Где находится уэльс на английском. Уэльс; Wales — Топик по английскому языку

Книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» был написан в середине 19 века и сильно повлиял на общественные взгляды американцев. Сама писательница выступала против рабовладения, полагая, что это слишком унизительно и несправедливо для человека. И в своём романе она отразила эти взгляды. Книга привела к тому, что многие люди прониклись её идеей, однако большая часть общества всё же не хотела отказываться от возможности иметь рабов. Впоследствии из-за этого разгорелась гражданская война, которая привела к запрету рабства.

Главный герой книги – мужчина Том, который находится в рабстве, но он совершенно меняет представление людей о рабах. Том не глуп, он совсем не груб. А многим рабы видятся грязными неотесанными существами, которые даже не заслуживают называться людьми. Том показывает, что это не так. Он очень добрый, рассудительный, отзывчивый, достаточно умён и развит.

За всю жизнь у Тома было несколько хозяев, и все они были разными по характеру. Первый хозяин хорошо к нему относился, обучал его грамоте, но потом ему пришлось продать его из-за безденежья. С тех пор жизнь Тома изменилась, но он всегда оставался честен, верен себе и своим принципам. Ему удавалось повлиять на своих хозяев, на других рабов, давая им надежду и вдохновляя на перемены. Судьба этого человека печальна, но она показывает, насколько глубокой может быть душа человека, и что каждый достоин уважения.

Произведение относится к жанру Проза. Оно было опубликовано в 1851 году издательством Мир книги. Книга входит в серию "Книги, любимые с детства". На нашем сайте можно скачать книгу "Хижина дяди Тома" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Хорошее произведение о рабовладельческой системе южных штатов США 19го века. Описание жизни рабов-негров и их хозяев без прикрас. Есть довольно интересные сравнения рабовладенческого строя и капитализма: «Там где хозяин может продать или убить своего раба, капиталист своего работягу просто уморит голодом».

Оценка: 9

При всем уважении к американской литературе, с моей точки зрения эта книга олицетворяет позор американской истории в период рабовладельческого строя. Расизм по сравнению с этим - пушистые одуванчики на солнечном поле. Автор описывает происходивший ужас, отношение к рабам, издевательства и побои. И по сердобольному стилю написания читатель должен обливаться слезами от отсутствия гуманности и избытка ненависти. Но меня книга только угнетала. Страшно это и тяжело. Остался такой же осадок как после фильма «12 лет рабства». Теоретически это книга «для старшего детского возраста» и не исключено, что она входит в обязательную программу школьной литературы в зарубежных странах. Написана она легким языком и, конечно, желательно знать эту историю с относительно ранних лет. Не могу оценить эту книгу ни по какой шкале. И даже не смотря на то, что тема эта от меня далека, читать было интересно, и считаю, что время на чтение потрачено с большой пользой.

Оценка: нет

Сам по себе я являюсь довольно эмоциональным человеком и такая тема как рабство по идее не может вызывать равнодушие, но в моем случае по большей части это было именно так.

Автор этой книги явно хотела передать все ужасы рабства которые она могла видеть своими глазами, и знала об этом не понаслышке. Но когда она пытается описывать эмоциональные страдания основных героев являющихся рабами они часто кажутся напускными и неестественными, особенно это чувствуется в первой трети книги. Тяжело все таки передать что чувствуют рабы когда сам таким никогда не был.

Но зато намного лучше у нее получилось описать отношение белых людей к рабству и те противоречия которые возникали у них на этой почве.

Самой интересной частью этой книги было описание жизни в семье Сен-Клера, а самыми интересными персонажами Огюстэн Сен-Клер и его дочка Ева. И также одна из самых трогательных сцен связана именно с ними.

Если смотреть в целом то книга довольна неплохая учитывая годы ее написания, но все таки не лишена разного рода недостатков. Особенно меня бесила манера писательницы переводить повествование от одного героя к другому фразой типа «а теперь мы оставим нашего героя и вернемся к другому чтобы узнать как у него обстоят дела». И такое встречается практически на протяжении всей книги.

Оценка: 8

Позорная часть истории, которая была у всего мира. Тут проблема не только США, но Европы и отчасти Росийской Империи. Рабство ужасно и омерзительно в любом проявлении.

А в самой книге показано реальное положение людей, политики и просто жизненного уклада того периода. Да она жестокая и тяжёлая для восприятия. Каждый персонаж получился весьма реалистичным, сочувствие и омерзение явно находятся рядом тут. Очень хорошо, что подобное явление практически не встречается сейчас. Да мне реально хотелось некоторым личностям там пожелать всего наихудшего.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ХИЖИНА дяди Тома. Гарриет Бичер-Стоу

    ✪ Акварель на 3 минуты. Хижина дяди Тома

    ✪ Бичер Стоу Хижина дяди Тома

    Субтитры

    Всем привет! Это первый сюжет новой рубрики на моем канале. Наверняка, многие из вас любят читать. Но, к сожалению, при современном темпе жизни чтение книг становится роскошью. Потому у многих из вас элементарно нет времени, чтобы прочитать какую-нибудь книгу, которую давно хотели прочесть. В этой рубрике (я еще не решил, как ее назвать – потому буду благодарен вам за идеи) я буду пересказывать содержание прочитанных мною книг. Уверен, вас, как и меня, раздражают при чтении книг длинные описания чего-либо или кого-либо. На несколько страниц. Читаешь и думаешь: ну сколько можно, уже и так же все понятно. Но нет. Автор продолжает упорно описывать. Потому что автор получает гонорар за объем книг. Я же в своих сюжетах такого делать конечно же не буду. Я возьму на себя роль такого фильтра, чтобы каждый из вас мог ознакомиться с самим содержанием книги без лишней воды. Итак, поехали! За 15 минут вы узнаете (если до этого раньше не читали) содержание книги американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Это бестселлер 19-го века! Написала книгу Гарриет в 1852 году, когда ей был 41 год. Роман основан на реальных событиях. Он оказал огромное влияние на отношение мировой общественности к рабовладению. Считается, что книга стала одним из очагов к началу гражданской войны в США между Севером и Югом. А сама война началась через 9 лет после публикации романа. Не ищете никакой подоплеки в том, что для дебютного сюжета я выбрал «Хижину дяди Тома». Что буду читать – о том и буду рассказывать. Кстати, если досмотрите сюжет до конца, то будете знать, сколько стоил раб в 19-м веке и сможете оценить, сколько бы он стоил сегодня. Сразу скажу, что раб стоил очень дорого. Я бы себе не смог бы его купить. Действие романа происходит в начале 1850-х гг. в США. Начинается он разговором «доброго» плантатора Шелби и работорговца Гейли. Шелби хочет продать своего лучшего негра дядю Тома, чтобы расплатиться с долгами. Увидев рядышком бегающего мальчонку, Гейли выразил желание купить и его. Но паренек Гарри - сын его рабыни Элизы, к которой он и его жена очень хорошо относились. Потому он отвечает отказом, так как не хочет разлучать паренька с матерью. Но обещает подумать. Муж Элизы Джордж Гаррис – раб соседнего плантатора-деспота. Когда-то Джордж работал на фабрике, и очень хорошо себя там зарекомендовал. Но хозяину очень не нравилось, что Джордж, работая, не чувствовал себя рабом. Потому перевел его на очень тяжелую и черную работу и периодически избивал его. Двое детей Элизы и Джорджа умерли в младенчестве, потому Элиза сейчас очень привязана к своему малышу Гарри, который приглянулся работорговцу. Джордж однажды приходит к Элизе и говорит о том, что собирается бежать в Канаду. Потому что плантатор, хозяин его, вынуждает жениться на другой рабыне. Подписав купчие на Тома и мальчонку Гарри, мистер Шелби обо всем рассказывает своей жене. Элиза тайком подслушивает их разговор и решает бежать, чтобы сохранить своего сына. Она предлагает бежать еще и Тому, но Том отказывается. Он мотивирует это тем, что он всю свою жизнь помогал хозяину. И, если сейчас от его продажи зависит благосостояние хозяина, то он готов быть проданным другому владельцу. Тома продали за 1300 долларов, а паренька - за 50 долларов. Вообще тогда здоровый мужчина стоил от $1000 до $2000. А женщина от $500 до $1500. По современным меркам дорогой раб сейчас стоил бы 50 тысяч долларов. О побеге становится известно только утром. Сразу же за беглянкой организовывают погоню. Но Элиза по льдинам перебирается в штат Огайо, где рабство запрещено. Да и не сильно-то ее хотели поймать! Потому что по просьбе миссис Шелби, те рабы, которые участвовали в поисках, не должны были найти Элизу. Но, тем не менее, работорговец Гейли настигает Элизу. Но та в последний момент с ребенком на руках прыгает на льдину и перебирается на другой берег реки. Гейли благоразумно решил не прыгать на льдину, чтобы не рисковать своей жизнью. И случайно встречает двух парней: Тома Локкера и его друга Мэркса, которые зарабатывают на жизнь тем, что ищут, ловят беглых рабов. Те конечно же соглашаются помочь Гейли. Элиза попадает в дом сенатора Бэрда, который не разделяет идей работорговли. Он помогает ей скрыться у надежных людей. А тем временем Гейли увозит Тома из поместья Шелби, заковав того в кандалы. Дома Тома остаются ждать жена Хлоя и двое детей. Старший сын прежних хозяев Джордж, догнав Тома на коне, оставляет тому на память серебряный доллар и клянется, что, когда он вырастет, он не будет ни продавать, ни покупать рабов. Тем временем муж Элизы (тоже Джордж) бежит в Канаду от своего хозяина. Будучи мулатом, он, хорошо одевшись и имея негра-слугу, выдает себя за почтенного господина. Однажды он встречает в баре мистера Вилсона, на которого раньше работал на фабрике. Мистер Вилсон узнает Джорджа, но не выдает его. Более того, бывшему рабу он даже дает немного денег. Джордж знает, что Элиза с ребенком бежали куда-то на север. Но куда именно не знает. Потому, отправляясь в Канаду, он решает останавливаться в хороших гостиницах, обедать с почтенными господами. Потому что он думает, что таким образом его не заподозрят в том, что он беглый раб. Приехав в город, работорговец Гейли покупает на аукционе еще несколько рабов. При этом разлучая детей с матерями. Рабов грузят на пароход, чтобы переправить в южные штаты. Закованных в кандалы, рабов везут на нижней палубе, а на верхней едут белые. Они вольготно рассуждают о работорговле. Одни считают, что рабам на плантациях живется лучше, чем на воле. Другие говорят о том, что самое худшее в рабстве – это «надругательство над человеческими чувствами». А третьи уверены, что «сам бог велел африканцам быть рабами и довольствоваться своим положением». Во время одной из стоянок Гейли возвращается на борт с молодой негритянкой, которая нянчит десятимесячного малыша. Втайне от матери Гейли продает этого ребенка за 45 долларов. Дождавшись ночи, в отчаянии молодая мать бросается в воду… На этом же корабле путешествовал богатый и знатный джентльмен по имени Сен-Клер со своей 6-летней дочерью Евой и кузиной Офелией. Как-то Ева перегнулась через борт и упала в воду. Том спасает её. В благодарность за это отец Евы выкупает Тома у Гейли. Беглянка Элиза воссоединяется со своим мужем Джорджем, который находит её у приютивших добрых людей. Тем временем мистер Сен-Клер возвращается домой, в Новый Орлеан. Его кузина мисс Офелия – северянка. В доме брата она будет следить за хозяйством, так как жена Сен-Клера Мари слаба здоровьем стала. Сам Мари рабство одобряет. У Сен-Клера отношение прагматичное - он понимает, что рабство не искоренить, пока белым оно выгодно. Глядя на кузину Офелию, он отмечает двойственное отношение северян к неграм. Он говорит: «Вы относитесь к ним с брезгливостью и в то же время защищаете их». Тем временем Элиза и Джордж собираются бежать в Канаду. С ними едет негр Джим, который давно уже живет в Канаде, а сейчас вернулся в США для того, чтобы забрать свою престарелую матушку, с которой его когда-то давным-давно разлучили. Внезапно они узнают, что за ними организована погоня, в которой участвуют Том Локкер, двое полицейских и местные охотники за рабами. В перестрелке Джордж тяжело ранит Тома Локкера. Сообщники бросают Тома и уходят по своим делам, а беглецы подбирают раненного и организовывают за ним уход. Действие вновь переносится в дом Сен-Клеров. Там напряженно обсуждают проблемы рабства. Сен-Клер рабство осуждает, но не может противостоять ему в одиночку. Он уверен, что, негры в конце концов, сами, как и многие другие народные массы во всем мире, смогут завоевать себе свободу. Однажды он дарит своей кузине Офелии негритянку по имени Топси, которую раньше прежний хозяин зверски избивал. Девочка оказывается очень смышленой. Она описывается, как проказница и воровка, но добрая и отзывчивая в душе. Офелия берется за ее воспитание. Но при этом не может побороть в себе чувство брезгливости. Проходит два года. Выясняется, что дочь Сен-Клера Ева страдает чахоткой. Это очень добрая и отзывчивая девочка. Её мечта – отпустить всех негров на волю и дать им образование. Но больше всего она привязывается к дяде Тому. Все вокруг понимают, что дни девочки на этом свете сочтены… Как-то, разговаривая с отцом, она говорит ему, что скоро умрет, и просит после своей смерти подарить свободу дяде Тому. Сен-Клер конечно же обещает ей это. Но его обещанию не суждено было сбыться. Так как вскоре после смерти дочери он сам трагически погибает в пьяной драке. Хорошо хоть кузине Офелии удается получить дарственную на Топси до того, как брат погиб. Потому что она очень часто ему напоминала, что смерть может прийти внезапно и тогда никто не сможет исполнить его воли. Смерть девочки стала сильным потрясением даже для рабов. Она была единственной, кто к ним хорошо относился, не брезговал ими, любил и понимал их. После смерти мужа дела в свои руки взяла деспотичная жена Мари. Она решила продать дом, всех рабов и переехать к отцу на плантацию. Для Тома это означало вечное рабство. Она ничего даже слышать не хотела о том, чтобы исполнить последнюю волю своей покойной дочери и дать Тому свободу. Его, как и других рабов, она отправила на невольничий барак, где готовились к проведению аукциона. Невольничий барак – то же, что торговый склад. Перед ним в качестве образцов выставляют негров: мужчин, женщин. Трудно описать те страдания негров перед аукционом – они все морально готовятся к тому, что их разлучат с семьями, отдадут в руки злых людей. Том попадает к Саймону Легри. Тот немедленно распоряжается, чтобы Том переоделся в одежду невольников, а одежду Тома продает матросам. На плантациях негров селят в жалких лачугах, где яблоку негде упасть. Спят они на земле, подстелив немного соломы. Рацион крайне скудный: после изнурительной работы по сбору хлопка это одна лепешка из муки кукурузной. И всё. Однажды на сбор хлопка выходит красивая рабыня Касси, любовница хозяина. Она очень быстро собирает хлопок, успевает помогать слабым и отстающим. Том тоже помогает собранным хлопком – Люси, больной мулатке. Хозяин, видя, как Том хорошо работает, назначает его надсмотрщиком и для начала хочет заставить его выпороть Люси. Том решительно отказывается, за что сам подвергается избиению. Вечером к нему приходит Касси, смазывает раны и рассказывает о себе. Её отец был богатым плантатором, который дал её хорошее образование. Но скоропостижно скончался и не успел дать вольную своей дочери. Тогда её покупает молодой человек, в которого она влюбляется. Она родила ему двоих детей, но из-за карточных долгов, он был вынужден её продать. У Касси отбирают её детей, и она стала переходить от одного хозяина к другому. Так она и попала к Легри. Именно она уговорила рабовладельца больше не избивать Тома, чтобы сохранить ему его же собственность. Для Элизы с Джорджем близится час долгожданной свободы. Пораженный их благородством, Том Локкер предупреждает, что у парохода, на котором они собираются переправиться в Канаду, их могут ожидать сыщики. Тогда Элиза переодевается мужчиной, а Гарри, сына, они наряжают девочкой и отдают миссис Смит, белой канадке, которая возвращается на родину. Им благополучно удается перебраться через пограничное озеро в маленький канадский городок. А в усадьбе Легри Том тщетно ждет весточки от своих прежних хозяев. Касси предлагает Тому завалить вместе Легри. Но Том отказывается - он не хочет брать грех на душу. Бежать Том тоже отказывается. Тогда Касси вместе с новой любовницей Легри юной Эммелиной решаются на побег. Они делают вид, что убегают к болотам, но остаются на чердаке дома, в котором жили. Дело в том, что этот чердак внушал суеверный страх всем обитателям поместья. Так как когда-то Легри на этом чердаке довел до смерти одну рабыню. Теперь все думают о том, что на чердаке живет привидение. Касси запаслась свечками, едой. И она абсолютно уверена, что чердак - это единственное место, где их точно не будут искать. В попытке выяснить, куда подевались Касси с Эммелиной, Легри приказывает пытать Тома. Его доводят до бездыханного состояния. Внезапно в поместье приезжает Джордж Шелби - старший сын первых хозяев дяди Тома. Он чудом разыскивает дядю Тома, но выкупить его не успевает - Том умирает у него на руках. На могиле Тома Джордж клянется, что отдаст все свои силы, чтобы искоренить рабство в стране. По ночам Касси спускается с чердака. Она надевает белый саван и потихоньку доводит до сумасшествия Легри. И ей это в конце концов удается. Возникает хорошая ситуация для побега. Они вместе с Эммелиной бегут с чердака. Украв у Легри деньги, Касси выдает себя за знатную даму, в услужении которой находится Эммелина. Ну а дальше начинается индийское кино. На пароходе она знакомятся с Джорджем Шелби и некоей мадам де Ту. Выясняется, что она сестра Джорджа Гарриса (это тот раб, который в Канаду убежал). Молодой Шелби рассказывает мадам де Ту о судьбе Джорджа. И их разговор случайно подслушивает Касси. Из разговора она понимает, что жена Джорджа – Элиза – это её дочь. Вместе с мадам де Ту они отправляются в Канаду, где разыскивают Элизу с Джорджем. Воссоединившаяся семья отправляется во Францию - в Европу. А молодая Эммелина на пароходе знакомится с первым помощником капитана, и по прибытии на берег благополучно выходит за него замуж. Во Франции Джордж Гаррис получает хорошее образование и переезжает в Африку - в Либерию, страну, которую считает своей родиной. Мадам де Ту отыскивает сына Касси, и тот тоже собирается в Африку. Узнав о кончине мужа, тетушка Хлоя (это жена дяди Тома) не находит себе места от горя. А Джордж Шелби выполняет свою клятву, которую он дал на могиле дяди Тома, и дает вольную всем своим рабам… Всё! Реакция рабовладельческого Юга была однозначно негативной. Книгу называли лживой, уголовный, клеветнической. Писательница получила массу писем с угрозами (и даже посылку с отрезанным ухом негра)… Вот так, друзья, за 15 минут вы фактически прочитали «Хижину дяди Тома». Это был первый литературный сюжет. Буду вам благодарен за отзывы, за идеи с названием рубрики и за лайки. Подписывайтесь на канал и ожидайте следующей книги!

Сюжет

Негр Том - раб джентльмена Шелби из штата Кентукки . После проигрышей на бирже Шелби соглашается отдать Тома и мальчика Гарри работорговцу Гейли. Подслушав разговор Шелби и Гейли, мать Гарри невольница Элиза предупреждает Тома и совершает побег с сыном. Ей удаётся переправиться по льдинам через реку Огайо, фермеры на другом берегу отводят её к аболиционистам , переправляющим людей в Канаду. Её муж, мулат Джордж Гаррис, доведённый до отчаяния обращением своего хозяина, тоже совершает побег, путешествуя под видом испанского джентльмена. Джордж воссоединяется с Элизой. Беглые рабы дают вооружённый отпор отряду охотников за людьми. Джорджу и его семье удаётся достичь Канады.

Несмотря на предупреждение Элизы, негр Том, очень набожный добросовестный работящий человек, решает покориться воле Божьей и не подводить своего хозяина. Гейли присоединяет его к партии рабов, отправляющейся пароходом по реке на Юг. В пути Том спасает упавшую за борт девочку по имени Евангелина Сен-Клер, дочь богатого и знатного новоорлеанца Огюстена Сен-Клера, который соглашается выкупить Тома у Гейли. Том становится кучером в доме Сен-Клера. Проходит два года. Ева умирает от чахотки, Сен-Клер получает смертельное ранение во время потасовки в баре. Вдова Сен-Клера Мари после смерти мужа распродаёт всех рабов с аукциона.

Тома покупает рабовладелец с Юга Саймон Легри - жестокий, деспотичный человек. На своей плантации он выжимает из рабов всё возможное, избивает и унижает их. Том дорого ему обошёлся, и Легри планирует сделать из него надсмотрщика, такого же кровожадного, как и его собаки, которыми он травит провинившихся. Но дядя Том верен своим принципам. Он не только не соглашается на эту «должность», но и приносит в жизнь совсем отчаявшихся людей радость и добро, насколько это возможно под неусыпным взором бесчеловечных надсмотрщиков. Невольница Касси предлагает Тому убить Легри, захватить его деньги и бежать, но Том отказывается. Касси совершает демонстративный побег с молодой невольницей Эммелиной, после чего женщины прячутся на чердаке дома Легри. Разъярённый безуспешными поисками и неповиновением Тома, Легри и его надсмотрщики негры Сэмбо и Квимбо избивают Тома до полусмерти и бросают умирать в чулане, где его находит молодой Джордж Шелби, прибывший за Томом. Джорджу удаётся застать Тома лишь в последние минуты его жизни. Джордж хоронит Тома. Касси в отместку несколько раз показывается в виде привидения Легри, тот не выдерживает, пускается в запой и умирает.

На борту парохода Джордж встречает Касси с Эммелиной и сестру Джорджа Гарриса, ставшую мадам де Ту. Герои находят Гарриса в Канаде, Касси узнаёт в Элизе свою дочь, проданную в рабство. На деньги сестры Джордж получает образование и уезжает с семьёй, тёщей и сестрой в Либерию .

Джордж Шелби даёт вольную всем своим рабам, а хижину Тома оставляет как символ былого и устаревшего.

Персонажи

  • Дядя Том - негр, сначала раб семьи Шелби, потом раб Гейли, затем его хозяином становится Сент-Клер, и последний - Саймон Легри. Главный герой романа. Честный, добросердечный, благочестивый, наблюдательный, впечатлительный человек. Реплик Тома в романе не так уж много, однако все они подчеркивают, что Том - глубокая личность. Изменил мировоззрение многих героев, их отношение к рабам.
  • Элиза - мать Гарри, проданного вместе с Томом. Решает бежать вместе с сыном, в конце концов оказывается вместе с мужем и сыном в Канаде.
  • Джордж - муж Элизы и отец Гарри, сильный, волевой, энергичный человек.
  • Мистер Гейли - работорговец.
  • Джим - невольник, вернувшийся в Америку, чтобы увезти в Канаду свою мать.

Семья Шелби:

  • Джордж Шелби - сын супругов Шелби, молодой хозяин. В детстве был очень дружен с Томом, учил его грамоте. Впоследствии находит умирающего Тома, хоронит его и отпускает всех своих рабов. В силу своей молодости, Джордж импульсивен, порывист, эмоционален.
  • Мистер Шелби - старый хозяин. Очень любил и ценил Тома как ценного работника, но был вынужден его продать. Умирает в конце повествования.
  • Миссис Шелби - хозяйка. Любит сына и мужа, также ценила Тома и очень не хотела, чтобы муж продал его. Настоящая леди, умница и красавица.

Семья Сен-Клер:

  • Огюстен Сен-Клер - хозяин. Легкомысленный, но лояльный и справедливый. Хорошо обращается со своими слугами. Азартен, лёгок на подъём, умён и остроумен. Порой саркастичен. Имел страсть к алкоголю, но впоследствии, после разговора с Томом, бросает пить. Огюстен редко наведывается в церковь, чем очень недовольна его жена, Мари. Он объясняет это тем, что ему там скучно, хотя на самом деле он давно разуверился в Боге. Купив Тома, Огюстэн многое пересматривает в своей жизни - бросает пить, становится более вдумчивым, сдержанным. Ненавидит рабство и хочет освободить всех своих рабов. Прислушивается к мнению Тома, порой советуется с ним. Обожает свою дочь Еву, очень страдает, когда та умирает. Погибает от удара ножом.
  • Евангелина «Ева» Сен-Клер - единственная дочь хозяев. Юная, но очень глубокомысленная, рассудительная девочка. Обожает всех слуг, особенно Мэмми и Тома. Просит отца, чтобы тот освободил их. Воспитанная аристократкой, Ева начисто лишена эгоизма; по словам её отца, «зло не пристанет к Еве». Сострадание, милосердие - это всё о ней, Мэмми называет её «ангелочком». Рано умирает от туберкулёза. Все скорбят и страдают по Еве, от слуг до отца.
  • Мари Сен-Клер - хозяйка, жена Огюстена. Эгоистичная, показно-религиозная женщина, полная противоположность своей дочери и мужу. Истерична, беспорядочна. Ипохондрик. Постоянно на всё жалуется, не терпит, когда ей перечат. Поднимает руку на своих слуг, чего не позволяет себе Огюстен и тем более Ева. После смерти мужа и дочери распродает всех слуг.
  • Офелия - кузина Огюстена, двоюродная тётя Евы. Родом из Новой Англии . Ненавидит рабство, но недолюбливает негров. Строгая, дисциплинированная женщина. Всё делает своими руками, не прибегая к помощи слуг, чем вызывает удивление и недоверие на Юге. Целеустремлённая, справедливая леди. Но и ей не чужды сострадание, милосердие. Честная, прямая. Не любит Мари, обожала Еву. Огюстэна любит с детства, хоть и считает его легкомысленным и необязательным. Огюстен подарил ей девочку - негритянку по имени Топси. Офелия воспитывает её, увозит в Свободные Штаты и там освобождает её.
  • Альфред Сен-Клер - родной брат Огюстена, полная ему противоположность. Деспотичный, жесткий человек. Насмешлив. Имеет сына Энрика, похожего на него самого; тот совсем не похож на Еву, но очень её любит.

Создание и популяризация стереотипов

Современные исследователи и читатели критикуют роман за снисходительное расистское описание негритянских персонажей романа, особенно при описании внешнего вида, речей и поведения героев, как и за пассивность дяди Тома, с которой он принимает судьбу. Роль книги в создании и использовании общих стереотипов об афроамериканцах значительна, поскольку роман «Хижина дяди Тома» был бестселлером в течение XIX столетия. В результате книга (вместе с иллюстрациями к ней) сыграла главную роль в том, что эти стереотипы укоренились в сознании американцев.

Анти-Том

Реакция рабовладельческого Юга была почти однозначно-негативной и отрицающей. Известный поэт и романист Уильям Симмс назвал роман лживым, прочие заявляли, что он уголовный и клеветнический. Стоу получила множество писем с угрозами (и даже посылку с отрезанным ухом чернокожего человека). Книготорговец из Мобил (Алабама) , выставивший книгу на продажу, позже был вынужден покинуть город под давлением общественности. В ответ на публикацию произведения писатели-южане выпустили несколько книг с целью опровержения романа Стоу. Таким образом появился целый жанр литературы, получивший название «Анти-Том». Он представлял рабовладельческую точку зрения и опирался на мнение, что видение вопросов рабства, описанное в романе Стоу, раздуто и некорректно. Героями сюжетов являются мягкосердечный патриархальный хозяин и его безупречная жена, которые по-семейному правят похожими на детей рабами на плантации. В этих романах подразумевается или прямо утверждается, что негры - народ, похожий на детей , неспособный жить без прямого надзора со стороны белых .

Среди наиболее известных произведений данного жанра The Sword and the Distaff Уильяма Гилмора Симмса, Aunt Phillis’s Cabin Мэри Истмен , и The Planter’s Northern Bride Кэролайн Ли Хенц (которая была близкой подругой Бичер-Стоу в то время, когда они обе проживали в Цинциннати). Книга Симмса была напечатана спустя несколько месяцев после «Хижины дяди Тома», в ряде её разделов приводится полемика с произведением Стоу и её взглядом на рабство. Роман Хенц, написанный в 1854, в своё время широко читался, но был по большей части забыт. В нём защищается рабство, которое представляется глазами женщины-северянки, дочери аболициониста, вышедшей замуж за рабовладельца-южанина.

За десятилетие, разделившее публикацию «Хижины дяди Тома» и начало Гражданской войны , было опубликовано около 20-30 романов жанра «Анти-Том». Среди них две книги под титулом Uncle Tom’s Cabin As It Is (Хижина дяди Тома как она есть ), одна У. Л. Смита, другая C.H. Wiley и книга Джона Пендлтона Кеннеди . Более половины романов жанра написаны белыми женщинами. Уильям Симмс оставил такой комментарий «Похоже, что южанки ответили на поэтические взгляды северянки» .

Действие романа происходит в начале 1850-х гг. в США. Открывается он разговором «доброго» плантатора Шелби с работорговцем Гейли, которому он хочет продать своего лучшего негра дядю Тома в уплату долгов. Разглагольствуя о гуманизме, понимаемом весьма своеобразно, Гейли выражает точку зрения многих работорговцев: не следует, полагает он, продавать ребёнка на глазах у матери, чтобы не было лишних слез и, таким образом, не портился товар. Не стоит также сильно их пороть, но и носиться особо не стоит - «доброта им боком выходит». В придачу к Тому Гейли просит продать ему Гарри, сына квартеронки Элизы, горничной хозяйки.

Муж Элизы Джордж Гаррис - раб соседнего плантатора. Когда-то он работал на фабрике, где очень хорошо себя зарекомендовал, но хозяин не пожелал терпеть независимости негра и поставил его на самую тяжёлую работу. Двое детей Элизы и Джорджа умерли в младенчестве, поэтому Элиза особенно привязана к своему малышу.

В тот же день Джордж приходит к Элизе и сообщает ей о своём намерении бежать в Канаду, поскольку хозяин вынуждает его жениться на другой, хотя их с Элизой венчал священник.

Подписав купчие на Тома и Гарри, мистер Шелби рассказывает обо всем жене. Элиза слышит их разговор и решает бежать, чтобы сохранить ребёнка. Она зовёт с собой дядю Тома, но тот готов покориться судьбе.

О побеге становится известно только утром. За беглянкой организована погоня, но ей удаётся по льдинам перебраться в штат Огайо, где рабство запрещено.

Упустивший беглянку Гейли случайно встречает Тома Локкера и его спутника по имени Мэркс, охотников за беглыми рабами, которые соглашаются ему помочь.

Элиза попадает в дом сенатора Бэрда, который не разделяет идей работорговли и помогает ей спрятаться у надёжных людей.

Тем временем Гейли увозит Тома из поместья Шелби, заковав его в кандалы. Старший сын хозяев Джордж даёт Тому на память серебряный доллар и клянётся, что, когда вырастет, не будет ни продавать, ни покупать рабов.

Приехав в город, Гейли покупает на аукционе ещё несколько рабов, разлучая детей с матерями. Затем негров грузят на пароход - их нужно переправить в южные штаты. Закованных в кандалы рабов везут на нижней палубе, а на верхней вольготно едут белые, рассуждая о работорговле. Одни считают, что неграм на плантациях живётся лучше, чем на воле, другие полагают, что самое страшное в рабстве - «надругательство над человеческими чувствами, привязанностями», третьи уверены, что сам бог судил африканцам быть рабами и довольствоваться своим положением.

Во время одной из стоянок Гейли возвращается с молодой негритянкой, которая нянчит десятимесячного малыша. Он тут же продаёт ребёнка за 45 долларов, и его тайком забирают у матери. В отчаянии та бросается в воду.

На том же пароходе путешествует богатый и знатный джентльмен из Нового Орлеана по имени Сен-Клер с шестилетней дочерью и немолодой родственницей. «Том с интересом наблюдал за девочкой, ибо негры со свойственной им добротой и впечатлительностью всегда тянутся ко всему чистому, детскому». Как-то девочка, перегнувшись через борт, падает в воду, и Том спасает её. Благодарный отец покупает Тома у Гейли.

Огюстен Сен-Клер, сын богатого луизианского плантатора, возвращается домой, в Новый Орлеан. Немолодая родственница - его кузина мисс Офелия, воплощение точности и порядка. Основной жизненный принцип её - чувство долга. В доме Огюстена она станет управлять хозяйством, так как жена кузена слаба здоровьем.

Жена Сен-Клера Мари оказывается взбалмошным, эгоистическим существом, одобряющим рабство. У Сен-Клера отношение к рабству чисто прагматическое - он понимает, что его не искоренишь, пока белым оно выгодно. Глядя на Офелию, он отмечает двойственное отношение к неграм северян: «Вы относитесь к ним с брезгливостью и в то же время заступаетесь за них».

Тем временем Элиза и Джордж, укрытые общиной квакеров, готовятся бежать в Канаду. Вместе с ними едет негр Джим. Он уже давно живёт в Канаде, но возвратился в США, чтобы забрать с собой престарелую матушку.

Внезапно они узнают, что за ними организована погоня, в которой участвуют Том Локкер, двое полицейских и местный сброд. Во время перестрелки Джордж ранит Тома Локкера. Сообщники бросают его, а беглецы подбирают и отвозят в дом, где за ним организован хороший уход.

Действие вновь переносится в дом Сен-Клеров. Его обитатели напряжённо обсуждают проблему рабства. Огюстен осуждает рабство, но не может противостоять ему в одиночку. Чтобы ежечасно не сталкиваться с наиболее грубыми его проявлениями, он отказался от владения плантацией. Он уверен, что в конце концов негры, как и народные массы во всем мире, сами завоюют себе свободу.

Однажды он приводит в подарок Офелии негритянку лет восьми по имени Топси, которую прежний хозяин зверски избивал. Девочка оказывается очень смышлёной. Она описывается как проказница и воровка, но добрая и отзывчивая в душе.

Проходит два года. Выясняется, что дочь Сен-Клера Евангелина (сокращённо Ева) страдает чахоткой. Это очень нежная и отзывчивая девочка. Её мечта - отпустить всех негров на волю и дать им образование. Но больше всего она привязывается к дяде Тому.

Как-то, разговаривая с отцом, она говорит ему, что скоро умрёт, и просит после её смерти отпустить дядю Тома на свободу. Сен-Клер обещает ей это, но его обещанию не суждено исполниться: вскоре после смерти дочери он трагически гибнет в пьяной драке. Хорошо хоть мисс Офелии удаётся получить от него дарственную на Топси.

После смерти Сен-Клера дела берет в свои руки деспотичная Мари. Она собирается продать дом и всех рабов мужа и уехать на отцовскую плантацию. Для Тома это означает вечное рабство. Хозяйка и слышать не хочет, чтобы ему, во исполнение воли её покойной дочери, дали свободу, и вместе с другими неграми отправляет его в невольничий барак, где собирают партию негров для аукциона.

Невольничий барак - то же, что торговый склад: перед ним в качестве образцов товара выставлено несколько негров, женщин и мужчин. Трудно описать страдания негров перед аукционом - они морально готовятся к тому, что их разлучат с семьями, оторвут от привычной, знакомой обстановки, отдадут в руки злых людей. «Одним из самых страшных обстоятельств, связанных с рабством, является то, что негр в любую минуту может попасть в руки жестокого и грубого тирана, - точь-в-точь как стол, когда-то украшавший роскошную гостиную, доживает свой век в грязном трактире. Существенная разница состоит лишь в том, что стол ничего не чувствует, тогда как у человека нельзя отнять его душу, воспоминания и привязанности, желания и страхи».

Том попадает к Саймону Легри. Тот немедленно заставляет его переодеться в грубую одежду невольника, а его вещи продаёт матросам парохода, на котором едет домой. На плантации Легри новых рабов селят в жалких лачугах, где так тесно, что яблоку негде упасть. Спят здесь прямо на земле, подстелив немного соломы. Рацион крайне скудный: после изнурительного труда на сборе хлопка - всего одна лепёшка из кукурузной муки.

Однажды на сбор хлопка выходит красивая, статная квартеронка Касси, любовница хозяина. Она работает очень быстро, помогает слабым и отстающим. Том тоже делится собранным хлопком - с Люси, больной мулаткой. Вечером хозяин, видя хорошую работу Тома, решает назначить его надсмотрщиком и для начала хочет заставить его выпороть Люси и ещё нескольких рабов. Том решительно отказывается, за что сам получает побои.

Вечером к нему приходит Касси, смазывает ему раны и рассказывает о себе. Отец её был богатым плантатором, и она получила хорошее образование. Однако отец скоропостижно скончался и не успел дать ей вольную. Ее купил молодой человек, которого она очень любила и от которого родила двоих детей, но тот, наделав долгов, тоже продал её. Детей у неё отняли, и она стала переходить от одного хозяина к другому. Касси имеет большое влияние на Легри и уговаривает его оставить Тома в покое - хотя бы на время полевых работ.

Для Элизы с Джорджем близится час долгожданной свободы. Поражённый их благородством, Том Локкер (поправившись, он решил отказаться от охоты на людей и заняться охотой на медведей) предупреждает их, что у парохода, на котором они собираются переправиться в Канаду, их могут поджидать сыщики. Тогда Элиза переодевается в мужской костюм; Гарри наряжают девочкой и на время отдают миссис Смит, белой канадке, которая возвращается на родину. Им удаётся благополучно перебраться через пограничное озеро Эри в городок Амхерстберг, где они останавливаются в доме местного священника.

А в усадьбе Легри Том тщетно ждёт весточки от старых хозяев. Касси предлагает ему убить хозяина, но он не хочет брать грех на душу. Бежать он тоже отказывается, а вот Касси с новой любовницей Легри юной Эммелиной замышляют побег. Делая вид, что побежали к болотам, женщины скрываются на чердаке, вызывающем у всех обитателей поместья, включая Легри, суеверный страх. В попытке выяснить, куда подевались Касси с Эммелиной, он приказывает своим подручным избить Тома. Те весьма усердно исполняют приказание.

Внезапно в поместье приезжает Джордж Шелби, чудом разыскавший дядю Тома, но не может увезти негра с собой - тот умирает у него на руках. На могиле Тома Джордж, который после смерти отца стал владельцем поместья, клянётся, что у него никогда не будет рабов.

Воспользовавшись ситуацией, Касси и Эммелина бегут с чердака. На пароходе они знакомятся с Джорджем Шелби и некой мадам де Ту, которая путешествует с дочерью. Выясняется, что она сестра Джорджа Гарриса. Молодой Шелби начинает рассказывать ей о судьбе Джорджа, и случайно услышавшая их разговор Касси понимает, что его жена Элиза - её дочь.

Вместе с мадам де Ту Касси отправляется в Канаду, где и находит дочь. По зрелом размышлении воссоединившаяся семья решает переехать во Францию. На пароходе Эммелина выходит замуж за 1-го помощника капитана.

Во Франции Джордж Гаррис получает хорошее образование и переезжает в Либерию, которую считает своей родиной. Мадам де Ту находит сына Касси, который тоже собирается в Африку.

Узнав о кончине мужа, тётушка Хлоя, специально отправившаяся на заработки, чтобы выкупить его, не находит себе места от горя, а Джордж Шелби выполняет клятву, данную на могиле дяди Тома, и даёт вольную всем своим рабам.

Пересказала

Суровый февральский день склонялся к вечеру. В маленьком городке П., в штате Кентукки, два джентльмена сидели в уютной столовой за бокалом вина. Они были одни. Сдвинув поближе стулья, джентльмены углубились в серьезный деловой разговор.

Мы из вежливости сказали «два джентльмена», но, строго говоря, это определение вовсе не подходило к одному из собеседников. Это был невысокий коренастый человек с грубыми, маловыразительными чертами лица. Он держал себя с наглостью и напыщенностью, свойственными людям, которые, не стесняясь в средствах, пробивают себе путь к успеху. Одет он был с большой претензией – его пестрый жилет и синий в желтую крапинку галстук, завязанный огромным замысловатым узлом, вполне подходили к его крикливо-франтоватому виду. Грубые пальцы его рук были унизаны множеством колец, и на тяжелой золотой цепочке от часов болтались самые разнообразные брелоки, которыми он самодовольно позвякивал в пылу разговора. Речь его отнюдь не соответствовала правилам грамматики, и сдабривал он ее время от времени такими красочными проклятиями, которые я, при всем моем стремлении к наибольшей правдивости, не могу здесь привести.

Его собеседник, мистер Шельби, производил впечатление человека образованного. Вся окружавшая обстановка свидетельствовала об обеспеченности и даже значительном материальном благополучии. Оба собеседника были поглощены разговором.

– Вот именно так я и желал бы уладить это дело, – произнес мистер Шельби.

– На такие условия я не могу согласиться, никак не могу, мистер Шельби! – ответил его собеседник, приподняв бокал и рассматривая на свет налитое в него вино.

– Но примите во внимание, Хеллей: Том в самом деле замечательный парень и, безусловно, стоит этой суммы. Он спокоен, честен, умен, так что всю работу на плантации он наладил, как часовой механизм.

– Вы имеете в виду: честен, как может быть честен негр, – заметил Хеллей, наливая себе рюмку бренди.

– Нет, я имею в виду настоящую честность. Том – хороший, работящий, разумный и благочестивый человек. Я доверил ему все мое имущество – деньги, дом, лошадей, разрешил ему свободно передвигаться по окрестностям. Он вполне оправдал мое доверие.

– Немало людей, Шельби, считают, что верующих негров не бывает, – с ударением произнес Хеллей. – Но я готов допустить, что ваш Том верующий. В последней партии, которую я пригнал в Орлеан, был один – стоило послушать, как эта скотина молилась! Лучше всякой проповеди! И притом – кроткий, покладистый. Ну и заработал я на нем порядочно деньжонок! Я приобрел его на аукционе – продавалось имущество несостоятельного должника, и достался он мне чуть не даром. Я получил на нем шестьсот долларов чистой прибыли! О да! Благочестие у негра – вещь ценная, разумеется, если товар неподдельный.

– Что касается Тома, его благочестие и преданность – товар, во всяком случае, неподдельный, – промолвил мистер Шельби. – Не далее как прошлой осенью я послал его одного по моим делам в Цинциннати . Он должен был привезти мне пятьсот долларов. «Том, – сказал я ему, – я доверяю тебе, зная, что ты человек честный и порядочный. Ты меня не обманешь». И Том действительно вернулся. Я знал, что так будет. По имеющимся у меня сведениям, какие-то негодяи спрашивали его, почему он не удрал в Канаду. «Мой господин доверял мне, – ответил Том, – поэтому я не мог так поступить». Вся эта история стала мне известна. Должен признаться, что мне очень тяжело расстаться с Томом. Вам следовало бы, Хеллей, принять его в покрытие всего долга; вы так и поступили бы, будь у вас совесть.

– Ого! Совести у меня ровно столько, сколько нужно деловому человеку. Ровно столько, чтобы при случае поклясться ею, – продолжал в шутливом тоне торговец. – Кроме того, я готов сделать все в пределах разумного, лишь бы услужить моим друзьям. Но то, что вы предлагаете, – это уж через край! Этого я не могу. – При этом Хеллей, вздохнув, снова наполнил до краев свой бокал.

– Так как же, Хеллей? Какие условия вы ставите?

– Неужели у вас не найдется мальчишки или девчонки, которых вы могли бы продать вместе с Томом?

– Хм, право, не знаю… Говоря по совести, меня только тяжелая необходимость заставила прибегнуть к продаже. Мне не хотелось бы расставаться ни с кем из моих людей.

В эту минуту распахнулась дверь, и в комнату вбежал мальчик-квартеронец лет четырех или пяти. Ребенок был на редкость красив и привлекателен. Черные шелковистые кудри обрамляли круглое личико с ямочками на щеках, а большие темные глаза, одновременно мягкие и огненные, из-под густых, длинных ресниц с любопытством оглядывали присутствующих. Аккуратно сшитое платьице из красной с желтыми квадратиками материи хорошо сидело на его маленькой фигурке и очень шло ему. Забавная застенчивость, смешанная с известной уверенностью, показывала, что он привык встречать ласку и внимание со стороны своего господина.

– Хэлло, Гарри-галчонок! – крикнул мистер Шельби и, свистнув, бросил ему гроздь темного винограда. – На, подбери!

Ребенок кинулся со всех ног за подачкой.

– Подойди-ка сюда, Гарри-галчонок! – смеясь, позвал его Шельби.

Мальчик подошел, и Шельби, погладив его по кудрявой головке, взял его за подбородок.

– Ну вот, а теперь покажи нашему гостю, как ты умеешь петь и танцевать.

Мальчуган сразу же своим чистым, звучным голоском затянул одну из полудиких, забавных песенок, которую часто поют негры, сопровождая пение целым рядом комических движений рук, ног и всего тела. Видно было, что он всем существом ощущает ритм.

– Браво! – воскликнул Хеллей, бросая ему четвертушку апельсина.

– А теперь, Гарри, покажи, как ходит старый дядя Кудж, когда его мучает ревматизм! – крикнул мистер Шельби.

Гибкие члены мальчика сразу же словно скрючились и стали неподвижны. Сгорбившись и опираясь на палку своего господина, он заковылял по комнате, сплевывая по сторонам.

Сидевшие за столом хохотали во все горло.

– А теперь, Гарри, покажи-ка, как Роббинс, председатель церковного совета, запевает псалом.

Ребенок по мере сил вытянул свое пухленькое личико и с непоколебимой торжественностью гнусаво затянул какую-то церковную мелодию.

– Ура! Браво! – завопил Хеллей. – Вот молодец! Из него выйдет толк! Я вам кое-что скажу, – добавил он неожиданно шепотом, хлопнув Шельби по плечу. – Прикиньте этого мальчугана, и дело в шляпе. Давайте по рукам, и все будет в порядке…

Дверь тихо раскрылась, и вошла молодая квартеронка лет двадцати пяти.

Достаточно было перевести взгляд с ребенка на эту женщину, и сразу можно было угадать, что это его мать. У нее были такие же темные блестящие глаза, такие же шелковистые черные вьющиеся волосы. На смуглых щеках ее проступил заметный румянец, еще более сгустившийся, когда она поймала на себе беззастенчивый, полный восхищения взгляд незнакомого человека, сидевшего за хозяйским столом. Платье плотно облегало ее стан, обрисовывая прекрасные линии ее тела. Красивые руки, изящная форма ног – ничто не ускользнуло от внимательного взора торговца, умевшего сразу определить ценность добротного женского товара.

– Что тебе, Элиза? – спросил мистер Шельби, заметив, что она в нерешительности глядит на него.

– Простите, мастер , я пришла за Гарри.

Малыш подбежал к ней, хвастая добычей, которую он завернул в подол своего платьица.

– Хорошо, уведи его, – сказал Шельби, и она, поспешно подхватив на руки ребенка, вышла из комнаты.

– Клянусь Юпитером! – воскликнул торговец, с восхищением оборачиваясь к хозяину дома. – Вот это товарец! На этой девушке вы можете в любое время, если захотите, заработать в Орлеане состояние. Мне случалось видеть, как платили по тысяче долларов за девчонок, которые были ничуть не лучше этой.