Не в средние века. Средние века это какие года? Разные школы - разные взгляды

05.02.2015


Демоны, скелеты и инквизиторы и остальные важные понятия и персонажи эпохи Средних веков с максимально понятными иллюстрациями.

В последнее время благодаря паблику «Страдающее Средневековье » пользователи «ВКонтакте» познакомились с неуемным воображением людей той эпохи и многообразием их жизни.

Один из администраторов сообщества — Юрий Сапрыкин описал, как ему видится «мрачное тысячелетие» в виде очень толкового словаря.

А — Ад

Место обитания дьяволов и демонов. У Данте в «Божественной комедии» представлен в виде воронки, которая упирается в центр земли. Мнения остальных насчет географии преисподней разнились: ад в Средние века находился то ли на севере, то ли на третьем небе, то ли напротив рая, то ли вообще на каком-нибудь острове.

Апокалипсис

Последняя книга Нового Завета (Откровение Иоанна Богослова), где можно прочитать о событиях, предваряющих второе пришествие Иисуса на землю. Речь там о всяких горящих небесах, явлениях ангелов и воскрешении мертвых. Обычное дело.

Б-Болезнь

По христианскому вероучению, все болезни - это наследие первородного греха и плата за все прочие грехи. Если в язычестве болезнь есть временное несчастье, то в христианстве - это ущербный способ существования, демонстрация слабости человека и недолговечности всего живого, да и ко всему прочему испытание, с которым предстояло справиться. Если человек проходил испытание, то избавлялся от греха, а если нет, то… прости, так вышло, ты грешен.

В-Ведьма

Вера в ведьм в Средние века была важным компонентом народной культуры. Бог был единственным легальным источником сверхъестественных явлений, и чудо имело оправдание только для святых, поэтому с какими бы суперспособностями ведьма ни попадалась, она отправлялась на костер.

Г-Город

Символ европейской цивилизации. Именно там строились школы, университеты, соборы. Зависимый человек, который проводил в городе год и один день, становился свободным. Но не все так радостно: город - это еще голод, болезни, грязная вода и прочие факторы убогой жизни простых людей.

Д-Дискомфорт

В Средние века все испытывали дискомфорт, особенно в плане гигиены. По легендам, средневековые люди практически не мылись. Это мы, русские, - раз в месяц в баньку, а вот Изабелла Кастильская мылась два раза в жизни.

Дьявол

Если в Библии он изображен как зловредный дух, который не может соперничать с Богом, то в Средние века его сила в сознании людей стала почти безграничной, а присутствие - повсеместным. Что бы ни случилось - все валили на дьявола.

Е-Еретик

Вероотступник. Сосед ведьмы. Чаще всего еретики вели борьбу с богатством католический церкви, провозглашая евангельскую бедность. Судьба еретиков обычно была печальна - костры инквизиции или карательные походы феодалов.

И-Индульгенция

Санкционированное церковью отпущение грехов. Практика развилась с XI века, а с началом крестовых походов всем участникам даровали полное отпущение грехов. В конце Средневековья с развитием печатных станков индульгенции так распространились, что вызывали усмешку у любого разумного человека и во многом привели к Реформации.

К-Куртуазная любовь

Ответственность на мужскую часть населения выпала немалая. Влюбленный всегда бледнел при виде возлюбленной, мало ел и плохо спал, и в это же время надо было следовать определенным правилам: быть щедрым и верным, совершать подвиги. Рыцари, вероятно, долго тренировались перед тем, как подкатить к своей будущей даме.

Л-Люди сходят с ума

Прекрасный Фома Аквинский расширил понятие содомии. Лесбийская любовь стала грехом - на костер. Все виды секса, кроме проникновения во влагалище, - грех, на костер. За мастурбацию тоже наказывали, как и за смену поз в сексе. И если человек пытался как-то разнообразить свою сексуальную жизнь, то в лучшем случае он оставался без половых органов.

М-Микрокосм и макрокосм

В XII веке возникло представление о том, что человек и мир состоят из одних и тех же элементов. Плоть - из земли, кровь - из воды и т. д. Стремление охватить мир и человека, каким-то образом связать их - основная задача средневековой науки.

О-Орден

Рыцарские ордены создавались для крестовых походов или борьбы с неверными и язычниками. Обычные рыцари давали монашеские обеты и подчинялись общей дисциплине, что делало их довольно эффективными. После того как мода на походы закончилась, они довольно быстро деградировали. Во Франции, например, возникла поговорка «пить как тамплиер».

П-Паломничество

Самые длительные туристические походы, форма благочестивого путешествия. Задача такова: необходимо пройти 1000 км до центров поклонения христианским святыням и не умереть, что непросто, потому как пешком, а иногда - босиком. В Средние века - единственное оправдание путешествий, которые обычно рассматривались как проявление праздности.

Пляска смерти

Макрос, где встречаются человек и скелет, со стихотворным комментарием, напоминающим, что все мы равны перед лицом смерти.

Пытки

Главное развлечение Средневековья. Пытки повсеместно применяли и в качестве меры наказания, и для установления вины подозреваемого. Следует ли говорить, что публичные казни и пытки были одним из самых популярных народных развлечений.

Р-Реликвии

В Средние века верили, что святой присутствует в предметах, связанных с ним, или в своих телесных останках. С их помощью правители демонстрировали свою власть, а потому судьба реликвий всегда была непростой: их крали, ими торговали, их дарили.

С-Сексуальная жизнь одинокой женщины

Фаллоимитаторы не имели никакого официального названия до эпохи Возрождения. В Средние века их именовали как попало. В частности, слово «дилдо» происходит от названия продолговатой буханки хлеба с укропом dilldough.

Т-Труверы

Французские трубадуры XI–XIV веков. Ходили и пели народные романсы, читали стихи. С приходом культа Дамы окончательно двинулись и писали только попсу про любовь.

У-Университеты

Центры городской учености, где изначально преподавали только богословие. Однако довольно быстро университеты стали источником фундаментальных знаний. В стенах университетов появилось понятие «нация» - так называли студенческие общины-землячества.

Ф-Флагеллантство

Религиозные фанатики периода черной смерти ходили по городам в белых плащах и резали кожу, чтобы все были прощены. Но все становилось только хуже: кто-то из них заражался чумой, и из костюмированных фанатиков флагелланты превратились в разносчиков смерти.

Поняв, что этого недостаточно и нужно что-то еще придумать для популяризации «себя», флагелланты стали призывать уничтожать… кого? Правильно, евреев. После того как все закончилось, флагелланты разошлись. Миссия по спасению планеты подошла к концу.

Х-Христос-суперзвезда

Отцы церкви Иероним Стридонский и Аврелий Августин писали, что Иисус должен был иметь идеальное тело и прекрасное лицо, а Фома Аквинский продолжил их мысль. По некоторым сведениям, энтузиасты создавали фальшивые источники, где содержалось описание Христа ангельской красоты.

Ц-Церковь

Одна из отличительных черт периода - господство религии, в связи с чем святые отцы становятся самыми влиятельными и богатыми людьми наряду с феодалами. Со временем церковь все больше конфликтовала с королями и императорами, и ей пришлось поступиться частью своей земной власти.

Ч-Чистилище

Устройство чистилища напоминает ад. У Данте оно изображено в форме семиярусного торта. Если человек недостаточно хорош для рая и не совсем начудил в этом мире - он попадает в чистилище. Кстати, в седьмом круге у Данте блуждают всякие содомиты, которые не вняли указам Церкви и совокуплялись с быками. Это и последний ярус, где вы искупаете грех и попадаете в Эдем.

Черная смерть

От чумы в Средние века погибла треть населения Среднего Востока и Европы. Люди того периода считали, что она передается по воздуху, и старались максимально ограничить контакты и меньше мыться. В реальности во всем были виноваты крысы и блохи и гигиена могла всех спасти.

Э-Экземплюм

Короткое повествование, которое выдавали за истинное. В наше время называется пропагандой. Грамотный человек рассказывал о какой-либо ситуации, не обязательно истинной, но демонстрирующей специфический тип поведения, который пытались навязывать. В XIII веке, когда церкви надо было набрать классы, они стали рассказывать всякие истории безграмотным верующим. Народ, судя по источникам, это реально вдохновляло. Авторитет церкви рос на глазах.

Ю-Юбилеи

Их еще называют «святые годы». Установлены в католической церкви первоначально как столетние юбилеи церкви (1300 год) - в эти годы паломникам, посетившим Рим, даровалось полное отпущение грехов. В дальнейшем сроки между юбилейными годами сокращались до 50 (1350 год), 33 (1390 год) и до 25 лет (1475 год). Просто как-то один святой заявил: «Невозможно веселиться раз в 33 года, сократим до 25».

Я-Яд

Традицию травить в Средневековье у своих античных предшественников позаимствовали итальянцы. Сначала Александр VI Борджиа баловался мышьяком с женой Лукрецией и сыном Чезаре, потом к теме подключилась Екатерина Медичи. Использовали яды максимально изощренно: например, сначала заостряли, а потом смазывали ядом ручки дверей туалетов. Яд подсыпали в вино из кольца (так обычно показывают в кино). Подсыпали его и в макароны.

, .

Исторические периоды принято выделять с точки зрения общих идей и направлений. Названия эпохам даются ретроспективно, после оценок прошлых событий. Такая периодизация сильно влияет на точность последующих исследований, поэтому тут стоит быть предельно осторожными. Какие исторические эпохи на данный момент представлены?

Хронология исторических эпох

Античность

В этой эпохе существует еще несколько основных периодов:

  • Ранняя античность;
  • Классическая античность;
  • Поздняя античность.

Этот период истории длился с начала VІІІ века до н. э., до конца VІ века н. э. культурное наследие античных времен сохранилось в быту, языке, культуре и традициях многих романских народов. Элементы классической античности долго сохранялись в ядре Восточной Римской империи до самого ІХ века н. э.

Средневековье

Средневековье. Наступило после конца античной эпохи. Началом этой ветви истории считается крушение Западной Римской империи в конце V века. А вот по поводу того, когда пришел конец эпохи, до сих пор существует много споров. Существует несколько вариантов того, что стало концом Средневековья:

  • Падение Константинополя в 1453 году;
  • Открытие Америки в 1492 году;
  • Начало Реформации в 1517 году;
  • Начало Английской революции в 1640 году;
  • Конец Тридцатилетней войны в 1648 году.

В последнее время конец эпохи относится на XV-XVІ века. Вернее всего считать эту великую эпоху всемирным процессом, а также особенным периодом в развитии каждой страны. Какие есть эпохи в дальнейшем ракурсе истории?

Возрождение

Далее наступила эпоха Возрождения. Какой век относится к ее началу? Примерным отсчетом начала этой эпохи считается начало XІV века, а приблизительный конец наступил в XVІ веке. Самой отличительной и характерной чертой возрождения принято считать то, что она носила светскую сторону культуры и интерес к деятельности человека, а также к самой личности. Происходит возрождение античной культуры. Такая парадигма возникла после того, как произошли изменения в обществе Европы. В городах появились светские центры искусства и науки, деятельность которых была неконтролируема церковью. Страной зарождения этой эпохи стала Италия.

Барокко

Барокко. Центром этой культуры также считается великая Италия. В итальянских городах эпоха зародилась в XVІ-ХІVІ веках, а именно в Риме, Венеции, Флоренции и Мантуе. Такой поворот истории принято считать началом триумфа становления «западной цивилизации». Какая эпоха начинается вслед за неожиданным Барокко?

Классицизм

  • Классицизм. Это направление художественного стиля в европейском искусстве наступило вслед за Барокко в XVІІ веке, а завершилось в XІX. В основе такого направление лежал рационализм. Например, художественные произведения эпохи классицизма должны быть построены на строгих канонах. Для классицизма интерес представляло только вечное и неизменное. Классицизм установил строгую иерархию всех жанров, которые никак не подлежали смешиванию:
    • Эпопея;
    • Трагедия;
    • Комедия;
    • Сатира;
    • Басня.

Романтизм

Романтизм, наступивший в XVІІІ веке, утверждает духовно-творческую жизнь каждой личности, изображает сильные и боевые характеры. Распространение пошло на все сферы деятельности человека. Романтическим стали называть все странное, неизведанное, фантастическое, оригинальное, существующее только в книгах, а не в реальной жизни. Какие существуют эпохи после того, как нахлынуло романтическое восприятие действительности?

Импрессионизм

Импрессионизм зародился во Франции в XІX веке, а затем распространился по всему миру. Все представители такого направления старались изобразить все вокруг в реальных очертаниях, но в ракурсе подвижности и с внедрением своих впечатлений. Наиболее важным было правильно суметь передать свои впечатления в картине, в литературе и музыке.

Экспрессионизм

Экспрессионизм – это то течение в искусстве Европы, которое стало развиваться в ХХ веке во время становления модернизма. Наиболее большого признание и роста было достигнуто в Германии и в Австрии. Экспрессионизм стремится не только к тому, чтобы изобразить и передать действительность, но и к тому, чтобы наиболее четко передать все эмоции автора. Он реализовался во многих направлениях: живопись, театр, литература, музыка, танцы и архитектура. И это является первым течением, которое нашло свою реализацию в кинематографе.

Почему возникла эта эпоха? Это была болезненная реакция на уродство капиталистической цивилизации. Передавалось много эмоций: страх, тревога, разочарование и отчаяние. Для каждого экспрессиониста характерным является субъективность всего творческого процесса, потому как выражение должно преобладать над изображением. Тут часто можно уловить мотив крика и боли.

Радикальный конструктивизм

Радикальный конструктивизм – это не отражение реальности, а отражение каждым индивидуумом того, как он субъективно видит каждую реальную вещь. Ведь это происходит после того, как человек познает все вокруг. Каждый человек в эту эпоху рассматривается как закрытая система.

Неоклассицизм

Неоклассицизм. Творению, которое было создано в такой период, характерно проявление античности, возрождения, классицизма. Неоклассицизм характерен для удивительного архитектурного искусства и изобразительного направления в искусстве.

Какая сейчас эпоха развития? На данном историческом этапе наступило Новое время. В данный отрезок истории происходит становление новой цивилизации, системы отношений европейского мира и распространение в другие уголки мира. То, какие бывают эпохи, удивляет многих, оставляет различные загадки, которые будут разгадывать следующие поколения всего мира!

При подготовке к ЕГЭ по истории, особенно при изучении материала по всемирной истории, у учащихся возникает много вопросов о периодизации. А поскольку без периодизации изучать эту науку бесполезно, то остановимся на вопросе: средние века — это какие года вообще?

Периодизация Средневековой истории

История Средневековья начинается с 476 года. Этот год считается официальным концом . Уже с начала пятого же века новой эры стали образовываться так назывемые варварские королевства: вандалов, готов, гуннов и прочих племен, которые проживали на границе империи и только и ждали счастливой возможности расположиться на ее территории.

Концом же средневековой истории считается середина XVII столетия, когда в Англии началась первая буржуазная революция. Четкого года особо нет. Однако лично для себя я имею в виду дату 1649 год, когда казнили короля Карла Первого Стаюарта.

Разумеется, этот период, с 476 года по 1649 год — весьма продолжителен. Его именуют иногда Темными веками. Справедливости ради стоит отметить, что впервые этот период так назвал Франческо Петрарка (1304 — 1374 годы). Однако в современной исторической науке это название часто употребляют к более узкому периоду VI - VIII веков, когда варварские королевства разрушали до основания осколки Рима и пытались создать на ее руинах свою государственность. Часто, впрочем, безуспешно.

Важно понимать, что само Средневековье также делится на ряд периодов.

  • Первый период - V по XI века — называется Ранним (Верхнее) Средневековьем. Он характеризуется формированием государств на территории некогда огромной Западно-Римской империи. В этот период также происходит формирование феодализма на основе римского колонната.
  • Второй период — Классическое (Среднее) Средневековье - XII по XV века. В этот период в странах Западной Европы происходит раздробленность и вслед за ней процесс собирания королевского домена, а также формирование признаков абсолютистской власти.
  • Третий период — Позднее (Нижнее) Средневековье с XV века до середины XVII столетия. В этот период происходит Реформация и другие очень важные исторические процессы.

Все события Средневековья вы должны уметь четко соотносить с этими периодами. Чтобы узнать, какие именно события надо учить, крайне рекомендую скачать кодификатор тем КИМ

Термин «Средневековье» или Средние Века возникает впервые в эпоху Возрождения. В XV веке его предложил итальянский гуманист, историк Флавио Бьондо для обозначения эпохи между Античностью и Ренессансом. Сам термин изначально был негативно оценочным – деятели Возрождения считали этот период временем одичания Европы.

И в наше время определение «средневековый» часто используют как синоним упадка и реакционизма. Мрачные, тёмные, жестокие времена… Но именно в Средние века закладываются основы современной цивилизации. Развивается наука, формируются государства, современные языки и многие культурные ценности.

За XII век было сделано больше открытий, чем за предыдущее тысячелетие! Пушки, очки, пришедшие с Востока порох, столовые приборы, компас, астролябия – всё это наследие Средневековья. А к Великим географическим открытиям привели, прежде всего, успехи средневекового судостроения!

Средние века начинаются с распада Западной Римской империи в V веке н.э. На мировую историческую арену выходят молодые варварские (в переводе с греческого «варварский» значит «иноземный») народности: кельты, германцы, франки, славяне и др.

Традиционно считается, что становление средневековой культуры (или раннее Средневековье) продлилось до VIII-IX вв. Период с X по XIV вв. принято считать временем расцвета (Высокое Средневековье), а XIV-XV вв. (некоторые медиевисты относят сюда и XVI век) – эпохой Позднего Средневековья. Однако границы расплывчаты и имеют национальные особенности: например, в Италии в XV веке правит Ренессанс, относящийся к Новому времени, а в России эпоха Средних веков длится до конца XVII века.

Раннее Средневековье определяют три исторических процесса:

Формирование феодализма, которое сменяет античное рабовладение, и государственности;
великое переселение народов и, как следствие, смешение культур, формирование новых языков и межнациональные конфликты;
рост влияния христианства и формирование нового представления о человеке и устройстве мира, в котором он живёт.

Феодальное общество Средних веков имеет три основных характеристики:

1. Сословность

Человек Средневековья в первую очередь определяет себя как представителя конкретного сословия (священства, рыцарства или крестьянства) и только во вторую очередь как личность с набором индивидуальных качеств. Переход из одного сословия в другое был практически невозможен.

2. Иерархичность

Все сословия находятся в строгом подчинении (крестьянство подчиняется рыцарству, рыцарство – духовенству). Тот же принцип действует и внутри сословия (оруженосец восхищается рыцарем независимо от его личных качеств, способностей или умений). Более того, представитель младшего сословия должен относиться к представителю старшего как к Небесному Отцу, а тот, в свою очередь, должен любить своих вассалов как неразумных детей и заботиться о них.

3. Традиционность

Очень важна установка на поддержание традиции, на следование образцам. Любые нововведения принимаются очень медленно – общество Средних веков инертно. Всё новое воспринимается как происки дьявола (чрезвычайная роль христианства, помните?).

Время и пространство – основные формы человеческого опыта, с помощью которых мы воспринимаем мир. Представления об этих категориях определяет не только повседневный опыт, но и развитие человеческой цивилизации в целом. Эти категории исторически изменчивы.

В Средние века возникает представление о линейном, однонаправленном и конечном времени. Мир был сотворён поэтому когда-то должен завершиться. Ещё одна субстанция, о которой помнит человек Средневековья, - вечность, откуда время вышло и куда должно вернуться. Отсюда ожидание Страшного суда и подготовка к нему как основная цель земной жизни. Помните опричнину Ивана Грозного, инквизицию в Европе? Основной их целью была подготовка к вечности и изгнание скверны из земного мира. Carpe diem не имеет к этой эпохе Средневековья никакого отношения.

Интересно, что первые механические часы, которые устанавливались в Европе на городских башнях с X века, не имели минутных (и тем более секундных) стрелок, зато нередко отмечали праздники церковного календаря.

Представление о пространстве в Средневековье также изменяется по сравнению с античной культурой. Возникает представление о его единстве: весь мир сотворён Богом. Но при этом пространство иерархично: одни территории более ценны, чем другие.

Самое ценное пространство Средних веков – это пространство церкви. В средневековых немецких городах даже существовал обычай: преступник, дотронувшийся до двери собора, неподвластен правосудию. Помните, как Квазимодо прятал Эсмеральду в соборе Нотр-Дам? Виктор Гюго очень точно описал представление Средневековья о сакральности пространства церкви.

Средневековый мир чётко разделён и этически заряжен: добро находится на юге и востоке, а зло - на севере и западе. Чистота и добро – это небо, верх; низ и земля – зло.

Символом этой иерархичности является собор, который даже неграмотные верующие читали как книгу.

Язык международного общения в Средние века – латынь, которая одновременно является языком богослужений. Для крестьян и рыцарства (за исключением высших чинов), которые говорили на народных наречиях (из них постепенно формируются современные европейские языки), это был сакральный (и, что очень важно, абсолютно непонятный) «язык ангелов». На Руси в Средние века роль латыни выполнял церковнославянский язык.

Власть церкви в эпоху Средних веков была всеобъемлющей – она становится главной политической силой. Светская власть была слабой и неустойчивой. Династические войны между феодалами (в качестве примера можно привести междоусобицу русских князей в X-XI вв. или войну Алой и Белой розы в Англии в XV веке), раздробленность (распад Каролингской империи или Киевской Руси, войны между итальянскими городами) вели к усилению власти церкви, обладающей централизацией, жёсткой структурой и единым языком.

Один из символов Средневековья – крестовые походы – велись против иноверцев с целью отвоевать Палестину – Святую землю с её христианскими сокровищами (и только потом ради славы, богатства и почестей) . Это был поиск земного рая, паломничество. Рыцари посвящали свои подвиги Деве Марии («прекраснейше из жён»). Позднее были образованы духовно-рыцарские ордена: воины стали монахами, совмещающими идеалы аскетизма и бескорыстного служения. В Средние Века люди живут в ожидании Второго пришествия и Страшного суда.

Человек связан с Богом и только в таком качестве имеет право на существование (Средневековье не знает атеизма). С церковью связано и образование – до IX-X вв. даже читать человек мог научиться только при монастыре, не говоря уже о получении более серьёзных знаний.

С XIII века формируется новый тип экономических отношений – буржуазный, для которого необходим не вассал, а работник, обладающий личной свободой. Развивается городская, светская культура, появляется интерес к индивидуальной жизни человека. Начинается стагнация культуры Средних веков.

Образование перестаёт быть прерогативой церкви – набирают силу университеты (первый европейский университет, Болонский, был открыт в Италии в XI веке, вскоре появились Парижский университет во Франции, Кембридж и Оксфорд в Англии, Пражский, Краковский и Гейдельбергский университеты), в которых начинают преподавать светские науки (медицину, юриспруденцию и др.). Средние века основной наукой считали богословие и философию, Возрождение – медицину и филологию.

Меняется отношение к церкви, происходит разделение: ей предоставляют заботу о душе человека после его смерти, а за его жизнь на этом свете несёт ответственность светская власть. Начинается Реформация (сначала в Германии в начале XVI века, затем во Франции, Англии, Дании и других европейских странах). В России процесс секуляризации и конец эпохи Средневековья относят к концу XVII – началу XVIII века и связывают с деятельностью Петра I.

Начинается Новое время, которое почерпнуло от своего предшественника куда больше, чем казалось его представителям.

Экология познания: Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе.

Часто Средние века считают темным пятном на страницах истории, царством мракобесия - на кострах сжигали ведьм, а на улицах царили страх и уродство. Само название подчеркивает безликость этой эпохи, которую затмевают две соседние: античность и Возрождение, более богатые в эстетическом и культурном смысле.

Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе:

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Как отмечал один из главных исследователей эпохи Йохан Хёйзинга, все стороны жизни тогда выставлялись напоказ.

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Стремление к прекрасной жизни

В Средние века эстетическое мировосприятие преобладало над логическим и этическим . Формы жизненного уклада преобразовывались в художественные, а общество становилось всё более игровым, до такой степени, что любое действие превращалось в обряд.


Искусство Ренессанса появилось в мировой истории не на пустом месте. Культура на исходе Средневековья - «расцвечивание аристократической жизни идеальными формами жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура».

Такое искусственное, эстетическое освещение всех событий создавало сильное напряжение, формируя мысли и нравы средневекового человека.

Жизнь придворных была пронизана эстетическими формами до неприличия, пестрота красок здесь слепила горожан, что лишний раз доказывало и обосновывало власть высшего сословия. Грязные попрошайки, торговцы и деревенщины видели истинное доказательство благородного происхождения в красотах одеяний знати и придворных убранствах.

Формализация жизни

Земная жизнь, облекаясь в эстетические формы, не только привлекала к себе внимание, но и обретала ранее неизвестное человечеству измерение. Формализм в отношениях подчас препятствовал естественному общению между людьми, однако, доставлял им наибольшее эстетическое удовольствие, занимая промежуточное положением между искренностью и этикетом.

Есть что-то трогательное в том, что «прекрасные формы», выработанные в жесткой борьбе поколения людей пылкого нрава, иногда превращались в нескончаемые вежливые препирательства. Посещение храма превращалось в род менуэта - при выходе возникало соперничество за предоставление особе более высокого ранга права раньше других перейти через мостик или через узкую улочку. Как только кто-либо доходил до своего дома, он должен был - как того еще и поныне требует испанский обычай - пригласить всех зайти к себе в дом чего-нибудь выпить, от подобного предложения каждому следовало учтиво отказаться; затем нужно было немного проводить остальных, и все это, конечно, сопровождалось взаимными препирательствами.

Громогласные страдания напоказ считались не только уместными, но и красивыми, что превращало повседневную жизнь в подлинное драматическое искусство.

Боль обретает ритм

Похоронные обряды также сопровождались торжеством страдания, в котором горе облекалось в прекрасные и даже возвышенные формы.

Реальная действительность перемещалась в сферу драматического. В более примитивных культурах, погребальные обряды и поэтические погребальные плачи все еще представляют единое целое; траур своей пышностью призван был подчеркнуть, сколь огорчен поражённый скорбью.

В таких формах легко теряются настоящие переживания. Вот отрывок из записок Алиеноры де Пуатье об овдовевшей Изабелле Бурбонской: «Когда Мадам оставалась сама по себе, вовсе не пребывала она неизменно в постели, так же, как и в покоях». Что свидетельствует о сознательном стремлении к драматизму, причиной которого были общественные обычаи.

Людям нравилось, когда всё, что имело отношение к сфере этического, принимало эстетические формы.

Особой категорией людей, к которым обыватели испытывали неподдельный интерес, были проповедники и аскеты. Изумление перед смирением и умерщвлением плоти святых подвижников, перед покаянным отречением от грехов доходило до высшей степени любования и восхищения. Любое личное переживание, волнение и достижение должно было найти необходимую публичную форму выражения, закреплённую в культуре.

Любовь и дружба

Появляется особая форма дружбы, называемая миньонством - она просуществовала до XVII века. Каждый уважающий себя придворный имел близкого друга, привычки, одежда и внешний вид которого необходимым образом должны были повторять его собственные. Миньонов брали с собой на свидания, прогулку, работу. Такая дружба носила исключительно эстетический смысл и была призвана разбавить одиночество и скуку, а также добавить симметрию в жизнь.

Учтивость и этикет были напрямую связаны с одеждой, которая имела опредёленные смыслы.

Например, если девушка желала заявить о верности возлюбленному то, надевала одежду синего цвета, в то время как одежда зелёного цвета свидетельствовала о влюблённости.

В любви для тех, кто не порывал со всеми земными радостями вообще, проявлялись цель и сущность наслаждения прекрасным как таковым. Чувство влюбленности ценилось намного сильнее чем отношения, а тем более брак. Часто бывало, что молодая замужняя женщина оставалась дамой сердца многих рыцарей, которые выкрикивали её имя на поле брани.

Всё красивое - каждый звук или цветок - украшало любовь. Литература, мода, обычаи упорядочивали отношение к любви, создавали прекрасную иллюзию, за которой люди мечтали следовать .

Любовь стала формой фантастического желания. Рыцарский турнир предлагал игру в любовь в наиболее героической форме. Победителю доставался особый подарок в виде платка или поцелуя возлюбленной.

Короткое замыкание

Важно понимать, что средневековый человек жил совершенно в другом мире, нежели мы. Его жизнь была пронизана божественной тайной, а потому любое явление расценивалось как знак свыше. Он жил в семиотически насыщенном мире. Полном смысловых отсылок и высших смыслов проявлений Бога в вещах; он жил в природе, которая постоянно говорила на языке геральдики.

Лев, орел, змей - не только настоящие животные, но символы, указывающие человеку путь к истине, которые значили больше, чем предметы сами по себе . Аллегоризм распространялся на все явления жизни и даже служил призывам к действию.

Часто, когда шум дождя вводит в транс, либо свет лампы преломляется определенным образом, мы тоже можем испытать другую гамму чувств, обычно скрытых в повседневной жизни и делах. Это дает нам ощущение бесконечной тайны мира и может сделать немного счастливее, вернуть в состояние, которое средневековый человек испытывал всегда.

Тёмные века - причина света Возрождения

Красота повседневной жизни считалась греховной, благодаря чему приобретала двойную притягательность, и если перед ней сдавались, то наслаждались как никогда страстно.

В искусстве религиозный сюжет спасал красоту от печати греховности. Если в Средние века в музыке и изобразительном искусстве видели смысл, только если они являлись частью почитания Христа, а вне церкви заниматься искусством было предосудительным. То уже Ренессанс, преодолев устаревшее представление о радостях жизни как о греховных, «стремится наслаждаться всей жизнью целиком».

Искусством становится вся жизнь, и даже самые неэстетичные формы преобразуются в высшее свидетельство красоты и любования.

В эпоху Нового Времени искусством начинают наслаждаться в отрыве от жизни, оно начинает возвышаться над ней, а сама по себе жизнь теряет эстетическое измерение. С этой потерей и связана тоска по средневековью, эпохой, в которой небо было выше, а трава зеленее. опубликовано