Парламент в англии история и современность. История возникновения парламента в англии

ПАРЛА́МЕНТ АНГЛИ́ЙСКИЙ [совр. офиц. название – Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland)], высший законодательный орган Великобритании.

Возник в средневековой Англии как сословно-представительное консультативное собрание при монархе в результате эволюции Большого совета (Magnum Concilium), включавшего церковных и светских магнатов, и королевской курии (Curia Regis; см. Курия феодальная ), в которую входили ближайшие королевские советники.

С 13 в. англ. короли стали привлекать на совместные заседания Большого совета и курии делегатов из числа рыцарей (мелких землевладельцев) и горожан от отдельных графств с целью дополнительной легитимизации принимаемых решений (наиболее часто – фискальных мер). Одним из первых примеров стало собрание 1254, на которое помимо магнатов было призвано по 2 рыцаря от каждого графства. Со 2-й четверти 13 в. такие собрания стали называться «парламентами» (parlamentum). В ходе восстания баронов против короля Генриха III обе противоборствующие стороны стремились привлечь на свою сторону рыцарство и горожан. В 1265 предводитель восставших гр. Симон V де Монфор созвал парламент, на котором, наряду с магнатами и рыцарями, присутствовало по 2 делегата от наиболее крупных и юридически привилегированных городов. В правление Эдуарда I практика созыва П. а. становится регулярной (хотя юридически и не регламентированной). Особенно представительным был П. а. 1295 (т. н. Образцовый парламент), на котором присутствовали свыше 400 членов: магнаты (вызывались персональными королевскими рескриптами), рыцари и горожане (избирались местными собраниями под надзором шерифов), а также впервые представители приходского духовенства (выбирались епископами соответствующего диоцеза). Наиболее частым местом собраний П. а. был пригород Лондона Вестминстер, хотя в 13–15 вв. он неоднократно созывался и в других английских городах (последний раз – в 1459 в Ковентри). В 14 в. постепенно закрепилось (окончательно к 1341) разделение П. а. на 2 палаты: Палату лордов (House of Lords), членство в которой (для светских магнатов) стало наследственным (право пэрства), и Палату общин (House of Commons), объединявшую избираемых делегатов из числа рыцарей и горожан (представители приходского духовенства неохотно участвовали в работе П. а., и их вскоре перестали вызывать). С 1295 П. а. имел право вотирования основных налогов (официально утверждено в 1362), в 1322 получил право санкционировать важнейшие законы. В 1377 впервые в источниках упоминается спикер как глава Палаты общин и её представитель перед королём. Острые финансовые проблемы, связанные с ведением Столетней войны 1337–1453 , потребовали очень частых созывов П. а. О важной роли П. а. свидетельствуют санкционированные им низложения королей Эдуарда II (1327) и Ричарда II (1399). Законом 1430 впервые закреплены избирательные квоты графств (перечень городов, посылающих представителей в П. а., и правила избрания от них делегатов оставались неурегулированными до 1832), а также установлен имущественный ценз для избирателей и депутатов. В конце 14 – начале 15 вв. П. а. добился права законодательной инициативы: по петициям Палаты общин принимались статуты, утверждавшиеся затем лордами и королём. В ходе Алой и Белой розы войны П. а. стал ареной противоборствующих кланов, при королях из династии Йорков его значение уменьшилось. Напротив, Генрих VII и его преемники из династии Тюдоров охотно опирались на П. а., превратив его в эффективный инструмент проведения своей политики (напр., Реформации ). В правление Генриха VIII в результате секуляризации монастырей из Палаты лордов исключены аббаты, вследствие чего абсолютное большинство в ней заняли представители светской аристократии. С 1536 в Палату общин стали избираться делегаты от Уэльса, официально присоединённого к Англии. В 16 в. окончательно сложились нормы и процедура законотворчества (правила подачи и утверждения законопроектов – биллей; принципы работы согласительных комиссий и т. д.), за П. а. закрепился ряд привилегий, т. н. парламентских свобод: свобода слова (высказывания делегатами мнений, не опасаясь преследования), свобода доступа парламентских делегаций к королю, свобода от ареста за деятельность в стенах парламента.

В 17 в. П. а. превратился в центр оппозиции абсолютистской политике первых Стюартов , нарушавших его права и пытавшихся править без него. Долгий парламент (1640–53) сыграл большую роль в Английской революции 17 в. , возглавив политическую борьбу, а затем гражданскую войну против Карла I , завершившуюся его казнью и объявлением республики (1649). В ходе революции П. а. (в 1649–57 состоял только из Палаты общин; Палата лордов была упразднена) стал высшей властью в стране, объединив все функции государственной власти (законодательную, военную, судебную, финансовую и административную) до установления протектората О. Кромвеля (1653). После реставрации Стюартов (1660) П. а. был восстановлен в дореволюционном виде. В последней трети 17 в. в Англии начали формироваться политические партии вигов и тори , ареной борьбы которых стал П. а. Виги, пришедшие к власти после «Славной революции» 1688–89, добились ограничения власти монарха и существенного расширения полномочий П. а. Согласно Биллю о правах (1689), король не имел права приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия П. а., который также стал определять контингент армии, получил право санкционировать налоги, подавать любые петиции и др. Закон 1694 устанавливал ежегодные заседания П. а. и регулярные выборы в Палату общин минимум 1 раз в 3 года (с 1716 – 1 раз в 7 лет, с 1911 – 1 раз в 5 лет). Из средневекового сословного собрания П. а. постепенно превратился в высший законодательный орган конституционной монархии.

После принятия англо-шотландской унии (1707) отдельные парламенты Англии и Шотландии (см. Парламент шотландский ) формально прекратили существование, вместо них был создан парламент Великобритании. При королях Ганноверской династии королевский двор постепенно терял свои политические функции и к концу 18 в. центром политической жизни стал П. а. На протяжении этого столетия формировались принципы политической ответственности министров, которая была установлена Актом о престолонаследии (1701). Обычной практикой стало назначение премьер-министром лидера партии, имевшей большинство в Палате общин. В 1721 лидер вигского большинства Р. Уолпол впервые возглавил правительство, оставаясь членом Палаты общин. В 1742 он подал в отставку после того, как Палата общин выразила недоверие проводимой им политике. В конце 18 в. для публики был облегчён доступ на парламентские заседания, с 1803 началась регулярная публикация неофициальных стенограмм дебатов, способствовавшая повышению общественного интереса к работе П. а. В результате англо-ирландской унии 1801 ирландский парламент (созданный в конце 13 в. на территории Ирландии, завоёванной англичанами) был ликвидирован, а в парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии вошли ирландские депутаты.

На протяжении 18 в. неоднократно выдвигались предложения реформировать систему комплектования Палаты общин, архаичность которой ярко проявилась в 1-й пол. 19 в. в связи с бурным социально-экономическим развитием Великобритании: представительства в П. а. были лишены многие быстро растущие индустриальные центры (Манчестер, Бирмингем, Лидс и др.). Из-за высокого имущественного ценза и непропорционального представительства городов в конце 18 в. правом голоса в Великобритании обладало лишь около 2% нас. В результате избирательных реформ 1832, 1867 и 1884 были ликвидированы т. н. гнилые местечки, в которых имелось лишь по несколько человек с правом голоса, возросло число депутатов от наиболее населённых графств и крупных торгово-промышленных центров, возможность участвовать в выборах получили представители средних слоёв и высокооплачиваемые рабочие; право голоса имели 58% взрослого мужского населения страны (1884). В 1872 принят закон о тайном голосовании на выборах в П. а. В соответствии с законом, принятым в 1885, Великобритания была разделена на округа с равным числом избирателей. В 1918 избирательное право получили практически все мужчины старше 21 года и впервые после продолжительной борьбы (см. Суфражистки ) часть женщин. Окончательно ограничения для голосования женщин отменены в 1928. В течение 19 в. несколькими законодательными актами (1828, 1829, 1858, 1886) сняты все религиозные ограничения для членов П. а.

Акт 1911 законодательно закрепил решающее значение Палаты общин, которая получила право решать вопросы, касающиеся налогообложения и государственных расходов, без санкции Палаты лордов, а также обязал Палату лордов в течение 2 лет (с 1949 – 1 года) принимать законопроекты, прошедшие Палату общин. Одновременно впервые введено жалованье для членов Палаты общин, что облегчило доступ в неё представителям малообеспеченных социальных слоёв. В соответствии с т. н. Солсберийской конвенцией (1945) члены Палаты лордов обязались немедленно принимать законопроекты, направленные на реализацию предвыборной программы победившей на выборах партии или коалиции. Значение Палаты лордов несколько возросло после того, как в 1958 была введена система пожизненного (ненаследуемого) пэрства и его стали получать многие видные общественные деятели, представители культуры, науки и деловых кругов. Тем самым право заседать в Палате лордов впервые получили женщины. В 1999 число наследственных пэров, входящих в Палату лордов, было ограничено 92. В 20 – начале 21 вв. левые политические силы, в первую очередь Лейбористская партия , неоднократно ставили вопрос о полной ликвидации Палаты лордов в её традиционном виде. В 1992 спикером Палаты общин впервые была избрана женщина – Б. Бутройд (род. 1929).

После восстановления шотландского парламента, создания Национальной ассамблеи Уэльса и Ассамблеи Северной Ирландии (1998–99) им был делегирован ряд законодательных полномочий, при этом шотл., валлийские и североирландские депутаты продолжили участвовать в работе парламента Соединённого Королевства и формировании британского правительства. Не имеют официального представительства в парламенте о. Мэн, Нормандские острова, а также заморские территории Великобритании.

В 2009 после создания Верховного суда Великобритании Палата лордов утратила судебные функции. В 2011 было законодательно отменено право монарха распускать парламент, установлены фиксированные даты парламентских выборов каждые 5 лет (начиная с 2015).

  • Английские региональные ассамблеи
  • Резервные вопросы
    • Местное правительство
    • Власти Большого Лондона
    • Выборы: - -
    • Права человека
    • Международные отношения

    Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (англ. Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland ) является высшим законодательным органом в Соединённом Королевстве и Королевских заморских территориях . Его возглавляет Британский монарх . Парламент двухпалатный , включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов , и нижнюю палату, называемую Палата общин . Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви), лордов светских (пэры) и лорды по апелляциям (англ. List of Lords of Appeal ). Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне . По обычаю, все министры , включая премьер-министра , выбираются исключительно из состава парламента.

    Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» («англ. the Crown in Parliament » - дословно - «Корона в Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это довольно спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.

    Британский Парламент часто в народе называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу.

    История

    Парламент Шотландии

    Зал заседаний шотландского парламента

    Парламент Ирландии

    Ирландский Парламент был создан, чтобы представлять англичан в Ирландском владении, в то время как коренные или гэльские ирландцы не имели права избирать или быть избранными. Впервые он был созван в 1264 году . Тогда англичане жили только в области вокруг Дублина , известной как Черта.

    Принцип ответственности министров перед нижней палатой был выработан только в XIX веке . Палата Лордов была выше Палаты Общин как в теории, так и на практике. Члены Палаты Общин избирались по устаревшей избирательной системе, при которой сильно различались размеры избирательных участков. Так в Гаттоне семь избирателей выбирали двух членов парламента, также как и в Данвиче (англ. ), который полностью ушёл под воду из-за эрозии земли. Во многих случаях члены Палаты Лордов контролировали маленькие избирательные участки, известные как «карманные местечки» и «гнилые местечки », и могли обеспечить избрание своих родственников или сторонников. Многие места в Палате общин были собственностью Лордов. Также в то время на выборах были широко распространены подкуп и запугивание избирателей. После реформ девятнадцатого века (начавшихся в 1832 году), избирательная система была значительно упорядочена. Более не завися от верхней палаты, члены палаты общин стали более уверенными.

    Современная эпоха

    Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале XX века . В 1909 году , палата общин приняла так называемый «Народный Бюджет», который вводил многочисленные изменения налогообложения, невыгодные для богатых землевладельцев. Палата лордов, состоящая из могущественной земельной аристократии , отклонила этот бюджет . Используя популярность этого бюджета и непопулярность лордов, в 1910 году выборы выиграла Либеральная партия . Используя результаты выборов, либеральный премьер-министр Герберт Генри Асквит предложил парламентский закон, который должен был ограничить полномочия палаты лордов. Когда лорды отказались принять этот закон, Асквит обратился к королю с просьбой создать несколько сотен либеральных пэров, чтобы размыть большинство Консервативной партии в Палате лордов. Перед лицом такой угрозы, Палата лордов приняла Парламентский акт, который позволял лордам только задерживать принятие закона на три сессии (сокращено до двух сессий в 1949 году), после чего он вступал в действие, несмотря на их возражения.

    Организация деятельности

    Состав

    Парламент Великобритании является бикамеральным, то есть основан на двухпалатной системе, и состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент являет собой триединое учреждение, включающее в себя не только обе палаты, но и монарха , «Королеву-в-Парламенте» (англ. Crown-in-Parliament ), поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом. Эта связь обусловлена особенностью принципа разделения властей , которая состоит в том, что в системе государственных органов Великобритании такое разделение и фактически, и формально отсутствует: монарх является неотъемлемой частью каждой из ветвей власти. Так, одной из политических прерогатив монарха является его право созывать и распускать парламент. Кроме того, ни один закон не может обрести юридическую силу до тех пор, пока не будет получена королевская санкция, то есть пока он не будет одобрен монархом. Королева возглавляет парламент, однако, её роль носит в основном церемониальный характер: на практике она традиционно действует согласно рекомендациям премьер-министра и других членов правительства.

    Термин «парламент» обычно используется для обозначения обеих палат, но иногда под парламентом подразумевают его основную часть - Палату общин. Так, только члены Палаты общин именуются «членами парламента». Правительство несет ответственность только перед Палатой общин, и эта ответственность называется «парламентской». Именно Палата общин осуществляет то, что называют «парламентским контролем».

    Палата общин

    Палата лордов

    Общая парламентская процедура

    Вопросам процедуры в британском Парламенте придается чрезвычайно большое значение, но в отличие от большинства государств единого писаного документа, в котором были бы зафиксированы правила внутренней организации палат, не существует, - его заменяют постоянные правила (англ. Standing Orders ), выработанные многовековой практикой, в том числе сессионные правила, утверждаемые в начале каждой сессии. Следует отметить, что эти правила, действуя в обеих палатах и выступая в качестве аналога парламентского регламента в других странах, не образуют единого правового акта, а представляют собой собрание разнообразных норм, принятых каждой палатой раздельно и в разное время . Кроме того, парламентская процедура регулируется различными неписаными правилами - обычаями (англ. custom and practice ) .

    Созыв и роспуск парламента

    Созыв Парламента является прерогативой монарха, реализуемой по предложению премьер-министра в течение 40 дней после окончания парламентских выборов посредством издания королевской прокламации (англ. Royal Proclamation ). Парламентские сессии созываются ежегодно, обычно в конце ноября - начале декабря, и продолжаются большую часть года с перерывами на каникулы. Каждая сессия начинается тронной речью монарха (англ. Speech from the Throne ), которая по обычаю составляется премьер-министром и содержит программу деятельности правительства на предстоящий год. Во время произнесения тронной речи парламент заседает в полном составе.

    Продление полномочий и роспуск парламента возможны также на основании формального волеизъявления монарха. Обычай и многочисленные прецеденты позволяют премьер-министру в любое время предложить монарху распустить парламент, при этом у монарха не существует каких-либо оснований для отказа .

    После завершения работы парламента проводятся очередные выборы, на которых избираются новые члены Палаты общин. Состав Палаты лордов с роспуском парламента не изменяется. Каждый парламент, собирающийся после новых выборов, имеет свой порядковый номер, при этом отсчёт ведётся с момента объединения Великобритании и Северной Ирландии в Соединённое королевство, то есть с 1801 года . Действующий парламент является уже пятьдесят пятым по счёту.

    Церемониал

    Парламентские заседания

    Порядок проведения парламентских заседаний строго регламентирован. Начинаются они с так называемого «часа вопросов» (англ. Question Time ) премьер-министру и членам правительства. Далее парламентарии переходят к рассмотрению наиболее срочных дел, а также правительственных и частных заявлений, и затем - к основной повестке дня, то есть законотворчеству, которое включает дебаты и голосование.

    Правительственное заявление (англ. ministerial statement ) - устное заявление члена кабинета министров по вопросам внутренней и внешней политики правительства - как текущей (устное заявление), так и планируемой (письменное заявление). По окончании выступления парламентарии могут ответить на заявление или добавить к нему свои комментарии, а также задать министру соответствующие вопросы.

    Обе палаты могут наказывать за нарушения своих привилегий. Неуважение к Парламенту, например, неподчинение вызову в качестве свидетеля, выпущенному парламентским комитетом, также может быть наказано. Палата Лордов может заключить человека в тюрьму на любой конечный срок, Палата Общин также может заключить человека в тюрьму, но только до окончания сессии парламента. Наказание, наложенное любой из палат, не может быть оспорено в каком-либо суде.

    Полномочия

    Законодательный процесс

    Парламент собирается в Вестминстерском дворце

    Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (так называемый Шотландский закон (англ. Scots law )), многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо (с 1999 года) законами, принятыми Парламентом Шотландии .

    Новый закон, в его черновой форме называемый биллем , может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Обычно билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Билль, внесённый министром, называется «Правительственным биллем» («Government Bill»), а внесённый обычным членом палаты - «Биллем частного члена палаты» («Private Member’s Bill»). Билли также различают по их содержанию. Большая часть биллей, затрагивающая всё общество, называется «Общественными биллями» («Public Bills»). Билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей, называются «Частными биллями» («Private Bills»). Частный билль, затрагивающий более широкие слои общества, называется «Гибридным биллем» («Hybrid Bill»).

    Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.

    • Первый способ - внести его на голосование в список биллей, предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям, и двадцать законопроектов, набравших наибольшее число голосов, получают время для обсуждения.
    • Другой способ - «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.
    • Третий способ - согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются крайне редко.

    Большую опасность для законопроектов представляет «парламентское флибустьерство», когда противники законопроекта намеренно тянут время, чтобы добиться истечения отводимого на его обсуждение времени. Билли частных членов палаты не имеют шансов быть принятыми, если им противостоит действующее правительство, но они вносятся, чтобы поднять вопросы морали. Законопроекты по легализации гомосексуальных отношений или абортов были биллями частных членов палаты. Правительство может иногда использовать билли частных членов палаты, чтобы принять малопопулярные законы, с которыми оно не хотело бы ассоциироваться. Такие законопроекты называются «биллями-подачками».

    Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение представляет собой чистую формальность. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта (отказавшись произнести «That the Bill be now read a second time»), но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.

    После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Обе они состоят из всех членов палаты, но большой комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет, состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Устройство, называемое кенгуру (Действующий Приказ 31) позволяет спикеру выбирать поправки для обсуждения. Обычно это устройство используется председателем комитета для ограничения обсуждения в комитете.

    После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, и принятие предложения «That the Bill be now read a third time» означает принятие всего законопроекта. Однако, поправки могут быть ещё внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения, Палата Лордов должна проголосовать за предложение «That the Bill do now pass». После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

    Парламентский акт 1911 года ограничил полномочия Палаты лордов отклонять законопроекты, принятые Палатой общин. Ограничения были усилены Парламентским Актом 1949 года. Согласно этому акту, если Палата общин приняла законопроект на двух последовательных сессиях, и оба раза он был отклонён Палатой лордов, Палата общин может направить законопроект на утверждение суверену, несмотря на отказ Палаты лордов принять его. В каждом случае законопроект должен быть принят Палатой общин по крайней мере за месяц до окончания сессии. Это постановление не имеет силы по отношению к законопроектам, предложенным Палатой лордов, законопроектам, предназначенным чтобы продлить срок работы парламента, и к частным биллям. Особая процедура действует для законопроектов, признанных спикером Палаты общин «денежными биллями» (Money Bills). Денежный билль касается только вопросов налогообложения или государственных денег. Если Палата лордов не принимает денежный билль в течение одного месяца после принятия его Палатой общин, нижняя палата может направить его на утверждение суверену.

    Даже до принятия Парламентских актов, Палата общин обладала большей властью в финансовых вопросах. По древнему обычаю Палата лордов не может вносить законопроекты, относящиеся к налогообложению или бюджету, или вносить поправки, касающиеся налогообложения или бюджета. Палата общин может временно предоставить Палате лордов привилегию рассмотрения финансовых вопросов для того, чтобы позволить Палате Лордов принять поправки, касающиеся финансовых вопросов. Палата Лордов может отказаться принять законопроекты касающиеся бюджета и налогообложения, хотя этот отказ может быть легко обойдён в случае «денежных биллей».

    Последний этап принятия законопроекта - это получение Королевского согласия (англ. Royal Assent ). Теоретически суверен может дать согласие (то есть принять закон) или не дать его (то есть наложить вето на законопроект). По современным представлениям суверен всегда принимает законы. Последний отказ дать согласие произошёл в 1708 года , когда королева Анна не утвердила законопроект «о создании шотландского ополчения».

    Законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трёх частей Парламента. Таким образом, все законы устанавливаются сувереном, с согласия Палаты лордов и Палаты общин. Все парламентские акты начинаются со слов «BE IT ENACTED by the Queen’s most Excellent Majesty, by and with the advice and consent of the Lords Spiritual and Temporal, and Commons, in this present Parliament assembled, and by the authority of the same, as follows».

    Судебные функции

    Кроме функций законодательных, Парламент выполняет и некоторые судебные функции.

    Королева-в-Парламенте является высшим судом в большинстве случаев, но часть дел решает суд Тайного Совета (например, апелляции от церковных судов). Судебные полномочия Парламента происходят от древнего обычая подавать в палату прошения о исправлении несправедливости и отправлении правосудия. Палата Общин прекратила рассмотрения прошений об отмене судебных решений в 1399 году , по сути превращая Палату Лордов в высший судебный орган страны. Сейчас судебные функции Палаты Лордов исполняются не всей палатой, а группой судей, которым было пожаловано сувереном пожизненное пэрство согласно Акту об апелляциях 1876 года (так называемые Lords of Appeal in Ordinary) и другими пэрами, имеющими судебный опыт (Lords of Appeal). Эти лорды, называемые также лордами-законниками (Law Lords), являются лордами Парламента, но обычно не голосуют и не высказываются по политическим вопросам.

    В конце XIX века было разрешено назначение Scottish Lords of Appeal in Ordinary, что прекратило подачу апелляций по уголовным делам, касающимся Шотландии, в Палату Лордов, так что Верховный уголовный суд Шотландии стал высшим уголовным судом в Шотландии . Сейчас юридический комитет Палаты Лордов включает в себя по крайней мере двух шотландских судей, чтобы обеспечить опыт в Шотландском законе, необходимый для рассмотрения апелляций из Высшего гражданского суда Шотландии.

    Исторически Палатой Лордов выполняются и некоторые другие судебные функции. До 1948 года это был суд, рассматривавший дела пэров, обвиняемых в государственной измене . Сейчас пэры подсудны обычным судам присяжных. Кроме того, когда Палата Общин приступает к процедуре импичмента , суд ведётся Палатой Лордов. Импичмент, однако, сейчас происходит очень редко; последний был в 1806 году . Некоторые члены Парламента пытаются возобновить эту традицию и подписали ходатайство об импичменте Премьер-министра, но вряд ли им сопутствует успех.

    Отношения с правительством

    Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Однако ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты (которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин), сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов Палаты Общин, а не палаты Лордов. Последним Премьер-министром из Палаты Лордов стал в 1963 году Алекс Дуглас-Хьюм . Тем не менее, чтобы выполнить обычай, лорд Хьюм отказался от своего пэрства и был избран в Палату общин после того, как стал Премьер-министром.

    Используя своё изначальное большинство в Палате общин, правительство обычно доминирует в законодательной работе парламента, и иногда использует свою патронскую власть чтобы назначить поддерживающих их пэров в Палату лордов. На практике правительство может добиться принятия любого законодательства, какого захочет, кроме случаев большого раскола в правящей партии. Но даже в такой ситуации маловероятно, что предлагаемый правительством законопроект не будет принят, хотя несогласные члены парламента могут добиться уступок от правительства. В

    Парламент - распространенный избирательный орган власти в любой демократической стране. Он может называться по-разному. В Российской Федерации это Дума, в Израиле - Кнессет, в Германии - Бундестаг. История возникновения этого органа власти происходила в разных странах по одним и тем же историческим законам. На примере британского правительства попробуем рассказать, где и когда появился парламент в Англии.

    Предпосылки возникновения

    Возможность проследить за зарождением выборной системы на Британском полуострове прослеживается с момента отступления из этих мест римских легионеров. Этапы становления государственности были очень медленными, а королевская власть - слабой. Развитие городов повлекло за собой рождение нового класса - буржуазии, которая пытается отстаивать свои интересы наряду с крупными землевладельцами на государственном уровне.

    В хрониках некоторых английских графств были представлены доказательства того, что шерифы этих мест отправляли благородных рыцарей консультировать королей касательно налогообложения и других финансовых вопросов. Королям, естественно, не нужны были мысли рыцарей и горожан по этому поводу, а требовалось полное согласие с мнением короны. Но с мнением подданных все-таки приходилось считаться. Именно в этих условиях в Западной Европе возникают представительные собрания, которые оказывали сдерживающее воздействие на аппетиты своих монархов - Генеральные штаты Франции, рейхстаг Германии и парламент Англии. История Британии связывает возникновение этого института власти с именем одного из самых влиятельных лиц того времени - Симона де Монфора.

    Королевские амбиции

    Обострение между тремя правящими классами Англии достигло своего пика в начале XIII века. Властью баронов был признан главой Англии сын короля Иоанна Генрих III. Он был слабым и трусливым монархом, который всегда оказывался под чьим-то влиянием. Раздаривая земли и богатства иностранцам, он вызвал возмущение среди всех слоев населения. К тому же ради амбиций собственной семьи Генрих собирался ввязаться в войну за Сицилийскую корону, которая нужна была ему для сына. Для ведения войны он потребовал треть всех доходов страны.

    Первый парламент в Англии к тому времени не был создан, поэтому королю никто не мог оказать твердого и разумного сопротивления. Отрывки из хроник того времени говорят, что бароны были настолько возмущены непомерными аппетитами собственного короля, что у них «звенело в ушах». Нужно было предпринимать решительные меры.

    На вопрос о том, где и когда появился парламент в Англии, ответ можно получить в средневековых хрониках, которые в большинстве своем пылятся в архивах публичных библиотек. В них можно найти упоминания о событии, которое произошло в Оксфорде в 1258 году. Тогда бароны, возмущенные самоуправством своего монарха, собрали королевский совет в этом городе. В историю он вошел под названием «Бешеный (неистовый) совет». Согласно решению баронов, власть иностранцев в стране ограничивалась, владение землями и замками переходило к английским дворянам, а все важные дела король должен был обязательно согласовывать с крупными землевладельцами.

    Рыцарь и революционер

    Добившись уступок от короля, бароны и не подумали позаботиться о простых рыцарях и буржуазии. В стране вспыхнули протесты. Наиболее радикальное крыло мятежников возглавил Симон де Монфор. Поначалу войско короля потерпело поражение, а сам монарх и его сын Эдуард попали в плен. Монфор вошел в Лондон и стал править Англией.

    Представительные собрания

    Монфор понимал, что его власть, не подкрепленная никакими правами, крайне непрочна. Для того чтобы править страной в его положении, нужно было заручиться поддержкой широких слоев общества. Решение Монфора уже отвечает на вопрос о том, с какой целью создан парламент в Англии. Это в первую очередь поддержка общества, получение очередных финансовых вливаний, укрепление королевской власти на местах.

    В 1265 году в Лондоне было созвано собрание трех имущественных классов средневековой Англии. На него были приглашены духовные и светские магнаты, а также представители рыцарства и городской буржуазии. Языком общения благородных господ тогда, как и много лет спустя, был французский, а английской простонародной речью пользовались лишь крестьяне и ремесленники. Поэтому и парламент был назван на французский манер. Корнем этого слова является французское «парлё», что значит «говорить».

    Конец Монфора

    Большинство захватчиков недолго пользуются дарами своих побед. Так и Монфор быстро потерял власть и был убит в борьбе со сторонниками принца Эдуарда. Власть короля была восстановлена, и урок из произошедшего был получен.

    Выборное собрание осталось государственным органом власти даже после Монфора. А вот где и когда появился парламент в Англии после этих событий - совсем другая история.

    Лондон и парламент

    Знать и королевские власти на собственном примере убедились, что без поддержки рыцарей и горожан Англией управлять будет нелегко. Даже после смерти Монфора парламент жил и выполнял определенные функции. Например, дабы избежать новых народных волнений, в 1297 году королем Эдуардом был подписан указ, согласно которому, ни один налог не может быть введен в королевстве без одобрения его парламентом.

    Последний был построен на принципах соблюдения условий договоров - тем самым были заложены принципы современной юстиции. Прозрачные условия сделки между государственной властью и королевскими подданными гарантировали, что соблюдать соглашения будет выгодно и той, и другой стороне. Только форма выборного собрания с тех пор несколько изменилась.

    Как был устроен парламент в Англии

    Как постоянно действующий орган власти, парламент в Англии в средние века полноправно функционировал, начиная с 1265 года. Представители титулованной знати и высшего духовного сословия получали именные документы, позволявшие им принимать участие в работе парламента, а для простых рыцарей и горожан существовало общее приглашение.

    Как был устроен парламент в Англии, можно увидеть и в современном британском правительстве - ведь за 900 лет в устройстве этого органа власти практически ничего не изменилось. Весь парламент разделен на две большие палаты. В первую - Палату лордов - входят потомки тех самых баронов, что участвовали в «Бешеном совете». Это представители титулованного дворянства и духовной знати. В XIV веке духовенство покинуло собрания парламента, но позднее вернулось в его ряды. Нижнюю палату - Палату общин - занимают наследники тех, кому в далекие времена отсылались «общие приглашения». Это потомки рыцарей и богатых горожан. В настоящее время представители включают в себя депутатов из местного дворянства, которым общество на местах доверило представлять свои интересы в столице.

    Возможность напрямую контролировать власть дала толчок развитию местного самоуправления - в различных графствах создавались местные собрания, а городские интересы отстаивались в советах.

    Надеемся, что из этой статьи станет ясно, где и когда появился парламент в Англии. Мы подробно рассмотрели, какое влияние имела выборная система самоуправления на английских королей в средние века.

    БРИТАНИЯ И БРИТАНЦЫ

    THE BRITISH PARLIAMENT

    The UK Parliament is one of the oldest representative быть установлен in the world, having its origins in the middle of the 13th century. From the 14th century, parliamentary government in the United Kingdom has been based on a two-chamber system. The House of Lords (the upper house) and the House of Commons (the lower house) sit separately and are constituted on entirely different principles. The relationship between the two Houses is governed largely by convention but is in part defined by the Parliament Acts. The legislative process involves both Houses of Parliament and the Monarch.

    In the beginning, Great Britain was an absolute monarchy, but in the 17th century, tensions increased between parliament and monarch. Civil War broke out the following year, leading to the execution of King Charles 1 in January 1649. Following the restoration of the Monarchy in 1660, the role of parliament was enhanced by the events of 1688-89 (the ‘Glorious Revolution’) which established the authority of Parliament over the King. The state political system became to be Parliament monarchy. Nowadays the Monarch is no more but a symbol and tradition of the nation.

    The British Parliament consists of the House of Lords and the House of Commons and the Queen.

    Today the House of Commons plays the major role in law-making. It consists of Members of Parliament. Each of them represents an area in England, Scotland, Wales and Ireland. Members of Parliament are elected either at a general election or at a by-election following the death or retirement of one of them. Parliament has a maximum duration of five years. At any time up to the end of this period, a general election can be held for a new House of Commons and it is the Prime Minister who decides on the exact day of the election. The minimum voting age is 18. The election campaign lasts about three weeks, the British parliamentary system depends on political parties. The party which wins the majority of seats forms the government and its leader usually becomes Prime Minister. The Prime Minister chooses about 20 MPs from his party to become the cabinet of ministers. Each minister is responsible for a particular area in the government. The second largest party becomes the official opposition with its own leader and «shadow cabinet». The leader of the opposition is a recognized post in the House of Commons. The parliament and the monarch have different roles in the government and they only meet together on symbolic occasions, such as coronation of a new monarch or the opening of the parliament. In reality, the House of Commons is the one of three which has true power.

    The House of Commons is made up of six hundred and fifty elected members, it is presided over by the speaker, a member acceptable to the whole house. MPs sit on two sides of the hall, one side for the governing party and the other for the opposition. The first two rows of seats are occupied by the leading members of both parties. Each session of the House of Commons lasts for 160-175 days. MPs are paid for their parliamentary work and have to attend the sittings. As mentioned above, the House of Commons plays the major role in law making. The procedure is the following: a proposed law («a bill») has to go through three stages in order to become an act of parliament; these are called «readings». The first reading is a формальность and is simply the publication of the proposal. The second reading involves debate on the principles of the bill. And the third reading is a report stage. This is usually the most important stage in the process. When the bill passes through the House of Commons, it is sent to the House of Lords for discussion, when the Lords agree it, the bill is taken to the Queen for royal assent, when the Queen signs the bill, it becomes act of the Parliament and the Law of the Land.

    The House of Lords has more than 1000 members, although only about 250 take an active part in the work of the house. Members of this Upper House are not elected, they sit there because of their rank and the chairman of the" House of Lords is the Lord Chancellor. And he sits on a special seat, called «Woolsack». It is another tradition of Great Britain. The members of the House of Lords debate the bill after it has been passed by the House of Commons. Some changes may be recommended and the agreement between the two houses is reached by negotiations.

    QUESTIONS

    1. When was the UK Parliament established?

    2. When did the parliamentary government in the United Kingdom begin to be based on a two-chamber system?

    3. How is the upper house called?

    4. How is the lower house called?

    5. How is the relationship between the two Houses governed?

    6. Who are involved in the legislative process in the British Parliament?

    7. Whom does the real power in the Parliament belong to?

    8. When did the Monarchy restoration happen?

    9. What happened to King Charles I?

    10. When was the King Charles I executed?

    11. Does the Monarch have the real legislative power in Great Britain nowadays?

    12. Is the state political system of Great Britain an absolute monarchy today?

    13. What political system does Great Britain have today?

    14. Who decides on the exact day of the election to be held for a new House of Commons?

    15. Who always stands in the official opposition in the Parliament?

    16. How many members are there in the House of Commons?

    17. How many members are there in the House of Lords?

    18. Are members of the House of Lords paid for their parliamentary work?

    19. What is the minimum voting age in Great Britain?

    20. What is a maximum duration for the Parliament?

    VOCABULARY

    representative - полет, представительный

    origins - происхождение, начало

    two-chamber system - двухпалатная система

    the House of Lords - палата лордов (верхняя палата британского парламента)

    the House of Commons - палата общин (нижняя палата британского парламента)

    to constitute - составлять; учреждать; создавать

    to govern - править, управлять

    convention - соглашение, договоренность, договор, конвенция

    to define - определять, давать определение

    to involve - взимать

    tension - противоречия, напряженность

    to break (past broke, p.p. broken) out - разразиться

    restoration - ист. Реставрация (в 1660 p . в Англии)

    to enhance - увеличивать, усиливать

    to elect - выбирать, выбирать

    retirement - выход в отставку; выход на пенсию; отход от дел

    the Prime Minister - премьер-министр

    to depend on - зависеть от MP - сокращение от член парламента)

    responsible - ответственный, несущий ответственность, отвечающий

    coronation - коронация

    to make (past made, p.p. made) up - здесь: состоять из

    the speaker - спикер

    row - ряд

    to attend - посещать; присутствовать

    to mention - упоминать, ссылаться на

    bill - законопроект, билль

    proposal - предложение; план

    royal assent - королевская одобрение, утверждение, разрешение

    rank - ранг

    chairman - председатель

    the Lord Chancellor - лорд-канцлер

    negotiations - переговоры

    БРИТАНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

    Парламент Великобритании является одним из самых древних представительных собраний в мире, беря свое начало с середины XIII столетия. С XIV столетия парламентский правительство в Великобритании был основан на системе с двумя палатами. Палата лордов (верхняя палата) и палата общин (нижняя палата) заседают отдельно, и их состав основывается на совершенно разных принципах. Отношения между двумя палатами строятся, в значительной степени, в соответствии с соглашением, но частично определяются парламентскими актами. Законодательный процесс объединяет в себе обе парламентские палаты и монарха.

    Сначала Великобритания была абсолютной монархией, но в XVII столетии напряжение в отношениях между парламентом и монархом увеличилось. Через год вспыхнула гражданская война, которая привела к казни короля Чарльза i в январе 1649 г. После восстановления монархии в 1660 г. усилилась роль парламента событиями 1688-1689 гг ., что установили приоритетную власть парламента над королем. Государственная политическая система стала парламентской монархией. В наше время монарх не более чем символ и традиция нации.

    Британский парламент состоит из палаты лордов, палаты общин и королевы.

    Сегодня палата общин играет главную роль в законодательстве. Она состоит из членов парламента. Каждый из них представляет область в Англии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии. Члены парламента избираются или на общих выборах, или на дополнительных выборах после смерти или отставки одного из них. Парламент избирается на максимальный срок в пять лет. В любое время до конца этого периода могут быть проведены всеобщие выборы для формирования новой палаты общин, точную дату выборов устанавливает премьер-министр. Минимальный возраст избирателя 18 лет. Избирательная кампания длится примерно 3 недели, британская парламентская система зависит от политических партий. Партия, которая выигрывает большинство мест, формирует правительство, а ее лидер обычно становится премьер-министром. Премьер-министр выбирает примерно 20 членов парламента из своей партии, которые входят в кабинет министров. Каждый министр в правительстве отвечает за определенную сферу. Вторая по численности партия становится официальной оппозицией с ее собственным лидером и «теневым кабинетом». Лидер оппозиции является признанной должности в палате общин. Парламент и монарх имеют разные роли в правительстве, и они встречаются вместе только в символических случаях, таких как коронация нового монарха или открытия парламента. В действительности же, палата общин - это одна из трех ветвей власти, что имеет настоящую власть.

    Палата общин состоит из выборных шестисот пятидесяти членов, возглавляемых спикером, кандидатура которого должна быть одобрена всей палатой. Члены парламента сидят с двух сторон зала: одна сторона - для правящей партии, и другой - для оппозиции. Первые 2 ряда мест заняты ведущими членами обеих партий. Каждая сессия палаты общин продолжается в течение 160-175 дней. Парламент имеет интервалы в своей работе. Члены парламента получают зарплату за свою парламентскую работу и должны посещать заседания. Как сказано выше, палата общин играет главную роль в законодательстве. Процедура такая: предложенный законопроект (билль) должен пройти три стадии, чтобы стать парламентским актом: они называются «чтение». Первое чтение является простой формальностью, это просто публикация предложения. Повторное чтение представляет собой дебаты о сути законопроекта. И третье чтение - стадия объявление. Это, как правило, важнейшая стадия процесса. Когда законопроект проходит через палату общин, он отправляется палате лордов для обсуждения; когда лорды соглашаются, этот законопроект отправляется королеве, чтобы она его одобрила, когда королева принимает законопроект, он становится парламентским актом и законом государства.

    Палата лордов имеет более 1000 членов, хотя только примерно 250 принимают активное участие в ее работе. Члены верхней палаты не избираются, они заседают там благодаря своему статусу, председатель палаты лордов - лорд-канцлер. Он сидит на специальном месте, называемом «вулсек» (шерстяной мешок). Члены палаты лордов обсуждают законопроект после того, как он прошел через палату общин. Некоторые изменения могут быть рекомендованы, а соглашение между двумя палатами может быть достигнута путем переговоров.

    Это символ Великой Британии.

    Где и когда появился парламент в Англии? В данной статье будет представлена краткая история создания этого органа власти, хотя занимает она довольно длительный период развития государства. Но прежде разберемся в происхождении самого термина.

    Определение слова «парламент»

    Прежде чем выясним, где и когда появился парламент в Англии, попробуем определить значение слова «парламент». Основных теорий происхождения термина - две. По первой из них английское «parliament» получилось благодаря соединению 2-х латинских слов:

    • «parium», обозначающее «равные» или «паритетные»;
    • «lamentum» - «плач, жалоба».

    То есть, парламент - это место, где можно выставить жалобу равным по статусу людям.

    По второй теории термин «parliament» получается из 2-х французских слов:

    • «parler» (переводится, как «разговор»);
    • «ment», означающее «суждение».

    Выходит, что парламент - это место, где обмениваются мнениями, ведут беседу, высказывают свою точку зрения.

    В связи с вышеописанными различиями в происхождении термина ученые до сих пор спорят о времени возникновения 1-го парламента в Англии. Поэтому однозначного ответа на вопрос, где и когда появился парламент в Англии, можно сказать, нет.

    По сути своей парламент - это один из распространенных избирательных органов власти многих демократических стран. Причем называться он может по-разному. К примеру, в России это Дума, в Германии - Бундестаг, в Израиле - Кнессет. История появления такого органа власти в разных странах происходила практически по одним и тем же законам.

    О предпосылках

    На примере Британии попробуем коротко рассказать о том, где и когда появился парламент. В Англии первые предпосылки зарождения выборной системы прослеживаются с того момента, когда из этих мест стали отступать римские легионеры. Очень медленно проходили этапы становления государственности, а власть королевская была довольно слабой. В связи с развитием городов возродился новый класс - буржуазия, пытавшаяся отстаивать свои интересы, так же как и крупные землевладельцы на уровне государства. Хроники некоторых графств Англии представляют некоторые доказательства того, что благородные рыцари по решению шерифов местностей отправлялись консультировать королей относительно налогообложения и прочих финансовых вопросов. Естественно, короли не нуждались в мыслях горожан и рыцарей по данному поводу, полное согласие с его мнением было неукоснительным. Но иногда ему приходилось соглашаться с предложениями подданных. В таких условиях в Западной Европе стали возникать представительные собрания, оказывающие определенное сдерживающее воздействие на растущие аппетиты монархов. Один из них и парламент в Англии.

    История Англии тесно связывает происхождение такого органа власти с именем влиятельного лица того времени - Симона де Монфора.

    О версиях возникновения парламента в Англии

    Те, кто в большей степени придерживается французской версии происхождения названия органа власти, считают, что первым парламентом Англии являются собрания, созывавшиеся Альфредом Великим в конце IX-го столетия. Но противоречат им представители, придерживающиеся версии «автохтонной». По их мнению, происхождение парламента в Англии тесно связано с борьбой между королем и баронами с одной стороны и рыцарями и горожанами с другой. А произошло это событие намного позже первого - во 2-ой половине XIII-го столетия.

    Более правдоподобной на сегодня выглядит последняя теория, она же имеет и большинство сторонников. Выходит, что первый английский парламент возник в XIII веке.

    Устройство парламента в Англии

    Полноправно как действующий орган власти парламент начал функционировать в средние века, с 1265 года. Представители высшего сословия духовенства и знати титулованной получали документы, причем именные, которые давали им возможность принимать участие в собраниях парламента. Простые горожане и рыцари принимали участие в его работе по общему приглашению.

    В устройстве парламента Англии за 900 лет почти ничего не изменилось. И сегодня, как и раньше, он разделен на две палаты. Первая - Палата лордов, включающая потомков тех баронов, участвовавших в «Бешеном совете» (1258 год - собрание английских аристократов в Оксфорде, где Генриху III были предъявлены требования об ограничении власти короля). Сюда входят представители духовной знати и титулованного дворянства. Нижняя палата - это Палата общин. Сюда входят представители наследников тех, кто в те далекие времена принимал участие в собраниях по «общим приглашениям». Это потомки богатых горожан и рыцарей.

    На сегодня среди представителей Палаты общин есть и депутаты из местного дворянства, которым народ на местах доверил представлять их интересы в столице.