Мышление
1. Методика «Простые аналогии»
Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.
а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня |
|
2. Паровоз |
а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня |
а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос |
|
а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник |
|
Математика а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел |
|
а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья |
|
Библиотека а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож |
|
8. Пароход пристань |
а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы |
9. Смородина |
Кастрюля а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар |
10. Болезнь |
Телевизор а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер |
Лестница а) жители, б) ступеньки, в) каменный, |
Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем – 6-7 ответов, о достаточном – 4-5, о низком – менее чем 5. (Нормы даны для детей младшего школьного возраста).
2. Методика "Исключение лишнего"
Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти та- кое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием, (нормы даны для детей младшего школьного возраста).
Методика №1
Цель:
Оборудование : Пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой-пары слов, не связанные по смыслу:
- Нож-резать;
- Ручка-писать;
- Ученик-школа;
- Курица-яйцо;
- Лёд-коньки;
- Небо-рак;
- Рыба-песня;
- Ботинки-стол;
- Дерево-крыша;
- Спички-кровать.
Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает пары слов из 1-ой колонки с интервалом между парой 5 секунд. После 10 сек. перерыва читаются левые слова с интервалом 15 сек., а ребёнок называет запомнившееся слово правой половины колонки. Аналогичная работа проводится со 2-ой колонкой слов.
Обработка результатов: Сопоставляются данные из 1-ой и 2-ой колонок, подсчитываются коэффициенты логической и механической памяти: количество правильно воспроизведённых слов/ 5. Идеальный вариант - 1. Делается вывод, какие лучше запоминать слова с механической или логической связью.
Методика №2
Цель : Исследование зрительной памяти.
Оборудование : 20 картинок.
Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и запомнить картинки (10 шт.). Интервал между предъявлением картинок - 2 сек. Затем нужно сделать перерыв - 10 сек. Далее педагог перемешивает картинки, которые были предъявлены ребёнку, с новыми картинками (10 шт.). Затем надо разложить все 20 картинок на столе. После чего педагог предлагает ребёнку выбрать и назвать только те картинки, которые были показаны в самом начале.
Обработка результатов: Полученные результаты выражаются в процентах, и делается вывод о степени развития зрительной памяти у ребёнка.
Методика №3
Цель: Исследование логической памяти и механической памяти.
Оборудование: короткий рассказ с чёткими смысловыми единицами, например, «Галка и голуби».
Процедура исследования: Педагог читает рассказ и просит ребёнка воспроизвести его содержание.
Обработка результатов: Подсчитывается количество и полнота воспроизведённых смысловых единиц.
Методика №4
Цель: Проследить зависимость запоминания от особенностей личности.
Оборудование: Слова для запоминания: спичка, ведро, вода, друг, мыло, окно, школа, книга, ромашка, кукла, мороженое, шкаф, платье, заяц, песок.
Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает их с интервалом в 5 секунд. После 10 сек. перерыва ребёнок воспроизводит запомнившиеся слова.
Обработка результатов: При анализе результатов обращают внимание на то, какие слова лучше воспроизведены ребёнком. Чаще всего лучше запоминаются эмоционально окрашенные слова или слова личностно значимые для ребёнка.
Цель: Исследование особенностей логической памяти, в частности, характер опосредованного запоминания. Эта методика даёт очень много ценной информации о состоянии памяти и мышления у ребёнка, которая может быть использована при дифференциации УО от нормы или ЗПР.
Оборудование: 12 слов и столько же, связанных с ними по смыслу, картинок.
Процедура исследования: Перед ребёнком кладут стопкой 12 картинок лицом вниз. Картинки необходимо положить в той последовательности, в которой будут произноситься слова. Педагог называет слово «играть» и предлагает ребёнку взять первую картинку, после чего спрашивает: «Почему при помощи этой картинки (кукла) можно запомнить слово «играть»?». Ребёнок объясняет связь между словом и картинкой, после чего откладывает эту картинку в сторону (лицом вниз). Таким же образом проводиться работа с остальными картинками и словами. На последнем этапе задания ребёнку предлагают брать картинки (по 1-ой) и воспроизводить связанные с ними слова. При воспроизведении слов картинки берутся не в той последовательности, в которой ребёнок брал их при запоминании слов.
Обработка результатов: По данным Л. В. Занкова, нормально развивающиеся дети овладевают операцией осмысленного запоминания к 10 годам. Умственно отсталые дети этого возраста не владеют приёмами осмысленного запоминания и припоминания. Картинка им только мешает. Нормально развивающиеся дети 10 лет запоминают более осмысленно, чем умственно отсталые дети 15-ти летнего возраста. Дети с имбецильностью указанного возраста даже не понимают смысла предложенного задания.
А. И.Леонтьевым)
Цель: изучение особенностей памяти (опосредованного запоминания). Представляет ценный материал для анализа характера мышления, способности ребёнка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).
Оборудование: 12 картинок и 6 слов для запоминания.
Процедура исследования: Перед ребёнком раскладывают все 12 картинок в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Инструкция: «Тебе будет нужно запомнить слова. Для того чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую картинку, которая потом поможет припомнить это слово. Вот, например, к слову «книга» подойдёт картинка «очки», потому что, чтобы лучше (удобнее) читать книгу нужны очки». Далее ребёнку называют слова и каждый раз при выборе им картинки, необходимо спрашивать: «Как эта картинка поможет запомнить слово.…Все отобранные ребёнком карточки откладываются в сторону. Спустя 40 или 60 минут ребёнку в произвольном порядке показывают по одной картинке и просят припомнить для запоминания, какого слова эта карточка была им отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить это слово.
Обработка результатов: Совершенно неважно, какую картинку выберет ребёнок. Установление связи между словом и картинкой носит сугубо индивидуальный характер, Важно, чтобы ребёнок установил содержательную смысловую связь между предъявляемым для запоминания словом и тем, что изображено на картинке.
А. И. Леонтьевым было доказано, что у нормально развивающихся детей 7-ми и старше лет опосредованное запоминание преобладает над непосредственным. С возрастом этот разрыв увеличивается ещё больше в пользу опосредованного запоминания. К 15 годам нормально развивающиеся дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала. Дети со слабой работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредованном запоминании, т. к. смысловая связь создаёт им дополнительную опору для запоминания. У нормально развивающихся детей смысловые связи между картинкой и словом образуются легко. Они говорят о характере знаний, представлений и жизненного опыта, иногда с помощью данной методики можно сделать вывод о способности ребёнка к обобщениям. У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются в замедленном темпе выбора картинки. Связи отличаются бедностью и однообразием, даваемые детьми объяснения скупы и односложны. Иногда имеет место излишняя детализация в перечислении подробностей рисунка, а иногда, сделав правильный выбор картинки, они не могут выразить словами смысловую связь. Дети с имбецильностью задания не понимают.
Методика №7
Цель: определение быстроты запоминания, полноты, точности и последовательности воспроизведения. Выясняется способность контролировать свои действия, работать сосредоточено и с интересом.
Оборудование: Текст «Что придумал Серёжа?».
Процедура исследования: Ребёнку даётся инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Потом расскажешь о том, о чём сейчас я прочитаю». Текст прочитывается повторно только в том случае, если ребёнок не в состоянии его воспроизвести после одного прослушивания.
Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, с первого прослушивания полно и точно воспроизводят рассказ. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное запоминание материала. При воспроизведении они допускают неточности, нарушения смысла и последовательности. Им не всегда помогает помощь в форме наводящих вопросов.
Методика №8
Цель : Исследование особенностей зрительной памяти и внимания.
Оборудование: 5-6 картинок, на которых изображены знакомые детям предметы.
Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно посмотреть и запомнить 5(6) картинок, которые выложены перед ним на столе в определённой последовательности, в течение 10 сек. После чего картинки убираются. Через 10 сек. ребёнку предлагается новая инструкция: « Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».
Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, без особых затруднений раскладывают картинки в нужном порядке. Умственно отсталые дети путаются в расположении картинок, испытывают затруднения.
Методика №9
Цель: Изучение особенностей зрительной памяти и внимания.
Оборудование: 2 одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями.
Процедура исследования: Ребёнку предъявляют 1-ую картинку и предлагают внимательно посмотреть и запомнить на ней все предметы, их количество и месторасположение (демонстрация картинки - 1 минута). После чего картинка убирается. Через 10 сек. предъявляется 2-ая картинка. Инструкция: «Чем отличаются картинки?» или «Что изменилось?».
Обработка результатов: Фиксируются правильно названные и неправильно названные предметы. Нормально развивающиеся дети справляются с заданием, называют правильно предметы, которые были не нарисованы или которые появились. Умственно отсталые дети испытывают большие затруднения, без помощи не обходятся.
Методика №10
Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Оборудование: 10 слов, не имеющие между собой никакой смысловой связи.
Процедура исследования: Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно и запоминать. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Педагог медленно и четко читает слова. Когда ребёнок их повторяет, педагог ставит в своём протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: « Сейчас я снова прочту те же самые слова, а ты опять должен (-а) повторить их: и те, которые ты уже называл (-а), и те, которые ты пропустил (-а) в первый раз – все вместе, в любом порядке». Педагог снова ставит крестики под словами, которые воспроизводит ребёнок. Далее опыт повторяется 3-ий, 4-ый и 5-ый раз, но без каких-либо инструкций. Педагог просто говорит: «Ещё раз». В случае если ребёнок называет какие-то лишние слова, педагог записывает их рядом с крестиками, а, если они повторяются, ставит крестики под ними. Никаких разговоров не должно быть.
Спустя 50 – 60 минут, педагог снова просит ребёнка воспроизвести эти слова (без напоминания). Эти повторения обозначаются кружочками.
Протокол методики №8 умственно отсталого ребёнка
Слова Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Лёд
№ повторений
№5 + + + + + +
Через 1 час 0 0 0
По этому протоколу может быть выведена «кривая запоминания».
Обработка результатов: У нормально развивающихся детей «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению ребёнок воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше 5-ти раз) количество воспроизведённых слов – 10. Умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Они могут воспроизводить лишние слова и застревать на этих ошибках (особенно дети с текущим органическим заболеванием головного мозга). «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Иногда «кривая запоминания» может иметь форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии интереса (при слабоумии с апатией).
Методика №11
Цель: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи испытуемых.
Оборудование: Тексты: басни, рассказы, имеющие иносказательный смысл (подтекст). Они предоставляют возможность последующего обсуждения.
Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно прослушать рассказ и запомнить его. Педагог читает текст. После чего ребёнок воспроизводит его. Устный рассказ педагог записывает дословно или с помощью магнитофона (диктофона). Главное внимание должно быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение рассказа, т. е. на вопросы и ответы по поводу его содержания.
Обработка результатов: При лёгких степенях олигофрении наблюдается дословное, почти правильное изложение деталей начала рассказа при непонимании ими переносного смысла (подтекста) рассказа. Нормально развивающиеся дети, как правило, понимают иносказательный смысл (подтекст) рассказа и правильно его воспроизводят.
Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Первый ряд:
§ кукла – играть
§ курица – яйцо
§ ножницы – резать
§ лошадь – сани
§ книга – учитель
§ бабочка – муха
§ снег – зима
§ лампа – вечер
§ щетка – зубы
§ корова – молоко
Второй ряд:
§ жук – кресло
§ компас – клей
§ колокольчик – стрела
§ синица – сестра
§ лейка – трамвай
§ ботинки – самовар
§ спичка – графин
§ шляпа – пчела
§ рыба – пожар
§ пила – яичница
Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.
Объем смысловой и механической памяти
Объем смысловой памяти |
Объем механической памяти |
||||
Количество слов первого ряда (А) |
Количество запомнив- |
Коэффициент смысловой памяти C=B/A |
Количество слов второго ряда (А) |
Количество запомнив- |
Коэффициент механической памяти C=B/A |
Методика изучения внимания
Методика «Числа и буквы»
Инструкция: Перед вами таблица с 49 числами - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.
Время выполнения задания - 5 мин.
Контрольный бланк:
Методика «Найди ошибку в пословицах»
Инструкция : Найди ошибку в пословицах. Время для выполнения задания – 3 минуты. В бланке для ответов под соответствующем номером пословицы напиши букву, на которую необходимо заменить неправильно написанную букву:
1. Когда на горе раб свистнет.
2. Конек – делу венец.
3. Лучше хлеб с содой, чем пирог с бедой.
4. Была бы фея, а хомут найдется.
5. Бедность не порог.
6. Где мед, там и муки.
7. Дурная голова рогам покоя не дает.
8. Без хозяина лом сирота.
9. Клип клипом вышибают.
10. Доброе слово и мошке приятно.
11. С глаз долой – из сердца вой.
12. С лица воду не лить.
13. Свято тесто пусто не бывает.
14. Первый блин колом.
15. На горе шапка горит.
Образец бланка для ответов:
Ключ для проверки:
«S-тест»
Определение скорости распределения и переключения внимания.
Ребенку дается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами – эталонами.
Попросите ребенка внимательно на элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним-двумя штрихами дополнить их до целостных фигур.
Проведите тренировку на отдельном листочке. Убедитесь, что ребенок понял задание.
Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.
Дети 6-7 лет справляются со всем заданием за 3-4 минуты и делают не более 5 ошибок.
Методика изучения памяти
«Диагностика кратковременной слуховой памяти»
Объём слуховой памяти младших школьников можно определить с помощью методики «10 слов». Слова зачитываются учителем громко, чётко, выразительно.
Инструкция . После произнесения 10 слов запиши все слова, которые запомнил.
Слова : лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш, девочка.
Оценка результата . После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.
Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников
Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.
Объем смысловой и механической памяти
«Методика «Память на числа»»
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека - 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования
«Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева»
Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.
Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.
Слова для запоминания:
Набор карточек для опосредованного запоминания:
умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.
Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.
Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.
Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.
1. Методика «Определение типа памяти у младших школьников»
С помощью данной методики мы смогли определить ведущий вид памяти у учащихся. Анализ данных показал, что преобладающим типом памяти у 70 % обучающихся является комбинированная память.
Запоминание поступающей информации как с использованием зрительного, слухового и моторно-слухового восприятия осуществляется у детей в пределах нормы. Из этого можно сделать вывод, что если использовать несколько видов запоминания информации, то воспроизведение будет осуществляться в большем объеме.
У младших школьников с ЗПР отмечены индивидуальные различия в развитии разных видов памяти, которые будут представлены в диаграммах.
У Леры Б. объем слуховой, зрительной и моторно-слуховой памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,6; а комбинированная память имеет коэффициент 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах.
Рис. 1.
Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво среднее запоминание
Рис. 2.
У Леры А. объем слуховой и зрительной памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,5; моторно-слуховая комбинированная память имеет коэффициент 0,6, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво низкое запоминание.
Рис. 3.
У Саши Л. развитие слуховой памяти соответствует 0,5 коэффициента, развитие зрительной памяти - 0,7, развитие моторно-слуховой и комбинированной - 0,8, что указывает на доминирование комбинированных видов памяти над зрительной и слуховой памятью. Общая оценка развития разных видов памяти соответствует средним значениям для данного возрастного периода.
Рис. 4.
У Миши Г. зрительная и слуховая память развиты 0,6 коэффициента развития, моторно-слуховая и комбинированная память - 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него все виды памяти сформированы на среднем уровне.
Рис. 5.
У Даниила Ш. слуховая, зрительная и моторно-слуховая память соответствуют 0,6 коэффициенту развития, а комбинированная - 0,7. Коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него запоминание информации, поступающей через различные сенсорные каналы, сформировано в соответсвии с возрастными особенностями.
2. Методика «Изучение логической и механической памяти у младших школьников» (Н.Г. Молодцов)
При изучении памяти младших школьников с ЗПР по данной методике оценивались такие параметры, как объем смысловой и логической памяти, которые позволили выявить соответствующие коэффициенты.
Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет констатировать, что у всех учащихся преобладает логическое запоминание над механическим, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей. При этом результаты запоминания информации младшими школьниками с ЗПР характеризуют значениями объема памяти, отличающимися от возрастной нормы (в пределах от 0,15 до 0,35).
Индивидуальные различия в коэффициентах объемов логической и механической памяти представлены в диаграмме.
Рис. 6.
У Леры Б. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической - 0,3. Логическая память преобладает над механической.
У Леры А. устойчиво низкие показатели коэффициента объемов механической и логической памяти (0,15 и 0,25 соответственно). Логическая память преобладает над механической.
У Саши Л. высокие показатели коэффициента объема механической (0,3) и логической (0,35) памяти. Логическая память преобладает над механической.
Коэффициент объема механической памяти у Миши Г. равен 0,25, а логической - 0,3. Логическая память преобладает над механической.
У Даниила Ш. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической памяти - 0,3. Логическая память преобладает над механической.
3. Методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)
При выполнении методики младшие школьники с ЗПР испытывали сложности разного характера:
- - при восприятии инструкции не правильно понимали указания по выполнению методики, задавали уточняющие вопросы;
- - не укладывались во время, отведенное на выполнение задания, затрачивали большее количество времени для выполнения рисунка;
- - затруднялись с изображением отвлеченных понятий (например, «развитие»);
- - учащиеся долго вспоминали понятия, которые изображали символами и образами, соотносящимися со стимульным материалом.
Полученные данные в результате проведения данной методики представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели развития памяти и мышления по методике «Пиктограмма»
Обработка методики «Пиктограмма» осуществляется в соответствии со следующими параметрами:
Анализ результатов выполнения методики по параметру «адекватность» младшими школьниками с ЗПР позволяет определить сниженный показатель у 20% участников исследования. У 80% младших школьников с ЗПР показатель «адекватность» соответствует возрастной норме, что показывает на верное восприятие и отображение окружающей действительности детьми с данным нарушением развития.
Второй критерий «восстанавливаемость понятий» отражает уровень развития памяти школьников. Данный показатель у младших школьников с ЗПР в 80% случаях соответствует значениям ниже возрастной нормы и только 20% учащихся начальных классов с ЗПР демонстрируют показатели близкие к нормативным.
Большинство младших школьников с ЗПР (80%) для запоминания предъявляемой информации недостаточно абстрагируются от предлагаемых понятий, чаще используют конкретные рисунки. «Стандартность - оригинальность» как критерий оценки рисунков детей с ЗПР также у большинства участников начально-диагностического этапа исследования (80%) представлены ниже нормы, у 20% - в пределах средневозрастных нормативов.
У Леры Б. показатели по шкале «адекватность» составляет 90%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%, что свидетельствует о низком уровне развития памяти. Критерии «конкретность-абстрактность» и «стандартность - оригинальность» оценены в 100%, что является нормой. Развитие логической памяти - на среднем уровне.
У Леры А. показатели по шкале «адекватность» составляет 80%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%. Эти данные говорят о том, что память развита на низком уровне. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 85% от нормы, критерий «стандартность - оригинальность» 90%. Это указывает на низкий уровень развития мышления. Развитие логической памяти - на среднем уровне.
У Саши Л. показатели по всем шкалам устойчиво низкие. По критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» результаты ниже нормы - 50% и 70% соответственно, при норме больше 70% и 80%. Данные показатели свидетельствуют о том, что память и восприятие внешнего мира у младшего школьника не сформированы в достаточной степени. Критерии «конкретность-абстрактность» и «стандартность - оригинальность» представлены 60% и 70% соответственно, что отражает низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти - низкий.
Миша Г. отличается устойчиво высокими результатами по критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» - 80%. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 80%, критерий «стандартность - оригинальность» - 85% от нормы. Эти показатели говорят о низком уровне развития мышления. Развитие логической памяти - на среднем уровне.
В норме у Даниила Ш. показатель «адекватность» - 80%, в свою очередь показатель «восстанавливаемость понятий» ниже нормы - 70%, что указывает на низкий уровень развития памяти. По шкале «конкретность-абстрактность» данные составляют 80%, а по шкале «стандартность - оригинальность» - 70%. У Даниила Ш. низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти - низкий.
Проанализировав данные по всем показателям, можно сделать вывод о том, что логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% - на низком уровне.
На основании анализа результатов проведенных диагностик мы пришли к следующим выводам:
- 1. Преобладающими типами памяти у младших школьников с ЗПР является комбинированная и моторно-слуховая память.
- 2. Логическая и механическая память развиты ниже возрастной нормы, при этом логическая преобладает над механической, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей.
- 3. Логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% на низком уровне.