Михаил Державин: «Не упускал случая разыграть друзей. Стихотворения Гавриила Державина

Его судьба наполнена такими удивительными событиями, что он, наверное, не смог бы рассказать о них и за год. Сам Державин относится к своему прошлому, настоящему, да и будущему с завидной долей юмора, говоря: «Это моя жизнь, уважаемые. И, учитывая, сколько мне лет, сейчас ее можно вспоминать почти весело».

«Я не входил в семью Райкина – мы с женой жили отдельно»

Михаил Державин родился 15 июня 1936 года в Москве на Арбате, в семье знаменитого артиста Михаила Степановича Державина. Он вырос в доме, который был полностью заселен актерами Театра имени Вахтангова, в соседнем подъезде располагалось Щукинское училище. В детстве Михаил даже представить себе не мог, что существуют еще какие-то сферы деятельности, кроме театра. Одним из самых ярких воспоминаний детства была роль его отца, когда он играл Климента Ворошилова. А легендарный командарм в это время маршировал по Новому Арбату.

Михаилу тогда тоже очень хотелось сыграть какую-то значимую роль. Поэтому сразу после школы он прямиком направился Театральное училище имени Щукина, которое потом и закончил. Это было время оттепели, пора новых веяний, и Театр Ленинского Комсомола пригласил группу молодых актеров, совершенно обновив свой состав. «В этом театре мы с Александром Ширвиндтом проработали до 1967 года, после чего с Анатолием Васильевичем Эфросом в уже начавшиеся тяжелые времена перешли в Театр на Бронной, где я проработал месяцев девять, – вспоминает Державин. – А потом Андрей Миронов и Марк Захаров подошли ко мне на каком-то вечере и сказали: “Миша! Приходи к нам в театр! Валентин Николаевич Плучек ищет молодых артистов”. Затем я встретил на улице Папанова, который тоже сказал: “Давайте с Шурой к нам в театр! Вы нам очень нужны!” Так я и поступил в Театр сатиры».

Еще в училище Державин познакомился с дочкой Аркадия Райкина Катей, которая стала первой женой Михаила. «Самого Райкина я знал с детства, – говорит актер. – Дело в том, что в нашем доме жил один очень известный врач, лор. И к нему приезжали многие известные артисты, чтобы решить проблемы с голосом. И Райкин тоже приезжал, чтобы поправить голос. Выходил из машины и, если подворачивался я, обязательно здоровался и спрашивал, дома ли Виктор Контарович. И моего отца Райкин знал. Так что когда я был представлен Аркадию Исааковичу как будущий зять, он отнесся к этому благосклонно, даже обрадовался».

Самому Державину было страшновато входить в такую известную семью: «Аркадий Исаакович тогда, в конце пятидесятых, был уже недоступной звездой. Афиши с его портретами висели на каждом углу. Но с другой стороны, такие люди приходили в наш дом всегда, к моему отцу. И у меня не было перед ними какой-то робости. Я женился на Кате, потому что мы полюбили друг друга, только и всего. Но тогда ее родители и брат Костя еще не переехали из Ленинграда в Москву. Поэтому Райкины сняли для нас комнату в квартире своих знакомых. Так что я, собственно, не входил в семью Райкина, мы жили отдельно».

«Роксану надо брать!»

Брак с Екатериной продержался всего два года. А буквально через полгода после расставания с Державиным Катя стала женой Юрия Яковлева, да еще оказалась беременной. «У меня нет обиды на Юрия Васильевича за это, – говорит Михаил Михайлович. – Они с Катей работали в одном театре и полюбили друг друга. Все сложилось так, как должно было быть. А теперь я даже иронизирую над этой ситуацией. Когда объявляю дочку Юрия Васильевича, актрису Алену Яковлеву, то говорю так: “Это дочь моей первой жены, вторым мужем которой стал Юрий Яковлев”. Кстати, благодаря этому разводу мое имя в 1960 году впервые появилось в газете. Когда мы с Катей уже разъехались, я вдруг взял в руки газету “Вечерняя Москва” и в разделе “Браки и разводы” прочел заметку о том, что якобы Державин возбуждает судебное дело против Райкиной, чтобы делить имущество. Я был в ужасе! Никакого заявления в суд ведь я не подавал. Так много лет я и находился в недоумении, кто запустил эту грязную утку. А потом, познакомившись со мной на капустнике, композитор Никита Богословский признался, что он шутки ради запустил этот слух».

Когда Державин женился во второй раз, его тестем тоже стал известный человек – маршал Буденный. С его дочерью Ниной актера познакомили друзья: «Им не понравилось, что после развода я ходил хмурый, и они специально подбросили мне это знакомство. В результате – восемнадцать лет брака! В этой семье меня тоже приняли с радостью, увидев меня на пороге своей квартиры, Семен Михайлович сразу сказал: “Здравствуй, сынок!” Сначала мы с женой жили отдельно, а потом переехали к ним. Я оказался в окружении таких соседей, как Ворошилов, Жуков, Молотов, Каганович. Это мне было интересно, ведь этих людей я играл в театре. Кстати, со всеми своими тестями я виделся в детстве. Семен Буденный тоже нередко проезжал в своей машине по Арбату. И я его прекрасно помню. Мы, дети, были очарованы его личностью, бежали за машиной и махали ему рукой. Потом я тестю это рассказывал и смеялся: “Вы разве не помните: я вам махал?”

Кстати, в связи с Буденным мне вспоминается такая история. Когда он умер, я, естественно, как родственник шел за его гробом в первых рядах. А похороны показывали по телевидению. И слышу, телевизионное начальство шипит: “Уберите этого актера из “Кабачка “12 стульев”! Чего он там крутится”? И вдруг ко мне подходит Брежнев, обнимает и целует меня. И я слышу: “Показывайте Державина крупнее!”»

От брака с Ниной у Михаила осталась дочка Мария и два внука. «Маша окончила ГИТИС, но по моим стопам не пошла, – рассказывает Державин. – Есть только один родственник, сын сестры, который стал актером. Ну а внуки – старшему из них, Петру, двадцать три года. Он закончил журналистский факультет МГУ и продолжил учебу в аспирантуре. А младший, Павел, еще учится в школе. Я не могу похвастаться, что так уж часто занимаюсь внуками, но, конечно, стараюсь им передать то, что знаю. Обучить каким-то основным жизненным принципам».

Сам Державин женился в третий раз. Его супругой стала певица роксана Бабаян: «Ее я знал еще до знакомства. На радио вел передачу “После полуночи” и вкрадчивым, тихим шепотом часто объявлял: “Сегодня для вас будет петь Роксана Бабаян!” Как певица она мне очень нравилась, но внешне представлялась такой большой, грузной армянской женщиной. Потом как-то на гастролях нас познакомил Борис Владимиров, и все мои неверные представления о Роксане растаяли – это была любовь с первого взгляда. Конечно, спустя какое-то время я пригласил ее к Ширвиндту домой. Там собрались все: Миронов, Марк Захаров, Шура, их жены. И вот в разгар самого веселья подходит ко мне Ширвиндт, кивает головой в сторону Роксаны и шепчет: “Надо брать!” Я и взял! И вот мы более двадцати лет уже вместе, что, конечно, я считаю большим счастьем!»

«Кабачкисты»

Люди старшего поколения помнят Державина как ведущего знаменитой телепередачи «Кабачок «13 стульев». Но то, как он попал в эту программу – это долгая и запутанная история. «Изначально передачу “Кабачок 13 стульев” “привез” из Польши Александр Белявский, – вспоминает Державин. – Потом на роль ведущего позвали Андрея Миронова. Он снялся всего в двух передачах и почему-то не понравился ни руководству, ни зрителям. В один прекрасный день режиссер передачи Георгий Зелинский, который также работал в Театре сатиры, позвал на роль ведущего меня. Я попробовал, и всем понравилось. С тех пор я и стал вести “Кабачок”. А потом перешел из Театра на Малой Бронной в Театр сатиры. “Кабачок” любила вся страна, в том числе и партийные чиновники. На приемах, на которые нас иногда приглашали, Брежнев всегда интересовался, что нового мы готовим, о чем будем говорить в следующий раз».

Цензуры артисты не чувствовали: «Нам приносили уже готовые, утвержденные тексты. Поэтому мы не могли сравнивать, что было до прохождения цензуры, а что после. Тем более речь в основном шла о “заграничных явлениях”. Хотя некоторые находили много общего с тем, что происходило в Советском Союзе. Тогда “Кабачок” был, пожалуй, единственным “окном в Европу” на советском телевидении. Главный режиссер нашего театра Валентин Николаевич Плучек ужасно не любил эту передачу, ревновал актеров, которые в ней участвовали, на репетициях гневно называл их “кабачкистами”. В какой-то степени его можно было понять. Порой случались совершенно анекдотические ситуации. Мы играем серьезный спектакль на какую-нибудь партийную или производственную тему, появляются на сцене Спартак Мишулин или Зиновий Высоковский, а в зале слышны возгласы в полный голос: “О! Пан директор! Пан Зюзя!” Конечно, Плучеку такое не нравилось. Но в то же время он понимал, что “Кабачок” давал дополнительную популярность театру. В те годы у нас были сумасшедшие аншлаги, билетов было не достать в принципе».

После утренних спектаклей артисты неслись в Останкино на съемки, затем снова в театр, потом обратно на съемки. Однажды Державин вместе со Спартаком Мишулиным должны были ехать из театра в Останкино. Михаил первым вышел из театра, видит: валяется кукла, какую вешают на свадебные машины. Он и прикрепил ее к бамперу машины Мишулина. Тот ничего не заметил, сел в автомобиль, и актеры поехали. Едут и замечают, как люди на них пальцем тычут и смеются. Спартак довольный говорит: «Вот какая популярность у нашей передачи – даже в машине узнают!» Но Михаил понимал, что люди смеются над этой куклой.

«Поцелуй с Гурченко запомнился надолго»

Когда говорят о Державине, часто вспоминают и Александра Ширвиндта. Их дуэт образовался очень давно. «У нас и наших семей были общие знакомые, Шура приходил к нам в дом, отмечали вместе Новый год и дни рождения, – рассказывает Михаил Михайлович. – Правда, он чуть постарше меня, а в том возрасте два года разницы казались пропастью. Дальше все шло параллельно. Еще работая в Театре имени Ленинского комсомола, мы часто выступали вместе на различных актерских капустниках. Затем появились первые сценки, которые мы вынесли на суд зрителя, и они стали пользоваться большим успехом».

Особенно запомнился выход артистов в женской одежде. Изначально это было придумано в спектакле Театра сатиры «Молчи, грусть, молчи», а потом этот ход Державин с Ширвиндтом использовали на творческом вечере Эльдара Рязанова. Потихонечку, чтобы никто не видел, Лариса Голубкина быстро приклеила Михаилу ресницы, нарумянила, накрасила, и они с Ширвиндтом вышли на сцену. Зал был сражен наповал, а Эльдар Александрович так смеялся, что чуть не упал со стула. Позже в таком виде Державин появлялся и на своих творческих вечерах.

В дружной компании артистов всегда было принято разыгрывать друг друга. «Конечно, специально мы не издевались над кем-то, но если выпадал случай, то, конечно, возможности посмеяться не упускали, – рассказывает Державин. – Помню, выступаем с Шурой в отделении милиции. Вижу, у них там обрезки разных машинных номеров валяются, знаете, когда аннулируют номера, их разрезают. И вот на одном обрезке я увидел последние цифры номера машины Миронова. Взял себе. Пришли в театр. Сидит в гримерке в костюме Чацкого (играли “Горе от ума”) Андрюша. Мы говорим: “Слушай, что-то странное: около наших машин какие-то обрезки валяются, вроде с номерами! Взгляни – вот!” Миронов остолбенел. Сразу, в чем был, побежал на улицу. Потом ругался жутко».

С каждым годом розыгрыши становятся все более правдоподобными. Например, однажды в Театре сатиры вывесили приказ о запуске нового спектакля по сказке Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш». «Согласно этому приказу я должен быть играть Мальчиша, Ширвиндт – Плохиша, а Мишулин – второго матроса на третьей палубе, – вспоминает Ширвиндт. – Когда он увидел этот приказ, забыл про 1 апреля и стал возмущаться. Собирался даже идти к Ширвиндту отказываться от роли. Многие действительно поверили в запуск этого спектакля. В конечном итоге розыгрыш раскрылся, а мы стали успокаивать Мишулина».

Из актрис у Державина сложилась дружба с Людмилой Марковной Гурченко. «Она удивительная женщина! – рассказывает Михаил Михайлович. – Мы ведь с ней снимались в фильме “Моя морячка” и еще тогда подружились. Кто-то из актеров признавался, что им нелегко было работать с Гурченко, мол, характер сложный. Но я этого почему-то не чувствовал! Мне с Люсей всегда было очень легко. А в фильме “Старые клячи” у нас с ней по сценарию был долгий, затяжной поцелуй. Сняли не с первого дубля, но у нас разочарования по этому поводу не было. После этого я понял еще, что Гурченко – настоящая женщина. Этот поцелуй запомнился надолго».

Державину исполняется 75 лет, некоторые артисты боятся таких солидных дат, но Михаил Михайлович не из таких: «Это еще ничего. Ведь есть такие, которые отметили уже и восемьдесят, и восемьдесят пять, и даже девяносто пять! И ничего, пока что живы. Особенно меня поражают наши женщины. Вот у нас, в Театре сатиры, отметили юбилеи Ольга Аросева, Вера Васильева. И я просто восхищаюсь, как хорошо они выглядят, как бодро держатся! Мне кажется, женщины крепче мужчин. В общем, дата меня не пугает. А день рождения я отмечу на сцене – мы с Александром Ширвиндтом сыграем совместный спектакль».

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам

Несмотря на востребованность в кино и на телевидении, сам Михаил Державин считает себя исключительно театральным актером: «В кино я так, сбоку припека...»

Детская дружба с Александром Ширвиндтом переросла в творческий союз

Знаменитая дружба между Михаилом Державиным и Александром Ширвиндтом началась еще в детстве. Ширвиндты и Державины жили по соседству, и родители будущих звезд частенько встречались у общих знакомых. «Глядя на этого благообразного гражданина с трубкой во рту, трудно вообразить, что я знал его четырнадцатилетним подростком, - вспоминает Михаил Михайлович. - Может, факт нашей первой встречи и не врезался бы столь глубоко в мою память, если бы не одно обстоятельство: на Новый год Шуре дали бокал шампанского. А я-то пил лимонад! Представляете, какая чудовищная несправедливость? В детстве два года - пропасть».

Впоследствии дружба Державина и Ширвиндта переросла в творческий союз. Бойкий юморист Державин и сдержанный «иронист» Ширвиндт - так распределились их роли в дуэте, который блистал не только на эстраде, но и в Театре сатиры в спектакле 1985 года «Молчи, грусть, молчи...». Постановка изначально задумывалась как капустник к юбилею театра, но сразу же после премьеры стала настолько популярна, что почти 15 лет не сходила с главной сцены и постоянно собирала аншлаги.

В середине 1980-х закадычные друзья вместе вели программу «Утренняя почта», а с 2007 по 2013 были ведущими развлекательно-познавательной телепередачи «Хочу знать».

Продолжаю свой рассказ об июльской поездке в Санк-Петербург. Первая часть,о посещении
Готовясь к поездке, я всегда составляю план, что увидеть и где побывать.И я узнала, что 3 июля пройдет праздник русской поэзии XVIII века в музее-усадьбе Г.Р.Державина. И естественно, я туда отправилась!


Музей представляет собой воссозданную городскую усадьбу XVIII века, состоящую из комплекса зданий. Центром усадьбы является сохранившийся до наших дней дом на наб. Фонтанки, 118, где выдающийся русский поэт, старший современник и предшественник Пушкина – Гаврила Романович Державин – прожил почти четверть века, до своей кончины в 1816 году.

В 1846 году дом поэта был куплен Римско-католической духовной коллегией и подвергся значительным перестройкам. В 1924 году особняк Державина стал обычным жилым домом с десятками коммунальных квартир. К этому времени от его первоначальной декоративной отделки уже ничего не осталось. Распоряжением Правительства Российской Федерации Всероссийскому музею А.С.Пушкина был передан памятник истории и культуры федерального значения «Дом-усадьба Г.Р.Державина» (с прилегающим земельным участком) для размещения в нем Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени.

И 28 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия основания Санкт-Петербурга, Музей Г.Р.Державина и русской словесности его времени был открыт в Центральном корпусе усадьбы. Экспозиция музея, посвященного жизни и творчеству Державина в соотнесении с русской словесностью XVIII века, разместилась в шестнадцати интерьерных залах.

Кстати, восстановленный сад Музея-усадьбы Г.Р.Державина открыт для посетителей с 10.00 до 19.30, без выходных, вход стоит 30 рублей.

С начала 1790-х годов и вплоть до смерти Державина дом поэта был одним из культурных центров Петербурга, средоточием духовной жизни столицы. Здесь, перерастая тесные рамки кружков и салонов, собиралась художественно-литературная и политическая элита страны, бывали А.А.Безбородко, А.С.Строганов, Д.И.Фонвизин, А.Н.Оленин, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, Д.Г.Левицкий и др. С 1811 года в большом двусветном зале дома устраивала заседания знаменитая «Беседа любителей русского слова».

Проект дома-усадьбы составил для Державина его друг и поэт Н. А. Львов. Державин с горячо любимой им супругой Екатериной Яковлевной Бастидон въехал в усадьбу, когда в доме не то, что внутренней отделки не было - не было даже крыши. Поэтому первое время супруги жили в деревянном доме, стоявшем в другом конце участка.В 1793 году каменный дом был полностью готов. На каждом этаже было по шесть комнат.

Литературная гостиная - на стене висит портрет Державина кисти Салваторе Тончи (1799 г.). В нижней части портрета С. Тончи написал на латыни двустишие, которое в переводе означает "Правосудие изображено в виде скалы, пророческий дух - в румяном восходе, а сердце и честность - в белизне снегов".

На первом находилась Овальная или Соломенная гостиная, окнами выходящая в сад. Стены гостиной поверх обоев были украшены соломенными вышитыми панно, которые сделала для Державиных жена архитектора Львова Мария Алексеевна.

Здесь находятся уникальные часы европейского мастера, которые были сделаны всего в 4-х экземплярах.

Просторный, в 60 квадратных метров, кабинет Гаврилы Романовича находился на втором этаже. Кабинет отапливался изразцовой печью, его большое полуциркульное окно выходило во двор.

Вдоль стен кабинеты книжные шкафы, из которых три ложные - прикрывающие двери. На крыше шкафов бюсты великих людей. На стене река времени - картина, подаренная императору Александру I, где в виде реки времени изображены достижения государств и народов. Копия этой картины попала к Державину.

Глядя на неё, поэт написал:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Голубая штофная гостиная - здесь проходили заседания Львовско-Державинского литературного кружка, где друзья обсуждали литературные произведения.

Аванзала.Зал "Беседы любителей русского слова" - огромный зал, в котором проходили заседания общества за сохранение "старого слога" российского языка. Общество возникло в 1807 году по инициативе адмирала Шишкова.

Членами этого общества были известные писатели и деятели того времени - Шишков, Державин Г.Р., Крылов И.А., Хвостов, Ширинснкий-Шихматов. В 1810 году было решено разработать устав общества, который был утвержден самим императором Александром I и 14 марта 1811 года в этот зал съехалось 200 гостей на торжественное открытие общества.

Ваша покорная слуга.

Бильярдная - Державин был большим любителем бильярда и создал у себя такую комнату, где играл с друзьями.

Музыкальная гостиная - здесь проходили занятия музыкой.

В этом зале стоит музыкальный инструмент 18 века.

Диванчик - маленькая, но очень уютная комната в восточном стиле.

В ней принимали самых близких друзей и родственников. Два окна комнаты выходили в сад, а напротив окна стоял и сам большой мягкий П-образный «диванчик».

Столовая - на стенах портреты друзей Державина и выдающихся литераторов того времени Фонвизина Д.И., Мусина - Пушкина.

На дальней стене портрет второй супруги Г.Р.Державина Дарьи Алексеевны, кисти В.Л.Боровиковского, 1813.

На дальней стене портрет Г.Р.Державина, кисти В.Л.Боровиковского, 1811.

Комната Митрополита - небольшая комната, похожая на келью, была выделена для частого гостя Державина митрополита Евгения - писателя и церковного историка.

Кабинет Д.А. Державиной - кабинет второй жены Державина Дарьи Алексеевны.

Первая жена Державина Екатерина Яковлевна умерла от чахотки в 1794 году. Примерно через полгода 52-летний Державин женился на 28-летней Дарье Алексеевне, которая вскоре проявила себя как образцовая жена и хозяйка. С ней Державин прожил до своей смерти в 1816 году.

Дарья Алексеевна начинает большое строительство, в результате которого скромная усадьба бедного дворянина превратилась в жилище, достойное придворного вельможи.

С историей создания усадебного парка связан любопытный эпизод, который поведал сам Державин. Однажды они с женой вышли на балкон 2-го этажа дома, и Дарья Алексеевна, указав на большой участок дико растущих кустов и деревьев, сказала, что необходимо изыскать средства для строительства парка. На что поэт загадочно ответил: «Музы дадут нам денег». Дарья Алексеевна восприняла эти слова всего лишь как красивую фразу. Но Гаврила Романович знал, что говорил. Вскоре вышли в свет его «Анакреонтические песни», имевшие огромный успех, и на гонорар от этого издания супруги Державины сумели разбить прекрасный усадебный парк.

Главный дом (находится прямо за бюстом Державина) - здесь располагается основная экспозиция музея и именно здесь проводятся экскурсии;

Западный и Восточный корпуса здания (справа и с слева от Бюста Державина) - здесь проводятся выставки.

Открытие дня поэзии.

На празднике русской поэзии XVIII века, выступали разные творческие коллективы, были открыты выставки.
В том числе выступал - Российский Роговой Оркестр – музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, возродивший утраченную традицию исполнения исконно русской Роговой Музыки, жанр которой зародился в императорской России в середине 18 века. Аналогов исполнения Роговой музыки в мире до сих пор не существует.

Основатель и художественный руководитель коллектива - дирижер Сергей Поляничко. В составе Российского Рогового Оркестра – 20 музыкантов. Все они выпускники Санкт-Петербургской консерватории, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, артисты симфонических оркестров и музыкальных театров Санкт-Петербурга.

В арсенале оркестра 74 уникальных по звучанию инструмента с диапазоном в 4 октавы, которые были изготовлены талантливым петербургским мастером Владимиром Головешко. Секрет сплава и метод обжига инструментов – тайна мастера «за семью печатями». Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы. Усовершенствованные мундштуки позволяют добиваться чистейшего звучания, и дают возможность варьировать высоту строя «Ля» в диапазоне от 430 до 442 герц.

Ну и немного видео записанного мной во время выступления капеллы, сорри за качество.

«Русская роговая капелла», руководитель Сергей Песчанский на празднике русской поэзии XVIII века в музее-усадьбе Г.Р.Державина. 3.07.2012.

Актер, худрук Театра Сатиры, которого связывает многолетняя дружба с Михаилом Михайловичем, Александр Ширвиндт так высказывался в одном из интервью нем: «Он такой весь солнечный… уцепиться за конфликт с ним совершенно невозможно, он всегда вовремя линяет от конфликтов…»


Дом кино, церемония награждения Премии «Ника-1991». Фото: Global Look Press

«Мы летели на гастроли в Лос-Анджелес. Кто спит, кто выпил… а Михаил Михайлович от хвоста до летчиков умудрился со всеми поговорить… а когда мы подлетали к Лос-Анджелесу, совсем уже замученные стюардессы подходят к нему с бумагой и ручкой, он спрашивает (думал, что они просят автограф): «Как вас зовут?» А уставшие девушки ему отвечают: «Заполните декларацию»».

Актриса Вера Васильева , проработавшая с Державиным около 50 лет в Московском театре сатиры: «У него удивительный характер и дарование. Не знаю, мучился ли он над ролями, но создавалась такое впечатление, что ему все легко давалось. А если это только впечатление, то это тоже хорошо, потому что актерское искусство требует работы, но самая большая прелесть, когда работа не чувствуется, когда радость».

На ежегодной Премии «Хрустальная Турандот» в Третьяковской Галерее, 2007 год. Фото: Global Look Press

Актер Александр Панкратов-Черный : «Он удивительно тактичный человек, потрясающей интеллигентности, мягкости, добродушия. В нем жил большой, серьезный драматический артист. Я был свидетелем, когда он попробовал сыграть трагически один эпизод у Анатолия Эйрамджана: он был настолько трогательным и такие у него были грустные глаза… Он наполнен драматизмом, чувствует драму.

Когда рядом такой великолепный партнер, это удивительное ощущение. Например, бывает, что-то в роли не получается, не складывается. А Миша подскажет - тонко и очень деликатно: он будто сказку ребенку рассказывает, объясняя твои ошибки. И ты уши развешиваешь, слушаешь и говоришь ему: «Ой, Михаил Михайлович, точно-то как! Все, пошли в кадр!»»



Фото: Global Look Press

Актриса и подруга Державина Наталия Селезнева : «Если можно о ком-то сказать «необыкновенный человек», то это про Державина. У него вообще-то в жизни было очень много горя: тяжело болела любимая сестра, скоропостижно умерла его мама за полчаса до Нового года (в 2000 году): люди уже сидели за столом, она попросила чашечку кофе, легла на кровать - и ее не стало. И при этом он не позволял себе расслабляться и хандрить даже в самые тяжелые моменты своей жизни».

О союзе Державина с Роксаной Бабаян Селезнева говорит так: «Я хорошо отношусь к предыдущим его двум женам, к дочке Маше. Но настоящая его половинка, небесная половинка - это Роксана Бабаян. Он мне позвонил однажды с гастролей и, волнуясь, сообщил: «Я встретил потрясающую девушку. Она такая красивая, черненькая, с черными глазами. Я женюсь!»»

Про фильм «Моя морячка», ставший визитной карточкой Михаила Михайловича, Наталия Селезнева вспоминает: «Мишино обаяние в этой картине настолько очевидно, что после съемок у него появились просто толпы поклонников. И где бы мы ни были, на какие бы гастроли не приезжали, повсюду просили спеть «И когда на море качка…»».

Актер и племянник Михаила Михайловича Михаил Владимиров вспоминал: «Он со всеми прекрасно общался - вне зависимости от статуса и возраста, всем уделял внимание. Он, конечно, больше человек театра, нежели киноактер. И запомнившиеся его работы, в основном, театральные: на сцене Театра сатиры у него было много ярких, разноплановых ролей».



Фото: Global Look Press

О Роксане Бабаян племянник рассказывает: «Я помню, как появилась в нашей семье Роксана. И не знаю ситуации, чтобы они поругались или даже просто выясняли отношения. Это, конечно, их общая заслуга».

Правила жизни Михаила Державина

Совсем недавно, в 2017 году, вышла книга Михаила Михайловича «Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу». В ней он изложил свои семь правил жизни.

Никому не делать гадости.

Доставлять хорошее настроение. Люди в основном живут подавленные - причем во всем мире. Подавленные друг другом, обществом, государством, и если добавляется еще один подавитель, то становится совсем невыносимо. Поэтому я стараюсь радовать людей.

Приврать в хорошую сторону. Могу придумать что-то или сказать про обидчика: да он дивный парень!

Не унывать, если не видишь свою фамилию в распределении на роли в новом спектакле. Значит, в этот театральный простой можно посниматься или куда-нибудь уехать половить рыбу.

Не ругаться с друзьями… Я мог поругаться с Наташей Селезневой, которая через полчаса позвонит: ты знаешь, ты был прав. Или я ей позвоню: Натали, извини, что пошумел.

Быть довольным, когда появляются деньги, недовольным, когда их нет совсем.

Не врать себе. Этому, конечно, очень сложно следовать. Но надо стараться.

Михаила Михайловича похоронят в Москве на Новодевичьем кладбище.