Кавказ в России является, пожалуй, наиболее самобытным этнодемографическим регионом. Здесь и лингвистическое разнообразие, и соседство разных религий и народов, а также экономических укладов.
Численность населения Северного Кавказа
По современным данным демографов, на Северном Кавказе проживают примерно семнадцать миллионов человек. Состав населения Кавказа тоже очень разнообразен. Люди, проживающие на этой территории, представляют самые разные народы, культуры и языки, а также религии. В одном только Дагестане проживают более сорока народов, говорящих на разных языках.
Наиболее распространенной языковой группой, представленной в Дагестане, считается лезгинская, на языках которой говорят примерно восемьсот тысяч человек. Однако внутри группы заметно сильное различие в статусах языков. Например, на лезгинском языке говорят порядка шестисот тысяч человек, а на ачинском общаются жители только одного горного села.
Стоит отметить, что многие народы, проживающие на территории Дагестана, имеют многотысячелетнюю историю, например, удины, которые были одним из государствообразующих народов Кавказской Албании. Но такое фантастическое разнообразие создает значительные трудности при изучении классификации языков и народностей, и открывает простор для всевозможных спекуляций.
Население Кавказа: народы и языки
Аварцы, даргинцы, чеченцы, черкесы, дигойцы и лезгины живут бок о бок уже не одно столетие и выработали сложную систему взаимоотношений, которая позволяла долгое время сохранять в регионе относительное спокойствие, хотя конфликты, вызванные нарушением народных обычаев, все же случались.
Однако сложная система сдерживания и противовесов пришла в движение в середине XlX века, когда Российская империя начала активно вторгаться на территории коренных народов Северного Кавказа. Экспансия была вызвана желанием империи войти в Закавказье и вступить в борьбу с Персией и Османской империей.
Разумеется, в христианской империи мусульманам, которых было абсолютное большинство во вновь покоренных землях, пришлось нелегко. В результате войны численность населения Северного Кавказа только на берегу Черного и Азовского моря сократилась почти на пятьсот тысяч.
После установления на Кавказе Советской власти начался период активного строительства национальных автономий. Именно во времена СССР из территории РСФСР были выделены следующие республики: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Северная Осетия-Алания. Иногда к северокавказскому региону относят также Калмыкию.
Однако межнациональный мир продлился недолго и уже после Великой Отечественной войны население Кавказа подверглось новым испытаниям, главным из которых стала депортация населения, проживавшего на оккупированных нацистами территориях.
В результате депортаций были переселены калмыки, чеченцы, ингуши, карачаевцы, ногайцы и балкарцы. было объявлено, что они должны немедленно покинуть свои дома и оправиться в другое место проживания. Народы будут переселены в Центральную Азию, Сибирь, на Алтай. Национальные автономии будут ликвидированы на долгие годы и восстановлены только после развенчания культа личности.
В 1991 году было принято специальное постановление, которое реабилитировало народы, подвергнутые репрессиям и депортациям только на основании происхождения.
Молодое российское государство признало неконституционным переселение народов и лишение их государственности. По новому закону, народы могли восстановить целостность границ на момент, предшествовавший их выселению.
Таким образом, историческая справедливость была восстановлена, но испытания на этом не закончились.
в Российской Федерации
Однако простым восстановлением границ дело, разумеется, не ограничилось. Вернувшиеся из депортации ингуши заявили о территориальных претензиях к соседней Северной Осетии, требуя возвращения Пригородного района.
Осенью 1992 года на территории Пригородного района Северной Осетии произошла серия убийств на национальной почве, жертвами которой стали несколько ингушей. Убийства спровоцировали серию боестолкновений с использованием крупногабаритных пулеметов, а следом и вторжение ингушей в Пригородный район.
1 ноября в республику были введены российские войска с целью предотвращения дальнейшего кровопролития, а также был создан комитет, занимавшийся спасением Северной Осетии.
Другим важным фактором, значительно повлиявшим на культуру и демографию региона, стала первая Чеченская война, которая официально именуется Восстановление конституционного порядка. Жертвами боевых действий стали более пяти тысяч человек и многие десятки тысяч лишились дома. По завершении активной фазы конфликта, в республике начался затяжной кризис государственности, который привел к очередному вооруженному конфликту в 1999 году и, следовательно, к сокращению населения Кавказа.
НАРОДЫ
НАРОДЫ КАВКАЗА
Кавказ - могучий горный хребет, протянувшийся с запада на восток от Азовского моря до Каспийского. В южных отрогах и долинах расположились Грузия и Азербайджан, в западной части его склоны спускаются к Черноморскому побережью России. Народы, о которых пойдёт речь в этой статье, живут в горах и предгорьях северных склонов. Административно территория Северного Кавказа поделена между семью республиками: Адыгеей, Карачаево-Черке-сией, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией-Аланией, Ингушетией, Чечнёй и Дагестаном.
Внешний облик многих коренных жителей Кавказа однороден. Это светлокожие, преимущественно темноглазые и темноволосые люди с резкими чертами лица, с крупным ("горбатым") носом, узкими губами. Горцы обычно более высокого роста по сравнению с жителями равнин. У адыгейцев часто встречаются светлые волосы и глаза (возможно, как результат смешения с народами Восточной Европы), а в жителях прибрежных районов Дагестана и Азербайджана чувствуется примесь, с одной стороны, иранской крови (узкие лица), а с другой - среднеазиатской (небольшие носы).
Кавказ недаром называют Вавилоном - здесь "смешалось" почти 40 языков. Учёные выделяют западно-, восточно- и южнокавказские языки. На западнокавказских, или абхазско-адыгских, говорят абхазы, абазины, шапсуги (живут северо-западнее Сочи), адыгейцы, черкесы, кабардинцы. Восточнокавказские языки включают нахские и дагестанские. К нахским относят ингушский и чеченский, а дагестанские делятся на несколько подгрупп. Крупнейшая из них - аваро-ан-до-цезская. Однако аварский - язык не только самих аварцев. В Северном Дагестане живёт 15 малых народов, каждый из которых населяет всего несколько соседних сёл, расположенных в изолированных высокогорных долинах. Говорят эти народы на разных языках, а аварский для них - язык межнационального общения, его изучают в школах. В Южном Дагестане звучат лезгинские языки. Лезгины живут не только в Дагестане, но и в соседних с этой республикой районах Азербайджана. Пока Советский Союз был единым государством, такое разделение было не очень заметным, но сейчас, когда государственная граница прошла между близкими родственниками, друзьями, знакомыми, народ переживает его болезненно. На лезгинских языках говорят.табасараны, агулы, рутульцы, цахуры и некоторые другие. В Центральном Дагестане преобладают даргинский (на нём, в частности, говорят в знаменитом селении Кубачи) и лак-ский языки.
На Северном Кавказе живут и тюркские народы - кумыки, ногайцы, балкарцы и карачаевцы. Есть горские евреи - таты (в Дагестане, Азербайджане, Кабардино-Балкарии). Их язык, татский, относится к иранской группе индоевропейской семьи. К иранской же группе принадлежит и осетинский.
До Октября 1917г. почти все языки Северного Кавказа были бесписьменными. В 20-х гг. для языков большинства кавказских народов, кроме самых малочисленных, разработали алфавиты на латинской основе; издавалось большое количество книг, газет и журналов. В 30-х гг. латинский алфавит заменили алфавитами на русской основе, но они оказались менее приспособлены к передаче звуков речи кавказцев. Ныне на местных языках издаются книги, газеты, журналы, однако литературу на русском языке читает всё же большее количество людей.
Всего на Кавказе, не считая переселенцев (славян, немцев, греков и др.), насчитывается более 50 больших и малых коренных народов. Живут здесь и русские, главным образом в городах, но отчасти в деревнях и казачьих станицах: в Дагестане, Чечне и Ингушетии это 10-15 % всего населения, в Осетии и Кабардино-Балкарии - до 30 %, в Карачаево-Черке-сии и Адыгее - до 40-50 %.
По вероисповеданию большинство коренных народов Кавказа - мусульмане. Однако осетины большей частью православные, а горские евреи исповедуют иудаизм. Традиционный ислам долгое время уживался с дому-сульманскими, языческими традициями и обычаями. В конце XX в. в некоторых регионах Кавказа, в основном в Чечне и Дагестане, стали популярны идеи ваххабизма. Это течение, возникшее на Аравийском полуострове, требует строгого соблюдения исламских норм жизни, отказа от музыки, танцев, выступает против участия женщин в общественной жизни.
КАВКАЗСКОЕ УГОЩЕНИЕ
Традиционные занятия народов Кавказа - пашенное земледелие и отгонное скотоводство. Многие карачаевские, осетинские, ингушские, дагестанские сёла специализируются на выращивании определённых видов овощей - капусты, помидоров, лука, чеснока, моркови и т. д. В горных районах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии преобладают отгонное овцеводство и козоводство; из шерсти и пуха овец и коз вяжут свитеры, шапочки, шали и т. д.
Питание разных народов Кавказа очень сходно. Основа его - зерновые, молочные продукты, мясо. Последнее на 90 % баранина, свинину едят только осетины. Крупный рогатый скот режут редко. Правда, везде, особенно на равнинах, разводят много птицы - кур, индеек, уток, гусей. Хорошо и разнообразно умеют готовить птицу адыгейцы и кабардинцы. Знаменитые кавказские шашлыки готовят не так уж часто - баранину либо варят, либо тушат. Забивают и разделывают барана по строгим правилам. Пока мясо свежее, из кишок, желудка, потрохов делают разные виды варёной колбасы, которую нельзя долго хранить. Часть мяса сушат и вялят для хранения про запас.
Овощные блюда для северокавказской кухни нетипичны, но овощи едят постоянно - в свежем, квашеном и маринованном виде; их также употребляют как начинку для пирогов. На Кавказе любят горячие молочные блюда - разводят в топлёной сметане сырную крошку и муку, пьют охлаждённый кисломолочный продукт - айран. Всем известный кефир - изобретение кавказских горцев; его заквашивают особыми грибками в бурдюках. У карачаевцев этот молочный продукт называется "гыпы-айран".
В традиционном застолье хлеб нередко заменяют другими видами мучных и крупяных блюд. Прежде всего это разнообразные каши. На Западном Кавказе, например, с любыми блюдами гораздо чаще, чем хлеб, едят крутую просяную или кукурузную кашу. На Восточном Кавказе (Чечня, Дагестан) самое популярное мучное блюдо - хинкал (кусочки теста варят в мясном бульоне или просто в воде, а едят с соусом). И каша, и хинкал требуют для приготовления меньше топлива, чем выпечка хлеба, и потому распространены там, где дрова в дефиците. На высокогорье, у пастухов, где топлива совсем мало, основной пищей служит толокно - обжаренная до коричневого цвета мука грубого помола, которую замешивают с мясным бульоном, сиропом, маслом, молоком, в крайнем случае просто с водой. Из полученного теста лепят шарики, их и едят, запивая чаем, бульоном, айраном. Большое бытовое и обрядовое значение в кавказской кухне имеют всевозможные пироги - с мясом, с картошкой, со свекольной ботвой и, конечно, с сыром. У осетин, к примеру, такой пирог называется "фыдиин". На праздничном столе обязательно должны стоять три "уалибаха" (пироги с сыром), причём располагают их так, чтобы они были видны с неба Святому Георгию, которого осетины особо почитают.
Осенью хозяйки заготавливают варенья, соки, сиропы. Раньше сахар при изготовлении сладостей заменяли мёдом, патокой или уваренным виноградным соком. Традиционная кавказская сладость - халва. Её делают из поджаренной муки или обжаренных в масле крупяных шариков, добавляя масло и мёд (или сахарный сироп). В Дагестане готовят своего рода жидкую халву - урбеч. Поджаренные семена конопли, льна, подсолнуха или абрикосовые косточки растирают с растительным маслом, разведённым в меду или сахарном сиропе.
На Северном Кавказе делают прекрасное виноградное вино. Осетины издавна варят ячменное пиво; у адыгейцев, кабардинцев, черкесов и тюркских народов его заменяет буза, или махсыма, - род светлого пива из проса. Более крепкая буза получается при добавлении мёда.
В отличие от своих соседей-христиан - русских, грузин, армян, греков - горские народы Кавказа не едят грибов, зато собирают дикорастущие ягоды, дикие груши, орехи. Охота, любимое занятие горцев, ныне потеряла своё значение, так как большие участки гор заняты заповедниками, а многие животные, например зубры, включены в Международную Красную книгу. Кабанов в лесах очень много, но на них мало охотятся, ибо мусульмане свинину не едят.
КАВКАЗСКИЕ СЁЛА
С давних времён жители многих сёл помимо сельского хозяйства занимались ремёслами. Балкарцы славились как искусные каменщики; лакцы изготавливали и ремонтировали металлические изделия, а на ярмарках - своеобразных центрах общественной жизни - нередко выступали жители села Цовкра (Дагестан), которые овладели искусством циркачей-канатоходцев. Народные промыслы Северного Кавказа известны далеко за его пределами: расписная керамика и узорчатые ковры из лакского селения Балхар, деревянные изделия с металлической насечкой из аварского села Унцукуль, серебряные украшения из селения Кубачи. Во многих сёлах, от Карачае-во-Черкесии до Северного Дагестана, занимаются валянием шерсти - изготавливают бурки, войлочные ковры. Бурка - необходимая часть горского и казачьего кавалерийского снаряжения. Она защищает от непогоды не только во время езды - под хорошей буркой можно укрыться от ненастья, как в маленькой палатке; она совершенно незаменима для пастухов. В сёлах Южного Дагестана, особенно у лезгин, изготавливают великолепные ворсовые ковры, высоко ценящиеся во всём мире.
Старинные кавказские сёла чрезвычайно живописны. Каменные дома с плоскими крышами и открытыми галереями с резными столбами лепятся вплотную друг к другу вдоль узких улочек. Нередко такой дом окружён оборонительными стенами, а рядом с ним возвышается башня с узкими бойницами - раньше в таких башнях во время набегов врага пряталась вся семья. Ныне башни за ненадобностью заброшены и постепенно разрушаются, так что живописность мало-помалу исчезает, а новые дома строятся из бетона или кирпича, с остеклёнными верандами, часто в два и даже в три этажа.
Эти дома не так оригинальны, зато удобны, и их обстановка порой не отличается от городской - современная кухня, водопровод, отопление (правда, туалет и даже умывальник нередко находятся во дворе). Новые дома часто служат только для приёма гостей, а семья живёт или в нижнем этаже, или в старом доме, превращённом в своего рода жилую кухню. Кое-где ещё можно увидеть развалины древних крепостей, стен и укреплений. В ряде мест сохранились кладбища со старинными, хорошо сохранившимися могильными склепами.
1. Особенности этнической истории.
2. Хозяйство и материальная культура.
3. Особенности духовной культуры.
1. Кавказ представляет собой своеобразную историко-этнографическую область, характеризующуюся сложным этническим составом населения. Наряду с крупными народами, насчитывающими миллионы человек, такими, как азербайджанцы, грузины и армяне, на Кавказе, особенно в Дагестане, живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч.
По антропологическим данным коренное население Кавказа принадлежит к большой европеоидной расе, к ее южной средиземноморской ветви. На Кавказе тредставлены три малые европеоидные расы: кавказско-балканская, переднеазиатская и индо-памирская. К кавказско-балканской расе относится кавкасионский антропологический тип, который распространен среди населения центральных предгорий Главного Кавказского хребта (восточные кабардинцы и черкесы, горные грузины, балкарцы, карачаевцы, ингуши, чеченцы, осетины), а также Западного и Центрального Дагестана. Этот антропологический тип сложился в результате консервации антропологических особенностей древнейшего местного европеоидного населения.
В кавказско-балканскую расу включается также понтийский тип, носителями которого являются абхазско-адыгейские народы и западные грузины. Этот тип сформировался также в глубокой древности в процессе грацилизации массивного протоморфного кавкасионского типа в условиях высокогорной изоляции.
Переднеазиатская раса представлена арменоидным типом, происхождение которого связано с территорией Турции и Ирана и соседних районов Армении. К этому типу принадлежат армяне и восточные грузины. В индо-памирскую расу входит каспийский антропологический тип, возникший в пределах Афганистана и Северной Индии. К каспийскому типу относятся азербайджанцы, и в виде примеси к кавкасионскому этот тип прослеживается среди кумыков и народов Южного Дагестана (лезгины и даргинцы-кайтаги). Из всех народов Кавказа только ногайцы наряду с европеоидными обладают и монголоидными признаками.
Значительная часть коренного населения Кавказа говорит на языках кавказской языковой семьи, насчитывающей около 40 языков, распадающихся на три группы: абхазско-адыгскую, картвельскую и нахско-дагестанскую.
К языкам абхазско-адыгской группы принадлежат абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский. Абхазы (апсуа) живут в Абхазии, частично в Аджарии, а также в Турции и Сирии. К абхазам по языку и происхождению близки абазины (абаза), проживающие в Карачаево-Черкессии и других районах Ставропольского края. Часть их живет в Турции. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы называют себя адыгэ. Адыгейцы населяют Адыгею и другие районы Краснодарского края. Кроме того, они живут в Турции, Сирии, Иордании и других странах Ближнего Востока и Балкан. Кабардинцы и черкесы проживают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Имеются они в странах Ближнего Востока.. Убыхи в прошлом жили вдоль Черноморского побережья, к северу от Хосты. В настоящее время небольшое число их проживает в Сирии и Турции.
К картвельским языкам относится грузинский язык и три языка западных грузин - мегрельский, лазский (или чанский) и сванский. В нахско-дагестанскую группу языков входят нахские и дагестанские. К нахским принадлежат близкородственные чеченский, ингушский. Чеченцы (нахчо) живут в Чечне, ингуши (галга) в Ингушетии, часть чеченцев проживает также в Грузии (кисты) и Дагестане (аккинцы).
Дагестанскую группу составляют: а) аваро-андоцезские языки; б) лакско-даргинские языки; в) лезгинские языки.Из всех перечисленных языков только грузинский имел свою древнюю письменность, основанную на арамейской графике. Народы Кавказа говорят также на языках индоевропейской, алтайской и афразийской языковых семей. Индоевропейская семья представлена иранской группой, а также армянским и греческим языками. Ираноязычными являются осетины, таты, талыши и курды. Особняком в индоевропейской семье стоит язык армян. Часть кавказских греков (ромеи) говорит на новогреческом языке.
После присоединения Кавказа к России там стали селиться русские и другие народы из Европейской России. Алтайская семья языков на Кавказе представлена своей тюркской группой. Тюркоязычными являются азербайджанцы, туркмены (трухмены), кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы и греки-урумы.
Ассирийцы говорят на языке семитской группы афразийской языковой семьи. Живут преимущественно в Армении и других местах Закавказья.
Кавказ был освоен человеком с древнейших времен. Там обнаружены археологические культуры нижнего и среднего палеолита. Основываясь на материалах лингвистики и антропологии, можно сделать вывод, что потомками древнейшего «автохтонного» населения Кавказа являются народы, говорящие на языках кавказской языковой семьи. В ходе своего дальнейшего этнического развития они вступали в этнокультурные контакты с другими этносами и в зависимости от конкретных исторических условий смешивались с ними, инкорпорируя их в свою этническую.среду, или сами подвергались ассимиляции.
В I тысячелетии до н.э. и в первых веках н.э. степные пространства к северу от Кавказского хребта были заняты последовательно сменявшими друг друга ираноязычными кочевыми племенами: киммерийцами, скифами, сарматами и аланами. В середине IV в. на Северный Кавказ вторглись тюркоязычные кочевники - гунны. В конце IV в. здесь сложилась крупная конфедерация тюркских племен во главе.
В VI-VII вв. часть кочевников перешла к полуоседлости и оседлости ва равнинах и в предгорьях, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В этот период происходили процессы этнополитической консолидации среда кавказоязычного населения: среди восточных и западных адыгов.
В середине VI в. в предкавказские степи из-за Волги перекочевали авары. В начале VII в. в Западном Предкавказье возникла новая конфедерация тюрских племен, известная под названием «Великая Болгария»,или «Оногурия», которая объединила под своей властью всех кочевников северокавказской степи. В середине VII в. эта конфедерация была разбита хазарами. Хазарский каганат господствовал над населением северокавказской степи. В этот период началось оседание кочевников на землю не только предгорных, но и в степных районах.
С середины Х и до начала XIII в. в предгорных и горных районах Северного Кавказа происходил подъем производительных сил, продолжали разрушаться первобытнообщинные отношения, шел процесс классообразования в рамках устойчивых политических объединений, ставших на путь феодализации. В этот период особенно выделилось Аланское царство.В 1238-1239 гг. Алания подверглась монголо-татарскому нашествию и была включена в состав Золотой Орды.
Адыгские народы в прошлом жили компактной массой в области нижнего течения р. Кубани, ее притоков Белой и Лабы, а также на Таманском полуострове и вдоль побережья Черного моря.. Кабардинцы, переселившиеся в начале XIX в. в верховья Кубани, получили название черкесов. Оставшиеся на старых местах адыгские племена составили адыгейский народ. Чеченцы и ингуши образовались из родственных по происхождению, языку и культуре племен, представлявших собой древнее население северо-восточных отрогов Главного Кавказского хребта.
Кавказоязычные народы Дагестана также являются потомками древнейшего населения этой области.
Формирование народов Закавказья происходило в иных исторических условиях. Грузины являются потомками древнейшего автохтонного населения. Протекавшие в древности на территории Грузии этногенетические процессы привели к образованию восточногрузинской и западногрузинской этнолингвистических общностей. Западные грузины (сваны, мегрелы, лазы, или чаны) в прошлом занимали более обширные пространства.
С развитием капитализма происходила консолидация грузин в нацию. После Октябрьской революции в процессе дальнейшего развития грузинской нации постепенно ослабевали локальные этнографические особенности.
Этногенез абхазов протекал с древнейших времен на территории современной Абхазии и прилегающих районов. В конце I тысячелетия до н.э. здесь сложились два племенных союза: абазгов и апсилов. От имени последних происходит самоназвание абхазов - апсуа.
В I тысячелетию до н.э в пределах Урартского государствасовершался процесс складывания древнеармянского этноса. В состав армян вошли также хурриты, халды, киммерийцы, скифы и другие этические компоненты. После падения Урарту армяне вышли на историческую арену.
В силу складывавшейся исторической обстановки, из-за завоеваний арабов. сельджуков, затем монголов, Ирана, Турции многие армяне оставили свою родину переселились в другие страны. До первой мировой войны значительная часть армян проживала в османской Турции (более 2 млн). После актов геноцида, инспирированных османским правительством в 1915-1916 гг. армяне, в том числе и высланные, стали переселяться в страны Передней Азии Западной Европы и Америки.
Этногенез азербайджанского народа тесно связан с этническими процессами, протекавшими в Восточном Закавказье в эпоху средневековья.
В IV в. до н.э. на севере Азербайджана возник албанский союз племен, а затем в начале нашей эры создалось государство Албания, границы которого на юге доходили до р. Аракса, на севере оно включало Южный Дагестан.
К IV-V вв. относится начало проникновения различных групп тюрок в Азербайджан (гуннов, болгар и др.).
В феодальную эпоху складывалась азербайджанская народность. В советское время наряду с консолидацией азербайджанской нации происходило частичное слияние с азербайджанцами этнических групп, говорящих как на иранских, таки накавказских языках.
2. Основными занятиями народов Кавказа с древнейших времен являются земледелие и скотоводство. Развитие этих отраслей хозяйства, особенно земледелия. находилось в прямой зависимости от уровня расположения природных зонэтого г орного региона. Нижнюю зону занимали пашни, которые поднимались до полутора тысяч метров над уровнем моря. Над ними размещались сенокосы и весенние пастбища, и еще выше располагались горные пастбища.
Начало земледелия на Кавказе относится к III тысячелетию до н э. Раньше оно распространилось в Закавказье, а затем на Северном Кавказе. Особенно трудоемким было земледелие в высокогорных районах. Недостаток пашенных угодий обусловил создание искусственных террас, спускающихся ступенями по горным склонам. На некоторые террасы землю приходилось приносить в корзинах из, долин. Для террасного земледелия характерна высокая культура искусственного орошения.
Многовековой опыт занятия земледелием позволил вывести для каждой природной зоны особые сорта злаков - пшеницы, ржи, ячменя, овса, морозоустойчивых в горных районах и засухоустойчивых на равнине. Древней местной культурой является просо. С XVIII в. на Кавказе стала распространяться кукуруза.
Урожай повсюду убирали серпами. Зерно обмолачивали молотильными дисками с каменными вкладышами на нижней стороне. Такой способ молотьбы.иссходит к эпохе бронзы. Глубокие корни на Кавказе имеет виноградарство, которое известно со тысячелетия до н.э. Здесь выведено множество различных сортов винограда. сяду с виноградарством рано получило развитие и садоводство.
Скотоводство появилось на Кавказе наряду с земледелием. Во II тысячелетии оно стало широко распространяться в связи с освоением горных пастбищ. В период на Кавказе сложился своеобразный тип отгонного скотоводства существующий до настоящего времени. Летом скот пасли в горах, зимой сгоняли на равнины. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, особенно овец. На равнинах скот зимой находился в стойлах. Овец же всегда держали на зимних пастбищах. Лошадей, как правило, крестьяне не разводили, лошадь использовалась для верховой езды. Тягловой силой служили волы.
На Кавказе получили развитие ремесла. Особенно широко были распространены ковроткачество, ювелирное дело, изготовление оружия, гончарной и металлической посуды, бурок.
При характеристике культуры народов Кавказа следует различать Северный Кавказ, включая Дагестан, и Закавказье. Внутри этих больших регионов наблюдаются особенности в культуре крупных народов или целых групп малым этносов. В дореволюционный период основную массу населения Кавказа составляли сельские жители..
Существовавшие на Кавказе типы поселений и жилищ были тесно связаны с природными условиями, с характерной для Кавказа вертикальной зональностью Эта зависимость прослеживается в какой-то степени и в настоящее время. Большинство селений в горах отличалось значительной теснотой застроки: строения вплотную примыкали друг к другу. Например, во многих горных аулах Дагестана крыша нижележащего дома служила двором для вышележащего.На равнине селения располагались более свободно.
У всех народов Кавказа долгое время сохранялся обычай, по которому родственники селились вместе, образуя отдельный квартал..
Жилища народов Кавказа характеризовались большим разнообразием. В горных районах Северного Кавказа, Дагестана и Северной Грузии типичный жилищем была одно- и двухэтажная каменная постройка с плоской крышей. Вэтих районах сооружались боевые башни. В некоторых местах встречались дома-крепости. Значительно отличались от горных жилищ дома обитателей равнинных районов Северного Кавказа и Дагестана. Стены построек возводились из самана или плетня. Турлучные (плетневые) сооружения с двускатной или четырехскатной крышей были характерны для адыгских народов и абхазов, а также для жителей некоторых районов равнинного Дагестана.
Жилища народов Закавказья имели свои особенности. В некоторых районах Армении, Юго-Восточной Грузии и Западного Азербайджана встречались своеобразные здания из камня, иногда несколько углубленные в землю. Крышей служили деревянное ступенчатое перекрытие, которое снаружи засыпалось землей. Этот тип жилища (дарбази - у грузин, карадам - у азербайджанцев, галатун - у армян) -один из древнейших в Закавказье и по своему происхождению связан с подземным жилищем древнего оседлого населения Передней Азии. В других местах Восточное Грузии жилище строили из камня с плоской или двускатной крышей, одно-или двухэтажное. Во влажных субтропических районах Западной Грузии и в Абхазия дома возводились из дерева, на столбах, с двускатными или четырехскатными крышами. Пол такого дома был высоко приподнят над землей, что предохраняло жилище от сырости.
В настоящее время на Кавказе городское население преобладает над сельским. Исчезли малодворные аулы и возникали крупные благоустроенные сельские поселения в несколько сотен дворов. Изменилась планировка селений. На равнине вместо скученных появились селения с уличной планировкой, с приусадебными участками около домов. Многие высокогорные аулы спустились ниже, ближе к дороге или реке.
Большие изменения претерпело жилище. В большинстве районов Кавказа широкое распространение получили двухэтажные дома с большими окнами, галереями, деревянными полами и потолками. Кроме традиционных строительных материалов (местного камня, дерева, саманного кирпича, черепицы), применяются новые.
В одежде народов Кавказа в дореволюционный период прослеживалось большое разнообразие. Она отражала этнические особенности, сословную принадлежность и культурные связи между народами. Много общего в костюме было у всех адыгских народов, осетин, карачаевцев, балкарцев и абхазов. Повседневная одежда мужчин включала бешмет, штаны, чувяки их сыромятной кожи с ноговицами, папаху из овчины, летом войлочную шляпу. Обязательной принадлежностъю мужского костюма был узкий кожаный ремень с серебряными или сплоченными украшениями, на котором носили оружие (кинжал). В сырую и оную погоду надевали башлык и бурку. Зимой носили овчинную шубу. Пастухи нее время надевали пальто из бурочного войлока с капюшоном.
Женская одежда состояла из туникообразной рубахи, длинных штанов, распашного платья в талию с открытой грудью, головных уборов и покрывал. Платье туго подпоясывалось поясом.Мужской костюм народов Дагестана во многом напоминал одежду адыгов
Традиционная одежда народов Закавказья в значительной степени отличалась от одежды жителей Северного Кавказа и Дагестана. В ней наблюдались многие параллели с одеждой народов Передней Азии. Для мужского костюма всего Закавказья в целом были характерны рубахи, широкие или узкие штаны, сапоги, и короткая распашная верхняя одежда. Женская одежда у разных народов Закавказья имеласвоео бразные черты. Костюм грузинок напоминал одежду женщин Северного Кавказа.
Армянки одевались в яркие рубахи (желтые - в Западной Армении, красные в Восточной) и не менее яркие штаны. На рубаху надевали распашную - подкладке одежду с более короткими, чем у рубахи, рукавами. На голове носили маленькие твердые шапочки, которые повязывались несколькими платками. В обычае было прикрывать платком нижнюю часть лица.
Азербайджанки, кроме рубах и штанов, носили также короткие кофты и широкие юбки. Под влиянием ислама они, особенно в городах, прикрывали лицо чадрой. Для женщин всех народов Кавказа было характерно ношение разнообразных ювелирных украшений, изготовлявшихся местными мастерами главным образом - серебра. Обилием украшений особенно отличался праздничный наряд дагестанок.
После революции традиционная одежда как мужская, так и женская стала вытесняться городским костюмом, особенно интенсивно этот процесс шел в послевоенные годы.
В настоящее время сохраняется мужской адыгский костюм как одеж-участников художественных ансамблей. Традиционные элементы одежды можно видеть на пожилых женщинах во многих районах Кавказа.
Традиционная пища народов Кавказа очень разнообразна по составу по своим вкусовым качествам. В прошлом у этих народов наблюдалисьумеренность и неприхотливость в еде. Основу повседневной пищи составлял хлеб (из пшеничной, ячменной, овсяной, ржаной муки) как из пресного теста,так и из кислого (лаваш).
Существенные различия наблюдались в питании жителей горных в равнинных районов. В горах, где значительно было развито скотоводство, большое питании занимали, помимо хлеба, молочные продукты, особенно сыр овечьего молока. Мясо ели не часто. Недостаток овощей и фруктов компенсировали дикорастущие травы и лесные плоды. На равнине преобладали мучные блюда, сыр, овощи, фрукты, дикие травы, мясо ели изредка. Например, у абхазов и адыгов - густая просяная каша (паста), заменяли хлеб. У грузин широко бытовало блюдо из фасоли, у дагестанцев сваренные в бульоне с чесноком кусочки теста в виде пельменей.
Богат был набор традиционных блюд во время праздников, при устройстве свадеб и поминок. Преобладали мясные блюда В процессе урбанизации в национальную кухню проникли городские блюда, но до сих пор еще широкое распространение имеет традиционная пища.
По вероисповеданию все население Кавказа делилось на христиан и мусульман. Христианство начало проникать на Кавказ в первые века новой эры. В IV в. оно утвердилось среди армян и грузин. У армян возникла своя церковь, получившая название «армяно-григорианской» по имени ее основателя архиепископа Григория Просветителя. Вначале армянская церковь придерживалась восточно-православной византийской ориентации, но с начала VI в. стала самостоятельной, воспринявшей монофизитское учение, признавшее только одну «божественную» природу Христа. Из Армении христианство начало проникать в Южный Дагестан и Северный Азербайджан - в Албанию (VI в.). В Южном Азербайджане в этот период был распространен зороастризм, в котором большое место занимали огнепоклоннические культы.
Из Грузии и Византии христианство пришло к абхазам и адыгским племенам, к чеченцам, ингушам, осетинам и другим народам. Появление ислама на Кавказе связано с завоевательными походами арабов (УП-УШ вв.). Но ислам при арабах не пустил глубоких корней. Утверждаться по-настоящему он стал только после монголо-татарского нашествия. Это в первую очередь относится к народам Азербайджана и Дагестана. В Абхазии ислам стал распространяться с XV в. после турецкого завоевания.
Среди народов Северного Кавказа (адыгейцев, черкесов, кабардинцев, карачаевцев и балкарцев) ислам насаждался турецкими султанами и крымскими ханами. Из Дагестана мусульманство пришло к чеченцам и ингушам. Особенно укрепилось влияние ислама в Дагестане. Чечне и Ингушетии в период освободительного движения горцев под руководством Шамиля. Большинство мусульман Кавказа принадлежит к суннитам; шииты представлены в Азербайджане. Однако ни христианство, ни ислам не вытеснили древних местных верований (культы деревьев, явлений природы, огня и др.), многие из которых вошли составной частью в христианскую и мусульманскую обрядность.
Богато и разнообразно устное поэтическое творчество народов Кавказа.. Для устного творчества кавказских народов характерно разнообразие сюжетов и жанров. В поэтическом творчестве значительное место занимают эпические сказания. На Северном Кавказе среди осетин, кабардинцев, черкесов, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев, а также абхазов бытует нартский эпос, сказания о героях-богатырях нартах.
У грузин известен эпос о герое Амирани, боровшемся с древними богами и прикованном за это к скале; романтический эпос «Этериани», повествующий о трагической любви царевича Абесалома и пастушки Этери. У армян широко распространен средневековый эпос «Сасунские богатыри», или «Давид Сасунский», воспевающий героическую борьбу армянского народа с поработителями.
Кавказ представляет собой историко-этно-графическую область, очень сложную по своему этническому составу. Своеобразие географического положения Кавказа как связующего звена между Европой и Азией, близость его к древним цивилизациям Передней Азии сыграли значительную роль в развитии культуры и в формировании некоторых населяющих его народов.
Общие сведения. На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено много народов, различных по своей численности и говорящих на разных языках. На земном шаре немного областей с таким пестрым населением. Наряду с крупными народами, насчитывающими миллионы человек, такими, как азербайджанцы, грузины и армяне, на Кавказе, особенно в Дагестане, живут народы, численность которых не превышает нескольких тысяч.
По антропологическим данным все население Кавказа, за исключением ногайцев, имеющих монголоидные черты, принадлежит к большой европеоидной расе. Большинство жителей Кавказа темнопигментированы. Светлая окраска волос и глаз встречается у некоторых групп населения Западной Грузии, в горах Большого Кавказа, а также частично у абхазов и адыгских народов.
Современный антропологический состав населения Кавказа сложился в отдаленные времена - с конца бронзового и начала железного веков - и свидетельствует о древних связях Кавказа как с областями Передней Азии, так и с южными районами Восточной Европы и Балканского полуострова.
Самыми распространенными языками на Кавказе являются кавказские или иберо-кав-казские языки. Эти языки сформировались в глубокой древности и в прошлом имели более широкое распространение. В науке до сих пор еще не решен вопрос, представляют ли кавказские языки единую семью языков или они не связаны единством происхождения. Кавказские языки объединяют в три группы: южную, или картвельскую, северо-западную, или абхазо-адыгскую, и северо-восточную, или нахско-дагестанскую.
На картвельских языках говорят грузины, как восточные, так и западные. Грузины (3571 тыс.) живут в Грузинской ССР. Отдельные группы их расселены в Азербайджане, а также за рубежом - в Турции и Иране.
На абхазо-адыгских языках говорят абхазы, абазины, адыгейцы, черкесы и кабардинцы. Абхазы (91 тыс.) живут компактной массой в Абхазской АССР; абазины (29 тыс.)- в Карачаево-Черкесской автономной области; адыгейцы (109 тыс.) населяют Адыгейскую автономную область и некоторые районы Краснодарского края, в частности Туапсинский и Лазаревский, черкесы (46 тыс.) живут в Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края и других местах Северного Кавказа. Кабардинцы, черкесы и адыгейцы говорят на одном - адыгском языке.
К нахским языкам относятся языки чеченцев (756 тыс.) и ингушей (186 тыс.)-основного населения Чечено-Ингушской АССР, а также кистин и цова-тушин или бацбиев - небольшого народа, живущего в горах на севере Грузии на границе с Чечено-Ингушской АССР.
На дагестанских языках говорят многочисленные народы Дагестана, населяющие его горные районы. Наиболее крупными из них являются аварцы (483 тыс.), живущие в западной части Дагестана; даргинцы (287 тыс.), населяющие его центральную часть; по соседству с даргинцами живут лакцы, или лаки (100 тыс.); южные районы заняты лезгинами (383 тыс.), к востоку от которых живут таба-сараны (75 тыс.). К аварцам примыкают по языку и географически так называемые андо-дидойские или андо-цезские народы: андийцы, ботлихцы, дидойцы, хваршины и др.; к даргинцам - кубачинцы и кайтаки, к лезгинам - агулы, рутулы, цахуры, часть которых живет в пограничных с Дагестаном районах Азербайджана.
Значительный процент населения Кавказа составляют народы, говорящие на тюркских языках алтайской языковой семьи. Самым многочисленным из них являются азербайджанцы (5477 тыс.), живущие в Азербайджанской ССР, Нахичеванской АССР, а также в Грузии и Дагестане. За пределами СССР азербайджанцы населяют Иранский Азербайджан. Азербайджанский язык относится к огуз-ской ветви тюркских языков и обнаруживает наибольшее сходство с туркменским.
К северу от азербайджанцев, на плоскостной части Дагестана, живут кумыки (228 тыс.), говорящие на тюркском языке кипчакской группы. К этой же группе тюркских языков относится язык двух небольших близко родственных народов Северного Кавказа - балкарцев (66 тыс.), населяющих Кабардино-Балкарскую АССР, и карачаевцев (131 тыс.), живущих в пределах Карачаево-Черкесской автономной области. Тюркоязычными являются и ногайцы (60 тыс.), расселившиеся в степях Северного Дагестана, в Ставропольском крае и других местах Северного Кавказа. На Северном Кавказе живет небольшая группа трухмен, или туркмен, выходцев из Средней Азии.
На Кавказе представлены также народы, говорящие на иранских языках индоевропейской языковой семьи. Самым крупным из них являются осетины (542 тыс.), населяющие Се-веро-Осетинскую АССР и Юго-Осетинскую автономную область Грузинской ССР. В Азербайджане на иранских языках говорят талы-ши в южных районах республики и таты, расселенные преимущественно на Апшеронском полуострове и других местах Северного Азербайджана часть татов, исповедующих иудаизм, иногда называют горскими евреями. Они живут в Дагестане, а также в городах Азербайджана и Северного Кавказа. К иранским принадлежит и язык курдов (116 тыс.), проживающих небольшими группами в разных районах Закавказья.
Особняком в индоевропейской семье стоит язык армян (4151 тыс.). В Армянской ССР проживает более половины армян СССР. Остальная часть их живет в Грузии, Азербайджане и других районах страны. Более миллиона армян рассеяно по разным странам Азии (преимущественно Передней Азии), Африки и Европы.
Помимо вышеперечисленных народов на Кавказе живут греки, говорящие на новогреческом языке и частично на турецком (уру-мы), айсоры, язык которых относится к семито-хамитской языковой семье, цыгане, пользующиеся одним из индийских языков, евреи Грузии, говорящие на грузинском языке, и др.
После присоединения Кавказа к России там стали селиться русские и другие народы из Европейской России. В настоящее время на Кавказе значительный процент русского и украинского населения.
До Октябрьской революции большинство языков Кавказа были бесписьменными. Имели свою древнюю письменность только армяне и грузины. В 4 в. н. э. армянский просветитель Месроп Маштоц создал армянский алфавит. На древнеармянском языке (грабаре) была создана письменность. В качестве литературного языка грабар существовал до начала 19 в. На этом языке создана богатая научная, художественная и другая литература. В настоящее время литературным языком является современный армянский язык (ашха-рабар). В начале н. э. возникла также письменность на грузинском языке. В основу ее было положено арамейское письмо. На территории Азербайджана, в период Кавказской Албании, существовала письменность на одном из местных языков. С 7 в. стала распространяться арабская письменность. При Советской власти письменность на азербайджанском языке была переведена на латинскую, а затем на русскую графику.
После Октябрьской революции многие бесписьменные языки народов Кавказа получили письменность на основе русской графики. Некоторые небольшие народы, не имевшие своей письменности, такие, как, например, агулы, рутулы, цахуры (в Дагестане) и другие пользуются русским литературным языком.
Этногенез и этническая история. Кавказ был освоен человеком с древнейших времен. Там обнаружены остатки раннепалеолитиче-ских каменных орудий - шелльских, ашелль-ских и мустьерских. Для эпохи позднего палеолита, неолита и энеолита на Кавказе можно проследите значительную близость археологических культур, что дает возможность говорить об историческом родстве населявших его племен. В эпоху бронзы существовали отдельные культурные центры как в Закавказье, так и на Северном Кавказе. Но несмотря на своеобразие каждой культуры, у них все-таки прослеживаются общие черты.
Начиная со 2 тысячелетия до н. э. народы Кавказа упоминаются на страницах письменных источников - в ассирийских, урартских, древнегреческих и других памятниках письменности.
Самый крупный кавказоязычный народ - грузины (картвелы) - сформировался на занимаемой им в настоящее время территории из древних местных племен. В состав их вошла также часть халдов (урартийцев). Картвелы делились на западных и восточных. К числу картвельских народов относятся сваны, мегрелы и лазы, или чаны. Основная масса последних живет за пределами Грузии, в Турции. В прошлом западные грузины были многочисленнее и населяли почти всю Западную Грузию.
У грузин рано начала складываться государственность. В конце 2 тысячелетия до н. э. в юго-западных областях расселения грузинских племен образовались племенные союзы Диаохи и Колха. В первой половине 1 тысячелетия до н. э. известно объединение грузинских племен под именем сасперов, которое охватывало большую территорию от Колхиды до Мидии. Сасперы сыграли значительную роль в разгроме Урартского царства. В этот период часть древних халдов была ассимилирована грузинскими племенами.
В 6 в. до н. э. в Западной Грузии возникло Колхидское царство, в котором было высоко развито сельское хозяйство, ремесло, торговля. Одновременно с Колхидским царством существовало Иберийское (Картлийское) государство в Восточной Грузии.
На всем протяжении средневековья, в связи с феодальной раздробленностью, картвельская народность не представляла собой монолитного этнического массива. В ней долго сохранялись отдельные экстерриториальные группы. Особенно выделялись грузины-горцы, живущие на севере Грузии в отрогах Главного Кавказского хребта; сваны, хевсуры, пшавы, тушины; обособились аджарцы, долгое время находившиеся в составе Турции, принявшие мусульманство и несколько отличавшиеся по культуре от других грузин.
В процессе развития капитализма в Грузии сложилась грузинская нация. В условиях Советской власти, когда грузины получили свою государственность и все условия для экономического, социального и национального развития, сформировалась грузинская социалистическая нация.
Этногенез абхазов протекал с древнейших времен на территории современной Абхазии и прилегающих районов. В конце 1 тысячелетия до н. э. здесь сложились два племенных союза: абазгов и апсилов. От имени последних происходит самоназвание абхазов - ап-суа. В 1 тысячелетии до н. э. предки абхазов испытывали культурное влияние эллинского мира через посредство греческих колоний, возникших на побережье Черного моря.
В феодальный период складывалась абхазская народность. После Октябрьской революции абхазы получили свою государственность и начался процесс формирования абхазской социалистической нации.
Адыгские народы (самоназвание всех трех народов - адыгэ) в прошлом жили компактной массой в области нижнего течения р. Кубани, ее притоков Белой и Лабы, на Таманском полуострове и вдоль побережья Черного моря. Проводимые в этой области археологические исследования показывают, что предки адыгских народов заселяли этот район с глубокой древности. Адыгские племена, начиная с 1 тысячелетия до н. э. воспринимали культурное воздействие античного мира через Боспорское царство. В 13 - 14вв. часть адыгов, у которой значительное развитие получило скотоводство, особенно коневодство, в поисках свободных пастбищ продвинулась на восток, к Тереку, и позднее стала называться кабардинцами. Эти земли прежде занимали аланы, которые в период монголо-татарского нашествия были частью истреблены, частью оттеснены на юг, в горы. Некоторые группы алан были ассимилированы кабардинцами. Кабардинцы, переселившиеся в начале 19 в. в верховья Кубани, получили название черкесов. Оставшиеся на старых местах адыгские племена составили адыгейский народ.
Этническая история адыгских народов, как и других горцев Северного Кавказа и Дагестана, имела свои особенности. Феодальные отношения на Северном Кавказе развивались более медленными темпами, чем в Закавказье, и переплетались с патриархально-общинными отношениями. Ко времени присоединения Северного Кавказа к России (середина 19 в.) горские народы стояли на разных уровнях феодального развития. Дальше других по пути складывания феодальных отношений продвинулись кабардинцы, которые оказывали большое влияние на общественное развитие других горцев Северного Кавказа.
Неравномерность социально-экономического развития отражалась и на уровне этнической консолидации этих народов. У большинства из них сохранялись следы племенного деления, на базе которого формировались эт-нотерриториальные общности, развивавшиеся по линии интеграции в народность. Раньше других этот процесс завершился у кабардинцев.
Чеченцы (нахчо) и ингуши (галга)-близкородственные народы, образовавшиеся из родственных по происхождению, языку и культуре племен, представлявших собой древнее население северо-восточных отрогов Главного Кавказского хребта.
Народы Дагестана также являются потомками древнейшего кавказоязычного населения этой области. Дагестан - самый пестрый по этническому составу район Кавказа, в котором до недавнего прошлого насчитывалось около тридцати небольших народов. Основной причиной такого разнообразия народов и языков на сравнительно небольшой территории была географическая обособленность: труднопроходимые горные хребты способствовали замкнутости отдельных этнических групп и сохранению самобытных черт в их языке и культуре.
В течение средневековья у ряда наиболее крупных народов Дагестана возникали раннефеодальные государственные образования, но они не привели к консолидации экстерриториальных группировок в единую народность. Например, у одного из самых крупных народов Дагестана - аварцев возникло Аварское ханство с центром в селении Хунзах. Одновременно с ним существовали так называемые «вольные», но зависимые от хана, аварские общества, занимавшие отдельные ущелья в горах, в этническом отношении представлявшие собой обособленные группировки - «землячества». У аварцев не существовало единого этнического самосознания, но четко проявлялось земляческое.
С проникновением в Дагестан капиталистических отношений и ростом отходничества былая замкнутость отдельных народов и их групп стала исчезать. В условиях Советской власти этнические процессы в Дагестане приняли совершенно иное направление. Здесь происходит консолидация в народности более крупных народов с одновременной консолидацией в их составе мелких родственных этнических групп - например, в аварскую народность объединяются вместе с аварцами родственные им по происхождению и языку андо-дидойские народы.
На плоскостной части Дагестана живут тюр-коязычные кумыки (кумук). В их этногенезе участвовали как местные кавказоязычные компоненты, так и пришлые тюрки: булгары, хазары и особенно кипчаки.
Балкарцы (таулу) и карачаевцы (карачайлы) говорят на одном языке, но разобщены географически- балкарцы живут в бассейне Терека, а карачаевцы - в бассейне Кубани, и между ними трудно доступная горная система Эльбруса. Оба эти народа образовались из смешения местного кавказоязычного населения, ираноязычных алан и кочевых тюркских племен, преимущественно булгар и кипчаков. Язык балкарцев и карачаевцев относится к кипчакской ветви тюркских языков.
Живущие на крайнем севере Дагестана и за его пределами тюркоязычные ногайцы (но-гай) являются потомками населения золотоор-дынского улуса, возглавлявшегося в конце 13 в. темником Ногаем, от имени которого происходит их название. В этническом отношении это было смешанное население, в состав которого вошли монголы и различные группы тюрок, особенно кипчаки, передавшие ногайцам свой язык. После распада Золотой Орды часть ногайцев, составлявших большую ногайскую орду, в середине 16 в. приняла русское подданство. Позднее вошли в состав России и другие ногайцы, кочевавшие в степях между Каспийским и Черным морями.
Этногенез осетин протекал в горных районах Северного Кавказа. Их язык относится к иранским языкам, но он занимает среди них особое место, обнаруживая тесную связь с кавказскими языками как в лексике, так и в фонетике. В антропологическом и культурном отношениях осетины составляют единое целое с народами Кавказа. По мнению большинства исследователей, основу осетинского народа составили аборигенные кавказские племена, смешавшиеся с оттесненными в горы ираноязычными аланами.
Дальнейшая этническая история осетин имеет много сходного с другими народами Северного Кавказа. Существовавшие у осетин до середины 19 в. социально-экономические отношения с элементами феодализма не привели к образованию осетинской народности. Разобщенные группы осетин представляли собой отдельные земляческие объединения, носившие названия по занимаемым ими ущельям Главного Кавказского хребта. В дореволюционный период часть осетин спустилась на плоскость в районе Моздока, образовав группу моздокских осетин.
После Октябрьской революции осетины получили национальную автономию. На территории расселения северокавказских осетин была образована Северо-Осетинская АССР, Сравнительно небольшая группа закавказских осетин получила областную автономию в пределах Грузинской ССР.
При Советской власти происходило переселение большинства северных осетин из неудобных для жизни горных ущелий на равнину, которое нарушило земляческую обособленность и привело к смешению отдельных групп, что в условиях социалистического развития экономики, общественных отношений и культуры поставило осетин на путь формирования социалистической нации.
В сложных исторических условиях протекал процесс этногенеза азербайджанцев. На территории Азербайджана, как и в других областях Закавказья, рано стали возникать различные племенные объединения и государственные образования. В 6 в. до н. э. южные районы Азербайджана входили в состав могущественного Мидийского государства. В 4 в. до н. э. в Южном Азербайджане возвысилось самостоятельное государство Малая Мидия или Атропатена (само слово «Азербайджан» происходит от искаженного арабами «Атропатена»). В этом государстве шел процесс сближения различных народов (маннеев, кадусиев, каспиев, части мидян и др.), говоривших преимущественно на иранских языках. Наиболее распространенным среди них был язык, близкий к талышскому.
В этот период (4 в. до н. э.) на севере Азербайджана возник албанский союз племен, а затем в начале н. э. создалось государство Албания, границы которого на юге доходили до р. Аракса, на севере она включала Южный Дагестан. В этом государстве насчитывалось более двадцати народов, говоривших на кавказских языках, главная роль среди которых принадлежала языку утиев или удин.
В 3 -4 вв. Атропатена и Албания были включены в состав Сасанидского Ирана. Са-саниды, чтобы укрепить свое господство на завоеванной территории, переселяли туда население из Ирана, в частности татов, осевших в северных районах Азербайджана.
К 4 - 5 вв. относится начало проникновения различных групп тюрок в Азербайджан (гуннов, болгар, хазар и др.).
В 11 в. Азербайджан подвергся нашествию тюрок-сельджуков. В последующее время продолжался прилив тюркского населения в Азербайджан, особенно в период монголо-татарского завоевания. В Азербайджане все более распространялся тюркский язык, который стал господствующим к 15 в. С этого времени стал формироваться современный азербайджанский язык, принадлежащий к огузской ветви тюркский языков.
В феодальном Азербайджане начала складываться азербайджанская народность. По мере развития капиталистических отношений она стала на путь превращения в буржуазную нацию.
В советский период в Азербайджане наряду с консолидацией азербайджанской социалистической нации происходит постепенное слияние с азербайджанцами мелких этнических групп, говорящих как на иранских, так и на кавказских языках.
Одним из крупных народов Кавказа являются армяне. Они имеют древнюю культуру и богатую событиями историю. Самоназвание армян - хай. Область, где происходил процесс образования армянского народа, лежит за пределами Советской Армении. В этногенезе армян выделяются два основных этапа. Начало первого этапа относится ко 2 тысячелетию до н. э. Основную роль на этом этапе сыграли племена хайев и арми-нов. Хайи, говорившие, вероятно, на языках, близких к кавказским, во 2 тысячелетии до н. э. создали племенной союз на востоке Малой Азии. В этот период с хайями смешивались проникавшие сюда с Балканского полуострова индоевропейцы - армины. Второй этап этногенеза армян протекал на территории государства Урарту в 1 тысячелетии до н. э., когда в формировании армян приняли участие халды, или урартийцы. В этот период возникло политическое объединение предков армян Арме-Шуприя. После разгрома Урартского государства в 4 в. до н. э. армяне вышли на историческую арену. Считают, что в состав армян вошли также ираноязычные киммерийцы и скифы, проникавшие в течение 1 тысячелетия до н. э. из степей Северного Кавказа в Закавказье и Переднюю Азию.
В силу складывавшейся исторической обстановки, из-за завоеваний арабов, сельджуков, затем монголов, Ирана, Турции многие армяне оставили свою родину и переселились в другие страны. До первой мировой войны значительная часть армян проживала в Турции (более 2 млн.). После армянской резни 1915 г., инспирированной турецким правительством, когда было перебито много армян, оставшиеся в живых переселились в Россию, страны Передней Азии, Западной Европы и в Америку. Сейчас в Турции процент сельского армянского населения незначителен.
Образование Советской Армении явилось великим событием в жизни многострадального армянского народа. Она стала подлинной свободной родиной армян.
Хозяйство. Кавказ как особая историко-эт-нографическая область отличается большим своеобразием в занятиях, быту, материальной и духовной культуре населяющих его народов.
На Кавказе с древнейших времен получили развитие земледелие и скотоводство. Начало земледелия на Кавказе относится к 3 тысячелетию до н. э. Раньше оно распространилось в Закавказье, а затем на Северном Кавказе. Древнейшими зерновыми культурами были просо, пшеница, ячмень, гоми, рожь, рис, с 18 в. стали выращивать кукурузу. В разных районах преобладали различные культуры. Например, абхазо-адыгейские народы предпочитали просо; густая пшенная каша с острыми подливами была излюбленным их блюдом. Пшеницу сеяли во многих районах Кавказа, но особенно на Северном Кавказе и в Восточной Грузии. В Западной Грузии преобладала кукуруза. Рис разводился во влажных районах Южного Азербайджана.
Виноградарство известно в Закавказье со 2 тысячелетия до н. э. Народами Кавказа выведено множество различных сортов винограда. Наряду с виноградарством рано получило развитие и садоводство, особенно в Закавказье.
Землю с древних времен обрабатывали разнообразными деревянными пахотными орудиями с железными наконечниками. Они были легкими и тяжелыми. Легкие применялись при неглубокой пахоте, на мягких почвах преимущественно в горах, там поля были небольшими. Иногда горцы устраивали искусственные пашни: в корзинах приносили землю на террасы по склонам гор. Тяжелые плуги, в которые впрягалось по нескольку пар волов, употреблялись для глубокой вспашки, главным образом в равнинных местах.
Урожай повсюду убирали серпами. Зерно обмолачивали молотильными досками с каменными вкладышами на нижней стороне. Такой способ молотьбы восходит к эпохе бронзы.
Скотоводство появилось на Кавказе в 3 тысячелетии до н. э. Во 2 тысячелетии до н. э. оно стало широко распространяться в связи с освоением горных пастбищ. В этот период на Кавказе сложился своеобразный тип отгонного скотоводства, существующий до настоящего времени. Летом скот пасли в горах, зимой перегоняли на равнины. Отгонное скотоводство развилось в кочевое только в некоторых районах Восточного Закавказья. Там скот круглый год держали на подножном корму, перегоняя его с места на место по определенным маршрутам.
Древнюю историю на Кавказе имеют также пчеловодство и шелководство.
Рано получили развитие кавказское ремесленное производство и торговля. Некоторые ремесла насчитывают не одну сотню лет. Наиболее были распространены ковроткачество, ювелирное дело, изготовление оружия, производство гончарной и металлической посуды, бурок, ткачество, вышивка и др. Изделия кавказских мастеров были известны далеко за пределами Кавказа.
После присоединения к России Кавказ был включен в общероссийский рынок, что внесло значительные изменения в развитие его экономики. Земледелие и скотоводство в пореформенный период стали развиваться по капиталистическому пути. Расширение торговли вызвало упадок ремесленного производства, так как изделия ремесленников не выдерживали конкуренции более дешевых фабричных товаров.
После установления Советской власти на Кавказе начался быстрый подъем его экономики. Стала развиваться промышленность нефтяная, нефтеперерабатывающая, горнорудная, машиностроительная, строительных материалов, станкостроение, химическая, различные отрасли легкой промышленности и др., строились электростанции, дороги и т. д.
Создание колхозов позволило в значительной степени изменить характер и направление сельского хозяйства. Благоприятные природные условия Кавказа дают возможность выращивать теплолюбивые культуры, которые в других местах СССР не произрастают. В субтропических районах основное внимание уделяется культурам чая и цитрусовых. Растет площадь под виноградниками и плодовыми садами. Земледелие ведется на базе новейшей техники. Много внимания уделяется орошению засушливых земель.
Шагнуло вперед и скотоводство. За колхозами закреплены постоянные зимние и летние пастбища. Проводится большая работа по улучшению пород скота.
Материальная культура. При характеристике культуры народов Кавказа следует различать Северный Кавказ, включая Дагестан и Закавказье. Внутри этих больших районов также наблюдаются особенности в культуре крупных народов или групп малых народов. На Северном Кавказе большое культурное единство прослеживается между всеми адыгскими народами, осетинами, балкарцами и карачаевцами. С ними связано население Дагестана, но все-таки дагестанцы имеют много самобытного в культуре, что позволяет выделить Дагестан в особый район, к которому примыкают Чечня и Ингушетия. В Закавказье особыми районами являются Азербайджан, Армения, Восточная и Западная Грузия.
В дореволюционный период основную массу населения Кавказа составляли сельские жители. Крупных городов на Кавказе было немного, из них наибольшее значение имели Тбилиси (Тифлис) и Баку.
Существовавшие на Кавказе типы поселений и жилищ были тесно связаны с природными условиями. Эта зависимость прослеживается в какой-то мере и в настоящее время
Для большинства селений в горных местностях была характерна значительная теснота застройки: строения вплотную примыкали одно к другому. На плоскости селения располагались более свободно, при каждом доме имелся двор, а часто и небольшой участок земли
У всех народов Кавказа долгое время сохранялся обычай, по которому родственники селились вместе, образуя отдельный квартал С ослаблением родственных связей локальное единство родственных групп стало исчезать.
В горных районах Северного Кавказа, Дагестана и Северной Грузии типичным жилищем была четырехугольная каменная постройка, одно- и двухэтажная с плоской крышей.
Значительно отличались от горных жилищ дома обитателей плоскостных районов Северного Кавказа и Дагестана. Стены построек возводились из самана или плетня. Турлучные (плетневые) сооружения с двускатной или четырехскатной крышей были характерны для адыгских народов и для жителей некоторых районов равнинного Дагестана.
Жилища народов Закавказья имели свои особенности. В некоторых районах Армении, Юго-Восточной Грузии и Западного Азербайджана встречались своеобразные здания, представлявшие собой сооружения из камня, иногда несколько углубленные в землю; крышей служило деревянное ступенчатое перекрытие, которое снаружи засыпалось землей. Этот тип жилища - один из древнейших в Закавказье и по своему происхождению тесно связан с подземным жилищем древнего оседлого населения Передней Азии.
В других местах Восточной Грузии жилище строилось из камня с плоской или двускатной крышей, одно- или двухэтажное. Во влажных субтропических местах Западной Грузии и в Абхазии дома возводились из дерева, на столбах, с двускатными или четырехскатными крышами. Пол такого дома был высоко приподнят над землей, чтобы предохранить жилище от сырости.
В Восточном Азербайджане типичными были саманные, обмазанные глиной, одноэтажные жилища с плоской крышей, выходившие глухими стенами на улицу.
За годы советской власти жилище народов Кавказа претерпело существенные изменения и неоднократно обретало новые формы, пока не были выработаны типы, имеющие широкое распространение в настоящее время. Теперь нет такого разнообразия жилищ, какое существовало до революции. Во всех горных районах Кавказа основным строительным материалом остается камень. В этих местах преобладают двухэтажные дома с плоскими, двускатными или четырехскатными крышами. На равнине в качестве строительного материала используется саманный кирпич. Общим в развитии жилища всех народов Кавказа является тенденция к увеличению его размеров и более тщательной отделке.
Изменился вид колхозных селений по сравнению с прошлым. В горах многие селения из неудобных мест перенесены в более удобные. Азербайджанцы и другие народы стали строить дома окнами на улицу, исчезают высокие глухие заборы, отгораживающие двор от улицы. Улучшилось благоустройство-селений, водоснабжение. Многие селения имеют водопроводы, увеличиваются посадки плодовых и декоративных растений. Большинство крупных селений по своему благоустройству не отличаются от городских поселков.
В одежде народов Кавказа в дореволюционный период прослеживалось большое разнообразие. Она отражала этнические особенности, экономические и культурные связи между народами.
Много общего в одежде было у всех адыгских народов, осетин, карачаевцев, балкарцев и абхазов. Мужской костюм этих народов получил распространение по всему Кавказу. Основные элементы этого костюма: бешмет (кафтан), узкие штаны, заправленные в мягкие сапоги, папаха и бурка, а также узкий пояс-ремень с серебряными украшениями, на котором носили шашку, кинжал, кресало. Высшие сословия носили черкеску (верхняя распашная приталенная одежда) с газырями для хранения патронов.
Женская одежда состояла из рубахи, длинных штанов, распашного платья в талию, высоких головных уборов и покрывал. Платье в талии туго перетягивалось поясом. У адыгских народов и абхазов признаком красоты девушки считалась тонкая талия и плоская грудь, поэтому девушки до замужества носили жесткие тугие корсеты, стягивавшие талию и грудь. В костюме ярко прослеживалось социальное положение его владельца. Богатством и роскошью отличались костюмы феодальной знати, особенно женские.
Мужской костюм народов Дагестана во многом напоминал одежду адыгов. Женский наряд немного варьировался у разных народов Дагестана, но в основных чертах был одинаков. Это была широкая туникообразная рубаха, подпоясывавшаяся поясом, длинные штаны, которые были видны из-под рубахи и мешкообразный головной убор, в который убирали волосы. Дагестанки носили разнообразные тяжелые серебряные украшения (поясные, нагрудные, височные) преимущественно кубачинского производства.
Обувью и мужчинам и женщинам служили толстые шерстяные носки и постолы, сделанные из целого куска кожи, обтягивавшего ступню. Мягкие сапоги у мужчин были праздничными. Такая обувь была характерна для населения всех горных районов Кавказа.
Одежда народов Закавказья в значительной степени отличалась от одежды жителей Северного Кавказа и Дагестана. В ней наблюдались многие параллели с одеждой народов Передней Азии, особенно это касалось одежды армян и азербайджанцев.
Для мужского костюма всего Закавказья в целом были характерны рубахи, широкие или узкие штаны, заправленные в сапоги или носки, и короткая распашная верхняя одежда, подпоясываемая поясом. Перед революцией среди грузин и азербайджанцев имел распространение адыгский мужской костюм, особенно черкеска. Одежда грузинок по своему типу напоминала одежду женщин Северного Кавказа. Это была длинная рубаха, на которую надевалось длинное распашное приталенное платье, перетянутое поясом. На голове женщины носили обтянутый материей обруч, к которому прикреплялось тонкое длинное покрывало - лечаки.
Армянки одевались в яркие рубахи (желтые в западной Армении, красные - в восточной) и не менее яркие штаны. На рубаху надевалась распашная на подкладке одежда в талию с более короткими, чем у рубахи рукавами. На голове армянки носили маленькие твердые шапочки, которые повязывались несколькими платками. В обычае было прикрывать платком нижнюю часть лица.
Азербайджанки кроме рубах и штанов носили также короткие кофты и широкие юбки. Под влиянием мусульманской религии азербайджанки, особенно в городах, прикрывали лицо чадрой, когда выходили на улицу.
Для женщин всех народов Кавказа было характерно ношение разнообразных ювелирных украшений, изготовлявшихся местными мастерами преимущественно из серебра. Особенно богато украшались пояса.
После революции традиционная одежда народов Кавказа, как мужская, так и женская, стала быстро исчезать. В настоящее время сохраняется мужской адыгский костюм как одежда участников художественных ансамблей, получившая широкое распространение почти по всему Кавказу. Традиционные элементы женской одежды еще можно видеть на пожилых женщинах во многих районах Кавказа.
Общественный и семейный быт. У всех народов Кавказа, особенно у северокавказских горцев и дагестанцев, в общественной жизни и быту в большей или меньшей степени сохранялись следы патриархального уклада, строго поддерживались родственные связи, особенно ярко проявлявшиеся в патронимических отношениях. Повсюду на Кавказе существовали соседские общины, которые были особенно крепки у западных адыгов, осетин, а также в Дагестане и Грузии.
Во многих районах Кавказа в 19 в. продолжали бытовать большие патриархальные семьи. Основным же типом семьи в этот период были малые семьи, уклад которых отличался той же патриархальностью. Господствующей формой брака была моногамия. Многоженство встречалось редко, преимущественно среди привилегированных слоев мусульманского населения, особенно в Азербайджане. У многих народов Кавказа был распространен калым. Патриархальность семейного быта тяжело отражалась на положении женщин, особенно у мусульман.
При Советской власти коренным образом изменился семейный быт и положение женщины у народов Кавказа. Советские законы уравняли женщину в правах с мужчиной. Она получила возможность активно участвовать в трудовой деятельности, в общественной и культурной жизни.
Религиозные верования. По вероисповеданию все население Кавказа делилось на две группы: христиан и мусульман. Христианство начало проникать на Кавказ в первые века новой эры. Первоначально оно утвердилось среди армян, у которых в 301 г. возникла своя церковь, получившая название «армя-но-грегорианской» по имени ее основателя архиепископа Григория Просветителя. Вначале армянская церковь придерживалась восточно-православной византийской ориентации, но с начала 6 в. стала самостоятельной, присоединившись к монофизитскому учению, признававшему только одну «божественную природу» Христа. Из Армении христианство начало проникать в Южный Дагестан, Северный Азербайджан и в Албанию (6 в.). В Южном Азербайджане в этот период был распространен зороастризм, в котором большое место занимали огнепоклоннические культы.
В Грузии христианство стало господствующей религией к 4 в. (337). Из Грузии и Византии христианство пришло к абхазам и адыгским племенам (6 - 7 вв.), к чеченцам (8 в.), ингушам, осетинам и другим народам.
Появление ислама на Кавказе связано с завоевательными походами арабов (7 - 8 вв.). Но ислам при арабах не пустил глубоких корней. Утверждаться по-настоящему он стал только после монголо-татарского нашествия. Это в первую очередь относится к народам Азербайджана и Дагестана. В Абхазии ислам стал распространяться с 15 в. после турецкого завоевания.
Среди народов Северного Кавказа (адыгов, черкесов, кабардинцев, карачаевцев и балкарцев) ислам насаждался турецкими султанами и крымскими ханами в 15 - 17 вв.
К осетинам он проник в 17 - 18 вв. из Кабарды и был принят преимущественно только высшими сословиями. В 16 в. мусульманство стало распространяться из Дагестана в Чечню. Ингуши приняли эту веру от чеченцев в 19 в. Особенно укрепилось влияние ислама в Дагестане и Чечено-Ингушетии в период движения горцев под руководством Шамиля.
Однако ни христианство, ни ислам не вытеснили древних местных верований. Многие из них вошли составной частью в христианскую и мусульманскую обрядность.
В годы Советской власти проводилась и проводится большая антирелигиозная агитационно-массовая работа среди народов Кавказа. Большинство населения отошло от религии, и только немногие, преимущественно пожилые люди, остаются верующими.
Фольклор. Богато и разнообразно устное поэтическое творчество народов Кавказа. Оно имеет многовековые традиции и отражает сложные исторические судьбы народов Кавказа, их борьбу за независимость, классовую борьбу масс против угнетателей, многие стороны народного быта. Для устного творчества кавказских народов характерно разнообразие сюжетов и жанров. Многие знаменитые поэты и писатели, как местные (Низами Гандже-ви, Мухаммед Физули и др.), так и русские (Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой и др.), заимствовали сюжеты из кавказского быта и фольклора для своих произведений.
В поэтическом творчестве народов Кавказа значительное место занимают эпические сказания. У грузин известны эпос о герое Ами-рани, боровшемся с древними богами и прикованного за это к скале, романтический эпос «Эстериани», повествующий о трагической любви царевича Абесалома и пастушки Этери. У армян широко распространен средневековый эпос «Сасунские богатыри», или «Давид Сасунский», отражающий героическую борьбу армянского народа с поработителями.
На Северном Кавказе среди осетин, кабардинцев, черкесов, адыгейцев, карачаевцев, балкарцев, а также абхазов бытует нартский эпос, сказания о героях-богатырях нартах.
Разнообразны у народов Кавказа сказки, басни, легенды, пословицы, поговорки, загадки, в которых отражены все стороны народного быта. Особенно богат на Кавказе музыкальный фольклор. Большого совершенства достигло песенное творчество у грузин; у них распространено многоголосие.
Выразителями народных чаяний, хранителями богатой сокровищницы музыкального искусства и исполнителями народных песен выступали странствующие народные певцы - гусаны (у армян), мествире (у грузин), ашуги (у азербайджанцев, дагестанцев). Их репертуар был очень разнообразен. Свои песни они исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов. Особенно популярным был народный певец Саянг-Нова (18 в.), который пел на армянском, грузинском и азербайджанском языках.
Устное поэтическое и музыкальное народное искусство продолжает развиваться и в наши дни. Оно обогатилось новым содержанием. В песнях, сказках и других видах народного творчества широко отражается жизнь Советской страны. Много песен посвящено героическому труду советских людей, дружбе народов, подвигам в Великой Отечественной войне. Широкой популярностью у всех народов Кавказа пользуются ансамбли художественной самодеятельности.
Многие города Кавказа, особенно Баку, Ереван, Тбилиси, Махачкала, превратились в настоящее время в крупные культурные центры, где ведется разнообразная научная работа не только общесоюзного, но нередко и мирового значения.