Ленин роль личности в истории кратко. Последние годы жизни и культ личности

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов) родился в апреле 1870 года в Симбирске. Образование получил в гимназии и университете (был исключен за студенческие «беспорядки» спустя всего три месяца, впоследствии восстановился). После чего трудился в должности инспектора народных училищ Симбирской губернии. На путь революции молодого человека подтолкнула казнь старшего брата Александра, покушавшегося на жизнь царя.

В 1895 году Ленин отправляется за рубеж, где знакомиться с группой «Освобождение труда», борющейся за права простого народа. За участие в деятельности этого союза, его арестовывают и отправляют в ссылку в село Шушенское. Более четырех лет он проводит в неволе. Знакомство и женитьба Ульянова на Н. Крупской проходит здесь же. Кстати, те, кто изучает личность Ленина, должны отлично знать и о том, что основную часть своих работ он пишет именно в этой ссылке. По окончанию ее в 1900 году политический деятель отправляется в Псков. Здесь он занимается издательством журнала «Зоря» и газеты «Искра». Как уже было отмечено выше, Ленин – это псевдоним Ульянова, и впервые он появился как раз в одном из выпусков этих печатных СМИ. До наших времен дошло немало произведений Владимира Ильича, среди которых есть и его видения партии, и планы на будущее всей страны.

Создать новое общество Ленин рассчитывал, проведя социалистическую революцию. Он стал деятельным организатором второго съезда РСДРП, разработал план и устав партии. После того, как большинство ее членов попали под арест, полномочия руководителя переходят к Владимиру Ильичу. В период, последовавший за этим, революционера ожидают многочисленные переезды и эмиграции. При этом трудов своих политик не прекращает ни на минуту – он занимается публикацией «Правды», подготавливает демонстрации и митинги.

В 1917 году после февральской революции Ульянов возвращается на родину, становится лидером антиправительственного восстания, но после снова уходит в подполье. В этом же году организовывает и руководит Октябрьской революцией. Придя к власти, выбирает новую экономическую политику, заменяя ею царящий в то время военный коммунизм. Все свои силы он направляет на то, чтобы основать социалистическое государство – СССР, и поднять народное хозяйство. Плохое здоровье не позволило Ленину реализовать поставленные цели. В 1924 году он умирает, однако культ личности политика от этого лишь усиливается. Города и села переименовываются в его честь, памятники Ульянову возводятся буквально повсеместно. Сегодня тело великого политического деятеля находится в столичном Мавзолее.

Народы осознают своих великих людей медленно, противоречиво, падая то в одну крайность, то в другую. Наполеон отметил, что любое дело человек низводит до своего уровня. Те, кто ниже великого человека, не могут охватить его полностью, схватывают лишь его отдельные стороны. При этом, часто анализируется не сама деятельность человека, а выводится его грубая поверхностная оценка в смысле «хороший», или «плохой» и под этот выбор подверстываются, подбираются и даже искажаются затем соответствующие доводы. Причем, такую оценочную деятельность проводят, споря между собой, так называемые, мыслящие, передовые, задающие тон умы. Остальные граждане, не имеющие ни времени, ни опыта судить самостоятельно, как лакеи чужой мысли лишь слепо следуют за своими коноводами. Через эту процедуру прошли многие великие имена. Спиноза, Гегель, Маркс, Наполеон и т.д.
Тоже происходит с Лениным. Семьдесят лет в нашей стране его восхваляли, поднимая все выше, теперь, вот уже двадцать пять лет, осуждают.
По отношению к революциям и их руководящим деятелям эти колебания имеют более четко выраженную закономерность. Такой зигзаг обусловлен более весомыми причинами, чем субъективные ошибки коноводов. Разрушать старый мир гораздо легче, чем организовать новый. Пока руководители революции крушили ненавистный феодальный порядок, они пользовались симпатиями большинства народа. Когда же на руинах старого пришлось возводить прекрасное новое, отсутствие необходимого социального мастерства привело к путанице, неудачам и завело ситуацию в тупик. Тогда народное мнение переменилось, его симпатии направились в противоположную сторону. Победила контрреволюция, произошла реставрация, вплоть до старых титулов и летоисчисления. Наконец, невозможность жить по-старому – с одной стороны, более реальное представление о том, каким должно быть новое – с другой, внесло следующую корректировку в оценку происходящего, сделало ее более адекватной. Аналогичный путь в более-менее выраженной форме проделали все буржуазные революции.
Такой же «кувырок» мы проделываем, осмысливая большевистскую Октябрьскую революцию. Но развитие национального сознания здесь затрудняется тем, что на противоречивое осмысление Октября положилось столь же противоречивое осмысление антикоммунистической Ельцинской революции, которая по отношению к Октябрю выступила как контрреволюция, реставрация дикого капитализма. Притом, зигзаг относительно Ельцинской революции – всеобщая эйфория.

В советское время Ленина боготворили, затем стали говорить о нем только отрицательное. Так было и с другими - со Спинозой, когда его третировали как «мертвую собаку», с Гегелем… Наполеона французы поднимали и опускали несколько раз. Французы свою революцию и ее деятелей сначала прославляли, затем проклинали, и только после этого вышли на взвешенную оценку: эпоху террора осуждают, взятие Бастилии празднуют. Такой зигзаг проделали англичане и другие народы. Мы тоже Октябрьскую революцию семьдесят лет славили, теперь осуждаем.
Чтобы и нам покончить с этой фазой нашего развития, и перейти к беспристрастной оценке, необходимо критически проанализировать предъявляемые Ленину и революции обвинения. Ленина обвиняют в том, что он увлек страну на ненужный социальный эксперимент, который обернулся неисчислимыми страданиями и отклонением от магистрального пути развития человечества. Затем, по утверждению В. Жириновского, Ленин виноват в распаде СССР. Дескать, если бы он не образовал национальные республики, а сохранил губернии, страна не распалась бы.
Ленин сформулировал общий путь познания: «От созерцания – к абстракции, и от нее – к практике». Если бы Жириновский воспользовался этим законом и начал с созерцания исторических фактов, то не повторял бы своей ошибки 20 лет кряду. Польские восстания происходили при губернском делении, и именно они заставили царя обсуждать вопрос о предоставлении автономии полякам и финнам. Сегодня за национальную независимость борются курды, тибетцы, другие народы, не имеющие национально-административных образований.
Еще больше помогло бы Жириновскому обращение к абстракции. Марксизм имеет общую теорию национального вопроса, и ее следует рассматривать здесь в первую очередь. Уже потому, что и на суде истории необходимо учитывать аргументацию не только обвинителей, но и обвиняемых. Согласно марксизму, национальное поведение в нашу эпоху развиваются вместе с развитием капитализма. Маркс разъясняет это на примере Индии. Когда туда пришли англичане, ее экономический уклад представлял собой замкнутые сельские общины, национальное чувство у индусов отсутствовало, кому платить налог, им было все равно. Это дало англичанам возможность обирать индусов руками нанятых индусов же. Но Маркс предсказывал, что англичане невольно привнесут в Индию капитализм, он покончит с разобщенностью, создаст новые хозяйственные связи и соответствующее им сознание, которое приведет к национально-освободительной борьбе и независимости. Также, по той же причине, должно было произойти и с другими колониями. Последовавшая затем историческая практика, которая согласно марксизму (и здравому смыслу) есть критерий истины, подтвердила эту теорию Маркса стопроцентно.
По этой причине распался и СССР. Реставрация капитализма в нашей стране пробудила национализм окраин и их выход из Союза. Либералы, в связи с этим, говорят: «Кто не жалеет о распаде Союза – у того нет сердца; кто не видит неизбежности этого – у того нет ума». На самом деле ума не оказалось у либералов. Это становится ясно при анализе действительной роли Ленина в нашей истории.
Те, кто делает Ленина виновником революции, считают, похоже, что он обращался с историей, как горшечник с куском глины. Марксизм, выявив общие свойства революций, обратил внимание, что хотя революция приходит неизбежно по экономическим причинам, но предсказать точно ее начало также невозможно, как день, когда весной побегут первые ручьи. Революция наступает «словно на голову обрушивается дом» (Маркс). За несколько месяцев перед Февралем 17-го, Ленин говорил: «Мы, старики, до русской революции может и не доживем». О внезапности антисоветской революции пишет Г. Попов.
Своеобразие Российской империи было в том, что национально-освободительное движение колоний совпало в ней с буржуазной революцией. Россия этого двойного потрясения не вынесла бы. С отстранением царя, государственная система распалась настолько, что не нашлось ни одной буржуазной партии, готовой взять власть. «Есть такая партия!» - ответил на это заявление Ленин. И сформулировал выход, который даже Плеханов назвал бредом. Взыгравший буржуазный национализм Ленин заменил пролетарским интернационализмом; надвигающуюся нескончаемую межнациональную бойню – гораздо менее кровопролитной классовой гражданской войной; разрушившую экономику буржуазную революцию – победоносной социалистической. Ленин разъяснял, что диалектика истории усложнила абстрактную схему исторического развития неожиданными комбинациями; предлагаемый им скачек к социализму есть сверхусилие, парадоксальный, но в то же единственно возможный, в сложившейся ситуации, шанс России выйти из безвыходного, катастрофического положения. Жизнь заставила согласиться с Лениным. Национализм окраин был подавлен, страна не распалась. Отсоединились, притом, мирно, только более развитые капиталистически, прилагающие к Европе Польша, Финляндия, Прибалтика.
Ленин спас нас и сегодня. Маркс разъяснял, что переход к мировому социализму будет идти с поражениями, возвращениями назад. Поражение Октября теоретически было тем более вероятным, что Россия оказалась вынужденной перескакивать к социализму, минуя полный цикл капиталистического развития. Чтобы вновь выдвинувшийся в этом случае национальный эгоизм не устроил межнациональной бойни, как раз и были проведены межреспубликанские границы с правом свободного выхода. И когда откат назад действительно произошел, начавшееся с группового и кланового, эгоистическое противостояние дошло до межнационального, бывшие союзные республики разошлись мирно. Там же, где права на отделение не было, возродившийся буржуазный дух, вопреки рецепту Жириновского, совершил кровопролития: в Югославии, Чечне, Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье.
Еще два раза мы спаслись за счет выполнения намеченного Лениным плана. Сталин буквально уперся на ленинском плане, отстоял его, провел в жизнь. Индустриализация произошла в немыслимо короткий срок, и фашистский агрессор был разгромлен. Дальнейшее развитие по этому плану позволило овладеть ядерным оружием. Учитывая, как «справедливо», «свободно» и «плюралистично» западные СМИ освещали Южно-осетинский конфликт, вовсе не исключено, что без ядерного щита нас бомбили бы как Югославию.
Теперь относительно большевистского насилия.
Да, индустриализация шла с насилием, репрессиями, в муках. Большевикам приписывают чуть ли не геноцид. На самом деле, еще Маркс определил: осуществлять экономически необходимую коллективизацию крестьянства следует методом убеждения - за счет снабжения тракторами и другими плодами индустриализации. Ленин с полной ясностью проводил эту линию. Но поражение начавшихся было социалистических революций в Европе, создало ситуацию, потребовавшую для нашего самосохранения снова совершить огромное национальное усилие. А оно без насилия не бывает. С экономической точки зрения, труд беспаспортных крестьян, сдающих хлеб государству, был крепостническим; труд ГУЛАГа - рабским. Однако, капиталистическая индустриализация (она осуществлялась тоже за счет крестьянства - другого трудящегося класса и тогда не было) проводилась куда более бесчеловечными методами: крестьян с земли насильно вытеснили овцами, обрекали на голодную смерть. А индустрию развивали за счет рабства негров и охоты за скальпами краснокожих. Насилие было экономической необходимостью. В крепостной России мужиков и солдат били палками, баб, стариков и детей – розгами. В острые моменты истории насилие становилось еще бесчеловечнее. Например, Минин и Пожарский продавали в рабство жен и детей тех, кто не мог внести деньги для содержания ополчения. Вплоть до настоящего времени политикам приходится выбирать меньше из зол. Полное очеловечивание человечества будет достигнуто только за счет роста производительности труда. Продиктованное необходимостью большевистское насилие было, в общем и целом, осознанным отчаянным рывком в эту гуманную сторону. Поэтому, лучше будет, если мы задумаемся также и над тем, что было бы с нами, с Россией без индустриализации.
Небывалым мастером такого научного управления социальными процессами, явился Ленин. Зрелая наука, например, современная физика, воплощая единство теории и практики, практической своей стороной завоевывает все новые, небывалые горизонты технического прогресса, а, с другой стороны, синхронно этому, - расширяет и углубляет свою, генетически вырастающую из единого фундаментального начала, стройную теоретическую систему. Также и Ленин каждый новый тактический шаг, каждое политическое событие, каждое общественное явление рассматривает (как можно видеть на примере любой его статьи) в тесной связи с общими основами марксизма; решая конкретные задачи революционной практики, одновременно развивает, дополняет и уточняет учение в целом. Еще до него социалисты обосновали историческую необходимость монополизма, управления всем общественным хозяйством «из единой конторы». Ленин анализировал то, как, под действием материальных интересов, стихийно движутся к этому, переживая непредвиденные комбинации, различные общественные группировки, то, в какой последовательности они изживают свои иллюзии и догмы. Он постоянно уточнял технологическую цепочку совершающегося процесса, соответственно каждой его стадии определял эффективную тактическую позицию. Научно оценивал значение едва наметившихся новых общественных форм (например, советов). Выявлял решающее на данный момент «главное звено», за которое нужно схватиться всеми силами («если бы мы по основному вопросу гражданской войны допустили колебания хотя бы на одну десятую, мы были бы биты и биты поделом»). Дав полученному выводу научное обоснование, шел против большинства народа («оборонничество»), против большинства партии (Брестский мир), правильно выбирал момент действия («сегодня рано, послезавтра поздно»). В итоге научного управления социальной стихией, Ленин избавил нас от гибельных этапов национальной судьбы, поистине фантастически ускорил ход всей мировой истории. Без Ленина лицо человечества выглядело бы совсем по-иному, большой России давно не было бы. Наполеоны и другие исторические личности, по сравнению с ним далеко внизу.
Ленин – наша национальная гордость. Антипод узколобого зоологического национализма, отмеченные Достоевским основные черты русского менталитета – народность, всемирность, максимализм – он воплощает в полной мере.
Ленинское наследие, пока еще непрочитанное, но в организационной науке, науке господства над историческим процессом объективно занимающее центральное место, тем более призвано помочь человечеству выйти из сегодняшних затруднений.
Станислав Сенченко 2010г

Личность Ленина никогда не рассматривалась под тем же углом зрения, что и личность Сталина . Иосифа Виссарионовича принято считать очень противоречивой исторической фигурой. Означает это, что наряду с огромным злом, которое он принёс России, были и величайшие достижения, которые во многом перечеркивают негативную составляющую его политической деятельности.

Про Владимира Ильича Ульянова говорят совсем по-другому. Одни считают его величайшим гением, у которого вообще не было недостатков. Другие же обвиняют во всех смертных грехах и не видят ничего позитивного в тех делах, которые он творил во времена подпольной революционной деятельности, Гражданской войны и в первые годы советской власти.

Следует отметить, что в характере Ульянова больше превалировали отрицательные черты, чем положительные. У Владимира Ильича не было друзей, имелись лишь соратники по борьбе. Все, кто близко знал основателя советского государства, отмечали огромное самомнение, высокомерие и язвительность вождя мирового пролетариата. Он не терпел возражений и считал лишь своё мнение единственно правильным. В полемике с оппонентами не стеснялся в выражениях. Мог легко унизить и оскорбить любого человека.

К этому надо добавить абсолютное равнодушие к судьбам людей. Будучи в Польше, он стал свидетелем аварии на дороге. Под конный экипаж попал человек. Причём колесо экипажа наехало на голову и раскололо её. Придя домой, Ульянов поделился с домочадцами увиденным. Особенно ему понравилась расколотая голова. Со смехом он сказал: "Раскололась, как орех".

Рассуждая о судьбах угнетённых рабочих, Владимир Ильич, в то же время, старался получать от жизни максимум удовольствий. Отбыв сибирскую ссылку, он уехал за границу, чтобы отдохнуть от пережитого. Вскоре к нему приехала Крупская, и пара чудно устроилась в Мюнхене. В мае 1901 года к этой семейной идиллии присоединилась Елизавета Васильевна - мать Надежды Крупской и тёща Ульянова. Она вспоминала: "Жили мы в прекрасном отеле. Вместе завтракали, обедали, ужинали. Время прошло как-то особенно хорошо".

После окончания II съезда РСДРП, который вначале проходил в Брюсселе, а затем продолжился в Лондоне, Ульянов с Крупская отправились в Женеву. Оттуда поехали в курортный городок Лозанну. В это время Надежда часто писала письма Марии Александровне - матери Ленина. В них она описывала повседневный быт пламенных борцов за счастье народа: "Живём в Лозанне мы уже целую неделю. Спим по 10 часов в сутки, гуляем, купаемся. Володя даже забросил чтение газет. Собираемся отправиться в горы недели на две. Так нервы у нас истрепались, что не грех и месяц отдохнуть".

В чудном курортном местечке семейная пара революционеров совершала туристические походы, питалась в основном яйцами, сыром, запивая их вином. Ульяновы приятно похудели, окрепли, загорели и совсем не думали о политике. Они даже запретили друг другу говорить о ней.

А в это время пролетариат России боролся за свои права. В Петербурге, Москве, Иваново-Вознесенске рабочие сумели добиться сокращения рабочего дня до 11 часов вместо 12. А ночные смены были сокращены до 10 часов. Пока Владимир Ильич нежился в кровати по 10 часов, пролетарии вкалывали у станков, получая при этом крошечное жалованье. Но и из этой малости они часть денег отдавали революционерам.

Из пожертвований собирались вполне приличные суммы. На них партийные вожди прекрасно жили заграницей. Они оплачивали дорогие квартиры, калорийно питались, ездили на курорты и при этом постоянно рассуждали о судьбах угнетённого народа. Деньги в партийные кассы также текли с грабежей и разбоев.

За что Ленин полюбил Сталина, за что он сделал его членом ЦК своей партии? За грабежи банков, во время которых гибли невинные люди. Зато добывались огромные денежные суммы и переправлялись за рубеж. На них Владимир Ильич безбедно существовал годами. Сытно ел, сладко спал, но ему даже в голову ни разу не пришло, взять и построить на эти деньги несколько школ для малоимущих детей в России.

В 1909 году Крупская написала своей матери: "Мы уже целый год живём в Париже. Посетили маленький театр и остались им очень довольны". Ей вторит Владимир Ильич в своём письме к сестре от 2 января 1910 года: "Здесь зима не в зиму, а в весну. Сегодня чудный солнечный тёплый день. Мы гуляли с Надей по Булонскому лесу. Праздники провели великолепно. Ходили в музеи, театры. Посетили музей Гревин. Я им остался весьма доволен. Завтра собираюсь заглянуть в один уютный кабачок".

В 1912 году чета Ульяновых переехала в Польшу. Надежда оттуда написала родным: "Здесь быт налаживать гораздо труднее. Нет газа, отопление печное, во всём проглядывается отсутствие культуры и воспитания. Цены на товары очень высокие, и я из-за этого расстроена". На всё лето Владимир с Надеждой уехали в горы. Сняли там уютный домик, а вечерами сидели на балконе (в домике, оказывается, имелся балкон) и любовались чудесным видом на Татры. Они много гуляли в горах, забирались высоко-высоко и любовались оттуда красотами природы.

Об этом времени у Крупской много воспоминаний, но нет ни слова о тех событиях, которые происходили в России. А ведь 4 апреля 1912 года произошёл массовый расстрел рабочих на Ленских приисках. Те требовали повышения зарплаты за труд и освобождения арестованных членов стачечного комитета. Чтобы подавить протест, местные власти приказали солдатам стрелять. Было убито 270 человек и 250 получили ранения.

Это была жуткая бойня. Она вызвала возмущение и протест по всей России. В городах прошли митинги, в которых приняли участие более 3 млн. человек. Но ужасная трагедия на образе жизни Ульянова и его супруги никак не отразилась. Подобные кровавые вещи их только радовали, так как приближали революцию.

Именно после февраля 1917 года личность Ленина проявилась во всей неприглядной красе. По его приказу была расстреляна без суда и следствия царская семья Романовых . Подобным же образом был расстрелян Верховный правитель России адмирал Колчак . Противники большевистского режима уничтожались десятками тысяч. В Крыму были утоплены 50 тыс. пленных белогвардейцев. Восстание крестьян Тамбовской губернии захлебнулось в собственной крови. И во главе всей этой кровавой вакханалии стоял господин Ульянов.

Этот человек никогда не работал, жил на дармовые деньги. Он никогда и ни чем не помогал бедным людям. О подлинных нуждах рабочих и крестьян слышал лишь понаслышке. К власти пришёл на деньги кайзеровской Германии. Стал главным создателем авторитарного и деспотичного режима.

Но судьба распорядилась так, что Ульянова не стало в 1924 году. Из него тут же сделали "икону", на которую десятки миллионов людей чуть ли не молились практически весь XX век. Однако время всё расставляет по своим местам и каждому воздаёт по заслугам. Не избежал этой участи и вождь мирового пролетариата. И теперь мы имеем гораздо большее представление о подлинной личности Ленина, о его делах и поступках. А вот как к ним относиться? Тут каждый сам должен определяться в соответствии со своими пристрастиями, взглядами и наклонностями .

Александр Семашко

Роль Ленина в истории России
У граждан РФ усиленно формируются совершенно нелепые представления о роли Ленина в истории России.

Официальная версия Великой русской революции, которую вдалбливали в головы людей партийные власти СССР, сфальсифицирована. В этой версии Ленин представлен как некий революционный романтик и авантюрист. Дескать, приехал в Россию в бронированном вагоне, произнес речь с броневика, написал апрельские тезисы и на те вам революцию. Так называемые апрельские тезисы, если они и были, то народу представлены в очень урезанном и фальсифицированном виде. Отсюда все рассуждения про революцию — это череда заблуждений, вызванных этим фейком. У Ленина и его партии давно была Программа социалистической революции в России, которую лидеры РСДРП вырабатывали со времени создания партии и обсуждали на съездах и прочих оргмероприятиях партии. К июню 1917 года Ленин несколько изменил эту Программу и напечатал ее в Петроградском издательстве ПРИБОЙ. Вот эта Революционная программа РСДРП есть тот программный документ, с которым Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов взяли власть путем вооруженного штурма Зимнего Дворца в ночь с 25 на 26 октября 1917 года. А вся эта псевдо-революционная шумиха, которую нарисовали после революции для оправдания своих мер по узурпации власти и уничтожения завоеваний Октября. Когда Ленин понял, что его дружки по партии, взявшие власть и испившие ее сладкого яду, не собираются выполнять программные документы РСДРП(б), он начал конечно от них этого требовать, за что его просто-напросто изолировали на Воробьевых горках. Все рукописи Ленина спецы Коммакадемии под руководством Богданова-Малиновского Сан Саныча, конечно, запрятали в АРХИВ, но кое-какие работы, раскрывающие цели и задачи Октябрьского восстания рабочих и крестьян в 1917 году, стали появляться. Так в 1954 году появилась работа В. Ленина «О роли и задачах профсоюзов в условиях НЭП», а в 1956 году Полит. издательство «Молодая гвардия» выпустило книжечку «Ленин о молодежи», в которой опубликованы несколько любопытных статей Ленина, повествующих об его идейной борьбе с «друзьями народа» и статейка «Из Брошюры «Материалы по пересмотру партийной программы»
Вот эта Программа, которую не стремились обнародовать

«Конституция демократической республики российской должна обеспечить:

Политическая часть
1. Самодержавие народа, т.е. сосредоточение всей верховной государственной власти в руках законодательного собрания, составленного из представителей народа и образующего одну палату
2.Всеобщее, равное и прямое избирательное право при выборах как в законодательное собрание, так и во все местные органы самоуправления для всех граждан и гражданок, достигших двадцати лет; тайное голосование при выборах; право каждого избирателя быть избранным во все представительные учреждения; двухгодичные парламенты; жалование народным представителям; пропорциональное представительство при всех выборах; сменяемость всех без изъятия делегатов и выборных в любое время по решению большинства их избирателей.
3.Широкое местное самоуправление, областное самоуправление для тех местностей, которые отличаются особыми бытовыми условиями и составом населения; отмену всяких государством назначаемых местных и областных властей.
4.Неприкосновенность личности и жилища.
5.Неограниченную свободу совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов.
6.Свободу передвижения и промыслов.
7.Уничтожение сословий и полную равноправность всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности.
8.Право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием на счет государства и органов самоуправления необходимых для того школ; право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях; введение родного языка наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях; отмену обязательного государственного языка.
9.Право на свободное отделение и на образование своего государства за всеми нациями, входящими в состав государства. Республика русского народа должна привлекать к себе другие народы или народности не насилием, а исключительно добровольным соглашением на создание общего государства. Единство и братский союз рабочих всех стран не мирится ни с прямым, ни с косвенным насилием над другими народностями.
10.Право каждого лица преследовать в обычном порядке перед судом присяжных всякого чиновника.
11. Выборность судей и должностных лиц как в гражданской службе, так и в армии народом; сменяемость всех их в любое время по решению их избирателей.
12. Замену полиции и постоянного войска всеобщим вооружением народа; рабочие и служащие должны получать обычную плату от капиталистов за время, посвященное общественной службе во всенародной милиции.
13. Отделение церкви от государства и школы от церкви; полную светкость школы.
14. Бесплатное и обязательное общее и политехническое (знакомящее в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образование для всех детей обоего пола до 16 лет; тесную связь обучения с детским общественно-производительным трудом.
15. Снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.
16. Передачу дела народного образования в руки демократических органов местного самоуправления; устранение центральной власти от всякого вмешательства в установление школьных программ и в подбор учительского персонала; выборность учителей непосредственно самим населением и право населения отзывать нежелательных учителей.»

Социально-экономическая часть
«Как основного условия демократизации нашего государственного хозяйства Российская социал-демократическая рабочая партия требует: отмены всех косвенных налогов и установления прогрессивного налога на доходы и наследства.
Высокая ступень капитализма, уже достигнутая в банковском деле и в трестированных отраслях промышленности, с одной стороны, разруха, созданная империалистической войной и отовсюду вызывающая требование государственного и общественного контроля за производством и распределением важнейших продуктов, побуждает партию требовать национализации банков, синдикатов (трестов) и т.п.
В интересах охраны рабочего класса от физического и нравственного вырождения, а также в интересах развития его способности к освободительной борьбе, партия требует:
1.Ограничения рабочего дня для всех наемных рабочих – восемью часами в сутки, включая сюда принятие пищи. В опасных же производствах и вредных для здоровья рабочий день должен быть сокращен до 4-6 часов в сутки.
2.Установления законом еженедельного отдыха, непрерывно продолжающегося не менее 32 часов, для рабочих обоего пола во всех отраслях народного хозяйства.
3.Полного запрещения сверхурочных работ.
4.Воспрещение ночного труда (от 8 час. Вечера до 6 час. Утра) во всех отраслях народного хозяйства за исключением тех, где он безусловно необходим по техническим соображениям, одобренным рабочими организациями, — с тем, однако, чтобы ночной рабочий труд не мог превышать 4-х часов.
5. Воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет), ограничения рабочего времени молодых людей (16-20 лет) четырьмя часами и воспрещения им работы по ночам в опасных для здоровья производствах и рудниках.
6. Воспрещения женского труда в тех отраслях, где он вреден для женского организма; воспрещения женского ночного труда; освобождения женщин от работ в течение 8 недель до и 8 недель после родов с сохранением полного заработка за все это время при бесплатной врачебной и лекарственной помощи.
7. Устройства при всех заводах, фабриках и др. предприятиях, где работают женщины, яслей для грудных и малолетних детей и помещений для кормления грудью; освобождения женщин, кормящих грудью, от работы не реже, чем через три часа, на время не менее чем полчаса; выдачи пособий кормящим матерям и сокращения рабочего дня для них до 6 часов.
8. Полного социального страхования рабочих;
А) для всех видов наемного труда;
Б) для всех видов трудоспособности, именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы и др.;
В) полного самоуправления застрахованных во всех страховых учреждениях;
Г) оплаты расходов по страхованию за счет капиталистов;
Д) бесплатной медицинской и лекарственной помощи с передачей медицинского дела в руки самоуправляющихся больничных касс, избираемых рабочими.
Е) Учреждения выборной от рабочих организаций инспекции труда и распространения ее на все виды предприятий, употребляющих наемный труд, не исключая и домашней прислуги; введения института инспектрис в тех отраслях, где примняется женский труд.
Ж) Издания санитарного законодательства по улучшению гигиенических условий труда и ограждения жизни и здоровья рабочих во всех предприятиях, употребляющих наемный труд, с передачей санитарного дела в руки выборной от рабочих организаций санитарной инспекции.
9. Воспрещения выдачи заработной платы товарами; установление еженедельного срока расплаты деньгами по всем без исключения договорам о найме рабочих и выдачи им заработка в рабочее время.
10. Запрещения предпринимателям производить денежные вычеты из заработной платы, по какому бы поводу и для какого бы назначения они не делались (штрафы, браковки и прочее).
11. Назначения достаточного количества фабричных инспекторов во всех отраслях народного хозяйства и распространения надзора фабричной инспекции на все предприятия, употребляющие наемный труд, не исключая казенных (труд домашней прислуги входит также в сферу этого надзора); назначение инспектрис в тех отраслях, где применяется женский труд; участия выбранных рабочими и оплаченных государством представителей в надзоре за исполнением фабричных законов, а также составлением расценок, приемкой и браковкой материала и результатов работы.
12. Надзор органов местного самоуправления с участием выборных от рабочих за санитарным состоянием жилых помещений, отводимых рабочим предпринимателями, равно как за внутренним распорядком этих помещений и за условиями отдачи их в наймы, — в целях ограждения наемных рабочих от вмешательства предпринимателей в жизнь и деятельность их как частных лиц и граждан.
13. Учреждения правильно организованного санитарного надзора во всех предприятиях, употребляющих наемный труд, при полной независимости всей врачебно-санитарной организации от предпринимателей; бесплатной медицинской помощи для рабочих за счет предпринимателей с сохранением содержания во время болезни.
14. Установления уголовной ответственности нанимателей за нарушение законов об охране труда.

Владимир Ленин биография кратко выдающегося политического деятеля изложена в этой статье.

Владимир Ленин краткая биография

Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин) – создатель социал-демократической партии и большевизма, один из организаторов Октябрьской революции и председатель СНК. Ленин считается создателем первого в истории социалистического государства. Именно Ленин заложил фундамент марксизма-ленинизма.

Родился 22 апреля в городе Симбирске в семье инспектора народных училищ. В Симбирске он проживал до окончания Симбирской гимназии в 1887 году.

После окончания гимназии с золотой медалью, Ленин поступил в Казанский университет на юридический факультет, где он проучился недолго и ­был исключен из-за регулярного содействия нелегальному студенческому движению «Народная воля». В мае 1887 года был казнен его старший брат Александр по причине участия в народовольческом заговоре с целью покушения на жизнь императора. Это стало большой трагедией в семье Ульяновых. Ленин был причислен к списку «неблагонадежных» лиц.

В 1888 году Ленин возвращается в Казань и присоединяется к марксистскому кружку. Он изучает работы Маркса, Энгельса и Плеханова, которые в будущем окажут огромнейшее влияние на его политическое самосознание. Примерно в это время и начинается революционная деятельность Ленина.

В 1889 году Ленин переезжает в Самару и там продолжает искать сторонников будущего государственного переворота. В 1891 году он экстерном сдает экзамены за курс юридического факультета Санкт-Петербургского Университета. В это же время его взгляды, под действием Плеханова, эволюционируют с народнических до социал-демократических, и Ленин разрабатывает свою первую доктрину, положившую начало ленинизму.

В 1893 году Ленин приезжает в Санкт-Петербург и устраиваться работать помощником адвоката, продолжая при этом вести активную публицистическую деятельность – он выпускает множество работ, в которых изучает процесс капитализации России.

В 1895 году после поездки заграницу, где Ленин встречается с Плехановым и многими другими общественными деятелями, он организует в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начинает активную борьбу против самодержавия. В результате в 1897 году его на 3 года отправляют в ссылку в Енисейскую область. Именно во время этой ссылки он написал большую часть своих работ. В 1898 году он регистрирует брак со своей гражданской женой Н. К. Крупской для того, чтобы она могла последовать за ним в ссылку.

В 1898 году состоялся первый тайный съезд партии социал-демократов (РСДРП) во главе с Лениным. Вскоре после Съезда все его члены (9 человек) были арестованы, однако начало революции было положено.

В 1905-1907 годах во время первой революции Ленин находится в Швейцарии, однако продолжает активно сотрудничать с русскими революционерами. На короткий срок в 1905 году он возвращается в Петербург и руководит революционным движением, однако вскоре уезжает в Финляндию, где знакомится со Сталиным.

В следующий раз Ленин возвращается в Россию лишь в феврале 1917 года и сразу становится во главе очередного восстания. Несмотря на то, что довольно скоро его приказывают арестовать, Ленин продолжает свою деятельность нелегально. В октябре 1917 года, после государственного переворота и свержения самодержавия, власть в стране полностью переходит к Ленину и его партии.

Реформы Ленина

С 1917 года и вплоть до своей смерти Ленин занимается реформацией страны в соответствии с социал-демократическими идеалами:

  • Заключает мир с Германией, создает Красную армию, которая принимает активное участие в гражданской войне 1917-1921 годов;
  • Создает НЭП – новую экономическую политику;
  • Дает гражданские права крестьянам и рабочим (рабочий класс становится основным в новой политической системе России);
  • Реформирует церковь, стремясь заменить христианство новой «религией» — коммунизмом.

Умер Ленин 21 января 1924 года в усадьбе Горки в результате резкого ухудшения здоровья. По приказу Сталина тело вождя помещают в мавзолей на Красной площади в Москве.

Роль Ленина в истории России

Ленин был основным идеологом революции и свержения самодержавия в России, организовал партию большевиков, которая смогла прийти к власти в достаточно короткие и сроки и полностью изменить Россию политически и экономически. Благодаря Ленину Россия превратилась из Империи в социалистическое государство, в основе которого лежали идеи коммунизма и главенства рабочего класса.

Созданное Лениным государство просуществовало практически на протяжении всего 20 века и стало одним из сильнейших в мире. Ленин один из величайших мировых вождей, когда-либо существовавших в мировой истории.