Кто был на самом деле феликс юсупов. Не отрекаются любя

В жизни последнего из князей Юсуповых были как ослепительный блеск роскоши и скандальные любовные истории, так и жестокое убийство, эмиграция в Европу, бедность и громкий судебный процесс с известной голливудской студией «Metro-Goldwyn-Mayer»..

Юноша «с иконописным лицом византийского письма»

Его смело можно назвать представителем «золотой молодежи» начала XX века. Мальчик, родившийся в семье графа Феликса Сумарокова-Эльстона и княжны Зинаиды Юсуповой, был одним из богатейших наследников в царской России. Люди, знавшие его, отмечали красоту, грацию и изысканные манеры юноши.

Портрет молодого князя очень понравился Сергею Дягилеву. Фото: Public Domain

Когда ему было 17 лет, в усадьбу Юсуповых приехал художник Валентин Серов, чтобы написать портреты членов уважаемой семьи. Между ним и подростком установились хорошие дружеские отношения. Годы спустя Феликс писал в своих мемуарах, что они вели долгие разговоры, которые повлияли на его юный ум. Портрет молодого князя, на котором Феликс позировал с французским бульдогом, очень понравился Сергею Дягилеву, который взял в 1907 году картину в Венецию, где проходила выставка русской живописи.

«Картина принесла ненужную известность мне. Это не понравилось отцу с матерью, и они просили Дягилева с выставки ее забрать», - вспоминал позже Феликс.

Но от славы Феликсу было не скрыться, к тому же он постоянно подбрасывал «паленья в огонь», устраивая дерзкие выходки. Так, к примеру, ни для кого не было секретом, что он любил наряжаться в женские платья. Более того, юношу «с иконописным лицом византийского письма», как отзывался о нем Вертинский, даже видели в одном из кабаре, где тот исполнял женскую роль вместо одной из «синеглазых актрис» театра «Аквариум». Узнать Феликса тогда помогли фамильные драгоценности, которые были надеты на миловидной «певице».

Да и о своих шалостях Юсупов говорил, не таясь. К слову, в своих мемуарах он подробно описывал прогулку с кузеном, когда забавы ради они решили прогуляться по Невскому, переодевшись в женские платья.

«В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада. В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по французски: «Мы заняты» — и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку — приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову…»

В этой же книге Феликс писал и об истоках своих необычных пристрастий. Так, по его словам, мать, ожидая ребенка, была уверена, что на свет появится девочка. В итоге было заготовлено розовое приданое. Когда же родился мальчик, Зинаида Юсупова, «чтобы утешиться, до пяти лет одевала Феликса девочкой».

Зинаида Юсупова, «чтобы утешиться, до пяти лет одевала Феликса девочкой». Фото: Public Domain

Брак с Ириной Романовой

Зная о скандальной славе Феликса в свете, сложно поверить, что царская семья одобрила его союз с Ириной Романовой, племянницей Николая II.

Свое первое знакомство с единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны Юсупов романтично описал в своей биографии. По его словам, он сразу понял, что эта девушка - его судьба:

Ирина была единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Фото: Public Domain

«Робость делала ее молчаливой, что усиливало ее очарование и окружало тайной. Охваченный новым чувством, я понимал бедность моих приключений прошлого. Наконец и я нашел ту совершенную гармонию, являющуюся основанием для всякой верной любви».

В то время Феликс был единственным наследником фамильного состояния Юсуповых: в 1908 году его старший брат Николай погиб на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем.

Зная о баснословном состоянии жениха, родственники Ирины не захотели верить слухам, что Феликса, к примеру, связывают любовные отношения с великими князем Дмитрием Павловичем. В итоге свадьба состоялась в феврале 1914 года в церкви Аничкова дворца. На пышной церемонии даже присутствовала императорская семья.

«Государь спрашивал меня через будущего тестя, что подарить мне на свадьбу. Он хотел было предложить мне должность при дворе, но я отвечал, что лучшим от его Величества свадебным подарком будет дозволить мне сидеть в театре в императорской ложе. Когда передали государю мой ответ, он засмеялся и согласился. Подарками нас завалили. Рядом с роскошными брильянтами лежали незатейливые крестьянские дары», - писал Феликс Юсупов.

На следующий год - в марте 1915 - у молодых людей на свет появилась дочь Ирина. Правда, новое семейное положение и рождение первенца не изменили репутации князя, который по-прежнему оставался главным героем светских сплетен.

Убийство Распутина

Имя Феликса Юсупова вошло в историю также благодаря громкому убийству, произошедшему в Петербурге в 1916 году.

17 декабря в Неве был обнаружен труп Григория Распутина, «старца», имевшего огромное влияние на царскую семью.

Заключение судмедэксперта говорило о том, что «царского друга» убивали жестоко: «Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и ещё рана в упор, в лоб, вероятно, уже умиравшему или умершему»

Отсутствие воды в легких говорило о том, что в воду Распутина бросили тогда, когда он был уже мертв.

В преступлении оказались замешаны великий князь Дмитрий Павлович, Феликс Юсупов и монархист Владимир Пуришкевич. О том, что произошло во дворце Юсуповых на Мойке в ночь на 17 декабря, до сих пор доподлинно неизвестно, так как участники несколько раз меняли свои показания.

Принято считать, что заговорщики заманили Распутина во дворец, где угостили вином и пирогом, отравленным цианистым калием. После этого Юсупов выстрелил в Григория Распутина, но тот напал на обидчика, попытавшись задушить. После этого в «старца» злоумышленники выпустили еще несколько пуль. Тем не менее, раненный Распутин попытался скрыться от убийц, но те его поймали, связали и сбросили в Неву недалеко от Каменного острова.

Годы спустя в своей книге «Конец Распутина» Феликс Юсупов писал: «В ледяную воду Невы было брошено его тело, до последней минуты старавшееся преодолеть и яд, и пулю. Сибирский бродяга, отважившийся на слишком рискованные дела, не мог умереть иначе; только там, у него на родине, в волнах Тобола или Туры, едва ли кто искал бы труп убитого конокрада Гришки Распутина».

Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность. Фото: creaitve commons

Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность, но вместе с тем - харизму и необычный пугающий взгляд. При этом, по словам Юсупова, ему удалось завоевать доверие этого сластолюбивого «конокрада»:

«Мы иногда подолгу с ним беседовали. Считая меня своим другом, непоколебимо уверовавшим в его божественную миссию, рассчитывая на мое содействие и поддержку во всем, Распутин не находил нужным передо мною скрываться и постепенно открыл мне все свои карты. Он настолько был убежден в силе своего влияния на людей, что не допускал даже мысли о том, что я могу не быть в его власти.

Знаешь, милый, - сказал он мне однажды, - смышленый больно ты, и говорить с тобой легко, все сразу понимаешь. Захочешь - хоть министром сделаю, только согласись».

Существует одна из версий, что Юсупов обратился к Распутину с просьбой вылечить его от «содомского греха», однако во время сеанса лечения гипнозом тот, наоборот, попытался соблазнить молодого человека.

Стоит отметить, что в 1932 году на экраны вышел фильм «Распутин и императрица», в котором создатели показали, что супруга Юсупова состояла в интимной связи с Распутиным. Чету Юсуповых, которые в тот момент жили в Париже, возмутил этот факт, и они подали в суд на голливудскую компанию «Metro-Goldwyn-Mayer». Закон оказался на их стороне, и MGM выплатила им за клевету огромную денежную компенсацию. Считается, что после этой истории, появилось правило указывать в начале фильма, что все события, показанные на экране - не более чем вымысел.

MGM выплатила чете Юсуповых огромную денежную компенсацию. Фото: Public Domain

Умер Феликс Юсупов во Франции в возрасте 80 лет. Его тело покоится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Пост не получилось опубликовать целиком, пишет "большой объем". Пришлось разбить на две части. Вторая часть будет завтра об убийстве Распутина.

Об истории рода Юсуповых я писала в посте . Отдельно хочу вспомнить князя Феликса, прославившегося как убийца Распутина. Рассказ князя об убийстве этого врага напоминает современный фильм ужасов. В юности Феликс вел богемный образ жизни, его любимым развлечением было петь и плясать в городских кабаре, нарядившись в женское платье. «Русский Дориан Грей» перепробовал все удовольствия порочного общества, где в воздухе витал запах опиума. В кругах декаданса подобный образ жизни считался вполне приемлемым и обыденным.


Lena Rudenko

Интересны мемуары князя Феликса, он с самоиронией описывает курьезы своей жизни, когда становился посмешищем публики, честно говорит о своих личностных недостатках и подробно без прикрас повествует об убийстве Распутина - «демона в мужицком обличье».

Князь Феликс Юсупов в русском костюме. Здесь он напоминает Федьку Басманова - любимого опричника Ивана Грозного. Федька тоже любил "рядиться в бабское".

Как пишет сам князь Феликс, пересмотреть взгляды на жизнь и удовольствия ему помогла невеста - княгиня Ирина, племянница императора Николая II. Князь называл свои прежние увлечения «убогими».

Вот как писал Феликс о своей будущей жене:
«Я забыть не мог юную незнакомку, встреченную на прогулке на крымской дороге. С того дня я знал, что это судьба моя. Совсем еще девочка превратилась в ослепительно красивую барышню. От застенчивости она была сдержанна, но сдержанность добавляла ей шарму, окружая загадкой. В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства».
Можно поверить Феликсу на слово. Но невольно представляется анекдот.
Возвращается князь домой под утро. А жена ему говорит:
- Где ты был?
- В бильярд играл с офицерами.
- А почему на тебе платье дамское и украшения матушки?
- Ну, Ира, ты так каждый день ходишь. Я тебе хоть слово сказал?


Феликс с любимой женой Ириной

Надо отметить, наряжаться Феликс любил не только в бабьи цацки. Нередко он являлся в костюмах исторических персонажей, прекрасно входя в образ героев. Особенно нравился князю персонаж кардинал Ришелье.
«В ту пору в Петербурге в моду вошли костюмированные балы. Костюмироваться я был мастер, и костюмов у меня было множество, и мужских, и женских. Например, на маскараде в парижской Опере я в точности повторил собой портрет кардинала Ришелье кисти Филиппа де Шампеня. Весь зал рукоплескал мне, когда явился я в кардиналовой мантии, которую несли за мной два негритенка в золотых побрякушках».

Однажды, нарядившись в женское платье, князь Юсупов снискал благосклонность английского короля Эдуарда VII. Этот случай мне напомнил историю шевалье д’Эона, который из-за своего переодевания чуть было не стал королевской фавориткой.


Сцены маскарада начала 20 века на картинах Константина Сомова

«Однажды на костюмированный бал в Оперу мы решили явиться парой: надели - брат домино, я - женское платье. До начала маскарада мы пошли в театр Де Капюсин. Устроились в первом ряду партера. Вскоре я заметил, что пожилой субъект из литерной ложи настойчиво меня лорнирует. В антракте, когда зажегся свет, я увидел, что это король Эдуард VII. Брат выходил курить в фойе и, вернувшись, со смехом рассказал, что к нему подошел напыщенный тип: прошу, дескать, от имени его величества сообщить, как зовут вашу прелестную спутницу! Честно говоря, мне это было приятно. Такая победа льстила самолюбию» - хвалился Феликс.

Кстати, идея шуток с переодеваниями принадлежала Николаю - брату Феликса и его подружке Поленьке. Смеха ради Николай даже помог Феликсу устроиться певицей в шикарном кабаре «Аквариум». Дебют «певицы» прошел весьма успешно, после выступления заговорщики покатывались со смеху в гримерке, читая любовные послания от восторженных поклонников.


Кабаре "Аквариум", где блистал князь Феликс

«Прилежно посещая кафешантаны, я знал почти все модные песни и сам исполнял их сопрано. Когда мы вернулись в Россию, Николай решил, что грешно зарывать в землю мой талант и что надобно меня вывести на сцену «Аквариума», самого шикарного петербургского кабаре. Он явился к директору «Аквариума», которого знал, и предложил ему прослушать француженку-певичку с последними парижскими куплетами...


Так выглядели авиши эпохи модерна

На афише моей вместо имени стояли три звездочки, разжигая интерес публики. Взойдя на сцену, я был ослеплен прожекторами. Дикий страх охватил меня. Я онемел и оцепенел. Оркестр заиграл первые такты «Райских грез», но музыка мне казалась глухой и далекой. В зале из состраданья кто-то похлопал. С трудом раскрыв рот, я запел. Публика отнеслась ко мне прохладно. Но когда я исполнил «Тонкинку», зал бурно зааплодировал. А мое «Прелестное дитя» вызвало овацию. Я бисировал три раза.

Взволнованные Николай и Поленька поджидали за кулисами. Пришел директор с огромным букетом и поздравленьями. Я благодарил как мог, а сам давился от смеха. Я сунул директору руку для поцелуя и поспешил спровадить его.

Был заранее уговор никого не пускать ко мне, но, пока мы с Николаем и Поленькой, упав на диван, покатывались со смеху, прибывали цветы и любовные записки…

Шесть моих выступлений прошли в «Аквариуме» благополучно. В седьмой вечер в ложе заметил я родителевых друзей. Они смотрели на меня крайне внимательно. Оказалось, они узнали меня по сходству с матушкой и по матушкиным брильянтам.

Разразился скандал. Родители устроили мне ужасную сцену. Николай, защищая меня, взял вину на себя. Родителевы друзья и наши домашние поклялись, что будут молчать. Они сдержали слово. Дело удалось замять. Карьера кафешантанной певички погибла, не успев начаться. Однако этой игры с переодеваньем я не бросил. Слишком велико было веселье».



Гостиная дома Юсуповых на Мойке


Дверь в ванную комнату

О приключениях князя Феликса можно снимать комедию. Возможно, приключения князя Феликса в кабаре вдохновили создателей фильма «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячей»).Шутка с переодеванием снова привела к семейному скандалу.

«Была у меня история трагикомичная. Я изображал Аллегорию Ночи, надев платье в стальных блестках и брильянтовую звезду-диадему. Брат в таких случаях, зная мою взбалмошность, провожал меня сам или посылал надежных друзей присмотреть за мной.

В тот вечер гвардейский офицер, известный волокита, приударил за мной. Он и трое его приятелей позвали меня ужинать у «Медведя». Я согласился вопреки, а вернее, по причине опасности. От веселья захватило дух. Брат в этот миг любезничал с маской и не видел меня. Я и улизнул.

К «Медведю» я явился с четырьмя кавалерами, и они тотчас спросили отдельный кабинет. Вызвали цыган, чтобы создать настроенье. Музыка и шампанское распалили кавалеров. Я отбивался как мог. Однако самый смелый изловчился и сдернул с меня маску. Испугавшись скандала, я схватил бутылку шампанского и швырнул в зеркало. Раздался звон разбитого стекла. Гусары опешили. В этот миг я подскочил к двери, отдернул защелку и дал тягу. На улице я крикнул извозчика и дал ему Поленькин адрес. Только тут я заметил, что забыл у «Медведя» соболью шубу.

И полетела ночью в ледяной мороз юная красавица в полуголом платье и брильянтах в раскрытых санях. Кто бы мог подумать, что безумная красотка - сын достойнейших родителей!»

Конечно, отец Феликса был возмущен подобным поведением и непослушанием. Однажды он уже потребовал от сына прекратить дурацкие выходки, позорящие семью.
«Мои похожденья стали, разумеется, известны отцу. В один прекрасный день он вызвал меня к себе. Звал он меня только в самых крайних случаях, потому я струсил. И недаром. Отец был бледен от гнева, голос его дрожал. Он назвал меня злодеем и негодяем, сказав, что порядочный человек мне и руки бы не подал. Еще он сказал, что я - позор семьи и что место мне не в доме, а в Сибири на каторге. Наконец он велел мне выйти вон. После всего он так хлопнул дверью, что в соседней комнате со стены упала картина…».


Респектабельное семейство князя.
Мать - Зинаида Николаевна, отец - Феликс Феликсович, старший брат Николай и младший - Феликс.

Впервые князь нарядился барышней еще в детстве, вместе с кузеном они решили подурачиться и, стащив наряды из матушкиного шкафа, пошли гулять по Невскому проспекту…
«Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.

В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» - и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку - приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики.



Бар ресторана "Медведь" в начале 20 века

Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!»


Свои эксцентричные выходки князь честно объяснял своим тщеславием и самолюбием:
«По правде, эта игра веселила меня и притом льстила самолюбию, ибо женщинам нравиться я мал был, зато мужчин мог покорить. Впрочем, когда смог я покорять женщин появились свои трудности. Женщины мне покорялись, но долго у меня не удерживались. Я привык уже, что ухаживают за мной, и сам ухаживать не хотел. И главное - любил я только себя. Мне нравилось быть предметом любви и вниманья. И даже это было не важно, но важно было, чтобы все прихоти мои исполнялись. Я считал, что так и должно: что хочу, то и делаю, и ни до кого мне нет дела».

Сам князь Феликс опровергал слухи о своей неприязни к дамам:
«Часто говорили, что я не люблю женщин. Неправда. Люблю, когда есть, за что. Иные значили для меня очень много, не говоря уж о подруге, составившей мое счастье. Но должен признаться, знакомые дамы редко соответствовали моему идеалу. Чаще очаровывали - и разочаровывали. По-моему, мужчины честней и бескорыстней женщин».

Хотя к однополой любви князь относился с пониманием.
«Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих. Нормальные отношенья противны природе их. Виноваты ли они в том, что созданы так?»

Как писал хронист Н. М. Романов: «Убежден, что были какие-либо физические излияния дружбы в форме поцелуев, взаимного ощупывания и возможно… еще более циничного. Насколько велико было плотское извращение у Феликса, мне еще мало понятно, хотя слухи о его похотях были распространены. В 1914 году он женился на племяннице Николая II и "исправился"».

Искренность и доброта Ирины особенно привлекли Феликса. Ей не были присущи характерные качества светских барышень, которые отталкивали князя. Светскость всегда портила характер.
«Ирина мало-помалу поборола застенчивость. Сначала она говорила только глазами, но постепенно смог я оценить ее ум и верность сужденья. Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же…»

Как оказалось, друг Феликса - князь Дмитрий (который позднее стал сообщником в убийстве Распутина) тоже ухаживал за Ириной, но видя взаимность между княгиней и Феликсом - отступил.
«О помолвке моей еще не было объявлено официально. Неожиданно ко мне явился Дмитрий с вопросом, в самом ли деле женюсь я на его кузине. Я отвечал, что еще ничего не решено. «А ведь я тоже хотел жениться на ней», - сказал он. Я подумал, что он шутит. Но нет: сказал, что никогда не говорил серьезней.

Теперь решать предстояло Ирине. Мы с Дмитрием обещали друг другу никоим образом не влиять на решенье ее. Но, когда я передал ей наш разговор, Ирина заявила, что выйдет замуж за меня и только за меня. Решение ее было бесповоротно, Дмитрий отступился. Облако омрачило нашу с ним дружбу и не рассеялось уже никогда».

Хотя историки спорят, кого князь Дмитрий любил больше - Ирину или ее жениха - Феликса, а может, сразу обоих и поэтому страдал вдвойне, не зная кого предпочесть. А пока страдал и думал над выбором, оба предмета его любви решили пожениться.


Великий князь Дмитрий Павлович - соперник или любовник Феликса Юсупова?

Однако родители невесты усомнились в правильности своего выбора и решили расторгнуть помолвку. Эту новость Юсупов узнал в Париже. Немедля, он отправился к великому князю Александру, чтобы переубедить. Как оказалось, Феликса перед его будущей родней оклеветали люди, которых он считал своими друзьями.


Феликс Юсупов на портрете Зинаиды Серебряковой

«Прибыв в Париж на Северный вокзал, я встретил графа Мордвинова. С ужасом услыхал я, что он послан великим князем Александром объявить мне о разрыве помолвки! Запрещалось мне даже искать встречи с Ириной и родителями ее. Тщетно засыпал я вопросами великокняжеского посланца. Заявил он, что более говорить не уполномочен.

Я был потрясен. Однако решил, что не позволю обращаться с собой, как с малым дитем. Прежде чем судить, они обязаны выслушать. Буду защищаться и счастье свое отстаивать. Я тут же и поехал в гостиницу, где жили великий князь с княгиней, поднялся прямиком к ним в номер и вошел без доклада. Разговор был неприятен обоюдно. Однако удалось мне переубедить их и добиться их окончательного согласия. На крыльях счастья я бросился к Ирине. Невеста моя еще раз повторила, что ни за кого, кроме меня, не пойдет. Впоследствии выяснилось, что тех, кто оговорил меня в глазах Ирининых родителей, считал я, увы, своими друзьями. Я и прежде знал, что помолвка моя для иных была несчастьем. Выходило, что они и на подлость пошли, лишь бы расстроить ее. Их привязанность ко мне, даже и в такой форме, взволновала меня».
Предполагают, отвергнутые поклонники Феликса решили помешать его свадьбе.


Настал день свадьбы. Без курьеза опять не обошлось. Жених застрял в лифте, и самому царю вместе с родственниками пришлось вызволять будущего зятя из беды.
«В день свадьбы карета, запряженная четверкой лошадей, поехала за невестой и родителями ее, чтобы отвезти их в Аничков дворец. Мое собственное прибытие красотой не блистало. Я застрял в старом тряском лифте на полпути к часовне, и императорская семья во главе с самим императором дружно вызволяли меня из беды».

Описание свадьбы из мемуаров князя:
«Подвенечный Иринин наряд был великолепен: платье из белого сатина с серебряной вышивкой и длинным шлейфом, хрустальная диадема с алмазами и кружевная фата от самой Марии Антуанетты.

А вот мне наряд долго не могли выбрать. Быть во фраке среди бела дня я не желал и хотел венчаться в визитке, но визитка возмутила родственников. Наконец униформа знати - черный редингот с шитыми золотом воротником и обшлагами и белые панталоны - устроила всех.
Члены царской фамилии, бракосочетавшиеся с лицами некоролевской крови, обязаны были подписать отречение от престола. Как ни далека была от видов на трон Ирина, подчинилась и она правилу. Впрочем, не огорчилась.

В сопровождении родителей я пересек две-три залы, уже битком набитые и пестревшие парадными платьями и мундирами в орденах, и вошел в часовню, где в ожидании Ирины занял отведенные нам места.

Ирина появилась под руку с императором. Государь подвел ее ко мне, и, как только прошел он на свое место, церемония началась.

Священник расстелил розовый шелковый ковер, по которому, согласно обычаю, должны пройти жених с невестой. По примете, кто из молодых ступит на ковер первый, тот и в семье будет первый. Ирина надеялась, что окажется проворней меня, но запуталась в шлейфе, и я опередил.
После венчанья мы во главе шествия отправились в приемную залу, где встали рядом с императорской семьей принять, как водится, поздравленья. Очередь поздравляющих тянулась более двух часов. Ирина еле стояла. Затем мы поехали на Мойку, где уже ожидали мои родители. Они встретили нас на лестнице, по обычаю, хлебом и солью. Потом пришли с поздравленьями слуги. И опять все то же, что в Аничковом.


Наконец отъезд. Толпа родных и друзей на вокзале. И опять пожимания рук и поздравления. Наконец, последние поцелуи - и мы в вагоне. На горе цветов покоится черная песья морда: мой верный Панч возлежал на венках и букетах.

Когда поезд тронулся, я заметил вдалеке на перроне одинокую фигуру Дмитрия».


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.





Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века – та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление – при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала – она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.



В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.





Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен – «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».






И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.



Говорят, всех членов этой семьи преследовали несчастья. .

Следует сразу отметить, что часто встречающееся упоминание одной из наиболее ярких фигур предреволюционной России - Феликса Феликсовича, князя Сумарокова-Эльстона (таково его полное имя) в качестве великого князя не вполне корректно. Несмотря на то что его жена Ирина Александровна являлась правнучкой императора Николая I, сам он кровного родства с царствующей фамилией не имел. Великими же князьями, согласно Уложению от 1885 года, считались только сыновья и внуки императора. Таким образом, выражение «великий князь Феликс Юсупов» скорее является установившимся в советское время штампом, чем реальным отражением действительности.

Молодой баловень судьбы

Князь Феликс Юсупов, биография которого легла в основу этой статьи, родился 11 марта 1887 года в Санкт-Петербурге. Его мать - княжна Зинаида Николаевна являлась последней наследницей богатейшего рода Юсуповых, берущего своё начало от ногайского правителя Юсуфа-мурзы, перешедшего в XVI веке на службу к Ивану Грозному. Отцом Ф. Юсупова был граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон - видный военачальник и государственный деятель своего времени.

Молодой князь Феликс Юсупов получил прекрасное образование, окончив вначале частную гимназию Гуревича - одно из наиболее престижных учебных заведений Санкт-Петербурга, а затем в период 1909-1912 гг., обучался в Оксфордском университете. Ещё за год до отъезда в Англию он остался единственным наследником огромного состояния рода Юсуповых. Это произошло после того, как его старший и горячо любимый брат Николай был убит в результате дуэли с лифляндским дворянином Арвидом Мантейфелем, любовником жены которого он являлся.

Увлечения князя

Его страстным увлечением, которое разделял и брат Николай, был театр. В своих мемуарах князь Юсупов (Феликс) уделяет много места воспоминаниям о том, с каким удовольствием он участвовал в спектаклях, ставившихся на их домашней сцене. Круг создаваемых им образов был чрезвычайно велик - от целого ряда женских ролей, традиционно исполнявшихся мужчинами, до кардинала Ришелье и подобных ему персонажей. Постановки эти были, безусловно, любительскими, но таланту князя могли бы позавидовать и профессионалы.

Известно, что в молодые годы князь Юсупов (Феликс), как и многие представители «золотой молодёжи», проявлял склонность к несколько эпатажному поведению, умышленно отступая от общепринятых общественных норм и провоцируя вокруг своего имени ореол скандальной известности. Отдельные эпизоды его личной жизни того периода, а также увлечение женскими ролями, породили в обществе слухи о его якобы нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако вскоре они заглохли.

Женитьба Юсупова

В феврале 1914 года в его судьбе произошло важное событие - Феликс Юсупов (фото тех лет представлено в статье) женился на княжне императорских кровей Ирине Александровне Романовой. Поскольку невеста была племянницей Николая II, дочерью великой княгини Ксении Александровны и её мужа - великого князя Александра Михайловича, то для заключения брака потребовалось высочайшее дозволение. Через год у них родилась дочь, наречённая Ириной. Её крёстными были лично государь Николай II и его супруга императрица Александра Фёдоровна.

Семья Юсуповых в период Первой мировой войны

Начавшаяся вскоре мировая бойня застала молодожёнов в Германии, являвшейся одним из этапов их свадебного путешествия. Находясь в самом сердце государства, воюющего с Российской империей, супруги Юсуповы оказались в положении военнопленных, выезд которым был запрещён на основании приказа Кайзера Вильгельма II. Лишь после длительных переговоров, важную роль в которых сыграло посредничество испанского посла, им удалось наконец выехать в нейтральную Данию, а затем через Финляндию вернуться в Петроград.

В военных действиях Феликс Юсупов участия не принимал, так как, являясь единственным сыном в семье, был освобождён от армии. Тем не менее он не остался в стороне от происходивших событий и занимался организацией военных госпиталей, один из которых помещался в принадлежавшем его матери доме на Литейном проспекте (ныне Литейный пр. 42). Параллельно с этим в период 1915-1916 гг. князь окончил годовые курсы офицеров в Петроградском Пажеском корпусе.

Убийство Распутина

Имя Феликса Юсупова имеет в наши дни широкую известность во многом благодаря его участию в убийстве фаворита царской семьи Григория Распутина. Известно, что 30 декабря 1916 года Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович Романов (великий князь и член царствовавшего Дома), а также депутат Государственной думы В.М. Пуришкевич, заманив Распутина в принадлежавший семье Юсуповых дворец на набережной реки Мойки в Петрограде, совершили убийство.

Феликс Юсупов, мемуары которого содержат описание этого события, объяснял свои действия глубоким убеждением в том, что лишь физическое устранение этого человека, пользовавшегося неограниченным влиянием на государя и его жену, могло пресечь исходивший от него поток зла. Несмотря на то что его причастность к убийству была вполне очевидна, Юсупова не арестовали, а лишь отправили с глаз долой в имение его отца Ракитное, находившееся в Белгородской области.

При иных обстоятельствах убийц Распутина могло ожидать более суровое наказание, вплоть до смертной казни. Но поскольку среди участников покушения был великий князь Дмитрий Павлович, дело спустили на тормозах, отправив Пуришкевича на фронт, а Романова послом в Персию.

Отъезд в эмиграцию

После свержения царя и прихода к власти большевиков в судьбе одного из самых богатых семейств России наступил коренной перелом. Из бурлящего как котёл Петрограда Феликс Юсупов с женой, дочерью и родителями сначала перебрался в Крым, а оттуда на борту британского линкора «Мальборо» отплыл на Мальту. Следующим этапом их пути был Лондон, где беглецам удаётся продать, чудом вывезенные из России, две картины Рембрандта, а также часть фамильных драгоценностей.

Вырученные деньги дали Юсуповым возможность переехать в Париж, где в тот период обосновались многие русские эмигранты, знакомые им по прежним встречам в великосветских салонах. Подавляющее большинство из этих людей покинуло Россию, бросив на произвол судьбы всё свое достояние, и оказавшись за границей, не имело средств к существованию.

Проживая в купленном им доме на улице Pierre Guerin, супруги Юсуповы прилагали все усилия, чтобы помочь, оказавшимся в беде соотечественникам - безвозмездно пускали к себе на постой, и давали в долг, без какой-либо надежды получить назад свои деньги. Между тем средства, вырученные от продажи вывезенных ценностей, подходили к концу, и их собственное материальное положение вызывало всё большую тревогу.

Создание дома мод

В двадцатых годах, чтобы как-то решить финансовые проблемы, Юсуповы открыли в Париже собственный дом моды, который назывался IRFE, что являлось производным от первых букв их имён. Не случайно первой в названии упоминается жена Феликса Юсупова - Ирина. Дело в том, что именно ей принадлежала основная роль в семейном бизнесе. Обладая безукоризненным вкусом и чувством моды, она создавала модели женской одежды, пользовавшиеся неизменным успехом.

Предложенным ею новшеством стал спортивный стиль в повседневной одежде. На первых порах успех превзошёл все ожидания, и материальное положение семьи упрочилось. Любопытно отметить, что в созданной ими фирме не только моделями, но и рядовыми швеями работали дамы, принадлежавшие к самым известным аристократическим фамилиям России. Для Франции это было явлением по-своему уникальным, и служило дополнительной рекламой.

Крах предприятия последовал в конце двадцатых годов, и его причиной стала Великая депрессия, разразившаяся в Америке. Поскольку продукция дома моделей шла за океан, то с наступлением там экономического кризиса супруги потеряли всех своих заказчиков. Восполнить убытки за счёт продажи разработанных ими моделей в Европе, не удалось. Немаловажную роль в разорении фирмы сыграл и сам глава семьи Феликс Юсупов, привыкший с детства к роскоши и не сумевший ограничить свои потребности сообразно обстоятельствам. В результате успешный вначале дом моделей IRFE обанкротился.

Судебная тяжба с голливудским киногигантом

Несколько поправить материальное положение удалось лишь после того, как Юсупову удалось выиграть судебный процесс по иску, поданному им к американской кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer. Дело в том, что в 1932 году на экраны мира вышла снятая ею картина «Распутин и императрица», в которой жена Феликса была представлена в качестве одной из любовниц старца Григория.

Несмотря на видимую безнадёжность дела, Юсупов сумел доказать в суде беспочвенность подобных утверждений, и в качестве компенсации получил от голливудского киногиганта 25 тыс. фунтов стерлингов, что являлось весьма значительной суммой. Однако и в этот раз повторилась прежняя история - неискоренимая привычка князя тратить деньги не считая очень быстро свела на нет этот временный финансовый успех.

Литературное творчество Юсупова

Некоторый доход принесли семье две книги Феликса Юсупова, написанные им в эмиграции и изданные в то время небольшим тиражом, ввиду того, что круг читателей ограничивался соотечественниками, оказавшимися, как и он, на чужбине. Пытаться продавать их в Советском Союзе, по вполне понятным причинам, было невозможно. Эти произведения - «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953), написанные живым и ярким языком, представляют собой воспоминания автора, касающиеся разных периодов его жизни. Значительное место в них отводится и его соучастию в убийстве Григория Распутина.

Конец семьи Юсуповых

Князь Феликс Юсупов - последний наследник древнего и одного из богатейших российских аристократических родов, несмотря на все обрушившиеся на него невзгоды, прожил долгую жизнь. Скончался он 27 сентября 1967 года в возрасте 80 лет и был похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его прах упокоился в одной могиле с матерью - Зинаидой Николаевной Юсуповой, также закончившей свой земной путь на чужбине, но в 1939 году. Ирина Александровна - жена Юсупова - пережила мужа лишь на три года. Отец Феликса - граф Сумароков-Эльстон, расстался с семьёй ещё на Мальте и предпочёл отправиться в Италию. Там он и скончался в 1928 году.

Со смертью князя связывают совершенно невероятную историю, происшедшую на улице Pierre Guerin. Дело в том, что приобретённый им когда-то дом, простоявший к тому времени много десятилетий, на следующий день после его кончины вдруг провалился сквозь землю в буквальном смысле этого слова. И хотя впоследствии происшедшему было найдено вполне рациональное объяснение, связанное с коррозией почвы, оно послужило поводом для многих суеверных домыслов.

Потомки славного рода

Среди здравствующих ныне потомков князя Юсупова можно назвать его внучку - Ксению Николаевну Сфирис, рождённую от брака его дочери Ирины Феликсовны с графом Николаем Дмитриевичем Шереметевым, а также её двух дочерей - Марилию и Жасмин-Ксению. Поскольку Ксения Николаевна по своей матери принадлежит к некогда правившей в России монархической семье, сегодня она входит в состав общества «Объединение членов рода Романовых».

Сразу скажу, что я не смотрел сериал "Григорий Р.", вызвавший такую неоднозначную реакцию общественности, в том числе и в ЖЖ, не знаю, как именно там показана сцена убийства Распутина, поэтому этот мой пост с данным сериалом никак не связан (кстати, я не смотрел фильм не из принципиальных соображений, просто не получилось).
Мне просто показалось интересным рассказать об убийстве "святого чёрта" с точки зрения историка, чтобы все, кому это интересно, могли сравнить реальные исторические факты с тем, как они трактуются в художественных произведениях.

Признаюсь, что я сам непосредственно стоял за портьерой в той самой комнате цокольного этажа дворца князя Юсупова по адресу Набережная Мойки, 94 , где было совершено убийство, поэтому расскузываю как очевидец:)


Итак, как всем известно, в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года группой заговорщиков, принадлежавших к монархическим кругам, был убит царский временщик - "старец" Григорий Распутин.

Организаторами и непосредственными исполнителями этой, по сути, последней, отчаянной попытки спасти престиж династии Романовых был один из лидеров правых в Государственной думе Владимир Пуришкевич, представитель фрондирующей аристократии князь Феликс Юсупов и двоюродный брат Николая II великий князь Дмитрий Павлович.

Прежде чем перейти к рассказу об убийстве, давайте остановимся на личностях убийц.

Владимир Митрофанович Пуришкевич (1870 - 1920), действительный статский советник, член II, III и IV Государственных дум, крупный бессарабский помещик. Закончил физико-математический факультет Одесского университета. С 1900 г. - в Министерстве внутренних дел, затем - в главном управлении по делам печати. Активный член дворянской монархической организации "Русское Собрание". Один из основателей черносотенного "Союза русского народа", из которого вышел в 1906 году из-за разногласий с его председателем Дубровиным, после чего организовал другую монархическую партию - "Союз Михаила Архангела".

Во время Первой мировой войны несколько отошел от политики и работал на фронте в качестве уполномоченного Красного Креста, организовал санитарный поезд. Кроме своей деятельности в качестве депутата Думы, был широко известен меткими сатирическими эпиграммами на своих политических оппонентов (Милюкова, Гучкова, Горемыкина, Протопопова, Штюрмера и др.).

Феликс Феликсович Юсупов (1887 - ?) принадлежал к одному из самых знатных и богатых родов в России. Его отец, тоже Феликс Феликсович, граф Сумароков-Эльстон, в 1882 г. женился на последней в роде Юсуповых княжне Зинаиде Николаевне, а в 1891 г. Сумарокову-Эльстону и старшему в его роде было разрешено присоединить к своей фамилии титул и фамилию жены. К началу войны Юсуповы владели 17 имениями в разных губерниях России, пятью заводами, рудником в Донбассе, восемью доходными домами и несколькими дворцами: в Петрограде, Москве, Царском Селе, в Архангельском и Кореизе. С 17 мая 1915 года Юсупов-старший занимал пост начальника Московского военного округа и главноначальника Москвы. Юсуповы считались убежденными противниками Распутина и англофилами, следовательно, противниками сепаратного мира с Германией.

Феликс Юсупов с женой Ириной:

Феликс Юсупов-младший окончил Оксфордский университет (что же после этого удивляться его англофильству?). 9 февраля 1914 г. он женился на княжне императорской крови, племяннице Николая II Ирине Александровне, хотя всему высшему свету столицы было хорошо известно о его гомосексуальной ориентации, которую он, впрочем, и не слишком скрывал.

Дмитрий Павлович Романов (1891 - 1942?), великий князь, флигель-адьютант, штабс-ротмистр, двоюродный брат Николая II. Окончил офицерскую кавалерийскую школу. Участник Первой мировой войны в 1914 - 1917 гг.

Интересно, кстати, отметить, что в убийстве Распутина совершенно определенно были замешаны представители союзной дипломатии и прессы. В частности, Самюэль Хор, глава английской военно-разведывательной миссии в России, вспоминал, как за две недели до убийства Распутина к нему явился с визитом Пуришкевич и небрежно осведомился о пустячке - нельзя ли достать сильнодействующий яд, "для дела". Осторожный Хор отказался, и Пуришкевич нашел другого специалиста по ядам - военного врача Станислава Лазаверта . Уходя, Пуришкевич заявил Хору, что он и его друзья "решили покончить это маленькое дело с Распутиным" .
Что же предпринял англичанин Хор? Сообщил о готовящемся убийстве в полицию? Информировал своё начальство? Нет, он одобрительно улыбнулся и стал ждать, какие же события произойдут дальше.

События не заставили себя ждать.
Наиболее красочное их описание, заимствованное впоследствии многими историками и литераторами, зачастую без ссылок на источник, содержатся в мемуарах французского посла Мориса Палеолога , получившего сведения, по-видимому, из первых рук.

Итак, драма произошла в ночь с 16 на 17 декабря во дворце князя Юсупова на Мойке. До этого у Феликса Юсупова были с Распутиным лишь весьма неопределенные, если не сказать, неприязненные, отношения. Чтобы заманить его к себе в дом, князь прибег к довольно неэлегантному стратегическому приему. Он 15 декабря отправился к "старцу" и сказал ему: "Моя жена, прибывшая из Крыма, безумно хочет с тобой познакомиться. Не хочешь ли ты завтра прийти ко мне домой выпить чашку чаю? Приходи попозже, так в половине двенадцатого, потому что у нас будет обедать моя теща, но к этому времени она уже, наверное, уйдет".
Надежда завязать знакомство с красавицей книгиней Ириной тотчас соблазнила Распутина, и он обещал прийти. Но в отличие от Распутина Юсупов хорошо знал, что княгиня Ирина находилась ещё в Крыму.

На следующий день, 16 декабря, около 11 часов вечера все заговорщики собрались во дворце Юсупова, в одном из салонов верхнего этажа, где был сервирован ужин... В четверть двенадцатого Феликс отправился на автомобиле к Распутину, который жил тогда на Гороховой, 68 , примерно в двух километрах от Мойки.

Я за тобой, отец, как было условлено. Моя машина ждет внизу.
И в порыве сердечности, по русскому обычаю, Феликс Юсупов звонко целует "старца" в губы. Распутин, охваченный инстинктивным недоверием, насмешливо восклиннул:
- Ну и целуешь же ты меня, малый... Надеюсь, это не иудино лобызанье... Ну, пойдем. Ступай вперед.

Через десять минут, то есть около полуночи, они вышли из автомобиля у юсуповского дворца на Мойке. Феликс Юсупов привел Распутина в одно из помещений цокольного этажа. Они уселись в широкие кресла и стали беседовать об оккультизме и некромантии...
Между креслами, в которых сидели Юсупов и его гость, заранее был пославлен круглый стол, на котором размещались на двух тарелках пирожные с кремом, бутылка "Марсалы" и поднос с шестью стаканами. Пирожные, поставленные возле Распутина, были отравлены цианистым калием. Каждый из трех стаканов, стоящих возле этих пирожных, также содержал цианистый калий, растворенный в нескольких каплях воды.

Когда часы пробили час ночи, Распутин внезапно пришел в раздражение и грубо закричал:
- Да что же это? Жена твоя не придет... Я, знаешь, ждать не привык. Никто не позволяет себе заставлять меня ждать... никто, даже императрица...
И тут "старец" неожиданно выпивает свой стакан, и щелкнув языком, говорит:
- "Марсала" у тебя знатная. Я бы ещё выпил.

Яд не оказывает действия. Вот уже третий стакан с ядом и никакого эффекта. Заговорщики в растерянности. Поднявшись наверх и посоветовавшись с сообщниками, Юсупов спускается обратно вниз, держа в левой руке за спиной револьвер.
- Моя жена в отчаянии, что заставляет тебя ждать, - говорит он, - её гости только что ушли, она сейчас будет здесь.

Но Распутин едва слушает его; отдуваясь и рыгая, он мечется взад и вперед. Цианистый калий, наконец-то, подействовал. Юсупов не решается, однако, воспользоваться своим револьвером. Хрупкий и изнеженный педераст боится открыто напасть на коренастого мужика, который мог бы раздавить его одним ударом мощного кулака.

Но больше нельзя терять ни одной минуты. Юсупов становится слева от Распутина и почти в упор два раза стреляет ему в бок. Распутин падает на пол. На выстрелы быстро сбегаются остальные заговорщики. Великий князь Дмитрий заявляет:
- Теперь надо поскорее бросить его в воду... Я пойду за своим автомобилем.

Его спутники снова поднимаются на верхний этаж, чтобы сговориться, как увезти труп. Минут через десять Юсупов заходит в салон нижнего этажа посмотреть на свою жертву и отступает в ужасе: Распутин, опираясь на руки, наполовину поднимается, потом, в последнем усилии выпрямляется, опускает свою тяжелую руку на плечо Юсупова, срывает с него эполет и выдыхает замирающим голосом:
- Негодяй! Завтра ты будешь повешен! Феликс, я всё скажу царице!

Юсупов с трудом вырывается. На шум прибегают все: Пуришкевич, Дмитрий Павлович, Лазаверт. Разъяренные живучестью "старца", они добивают его: Пуришкевич выпускает одну пулю ему в затылок, другую в спину, а в это время Юсупов бежит за бронзовым канделябром и наносит им Распутину несколько ударов по черепу.
Всё кончено...

В четверть третьего утра в автомобиле князя Дмитрия Павловича труп Распутина увозят доктор Лазаверт и капитан Сухотин. На Крестовском острове его опускают под лед.

Труп Распутина:

Через полчаса после убийства Распутина раздается звонок в одном из номеров петроградской гостиницы "Астория". К телефону подходит репортер "Таймс" в Петрограде Роберт Вильтон. Поговорив с кем-то пять минут, он медленно опускает трубку на рычаг и удовлетворенно сообщает пожилому подтянутому человеку, сидящему с трубкой у окна: "Они-таки добрались до него, мой генерал".
Представитель английского командования в русской ставке генерал Хандбурн-Вильямс понял всё сразу. "Это был конец Распутина", - записал он в своем дневнике.

В течение последующих дней большинство английских и французских газет поместили поздравления по поводу избавления России от её "темной силы", "национального позора". На первой странице лондонской "Таймс" красовался огромный фотографический снимок Феликса и Ирины Юсуповых с подписью - "Спасители России".

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.