Интеллектуальные игры по русскому языку. II тур

Ведущий . Уважаемые участники боя, я вам предлагаю блеснуть знаниями русского языка в первом конкурсе-разминке. Каждой команде будет задан вопрос, на который она должна ответить. Если команда не справляется с заданием, на вопрос может ответить вторая команда. За правильный ответ присуждается 1 очко.

Вопросы для разминки:

Изменяемая часть слова, которая образует форму слова. (Окончание)

Часть изменяемого слова без окончания. (Основа)

Значимая часть слова, которая находится после корня, служит для образования новых слов или форм слова. (Суффикс)

Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)

Главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение для всех однокоренных слов. (Корень)

Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

Часть речи, которая обозначает признак предмета или его принадлежность и отвечает на вопросы какой? который? чей? (Имя прилагательное)

Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (Глагол)

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. (Синонимы)

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы)

Слова, употребляемые только жителями той или иной местности. (Диалектизмы)

Новые слова, возникающие в языке. (Неологизмы)

Устойчивые сочетания слов. (Фразеологизмы)

Часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? какой? (Имя числительное)

Особая форма глагола (или часть речи — в зависимости от учебника. — Прим. авт.), которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? который? (Причастие)

Особая форма глагола (или часть речи — в зависимости от учебника. — Прим. авт.), которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. (Деепричастие)

Часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их. (Местоимение)

Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия или признак признака, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (Наречие)

Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложных. (Союз)

Часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. (Междометие)

Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? (Подлежащее)

Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Отвечает на вопросы что делает? что сделает? каков предмет? и т. д. (Сказуемое)

Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей. (Дополнение)

Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет члены предложения, выраженные именем существительным. Отвечает на вопрос какой? чей? (Определение)

Второстепенный член предложения, который обозначает время, место, образ действия, причину и т. д. и отвечает на вопросы наречия. (Обстоятельство)

Команды разбиваются. Первой части команды дается карточка, на которой слева написаны нарицательные существительные, а справа имена собственные, которые в совокупности с именами существительными составляют фразеологический оборот. Требуется образовать фразеологические обороты, поставив около нарицательного существительного номер того имени собственного, с которым оно этот оборот образует.

Задание для первой части команды:

2. Близнецы ________ 2. Аладдин

3. Бочка ________ 3. Анюта

4. Верста ________ 4. Ариадна

5. Глазки ________ 5. Ахилл

6. Грамота ________ 6. Вавилон

7. Кафтан ________ 7. Гомер

8. Конюшни ________ 8. Гордий

9. Конь ________ 9. Домокл

10. Лампа ________ 10. Демьян

11. Ложе ________ 11. Диоген

12. Меч ________ 12. Китай

13. Муки ________ 13. Коломна

15. Огонь ________ 15. Мономах

16. Побоище ________ 16. Морзе

17. Пята ________ 17. Пандора

18. Стена ________ 18. Прокруст

19. Столпотворение ________ 19. Варфоломей

20. Узел ________ 20. Прометей

21. Уха ________ 21. Сиам

22. Хохот ________ 22. Тантал

23. Шапка ________ 23. Тришка

24. Язык ________ 24. Троя

25. Ящик ________ 25. Филька

26. Ночь ________ 26. Эзоп

В итоге должно получиться следующее:

1. Азбука 16

2. Близнецы 21

3. Бочка 11

4. Верста 13

5. Глазки 3

6. Грамота 25

7. Кафтан 23

8. Конюшни 1

10. Лампа 2

15. Огонь 20

16. Побоище 14

18. Стена 12

19. Столпотворение 6

22. Хохот 7

23. Шапка 15

Ведущий . Вторые части обеих команд играют в игру «Кто быстрее». Суть ее состоит в том, что вы должны отгадать фразеологические загадки: я читаю вам фразеологизмы, а вы должны отгадать, о чем или о ком тот или иной фразеологизм. Кто первым поднимает руку, тот и отвечает. Если игрок команды ошибается, то право ответа у команды-соперника.

Задания для второй части команды:

1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые любопытные люди. (Уши)

3. Он в голове у несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги; он свистит в карманах, если нет денег. (Ветер)

4. Ее место жительства — плечи; ею можно биться о стену; об нее часто бьют обухом; иногда она даже варит, а иногда отказывается это делать; в нее постоянно что-то вбивают, но и дурь выбивают тоже из нее; из нее постоянно что-то вылетает у рассеянного человека. (Голова)

5. Ею не разлить лучших друзей; в нее можно глядеть, что- то предугадывая; на нее можно выводить лжецов; в нее можно кануть и спрятать концы; ее часто мутят по пустякам и носят в решете; на нее порой сажают и даже толкут в ступе. (Вода)

6. Им часто воют от безысходности; он может быть морским и тамбовским; его любимая одежда — овечья шкура. (Волк)

7. Его можно тянуть, но все же оно не ждет никого и никогда, даже если оно детское. (Время)

8. С нею можно покончить, если она тебе надоела; между ней и смертью часто находятся люди в опасной ситуации; из нее можно уйти, но в нее же можно и вступить; к ней можно вернуть человека; мы часто бываем обязаны другим по ее гроб; в нее можно воплощать свои мечты. (Жизнь)

9. Он бегает от ладана; не хочет никому быть братом; постоянно дергает кого-то и, наверное, поэтому у него всегда сломана нога; вечно кого-то приносит и старается всех попутать; нас нередко к нему посылают на куличики, потому что он лысый; до него и его дюжины сородичей можно допиться; но с ним надо держать ухо востро, ведь ему одному все известно, и чем он только не шутит! (Черт)

10. С них часто спадает пелена, их не отрывают, не смыкают и не сводят; с них прогоняют долой, их выплакивают и высматривают; они не хотят сидеть на месте и часто лезут на лоб; порой из них сыплются искры; они часто находятся на мокром месте; их мозолят, не давая покоя, особенно когда они слипаются. (Глаза)

11. В нее можно войти, а можно попасть, что менее приятно; она бывает вечной и постоянно о чем-то умалчивает; а еще она везде появляется со своей подругой географией. (История)

12. Обычно он без костей и очень длинный, поэтому его надо держать за зубами, а еще лучше — на привязи, чтобы он не молол что попало; он может отсыхать, развязываться, заплетаться и не поворачиваться; иногда на него можно так попасть, что мало не покажется; за него часто дергает черт, отчего он чешется и ломается; нередко он является врагом человека; у некоторых он очень плохо подвешен, а у других — очень злой и острый, так что хочется его укоротить. (Язык)

13. В него можно смотреть, внимательно слушая человека, но палец, конечно, лучше в него не класть; он может быть полон хлопот, а может и воды, которую туда набрали; при удобном случае его можно заткнуть, особенно тем, кто слишком часто его раскрывает. (Рот)

14. В них часто берут себя, но в то же время именно из них многое выпускают; из них постоянно все валится; работать лучше их не покладая; изворотливым людям часто с них все сходит; с ними пустыми в гости лучше не ходить; ими можно загребать жар, если они чужие; их можно умыть, наложить на себя, держать по швам, развязывать; они могут опускаться, отваливаться, чесаться; идут обычно ноги, а не доходят именно они, но если уж до чего-то дошли, то то, что вы ими, золотыми, сделаете, оторвут с ними и ногами. (Руки)

15. На нее можно кому-нибудь повеситься при встрече; на нее надевают хомут и гонят в нее; ее можно намять, свернуть, свихнуть, сломать, намылить; на нее часто садятся и едут, что приносит мало удовольствия ее обладателю. (Шея)

Ведущий. Похоже, что с фразеологией у команд нет затруднений. Все справились с поставленной задачей. Попросим жюри объявить баллы за оба конкурса.

Жюри объявляет баллы.

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что такое анаграммы? Это слова, получившиеся из других слов при перестановке в них букв и слогов или при обратном чтении. Давайте и мы попробуем составить анаграммы.

Составь анаграмму

Вывешивается лист, на котором написаны слова-анаграммы. Команды работают со словами коллективно. Команда, первая правильно выполнившая задание, получает за каждое верно составленное слово 2 очка, вторая команда за каждое слово — 1 очко.

Слова для конкурса «Составь анаграмму»:

Сокол (колос), ракета (карета), мать (тьма), арфа (фара), лето (тело), кайма (майка), баня (баян), куст (стук), масло (смола), веки (Киев), остров (Ростов), игра (Рига), дно (Дон), адрес (среда), фарш (шарф), липа (пила), сосна (насос), кит (тик).

Ведущий . Наши участники показали себя хорошими составителями слов, и я предлагаю продолжить бой в том же ключе. На ринг приглашаются капитаны.

На выполнение этого задания вам дается минута. За это время вы должны составить из одного слова как можно большее количество других слов, причем это должны быть имена существительные в именительном падеже единственного числа.

Выставляется слово СТРОИТЕЛЬСТВО. Капитаны начинают по сигналу ведущего работу.

Ведущий . Участники команды тоже могут составлять слова, так как у вас будет возможность один раз помочь своим словом вашему капитану.

После того как капитаны составили слова, они по очереди их зачитывают. Побеждает тот, кто больше составил слов.

Ведущий. Вот и подошел к концу наш филологический ринг. Все задания выполнены. Осталось только узнать окончательный итог игры.

Жюри оглашает баллы. Победители награждаются памятными подарками (конечно, лучше, чтобы это были книги о русском языке).

для учащихся 5-7 классов

«Счастливый случай»

Цели : 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование: материалы, средства : бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

Оформление доски:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Счастливый случай

команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

I . Вступительная часть

1. Учитель:

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл)

Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка

Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.

II . Основная часть. Игра «Счастливый случай»

1. Представление команд. (Название.)

Представление жюри

Вопросы для первой команды

    Сколько букв в русском алфавите? (33 )
    2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка )
    3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое )
    4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6 )
    5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3 )
    6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ? (Существительное )
    7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы )
    8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка )
    9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха )
    10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст )
    11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква )
    12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень )
    13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е , ё , я , ю . (Разделительный твердый знак )
    14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог )

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит )
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные )

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10 )
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6 )
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? (Прилагательное )
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра )
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2 )
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы )

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол )

11. Подберите синоним к слову верный . (Преданный ).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим )

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание )
14. Сколько согласных в слове денёк ? (3 )

3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Дети задают друг другу по три вопроса, подготовленных заранее.

4. Третий гейм: «Блиц- турнир для капитанов»

5. Четвертый гейм: «Заморочки» из бочки».

В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)

4. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден, как … (волк)

Болтлив, как …. (сорока)

Здоров, как… (бык)

Нем, как … (рыба)

5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:

Умный человек слова на ветер не бросает.

6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица оперением,

таковы и речи.

6. Пятый гейм: «Тёмная лошадка».

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).

2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – ласка

2 команда – гусеница

7. Шестой гейм: «Ералаш»

Это что за ералаш?

Тут из слов сварили кашу…

Посоветую я вам:

Всё расставить по местам!

Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий.

Задача: узнать слова. Кто быстрее.

Старужлин (журналист)

Кохуджин (художник)

Терапальпедов (преподаватель)

Алербина (балерина)

Цепрадов (продавец)

8. Седьмой гейм: «Гонка за лидером».

Вопросы первой команде.

    Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

    Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).

    Назови синоним слова актёр . (Артист)

    Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

    В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).

    Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)

    Что означает имя Виктор? (Победитель)

    Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).

    Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

    Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

    Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)

    Назови синоним слова тревога (Беспокойство)

    Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)

    В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)

    Я – синоним осьминога,

а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)

    Что означает имя Екатерина? (греческое) - чистота, благопристойность).

    Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).

    Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.

Мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.

Вот и подходит к концу игра.

9. Подведение итогов.

10. Награждение победителей.

«Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»

Представление команд

1 балл

Первый гейм:

Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

по 1 баллу за правильный ответ

Третий гейм: «Блиц- турнир для капитанов»

3 балла

Четвертый гейм: «Заморочки» из бочки».

по 1 баллу за правильный ответ

Пятый гейм: «Тёмная лошадка».

по 1 баллу за правильный ответ

Шестой гейм: «Ералаш».

по 1 баллу за правильный ответ

Седьмой гейм: «Гонка за лидером».

по 1 баллу за правильный ответ

Итог.

Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"

Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-7 класс

Описание работы: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуально-познавательной игры "Русский язык" для учащихся 5-7 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям.
Цель : создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
1. Развитие логического и творческого мышления.
2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.
3. Развитие навыков командной работы.

Пояснительная записка.
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Использовать такую форму можно как на уроке, так и во внеклассной работе.

1 конкурс. РАЗМИНКА.
Ведущий:
Ответьте, о ком или о чем говорится.
1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник).
2) Что такое ручкохранилище? (пенал).
3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус).
4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок).
5) Как называется школьный известняк? (мел).
6) Предмет, опровергающий поговорку «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик).
7) Слово белый по отношению к слову черный (антоним).
8) Пишется так же, но смысл другой (омоним).
9) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень).
10) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс).
11) В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О да.)
12) Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей» (глагол).

2 Конкурс. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
Ведущий:
Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к
поговоркам.
1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
3. У него глаза велики... (у страха).
4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина).
7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).

3 Конкурс. «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»
Ведущий:
Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле... АВТОРУЧКА
Этот пони – день недели... ПОНЕДЕЛЬНИК
Этот плот – из полотна... ПОЛОТЕНЦЕ
Этот рак сильней слона... ТРАКТОР
Эта марка ест бананы... МАРТЫШКА
Этот сыр – с лесной поляны... СЫРОЕЖКА

4 Конкурс. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ.
Ведущий:
Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях.
Например:
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:

5 Конкурс. РЕДАКТОР.
Ведущий:
В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения.
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел).
2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе).
3) У дороги стоял пожилой гриб (старый).
4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за).
5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).

6 Конкурс. УСТНАЯ РЕЧЬ.
Ведущий:
В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

7 Конкурс. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА.
Ведущий:
читает стихотворение О. Высоцкой
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!

Ведущий:
Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
Храбрый – храбрость, сильный – сила, гордый – гордость, мудрый – мудрость, грубый – грубость, веселый – веселье, умный – ум, смелый – смелость, добрый – доброта, богатый – богатство, ленивый – лень.

Подведение итогов.

Ведущий:
Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

Всем участникам вручается брошюра "Русский язык".

Я советую всем учителям:
берегите детский огонек пытливости,
любознательности, жажды знаний.
(В.Л. Сухомлинский)

Я работаю учителем начальных классов более 30 лет. За эти годы я поняла, что обучать русскому языку, русской разговорной речи, особенно национальных детей, очень трудно.

Жизнь не стоит на месте, многое приходиться переосмысливать, перестраивать, менять или обновлять. Требуется постоянное обновление и в работе с детьми.

Сельские дети национальных школ особенно плохо понимают русскую речь, им гораздо труднее, чем городским научиться выражать свои мысли на русском языке, хорошо читать и понимать смысл прочитанного.

Я много думала над этой проблемой и пришла к выводу, что только в тесной связи урочной и внеурочной работы возможно разрешение этой проблемы.

Сегодня в школе происходят глубокие перемены, появляются новые интересные образовательные программы. Но какими бы глубокими по содержанию и новизне ни были, самое главное – научить детей идеалам добра, любви, правды, красоты, искусства. Если школа выпустит не очень грамотного человека – это пол беды, а если из стен выйдет невоспитанный выпускник – это беда.

Поэтому внеклассной работе по русскому языку уделяю большое внимание.

Преемственность начального и среднего звена занимает в моей работе первостепенное место. Мы с детьми проводим разнообразные олимпиады, викторины, конкурсы, лингвистические праздники и т.д. Хорошо известно, что между школьниками разных возрастных групп существует очень тесная связь. Руководствуясь этим принципом, я решила подключить к внеклассной работе и учащихся среднего звена, а именно 5-6 классы. Наш необычный маленький коллектив стал своеобразным творческим объединением учеников начальных и средних классов.

Я остановила внимание на такой форме работы как познавательная игра, посвященная русскому языку и дети предложили ее построить в форме телевизионной передачи: “Пусть говорят”.

Такой вид деятельности позволяет старшим школьникам предстать в роли “учителя” перед младшими товарищами, а ученикам второго-третьего классов помогает по-новому увидеть знакомый учебный предмет, осознать перспективу будущих знаний.

Передачу для третьеклассников “Пусть говорят” мы проводили вначале года. В этом случае внеклассные занятия по русскому языку для учеников III и VI классов были регулярными в течении всего учебного года. Возможно проведение такого вида внеклассной работы в рамках недели русского языка или в конце учебного года – тогда третьеклассники будут подготовлены к следующей ступени обучения. Одна из главных задач нашей передачи – заинтересовать слушателей показом разнообразных сторон изучения русского языка, помочь ученикам увидеть новое в привычном.

Передача “Пусть говорят” состоит из нескольких разделов:

  1. “Без языка – мы никуда!”
  2. “Невероятно, но факт…”
  3. “Имена, как слова, они о многом говорят…”
  4. “Зарождение письма…”
  5. “Славянская азбука”
  6. Игры со словами.

Игры со словами, или Кое-что о кроссвордах

Каждая передача имеет свое художественное оформление. Главный режиссер отвечает за содержание передачи, художники-оформители заранее делают рисунки, пишут название каждого раздела. Теоретический материал для разделов передачи подбирает учитель русского языка совместно с учителем начальных классов. Ученики VI класса (корреспонденты) принимают участие в отборе материала и готовят его для выступления. Отобранный материал оформляется в виде небольших рассказов, диалогов, сценок, вопросов викторины и т.д.

Первое занятие начинает учитель-ведущий. Он рассказывает, что такое передача “Пусть говорят” по русскому языку, представляет участников, выделяет этапы занятия. Затем шестиклассники торжественно открывают передачу. Далее следует представление каждого этапа передачи.

Выпуск первый – “Без языка – мы никуда”

Ведущий демонстрирует две иллюстрации: это рисунки, сделанные в шуточной форме. На одном листе бумаги нарисован писатель Лев Толстой с томом романа “Война, и мир ”, на другом - растрепанный мальчишка, который пишет на стене слова “дурак”.

Ведущий. Ребята, посмотрите на тему первого выпуска нашей передачи. прочтите ее и постарайтесь ответить на мои вопросы: “Что такое язык? Какие есть значения у этого слова? Для чего людям нужен язык?” А теперь послушайте рассказ одного из наших корреспондентов.

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви ”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Ведущий. Ребята, в чем смысл этой легенды? Как вы поняли, почему язык можно на звать другом и врагом? Запомните имя Эзопа - он оставил нам много своих басен, некоторые из них были впоследствии использованы И.А.Крыловым и Л.Н.Толстым. Давайте подумаем, почему на первой странице нашего журнала такие иллюстрации. Кто изображен на первой картинке? Какие рассказы Льва Николаевича Толстого вы читали? Чему учат эти рассказы? Кто нарисован на второй картинке? Что мы подумаем человеке, который раскрашивает стены такими надписями? А вы в своей речи никогда не говорите обидных, неприятных другим людям слов? Послушайте стихотворение О. Дриза “Кто я?” (Ученик VI класса читает стихотворение.)

Мать говорит: “На кого он похож?
Волосы дыбом, не мальчик, а еж!”
Стоило локтем сестренку задеть,
Крикнул отец: “Неуклюжий медведь!”
Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:
“Да замолчишь ты, горластый петух!”
Спать я сегодня не сразу пошел,
Дед рассердился: “Упрямый козел!”
К стене отвернулся и дуюсь молчком -
Того и гляди обзовут индюком!
Всех птиц и зверей принялся вспоминать –
Кем буду я завтра, хотел бы я знать!

Ведущий. Надеюсь, вы догадались, почему обиделся мальчик? Будем же более внимательны к тому, что мы говорим, постараемся не обижать никого грубым словом.

Выпуск второй. “Невероятно, но факт”

На иллюстрациях изображены некоторые эпизоды из жизни Маугли: появление мальчика в волчьей стае, игры с волчатами и др. Ребята вспоминают этого литературного героя, обсуждают события, которые происходили ним. Учитель-ведущий задает вопросы:“Умеют ли говорить животные? Есть ли у них свой язык?”. После того как третьеклассники выскажут собственное мнение, выступает один из корреспондентов.

Обезьяний язык

ВНью-Йоркском зоопарке ученые записывали на магнитофон “болтовню” обезьянах крики, ворчанье, сопенье. Неожиданно начался дождь, и запись пришлось прервать. На следующий день ученые включили запись, сделанную накануне. Услышав свои собственные крики, обезьяны почему-то тут же бросились под навес, хотя никакого дождя не было, на небе не было ни единой тучки.

Ведущий. Как вы думаете, почему обезьяны бросились прятаться? Можно ли научить животных нашему, человече кому языку? Может ли человек, если он попадет к животным, самостоятельно научиться языку людей. Слово предоставляется второму корреспонденту.

Человек и язык

Конечно, людям интересно знать, имеют ли язык животные и может ли человек научиться говорить на своем родном языке, если будет все время находиться вместе с животными. Оказывается, человек может научить животных произносить человеческие слова. Так, однажды удалось научить молодого шимпанзе произносить: “па-па”. Знаменитый дрессировщик Дуров выдрессировал собачку произношению “ма-ма”. Однако ни шимпанзе, ни собака не воспринимают и не производят звуков осознанно. Очень интересно, что дети, оказавшиеся в среде животных, не могут научиться ни говорить, ни мыслить, ни поступать так же, как человек. В 1920 г. в Индии охотники обнаружили в волчьей норе двух волчат и двух девочек. Девочки вели себя как волки, особенно старшая, ее назвали Камалой. Она прожила с волками не менее пяти лет. Девочка ходила на четвереньках, опираясь ладонями и ступнями о землю, и бегала так же быстро, как человек на двух ногах. Камала лакала, как собака, воду, с жадностью набрасывалась на сырое мясо, а по ночам выла по-волчьи. Девочка совершенно не умела говорить. Очеловечивание Камалы шло очень медленно. Лишь на третий год обучения она научилась держаться на двух ногах. Однако если надо было бежать, она падала на четвереньки и скакала на четырех конечностях. Обучение речи шло еще медленнее. Спустя четыре года Камала выучила всего шесть слов. Через семь лет она помнила около пятидесяти слов. Достигнув шестнадцати лет, девочка из волчьего логова вела себя как четырехлетние дети. К сожалению, вскоре она умерла.

Далее проводится беседа по рассказу. Третьеклассники делают вывод о том, что животные могут издавать понятные им сигналы, но настоящего языка у них нет. С помощью тех звуков, которые издают, они не могут общаться друг с другом так, как это делают люди. Животные не могут научиться языку людей, какие может этого сделать ребенок, оказавшийся вне человеческого общества.

Выпуск третий. “Имена как слова, они о многом говорят…”

Шестиклассники разыгрывают сценку, участниками которой являются индейцы и бледнолицый человек.

Первый индеец. Отличная у нас сегодня была охота.

Второй индеец. Да, только бизон меня чуть не догнал.

Первый индеец. Но ты, Быстроногий Олень, оказался быстрее его и успел убежать.

Второй индеец. Да и ты, Соколиный Глаз, сегодня был точен, как всегда. Первой же стрелой ты попал в бизона.

Появляется бледнолицый.

Бледнолицый. Я рад, что встретил вас, двух великих охотников. Мне бы хотелось охотиться вместе вами.

И н д е й ц ы. А как твое имя?

Бледнолицый. Меня зовут Джон.

Индеец. Что означает твое имя?

Бледнолицый. Меня назвали в честь моего деда, а его - в честь его деда, а что значит мое имя, я не знаю.

И н д е е ц. А что ты умеешь делать?

Бледнолицый. Я умею стрелять из ружья. (Стреляет из ружья. От грохота выстрела индейцы затыкают уши и с уважением смотрят на бледнолицего).

Индейцы. Мы согласны взять тебя на охоту. Покажешь, как ты умеешь охотиться, а называть мы тебя будем Громовая Палка, потому что имя человека всегда должно что-нибудь означать.

Ведущий. Почему индейцев звали Соколиный Глаз и Быстроногий Олень? Что могут означать такие имена индейцев, как Мудрый Змей, Хитрая Лисица? Как вы думаете, что значит ваше имя? Почему вас так назвали? Как правило, не в е третьеклассники знают, что означает их имя. Поэтому этот вопрос интересен всем. Рассказывает второй корреспондент. Наши предки, жители Древней Руси, тоже носили подобные имена-клички. Встречались тогда люди с именами Волк, Лось, Щука, Карась. Имена связывались с событиями из жизни и быта людей. Родился в семье сын-первенец, называли его Первушей, третий по счету был сын Третьяк. Некоторые имена возникли от существительных, обозначающих отвлеченные понятия, - таковы Вера, Надежда, Любовь и т.п. Все это были старинные русские имена. Задумаемся над тем, каковы же по происхождению имена современных людей. Исконно русских имен у нас очень мало. В старину были такие имена славянского происхождения, как Владимир (владеющий миром), Людмила (милая людям). А вот имена Елена и Ирина, Марина и Татьяна, Михаил и Александр, Секцией и Леонид являются иноязычными. Даже самые распространенные в русском народе имена Иван и Мария являются по происхождению не русскими. Христианские имена имели свое определенное значение. Например, Алексей (греч.) - защитник, Андрей (греч.) - мужественный, Валентин(а) (лат.) - сильный, Виктор (лат.) - побеждающий, победитель. Вероника (макед.)-победоносная и т.д.

При подготовке этого выпуска учитель русского языка заранее дает задание для нескольких школьников, которые с помощью специальной литературы должны выяснить значения имен своих одноклассников. Другие ребята готовят небольшие картонные “медальки” с рисунком и надписью, что означает каждое имя. В ходе проведения передачи или после него такими медалями награждаются ученики третьего класса.

Выпуск четвертый. “Зарождение письма”

На наш взгляд, трудна для восприятия третьеклассниками, зато предоставляет прекрасные возможности в плане зрительного ознакомления с этим материалом. Иллюстрациями к этой странице могут стать изображения различных древних и существующих в настоящее время типов письма: глинописи, египетских и китайских иероглифов, арабской вязи (использование компьютерных технологий).

Слово корреспонденту. Корни письменности уходят в глубокую древность. Один из древних видов письма - иероглиф. Родина такого письма - Древний Восток. Иероглифы были распространены в Египте, Китае, Малой Азии. До наших дней сохранилась только китайская система иероглифического письма. Буквенное письмо - это совершенно особый вид письма, когда звукам, которые мы произносим, в письменной речи соответствуют определенные буквы или сочетания букв. Из букв складываются слоги, из слогов образуется слово. Интересно, что народы, которые используют буквенное письмо, даже пишут по-разному: одни слева направо, как мы с вами, другие справа налево (арабское письмо).

Ведущий. Кто знает, когда у нас появилась своя собственная азбука? Кто ее придумал? Это мы узнаем, дойдя до пятого выпуска нашей передачи. Она называется “Славянская азбука” . Используются иллюстрации: изображение братьев Кирилла и Мефодия и славянской азбуки (букв и их названий).

Корреспондент.

Братья Кирилл и Мефодий

Принято считать, что русский, а точнее, славянский алфавит изобрели два греческих ученых монаха - братья Кирилл и Мефодий. Родом они были из города Солуни, где было в то время много славян, у которых братья и научились славянскому языку. В то время не было азбуки, способной передавать славянскую речь, поэтому в 863 году Кирилл Философ с помощью своего брата создал первый славянский алфавит. После этого братья перевели с греческого на славянский главные христианские книги - Евангелия. Так как многих слов из этих книг у славян не было, братьям приходилось придумывать новые, используя греческие слова. Ученые называют этот язык старославянским. На Русь письменность пришла после крещения ее князем Владимиром в 988 году. С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием.

Ведущий. задает третьеклассникам вопросы: “Кто были создатели славянского алфавита? Как назывался язык, которым были написаны первые церковные книги для славян? Ребята, а кто-нибудь догадался, почему же совокупность русских букв можно назвать словом азбука? Давайте прочитаем названия древних русских букв. Завершает ознакомление с этим выпуском - сообщение учителя о том, что каждый год 24 мая отмечается особый праздник -День славянской письменности.

Выпуск шестой называется “Игры со словами”

Ведущий. Сегодня мы узнали много интересного о языке. Поэтому нам необходим небольшой отдых. Вы, конечно, знаете, что существует много разных игр со словами. Самой распространенной является игра, которая называется кроссворд. Как правило, младшие школьники уже знакомы с такой лингвистической игрой по урокам русского зыка, чтения, природоведения.

Корреспондент.

Кое-что о кроссвордах

Составителем первого кроссворда, опубликованного в газете г. Нью-Йорка 21 декабря 1913 г., был английский журналист, который эмигрировал в Америку. Читателям эксперимент понравился, и головоломки этого журналиста стали печататься в самых разных изданиях. Любопытно, что один из первых кроссвордов был составлен в тюрьме. Житель Кейптауна (ЮАР), став виновником автокатастрофы, угодил на три года за решетку. Чтобы скоротать дни в камере, он придумывал слова и вписывал их в квадратные плитки, которыми был вымощен пол. Затем он переносил слова на бумагу, зашифровывал их и посылал в местную газету. Читатели завалили редакцию просьбами продолжить необычную игру. Именно этим рассказом обусловлена иллюстрация к шестой передаче, на которой в шуточной форме изображен заключенный, составляющий кроссворд на полу своей тюремной камеры. Кроме того, на этой передаче дается кроссворд, который предлагается отгадать третьеклассникам. Если позволяет время, шестиклассники рассказывают о других играх со словами, которые они знают. Завершает урок учитель-ведущий. Он сообщает материал, который был представлен в ходе передачи, и говорит, что ребята могут написать письма в адрес передачи, в которых ребята могут написать, что бы они еще хотели узнать о русском языке, задать вопросы по теме этого выпуска, a также выразить пожелания об иных формах его проведения. Таким образом, встречи школьников разного возраста при подготовке и проведении передачи “Пусть говорят” могут состояться не один раз.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вилинская средняя общеобразовательная школа №1»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Бронина Виктория Дмитриевна

Тема : «Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»

Цели :

    Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

    Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

    Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

    Расширить словарный запас, прививать любовь к родному языку.

    Сформировать навыки учебной деятельности, глубокие знания по предмету.

    Развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах.

    Повысить интерес к учению.

    Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, сопереживание

Оборудование: материалы, средства : бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

Оформление доски:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Счастливый случай

команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

I . Вступительная часть

1. Учитель:

Сегодня у нас необычный урок русского языка. Посвящён он году русского языка и чтения.

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл)

Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Итак, мы начинаем наш «Счастливый случай».

Команды готовы,
Жюри в ожидании,
Призы заготовлены -
Начинаем состязание!

II . Основная часть. Игра «Счастливый случай»

1. Представление команд. (Название, эмблема.)

Представление жюри

Каждой команде за 1 минуту задаются вопросы, на которые они должны ответить, и за каждый правильный ответ получить по 1 баллу (в быстром темпе).

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка )
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое )
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6 )
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3 )
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ? (Существительное )
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы )
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка )
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха )
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст )
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква )
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень )
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е , ё , я , ю . (Разделительный твердый знак )
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог )

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит )
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные )

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10 )
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6 )
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? (Прилагательное )
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра )
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2 )
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы )

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол )

11. Подберите синоним к слову верный . (Преданный ).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим )

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание )
14. Сколько согласных в слове денёк ? (3 )

3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Игроки команд обмениваются с противниками заготовленными вопросами-загадками.

4. Третий гейм: «Заморочки» из бочки».

Представители команд по очереди должны будут вытаскивать бочонок с номером вопроса 1,2,3,4,5,6. Ведущий читает вопрос. За каждый правильный ответ- 1 балл

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)

4 . “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

5. «Закончи пословицу»

Труд кормит, а лень….. портит.

Как аукнется, так и….. откликнется.

Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.

Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.

Сам погибай, а товарища…. выручай.

Мир строит, а война…….. разрушает.

6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица оперением,

таковы и речи.

5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».

За каждый правильный ответ – 2 балла..

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).

2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – ласка

2 команда - гусеница

6. Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Для каждой команды выделяется по одной минуте, в течение которой надо ответить на наибольшее количество вопросов. Можно говорить «ДАЛЬШЕ», если команда не знает ответа и надо сэкономить время.

Начинает проигрывающая команда.

Вопросы первой команде.

    Часть речи, обозначающая предмет (Существительное )

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив )

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение )

    Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

    Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).

    Назови синоним слова актёр . (Артист)

    Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

    В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).

    Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)

    Что означает имя Виктор? (Победитель)

    Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).

    Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

    Часть слова без окончания. (Основа )

    Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение )

    Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное )

    Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика )

    Сколько букв в русском алфавите? (33 )

    Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

    Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)

    Назови синоним слова тревога (Беспокойство)

    Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)

    В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)

    Я – синоним осьминога,

а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)

    Что означает имя Екатерина? (греческое) - чистота, благопристойность).

    Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).

    Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

7. Подведение итогов.

Закончена игра «Счастливый случай».…

Пришла пора итоги подвести:
Все баллы подсчитать.

И лидеров назвать.

Вердикт жюри

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч!

8. Награждение победителей.