Использование икт на уроках технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧЕНИКАМИ

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что обучение современного школьника происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция информационно-коммуникационных технологий в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

Цели использования информационных технологий на уроке:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В СТРУКТУРЕ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Использование ИКТ в структуре урока технологии повышает интерес к предмету, полезно для усвоения материала и способствует развитию креативного мышления обучающихся, позволяет учителю повысить свою профессиональную компетентность, а его ученикам раскрыть и расширить свой творческий потенциал.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования до игры. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютер позволяет усилить мотивацию обучающихся. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, оперативное поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая обучающихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Готовясь к своим урокам, начинаю с поиска дополнительной информации и наглядности в сети Интернет. Затем тщательно продумываю, в каком виде лучше подать материал, какие формы организации учебной деятельности применить.

Текстовый редактор Microsoft Word позволяет разрабатывать памятки, технологические карты, листы опроса, карточки заданий и самоконтроля и т.д., вставлять картинки. Например, к уроку «Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка к вышиванию» в 5 классе распечатала набор картинок с образцами разных видов вышивок, по которым в начале урока давала материал, а в конце урока устроила опрос на закрепление материала.

Электронные таблицы Microsof Exsel развивают системный подход. Особенно эффективны в процессе работы над творческими проектами. Позволяют анализировать экономические критерии изделия, маркетинговые исследования. Также используются для создания и прохождения тестов.

Графический редактор, встроенный в Word, и растровый редактор Paint дают возможность создавать простые чертежи и эскизы.

На уроках технологии можно широко использовать электронные издания и мультимедийные пособия, опирающиеся на обязательный минимум содержания образования для основной и старшей школы, например, от компании «Кирилл и Мефодий». Внутри содержательной линии электронных изданий информационной единицей является тема, которая подразделяется на пункты, включающие краткий справочный материал, звуковое описание инструментария и упражнения, в ходе выполнения которых и осваивается содержание. Также эффективному усвоению учебного материала способствует электронная библиотека. В моей практике имелся случай использования в обучающих целях компьютерной игры для девочек, в ходе которой нужно было подобрать для Барби все элементы костюма, аксессуары, прическу, макияж, оформить подиум для показа и выступить в качестве модели. Такая игра помогает усвоению материала о костюме, прическе, макияже, создании собственного стиля. Ее можно использовать при изучении разделов «Технология изготовления швейного изделия» и «Гигиена девушки. Косметика».

Но наибольшую помощь в проведении урока, на мой взгляд, учителю оказывают презентации, которые можно создавать в Microsoft Office PowerPoint. Ценность и главное преимущество Microsoft Office PowerPoint над остальными офисными программами в возможности использования анимации. Вообще ценность слайда, в котором только набран текст, весьма сомнительна. Зачем напрягать зрение, читая с экрана, когда на столе лежит учебник? Другое дело, когда тот же самый текст на слайде является неотъемлемой частью мультимедийного действия по объяснению сути материала. Например, на своем уроке по подготовке к вышиванию в 5 классе объясняла суть понятий «орнамент» и «колорит» следующим образом: на слайде появился один элемент орнамента – пояснила, что это просто узор, затем второй, третий – стало видно, что это не просто узор, а узор из повторяющихся элементов: это и есть орнамент – на слайде появился текст определения понятия «орнамент». На следующем слайде появился узор, вышитый черным по белому – спросила, красиво ли так, затем цвет фона изменился, изменились цвета вышитых элементов узора – спросила, стало ли красивее, опять изменились цвета – картина стала другой. Зависит ли восприятие узора от цветов, используемых в вышивке? Выяснилось, что зависит. Как все это называется? Появился текст определения «колорит». Подобный метод объяснения порождает в уме аудитории образ объясняемого процесса. Его можно многократно усилить предварительной подготовкой, в самых первых слайдах перенеся ученика в эпоху времен 19-20 веков, когда вышивка являлась неотъемлемой частью костюма, использовав при этом мелодии народных песен. Для завершения образа требуется показать практическую область применения вышивок в наши дни. И на слайде появляются фотографии вышивок на одежде, аксессуарах, предметах обихода. Таким образом, объяснительный этап урока стал интересным и более запоминающимся.

Первое, о чем стоит подумать, когда перед вами встал вопрос разработки слайдов к какой-либо теме урока, это то, как в образном виде представить объясняемое. Образы скрываются в любом предмете, действии, процессе или явлении. Нужно научиться их находить. А рассмотрение темы своего урока с точки зрения связанных с ней предметов и позволяет находить образность в тех вещах, где раньше эта образность и не предполагалась. Лучший метод создания образов – метод объяснения с помощью проведения аналогий между сложным для понимания объектом, процессом или явлением и тем, с чем каждый человек сталкивается в повседневности. Поэтому нужно находить или создавать аналоговые изображения в слайдах.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Использование мультимедийных продуктов актуально тем, в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований:

  • узнаваемость – соответствие предъявляемой информации;
  • динамика – время демонстрации должно быть оптимальным. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
  • продуманный алгоритм видеоряда изображений ;
  • оптимальный размер – это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников;
  • оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников и не дают сосредоточиться на главном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не

менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

“Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а её однообразием”.
К.Д.Ушинский

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ даёт возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач.

Учитель все яснее должен осознавать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов, т.к. их нехватка остро ощущается в учебном процессе. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации - важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути.

В этой связи возрастает значение компьютера, а в процесс обучения приходят новые информационные компьютерные технологии, основанные на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации.

Современный этап развития образования характеризуется активизацией поиска новых моделей образования, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма педагогов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, готовых применять на своих уроках современные информационно- коммуникационные технологии (ИКТ).

Что же понимается под базовой ИКТ - компетентностью.

Это-инвариант знаний, умений и опыта, необходимых педагогу для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИК - технологий общего назначения.

Предметно-ориентированная ИКТ - компетентность учителя предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формировании готовности к их внедрению в образовательную деятельность.

Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных программных продуктов.

Методику использования электронных учебных пособий ещё надо создавать. А в мастерских и сами компьютеры - большая редкость.

Необходимо формировать готовность и способность педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности, способность решения ряда задач.

К ним относятся:

  • совершенствование и развитие навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей;
  • ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средствами, а так же с возможностями их использованиями в учебном процессе;
  • овладением методикой преподавания технологии с использованием ИКТ;
  • развитие умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация и т.д.).

При объяснении нового материала и проведении практических работ по разным разделам программы “Технология” можно использовать ряд компьютерных программ: Word, Excel, Power Point, Pain, Adobe Photoshop.

Основными программными средствами, используемыми в процессе обучения, при этом являются соответственно:

  • редакторы документов;
  • электронные таблицы;
  • программа подготовки презентаций;
  • графические редакторы;
  • системы автоматизированного проектирования;
  • Интернет.

В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point (слайд – презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.

Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Необходимо отметить, что использовать презентацию возможно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и оснащения класса.
Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения.

Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и до 75% того, что одновременно видели и слышали.

Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.

Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время, необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото - и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы - устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения.

Слайд - фильм, или презентация, как метод - современен и перспективен, он позволяет учителю вносить изменения, уточнения, позволяет корректировать его в любое время, обеспечить лучшее осмысление и осознание той информации, которую учитель хочет донести до школьников.

Все слайд - презентации являются, прежде всего, носителями информации по предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активностии сознательности, учащихся в процессе учебной работы.

Разработка и демонстрация слайд - презентаций обучения, а так же применение технических средств обучения – не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для выполнения практической работы. Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

Например : с целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Несомненно, использование медиа презентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.

Существуют некоторые условия успешного (эффективного) представления наглядных пособий изготовленных с помощью ИКТ на уроке:

  • хорошее обозрение в кабинете, которое обеспечивается хорошей видимостью демонстрируемого наглядного пособия путем применения ответствующих красок экраном - указателем и т. д.;
  • наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала;
  • наглядное пособие демонстрируется тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала;
  • четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам;
  • необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово. Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации;
  • в процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно, большее количество анализаторов: зрение, слух и др.;
  • ограниченность презентации одной только наглядностью не даст положительного результата;
  • детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации;
  • мелкие объекты использовать в качестве раздаточных материалов;
  • привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Систематичность применения наглядных пособий в виде презентации способствует формированию у школьников умений работать с ними.

Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя, таким образом, и сам учебный процесс.

Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения. Систематичность применения ИКТ способствует формированию у них умений и навыков работы с компьютером.

Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

  • для более глубокого восприятия учебного материала;
  • в проектной деятельности;
  • в презентационной деятельности;
  • при создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
  • при работе в локальной и глобальной сети.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

  • Применение национально-регионального компонента в технологическом образовании вуза
  • Библиографический список:
  • Опыт работы городского методического объединения учителей технологии и изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре
  • Создание условий для развития познавательной активности на уроках технологии и во внеурочное время (из опыта работы)
  • Библиографический список:
  • К вопросу о творческой самореализации будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология»
  • Роль учебных экскурсий на промышленные предприятия в обучении технологии
  • Библиографический список:
  • Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как основа в создании экспонатов для кабинета истории и школьного музея
  • Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного образования
  • Библиографический список:
  • Формирование проектного мышления школьников в процессе технологической подготовки
  • Библиографический список:
  • Современные подходы развития одаренных детей
  • Библиографический список:
  • Проблемы преемственности технологического образования в школе и профессиональном образовании
  • Библиографический список
  • Развитие конструкторско-технологического мышления на уроках специальных дисциплин
  • Библиографический список:
  • Информатизация учебного процесса
  • Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии
  • Библиографический список
  • Развитие творческих способностей учащихся на элективных занятиях по технологии
  • Библиографический список:
  • Применение активных методов обучения на уроках технологии в школе
  • Новые подходы и педагогические инновации на уроках технологии
  • Самообразование учащихся как способ формирования универсальных учебных действий
  • Библиографический список:
  • Особенности реализации национально-регионального компонента содержания технологической подготовки школьников
  • Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов
  • Раздел 2. Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах
  • Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках технологии
  • Библиографический список:
  • Социальный проект как средство формирования социального сознания и гражданской позиции школьников
  • Компетентностный подход подготовки учителей образовательной области технология в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
  • Новые подходы к преподаванию школьных предметов в условиях перехода к стандартам второго поколения
  • Особенности подготовки учителей образовательной области «технология» в условиях перехода школы к стандартам второго поколения
  • Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной» в условиях перехода к стандартам второго поколения в профессиональном училище № 18
  • Библиографический список:
  • Привитие интереса учащихся в школе к предметам художественно – эстетического цикла
  • Библиографический список:
  • Использование метода проектов на уроках изобразительного искусства
  • Библиографический список:
  • Опыт внедрения музейно-образовательной программы: «На самом деле, рыба – белая и пушистая» среди учащихся 4-х классов образовательных школ нашего города
  • Библиографический список:
  • Разнообразие форм и методов контроля знаний в условиях личностно-ориентированного способа обучения учащихся на уроках технологии
  • Библиографический список
  • Беседа и рассказ на уроке технологии как средство развития кругозора младших школьников
  • Специфика системы образования в Китае
  • Раздел 3. Организация научной деятельности школьников и студентов формирование готовности студентов к исследовательской деятельности при изучении дисциплины по выбору
  • Библиографический список:
  • Исследовательская деятельность на уроках технологии
  • Интеграция науки, образования и бизнеса в процессе организации научной работы студентов
  • Библиографический список:
  • Возможности и особенности научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов технологических направлений для улучшения качества профессионального образования
  • Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
  • Организационная структура системы научно-исследовательской работы студентов среднего профессионального учебного заведения
  • Библиографический список
  • Подготовка школьников к профессиональному самоопределению
  • Библиографический список
  • Организация самостоятельной работы учащихся на уроках технологии в школе
  • Библиографический список:
  • Развитие критического мышления на уроках технологии
  • Базовая модель технологии развития критического мышления
  • II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
  • III. Стадия рефлексии (или размышления)
  • Библиографический список:
  • Современные условия преподавательской деятельности в вузе
  • Библиографический список:
  • Педагогическая практика в школе
  • Учебно-творческий проект «рождество» как адаптация и изучение духовного и мирового культурного наследия в современном обществе
  • Библиографический список:
  • Экологический дизайн во внеурочной деятельности
  • Художественно-прикладная обработка деревянных изделий в интерьере
  • Библиографический список:
  • ФактоРы, влияющИе на формирование и диагностику предметных способностей студента факультета изобразительного искусства и дизайна
  • Библиографический список:
  • О важности углубленного изучения культурологии для студентов, специализирующихся в области дизайна
  • Библиографический список:
  • Учебные и творческие задачи обучения изобразительному искусству: их особенности и вопросы превалирования
  • Библиографический список:
  • История искусства как составляющая в подготовке дизайнера
  • Эпоха Итальянского Возрождения
  • Формирование художественно-творческих навыков на уроках изобразительного искусства через использование заданий и упражнений исследовательского характера
  • Влияние искусства Японии на современный дизайн
  • Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
  • Великое прошлое дизайнерам настоящего
  • Библиографический список:
  • Роль искусства в жизни современного человека
  • Библиографический список:
  • Факторы, влияющие на восприятие и выбор цвета
  • Идеал женской красоты в Древнем Египте
  • Соотношение дизайна и искусства
  • К вопросу о значимости графического дизайна
  • Формирование культуры личности ребенка
  • Раздел 5. Технологические процессы в производстве Development of New Ionic Liquids
  • Application Development Environment for eTrobocon
  • Исследование влияния продувки газом на охлаждение отливок в магнитной форме
  • Применение совмещенных технологических процессов для получения металлоизделий
  • Библиографический список:
  • Исседование напряженно – деформированого состояния льда, находящегося под действием динамической нагрузки
  • Библиографический список:
  • Параметрическое 3d – моделирование установки горизонтального литья и деформации металла в среде t-flex
  • Технология пластической деформации металла в твердожидком состоянии
  • Библиографический список:
  • Моделирование охлаждения кокиля с сердечником
  • Методика испытаний (измерений)
  • Описание конструкции охлаждаемой пробки
  • Результаты испытаний
  • Ориентировочный расчёт охлаждения кокиля
  • Теплообмен в существующей конструкции кокиля
  • Теплообмен на наружной поверхности разработанного устройства в зоне отвода тепла
  • Библиографический список:
  • Расчёт теплообмена устройства в модернизированном кокиле
  • Расчет теплообмена модернизированной пробки, изготовленной из стали (рис. 1)
  • Расчёт теплообмена модернизированной пробки, изготовленного из медного жаропрочного сплава
  • Библиографический список:
  • Сравнительный анализ тепловых полей заготовок из сплава Pb-Sb и ад в кристаллизаторе переменного сечения
  • Библиографический список:
  • Исследование процесса формирования заготовок из пористых материалов на установке вертикального литья и деформации металла
  • Трехмерное моделирование установки вертикального литья и деформации металла как важный этап подготовки технологического процесса производства металлоизделий
  • Исследование процесса деформации пористых материалов
  • Сведения об авторах
  • Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.
  • Применение современных информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

    Иванов Ю.С., ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,

    Черемухин П.С., МОУ СОШ №14,

    г. Комсомольск-на-Амуре, Россия

    Information and communication technologies in education, their advantages, problems of implementation in the educational process. Software used in class technology.

    Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

    В связи с широким внедрением информационных технологий изменилась и роль учителя. Он перестал быть первоисточником информации и превратился в посредника, облегчающего её получение.

    Как выяснилось, большую пользу информационные технологии могут принести учителю технологии. Ведь предмет « Технология» - это один их тех предметов, которые позволяют очень лаконично соединять современную технику и процесс обучения. Именно поэтому мы в своей практике пытаемся соединять информатику и технологию.

    Достоинства ИКТ в процессе обучения

    Теоретические знания и практические навыки по ИКТ при подготовке и проведении уроков технологии, позволяют учителю:

      повысить интерес к предмету;

      сделать урок современным;

      сделать урок доступным для усвоения материала учениками;

      дает возможность эмоционально и образно подать материал;

      способствует установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между обучающимся и учителем;

      повысить профессионально-педагогическую компетенцию учителя.

    Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на уроках является усиление наглядности.

    В связи с этим необходимо вспомнить великого педагога К.Д. Ушинского, который считал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка, каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

    В работах А.А. Богуславского , В.М. Казакевича , В.А. Колесникова , Г.А. Мочалова , Г.Н. Некрасовой , Г.М. Пташкина, А.В. Лызлова , А.Н. Терёхина , Н.П. Шипицина и др. обоснованы дидактические проблемы теории и практики применения информационных технологий как дидактического средства в технологическом образовании.

    Из этих работ следует, что применение ИТ особенно актуально в образовательной области «Технология», т.к. необходимость использования ИТ в процессе технологического и допрофессионального обучения школьников обусловлена тем, что ИТ являются:

      основой в системах автоматизированного проектирования технологических процессов (САПР);

      основой работы технологических, транспортных роботов.

      единственным современным методом обработки информации, необходимой для обучения технологиям создания изделий или услуг.

      необходимой составной частью метода проектов - одного из основных методов обучения технологии.

    Использование ИТ на уроке

    Возникает вопрос: А когда же использовать ИКТ на уроке. Ответ - в любое время: в начале, в середине или в конце урока при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, рассказ, показ приемов выполнения практического задания - фрагментарно.

    Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Ведь средства мультимедиа, предоставляют учителю, возможность, показать необходимое изображение с точностью до мгновения.

    При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:

      Языки программирования - с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя-предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков, а также больших трудозатрат.

      Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении технологии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

      Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

      Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

      Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

      Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint, зрелищны и эффективны в работе с информацией.

      Интерактивные системы моделирования позволяют не только рассмотреть какой-либо процесс, но и принять в нем участие.

    Рассмотрим несколько примеров применения современных ИКТ на уроках технологии.

    Огромное внимание в учебных программах по технологии уделяется изучению технологий важнейших отраслей промышленности. Так, например, урок в 5 классе «Профессии столяра и плотника в современном мире. ХКК ГОС. Фанера. Получение, свойства», многие подобные темы можно наглядно показать средствами экскурсий. Но зачастую это оказывается довольно трудновыполнимой задачей из-за отсутствия подобного рода предприятий поблизости. Но что мешает учителю технологии найти в глобальной сети интересный фильм по данной тематике и показать его учащимся? Сложно найти - «Спроси у Гугла». http://trudovik.ucoz.ua/load/13-4-2

    В 5 классе в четвертой четверти один из уроков посвящен защите собственных изделий, которую можно организовать в виде конкурса с буклетами и мультимедиа презентациями, выполненными учениками.

    Зачастую на протяжении всего курса технологии учителю приходиться объяснять устройства сложных технических устройств. С использованием интерактивных обучающих материалов данные темы становятся нагляднее и интереснее.

    Если же технологию рассматривать не как предмет, а как предметную область, в совокупности с черчением и изобразительным искусством, то можно отметить следующее.

    Уроки рисования можно дополнить посещением виртуальных выстовок и музеев.

    Нами было перечислена лишь малая часть возможностей ИТ на уроках технологии, ведь все ограниченно лишь фантазией учителя и ИКТ компетентностью.

    Проблемы внедрения ИТ в образовательный процесс

    Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования.

    Массовый учитель, в принципе, ориентирован на сохранение существующей системы образования, на использование традиционных методов обучения. Переориентировать его на меняющуюся, учащуюся школу - основная проблема, но это сложная и трудновыполнимая задача.

    Для решения ее необходимо, в первую очередь, обеспечить информационную грамотность учителя.

      У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

      Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

      Отсутствие контакта с учителем информатики.

      В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

      Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

    Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Не развитие технологий ради технологий, а использование их ради поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся - актуальная задача современного образования, при модернизации которого особую роль уделяют информатизации обучения.

    Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении технологии достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету технологии.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

    Описание материала: в данной статье представлены и аргументированы плюсы использования нетрадиционных подходов в обучении школьников на уроках технологии. Использование информационно-коммуникативной поддержки позволяет активизировать интерес к изучаемому предмету, способствует развитию креативного мышления школьников.

    В настоящее время, традиционный подход к обучению не является актуальным. Для активизации знаний учащихся, для повышения уровня их интереса к предмету, для более полной реализации творческих замыслов обучающихся необходимо использовать новые средства в обучении, таковыми являются компьютерные технологии. Использование информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации позволяют демонстрировать иллюстративно-наглядный материал, видеофильмы, мультимедийные презентации.
    Компьютерные технологии в наибольшей степени позволяют реализовывать один из важнейших дидактических принципов- принцип интегративности –учет межпредметных связей.
    В системе технологической подготовки интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета технологии, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей, между информационной и технологической подготовкой.
    На основе анализа научной психолого-педагогической и специальной литературы, а также данных опытно-экспериментальной работы на сегодня выявлено шесть основных отличительных особенностей компьютера как средства обучения в комплексном его использовании с программными средствами различного назначения на уроках технологии.
    1. Возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога.
    В условиях дефицита учебного времени, возможность объединения компьютеров в локальную сеть позволяет педагогу обеспечить каждого обучающегося необходимым объемом информации, внимания и помощи. В режиме диалога возможно использование различных форм обучения: фронтальной, групповой, индивидуальной.
    2. Возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне.
    Как известно, процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков всегда индивидуален. По мнению проф. И.М.Чередова, в учебной деятельности чрезвычайно важно, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Использование компьютера позволяет намного полнее учитывать в учебном процессе возможности каждого ученика, предлагая посильные темпы работы и обеспечивая необходимую коррекцию результатов.
    3. Возможность моделирования объектовна основе динамики изображения и высокой степени наглядности.
    Выполняя работу на компьютере, ученик получает возможность смоделировать ситуацию и возможные результаты, полученные в ходе принятия каких-либо решений. Использование специальных программ позволяет создавать необходимы модели, подбирать формы, цветовые решения какой-либо поделки. Используя моделирующие возможности информационных систем, школьники могут не только выбрать заинтересовавшую их самоделку из большого числа представленных образцов, но изготовить ее в желаемом масштабе и оформить по своему усмотрению, проявив при этом творческие способности.
    4. Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени.
    В деятельности современного человека существует немало трудоемких информационно-поисковых, вычислительных и других подобных операций, которые поможет выполнить компьютер при наличии соответствующего программного обеспечения и его умелом использовании. Не освобождая учащихся от необходимости научиться пользоваться обычным справочным материалом, мы в то же время готовим их к будущей трудовой деятельности в условиях современного автоматизированного производства. Опыт показывает также, что использование на занятиях по технологии компьютера не уменьшает, а, наоборот позволяет увеличить опыт работы с конструкционным материалом, так как облегчает выполнение технических рисунков, расчетов, технологической документации.
    5. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа.
    Использование программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема. Они учатся осваивать ее с помощью компьютера: поиск, запуск программ, навигация по электронным справочникам, выделение требуемых сведений, их печатание. Специализированные базы данных позволяют быстро и легко находить необходимую информацию.
    6. Универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями.
    Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д.
    В настоящее время, актуально использование для предоставления частичной или полной информации на уроках такого средства обучения как мультимедийные презентации. Учебный материал демонстрируется при помощи программы PowerPoint (слайд – презентации). Данная форма является наиболее удачным наглядным пособием. Она дает возможность поэтапно, по необходимости демонстрировать любой наглядный материал: схемы, рисунки, таблицы, основные понятия и т.п. Данная альтернатива бумажным носителям дает возможность всем ученикам включаться в процесс обучения, так как слайды демонстрируются на большом экране, хорошо видны всем ученикам.
    Использование в презентациях иллюстраций, анимации, схем, графиков, включение в процесс урока интерактивных кроссвордов, тестов позволяет эмоционально воздействовать на обучающихся.
    Наглядные формы обучения позволяют лучше запечатлеть в памяти ученика определенные знания, сформировать образы, ближе и лучше рассмотреть какие-либо события, факты, интересные моменты.
    Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.
    Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Необходимо отметить, что использовать презентацию возможно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
    Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.
    На уроках технологии использование информационно-коммуникативных технологий является наиболее актуальным. Сейчас, в сети Интренет с легкостью можно найти всю необходимую информацию для ученика- это таблицы калорийности, энергетической ценности, описание продуктов, рецепты, возможность составления блюд их ограниченно количества продуктов. Имеется возможность онлайн-расчета калорийности блюд, подсчета белков, жиров, витаминов.
    При изучении различных видов декоративно-прикладного творчества возможность использования виртуальных выставок, сайтов, посвященных оригами, макраме, плетению из бисера, вышивке позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, эскизы.
    Таким образом, использование ИКТ на уроках технологии делает занятия более интересными, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, способствует пониманию более сложного материала, дает возможность использования различных стилей обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям, а обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
    ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Их использование позволяет повысить интерес учащихся к приобретению знаний, а так же облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
    Анализ занятий с применением информационно-коммуникативных технологий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Использование ИКТ на уроках технологии повышает интерес к предмету, что полезно при изучении нового материала и способствует развитию креативного мышления школьников.

    Список литературы:
    1. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
    2. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе – М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА. Информком.- Пресс.2002
    3. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MSPowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44