О формировании гендерных ролей. Равные в различии

И разделять гендерные роли. Знакомясь и складывая первое впечатление, многие заблуждаются, начиная приписывать собеседнику те качества, которые принято, не вникая, а обладает ли он ими. Все основывается исключительно на общепринятом представлении. Обращая внимание на вложенные стереотипы, можно их контролировать, чтобы не позволять влиять на нашу жизнь и восприятие мира. Одними из самых распространенных клише являются представление о типичности женского и мужского поведения. Гендерная роль - они формируются при наличии которые в свою очередь являются фундаментальными различиями в женской и мужской психике и деятельности людей. Большую роль в этом играет культура общества.

Культурные стереотипы

Обыденное сознание имеет в своей структуре неотъемлемую часть - культурные стереотипы. Иными словами, используя коллективный опыт, индивидуум на протяжении своей жизни получает определенное внушение во время обучения и общения, посредством которого в дальнейшем он ориентируется в жизни и формирует свое поведение в обществе.

Стоит отметить, что гендерные роли в обществе в разных культурах и социальных группах отличаются друг от друга, иногда кардинально. Все эти клише возникают на основе ролей и То есть, посредством этих стереотипов возникает норма для женщины и мужчины, как именно они должны себя вести в конкретном обществе. И когда мы видим то или иное проявление характера человека, мы автоматически сравниваем его со своим представлением о гендерной роли человека.

и дети

Считается, что, в зависимости от пола ребенка, взрослые воспринимают его по-разному. Иными словами, одни и те же проявления поведения ребенка будут восприниматься взрослыми по-разному, в зависимости от того, мальчик или девочка перед ними. И соответственно, от ребенка ждут определенного поведения и реакций в зависимости от его гендера. Из-за этого происходит внушение ребенку, каким он должен быть и навязывается ложное, стереотипное мышление. То есть гендерная роль - это стереотипное мышление, внушаемое ребенку во время воспитания и социализации.

Гендерная идентичность

Этот термин выражает социальные черты человека, характеризирующие его с определенной точки зрения и проявляющие его принадлежность к группе мужчин или женщин. Самым важным здесь является то, как человек сам себя оценивает, и как происходит его социализация в определенной культуре. Психологические, социальные, культурные и поведенческие характеристики в совокупности представляют собой психологический пол. При взаимодействии с другими людьми и во время наблюдения за ними, человек складывает свое представления о том, к какой группе он подходит больше.

И уже исходя из своих выводов он начинает выбирать себе поведения и увлечения той группы, которая ему более близка. Так распределяются гендерные социальные роли. При этом проявление стереотипов происходит на всех стадиях развития. Даже в младшем дошкольном возрасте детям уже прививают восприятие четкого разделения гендерных особенностей. Так, общение между мальчиками и девочками происходит намного реже, чем совместное времяпровождение детей одного пола, также разделяют и интересы, одни должны увлекаться одним, другие - другим. Поэтому нами часто недооценивается роль в формировании личности и мировоззрения. Когда же в более зрелом возрасте мужчины и женщины стремятся к общению, они не понимают друг друга, их интересы расходятся.

Стили социального поведения

При наблюдении разнообразия общения между представителями разного гендера в обществе, можно заметить различные взаимосвязи между людьми. Иными словами, в зависимости от цели общения между представителями разных полов, поведение обоих будет разительно отличаться. Прежде мужчинам приписывали такие обязательные качества, как активность, агрессивность, действенность, умение решать проблемы.

Женщины же должны были быть эмоциональными, пассивными, главное, что их интересовало - это взаимоотношения, а не дела. Ученые выяснили, что между младенцами нет различий в стиле поведения, а возникают они уже с возрастом. Причем чем старше человек, тем ярче они проявляются. Гендерная роль женщины или мужчины строится исключительно на требованиях общества, но при этом человек оценивает себя, учитывая эти потребности, и при не состыковке с шаблоном начинает считать себя хуже других. То есть, первые признаки подобных гендерных различий возникают только тогда, когда ребенок узнает о необходимости их наличия. И проявляя их, он просто выполняет заданную программу. Но при этом мальчики могут вполне проявлять признаки девочек, и наоборот. В целом было доказано, что главным фактором, влияющим на гендерные различия, является социализация.

Подчинение людей гендерным нормам

Согласно исследованиям Шона Берна, существует три типа подчинения человека общественным нормам. Первое - это уступчивость, она проявляется как одобрение человеком неприемлемых для него социальных норм, и подстройка под них ради избегания осуждения, наказания и в надежде на одобрение его поведения социумом.

Далее идет одобрение, то есть полное согласие человека с предъявленными гендерными нормами. Третий тип - идентификация, человек ведет себя в полном соответствии с предъявленной ему ролевой моделью поведения в обществе.

Отступление от стереотипов

Современное общество совсем не похоже на стереотипный устрой. Поэтому современная гендерная роль - это размытое понятие. Многие женщины находят свое предназначение в заведомо мужских занятиях, то есть в бизнесе, науке и прочем. А некоторые мужчины ведут хозяйство, занимаются детьми, творчеством и другими занятиями, по определению женскими.

В социуме принято, что мужчины и женщины отличаются не только своим характером, но и психологией. Если же стереотипное восприятие нарушено, то человек подвергается осуждению и непониманию со стороны близких, что, несомненно, негативно влияет на развитие личности.

Отрицательный эффект стереотипов

Многие современные психологи считают, что подчеркивание гендерных различий некорректно. Гендерная роль - это в первую очередь навязывание потребностей общества без учета желаний и целей индивидуума. Иными словами, преувеличены, в взгляд на ситуацию со стороны общества не субъективен. Так, рассматривая один и тот же поступок, к женщине и мужчине отнесутся по-разному. А это некорректно, так как стереотипные представления не соответствуют действительному развитию личности, ее характеру и поведению. Кроме того, они влияют на развитие определенных качеств, и различая гендерные роли мужчины и женщины, одну черту характера развивают больше, а другую затормаживают и подавляют.

Например, если заставлять мальчика скрывать свои эмоции, с возрастом он может разучиться воспринимать их, и начнет отрицать их наличие у других людей, не понимая их проявления. Стоит понимать, что каждая личность индивидуальна, вне зависимости от своего пола. Это позволит нормализовать психологическое состояние, более продуктивно выполнять свою работу и быть гармоничным. К сожалению, несмотря на гибкость современных стереотипов, многие люди до сих пор ведут борьбу внутри себя, не только с общественными штампами, но и с собственным восприятием.

До наступления XXI века казалось , что в мире будущего эволюционировать будут исключительно технологии, но с его превращением в мир настоящего выяснилось, что он пока далеко не идеален. Даже увидев шестой айфон, мы все еще продолжаем одевать мальчиков в голубое, а девочек - в розовое, а когда они подрастут - ждать от них «мужских» и «женских» поступков. Тем не менее в обществе на новый виток пошел медленный, но верный процесс пересмотра сложившихся стандартов и связей - оказалось, что следить за ним не менее интересно, чем за приключениями бозона Хиггса. Мы много говорим о восприятии телесности, с собой, а также о том, насколько важно для нашего общего комфорта и любить разнообразие и уникальность людей в мультикультурной глобальной реальности. Однако этот процесс невозможен без понимания того, как сложились существующие модели отношений, как в нашем сознании закрепились представления о «правильном» или «традиционном» и почему изменения неизбежны. Начинаем большой разговор о гендерных ролях - социальном восприятии пола - и о том, что происходит в современном мире с понятиями «мужчина» и «женщина».

Текст: Алиса Таежная
Фотографии: Вера Мишурина

Побудь в моей шкуре:
Как работают гендерные роли

Чтобы понять, насколько сильно наше поведение продиктовано гендерными ролями, достаточно проанализировать сутки из жизни современного человека. Если, конечно, вы не живете в затворничестве, то окружающие, руководствуясь понятным и усвоенным опытом многотысячелетнего патриархата, скорее всего, ожидают от вас включенности в общепринятую систему ценностей и понятий. Решительный сын и внимательная дочь, дисциплинированный муж и спокойная жена, авторитетный отец и ласковая мать, инициативный подчиненный и понимающая начальница - мы бессознательно встраиваемся в эту систему координат, чтобы не быть чужими среди своих.

На гендерных ролях строится драматургия комедийного и трагедийного. Вспомните эпизод «Друзей» про няню мужского пола: всем становится комфортнее, когда няней становится девушка, а не сентиментальный и часто плачущий парень Сэнди с идеальным образованием и потрясающими характеристиками. Или вспомните, что происходит с Бетти Дрейпер в «Безумцах», когда в миролюбивый поселок домохозяек приезжает мать-одиночка, которая развелась с мужем, много работает и воспитывает детей сама.

Мы за глаза называем неуравновешенных мужчин «истеричками», а решительных девушек с принципами - «телками с яйцами», соревнуемся в чувстве юмора, используя гендерные стереотипы, и оглушительно смеемся над такими же шутками Барни Стинсона или Майкла Скотта . В своей речи мы постоянно выбираем эмоционально окрашенные и далеко не гендерно нейтральные описания самих себя, окружающих людей и явлений, и именно эти описания демонстрируют и закрепляют восприятие того или иного пола.

Кто выиграл от смещения гендерных ролей

Может ли гендерная роль
быть свободным выбором

В конце XIX века Великобритания - главная и сильнейшая империя, - а за ней и вся Европа канонизирует роль женщины в поэме Ковентри Патмора «Ангел в доме», которую он посвятил своей добродетельной жене, а Джон Эверетт Миллес нарисует ее идеализированный портрет. Примерно в это же время и в этом городе Джек Потрошитель зверски убьет огромное число лондонских проституток, которых перед этим десятилетие унижала и насиловала полиция на предмет принудительных проверок на венерические заболевания, а Оскар Уайльд подорвет здоровье в тюрьме, сидя по обвинению в содомии. Реакционные законы и частные истории показывают, что и сейчас женские образы в культуре маскируют, но не меняют положение вещей. Двух мировых войн и трех волн феминизма не хватило, чтобы система перестала воспроизводить сама себя: гендерные стереотипы в 2014 году мешают не только взять фамилию жены после брака, но и рассчитать свои силы в карьере и заработке при встрече со «стеклянным потолком».


Живы ли гендерные стереотипы

Если кажется, что сила и влияние гендерных стереотипов со временем ослабли, проведите эксперимент. Откройте словарь пословиц Даля, собранный к середине XIX века, а потом почитайте читательские комментарии к популярным материалам на любимом сайте. «Муженек хоть всего с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой». «Жену не бить - и милу не быть». «Бабе дорога - от печи до порога». «Волос долог, да ум короток». «Собака умней бабы: на хозяина не лает». «Курица не птица, а баба не человек». «Куда черт не посмеет, туда бабу пошлет». Большинство из них мы уже не используем, но их смысл прочно засел в коллективном бессознательном и вылезает на свет при каждом удобном случае.

Диалоги между мужчинами и женщинами по острым вопросам на форумах или в комментариях строятся чаще всего исходя из многократно проигранных гендерных ролей. Эти сценарии разоблачали Джон Мани и Роберт Столлер, их пытался популяризировать и объяснить Джон Грэй в «Мужчинах с Марса, женщинах с Венеры», тема гендера постоянно звучит в современном искусстве и новостях, однако чаще всего новости даже на проблемных сайтах вроде Jezebel или PolicyMic рассчитаны на распространение вирусного контента, воспроизводят уже готовые смыслы и редко открывают глаза на другую сторону проблемы.

Почему гендер - последний
и самый стойкий оплот традиций

Проблема гендера вписана в спектр современных экзистенциальных и экономических проблем, в которые погружено наше неустойчивое, сверхпотребляющее и соревновательное общество. Этнически смешанные браки и миграция меняют демографический состав, казалось бы, устойчивых сообществ: можно ли назвать европейским Гонконг и азиатским Марсель и правильно ли вообще оперировать терминами Европа и Азия в XXI веке - остается вопросом. Альтернативные источники дохода и современная экономика с работой по контракту и биткоинами видоизменяют трудовые отношения. Но книги по преуспеванию и лайфхакам не перестают быть бестселлерами, только теперь советы Дейла Карнеги сменяются поучительными биографиями техномагнатов.

При этом одинаково недостижимыми как стратегия для глобального сообщества кажутся и идеал коммунистического будущего, и американская мечта. Один дискредитировал себя неэффективными режимами с двойными стандартами, другая создает разрушительную конкуренцию и объективно не может остановить очередной экономический кризис. И если с политическими идеологиями или профессиональным выбором люди еще могут рисковать, представляя эти системы вовне, то гендер - одна из самых основных, интимных и постоянных констант - кажется последним связующим звеном этого мужчины и этой женщины с идеей человека вообще.

Предубеждение против женщин, делающих карьеру, существует независимо от того, какого пола оценивающий их субъект

«Так сложилось исторически» - один из самых легких способов оправдать и связать человека здесь и сейчас с миллионом давно умерших анонимов, к которым от нас тянется нить многократно переписанной истории из учебников, путаные следы генеалогии и глобальные культурные памятники, которые невозможно игнорировать, будь то пирамиды, Библия или Голливуд.

Эксперимент о трудовой характеристике трансгендеров безгранично много рассказывает о вердиктах, которые заранее заготовлены у большинства из нас по отношению к обоим полам и их допустимому поведению. Биологическая женщина, совершив операцию по смене пола, оказывается в комфортном и практически неуязвимом положении. А вот «мужчина», «ставший» женщиной, сразу же вызывает сомнения в профессионализме и получает несколько унизительных комментариев о своей работе. Другое исследование показывает, что предубеждение против женщин, делающих карьеру, существует независимо от того, какого пола оценивающий их субъект. Комментарии, адресованные мужчинам, содержат много конструктивной критики и позитивных замечаний о необходимости работы над собой, комментарии женщинам всегда имеют эмоциональную и жесткую оценочную окраску с переходом на личность.

Специалист по гендерной науке Лонда Шибингер говорит о повальной склонности малолетних детей делать выбор, соотносясь с реакцией окружения:
в детях, по ее впечатлениям, родителями все еще поощряются разные качества и склонности. Частично ее книги объясняют деление на мужские и женские профессии и отвечают в том числе на вопрос «почему не было великих женщин-ученых» или совсем уже один из самых часто задаваемых вопросов «почему нет великих женщин-художниц», на который в свое время так хорошо ответила Линда Нохлин. Это, однако, не отменяет того, что в некоторых обществах вопрос гендерных ролей очевидно стоит не так остро (например, Скандинавия) и существование женщин во власти, а мужчин в семье, как и широкой палитры ЛГБТИ-отношений, не нуждается там в дополнительной аргументации.

Может ли современная семья избавить нас от ловушки гендерных ролей

Как пугает и одновременно успокаивает нас Time, такого понятия как типичная семья больше не существует. Действительно, если количество разведенных родителей с совместной опекой, раздельно живущих супругов и однополых пар, воспитывающих детей, достигает значительных процентов, странно и нелогично программироваться на гендерные роли, которые в жизни не удастся воплотить. Скорее всего, мужчина в слинге и работающая в декрете женщина не главный и уж тем более не последний итог меняющихся социальных ролей. Но, учитывая, как поздно разные формы жизни в семье и обществе получают свои названия (какие-то появились в языке пару десятилетий назад), можно только утвердиться во мнении, что с гендерными ролями происходят самые неспешные мутации. Полный отказ от них - на таком же отдалении, как и построение новой экономической системы или гиперинтенсивный глобальный катаклизм: сейчас ни один эксперт не возьмет на себя ответственность спрогнозировать точный срок годности нынешнего положения вещей.

К тому же, отказавшись от привычных гендерных ролей, нам предстоит перестроить отношение к ежедневным привычкам, друзьям и родственникам, поменять очень смешные сексистские шутки на какие-то другие не хуже, придумать новый кинематограф без привычных жанров, героев и сюжетов, добровольно отказаться от большинства гендерно ориентированных товаров и бойкотировать работу, на которой нам платят неравномерно. Нам придется забыть про походы к психоаналитику, которые почитают теории Фрейда, и допустить возможность того, что гормональная терапия и эксперименты с телом станут общей практикой после многолетнего общественного сопротивления. Утопическое сознание достраивает такой не похожий на современность сценарий, в котором пол можно будет менять почти так же часто, как прическу, профессии - как хобби, партнеров - как книги у изголовья, да и сами эти книги у изголовья должны будут писать про другое и на другом языке, чтобы быть интересными нам в наших еще не придуманных новых ролях.

Гендерная роль — это вид социальной роли, которая определяет допустимое и желательное поведение для мужчин и женщин.

На Северном Кавказе почти все женщины экономически активны

Все, что связано с развитием, имеет свойство меняться, поэтому нет ничего постоянного в мире, в том числе меняются и ожидания от поведения мужчин и женщин. А вот как закрепляются гендерные роли и чем они обусловлены, разберемся в нашей статье.

Рассмотрим понятие гендерной роли, чтобы четко представлять значение данного феномена.

Гендерные роли представляют собой ожидаемые в обществе от представителей мужского и женского пола традиционные поведенческие реакции. Они могут ожидаться, приписываться, навязываться, требоваться обществом, но любой человек вправе сам решать, нужно ли ему стереотипное поведение.

Их прививает общество путем воспитания с детства определенной манеры поведения, присущей тому или иному полу. Выясним, что значит гендерная роль представителя того или иного пола на конкретных примерах.

Примеры гендерных ролей

Примеры гендерных ролей личности менялись с течением времени и изменением человечества. Мало того, они продолжают изменяться. Так, гендерные роли человека бывают навязанными и мешают проявляться ему таким, каким его создала природа. Эти стереотипы поведения приводят к непониманию между полами, конфликтам, а значит, делают несчастными людей.

Рассмотрим теперь некоторые примеры гендерных ролей. Мужчина представляет собой с давних времен охотника, лидера, воина с такими чертами характера, как уверенность в себе, склонность к риску, агрессии, быстроте реакции. Женщина же отличалась всегда мягкостью, состраданием, заботой и занималась лишь поддержанием домашнего очага и воспитанием будущего поколения.

Естественно, время накладывает свой отпечаток на стереотипы поведения, поэтому уже редко можно встретить в чистом виде истинно женское или мужское поведение.

Женская гендерная роль

В последнее время представительницы прекрасной половины человечества все больше претендуют на равноправие и почти дублируют мужскую линию поведения, зарабатывая деньги, занимая руководящие посты и служа в войсках.

В чем особенности женской гендерной роли?

Женская гендерная роль в прежнем понимании подразумевает хранительницу очага, мать и жену. Поскольку современность диктует свои законы, изменяется и расширяется гендерная роль женщины.

Современная гендерная роль женщины расширилась. Теперь дама часто является не только хранительницей очага, но и работником

Для этого придется разобраться, в чем особенности женской гендерной роли. Она заключается в том, женщина стремится быть успешной, активной, выносливой в условиях господствующих в обществе правил, уравнивающих оба пола. Таким образом, дама должна успевать хозяйничать по дому, рожать детей, строить карьеру, а также потрясающе выглядеть.

Мужская гендерная роль

Мужские поступки характеризуются наличием силы духа, воли, храбрости во все времена, но это не значит, что изменения не коснулись также и мужчин.

Традиционное воспитание мальчика как носителя мужской гендерной роли (маскулинности)

Суть мужской гендерной роли

В современном мире от представителей сильного пола ждут не только силы и смелости. От мужчин требуется завоевание статуса и уважения, умственной, эмоциональной стабильности, физической выносливости и избегания женских занятий. Если мужчина не достигает успеха в каком-то одном аспекте, он стремится компенсировать это, проявляя себя в другом более активно.

К этому списку постепенно добавляется масса иных качеств, таких как интеллект, заботливость, сдержанность, умение общаться, сопереживать.

При этом незыблемыми остаются такие признаки мужского поведения, как ясность мышления, устойчивость и передача ген будущему поколению.

В чем разница между гендерной ролью мужчины и женщины?

С развитием общества представительницы прекрасной половины человечества уже не желают мириться с судьбой домохозяйки, чем заставляют пересмотреть общественные стереотипы о женском поведении. Это объясняется тем, что общество живет по мужским законам, где есть победитель и побежденный, а также нет сочувствия и сострадания.

Вслед за этим зачастую происходит смена ролями, когда дама является добытчиком, а ее муж управляется по хозяйству. Таких пар достаточно много в последнее время, причем сама женщина не удовлетворена ситуацией, также как и мужчина, ведь заложенные природой поступки отсутствуют у обоих.

Следует только отметить, что муж справится с любыми делами по дому не хуже, чем его возлюбленная, да только в одном он не сможет ее заменить, ведь выносить и родить ребенка суждено лишь женщине. Как видим, границы между общепринятым поведением представителей обоих полов стираются, принося за собой массу последствий.

Уравнивание представителей разных полов приводит к тому, что семье некогда завести ребенка, ведь еще есть столько дел, которым это может помешать. Девушки все позже выходят замуж, так как сначала нужно сделать карьеру, чем также усугубляют демографическую ситуацию и обесценивают институт семьи.

Как закрепляются гендерные роли?

Дети обоих полов рождаются и имеют стандартное поведение. Социальные же реакции приобретаются девочками и мальчиками уже под влиянием воспитания и общественных ожиданий. Девочек настраивают на самопожертвование, нежность, преданность, убеждают быть спокойной и разрешают проявлять эмоции. Мальчикам же демонстрируют традиционные мужские манеру поведения, цели и принципы, требуют сдержанности в эмоциях и проявления нетерпения к несправедливости.

Стоит отметить, что некоторые стереотипы уже подвергаются критике. И хотя считается позорным девушке первой знакомиться, тогда как стеснительные мальчики совсем не в почете, никого эта ситуация уже не удивляет, тогда как еще 100 лет назад привела бы к плачевным последствиям.

Так, если девочка начинает драться, то ее останавливают вместо того, чтобы записать на соответствующую секцию, а для мальчика это считается нормой. И наоборот, мальчик, занимающийся танцами, вызывает у многих насмешки или ироническую улыбку.

В результате мужчины и женщины, создавая семью, не понимают друг друга, долго привыкают к противоположным взглядам на жизнь, ссорятся и постепенно учатся взаимопониманию.

Не стоит забывать, что у каждого современного человека есть свобода выбора тех реакций, при которых он не теряет своей сути, оставаясь самим собой, проигнорировав всяческие стереотипы и навязываемые ожидания.

Теперь стало понятно, что такое гендер, как закрепляются гендерные роли, поэтому каждый человек может объективно оценивать свое предназначение в семье и вести себя так, как подсказывает внутренний голос совести.

Желаем вам всегда оставаться собой и быть счастливыми!

17 361

Малыш еще не родился, но мы, узнав его пол, покупаем одежду, коляску, обставляем детскую... Для мальчика мы выбираем сине-голубые тона, для девочки – розовые. Так начинается «гендерное воспитание». Потом мальчик получает в подарок машинки, а девочка – куклы. Сына мы хотим видеть мужественным, смелым и сильным, а дочь – ласковой, мягкой и уступчивой. О том, как влияют на детей наши гендерные ожидания, рассказывает врач и психолог Игорь Добряков.

Слово «гендер» было введено в обращение, для того чтобы отделить социальные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими делить всех людей на мужчин и женщин и причислять себя к одной из групп. Иногда при хромосомном сбое или в результате отклонений в развитии эмбриона рождается человек, сочетающий в себе половые признаки как мужчины, так и женщины (гермафродит). Но это случается крайне редко.

Один психолог в шутку сказал, что пол – это то, что между ног, а гендер – то, что между ушами. Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям. Эти ожидания задают определенные образцы поведения (гендерные роли) для мужчин и женщин в зависимости от гендерных стереотипов – того, что в обществе считается «типично мужским» или «типично женским».

Возникновение гендерной идентичности тесно связано и с биологическим развитием, и с развитием самосознания. В два года , но не до конца понимают, что это значит, однако под влиянием примера и ожиданий взрослых уже начинают активно формировать свои гендерные установки, учатся различать пол окружающих по одежде, прическе, чертам лица. К семи годам ребенок осознает неизменность своего биологического пола. В подростковом возрасте происходит формирование гендерной идентичности: бурное половое созревание, проявляющееся изменениями тела, романтическими переживаниями, эротическими желаниями, его стимулирует. Это оказывает сильнейшее влияние на дальнейшее формирование гендерной идентичности. Происходит активное освоение форм поведения и становление характера в соответствии с представлениями родителей, ближайшего окружения, общества в целом о фемининности (от лат. femininus – «женский») и маскулинности (от лат. masculinus – «мужской»).

Гендерное равенство

За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей. Гендерное неравенство создает благоприятную почву для гендерного насилия. Сохранившиеся с архаических времен стереотипы приписывают женщинам и мужчинам разный сценарий сексуального поведения: для мужчин допускается большая сексуальная активность и агрессивность, от женщин ожидается пассивное послушание и подчинение мужчине, что легко превращает ее в объект сексуальной эксплуатации.

Равные в различии

И женщина, существовали всегда, но различались в разные эпохи и у разных народов. Более того, в разных семьях, живущих в одной стране и принадлежащих к одному классу, представления о «настоящих» мужчине и женщине могут значительно различаться.

В современных странах западной цивилизации постепенно возобладали идеи гендерного равенства между мужчинами и женщинами, и это постепенно уравнивает их роли в обществе и семье. Избирательные права для женщин были законодательно закреплены совсем недавно (по историческим меркам): в США в 1920 году, в Греции в 1975 году, в Португалии и Испании – в 1974 и 1976 году, а один из кантонов Швейцарии уравнял женщин и мужчин в избирательных правах лишь в 1991 году. В некоторых государствах, например Дании, создано особое министерство, занимающееся вопросами гендерного равенства.

В то же время в странах, где сильно влияние религии и традиций, чаще встречаются взгляды, согласно которым признается право мужчин доминировать, управлять женщинами, властвовать над ними (так, например, в Саудовской Аравии женщинам обещали предоставить право голоса лишь с 2015 года).

Мужские и женские качества проявляются в рисунке поведения, во внешнем виде, в предпочтении тех или иных увлечений, занятий. Есть различия и в ценностях. Считается, что женщины больше ценят человеческие отношения, любовь, семью, а мужчины – социальную успешность, независимость. Однако в реальной жизни окружающие нас люди демонстрируют сочетание и фемининных, и маскулинных личностных черт, значимые для них ценности могут существенно варьироваться. Кроме того, проявляющиеся ярко в одних ситуациях маскулинные или фемининные черты в других могут быть незаметны. Подобные наблюдения привели австрийского ученого Отто Вейнингера (Otto Weininger) к мысли о том, что у каждой нормальной женщины и у каждого нормального мужчины есть черты и своего, и противоположного пола, индивидуальность человека определяется преобладанием мужского над женским или наоборот*. Он использовал термин «андрогинность» (греч. ανδρεία – мужчина; греч. γυνής – женщина) для обозначения сочетания мужских и женских черт. Русский философ Николай Бердяев назвал идеи Вейнингера «гениальными интуициями»**. Вскоре после публикации работы Вейнингера «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. В организме мужчины вырабатываются вместе с мужскими половыми гормонами и женские, а в женском организме наряду с женскими – мужские. Их сочетание и концентрация оказывают влияние на внешний облик и сексуальное поведение человека, формируют его гормональный пол.

Поэтому в жизни мы встречаемся с таким разнообразием проявлений мужского и женского. У некоторых мужчин и женщин преобладают соответственно маскулинные и фемининные качества, у других наблюдаются баланс тех и других. Психологи считают, что личности андрогинного типа, у которых сочетаются высокие показатели и маскулинности и фемининности, обладают большей гибкостью поведения, а потому наиболее адаптивны и психологически благополучны. Поэтому воспитание детей в жестких рамках традиционных гендерных ролей может оказать им плохую услугу.

Игорь Добряков – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

В плену стереотипов

Большинство людей считают, что женщине присущи такие свойства, как чувствительность, нежность, заботливость, чуткость, терпимость, скромность, уступчивость, доверчивость и т. п. Девочек приучают быть послушными, аккуратными, отзывчивыми.

Настоящими мужскими качествами считаются смелость, настойчивость, надежность, ответственность и т. п. Мальчиков учат полагаться на собственные силы, добиваться своего, быть независимыми. Наказания за проступки для мальчиков, как правило, более суровы, чем для девочек.

Многие родители поощряют у своих детей поведение и игры, традиционно свойственные их полу, и сильно переживают, когда замечают обратное. Покупая мальчикам машинки и пистолеты, а девочкам – куклы и коляски, родители, часто не сознавая этого, стремятся воспитывать сильных мужчин – добытчиков и защитников, и настоящих женщин – хранительниц очага. Но в том, что мальчик готовит обед на игрушечной плите и кормит плюшевого медвежонка, а девочка собирает конструктор и играет в шахматы, нет ничего плохого. Подобные занятия способствуют многостороннему развитию ребенка, формируют у него важные черты (заботливость у мальчика, логическое мышление – у девочки), готовят к жизни в современном обществе, где уже давно женщины и мужчины одинаково успешно овладевают одними и теми же профессиями и во многом играют одинаковые социальные роли.

Говоря мальчику: «Дай сдачи, ты же мальчик» или «Не реви, ты не девочка», родители воспроизводят гендерные и невольно, а то и сознательно закладывают основу для будущего агрессивного поведения мальчика и ощущения превосходства над девочками. Когда взрослые или друзья осуждают «телячьи нежности», они тем самым запрещают мальчику, а потом и мужчине проявлять внимание, заботу, ласку. Фразы типа «Не испачкайся, ты же девочка», «Не дерись, дерутся только мальчишки» формируют у девочки чувство собственного превосходства над грязнулями и драчунами, а призыв «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка» ориентирует играть вторые роли, уступая пальму первенства мужчинам.

Мифы о мальчиках и девочках

Какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы?

В 1974 году Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий. Чтобы выяснить, насколько близки к истине ваши стереотипные представления, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений истинны.

1. Девочки более общительны, чем мальчики.

2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек.

3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания.

4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением, нежели девочки.

5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек.

6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков.

7. У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха.

8. Девочки не столь агрессивны, как мальчики.

9. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики.

10. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики – к зрительным раздражителям.

Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления.

1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.

2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.

3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще предоставляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.

5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить важное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.

6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.

7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже – на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.

8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.

9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибелов кажется им в два раза громче. У женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность»*.

* Фрагменты из книги У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодни «Основы сексологии» (Мир, 1998).

Как складывается социальный пол

Формирование гендерной идентичности начинается в раннем возрасте и проявляется субъективным чувством принадлежности к мальчикам или к девочкам. Уже в трехлетнем возрасте мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки – с девочками. Совместные игры также присутствуют, и они очень важны для приобретения навыков общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о «правильном» поведении для мальчика и девочки, которые им «транслируют» воспитатели и детский коллектив. Но главным авторитетом во всех вопросах, в том числе гендерных, для маленьких детей являются родители. Для девочек очень важен образ не только женщины, главным примером которой служит мать, но и образ мужчины, так же как для мальчиков важны образцы и мужского, и женского поведения. И конечно же, родители дают детям первый пример отношений между мужчиной и женщиной, который во многом определяет их особенности поведения при общении с лицами противоположного пола, представления об отношениях в паре.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»). Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В детских сообществах женственные мальчики подвергаются насмешкам, их обзывают «слабаками», «слюнтяями». Нередко насмешки сопровождаются физическим насилием. В подобных ситуациях необходимо своевременное вмешательство учителей, нужна моральная поддержка ребенка со стороны родителей.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы, при этом избегая представителей другого пола. Исследования белорусского психолога Якова Коломинского*** показали, что при необходимости отдать предпочтение трем одноклассникам мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Однако эксперимент, поставленный нами, убедительно доказал, что если дети уверены, что их выбор останется в тайне, то многие из них выбирают лиц противоположного пола****. Это свидетельствует о значимости усвоенных ребенком гендерных стереотипов: он опасается, что дружба или даже общение с представителем другого пола могут заставить окружающих усомниться в правильном усвоении им своей гендерной роли.

В период полового созревания подростки, как правило, стараются подчеркивать свои гендерные качества, в перечень которых начинают включать и общение с противоположным полом. Мальчик-подросток, стремясь показать свою мужественность, не только занимается спортом, проявляет решительность, силу, но и активно демонстрирует интерес к девочкам и вопросам секса. Если же он избегает этого и у него замечают «девчачьи» свойства, то он неизбежно становится мишенью для насмешек. Девочки в этот период беспокоятся о том, насколько они привлекательны для противоположного пола. При этом под влиянием традиционных они замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает мальчиков, которым хочется проявить свои уменья и силу, выступить в роли защитника и покровителя.

В этот период авторитет взрослых уже не так высок, как в детстве. Подростки начинают ориентироваться на стереотипы поведения, принятые в их среде и активно продвигаемые массовой культурой. Идеалом девушки может стать сильная, успешная и самостоятельная женщина. Все реже доминирование мужчины в любви, в семье и в коллективе воспринимается как норма. Подвергается сомнению гетеросексуальная нормативность, то есть «правильность» и допустимость влечения только к представителю противоположного пола. Все большее понимание находит «нестандартная» гендерная самоидентификация. Сегодняшние подростки и молодые люди более либеральны в своих взглядах на сексуальность и сексуальные отношения.

Усвоение гендерных ролей и становление гендерной идентификации происходит в результате сложного взаимодействия природных задатков, индивидуальных особенностей ребенка и его окружения, микро- и макросоциума. Если родители, зная закономерности этого процесса, не навязывают ребенку свои стереотипы, а помогают ему раскрыть свою индивидуальность, то в подростковом и более старшем возрасте у него будет меньше проблем, связанных с половым созреванием, осознанием и принятием своего пола и гендера.

Без двойных стандартов

Двойные стандарты проявляются в самых разных областях жизни. Когда речь идет о мужчинах и женщинах, они прежде всего касаются сексуального поведения. Традиционно за мужчиной признается право на сексуальный опыт до вступления в брак, а от женщины требуется, чтобы до замужества. При формальном требовании взаимной верности обоих супругов внебрачные связи мужчины не осуждаются так строго, как измены женщины. Двойной стандарт предписывает мужчине роль опытного и ведущего партнера в сексуальных отношениях, а женщине – пассивной, ведомой стороны.

Если мы хотим воспитать ребенка в духе гендерного равенства, необходимо показывать ему пример одинакового отношения к людям независимо от их пола. В разговорах с ребенком не связывайте то или иное занятие или работу по дому или профессию с половой принадлежностью – папа может мыть посуду, а мама – ездить на машине за продуктами; бывают женщины-инженеры и мужчины-повара. Не допускайте двойных стандартов в отношении мужчин и женщин и будьте нетерпимы к всякому насилию, от кого бы оно ни исходило: девочка, задирающая мальчика, заслуживает того же порицания, что и мальчик, отбирающий у нее игрушку. Гендерное равенство не отменяет половых и гендерных различий и не отождествляет женщин и мужчин, девочек и мальчиков, но позволяет каждому человеку найти свой способ самореализации, определить свой жизненный выбор независимо от привычных гендерных стереотипов.

* О. Вейненгер «Пол и характер» (Латард, 1997).

** Н. Бердяев «Смысл творчества» (АСТ, 2007).

*** Я. Коломинский «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Народная Асвета, 1984).

**** И. Добряков «Опыт исследования гетеросексуальных отношений детей препубертатного возраста» (в книге «Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии», ЛПМИ, 1986).

Возможны варианты

Не делайте из мальчика «настоящего мужчину», советует родителям социолог и сексолог Игорь Кон*.

Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых, возможностях.

Не воспитывайте в нем воинственность.

Исторические судьбы современного мира решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой Отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.

Не учите мальчика относиться к женщине с позиции силы.

Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, в зависимости от их и своих ролей и особенностей.

Не пытайтесь формировать детей по собственному образу и подобию.

Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача – помочь ребенку стать самим собой.

Не пытайтесь навязать ребенку определенный род занятий и профессию.

К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь – с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.

Не заставляйте детей реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии.

Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти, – помочь ребенку выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.

Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны.

Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он относится к ребенку.

Не верьте, что в неполных семьях вырастают неполноценные дети.

Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» – не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.

Не пытайтесь заменить ребенку общество сверстников,

избегайте конфронтации с их средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать, это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье.

Не злоупотребляйте запретами и по возможности избегайте противоборства с ребенком.

Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.

Никогда не применяйте телесных наказаний.

Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.

Не слишком уповайте на опыт предков.

Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

Вопрос 1. Кого называют личностью? Что такое социализация?

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Вопрос 2. К чему обязывает положение ученика средней школы? Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?

Учащиеся имеют право:

На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

На свободу получения информации.

Быть выслушанным.

На свободу мысли, совести и религии.

На уважение человеческого достоинства.

На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

На получение дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с Уставом и Лицензией школы.

На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузке по предмету.

На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Ученический Совет школы).

На открытое высказывание своего мнения, высказывания предложений об изменениях в образовательной деятельности на Ученическом Совете школы.

На перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

Вопрос 3. Сравни статус жены и тёщи: какой приписываемый, а какой достигаемый?

Достигаемый статус: жена. Предписанный: теща.

Вопрос 4. Что определяет статус человека?

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Вопрос 5. Чем предписанный статус отличается от достигаемого?

Социологи различают приписанный (предписанный) и достигаемый статусы. Первый статус принадлежит человеку от рождения, второй является результатом прилагаемых усилий. Достигаемым статусом называют то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификацию и т. п.

Иногда статус разделяют на прирождённый и приписываемый. Прирождёнными можно рассматривать пол, возраст (хотя это изменчивая, но биологически определяемая сторона статуса), этническую принадлежность, расу. Приписываемый статус также приобретается с рождения (или будет обязательно признан обществом), но не носит биологического характера. Так, член королевской семьи с рождения приобретает определённые титулы.

Вопрос 6. Каковы особенности статусной позиции молодых в обществе?

Как правило, переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя молодость).

В подростковом возрасте, как отмечают психологи, особенно ярко проявляет себя потребность в общении, прежде всего со сверстниками. При этом вначале подростки предпочитают общение со сверстниками своего пола, а в более старшем возрасте дружеские компании уже, как правило, включают и мальчиков и девочек.

Такое общение играет важную роль в развитии человека: осваиваются социальные нормы, способы взаимодействия с другими людьми, гендерные роли (определяемые сложившимися традициями, нормами модели полового поведения). Отмечается и такая особенность подростков, как стремление быстрее перейти в статус взрослого. Для некоторых ребят символом взрослости выступает сигарета, бутылка пива, а то и водка. Им кажется, что курение и употребление алкоголя делают их более независимыми, раскованными, сексуальными. Глубокое заблуждение, за которое приходится расплачиваться собственным здоровьем. Взрослость - это прежде всего ответственность за себя и своих близких, готовность и умение постоянно решать сложные жизненные проблемы. Большинство начинают понимать это в юношеском возрасте. И многие уже не торопятся взрослеть.

Молодёжь экспериментирует, «примеряет» на себя различные взрослые роли, испытывает себя в разнообразных видах деятельности. В этом возрасте часто говорят: «Решил попробовать... (заняться автоделом, работать в компьютерной фирме, создать музыкальную группу, поступить в колледж и т. п.), посмотрим, что получится». Юность как период поисков себя, своего места в жизни воспринимается и принимается обществом как нормальное явление.

Вопрос 7. Что входит в понятие «социальная роль»?

Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Её ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение, присущее этому статусу.

Вопрос 8. Что такое гендер?

Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Вопрос 9. Как закрепляются гендерные роли?

Гендерное воспитание начинается с младенчества. С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учётом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определённому полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слёзы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определённые личностные качества, модели поведения, которые помогут им выполнять гендерные роли.

В известной степени закрепляет модели гендерного поведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии.

Местом, где гендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчётливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе гендерные роли также сохраняют своё важное значение. Количество работающих женщин возросло во всём мире. Однако сохраняются профессиональные ограничения, связанные с принадлежностью к определённому полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но вне меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии преимущественно мужские (лётчик, сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение гендерных ролевых установок. Женщины всё активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьёй, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.

Вопрос 10. Выскажи своё мнение, справедливо ли утверждение: «Чем выше статус, тем больше ролевая свобода».

Это утверждение верно ведь люди с низким статусом не ценятся в обществе, на них выпадает более тяжёлая роль, потому что уважение к ним намного меньше чем к тем что по статусу выше.

Вопрос 11. По мнению одного психолога, с биологической точки зрения началом юности можно считать выпадение последнего молочного зуба, а концом - появление первого седого волоса. А каковы, на твой взгляд, социальные рамки этого возрастного этапа?

Начало юности - это, естественно, смена настроений. при переходном возрасте это происходит довольно часто, поэтому нетрудно заметить. Конец - это уже приобретение какого-либо опыта, мудрости.

Вопрос 12. «А как необозримо отрочество, каждому известно... Эти годы составляют в нашей жизни часть, превосходящую целое», - писал Б. Л. Пастернак. Объясни, как ты понимаешь слова писателя.

Эти строки говорят о том, что в детстве мы формируемся быстрее и в большей степени чем в другом возраст, так например в начале жизни закладываются нравственные позиции человека, его отношение к окружающему миру, его база знаний (которая в последствии определит успешность).