Функция воздействия заключается в. Функции права

Что необходимо для практики оккультизма

Чтобы сознательно проникнуть в «память земли», нужна определенная дисциплина. Какая именно?

Дисциплина гораздо более трудная, чем дисциплина йоги! Это оккультная дисциплина.

Прежде всего нужно научиться сознательно выходить из тела и входить в другое, более тонкое тело; использовать свою волю, чтобы отправляться туда, куда хочешь отправиться, никогда не бояться и иногда сталкиваться с неожиданностями и даже с ужасными вещами; оставаться спокойным, развить в своем уме визуальное чувство, научить свой ум оставаться совершенно умиротворенным и спокойным… Вы знаете, список длинный, и я могла бы продолжать так часами!

Обычно, когда вы хотите изучать оккультизм, первое, что делает ваш Учитель, – никогда не говорит вам об этом, никогда не объясняет вам этого, как раз из-за забавного свойства ума, который начинает «думать» об этом и приносит вам «опыты», не имеющие никакой ценности: они являются просто ментальными формациями, которые превращают вас в свою игрушку, вот и все. Они не имеют реальности.

… Вы думаете, что оккультизм изучают так же, как игру на пианино! Но все это, в любом случае, происходит не совсем так. В действительности, те, кто не имеет определенных способностей, могут прочитать все книги в мире об оккультизме и так и не узнать, как его практиковать. Для этого нужны определенные способности.

Правда и то, что вы можете прочитать все книги в мире о том, как играть на пианино, но если вы не играете, вы никогда не научитесь этому. Однако есть врожденные музыканты, врожденные артисты и есть люди, которые могут работать над этим всю свою жизнь и вообще ничего не достичь. То же самое относится и к оккультизму.

В любом случае, прежде чем приступить к изучению оккультизма, нужно иметь, как я говорила вам вначале, очень большое самообладание, очень большой самоконтроль, вы должны достигнуть своего рода самоотречения, забыть себя, стать безэгоистичными, незаинтересованными, развить в себе чувство самопожертвования, что позволит вам практиковать оккультизм без всякой опасности. Ведь если вы сохраняете все эгоистические или страстные движения, если вы исполнены желаний, вы точно встретитесь в практике этой науки с происшествиями, которые могут иметь фатальные последствия. Как я сказала в самом начале, абсолютно необходимым условием является бесстрашие, которое не позволяет никакому страху проникнуть в вас. Ибо очень часто говорится, и вполне справедливо, что, когда вы входите в невидимое царство, первые вещи, которые вы встречаете, являются буквально ужасающими. Если вы не имеете страха, то опасности нет, но малейший страх ввергает вас в опасность. Так что, прежде чем кто-то вообще допускался к практике этой науки, очень долгое время, иногда в течение многих лет новичок подвергался дисциплине, которая давала ему уверенность, что он может практиковать ее, не испытывая ни малейшего страха и без всякой опасности.

… Возьмем, например, мантру, которая является разновидностью оккультизма; если мантра не дана гуру и гуру не передает вам вместе с мантрой свою оккультную или духовную силу, вы можете повторять свою мантру тысячи раз, она не будет иметь никакого эффекта.

Таким образом, для практики подлинного оккультизма нужно иметь определенное качество, способность, внутренний дар, и этот дар служит вам защитой. Подлинный оккультизм не может практиковаться кем угодно. И это уже не магия – ни белая магия, ни черная, ни золотая – это вообще не магия, это духовная сила, которую можно обрести только в результате долгой дисциплины; и, наконец, она дается вам только божественной милостью.

Так, например, когда выходишь из тела – я часто говорила вам об этом феномене, – даже если выход незначителен, если выходит только ментальная часть, тогда покидает тело как раз та часть сознания, которая контролирует его обычную деятельность, остается же часть, которая отвечает за автоматические функции, спонтанные непроизвольные движения, такие как циркуляция крови или внутренняя секреция и т. д., а также другие нервные движения или автоматические движения мысли; эта область остается без контроля со стороны сознательной мыслящей части. В атмосфере же вокруг вас всегда находится немалое количество мелких сущностей, часто очень маленьких, которые обычно формируются из распадающихся остатков умерших человеческих существ: они напоминают микробов, микробов витального плана. Они обладают определенной формой и их можно увидеть, и также они обладают собственной волей. Нельзя сказать, что они всегда имеют дурные намерения, но они очень любят проказничать, то есть любят развлекаться за счет человеческих существ. Как только они видят, что кто-то вышел из тела и имеет недостаточную защиту, они бросаются в такого человека, завладевают его механическим умом и порождают всевозможные неприятности – ночные кошмары, различные физические беспокойства; вы чувствуете удушье, прокусываете или проглатываете свой язык и даже испытываете более серьезные вещи. Когда вы хотите войти в транс, получить опыт пребывания вне тела, нужно, чтобы кто-то был рядом с вами, не только для того, чтобы следить за вашим телом, но также чтобы не позволить витальным сущностям овладеть вашими нервными центрами, которые, как я уже сказала, остаются без контроля и защиты со стороны сознательного разума. Есть и еще большая опасность. Когда человек выходит из тела более менее конкретным или материальным образом, сохраняя с ним лишь тонкий, хрупкий контакт – нить света, так сказать, – эту нить контакта нужно защитить, потому что враждебные силы могут атаковать и разорвать ее; если же она разорвана, человек больше не может вернуться в тело, а это означает смерть.

Все это значит, что оккультизм – это не шутки и не игра; вы не можете заниматься им, просто чтобы развлечь себя. Это нужно делать должным образом, при соблюдении необходимых условий и с огромной осторожностью. Что абсолютно необходимо, я повторяю, – это быть совершенно бесстрашным. Если в своих снах вы вдруг встречаетесь с чем-то ужасным и пугаетесь этого, то вам не следует заниматься оккультизмом. Если же, напротив, вы можете оставаться совершенно спокойными перед угрозой самых ужасающих опасностей, они просто забавляют вас, если вы можете управлять такими ситуациями безопасно и успешно, это показывает, что у вас есть определенные способности к оккультизму, и тогда вы можете попробовать серьезно заняться им. Есть люди, которые в своих снах ведут себя как настоящие бойцы; если они встречают врага, они могут противостоять ему и не только защищаться, но и атаковать и одержать победу.

Мать

Из книги Оккультные войны НКВД и СС автора Первушин Антон Иванович

Понятия тайного общества и оккультизма Однажды меня всерьез спросили, верю ли я в существование тайных обществ. Почти не задумываясь, я ответил, что нет. Поскольку мой визави ожидал противоположного ответа, он потребовал объяснений. Чтобы не углубляться в полемику, я

Из книги Учение и ритуал высшей магии. Том 2 автора Леви Элифас

Из книги Оккультные тайны НКВД И СС автора Первушин Антон Иванович

1.1. Апокалипсис начала XX века или Истоки российского оккультизма. 1.1.1. «Что день грядущий нам готовит». Любой век заканчивается апокалипсисом.Собственно процесс замены старого новым идёт перманентно и вне зависимости от системы летоисчисления - просто круглые даты

Из книги Тайное без вымыслов автора Форчун Дион

16. ИДЕАЛЫ ОККУЛЬТИЗМА Имеется большое различие между мотивами, которыми руководствуются многие исследователи данного предмета, и идеалами, коих придерживаются те, кого их собратья по работе склонны считать настоящими лидерами оккультной мысли. Оккультизм есть нечто

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

«Утверждения оккультизма» Перевод – О. Колесников Так называется статья, которую я обнаружила в одном из лондонских изданий, новом еженедельнике «Light» («Свет»), который заявляется как «журнал, посвященный высшим интересам человечества, в этом мире и в ином». Это хороший

Из книги Учение храма. Том I автора Автор неизвестен

В поисках оккультизма Перевод – О. Колесников Получая ежедневно многочисленные письма с просьбой посоветовать лучший метод изучения оккультизма и его связи с современным спиритуализмом, но не имея достаточно времени, чтобы ответить на все эти запросы, предлагаю

Из книги Советский оккультизм. Тайны НКВД и КГБ автора Бубличенко Михаил Михайлович

НЕКОТОРЫЕ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИЧИН НЕУДАЧ В ОБЛАСТИ ОККУЛЬТИЗМА ОТ УЧИТЕЛЯ К. X.Бесспорно, Мы потерпели неудачу в том, что касается успешного создания большого общества в том виде, как оно было задумано Посвященными Белой Ложи, когда Они послали Своего представителя в западный

Из книги Учение и ритуал трансцендентальной магии автора Леви Элифас

Центральные фигуры русского оккультизма Е. И. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 г. в Екатеринославе. О своих детских годах сама Блаватская вспоминает: «баловство и проказы, с одной стороны, наказания и ожесточение, с другой. Бесконечные болезни

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

Глава 10. КЛЮЧ ОККУЛЬТИЗМА Позвольте нам теперь вернуться к пантаклям, так как именно в них содержится вся магическая сила. Каждый маг может и должен иметь свой собственный пантакль, так как пантакль - это зашифрованная мысль.Пантакль, будучи полным и совершенным

Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

[Теоретические основы оккультизма] Но даже эти научные факты никогда не давали обществу экспериментаторов никакого доказательства того, что природа сознательно предпочитает, чтобы материя была более неразрушимой в органических, а не в неорганических формах, и что она

Из книги Основные оккультные законы и понятия автора Данина Татьяна

[Распространение оккультизма и эзотерики в США с появлением теософского учения] Поройтесь, если хотите, в спиритуалистической литературе до 1877 г. Поищите и найдите, если сможете, хоть одно слово об оккультной философии или эзотеризме или какой-нибудь элемент, которым

Из книги Другая Америка. Запад в свете духовной науки автора Штегман Карл

Теоретические основы оккультизма «Но даже эти научные факты никогда не давали обществу экспериментаторов никакого доказательства того, что природа сознательно предпочитает, чтобы материя была более неразрушимой в органических, а не в неорганических формах, и что она

Из книги Тайны оккультизма. Из работ Шри Ауробиндо и Матери автора Ауробиндо Шри

01. Основные «действующие лица оккультизма» Оккультизм (от лат. оccultus – тайный, сокровенный) – это общее наименование для учений, раскрывающих перед умеющими понимать их тайный смысл всю подноготную нашего мира. В отличие от обычной человеческой науки, которая

Из книги автора

14. У ИСТОКОВ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО ОККУЛЬТИЗМА На Западе будет развиваться механический или механистический оккультизм. Благодаря новым способностям определенные социальные формы, составляющие основу нынешнего индустриализма получат другую техническую базу. (Р. Штайнер

Из книги автора

2. ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ «ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОККУЛЬТИЗМА» Вернемся еще раз к «гигиеническому оккультизму», потому что для оздоровления нашей культуры развитие духовно-целительных сил имеет решающее значение. Мы видели, что эти способности могут развиваться на основе

Из книги автора

Цель и процесс оккультизма Но если ему предстоит осуществиться в полной мере, нужно открыть подлинное основание, подлинную цель и направление, необходимые ограничения и предосторожности этой линии поиска; ее наиболее важной целью должно быть открытие тайных истин и сил

Издревле эзотерика (от др.-греч. ἐσωτερικός - внутренний) и оккультизм (от лат. occultus - скрытый, тайный), а точнее совокупность уникальных учений и традиций, особых способов восприятия и описания объективной реальности, привлекали умы ищущие, беспокойные, алчущие знаний и прозрения. Эзотерика со своим , и оккультные науки, доступные лишь посвященным – магия, алхимия, астрология, теософия, теургия, шаманизм, гностицизм, масонство, экстрасенсорика, каббала, предсказательные техники – все эти дисциплины вызывают интерес и стремление к обучению людей с особыми способностями.

Обучение эзотерике – тайное содержание и сакральный смысл магии

Независимо от того, как долго вы занимаетесь магией или другими науками эзотерики, вам пригодятся советы по эффективной магической защите от астральных и энергетических нападений, а также методики выставления сильных щитов для обороны от обратного удара. Высокой степенью мастерства являются энергетические нападения без практики выхода в астрал. Эзотерика как совокупность практических наук позволяет адепту уже в ходе обучения создавать эфирные сущности. Создав астральный образ своего врага – лярву, и наслав его на нужного человека, вы истощите своего оппонента энергетически, лишите его жизненных сил и желания сопротивляться вам.

Уникальные старинные оккультные учения и традиции представляются нам в разном свете. Мы можем рассматривать эзотерику и оккультизм с разных точек зрения, выделив при этом менее и более опасные виды колдовства. По праву самым мрачным и одним из самых древних видов магии является некромантия. Это овеяно самыми страшными легендами, и леденящими кровь мифами. Существуют различные вариации и оттенки оккультизма, но только магия смерти позволяет колдуну распространить свою власть за пределы мира живых и за границы тонких миров, населенных духами. Некромант способен проникать за линию смерти.

Некромант, для кого магия смерти – это часть эзотерики, имеет свои недостатки.

К примеру, он практически не обладает энергетическим полем, аура некроманта мала и слаба. Некромант не способен выходить в оккультные миры без проводника. Лишь мир астрала открывает ему свои врата, но другие тонкие миры для него фактически закрыты.

В магических войнах некроманты очень опасны. И более всего т.н. прирожденные. Эти маги наиболее непредсказуемы, коварны, настоящие злоумышленники, и они требуют пристального наблюдения и серьезного эзотерического обучения. Маг смерти несет в себе энергетику холода, загнивания, разложения, и, даже не желая того, может вредить окружающим. Его способности позволяют ему, и гасить в сердцах живых пламя жизни, и отсрочивать смерть.

Магия как составляющая часть эзотерики – кто ты такой на самом деле

Уверен, что время от времени вы предаетесь размышлениям о том, кто вы такой в действительности, своей ли жизнью вы живете, или проводите дни впустую, на что вы способны и что должны сделать? Какие возможности вы скрываете сами от себя? Процесс внутреннего познания активируется, когда вы начинаете наблюдать за своими мыслями, анализировать собственные намерения и поступки. Это – начало внутренней работы, и это дает основание полагать, что вы можете начать свой путь в магии, либо в иной дисциплине эзотерики.

В процессе изучения оккультизма и магии вам понадобятся разные инструменты, в том числе ум и логика. Изучение магии – занятие для умных людей, для тех, кто , анализировать, не верить на слово, и подвергать сомнению любые факты. Однако одна лишь умственная деятельность не сделает из вас мага. Работайте над своим сознанием, своей высшей природой.

Оккультизм как Наука о жизненных силах дает ключ к искусству правильного жития в согласии с Божественным и Природным планами эволюции. Пишущий искренне надеется, что данные Уроки смогут практически помочь всем, кто прочтет их.

Чтобы усилить, по возможности, важные моменты мантрамическим эффектом, некоторые слова и предложения намеренно выделены, что позволит более ярко запечатлеть их в уме читателя.

Сокровенные истины никогда не постигаются привычным образом мышления. Смело сойдя с хорошо проторенных путей общепринятых верований, искренне устремленный изучающий должен прокладывать новые тропы в чудесной стране (Wonderland) Мировой Природы, духовной и материальной, всегда связывая каждую вновь открытую истину с Единством Всего в Одном и Одного во Всем.

Уильям Доуэр (1866-1937)

Тот, кто хочет познать происхождение и судьбу вещей; смочь измерить в сознании своем бесконечно великое бесконечно малым и бесконечно малое бесконечно великим; познать основные законы духовной и материальной свя и своего «я» с Космическим Целым и всеми другими я и составляющими (parts), минеральными, растительными, животными, человеческими и надчеловеческими (superhuman); познать Закон своей взаимозависимости со всей жизнью — тот есть взыскующий Оккультного Знания, и всем таковым предназначены эти уроки.

Глава I. Смысл оккультизма

Беспредельное, отраженное в предельном — Материя есть материализованный или кристаллизованный Дух — Изначальная Вечная Субстанция — Существует лишь одна Сила — Атомные и молекулярные тела — Оккультные силы в металлах — Планы у металлов, соответствующие физическому, астральному и духовному телам человека — Состав атомов: Электричество, Свет или Бог — Космос построен Числом — Бог—внутри атомов — Наше единство в Предельном — Научное основание Братства Людей

Под Оккультизмом подразумевается знание более тонких сил Природы, в целом не воспринимаемых Пятью внешними Чувствами человека. Однако не существует четкой границы между внутренними, более тонкими силами, и внешними, более грубыми — так же как и между внешними материальными чувствами и внутренними духовными. Одно постепенно переходит в другое.

Внешние материальные силы проявляются, когда для этого созданы внешние условия. Внутренние духовные силы проявляются, когда на внутренних планах созданы условия внутренние, астральные или духовные. Внешнее, однако, зависит от внутреннего, так как Материальная Вселенная зависит от Духовной Вселенной. Внешнее есть отражение внутреннего.

Парообразование, Электричество, Магнетизм, Химизм, Гравитация, Свет и Звук есть внешние, воспринимаемые силы, основанные на внутренних причинах.

Мысль, Воля, Желание, Любовь, Животный (Vital) Магнетизм и т.д. — есть оккультные силы, не воспринимаемые пятью чувствами иначе, как через их следствия. То, что относится к человеку, относится и ко Вселенной в целом. Беспредельное <зеркально> отражено в Конечном, Предельном.

То, что мы называем материей, есть материализованная или кристаллизованная духовная субстанция — то есть единая изначальная (primordial) вечная субстанция более низкого вибрационного уровня. Также существует лишь одна Сила. Более высокие дифференциации этой единой силы есть более тонкие оккультные силы жизни, просто имеющие высокий вибрационный уровень духовной субстанции. Внешние силы есть более низкие вибрационные уровни той же самой субстанции. Не существует такой вещи, как вибрация сама по себе. Вибрировать должно что-то .

Атомные и Молекулярные Тела

Присущие грубой материи оккультные силы и потенции открываются, когда созданы надлежащие условия. Эти энергии могут проявиться на том или ином плане. Золото, серебро, свинец, железо — материальные субстанции, в вещественном виде не имеющие никаких оккультных свойств. Но как только мы углубимся и раскроем душу этих металлов, мы обнаружим и познаем присущие им оккультные, более тонкие силы. В веществе они соответствуют Физическому Телу. Молекулярной природой они соответствуют Астральному Телу. Своей АТОМНОЙ ПРИРОДОЙ — Духовному Телу. При нашем приближении к атомной природе материи, от наинизшей Неорганической к наивысшей Органической, высвобождаются все более и более удивительные силы. В пределе (ultimate) органическое и неорганическое едины. Атомы того и другого состоят из чистого ЭЛЕКТРИЧЕСТВА, или СВЕТА, или БОГА, называйте это как хотите. Наука называет частицы, составляющие эту Божественную (Deific) субстанцию, Электронами. Определенное число сгруппированных Электронов образует элементала — оккультную основу такого металла, как золото; другое число — серебра, железа, кислорода, водорода и т.д. Космос построен Числом , делящим Время совершенной Мерой. Это Песня Жизни и Бытия.

Что вверху, то и внизу; что внутри, то и снаружи; что в начале, то и в конце.

Бог — Внутри Атомов

Человеческое тело как масса клеток не проявляет никаких оккультных свойств. Это просто органическая материя. Но клетки делают человека чем-то большим, нежели камни, не имеющие клеточного строения. Клетки — это жизни... В клетках находятся молекулы. Это низший астральный человек. В молекулах — атомы. Это духовный человек. Внутри атомов — Бог-Свет — the ultimate. В Предельном (the Ultimate) мы едины со всеми созданиями — минералами, растениями, людьми или Богами. Существует лишь один единый Бог, лишь одна единая Жизнь, лишь одно Предельное, и мы есть ТО.

ТО вмещает всякий Звук, Число, Цвет и Форму — Вечные и Беспредельные. Творение есть выражение этих Сил в бесконечном разнообразии, сочетаниях, качествах и формах, от слабого отблеска свечи до палящих солнц, от инфузории до Бога.

Цель этого урока — показать, что основа материи и духа и всей жизни фундаментальна и едина и коренится в единой жизни, сколь бы ни были различны их многочисленные проявления во времени и пространстве. Посредством аналогий этот урок также раскрывает оккультное и научное основание Братства Людей и всех созданий как одного в Вечном Отцовстве-Материнстве-Братстве Бога.

Следующий урок будет касаться оккультизма Физического Тела.

Глава II. Клеточный человек

Каждая клетка есть существо — Физическое тело есть Бог клетки — Разница между амебой и человеком — Функции клеток — Описание клетки — Здоровье и болезнь зависят от клеток — Ego клетки

Клеточный человек

Физическое Тело есть Клеточный Человек. Каждая из разновидностей материи, составляющей тело, от костного мозга до кости, от сухожилия до мышцы, от жира до крови и нервной ткани, состоит из миллиардов микроскопических клеток. Каждая клетка есть существо, проходящее свой жизненный цикл от рождения до смерти и обладающее сознанием и памятью, а также функцией — своей жизненной работой. Коллективное сознание всех клеток тела является сознанием физического человека, делающим его способным выполнять все свои разнообразные функции. Другими словами, можно сказать, что физическое тело в целом по отношению к каждой из клеток является тем же, чем Бог по отношению к человеку. В физическом теле каждая из клеток живет, двигается и имеет свое бытие. Во вселенском Человеке-Боге мы живем, двигаемся и имеем свое Бытие. Полное отождествление сознания с Превосходящим Бытием возможно, когда каждой Единицей установлена полная взаимосвязь (correlation) с внутренним светом — жизнью всех Единиц. Тогда она становится Всем.

Что такое клетка? От грязной лужи до человека простирается история эволюции клетки, и у нас есть гистологическое доказательство в виде живых образцов всех пройденных стадий. Зачерпните пригоршню грязной воды из ближайшей лужи — внимательно наблюдая, мы вскоре выделим среди других маленький беспорядочно крутящийся объект и, приглядевшись, заметим, что его форма с течением времени изменяется. Он почти прозрачен, но в нем ясно просматривается ограничивающая мембрана, или внешняя клеточная стенка, и внутреннее ядро. Этот объект — амеба, одноклеточное существо. В чем разница между ней и физическим человеком? Амеба состоит из одной клетки; физический человек — из миллиардов клеток.

Функция клеток

Физический человек имеет миллионы мышечных и костных клеток, назначение которых — помогать ему передвигаться с места на место. У него также имеются миллионы других видов клеток, назначение которых — переваривание для него пищи; миллионы, обеспечивающих циркуляцию жидкостей в его теле; миллионы — получающих и передающих нервные силы; миллионы других — продолжающих его род; еще миллионы, посредством которых он мыслит. У амебы для всего этого есть лишь одна клетка. Но она выполняет все эти функции самостоятельно, на своем низшем уровне, — одна клетка, работающая подобно бесчисленным множествам действующих совместно. Ибо амеба имеет нервную, мышечную, пищеварительную, секреторную, выделительную системы, а также кровообращения и воспроизведения — но все они совмещены в одной клетке . Это подобно тому, как если бы все функции тела, обеспечиваемые многими специализированными клетками, выполнялись любой из них.

Описание Клетки

Клетку можно определить как микроскопическую массу материи, называемой Протоплазмом, заключающую в себе еще меньшую массу материи, называемую Ядром. Наглядный пример строения клетки — яйцо. Скорлупа является внешней ограничивающей мембраной; яичный белок — протоплазмом; желток — ядром. Таким же образом каждая микроскопическая клетка состоит из внешней ограничивающей мембраны, жидкого содержимого протоплазма и ядра. В некоторых низших формах жизни ядро может отсутствовать. У высокоразвитых нервных клеток внутри ядра находится еще ядрышко. Протоплазм — очень сложное тело, состоящее главным образом из белкового вещества. Часто в протоплазме присутствуют гранулы; также маленькие полости — вакуоли — наполненные жидкостью, появляющиеся, исчезающие и изменяющие свое положение с течением времени.

Здоровье или болезнь зависят от клеток

Ядро является центром созидательной (formative) деятельности клетки. Оно — проводник (vehicle) Ego клетки. Сама клетка есть место Питания и Отправления <функций>. Таким образом, термины «здоровье» и «болезнь» относятся не к телу как целому, но к клеткам, из которых оно состоит.

Физическое Тело соответствует Духовному Телу. Чтобы познать физическое тело, мы должны познать природу клеток. Последующие уроки покажут, каким образом Единство, Сотрудничество и Братство зависят от мельчайших единиц, собранных воедино как клетки, чтобы образовать орган, или как планеты — чтобы образовать солнечную систему, прежде чем Небесная или Земная эволюция станет возможной. Это не мелочи.

Следующий урок частично покажет оккультное соответствие и Семиричную Структуру Клетки.

Глава III. Семиричные соответствия клеток

Семь принципов яйца-клетки — Структура клетки — Хлорофилл, ментальный центр растений —Центр желания в клетках — Эфирные пространства в клетках — Все из единой Божественной Клетки — Наша Духовная основа—в Христе—Центральном Солнце — Излучающий Центр, Христос — В Излучающем Центре—вся жизнь вообще — Все в одном и одно во Всем

Клетка является маленьким Космосом в себе и должна подчиняться законам всемирного соответствия и таким образом иметь в своей структуре Семь планов бытия. Установим это соответствие и Семиричное разделение Клетки.

Начиная снаружи:

1. Клеточная Стенка соответствует Физическому Телу;

2. Внутреннее содержимое клетки — низшему Астральному Телу;

3. Протоплазм — Жизненному Принципу, Пране;

4. Гранулы в этом протоплазме — Кама Манасу, Низшему Уму;

5. Полости в этом Протоплазме — Кама Рупе, Низшим Желаниям;

6. Ядро — Высшему Манасу, или Разуму (Mind);

7. Ядрышко — Буддхическому принципу. Излучающий Центр в ядрышке — Центросома — точка контакта для Атмы, которая, однако, не есть принцип, поскольку в Атме заключено все.

Пояснить это можно приложением этих соответствий к видимой клетке, с которой мы все хорошо знакомы.

Яйцо — это отдельная клетка. Соответственно:

1. Внешняя скорлупа

2. Внутренний слой на этой скорлупе

3. Яичный белок

4. Гранулы в этом белке

5. Полости в нем (если пристально рассмотреть)

7. Внутри желтка — микроскопический Зародышевый Пузырек. Внутри него — Зародышевое Пятно.

Большинство упомянутых принципов очевидны. Немногие нуждаются в объяснении. Внутреннее содержимое клетки соответствует низшему жизненному (vital) acтральному телу. Оно является уплотнением жизненного принципа, протоплазмой, и химически представляет ту же материю, но оно принимает форму , которую задает внешней мембране. У яйца известковое вещество откладывается на внешней стороне этой внутренней мембраны. Внутреннее содержимое или мембрана, однако, образуется первой.

Рис.1. Схема структуры клетки. 1. клеточная стенка 2. внутреннее содержимое 3. содержимое протоплазма 4. гранулы, распределенные по протоплазму 5. полости или вакуоли в протоплазме 6. ядро 7. внутри ядра — ядрышко, содержащее излучающий центр, точку контакта с Атмой

Хлорофилл, Ментальный Центр Растений

Гранулы, соответствуя низшему уму (mentality), являются центрами огромной активности, которая может быть прогрессивной или регрессивной . Регрессивные изменения в этих гранулах делают клетку аномальной и болезненной. Прогрессивные изменения поддерживают естественное функционирование клетки, способствуя как ее росту, так и росту и развитию организма, частью которого она является. Например, гранулы растительных клеток содержат хлорофилл, зеленое вещество всех растений, и именно он в присутствии солнечного света разлагает углекислый газ, которым растение дышит через листья (легкие), а выделившийся из него углерод связывает как часть древесной структуры растения — и таким образом строит его. Соответствие работе низшего разума ясно. Низший разум добывает и присваивает нужное ему, и отторгает ненужное. Он всегда ищет возможность строить себя. То же самое касается и гранул животных клеток. Низший разум, гранула клетки, например, печени, берет из крови необходимое ей и выводит все остальное; функционируя нормально, она строит себя и свой орган.

Центр Желаний в клетках

Прозрачные полости — вакуоли — в протоплазме клетки соответствуют Кама Рупе, принципу Низших Желаний. Эти полости могут быть пустыми или содержать жидкость. Эфирная или магнетическая желание-жизнь клеток действует через эти полости, приводя клетку в действие через переданную ей энергию желания. Эти клеточные полости соответствуют желудочкам мозга и центральному каналу позвоночника, через которые эфирный, астральный человек получает и передает импульсы. Эти полости или желудочки имеют отношение к тайне внутреннего дыхания.

Некоторые могут отрицать эти значительные функции гранул и вакуолей, низшего разума и проводника желаний клетки; но это так, и биологи покажут это в недалеком будущем. Сказанное здесь основано на четких законах соответствия, подтверждаемых внутренним знанием.

Вселенная, со всеми ее мирами и созданиями, есть организм, и произошла (emanated), дифференцировалась из единой изначальной клетки точно так же, как цыпленок происходит-дифференцируется из одной изначальной клетки — яйца. В случае цыпленка мы имеем эту одну клетку, дифференцирующуюся на множество клеток, образующих различные органы и ткани, вплоть до многоклеточного животного. То же с рождением человека — все наши разнообразные клетки, образующие органы, произведены делением одной клетки — (оплодотворенной) яйцеклетки женщины. Как с человеком, так и с Божественным, как с клеткой, так и с космосом. Все происходит из Единого и к Единому все должно возвратиться. Наша фундаментальная духовная основа — в Центральном Солнце, Христе — который есть излучающая Точка, воздействующая на (contacting) Ядрышко и дающая жизнь, энергию и созидательную цель всем различным составным частям. Отсеките этот Излучающий Центр, и яйцо, клетка, человек, космос исчезнут. В Излучающей Точке все существа живут воедино (in common). В этой точке или на этом плане мы все одной крови (жизни), как говорил Апостол Павел, и в этом мы находим оккультное обоснование закона Всемирного Братства — ВСЕ В ОДНОМ (One) И ОДНО ВО ВСЕМ.

Глава IV. Видимый и невидимый человек

Материя и Дух—противоположные полюса Мировой Субстанции — Тело Небесного Человека — Качества, используемые в построении души — Единство духа и материи и их исчезновение как таковых при единении — Радий и Высший Ум — Альфа-, Бета- и Гамма-лучи Радия

В двух предыдущих уроках мы имели дело преимущественно с Физическим Человеком и Физической Вселенной. И неспроста. Нам не понять дух без понимания материи. Нам не понять материю без понимания духа. Одно есть совершенное отражение и соответствие другому. Материя и дух — противоположные полюса одной и той же Мировой Субстанции. Каждая электрическая батарея имеет два полюса. Мы не сможем понять природу этой батареи, изучая один из ее полюсов и отказываясь признать другой. Некоторые учителя, не имеющие синтетического сознания, наставляют своих учеников игнорировать материю и изучать только дух. Другие призывают игнорировать дух и изучать материю. Следствие этого — отсутствие душевного равновесия в таких учениях, и изучающие их, взбивая ментальный воздух либо одним крылом материи, либо одним крылом духа, всего лишь бесконечно движутся по ограниченному кругу и попадают — в никуда.

Мы должны познать себя как физические существа. Мы должны познать себя как существа духовные . Иногда мы должны пребывать в физическом теле и быть СОЗНАТЕЛЬНЫМИ на семи планах от низшего до наивысшего. Иначе невозможно Учительство (Mastery). Отсюда — важность физического. Всемирные законы Соответствия уявят нам дух — в той мере, в какой мы понимаем законы материи. Те же законы Соответствия являют материю духовному человеку — в той мере, в какой он понимает законы своего царства. Видимая Вселенная есть Тело Небесного Человека. Земной человек есть этот Небесный Вселенский Человек в миниатюре, подобно тому как капля воды из океана есть точная копия океана со всеми его элементами. Видимый Небесный Человек есть материальный полюс невидимого Духовного Божественного Человека, называемого в его всеобщности Богом. Соответственно, материальное тело человека есть внешнее физическое соответствие (counterpart) силам и качествам, которые являются реальными субстанциями, составляющими Душевного Человека. Ибо Вера, Надежда, Милосердие, Симпатия, Сострадание, Справедливость и т.п. есть на самом деле духовные качества материи, из которых построена душа, подобно тому как водород, кислород, железо, калий, натрий, кальций и т.п. составляют человеческое тело.

Полярность Материи и Духа

Когда Всемирная Изначальная Субстанция проявляет полярность, она дифференцируется на материю и дух. Когда капля воды поляризуется, она разделяется на водород и кислород. Великая сила сродства вовлекает водород и кислород в химическое соединение и образует воду. Соответственно, Дух и Материя выделяют колоссальную энергию в поисках воссоединения. Это великое мировое ЖЕЛАНИЕ к Единению порождает на всех планах непрекращающиеся силы притяжения и отталкивания, являясь подлинной причиной всякого движения, и проявления жизни, и движения в космосе. Как Водород и Кислород исчезают как таковые в капле воды, так Дух и Материя исчезают как таковые, будучи Объединены одно в другом. Беспредельный баланс достигается в вечном Единстве. Все воссоединено в Едином.

Радий и Высший Разум

Физические тела расы находятся в процессе трансмутации. Божественный Свет материализован в менее благородных металлах тела, и они должны быть возвышены и возвращены к духовному выражению. Это можно хорошо проиллюстрировать на примере радия. Этот удивительный элемент известен тем, что превращается в различные элементы; ученые предполагают, что свинец является последней ступенью его распада (de-gradation) или материализованным выражением на этом плане. Здесь мы имеем пример понижения вибрации более высоких качеств и сил до тех пор, пока не будет достигнуто плотное материальное состояние.

Рис. 2. Разделение лучей радия магнитным полем

В оккультном соответствии, свинец соотносится с низшим личным разумом (mind). Если свинец есть наинизшее материализованное выражение радия, тогда радий есть высший полюс свинца и, следовательно, должен быть разновидностью субстанции, из которой состоит Высший Ум (Mentality), — можно сказать, Самим Высшим Разумом — вероятно, таким образом объясняя, откуда исходит свет Высшего Разума. Аналогия между Радием и Высшим Разумом ясна. Оба являются неисчерпаемыми источниками излучения и освещения, и должны черпать энергию непосредственно из Мирового Разума. Этот же закон приложим ко всем другим элементам и металлам, из которых состоит физическое тело. Все они имеют свои высшие соответствия, и на этом высшем плане являются Качествами, Силами и Цветами (colors) — Душой, Светом или Духом материализованного аспекта. На рис.2 показаны три различные луча, называемые Альфа-, Бета- и Гамма-лучами, которые эманируют из Радия. Каждый луч обладает различными свойствами. Диаграмма показывает траектории частиц этих различных лучей в результате воздействия магнита.

Альфа-лучи отклоняются от магнита. Бета-лучи притягиваются к магниту. Гамма-лучи вообще не отклоняются под воздействием магнита.

Радий помещен на дно отверстия в тяжелом свинцовом бруске. Будучи достаточной толщины, свинец не пропускает никакие лучи.

Альфа-лучи состоят из частиц электрической материи, невероятно маленьких и перемещающихся со скоростью в тысячи километров в секунду. Они положительно заряжены.

Бета-лучи состоят из еще меньших частиц материи, в 1/1000 размера атома водорода, и передвигаются со скоростью около 40 000 километров в секунду, неся отрицательный электрический заряд. Гамма-лучи не отклоняются магнитом, а перемещаются по прямым линиям, расходящимся из точки их излучения. У них высокая проникающая способность, большая, чем у предыдущих.

Гамма-лучи не состоят из материальных частиц, но имеют ту же природу, что и Х-лучи, и поэтому предполагаются формой движения. Их скорость равна скорости света — 300 000 километров в секунду. Почти невероятная скорость этих лучей показывает, что Радий — субстанция, принадлежащая к внутреннему и высшему состоянию сознания. Наконец должна быть достигнута точка, где скорость движения и частота вибраций в конце концов превзойдут пространство и время и подойдут к абсолютному движению и покою в Беспредельном Божественном Сознании. Изучающий может упражнять интуицию в поисках дальнейших аналогий между Радием, Высшим Разумом и Духовным Я.

Существует лишь одна Сила, один Элемент, из которых все происходит и к которым все должно возвратиться. Поняв этот великий закон, мы узнаем источник и судьбу людей и вещей, основополагающее Единство всех вещей в их сущности . И это Единство дает научное обоснование Всемирного Братства всего Творения.

Глава V. Природа души

Истинное Я Всего — Цвет—душа металлов — Свет в атомах — Внешняя форма и внутренний свет — Свечение души — Учитель Света — Сознательное бессмертие присуще структуре души — Свет—строительный материал

Изучение оккультизма есть поиск скрытых причин, которые движут действием в сердцах людей, миров и вещей. Эти сокровеннейшие причины внутри причин есть движущая сила, приводящая Великое Колесо Бытия и He-Бытия в постоянное вращение. Подходя к познанию истинного «я» чего-либо, травинки, камня на обочине, куска металла, истинного «я» или сущности (essence) внутри сокровеннейшего «внутри» животного, человека или бога, мы познаем Реальное Я Всего — или Божество. В Бесконечно Великом мы воспринимаем Бесконечно Малое. В мельчайшем атоме отражено Бесконечно Великое. В этих уроках сделана попытка раскрыть неведомое посредством известного, невидимое посредством видимого по Закону Откровения через соответствия, изначально присущие сознанию. Твердо стоя ногами — пониманием — на земле, мы продолжаем.

Цвет — Душа Металлов

Солнце есть Излучающий Центр Света и Жизни, так как его субстанция находится в состоянии Свечения (Incandescence), подразумевающем высокий вибрационный уровень. Если мы поместим железный брусок в огонь, он вскоре нагреется. Его вибрационный уровень повысился. Если мы продолжим держать его в огне, он начнет тускло светиться, а если огонь достаточно горяч, через некоторое время брусок станет ярче, и в конце концов достигает состояния, в котором будет излучать свет. Если нагревание продолжать, железо станет гореть и высвобождать свои сущностные (essential) цвета или цвет. Эти цвета названы наукой Спектром металла. Высвобождение этого спектра цветов, души металла, означает, что он достиг очень высокого вибрационного уровня, рода движения, при котором он больше не может сохранять форму в проявлении на внешнем плане, кроме как в терминах света.

То же касается других металлов или элементов. Все в конце концов может быть сведено к свету и цвету. Сейчас известно, что на солнце присутствуют все металлы и элементы, известные на земле, но не как железо, свинец, золото, водород, кислород и т.д., а в состоянии Цвета или Света, который есть их дух. В элементах на солнце весь этот свет и жизнь и энергия действительны (actual). В тех же самых элементах, в том виде как они существуют ныне на земле, этот свет и энергия латентны, они лишь внутри атомов, неспособных излучать через плотное внешнее тело или форму металла, так как его вибрации снижены, и теперь он слишком плотен.

Внешняя форма и Внутренний Свет

Внешняя форма, как таковая , утрачивает способность достигать того высокого состояния накала, когда душа и дух могут излучать свой свет и жизнь непосредственно. Так, в случае наших человеческих тел, этот свет и энергия скрыты внутри нас , но не могут излучать до тех пор, пока вибрации внешней формы (тела) не поднимутся достаточно высоко, когда мы, таким образом поднявшись, теряем форму в ее теперешнем понимании — но мы так не делаем, поскольку эти косные плотные внешние формы милы большинству из нас. Чистое свечение души, однако, не может проникнуть сквозь плотные покровы материи, если мы не очистим, не возвысим и не поднимем их. И это объясняет разницу между Солнцем и Землей, а также другими планетами; разницу между Учителем Света и обыкновенным человеком. Учитель Света поднял свои внешние телесные принципы до точки, где истинный свет сияет внутри него самого, Свет, который есть Его Истинное Я. И именно этот Свет «освещает всякого человека в мире»; этот Свет есть «Путь, Истина и Жизнь»; этот Свет Беспредельного Духа Света, который организован штрих за штрихом, элемент за элементом, точка за точкой, качество за качеством, в построенную на Божественном плане структуру или форму души, которая таким образом становится центром СОЗНАТЕЛЬНОГО БЕССМЕРТИЯ, ибо возведена на том внутреннем плане, где Свет сам есть единственный строительный материал. И поскольку этот Свет содержит в себе все цвета и возможные оттенки цвета, он может выразить в этой организованной структуре души все возможные оттенки сил и качеств согласно плану, по которому построена Духовная Воля Внутреннего Я. Таким образом, как мы различаемся личными свойствами, также мы отличаемся свойствами души, по которым каждая душа проявит славу, присущую ей одной.

Перевод Д.В.Скопина

(Продолжение следует)

Речь выполняет определенныефункции:

Рис. 3. Функции речи

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих функций (см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах (рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

В психологии различают две формы речи:внешнюю и внутрен­нюю.

Рис. 4. Формы речи

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь включает следующие виды (см. рис. 5):

* устную (диало­гическую и монологическую) и

* письменную.

Рис. 5.Виды речи

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог (от греч.dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естест­венная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников исостоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.


Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправ­ленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участ­ники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с по­мощью специально подобранных вопросов.

Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

Последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

Грамматически правильное оформление;

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи : повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка язы­кового материала, накопление звуковых и морфологических обоб­щений, которые создают готовность к овладению письмом в школь­ном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь -это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превра­щения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подго­товка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каж­дого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представ­лений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтакси­ческих структур.

Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность -характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Речь имеет своисвойства:

Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Рис. 6. Свойства речи

Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных язы­ком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отноше­ний, использованием безличных и неопределенно-личных местоиме­ний, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагатель­ных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и граммати­ческим структурированием высказываний, многочисленной подчини­тельной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстракт­ных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциаль­ным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мыш­ления человек чаще пользуется развернутой речью.

Это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

  • содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
  • функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
  • содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-право- вой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
  • функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов.

Рис. 1.3. Функции права

Главная цель права — упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах. Право проявляет себя в следующих функциях (рис. 1.3):

  • регулятивной, обеспечивающей упорядочение общественных отношений, когда правовые нормы устанавливают права и обязанности, полномочия, закрепляют, как участники отношений могут их использовать, исполнять;
  • охранительной — нормы права предполагают меры охраны, защиты субъективных прав от нарушений, закрепляют способы, с помощью которых можно заставить лицо исполнить обязанность, понести ответственность в случае нарушения нормы;
  • оценочной — правовые нормы дают оценку поведения с точки зрения правомерности или неправомерности;
  • функции воздействия на сознание и поведение людей — право, закрепляя стимулирующие и ограничивающие средства, тем самым формирует установки, мотивы поведения человека. Кроме того, в правовых нормах могут косвенным образом закрепляться идеологические установки, обосновывающие причины принятия данных норм, цели, которые ставились законодателем, что также влияет на сознание участников регулируемых правом отношений.

Общесоциальные функции права

Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

1. экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

3. культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);

4. воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;

5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

Специально-юридические функции права

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Предложенная классификация функций условна, так как довольно сложно однозначно разграничить правовое воздействие на различные сферы общественной жизни. Экономика тесно взаимодействуете политикой, политика с идеологией и культурой, и т. д. Кроме того, действие основных функций дополняется действием неосновных (вспомогательных). Так, регулятивная функция не может достичь целей без информационной, а охранительная — без карательной и компенсационной. Основные функции конкретизируются функциями отраслей, детализируются функциями институтов и отдельных норм права.

Реализация всех названных функций осуществляется в четырех основных формах:

  • информационной (передастся определенная информация);
  • ориснтационной (вырабатываются ценностные ориентиры);
  • регламентирующей (определяющей поведение субъектов в социально значимых ситуациях);
  • обеспечительной (предлагаемое поведение обеспечивается целым комплексом стимулов, запретов, ограничений или наказаний).

Основные функции права

— это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение.

Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).

Функции права классифицируют по различным критериям:

  • по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
  • по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;
  • по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;

в зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную.

Эти две функции считаются основными функциями права.

Регулятивная функция права

Суть этой функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Эти интересы аккумулируются и выражаются представительными (законодательными) органами, избираемыми большинством взрослого населения.

Охранительная функция права

Суть этой функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.

Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.

Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное.

Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.