Некрасов, Школьник. Какие приметы невеселой дороги даны в строках стихотворения

В стихотворении Некрасова речь идет о Ломо­носове. Что помогает нам это понять? Перечитаем шестую строфу стихотворе­ния:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

В этой строфе говорится о Ломоносове - архангельском мужике, который «по сво­ей и Божьей воле / Стал разумен и ве­лик». В остальных строфах стихотворе­ния говорится о том, что многие судьбы могут сложиться так же, как судьба Ло­моносова.

В двух последних строфах стихотворения есть несколько эпитетов, которые не имеют поясняющих слов. Какие слова, как вам кажется, имел в виду автор?

Выпишем эпитеты: славных, добрых, благородных, сильных любящей ду­шой.

С какими словами могут сочетаться эти эпитеты? Наверное, можно говорить так: славных людей; добрых юношей.

Но какое бы слово мы ни поставили, речь прежде всего идет о будущих ученых из народа.

Какие приметы «невеселой дороги» даны в строках стихотворения?

Приметы этой «невеселой дороги»: «не­бо, ельник да песок».

В стихотворении есть строфа, которая говорит о том, что каждый ученик в свое время знакомится с биографией Ломоносова. Найдите эту строфу. Припомните, когда вы сами узнали об этом славном сыне Русской земли. Что вы сейчас можете расска­зать о знаменитом русском ученом Ломоносове?

Эту строфу мы уже процитировали в от­вете на первый вопрос. Каждый ученик узнает о Ломоносове уже в начальной школе. Но с его трудами по физике, хи­мии, астрономии, русскому языку и лите­ратуре школьники знакомятся в старших классах.

Найдите в стихотворении слова, которые под­черкивают главную мысль - среди русского народа постоянно появляются люди, славные своими де­лами.

Эти слова завершают стихотворение - две последние строфы:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

В стихотворении много просторечных слов. Попробуйте создать из них словарик.

Сначала выпишем просторечные слова из текста стихотворения: дружок, ко­томка, батька, сынишка, издер­жать, четвертачок, на чаек, не ро­бей, свезет, то и знай, не трусь.

Затем расположим их по алфавиту и по­лучим маленький словарик просторечных слов из стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник». При желании его можно превратить в толковый словарь. Для этого нужно рядом с каждым словом поместить его толкование: объяснить очень точно, что значит это слово.

Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?

Н. А. Некрасов назвал стихотворение «Школьник», а не «Ломоносов», тем са­мым подчеркнув, что из народа выходит «много славных» людей. Автор был уве­рен, что каждый школьник может дос­тичь высот науки, если приложит к дости­жению этой задачи все свои силы.

На этой странице искали:

  • анализ стихотворения ломоносова кузнечик дорогой
  • скоро сам узнаешь в школе как архангельский мужик о ком идет речь
  • некрасов школьник анализ стихотворения
  • школьник некрасов анализ
  • некрасов школьник стихотворение

Творчество Некрасова, без сомнения, тесно связано с Россией и русским народом. Его произведения несут в себе глубоко нравственные идеи.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - одно из лучших произведений автора. Он работал над ним пятнадцать лет, но так и не завершил. В поэме Некрасов обратился к послереформенной России и показал те изменения, которые происходили в стране в этот период.
Особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо» в том, что автор изображает жизнь народную такой, какая она есть. Он не приукрашивает и не «сгущает краски», рассказывая о жизненных трудностях крестьян.
Сюжет поэмы во многом схож с народным сказом о поисках истины и счастья. На мой взгляд, Некрасов обращается к такому сюжету потому, что чувствует изменения в обществе, пробуждение крестьянского сознания.
Перекличка с произведениями устного народного творчества прослеживается уже в самом начале поэмы. Начинается она со своеобразного зачина:

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…

Важно заметить, что подобные начала были свойственны русским народным сказкам и былинам. Но встречаются в поэме и народные приметы, которые, по моему мнению, помогают лучше представить крестьянский мир, мировоззрение крестьян, их отношение к окружающей действительности:

Кукуй! Кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать!

Можно говорить о том, что устное народное творчество тесно связано с жизнью народа. В самые счастливые моменты своей жизни и в самые суровые крестьяне обращаются к народным сказкам, пословицам, поговоркам, приметам:

Свекровушка
Приметой прислужилася.
Соседкам наплела,
Что я беду накликала.
А чем? Рубаху чистую
Надела в Рождество.

Часто встречаются в поэме и загадки. Говорить таинственно, загадкой было свойственно простым людям с древних времен, так как это был своеобразный атрибут магического заклинания. Конечно, позднее подобное назначение загадки потеряли, но любовь к ним и потребность в них была столь сильна, что сохранилась и до наших дней:

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.

В «Кому на Руси жить хорошо» очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Как рыбка в море синее
Юркнешь ты! Как соловушко
Из гнездышка порхнешь!

Для этого произведения характерны также постоянные эпитеты и сравнения:

Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные.
И – разные глаза:
Один здоровый - светится,
А левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Таким образом, автор прибегает к портретной характеристике, но при этом создает образ, похожий на сказочного персонажа, поскольку здесь преобладают фантастичные черты.

Народность поэме придают и формы кратких причастий:

Поля – недоработаны,
Посевы – непосеяны,
Порядку нет следа.

Портретные характеристики построены в поэме так, что читателю легко разделить всех персонажей поэмы на положительных и отрицательных. Например, крестьян Некрасов сравнивает с землей русской. А помещики показаны им в сатирическом ракурсе и ассоциируются со злыми персонажами сказок.
Характеры персонажей раскрываются и через их речь. Так, крестьяне говорят простым, истинно народным языком. Их слова искренни и эмоциональны. Такова, например, речь Матрены Тимофеевны:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, затеряны…

Речь помещиков менее эмоциональна, но очень самоуверенна:

Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорот!

Некрасов верит, что наступят лучшие времена для русского народа. Без сомнения, значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» сложно переоценить.


Рассуждая о том, кому на Руси жить хорошо, Некрасов как-то забыл упомянуть о себе. Вот уж кому грех было жаловаться, так это нашему «певцу народного горя». Ну, а что греха таить, Николай Алексеевич, давайте уж начистоту, неплохо ведь жилось? Шикарная квартира, процветающий бизнес, членство в престижном Английском клубе, роскошные выезды на охоту на трех тройках, картишки, выигрыши по нескольку тысяч.

Конечно, очень удобно собирать материал о нищих крестьянах, когда едешь на медведя с телегой еды, слуг, дорогущими французскими ружьями и собаками, выписанными из-за границы. Отчего бы не остановиться у избушки, не поболтать с местными — всё развлечение, пока лошади отдыхают. Очень удобно сочувствовать бедным, когда ты у них проездом. Некрасов давал за поданный стакан молока рубль и считал себя классным парнем. Он садился со всеми за стол, разговаривал, слушал, вздыхал, охал, ахал, кивал, а потом накидывал шубку и уезжал домой, в столицу, в тепло, роскошь, уют, к чувакам из Английского клуба. А крестьяне оставались с его рубликом. Некрасиво, Николай Алексеевич. Он выигрывал в карты такие суммы, что его любимым крестьянам и не снились никогда, но тратились эти суммы на баб, охоту и застолья. Как-то это все неловко получается.

Конечно, можно вспомнить, что Некрасов был беден в юности, что он ночевал на улице, недоедал, нуждался и всё такое, но когда узнаешь, что всё это делалось просто наперекор отцу, просто оттого, что мальчику хотелось не в офицеры, а в университет… Ну да, здорово поиграть в самостоятельность, когда у тебя богатые родители. Переходный возраст, побунтовать тянет, понимаем. А если говорить серьезно, то Некрасов выглядел жалко и нелепо. Скабичевский вспоминал: «Кто вошел бы к нему в квартиру, не зная, кто в ней живет, ни за что не догадался бы, что это квартира литератора, и к тому же певца народного горя. Скорее можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушел в охотничий промысел; во всех комнатах стояли огромные шкапы, в которых вместо книг красовались штуцера и винтовки; на шкапах вы видели чучела птиц и зверей».


Кстати, о какой квартире тут речь? Случайно не о той, что принадлежала Ивану Панаеву и где Некрасов нескромно лет 15 жил с его законной женой? О да, у шведских семей Серебряного века были хорошие учителя. Впрочем, если по части личной жизни у Некрасова предрассудков не было — ну, подумаешь, у Авдотьи муж, втроем поживем,- - с картами дела обстояли иначе. Тут у Николая Алексеевича, наоборот, как у всякого заядлого картежника, имелись свои приметы и правила, и следовал он им беспрекословно. Страсть к азартному времяпрепровождению у него была семейной, наследственной, но, в отличие отца и деда, проигравших состояния, Некрасов только приумножал богатства, играя хладнокровно и рассудительно. Его выигрыши доходили порой до сотен тысяч — это, по тем временам, огромные деньги.

Одна из счастливых примет опытного игрока — и Некрасов это знал — не давать в долг накануне игры. Так-то он был нежадным человеком, но если завтра за стол, то не давал принципиально. Как-то раз у него попросил в долг молодой журналист из «Современника», Игнатий Пиотровский, буквально рублей триста в счёт будущего оклада, а то долги, Николай Алексеевич, долги, кредиторы совсем озверели, вот уже тюрьма грозит. А Николаю Алексеевичу вечером в клуб, ну разве можно в такой вечер у него просить, молодой человек, ну ей-богу. А молодой человек пошел после этого и застрелился.

Николай Алексеевич Некрасов - народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.

В стихотворении «Перед дождём», созданном в 1846 году, поэт показывает, что всё живое бессильно противостоять стихии, как простой человек бессилен противостоять представителю власти.

Темой произведения является предстоящая гроза, перед которой и природа, и человек беспомощны, потому что её последствия непредсказуемы.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы противопоставить предстоящую стихию социальному неравенству в обществе, а также показать незащищенность простого человека перед представителем власти.

Сюжет развивается вокруг грозы, которая еще не началась, но её приближение вызывает тревогу, беспокойство и неизвестность того, что может произойти. Ведь она способна как утихнуть, так разбушеваться и убить человека.

Жанр произведения – элегия.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая строфа - четверостишие. Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Рифмовка используется перекрёстная.

Стихотворение можно разделить на три части.

В первой части поэт изображает унылую картину леса. Для этого он использует олицетворение, одушевляя природу: «ветер гонит», «ель стонет», «шепчет лес».

Во второй части автор даёт понять читателю, что действие происходит поздней осенью. «За листком летит листок» - это опадают листья. Поднимается пронизывающий ветер – «струёй набегает холодок». Поэт употребляет глаголы «гонит» и «набегает», чтобы передать движение и динамичность надвигающейся бури.

Дальше автор ещё сильнее нагнетает обстановку, усиливая ощущение тревоги и страха. Внезапно становится темнее – налетает «полумрак». В небе «с криком» кружат галки и вороны, что, согласно народным приметам, предвещает приближение снега и метели.

В третьей части (последней строфе) появляются люди – жандарм и ямщик. Жандарм размахивает кнутом перед ямщиком и командует «пошёл!», демонстрируя свою власть и силу, что отражает неуважение представителя власти к простому работающему человеку, а также подчёркивает социальное неравенство. Как всё живое бессильно перед стихией, так и простой ямщик бессилен перед жандармом.

Автор раскрывает идею произведения на примере ямщика, как представителя простого народа, и жандарма, как представителя власти. Поэт сравнивает жандарма с разбушевавшейся грозой, которая способна как утихнуть, так и убить. Так и жандарм может успокоиться, а может ещё больше разгорячиться и забить ямщика кнутом.

В стихотворении наглядно показана вся степень незащищенности простого человека перед представителем власти, который должен защищать, а не относится к человеку, как к животному.

Картинка к стихотворению Перед дождем

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели и трава и колосья

    Бунина, как поэта, никто не воспринимал всерьез, но это было ошибочное мнение, так как этот прекрасный прозаик, создал огромное количество прекрасных стихов, которые поражают читателя своей определенной глубиной,

  • Анализ стихотворения Державина Бог

    В 1780 году к Державину пришла мысль о создании произведения «Бог». Но по сколько поэт в то время был сильно занят по долгу службы, тогда он не смог осуществить написание этой оды. Чуть позже Державин возобновил свою идею и довел

  • Анализ стихотворения Фета Деревня

    В данном произведении, не очень длинном, можно с лёгкостью увидеть и тёплое отношение автора к не городской жизни, и восторг от признания такими чистыми и искренними слушателями как дети. Всё это, а также другие подобные чувства так

  • Анализ стихотворения Есенина Тебе одной плету венок

    Есенин, подарил этому миру, множество литературных шедевров, которые и по сей день вызывают у читателей и любителей русской поэзии неведомое восхищение. Все свои стихи, он посвящал женщинам, Родине, своему, родному народу,

  • Анализ стихотворения Фета Шепот, робкое дыханье

    Стихотворение Афанасия Фета "Шепот, робкое дыханье..." создает ощущение невозможности существования пейзажных зарисовок без любовных переживаний. Каждая из этих тем раскрывается в полной мере лишь под воздействием другой.