Что такое самонадеянность. Значение слова самонадеянный

Иноческая жизнь на Руси протекала не только в этих знаменитых центрах благочестия. Сотни других "маленьких" обителей нуждаются в своих летописцах.Так в небольшом сельце Акатово, расположенном недалеко от подмосковного Клина, находился монастырь святого благоверного великого князя Александра Невского

"Молитвами иноков Господь содержит мир сей",- говорил святитель Димитрий Ростовский. К 1917 году тысячи иноков и инокинь совершали подвиг своего личного спасения и спасения мира в сотнях монастырей и общин, украшавших Россию и зримо свидетельствующих о том, что Святая Русь не пустой, хоть и прекрасный символ, а сама жизнь. Монастыри составляли неотъемлемую часть национального бытия, будучи материальным воплощением народного идеала. Известный чешский либеральный публицист Т.Масарик, ставший первым президентом Чехословакии, посетив Россию, проницательно заметил: " Там (в русском монастыре. - А.Е.) сохранились самые характерные, исконные черты русской жизни, чувств и мышления...Россия, древняя Русь это русский монах".

Русское иночество прославленно в великих подвижниках и великих обителях. Весь православный мир знает Лавру преподобного Сергия, Оптину, Дивеево и Саров, славные монастыри нашего Севера. О них написаны десятки книг, сняты фильмы. Однако иноческая жизнь на Руси протекала не только в этих знаменитых центрах благочестия. Сотни других "маленьких" обителей нуждаются в своих летописцах. Без этого трудно будет современному человеку открыть "Атлантиду" великой православной русской цивилизации.

В небольшом сельце Акатово, расположенном недалеко от подмосковного Клина, находился монастырь святого благоверного великого князя Александра Невского. Основал обитель выходец из крестьян, небогатый купец Фёдор Осипович Захаров, в память об отмене крепостного права и во имя небесного покровителя Царя - освободителя. Землю для будущего монастыря он приобрёл у местного помещика Г. Глебова - Стрешнева.

Права общины, из -за крайней бедности, новая обитель получила от Св. Синода только в 1890 году, когда её первого устроителя уже не было в живых. Управлять общиной было поручено инокине московского Новоалексеевского монастыря Евтихии, известной своим благочестием и ко времени назначения уже сорок лет проведшей в молитвенных подвигах.

Прибыв в Акатово, Евтихия сразу преступила к созданию храма Божия, в чём ей активно содействовал Волоколамский архимандрит Сергий и настоятельница женского Новоалексеевского монастыря Антония. На небольшие средства, которыми располагала община, быстро возвели деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Вскоре выстроили и крайне необходимый жилой корпус, ибо число сестёр достигло семидесяти. Как могли, помогали общине и благочестивые миряне. А в 1891 году известный афонский инок Аристоклий передал в Троицкий храм благословение Афонского Пантелеимонова монастыря - иконы Божией Матери "Скоропослушница" и святого великомученика и целителя Пантелеимона, которые стали главными святынями Акатовской общины. В 1894 году община получила списки с чтимых икон Всемилостивого Спаса и Божией Матери "Боголюбская".

В 1898 году Акатовская община получила статус монастыря и стала именоваться Троицким Александро - Невским Акатовским общежительным женским монастырём. Русь, в отличии от Европы, не знала "нищенствующих монашеских орденов". Русские иноки много трудились. Сестры Акатовского монастыря выполняли самые различные послушания - от тяжелых сельскохозяйственных работ до шитья золотом и писания икон. Обитель сама обеспечивала себя всем необходимым для жизни. Материальное благополучие сказалось и на внешнем облике монастыря. В 1893 году его территория была обнесена каменной оградой с двумя башнями, построили также двухэтажный каменный корпус для сестер, небольшую гостиницу и странноприимный дом.

Важнейшим событием в жизни обители стало давно ожидаемое инокинями и местными крестьянами начало строительства каменного храма святого благоверного князя Александра Невского. 30 августа 1892 года, в день памяти святого, архимандрит Сергий совершил закладку нового храма, который сооружался по проекту известнейшего русского зодчего А.С.Каминского. Строился он шесть лет, в популярном тогда русском стиле. После освящения эта чудесная церковь стала украшением Акатовского монастыря и достойным памятником Царю-освободителю. В канун страшных бед, испытанных Россией в ХХ веке, Акатовский Троице-Александро-Невский монастырь - вполне благоустроенная обитель, где в служении Богу, под управлением игуменьи Анатолии, пребывало полторы сотни монахинь и послушниц.

Преследования, обрушившиеся на обитель после 1917 года со стороны новых революционных властей. Вынудили монастырских сестер объявить себя сельскохозяйственной коммуной, что позволило монастырю просуществовать еще десять лет. В монастырских стенах часто останавливались и укрывались преследуемые архиереи, например Варлаам Дмитровский.

В 1927 году обитель окончательно закрыли, о чем радостно сообщал орган официального атеизма, журнальчик "Безбожник у станка". Впрочем, служба в монастырском храме Александра Невского продолжалась до 1933 года. Затем на территорию обители въехали дом отдыха НКВД и склады этой организации, а в 60-е годы расположился пионерский лагерь "Факел". Монастырское кладбище кощунственно было превращено в футбольное поле.

В 30-е годы погибло большинство монастырских деревянных построек, в том числе Свято-Троицкий храм. Александро-Невская церковь сохранилась, но была до неузнаваемости перестроена - в ней разместились столовая и кухня. Погибло почти все монастырское имущество. Церковную утварь конфисковали в 20-х годах, иконы выбросили, следов архива найти не удалось, а колокола переплавили под такие веселые вирши:

У попа плохи дела -
Полное безлюдие.
Перельем колокола
В сельские орудия.

Чудом сохранившийся, единственный колокол монастыря, служивший "пожарным" для местных жителей, был похищен уже при нынешней "демократии".

Однако, верится, что Акатовский монастырь возродится, как сотни других монастырей и храмов России.

Http://www.pravaya.ru/side/14/12347

Основан как женская община в 1889 году небогатым купцом крестьянского происхождения Фёдором Осиповичем Захаровым в его имении в память об отмене крепостного права и во имя святого-покровителя Александра I. Землю для устроения обители он приобрёл у местного помещика Г. Глебова-Стрешнева. В 1890 году община была официально зарегистрирована Святейшим Синодом. Управление общиной было поручено инокине Новоалексеевского монастыря Евтихии.

Первым строением на территории будущего стал деревянный Троицкий храм. После был выстроен жилой корпус.

В 1891 году ским иноком Аристоклием в храм были переданы иконы Божией Матери «Скоропослушница» и святого великомученика и целителя Пантелеимона, ставшие главными святынями общины. В 1894 году общине передали списки с чтимых икон Всемилостивого Спаса и Боголюбской Божией Матери.

В 1898 году община получила статус монастыря с общежительным уставом. В монастыре формируется несколько мастерских, в том числе золотошвейная и иконописная.

30 августа 1892 года в день памяти св. Александра Невского был заложен каменный Александро-Невский собор. Храм сооружался в псевдорусском стиле по проекту архитектора А. С. Каминского шесть лет.

В 1899-1900 годах, на средства купца П. П. Смирнова, вне монастырской ограды был выстроен деревянный храм Петра Апостола и Евгении Мученицы, в 1902-1905 годах (по проекту И. П. Машкова) - храм Николая Чудотворца: каменный, стилизованный под московское зодчество XVII века. В трапезной были приделы Иверской Богоматери и Тихона Калужского и Параскевы Пятницы (с 1915 года).

В начале XX века в обители было около семидесяти сестёр. После 1917 года насельницы были вынуждены объявить себя сельскохозяйственной коммуной (артелью), что позволило монастырю просуществовать до 1927 года. Известно, что в стенах монастыря некоторое время укрывался преследуемый отец Варлаам Дмитровский.

В 1927 году монастырь упразднён. В 1933 году уничтожен деревянный Свято-Троицкий храм. Службы в храме Александра Невского продолжалась до 1933 года. На территории бывшей обители располагались дом отдыха НКВД и склады этой организации, с 1960-х годов - пионерский лагерь «Факел», ради благоустройства которого был сильно перестроен храм Николая Чудотворца и разрушен храм Александра Невского. Монастырское кладбище было превращено в футбольное поле. Лагерь не функционирует с начала 1990-х годов.

С 1994 года в бывшем монастыре нерегулярно совершаются молебны. В 2007 году часть построек официально передана Русской православной церкви в качестве Патриаршего подворья; монастырский комплекс приписан к Москвы и при его активной помощи восстанавливается.