Поэтическое творчество К. Основные мотивы и художественное своеобразие лирики К.Н.Батюшкова

Для Батюшкова основной критерий оценки художественного произведения - это понятие «вкуса». «Вкус» Батюшкова проявляется в том единстве формы и содержания, которое почти всегда присутствует в его поэзии. Батюшков требует от поэта точности и ясности. Самого Батюшкова привлекают не просто яркие краски. В его динамических картинах мы почти физически ощущаем конкретные детали: «счастливый Иль де Франс, обильный, многоводный», «огромный бог морей», «под эту вяза тень густую»...

Батюшков не изобретает новые слова (что мы увидим в творчестве Языкова) и очень редко новые сочетания («развалины роскошного убора»). Поэт смело использует в своих стихотворениях архаизмы («согласье прям», «зане»), славянизмы («десница», «веси», «стогны»); философскую «лексику» («соразмерность», «явленья», «равновесье»); разговорные выражения.

В его элегии «Таврида» (1815) мы находи те же особенности стиля; с «возвышенной фразеологией» («под небом сладостным полуденной страны», «под кровом тихой ночи») мирно сочетаются обиходные слова («сельский огород», «простая хижина»).

Автор смело вставляет в поэтический текст пословицы («А счастие лишь там живет, // Где нас, безумных, нет», «День долгий, тягостный ленивому глупцу, // Но краткий, напротив, полезный мудрецу»; «Здесь будет встреча не по платьям»).

Современники в стихах Батюшкова особенно ценили гармонию, музыкальность, «сладкозвучие». «Никто в такой мере как он не обладает очарованием благозвучия, - писал В.А. Жуковский. - Одаренный блестящим воображением и изысканным чувством выражения и предмета, он дал подлинные образцы слога. Его поэтический язык неподражаем... в гармони выражений». «Звуки италианские, что за чудотворец этот Батюшков», «прелесть и совершенство - какая гармония», - восхищенно писал Пушкин, делая свои замечания на «Опытах» Батюшкова.

Плавность и музыкальность ритма - вот чем особенно пленяет поэзия Батюшкова. Так, в стихотворении Батюшкова «Песнь Гаральда Смелого» (1816) картина плавания по бурному морю получает звуковую окраску благодаря постоянной аллитерации «л» - «р» - усиление нагнетания этих звуков характерно для всего стихотворения. Приведем лишь одну строфу:

Нас было Лишь тРое на Легком чеЛне;
А моРе вздымаЛось, я, помню, гоРами;
Ночь чеРная в поЛдень нависЛа с гРомами,
И ГеЛа зияЛа в соЛеной воЛне.
Но воЛны напРасно, яРяся, хЛестаЛи,
Я чеРпал их шЛемом, Работал весЛом:
С ГаРаЛьдом, о дРуги, вы стРаха не знаЛи
И в миРную пРистань вЛетели с чеЛном!

В этом стихотворении интересны и звуковые повторы (Стена, Станина, приСТань, хлеСТали), которые придают стиху большую выразительность. Фонетическая гармония - это тот фон, на котором с удивительной силой проявляется поэтическое своеобразие Батюшкова.

Ритмический эффект достигается различными способами. Поэт любит анафору:

Ему единому, - все ратники вещали, -
Ему единому вести ко славе нас.

(«отрывок из I песни» «Освобожденного Иерусалима») (1808).

Прибегает он и к инверсии («Я берег покидал туманный Альбиона» - расположение слов зависит от ритма стиха); перемежает различные ямбы (часто шести-, пяти- и четырехстопные); любит усеченные прилагательные:

Воспел ты бурну брань, и бледны эвмениды
Всех ужасов войны открыли мрачны виды...
Рассеял... нежны красоты...
То розы юные, Киприде посвященны...
А там что зрят мои обвороженны очи?

«К Тассу», 1808

Батюшков смело сочетает различную лексику, разные стили. У позднего Батюшкова эта разностильность употребления «выполняет ответственнейшую задачу разрушения гармоничного образа мира, - пишет Н. Фридман, - Батюшкову нужно, чтобы читатель с наибольшей живостью воспоминаний переживал глубину утраты, чтоб он узнавал прекрасное, прежде чем его потерять».

Обобщая все сказанное, можно определить историко-литературное значение К.Н. Батюшкова словами В.Г. Белинского: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно.

Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

Вопросы о творчестве К.Н. Батюшкова

  1. В каких жанрах пробует свои силы Батюшков?
  2. Какая основная идея его «анакреонтической» лирики?
  3. Какой тип сатиры использует Батюшков?
  4. В каком жанре с особой силой расцветает его талант?
  5. Что нового внес Батюшков в русскую поэзию?
  6. Можно ли утверждать, что Батюшкову удалось воссоздать «антологический» стих?
  7. Можно ли согласиться, что своей поэзией Батюшков создал красоту «идеальной» формы?
  8. Что отличает поэтический язык Батюшкова?
  9. Согласны ли вы со словами Белинского, что в лирике Батюшкова «старое и новое дружно жили друг подле друга, не мешая одно другому»?
  10. Удалось ли Батюшкову создать собственную «школу»?
  11. Каково основное отличие поэзии Батюшкова от поэзии Жуковского?
  12. Как можно определить роль Батюшкова и его значение в истории русской поэзии?

Константин Николаевич Батюшков На уроках по творчеству Батюшкова учителю предстоит решить несколько методических задач: познакомить учащихся с вершинными произведениями поэта, рассказать об основных фактах биографии и основных мотивах его лирики, обратить внимание школьников на отличие романтизма Батюшкова от романтизма Жуковского, а также продолжить обучение десятиклассников интерпретации лирического текста, готовя школьников к сочинению. При знакомстве со стихами Батюшкова у учащихся могут возникнуть трудности, связанные с толкованием мифологических, библейских имен и названий, которых в лирике поэта множество. Поэтому для обеспечения правильного восприятия и понимания программных произведений учителю необходимо сопроводить изучение стихотворений грамотными историко-культурными и биографическими комментариями. На первом уроке по лирике Батюшкова учащиеся познакомятся с наиболее важными фактами биографии поэта и будут изучать тексты, основной мотив которых - оптимистический, радостный. Они написаны в духе популярного тогда эпикурейства и анакреонтики.

Урок можно начать погружением в поэзию Батюшкова, вспомнив изученное в IX классе. Для этого возможен концерт-миниатюра, где прозвучат такие стихотворения, как «Выздоровление», «Элизий», «Мой гений», «К Дашкову», «Разлука», «Беседка муз», «Есть наслаждение и в дикости лесов...

» (стихотворение является переводом одной строфы из песни четвертой «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона). Учитель может прочесть элегию «К друзьям», в которой содержится жизненное и поэтическое кредо поэта: «И жил так точно, как писал...» В статье Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии» находим эту же мысль: «Живи как пишешь, и пиши как живешь», которая является вольным переводом латинского афоризма «ТаИз погшшЪш йдй огаио: диаНз упа» - речь людей такова, какой была их жизнь. Вопросы классу для выявления первичного восприятия (вопросы могут быть записаны на доске до концерта-миниатюры и обсуждены после него) 1. Что вам показалось наиболее интересным, важным в стихах Батюшкова?

Что было непонятно, требовало комментариев? 2.

Какие настроения вызвали у вас стихи Батюшкова? Чем, по-вашему, они похожи на лирику Жуковского и чем от нее отличаются? Рассказ учителя о страницах творческой биографии Батюшкова можно оформить в тетрадях по литературе в виде опорной записи: 18 мая 1787 года - в Вологде родился К. Н. Батюшков, принадлежавший к старинному дворянскому роду.

Будущий поэт воспитывался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя - известный в то время писатель М. Н. Муравьев. 1803 год - поступление на службу в министерство народного просвещения. Сближение с Н.

И. Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима. 1805 год - первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы». 1807 Год - вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжелая болезнь.

Возвращение в полк. 1808 Год - участие в русско-шведской войне, происходившей на территории Финляндии. 1809-1812 годы - сближение с писателями-карамзинистами: В. А. Жуковским, В. Л.

Пушкиным, П. А. Вяземским. Вступление в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей XVIII века.

Борьба с «Беседой любителей русского слова» - апологетом литературного «староверия» и политической реакционности - в сатирических стихах («Видение на берегах Леты»). Воспевание радостей жизни. Анакреонтические и эпикурейские мотивы. 1814 Год - участие в заграничном походе русской армии, в «битве народов» под Лейпцигом, вступление с русской армией в Париж. Стихи на патриотические темы («К Дашкову», «Переход через Рейн»). 1815 Год - выход в отставку.

Переезд в Москву. 1817 год - опубликован сборник произведений Батюшкова «Опыты в стихах и в прозе». Отъезд поэта из России на дипломатическую службу в Италию. Посещение Вены, Венеции, Рима. Служба в Неаполе. Лечение на итальянских курортах и в Чехии.

1821 год - создание последних стихов. 1822-1855 годы - Батюшков заболел наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти.

7 июля 1855 года - в возрасте 68 лет Батюшков умирает от тифа. В центре урока - изучение лирики Батюшкова первого периода его творчества (1805-1812 годы). Это период «легкой поэзии».

Поэт создает стихи, воспевающие радости земной жизни, дружбу, любовь, которые сочетаются с утверждением внутренней свободы поэта. В этом ключе анализируется стихотворение «Мои пенаты». Оно представляет собой определенную сложность для восприятия школьников из-за многочисленных культурологических реалий от античности до современной Батюшкову действительности. Поэтому для понимания текста необходим предварительный историко-культурный и биографический комментарий. Литературными источниками к стихотворению послужили стихи «А тез репгйез» («Моим пенатам») Жана Франсуа Дюси (1733-1816), французского поэта-классика, и «Ьа спаПтеше» («Обитель») Жана Батиста Грессе (1709-1777), французского сатирического поэта, новеллы которого были направлены против духовенства и монахов, а ранее автора эпикурейских посланий.

Вопросы и задания к стихотворению «Мои пенаты» Индивидуальные или групповые предварительные домашние исследовательские задания для сообщений в классе 1. Составьте биографический и историко-культурный комментарий к стихотворению «Мои пенаты». (При составлении комментариев можно воспользоваться следующими источниками: Русские поэты XVIII-XIX веков. - М. , 1985.

Т. 6. - С. 673-676. - (Библиотека мировой литературы для детей). Батюшков К. Н. Сочинения /Вступ. ст. и сост. В. В. Гуры. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1979. - С. 374-396.) Приводим примерный вариант комментария: Пенаты - боги-покровители домашнего очага (рим.

миф.). Перен. - дом, жилище, обитель. Так Батюшков любил называть свою вологодскую деревню Хантоново на берегу Шексны.

Пермес - ручеек, текущий с Геликона (Олимпа) и посвященный музам (греч. миф.). «Богинь пермесских дар» - вдохновение. Лары - души предков, хранители домашнего очага (рим. миф.). Лилета - вымышленное имя возлюбленной. Аония - область Древней Греции, где находился Геликон и обитали музы (греч.

миф.). Сретать - встречать (старосл.). Отсюда «сретение» - встреча. Стигийские берега - т.

е. берега Стикса, подземной реки, обтекающей Аид (греч.

миф.); клятва Стиксом считалась самой страшной. Парнасский исполин - Г. Р. Державин, автор стихотворений «Лебедь», в котором он вольно подражал Горацию, и «Соловей» - образцов интимной лирики. Пиндар - древнегреческий поэт. Сравнение Державина с Пиндаром и Горацием заимствовано из посвящения Державину трагедии В.

А. Озерова «Эдип в Афинах». Озеров называет Державина поэтом, который с пареньем Пиндара согласил философию Горация, «коего стихотворство шумно, быстро и чудесно, как водопад Суны».

На реке Су не в Карелии находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад». Платон и Агатон - в пьесе Карамзина «Афинская жизнь» изображен греческий философ Платон и его друг, трагик Агатон.

Колыбель славы - в 1802 году Карамзин напечатал несколько статей по русской истории. В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» есть такие слова: «Слава была колыбелью народа русского, а победа вестницею бытия его». Сильф - дух воздуха (герм.

миф.). Здесь имеется в виду И. Ф. Богданович, автор популярной в то время поэмы «Душенька». Мелецкий - Ю. А.

Нелединский-Мелецкий, поэт карамзинского круга, автор популярных песен. Федр - латинский баснописец I века н. э. Пильпай (Бидпай) - древний индийский баснописец. Дмитриев - И.

И. Дмитриев, поэт и баснописец, ближайший соратник Карамзина, писавший в «легком», горацианском роде. Хемницер - И. И. Хемницер, поэт, автор басен и стихотворных сказок, сочетавший дидактизм и чувствительность.

Феб - Аполлон, бог искусств. Хариты - три сестры, дочери Зевса, богини изящества, дружбы и веселой жизни (греч. миф.). Пиериды - музы. Фортуна - богиня судьбы (рим.

миф.). «Сложи печалей бремя» - намек на трагически сложившиеся отношения Жуковского с М. А. Протасовой. Вакх - бог виноделия, вина и веселья, друг музам. В его честь устраивались «вакханалии», отличавшиеся необузданностью и разгулом (греч.

и рим. миф.). Аристипп - греческий философ-гедонист V-IV веков до н. э., считавший целью жизни разумное наслаждение. «Аристиппов внук» - здесь имеется в виду П.

А. Вяземский, названный так за прославление культа наслаждений. «Пока бежит за нами Бог времени седой» - образ бегущего седого бога навеян итальянским поэтом Ариосто. Парки - богини судьбы, выпрядавшие нить человеческой жизни (греч. миф.

). При обрыве нити человек умирал. «Наемных ликов глас» - имеется в виду хор, отпевающий покойников.

Цевница - пастушья свирель. Перен. - поэзия вообще. 2. Выберите из стихотворения слова и выражения, несущие в себе архаический или исторический смысл.

Какое настроение они придают тексту? Составьте к ним лексический комментарий (пестуны, тучный, фимиам, скудель и др.). 3. Найдите в тексте стихотворения слова и формы разных частей речи, отличающиеся от норм современного русского языка. Какой характер они придают тексту?

Подберите к ним синонимы из современного языка (отечески - отеческие, златом - золотом, темны - темные, сыскал - нашел и др.). Вопросы и задания для фронтальной работы с классом 1. О чем это стихотворение? На какие смысловые части можно его разделить? Каково настроение каждой части?

Как в нем проявляются анакреонтические и эпикурейские мотивы? 2. Какие земные радости прославляет поэт в стихотворении? Каково его отношение к смыслу жизни, независимости и достоинству человека? 3. Почему Батюшков считает, что «домашний» мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище «роскошной» действительности? Как это его характеризует? 4. Каково авторское отношение к любви? Что она для поэта? 5. Каково его отношение к творчеству? Каких поэтов и почему он считает своими учителями? 6. Как автор относится к жизни и смерти? Что является источником его оптимизма? 7. Охарактеризуйте язык и стиль стихотворения. Чем он близок и чем отличается от творческой манеры Державина и Жуковского? 8. К какому жанру вы бы отнесли это стихотворение? Укажите в нем характерные особенности этого жанра. 9. Подтвердите текстом характеристику стихотворения «Мои пенаты», данную Пушкиным: «Это стихотворение дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льется - гармония очаровательна». (Пушкин А. С. Полн. собр. соч. - 1958. - Т. 7. - С. 581.) 10. Сопоставьте «Мои пенаты» Батюшкова и «Городок» Пушкина.

Есть ли в них основания для сопоставления? Вывод. В стихотворении поэт прославляет простые земные радости, любовь, дружбу, творчество. Его интересует внутренняя жизнь и достоинство человека, влечет мир домашнего очага. Батюшков сталкивает роскошь и бедность, доказывая, что интимный мир благороднее и возвышеннее блестящей действительности, богатства и суеты, светских сплетен и интриг. Главные ценности жизни, по Батюшкову, - это любовь и творчество.

В своих «пенатах» он желает видеть только единомышленников и друзей - Жуковского и Вяземского, тщательно ограждая мир «своей смиренной хаты» от «зависти людской». Вопросы и задания к стихотворению «Радость» (вольный перевод одноименного стихотворения Д. Б. Касти, итальянского поэта (1721-1803) 1.

Каким настроением проникнуто стихотворение? Как помогает создать это настроение ритмика и метрика текста? 2. Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению, объясните встречающиеся в нем мифологические образы. Какой смысл придают тексту многочисленные мифологические реалии?

Любимец Кипридин - любимец Афродиты (Киприды), ступившей на землю из пены морской на острове Кипре. Лира Тиисская - по имени Тийи, возлюбленной Аполлона (греч.

миф.). Камены - богини-покровительницы искусств и наук (рим. миф.). Грации - то же, что хариты.

Филлида - условное имя возлюбленной. Цитера - одно из имен Афродиты; один из островов, где был культ Афродиты. Пафос - город на Кипре, любимое местопребывание Афродиты и средоточие ее культа. 3. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер.

4. Какие вечные ценности провозглашает поэт в этом стихотворении самыми важными? Почему? 5. Охарактеризуйте фонетические особенности стихотворения. Какой характер придает тексту обилие звуков «р» и «л»? 6. Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте стихотворение Батюшкова «Радость» и стихотворение Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье. .. »). Есть ли здесь основания для сопоставления? В заключительной части урока можно проанализировать с классом стихотворение «Вакханка», высоко оцененное Белинским (см. «Сочинения Александра Пушкина», статьи 2, 3). Оно представляет собой подражание 9-му эпизоду из поэмы Э.

Парни «Бё§Ш8етеп1;8 ёеУепш» («Переодевания Венеры»). Батюшков снабжает стихотворение примечанием: «Эригона, дочь Икария, которую обольстил Вакх, преобратясь в виноградную кисть...» Вопросы и задания к стихотворению «Вакханка» 1.

Какое настроение вызывает стихотворение? Какие образы и картины вам представились? 2. Дайте культурологический комментарий к тексту. Какой характер придают тексту мифологические образы? Эригона - дочь афинянина Икария, которую Вакх обучил виноделию.

Эвр - теплый юго-восточный ветер. Нагло - здесь: внезапно. Ланиты - щеки.

Тимпан - древний ударный музыкальный инструмент. Эвоэ! - дикий крик, издававшийся участниками вакханалий. 3. Какими художественными средствами автор рисует картину вакханалии? Какова их роль в тексте?

4. Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней? 5. Каков образ лирического субъекта стихотворения? 6. Охарактеризуйте фонетические особенности текста.

Какое настроение придает ему обилие звуков «р», «л», «в»? 7. Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста.

Как в них проявляется его внутреннее напряжение, энергия, пластика, буйство праздника Вакха? 8. Какой поэтический смысл выявляется кольцевой композицией текста? 9. Докажите, что стихотворение носит анакреонтический характер. Выводы урока. Раннее творчество Батюшкова проникнуто чувствами радости жизни, оптимизма, любви. Он певец земных радостей, наслаждений, певец мира изящной античности.

Его ранние стихи - образец художественного мастерства, они отличаются безукоризненным языком, мелодичностью, внутренней грацией. По словам Белинского, Батюшков дал русской поэзии «красоту идеальной формы». Критик отмечает «пластицизм форм», «скульптурность», «упругость», «сладостную звукопись», «гармоничность стиха».

«Стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки». Эти качества поэзии Батюшкова позволили Пушкину воскликнуть: «Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков! »

Батюшков родился 18 мая1787г в Вологде. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду.Мать Б.принадлежала к роду Бердяевых. в 1795 году мать умирает от душевной болезни(Б.ожидает сумасшествие). Отец Б., большой книголюб, собравший в своей усадьбе богатую библиотеку, сумел дать сыну хорошее образ-е. Б учился в частных франц и итал.пансионах, что отразилось на его литературных вкусах. Большое влияние на него оказал М.Н.Муравьев, формируя его лит.интересы Молодой Б.приобрел обширные познания в области антич., франц, итал лит-ры.

Много общаясь с М. Н. Муравьевым,Б вынес представление об идеал человеке, в котором высоко нравственный хар-р, способность к самоотречению сочетаются с любовью к жизни. Просвещенный и гуманный писатель, предшественник Карамзина в создании русского сентиментализма, знаток древних литератур, попечитель Московского университета, М. Н. Муравьев развивал учение о врожденном нравствственном чувстве человека, о счастье как ощущении чистой совести. Под влиянием учения и лирической поэзии М. Н. Муравьева в батюшковской лирике тех лет к эпикурейству была сделана прививка «чувствительности» и нравственности. Эпикурейство поэта включало как совершенно необходимое наслаждение радостями духовными. Батюшков однажды встал перед тяжелым выбором между «своим благополучием» и «несчастием» другого. Это было связано с его нераздел любовью к Анне Фурман, воспитаннице А. Н. Оленина. Уже готовясь к женитьбе на страстно любимой им девушке, поэт нашел в себе силы от нее отказаться, как только догадался, что она его не любит и ее согласие на брак вынужденно. Он пережил несколько мучит-х лет, не раскрывая причин своего странного, как казалось, поведения, чтоб не навлечь на девушку неудовольствия опекавшей ее семьи.

Большое место в его жизни заняла воен.служба. Он был участн-м 3-х войн, считал войну отрицательным опытом для поэзии: 1).Поход в Пруссию(1807) 2)В Шведской кампании.Поход на Аланские острова(1809) 3)Европейский поход(1813-1814). Б.не сделал военной карьеры и стал статским служащим. Служил в рус.посольстве в Италии Именно там началась душевная болезнь, которой он боялся всю жизнь. Друзья поместили Б.в псих.клинику, где рядом с ним постоянно была его сестра, которая немного позднее заболела и сама. Болезнь Б.носила буйный характер. Но он писал и рисовал.

Б.-человек не очень счастливой судьбы-и поэтич. и жизненной.У него не было своей семьи. ему ее заменили семья сестер и племянники. И он поэт одной книги1817 года, двухтомник «Опыты в стихах и прозе» Б был рожден большим поэтом, а остался в границах одной книги. Его трагедия – в незавершенности жизненного пути.Ведь он не успел выразить себя до конца. Многие Б.считали странным чел-м. Смысл странности в раздвоенности хар-ра: 2 ч-ка, один – добр, щедр, мил, другой – злой, коварный, жадный. Тип странного ч-ка – преждевременная старость души, причиной кот.явл-ся разочарование, ведь у него была слишком ранимая и чувствит.душа.

Выделяется 2 ПЕРИОДА ЛИРИКА БАТЮШКОВА.

1-й период- гедонистический .В 1 половине своей творч жизни, до войны 1812 года, Б выработал собств «маленькую», по его выражению, философию. Поклонник Монтеня и Вольтера, Б своеобразно соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Парадоксальным образом именно жестокий исторический опыт породил жизненную и поэтическую философию Б- гуманное эпикурейство его юности, обожествление личного счастья.

Поэт никогда не был сторонником революционного просветительства с его грандиозными замыслами разумного переустройства мира. Разочарование в «веке Просвещения» сближало Б с его старшим современником - Карамзиным. Но позиция Б отличалась от не лишенной фатализма позиции Карамзина. По Карамзину, человек и его жизнь - неизбежное смешение тени и света, добра и зла, печали и радости, непрерывно переходящих одно в другое и неотделимых друг от друга. Отсюда «меланхолия» Карамзина. Карамзин испытывал именно жалость к человеку, а не восхищение им (на этом основан его сентиментализм). По Б же, смысл жизни - в даруемой ею радости.

Лирика данного периода рождается из чувства неудовл-я действ-ю. Действ-ть и идеал одинаково значимы и для романтиков и для реалистов. Но различался реализмом и романтизмом своей доминантой. Для реализма главным явл-ся образное воспроизведение объективной действительности в соотнесении с идеалом художника. Для романтика – образное воссоздание идеала в соотнесении с действ-ю. Тяга к недостижимому и главным является мечта об идеальном мире. У Б.разлад м-у идеалом и действительностью. Главное – мечта о другом мире.

Программное стих-е данного периода – «Мечта» 1810г.Он работал над стих-ем 13 лет и 4 раза перерабатывал его. Мечта для Б – это щит от злой печали, это то, что дарит поэту блаженство и счастье. Поэт призывает мечту «дщерь ночи молчаливой». Воображением он уносится в Сельмские леса. Из этого мира, он переносится мечтой к образу любимой женщины. Погружаясь в «романтич» туманы, поэт забывает печальн действ-ть. Мечта способна дать утешение. Счастье мечты поэт противопоставляет «пустому блеску славы» и «блистанью сует». «Мечтанье есть душа поэтов и стихов»-культ мечты.

Осн.жанром данного периода явл-ся Послание .(«к Гнедичу», «к Жук-му», «к Вяземс»и др). В «Послании к Хлое» поэт противоп-ет свою хижину, куда он удалился с Хлоей, «свету», с кот-м он порвал. Выражена романтич.антитеза высокого мира человеческой личн-ти и несовершенство действит-ти.

Стих-е «Мои пенаты» написано в 1811-1812 г, напечатано в 1814. Все стих-е построено на противопоставлении скромного положения и образа жизни, избранного героем, «богатству с суетой». Герой находит счастье «в стране безвестной» в любви и дружбе, в вине и веселье, в чтении любим поэтов и в поэтич.тв-ве. Мечта об ином мире, о другом ч-ке. В стих-ии образы античности, реалии антич.мира. Б.усваивает философию античности. Герой не боится смерти, бросает ей дерзкий вызов.

Особенность героя лирики Б.1-го периода :не явл-ся двойником автора. Явный контраст действит-ти и «иного»мира. Качества героя и автора противоп-ны.Герой – воплощение мечты.Герой погружен в некую условную лит.действ-ть.Идеал – в античности.

Возлюбленная героя Б.выступает в лирике под условным лит.именем или выражается местоимением ОНА.

Б.пишет о земной, чувственной любви это – «изящная эротика».

Эротическая тема отдана поэтом лирическому герою и имеет не автобиографическую (также и не жанровую), а эстетически более широкую функцию.

Любовь для Батюшкова, как и красота, - «олицетворение» жизни, образ, символ земной жизни. Качества, которыми наделен батюшковский лир герой, призваны символизировать полноту физич бытия. Это молодость, чувство влюбленности, красота.

Возлюбленная батюшковского героя всегда идеально прекрасна. Ее уста непременно алые, очи - голубые, «ланиты» пылают, как розы, локоны ниспадают золотой или каштановой волной; ее руки - лилейны и т. п. Она благоуханна и украшена душистыми цветами. Батюшков утверждает, что красота - важнейшее из свойств жизни и принадлежит только ей. Батюшковское восхищение красотой имеет более глубокий смысл, чем эстетство и эротизм легкой поэзии XVIII века («poésie fugitive»). Любовь батюшковского лирического героя (на что обратил внимание еще Белинский) овеяна ореолом духовности. В ней «много нежности, - писал Белинский, - а иногда много грусти и страдания».

Лирический герой Батюшкова зачастую дан как некий античный персонаж, воскуряющий фимиам пред алтарем домашних богов, преследующий вакханку на празднике Эригоны и т. п. Он обрисован с помощью материальных и духовных атрибутов античности, ее быта и мифологии, окружен музами, нимфами, жертвенниками, идолами богов.

Античность была для Батюшкова идеалом гармонических взаимоотношений между человеком и миром. Вот почему так велико в его поэзии значение античной темы.

Границей между 2-мя периодами тв-ва Б.явл-ся 1812 год.

Охваченный сильным патриот чувством, Б в 1813 году добровольно вступил в действующую армию, был адъютантом генерала Н. Н. Раевского, участвовал в сражении под Лейпцигом и вместе с рус.войсками вступил в Париж. Однако события Отеч войны Б воспринял во многом иначе, чем больш-во его современников. Несмотря на победоносный ход войны, в нем росли горечь и разочарование. Ужас перед преступлениями вторгшихся в Россию «образованных варваров»(французов) омрачал для него радость и гордость победой. В этом Б был одинок - в рус общ-ве господствовало настроение общего подъема и радужных надежд. Тот самый 1812 год, который резко поднял общ-ую активность, дал толчок движению декабристов, Батюшкова погрузил в мрачные раздумья. Он разочаровывается в идеях Просвещения.Б-а уже не привлекает эпикуреизм, даже в той изящной форме, которая восхищала его у М. Н. Муравьева. Единств.средством спасения поэт считает теперь христ.религию . Земная жизнь для Б-временная жизнь. Ч-ка он считал странником на земле.

У Б.развивается философия аскетизма в земном мире он не видит надежды на радости. Задача ч-ка – пережить все земные страдания. Религиозность Б скорбная, герой Б.был слишком сильно привязан к земн.жизни. Лирика 2-го периода – сознательное отречение от эпикуреизма и спор с 1-м периодом

Осн.жанр лирики 2-го периода – жанр элегии .

Различаются 2 вида элегий: Интимная («Тень друга», «Мой гений», «Разлука», «Я чувствую» и др.) и Историч-я («переход русских войск через Неман», «переход ч-з Рейн»)

«интимная» элегия –это элегия разочарования.Чувство горести обусловлено несчастливой любовью, потерей дружбы, личным душевным опытом. Б достигает здесь не только эмоц-ой напряженности, но и подлинного психологизма.

Лиризм наиболее интим-х элегий Б - очень мягкий, нежный, сдержанный. Лирич самораскрытие осущ.не столько погружением в себя, сколько изображением внеш мира, пробуждающего чувства поэта. Так, в «Выздоровлении» и особенно в «Моем гении» композиционным центром явл.образ любимой женщины, к которой обращен благодарный восторг поэта.

Разлад м/у бесконечно привлекательным миром и душой, которая в тоске своей чужда наслаждению, впервые в рус поэзии положен в основу самой композиции.

Все его позднее тв-во пронизано чувством острого трагизма, ощущением невозвратности счастья. Обуреваемый страхом перед революцией, ее насилием и разруш-ой силой, он боится за Россию. Не исключено, что в катастрофическом обострении наследственной душевной болезни, выключившей Батюшкова из жизни в начале 1820-х годов, сыграла роль его осведомленность о существ-ии тайных декабр обществ. Сын его старшего друга и учителя, М. Н. Муравьева, Никита Муравьев был одним из организаторов движ-я, и это усугубляло тревогу поэта.Но и здесь перед Б возникало неразрешимое противоречие. По своим общ-полит воззрениям он был либералом. Феодальная реакция, искоренение возбужденного революцией «вольного духа», вызывала у него отвращение, заставляла резко критиковать внутр и внеш политику русского самодержавия.

Обаяние поэзии Б - в удивительном переплетении иллюзорного и действительного.

Б сам ясно сознает нереальность своей утопии (ведь современному человеку уже не стать человеком «древним»), но он наделяет свою мечту всеми красками жизни, лучшими ее св-ми - любовью, радостью, наслаждениями, молодостью, красотой.

Жизнь батюшковского лир героя дана как заведомая утопия, как «украш-ый мир вымыслов» (выражение В. В. Виноградова). Отсюда - нарочитое использование мотивов, сюжетов, образов античной и новой европейской лирики.

Б.стал конструктивным элементом для развития поэзии. Эл-ты его тв-ва мы можем найти у Броцкого, Тютчева, Анненского, Лерм-ва и других писателей.

Мы можем определить историко-литературное значение Б словами Белинского: «Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Б. достаточно, чтоб имя его произносилось в истории рус лит-ры с любовью и уважением».

Новаторский характер носили и антологические стихотворения поэта. Для раннего Батюшкова античность – средоточие чувственных наслаждений. В этом духе понята и античная лирика. Теперь поэту близки в античности иные свойства – простота, мужество, драматизм страстей. Жанр антологического стихотворения был издавна трудной, но необходимой для поэта художественной школой вследствие предъявляемых к нему устойчивых требований краткой, сжатой выразительности. Заслуга Батюшкова в том, что он избежал как внешней декоративности, форсированной экзотичности, щегольства античными реалиями и приметами быта, так и манерной передачи чувств, излишней чувствительности и трогательности. Античную антологию он понял как воплощение национального духа древних греков, как нравственное бытие народа, которое невозвратимо. Обращаясь к античности, поэт решал современные ему проблемы национально-исторической самобытности и народности. Миросозерцание античного человека можно раскрыть лишь через его духовный, внутренний мир. Наиболее личной, индивидуальной страстью выступает любовь. Поэтому в лирике Батюшкова господствует принцип «антологического индивидуализма». В любви античный человек высказывается весь. Помимо темы любви Батюшков коснулся и тем смерти, ревности, дружбы и гражданской гордости. В антологических стихотворениях Батюшков пропел гимн жизни, ее красоте, ее величию, ее тревогам. Только самоотверженная и открытая битва с превратностями судьбы дает ощущение полноты и радости бытия. Героическая тема противостояния опасностям, сопротивления обстоятельствам, несмотря на возможность поражения и неизбежность смерти, достойно венчает антологический цикл.

На формирование Батюшкова как поэта повлияли следующие факторы:

1. Знание, изучение античной литературы, поэзии (Вергилий, Гораций, Анакреон).

2. Эпоха французского Просвещения (Вольтер (любовь к нему у Батюшкова всю жизнь), Дидро; критиковал Руссо).

3. Итальянское Возрождение (Петрарка, Ариосто).

4. Двоюродный дядя – Муравьёв (чиновник и писатель. «Я всем, что имею, обязан своему дядюшке»).

5. Окружение (писатели: Державин, Крылов, Капнист, Озеров, Львов).

Основные периоды: 1802 – 1808 – ученический период 1809 – 1812 – начало оригинального творчества 1812 – 1816 – переломный; духовный и поэтический кризис 1816 – 1823 – попытки преодоления кризиса и выхода из него.

1 период . Журнал «Любитель словесности», 1806 – стихотворение «Мечта» (первое опубликованное). «Мечтанье есть душа поэтов и стихов». Утверждение трёх имён: Анакреон, Сафо, Гораций. Батюшков пишет о том, что не в богатстве и знатности счастье. «Хижина поэта мечтою превращена во дворец, как ручеёк для бабочки в море». Поэзия живёт мечтой. «Совет друзьям» - утверждение идеалов, мотив разочарования в светских общепринятых ценностях. Ценность «лёгкой поэзии».

2 период. «Маленькая философия». Батюшков служил, участвовал в сражениях, вышел в отставку. Возвращается в Петербург, живёт по своей философии. Близкий друг – поэт Гнедич (по письмам). Сознательное существование и признание его как достойного и способного вызвать уважение честных людей. Философия основывается на убеждённости, что земные наслаждения возможны для человека с добродетельной душой; наслаждения – это не только сфера порока. Уединение – личное счастье. Эпикурейство – принцип достижения личного блага путём чувственных наслаждений (вкусная еда, вино, хорошая музыка, прекрасная женщина). Гедонизм – добро – наслаждение (стремление к добру). Сочетание у Батюшкова эпикурейства и гедонизма воплощалось в гуманистических идеалах и целомудрии. Батюшков не похож на своего лирического героя, в котором воплощалась то, что невозможно реализовать в жизни; переживания души, а не опыт жизни. Осознание невозможности реализации чего-либо выливалось в конфликт между мечтой, идеалом и действительностью (так, эстетически возвышенные наслаждения противопоставляются скептицизму). Малые жанры отражают «маленькую философию». В мироощущении Античности находит идеалы: жизнерадостность, воспевание красоты, душевное здоровье – романтическая мечта. Стоит отметить, что Батюшков при этом не использует античные формы поэзии. Это диктует характер стиля Батюшкова: нет тяжеловесного языка классических од. Использует язык, отражающий ясность мысли, способный выразить чувства и переживания – гармоническое равновесие, которое диктует вкус. Нет старославянизмов. Батюшков избирает другие темы: гражданская тематика (ощущение катастрофичности бытия, трагичности положения человеческой личности в хаосе истории). Наступает момент безотрадного, беспросветного пессимизма, самое отчаянное разочарование. Батюшков пытается выстроить новую философию, найти положительные основы видения мира, обращается к эпической, исторической тематике.

3 период. Основной жанр – элегия, в которой сочетаются историческая тематика и философская. Так, Рылеев использовал элегию для создания исторических образов, Батюшков же – для того, чтобы оттолкнуться от них в философском осмыслении бытия отдельной личности и бытия народов. «На развалинах замка в Швеции», «Судьба Одиссея» (герой, который соперничает с богами, бросает им вызов; пролог к трагедии - скитания). Поэта интересует человек в водовороте истории, размышления о том, в чём человек может найти опоры в разрушающей силе истории. Настроения прослеживаются в стихотворении «К другу» (к Вяземскому): «Мы область призраков обманчивых прошли…». Батюшков приходит к выводу о том, что «…ничего не прочно, нигде нет счастья». Итог активного творчества этого периода – сборник «Опыты в стихах и прозе» (1817), где слово опыты надо понимать именно в значении итога, а не экспериментов. Созданы произведения «Умирающий Тасс», «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы», циклы «В подражание древним» (последнее крупное произведение поэта), «Из греческой антологии».

  1. Эстетическая позиция декабристов. Жанрово-стилевое своеобразие лирики. Творчество К.Ф. Рылеева.

Революционно-романтическая эстетика формировалась в борьбе с враждебными дворянским революционерам идейно-художественными течениями. Основной удар был направлен против классицизма, подвергшегося уже критике со стороны карамзинистов и арзамасцев. Для революционных романтиков особенно неприемлемы были политическая основа классицизма и его скованность канонизированными правилами и образцами. Например, Кюхельбекер, в поэзии которого традиции классицизма еще дают себя знать, постоянно выступал против подчинения русской литературы его законам.

Но, выступая в качестве представителей романтического направления против классицизма, декабристы отмежевывались и от тех романтиков, которые стали выразителями консервативных тенденций. Кюхельбекер высмеивает это течение в поэзии: «Чувство уныния поглотило все прочие. Все мы взапуски тоскуем о своей погибшей молодости. Картины везде одни и те же: луна, которая, разумеется, уныла и бледна, скалы и дубравы, где их никогда не бывало, изредка длинные тени и приведения, в особенности же туман: туманы над водами, туманы над бором, туманы над полями, туман в голове сочинителя». В письме Пушкину от 12 февраля 1825г. Рылеев, признавая благотворное воздействие Жуковского на язык русской поэзии, считает пагубным «влияние его на дух нашей словесности », что является результатом мистицизма, мечтательности, туманности, которыми проникнута большая часть стихотворений поэта-романтика.

Таким образом, революционные романтики вели литературную борьбу на два фронта: против реакционного классицизма и против консервативного романтизма. Служение делу свободы художественным творчеством революционные романтики рассматривали как свой гражданский долг. Они обосновали идею поэта-гражданина, которая стала характерной для передовой русской эстетики. Эта идея была сформулирована в известном признании Рылеева: «Я не поэт, а гражданин ». Идея поэта-пророка, обладающего «силой воздвигать народы » на борьбу за свободу, свойственна и Кюхельбекеру.

Созданный революционными романтиками образ поэта-гражданина явился антитезой образу поэта-эпикурейца, получившему широкую популярность в «легкой поэзии» и образу поэта-мечтателя, характерному для элегического романтизма.

Понимание общественной роли искусства приводило декабристов к требованиювысокого содержания литературы. Декабристы вкладывали в понятие высокого революционно-освободительное содержание, связывали эту категорию с идеалами общественно-политической свободы. «Высокость » души была признана необходимым качеством гражданина в законоположении Союза Благоденствия. В том же документе утверждается и необходимость высокого содержания поэзии, без чего произведение «недостойно дара поэзии ». Отсюда и революционно-романтический критерий оценки художественного творчества: «сила и прелесть стихотворений » состоит «более всего в непритворном изложении чувств высоких и к добру увлекающих ».

Признание за художественной литературой высокой гражданской миссии побуждало поэтов-декабристов пропагандировать высокие жанры поэзии: политическую оду, героическую поэму, гражданскую трагедию.

Жанрово-стилевые осбенности:

Прежде всего, внимание декабристов привлёк жанр оды . В оде у классицистов поэт выступал от имени всего народа, выражая таким образом не свою личную точку зрения на изображаемые события, а общенародную. У декабристов герой трагически отчуждён от народа и должен совершить подвиг для единения с ним; одиночество героя и обреченность на конфликт привели к появлению элегической тональности. Декабристская ода сочетает жанровые признаки оды и элегии («На смерть Байрона» К.Ф. Рылеева, «Смерть Байрона» В.К.Кюхельбекера).

Сходные изменения произошли с жанром дружеского послания . В декабристском дружеском послании («Моё прости друзьям Кисловскому и Преклонскому» В.Ф.Раевского) в основе лежит гражданское чувство, раскрытое с естественностью разговорной интонации и дружеской откровенностью.

Попадает в поле зрения декабристов и жанр баллады , понятый как поэтическая форма народной фантазии. Декабристы в споре с Жуковским создают «русскую балладу» («Ольга», «Убийца», «Наташа», «Леший» П.А.Катенина, «Пахом Степанов» В.К.Кюхельбекера), жанровыми признаками которой явились просторечие, шероховатость, а подчас нарочитая грубость поэтического языка, имитирующая «простонародную грубость».

Наиболее удачным жанровым экспериментом декабристов в лирике стали «Думы » К.Ф.Рылеева, неслучайно Бестужев ставил их на первое место среди созданий «новой школы нашей поэзии ». По мнению самого Рылеева жанр «думы» является старинным русским изобретением («дума о героях»). В этой жанровой форме Рылеев видел возможность, изображая подвиги великих героев национальной истории, разбудить в душе читателя патриотические чувства, чувство общности со своей великой родиной, её историей, народом. Поскольку каждый из героев рылеевских дум (Вещий Олег, Димитрий Донской, Борис Годунов, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий и др.) интересовал не как неповторимая личность, а как русский тип человека, то герои оказались «унифицированными», на одно лицо, одним лирическим «я».

Декабристы создали особую, характерную только для гражданского романтизма разновидность жанра поэмы («Войнаровский», «Наливайко», «Хмельницкий» К.Ф.Рылеева). Поэма вобрала в себя все поэтические открытия декабризма: историческую достоверность, национальную, гражданскую и патриотическую тематику, трагический герой-титан. Новое в декабристской поэме - разочарованный герой.

Теме политической свободы поэты-декабристы посвящали наиболее значительные произведения своей лирики. В «Законоположении Союза Благоденствия» первым естественным законом общественного объединения людей признавалось «соблюдение блага общего ».