Первый полет на луну ссср. Первые на Луне: как Советский Союз обогнал в космосе американцев

В предыдущей статье о фильме “Apollo 18” упоминался советский лунный модуль “Прогресс”. По описанию фильма именно на нем единственный советский космонавт прибыл на Луну раньше американцев (или немногим позже) и героически погиб, сражаясь за жизнь с инопланетной угрозой.

На самом деле советский модуль является практически точной копией проекта Л3, разработка которого велась с 1963 года, а название “Прогресс” тогда было присвоено не ему, а новому ракетному носителю. В принципе, в контексте фильма такие подробности значения не имеют и надо отдать должное американским коллегам по кинематографу – Л3 был выполнен просто на “отлично”. А посему, об этой конструкции надо рассказать подробнее.

Итак, как уже говорилось ранее, разработку лунного посадочного модуля Л3 начали в 1963 г., практически одновременно с развертыванием программы “Союз”. Именно они должны были доставить советских космонавтов к Луне, но довести эту работу до конца не удалось. В итоге, “Союзы” стали знамениты как средство доставки космонавтов самых разных стран на околоземную орбиту. Что касается лунного посадочного модуля Л3, то его судьба сложилась следующим образом.

Из-за отсутствия подходящего по мощности носителя инженерам пришлось ограничиться компоновочной схемой, рассчитанной только на одного космонавта. Сравните размеры советского и американского лунных модулей (рисунок).

Конструктивно Л3 (называемый также ЛК – лунный корабль), состоял из двух секций:

– лунная кабина: кресло космонавта располагалось у задней стенки, справа и слева размещались средства управления, в центре был сделан большой круглый иллюминатор;
– приборный модуль: имел дисковидную форму, в нем разместили систему управления, радиотехнику, систему управления электропитанием и аппаратуру для обеспечения стыковки.

Самым узким местом ЛК, не считая его скромных габаритов, была невозможность прямого перехода космонавта из ЛОК (лунного орбитального корабля, который должен был доставить экспедицию). Другими словами схема действий после выхода на околоземную орбиту представлялась следующим образом.

Космонавты надевают скафандры разных типов (пилот ЛОК – “Орлан”, пилот ЛК – “Кречет-94”) и переходят в бытовой отсек, который в дальнейшем используют в качестве шлюзового.

Далее пилот ЛК, использую поручни, переходит по внешней поверхности ЛОК к своему кораблю. Для большего удобства оба люка были размещены друг против друга. После этого ЛК отделяется от ЛОК и спускается на поверхность Луны.

На высоте 16 км включаются тормозные двигатели, а на высоте 3-4 км от модуля отделяется разгонный блок “Д”, после чего ЛК выполняет “мертвую петлю”.

Такие ухищрения были необходимы для того, чтобы посадочный радиолокатор лунного корабля не принял отделившийся блок “Д” за лунную поверхность и раньше времени не сработало автоматическое включение ракетного блока “Е”. Непосредственно посадка проводилась самим пилотом ЛК, которому предстояло использовать как автоматическую, так и ручную систему управления.

Отдохнув и проверив работу аппаратуры космонавт выходил на лунную поверхность для сбора образцов. Скафандр “Кречет-94” был рассчитан на 4 часа автономного пребывания на Луне. За это время космонавт должен был установить на Луне научные приборы и государственный флаг СССР, собрать образцы лунного грунта, провести телевизионный репортаж, фото- и киносъемку района приземления.

Проведя на Луне не более 24 часов космонавт должен был покинуть планету. При старте включались оба двигателя блока “E”, и в случае штатной работы один из них впоследствии отключался. Затем ЛК выходил на лунную орбиту и с помощью системы “Контакт” совершал стыковку с ЛОК. Далее все действия космонавта проводились в обратном порядке, как перед спуском на Луну. Обратный путь на Землю должен был занимать не более 3,5 суток, а общее продолжительность экспедиции рассчитывалась на 11-12 суток.

Как мы видим, американские кинематографисты во многом оказались правы. Модуль ЛК прилунился в кратере на солнечной стороне и советский космонавт, по всей видимости, выполнил основную часть программы пребывания на лунной поверхности. Кстати, удачно был воспроизведен не только сам ЛК, но и скафандр “Кречет-94”.

Для более детального изучения данной темы имеется отдельная статья “Скафандры для советской лунной программы” (формат PDF). Сейчас от этой эпохальной программы остались только модули для стендовых испытаний и один из образцов скафандра “Кречет-94″. Последний, причем, является музейным экспонатом, чего нельзя сказать о модуле ЛК.

Под занавес рассказа о советском лунном модуле ЛК – несколько кадров из фильма “Apollo 18″. Смотрим, оцениваем, наслаждаемся…

В январе 1969 года в ЦРУ поступила информация от осведомителей из Москвы, что СССР готовится к проведению специальной операции с целью срыва полёта американских астронавтов на Луну. Советы якобы намереваются с помощью мощных генераторов электромагнитного излучения вызвать помехи в бортовом электронном оборудовании космического корабля «Аполлон» во время его взлёта и привести его к катастрофе. Президент Ричард Никсон отдал приказ о проведении сверхсекретной операции «Перекрёсток» с целью воспрепятствовать любой подозрительной активности советских кораблей у берегов США во время стартов «Аполлонов».

В то время «лунная гонка» близилась к своей развязке, и было уже очевидно, что победа в ней достаётся США. В декабре 1968 года триумфальный облёт Луны совершили Ф. Борман, Дж. Ловелл и В. Андерс на «Аполлоне-8». В мае 1969 года Т. Стаффорд, Дж. Янг и Ю. Сернан на «Аполлоне-10» несколько раз облетели Луну, отработав все этапы расстыковки и стыковки, снижения и подъёма лунной кабины, кроме лишь посадки на Луну и взлёта с неё. В то время как в СССР о любом запуске в космос объявляли только пост-фактум, американцы заранее назначали дни старта своих кораблей, приглашая прессу и телевидение со всего мира. Поэтому уже все знали, что на 16 июля 1969 года намечен старт с космодрома имени Дж. Кеннеди «Аполлона-11», который полетит к Луне.

Советская лунная программа безнадёжно отставала. Когда «Аполлон-8» облетел Луну, в СССР только готовился корабль для такого облёта, а корабля для посадки на Луну не было вовсе. После успешного полёта американцев вокруг Луны советское руководство решило отказаться и от пилотируемого облёта Луны, который теперь не мог иметь большого эффекта. Но администрация США была не уверена, что СССР решил просто так сдаться без боя в «лунной гонке», и ожидала от него какой-нибудь «пакости», чтобы помешать американцам с триумфом победить в ней. Ведь в США высадка на Луну стала идеей-фикс национального престижа на все 1960-е годы.

В то время советские корабли радиоэлектронной разведки, бороздившие Мировой океан и перехватывавшие сигналы связи НАТО, маскировались под рыболовецкие сейнеры. Эта уловка была уже давно известна натовцам, и те, в свою очередь, постоянно отслеживали передвижение этих «рыболовецких флотилий» под красным флагом. В начале 1969 года было отмечено повышение активности советского флота вблизи американских берегов. Там теперь постоянно дежурили два советских корабля РЭР, а в мае 1969 года, во время полёта «Аполлона-10», уже четыре. «Это неспроста», – решили в американских спецслужбах. На время миссии «Аполлона-11», в июле, намечались масштабные меры противодействия возможным «козням русских».

Американские спецслужбы верили (или делали вид, что верили), что сильный электромагнитный импульс, направленный на взлетающую ракету, способен вызвать непоправимый сбой её оборудования и, в конечном счёте, её катастрофу. Теоретически это кажется возможным, хотя практических опытов такого рода никто не проводил (точнее – никто о них не сообщал). К назначенному дню взлёта – 16 июля – корабли ВМС США и авиация Береговой охраны были приведены в состояние боевой готовности. В районе мыса Канаверал дежурили семь американских подводных лодок. Американские корабли радиоэлектронной борьбы должны были, помимо постоянного отслеживания деятельности советских кораблей, поставить мощные помехи им на разных частотах. Боевым судам и авиации было приказано открыть огонь на поражение в случае, если от советских судов будет исходить подозрительная активность. Президент Никсон имел перед собой заготовленный проект директивы о применении против СССР стратегических ядерных сил. Он должен был подписать его в случае, если бы «Аполлон-11» потерпел крушение вследствие применения Советами электромагнитного сверхоружия.

Меры американцев не казались излишними. К объявленному дню у берегов Флориды «ловило рыбу» уже семь советских «сейнеров»!

Итак, старт «Аполлона» был назначен на 8 часов 32 минуты утра по времени атлантических штатов США. Ровно в 8 утра американские РЛС зафиксировали включение радиолокационной аппаратуры на советских судах на полную мощность. В 8:05 из Вашингтона поступил приказ 2-му флоту США привести в полную готовность все боевые системы. В 8:10 американские самолёты РЭБ «Орион» начали облёт советских судов, а боевые корабли начали сближение с «сейнерами», чтобы быть готовыми в любой момент открыть огонь.

В 8:20 началось интенсивное глушение аппаратуры советских судов путём создания помех. С 8:32 до 8:41 две ступени «Сатурн-5» успешно вывели третью ступень вместе с кораблём «Аполлон-11» на околоземную орбиту. В 8:45 советские суда снизили уровень своей радиолокационной активности до обычного. Через две минуты американским службам РЭБ поступил сигнал отбоя. В 8:50 американские корабли и самолёты начали покидать место событий.

Так как подробности советской операции засекречены до сих, никто не может сказать, что это было. Ведь советские корабли РЭР действительно проявили в это время повышенную активность! Если это не была попытка сбить с курса «Аполлон», то что это могло быть? Выдвигают две версии.

Согласно одной, советские суда радиоэлектронной разведки собирали информацию о полёте «Аполлона» с целью установить, действительно ли он отправился в космос (ведь не исключено, что конспирологическая версия о возможности инсценировки американских полётов, столь популярная сегодня, родилась уже тогда!). Согласно другой, СССР нарочно имитировал свою активность, чтобы заставить американцев лишний раз подёргаться. Дёргание, кстати, недёшево обошлось бюджету США: затраты на операцию «Перекрёсток» составили 230 млн. тогдашних долларов – почти 1% от общей стоимости программы «Аполлон». Иногда добавляют при этом, что и сведения о готовящейся Советами спецоперации против «Аполлона» были искусной дезинформацией, специально пущенной из Москвы. Так ли это – пока остаётся только гадать.

Программа составлена Институтом космических исследований РАН по поручению Роскосмоса в 2014 году. ИКИ предлагает использовать Луну как научный полигон для масштабных астрономических и геофизических исследований. Предлагается создать на Луне оптическую обсерваторию и автоматический радиотелескоп-интерферометр, состоящий из отдельных приемников, распределенных по поверхности Луны. Несмотря на то, что программа не была официально опубликована, основные ее положения, несомненно, были учтены при разработке Федеральной космической программы на 2016-2025 годы.

Программа изучения и освоения Луны разбита на этапы, объединенные общей стратегической целью и различающиеся по методам работы на Луне. Всего выделено четыре этапа работы на Луне, хотя сами эксперты говорят о трех, поскольку последний в их программе не рассматривается.

Первый этап: 2016-2028 годы

До 2028 года предполагается изучение Луны автоматическими станциями, выбор площадки для расширения присутствия человека. Уже известно, что она будет на южном полюсе, однако точное место будет выбрано только после того, как автоматические миссии предоставят всю информацию о ресурсах, необходимых для снабжения будущей базы, включая энергию (освещенность солнцем), наличие льда и др.

Подробнее обо всех космических аппаратах, которые планируется отправить к Луне на первом этапе, можно прочитать в подразделах этой страницы.Кроме того, до 2025 года планируется начать эскизное проктирование автоматических исследовательских станций нового поколения, которые смогут приступить к изучению Луны во второй половине следующего десятилетия и после 2030 года.

Научные задачи

- исследование состава вещества и физических процессов на лунных полюсах
- исследование процессов взаимодействия космической плазмы с поверхностью и свойств экзосферы на лунных полюсах
- исследование внутреннего строения Луны методами глобальной сейсмометрии
- исследование космических лучей сверхвысоких энергий

Второй этап: 2028-2030 годы

Второй этап является переходным. Разработчики программы рассчитывают, что к этому времени у страны появится ракета-носитель сверхтяжелого класса грузоподъемностью около 90 тонн (на низкой орбите Земли). На эти годы запланирована отработка операций по высадке на Луну пилотируемой экспедиции. Предполагаются полеты космонавтов на окололунную орбиту на новом корабле ПТК НП , окололунные стыковки корабля с топливными модулями и многоразовым с взлетно-посадочным аппаратом. Последний должен будет несколько раз подбирать с поверхности Луны образцы ледосодержащего грунта, которые космонавты смогут доставить на Землю. Программа отработки операций включает и дозаправку взлетно-посадочного модуля на орбите Луны.

Третий этап: 2030-2040 годы

В этот период на должен быть создан «лунный полигон» с первыми элементами инфраструктуры. Пилотируемые полеты предполагаются только в виде кратковременных экспедиций посещения. Целью космонавтов будет обслуживание техники, машин и научного оборудования.

Четвертый этап: за горизонтом планирования

После 2040 года на базе лунного полигона должна быть построена постоянно обитаемая лунная база с элементами астрономической обсерватории. Работники базы займутся мониторингом Земли, экспериментами по использованию лунных ресурсов, отработкой новой космической техники, необходимой для экспедиций в дальний космос.

Освоение космоса в середине прошлого столетия было архиважным делом для мировых держав, ведь оно напрямую свидетельствовало об их силе и могуществе. Приоритетность разработок космической промышленности не только не скрывалась от граждан, но, напротив, всячески подчеркивалась, вселяя чувство уважения и гордости за свою страну.

Несмотря на желание многих стран принять участие в этом нелегком и интересном деле, основная нешуточная борьба разворачивалась между двумя супердержавами – Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки.

Первые победы в космической гонке были за СССР

Череда успехов советской космонавтики стала откровенно брошенным вызовом США, заставившим Америку ускорить работу в области освоения космоса и найти способ обставить главного конкурента - СССР.

  • первый искусственный спутник земли - советский Спутник-1 (4 октября 1957 года) СССР;
  • первые полеты в космос животных - собака-космонавт Лайка, первое животное, выведенное на орбиту Земли! (1954 - 3 ноября 1957) СССР;
  • первый полет человека в космос - советский космонавт Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года).

И тем не менее, соревнование за космос продолжалось!

Первые люди на Луне

Сегодня практически все знают, что Америке удалось перехватить инициативу в космической гонке, запустив своих космонавтов на . Первым пилотируемым космическим кораблем, кому удалось успешно «прилуниться» в далеком 1969 году, стал американский космический корабль «Аполлон-11», с экипажем астронавтов на борту – это были Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин.

Многие из вас помнят фото, когда на поверхности Луны 20 июля 1969 года Армстронг с гордостью устанавливает флаг США. Правительство Америки торжествовало, что сумело обогнать в деле покорения Луны советских первооткрывателей космоса. Но история полна догадок и предположений, а некоторые факты не дают покоя критикам и ученым умам до сих пор. И по сей день обсуждается вопрос, что корабль американцев, по всей вероятности, добрался до Луны, взял , а вот опускались ли космонавты на ее поверхность на самом деле? Существует целая каста скептиков и критиков, неверящих в высадку американцев на Луне, однако, оставим этот скепсис на их совести.

Однако, впервые Луны достиг советский космический корабль «Луна-2» 13 сентября 1959 года, то есть советские космические аппараты оказались на Луне на 10 лет раньше высадки американских космонавтов на спутник Земли. И потому особенно обидно, что мало кто знает о роли советских конструкторов, физиков, космонавтов в освоении Луны.

А ведь работа была проделана огромная, и результаты были достигнуты намного раньше победного шествия Армстронга. Вымпел СССР был доставлен на поверхность Луны на десятилетие раньше, чем на ее поверхность ступила нога человека. 13 сентября 1959 года космическая станция «Луна-2» достигла планеты, в честь которой она была названа. Первый в мире космический корабль достигший Луны (космическая станция Луна-2) совершил посадку на поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик.

Возникает вполне закономерный вопрос: если до спутника Земли добралась станция «Луна-2», то должна была быть и «Луна-1»? Была, но ее запуск, выполненный немного раньше, оказался не столь удачным и, пролетев мимо Луны… Но даже при таком исходе в ходе полёта станции «Луна-1» был получены очень значимые научные результаты:

  • При помощи ионных ловушек и счётчиков частиц были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра.
  • При помощи бортового магнитометра впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли.
  • Было установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля.
  • АМС «Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости.

Участники запуска были отмечены Ленинской премией, поименно народ не знал своих героев, но общее дело – честь страны – было приоритетным.

США высаживают первый людей на Луне

А что США? Полет Юрия Гагарина в космос стал серьезным ударом для Америки, и чтобы не остаться навсегда в тени русских, была поставлена цель – , и хотя американцы проиграли гонку за посадку на поверхность Луны первого космического корабля, у них был шанс первыми совершить высадку на спутник Земли космонавтов! Работы над усовершенствованием космического корабля, скафандров и необходимой техники шли семимильными шагами, американское правительство привлекло весь интеллектуальный и технический потенциал страны, и, не скупясь, тратило миллиарды долларов на разработки. Все ресурсы NASA были мобилизованы и брошены в топку науки ради великой цели.

Шаг американского гражданина на Луну – вот единственная возможность выйти из тени, сравняться с Советским Союзом в этой гонке. Возможно, что у Америки не получилось бы реализовать свои честолюбивые планы, но в это время в СССР произошла смена партийного лидера, а ведущие конструкторы – Королев и Челомей никак не могли прийти к общему мнению. Королев, будучи новатором по натуре, склонялся к использованию новейших разработок двигателей, а его коллега ратовал за старый, но проверенный «Протон». Таким образом, инициатива была упущена и первым, кто официально ступил на поверхность Луны стали американские космонавты.

Сдался ли СССР в лунной гонке?

Несмотря на то что советским космонавтам так и не удалось высадиться на Луне в 20 веке, СССР не сдался в гонке по освоению Луны. Так уже в 1970 году автоматическая межпланетная станция «Луна-17» несла на своем борту первый в мире, не знавший аналогов, планетоход, способный полноценно работать в условиях другого гравитации луны. Он получил название «Луноход-1» и предназначался для изучения поверхности, свойств и состава грунта, радиоактивного и рентгенологического излучения Луны. Работа над ним велась на Химкинском Машиностроительном заводе им. С.А. Лавочкина, руководил ее Бабакин Николай Григорьевич. Эскиз был готов в 1966 году, а вся проектная документация была закончена к концу следующего года.

«Луноход-1» был доставлен на поверхность спутника Земли в ноябре 1970 года. Центр управления находился в Симферополе , в Центре космической связи и включал пульт управления командира экипажа, водителя лунохода, оператора антенны, штурмана, зал обработки оперативной информации. Основную проблему составляла задержка времени сигнала, мешавшая полноценному управлению . Луноход проработал там почти год, до 14 сентября, именно в этот день прошел последний, удачно прошедший сеанс связи.

Луноход проделал огромную работу по изучению вверенной ему планеты, проработав намного дольше запланированного времени. Были переданы на Землю огромное количество фотографий, лунных панорам, . Спустя годы, в 2012, Международный астрономический союз дал названия всем двенадцати кратерам, встретившимся на пути «Лунохода-1» – они получили мужские имена.

Кстати, в 1993 году «Луноход-1» был выставлен на аукционе Сотбис, заявленная цена составила пять тысяч долларов. Закончились торги на сумме, гораздо более высокой – шестьдесят восемь с половиной тысяч американских долларов, покупателем стал сын одного из американских астронавтов. Характерно, что драгоценный лот покоится на территории Луны, в 2013 году он был обнаружен на снимках, сделанных орбитальным американским зондом.

Подводя итог можно отметить, что первыми людьми, высадившимися на Луну (1969 год) стали американцы, вот список космонавтов США, совершивших высадку: Нил Армстронг, Базз Олдрин, Пит Конрад, Алан Бин, Алан Шепард, Эдгар Митчелл, Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин, Джон Янг, Чарльз Дьюк, Юджин Сернан, Харрисон Шмитт. Нил Армстронг прожил долгую жизнь и умер 25 августа 2012 года в возрасте 82 года, так и сохранив за собой звание первого человека, ступившего на Луну…

Но первые космические корабли, покорившие Луну (1959 год) были советскими, тут первенство бесспорно принадлежит Советского Союзу и русским конструкторам и инженерам.

Советский Союз на Луне
В день 45-летия приземления первых людей на Луне «Русская планета» вспоминает о советской лунной программе

Через месяц после полета в космос Гагарина президент США Джон Кеннеди дал НАСА четко определенную цель: «Если мы можем добраться на Луну до русских, то мы должны это сделать».

~~~~~~~~~~~~



Выступлению Кеннеди предшествовали несколько лет космических триумфов СССР, в том числе успешные полеты к Луне и съемка ее обратной стороны. Это был вызов. Спустя всего восемь лет, 21 июля 1969 года, Нил Армстронг и Базз Олдрин стали первыми из 12 американцев, посетивших спутник Земли. Еще через три года члены последней миссии «Аполлон-17» не просто сделали «маленький шаг», а уже во всю катались на лунном ровере по Морю Ясности.

Те шесть экспедиций в неизвестность за 300 тысяч километров от родной планеты вдохновили поколения астронавтов, фантастов и мечтателей. Человечество на мгновение поверило в колонизацию космоса. Но практическая сторона лунной программы была не столь радужной: за миллиарды долларов на Землю привезли почти полтонны пыльного реголита с довольно сомнительной научной ценностью. В 1970-х годах американские власти навсегда отвернулись от идеи пилотируемых полетов на Луну. Политическая задача космической гонки была уже выполнена.

Слава космических первопроходцев перешла к американцам, однако Советский Союз до последнего пытался удержать лидерство, разрабатывая собственную лунную программу.


2. Автоматическая межпланетная станция Луна-1 с последней ступенью ракеты-носителя


Константин Циолковский писал о космических полетах в XIX веке. В первой половине XX века инженер Михаил Тихонравов математически обосновал возможность полета к Луне многоступенчатой ракеты. Его разработки послужили для создания главным советским конструктором Сергеем Королевым ракеты Р-7, с которой началась космическая эра, — «семерка» отправила на орбиту Спутник, Лайку и Гагарина. Уже в середине 1950-х годов Королев говорил, что полеты на Луну — это «не такая уж далекая перспектива». В его конструкторском бюро открывается проектный отдел по космическим аппаратам, начальником которого становится Тихонравов.

В 1959 году модифицированная Р-7 (названная в сообщении ТАСС «Первая космическая ракета») вывела в космос Луну-1 — два года спустя после триумфального полета Спутника. «В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я глядел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонек, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества. Я знал, что хотя русские и прекрасны в своих начинаниях, мы скоро последуем за ними и займём надлежащее место в небе», — вспоминал американский фантаст Рэй Брэдбери.

Писатель не ошибался, но пока что космическим пионером был Советский Союз. Луна-1 стала первым человеческим изделием, успешно развившим вторую космическую скорость, устремившись к спутнику Земли. Предыдущие запуски, в том числе американских Пионеров, заканчивались авариями. Аппарат нес измерительные приборы, четыре радиопередатчика и источники электропитания. Для исключения попадания на Луну земных микроорганизмов корабль подвергли термической стерилизации. Закончился полет неудачно: из-за неполадок с двигателем Луна-1 промахнулась на шесть тысяч километров, выйдя на гелиоцентрическую орбиту. Тем не менее за почти удавшуюся попытку ее прозвали «Мечтой».


3. Луна-2 и Луна-3 (слева-направо)


Год спустя историческую миссию выполнила Луна-2, впервые перелетев с Земли на другое небесное тело. Никаких парашютов, в отличие от современных аппаратов, у советского корабля не было. Поэтому приземление получилось максимально простым и грубым — Луна-2 просто рухнула 14 сентября 1959 года в 00:02:24 мск на западном береге Моря Дождей. На ее борту было три вымпела с надписью «СССР, сентябрь 1959 год». Район падения назвали Заливом Лунника.

Еще через месяц Луна-3 облетела Луну и передала первые в истории человечества фотографии ее обратной стороны. Изображения были сняты двумя фотоаппаратами с длинно- и короткофокусным объективами и отправлены на Землю фототелевизионным устройством «Енисей», разработанным Ленинградским НИИ телевидения. В том же году американский Пионер-4 с аналогичной миссии не справился, став уже пятым кораблем США, которые так и не достигли Луны. После этого вся программа Пионеров была признана неудачной и переориентирована на другие задачи. Американцы еще несколько лет буду пытаться сделать фотографии, а в СССР уже полным ходом шла подготовка уже к мягкой посадке лунного корабля.


4. Карта обратной стороны Луны


В 1960 году на основе снимков Луны-3 АН СССР опубликовала первый атлас обратной стороны Луны с 500 деталями ландшафта. Изготовили также первый лунный глобус с изображением двух трети поверхности обратного полушария. Названия сфотографированных элементов ландшафта официально утвердил Международный астрономический союз.


5. Никита Хрущев и Джон Кеннеди во время встречи в Вене, 3 июня 1961 года


В 1961 году в своей инаугурационной речи Кеннеди предложил Советскому Союзу «вместе исследовать звезды». В ответном письме Хрущев поздравил США с первым орбитальным полетом Джона Гленна и согласился объединить усилия. Много лет спустя сын первого секретаря Сергей Хрущев вспоминал, что его отец твердо решил сотрудничать с американцами. Кеннеди поручил подготовить правительству проект советско-американской космической программы, которая включала бы совместную высадку на Луну.

В сентябре 1963 года американский президент вновь поднял эту тему на Генеральной Ассамблее ООН: «Почему первый полет человека на Луну должен быть делом межгосударственной конкуренции? Зачем нужно Соединенным Штатам и Советскому Союзу, готовя такие экспедиции, дублировать исследования, конструкторские усилия и расходы? Уверен, нам следует изучить, не могут ли ученые и астронавты наших двух стран, а по сути всего мира, работать вместе в покорении космоса, послав однажды на Луну в этом десятилетии не представителей какого-то одного государства, но представителей всех наших стран».

Казалось бы, все было готово, чтобы ту эпоху запомнили не как космическую гонку, а как великий союз двух держав по покорению Вселенной. Но месяц спустя Кеннеди убили, а вместе с ним убили и мечты о совместной космической программе. Больше о ней речи не заходило. По словам сына Хрущева, «если бы Кеннеди выжил, мы жили бы в совершенно другом мире».


6. Обложка журнала Техника молодежи за сентябрь 1964 года


В 1964 году «Техника молодежи» публикует статью «Для чего человеку Луна?», начинающуюся цитатой Циолковского: «Мои заботы дадут горы хлеба и бездну могущества». Пилотируемый полет к земному спутнику представляется советскому научно-популярному изданию делом уже решенным: «Скоро человек полетит на Луну. А зачем? Не только ведь из спортивного интереса? (…) Само собой, Луна — лишь звено в бесконечной цепи других научных достижений. Всю "бездну могущества" она нам не подарит, но кое-что, и немалое, мы потребуем от нее сразу, как только нога человеческая ступит на ее вековую пыль».

Не за ископаемыми отправляется советский человек на Луну — «слишком дорого бы обошлась доставка». За знаниями! Чтобы провести «изотопный анализ химических элементов лунных пород», получить «сведения о влиянии космических лучей на разные виды растений»; делать метеорологические прогнозы, наблюдая «перемещение облаков сразу на половине земного шара»; найти «нефть неорганического происхождения» и построить первую внеземную обсерваторию. А благодаря неприкосновенному лунному ландшафту — «перенести ученых на миллиарды лет назад, раскрыть тайны истории и нашей Земли».

Самый футуристичный план — обшить поверхность спутника зеркальным станиолем. Тогда Луна будет круглые сутки отражать солнечный свет, и «ленинградские белые ночи проникнут во все уголки Земли». «Это даст колоссальную экономию энергии на освещении», — говорится в статье.


7. Рисунок прилунения космической станции Луна-9


3 февраля 1966 прошла первая в мире мягкая посадка на Луну. Станция подтвердила, что лунная поверхность твердая, на ней нет многометрового слоя пыли, и передала телевизионные панорамы окружающего ландшафта. Район посадки в Океане Бурь получил название Равнина Прилунения.

Посмотреть на снимки, переданные Луной-9, оказалось сложнее, чем отправить саму станцию в космос. Сигнал от нее перехватила обсерватория Манчестерского университета. Английские астрономы решили не публиковать лунные фото и подождать официальной советской презентации. Но на следующий день никаких заявлений сделано не было. Англичане послали в Москву телеграмму. Им никто не ответил, и уже тогда астрономы отправили снимки газетчикам. Впоследствии выяснилось, что в СССР сделанные Луной-9 фотографии долго передавали из инстанции в инстанцию, собирая необходимые для обнародования подписи.


8. Сергей Королев, Владимир Челомей, Михаил Янгель (слева-направо)


Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. В 1964 году постановлением Совмина СССР «О работах по исследованию Луны и космического пространства» был определен срок советской экспедиции на Луну — 1967-1968 годы. Однако никакого единого плана и графика не существовало. Над ракетами-носителями и самими лунными модулями в 1960-х годах секретно трудились сразу три конструкторских бюро знаменитых советских инженеров — Королева, Челомея и Янгеля.


9. Схемы ракет Н-1, УР-700 и Р-56 (слева-направо)


Королев работал над сверхтяжелой ракетой Н-1, Челомей — над тяжелой УР-500 и сверхтяжелой УР-700, Янгель — над сверхтяжелой Р-56. Независимую оценку эскизов по поручению правительства провел академик Мозжорин. От проекта Янгеля в конце концов отказались, поручив строить Н-1 и УР-500. У Челомея в те годы трудился Сергей Хрущев, в том числе над разработкой УР-500.


10. Макет ракеты-носителя Н-1 в масштабе 1:10 (слева) и
последняя ступень ракеты Н-1 в масштабе 1:5


Королев предлагал собирать тяжелый межпланетный корабль на орбите. Для этого предназначалась сверхтяжелая Н-1 с 30 двигателями, работу которых следовало тщательно скоординировать.

«До конца 1963 года структурная схема лунной экспедиции еще не была выбрана. Первоначально наши проектанты предложили вариант с хорошим запасом по массе. Он предусматривал трехпусковую схему со сборкой на монтажной орбите у Земли космической ракеты общей стартовой массой (вместе с топливом) 200 тонн. При этом масса полезного груза для каждого из трех пусков H1 не превышала 75 тонн. Масса системы при полете к Луне в этом варианте достигала 62 тонн, что почти на 20 тонн превышало соответствующую массу «Аполлона». Масса системы, совершающей посадку на поверхность Луны, составила в наших предложениях 21 тонну, а у «Аполлона» - 15 тонн. Но зато пусков в нашей схеме было даже не три, а четыре. Выводить в космос экипаж из двух-трех человек предполагалось на проверенной ракете 11А511 - так именовалась в конце 1963 года ракета Р-7А, выпускавшаяся заводом «Прогресс» для пилотируемых запусков, — пишет Борис Черток, главный соратник Королева, в «Ракетах и людях».


11. Компьютерная модель корабля Союз 7К-Л1 в космосе


Проект Королева получил название Н1-Л3; он конструировал не только ракету, но и лунный комплекс Л3 из орбитального корабля и посадочного модуля, на котором космонавты должны были спуститься на поверхность спутника. Одним из претендентов на роль орбитального корабля был Союз 7К-Л. Пять экземпляров совершили успешные автоматические полеты — один даже облетел Луну и вернулся к Земле. На его борту сидели две черепахи.

Первый пилотируемый запуск 7К-Л1 планировался 8 декабря 1968 года, чтобы опередить «Аполлон-8», который стартовал 21 числа и впервые доставил людей на орбиту Луны. Но из-за непроработанности 7К-Л1 полет отложили.


12. Компьютерная модель корабля ЛОК в космосе


Еще одна модификация Союза — 7К-ЛОК (Лунный Орбитальный Корабль). При достижении лунный орбиты от него должен был отсоединиться ЛК — Лунный Корабль, на котором один космонавт спустился бы вниз.

Из-за особенностей проектируемых кораблей к Луне хотели отправить всего двух космонавтов, из которых только один мог высадиться на сам спутник. НАСА, в свою очередь, формировало команду из пяти человек. Советские конструкторы также рассчитывали, что корабль сядет и взлетит, работая только на одном двигателе — у американцев для этих целей разрабатывались два разных.

Шансы на успех понижало и то, что СССР не организовал предварительную съемку участков Луны с близкого расстояния для выбора места посадки космонавтов. В США для этого были совершены 13 успешных полетов.


13. Компьютерная модель Лунного корабля на поверхности Луны


Лунный корабль состоял из герметичной кабины, в которой мог поместиться только один космонавт, отсека с двигателями ориентации с пассивным агрегатом стыковки, приборного отсека, лунного посадочного агрегата и ракетного блока. Солнечных панелей на нем установлено не было — электроснабжение осуществлялось химическими аккумуляторами.

ЛК трижды запускали пустым на околоземную орбиту, где проводили имитацию полета к Луне — последний раз в 1971-м. По результатам тестов было решено, что лунный модуль полностью готов к пребыванию на земном спутнике. Однако в начале семидесятых толку от запоздалого успеха было мало — американцы успели уже несколько раз побывать на спутнике.


14. Алексей Леонов (в центре) и Юрий Гагарин (справа) рассматривают фотографии лунной поверхности, 1966 год


Группу космонавтов для полета к Луне учредили в 1963 году. Главой команды первоначально назначили Гагарина. Первым советским космонавтом, ступившем на Луну, должен был стать Алексей Леонов. Когда полет 7К-Л1 в 1968 году отменили, команда написала заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой все же разрешить лететь к Луне. Спустя год группу расформировали — сначала прекратили подготовку по лунно-облетной, а через полгода и по посадочной.


15. Авария ракеты Н1


С запусками Н1, на которую возлагали наибольшие надежды по доставке к Луне ЛОК и ЛК, не заладилось. Смерть в 1966 году академика Королева, возглавлявшего большую часть работ, поставила проект под вопрос. Труд продолжил его соратник Василий Мишин.

Первый пуск весной 1969 года закончился падением в 50 километрах от космодрома: автоматическая система управления, перегревшись, отключила все двигатели. Во время второго, за две недели до полета «Аполлона-11», загорелся один из двигателей, из-за чего автоматика отключила остальные 29. Ракета упала прямо на стартовую площадку Байконура, разрушив всю инфраструктуру. Возможно, это и стало первым предвестником проигрыша в космической гонке: спустя 11 дней американцы высадились на Луну, а нашу пусковую площадку только-только начинали отстраивать заново. Ремонт займет два года.

В 1971 году, чтобы снова не разрушить стартовый комплекс, после запуска ракету увели в сторону, в результате чего она начала вращаться вокруг вертикальной оси и развалилась на части. Во время четвертого запуска опять загорелся один из двигателей, после чего командой с Земли ракета была уничтожена. Вместе с ней разбился и 7К-ЛОК, который должен был отправиться к Луне без экипажа. Все дальнейшие запланированные пуски были отменены — к этому моменту Советский Союз уже окончательно проиграл лунную гонку.


16. Схема ракеты УР-700


Принципиально иной вариант пилотируемого полета предлагал академик Челомей — отправить на сверхтяжелой УР-700 корабль его же производства ЛК-700 напрямую к Луне без сборки на околоземной орбите. Полезный груз ракеты на низкой околоземной орбите должен был быть около 150 тонн — на 60 тонн больше, чем у королевской Н-1. В спускаемом аппарате Челомея могли поместиться два космонавта.

УР-700-ЛК-700 предназначался не только для пилотируемых полетов туда и обратно, но и создания на Луне стационарных баз. Однако экспертная комиссия разрешила лишь проведение эскизного проектирования комплекса. Центральным аргументом против стало чрезвычайно токсичный топливный коктейль — 1,1-диметилгидразин, тетраоксид азота, фтор и водород. В случае падения такой ракеты от Байконура бы ничего не осталось.


17. Ракета УР-500 на стартовой позиции


В результате именно челомеевская средне-тяжелая УР-500 стала главной советской космической ракетой. В начале шестидесятых ее разрабатывали одновременно и как межконтинентальную баллистическую ракету с боеголовкой, и как ракету-носитель для космических аппаратов массой 12-13 тонн. После снятия с должности Хрущева от боевого варианта отказались. В работе осталась только ракета-носитель космических аппаратов, и уже в 1965 году провели серию успешных пусков.

Сегодня УР-500 нам известна как «Протон».


18. Яков Зельдович


На Луну предлагали отправить не только космонавтов, но и ядерную бомбу. С идеей выступил атомный физик Яков Зельдович, надеявшийся, что столп от взрыва увидят в любой точке планеты и всему миру станет ясно, что СССР покорил спутник Земли. Он сам отклонил свою инициативу после расчетов, показавших, что след даже ядерного взрыва с Земли не увидят.

Республиканец Роберт Макнамара, работавший министром обороны США в шестидесятых, рассказывал, что несколько высокопоставленных чиновников Пентагона в те времена боялись, что Советский Союз будет проводить ядерные испытания на обратно стороне Луны, нарушая тем самым Договор о нераспространении ядерного оружия. Сам Макнамара называл подобные идеи «абсурдными» и что эти чиновники «выжили из ума» на почве Холодной войны. По иронии судьбы, впоследствии выяснилось, что у Пентагона был точно такой же план по взрыву ядерной бомбы на Луне — так называемый проект А119, впрочем, как и советский, нереализованный.


19. Макет межпланетной станции Луна-16


В сентябре 1970 года, спустя год после полета Армстронга, Советскому Союзу удалось доставить за Землю реголит. Луна-16, приземлившаяся в Море Изобилия, пробурила 30-сантиметровую ямку и привезла обратно целых 100 граммов песка.


20. Рисунок прилунения автоматической станции Луна-17 с Луноходом-1


Советский Союз не смог отправить к Луне ни одного человека, но делал огромные успехи в роботизированном исследовании космоса, на которое сделают ставку Соединенные Штаты после последнего «Аполлона». Отправленная «Протоном» Луна-17 приземлилась в районе Моря Дождей. Через два с половиной часа после посадки по трапу с посадочной платформы съехал Луноход-1 — первый в мире движущийся аппарат для работы на инопланетной поверхности.


21. Посадочная ступень Луны-17, изображение переданное Луноходом-1


Луноход построили на заводе им. С.А. Лавочкина под руководством главного конструктора Бабакина. Его ходовая часть — восемь колес с отдельным для каждого двигателем — спроектировали в ленинградском инститyте транспортного машиностроения ВНИИТрансМаш.

Он проработал 10 месяцев или 11 лунных дней, проехал 10 километров и выполнил исследования грунта в 500 точках. Ездил, в основном, по равнине южнее Залива Радуги в Море Дождей.


22. Маршрут Лунохода-2


Через год после после последнего посещения Луны американцами на нее приземлится Луноход-2. Его высадили в кратере Лемонье на восточном берегу Моря Ясности. В отличие от своего старшего брата, он передвигался гораздо быстрее и за четыре месяца проехал почти 40 километров.

Пройдет еще несколько лет и СССР с США окончательно свернут свои лунные программы — на этот раз уже роботизированные. Последней станет Луна-24 в 1976 году. Лишь только в 1990-м Япония запустит свой первый лунный зонд «Хитен», став третьим государством, устремившемся к спутнику Земли.


23. Кадр из фильма «Веселые истории»

После бесчисленных попыток американцам, наконец, удалось высадить на Луне человека. Первое, что он увидел, был другой человек.

— Эй, приятель, вы, конечно, русский?
— Нет, я испанец! — Испанец? Черт побери, как же вы сюда добрались?

— Очень просто: мы взяли генерала, поставили на него священника, затем снова поочередно генералов и священников, пока, наконец, не достигли Луны!
«Техника молодежи» № 9, 1964 г.