Что значит связь управления в русском языке. Особенности управления в русском языке

Управление в русском языке - это подчинительная связь, которая характеризует требование главного в словосочетании слова постановки зависимого в определённый падеж. Эта связь является очень гибкой и часто может меняться.

Управление близких по значению слов - одна из сложнейших для понимания и изучения синтаксических норм, именно поэтому при соблюдении этой нормы часто наблюдаются ошибки. Кто из нас не слышал следующие синтаксические ошибки : Он так беспокоится за меня. Вопрос с моим материальным положением не даёт ему покоя.

В этих двух предложениях допущены сразу две ошибки. Слово «беспокоиться» требует предлога «о (обо)» и постановки зависимого слова в предложный падеж, следовательно, корректно было бы сказать: Он так беспокоится обо мне .

Что касается второго предложения, то здесь уместным было бы также употребить предлог «о» и предложный падеж: Вопрос о моём материальном положении не дает ему покоя.

Глаголы зрительного восприятия обычно требуют формы винительного падежа объекта с предлогом «на»: смотреть на горы . Именно поэтому в словосочетаниях с глаголами, близкими по значению, применяется такое же управление, хотя оно является некорректным:

Любоваться на картину - любоваться картиной (корр.).

Следующие словосочетания с близкими по значению словами стоит заучить, чтобы не слыть невеждой и не испортить впечатление слушателей или читателей о себе:

Истинная цена счастью - цены на топливо - стоимость рыбы

Характерно для девушки - присуще мужчине

Уделять внимание девушке - обратить внимание на погоду - усилить внимание к проблеме воспитания подростков

Типично для водителя - свойственно полицейскому

Сказаться на демографической ситуации - оказать влияние на рождаемость

Разобраться в проблемах - распутаться с проблемами

Приоритет в открытии - патент на изобретение

Прижиться в стае - привыкнуть к коллективу

Привычный для девочек - знакомый всем

Препятствовать развитию - тормозить развитие

Преисполненный радости - проникнутый радостью

Предостеречь от ошибки - предупредить об ошибке

Превосходство над соперником - преимущество перед соперником

Показывать силу - свидетельствовать о силе

Отзыв о фильме - рецензия на фильм

Осудить на смерть - приговорить к смерти

Идентичный прежней схеме - сходный с прежней схемой

Добраться до дома - подъехать к дому

Беспокоиться о ребенке - тревожиться за ребенка

Также в русском языке существуют словосочетания, в которых может быть подмена управления одного слова на управление другого , которое имеет схожее значение. Ниже мы приведем примеры ошибок в управлении , которые часто встречаются в разговорной речи, а также противопоставим их правильному варианту:

Бояться мать - бояться матери

Венец искусству - венец искусства

Достигать двадцать сантиметров в длину - достигать двадцати сантиметров в длину

То, что мы смогли достичь - то, чего мы смогли достичь

Залог успеху - залог успеха

Избегать опасность - избегать опасности

Колдовать что-то - колдовать над чем-то

Принять участие на ярмарке - принять участие в ярмарке.

Управление - это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого имени в определённом падеже. Не все нормы управления одинаково прочны. Некоторые из них легко подвергаются искажению.

1. Большое число ошибок в построении конструкций со связью управление связано с влиянием близких по значению слов и их управления.

Например, в телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольте вспомнить Вам , что год назад Вы утверждали обратное» . Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово - в винительном падеже (вспомнить что-либо ), тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж (со значением адресата речи) - напомнить кому-либо что-либо . Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам , недопустимая с точки зрения норм литературного языка.

    Подобное влияние управления близких по значению слов можно наблюдать, например, в группе глаголов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации (доказывать, объяснять, отчитаться и др.). Под влиянием сочетаний типа: подумать о чём-либо, рассказать о чём-либо - в речи частотно ошибочное использование дополнения в предложном падеже с предлогом о (о чём-либо ) у таких, например, глаголов:

    При глаголах зрительного восприятия объект обычно выражается формой винительного падежа с предлогом на (смотреть на картину ). Под влиянием этой конструкции в речи частотны ошибки типа: любоваться на море вместо нормативного - любоваться морем .

Обратите внимание на управление следующих глаголов: наблюдать за кем-либо ; приглядеться к кому-либо, чему-либо .

    Аналогичное явление можно наблюдать при использовании слова анфас (лицом к говорящему). Под влиянием конструкции сфотографировать в профиль распространённой ошибкой становится использование предлога в и при слове анфас в подобных сочетаниях. Нормативной конструкцией будет следующая: сфотографировать анфас .

Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:

  • беспокоиться о сыне - тревожиться за сына;
  • возмутиться его словам - обидеться на его слова;
  • вопрос о строительстве - проблемы со строительством;
  • дивиться терпению - восхищаться терпением;
  • добраться до села - подъехать к селу;
  • идентичный прежней формулировке - сходный с прежней формулировкой;
  • извлекать доход из аренды квартир - получать доход с аренды квартир;
  • неосведомлённость в проблеме - незнакомство с проблемой;
  • обидеться на холодный приём - обидеть холодным приёмом;
  • обращать внимание на своё здоровье - уделять внимание своему здоровью;
  • озабоченность/озабоченный делами - тревога о делах/за дела;
  • опираться на результаты исследования - базироваться на результатах исследования;
  • осудить на вечную каторгу - приговорить к вечной каторге;
  • отзыв о монографии - рецензия на монографию;
  • отразиться на результатах - оказать влияние на результаты;
  • отчитаться в своей работе/о работе - отвечать за свою работу;
  • показывать мощь - свидетельствовать о мощи;
  • превосходство над ним - преимущество перед ним;
  • предостеречь от опасности - предупредить об опасности;
  • преисполненный тревоги - проникнутый тревогой;
  • препятствовать развитию - тормозить развитие;
  • привычный для нас - знакомый нам;
  • прижиться в коллективе - привыкнуть к коллективу;
  • приоритет в открытии - патент на открытие;
  • разобраться в делах - распутаться с делами;
  • сказаться на экономике - оказать влияние на экономику;
  • типично для него - свойственно ему;
  • уделять внимание проблеме - обращать внимание на проблему - усилить внимание к проблеме;
  • характерно для него - присуще ему;
  • истинная цена человеку - цены на хлеб - стоимость хлеба.

При употреблении этих слов в речи наблюдается подмена управления одного слова управлением другого, близкого по значению. По той же причине частотны ошибки и недочёты при использовании целого ряда слов разных частей речи:

  • бояться матери (разговорное: бояться мать );
  • венец искусства (неверно: венец искусству );
  • достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину );
  • то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь );
  • залог успеха (неверно: залог успеху );
  • касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса );
  • избегать опасности (неверно: избегать опасность );
  • колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то );
  • отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату );
  • принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке ).

2. Очень часто говорящий не учитывает, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:

удивляться его терпению - удивлён его терпением; рассердиться на глупую шутку - рассержен глупой шуткой.

    Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не винительного, как при глаголе, а родительного падежа:

    В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции:

    посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу , служение народу , поставить на службу народу ).

3. В речи частотны ошибки, связанные с подменой управления однокоренных слов.

Обратите внимание на сочетаемость таких слов:

  • верить в победу - уверенность в победе ;
  • заменить старую деталь новой - сменить старую деталь на новую ;
  • платить/заплатить/уплатить за проезд - оплатить проезд ;
  • плата за телефонный разговор - оплата телефонного разговора ;
  • подключиться к разговору - включиться в разговор ;
  • различать друзей и врагов - отличать друзей от врагов ;
  • сверять фотографию с оригиналом - проверять время по телефону.

4. Различия в управлении могут быть связаны с использованием слова в разных конструкциях и в разных значениях.

    Например, слово гарантия в значении «ручательство» выступает в конструкциях: гарантия успеха ; гарантия, что... ; гарантия в том, что... ; в значении «прилагаемый к изделию документ» - в конструкции: гарантия на два года . Ошибкой является подмена одной конструкции другой (неверно: Нет гарантии на то, что это предвыборное обещание будет выполнено ; следует сказать: Нет гарантии того, что это предвыборное обещание будет выполнено ).

    Аналогичные ошибки встречаются при употреблении существительного руководство . Конструкция руководство чем используется, если слово употреблено в значении «направляющая деятельность управления кем-либо, чем-либо», то есть при указании на процесс (руководство действиями забастовщиков; руководство таким большим заводом требует организаторского таланта ). Конструкция руководство чего характерна для тех случаев, когда существительное выступает в значении «руководители; орган, управляющий предприятием, организацией» (руководство отдела приняло решение сократить число сотрудников вдвое ).

    Причастие заинтересованный в значении «связанный практическими интересами, практической выгодой с чем-либо» управляет предложным падежом с предлогом в (Они заинтересованы в сотрудничестве с нашей фирмой ); в значении «проявивший интерес к кому-либо, чему-либо» - творительным падежом (Он заинтересован гораздо больше своей химией , чем женой ).

    Глагол идти (и производные от него) в значении «предназначаться, использоваться, употребляться для какой-либо цели» употребляется в конструкциях: идти на что-либо и идти во что-либо . Первая (Мрамор идёт на отделку зданий ) используется в том случае, когда используемый предмет (в данном случае - мрамор ) не подвергается качественному изменению. Если этот предмет претерпевает качественные изменения, преобразуется во что-либо, то обычно употребляется вторая конструкция (Дерево идёт в переработку ; Металлолом пойдет в переплавку ), хотя может использоваться и конструкция с предлогом на . Если при этом используемое вещество как бы помещается внутрь чего-либо, то употребляется конструкция с предлогом в (Масло идёт в пищу ).

    Глагол ориентироваться в значении «определять/определить по ориентирам своё положение на местности» управляет дательным падежом с предлогом по (ориентироваться по солнцу ). В значении «определять/определить направление своей деятельности, своего поведения» глагол управляет винительным падежом с предлогом на (в своём развитии ориентироваться на Запад ). Использование конструкции с предлогом на в том случае, когда глагол употребляется в первом значении (ср.: Мы шли по лесу, ориентируясь на Большую Медведицу ) допустимо, но менее желательно.

    Глагол сказаться в значении «проявиться, обнаружиться» требует предложного падежа с предлогом в (полученный опыт сказался в его работе ). В этом случае работа воспринимается как процесс. В значении «отразиться на ком-либо, на чём-либо; оказать воздействие на кого-либо, на что-либо» используется конструкция с тем же падежом, но с предлогом на (Отсутствие опыта сказывается на темпах работы ). В этом случае работа воспринимается как результат какого-либо действия.

    Глагол удовлетворять управляет дательным падежом без предлога в значении «быть в соответствии с чем-либо» (ср.: Новая машина удовлетворяет всем требованиям техники безопасности ). В значении «исполнить чьи-либо желания, просьбы, задания» глагол требует винительного падежа без предлога (ср.: Директор удовлетворил все наши требования ).

    Существительное может использоваться в трёх конструкциях в качестве управляемой формы: в адрес, по адресу, на адрес . Все три варианта могут употребляться в значении «кому-либо, на имя кого-либо» ( делегации поступили сотни писем; пиши мне на новый ; пиши мне по новому ). Обратите внимание, что форма является разговорной. В сочетании со словами: говорить, сказать, высказать замечания, бросить реплику, упрек и т.п. используются конструкции и , но первая из них является основной (замечания дирекции завода ). Конструкции с формой относятся к разговорным (ср.: Варвара Ивановна рассердилась и произнесла по моему несколько слов ). Кроме того, в том случае, когда речь идёт о лестных для кого-либо замечаниях, то используется только конструкция (неверно: ; правильно: Хочется сказать добрые слова директора ).

5. На употребление зависимого слова в том или ином падеже оказывает влияние и значение этого слова.

Например, глагол отведать (пробуя, съесть или выпить немного чего-либо) управляет родительным падежом существительного, если оно называет вид пробуемой пищи, её неопределённое количество (отведать котлет ). Винительный падеж зависимого существительного используется тогда, когда подчёркивается определённое количество съеденного, выпитого или часть целого (отведать кусочек пирога, чашечку бульона ). Сочетания типа: отведать блины, отведать квас - будут ошибочными, поскольку в них указан вид пробуемой пищи, а не количество съеденного, выпитого. Подобного рода конструкции допустимы лишь в том случае, если имеется в виду определённый вид блинов, кваса.

    Если слово в одном и том же значении может употребляться в нескольких конструкциях, то в речи частотно их смешение.

    Например, глагол занять в значении «заполнить какое-либо пространство» употребляется в конструкциях: занять участок под зерновые ; занять участок зерновыми . Ошибочными будут предложения типа: Посевные площади, занятые под зерновыми , сократились в губернии в два раза.

6. Достаточно частотны в речи ошибки в использовании предлогов в синонимических конструкциях. Например, предлоги с и из синонимичны при указании на место, откуда направлено действие. Однако между ними есть и различие.

    Предлог с употребляется в том случае, когда действие направлено с поверхности чего-либо:

    спуститься с горы, сойти с лестницы, снять со стола.

    Предлог из используется тогда, когда действие направлено изнутри наружу:

    выйти из комнаты, выбраться из ямы.

    Употребление данных предлогов в сочетании с географическими названиями закреплено традицией. Предлог с используется преимущественно с названием горных областей, рек, островов, но эта тенденция действует не слишком последовательно.

    Обратите внимание на следующие конструкции:

    приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки - приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.

    При указании на иностранное государство используется предлог из . В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины - употребляется конструкция: приехать из Украины .

    Подобные различия наблюдаются в использовании предлогов в и на при указании на место, пространство, в пределы которого направлено действие. Предлог в, в отличие от предлога на, обычно указывает на ограниченность пространства.

    Ср.: жить в селе - подчёркивается пребывание в конкретной местности; жизнь на селе имеет свои преимущества - вообще в сельской местности.

    Обратите внимание на неопределённость географической точки в устойчивом выражении: писать на деревню дедушке .

    Следует отметить, что в последнее время предлог на с существительным в предложном падеже достаточно широко используется в сочетаниях типа: поставить вопрос на Думе/на ректорате и т.п. Такого рода конструкции возникают в результате сокращения сочетаний: поставить вопрос на заседании Думы/ректората и т.п.

    В сочетании со словами, называющими транспортные средства, предлог в используется преимущественно тогда, когда надо подчеркнуть нахождение внутри какого-либо транспортного средства или направленность внутрь этого транспортного средства:

    в самолёте было душно, сидеть в лодке, находиться в трамвае.

    Предлог на употребляется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть вид используемого средства передвижения:

    лететь на самолёте, плыть на лодке, ездить на трамвае.

    Вместе с тем использование предлогов на и в (при указании на место пребывания), как и предлогов из и с , часто зависит только от традиции.

    Обратите внимание на следующие конструкции:

    находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах - находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

    При указании на иностранное государство употребляется предлог в , поэтому сейчас нормативной становится и конструкция - жить в Украине .

7. Следует отметить, что в настоящее время (особенно в официально-деловом стиле) наблюдается экспансия некоторых предлогов (прежде всего по и о ), которые вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Далеко не всегда использование предложных конструкций является нормативным. Так, достаточно регулярно в следующих конструкциях со связью управление ошибочно употребляется предлог по :

  • беседа об экономике (неверно: беседа по экономике );
  • расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию );
  • вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда );
  • забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения );
  • закон об охране детства (неверно: закон по охране детства );
  • замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы );
  • затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту );
  • инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции );
  • инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера );
  • обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне );
  • отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств );
  • весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться - характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
  • надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока... );
  • справка о зарплате (неверно: справка по зарплате );
  • факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам ).

Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о ):

8. Достаточно часто в речи встречаются ошибки, связанные с использованием определённого падежа с тем или иным предлогом.

Так, предлог ввиду требует родительного падежа (ввиду задержки ), благодаря, согласно, вопреки - дательного падежа (благодаря хорошей погоде, согласно приказу, вопреки распоряжению ; недопустимо: благодаря хорошей погоды, согласно приказа, вопреки распоряжения ).

9. Возможны недочёты в использовании некоторых предлогов, ограниченных определённым типом выражаемых отношений.

    Например, предлог благодаря , как и предлог из-за , указывает на причину действия, но если последний не ограничен в выборе ситуации, то первый - благодаря - используется только в том случае, если результат действия благоприятен.

    Так, неудачным является высказывание: Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел , поскольку результатом плохой погоды стало ухудшение самочувствия субъекта - болезнь.

    Аналогичные недочёты наблюдаются при использовании предлогов вместе с и наряду с . Первый из них выражает идею совместности действия двух или нескольких лиц, указывает на соединенность предметов, явлений:

    Андрей работал вместе с матерью; Запах травы проникал в комнату вместе с голосами птиц.

    Предлог наряду с имеет значение «помимо», то есть выражает не идею совместности, а идею присоединения:

    Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта.

10. При построении предложения необходимо учитывать смысловые связи членов словосочетаний, входящих в это предложение. В частности, распространённой ошибкой является пропуск необходимого зависимого члена словосочетания.

Например, ошибочным является пропуск существительного машиниста в предложении: Я хочу стать помощником тепловоза. Нормативной будет конструкция: Я хочу стать помощником машиниста тепловоза.

Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:

  • беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали );
  • более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах );
  • в свете сказанного важное место отводится... (недопустимо: в этом свете важное место отводится... );
  • оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего );
  • рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству );
  • спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера );
  • за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо» ).

    Очень распространённым в речи стало сокращение конструкций с глаголами учиться , выучиться при указании на приобретение определённых профессиональных навыков и умений:

    Он хотел учиться музыке; Я предложил ему учиться шахматам; Надо учиться шитью/рисованию.

    В просторечии при данных глаголах употребляются существительные (наименования профессий) в винительном падеже с предлогом на : выучиться, учиться на артиллериста/на артиста/на учителя и т.д. В литературном языке их не рекомендуется использовать.

    Регулярно в живой речи наблюдается сокращение словосочетаний типа: результаты выращивания сои/по выращиванию сои; опыты разведения лимонов/по разведению лимонов; итоги сдачи овощей/по сдаче овощей; план добычи рыбы и замена их нежелательными в литературном языке сочетаниями: результаты по сое, итоги по овощам, опыты по лимонам; план по рыбе.

    Достаточно часто в живой речи наблюдается употребление лишнего зависимого компонента сочетания.

    Например, глагол переживать не требует зависимого компонента, но под влиянием близких по значению глаголов волноваться, тревожиться в речи фиксируются нежелательные в литературном языке конструкции типа: Мы очень переживали за отца .

11. Весьма распространённым речевым недостатком является так называемое «нанизывание падежей», то есть расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей: дом племянника жены кучера.

    Такие конструкции характерны прежде всего для научного и официально-делового стиля.

    Ср.: измерение колебаний электронного спектра гемоглобина человека.

    Далеко не всегда в этих стилях можно полностью устранить такого типа конструкции, но стремиться к этому надо, поскольку «нанизывание падежей» делает текст очень громоздким.

    В то же время многие считают, что именно такие конструкции придают речи значительность, официальность или наукообразность.

    Ср.: объявление в троллейбусах, автобусах: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни.

    Чтобы избежать цепочки зависимых падежных форм, необходимо убрать малоинформативные слова и заменить отглагольное существительное глаголом в составе однородных сказуемых, придаточных предложений и т.п.

    Ср.: Чтобы не упасть, держитесь за поручни.

Управление - вид подчинительной связи, при к-рой для выражения определённых смысловых отношений главное слово требует постановки зависимого слова (существительного) в определённом падеже, с предлогом или без предлога. Напр., глагол видеть требует постановки существительного в вин. п. без предлога, если это существительное называет предмет, к-рый видят: видеть лес, спектакль и др. Главным является то слово, форма к-рого выбирается только по требованию необходимого для данного акта общения смысла, а зависимым является слово, форма к-рого предопределена уже не только потребностями заданного смысла, но и главным словом. Поэтому главное слово можно поставить в любых присущих ему словоизменительных формах, а выбор словоизменительных форм зависимого слова определён главным словом и теми смысловыми отношениями, в к-рых находятся между собой главное и зависимое слова, ср.: видел {видишь, видели, видели бы и т. п.) лес.
Если при согласовании (см.) достаточно знать только грамматическую форму главного слова и не надо ничего знать о его лексическом значении, чтобы назвать форму зависимого слова, также ничего не зная о его лексическом значении (напр., прилагательное - определение при существительном в им. п. муж. рода ед. ч. непременно будет поставлено в тех же формах, что и существительное: сильный ветер), то при У. прежде всего необходимо знать лексико-грамматическое значение главного слова, чтобы определить форму зависимого, ср.: заниматься делом (твор. п.), но делать дело (вин. п.). Следовательно, У. по своей природе является лексико-граммати-ческой связью в отличие от согласования - чисто грамматической связи.
Различают сильное и слабое У. Сильное У. обусловлено тем, что главное слово обладает такими лексико-грамматическими свойствами, что при нём необходимо зависимое слово, находящееся в определённых смысловых отношениях с главным, ср.: написал письмо, выехал из леса. При слабом У. зависимое слово не является обязательным для главного: главное слово может быть употреблено в предложении без зависимого: Я прочитал эту книгу в библиотеке - Я прочитал эту книгу. Число сильно управляемых зависимых слов строго задано лексико-грамма-тическим значением главного слова.
В зависимости от того, какие лексико-грамма-тические свойства надо учитьшать, чтобы выбрать форму управляемого слова, различаются: 1) сильное У., при к-ром достаточно знать нек-рые общие для многих слов лексико-грамма-тические признаки главного слова, чтобы назвать форму зависимого существительного. Так, при глаголах интересоваться, заниматься и др. необходимо назвать существительное, обозначающее предмет интереса, занятия и т. п., и это существительное всегда будет стоять в форме твор. п. без предлога: интересоваться марками, философией и т. д., заниматься математикой, спортом, музыкой и т. д. Иногда в подобных случаях можно назвать сразу две формы имени существительного, из к-рых для выражения одного и того же отношения выбирается любая: говорить о книге, о человеке, об Африке или говорить про книгу, про человека, про Африку.
Типичным случаем сильного У. рассматриваемого типа является связь слов в сочетании с объектными отношениями, когда главное слово - переходный глагол, а зависимое - существительное в вин. п. без предлога, называющее объект, на к-рый переходит действие глагола: читать книгу, любить театр, делать уроки, создавать проект и т.д.
2) Сильное У., при к-ром для определения формы зависимого слова надо знать лексико-грам-матические признаки и главного, и зависимого слова. Так, глагол поселиться требует, чтобы было обозначено место поселения; в зависимости от того, каким конкретным существительным названо это место, избирается форма этого существительного, ср.: поселиться в долине, но поселиться на холме.
3) Сильное У., при к-ром обязательность зависимого слова определяется в первую очередь значением приставки главного слова (глагола или соответствующего отглагольного существительного); напр., у глагола въехать приставка в требует, чтобы обязательно был назван конечный пункт движения (куда въехать): въехать в лес, на гору, под мост и т. п. Как и во втором случае, выбор формы зависимого слова определяется здесь лек-сико-грамматическими признаками как главного, так и зависимого слова. Возможны, однако, случаи, когда приставка задаёт не только обязательность зависимого слова, но и его форму. Так, при глаголе наехать непременно должно быть существительное, указывающее, на что совершён наезд, и это существительное независимо от своего лексического значения будет иметь форму вин. п.
) Слабое У., при к-ром выбор формы зависимого слова при заданности смысловых отношений между главным и зависимым словами определяется лексико-грамматическими признаками и главного, и зависимого слова. Так, при глаголе петь зависимое от него существительное, называющее место, где поют, может быть употреблено в двух формах в зависимости от вида места, где осуществляется действие: если это театр, то существительное употребляется с предлогом в: петь в театре, если это улица - с предлогом на: петь на улице.
Широко распространена точка зрения, согласно к-рой слабое У., когда между главным и зависимым словами складываются чисто обстоятельственные отношения (время, место, причина, условие и т. п.), должно рассматриваться как примыкание (см.). Основанием для такого решения является то, что формы существительных, обозначающие разные обстоятельства (е лесу, около дома, в пять часов вечера и т.д.), могут сочетаться со словами разных, несводимых друг к другу лексико-грамматических классов, ср.: петь в театре, встречаться с другом в театре. Отсюда делается вывод, что эти формы существительных вообще не предсказываются, не управляются главным словом. Согласно другой точке зрения, необходимо от управляемых слов отграничить детерминанты (см.) - такие слова в предложении, к-рые формально не связаны ни с каким другим словом, а распространяют предложение в целом: Со стороны сада раздаются голоса; Для верности повернул ключ в замке; Каждому случается ошибаться. Детерминанты обычно располагаются в начале предложения.
Главным словом в словосочетаниях со связью
У. может быть глагол (читать газету)t имя существительное (движение поезда, стакан молока, распоряжение директора, указ о награждении), имя прилагательное (сердитый на сына, полный благородства), наречие {наедине с природой)

Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса . Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.

Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения ».

Нарушение управления: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.

Предложение:

В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

Верный вариант:

В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.

Предложение:

Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.

Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».

Управление - разновидность подчинительной связи, при которой зависимое слово выбирает то или иной падеж «по требованию» ведущего слова. Например: строить (что?) дом, пользоваться (чем?) компьютером, чувствительность (к чему?) к холоду, красный (от чего?) от волнения.

Немало случаев, когда конструкция с управлением имеет варианты. Например: работать вечерами – работать по вечерам; пятью минутами раньше – на пять минут раньше – за пять минут до… - за пять минут перед…; проехали площадь – проехали через площадь – проехали по площади. Трудности в выборе формы управления предопределяются сложностью самого языкового явления. Управление – это факт и лексики, и грамматики. Форма здесь тесно связана с конкретным значением, особенностями его поведения и индивидуальной судьбой данного слова.

В современном русском языке существуют определенные группы слов с однотипными формами управления. Однако наряду с ними большое количество слов имеет строго индивидуальный характер управления. Например: обращать (направлять, устремлять) внимание на кого? на что? – уделять (оказывать) внимание кому? чему? – проявлять (приковывать, усиливать) внимание к кому? к чему? – сосредоточивать (акцентировать, задерживать, заострять, останавливать, фиксировать) внимание на ком? на чём?

Современные исследования ученых-лингвистов позволяют решить многие проблемы управления. Одним из важнейших достижений в этой области является создание теории валентности. Суть лингвистической теории валентности в том, что разные слова, исходя из особенностей семантики, вступают в определенные связи с другими словами. По аналогии с химическими элементами, которые имеют разные возможности для вступления в соединения с другими элементами в зависимости от химической валентности, слова также имеют разные сочетательные потенции. Так, одни глаголы способны строить словосочетания с именами в различных падежах: ехать - по дороге, из дома, на автобусе, с другом. Такие глаголы называют многовалентными. К ним относятся глаголы физического и интеллектуального действия (строить, рубить, конструировать, сочинять), движения (ходить, летать, поворачивать, кружиться), речи (говорить, кричать, петь, выступать). Другие ограничены в сочетательных возможностях: смеркаться, светать, нездоровиться. Одни способны управлять винительным падежом без предлога, другие не имеют такой возможности. Сравните переходный и возвратный глаголы: умывать руки – умываться.

Возможности управления ограничиваются, таким образом, свойствами господствующего слова и возможностями зависимого слова. Мы не говорим «шли по теореме», находились в выводе». Семантика слов, их валентности с необходимостью требуют определенной формы: доказывать теорему, прийти к выводу.

Между тем говорящие часто позволяют себе небрежно обращаться со словами и словосочетаниями. Если человек не вдумывается в смысл слов, произвольно соединяет их, возникают речевые ошибки. Нарушение норм управления ведет к смысловой неточности, а порой и к непониманию.

Анализ речи наших современников подтверждает факт небрежного отношения многих говорящих к нормам управления в русском языке. Часто можно услышать: усилия принесут эффект вместо усилия принесут плоды; выполнять договорные отношения вместо выполнять договорные обязательства или соблюдать договорные отношения; разрешить задачу вместо разрешить сомнения или решить задачу; принимать суровые репрессии вместо принимать меры или вводить репрессии. 2

1. Выбор падежной формы

1) Выбор падежной формы часто связан с беспредложным управлением. В качестве вариантов используются формы родительного или винительного падежа.

При глаголах, обозначающих стремление к цели (ждать поезда – ждать поезд) только в родительном падеже выступают слова, управляемые глаголами достичь/достигать, домогаться, жаждать, добиваться, например: жаждать почестей, достичь цели, добиваться своего.

При других глаголах, обозначающих стремление к цели, возможны обе падежные формы. В винительном падеже выступают имена со значением лица: ждать сестру, искать учителя, просить директора. Существительные неодушевленные принимают форму винительного падежа для обозначения определенных конкретных предметов, а родительного – для обозначения неопределенных предметов. Сравните: просить деньги (конкретную сумму) – просить денег (вообще, сколько-нибудь); ждать результаты – ждать результатов; требовать оплату – требовать оплаты.

При глаголах с общим значением «брать» - «давать» (купить молоко – купить молока) винительный падеж означает полный охват объекта действием, а родительный – распространение действия на часть объекта. Сравните: выпей молоко (все, что тебе приготовлено) – налей себе молока из кувшина (какую-то часть молока); привезти зерно – привезти зерна; взять табак – взять табака (табаку); съесть мясо – съесть мяса.

При глаголах с отрицанием (не давать разрешение – не давать разрешения) родительный падеж обязателен, если в контексте имеются слова никто, ничто, никакой, ничей, ни один, а также при глаголе иметь: Никто не дал необходимых материалов; Я ничего не понял; Он не читал ни одной книги; Ты не имеешь права так поступать. Кроме этого, можно говорить о предпочтительности употребления родительного падежа при глаголах восприятия мысли: не понял вопроса, не знал задания, не заметил ошибки.

Винительный падеж обязателен, если при глаголе два или более зависимых слов: Я не считаю этот вариант удачным; Наш цех не обеспечили сырьем; Родители не лишили дочь поддержки.

В словосочетания типаизучать бациллы – изучать бацилл колебание падежной формы существительного зависит от признака одушевленность/неодушевленность. Например: изучать металлы, но изучать китов. Проблема при выборе падежа состоит в отнесении некоторых существительных к разряду одушевленных или неодушевленных имен. Трудными в этом смысле существительными считаются наименования уподобленных человеку и животным существ.

Названия консервов из некоторых видов морской рыбы, моллюсков, ракообразных (устрица, мидия, креветка, краб) употребляются как неодушевленные существительные, а значит, винительный падеж совпадает с именительным: есть сардины, шпроты, устрицы; но есть, ловить раков. Если речь идет о живых созданиях, используется форма одушевленных имен, в этом случае винительный совпадает с родительным падежом. Сравните: поймал трех рыб - съел три рыбки; ловить пиявок – ставить пиявки.

Наименования микроорганизмов (микроб, вирус, бактерия, личинка, эмбрион) в литературном языке рассматриваются как неодушевленные имена: изучать бактерии, уничтожать вирусы, рассматривать эмбрион. В профессиональном употреблении – в речи биологов, медиков - они изменяются как одушевленные существительные: исследовать бактерий, бацилл, микробов.

Названия реалий, уподобленных живым существам (робот, кукла, валет, туз, король, призрак) изменяются как одушевленные существительные: создавать робота, наряжать куклу, отдать валета, сбросить туза.

Существительные для называния лиц (персонаж, существо, личность, лицо, создание, жертва) употребляются как одушевленные имена: уволить целую бригаду и отдельных лиц.

2) В других случаях падежная форма зависит от ее стилистической принадлежности.

Вместо прежних конструкций согласно приказа (с родительным падежом управляемого существительного) в настоящее время используется конструкция с формой дательного падежа согласно приказу.

Устаревшей формой считается родительный падеж с производным предлогом исключая: Пыль и зной стояли везде, исключая нашего любимого местечка в саду (Л. Толстой). В наше время с предлогом исключая употребляется винительный падеж: исключая последнюю неделю, исключая северную территорию.

Предлог между употребляется с двумя падежами – родительным и творительным. В большинстве случаев творительный падеж отвечает современному употреблению, форма родительного падежа является устаревающей: между фронтовиков – между фронтовиками; между деревьев – между деревьями. Иногда падеж используется для дифференциации значений, например: между двумя огнями (в прямом смысле) - между двух огней (переносное значение). В переносном значении родительный падеж сохраняется во фразеологизмах: между ушей, путаться между ног, сидеть между двух стульев, читать между строк.

3) Выбор падежа управляемого слова часто зависит от вкладываемого значения:

- делать на благо детям (при обозначении лица) – на благо Родины (для неодушевленных имен);

- друг отца (чей?, определение) – друг отцу (кому?, дополнение);

- памятник Пушкину (в честь Пушкина) – памятник Аникушина (автор памятника) – памятник нашей славы (в адрес неодушевленного объекта);

- служба в армии – служба народу – служба у олигарха;

- цена одной пары – грош ему цена.

2. Выбор предлога

Перед выбором предлога оказывается говорящий при использовании синонимических конструкций. Решение зависит от смысловых и стилистических оттенков между вариантами. Сравните:

говорить в волнении (полный охват чувств) – говорить с волнением (частичный охват); лицо в веснушках – лицо с веснушками;

за подписью и печатью (официально-деловой стиль) – с подписью и печатью (общелитературное выражение);

идти по воду, по грибы (просторечное употребление) – идти за водой, за грибами (литературное употребление);

пройти около километра – пройти с километр; новобранцев оказалось около сотни – новобранцев оказалось до сотни (второй вариант в каждой паре имеет разговорный характер);

стрелять в противника (направление действия на объект) – стрелять по противнику (распространение действия на ряд лиц);

использовать с целью осуществить (конструкция с инфинитивом) – использовать в целях осуществления (конструкция с отглагольным существительным, в деловой речи);

справедлив к своим подчиненным (относится к ним справедливо) – справедлив со своими подчиненными (обращается с ними справедливо).

1) Предлоги с изъяснительным значением (в составе дополнения) различаются стилистически. Предлог о имеет нейтральный характер употребления: разговор о поездке, писать о проблемах, договор о торговле. Предлог про используется в разговорном стиле: разговор про поездку. В деловой речи используются предлоги насчет, относительно, касательно: относительно поездки.

2) В пространственном значении с административно-географическими наименованиями употребляется предлог в: в городе, в республике, в Закавказье, в Крыму. С названиями горных областей используется предлог на: на Балканах, на Урале, на Кавказе. Употребление предлога в при названиях гор во множественном числе имеет значение «среди гор»: в Альпах, в Андах, в Пиренеях.

Синонимичные предлоги из, с (со) имеют смысловые и стилистические отличия. В сочетании с географическими названиями в родительном падеже употребляется предлог из: приехать из Москвы, из города, из деревни. Предлог с используется в сочетании с предметными существительными или одушевленными именами: сойти со ступеньки, слезть с лошади, взять со стола. Выражения приехать со Смоленска, с Уфы расцениваются как просторечные.

3) Широко употребляемые производные предлоги благодаря, ввиду, вследствие, в силу, по причине имеют строго индивидуальные смысловые оттенки.

Так, правильным будет выражение предоставить отпуск вследствие болезни вместо ввиду болезни, так как предлог ввиду означает ожидаемое, предстоящее событие. Ввиду употребляется также для обозначения связей настоящих, постоянных, например: Ввиду ежегодных наводнений Индия вынуждена импортировать продовольствие. Высказывание Ввиду засухи правительство Намибии обратилось за помощью в ООН получает двузначный характер (то ли констатируется факт, то ли говорится о постоянных бедствиях).

Предлог благодаря используется для описания причин благоприятного характера: выздороветь благодаря правильному лечению, выиграть благодаря высокому мастерству. Выражение Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника квалифицируется как нарушение нормы.

4) Предложно-падежные конструкции после окончания – по окончании различаются формой падежа существительного.

Предлог после требует родительного падежа: после возвращения, после выяснения, после доклада.

В сочетании с предлогом по существительное стоит в предложном падеже: по возвращении, по выяснении, по достижении, по истечении, по окончании, по получении, по ратификации, по размышлении, по уходе. Предлог по в значении «после» имеет ограничения в употреблении. Например, после доклада не может быть заменено конструкцией с по.

Нельзя путать описанные сочетания с конструкцией существительного в дательном падеже с предлогом по, в которой этот предлог имеет значение «в соответствии с чем-нибудь». Например: Изменения в проект могут вноситься только по согласованию с заказчиком (то есть в соответствии, на основании согласования с заказчиком); уволить кого-либо по сокращению штатов, явиться по приглашению. Встречающиеся в печати построения по зрелому размышлению я решил, по завершению этой программы не соответствуют литературной норме.

3. Управление при синонимах

Синонимы – слова, близкие по значению. Очень часто они имеют разные сочетательные возможности. Необходимо различать особенности управления слов:

- закончить работу, ремонт, книгу – окончить университет, курсы;

- говорить, рассказывать о ком-чём? – описывать кого-что? - указывать на что? (Газета рассказывала об этом еще в прошлом году. – Газета описывала эти факты еще в прошлом году. – Газета указывала на это еще в прошлом году);

- отличать что от чего? кого от кого? - различать что-кого? (отличать друзей от врагов – различать друзей и врагов);

- обидеться на кого-что? – обижен кем-чем? (обиделся на резкие слова, на брата – обижен холодным приемом, недругом);

- обрадоваться кому-чему? – обрадован кем-чем? (обрадоваться приезду отца – обрадован счастливым исходом дела);

- опираться на что-либо – базироваться на чём-либо (опираться на факты – базироваться на результатах эксперимента);

- основываться на чём-либо – обосновывать чем-либо (основываться на одних предположениях – обосновывать проверенными фактами);

- отзыв о чём? – рецензия на что? – аннотация на что? (отзыв о диссертации - рецензия на книгу – аннотация на сборник статей);

- превосходство над кем-чем? – преимущество перед кем-чем? (превосходство наших спортсменов над соперниками – преимущества демократии перед диктатурой);

- препятствовать чему? – тормозить что? (препятствовать экономическому развитию – тормозить экономическое развитие);

- уверенность в чём? – вера во что? (уверенность в победе – вера в победу;

- уплатить за что? – оплатить что? (уплатить за проезд – оплатить проезд).