Почему не атакуют рыцари в анор лондо. Прохождение Dark Souls

Танцовщица Холодной долины.

Применяет агрессивную тактику и быстрые удары, плюс к этому ещё сумасшедшие комбо. Попав под них, вас ожидает быстрая смерть. Делаем следующее: бегаем у нее под ногами и пытаемся забежать сзади. Старайтесь не стоять перед ней, ибо она вас схватит и бросит на землю, добавив сверху огненным мечом. Во второй фазе у нее будет ещё один меч и все те же круговые удары.

Подробный гайд —
После смерти босса активируем костёр и подносим чашу на алтарь. Смотрим ролик.

Дальше спекаемся по лестнице на перекрёсток. Справа — тупик, впереди — помещение с рыцарями, а нам нужно налево. Идём по лестнице в коридор, бежим в самый конец и сражаемся с рыцарем. Победить его тяжело — щит башенный, да и коридор узкий. В помещении справа находится шахта лифта, можете сбросить его туда. Как справились, садимся в лифт.

Не доезжаем до конца, а спрыгиваем на промежуточном этаже. Впереди появится скелет, расстреливаем его с лука. Бежим все время прямо мимо алтаря. Ликвидируем охранника который стережёт покой ещё одного босса и по ступенькам спускаемся в здание.

Ойцерос, Снедаемый король.

Смотрим видеоролик и начинаем бой. В босса имеется хороший запас здоровья. В первой половине боя нужно опасаться ударов посохом и прыжков. Приманиваем Ойцероса к тем воротам из которых вы вышли, а потом бежим в правый угол. Забавно, он застрял. Берём стрелы и расстреливаем на расстоянии противника. Кстати стрел нужно много. Во второй фазе враг станет более подвижным и будет постоянно прыгать. Так что продолжаем расстреливать его на безопасной дистанции.
Подробный гайд —
После победы бежим в открытую дверь и убиваем там воина с длинной шеей. Собираем в конце зала титанитовую чешую и бежим к костру. Отправляемся в Иритилл.

Иритилл Холодной долины.

Бежим от костра все время прямо. Как добежим до овальной террасы сворачиваем налево на лестницу. Подымаемся по ней и оказываемся уже в знакомом зале со спящими великанами.
Взбираемся наверх по ступенькам и выбегаем из помещения. Идём до края парапета и сворачиваем направо. Здесь у нас два перехода. Взбираемся по одному из них и поворачиваем налево.
Главная проблема в этой локации — рыцари. Они стреляют огромными стрелами и ещё добивают мечом. Придётся попотеть. Как проблема будет решена бежим по террасе, сворачиваем направо и спрыгиваем на крышу ведущую вниз. На площадке убиваем двух врагов и двигаемся вниз по коридору. Идём пока не наткнёмся на обрыв. Справа от него будет стоять некий механизм. Активируем его и заходим на башню, бежим в самый вверх и включаем ещё один механизм.
Двигаемся на другую сторону замка. Сохраняемся у костра справа.

Добро пожаловать в Анор Лондо.

По ступенькам взбираемся наверх, там путь охраняют два рыцаря. В центральный вход мы не зайдём, так что бежим налево, поворачиваем направо и подымаемся по лестнице.
Здесь у нас выбора нет — спускаемся и вступаем в бой с тремя дьяконами, мечущими огненные. Ликвидировав цели заходим в туманную дверь.

Олдрик, пожиратель богов.

Олдрик использует два вида магии, а также стрелы. Старайтесь не попадать под обстрел, иначе будет ещё тяжелее и уклоняйтесь от магии. Ждём на безопасном расстоянии пока босс не израсходует магию. Как только начнёт перезаряжать, быстро подбегаем и наносим удары. Лучше всего зайдите ему за спину и бейте его по хвосту. В это время он не будет сильно сопротивляться, да и на атаку не нарвётесь. Бьём до тех пор пока Олдрик не телепортируется. Перед атакой намажьте меч огненной магией. После превращения босс вытащит огненную коссу и стрелять стрелами будет уже точнее. От стрел уклоняемся прыжками секунд 5, главное что бы у вас выносливости хватило.

После смерти Олдрика смотрим ролик и сохраняемся у костра.

Анор Лондо в Dark Souls является относительно недавно покинутым гордом богов, над которым всегда светит иллюзорное солнце. Город населяют стражи, горгульи, Гвиндолин и парный босс — .

Сюда вам придется отправиться чтобы добыть чашу возлагаемую для открытия дверей в Горнило Первого Пламени и путешествия между кострами.

Как попасть?

Нужно добраться до самого верха Крепости Сена и убить Голема, после чего крылатые демоны перенесут вас в город. Вернутся в Крепость можно будет поговорив с тем же демоном, на месте, куда вас перенесли. Далее можно будет от любого костра путешествовать в и еще пару мест.

Боссы локации:

  • Орнштей и Смоуг — перед покоями принцессы Гвиневер;
  • Гвиндолин — опциональный босс, находящийся за статуей Гвина (попасть можно только с кольцом темной луны).

Нейтральные персонажи:

  • Солер — у второго костра локации;
  • Кузнец-великан — сбоку от основного входа в собор, если пройти через него и открыть дверь;
  • Сигмайер из Катарины — в одной из комнат замка, дает кольцо если убить трех рыцарей в соседней комнате;
  • Гвиневер — отдает чашу, принимает в ковенант;
  • Рыцарь клинков — стоит у первого костра, обменивает души хранительниц на усиление фляги с эстусом.

Враги:

  • Серебряные рыцари — довольно грозные противники, личная армия Гвина служащая принцессе;
  • Стражи — железные доспехи, которые имеют довольно неплохой запас жизней, бьют сильно, но немного неповоротливы;
  • Стражи картин — охраняют картину через которую открывается вход в Нарисованный Мир, быстро атакуют, метают ножи;
  • Демоны летучие мыши — гадкие противники, использующие быстрые атаки копьем, которое усиливают молнией;
  • Королевские стражи — сильней чем обычный страж, имеют еще больше жизней и непробиваемый щит;
  • Мимик — монстр маскирующийся под сундук;
  • Титанитовый демон — порождения Ложа Хаоса, медленные, но сильные.

Анор Лондо в Dark Souls

Предметы:

  • Сет Серебряного рыцаря — падает с врагов;
  • Сет Хавела — недалеко от второго костра за ;
  • Небесное благословление — бутыль восстанавливающий жизненную силу и снимающий негативные эффекты;
  • Зуб Дракона — огромная дубина Хавела;
  • Большой щит Хавела — там же где и сет;
  • Сет Черного железа;
  • Черный щит;
  • Большой меч;
  • Большой лук драконоборца — на втором этаже собора нужно выбраться из разбитого окна, лучше взять с собой косточку возвращения;
  • Дубина тайны;
  • Кольцо солнечного первенца;
  • Заклинание Клинок Света (чудо);
  • Латунный сет;
  • Демонический титанит.

Важно!

Если вы ударите по Гвиневер, то она исчезнет, так как это иллюзия поддерживаемая Гвиндолином. Солнце в локации погаснет, исчезнут летучие мыши и стражи, все остальные останутся.

Некоторые Серебряные рыцари также пропадут, а возле входа к боссу появятся два рыцаря — Бенерика и Балдера, с которых можно получить 5000 душ.

Вы не сможете вступить в ковенант Клинки Темной Луны и Слуги Принцессы. Также в большом зале при игре в сети к вам будут вторгаться чтобы отомстить за принцессу.

Помимо всего прочего вас будет все время перекидывать после смерти на самый первый костер, а его хранительница перейдет на виновую лестницу и попробует убить игрока — лучше избежать битвы с ней и прыгать между кострами при помощи чаши, чтобы самый первый не погас.

Room is an elevator which leads downward. At the bottom of the steps you will face a Gargoyle , cutting his tail gets you the Gargoyle Tail Axe . Now turn around and hop off the ledge near the stairs. The left side (facing back towards the elevator) leads to a chest containing a Demon Titanite .

  • On the other side there is a wooden-shingle ramp that can be walked across to gain access to the church. Go up and in through the window then kill the two Painting Guardians , one of which will fall from the platform above. Climb the ladder and walk across the rafters while carefully blocking knives from more Painting Guardians . You can position yourself just before a corner and when they close for melee they will jump off trying to attack..
  • Midway across the rafters is a chandelier. You can hit the chain with your weapon to knock it down to the floor below making a Sorcery available later on. Optional: At the far end on the left there"s a chest, to get it go down the ladder and drop down to the feet of the statues, go left and (carefully) roll between the columns, go up the stairs (a Painting Guardian is waiting you behind the corner) and you will find the chest containing a Divine Blessing . To go back do the same, drop in front of the statues and roll past the columns on the other side. Go through the fog door and run down the walkway to the spiral stairs and pull the lever. The spiral stairs will move and allow you to cross the bridge with the second Gargoyle . After you kill it you can rotate the crank in the middle to lower the tower a second time to find a bonfire at the bottom.
  • You can also head to the ground level of the church (head straight up from the bonfire) which is swarming with Painting Guardians . Kill them carefully and grab all the loot on the ground. If you check the giant painting on the far wall while you have the Peculiar Doll in your inventory, you will be pulled into The Painted World of Ariamis . Be aware that this is a one-way trip . Check that realm"s page for more details and if you do not feel you are ready you can come back later.
  • Back at the spiral tower, wind it up to the level of the Gargoyles and head up the giant flight of stairs towards the castle. At the top of the long staircase, there are two Sentinels , lure them out one at a time then head right through the arch and to the top of a staircase.
  • There are three Bat Wing Demons at the bottom of the stairs (one hidden to the left that can easily aggro you). Hit the one at the far end of the landing with an arrow or throwing knife and it will fall off. Edge forward until you pull the aggro of either the right one or the one on the left and deal with it, then kill the last one
  • There are two more Bat Wing Demons in a tower at the bottom of the bridge, but they won"t attack until you step into the tower so heal up beforehand if you need to. They are fast and hit hard so trying to take both at once is not recommended, instead you can turn left and run straight up the path (read the next step first), they will be unable to follow but can throw their spears so move hastily. Alternatively, after getting their attention turn around and run back up the bridge to the top and a little way along towards the castle, one will often walk off the edge trying to go up the bridge leaving you with a simple fight against the remaining one.
  • This is the most tedious part of the area, since there is an archer either side of the top of the ramp firing heavy arrows that knock you back even while shielding. For the purposes of the below guides they are left archer and right archer respective of while you are facing the castle. There is a Soul of a Hero behind the left archer if you wish to brave it. Running around the right side of the pillar at the halfway point causes the archer on the left to walk down a little way and place himself behind a pillar leaving you free to approach the right archer, so always take this route. The right archer is unaffected either way. Once you are past them it is safe passage to the next Bonfire .
    • Strategies for passing the archers:
      • Bow - Walk about a third of the way up the narrow path towards the two bowman - their arrows will mostly be blocked by the sidewalls of the path (test first), but you can still fire over and hit the archers. If using Poison Arrows , hit each Knight three times to trigger the poison effect. You may have to trigger poison twice to finish each one, depending on your equipment.
      • One-Two Strategy - Sprint to and defeat the left archer, protected from the right archer by the pillar; care to conserve your stamina by walking up the ramp as you"re relatively safe until you get between them. Head back up and roll under (or block, though this is slower and riskier) the right archer"s arrows until you can get to him and take him out. You can do this in reverse order too, and a strong running attack is bound to give you enough time to kill whichever knight you are facing. Be especially careful of not falling off the ramp fighting the left archer.
      • Ring of Fog / Hidden Body - The simplest way to get past the two archers is to equip the Ring of Fog or Hidden Body , it will decrease the archers" range of vision so the further one won"t shoot at you. You can also stay back at the pillar halfway up the ramp and shoot the archers with a bow, they will only retaliate.
      • Dodge Roll - Requires no equipment and is relatively easy so good strategy for newbies but recommend under 50% load. Run up to the castle, turn right and just walk towards the right archer while rolling under any arrows he fires. With enough speed, you can attempt to take advantage of pathing and make one or both knights walk off the tiny ledges they stand on.
      • Stealth Approach - 100% block shield and light armour only; no poise — Once you get around the column in the middle of the ramp, hold your shield up and jog up towards the castle, briefly stopping halfway up for a second or two so he"ll forget you. Go up to the right archer, rolling under any arrows he fires at you (the left archer should have stopped firing).
      • Force - Faith-based players with a good sense of timing can use the Force Miracle to deflect their arrows. Ensure both archers notice you almost simultaneously for easier timing and deflecting both arrows.
    • Strategies for killing the right archer after getting to him:
      • Standard duel by blocking and/or parrying his attacks and counter-attacking.
      • When you get close enough that he takes out his shield and sword, turn around and run a short distance back down the ramp. He should walk straight off the edge, though there is a small chance he will pull out his bow again. In this case you will have to repeat, just take it a bit slower when running back.
      • Stand just before the little corner between the wall and the pillar while holding your shield up and the archer will fall off after a few attacks.
      • Walk against him with your shield up and eventually he will fall down.
  • After the archers head around the corner to the right, drop down onto a balcony, and enter through the fog door into a hallway. There"s a Bonfire behind the first door on the left.
  • This area is mostly filled with Silver Knights , which are basically just slightly faster Black Knights . After you access the Bonfire there is another door across the hall, inside is a Silver Knight with a Chest containing three Sunlight Medals . Outside the Bonfire to the left you will notice a spiral staircase. Do not go up it right away, instead go around it to kill the Silver Knight so he doesn"t chase you up the stairs. After you kill him there is a door to the left and right of him, the door to the left contains a secret passage, hit the Illusory Wall inside the fireplace to reveal a passage leading Havel"s Armor Set , Havel"s Greatshield and Dragon Tooth . One of the chests is a Mimic that will drop an Occult Club . The other door is locked.
  • Head back up to the staircase and proceed to the next floor. There you will find two Mimics ; when killed, they will drop five Silver Coins and a Gold Coin . There are two hallways on this floor, one leading to a silver knight at the end and a door to the left and right, and another hallway leading to a dead end with a door to the left and right. In the hallway with a dead end go through the door to the left to kill the Silver Knight (Spear) and get a Soul of a Hero . Tip: You can kill the Titanite Demon below with Spells or Bow, he can not attack.
  • Head towards the hallway on the other side of the stairs you came up. The Silver Knight at the end is guarding an empty balcony so you do not have to fight him. Enter the door on the left, through the next door for there is another Silver Knight waiting on your right as soon as you walk in. After he is killed you can proceed up the stairs leading to a rooftop with another Silver Knight waiting on your left, kill him first and then take the archer at the other end.
  • If you are following Siegmeyer of Catarina go down the other set of stairs in the corner to find him. Talk to him until you exhaust his dialogue then open the door he is by, but be careful for there are three Silver Knights . Lure each out one at a time, a bow is useful to pull one at the end of the room. Loot the chest for a Demon Titanite . Open the door to find yourself back in the hallway you were last in. Once you have done this return to the Siegmeyer of Catarina and talk to him again. Hearing that you have defeated the knights he will reward you with a Tiny Being"s Ring . Go back up the stairs.
  • Proceed to the end of the rooftop (where you killed the Silver Knight at the end of step 15) and descend the staircase, you will be in a final hallway with a door on either side. The left door leads to a Titanite Demon (if you didn"t kill him earlier) but ignore him for the moment. Go through the room on the right and down the stairs to find two Silver Knights . Kill the spear knight and open the door to find the first level (where the bonfire is). Kill the sword knight and loot the chests to find the Silver Knight Set then go back to the bonfire if you are low on Estus. Return to this room and go back up the stairs, you can now take the Titanite Demon if you want, and proceed up the stairs at the end of the hallway.
  • Go left up more stairs and note the broken pane in the window. Drop through it and down to a ledge leading around the corner. Roll off the ledge over the fence and pick up the Dragonslayer Greatbow with a few Dragonslayer Arrows . Continue around the fence to find a gap you can drop through, try to do a falling attack on the Bat Wing Demon if you can but you can safely duel him. Next take out the demon just across from you, then head left to the top of a stairs. Again you can shoot the farthest off the edge, then pull the two remaining demons one at a time. Get the Titanite Chunk at the end of the landing at the bottom of the stairs, open the gate leading to just outside the front door (to the two Sentinels - you don"t have to fight them - then head in to see the Giant Blacksmith .
  • Once you"re done smithing and buying, walk between him and the wall to find a chest containing the Hawk Ring . Go through the passage to your right to return to the area where you jumped out the window and head down to the left and kill the Silver Knight . Note he has a bow out but if you just run up to him he"ll miss one or two shots and then switch to his sword and shield. If you plan on killing the two Royal Sentinels make sure you only aggro one at a time. They have a large aggro radius and will start moving before you leave the stairs. Run to one end of the hall and kill one then take the other. There is a lever at one end of the room (opposite the boss fog) that opens the front door.
  • After dealing with (or avoiding) the two Royal Sentinels , proceed up the stairs through the boss fog where you will fight Dragon Slayer Ornstein & Executioner Smough . This is a tough fight to do alone, so it is recommended that you either summon players for help, or at least use the Solaire of Astora summon sign. It"s best to wipe out the two Royal Sentinels and the Silver Knight Archer before summoning him as he could become injured, reducing his usefulness during the boss fight. There appears to be a bug on the PS3 version, if you summon Solaire of Astora and run through the fog door he will not follow you into the boss area so just give him a little time to meet you at the fog door.
  • На «демонических авиалиниях » Анор Лондо вы доберетесь до столицы Лордрана, спускайтесь вниз, пробегите мимо Стража в небольшое святилище. Вновь выходите на улицу, вы окажетесь на большой площади . Слева в центральной части площади есть проход, ведущий к костру . Возле него ожидает хранительница – Рыцарь Клинков Тёмной Луны .

    На данном этапе беседа особого результата не даст, так что просто поболтайте с ней, передохните у костра и отправляйтесь дальше. Первое, что стоит сделать – зачистить святилища на площади. Каждое здание охраняется тремя стражами. В бою с ними отлично работает Пиромантия. Также возле статуй есть сундуки.

    Сундук возле Орштейна с демоническим титанитом, а возле Смоуга два сундука, один с мерцающим титанитом, а второй – Мимик



    Наигравшись со стражами, от костра бегите прямо и спускайтесь на винтовом лифте. На мосту вас будет ждать Горгулья, совсем не представляющая угрозы . Героически одержав победу, подойдите к левому краю лестницы и взгляните вниз - в наличии уступ . Далее ищите проход под лестницей , с его помощью вы обнаружите сундук с демоническим титанитом. Забрав его, возвращайтесь назад и найдите единственный аркбутан , примыкающий к выступу. По нему вы сможете перебраться в собор.

    Добравшись до балкона, прыгайте на него и проходите в разбитое окно, похоже кто-то недавно проходил здесь. Внутри на вас набросятся новые враги – Стражи Картины . Разбирайтесь с первой парочкой Стражей высокого искусства, затем по вертикальной лестнице поднимайтесь на балки, под потолок. Теперь ваша задача очень осторожно перебраться на другую сторону собора, несмотря на возможные козни со стороны противников. Впрочем, есть одна неплохая идея, стрелять в стражей из лука. Есть огромная вероятность, что по пути к вам, они будут падать вниз и разбиваться. Перебравшись по балкам на другую сторону, спуститесь вниз по лестнице и проходите через туман .



    Вы окажетесь перед поворотным мостом. Крутите механизм , создавайте проход к дворцу и подходите к еще одному механизму моста. Поверните его так, чтобы открыть путь дальше. Пока мост опускается, готовьтесь к битве со второй Горгульей . Разобравшись и с ней, крутите механизм еще раз и опустите платформу ниже. Вы сможете добраться до святилища Гвина, в наличии костер и тело с Кольцом Солнечного Первенца .

    Поднимайте платформу вверх на один уровень и отправляйтесь к огромному дворцу. У входа дежурят два Стража , но дверь закрыта и нужно искать обход. Впрочем, на это уйдет немного времени - справа открыта дверь в небольшом заборе. Вы обнаружите платформу на которой обитают Демоны Летучие Мыши . Разобравшись с мышами, вы можете спуститься по еще одному узкому аркбутану к небольшой башенке и “сагрить” на себя пару Демонов. Далее быстро бегите наверх, так как сражаться с ними на данной локации – самоубийство из-за двух Серебряных Рыцарей , стреляющие из луков огромными стрелами.



    Разобравшись с Демонами, в наличии два варианта: 1) выгадать момент и просто бежать наверх к башне, за которой можно передохнуть перед последним рывком; 2) или достать лук, отравленные стрелы и начать стрелять в рыцарей. Пары попаданий должно быть достаточно для медленной, но верной смерти. После этого можно пробежаться спокойно вверх. Ну а если спокойная жизнь не для вас, выждав за последней башней время, делайте отчаянный рывок и как можно быстрее сокращайте дистанцию с противником. Вы уйдете с линии обстрела второго лучника. Ближний к вам враг переключится на оружие ближнего боя и, вероятнее всего, упадет вниз. После этого останется пройтись до конца карниза, спрыгнуть на балкон и через туман пройти во дворец.

    Оказавшись внутри, пройдите в первую дверь слева, за ней будет костер . Возле костра героя будет ждать Солер, в разговоре он предложит не стесняться призывать его с помощью знаков. Выходите из комнаты с костром и проходите в комнату напротив. Внутри стоит Серебряный Рыцарь , а за ним сундук, в котором хранится Медаль Света . Далее выходите в коридор и идите к лестнице, за ней ждет еще один Рыцарь. Разобравшись с противником, проходите в комнату справа и ткните оружием в камин . В наличии иллюзорная стена , за которой небольшая темная комната с кучей сундуков. В сундуках лежит лучшая тяжелая броня в игре – сет Хавела вместе со щитом. Обратите внимание, что один сундук стоит поодаль от остальных – это Мимик , в котором хранится довольно посредственная дубина.



    Выходите из комнаты и поднимайтесь по лестнице. Вначале изучите комнаты недалеко, придется убить одного рыцаря, затем обходите лестницу и разберитесь с парой Мимиков. Теперь бегите к Рыцарю на балконе, убивайте его и ищите открытую дверь в спальню. Пройдя через нее, будьте готовы к еще одному Серебряному Рыцарю. Разделавшись с противником, поднимайтесь по лестнице на крышу дворца.

    Вас будет ждать развилка в виде двух лестниц, возле которых стоят рыцари. Противник перед вами вооружен мечом, а верноподданный Гвина справа вооружен еще и луком. Двигайтесь к врагу впереди, убивайте его и спускайтесь вниз. Там вы встретите Сигмайера . Ему нужно помочь разобраться с рыцарями в спальне. Открывайте дверь убивайте трех Серебряных, в данной комнате обыщите сундук и заберите два куска демонического титанита. Откройте вторую дверь в коридор и возвращайтесь к Катаринскому Рыцарю. Он наградит главного героя бесполезным Кольцом Маленького Существа . Теперь поднимайтесь наверх и бегите к Лучнику. Убив его, спускайтесь вниз на развилку. Слева комната с Титанитовым Демоном , справа комната с парой Серебряных Рыцарей, охраняющих сундуки и короткий путь к дворцовому костру.



    Закончив дела, возвращайтесь к винтовой лестнице и идите вперед, вы попадете в центральный зал дворца . Проходите налево и поднимайтесь по лестнице. Двигайтесь вперед, пробегайте мимо витражей и ищите проход, ведущий на лестницу вниз. Вы найдете Кузнеца Великана . Обойдя великана слева, можно пройти к сундуку, в котором лежит Кольцо с Ястребом . Если есть в инвентаре любой кривой меч (+10), вы сможете выковать у кузнеца Яростный Меч Квилег . При наличии Катаны (+10) можно выковать катану - Клинок Хаоса . За душу Голема тоже можно парочку экземпляров уникального оружия сделать, например, при наличии прокаченного топора вы получите Топор Голема . После разговоров с Великаном и закупок, выбегайте на улицу и откройте ворота, только осторожнее с Демонами.

    Теперь короткий путь на мост, поднимайтесь наверх дворца и ищите лестницу вниз, возле которой стоит Серебряный Рыцарь. Опустившись еще ниже, вы увидите знак призыва Солера. Возле знака Черное Око в инвентаре начнет вибрировать. Спускайтесь вниз зала и разберитесь с Королевскими Стражами . После с помощью Черного Ока вторгайтесь в мир Лотрека, чтобы покарать его за содеянное в Храме Огня.



    Бой будет достаточно сложным, помимо Лотрека, в бою будет участвовать пара дружественных врагу фантомов. Сосредоточьтесь на самом Лотреке, по возможности игнорируя его товарищей. При определенной доле везения и с использованием пиромантии бой может закончиться довольно быстро. За победу вы получите Душу Хранительницы Огня и Кольцо Защиты и Поддержки . Вернувшись во дворец, поднимайтесь к знаку призыва Солера, активируйте его и отправляйтесь на встречу к боссам. Если вы играете при включенном онлайне, возле входа можно будет найти еще один знак призыва .

    Орнштейн Драконоборец и Палач Смоуг - крайне серьезные ребята. Для начала вам стоит осознать, что эта парочка – два босса разом. И сражаться придется одновременно с двумя. Орнштейн более быстрый, но менее слабый; Смоуг сильный и неповоротливый. Зная данные особенности, боссов легко разделить на арене. Особенно, когда один из боссов сосредоточится на Солере.

    Орнштейн - один из лучших рыцарей Гвина. Вооружен копьем, наносящим удары молниями. На Орнштейне держится подвижность дуэта. Кстати, он единственный выживший из всей четверки великих рыцарей. Смоуг - королевский палач, желающий стать одним из рыцарей Гвина. Он получил отказ за свои темные дела с поеданием жертв. Вместе с Орнштейном остался охранять Анор Лондо и принцессу Гвиневер



    Главное в бою - не торопиться и делать лишь обдуманные атаки. Выманите на себя Смоуга, оставив Драконоборца Солеру, и планомерно закидывайте его заклинаниями пиромантии. Сразив одного из боссов, вы увидите ролик. Выживший враг забирает силу поверженного вами. С данного момента бой станет сложнее, Орнштейн станет больше, сильнее и получит возможность прыгать на пятую точку. Смоуг, в случае если он переживет капитана рыцарей, получит немного к скорости и способности запускать молнии. В паре с Солнечным рыцарем бой не будет слишком обременительным, пока босс отвлекается на него используйте заклинания и победа обеспечена.

    В зависимости от того, какой босс умер последним, будет зависеть полученная награда. За Орнштейна награда намного лучше. Во-первых, вы получите его душу, из которой можно выковать Копье Драконоборца . Во-вторых, вы получите Кольцо со Львом . В-третьих, у Домнала вы сможете купить стильный, модный и молодежный сет Драконоборца . Убив последним Смоуга, вы получите его душу с возможностью выковать из нее Молот Смоуга , а у Домнала сможете купить его доспех - сет Смоуга . После победы поднимитесь на лифте, зажгите костер и обыщите второй этаж. В одном из помещений вы найдете тело с доспехами Лотрека – сет Благосклонности ().

    Танцовщица Холодной долины.

    Эта дамочка по стилю ведения боя очень похожа на Пантифика Саливана: всё та же агрессивная тактика, всё те же быстрые удары, только у Танцовщицы гораздо шире зона поражения, а также абсолютно сумасшедшие комбо, состоящие чуть ли не из десятка круговых ударов. Попасть под такое – верная гибель. Тактика следующая: бегаем у неё под ногами, стараясь забежать сзади, но нужно быть осторожным: если надолго задержитесь спереди, он просто возьмёт вас рукой, бросит на землю и добавит огненным мечом. На втором этапе у неё появится ещё один меч и эти самые круговые комбо.

    После победы, зажигайте костёр и таки подойдите к алтарю, водрузите на него чащу, посмотрите видеозаставку и поднимайтесь по спущенной лестнице. Теперь перед вами перекрёсток. Направо – тупик, вперёд – зал с рыцарями, а истинный путь лежит налево.

    Поднимаемся по ступенькам, и бежим вниз по коридору, в конце которого будет стоять опасный рыцарь со щитом. Убивать его вдвойне сложно, потому, что щит у него – башенный, а коридор узкий. Попробуйте столкнуть его в шахту лифта, которая будет в помещении справа. Вам, в общем-то, тоже нужно в лифт. Заходите, но не доезжайте до конца, а спрыгните на промежуточном этаже. Здесь справа будет осколок эстуса, а слева на платформе будет осколок титанита. Впереди будет мутировавший скелет, его можно расстрелять из лука, стоя на платформе и далеко не убегая.

    Теперь бегите всё время прямо мимо алтарей. Под вторым, если забежать слева от лестницы, где будут слизняки, вы найдёте кинжал Коготь, пару чёрных бомб и комплект Тени. Двигайтесь дальше, никуда не сворачивая (а сворачивать-то и некуда), справляясь с очень сильными рыцарями, стерегущими покой следующего босса, который будет за туманной дверью, если вы спуститесь немного вниз по ступенькам в главном здании, прямо по центру коридора.

    Ойцерос, Снедаемый король.

    Посмотрите видеозаставку и начинайте бой с этой драконообразной собакой. Главное, что её характеризует – большой запас жизней. Из магии у босса только ледяное дыхание с вылезающими из земли кристаллами. Главное, чего нужно опасаться в первой половине боя – ударов посохом и прыжков с последующим приземлением на пятую точку, словно Великое Проклятое Древо. Если Ойцероса приманить к тем воротам, через которые вы вошли, а потом убежать в правый, почти дальний угол, то босс застрянет в кустах дерева и оттуда его можно прекрасно убить магией или стрелами, правда, запас их понадобится немаленький. На втором этапе король перестанет жеманничать, бросит посох и станет куда быстрее. Он будет бить лапами и очень быстро бегать, постоянно прыгая, поэтому, опять же, лучше такого расстреливать дистанционно.

    Теперь можете пробежать в открытую дверь и убить там воина в обносках с длинной шеей, из-за которой к нему нельзя подходить близко. В конце зала возьмите титанитовую чешую и возвращайтесь к костру. Теперь вам нужно в Иритилл.

    Иритилл Холодной долины.

    Бежим прямо от костра. Добегаем до овальной террасы, после чего поворачиваем на лестницу налево. Взбираемся по ней, и бежим направо через уже знакомое поле со спящими великанами и двумя магами в конце. Вам нужно взобраться наверх по ступенькам, подняться по лестнице справа, выбежать из помещения, пробежать чуть вперёд до края парапета и свернуть направо. Тут вы увидите два перехода, ведущих наверх. Вам нужно взобраться по нему, и бежать налево.

    Основная проблема тут – рыцари, мечущие огромные стрелы и неплохо добивающие мечами. Пробегайте по террасе налево, сворачивайте направо, и спрыгивайте снова на крышу перехода от здания к зданию, но теперь уже ведущую вниз. Спрыгивайте на площадку, где будут лучник и мечник. Здесь вы можете укрыться в проходе сразу справа. Рыцари туда не зайдут, а застрянут на входе, но лучник будет пускать стрелы.

    Вам нужно двигаться вниз по коридору. Бегите, пока не добежите до обрыва. Справа будет механизм. Давим его, ждём, пока башня придёт в движение, забегаем на башню, добегаем до верха и крутим ещё один механизм, перебегаем на другую часть замка. Справа будет костёр. Сохраняемся. Добро пожаловать в Анор Лондо.

    Анор Лондо.

    Поднимаемся по ступенькам наверх, там будут дежурить два рыцаря. Центральный вход не откроется, поэтому бежим налево (не забыв забрать слева на помосте большую душу бойца). Бежим налево, сворачиваем направо к ступенькам и взбираемся наверх, не забыв взять уголь гиганта.

    Здесь у вас буде один путь – спуститься вниз по одной из лестниц и столкнуться с тремя дьяконами, мечущими огненные шары в вас. За ними будет традиционная туманная дверь, скрывающая очередного босса.

    Олдрик, пожиратель богов.

    Олдрик (есть мнение, что это всё-таки женщина), будет стрелять в вас двумя видами магии, а также осыпать территорию вокруг себя стрелами. Если попадёте под стрелы – дело труба. От магии нужно уворачиваться. Стойте на почтенном расстоянии, а ещё лучше, прячьтесь за колоннами, подождите, пока босс расстреляет магию и начнёт перезаряжаться. Подбегайте и делайте несколько ударов, но перед этим неплохо было бы изучить периодичность появления атаки стрелами, которые, как из рога изобилия осыпают всё вокруг. Лучше всего бить босса по хвосту, стоя сзади него. Босс в это время будет не очень сильно сопротивляться, так что можете ударить несколько раз без страха нарваться на атаку. Бейте до тех пор, пока Олдрик не телепортируется в другую точку, чтобы начать стрелять в вас магией. Будет хорошо, если вы намажете меч огненной магией. На втором этапе босс вытащит не менее огненную косу, и сильно поменяет тактику со стрелами: они теперь не будут усеивать всё вокруг по окружности, а стелиться за вами дорожкой, добавляя магией поэтому вас спасут только прыжки без остановки в течение секунд 5-ти, наверное. И молитесь, чтобы вам хватило выносливости. После победы над боссом, посмотрите видеозаставку и сохранитесь у костра.