Футляр произведение. Антон чехов - человек в футляре

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Замысел о создании этой серии возник у Чехова летом. Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трёх рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник» , «О любви» , не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошёл спад активности творчества , а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом .
    Над рассказом Чехов работал в мае - июне 1898 года в Мелихове . В начале июня года рассказ готовился к печати, а 15 июня года рукопись была отправлена в журнал.
    Чехов писал об этом рассказе в записных книжках :

    «Человек в футляре: всё у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашёл свой идеал»

    А. П. Чехов

    Прототип

    Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф. Дьяконовым ничего общего нет и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя» .

    Ю. Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист M. О. Меньшиков . Чехов в одном из своих дневников писал о нём:

    «М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца »

    Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее . Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове :

    «Он, то есть Иван, немножко поседел и по-прежнему покупает всё очень дёшево и выгодно и даже в хорошую погоду берёт с собой зонтик» .

    Из всех этих фактов, можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным .
    Теперь выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке, означающее одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр».

    Персонажи

    • Иван Иваныч Чимша-Гималайский - ветеринарный врач , дворянин . Высокий худой старик с длинными усами.
    • Буркин - учитель гимназии и товарищ И. И. Чимши-Гималайского. Рассказывает историю про Беликова.

    Герои рассказа Буркина:

    • Беликов - учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии. Любимая его фраза: «Как бы чего не вышло»
    • Повар Афанасий - старик 60 лет. Нетрезвый и полоумный слуга Беликова.
    • Михаил Саввич Коваленко - учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.
    • Варенька - возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко. Высокая, стройная, чернобровая, краснощёкая девушка.

    Сюжет

    Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашёл на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

    Беликов и был «Человеком в футляре». Он даже в самую тёплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком. И у зонтика его был футляр , и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле, он постоянно прятал его за воротником. У этого человека было непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от реальности. Даже самое малое нарушение или отклонение от правил заставляли его волноваться. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьём он давил на всех и все ему уступали. Все его боялись. Была у Беликова странная привычка - ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал. Так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».

    Как-то в гимназию назначили нового учителя истории и географии, а приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Она очаровала всех на именинах у директора, даже Беликова. И тогда все решили их поженить. Варенька была не прочь выйти замуж. Но Беликов сомневался, он постоянно говорил о Вареньке, о семейной жизни и о том, что брак - это шаг серьёзный.

    Брат Вареньки возненавидел Беликова с первого дня их знакомства. Он даже название Беликову дал «глитай абож паук» .

    Критика смущало соединение комедийного карикатурного персонажа и серьёзности взгляда Чехова, серьёзности фона.

    «В зазоре между Беликовым из рассказа Буркина и Беликовым из рассказа Чехова - Пустота. Пустота - одно из имён Человека в футляре, его тайна, его загадка. Гипертрофированно-унылое социально-культурное при немощи естественного, гротескное тело политического, его злая пародия, вдруг превратившийся в шпиона шут с важным донесением. Если следовать логике мифа, сообщение Беликова должно быть действительно важным»

    А. Л. Бокшицкий

    Влияние образа

    Современные психологи рассматривают образ Беликова как пример описания тревожного расстройства .

    Памятник героям рассказа установлен в Южно-Сахалинске, в сквере у Сахалинского международного театрального центра в 2013 году.

    Экранизация

    • «Человек в футляре» - художественный фильм, 1939 год .
    • «Человек в футляре» - мультипликационный фильм,

    / / / «Человек в футляре»

    Эта необычная история была рассказана учителем гимназии Буркиным, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу после охоты в доме старосты села Мироносицкое. Речь шла про некого Беликова, который преподавал греческий язык и был коллегой Буркина.

    Со слов Буркина, Беликов предстает перед Иваном Ивановичем человеком странным, осторожным и предусмотрительным. Даже в солнечный день, он всегда был в галошах, с зонтиком под мышкой. Кроме того, Беликов обязательно был в теплом пальто, ведь очень боялся заболеть, и черных очках. Все вещи учителя были сложены в футляры. Когда Беликов был дома, то закрывал двери на все замки. В общем, он пытался спрятаться от окружающих и создал для себя некий «футляр». Беликов признавал только запрещающие циркуляры, любое их не выполнение становилось причиной его раздражительности. Такая правильность, «футлярность» чувствовалась не только учениками и учителями гимназиями, но и всем местным населением. И вот в один из дней, с этим «человеком в футляре» случилась забавная история, Беликов почти женился.

    Было это тогда, когда в гимназию приехал новый учитель истории и географии Михаил Коваленко со своей сестрой Варюшей. Варя была очень весела, жива, красива, она любила петь и танцевать. Все кто знакомился с Варенькой, сразу были очарованы ею. Под эти женские чары попал и Беликов. Заметив это, учителя гимназии решили, что нужно их женить. И может быть тогда, Беликов выбросит свои футляры и станет обычным человеком. Они начали подталкивать Беликова к женитьбе, рассказывая ему как это хорошо. Даже Варя начала оказывать ему знаки внимания. Идя с ним на прогулку, она тоже одевала галоши, и брала зонтик.

    И вот, когда Беликов был готов сделать Варе предложение, случилось непоправимое. Кто-то изобразил их с Варенькой, гуляющих с зонтиков, в шутливой форме. Этот рисунок увидели все учителя. Данное событие очень возмутило Беликова, и он снова укрылся в своем «футляре».

    Через пару дней снова произошел вопиющий, по мнению Беликова, случай. Он заметил, как Варенька вместе с Коваленко ехала на велосипеде. Беликов считал, что девушка на велосипеде это признак дурного тона. Свое недовольство данным событием он хотел лично высказать Варе. Придя домой к Коваленкам, Варюши дома не оказалось, а ее брат, испытывая к Беликову не очень приятные чувства, просто спустил его с лестницы.

    Увидев эту картину, Варя громка рассмеялась. Беликов был настолько расстроен этим событием, что закрылся у себя дома и умер через месяц.

    Когда Беликова положили в гроб, его лицо излучало счастье, словно наконец-то он нашел свой футляр, который защитит его от внешних глаз.

    Этими словами Буркин завершает свой рассказ. Немного помолчав, Иван Иванович спросил: «Все что нас окружает: тесные города, однообразие жизни – это ли ни футляр?».

    1. Беликов - учитель, преподающий греческий язык. Постоянно старался прятаться от проблем, думал о последствиях. Он предпочитал жить в крохотном мире, который не будет приносить неприятностей.
    2. Варенька - девушка, которая хотела замуж за Беликова. Тридцать лет, приятные черты лица. Но она могла либо безудержно рыдать, либо веселиться. Промежуточных эмоций у девушки не было. Сестра Михаила.
    3. Михаил Коваленко - преподавал в гимназии географию и историю. Не любил Беликова.

    Другие герои

    1. Буркин - один из учителей гимназии. Знал Беликова и рассказал о его жизни.
    2. Иван Чимша Гималайский - друг Буркина, ветеринар, дворянин. Слушал историю жизни Беликова.
    3. Повар Афанасий - слуга Беликова. Постоянно нетрезвый, немного полоумный.

    Рассказ Буркина

    Иван Чимша-Гималайский со своим другом Буркиным, остановились в сарае старосты. Они охотились всё время и решили переждать ночь тут. Разговор зашёл о людях, которые стараются жить в футляре. Буркину это напомнило историю его коллеги - Беликова. Он тоже когда-то пытался прятаться от мира. Тогда Буркин решает рассказать то, что произошло.

    Странный учитель

    Беликов преподавал греческий язык. Он был умён, но немного стран. Никогда не выходил на улицу без тёплой одежды и зонтика - всегда ждал дождь. Даже когда погода была прекрасной, и ничто не предвещало изменений, он оставался непоколебим.

    Жил этот человек только по циркулярам. Всякое изменение воспринималось недоброжелательно. Особенно Беликов любил законы, в которых что-нибудь запрещалось. Он постоянно складывал все свои вещи в футляры и был не очень приятным человеком, угнетал всю гимназию своим присутствием.

    Невеста

    Вскоре в гимназии появился новый учитель географии и истории - Михаил. У него была сестра Варенька. И все решили, что нужно Беликова женить, чтобы он перестал всех угнетать.

    Поначалу всё проходило хорошо. Варенька была не против замужества, но дело не продвигалось. Беликов постоянно твердил, что это серьёзное дело и тут торопиться не следует.

    Три неудачи

    Однако среди гимназистов распространились слухи о скорой женитьбе Беликова. Кто-то нарисовал на мужчину карикатуру и раздал её всем учителям. Это сильно впечатлило Беликова, он впервые столкнулся с реальным миром.

    Потом он увидел, как Варя с Мишей катаются на велосипедах. Подобное поведение сильно возмутило мужчину. Он считал, что ездить на таком изобретение не под стать женщинам и учителям.

    Беликов даже решил поговорить с коллегой, чтобы образумить его. Однако брат Вари сразу невзлюбил странного мужчину. Дело закончилось ссорой. Михаил сбросил Беликова с лестницы, и в этот же момент домой вернулась Варя. Её это падение позабавило.

    Беликов вернулся домой униженным. Он боялся, что о его неудаче станет известно всему городу. Больше мужчина не вставал, а через месяц умер.

    Люди в футлярах

    Когда хоронили Беликова, все заметили, что в гробу он выглядел счастливым. Ему наконец-то удалось найти футляр, из которого он никогда не выйдет.

    Буркин и Иван Иваныч думают о рассказе. Он навёл ветеринара на одну мысль: а не живут ли все люди в футлярах? Ведь человек постоянно повторяет одни и те же действия, живёт в тесноте и духоте. Разве это всё не футляр?

    «Человек в футляре» сюжет рассказа А.П. Чехова довольно интересен и необычен.

    «Человек в футляре» сюжет

    Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашел на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

    Беликов и был «Человеком в футляре». Он даже в самую теплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком. И у зонтика его был футляр, и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле, он постоянно прятал его за воротником. У этого человека было непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от реальности. Даже самое малое нарушение или отклонение от правил заставляли его волноваться. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьем он давил на всех и все ему уступали. Все его боялись. Была у Беликова странная привычка - ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал. Так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».

    Как-то в гимназию назначили нового учителя истории и географии, а приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Она очаровала всех на именинах у директора, даже Беликова. И тогда все решили их поженить. Варенька была не прочь выйти замуж. Но Беликов сомневался, он постоянно говорил о Вареньке, о семейной жизни и о том, что брак это шаг серьёзный.

    Брат Вареньки возненавидел Беликова с первого дня их знакомства. Он даже название Беликову дал «глитай абож паук».

    Однажды кто-то нарисовал карикатуру на Беликова: идёт Беликов, а под руку с ним Варенька и внизу надпись: «Влюблённый антропос». Эту карикатуру получили все учителя и чиновники. Беликов еще не отошел от случая с карикатурой, а тут выезжает Варенька на велосипеде со своим братом. Беликов цепенеет и бледнеет, ему кажется неприличным катание на велосипеде. На следующее утро он приходит к Коваленко и начинает говорить ему о том, как неприлично ездить на велосипеде. Их встреча заканчивается ссорой. Коваленко спускает Беликова с лестницы. Тут заходит Варенька и видит помятого Беликова. Она думает, что он упал с лестницы сам, и начинает хохотать. Этим смехом всё завершилось: и сватовство, и жизнь Беликова. Беликов уходит к себе домой, ложится и больше не встает. Через месяц Беликов умер. Хоронили его все, а после похорон испытывали не грусть, а облегчение. В конце рассказа приятели рассуждают о людях в футляре и ложатся спать.

    Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

    Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

    Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

    Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

    Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

    Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

    Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

    Вы прочитали краткое содержание рассказа Человек в футляре. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.