Данные с потопленного «лимана» представляют для разведок нато огромный интерес.

Около полудня 27 апреля неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор столкнулись российский разведывательный корабль «Лиман» и судно-скотовоз Yozarsif-H под флагом Того. В результате «Лиман» получил пробоину и затонул. 78 членов экипажа спасены, никто не пострадал.

Что случилось?

По разным данным, в 11:44 или 11:53 мск неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор произошло столкновение двух кораблей. Одним из них был средний разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман».

В 12:00 мск корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения. Туда же направили самолет Ан-26 со спасательной командой на борту. Однако в результате столкновения «Лиман» получил в правом борту пробоину ниже ватерлинии и около 14:48 мск пошел ко дну. Судя по переданным СМИ координатам, это произошло примерно в 37 километрах к северо-западу от маяка Румели-Фенери, стоящего на входе в Босфор.

Чуть раньше в этот район был своевременно перенаправлен находившийся неподалеку российский сухогруз «Улус Стар», шедший из Астрахани в итальянскую Равенну. Два катера береговой охраны Турции, а также виновник столкновения, о котором речь пойдет ниже, приняли на борт весь экипаж «Лимана» - 78 человек. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести не подтвердились. Людей передадут на борт «Улус Стара», который доставит их на базы флота.

Кто столкнулся с «Лиманом»?

Второй участник столкновения (изначально невыясненной принадлежности) департамент информации и массовых коммуникаций поначалу обозначил как «Ашот-7» - в таком виде он и представлен сейчас в основных российских СМИ. Однако попытки обнаружить такой корабль в реестрах успехом не увенчались.

Чуть позже турецкая береговая охрана уточнила: «Лиман» протаранило судно-скотовоз (livestock carrier) с трудным наименованием «Yozarsif-H» .

Это судно дедвейтом 2103 тонны построено в 1977 году в Гамбурге и неоднократно меняло владельцев и наименования. В данный момент оно приписано к порту Ломе (Тоголезская Республика) и работает на линиях Средиземного, Черного и Красного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. Скотовоз вечером 26 апреля покинул румынский порт Мидия и направлялся в иорданскую Акабу.

Турецкие власти сообщили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и в данный момент по-прежнему находится в районе аварии.

Что такое «Лиман»?

«Лиман» построен в 1970 году в польском Гданьске на верфи Stocznia Polnocna. По исходному проекту это гражданское гидрографическое судно проекта 861 (водоизмещение около 1,6 тысячи тонн, скорость 17 узлов), и таких корпусов польская верфь сдала 29 единиц. Из них как средние разведывательные корабли изначально строились только девять (между 1968 и 1976 годами).

«Лиман» использовался как гидрографическое судно (сперва на Балтике, с 1974 года - на Черном море), а в 1989-м был переоборудован в корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота вероятного противника, учениями и испытаниями новых систем вооружения. Оснащены широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки и радиоразведки, а также гидроакустическим комплексом. Как правило, комплект аппаратуры не типовой, многие корабли имеют свою специализацию и оснащаются отдельными системами специального назначения (в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга).

«Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота и базировался в бухте Южная (Севастополь) наряду с еще двумя однотипными кораблями («Кильдином» и «Экватором»), а также кораблем проекта 864 «Приазовье».

Весной 1999 года «Лиман» выходил в Адриатическое море, где в этот момент развертывались силы , ведущие операцию против Югославии.

Есть один аспект

Если переданные в СМИ координаты места затопления «Лимана» верны, то глубины в этом районе составляют примерно 85-95 метров. Это создает проблему, которая уже сейчас должна озаботить российских военных. Дело в том, что разведывательные корабли, как мы уже отметили, буквально напичканы разной нетривиальной аппаратурой, в том числе весьма секретной.

Если бы корабль затонул севернее - там, где шельф резко обрывается на глубины до 500-1000 метров, сохранность секретов вызывала бы меньшее беспокойство. И то не до конца: достаточно вспомнить историю с попыткой американцев поднять затонувшую в Тихом океане субмарину К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

С глубины около 90 метров достать искомое гораздо проще. Не исключено, что в ближайшее время развернется охота за этой техникой, даже если российские военные максимально оперативно попытаются запустить операцию по подъему судна (подготовка к такой операции в любом случае быстрой не будет).

Около полудня 27 апреля неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор столкнулись российский разведывательный корабль «Лиман» и судно-скотовоз Yozarsif-H под флагом Того. В результате «Лиман» получил пробоину и затонул. 78 членов экипажа спасены, никто не пострадал.

По разным данным, в 11:44 или 11:53 мск неподалеку от входа в черноморский пролив Босфор произошло столкновение двух кораблей. Одним из них был средний разведывательный корабль Черноморского флота «Лиман».

В 12:00 мск корабли Черноморского флота получили приказ выйти в район столкновения. Туда же направили самолет Ан-26 со спасательной командой на борту. Однако в результате столкновения «Лиман» получил в правом борту пробоину ниже ватерлинии и около 14:48 мск пошел ко дну. Судя по переданным СМИ координатам, это произошло примерно в 37 километрах к северо-западу от маяка Румели-Фенери, стоящего на входе в Босфор.

Чуть раньше в этот район был своевременно перенаправлен находившийся неподалеку российский сухогруз «Улус Стар», шедший из Астрахани в итальянскую Равенну. Два катера береговой охраны Турции, а также виновник столкновения, о котором речь пойдет ниже, приняли на борт весь экипаж «Лимана» - 78 человек. Первоначальные сообщения о 15 пропавших без вести не подтвердились. Людей передадут на борт «Улус-стара», который доставит их на базы флота.

Чуть позже турецкая береговая охрана уточнила: «Лиман» протаранило судно-скотовоз (livestock carrier) с трудным наименованием «Yozarsif-H». Это судно дедвейтом 2103 тонны построено в 1977 году в Гамбурге и неоднократно меняло владельцев и наименования. В данный момент оно приписано к порту Ломе (Тоголезская Республика) и работает на линиях Средиземного, Черного и Красного морей в интересах ливанской скотопромышленной компании Hammami Livestock. Скотовоз вечером 26 апреля покинул румынский порт Мидия и направлялся в иорданскую Акабу.

Турецкие власти сообщили, что Yozarsif-H видимых повреждений не получил и в данный момент по-прежнему находится в районе аварии.

Что такое «Лиман»?

«Лиман» построен в 1970 году в польском Гданьске на верфи Stocznia Polnocna. По исходному проекту это гражданское гидрографическое судно проекта 861 (водоизмещение около 1,6 тысячи тонн, скорость 17 узлов), и таких корпусов польская верфь сдала 29 единиц. Из них как средние разведывательные корабли изначально строились только девять (между 1968 и 1976 годами).

«Лиман» использовался как гидрографическое судно (сперва на Балтике, с 1974 года - на Черном море), а в 1989-м был переоборудован в корабль-разведчик.

Корабли этого типа предназначены для слежения за кораблями и соединениями флота вероятного противника, учениями и испытаниями новых систем вооружения. Оснащены широким спектром аппаратуры радиотехнической разведки и радиоразведки, а также гидроакустическим комплексом. Как правило, комплект аппаратуры не типовой, многие корабли имеют свою специализацию и оснащаются отдельными системами специального назначения (в том числе подводными аппаратами или аппаратурой радиационного мониторинга).

«Лиман» входил в состав 519-го отдельного дивизиона разведывательных кораблей Черноморского флота и базировался в бухте Южная (Севастополь) наряду с еще двумя однотипными кораблями («Кильдином» и «Экватором»), а также кораблем проекта 864 «Приазовье».

Весной 1999 года «Лиман» выходил в Адриатическое море, где в этот момент развертывались силы НАТО, ведущие операцию против Югославии.

Если переданные в СМИ координаты места затопления «Лимана» верны, то глубины в этом районе составляют примерно 85-95 метров. Это создает проблему, которая уже сейчас должна озаботить российских военных. Дело в том, что разведывательные корабли, как мы уже отметили, буквально напичканы разной нетривиальной аппаратурой, в том числе весьма секретной.

Если бы корабль затонул севернее - там, где шельф резко обрывается на глубины до 500-1000 метров, сохранность секретов вызывала бы меньшее беспокойство. И то не до конца: достаточно вспомнить историю с попыткой американцев поднять затонувшую в Тихом океане субмарину К-129, на борту которой были три ракеты с ядерными боевыми блоками и аппаратура спецсвязи.

С глубины около 90 метров достать искомое гораздо проще. Не исключено, что в ближайшее время развернется охота за этой техникой, даже если российские военные максимально оперативно попытаются запустить операцию по подъему судна (подготовка к такой операции в любом случае быстрой не будет).

Многочисленные поводы для шуток о флоте (с памятного военного парада украинских ВМС) давал, разве что, украинский катер «Прилуки». Шутки встали на конвейер, и потому, как только ракетный катер ВМСУ фигурировал в каких-либо сводках, сразу же появлялись колкости о том, что этот «тот самый, который сам себя на параде чуть не утопил». Нам отвечали колкостями о чёрном дыме «Адмирала Кузнецова» и «утопленных» при посадке двух истребителях из состава его авиационного крыла во время выполнения задач в Сирии.

На этом фоне продолжает воплощаться (по крайней мере, в официальных заявлениях) программа, по которой к 2020 году российская армия и флот будут перевооружены на 70%. До 2020 года остаётся не так много времени, как виделось изначально, и актуальность программы перевооружения становится всё более явной.


Повод для размышления об актуальности модернизации армии и флота «подкидывает» не только приближение натовской инфраструктуры к нашим рубежам и всё более одиозные заявления так называемых «партнёров», но и такие инциденты, как тот, который произошёл накануне. Туманный инцидент «по причине тумана» в Чёрном море.

Изначально всё выглядело даже комично. Российское исследовательское судно «Лиман» столкнулось с неким судном «Ашот-7» в юго-западной части акватории и получило пробоину. Так сообщили в пресс-службе Минобороны. Само название судна, с которым произошло столкновение «Лимана», действительно настраивало на определённую иронию. Однако с каждой новой минутой приходила уточняющая информация, которая говорила о том, что дело куда серьёзнее, нежели представляется из первых публикаций.

Пришли сообщения о том, что пробоина, полученная средним разведывательным кораблём «Лиман» Черноморского флота ВМФ РФ, находится ниже ватерлинии, и что экипаж «ведёт борьбу за живучесть». На этом фоне зарубежные источники сообщили, что 15 российских моряков якобы пропали без вести. Практически сразу же после этого турецкие СМИ вышли с сообщениями о том, что к месту столкновения двух кораблей (а это примерно в 40 км от пролива Босфор) направились спасательные суда береговой охраны Стамбула.

Выяснилось, что судно, с которым «Лиман» столкнулся, на самом деле носит название «Youzarsif H». По данным , проводящего мониторинг передвижения судов, «Youzarsif H» - это судно, предназначенное для перевозки скота, и двигавшееся в тот момент из румынского порта Мидия в иорданский «красноморский» порт Акаба, находящийся в нескольких километрах от израильского Эйлата.

63 российских военных моряка в ходе операции были спасены сотрудниками турецкой береговой охраны, ещё 15 – те самые, которых зарубежные СМИ поспешили записать в пропавшие без вести, были спасены экипажами самого «Youzarsif H», которое шло под флагом Тоголезской Республики. Примечательно, что через непродолжительное время после столкновения российский разведывательный корабль 1970 года постройки затонул. В то же время судно-скотовоз получило минимальные повреждения и после осмотра спокойно продолжило своё движение по маршруту.

В это время в Минобороны продолжали говорить о столкновении «Лимана» именно с судном «Ашот-7».
Портал MarineTraffic представляет схематический «репортаж» о месте столкновения и спасательной операции:

Публикация с «Youzarsif H» от 2013 года:

А это экстерьер того самого «скотовоза»:

Он же с другого ракурса:

Владельцем судна является ливанская компания Hammami Livestock. Это одна из крупнейших на Ближнем Востоке компаний, занимающихся перевозкой морем сельскохозяйственных животных.

Владелец «скотовоза» сообщает более подробную информацию о «Youzarsif H». Год постройки – 1977. В 2013 году судно прошло переоборудование, о чём свидетельствует то самое видео, которое опубликовано выше. Порт приписки – Ломе (Того). Длина – 81 м, ширина – более 13 м. Осадка 5,9 м. Одновременно способно перевозить около 1,5 тыс. голов скота.

Некоторые характеристики российского «Лимана»: длина 73,3 м, ширина 10,8 м (по другим данным – 11,2 м), осадка 3,9 м. Водоизмещение 1,56 тыс. тонн.

Как видно, превосходства в размерах «на порядок» - нет. В этой связи нанесение фатального ущерба военному кораблю на фоне незначительных повреждений судна под тоголезским флагом выглядит странно. Одной из причин случившегося названо то, что, двигаясь в тумане, гражданское судно носовой частью «распороло» боковую часть «Лимана». Это привело к тому, что «Лиман» принял на борт около 800 тонн воды и затонул.

Из сообщения :

Чтобы избежать гибели людей, командир принял решение покинуть судно и пересесть на спасательные плоты.

Что на себя обращает внимание? Российский исследовательский (средний разведывательный) корабль «Лиман» принимал участие в проведении разведывательной деятельности у берегов Сирии. В феврале вёл наблюдения за военно-морскими учениями НАТО «Sea Shield 2017». На его борту – радиолокационная система корабельного базирования «Дон», принятая на вооружение в ВМФ СССР 60 лет назад. На «Лимане» - гидроакустическая станция ГАС «Бронза», аппаратура радио- и радиоэлектронной разведки "Ротор-Н", "Вахта-М", "Вахта-10", "Вахта-12", МРР-1-7, "Виток-АК", "Визир-М", "Узел", "Кайра". Это из известного. На самом деле набор оборудования для проведения разведки «Лиманом» находится под грифом «секретно» - по вполне понятным причинам. Однако и части этого «открытого» набора, даже если по каким-то его элементам давно плачет качественная модернизация, вполне должно было хватить, чтобы даже в тумане обнаружить приближение практически любого крупного судна. Ведь ливанский скотовоз под тоголезским флагом вряд ли в 2013 году после переоборудования получил технологии «стелс»...

А если верить другим источникам (включая турецких метеорологов), то в районе столкновения погода и вовсе была ясная. И это вызывает ещё больше вопросов о причинах столкновения разведывательного корабля ЧФ РФ и грузового судна. Если «видел» и пытался предупредить об опасном сближении, а этот то ли «Ашот», то ли «Youzarsif H» не реагировал, то что мог противопоставить «Лиман» - стрельбу из стрелкового? Ну, не «Иглой» же по скотовозу...

Официальная информация появится только после опроса командованием флота и следственными структурами моряков с «Лимана», вот только не стоит ожидать, что все подробности инцидента в 20 морских милях от Стамбула сразу же станут достоянием общественности. Тем более что корабль совсем не простой, даже при учёте того, что шёл ему – работяге – 5-й десяток.

Ну и задавать официальным представителям командования флота вопрос о том, что произошло с "Лиманом" в Чёрном море, практически бессмысленно, так как общий ответ вряд ли выйдет за рамки названия этого материала.

Главное, люди целы.

Разведчик Черноморского флота "Лиман". Это следовало сделать сразу после столкновения для выяснения обстоятельств, заявил Центральному военно-морскому порталу адмирал, советник начальника Генштаба ВС РФ Игорь Касатонов.

По мнению адмирала Касатонова, задержание сухогруза-нарушителя – "первое, что следовало сделать российским властям и командованию Черноморского флота". Игорь Касатонов возглавлял ЧФ в 1991–1992 годах. Если судно-нарушитель до сих пор не задержали – это "упущение", которое "свидетельствует о низкой квалификации ответственных лиц", – говорит адмирал.


"Сухогруз надо было задержать, поставить на якорь, арестовать походные документы и немедленно заявить морской протест, – считает адмирал. – А также готовить документы на возмещение ущерба ввиду его полной вины (в столкновении – ред.). Владелец судна должен выплатить российской стороне деньги за понесенный ущерб, ведь это он нас протаранил". Касатонов добавил, что для задержания сухогруза следовало отправить быстроходный корабль или же обратиться к турецким властям. Вскоре после столкновения к месту крушения "Лимана" из Севастополя тихоходный морской буксир-спасатель СБ-739 (его скорость – до 15 узлов).

"Это беда, такое безобразие... Разбираться должны те, кому положено, но вопрос о задержании Youzarsif H следует немедленно поднять", – резюмировал Игорь Касатонов. Говоря об инциденте 27 апреля, он также не исключил возможность провокации.

С Касатоновым солидарен экс-командир БПК "Петропавловск" капитан I ранга Александр Кузьмин. "Адмирал прав, задерживать надо. Тем более что это не территориальные воды Турции. Мы могли послать для задержания корабль или отправить вертолет. Если была нелетная погода, можно было немного подождать или в крайнем случае запросить турецкую сторону". При этом нахождение Youzarsif H в Констанце не мешает аресту, отметил Кузьмин: "Это можно сделать по решению суда в любом порту".

Эксперты: Судно Youzarsif H нарушило сразу несколько правил МППСС-72

По предварительным данным, российский разведчик стоял на якоре и своевременно подавал сигналы, оповещая о своем местоположении. Эксперты, опрошенные ЦВМП, считают, что Youzarsif H нарушил сразу несколько положений Международных правил предупреждения столкновения судов (МППСС-72). Первое – отмечает Кузьмин – это покидание места происшествия до составления акта об инциденте: "Его должны были подписать командир нашего разведчика и капитан сухогруза. Впрочем, в ситуации тонущего корабля сделать это было сложно". Второе нарушение – слишком высокая, небезопасная скорость. "Если судно шло на 10-12 узлах, это также явное нарушение", – добавил офицер. По его мнению, причина гибели "Лимана" – либо "разгильдяйство со стороны команды сухогруза, либо преднамеренные действия. В любом случае есть вопросы к качеству соблюдения правила №5 МППСС. Расследование покажет".


Началось ли расследование с российской стороны, пока неизвестно. В пресс-службе Черноморского флота отказались давать ЦВМП какие-либо комментарии. Неизвестно также, проводился ли анализ крови экипажа "Лимана" на содержание алкоголя. Уполномоченный по правам человека Севастополя Павел Буцай рассказал Центральному военно-морскому порталу, что моряки с "Лимана" находятся в Севастополе и чувствуют себя хорошо. Информации о результатах допроса экипажа у правозащитника нет.

Россия может как задержать Youzarsif H, так и подать в суд

Военные корабли могут преследовать другие суда, причем не только в своем территориальном море, рассказал ЦВМП главный научный консультант Центра морского права Василий Гуцуляк. Он привел пример с преследованием в 1995 году российскими кораблями судна Imia под флагом Панамы, которое самовольно покинуло Новороссийск без оформления выхода, надеясь избежать задолженности по портовым и другим сборам. Тогда пограничники открыли огонь на поражение, чтобы остановить судно-нарушитель. Позднее суд признал действия российской стороны правомерными. Тем более что, судя по открытым данным, нарушения со стороны команды Youzarsif H налицо, добавил эксперт.

Так как инцидент с "Лиманом" произошел в исключительной экономической зоне Турции, возможное задержание следовало согласовать с Анкарой, сказал Гуцуляк. "Не вижу проблем решить этот вопрос с турецкими властями и предпринять действия по задержанию Youzarsif H, нашими силами или турецкими, – отметил он. – Обращаться же можно не только в Международный трибунал по морскому праву, но и в местный суд в той же Констанце".


Статус "Лимана" как военного разведчика означает, что в инциденте прямо затронуты интересы государства, считает эксперт. России нужно обеспечить возмещение ущерба. Так что использование военных кораблей в данном случае правомерно, отмечает Василий Гуцуляк. "Время идет, нужно разбираться, выяснять, кто виноват, – добавил он. – При этом стопроцентную вину того или иного судна в современной судебной практике установить удается нечасто. Вина распределяется между сторонами".

Судно, потопившее "Лиман", ждет в Констанце ремонта, владелец груза обвиняет разведчик ЧФ

Грузовое судно для перевозки скота Youzarsif H с 28 апреля находится в румынском порту Констанца и ожидает ремонта. Об этом сообщает местный телеканал Digi24. Данные сайта Marinetraffic.com подтверждают эту информацию.

Как видно из репортажа румынского телеканала, надводная часть сухогруза под флагом Того после столкновения с "Лиманом" почти не пострадала. Судно потеряло левый якорь и незначительно повредило форштевень. Махмуд Карази – владелец животных, которых перевозил сухогруз, назвал виновными в столкновении российских моряков. Он ссылается на некое "расследование", которое ведет Анкара. Однако в турецких источниках информации об этом найти не удалось.


Судно принадлежит ливанской компании Hammani Livestock, зарегистрированной в Триполи. По данным румынских СМИ, Youzarsif H встанет на ремонт в Констанце или Мидии. Судьбу "Лимана" российские власти не комментируют. После снятия ценного оборудования корабль могут переместить на бóльшую глубину или уничтожить.

Средний разведывательный корабль проекта 861М Черноморского флота " " в четверг, 27 апреля, столкнулся с грузовым судном Youzarsif H и получил пробоину. Столкновение произошло около 11:45 МСК примерно в 30 милях от пролива Босфор. Разведчик получил пробоину ниже ватерлинии, экипаж за его живучесть, однако корабль затонул в точке с примерными координатами 41.50°/28.95°. Как турецкие СМИ, "Лиман" пошел ко дну около 14:48. Экипаж катера ВМС Турции и турецкой береговой охраны. Глубины в районе кораблекрушения составляют от 50 до 200 метров. Сейчас на месте кораблекрушения находится морской буксир-спасатель ЧФ СБ-739 и опытовое судно "Селигер".