Какая тема подходит к произведению каштанка. Анализ рассказа чехова каштанка сочинение

(1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора» , «Беглец», «Гриша» , «Ванька» , «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.

Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры.

Главному персонажу Чехов уделяет много внимания. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили садистскими «фокусами». Только собачья преданность заставляла Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой. Интересно, что мы не только следим за Каштанкой в различных ситуациях, но также знаем о ее чувствах, переживаниях, мыслях. Этим тонким художественным приемом Чехов помогает читателю проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее. Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления. Про таких еще писал Некрасов : «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

Есть еще сочинения по произведениям Чехова:

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Каштанка – главная героиня произведения. Собака - помесь таксы и дворняжки с мордочкой, похожей на лисью.

Интересная судьба у этой, казалось бы, неприметной собачонки. Живя в доме столяра, она и представить не могла, что существует другая жизнь. Она делила всех людей на хозяев и заказчиков. Хозяева – добрые люди, которые ее кормят, играют с нею, порою бьют и кричат, но им это позволительно. Заказчики – чужаки, которых можно кусать за ноги.

Однажды, хозяин взял ее с собой к заказчику. Случилось так, что Каштанка потерялась. Бедное животное! Замерзшая и голодная она бегала по улицам, в поисках своего хозяина, и не находила его. Выбившись из сил, собака оказалась около чужого подъезда, где ее встретил незнакомец и взял жить к себе.

Каштанка попадает в другой мир. Здесь не бьют животных, не кричат на них, кормят вдоволь. Она получает новую кличку – Тетка. В новом доме она знакомиться с другими животными и у нее появляются друзья. Но, не смотря на все эти блага, собака скучает по своему хозяину, по его сыну Федюшке.

Вскоре новый хозяин учит ее цирковому делу и выводит с выступлением на арену. К невероятному счастью Каштанки на ее первое выступление приходит столяр с сыном, и узнают ее. Она бросает все и бежит к своим старым любимым хозяевам.

Произведение наполнено печалью и радостью. Смешные сцены уступают место грустным. Читая сцены игр Федюшки с Каштанкой, злишься на этого мальчугана за то, что он издевается над бедным животным. Невольно улыбаешься, когда делая пирамиду, животные падают, и грустишь в момент смерти гуся Ивана Иваныча.

Чему же учит нас это произведение? В чем мораль истории простой собачки?

Своим произведением А.П. Чехов показывает, какие преданные и верные животные. Не каждому человеку свойственно это качество. Даже в лучших условиях, она не забывает о своих старых хозяевах и при первой возможности возвращается к ним.

Благодаря данному произведению мы учимся относиться с большим вниманием и заботой к братьям нашим меньшим. Следует понимать, что животные беззащитные существа, нужно ухаживать за ними и оберегать от невзгод. Чтобы случилось с Каштанкой, не встреть она незнакомца? Она могла замерзнуть или умереть от голода.

Не просто так автор описал смерть гуся Иван Иваныча. Эта сцена говорит о том, что в любой момент может случиться так, что не станет дорогого и близкого человека. Нужно ценить каждый миг, прожитый вместе, наслаждаться каждым мгновеньем.

История Каштанки не оставит равнодушным ни одного читателя. Прочитав данное произведение, люди станут чуточку добрее.

Анализ произведения Каштанка 2

Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой. Это не просто рассказ о жизни собаки. Это описание отношений между животным и человеком, дружбы четвероногих. Рассказ о преданность собаки.

Жила Каштанка в доме мастера – столяра Луки Александровича и сына его Федора. И хотя питание было скудное, иногда приходилось довольствоваться остатками столярного клея, а игры Федюшки жестоки – Каштанка была очень предана своим хозяевам, не понимая слов, умела по выражению лица и по интонации понять их желания. Она имела свои представления о людях. Делила их на заказчиков и хозяев. Заказчиков она спокойно хватала за ноги, а вот от хозяев терпеливо переносила даже побои. Нередко по ночам она видела сны, не всегда добрые. Каштанка была довольна жизнью, любила хозяев.

Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны. Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть. В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой. Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя – Тетка. Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья. Все они были артистами цирка. Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски. Но она сильно тосковала по старой жизни.

В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь. Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже. Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием. Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц. Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки. Зрители рукоплескали. И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким. Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина. Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Шишкина Зима в лесу (Иней) 3, 2 класс

    Чувствуется, как там холодно. Снег такой красивый. И иней особенно красивый. Почти не видно черных веток, все серебрит иней. Снега тоже много. Небо голубое! Ни облачка. Очень приятно было б погулять в этой картине. Там иней хрустит, сияет снег. Зима!

  • Тема любви в рассказе Бунина Кавказ

    Иван Алексеевич Бунин по праву признан самим временем одним из мастеров русской прозы. Его рассказы небольших объемов, но продолжают пользоваться сумасшедшей популярностью среди читателей даже в настоящее время.

  • Сочинение Как мечта влияет на человека?

    У каждого из нас есть мечты. У кого-то мечты большие, идущие далеко вперед, а у кого-то совсем малые, но не менее весомые. С самого раннего детства мы мечтаем сначала о какой-то игрушке, потом о пятерке за четверть

  • Что делает Базарова героем своего времени? сочинение

    Что же делает Базарова героем нашего времени? В чём его индивидуальность? Чем он отличился в своём времени? Сейчас я постараюсь ответить на все эти вопросы, а потом уже будет понятно, что его всё-таки делает героем.

  • Сочинение Жизнь в глубинах космоса

    Звёзды невероятно красивы. Иногда хочется просто протянуть руку к небу и коснуться их, но… Они так далеко… Возможно, именно поэтому мне бы хотелось отправиться к ним?

Краткое описание

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.
Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка

Прикрепленные файлы: 1 файл

Анализ произведения «Каштанка» А. П. Чехова.

Составила студентка 3 курса

Группы НО-11, Хоноехва Айыына

Преподаватель – Шадрина С. Н.

  1. История создания произведения.

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.

Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры.

Автор рассказывает нам о собаке по имени Каштанка, потерявшейся, а затем найденной «незнакомцем», который приютил ее у себя дома, а после обучил различным трюкам. На первом своем цирковом выступлении Каштанка была узнана бывшими хозяевами. Собака возвращается к прежней жизни. Таким образом, тема произведения (т.е. о чем оно) – история потерявшейся собаки.

  1. Жанр произведения. Признаки жанров (жанров).

Итак, «Каштанка». Заглавие – первый композиционный элемент, с которым мы сталкиваемся при анализе любого произведения. Мы пока не знаем, что это – кличка «молодой рыжей собаки», для нас это пока – абстрактное имя, может быть, прозвище. «Именные» названия, как правило, отражают намерение писателя представить тот или иной тип в своем произведении (вспомним хотя бы «Евгения Онегина» Пушкина), а значит, мы можем предполагать, что нам расскажут типичную историю, произошедшую в типичных условиях с типичными героями. По мере прочтения предположение перерастет в уверенность, поэтому, забегая немножко вперед, скажем: «Каштанка» - эпическое произведение (представлена объективная картина мира) нравственно-бытового жанра, воплощенного в виде рассказа, написанного художественным методом критический реализм.

Жанр произведения – повесть. (Повесть - прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни).

  1. Название произведения и его смысл.

Первой ассоциацией на это имя служат кадры из одноименного советского мультфильма. Что-то детское. Теплые тона. И добрая улыбка: «мультик» из детства – он всегда добрый. Однако давайте обратимся к первоисточнику, послужившему основой для создания мультфильма, а именно – к тексту.

«Каштанка». Антон Павлович Чехов. Рассказ, небольшое произведение, всего несколько страниц. Но – удивительно! – насколько емкие, насколько сложные смыслы вкладывает писатель в такие простые, казалось бы, строки – в обычную историю потерявшейся собаки.

  1. Тематика и идея произведения.

Собака разговаривает и думает, как человек, выбирает свою дальнейшую судьбу - у столяра или у циркача, весёлая и сытая жизнь не для неё, так как в цирке ей нет свободы, её заставляют делать то, что она не хочет, но она делает это, так как потом за выполненное задание её накормят. Думаю, проблема выбора между свободой и своеобразным, но рабством.

Идея рассказа - торжество привязанности, любви и верности, которые оказываются выше сытости, удобств, блеска славы.

  1. Проблематика.

Вопрос, который возникает сам собой, - почему Каштанка с такой радостью возвращается к Луке Александрычу? Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному. Но, тем не менее, Каштанка в финале произведения делает выбор, и этот выбор – логически – не обоснован. Таким образом, проблема рассказа (т.е. вопрос, который ставит Чехов) – какую роль в жизни играет привязанность и «привычное» и как они влияют на судьбу человека. Тут вы вправе остановить меня, воскликнув: «Уважаемая! О судьбе какого такого человека идет речь, если главный герой – собака?». Формально – да, безусловно.

  1. Сюжет произведения.
  1. Система образов произведения.

Главные персонажи:

  • Каштанка - дворняжка
  • Лука Александрыч - столяр, прежний хозяин Каштанки
  • M-r Жорж - клоун, новый хозяин Каштанки

Второстепенные персонажи:

  • Федюшка - сын Луки Александрыча
  • Фёдор Тимофеич - дрессированный кот
  • Иван Иваныч - дрессированный гусь
  • Хавронья Ивановна - дрессированная свинья

Каштанка – центральный персонаж рассказа А.П.Чехова «Каштанка» (1887), «молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой». Историю К. надо оценивать с точки зрения жизненных интересов ее самой, потому что иначе исход событий может быть трактован прямо противоположным образом. К. жила у столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, и эта жизнь ее устраивала - даже садистские игры Федюшки не отменяли преданности К. Она была собакой интеллигентной, с устоявшимися представлениями о мире людей, поделенных ею на «две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков, между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры».

Лука Александрыч – жестокий, неответственный. Типичный представитель разорившегося дворянина, перебравшегося в город. Пьянство, грубость и желание самоутвердиться посредством унижения тех, кто на социальной лестнице стоит все-таки ниже, - вот этих каштанок.

M-r Жорж – клоун, подобравший Каштанку. Обладает добрым и мягким характером. Этот персонаж наделен главными достоинствами: добротой, мудростью и умением прощать.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее. Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления. Про таких еще писал Некрасов: «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

  1. Композиция произведения.

Завязкой является эпизод, когда собака, окончательно поняв, что потерялась, «прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». Завязка провоцируется случайным стечением обстоятельств, вот и здесь – «вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек». Каштанка и незнакомец идут к нему домой.

Далее действие развивается по нарастающей: собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Потом – страшное описание смерти Ивана Ивановича.

Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией. Это пик напряжения, которое разряжается, когда «наверху среди публики кто-то громко ахнул.

Каштанка и есть!».

мы ждем, как же поведет себя Тетка-Каштанка. «Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам».

Кульминация – это наивысшая точка напряжения конфликтующих сторон. Но… А был ли конфликт? По сути, повествование вполне статично, и мы будто погружаемся в него, тонем в нем, замираем в длительном ожидании – «А чем все закончится?». А заканчивается все очень быстро, буквально в нескольких абзацах, которые, кстати, по контрасту к общему характеру действия наполнены динамикой (это выражается хотя бы в количестве использованных глаголов: ахнул, свистнул, крикнул, позвали, вздрогнула, посмотрела, вспомнила, упала, вскочила, бросилась, раздался, прыгнула, очутилась, поползла, переходила…). Значит, что-то изменилось. Что? Если мы не видим внешнего противостояния, то стоит говорить о внутреннем конфликте, который, скорее всего, является психологическим или нравственным. Очевидно, суть конфликта как-то связана с тем вопросом, над которым мы задумались после первого прочтения – почему же Каштанка уходит к прежним хозяевам? Оставим его пока без ответа.

Развязка – вот она: Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой. Ничего не напоминает? Несколько страниц назад потерявшаяся собака так же шла домой – за незнакомцем. Сравним эпизоды завязки и развязки.

«… Каштанка … заскулила еще жалостнее.

А ты хорошая, смешная! – сказал незнакомец. – Совсем лисица! ...

Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдем!». Каштанка пошла.»

Развзяка.

«…- А ты, Каштанка, - недоумение. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра.

… Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется…»

И в первом, и во втором случаях Каштанка – найдена после потери. Мы видим разные отношения к ней нашедших ее людей. В завязке незнакомец ласков, нежен. А развязке Лука Александрыч – груб и не проявляет любви к собаке. Однако разнится и эмоциональное состояние Каштанки. В завязке она «плачет», скулит, в развязке же радуется. Т.е. ее настроение прямо противоположно тому, как относятся к ней люди. Развязка как бы зеркально отражает завязку. Иными словами, можно говорить о том, что Чехов использует прием кольцевой композиции (возможно, он не особенно явен), при котором в первом и последнем эпизоде повторяются внешние обстоятельства. Отметим также, что композиция построена по принципу контраста (длительное описание жизни Тетки и динамичное обращение ее снова в Каштанку) и дополнения (эпизоды дополняют друг друга, расширяя наше представление об изображаемом).

Итак, внешние обстоятельства повторяются. А что же происходит внутренне? А ничего. Мы можем с уверенностью сказать, что во внутреннем мире Каштанки абсолютно ничего не изменилось. Она променяла свободную жизнь, в которой она была самоценна, в которой ее уважали, но в которой, правда, приходилось трудиться, на жизнь подневольной твари. Зато на жизнь легкую, привычную. Променяла, не задумываясь, при первой возможности. Это и есть основной конфликт произведения – внутренний, нравственный конфликт выбора жизненных путей: свободного, но тернистого, или подневольного, но очень «удобного».

Таким образом, мы подошли к составлению сюжетообразующей схемы.

Пролог и эпилог как элементы сюжета отсутствуют. Из элементов композиции присутствуют заглавие, портреты (очень лаконичные), интерьер (даны в сопоставлении интерьеры комнаты столяра и незнакомца), монологи (которые подразумеваются как диалоги, т.к. представлены разговоры человека с животным, которое ответить не может, а вместо этого выполняет какое-либо действие или отзывается определенным эмоциональным состоянием).

1. История создания произведения.

Впервые это произведение вышло в свет под названием «В учёном обществе» в 1887 году, на Рождество. В 1892 году Чехов переработал его для выпуска в иллюстрированном издании. В результате главы были разделены по-другому, и появилась ещё одна - «Беспокойная ночь».

Об истории создания произведения сведения разноречивы. Дрессировщик Владимир Дуров считал, что происшествие с его любимой собакой послужило основой сюжета «Каштанки», а, по мнению В.А. Гиляровского, «Каштанка» написана на основе рассказа о собаке артиста Григорьева. Приятель Чехова Е.Т. Ефимьев утверждал, что образ Каштанки списан с его собаки.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Есть мнения, что «Каштанка» - повесть. Вероятно, такая точка зрения связана с разделением текста на главы и протяжённостью истории приблизительно в месячный срок. Всё же принято считать «Каштанку» рассказом на том основании, что в произведении только одна сюжетная линия, повествование довольно динамично, не содержит лирических отступлений и по объёму до повести не дотягивает.

3. Название произведения и его смысл.

Каштанка - кличка собаки, очень тёплая, вызывающая ассоциации с каштановым орехом. Вынося имя в название, писатель, очевидно, намеревается создать в своём произведении типический образ (например, «Рудин», «Дядя Ваня», «Евгений Онегин»). Значит, изложенная история должна быть типичной.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица, но назвать повествование чисто авторским нельзя. Чехов использует такую повествовательную форму, как несобственно-прямая речь, которая сливается с авторской речью. В рассказе автор говорит, чувствует и думает за своего героя - Каштанку, которая попеременно выступает объектом и субъектом речи. Субъективация повествования, то есть изображение действительности глазами Каштанки, помогает глубже проникнуть в её мир.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Человек и животное, их взаимоотношения.

Идея: Бескорыстная любовь и преданность.

Каштанка не променяла на сытую жизнь своих старых хозяев, у которых она выросла. В трудную минуту ей встретился добрый человек, который позаботился о ней. У этого незнакомца ей жилось не в пример лучше, чем у прежних нерадивых хозяев. Но только встретились Каштанке снова Лука Александрыч и Федюшка, как она пришла в неописуемый восторг и убежала к ним.

Проблематика. Люди должны ответственно относиться к живым существам, наделённым способностью любить их, и не причинять им страданий.

Среди людей встречается как душевная чуткость (незнакомец), так и душевная чёрствость в отношении «братьев наших меньших». Столяр Лука Александрыч и его сын Федюшка по-своему любят Каштанку, но в силу примитивного воспитания и душевной неразвитости часто обращаются с ней жестоко.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Каштанка, молодая рыжая псина с лисьей мордой, потерялась на улице, отстала от своего хозяина, вечно пьяненького столяра Луки Александрыча. Бедняжка выбилась из сил, ища его. За весь день она, кроме клейстера у переплётчика и шкурки колбасы, ничего не ела. Зимой, в темноте, одна. Каштанкой овладело отчаяние и ужас, она «стала горько плакать» у подъезда. К счастью, на неё наткнулся незнакомец, который пожалел и приютил её. Он оказался клоуном цирка.

Незнакомец до опьянения накормил Каштанку, позже познакомил её с другими обитателями квартиры - котом и гусем. Она стала жить с ними, в отведённой им комнате с грязными обоями. Новый хозяин назвал собаку Тёткой, откормил её до внешней холёности и стал с успехом обучать Тётку трюкам. Каштанка-Тётка подружилась с котом Фёдором Тимофеевичем и гусем Иваном Иванычем, привыкла к новой жизни, вкусной еде, но часто на неё накатывала грусть, какие-то милые фигурки, пахнущие клеем и стружками, смутно всплывали в её памяти.

Однажды ночью случилось несчастье: умер гусь Иван Иваныч, попавший накануне под копыто лошади. Новый хозяин (мистер Жорж) берёт в цирк для номера Каштанку. Номер сорвался, потому что посреди представления с галёрки её стали звать Лука Александрыч и Федюшка. Их лица для неё были яркой вспышкой, озарившей память. Обезумевшая от счастья Каштанка бросается к ним. И уже прежняя сытая жизнь кажется ей тяжёлым сном.

7. Система образов произведения.

Каштанка - молодая рыжая дворняга с примесью таксы. Делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первым дано право бить её, а вторых она сама может кусать за икры. Не выносит музыки. Очень любит хозяина Луку Александрыча, его сына, столярную мастерскую с запахом стружек, клея и лака. Отличается смышлёностью, легко учится трюкам у клоуна.

Лука Александрыч - хороший столяр, у него много заказчиков, но часто бывает навеселе. Каштанка для него и собеседник, и спутник, но может пнуть, кормить забывает, жестокие забавы сына с собакой не пресекает. Однако очень радуется, когда пропавшая Каштанка находится.

Незнакомец - клоун из цирка, занимается дрессировкой животных, ставит с ними забавные номера. В его голосе звучат тёплые, душевные нотки. Очень добр к животным, сочувствует Каштанке.

Кот Фёдор Тимофеич и гусь Иван Иваныч - дрессированные животные клоуна. Кот старый, ленивый, исполняет всё команды нехотя, делая одолжение и презирая цирковое искусство. Гусь многоречив, что раздражало Каштанку. В подготовке номеров трудился до седьмого пота вместе с хозяином.

8. Композиция произведения.

Завязка - в первых строках рассказа: Каштанка потерялась. Дальше, в развитии действия. Читатель наблюдает за жизнью Каштанки у нового хозяина. Кульминационный момент - вскрик детского голоса среди публики («Тятька!...А ведь это Каштанка!»). Развязка - счастливая Каштанка идёт следом за Лукой Александрычем и Федюшкой.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В рассказе Чехов широко использует такой художественный приём, как метафора. Этот приём позволяет описывать жизнь собаки так, что она становится приближенной к жизни человека. Так, Каштанка бегала, плача, старалась дать себе отчёт, решала вопрос: где лучше…

10. Отзыв о произведении.

Сам Антон Павлович назвал своё произведение «сказкой из собачьей жизни». Он очень любил животных, особенно собак, которые всегда присутствовали в его жизни. Ему удалось создать замечательное произведение для детей, вызывающее сострадание и любовь к этим, в сущности, беззащитным четвероногим с верным сердцем.

Анализ рассказа А.П.Чехова «Каштанка»

выполнила студентка группы В-1

Анацко Дарья

Каштанка. Первой ассоциацией на это имя служат кадры из одноименного советского мультфильма. Что-то детское. Теплые тона. И добрая улыбка: «мультик» из детства – он всегда добрый. Однако давайте обратимся к первоисточнику, послужившему основой для создания мультфильма, а именно – к тексту.
«Каштанка». Антон Павлович Чехов. Рассказ, небольшое произведение, всего несколько страниц. Но – удивительно! – насколько емкие, насколько сложные смыслы вкладывает писатель в такие простые, казалось бы, строки – в обычную историю потерявшейся собаки. А впрочем, стоит ли удивляться? Чехов. Но по порядку.

***
Итак, «Каштанка». Заглавие – первый композиционный элемент, с которым мы сталкиваемся при анализе любого произведения. Мы пока не знаем, что это – кличка «молодой рыжей собаки», для нас это пока – абстрактное имя, может быть, прозвище. «Именные» названия, как правило, отражают намерение писателя представить тот или иной тип в своем произведении (вспомним хотя бы «Евгения Онегина» Пушкина), а значит, мы можем предполагать, что нам расскажут типичную историю, произошедшую в типичных условиях с типичными героями. По мере прочтения предположение перерастет в уверенность, поэтому, забегая немножко вперед, скажем: «Каштанка» - эпическое произведение (представлена объективная картина мира) нравственно-бытового жанра, воплощенного в виде рассказа, написанного художественным методом критический реализм.

Для наиболее профессионального исследования данного произведения необходимо прочесть текст трижды и проанализировать его на трех уровнях: 1) идейно-тематическом, 2) сюжетообразующем, 3) поэтическом.

Автор рассказывает нам о собаке по имени Каштанка, потерявшейся, а затем найденной «незнакомцем», который приютил ее у себя дома, а после обучил различным трюкам. На первом своем цирковом выступлении Каштанка была узнана бывшими хозяевами. Собака возвращается к прежней жизни. Таким образом, тема произведения (т.е. о чем оно) – история потерявшейся собаки.

Вопрос, который возникает сам собой, - почему Каштанка с такой радостью возвращается к Луке Александрычу? Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному. Но, тем не менее, Каштанка в финале произведения делает выбор, и этот выбор – логически – не обоснован. Таким образом, проблема рассказа (т.е. вопрос, который ставит Чехов) – какую роль в жизни играет привязанность и «привычное» и как они влияют на судьбу человека. Тут вы вправе остановить меня, воскликнув: «Уважаемая! О судьбе какого такого человека идет речь, если главный герой – собака?». Формально – да, безусловно.

«Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу». Этим предложением сам Чехов начинает свое произведение. Но давайте вдумаемся. Антон Чехов. Писатель рубежа веков, болеющий за будущее России, за судьбы ее социальных слоев, создавший великолепную галерею типичных персонажей своего времени, презирающий мразь и низость этой жизни, вдруг - внезапно! – посередине своего творческого пути пишет душещипательный рассказ о потерявшемся животном. Интересно, с какой целью? Неужели морально отдохнуть от грубости действительности и создать ни к чему не обязывающее, поверхностное произведение о маленькой собачке, по мотивам которого через несколько десятилетий снимут прекраснейшую мультипликационную картину? Извините, не верю. Чеховым был избран трудный путь человека, который видит больше своих современников и осмеливается критиковать устой жизни, и этот путь был достойно пройден до конца.

Чехов создал в рассказе довольно сложную систему художественных образов. Для понимания авторской идеи необходимо интерпретировать (т.е. истолковать) ее. Но обратимся к этому несколько позже. Сейчас нас интересует сюжетообразующий уровень произведения.

В первом абзаце текста мы можем наблюдать композиционный прием ретроспекции (т.е. прием хронометрического возврата, поворота сюжета к прошлому), который начинается со слов «она отлично помнила…» и заканчивается словами «Каштанка бегала взад и вперед», т.е. повтором первого предложения. Тут же, в воспоминании собаки о прошедшем дне, нам дается лаконичная экспозиция – мы знакомимся с Лукой Александрычем, понимаем, какую жизнь ведет Каштанка.

Завязкой является эпизод, когда собака, окончательно поняв, что потерялась, «прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». Завязка провоцируется случайным стечением обстоятельств, вот и здесь – «вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек». Каштанка и незнакомец идут к нему домой.

Далее действие развивается по нарастающей: собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Потом – страшное описание смерти Ивана Ивановича.

Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией . Это пик напряжения, которое разряжается, когда «наверху среди публики кто-то громко ахнул.

Каштанка и есть!».

И мы ждем, как же поведет себя Тетка-Каштанка. «Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам».

Кульминация – это наивысшая точка напряжения конфликтующих сторон. Но… А был ли конфликт? По сути, повествование вполне статично, и мы будто погружаемся в него, тонем в нем, замираем в длительном ожидании – «А чем все закончится?». А заканчивается все очень быстро, буквально в нескольких абзацах, которые, кстати, по контрасту к общему характеру действия наполнены динамикой (это выражается хотя бы в количестве использованных глаголов: ахнул, свистнул, крикнул, позвали, вздрогнула, посмотрела, вспомнила, упала, вскочила, бросилась, раздался, прыгнула, очутилась, поползла, переходила…). Значит, что-то изменилось. Что? Если мы не видим внешнего противостояния, то стоит говорить о внутреннем конфликте , который, скорее всего, является психологическим или нравственным. Очевидно, суть конфликта как-то связана с тем вопросом, над которым мы задумались после первого прочтения – почему же Каштанка уходит к прежним хозяевам? Оставим его пока без ответа.

Развязка – вот она: Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой. Ничего не напоминает? Несколько страниц назад потерявшаяся собака так же шла домой – за незнакомцем. Сравним эпизоды завязки и развязки.

«… Каштанка … заскулила еще жалостнее .

А ты хорошая, смешная ! – сказал незнакомец. – Совсем лисица! ...

Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдем!». Каштанка пошла.»

Развзяка.

«…- А ты, Каштанка, - недоумение . Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра.

… Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется …»

И в первом, и во втором случаях Каштанка – найдена после потери. Мы видим разные отношения к ней нашедших ее людей. В завязке незнакомец ласков, нежен. А развязке Лука Александрыч – груб и не проявляет любви к собаке. Однако разнится и эмоциональное состояние Каштанки. В завязке она «плачет», скулит, в развязке же радуется. Т.е. ее настроение прямо противоположно тому, как относятся к ней люди. Развязка как бы зеркально отражает завязку. Иными словами, можно говорить о том, что Чехов использует прием кольцевой композиции (возможно, он не особенно явен), при котором в первом и последнем эпизоде повторяются внешние обстоятельства. Отметим также, что композиция построена по принципу контраста (длительное описание жизни Тетки и динамичное обращение ее снова в Каштанку) и дополнения (эпизоды дополняют друг друга, расширяя наше представление об изображаемом).

Итак, внешние обстоятельства повторяются. А что же происходит внутренне? А ничего. Мы можем с уверенностью сказать, что во внутреннем мире Каштанки абсолютно ничего не изменилось. Она променяла свободную жизнь, в которой она была самоценна, в которой ее уважали, но в которой, правда, приходилось трудиться, на жизнь подневольной твари. Зато на жизнь легкую, привычную. Променяла, не задумываясь, при первой возможности. Это и есть основной конфликт произведения – внутренний, нравственный конфликт выбора жизненных путей : свободного, но тернистого, или подневольного, но очень «удобного».

Таким образом, мы подошли к составлению сюжетообразующей схемы .

Пролог и эпилог как элементы сюжета отсутствуют. Из элементов композиции присутствуют заглавие, портреты (очень лаконичные), интерьер (даны в сопоставлении интерьеры комнаты столяра и незнакомца), монологи (которые подразумеваются как диалоги, т.к. представлены разговоры человека с животным, которое ответить не может, а вместо этого выполняет какое-либо действие или отзывается определенным эмоциональным состоянием).

Теперь мы подошли к интерпретации системы художественных образов , которую оставили несколько ранее. На наш взгляд, писатель использует аллегорию, подразумевая в образе Каштанки распространенный тип «маленького человека» (не забываем, художественный метод, которым пользовался Чехов, - реализм), может быть, мелкого чиновника, словом, представителя самого распространенного сословия – незначительного мещанина без права голоса, находящегося в постоянной зависимости от кого- или чего-либо.

Таким образом, выделенный нами конфликт приобретает масштаб и большую общественную значимость. Автор указывает на такие характерные черты «маленького человека», как его цинизм, невозможность самостоятельного действия. Вспомним, как разрешается конфликт произведения – выбран путь легкий, но путь унижения. Чехов попросту подписывает приговор России. Он говорит, что основная общественная масса – инертна, мертва, и ей вполне нравится получать постоянные подзатыльники и слушать в свой адрес: «ты… насекомое существо и больше ничего». Эта масса может только «плакать», когда осталась без руководящей, направляющей руки, «скулить» о своей тяжелой доле и жалеть себя, любимую. Чехов ироничен, он смеется над Каштанкой: «если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: “Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!”». В то время как здравомыслящий человек, видя «невозможность» своей жизни, старается исправить ее своими руками, ноющие «маленькие люди» думают: «Нужно застрелиться!». Слово «нужно» выглядит смешно, неуклюже в данном контексте. Нужно… Такое ощущение, что это речь романтического героя – «Стреляемся, сударь! На рассвете!». Но романтический герой – он активен, он пылок, он полон жизни! Если говорит – «стреляемся!», значит, действительно – на рассвете, с пятнадцати шагов. А каштанки сидят в своих уголочках – «нужно застрелиться».Нелепая, глупая пародия на человека.

Лука Александрыч – типичный представитель разорившегося дворянина, перебравшегося в город. Пьянство, грубость и желание самоутвердиться посредством унижения тех, кто на социальной лестнице стоит все-таки ниже, - вот этих каштанок.

Лука – и сразу же вспоминается тёзка из «На дне» Горького. Лука – тот, кто лукавит. Обратимся за точным разъяснением к толковому словарю Ожегова. Лукавить – хитрить, притворяться, вести себя неискренне. С другой стороны, Лукавый – так называли и Сатану… Но не стоит передергивать, говоря, что в городском умирающем дворянстве Чехов видел дьявольскую волю, направленную на разрушение России, но, в любом случае, наградив персонажа таким именем – Лука – автор вполне недвусмысленно высказал свое отрицательное к нему отношение.

Федюшка – малолетний сын Луки, проявляющий определенный садистские наклонности. Представитель подрастающего поколения, который в последнем эпизоде идет «в отцовском картузе». Иными словами, примерил уже на себя отцовские одежды. А значит, будущее видится Чехову не особенно радостным. Люди, которые испытывают искреннюю радость, причиняя страдания другим, вряд ли приведут к чему-то светлому.

Кстати, тут стоит напомнить, что и Каштанка «все человечество … делила на две очень неравные части: на хозяев и заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры». Иными словами, вся иерархия социальных отношений сводилась к простому: к знанию, перед кем надо пресмыкаться, а кого можно унизить.

Не случайно дается сон Каштанки. «Федюшка … вдруг сам покрылся мохнатой шерстью … и очутился около Каштанки». Чехов иносказательно говорит о непрочности этой общественной иерархии, а может, и вовсе – предчувствует скорую революцию.

Кто же такой «незнакомец»? Единственный, кстати, персонаж, который не был награжден именем. Еще одна загадка «Каштанки». Можно предположить, что, обезличив его, Чехов сильнее выделил типичное в этом образе. Не важно, как его зовут. Их таких – незнакомцев, подбирающих каштанок на морозных улицах, – сотни и тысячи.

Это человек, живущий в довольно скудных условиях, зарабатывающий на жизнь собственным трудом. Скорее всего, это образ типичного русского интеллигента конца 19 века. Взаимодействие интеллигенции и низших слоев мещанства было довольно сложным, Чехов не углубляется в него, он просто показывает, что интеллигенция вполне могла предоставить выбор «маленького человеку», предложить ему другой путь жизни и развития. Но… интересная деталь. Каков род деятельности «незнакомца»? Что он делает? Он изо дня в день повторяет одни и те же действия, которые кажутся абсурдом… Он движется по кругу. И… «хозяин надел еще ситцевую курточку с большим зубчатым воротником и с золотой звездой на спине, разноцветные чулки и зеленые башмаки…». Чехов не употребляет этого слова в тексте, но мы-то понимаем: незнакомец – клоун. Он, унижая себя, веселит толпу – пьяную, тупую, инертную массу. Вот и вся «спасительная роль» интеллигенции.

Федор Тимофеич, Иван Иваныч… Кого «спрятал» Чехов за этими образами? Заметьте - не создается впечатления, что они находятся в зависимом положении от «незнакомца», напротив, их, кажется, связывает теплая дружба. И в чем-то они очень схожи. Ведь они вместе кривляются на публике. Так что, скорее всего, это тоже – интеллигенция.

Федор Тимофеич – полон достоинства, нетороплив, «глубоко презирал и толпу, и яркий свет, и хозяина, и себя». Да, он презирал. Но это снова – пассивная позиция. Он тоже движется по тому кругу, из которого нет выхода, и ничего не собирается менять. Иван Иваныч кажется более наполненным жизни, чем Федор Тимофеич, кажется более активным, но вот парадокс – он умирает. Умирает бестолково, будучи раздавленным лошадью. И его место легко занимает подобранная с улицы Каштанка, и о нем так скоро забывают – ведь нужно идти по кругу, нужно смешить толпу, чтобы заработать на хлеб…

Эпизод смерти Иван Иваныча поистине страшен. Он наполнен чем-то темным, ужасающим, каких-то предчувствий, от которых всем неспокойно, от которых хочется спрятаться, которые попросту не хочется видеть. Наверное, это смутное чувство страха перед неизвестностью терзало и самого Чехова. Потом появятся на свет «Вишневый сад», «В вагоне», «Палата №6»… И в них Чехов с горечью констатирует, что Россия мчится в бездну, в темноту, и что там, в этой темноте, ничего хорошего не будет.

Начало этой горечи положено в рассказе «Каштанка». Чехов говорит о том, что России, которая, безусловно, стоит на пороге изменений, не на кого положиться в новой жизни. Страну наполнили каштанки – трусливые трутни без гражданской позиции и способности к действию. Интеллигенция, на которую почему-то все всегда надеются, уже давно движется по какому-то абсурдному кругу. И унижение – основа жизни. Унижай себя, чтобы получить кусок хлеба. Унижайся перед теми, кто сильнее, чтобы не быть растоптанным. Унижай тех, кто слабее, чтобы хоть как-то самоутвердиться. И выхода – нет. Выход появится, когда человек расстанется с мыслью, что по пути унижения идти легче, привычнее , менее затратно, и, следовательно, чрезвычайно удобно, чем по пути собственноручного, тяжелого, мучительного преобразования этой жизни. Это и есть идейное содержание рассказа Чехова «Каштанка».

Таким образом, Антон Павлович Чехов поднимает в своем произведение общезначимые проблемы нравственности человека, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Рассказ «Каштанка» является прекрасным образцом критического реализма.