Классные часы. Никогда кто не грустит

Талант есть у всех людей, только не всегда человек знает какой именно. Классный час для старшеклассников помогает расширить представления учащихся о своих способностях, талантах с опорой на личный опыт, осознание перспектив их развития.
Многолетние экспериментальные исследования в педагогике выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней.
Чтобы найти свою формулу успеха, нужно учиться, искать себя в разных сферах деятельности.

Целевая аудитория: для 11 класса

В рамках празднования 80-летия со дня рождения русского писателя В.Г. Распутина в марте, в школах города Иркутска проводился Всероссийский урок, посвященный литературному наследию российского драматурга, публициста и общественного деятеля Валентина Григорьевича Распутина.

Данную презентацию я приготовила к классному мероприятию для учащихся 6 класса, посвященную жизни и творчеству писателя.

Валентин Григорьевич один из немногих русских писателей, для которых Россия - не просто географическое место, а Родина в самом высоком смысле этого слова. Произведения Валентина Распутина нужно читать и смотреть подрастающему поколению т.к. они учат людей ценить родину, заботиться о старших, сохранять природу, семейные традиции и обычаи.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни сверстников в годы войны.
Задачи:
. Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
. Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Классный час предназначен для учащихся 3-4 классов. Разработка содержит сценарий и презентацию, посвященного знакомству с многообразием профессий.

Цель классного часа: расширять представление детей о многообразии мира профессий.

Целевая аудитория: для 4 класса

Материал рассказывает об истории Масленицы и версиях происхождения блинов, о масленичных забавах и традициях.

В Масленую неделю не скупились на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной» и «разорительницей».

На Масленой неделе по православному обычаю мясного уже не едят, а молочные продукты должны подкрепить народ перед долгим постом — вот и пекут блины масленые.

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация разработана для внеклассной работы. В ней кратко представлены основные вехи биографии Г.К.Жукова. Материал оформлен в доступной форме. Данная презентация может быть использована на часах общения с 1 по 11 класс. Переход от слайда к слайду по щелчку.

Цель классного часа.
Формировать представления о героических страницах нашей Родины.
Воспитывать уважение Вооруженным Силам Российской Федерации, народу, России, героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа.
Презентация состоит из 22 слайдов. Слайды меняются по времени. Презентацию сопровождает марш Преображенского лейб-гвардии полка.

Целевая аудитория: для 8 класса

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается классный час, который направлен на ознакомление с азами предпринимательской деятельности.

Цель - стимулирование интереса учащихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса. Данный ресурс содержит презентации, необходимые для проведения классного часа, сценарий, раздаточный материал.

В классный час включена игра "Открываем свою фирму", тестирование "Способен ли ты стать предпринимателем?", экономические загадки-добавлялки, что способствует повышению интереса к данной профессии.

Данный ресурс можно использовать в рамках Недели Предпринимательства, которую Минобрнауки рекомендует провести в 2016-2017 уч. году

Целевая аудитория: для классного руководителя

Игра-викторина "Легенды о цветах" предназначена для воспитателей летнего пришкольного лагеря, группы продленного дня и родителей, а также может быть использована во внеклассной работе при проведении тематических классных часов и мероприятий «Цветы - живая красота земли».

Ресурс представляет собой презентацию, созданную с использованием технологического приема "Пазлы" в программе Microsoft Office 2007.

Цели и задачи: знакомство с преданиями и легендами; формирование интереса к традициям и обычаям, историческому прошлому родного края; развитие наблюдательности, внимания; воспитание любви к природе.

Целевая аудитория: для классного руководителя

ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ

Конкурсно - развлекательная игра:

«Давайте немного пошалим».

· Звучит инструментальная музыка.

Учитель. Двери распахнула наша школа,

Заходите, рады мы ученикам!

Золотая осень вас встречает снова

И дорогу к знаниям открывает вам.

Учёба, здравствуй! Школа, здравствуй!

Идём за знаньями в поход!

Сегодня праздник, школьный праздник -

Встречаем мы учебный год!

Скоро прозвенит звонок,

Позовёт нас на урок!

Знания нужны везде -

На суше, в космосе и на воде.

Народной мудрости уж сотни лет,

Она гласит: «Ученье - свет!»

И в школу вы пришли не отдыхать -

Пусть школа будет вам на все года -

Страной дерзаний, радости, труда!

Мы всех учеников сегодня просим -

В школе хозяином быть, а не гостем.

Школ много в городе, а эта -

Для вас как неоткрытая планета,

Которую придётся вам открыть -

Звенит звонок, как жаворонка трель -

В мир Знаний открывает всем вам дверь!

День знаний - это праздник книг,

Цветов, друзей, улыбок, света!

Учись примерно, ученик, -

Главней всего сегодня это!

Дорогие, ребята! Вы стали девятиклассниками, а это значит, для кого-то из вас это последний учебный школьный год. Так давайте мы с вами немного пошалим! Наша игра будет состоять из 9 конкурсов.

· Дети делятся на команды. Придумывают название команд, выбирают капитанов.

· Оформление: надпись: 1 сентября, детские лица, лужайка, а на ней «слоники», которые будут путешествовать по «Стране Знаний» в 9 классе.

1 конкурс «Вопросы - шутки».

· Каждая команда даёт ответы на вопросы-шутки. Чья команда первой ответит и правильно, той балл.

1. Какой рукой лучше всего размешивать чай? (Лучше ложкой).

2. Что принадлежит тебе, а чаще им пользуются другие? (Имя).

3. Когда варят суп, что бросают в кастрюлю первым? (Взгляд).

4. Кто есть у гиппопотама, и отсутствует у других животных? (Маленький гиппопотам).

5. Электропоезд шёл с севера на юг, ветер дул с юга на север; в какую сторону шёл дым от поезда? (У электропоезда дыма быть не может).

6. Что совсем дырявое, а держит воду? (Губка).

7. Кто имеет 2 руки, 2 крыла, 2 хвоста, 3 головы, 6 ног? (Всадник, держащий в руках курицу).

8. Как бросить предмет по прямой линии, чтобы он вернулся в ту же точку сам? (Надо бросить вверх).

9. Как спрыгнуть с 10-метровой лестницы и не ушибиться? (Надо прыгнуть с нижней ступеньки).

10. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (Цифра 6).

11. В какой стране хулиганы не «запрещены»? (В Австралии, так как «хулиганы» - птицы.)

12. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды? (Якорь).

13. Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если вода в стакане).

14. Как может брошенное яйцо пролететь 3 метра и не разбиться? (Нужно бросить его на 4 метра, и тогда 3 метра оно пролетит целым).

15. Как сесть в галошу? (Нужно принять форму валенка).

16. По чему в Париже парни ходят рыжие? (По земле).

17. У кого её нет - тот не хочет иметь, у кого она есть - тот не может отдать? (Лысина).

18. Как можно прочесть слово «загадка»? (Только слева направо).

19. В начале и в конце его холод, а посередине тепло. Что это? (Календарный год).

20. Какой город выпечен из теста? (Калач).

21. Какая река самая страшная? (Тигр).

22. На чужой спине едет, а на своей груз везёт. Что это? (Седло).

23. Что должен проверить судья, когда он выходит на поле вести матч? (Свисток).

24. Зачем мальчик проделал дырку в своём зонтике? (Чтобы лучше увидеть, когда закончится дождь).

26. Какая птица не несёт яиц, а сама из них вылупляется? (Петух).

27. Сколько горошин может войти в стакан? (Ни одной - горошины не ходят).

28. Какой самый короткий месяц? (Май).

29. Какая птица носит название танца? (Чечётка).

30. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).

· Учитель подводит итог первого конкурса.

2 конкурс «Нарисуй пословицу».

· От каждой команды по одному человеку.

· Условие: нужно нарисовать пословицу (по жребию), а команда назвать эту пословицу.

1. На чужой каравай рот не разевай.

2. Одна голова - хорошо, а две - лучше.

3. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

· Итог конкурса.

3 конкурс «Пантомима».

· Принимает участие один человек от команды.

· Условие: необходимо изобразить загаданную пословицу так, чтобы вся команда смогла её отгадать.

1. Без труда не выловишь рыбку из пруда.

2. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

· Итог конкурса.

4 конкурс «Соломинка».

· Конкурс капитанов. Нужно подготовить 6 стаканчиков и трубочки для коктейля (3 шт.)

· Задача играющих: перелить с помощью соломинки воду (или сок) из одного стакана в другой. Побеждает тот, кому это удастся сделать быстрее.

5 конкурс «Сладкоежка - барабашка».

· Для этого конкурса потребуются сосательные конфеты - карамель.

· Выбираются добровольцы от каждой команды.

· Условие: они по очереди берут по конфете и кладут её в рот (глотать нельзя!) и произносят: «сладкоежка - барабашка». Кому удастся больше положить в рот конфет и при этом более или менее разборчиво сказать эти слова, тот и победит.

· Учитель объявляет результаты конкурса.

6 конкурс «Приз - сюрприз».

· Учитель показывает книгу, в которой заложена закладка, и называет общее количество страниц в книге. Он предлагает играющим командам отгадать страницу, на которой заложена закладка. Кто отгадает - получает эту книгу и приносит балл своей команде.

· Итог конкурса. Общий счёт.

7 конкурс «Сорок секунд».

· Принимают участие по 2 человека от каждой команды.

· Задача: за 40 секунд выполнить все задания, которые написаны у них на листочке. Нужно только помнить, что в запасе всего 40 секунд!

· Вот, что написано на листочках участников:

1. Присядьте 2 раза.

2. Подпрыгните на левой ноге 5 раз.

3. Поднимите руки вверх 2 раза.

4. Внимательно прочитайте все задания.

5. Громко крикнете своё имя.

6. Дважды громко мяукните.

7. Поцелуйте любых двух человек.

8. Повернитесь вокруг себя три раза.

9. Посмейтесь над собой.

10. Пожмите руки трём друзьям.

11. Подпрыгните на правой ноге 5 раз.

12. После того, как вы прочитали все задания, выполните только 13 и 14.

13. Присядьте на корточки.

14. Положите листок перед собой.

· После выполнения задания всеми участниками учитель говорит:

Учитель. Если вы внимательно прочитали и выполнили задание № 4,

Вам остаётся выполнить только №13 и № 14.

· Учитель подводит итог конкурса.

8 конкурс «Правдивые шары».

· Для этого развлечения нужны воздушные шары (15 штук) и два комплекта карточек, на одних написаны вопросы, на других - ответы. Карточки с ответами находятся в воздушных шарах. Карточки с вопросами перемешиваются. Учитель начинает первым. Задаёт вопрос любому ученику. Ученику нужно лопнуть шарик и узнать ответ. Игра продолжается по цепочке (мальчики девочкам задают вопросы и наоборот).

· Фокус этой игры заключается в том, что к любому вопросу подходит любой ответ. Здесь нет победителей и проигравших.

Вопросы для карточек.

1. Вы воспитанный и терпеливый человек?

2. Способны ли вы на благородные поступки?

3. Критикуете ли вы своих учителей?

4. Устаёте ли от школьных занятий?

5. Верите ли, в любовь с первого взгляда?

6. Хочется ли вам уехать за границу?

7. Любите ли вы тратить деньги на пустяки?

8. Нравится ли вам валять дурака?

9. Любите ли вы вкусно поесть?

10. Бываете ли вы несносным для окружающих?

11. Ссоритесь ли вы с друзьями?

12. Наступаете ли на ноги людям?

13. Мечтаете ли иметь машину?

14. Боитесь ли вы опасных приключений?

15. Когда вам приходится вынужденно улыбаться?

Ответы для карточек.

1. Об этом поговорим без свидетелей.

2. Не стоит задавать такие вопросы, зная мой характер.

3. Мне нечего вам на это ответить.

4. И под пыткой не скажу.

5. Эта тема мне неприятна.

6. Это моя тайна, не хочу, чтобы об этом знали другие.

7. Один раз в неделю позволяю себе это удовольствие.

8. Только тогда, когда у меня плохое настроение.

9. Разумеется, иначе мне было бы скучно жить.

10. Не без этого.

11. Только в мыслях.

12. Этого никогда не было и не будет.

13. Это самое большое удовольствие для меня.

14. Случилось как-то.

15. Только спросонья.

9 конкурс «Шуточные ритуалы».

· Чья команда окажется самой дружной, эмоциональной, той и балл.

· Команды в этом конкурсе будут совершать ритуалы.

1. Обращение к Повелителю Пятёрок.

Во время этого обращения все могут хором трижды произнести фразу: «ИКРЁТЯП АН ЯСЬТИЧУ УЧОХ» (это произнесённая наоборот фраза «Хочу учиться на пятёрки»). Затем нужно вскинуть вверх руки с растопыренными пальцами, которых, как известно, по пять на каждой руке и которые как раз, и символизируют желаемую оценку.

2. Принесение жертвы.

Он выполняется сразу же после обращения и выражается в выдёргивании бровей в количестве 3-х, 4-х или 5 штук (это зависит от того, кто на какие отметки хочет учиться). Затем волосинки кладутся на ладошку и сдуваются.

3. Прощание с беззаботным каникулярным прошлым.

Он может выражаться в выдавливании из глаза слезинки и в откидывании этой слезинки себе за спину. Это как бы означает: «Очень жаль, что лето ушло, но ничего не поделаешь, оно должно остаться в прошлом, то есть за спиной».

4. Очищение головы от дурных мыслей.

Для этого можно почесать голову обеими руками, а затем «сбросить» то, что «прилипло» к пальцам на землю. И так несколько раз.

5. Отказ от враждебных намерений.

Для этого можно стоящим рядом соседям наступить друг другу на ногу. Считается, что именно так можно избежать ссор и конфликтов.

6. Вкушение эликсира внимания и памяти.

Таковым «эликсиром» может быть любой сладкий напиток. Он из пипетки капается на язык каждому ученику. Это как бы укрепляет память и внимание. Ведь внимание и память - это главные качества, необходимые для успешной учёбы в современной школе.

7. Втирание бальзама усердия.

Таким «бальзамом» может «поработать» кусочек обыкновенного мела, один на целый класс. Этим мелом можно просто провести по ладони, а затем растереть прилипший белый порошок. Кто тщательнее его растирает - тот усерднее будет учиться.

8. Посвящение в ученики.

Для этого можно из обычного ластика вырезать печать с буквой «У» или со словом «ученик» и, обмакнув эту печать в гуашевую краску, «проштамповать» всех желающих, ставя им знак - клеймо на лбу, щеке или запястье.

· Учитель объявляет результаты игры.

Учитель. Перед тем, как вам, дорогие девятиклассники, отправиться на марафонский забег по 9-ому классу, примите несколько наставлений.

1. «Знания добывайте своими силами. Пользоваться результатами труда товарища бесчестно».

Василий Сухомлинский.

2. «Говорите лучше обдуманно, чем быстро».

Томас Мор

3. «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом».

К. Веерштрасс.

4. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Д. Дидро.

5. «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев».

6. «Кто не желает учиться, никогда не станет настоящим человеком».

Хосе Хулиан.

7. «У образования горькие корни, но сладкие плоды».

Аристотель.

8. «Успех - это 10% везения и 90% потения».

9. «Без поражений не бывает побед».

Древнекитайская мудрость.

Какие б трудности в пути вам ни встречались,

Я вам желаю, чтоб вы их не испугались.

Преодолеть все б эти трудности сумели

И без потерь достичь могли б заветной цели!

Желаю вам: «Ни пуха, ни пера!»

· Учитель дарит детям коробочки с колокольчиками (колокольчики для последнего звонка), поздравительные книжечки-малышечки, картинки «слоники» (можно использовать в качестве закладки).

· Любимый

· Образованный

· Неповторимый

· Единственный

· Неотразимый

· Обаятельный

· Конверт ответов, мнений, пожеланий…(его содержимое можно будет использовать на празднике «последнего звонка»). Весь класс отвечает на вопросы, которые написаны на «ладошках».

Вопросы: 1. С каким настроением ты шёл сегодня в школу?

2. Что ты ждёшь от наступившего учебного года?

3. Что тебе нравится в нашей школе?

4. Какой твой самый памятный день лета?

5. Что запомнилось тебе в первый школьный день?

6. Я желаю (что-нибудь) самому себе, классу, друзьям, учителям.

· Фото на память.

Веселья час (классный час для 1 – 4 классов)

Перед входом в зал (класс) происходит жеребьёвка (жетоны трёх цветов ).

Ведущий – Добрый день (вечер), дорогие друзья! Мы начинаем ЧАС ВЕСЕЛЬЯ, в котором сегодня будут участвовать команды. Ну, а в жюри мы попросим занять места ваших родителей.

Ведущий – Итак, первое задание. Вам нужно будет придумать название команды, девиз и эмблему. Приступайте!

Пока команды делятся, придумывают названия, жюри занимает места.

Ведущий – Следующий конкурс очень прост. Командам предстоит изобразить сказочного героя с друзьями.

Ребята придумывают сами или по готовым карточкам.

Ведущий – Третий конкурс – конкурс хоровых коллективов. Каждая команда должна исполнить песню «Во поле берёза стояла», но не просто исполнить, а «по-разному»:

    Хор детского сада;

    Хор бабушек и дедушек;

    Хор солдат на параде.

Жюри прослушивает песни.

Ведущий – Следующий конкурс позволит нам узнать, в какой команде лучшие художники. Вам предлагается изобразить ответ на загадку.

По жребию команды вытягивают листочки с загадками.

    Как называется самолёт Бабы Яги (ступа)

    Жертва лягушки из известной песни (кузнечик)

    Протянули струну на всю страну;

Далеко-далеко бежит моё словечко (телефон)

Команды отгадавшие загадку, рисуют ответ на листке ватмана.

Ведущий – А сейчас я приглашаю сюда капитанов. Вам предстоит немного поработать головой… Угадайте, о какой сказке здесь говориться:

    Волк, дом, туба, бег, испуг, крыша, братья (три поросёнка)

    Лес, дверь, пирожки, охотники, тропинка, бабушка (красная шапочка)

    Герань, кошка, огонь, котята, петух, козёл (кошкин дом)

    Дед, внучка, мышка, овощ, работа, бабка (репка)

    Старики, слёзы, яйцо, золото, простота, курица (курочка Ряба)

    Мышка, лягушка, медведь, лес, животные, домик (теремок)

Ведущий – И ещё одно испытание для капитанов на реакцию, но главное внимание. Я сейчас буду читать стихотворение, на столе лежит приз. Он достанется тому, кто окажется более внимательным.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово ТРИ,

Приз немедленно бери!

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили…, а внутри

Рыбёшек мелких увидали…

И не одну, а целых… ДВЕ…

Мечтаем мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: раз, два…, МАРШ!

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, а лучше…ПЯТЬ…

Недавно поезд на вокзале

Мне ТРИ часа пришлось прождать…

Ну, что ж, вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять?!

Ведущий – А для следующего конкурса вам, капитаны, потребуется помощь вашей команды. Зовите их к себе.

Ведущий – Внимание! Команды! Вы должны будете все вместе синхронно повторять движения своего капитана.

Звучит музыка, под которую капитаны «танцуют», а команда пытается синхронно повторить движения.

Ведущий – А сейчас командам надо проверить свою меткость. Командир будет держать шляпу, а вы забрасывать в неё шарики.

Проводится конкурс

Ведущий – И снова испытание для команды. Только теперь на быстроту и дружеские отношения: завязывание косынки друг другу на скорость (ребята стоят в колонну друг за другом).

Проводится конкурс

Ведущий – А сейчас я приглашаю по два человека от команды. Вам предстоит найти половинку листочка (картинки) среди всех вышедших (например, сейчас, среди 6 человек).

Ведущий – Для образовавшихся пар – конкурс «танец на газете».

Проводятся конкурсы: «две половинки» и «танец на газете»

Ведущий – А мы продолжаем танцевальный конкурс. Приглашаю по одному мальчику от каждой команды. Вы должны станцевать как:

    Игривая обезьянка;

    Ленивый пингвин;

    Добрый пёсик

А теперь вызываю по одной девочке. Вам предстоит изобразить:

    Распускающийся цветок;

    Растаявшее мороженое;

    Пчёлку на цветке.

Ведущий – Спасибо всем танцующим и изображающим, и теперь для всех – общий танец «Утята»

Ведущий – Замечательно играли и веселились. Слово жюри.

Награждение, чаепитие.

Методическая разработка классного часа в 1 классе «Просто я работаю волшебником»

Цели : воспитывать уважение к старшим; прививать культуру поведения в семье.

Оборудование: кубики для конкурса, платок для завязывания глаз, 3 свитка, фонограмма песни «Просто я работаю волшебником», памятка юного волшебника.

Ход классного часа

Актуализация знаний

Сапожник починяет вам ботинки,

А плотник - табуретку и крыльцо,

Но только у волшебника в починке

Светлеют ваши сердце и лицо.

Какая тонкая работа -

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести, от одиночества спасти.

А самому потом тихонечко уйти...

Волшебник - это сказочная личность.

И сказочно он скромен, господа,

В нем сказочно отсутствует двуличность.

И выгод он не ищет никогда.

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали -

И это основной его предмет.

Учитель. В этом стихотворении Юнны Мориц речь как раз о том волшебнике, каким может быть каждый из нас. Главное - захотеть... и научить свое сердце быть чутким, а руки - умелыми и щедрыми. Ведь хорошо, когда ты - домашний волшебник и можешь помочь своим близким словом и делом.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово!

Учитель. Давайте попробуем себя в роли волшебников. Пусть каждый из вас возьмет волшебную палочку, в которую превратится ваша ручка, и совершится... чудо.

Какое? А пусть каждый из вас вспомнит, что хорошего он совершил вчера, и запишет это на волшебном свитке.

(Дети заполняют волшебный свиток. Каждый записывает свое чудо и, заворачивая край с написанным текстом, передает следующему. По одному свитку каждому ряду. Пока дети выполняют эту работу, звучит запись с песенкой «Просто я работаю волшебником».)

Учитель. Итак, волшебство началось.

(Когда свитки собраны, учитель читает вслух «чудеса», как бы оглашая их свершение.)

Видите, как вы поработали волшебниками, сколько хороших и добрых чудес совершили. Верно говорит пословица: «Доброта, что солнце». А в чем же заключалось ваше волшебство?

Ученики. Помочь другому человеку, сказать ему ласковое слово, улыбнуться и т. д.

Учитель. Значит, главный волшебник - это доброта человеческого слова, взгляда, дела рук, верно?

Игра

Учитель. Пусть нам волшебный цветок поможет еще раз в этом убедиться. Кто хочет быть лепестком волшебного цветика-семицветика?

(Учитель выбирает из желающих семь ребят, выстраивает их в круг. Дети держатся за руки таким образом, чтобы руки, закругляясь, изображали лепестки. Учитель, беря за руку по очереди каждого, как бы отрывает лепесток. Со словами: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели». Учитель, кружа ученика, подводит к тому из ребят, перед которым он может как-то по-доброму проявить себя. «Лепесток», оказавшись около ученика, говорит ему что-то ласковое, доброе, хвалит за что-то, может быть, извиняется за какой-то свой поступок. Так проходят свой путь все семь «лепестков».)

Ситуативные задачи

(Можно обыграть в виде сценок, подготовив детей заранее.)

1. «У меня сестренки нет, у меня братишки нет...» А если есть, это хорошо или плохо? И кому лучше живется: старшему или младшему? А как быть в такой ситуации? В квартире два брата, старший и младший, а стекло разбил младший, и он виноват. Кому отвечать? Как достойно выйти из этой ситуации?

(Дети проигрывают данную ситуацию. Обсуждение начать лучше с «папы».)

Выход из ситуации.

Не разбираться, кто прав, кто виноват. Виноваты оба. Лучше сразу перейти к делу: убрать битое стекло, посмотреть, не порезался ли малыш, и оказать ему помощь, успокоить его, если он испугался. Потом все вместе могли бы отправиться в магазин, купить стекло и вставить его.

2. Маша с Колей живут с мамой и папой. Их мама работает и учится в вечернем институте. А папа работает на заводе, до которого приходится долго добираться, так как он находится на другом конце города. Вечером все собираются дома, а ужин еще не готов, Мама с папой начинают ссориться.

Выходы из ситуации .

1) Всем вместе помочь маме готовить ужин.

2) Детям заранее подготовить продукты (почистить овощи, нарезать хлеб и т. д.) и, если это возможно, сварить ужин.

Учитель. Ну что, убедились в том, что каждый из нас в силах стать добрым волшебником? Помните, что главное тут... захотеть.

И начать можно с самого простого. Приближается праздник, и если вы хотите научиться устраивать своим близким приятные сюрпризы, превращать для своих друзей хмурый день в солнечный, то подумайте, как можно творить чудеса.

(Дети предлагают свои варианты помощи: сделать подарок, нарисовать открытку, прибраться в своей комнате, помыть за собой и домашними посуду и т. д.

Можно предложить ребятам памятку ежедневных добрых дел, назвав ее.)

Памятка юного волшебника

Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.

После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.

Если насорил, собери мусор, вытри пыль.

Следи за своими вещами, и в первую очередь за чистотой обуви.

Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.

Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.

Конкурс «Собери игрушки»

В конкурсе участвуют по 2-3 человека. Они должны навести в доме порядок: за 1 минуту с завязанными глазами убрать разбросанные по полу кубики. Звучит музыка, проводится конкурс. Побеждает тот, кто за указанное время соберет наибольшее количество кубиков.

Конкурс «Помоги бабушке»

Ребята делятся на команды. Перед каждой командой стоят коробки с обрывками пряжи длиной 15-20 см. Команды должны соединить их в одну нить. Побеждает та команда, которая за 1 минуту свяжет более длинную нить.

С этого урока можно начать активное пополнение всем классом копилки добрых дел, которая заводится в классе и заполняется по мере изучения материала.

Подведение итогов

Учитель. Волшебником быть нетрудно, но этого надо захотеть. Чтобы быть волшебником, важно по-доброму относиться к окружающим вас людям. «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе». Закончите фразу:

Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы,то вы...

Если вам неприятно, когда вас толкают, то...

Если вам хочется, чтобы другие вам уступали в чем-то, то...

Если вы хотите, чтобы вам помогли в чем-то, то...

Дополнительный материал

Учитель. А как узнать, кому необходима наша помощь?

Ученики. Надо просто стараться быть внимательнее к другому человеку.

Учитель. А вот что советует В. Осеева в маленьком рассказе «Ни за то и ни за это».

Костя сделал скворечник и позвал Вову.

Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Вова присел на корточки.

Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.

Пусть это станет нашим девизом в классе, согласен?

И незрячему видно

Шел Боря домой из школы. Видит - идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. Вроде как прислушивается к чему-то. «Это он движение пережидает», - догадался Боря. Подошел к человеку и сказал:

Я вас через улицу переведу.

Слепой протянул Боре руку, и они перешли на другую сторону. Здесь слепой сказал:

Вижу, хороший ты мальчик.

Видите? - удивился Боря.

Это и незрячему видно, - улыбнулся человек.

(В. Голышкин)

Народная мудрость

На добрый привет - добрый и ответ.

Добро творить - себя веселить.

Доброе дело два века живет.

С добрым жить хорошо.

Торопись делать добро.

Не устоять худу против добра.

Советы волшебника

Ты живешь на свете не один, а среди людей. Поэтому твои поступки могут радовать или огорчать их.

Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив со всеми.

Когда родители приходят усталые с работы, спроси, чем ты им можешь помочь: что-нибудь принести, накрыть на стол. Оберегай отдых старших.

Уходя из дома, скажи, куда идешь и когда вернешься, даже если уходишь ненадолго. Будь точен, не заставляй себя ждать. Всегда помни, что тебя ждут дома, о тебе волнуются. Заранее предупреждай, что можешь задержаться в школе или где-нибудь еще.

Если дал обещание, сдержи его или вовремя объясни, что не можешь выполнить.

Особенно будь внимателен, если кто-то заболел, сам старайся догадаться, где нужна твоя помощь, не шуми.

Не обижай и не давай в обиду маленьких братьев и сестер, других малышей, относись к ним ласково, играй с ними, будь для них хорошим примером.

Будь внимателен к своим товарищам. Навести больного, помоги тому, кому трудно.

Обсуждение ситуаций

1. Витя сказал маме, что пойдет играть во двор, и обещал прийти к семи часам. Ребята увлеклись игрой, а потом Виталик пригласил Витю к себе смотреть телевизор. Витя согласился. Передача была интересная, и он забыл о том, что обещал маме. Семь часов. Вити нет Дома. Половина восьмого, восемь, девять часов. А Вити нет. Мама волнуется, места себе не находит, к соседям побежала. Спрашивает У Коли, Витиного товарища, не видел ли он Витю.

Нет, не видел, - говорит Коля, который тоже смотрит телевизор. Передача интересная, и Коля забыл о том, что во дворе они все вместе играли, а потом Витя к Виталику пошел.

У мамы на глазах слезы. Где же Витя? А Витя в это время спокойно смотрит телевизор, весело смеется. Очень передача смешная!

2. Ребята перебегают улицу, не соблюдая правил уличного движения. Сами подвергают себя опасности и заставляют волноваться водителей троллейбусов, автобусов.

3. Мальчик обещал принести книгу товарищу и забыл, а товарищ не смог подготовиться к уроку.

4. Обещал прийти в гости к товарищу, а потом вдруг расхотелось, занялся другим делом, а товарищ ждал и не мог никуда уйти.

Цели: ознакомить учащихся с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие; показать значимость образования в формировании учеников положительной я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру; продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.

Оборудование : плакат-схема с названием темы, горошины по числу учащихся, модель глобуса, стихи о мире для учащихся, стулья расставлены по кругу, иллюстрации о природе, напечатанные слова «я», «люди», природа», «мир», «мир пошлости, глупости, скуки», «мир искусства, любви, добра», пословицы на доске, запись звуков ветра, волн, дождя, пословицы.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель. Сегодня мы будем вести серьезный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям и окружающей его природе.

Под звуки спокойной музыки протяните свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу внимательно их рассмотреть.

Скажите, на что похожи эти горошины? (Ответы детей.)

Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. А теперь давайте поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля. Закрыли глаза и пофантазировали.

(Звучит запись шума ветра, морских волн, грома, молнии, капель дождя.)

Что представили, что увидели? (Ответы детей.)

Рассмотрите схему-карту (на изображение России вывесить слово «я»),

Ребята, а кто знает, сколько таких «я» живет на Земле? (Дети высказывают свои предположения.)

На нашей планете пять миллиардов жителей.

(Вывешивается табличка с этой цифрой.)

Это очень много. Но каждый человек - это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше.

Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего и что бы вам хотелось исправить? (Дети размышляют.)

Обобщение : идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в окружающих людях.

Пословицы

(Записаны на доске.)

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Жизнь дана на добрые дела.

Учитель. Может ли человек прожить один? Кого мы видим на планете рядом с собой? (Ответы детей.)

Человек постоянно нуждается в общении. Прочитайте второе слово, которое я вывешиваю на карту-схему. (Вывешивается слово «люди».)

Всем людям хватает места на земле, солнца, воздуха, воды и пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии войны. Почему? (Ответы детей.)

Обобщение: существует 2 мира:

Мир искусства, любви, добра

Мир пошлости, глупости, скуки. (Вывешиваются слова на карту.)

Тренинг

Учитель. Каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить.

А теперь попробуйте продолжить фразу: «Мне не нравится, когда...» (Дети добавляют, например когда ругают, обижают, обзывают и т. д.)

Обобщение : от вас самих зависит, как будут складываться отношения с людьми. Цитата из Библии: «Не поступай с другими людьми так, как не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе».

Творческая работа

Учитель. Готовясь к этому классному часу, вы должны были ответить на вопрос «Без чего жизнь людей была бы невозможна?». Ответы показали в рисунках. Но пока они у вас серые, мрачные. Вам дается немного времени, чтобы эти рисунки сделать яркими, красочными.

(Ребята работают по группам, звучит тихая, спокойная музыка. По окончании работы учитель просит рассказать детей по рисункам, без чего не может прожить человек. Дети рассказывают по группам.)

Обобщение: все, о чем вы сейчас рассказали, называют одним словом «природа».

(Слово вывешивается на карту.)

Все вы знаете, что природу надо беречь. Как? (Не мусорить, не ломать деревья, не рвать цветы, не обижать животных, не загрязнять водоемы и т. д.)

Все, о чем мы сегодня с вами говорили, можно назвать одним словом «мир». В это понятие включен и человек, и вся окружающая нас природа.

(Слово «мир» вывешивается на карте.)

Стихотворение

Женя празднует рожденье

Юбиляру - восемь лет!

Подарили гости Жене

Пушку, танк и пистолет.

И совсем как настоящий,

Как бывает у солдат -

Черный, новенький, блестящий,

С круглым диском автомат.

Гости кушали ватрушки,

Женя в комнате играл -

Он военные игрушки

По частичкам разобрал.

Что же ты наделал, Женя?

Все сломал? Какой кошмар!

У меня разоружение! -

Громко крикнул юбиляр.

Подведение итогов

Учитель. А теперь еще раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы ее сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. Также трудно сохранить мир, в котором мы живем. Нужно жить в согласии с собой и с другими, видеть красоту природы. Желаю вам мира, добра и здоровья.

Обобщение: что для тебя сегодня на классном часе было ценным?

(Отвечают по «цепочке».)

Дополнительный материал

Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо»

«Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.

Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше...»

Учитель. Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ. (Учащиеся приводят различные варианты окончания этого рассказа.)

Что мы можем сказать об этих мальчиках?

Встречались ли вы с подобными ситуациями?

А теперь послушаем продолжение рассказа.

«В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку. Она сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали,- удивились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина».

Учитель. Почему женщина была возмущена? Почему удивились мальчики?

Обещалкин

Однажды в дверь Клуба Веселых Человечков кто-то громко постучал. «Войдите!» - сказал Карандаш. И в комнате появился незнакомый мальчик. «Здравствуйте! - поздоровался он. - Что вы тут делаете?» - «Мы готовимся к концерту», - ответил Карандаш. «Это интересно! - сказал мальчик. - Я тоже артист! Я такой номер могу показать! У-у! Хотите, выступлю на вашем концерте?» - «Давай! - обрадовался Карандаш. - А то у нас артистов мало». - «Я буду показывать дрессированных зверей. Это у меня здорово получается. Через неделю мой номер будет готов!» - похвастался мальчик и ушел.

А Буратино сказал: «Где-то я его видел. Но где? Не помню».

Мальчик снова пришел через неделю. Карандаш пожал ему руку и спросил: «Готово?» - «Что готово? Звери? Это неинтересно! - ответил мальчик. - Я передумал! Я буду танцевать. Через неделю все будет готово!» И он ушел.

А Буратино снова подумал: «Где же я его все-таки видел?..»

Через неделю мальчик влетел в комнату и закричал: «Я передумал! Танцы - это неинтересно, покажу музыкальный номер! Через неделю приду!»

А Буратино сказал: «Но где же я его видел? Никак не вспомню».

Время шло, а мальчик не приходил. Он вбежал в комнату, когда все собрались ехать на концерт. «Готово?» - спросил Карандаш. «Да, - ответил мальчик. - Это будут фокусы!» - «Какие фокусы? - удивился Карандаш. - А музыкальный номер?» - «Я передумал... Покажу фокусы...» - «Вспомнил! - вдруг закричал Буратино. - Да это же Обещалкин!» - «Обещалкин! - закричали все. - Ты не будешь выступать. Мы тебя не пустим на сцену!»

Обещалкин убежал и больше в Клуб Веселых Человечков не заходил. Но, может быть, он к вам пришел?