Диагностика готов ли ребенок школе. Вопросы для подготовки к школе

Тесты готовности ребёнка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.

3.Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4.Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.

Учитывая тот факт, что ребенок нередко впервые встречается с психологом лишь непосредственно при поступлении в школу, можно предложить специальную диагностическую методику для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, смогут сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению. Однако прежде чем говорить непосредственно о диагностической методике, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра или какая-либо повседневная деятельность.
2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.
3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя.

Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи

1. Оценка базового опыта ребенка
Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?
Был ли малыш в библиотеке?
Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

2. Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?

3. Оценка эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
Сформирован ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?

4. Оценка речевого развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-либо происшедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

5. Оценка умения общаться
Включается ли ребенок в игру других детей?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку в домашнем спектакле?

6. Оценка когнитивного развития
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, не похожую на остальные?
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова б/п, кот/год?
Cпособен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Может ли ребенок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из пятнадцати элементов?
Может ли ребенок рифмовать слова?
Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Если все ваши ответы оказались утвердительными, вас можно поздравить. Ваш ребенок, очевидно, готов к школьному обучению и с легкостью пройдет все испытания и собеседования.

Если ваши ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это серьезный повод задуматься: не торопитесь ли вы отправить своего малыша в школу?

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.
8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
9. Мне оч хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
10. Если было бы можно, я бы еще в Прош году пошел в школу.

Оценка результатов:
Высокий уровень- если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Реб не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Тест на уровень развития школьно-значимых психических и физиологических функций

Краткое исследование развития речевого слуха

Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка- миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.

Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь(порядок слов несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.

Оценка результатов:
высокий уровень- ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень- ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не замечает ошибок при многократном повторении.

Тест на уровень развития познавательной деятельности

Тест словаря

Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разные дни работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.

Наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить жестом.

Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно поставить 2 балла (за определение, близкое к научному).

1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может.

1,5 балла- может описать предмет словесно.

0 баллов- отсутствует понимание слова.

Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов
Средний уровень- 7-12 баллов
Высокий уровень- 12,5- 20 бал

Тест «Кругозор»

Оценка уровня развития познавательной деятельности

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.
2. Назови фамилию, отчество родителей.
3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?
4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?
8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9. Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.

ОЦЕНКА:

Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный ответ 0,5 балла.

Отдельно оцениваются следующие вопросы:
5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь месяцев, через год будет 7 лет и восемь месяцев)
8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла

Оценка результатов:

Высокий уровень – 24-29 баллов
Средний уровень – 20-23,5 балла
Низкий уровень – от 19,5 и ниже

Тест «Нарисуй человека»

Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест «Повтори»

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: «Ей дан чай».

Инструкция может быть следующая: «Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же».

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест «Круг»

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания – не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Тест для родителей

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

----
Психологами установлено, что психическая и эмоциональная готовность ребёнка к школе приходится: для девочки на 7-8 лет; для мальчика на 8-9 лет. Конечно, мало кто, учитывая этот немаловажный момент, отдаёт своего сына в школу в 8-9 лет. Априери принято отдавать ребёнка в школу в возрасте 6-7 лет и не позже, - лучше даже раньше, но это заблуждение, нет - лучше позже. По этой причине мальчики значительно отстают от девочек в обучении и дисциплине. По этой причине не допустимо сравнивать успеваемость мальчика с успеваемостью девочки. По этой причине мальчику нужно больше внимания, поддержки и понимания со стороны родителей и учителей. Иначе у ребёнка напрочь пропадёт желание учиться и познавать новое.

С социальной готовностью сложнее тем детям, что не играли с мамой в дворовой песочнице, собирая в игру всех детишек вокруг себя; не посещали садик или посещали его, но только подготовительную выпускную группу, - т. к. социализации дети учатся с ранних лет (с момента, как ребёнок сделал свои первые самостоятельные шаги), песочница во дворе и садик с ясельной или младшей группы являются замечательной школой социализации перед школой.

ОПРОСНИК

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)

2. Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

3. Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4)

4. Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)

5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)

7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)

8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)

10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)

16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От -1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

Оценивание уровня зрелости. Проверяем готовность к школе по опроснику Джеральдины Чейни.
Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (надень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта
6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться
23. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития
26. Хорошо ли ребенок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (кот/год, б/п…)?

Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие
36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
37. Понимает ли он, что читают слева направо?
38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей
40. Может ли ребенок рифмовать слова?
41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Готов ли ребенок к школе?
Такой вопрос неминуемо встает перед родителями будущих первоклассников. Для выяснения готовности были составлены следующие тесты:

Тест на готовность к 1 классу

Такие задания часто предлагают в подготовительной группе детского сада или на подготовительных курсах в школе. Его цель: выявить общую социально-интеллектуальную готовность к школе .

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1.Назови свои фамилию, имя, отчество.
2.Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4.У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5.Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6.Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7.Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8.Что бывает раньше – обед или ужин?
9.Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10.Кем работает твой папа, твоя мама?
11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12.Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13.Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14.Почему снег бывает зимой, а не летом?
15.Что делает почтальон, врач, учитель?
16.Зачем в школе нужна парта, звонок?
17.Ты хочешь пойти в школу?
18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19.Каких животных ты знаешь?
20.Каких птиц ты знаешь?
21.Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22.Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Тест для родителей.

Пройти тест стоит и для того, чтобы оценить сиюминутную ситуацию и наметить путь преодоления «пробелов» в дошкольной подготовк е.

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.
Проверка готовности:
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, дабы школьная готовность повысилась
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, чаще предлагайте задания для самостоятельной работы дома.

Тест «Чего не хватает?»,Р. С. Немов

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.

8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.

4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.

2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.

0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

Опросник к 1 классу.

Выявляет общий уровень мышления первоклассника, кругозор, развитие социальных качеств.

Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

1.Какое животное больше – лошадь или собака?

(лошадь = 0 баллов;
неправильный ответ = -5 баллов)

2.Утром мы завтракаем, а днем…

(обедаем, едим суп, мясо = 0;
ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

3.Днем светло, а ночью…

(темно = 0;
неправильный ответ = -4)

4.Небо голубое, а трава …

(зеленая = 0;
неправильный ответ = -4)

5.Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1;
неправильный ответ = -1)

6.Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = -1)

7.Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

(города = 1; станции = 0;
неправильный ответ = -1)

8.Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

(правильно показано = 4;
показано только целый час или четверть часа = 3;
не знает часов = 0)

9.Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?

(щенок, ягненок = 4;
только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1)

10.Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?

(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1
на курицу = -3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
одна причина = 0;
неправильный ответ = -1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)

13.Чем похожи друг на друга кошка и белка?

(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)

14.Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?

(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0)

15.Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это…

(спорт (физкультура) = 3;
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
неправильный ответ = 0)

16.Какие ты знаешь транспортные средства?

(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)

17.Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2;
неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0

18.Почему люди занимаются спортом?

(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
одна причина = 2;
неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

19.Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный ответ = 0)

20.Почему на письмо нужно наклеивать марку?

(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.

Конечно же родителям, имеющим детей «предшкольного» возраста интересно знать готов ребенок к школе или нет. И здесь важны не только знания и умственные способности ребенка, на которых в основном и сосредоточено родительское внимание. Не маловажное значение имеет психологическая готовность ребенка к школе . Согласитесь, если малыш очень хочет учиться, но когда он приходит в класс, не сможет найти общий язык со сверстниками, его мотивация быстро иссякнет. Тоже самое произойдет, если ребенок не готов к выполнению определенных команд, вопреки своим желаниям. Последствием психологической неготовности ребенка к учебному процессу может стать длительное восстановление со школьным психологом. Проверьте насколько ребенок готов к школе с помощью ниже представленных тестов.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Если по результатам тестов вы выявите, что у ребенка слабые и неточные представления о школе, нужно будет провести с ним работу по формированию мотивации.

Тест: «Мотивационная готовность ребенка к школе » .

(по Т.Д. Марцинковской)

Этот тест позволит вам понять внутреннюю позицию ребенка по отношению к школе

Время на ответы не ограниченно. Задавайте вопросы и фиксируйте все ответы ребенка на бумаге:

«Представь себе город, в котором всего две школы. Я буду тебе называть чем отличаются эти школы, а ты должен выбрать, в какой из них ты хочешь учиться.»

  1. В одной школе проходят уроки математики, пения, русского языка, труда, рисования и физической культуры. В другой школе только уроки пения, рисования и физической культуры.
  1. В одной школе есть уроки и перемены. Во второй школе уроков нет, есть только переменки.
  1. В первой школе за хорошие ответы ставят оценки 5 и 4. А в другой дают конфеты, игрушки.
  1. В одной школе можно заниматься всем чем хочешь и когда хочешь. В другой школе нельзя вставать из-за парты без разрешения учителя, а если хочешь что-нибудь спросить нужно, поднять вверх руку.
  1. В одной школе учитель задает ребятишкам уроки на дом. А в другой домашних заданий нет.
  1. В одной школе, учительницу, которая заболела, директор заменяет другой учительницей. В другой школе, вместо заболевшего учителя, учить детей начинает мама.
  1. В одной школе можно договориться с учителем, и он будет учить тебя дома. Не нужно будет вставать по утрам, и ходить в школу. В другой, учитель не учит детей на дому, нужно обязательно ходить в школу.
  1. А теперь представь себе, что мама сказала: «Ты у меня еще маленький, наверное, тебе будет тяжело делать уроки, и вставать рано утром. Останься в детском садике еще на 1 годик, а потом пойдешь в школу». Что бы ты ответил?
  1. Если твой знакомый мальчик спросит: «Что тебе нравиться в школе больше всего?», как ты ему ответишь?

Анализ ответов: Правильный ответ-1 балл, неправильный – 0 баллов. Внутренняя мотивационная позиция отношения к школе у ребенка сформирована, если по результатам ответов он набрал 5 и более баллов.

Тест: «Какой вид мотивации к школе преобладает у ребенка».

1) Вопрос : Ты хочешь идти учиться в школу?

А) Да хочу

Б) Нет не хочу

Анализ ответа: Здесь все просто, либо мотивация присутствует, либо нет. Если ребенок выбрал ответ «А» — продолжайте тест. Если выбран ответ «Б» нужно проанализировать причины отсутствия желания.

2) Вопрос : Почему ты хочешь идти в школу?

А) В эту категорию можно отнести все ответы, в которых присутствуют внешние атрибуты: «Хочу, потому что у меня будет такой же портфель как у Пети»; «Хочу ходить в красивой школьной форме, как взрослый» и т.д.

Анализ ответа: Ответ «А» — говорит о наличии у ребенка внешней мотивации. В первом классе дети учатся намного успешнее, имея именно внешнюю мотивацию. Это происходит потому, что желания ребенка реализуются, в тоже время нагрузка на интеллект еще совсем мала. Ответ «Б» — говорит о внутренней мотивации ребенка. Она будет способствовать успешному обучению, если интеллектуальная нагрузка окажется посильной для ребенка.

Коммуникативная готовность ребенка к школе

При сформированной коммуникативной готовности, ребенок наделен навыками общения, готовностью договариваться и кооперироваться. Он способен придерживаться социальных правил.

Тест: «Значимость общения и выявление симпатий к членам группы»

(Методика «Два дома»).

Этот тест позволит выявить отношение ребенка (3,5-6,5 лет) к отдельно взятым людям из его окружения (к членам семьи, учителям, братьям и сестрам, друзьям и т.д). Для более объективного результата желательно, чтобы тест проводился квалифицированным психологом, ну или хотя бы не родителями. Обязательным условием является то, что тест проводиться один на один (ребенок + психолог)

Вам понадобится лист белой бумаги, красный и черный фломастеры.

  1. Психолог ненавязчиво расспрашивает ребенка о его доме: «А в каком доме ты живешь?»
  2. Психолог говорит: «Замечательно, а давай построим для тебя другой, замечательный и очень красивый домик» и рисует на листе бумаги домик красным фломастером. В процессе рисования нужно постоянно подчеркивать привлекательность красного домика.
  3. Психолог предлагает ребенку: «Ну, теперь нам нужно заселить этот прекрасный домик. Первым его жителем будешь, конечно, ты, ведь мы его для тебя построили». Психолог записывает рядом с домиком имя ребенка. «А кто еще будет жить в этом доме? Ты можешь вселить в него кого хочешь, и тех, кто сейчас живет с тобой и тех кто живет в другом месте. Кого хочешь вселяй.».
  4. Имя каждого «нового обитателя» домика психолог записывает под именем ребенка. Можно очень мягко поинтересоваться, а кто это.
  5. Когда в домике появятся 2-3 новосела, психолог рисует рядом черный домик и говорит: « Кто-то, наверное, не будет жить с тобой в красном домике, им тоже нужно где то жить. Давай поселим их в домик, который будет стоять рядом» Важное уточнение – черный дом ни как не характеризуется перед ребенком и не описывается! Это просто соседний домик и он не хуже чем красный!
  6. Если ребенок не заселяет черный домик, психолог его ненавязчиво к этому побуждает: «Ну что же, домик так и будет стоять пустой?»
  7. Когда домики уже заселены, допускается спросить про какого-нибудь человека которого забыли (учитель, братик и т.д).
  8. Затем психолог говорит: «Давай посмотрим, может быть, кто-то из соседнего домика хочет переехать в красный домик жить. Как ты думаешь кто это?». Стрелочками на листе бумаге помечается «переезд».
  9. «А может быть из красного домика кто-то хочет переехать?» -говорит психолог и опять помечает стрелочками «переезд».

Расшифровка результатов теста не символична. Выводы делаются напрямую, в красном домике живут люди, которым ребенок симпатизирует, «жильцов черного домика» ребенок сторониться и психологически огораживается. При переселении «жильцов» из одного дома в другой нужно учитывать пояснение ребенка или формулировку вопроса (чье желание повлияло на переселение). Важнейшее значение имеет то, куда ребенок «поселил» родителей, братьев и сестер. В каком домике находиться учитель или воспитатель. А также присутствуют ли в красном домике сверстники ребенка.

Тест: «Коммуникативная готовность к школе»

1) Вопрос: Когда можно вставать во время урока?

А) Когда ты устал от уроков и хочешь поиграть.

Б) Если учитель задал вопрос, ты поднял руку для ответа и учитель назвал твое имя.

2) Вопрос: С каким вопросом можно обращаться к учителю?

А) Можно я не буду выполнять домашнее задание?

Б) Можно выйти в туалет?

Анализ ответов на вопросы №1 и 2 : Ребенок должен понимать, что существуют определенные правила поведения на уроке и общения с учителем. Если такое понимание у ребенка еще не сформировалось, нужно проводить работу по социально-коммуникативной подготовке к школе.

3) Вопрос: Если мальчик, учащийся с тобой в одном классе получил оценку лучше, чем ты, какие чувства у тебя возникнут?

Б) В эту категорию отнесите ответы, несущие агрессивные эмоции: «Ударю», «Разозлюсь», «Буду обзываться на него», «Буду смеяться над ним» и т.д. А также ответы со страдательными эмоциями: «Заплачу», «Надуюсь, «Обижусь» и т.д.

Анализ ответа № 3 : Ответ «А» — наиболее адекватная реакция, свидетельствующая о слабом или отсутствующем переживании. Психологической устойчивости к ситуации. Уверенности в своих силах и способности к доминированию. Ребенок спокойно относиться к школьной конкуренции. Ответ «Б» — реакция ребенка или активно-агрессивная (гнев, раздражительность, враждебность). Или страдательно-пассивная, при которой у ребенка отсутствует стремления получить новые навыки в общении. Идет возврат к более знакомым формам поведения (маленький ребенок плачет, обижается и жалуется).

Тест на проверку уровня готовности ребенка к обучению в школе

Дошкольник при поступлении в школу должен обладать определенным уровнем развития, который необходим для обучения. И дело не в том, умеет ли он читать, считать и писать. Хотя, не скроем, при поступлении наблюдают и за этим.

Понятие готовности включает в себя несколько характеристик. Во-первых, определенный интеллектуальный уровень развития. У ребенка должно быть представление об окружающем мире, умение ориентироваться в нем. Не забудем про определенный запас знаний, развитие мыслительных и психических процессов. Как говорится в учебниках по возрастной психологии, дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но нужно иметь в виду, что это всего лишь ребенок, собирающийся выйти из дошкольного возраста. Логические формы мышления еще только формируются, равно как и становление различных видов памяти. Интеллектуальная готовность предполагает также, что у малыша сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит перед ним взрослый и заниматься ей.

Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые должны уметь разграничивать внутреннюю мотивацию от внешней. То есть, дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор.

Прежде чем начнем говорить о том, как родитель может проверить уровень готовности ребенка, необходимо сказать об определенных правилах.

1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра, или просто какая-то повседневная деятельность.

2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять. Он замкнется. Или будет слишком напряжен.

3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени. Не торопите ни его, ни себя. Поберегите ваши с ним нервы.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Однако, по каким бы методикам вы ни готовились, какими бы рекомендациями вы ни пользовались и какие бы проверочные тесты вы ни выполняли заранее для тренировки, ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы. Подготовка к школе - это кропотливое занятие, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Поэтому, как бы вы ни старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент, учитель или психолог обязательно определит, что ребенок просто вызубрил готовые ответы на вопросы.

Тест на проверку уровня готовности ребенка 5-6 лет к обучению в школе

1.1 Общий кругозор(оценка психосоциальной зрелости).

1.Сколько тебе лет?(желательно с месяцами).

2. Как зовут твоих родителей? (имя и отчество).

3. Кем работает твоя мама(папа)?

4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

5. Сколько тебе лет будет через год?(два)

6. У тебя есть брат или сестра? Кто старше?

7. Сейчас утро, вечер или день?

8. Что бывает раньше: обед или ужин?

9. Какое сейчас время года: весна, зима осень или лето? Почему ты так считаешь?

10. Что делают почтальон, врач, учитель?

11.. Покажи свой левый глаз и правое ухо? Зачем нужны глаза и уши?

12. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?

13. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка?

14. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?

8 вопросов. 7-6-высокий уровень

5-6-средний уровень

4-0-низкий уровень.

1.2 Способность устанавливать причинно-следственные связи.

Придумай окончание предложения:

1. Если в комнату принести кусок льда, то он …

2. Если поранишься, то…

3. Если ты хочешь что то купить, то…

4. Если сломалась машина, то…

5. Если на улице стало темнеть, то…

6. Если положить в чай очень много сахара,то

7. Если на улице стало светлеть, то…

8. Если воду поставить на мороз, то …

9. Если бросить бумагу в костер, то…

10. Если пошел сильный дождь, а ты не смог нигде спрятаться, то…

1б.-точный причинный ответ

0.5б.- повторяющий фразу

0б.- неверный.

9-0-высокий ур., 6-8- средний ур.,-0-5-нирзкий ур.

2.1 Мотивационная готовность. Ответь на вопросы:

1. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?

2. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?

3.Как ты думаешь, что интересного будет в школе?

4. Как надо готовиться к школе?

5. Хочешь ли ты остаться в д.саду? А дома?

6.Кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе? Учитель? Воспитатель? Мама?

7. В какой школе ты бы хотел учиться? Где считают, читают, пишут или где играют, поют, танцуют?

1б.- учебный мотив, 0.5б.- игровой, 0б.-не знает.

6-7-высокий ур., 4-5-сред., 2-3-низкий.

Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.

Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптация таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремления, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.

2.2 Подготовить два теста отдельно для мальчиков и девочек.

Тест состоит из девяти картинок, на которых изображена деятельность мальчика(девочки). Три картинки- игровая, три- трудовая, три- учебная (пишут, читает считает в школе) . Рассмотри картинки и скажи, чем бы ты хотел заняться вместе с мальчиком? А еще что бы ты хотел делать? А еще?(три попытки)

____________________________________________________________________________

2-3 раза уч. д-ть.- высокий ур, 1р- сред. ур., 0- не выбрал уд.

3.1 Уровень развития интеллекта:

Сложить разрезанные картинки(три попытки) Как ты думаешь, что это была за картинка? Попробй ее сложить.

Мяч или шарик. от или маирешки, кувшин или ведро

Выс. ур.- сложил сам

Сред.- 1 спомощь

Низ.- 2 с пом.

3.2 Сенсорный эталон. Подготовить три карточки с эталонами.

В каждой карточке подготовить по пять рисунков, в основе которых лежат эталоны. 1й эталон: голова собаки, башмак, трактор, коляска, грузовой автомобиль. 2й эталон: кукла, морковь, утюг, желудь, пирамидка. 3й эталон: лукБ лампочка, неваляшка, груша, гитара, Перед ребенком лежат три карточки с эталонами, картинки перемешаны и перевернуты.

Бери по 1й карточке, назови, что на ней изображено, а затем угадай, на какую из трех фигур она похожа?

_____________________________________________________________________________

14-15б.-выс.ур; 10-13-сред.ур, 5-9б.- низ.ур.

3.3 Способность детей выделять признаки в предметах.

Приготовить 2 группы фигур, красных и зеленых: большой и маленький круги, большой и маленький квадраты. Всего 8 шт. Перед ребенком выкладывается 8 фигур,

Смотри, эти фигуры разных размеров: большие и маленькие, разных форм: круги и квадраты разных цветов. Я взяла самый большой зеленый квадрат, найди мне самую непохожую на него фигуру. (3 попытки)

_____________________________________________________________________________

в.-1 попытка по 2 признакам, 2 по трем.

С.- все попытки по 2м признакам.

Н.- все попытки по 1 пр.

4.1 Уровень развития речи.

1.Я буду говорить тебе слова. Ты должен назвать их одним словом.

2.Тарелка, стакан, миска, вилка, нож.

3.Рубашка, брюки, юбка, колготки, кепка.

4.Кроссовки, туфли, шлепанцы, валенки, тапочки.

5.Суп, каша, хлеб, пицца, печенье.

6.Одуванчик, роза, ромашка, колокольчик, незабудка.

7.Береза, липа, ель, сосна, вяз, дуб.

8.Стол, табуретка, кресло, кровать, диван.

9.Воробьи, голуби, вороны, гуси, синицы.

10.Караси, окуни, щуки, сомы, сельдь.

11.Ежевика, малина, клубника, черника, брусника.

12.Морковь, помидор, капуста, свекла, редис.

13.Яблоки, груши, сливы, апельсины, абрикосы, персики.

14.Танкисты, артеллеристы, десантники, кавалеристы.

15.Слесари, столяры, водители, плотники, сварщики, электрики.

_____________________________________________________________________________________

1б.-сразу отвечает, 0.5б.- думает, 0б.- не ответил.

12-14-высокий ур., 9-11- сред., 0-8-низ.

4.2 Исключить четвертую лишнюю картинку. Подготовить 6 карточек с 4мя рисунками: школьные принадлежности- 3 картинки и игрушка, птица и животное, посуда и краски, мебель и мяч, столярные инструменты и карандаши, овощи и цветы, 1 из карточек- учебная. Какая картинка лишняя и почему?

1б.- понятный ур., 0.5б.- функциональный, 0- не отвеоил.

4-5б.-высокий ур.,2-3б.-сред., 0-2-низк.

4.3 Рассказ по картинкам (развитие речи)

3-4 картинки сюжетного рассказа раскладываются в беспорядке перед ребенком.Сочставь рассказ по картинкам и разложи их по порядку. Оценивается правильно понятый ответ, образность и эмоциональность, содержательность.

5.1 Уровень развития кратковременной слуховой памяти . Дается 4 предъявления. Каждое фиксируется.

Дом, хлеб, дождь, машина, боль, кукла, картинка, лес, пальто, сосна.

1е предъявление- 5-6 слов выс.ур.

1е прд.-3-4 слова- сред. ур.

1е пред.- 3 слова.

5.2 Мышление и речь. Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия "один - много", а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Инструкция. Психолог говорит ребенку: "Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу "игрушка", а ты мне должен ответить - "игрушки". Ребенка можно спросить, понял ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе:

книга лампа ручка

стол окно город

стул ухо брат

флаг ребенок

Если ребенок допускает ошибки в первых 2-х словах, ему можно помочь, еще раз повторив правильный образец: "Игрушка - игрушки". Правильные ответы ребенка должны быть следующие (с соблюдением ударений):

книги лампы ручки

столы окна города

стулья уши братья

флаги ребята

На обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд.

Оценка результатов

3 балла - ребенок допустил не более двух ошибок;

2 балла - допущено от 3 до 6 ошибок;

1 балл - ребенок допустил более 7 ошибок.

Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.

Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл) нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры). Следует отметить также возможные ситуации, когда сверстники будут обращать внимание на ошибки в речи такого ребенка.

5.3 Развитие моторики руки. Имитация написанного текста .

(Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека)

Выполнение заданий этой методики требует от ребенка проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять задание в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью. Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря этому можно не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.

Диагностическая процедура заключается в предъявлении ребенку заранее написанной на белом листе бумаги фразы: "Он ел суп". Фраза должна быть написана обычным почерком, крупно и ясно. Ребенку предлагается следующая инструкция: "Посмотри: здесь на листе что-то написано. Ты еще пока не умеешь писать. Но попробуй - не смог (смогла) бы ты это написать? Посмотри внимательно и постарайся рядом написать точно также". Для каждого ребенка может быть приготовлен отдельный лист с образцом надписи, можно воспользоваться одним образцом для всех детей, давая каждому ребенку для работы чистый лист бумаги. Желательно, чтобы скопированная ребенком фраза уместилась на одной строке. Если же так не получается, ребенок может последнее слово написать выше или ниже предыдущих.

Оценка результатов работы по данной методике проводится следующим образом

5блл - скопированную ребенком фразу можно прочитать. Она отчетливо разделяется на три слова, размеры букв не более чем в 2 раза могут быть больше размеров букв образца. Отклонение записи от горизонтальной линии не должно превышать 30°.

3 балла - в записи ребенка можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4-х букв.

2 балла - на буквы образца похожи по меньшей мере 2 буквы. Скопированное изображение отдаленно напоминает буквы, письмо.

1 баллов - отдельные или сплошные "каракули", среди которых нельзя выделить нечто, похожее на буквы.

По результатам данной методики можно сделать следующие выводы. Дети, получившие 5 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании в начальный период обучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя, освоением рисунка и письма.

Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики - рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).

Дети, получившие 1-2 балла, считаются зрелыми для школьного обучения.

Следует отметить, что при использовании результатов данной методики в целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное - 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее - тем большее количество баллов начисляется.

5.4 Развитие логического мышления.

Огурец: овощ

Гвоздика: сорняк, роса, садик, цветок, земля

Огород: морковь

Сад, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

Учитель: ученик

Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства

Цветок: ваза

Птица клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

Перчатка: рука

Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка

Темный: светлый

Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

Часы: время

Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач

Машина: мотор

Лодка: река, маяк, парус, волна, берег

Стол: скатерть

Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

Стул: деревянный

Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Данная методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения. Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие - "умозаключение".

Обследование проводится в индивидуальной форме, время на ответы не ограничивается. В случае явных затруднений у ребенка психолог не должен настаивать на ответе и тактично перейти к следующему заданию. Текст заданий напечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Психолог вслух четко читает задание, ребенок, если он уже умеет читать, может следить по тексту.

Задание выполняется в несколько этапов. На первом этапе ребенку сообщается следующее: "Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец - овощ. Надо подобрать к слову "гвоздика" такое, которое подходило бы так же, как слово "овощ" к слову "огурец". Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.

Второй этап (после паузы). "Давай попробуем: огурец - овощ; гвоздика - ?" После паузы зачитываются все слова. "Какое слово подходит?" - спрашиваем ребенка. Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует.

При выполнении заданий возможна стимулирующая помощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов. Чем быстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритм решения задачи и может действовать по образцу.

Оценка успешности выполнения заданий

1 балл - выполнение задания с первого предъявления; 0,5 балла - задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была оказана помощь.

Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л. Переслени, Е.Мастюковой, Л.Чупрова. Высокий уровень успешности –7 и более баллов, у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение".

Средний уровень - от 5 до 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в "зоне ближайшего развития". В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.

Низкий уровень - менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

Общая оценка по программе: ______________________________

Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам. Выделено три уровня готовности к школьному обучению:

высокий уровень - от 39 до 47 баллов

средний уровень - от 28 до 38 баллов

низкий уровень - от 17 до 27 баллов

Распределение результатов по уровням достаточно ориентировочно, однако позволяет школьному психологу, по крайней мере, охарактеризовать учителям начальных классов будущих учеников, у которых могут возникнуть те или иные проблемы с обучением. Характер проблем может быть выявлен на основе анализа результатов диагностики по каждой из методик. Особое внимание полезно уделить детям как с высоким, так и с низким уровнем готовности: именно у них можно ожидать прежде всего снижения учебной мотивации. У первых - в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у вторых - из-за их сложности.

Дополнительные диагностические возможности. Психолог, наблюдая за поведением ребенка во время диагностической процедуры, может сделать ряд выводов об индивидуальных особенностях, учет которых необходим в целях индивидуализации обучения.

Социальная зрелость проявляется в понимании ребенком ситуации диагностики как достаточно важной, серьезной. Вместе с этим, важно, чтобы она не была для него сверхзначимой, опасной, страшной. Социальная зрелость проявляется и в отношении к самому факту поступления в школу, как к значимому событию, которое многое изменит в жизни ребенка.

Самосознание, самооценка. - Данная индивидуальная характеристика существенно влияет на успешность обучения в целом. Психолог может спросить ребенка, как он оценивает свои результаты: как успешные или неуспешные. Частая оценка своих результатов как успешных может свидетельствовать о завышенной самооценке, неверие же в свой успех - показатель заниженной самооценки.

Тревожность. - Проявляется в общей психологической напряженности в ситуации общения. Высокотревожные дети часто не решаются давать ответ, боясь ошибиться, долго обдумывают, иногда отказываются отвечать, даже если знают, что сказать. Как правило, внимательно слушают инструкции взрослого психолога, но не всегда их понимают из-за своего страха перед ситуацией.

Эмоциональная возбудимость. - Для детей с высокой эмоциональной возбудимостью характерны быстрая смена эмоций, быстрая эмоциональная реакция на сложившиеся обстоятельства. У них легко появляются как смех, так и слезы. Эмоции неустойчивы, не всегда адекватны причине, их вызвавшей.

Понимание контекста общения. - Важно, чтобы ребенок достаточно быстро включился в решение задачи, понимал инструкцию психолога, чувствовал разницу между попутными замечаниями и речью психолога в контексте задания. Психолог может пронаблюдать, в какой мере ребенок воспринимает помощь в процессе выполнения задания: как руководство к действию, как образец для выполнения, либо никак не воспринимает.

Утомляемость . - Полезно обратить внимание, через какое время после начала работы ребенок начинает отвлекаться, ему трудно становится слушать психолога, сосредоточиться па инструкции.

Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры. Эти данные отмечаются в протоколе обследования.

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Литература:

Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника»,

Фридман Л. М. , Кулагина И. Ю. «Психологический справочник учителя».

Интернет-ресурсы

http://adalin.mospsy.ru/l_04_01.shtml