Мы умеем рифмовать, строки в рифму сочинять. Творческая мастерская "путешествие навстречу рифме"

Сначала определимся с понятиями.
Частенько в просторечии под рифмовкой понимается процесс сочинения стихов (т.е. рифмования) или даже сами стихи. На самом деле, РИФМОВКА – это порядок чередования рифм в стихах (система рифмовки). Она бывает перекрестная, охватная, сплошная и т.п. – это в любом словаре можно посмотреть, термины общеизвестные. Если вам они не знакомы, то вот здесь, например, кратко и понятно – http://rifma.com.ru/AZ-RIFM.htm

СТРОФИКА – это способ членения стихотворений на строфы (отдельные группы строк, объединенных какими-либо формальными признаками), а также раздел стиховедения, посвященный этому вопросу. Самая часто встречающаяся строфа – это катрен (четверостишие), на его примере в основном и будем рассматривать случаи самых распространенных огрехов.

  1. АРИФМИЯ
    Эта «визитная карточка» очень начинающих сочинителей встречается довольно часто)
    Заключается она в спонтанном исчезновении рифмы в отдельных местах стихотворения. Пишет автор стихи – обычные, не белые – рифмует помаленьку более-менее, и вдруг – ну не получается рифму подобрать, а душа же требует – пиши! Душа гонит дальше, заставляет плюнуть на досадную мелочь под названием «форма», ведь главное – мысли, эмоции, суть, божественное откровение, наконец!)))

Отчего проснулась рано?
И сама я не пойму…
Целый день, всю ночь упрямо
Дождь струился по стеклу.

За окном бродяга ветер
Воет, рвётся в пустоту.
Темноту давно приметил -
К ней стремится на лету.

Но, как только день настанет,
Ветер тучи унесёт,
На душе светлее станет
Вновь душа моя поёт!

Оживут воспоминанья,
Лета дивного мечты,
Как бежала с милым к речке,
Как он мне дарил цветы…

Нежных рук прикосновенье
И свиданья при луне…
Тот букетик незабудок
Вспоминаю как во сне!

Робкое в любви признанье,
Сердце прыгало в груди!
Сколько времени минуло..!
Нас счастливей не найти! ©

Почти всегда незарифмованными оставляют нечетные строки, но встречаются и настоящие «шедевры», в которых эта ошибка особенно ярко выражена: рифма отсутствует в четных строках:

Все нормально девочка родная
Все нормально это только стих
Подарка больше я не знаю
Чем стих поэта и заполненный полет ©

Надо сказать, что существует особая рифмовка – холостая, или неполная: при этом рифма имеется только в двух строках катрена – АВСВ, например:

Мне миленок изменил,
Ну а я не плачу.
Нагадали в карты мне:
Это на удачу. ©

Да, не самая эффектная система рифмовки, народная, частушечная, простецкая, но это – система! И если вам сложно зарифмовать все строки, то рифмуйте уж честно только наполовину (четные строки), соблюдая выбранный порядок. Иначе рискуете откровенно расписаться в собственной поэтической беспомощности.

  1. НАРУШЕНИЯ СИСТЕМЫ РИФМОВКИ
    Как правило, стихотворения пишутся таким образом, чтобы сохранить ритмичность не только на уровне рифм и четко выдержанного размера, но и на протяжении всего текста целиком – т.е. требуется соблюдение выбранного порядка чередования строк во всех строфах. Если преобладающей рифмовкой является, например, перекрестная, то внезапно возникающий без всяких оснований катрен с охватной или сплошной рифмовкой вызывает недоумение.

Горизонтали свиданий
И вертикали разлук,
Скрещение ног и рук…
Диагональ расставаний…

Геометрия нашей любви
Сложнее всех арифметик,
Здесь мало одних конкретик,
Если сердце моё в крови…

А диван одинокий нем
И бьёт прямыми углами…
Так тебя не хватает всем!
И я заливаюсь слезами…

Вернись, математик мой!
Мы выучим новые формулы…
А если сейчас ты не в форме,
Тогда уходи домой! ©

В этом примере один перекрестный катрен (третий) затесался среди охватных. Зачем? Ну понятно, зачем – стихотворение писалось намеренно с ошибками)) (для конкурса-тренинга http://www.stihi.ru/2009/03/11/2388) Но ведь немало наблюдается и вполне серьезных подобных случаев.

В таких случаях говорят о т.н. нарушении рифменного ожидания: т.е. читатель уже настроился на определенную схему чередования рифм, по инерции ищет повторения элементов в установленном порядке, и когда эта схема вдруг изменяется, читатель может сбиться, отвлечься, пытаясь понять, почему стихотворение «сломалось», и о смысле забыть начисто)

Как понять, обосновано ли такое нарушение? А очень просто)) Спросите себя – а зачем я так написал? И если единственным ответом будет «ну… так получилось, так мысля шла…» – то это уже ляп. Изменения схемы рифмовки уместны в том случае, когда наступает какой-то переломный момент в стихотворении, или требуется подчеркнуть важную мысль, или для усиления концовки… Самый простейший вариант – если произведение состоит из нескольких частей (песня с припевом, триптих и т.п.) В общем, если вы осознаете необходимость такого опасного шага и можете обосновать его с содержательной точки зрения – тогда делайте)

  1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛА АЛЬТЕРНАНСА
    Правило альтернанса (франц. alternance – чередование) предписывает не располагать рядом строки с одинаковыми рифмами или одинаковыми видами рифм, т.к. это порождает неприятное для слуха однообразие. Различные нарушения этого правила могут создавать более или менее явное ощущение низкого качества стихотворения.
    Приведу несколько примеров недочетов, обусловленных его несоблюдением.

Нещасная моя судьба -
Вся жизнь - с любовею борьба!
Писать слова, слезу глотать,
Ей маски-сети-пасти рвать,
Чуть-чуть поесть, чуть-чуть поспать,
Немного подепрессовать,
К Наташке сбегать пострадать,
Побольше слов нарифмовать,
Шоп поподробней описать,
Как, накормя и обманя,
Любовь сожрала весь меня!

Также не стоит без нужды повторять одинаковую рифму в смежных строфах (не знаю, как у вас, а у меня в таких случаях сразу возникает неуместно веселящее ощущение дежавю)):

Был сын маленьким, был ребёнок,
Сколько радости приносил!
Я любил его с самых пелёнок,
А сейчас у меня нету сил.

Так живу и молю я Бога,
Чтоб не сгинул в расцвете сил,
Чтоб нашёл он другую дорогу,
Чтобы дьявол его отпустил. ©

При использовании охватной рифмовки (АВВА) правило альтернанса выражается в таком интересном виде (мало кто его вообще знает): если строфы включают окончания разных типов (мужское+женское, мужское+дактилическое, и т.п.) то рекомендуется чередовать рифмы таким образом: АввА сДДс, т.е. на стыке строф не размещать рифму одинакового типа. Но чаще всего авторы не придерживаются рекомендованного порядка:

  1. БЕССИСТЕМНАЯ КАТАЛЕКТИКА
    Каталектика – это порядок расположения клаузул в стихотворении, а также раздел стиховедения, изучающий клаузулы.
    Клаузула – это окончание строки, начиная с последнего ударного гласного.
    О клаузулах, если вы не в курсе, можно вкратце почитать тут: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1327.htm
    В зависимости от вида клаузул различают и соответствующие виды рифм, и самые распространенные из них – мужская, женская и дактилическая.

Растрепанная рифмовка обычного силлаботонического стихотворения, при которой клаузулы разных типов чередуются непредсказуемо, – как правило, серьезный недочет, т.к. это чаще всего говорит о том, что автор просто не задумывается о таких мелочах. А ритмичность звучания при этом основательно страдает. Особенно это заметно в тех случаях, когда на фоне определенной, установившейся системы чередующихся окончаний внезапно проскакивают окончания другого типа.

Любовь права, что её нет,
Она всего лишь вспышка, свет,
Немой души внезапный крик,
Прекрасный, но всего лишь миг.

Любовь лишь слезы и страдание,
Всего лишь похоть и желание,
Любовь лишь вымысел и бред,
Любви на самом деле нет.

Любовь – обман, нет, хуже, ложь,
Не то, что от неё ты ждешь,
Не то, что ждут от неё все,
Сначала кормит, позже съест.

Любовь, как яд, питает кровь,
Как яд, составленный из слов,
Он гладит слух и расслабляет,
Не чувствуешь как убивает.

Любовь – к отчаянию путь,
Не развернутся, не свернуть,
И путь один, разбить, сломать,
Или же продолжать страдать.

Любовь – заманчивое слово,
Оно всегда так сладко, ново,
И проглотив, ты улыбнешься,
Не знаешь ведь, когда сорвёшься… ©

И т.д. в том же духе еще с полдюжины катренов)) Здесь системы в чередовании мужских и женских окончаний нет вообще. Но зато четко соблюдается парная рифмовка, уже плюс)))

  1. НАРУШЕНИЯ СТРОФИКИ
    Обычно способ разделения текста на строфы – воля автора, и оценить объективно степень удачности этого деления бывает нелегко. Можно говорить, например, что астрофические стихи (т.е. не разделенные на более крупные, чем строка, ритмические единицы) сложнее воспринимаются читателем из-за слитности, монотонности текста. Можно также считать необоснованным чрезмерно мелкое членение строк на куски произвольной величины, когда глазу приходится скакать по строчкам, испытывая затруднения при поиске рифм и определении рифмовки, и т.п.
    Но это мелочи по сравнению с ошибками, которые могут возникнуть при написании стихов твердых форм. В них, как правило, строго заданы не только параметры строфы, строки и произведения в целом, но и стиль, композиция и прочие мелкие детали.

Например, возьмем такую распространенную штуку, как сонет. Классический сонет – воистину форма ну очень твердая)))) Вот перечень основных требований только к форме: 1) 14 строк, объединенных в два катрена и два терцета; 2) строгая силлаботоника – пяти- или шестистопный ямб; 3) абсолютно точные рифмы; 4) две рифмы в катренах и еще две (редко три) – в терцетах; 5) смежная или охватная рифмовка; 6) жесткий запрет на повторы значащих слов; 7) строгое соблюдение правила альтернанса; 7) полный запрет строфных перебросов; 8) строго определенная рифмовка терцетов, зависящая от вида рифмовки катренов.

Ночь за окном. Бумаги белый лист,
наполненный звенящей тишиною…
От робости немею пред тобою,
как первый снег, ты холоден и чист.

Возможно, я для рая неказист,
богатство - лишь фантазия, не скрою,
но помогает стать самим собою
загадочный, как созиданье, лист…

Нырнув в стихосложенье с головою,
открою карты, сданные судьбою…
Ах, много, много в них, знакомых лиц!

Им невозможно чувствовать со мною,
забыли, как искрится снег зимою…
Позволит оживить их белый лист. ©

Приведенный сонет от классической формы далек, и, строго говоря, содержит ряд ошибок (нарушены требования 3, 4, 6, 7). А нестрого говоря – ну что же, сейчас модно придумывать разнообразные формы неправильных сонетов и вообще экспериментировать в области размягчения твердых форм)) И опять же, критерий – мотив автора: если он пишет, отступая от правил сознательно с определенной целью, а не потому что не знает, как нужно, или знает, но не получается, – то это не экспериментальные вольности, а самые обычные ляпы.
А некоторые виды строф со сложной рифмовкой, например, онегинская строфа, вообще не выдерживают никаких вольностей – перестановка, выпадение или внедрение лишних строк будет явной ошибкой. Так что с твердыми формами совет один: не умеешь – не берись)))

И наконец, изредка встречается грубая ошибка совсем начинающих – вставка или выпадение строк из строф, как говорится, «от балды». В стихотворении, состоящем из катренов, могут совершенно необъяснимым образом возникать трех-, пяти-, шестистишия… В общем, как «свыше надиктовалось», так и записалось прилежным автором, а сам он особо не заморачивался по поводу соблюдения какого-то порядка))

Лена, милая, родная
Стихи тебе я посветил
Холсты, тобой я заполняя
И мысли те, в которых я любил

Тебя одну я проклинаю
Тебя одну я полюбил

И в красках и словах поэта
Ты нежная как лепесток роз
Уколом стебля раненое сердце
Ты так прекрасна, но,
Любимая и ненавидишь всех… © и т.д. аналогично…

Еще забавно бывает наблюдать случаи, когда у автора имеется более одного варианта какой-то строки, и он, не желая выбирать, без смущения проявляет находчивость – вставляет оба варианта (один берет в скобки)) – мол, выбирай, читатель, что больше по душе))))

Глупость блещит на бикборде,
И на сытой наглой морде.

На заборе и в метро,
Разукрашенном авто.
(Пишут разное «не то») ©

А то, что текст стихотворения должен восприниматься как единое целое, без подобных отвлекающих маневров, – это автора нисколько не волнует…

  1. СТРОФНЫЙ ПЕРЕБРОС
    Вообще, ПЕРЕБРОС (ПЕРЕНОС, АНЖАМБЕМАН (франц. enjambement – перенос)) – явление, при котором начало и окончание более-менее законченных по смыслу отрезков предложений не совпадает с началом и концом строк (выражаясь наукообразно, имеет место расхождение законченности метрической и незаконченности синтаксической единицы ©). О строчном перебросе, который более распространен, речь пойдет в следующей статье, посвященной погрешностям ритма.

При строфном перебросе, проще говоря, предложение, начавшееся в одной строфе, заканчивается в другой, что может при неумелом употреблении ломать восприятие.

И люби себя в самом –
В краткой жизни всё мгновенно.
Не бери других умом,
А борись ты вдохновенно

За любовь. Она зовёт
К связи крепкой, ночи тёмной
И весь пыл души прольёт
В полубреде мысли сонной. ©

Вы знаете, как перебросы влияют на интонацию, на эмоциональную окраску стихов? Или просто фраза в катрен не влезла?)) Ответив на этот вопрос, я думаю, вы сами догадаетесь, считать ли ваши перебросы техническим браком или художественным приемом))
Строфные перебросы иногда маскируют искусственным слиянием строф. Насколько этот ход удачен – зависит от конкретного текста.

  1. ОТДАЛЕННАЯ РИФМОВКА
    Вы не задумывались, почему в стихах для детей часто используется парная рифмовка и редко – охватная? Да потому что если раздвинуть зарифмованные строки слишком далеко, то ребенок просто забудет, что с чем должно рифмоваться, не заметит рифму) Конечно, у взрослого читателя способность поддерживать внимание обычно получше)), но и у него есть предел. Существует даже т.н. «правило охватывающих рифмических цепей»: между двумя рифмующимися строками могут находиться строки не более чем на одну рифму.
    Поэтому чем длиннее строка и чем дальше отстоят друг от друга рифмованные стихи, тем слабее межстиховые связи и тем хуже воспринимается ритм на уровне рифмы – вплоть до того, что стихотворение будет казаться белым.

Мне недавно в одной поэтической игре довелось составить чудовищную конструкцию, которую я считаю выразительным примером данного недочета в рифмовке (привожу только одну строфу):

К примеру, идет совещание. Начальнице - снежной бабе -
Хоть расшибись, а демонстрируй приязни-привязанности -
И вот сидит, бедняга, с деревянной улыбкой на морде синей,
А губа его в это время нежится где-нибудь в Абу-Даби -
Торчит из коктейля, изучая изгибы и недосказанности,
Чуть прикрытые (или, скорее, открытые) шнурками бикини…

Чем более отдалены друг от друга рифмующиеся слова, тем точнее, звучнее должна быть рифма, иначе она просто затеряется без следа в массиве текста.

  1. НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ РИФМ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ
    Для начала – небольшое теоретическое отступление. Восприятие текста происходит в соответствии с законом края: лучше всего запоминается информация, которая находится в начале и в конце речевой единицы (строки, строфы, стихотворения в целом). Так что концевая рифма уже сама по себе – один из наиболее важных, привлекающих особое внимание элементов стихов, поэтому рекомендуется рифмовать не любые удобные слова из текста, а самые значимые. Кроме этого, нюансы интонации и выразительности зависят от звучности и своевременности той или иной рифмы.

Например, часто в стихах, построенных на достаточно точных рифмах, плохо смотрятся внезапно проскакивающие рифмы с ярко выраженной неточностью, особенно ассонансы или диссонансы. Они, как белые вороны, сразу бросаются в глаза. С одной стороны, это хорошо – это сильный акцент на данном слове. Но нужен ли этот акцент? Чаще всего он воспринимается как шероховатость техники, отвлекает внимание… Поэтому, если в роли неточной рифмы выступают недостаточно значимые или вообще вынужденные, неумело подобранные слова, то в таких случаях лучше избегать соседства рифм разной степени точности.
Иногда прибегают к такому приему маскировки недостаточно точных рифм, как слияние строк – таким образом, неточные рифмы оказываются внутренними, а к ним требования не так строги.

При перекрестной рифмовке сочетание неточной рифмы в четных строках с точной рифмой в нечетных строках (обозначу как ТНТН) обычно смотрится хуже, чем обратное сочетание – НТНТ, т.к. во втором случае точная рифма завершает еще и строфу. Если далее не подразумевается продолжения предложения или цельного смыслового отрезка стихотворения, то заканчивать строфу лучше рифмой поточнее. Точно так же и при охватной рифмовке: более предпочтителен вариант ТННТ, нежели НТТН.

Особое значение имеет точность рифм в тонических стихах. Поскольку в них ритм выражен не так четко, как в силлабо-тонических, то главная роль в поддержании ритмичности принадлежит именно рифме. Тоника без звучных, сильных рифм, как отмечал В. Маяковский, просто «рассыплется», поэтому подбирать их нужно с большей тщательностью, чем в силлабо-тонике.

Также требователен к точности рифмы финал стихотворения. Бывает, слабая рифма полностью убивает выразительность окончания, создает впечатление незаконченности и оставляет неблагоприятное впечатление от текста в целом, как в приведенном ниже примере (в котором, кроме этого, присутствуют и другие дефекты, уже рассмотренные ранее, – грамматические рифмы, недостаточные в сочетании с точными в наиболее невыгодных позициях, арифмия… на фоне дополнительной пачки ошибок в прочих областях – сами понимаете, что можно сказать о качестве творения):

Мне не спится, не спится, не спится,
Я не вижу, бодрствуя сны.
А мне хочется в них растворится.
И бежать от реальной судьбы.

Я хочу в этот мир сновидений.
Попытавшись зажмурить глаза.
Но опять вижу в комнате тени,
Они смотрят тайком на меня.

Может мне лучше взять и влюбиться,
В эту ночь, что пленила без сна?
Но ее уже любит другая,
Одинокая в небе луна.

Обернусь я, пожалуй, волчицей,
Чтоб бесстрашно по тропам блуждать,
Окрыленная светом зарницы,
Вечно что-то в томленьях ища… ©

На этой оптимистической ноте, пожалуй, закончу… и пойду в томленьях искать материал для следующей главы, посвященной ритмическим ошибкам)

Для построения стихотворения нужно понимать расположение рифм в строках стихотворения, то есть рифмовку.

Одностишие (моностих)

Нерифмованное стихотворение, состоящее из одной строки. Подобное стихотворение обыкновенно является юмористическим, ироническим; основной упор при написании делается не на технику, а на содержание. К примеру:

О, как внезапно кончился диван… (В. Вишневский)

Такому клюву и помада не поможет… (А. Морозов)

Для написания одностиший необходимо обладать как минимум чувством юмора. Как и для их чтения.

Двустишие (дистих)

Самым простым расположением рифм является парная (смежная) рифма в дистихе или двустишии (по схеме аа).

В тот вечер возле нашего огня Увидели мы чёрного коня. (И. Бродский)

Двустишие является наиболее простой формой сочетания стихотворных строк, довольно-таки примитивной, поэтому я рекомендую чередовать его с другими формами в одном стихотворении. Дистих - это двустишие, являющееся законченным стихотворением, что встречается весьма редко.

На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. (А. Сумароков)

Другой формой трёхстишия является терцина. Терцина - это стихотворное произведение из трёхстиший с обязательной схемой рифм aba bcb cdc… Терциной написана "Божественная комедия" Данте:

Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу! (пер. М. Лозинского)

Четверостишие (катрен)

Первым по распространённости является, безусловно, четверостишие или катрен. Стандартных схем рифмования в катрене две: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма). Пример первой:

Я долго шёл по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш. (Н. Гумилёв)

Пример второй:

Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бёдер, ни плеч… (Н. Гумилёв)

Более простыми разновидностями катрена (соответственно, более примитивными) являются схемы рифмовки aabb и abcb. В первом случае катрен просто состоит из двух двустиший, объединённых общей темой, во втором не рифмуются 1-я и 3-я строки (т.н. холостая рифма). Последнего я настоятельно советую избегать. Катрен может являться стихотворением в чистом виде (например, гарики или частушки):

Когда, прервав теченье лет,
Настанет страшный суд,
На нем предстанет мой скелет,
Держа пивной сосуд. (И. Губерман)

Пятистишия

Пятистишия уже позволяют вам проявить полёт фантазии. Конечно, у пятистиший есть и фиксированные формы. Например, лимерик. Лимерик - это ироническое пятистишие со схемой рифм aabba (желательно, с трёхстопным анапестом в 1,2 и 5 строках и двустопным - в 3 и 4). Пришли лимерики из Англии, в частности, их изобрёл знаменитый английский поэт и художник Эдвард Лир.

Не секрет, что в далёком Катаре
Каждый пятый катарец - татарин!
Есть и больший курьёз.
Знайте все: эскимос -
- Каждый третий на Мадагаскаре... (А. Карпов)

Вождь индейцев, торгующий в лавке,
Продавая свои томагавки,
Говорил: "Спору нет,
Очень ценный предмет
И в быту, и в автобусной давке!" (А. Карпов)

Шестистишия

Встречаются реже, чем четверостишия, но гораздо чаще, чем пятистишия или терцеты. Фиксированных форм шестистишия не существует, но простор для фантазии тут неограничен. Например, aabbba:

На стене портрет тирана,
Как в любой другой квартире,
Как во всём подлунном мире,
Как мишень в цветастом тире,
Как нарыв, гнойник, как рана,
На стене портрет тирана.

Или abcabc (треугольная рифмовка):

Северо-западный ветер его поднимает над
Сизой, лиловой, пунцовой, алой
Долиной Коннектикута. Он уже
Не видит лакомый променад
Курицы по двору обветшалой
Фермы, суслика на меже. (И. Бродский)

Или aabccb (самый "песенный" вариант):

И, может быть, жизнь на пределе
Удержится в немощном теле
И голову старца укроет трёхзубым венцом.
Но дряхлые чресла устали,
И шут в исполнении Даля
В холодную землю уткнётся истёртым лицом.

Семистишие (септима)

Семистишие (септима) - вещь редкая. Но, по сути, добавить всего одну строку к любому встреченному шестистишию, и получится семистишие, двурифмовое, трёхрифмовое или даже четырёхрифмовое. Простор для придумывания схем тут огромен: abbabba, abccbac, aabccba и так далее. Комбинаций множество. Редкость употребления семистишия обусловлена в первую очередь историческим фактором: было попросту не принято так писать, вот и всё. Хотя это просто и порой даже очень красиво, если, конечно, писано не левой ногой. Семистишиями написано "Бородино" Лермонтова (aabcccb):

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Лермонтов)

Восьмистишие

Восьмистишие - это третья по популярности после четверостишия и шестистишия схема рифмования.
Опять же, количество комбинаций рифм в восьмистишии просто огромно. Можно составлять математическую программу для всевозможных комбинаций в двух-, трёх- и четырёхрифмовых восьмистишиях. Поэтому приведу просто один пример. Схема aaabcccb:

Старение! Возраст успеха. Знания
Правды. Изнанки её. Изгнания.
Боли. Ни против неё, ни за неё
Я ничего не имею. Коли ж
Переборщит - возоплю: нелепица
Сдерживать чувства. Покамест - терпится.
Ежели что-то во мне и теплится,
Это не разум, а кровь всего лишь. (И. Бродский)

Девятистишие

Девятистишие встречается не чаще семистишия. Но опять же: добавьте строку к восьмистишию, и получится то, что и требовалось получить (ababcdccd):

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз пор синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне... (М. Лермонтов)

Десятистишия

Десятистишия имеют и фиксированные формы. В частности, формой десятистишия является ода. Классическая ода иммет схему рифмовки ababccdeed и характеризуется восхваляющим, торжественным содержанием, пафосными выражениями, изобилием восклицаний. Признанным мастером оды являлся Г.Державин. Например:

Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.

Не будем подробно разбирать 11-ти, 12-ти и 13-ти стишия. Напомню лишь, что в любой из этих форм можно получить огромное количество разнообразных комбинаций рифм, так что это поле для вашей деятельности.
Зато рассмотрим четырнадцатистишие, потому что оно имеет фиксированную форму, являющуюся одной из наиболее популярных известных в истории - сонет. Сонет - это стихотворение из 14 стихов, построенное по схеме abbaabbaccdede, то есть два четверостишия и два трёхстишия. Сонет появился в европейской литературе ещё в XIII веке. Одной из вершин поэзии Возрождения являлись сонеты Ф. Петрарки, обращённые к Лауре. Сонет часто имеет нарушения строгой рифмовой схемы. Например, 66-ой сонет Шекспира в переводе С. Маршака:

Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье.

И совершенству пошлый приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой.

И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.
Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!

Заключение сонета может охватывать все шесть последних строк (в данном случае - две). В данном сонете не соблюдено правило общих рифм в двух катренах. Имеются варианты сонетов: хвостатый сонет - два четверостишия и три терцета; сплошной сонет - на двух рифмах; опрокинутый сонет - два терцета и два четверостишия; безголовый сонет - одно четверостишие и два терцета; половинный сонет - четверостишие и терцет; хромой сонет - неравностопность четвертого стиха в катренах и т. д.
Сонет развивается и сплетается в ещё более сложную форму - венок сонетов. Венок сонетов состоит из пятнадцати сонетов. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет каждую строку каждого сонета, связывая их воедино. Таким образом, венок сонетов представляет собой двести десять строк, четырнадцать из которых употреблены троекратно. Венок сонетов очень сложен для написания, тем более правильный, без нарушения правил построения одного сонета. Венки встречаются у В.Брюсова, И.Сельвинского, М.Богдановича. Блестящий венок сонетов создал современный поэт и рок-музыкант Сергей Калугин.
Отмечу, что четырнадцатистишие совсем не обязательно является сонетом. Например, вот такая форма: ababccdefefggd.

Я в почётных рядах –
Руки в мягкий бетон –
Золотая звезда,
Предварив пелатон,
В предвкушении сна
Оказалась одна
На пути к дохристианскому Богу.
Эта леди вон там
Очень нравится мне,
Я бы впился в уста,
Я остался бы с ней,
Но придётся пройти
Окончанье пути
По кричащим ковровым дорогам.

Естественно, можно искать и более сложные 15, 16-тистишия, в общем, всё на ваше усмотрение. Отмечу только одну специфическую форму 15-стишия - рондо. Это стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabbaabbсaabbaс (с - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.

В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета. (М.Кузмин)

Рондо бывает и других типов: восьмистрочное, первая и вторая строки повторяются в конце и первый стих - в четвертой строке; тринадцатистрочное рондо, начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки. Реже встречается четвертый тип сложного, т. н. совершенного рондо в 25 строк с двумя рифмами.

Вы можете также смело комбинировать строфы - четверостишия с шестистишиями и так далее. Такие стихотворения называются строфоидами. Стихотворение же, в котором нет чёткого разделения на строфы, называется астрофизмом и широко употребляется в детской поэзии:

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский)

К астрофизмам относится раёшный стих - русский народный стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке. Размер, кстати, тоже не соблюдается. Например:

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навтречу ему Балда
Идет сам не зная куда. (А. Пушкин)

Напоследок скажу об ещё одном маленьком трюке. После любого законченного технически n-стишия, особенно после фиксированного (сонет, ода) можно просто добавить ещё одну строку (максимум две), которые позволят завершить стихотворение и с точки зрения содержания. Такое добавление называется кодой и не обязательно должно быть рифмованным.

Рифма

В русском стихосложении есть стихотворения без рифмы. Причём существует довольно много разновидностей нерифмованных стихотворений.

Первая разновидность - это белые стихи, стихи без рифм. В белых стихах обязан присутствовать размер . Классическими примерами белых стихов могут являться произведения А. Кольцова:

Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного.
(А. Кольцов)

Технически белый стих весьма прост: достаточно соблюдать размер и следить за смыслом. Ввиду простоты технического исполнения белые стихи обязаны содержать в себе нечто такое, что «затмит» собой отсуствие рифмы. У Кольцова таким элементом является стилизация под народное творчество, мастерская, между прочим.

Далёким предком белого стиха был так называемый безрифменный стих ,к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода,когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:

О том. что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных.
(Гораций)

Белые стихи, в отличие от безрифменных, - это сознательное отступление отсформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. Отметим, что в безрифменном стихе размер также соблюдается.

Апогеем безрифменной поэзии являются верлибры (франц. vers libre - свободный стих). Верлибр не имеет ни рифмы, ни слога. По сути, это проза, разделенная на строки. Верлибры появились много раньше других видов стихотворений и развивались параллально с ними. Высокого уровня достигли верлибры в американской поэзии.

Я славлю и воспеваю себя,

И что я принимаю, то примете вы.

Ибо каждый атом, принадлежащий мне, принадлежит и вам.

Я, праздный бродяга, зову мою душу,

Я слоняюсь без всякого дела и, лениво нагнувшись,

Разглядываю летнюю травинку.

Мой язык, каждый атом моей крови созданы из этой почвы, из этого воздуха;

Рождённый здесь от родителей, рождённых здесь от родителей, тоже рождённых здесь,

Я теперь, тридцати семи лет, в полном здоровье, начинаю эту песню

И надеюсь не окончить до смерти.



Догматы и школы пускай подождут.

Пусть отступят немного назад, они хороши там, где есть, мы не забудем и их.

Я принимаю природу такою, какова она есть, я позволяю ей во всякое время, всегда

Говорить невозбранно с первобытною силою.

(У.Уитмен, перевод К.Чуковского)

Близки к верлибрам так называемые стихотворения в прозе - небольшие эмоционально насыщенные лирические произведения в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты - мелодичность и напевность.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев)

Другие типы нерифмованного стихотворения - это хокку ,танка и несколько других. Хайку (хокку, хаи-каи) - жанр японской поэзии; нерифмованное трехстишие, произошедшее от танка и состоящее из 17 слогов (5+7+5). Зародились в 16 веке в период необычайного расцвета дзэн-буддизма, имевшего государственный статус. Писать истинные хайку мог только подготовленный мастер, прошедший долгий путь совершенствования и оттачивания литературного мастерства. Знание хайку и умение их сочинять со временем стали неотъемлемой частью воспитания японского воина-самурая, который должен был обладать невозмутимостью духа, отрешённостью и умением восхищаться красотой бренного мира. Классиками японской поэзии, создавшими непревзойдённые образцы хайку, были Басё (1644-1694) и Рансэцу (1654-1707).



На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
(Басё, перевод В.Марковой)

Танка (миика-ута) - это также жанр японской поэзии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.

На ночную луну
Подняла я свой взор и спросила:
«Милый мой
Отправляется в путь,
О, когда же мы встретимся снова?»
(Манъесю, перевод А.Глускиной)

К менее известным типам японского стихосложения относится ката-ута (схема 5+5+7), ута сендока (удвоенная ката-ута, 5+5+7 | | 5+5+7 с цезурой между ката-ута), буссоку-секитаи (форма, вытекшая из хокку, 5+7+5+7+7+7), ханка (стихотворение, написанное без соблюдения определенных законов слоговой строфики, но завершенное строфой танка... 5+7+5+7+7), нага-ута (стихотворение, построенное на попарном чередовании пяти и семисложных стихов, законченное строфой ката-ута 5+7+5+7+5+7... 5+7+7). Особняком стоит нетвердая (бесконечная) форма има-ио-ута 7+5+7+5 | | 7+5+7+5 | | ... с большой цезурой после каждого 4-го стиха. Она противоречит общему закону японской строфики, требующему цифру 5 на первом месте. Форма привилась под китайским влиянием. В качестве примера приведу ката-ута:

Дом мой стая не дом.

Ах, я в нем, как гость... где ты?

Там, где смерть, иль там, где жизнь?

Верлибры, танка, хокку и тому подобные формы не имеют слога и размера, это поэзия сугубо иностранного происхождения. Корни белого же стихосложения исконно русские: так переложено со древнерусского на современный язык «Слово о полку Игореве». В оригинале оно было написано просто сплошным текстом, без абзацев и разделения на слова, только несколько буквиц выделяли части поэмы. Но читать его можно было довольно легко, делая ударения в правильных местах и разграничивая строки. Из классических белых стихов можно привести ещё «Песню о буревестнике» Горького.

Песня очень смешная, а характерная мелодия позволяет обойти как рифму, так и слог (хотя намётки и на то, и на то есть). Такой приём - сочетание нерифмованных и рифмованных строк - называется арифмией .

Очень своеобразную разновидность рифм, которые, тем не менее, нельзя отнести к полноценным, в 20-е годы вводит в обиход И. Рукавишников. Это так называемые полурифмы . Полурифмы основаны на созвучии окончаний строк, но они не являются полноценной рифмой, так как не подчиняются общим правилам рифмования, не соблюдают количество рифмующихся слогов, отличаются искусственной небрежностью. Примерами полурифмы могут служить следующие строки:

Лицо твое глазам моим приятно.

Я пояс твой рукой хочу обнять.

Гляди в меня, гляди в меня любовно.

И, может быть, войдет в меня любовь. (И. Рукавишников)

Поиск такой рифмы частенько приводит к необходимости совершенствования техники.

Если ударение лежит на последнем слоге строки, то это мужская рифма; на предпоследнем - женская ; на третьем от конца - дактилическая ; на четвёртом или пятом - гипердактилическая . Также иногда употребляют термин супергипердактилическая : когда ударение лежит на шестом и выше слоге от конца. Но это специфический случай, который практически не применяется в поэтической практике. Например: выкристаллизовавшиеся - выбаллотировавшиеся

Авторская рифма, как и многие другие разновидности хороших рифм относятся к группе так называемых акустических рифм - рифм, состоящих из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно - конечно , красавица - кудрявиться , ящик - оснастчик , рыться - злится , существо - ничего , снова - младого ...

К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мыш ь - рыж , слуг - стук , сы р - пи р, вот - комод , поп - лоб , локти - когти , ра д - ря д, нас - раз ...

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз .
Лучше жить в темноте.
(И. Бродский)

Субъективные акустические рифмы - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других. Ступа - рупор, ваши - фальши, они - раним, сласти - счастье, длинный - дивный... Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные - к приблизительным.

Наиболее красивой и уютной разновидностью неточной рифмы является надстроечная (усечённая, добавленная ) (рассказ - тоска), где после точно рифмующегося слога в одной половинке рифмы нет ничего (оканчивается на гласную), а в другой присутствуют ещё согласные (одна или две, редко три). Йотированная рифма - наиболее распространённый вариант усечённых рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й» (j - йот). Поле - волей , этой - лето , бури - фурий , почила - могилой , оковы - новый , думы - угрюмый , волны - полный , нашей - чаше ...

Мы растём, развёртывая плечи ,
Завоёвываем воздух, радио, кино ;
Но - сквозь новый облик человечий
Просквозит внезапно век иной .
(Н.Асеев)

Также красиво выглядят неравносложные рифмы (как у Маяковского: врезываясь - трезвость) и, конечно, ассонансные рифмы. Это те самые, о которых я уже писал, где чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним - максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Я ехал на верхней полке, сопел-грустил об ушедшем счастье,

Практически не держали меня ни ноги, ни тормоза,

Когда, будто взрыв гранаты, возник за окном белоснежный ястреб

Где-то неподалёку от маленькой станции Амазар. (О.Медведев)

В этом примере замечательная усечённая рифма в 2-4 строках и шикарное просто созвучие в 1-3. Такое созвучие называется дружественной рифмой.

Рифма с вклинением - рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. противоположность рифме с выпадением: медь - се льдь , брег - поверг , год - ло рд , литр ы - фи льтр ы, вас - ва льс , клетк а - студе нтк а, радугой - игра ть дугой ...

Скажите ж, коль пространен свет ?
И что малейших дале звезд ?
(М. Ломоносов)

Рифма с выпадением - противоположность рифме с вклинением.
зо нтика - экзотика , го ре - двое , отвёр тка - уборка, пу сть - путь

Уж сколько их упало в эту без дну ,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли. (М. Цветаева)

Рифма с чередованием (перестановкой) - рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. ксерокс - вереск , рифм а - нимф а, юрт а - утр о, алиби - грабили , карла - крала , прут - труп , схема - смеха , пёстр ый - разношёрст ый, прискорбн о - подробн о… Единственное, что отмечу: этот случай лучше использовать в рифмах 1-3 строк катрена, то есть не в тех, на которые делается основной упор в стихотворении, так как они являются довольно-таки приблизительными.

Немалая часть слов русского языка имеет предрасположенность к двоякой рифме: это позволяет рифмовать их с разными словами, которые, в свою очередь, между собой никак не рифмуются. Двоякая рифма - разновидность надстроечных (усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).

1. Табор - рапорт . В данной рифме «т» может скрадываться.

2. Запад - рапор т . В данной рифме «р» выпадает.

Верес - ксерокс , скатерть - богоматерь , крест - реестр , мылить - милость , смелость - пелось

Русской женщины тихая прелес ть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелис ь
Чужеземная мода и ложь.
(И. Уткин)

Интересной и хорошей разновидностью рифмы является абсолютная рифма - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом).
Сло г - слё г, завя ленный - зава ленный, обро к- обрё к, мы ло - ми ло, блу за - блю за, то мный - тё мный, забы ть - заби ть, ло жа - лё жа, ме тр - мэ тр, гро зы - грё зы, минё р - мино р, пото мки - потё мки, просты л - прости л, то мен - тё мен, слы ть - сли ть, вы селится - ви селица, кло н - клё н..

Чернилами я не марал бы пальцы ,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица на пяльцы ,
Стихи писать не сел бы я никак.
(А.С. Пушкин)

Созвучия , или неверные рифмы . Всем известна строка «…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». «Везде - уже», «тебя - меня» - это просто плохие, неверные рифмы, точнее, это созвучия. Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не «селёдка - таракан»), но это не является рифмой . Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной «везде - уже» и «тебя - меня», можно отметить ещё «балконе - голубое», «дорога - книга» и так далее.

Однокоренные рифмы . КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал кинчевское «столетий - тысячелетий». Также часто бывает «ботинки - полуботинки», а замечательный бард

К этому же подвиду относятся эпифоры или тавтологические рифмы - когда слово рифмуется само с собой.

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
(А.С. Пушкин)

К полутавтологическим рифмам относятся помянутые мной выше «ботинки - полуботинки», а также «люби - возлюби», «нас - вас».

Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, как омонимическая (илиредиф) . Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, - не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:

Вдруг на Мишку, вот напасть ,

Пчёлы вздумали напасть . (Я. Козловский)

При этом напасть-1 и напасть-2 тут - вовсе разные части речи.

Бедные рифмы - недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс .

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на «ать»: летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать... ; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на «ание» (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

Однородные рифмы - разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал - забодал» или «проскочил - обличил». Или инфинитивы: «хотеть - свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам прилагательное - прилагательное (к примеру, «смешной - смурной»). Существительные с существительными рифмовать можно, но здесь встречается другая опасность.

Графические рифмы - рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого - немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно - нарочно (очно-ошно), вечно - конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый).

Банальные (заезженные) рифмы . Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: Вновь - любовь - кровь (канонический пример). Ночь - дочь - прочь. Тебя - любя. Трудный - чудный. Радость - младость. Вечер - встреча - свечи. Слёзы - морозы - грёзы - розы. Борьба - судьба. Век - человек. Чувство - искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.

Наивысшим приоритетом в поэзии пользуются, конечно, составные рифмы, то есть такие, где одно слово рифмуется с несколькими. К составным рифмам можно так же отнести и рифмы-переносы (илирассечённые рифмы) .

Гляди, мол, страна, как молве вопреки,

Монарх о поэте печётся!

Почётно - почётно - почётно - архи-

Почётно, - почётно - до чёрту! (М.Цветаева)

Впытываются - и сти-

Снутым кулаком - в пески! (М.Цветаева)

Виртуозно-сложной разновидностью составной рифмы является разнословная рифма, то есть рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнце - сон це лое, судорог - разнесу дорог , раб расти - храбрости , тех, кто р ушащееся - архитектор , шёпот - хорошо под , за сто и - глазастые ...(В. Маяковский)

Один взойду на помост
Росистым утром я,
Пока спокоен дома
ст рогий судия.
(Фёдор Сологуб)

В примере Сологуба рифма великолепна тем, что «ст» в ответной рифме перескакивает на следующую строку.

Обыкновенно к составным рифмам относят те, в которых принимают участие служебные части речи (местоимения, союзы, предлоги, частицы), а к разнословным - те, в которых принимают участие целые или частично используемые основные части речи.

Отмечу ещё такую характерную вещь, как оборванная рифма - рифмосочетание, в котором одно из слов обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста. Чаще используется как комический приём. Душе - сумасше... , времена - припомина... Упомянутое мной стихотворение Светлова «Гренада» включает именно такой тип рифмы. Ещё пример:

Зал заливался минуты две:
- Медведь,
медведь,
медведь,
медве-е-е-е-е...
(В. Маяковский)

Наконец, существуют так называемые панторифмы . Это созвучие, включающее в себя не только отдельные слова или их окончания, а стихотворные строки целиком.

Седеет к октябрю сова,

Се деют когти Брюсова. (В.Маяковский)

Сорвано, уложено, сколото -

чёрное надёжное золото. (В. Высоцкий)

Оргмомент

Учащиеся занимают места за тремя столами, образуя группы, в которых они будут работать.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие по поэтической тропе. У каждой группы есть маршрутный лист с заданиями, выполняя которые, мы пойдем навстречу рифме. Вы сегодня должны представить проект «Рифма». Как вы можете объяснить понятие «рифма»?

– Рифма – это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Или: Рифма- это созвучие концов стихотворных строк.Например:

фонарь, сухарь;
дочка, точка, бочка…

– Думаю, вы сможете сочинить простые рифмы. Например:

Жук увидел одуванчик

И присел, как на _____________________.

Продолжите четверостишие:

Над рекою голубою
Гнется удочка дугою.
Поплавок ныряет зыбко –
На крючок поймалась… (рыбка).

– Для стихов важна не только рифма, важно и содержание. Вспомним Незнайку, героя известного произведения Н. Носова. Незнайка сочинял стихи, не задумываясь о смысле, он лишь соблюдал рифму: (пакля, рвакля, шмакля).

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Сегодня мы попытаемся рифмовать слова, строки и сочинять продолжение целых стихов.
Итак, по поэтической тропе мы отправляемся в поход за рифмами. У вас есть маршрутные листы с заданиями, которые попробуем выполнить по пути. Надеюсь, мы справимся, если будем помогать друг другу, вспомните правила работы в группе.

– Давайте поиграем в рифмы. Кто из вас сможет подобрать как можно больше рифм к словам? Предлагайте свои примеры записывайте в маршрутные листы. Для каждой группы свои примеры-задания.

Можем мы как дважды два в рифму подбирать слова.

Подберите слова, которые рифмуются с данными:

· Березы, слезы, морозы, угрозы, занозы, грозы

· Цветы, мечты, мосты, лишь ты, кусты, листы, красоты, коты.

· Букет, привет, ответ, их нет, совет, пакет, банкет,

· Облака, рука, пока, слегка, далека, огонька,

· Весна, сосна, не до сна, ясна, она, тишина, у окна, до дна, волна, луна,

· Улитка, калитка, плитка, нитка,

· Мышка, шишка, крышка, шалунишка, мальчишка, малышка, трусишка ,

· Елка, полка, иголка,

· Слоненок, ребенок, утенок, тонок

· Ножки, рожки, кошки, ложки, серёжки, босоножки, крошки, сороконожки

· Шубка, трубка, губка, юбка

· Игрушка, старушка, ватрушка, душка, кружка

Мы умеем рифмовать, строки в рифму сочинять.

– Придумайте и запишите вторую строку в рифму с данной.

Пролетела стрекоза (Бирюзовые глаза)

Подари мне ромашек букет (Ведь цветов для меня лучше нет)

Ветер качает березы (Роняя на землю хрустальные слезы)

Плывут по небу облака (И я кричу им вслед: «Пока!»)

3. Игра «Собери потешку».

4. На рисунок посмотрите, 2-3 строчки сочините.
Чтобы легче было вам, я подсказку-рифму дам.

На экран проецируются картинки (Рисунок 1,2,3,4).

– Посмотрите на эти картинки и подумайте, о чем можно написать, если подключить фантазию.

Ребята записывают сочиненные строки, затем по желанию зачитывают то, что получилось:

Кролик мчится в огород,

Там его морковка ждёт.

Поиграть он может в прятки

С другом на морковной грядке.

Пёс весёлый громко лает,

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

Кости грызть он обожает.

Птичка не любит в клетке сидеть,

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

Хочет на волю- мир посмотреть.

Плавает в аквариуме

Рыбка золотая,

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

В море оказаться

Каждый день мечтая.