоденьких девушек, очарованных литературными и киногероями, витающих в облаках и грезящих о возвышенной любви. Им так хочется продлить волшебную сказку, вновь встретить своего виртуального возлюбленного, что они, не в силах больше сдерживать эмоции, хватаются за перо и на одном дыхании создают самодельное продолжение полюбившейся книги.

Плохо ли это? Если рассматривать написание фанфиков, как одну из ступеней ученичества, не так уж и скверно. Начинающий автор учится работать со словом, выстраивать сюжетные линии по заданному образцу. Отнесемся снисходительно к этим литературным потугам, учитывая юный возраст их создателей.

Иное дело, когда написание фанфиков входит в привычку, и человек, почему-то считающий себя писателем, продолжает строчить тексты, основанные на чужих сюжетах и идеях. Это прямой путь в болото графомании. В чем же состоит разница между писателем и графоманом?

Писатель является творцом миров, создает новые вселенные, ему всегда есть, что сказать своим читателям. Писатель обладает даром Божьим - талантом. А талант, замечу, это отнюдь не способность генерировать гладкие, красивые фразы, легко стекающие на бумагу. Талант - это огонь, горящий в душе и воспламеняющий души тех, кто соприкасается с ним.

Графоманы, они же - авторы фанфиков, питаются объедками с чужого стола, заглатывая и переваривая отработанный материал. Со стороны, если не приглядываться внимательно, подобные творения могут даже показаться красивыми и занимательными, но присмотревшись, мы увидим, что фанфики отличаются от оригинальных произведений, как бумажный цветок от живой розы. Впрочем, некоторые любят и бумажные цветы…

Еще один "неотразимый" аргумент воинствующих графоманов сводился к следующему: многие известные фильмы являются ремейками старых кинолент и, зачастую оказываются лучше оригинальной версии. Однако ремейк кинофильма и фанфик похожи друг на друга примерно так, как походит чистокровный скакун на замученную жизнью рабочую клячу. Принципиальные различия между фанфиком и ремейком состоит в том, что фанфики (исходя из определения этого термина) пишут непрофессиональные поклонники литературы, а ремейки доверяют делать высококлассным профессионалам-сценаристам. С юридической точки зрения, разница тоже очевидна. Произведение, написанное в жанре фанфика - это очевидный плагиат и нарушение авторских прав, а при создании ремейка, компания, взявшаяся за повторную экранизацию, покупает права на произведение у правообладателя, действуя в строгом соответствии с законодательством. К тому же, не стоит забывать, что в киноиндустрии, как и в любом другом виде бизнеса все зависит от того, сколько прибыли дает тот или иной продукт. Если фильм получил популярность, то продолжения будут снимать до тех пор, пока идея не исчерпает себя полностью. К подлинному творчеству этот процесс никакого отношения не имеет. То же самое можно сказать и о литературных произведениях некоторых российских авторов, по сути являющихся, мягко выражаясь, фанфиками, созданными по мотивам известных зарубежных книг. Ход нехитрый, но эффективный - достаточно назвать персонаж сходным именем, и уже можно незаметно примазаться к иноземной рекламной кампании, экономя деньги на раскрутке и вводя в заблуждение читателей. Однако не следует забывать, что успешный автор, это далеко не всегда талантливый автор. Успешный, это значит - востребованный, дающий хорошую прибыль издательству. Не более того…

Однако вернемся к непрофессиональным литераторам-графоманам, с упоением продолжающим производить на свет никому не нужные, вторичные произведения. Может быть, имеет смысл оставить их в покое, пусть себе пишут, что захотят, ведь Интернет и не такое стерпит? Беда в том, что они втягивают в порочный круг молодежь, юных девчонок и мальчишек, только-только ощутивших в себе завораживающее, всепоглощающее желание творить, делиться со всем миром огнем своей души. И происходит непоправимое - молодой человек, находящийся в процессе своего творческого становления, увязает в фанфиках, впустую растрачивая талант. У него постепенно атрофируется способность творить, создавать собственные, оригинальные идеи и изначально талантливый автор незаметно превращается в убогого графомана.

Именно поэтому, некоторое время назад я затронула проблему фанфиков на своем форуме, а теперь вернулась к ней в "Вольной теме". Увы, фанфики достаточно популярны среди начинающих литераторов, и мне хочется предостеречь тех, кто невольно вступил на этот скользкий путь. У Владимира Высоцкого есть песня "Чужая колея", в конце которой он, по сути, обращается к своим фанатам, пытающимся подражать своему обожаемому кумиру:


Яснее не скажешь, ищите свою колею, друзья, и оставьте графоманов-фанфикоманов в грязи наезженной чужой колеи.