Изучение логической и механической памяти интерпретация. Экспериментальные исследования особенностей логической и механической памяти в подростковом возрасте

Мышление

1. Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

Математика

а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

Библиотека

а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход

пристань

а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина

Кастрюля

а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь

Телевизор

а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

Лестница

а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем – 6-7 ответов, о достаточном – 4-5, о низком – менее чем 5. (Нормы даны для детей младшего школьного возраста).

2. Методика "Исключение лишнего"

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Киев, Волга, Минск.

9. Шум, свист, гром, град.

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

11. Береза, сосна, дуб, роза.

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти та- кое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).

3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием, (нормы даны для детей младшего школьного возраста).

Методика №1

Цель:

Оборудование : Пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой-пары слов, не связанные по смыслу:

  • Нож-резать;
  • Ручка-писать;
  • Ученик-школа;
  • Курица-яйцо;
  • Лёд-коньки;
  • Небо-рак;
  • Рыба-песня;
  • Ботинки-стол;
  • Дерево-крыша;
  • Спички-кровать.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает пары слов из 1-ой колонки с интервалом между парой 5 секунд. После 10 сек. перерыва читаются левые слова с интервалом 15 сек., а ребёнок называет запомнившееся слово правой половины колонки. Аналогичная работа проводится со 2-ой колонкой слов.

Обработка результатов: Сопоставляются данные из 1-ой и 2-ой колонок, подсчитываются коэффициенты логической и механической памяти: количество правильно воспроизведённых слов/ 5. Идеальный вариант - 1. Делается вывод, какие лучше запоминать слова с механической или логической связью.

Методика №2

Цель : Исследование зрительной памяти.

Оборудование : 20 картинок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и запомнить картинки (10 шт.). Интервал между предъявлением картинок - 2 сек. Затем нужно сделать перерыв - 10 сек. Далее педагог перемешивает картинки, которые были предъявлены ребёнку, с новыми картинками (10 шт.). Затем надо разложить все 20 картинок на столе. После чего педагог предлагает ребёнку выбрать и назвать только те картинки, которые были показаны в самом начале.

Обработка результатов: Полученные результаты выражаются в процентах, и делается вывод о степени развития зрительной памяти у ребёнка.

Методика №3

Цель: Исследование логической памяти и механической памяти.

Оборудование: короткий рассказ с чёткими смысловыми единицами, например, «Галка и голуби».

Процедура исследования: Педагог читает рассказ и просит ребёнка воспроизвести его содержание.

Обработка результатов: Подсчитывается количество и полнота воспроизведённых смысловых единиц.

Методика №4

Цель: Проследить зависимость запоминания от особенностей личности.

Оборудование: Слова для запоминания: спичка, ведро, вода, друг, мыло, окно, школа, книга, ромашка, кукла, мороженое, шкаф, платье, заяц, песок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает их с интервалом в 5 секунд. После 10 сек. перерыва ребёнок воспроизводит запомнившиеся слова.

Обработка результатов: При анализе результатов обращают внимание на то, какие слова лучше воспроизведены ребёнком. Чаще всего лучше запоминаются эмоционально окрашенные слова или слова личностно значимые для ребёнка.

Цель: Исследование особенностей логической памяти, в частности, характер опосредованного запоминания. Эта методика даёт очень много ценной информации о состоянии памяти и мышления у ребёнка, которая может быть использована при дифференциации УО от нормы или ЗПР.

Оборудование: 12 слов и столько же, связанных с ними по смыслу, картинок.

Процедура исследования: Перед ребёнком кладут стопкой 12 картинок лицом вниз. Картинки необходимо положить в той последовательности, в которой будут произноситься слова. Педагог называет слово «играть» и предлагает ребёнку взять первую картинку, после чего спрашивает: «Почему при помощи этой картинки (кукла) можно запомнить слово «играть»?». Ребёнок объясняет связь между словом и картинкой, после чего откладывает эту картинку в сторону (лицом вниз). Таким же образом проводиться работа с остальными картинками и словами. На последнем этапе задания ребёнку предлагают брать картинки (по 1-ой) и воспроизводить связанные с ними слова. При воспроизведении слов картинки берутся не в той последовательности, в которой ребёнок брал их при запоминании слов.

Обработка результатов: По данным Л. В. Занкова, нормально развивающиеся дети овладевают операцией осмысленного запоминания к 10 годам. Умственно отсталые дети этого возраста не владеют приёмами осмысленного запоминания и припоминания. Картинка им только мешает. Нормально развивающиеся дети 10 лет запоминают более осмысленно, чем умственно отсталые дети 15-ти летнего возраста. Дети с имбецильностью указанного возраста даже не понимают смысла предложенного задания.

А. И.Леонтьевым)

Цель: изучение особенностей памяти (опосредованного запоминания). Представляет ценный материал для анализа характера мышления, способности ребёнка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).

Оборудование: 12 картинок и 6 слов для запоминания.

Процедура исследования: Перед ребёнком раскладывают все 12 картинок в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Инструкция: «Тебе будет нужно запомнить слова. Для того чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую картинку, которая потом поможет припомнить это слово. Вот, например, к слову «книга» подойдёт картинка «очки», потому что, чтобы лучше (удобнее) читать книгу нужны очки». Далее ребёнку называют слова и каждый раз при выборе им картинки, необходимо спрашивать: «Как эта картинка поможет запомнить слово.…Все отобранные ребёнком карточки откладываются в сторону. Спустя 40 или 60 минут ребёнку в произвольном порядке показывают по одной картинке и просят припомнить для запоминания, какого слова эта карточка была им отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить это слово.

Обработка результатов: Совершенно неважно, какую картинку выберет ребёнок. Установление связи между словом и картинкой носит сугубо индивидуальный характер, Важно, чтобы ребёнок установил содержательную смысловую связь между предъявляемым для запоминания словом и тем, что изображено на картинке.

А. И. Леонтьевым было доказано, что у нормально развивающихся детей 7-ми и старше лет опосредованное запоминание преобладает над непосредственным. С возрастом этот разрыв увеличивается ещё больше в пользу опосредованного запоминания. К 15 годам нормально развивающиеся дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала. Дети со слабой работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредованном запоминании, т. к. смысловая связь создаёт им дополнительную опору для запоминания. У нормально развивающихся детей смысловые связи между картинкой и словом образуются легко. Они говорят о характере знаний, представлений и жизненного опыта, иногда с помощью данной методики можно сделать вывод о способности ребёнка к обобщениям. У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются в замедленном темпе выбора картинки. Связи отличаются бедностью и однообразием, даваемые детьми объяснения скупы и односложны. Иногда имеет место излишняя детализация в перечислении подробностей рисунка, а иногда, сделав правильный выбор картинки, они не могут выразить словами смысловую связь. Дети с имбецильностью задания не понимают.

Методика №7

Цель: определение быстроты запоминания, полноты, точности и последовательности воспроизведения. Выясняется способность контролировать свои действия, работать сосредоточено и с интересом.

Оборудование: Текст «Что придумал Серёжа?».

Процедура исследования: Ребёнку даётся инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Потом расскажешь о том, о чём сейчас я прочитаю». Текст прочитывается повторно только в том случае, если ребёнок не в состоянии его воспроизвести после одного прослушивания.

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, с первого прослушивания полно и точно воспроизводят рассказ. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное запоминание материала. При воспроизведении они допускают неточности, нарушения смысла и последовательности. Им не всегда помогает помощь в форме наводящих вопросов.

Методика №8

Цель : Исследование особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 5-6 картинок, на которых изображены знакомые детям предметы.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно посмотреть и запомнить 5(6) картинок, которые выложены перед ним на столе в определённой последовательности, в течение 10 сек. После чего картинки убираются. Через 10 сек. ребёнку предлагается новая инструкция: « Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, без особых затруднений раскладывают картинки в нужном порядке. Умственно отсталые дети путаются в расположении картинок, испытывают затруднения.

Методика №9

Цель: Изучение особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 2 одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями.

Процедура исследования: Ребёнку предъявляют 1-ую картинку и предлагают внимательно посмотреть и запомнить на ней все предметы, их количество и месторасположение (демонстрация картинки - 1 минута). После чего картинка убирается. Через 10 сек. предъявляется 2-ая картинка. Инструкция: «Чем отличаются картинки?» или «Что изменилось?».

Обработка результатов: Фиксируются правильно названные и неправильно названные предметы. Нормально развивающиеся дети справляются с заданием, называют правильно предметы, которые были не нарисованы или которые появились. Умственно отсталые дети испытывают большие затруднения, без помощи не обходятся.

Методика №10

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Оборудование: 10 слов, не имеющие между собой никакой смысловой связи.

Процедура исследования: Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно и запоминать. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Педагог медленно и четко читает слова. Когда ребёнок их повторяет, педагог ставит в своём протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: « Сейчас я снова прочту те же самые слова, а ты опять должен (-а) повторить их: и те, которые ты уже называл (-а), и те, которые ты пропустил (-а) в первый раз – все вместе, в любом порядке». Педагог снова ставит крестики под словами, которые воспроизводит ребёнок. Далее опыт повторяется 3-ий, 4-ый и 5-ый раз, но без каких-либо инструкций. Педагог просто говорит: «Ещё раз». В случае если ребёнок называет какие-то лишние слова, педагог записывает их рядом с крестиками, а, если они повторяются, ставит крестики под ними. Никаких разговоров не должно быть.

Спустя 50 – 60 минут, педагог снова просит ребёнка воспроизвести эти слова (без напоминания). Эти повторения обозначаются кружочками.

Протокол методики №8 умственно отсталого ребёнка

Слова Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Лёд

№ повторений

№5 + + + + + +

Через 1 час 0 0 0

По этому протоколу может быть выведена «кривая запоминания».

Обработка результатов: У нормально развивающихся детей «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению ребёнок воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше 5-ти раз) количество воспроизведённых слов – 10. Умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Они могут воспроизводить лишние слова и застревать на этих ошибках (особенно дети с текущим органическим заболеванием головного мозга). «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Иногда «кривая запоминания» может иметь форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии интереса (при слабоумии с апатией).

Методика №11

Цель: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи испытуемых.

Оборудование: Тексты: басни, рассказы, имеющие иносказательный смысл (подтекст). Они предоставляют возможность последующего обсуждения.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно прослушать рассказ и запомнить его. Педагог читает текст. После чего ребёнок воспроизводит его. Устный рассказ педагог записывает дословно или с помощью магнитофона (диктофона). Главное внимание должно быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение рассказа, т. е. на вопросы и ответы по поводу его содержания.

Обработка результатов: При лёгких степенях олигофрении наблюдается дословное, почти правильное изложение деталей начала рассказа при непонимании ими переносного смысла (подтекста) рассказа. Нормально развивающиеся дети, как правило, понимают иносказательный смысл (подтекст) рассказа и правильно его воспроизводят.

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:

§ кукла – играть

§ курица – яйцо

§ ножницы – резать

§ лошадь – сани

§ книга – учитель

§ бабочка – муха

§ снег – зима

§ лампа – вечер

§ щетка – зубы

§ корова – молоко

Второй ряд:

§ жук – кресло

§ компас – клей

§ колокольчик – стрела

§ синица – сестра

§ лейка – трамвай

§ ботинки – самовар

§ спичка – графин

§ шляпа – пчела

§ рыба – пожар

§ пила – яичница

Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A

Методика изучения внимания

Методика «Числа и буквы»

Инструкция: Перед вами таблица с 49 числами - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.

Время выполнения задания - 5 мин.

Контрольный бланк:


Методика «Найди ошибку в пословицах»

Инструкция : Найди ошибку в пословицах. Время для выполнения задания – 3 минуты. В бланке для ответов под соответствующем номером пословицы напиши букву, на которую необходимо заменить неправильно написанную букву:

1. Когда на горе раб свистнет.

2. Конек – делу венец.

3. Лучше хлеб с содой, чем пирог с бедой.

4. Была бы фея, а хомут найдется.

5. Бедность не порог.

6. Где мед, там и муки.

7. Дурная голова рогам покоя не дает.

8. Без хозяина лом сирота.

9. Клип клипом вышибают.

10. Доброе слово и мошке приятно.

11. С глаз долой – из сердца вой.

12. С лица воду не лить.

13. Свято тесто пусто не бывает.

14. Первый блин колом.

15. На горе шапка горит.



Образец бланка для ответов:

Ключ для проверки:

«S-тест»

Определение скорости распределения и переключения внимания.

Ребенку дается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами – эталонами.

Попросите ребенка внимательно на элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним-двумя штрихами дополнить их до целостных фигур.

Проведите тренировку на отдельном листочке. Убедитесь, что ребенок понял задание.

Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.

Дети 6-7 лет справляются со всем заданием за 3-4 минуты и делают не более 5 ошибок.

Методика изучения памяти

«Диагностика кратковременной слуховой памяти»

Объём слуховой памяти младших школьников можно определить с помощью методики «10 слов». Слова зачитываются учителем громко, чётко, выразительно.

Инструкция . После произнесения 10 слов запиши все слова, которые запомнил.

Слова : лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш, девочка.

Оценка результата . После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

«Методика «Память на числа»»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования

«Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева»

Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.

Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.

Слова для запоминания:

Набор карточек для опосредованного запоминания:

умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.

Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.

Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.

Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

1. Методика «Определение типа памяти у младших школьников»

С помощью данной методики мы смогли определить ведущий вид памяти у учащихся. Анализ данных показал, что преобладающим типом памяти у 70 % обучающихся является комбинированная память.

Запоминание поступающей информации как с использованием зрительного, слухового и моторно-слухового восприятия осуществляется у детей в пределах нормы. Из этого можно сделать вывод, что если использовать несколько видов запоминания информации, то воспроизведение будет осуществляться в большем объеме.

У младших школьников с ЗПР отмечены индивидуальные различия в развитии разных видов памяти, которые будут представлены в диаграммах.

У Леры Б. объем слуховой, зрительной и моторно-слуховой памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,6; а комбинированная память имеет коэффициент 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах.

Рис. 1.

Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво среднее запоминание


Рис. 2.

У Леры А. объем слуховой и зрительной памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,5; моторно-слуховая комбинированная память имеет коэффициент 0,6, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво низкое запоминание.


Рис. 3.

У Саши Л. развитие слуховой памяти соответствует 0,5 коэффициента, развитие зрительной памяти - 0,7, развитие моторно-слуховой и комбинированной - 0,8, что указывает на доминирование комбинированных видов памяти над зрительной и слуховой памятью. Общая оценка развития разных видов памяти соответствует средним значениям для данного возрастного периода.


Рис. 4.

У Миши Г. зрительная и слуховая память развиты 0,6 коэффициента развития, моторно-слуховая и комбинированная память - 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него все виды памяти сформированы на среднем уровне.


Рис. 5.

У Даниила Ш. слуховая, зрительная и моторно-слуховая память соответствуют 0,6 коэффициенту развития, а комбинированная - 0,7. Коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него запоминание информации, поступающей через различные сенсорные каналы, сформировано в соответсвии с возрастными особенностями.

2. Методика «Изучение логической и механической памяти у младших школьников» (Н.Г. Молодцов)

При изучении памяти младших школьников с ЗПР по данной методике оценивались такие параметры, как объем смысловой и логической памяти, которые позволили выявить соответствующие коэффициенты.

Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет констатировать, что у всех учащихся преобладает логическое запоминание над механическим, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей. При этом результаты запоминания информации младшими школьниками с ЗПР характеризуют значениями объема памяти, отличающимися от возрастной нормы (в пределах от 0,15 до 0,35).

Индивидуальные различия в коэффициентах объемов логической и механической памяти представлены в диаграмме.


Рис. 6.

У Леры Б. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

У Леры А. устойчиво низкие показатели коэффициента объемов механической и логической памяти (0,15 и 0,25 соответственно). Логическая память преобладает над механической.

У Саши Л. высокие показатели коэффициента объема механической (0,3) и логической (0,35) памяти. Логическая память преобладает над механической.

Коэффициент объема механической памяти у Миши Г. равен 0,25, а логической - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

У Даниила Ш. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической памяти - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

3. Методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)

При выполнении методики младшие школьники с ЗПР испытывали сложности разного характера:

  • - при восприятии инструкции не правильно понимали указания по выполнению методики, задавали уточняющие вопросы;
  • - не укладывались во время, отведенное на выполнение задания, затрачивали большее количество времени для выполнения рисунка;
  • - затруднялись с изображением отвлеченных понятий (например, «развитие»);
  • - учащиеся долго вспоминали понятия, которые изображали символами и образами, соотносящимися со стимульным материалом.

Полученные данные в результате проведения данной методики представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели развития памяти и мышления по методике «Пиктограмма»

Обработка методики «Пиктограмма» осуществляется в соответствии со следующими параметрами:

Анализ результатов выполнения методики по параметру «адекватность» младшими школьниками с ЗПР позволяет определить сниженный показатель у 20% участников исследования. У 80% младших школьников с ЗПР показатель «адекватность» соответствует возрастной норме, что показывает на верное восприятие и отображение окружающей действительности детьми с данным нарушением развития.

Второй критерий «восстанавливаемость понятий» отражает уровень развития памяти школьников. Данный показатель у младших школьников с ЗПР в 80% случаях соответствует значениям ниже возрастной нормы и только 20% учащихся начальных классов с ЗПР демонстрируют показатели близкие к нормативным.

Большинство младших школьников с ЗПР (80%) для запоминания предъявляемой информации недостаточно абстрагируются от предлагаемых понятий, чаще используют конкретные рисунки. «Стандартность - оригинальность» как критерий оценки рисунков детей с ЗПР также у большинства участников начально-диагностического этапа исследования (80%) представлены ниже нормы, у 20% - в пределах средневозрастных нормативов.

У Леры Б. показатели по шкале «адекватность» составляет 90%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%, что свидетельствует о низком уровне развития памяти. Критерии «конкретность-абстрактность» и «стандартность - оригинальность» оценены в 100%, что является нормой. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

У Леры А. показатели по шкале «адекватность» составляет 80%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%. Эти данные говорят о том, что память развита на низком уровне. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 85% от нормы, критерий «стандартность - оригинальность» 90%. Это указывает на низкий уровень развития мышления. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

У Саши Л. показатели по всем шкалам устойчиво низкие. По критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» результаты ниже нормы - 50% и 70% соответственно, при норме больше 70% и 80%. Данные показатели свидетельствуют о том, что память и восприятие внешнего мира у младшего школьника не сформированы в достаточной степени. Критерии «конкретность-абстрактность» и «стандартность - оригинальность» представлены 60% и 70% соответственно, что отражает низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти - низкий.

Миша Г. отличается устойчиво высокими результатами по критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» - 80%. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 80%, критерий «стандартность - оригинальность» - 85% от нормы. Эти показатели говорят о низком уровне развития мышления. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

В норме у Даниила Ш. показатель «адекватность» - 80%, в свою очередь показатель «восстанавливаемость понятий» ниже нормы - 70%, что указывает на низкий уровень развития памяти. По шкале «конкретность-абстрактность» данные составляют 80%, а по шкале «стандартность - оригинальность» - 70%. У Даниила Ш. низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти - низкий.

Проанализировав данные по всем показателям, можно сделать вывод о том, что логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% - на низком уровне.

На основании анализа результатов проведенных диагностик мы пришли к следующим выводам:

  • 1. Преобладающими типами памяти у младших школьников с ЗПР является комбинированная и моторно-слуховая память.
  • 2. Логическая и механическая память развиты ниже возрастной нормы, при этом логическая преобладает над механической, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей.
  • 3. Логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% на низком уровне.