Прокуратура в годы вов. Помним и чтим ваш подвиг: в честь военных прокуроров и следователей Великой Отечественной войны возведут монумент

(Неко В. Н.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 2)

ВОЕННЫЕ ПРОКУРОРЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ <*>

В. Н. НЕКО

——————————— <*> Neko V. N. Military procurators of the Great Patriotic War.

Неко Валерий Николаевич, заместитель военного прокурора Восточного военного округа, полковник юстиции.

В статье раскрывается роль военных прокуроров в обеспечении законности в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: прокуроры, Великая Отечественная война.

The article reveals the role of military procurators in ensuring legitimacy during the period of the Great Patriotic War.

Key words: procurators, Great Patriotic War.

Сложна и ответственна работа военного прокурора. Главное, что определяет его работу, — это строгий надзор за законностью. В суровые годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры, юстиции и суда работали исключительно в интересах обороны страны. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.). В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др. В тылу появились военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад. В Военно-Морском Флоте действовали военные прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и морских оборонительных районов, секторов, береговой обороны. Все транспортные прокуратуры были преобразованы в военные. В январе 1942 г. была организована Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта. Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР и подчиненные ей Главная военная прокуратура, Главная военная прокуратура Военно-Морского Флота, Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота. В условиях войны работа военной прокуратуры была многообразной и разносторонней, однако с организационной и функциональной точки зрения она по-прежнему укладывалась в две основные формы: общий надзор за законностью в армии и уголовное преследование преступлений. Основными задачами военной прокуратуры были решительная борьба с посягательствами на воинскую дисциплину и боевую мощь армии и флота, с агентурой врага и иными враждебными элементами, с паникерами, трусами, дезертирами, расхитителями военного имущества, с дезорганизаторами тыла, а в местностях, объявленных на военном положении, кроме того, с преступлениями против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Как и в мирное время, стоящие перед органами прокуратуры задачи выполнялись военными прокурорами путем общего надзора за соблюдением и исполнением законов военного времени, постановлений ГКО и СНК СССР, приказов высшего военного командования, надзора за законностью расследования уголовных дел и привлечения виновных к ответственности, за законностью и обоснованностью приговоров военных трибуналов, за соблюдением законности при отбывании наказания осужденными. Исключительно важной была забота органов военной прокуратуры в годы войны о семьях защитников Родины и инвалидах войны. В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспорта и т. д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора. Военные прокуроры вместе с командирами, политработниками и военными судьями активно участвовали в разъяснении военнослужащим приговоров, заботились о том, чтобы приговоры, имевшие актуальное значение, объявлялись в приказах командиров или иным путем доводились до широкого круга военнослужащих. Вся эта работа играла важную роль в создании среди личного состава частей и соединений атмосферы нетерпимости и всеобщего осуждения какого бы то ни было отступления от военной присяги, дисциплины, организованности и правопорядка. Важное место в годы войны в работе военных прокуратур занимала правовая пропаганда. Под руководством политических органов военные прокуроры разъясняли военнослужащим действующие законы. Такие темы, как «Защита Отечества — священный долг каждого советского воина», «Приказ начальника — закон для подчиненного», «Дисциплинированность и бдительность — сильное оружие в борьбе с врагом», «Беречь боевую технику и военное имущество» и другие, находились в центре разъяснительной работы военных прокуроров. Вот что пишет возглавлявший во время войны политический отдел 47-й армии генерал-полковник М. Х. Калашник: «Многие работники прокуратур и трибуналов, люди, как правило, высокообразованные, эрудированные, регулярно выступали перед бойцами и командирами с лекциями и докладами о требованиях Военной присяги и ответственности за их нарушение, о бдительности, о правах и обязанностях воинов Красной армии. Армейский прокурор полковник юстиции А. И. Гоман, председатель военного трибунала полковник юстиции С. К. Нестеров и другие руководящие офицеры из прокуратуры и трибунала по заданию Военного совета и политотдела выступали с такими докладами на семинарах парторгов, комсоргов, агитаторов в 318-й горнострелковой, в 77-й стрелковой дивизиях, в 255-й бригаде морской пехоты и других соединениях, проводили специальные собрания, в ходе которых отвечали на вопросы бойцов и командиров, рассказывали о наиболее характерных судебных процессах над нарушителями присяги. Так же поступали и дивизионные, бригадные прокуроры, председатели военных трибуналов». Всю работу по надзору за законностью в частях и соединениях действующей армии военные прокуроры проводили в тесном взаимодействии с командованием и политическими органами, постоянно информируя их о выявленных нарушениях, вносили предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению тех или иных правонарушений. Как и все советские патриоты, военные юристы показывали пример стойкости и мужества. Если требовала обстановка, они с оружием в руках сражались с врагом. Так, военный следователь дивизии Л. Ф. Кабанов производил следствие на переднем крае. Неожиданно батальон пошел в наступление, Л. Ф. Кабанов вместе с бойцами поднялся и пошел в атаку и был смертельно ранен. Отражая нападение большой группы фашистов, погиб военный следователь армии капитан юстиции А. М. Огородов. В рукопашном бою пал смертью храбрых военный прокурор дивизии майор юстиции П. Ф. Садовников. Во время героической обороны Севастополя, организуя эвакуацию отходящих частей и мирного населения, погиб военный прокурор бригадный военный юрист А. Г. Кошелев. В крайне сложной обстановке того времени военные прокуроры и следователи проявили себя истинными патриотами, высококлассными профессиональными и смелыми офицерами. Более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам, впоследствии проходившим военную службу в органах военной прокуратуры, присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Не дожили до Дня Победы и погибли на полях сражений 278 офицеров военных прокуратур. Немного о подготовке военных юристов в период Великой Отечественной войны… В июне 1941 г. состоялся очередной выпуск слушателей военно-юридической академии (ВЮА) РККА, а в августе был произведен досрочный выпуск слушателей 4-го курса в количестве 125 человек. Кроме того, в действующую армию были направлены 280 слушателей курсов усовершенствования военно-юридического состава, часть командного и преподавательского состава академии, адъюнкты и часть слушателей. Личный состав академии принял участие в обороне Москвы. Штаб 2-го боевого участка 1-го сектора Московской зоны обороны был сформирован и укомплектован в августе 1941 г. из командного состава академии. В это же время академией был сформирован для обороны Москвы курсантский батальон, который с 16 по 18 октября 1941 г. принял участие в оборонительных боях в районе реки Красная Пахра. В 1941 — 1942 гг. академия комплектовалась переменным составом из лиц рядового, младшего и среднего командного состава кадра и запаса, имевших общее среднее образование и возраст не старше 40 лет, годных по состоянию здоровья к строевой службе. В академию в качестве слушателей принимались также женщины в возрасте до 30 лет, имевшие юридическое образование и не обремененные большой семьей. В 1941 — 1942 гг. академия подготовила и направила в действующую армию около 3000 военных юристов, из них более 700 выпускников основных факультетов. Уже в августе 1943 г. на основании решения ГКО академия была переведена на подготовку слушателей с 4-летним сроком обучения (300 человек). Срок обучения на курсах усовершенствования военно-юридического состава академии был увеличен до 6 месяцев (200 человек), была восстановлена адъюнктура с 3-летним сроком обучения. В декабре 1943 г. в составе академии вновь восстановлен военно-морской факультет с численностью переменного состава 80 человек, а в 1945 г. — заочный факультет, насчитывавший 800 человек. За заслуги в подготовке военно-юридических кадров в ноябре 1944 г. большая группа офицеров и генералов из числа командного и профессорско-преподавательского состава была награждена орденами и медалями. В феврале 1945 г. Президиумом Верховного Совета Союза ССР академии вручены Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Юристы времен Великой Отечественной войны

Военный юрист… Что свойственно людям этой профессии? Какими качествами они должны обладать? В чем смысл и значение их деятельности? Эти и многие другие вопросы, связанные с деятельностью военного юриста, интересуют многих людей и особенно учащуюся молодежь, которая задумывается над выбором профессии. Интерес молодых людей к работе юриста вполне закономерен и понятен. Ведь речь идет о деле, которому будет посвящена вся жизнь. Работа прокурора и следователя такова, что невозможно заранее сказать, с какой областью жизни придется столкнуться при выполнении возложенных функций. Вот почему военные юристы должны иметь определенный минимум знаний в области медицины и психиатрии, логики и психологии, технических и других наук, с тем чтобы правильно разобраться в любых сложных ситуациях, которые могут возникнуть, уметь с наибольшим эффектом воспользоваться помощью специалистов, правильно сформулировать вопросы экспертам, оценить их заключение и в конечном счете успешно расследовать дело. Особенно сложна и трудна работа следователя в военных условиях. Для того чтобы допросить свидетеля, приходилось не идти, а ползти на передний край под обстрелом артиллерии, минометов или пулеметов. Отложить до завтра допрос невозможно. Завтра свидетель — а его показания чрезвычайно важны для дела — может быть убит или тяжело ранен и отправлен в тыловой госпиталь. На фронте приходилось допрашивать свидетелей непосредственно в траншее, блиндаже при мерцающем светильнике из гильзы. Протоколы допросов нередко приходилось писать карандашом, сидя на первом попавшемся предмете или прямо на земле. Разумеется, о большой культуре оформления дел говорить не приходилось. Да и с бумагой было туговато. Поэтому иногда для обложек дел приходилось использовать газеты.

Военная прокуратура Читинского гарнизона в годы Великой Отечественной войны

В декабре 1938 г. была создана военная прокуратура Читинского гарнизона для обслуживания войсковых частей и учреждений, непосредственно подчиненных штабу ЗабВО. Деятельность военной прокуратуры Читинского гарнизона сыграла важную роль в истории военной прокуратуры ЗабВО, а начало ее деятельности сыграло значительную роль в период так называемых сталинских репрессий. Дело в том, что на военные прокуратуры было возложено исполнение Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г. «О порочных методах расследования дел в органах НКВД», предполагающего пересмотр дел спецподсудности. Уже тогда при изучении этой категории дел работниками военной прокуратуры Читинского гарнизона были выявлены многочисленные факты грубейших нарушений законности и фальсификаций. Значительное количество спецдел прекратили, а невиновных освободили из-под стражи. Были посмертно реабилитированы многие из осужденных к высшей мере наказания (в их числе — первый военный прокурор ЗабВО Г. Г. Суслов, арестованный органами НКВД в 1937 г.). В период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. производство по уголовным делам осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» по правилам, устанавливаемым Положением о военных трибуналах в районах военных действий (оно было утверждено тем же Указом Президиума Верховного Совета СССР). Свою деятельность военная прокуратура Читинского гарнизона осуществляла в строгом соответствии с указанными нормативными актами. При этом в годы Великой Отечественной войны сфера деятельности военной прокуратуры гарнизона значительно расширилась. Каждая убывавшая из Забайкалья на фронт дивизия или бригада имела в своем составе представителей прокуратуры гарнизона, которые были введены в органы военного управления по штату военного времени. Завершением боевых действий на Западе война для оперативных прокурорских работников Читинского гарнизона не окончилась, они находились на передовой во время разгрома Квантунской армии в Маньчжурии. «Тот ратный труд, выполняемый прокурорскими работниками Читинского гарнизона вдали от пункта постоянной дислокации, бесценен», — считал ветеран органов прокуратуры С. В. Варванович, прослуживший в военной прокуратуре Читинского гарнизона с 1943 по 1954 г. (умер в 2007 г.), — «в годы войны решающую роль приобретали вопросы дисциплины в войсках, и командованию для создания наиболее оптимальных условий контроля приданных подразделений зачастую приходилось прибегать к помощи прокурорских работников, чье слово не обсуждалось и никогда не оспаривалось. Вместе с тем прокурорскому составу приходилось на фронте не слаще, чем остальным, к «штабным» работникам он никак не относился, так как шел в бой со всеми «за дело общее».

——————————————————————

С начала Великой отечественной войны работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Количество военных прокуратур увеличилось. В условиях войны работа военной прокуратуры была многообразной и разносторонней, однако с организационной и функциональной точки зрения она по-прежнему укладывалась в две основные формы: общий надзор за законностью в армии и уголовное преследование преступлений. Не претерпевала какой-либо коренной ломки и структура военной прокуратуры. В первые дни войны были проведены меры по приближению прокурорских органов к частям, и от системы корпусных в качестве низшего звена пришлось перейти к системе дивизионных прокуратур. Были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.). В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта, и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др. В тылу возникли военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад.

В городе Москве, в связи с введением осадного положения в октябре 1941 года, все гражданские суды и органы прокуратуры были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры.

Великая Отечественная война потребовала милитаризации транспортного хозяйства. Работа железнодорожной прокуратуры также стала перестраиваться на военный лад. Так, 26 июня 1941 года транспортные прокуратуры на 30 железных дорогах были преобразованы в военные прокуратуры с передачей их ведение Главной военной прокуратуры Красной Армии.

В ходе войны сеть этих прокуратур расширилась: в декабре 1941 года были организованы военные прокуратуры еще на 8 дорогах, а затем на всех остальных. В январе 1942 года на базе транспортного отдела Главной военной прокуратуры Красной Армии была организована Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта на правах самостоятельного управления в системе Прокуратуры Союза ССР. В феврале 1942 года в ведение Главной военной прокуратуры железнодорожного транспорта перешли военные прокуратуры железнодорожных войск и специальных подвижных восстановительных работ Народного комиссариата путей сообщения.

Реформирование и организация деятельности военных железнодорожного транспорта неразрывно связана с именем генерала Афанасьева Николая Порфирьевича (с 1945 года Главный военный прокурор Вооруженных Сил СССР), который в 1942 году был назначен Главным военным прокурором железнодорожного транспорта. Именно благодаря его самоотверженному труду удалось в кратчайшие сроки организовать работу на этом участке.

Война потребовала и милитаризации водного транспорта. Организационное построение прокуратуры на этом транспорте подверглось серьезным изменениям. В первые месяцы войны, в связи с объявлением отдельных местностей СССР на военном положении, возникла необходимость военизирования ряда прокуратур водных бассейнов.

Эти прокуратуры были преобразованы в военные и переданы в подчинение сначала Главной военной прокуратуры Красной Армии, а в дальнейшем - Главной прокуратуры железнодорожного транспорта, в составе которой был организован Водный отдел. 29 мая 1943 года с образованием Главной военной прокуратуры морского и речного флота ей в подчинение были возвращены военные прокуратуры бассейнов.

Практически на протяжении всего периода Великой Отечественной войны - с марта 1941 года по март 1945 года - Главную военную прокуратуру Красной Армии возглавлял дивизионный военный юрист, а затем генерал-лейтенант юстиции Владимир Иванович Носов (1897-1973 гг.). Участник Первой мировой и Гражданской войн, ликвидации басмачества в Туркмении, он с 1929 года работал в органах военной прокуратуры. В годы войны он побывал почти на всех фронтах, а на наиболее важных направлениях боевых действий - по несколько раз. Своим примером Владимир Носов учил прокуроров фронтов, армий и дивизий каким образом следует строить работу военных прокуратур в условиях боевых действий. В истории органов прокуратуры он навечно останется Главным военным прокурором военных лет.

В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспорта и т.д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора.

В результате работы военной прокуратуры в годы войны предупреждались или исправлялись нарушения закона, дисциплины и порядка.

Вместе с бойцами Красной Армии военные юристы делили невзгоды и тяготы фронтовой жизни. Как и все патриоты нашей страны, они отдавали свою энергию и силы, а нередко и жизнь для достижения победы над врагом. Когда требовала обстановка, военные прокуроры смело принимали на себя командование, храбро сражались с врагом, показывали пример выдержки и стойкости. Так, военный следователь дивизии Л.Ф. Кабанов производил следствие на переднем крае. Неожиданно батальон пошел в наступление, Л.Ф. Кабанов вместе с бойцами поднялся и пошел в атаку и был смертельно ранен. Отражая нападение большой группы фашистов, погиб военный следователь армии капитан юстиции A.М. Огородов. В рукопашном бою пал смертью храбрых военный прокурор дивизии майор юстиции П.Ф. Садовников. Во время героической обороны Севастополя, организуя эвакуацию отходящих частей и мирного населения, погиб военный прокурор бригадный военный юрист А.Г. Кошелев.

В крайне сложной обстановке того времени военные прокуроры и следователи проявили себя истинными патриотами, высококлассными профессиональными и смелыми офицерами. Более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам, впоследствии проходившим военную службу в органах военной прокуратуры, присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Не дожили до Дня Победы и погибли на полях сражений 278 офицеров военных прокуратур.

(Неко В. Н.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 2)

ВОЕННЫЕ ПРОКУРОРЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ <*>

В. Н. НЕКО

——————————— <*> Neko V. N. Military procurators of the Great Patriotic War.

Неко Валерий Николаевич, заместитель военного прокурора Восточного военного округа, полковник юстиции.

В статье раскрывается роль военных прокуроров в обеспечении законности в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: прокуроры, Великая Отечественная война.

The article reveals the role of military procurators in ensuring legitimacy during the period of the Great Patriotic War.

Key words: procurators, Great Patriotic War.

Сложна и ответственна работа военного прокурора. Главное, что определяет его работу, — это строгий надзор за законностью. В суровые годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры, юстиции и суда работали исключительно в интересах обороны страны. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.). В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др. В тылу появились военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад. В Военно-Морском Флоте действовали военные прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и морских оборонительных районов, секторов, береговой обороны. Все транспортные прокуратуры были преобразованы в военные. В январе 1942 г. была организована Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта. Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР и подчиненные ей Главная военная прокуратура, Главная военная прокуратура Военно-Морского Флота, Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота. В условиях войны работа военной прокуратуры была многообразной и разносторонней, однако с организационной и функциональной точки зрения она по-прежнему укладывалась в две основные формы: общий надзор за законностью в армии и уголовное преследование преступлений. Основными задачами военной прокуратуры были решительная борьба с посягательствами на воинскую дисциплину и боевую мощь армии и флота, с агентурой врага и иными враждебными элементами, с паникерами, трусами, дезертирами, расхитителями военного имущества, с дезорганизаторами тыла, а в местностях, объявленных на военном положении, кроме того, с преступлениями против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Как и в мирное время, стоящие перед органами прокуратуры задачи выполнялись военными прокурорами путем общего надзора за соблюдением и исполнением законов военного времени, постановлений ГКО и СНК СССР, приказов высшего военного командования, надзора за законностью расследования уголовных дел и привлечения виновных к ответственности, за законностью и обоснованностью приговоров военных трибуналов, за соблюдением законности при отбывании наказания осужденными. Исключительно важной была забота органов военной прокуратуры в годы войны о семьях защитников Родины и инвалидах войны. В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспорта и т. д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора. Военные прокуроры вместе с командирами, политработниками и военными судьями активно участвовали в разъяснении военнослужащим приговоров, заботились о том, чтобы приговоры, имевшие актуальное значение, объявлялись в приказах командиров или иным путем доводились до широкого круга военнослужащих. Вся эта работа играла важную роль в создании среди личного состава частей и соединений атмосферы нетерпимости и всеобщего осуждения какого бы то ни было отступления от военной присяги, дисциплины, организованности и правопорядка. Важное место в годы войны в работе военных прокуратур занимала правовая пропаганда. Под руководством политических органов военные прокуроры разъясняли военнослужащим действующие законы. Такие темы, как «Защита Отечества — священный долг каждого советского воина», «Приказ начальника — закон для подчиненного», «Дисциплинированность и бдительность — сильное оружие в борьбе с врагом», «Беречь боевую технику и военное имущество» и другие, находились в центре разъяснительной работы военных прокуроров. Вот что пишет возглавлявший во время войны политический отдел 47-й армии генерал-полковник М. Х. Калашник: «Многие работники прокуратур и трибуналов, люди, как правило, высокообразованные, эрудированные, регулярно выступали перед бойцами и командирами с лекциями и докладами о требованиях Военной присяги и ответственности за их нарушение, о бдительности, о правах и обязанностях воинов Красной армии. Армейский прокурор полковник юстиции А. И. Гоман, председатель военного трибунала полковник юстиции С. К. Нестеров и другие руководящие офицеры из прокуратуры и трибунала по заданию Военного совета и политотдела выступали с такими докладами на семинарах парторгов, комсоргов, агитаторов в 318-й горнострелковой, в 77-й стрелковой дивизиях, в 255-й бригаде морской пехоты и других соединениях, проводили специальные собрания, в ходе которых отвечали на вопросы бойцов и командиров, рассказывали о наиболее характерных судебных процессах над нарушителями присяги. Так же поступали и дивизионные, бригадные прокуроры, председатели военных трибуналов». Всю работу по надзору за законностью в частях и соединениях действующей армии военные прокуроры проводили в тесном взаимодействии с командованием и политическими органами, постоянно информируя их о выявленных нарушениях, вносили предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению тех или иных правонарушений. Как и все советские патриоты, военные юристы показывали пример стойкости и мужества. Если требовала обстановка, они с оружием в руках сражались с врагом. Так, военный следователь дивизии Л. Ф. Кабанов производил следствие на переднем крае. Неожиданно батальон пошел в наступление, Л. Ф. Кабанов вместе с бойцами поднялся и пошел в атаку и был смертельно ранен. Отражая нападение большой группы фашистов, погиб военный следователь армии капитан юстиции А. М. Огородов. В рукопашном бою пал смертью храбрых военный прокурор дивизии майор юстиции П. Ф. Садовников. Во время героической обороны Севастополя, организуя эвакуацию отходящих частей и мирного населения, погиб военный прокурор бригадный военный юрист А. Г. Кошелев. В крайне сложной обстановке того времени военные прокуроры и следователи проявили себя истинными патриотами, высококлассными профессиональными и смелыми офицерами. Более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам, впоследствии проходившим военную службу в органах военной прокуратуры, присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Не дожили до Дня Победы и погибли на полях сражений 278 офицеров военных прокуратур. Немного о подготовке военных юристов в период Великой Отечественной войны… В июне 1941 г. состоялся очередной выпуск слушателей военно-юридической академии (ВЮА) РККА, а в августе был произведен досрочный выпуск слушателей 4-го курса в количестве 125 человек. Кроме того, в действующую армию были направлены 280 слушателей курсов усовершенствования военно-юридического состава, часть командного и преподавательского состава академии, адъюнкты и часть слушателей. Личный состав академии принял участие в обороне Москвы. Штаб 2-го боевого участка 1-го сектора Московской зоны обороны был сформирован и укомплектован в августе 1941 г. из командного состава академии. В это же время академией был сформирован для обороны Москвы курсантский батальон, который с 16 по 18 октября 1941 г. принял участие в оборонительных боях в районе реки Красная Пахра. В 1941 — 1942 гг. академия комплектовалась переменным составом из лиц рядового, младшего и среднего командного состава кадра и запаса, имевших общее среднее образование и возраст не старше 40 лет, годных по состоянию здоровья к строевой службе. В академию в качестве слушателей принимались также женщины в возрасте до 30 лет, имевшие юридическое образование и не обремененные большой семьей. В 1941 — 1942 гг. академия подготовила и направила в действующую армию около 3000 военных юристов, из них более 700 выпускников основных факультетов. Уже в августе 1943 г. на основании решения ГКО академия была переведена на подготовку слушателей с 4-летним сроком обучения (300 человек). Срок обучения на курсах усовершенствования военно-юридического состава академии был увеличен до 6 месяцев (200 человек), была восстановлена адъюнктура с 3-летним сроком обучения. В декабре 1943 г. в составе академии вновь восстановлен военно-морской факультет с численностью переменного состава 80 человек, а в 1945 г. — заочный факультет, насчитывавший 800 человек. За заслуги в подготовке военно-юридических кадров в ноябре 1944 г. большая группа офицеров и генералов из числа командного и профессорско-преподавательского состава была награждена орденами и медалями. В феврале 1945 г. Президиумом Верховного Совета Союза ССР академии вручены Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Юристы времен Великой Отечественной войны

Военный юрист… Что свойственно людям этой профессии? Какими качествами они должны обладать? В чем смысл и значение их деятельности? Эти и многие другие вопросы, связанные с деятельностью военного юриста, интересуют многих людей и особенно учащуюся молодежь, которая задумывается над выбором профессии. Интерес молодых людей к работе юриста вполне закономерен и понятен. Ведь речь идет о деле, которому будет посвящена вся жизнь. Работа прокурора и следователя такова, что невозможно заранее сказать, с какой областью жизни придется столкнуться при выполнении возложенных функций. Вот почему военные юристы должны иметь определенный минимум знаний в области медицины и психиатрии, логики и психологии, технических и других наук, с тем чтобы правильно разобраться в любых сложных ситуациях, которые могут возникнуть, уметь с наибольшим эффектом воспользоваться помощью специалистов, правильно сформулировать вопросы экспертам, оценить их заключение и в конечном счете успешно расследовать дело. Особенно сложна и трудна работа следователя в военных условиях. Для того чтобы допросить свидетеля, приходилось не идти, а ползти на передний край под обстрелом артиллерии, минометов или пулеметов. Отложить до завтра допрос невозможно. Завтра свидетель — а его показания чрезвычайно важны для дела — может быть убит или тяжело ранен и отправлен в тыловой госпиталь. На фронте приходилось допрашивать свидетелей непосредственно в траншее, блиндаже при мерцающем светильнике из гильзы. Протоколы допросов нередко приходилось писать карандашом, сидя на первом попавшемся предмете или прямо на земле. Разумеется, о большой культуре оформления дел говорить не приходилось. Да и с бумагой было туговато. Поэтому иногда для обложек дел приходилось использовать газеты.

Военная прокуратура Читинского гарнизона в годы Великой Отечественной войны

В декабре 1938 г. была создана военная прокуратура Читинского гарнизона для обслуживания войсковых частей и учреждений, непосредственно подчиненных штабу ЗабВО. Деятельность военной прокуратуры Читинского гарнизона сыграла важную роль в истории военной прокуратуры ЗабВО, а начало ее деятельности сыграло значительную роль в период так называемых сталинских репрессий. Дело в том, что на военные прокуратуры было возложено исполнение Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г. «О порочных методах расследования дел в органах НКВД», предполагающего пересмотр дел спецподсудности. Уже тогда при изучении этой категории дел работниками военной прокуратуры Читинского гарнизона были выявлены многочисленные факты грубейших нарушений законности и фальсификаций. Значительное количество спецдел прекратили, а невиновных освободили из-под стражи. Были посмертно реабилитированы многие из осужденных к высшей мере наказания (в их числе — первый военный прокурор ЗабВО Г. Г. Суслов, арестованный органами НКВД в 1937 г.). В период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. производство по уголовным делам осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» по правилам, устанавливаемым Положением о военных трибуналах в районах военных действий (оно было утверждено тем же Указом Президиума Верховного Совета СССР). Свою деятельность военная прокуратура Читинского гарнизона осуществляла в строгом соответствии с указанными нормативными актами. При этом в годы Великой Отечественной войны сфера деятельности военной прокуратуры гарнизона значительно расширилась. Каждая убывавшая из Забайкалья на фронт дивизия или бригада имела в своем составе представителей прокуратуры гарнизона, которые были введены в органы военного управления по штату военного времени. Завершением боевых действий на Западе война для оперативных прокурорских работников Читинского гарнизона не окончилась, они находились на передовой во время разгрома Квантунской армии в Маньчжурии. «Тот ратный труд, выполняемый прокурорскими работниками Читинского гарнизона вдали от пункта постоянной дислокации, бесценен», — считал ветеран органов прокуратуры С. В. Варванович, прослуживший в военной прокуратуре Читинского гарнизона с 1943 по 1954 г. (умер в 2007 г.), — «в годы войны решающую роль приобретали вопросы дисциплины в войсках, и командованию для создания наиболее оптимальных условий контроля приданных подразделений зачастую приходилось прибегать к помощи прокурорских работников, чье слово не обсуждалось и никогда не оспаривалось. Вместе с тем прокурорскому составу приходилось на фронте не слаще, чем остальным, к «штабным» работникам он никак не относился, так как шел в бой со всеми «за дело общее».

——————————————————————

1.9 Деятельность органов прокуратуры в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. в СССР было объявлено военное положение, работа территориальных и военных прокуратур перестроена на военный лад.

В соответствии с п. 2 Указа в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, - высшему командованию войсковых соединений. Согласно п. 5 Указа все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны и обеспечения общественного порядка и безопасности.

За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении в районах военных действий. В соответствии со ст. 7 Указа от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, на рассмотрение военных трибуналов передавались все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, а именно:

а) дела о государственных преступлениях;

б) дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 г. об охране общественной (социалистической) собственности;

в) дела о разбое;

г) дела об умышленных убийствах;

д) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи;

е) дела об уклонении от исполнения всеобщей обязанности, о сопротивлении представителям власти;

ж) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия.

Военным властям предоставлялось право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных Уголовными кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.

В соответствии со ст. 14 Положения о военных трибуналах приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали, могли быть отменены лишь в порядке надзора.

Военным советам округов, фронтов и армий (флотов и флотилий), а также командующим фронтами, армиями и округами (флотами, флотилиями) принадлежало право приостановить исполнение приговора с высшей мерой наказания (расстрел) с одновременным сообщением по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда Союза СССР, Главному военному прокурору Красной Армии, Главному прокурору Военно-морского флота Союза ССР по принадлежности своего мнения для дальнейшего направления дела.

Согласно ст. 16 Положения о военных трибуналах о каждом приговоре, присуждающем к высшей мере наказания (расстрелу), военный трибунал немедленно сообщал по телеграфу Председателю Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, Главному военному прокурору Красной Армии, Главному Прокурору Военно-морского флота по принадлежности. В случае неполучения в течение 72 часов с момента вручения телеграммы адресату телеграфного сообщения о приостановлении приговора такой приговор приводился в исполнение. Остальные приговоры военных трибуналов вступали в законную силу с момента их провозглашения и немедленно приводились в исполнение.

Приказом Народного комиссара юстиции СССР и Прокурора СССР от 24 июня 1941 г. № 102/58 устанавливался порядок направления в военные трибуналы дел о преступлениях, предусмотренных ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».

Приказом Народного комиссара юстиции СССР и Прокурора СССР от 27 июня 1941 г. № 104/64 в дополнение к приказу от 24 июня 1941 г. предлагалось передавать на рассмотрение военных трибуналов войск Н КВД все дела о террористических актах, направленных против сельского актива, дела о террористической агитации, дела о поджогах дворов сельских активистов и общественных зданий (школ, сельсоветов, колхозных ферм и т.п.) в сельских местностях.

Прокурорский надзор по этим делам осуществлялся военными прокурорами войск НКВД.

Основным направлением в деятельности органов прокуратуры был надзор за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану государственной собственности от преступных посягательств.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. было введено военное положение на всех железных дорогах СССР, Указом от 9 мая 1943 г. - на морском и речном транспорте.

В связи с названными Указами Президиума Верховного Совета СССР Народным комиссаром юстиции СССР и Прокурором СССР был издан приказ от 21 апреля 1943 г. № 28/19 «О порядке привлечения к ответственности работников железнодорожного транспорта за преступления по службе в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 года», в соответствии с которым работники железнодорожного транспорта (в том числе рабочие и служащие заводов, контор, подсобных предприятий, лечебных учреждений, учебных заведений, личный состав стрелковой охраны и пожарно-вахтенной службы) за преступления по службе привлекались к судебной ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса о воинских преступлениях.

Прокурор СССР и Народный Комиссар внутренних дел СССР 26 июня 1941 г. издали приказ № 159/595 «О квалификации нарушений Правил и распоряжений о местной противовоздушной обороне», согласно которому злостное нарушение распоряжений по светомаскировке влекло за собой привлечение к уголовной ответственности, а если оно было использовано на оказание содействия врагу, то эти действия следовало квалифицировать как измену Родине.

Находясь на военном положении, прокуроры обеспечивали четкое исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла, о чем подтверждают приведенные выше приказы.

Интересы военного времени потребовали перестройки системы и структуры органов прокуратуры, в особенности органов прокуратуры прифронтовой полосы. С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливались классные чины с выдачей форменного обмундирования. Этим же Указом введена сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Согласно п. 1 этого Указа для прокурорско-следственных работников были установлены следующие классные чины: Действительный государственный советник юстиции, Государственный советник юстиции 1 класса, Государственный советник юстиции 2 класса, Государственный советник юстиции 3 класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1 класса, юрист 2 класса, юрист 3 класса, младший юрист.

Классный чин Действительного государственного советника юстиции присваивался Указом Президиума Верховного Совета СССР.

Сравнительная таблица классных чинов прокурорско-следственных работников Прокуратуры СССР с воинскими званиями

Классный чин Соответствующее воинское звание
Высший состав
Действительный государственный советник генерал армии
юстиции
Государственный советник юстиции 1 класса генерал армии
Государственный советник юстиции 2 класса генерал-полковник
Государственный советник юстиции 3 класса генерал-майор
Старший состав
старший советник юстиции полковник
советник юстиции подполковник
младший советник юстиции майор
Средний состав
юрист 1 класса капитан
юрист 2 класса старший лейтенант
юрист 3 класса лейтенант
младший юрист младший лейтенант

Многие прокуроры и следователи ушли на фронт в действующую армию или партизанские отряды, многие из них погибли.

Огромную работу проводили органы прокуратуры в борьбе с дезертирством с предприятий военной промышленности, выполняли приказ Прокурора Союза ССР от 1 июня 1944 г. № 159 об осуществлении постоянного надзора за точным исполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. руководителями предприятий.

Приказом Прокурора СССР от 17 октября 1942 г. № 613/М устанавливался порядок наложения дисциплинарных взысканий и мер поощрения за дисциплинированность и добросовестную работу прокурорско-следственных работников. Этот приказ имел большое значение в укреплении трудовой и исполнительской дисциплины прокурорско-следственных работников. За нарушение дисциплины, недобросовестное отношение к работе, невыполнение приказов и распоряжений вышестоящих прокуроров, в случае когда эти нарушения не подлежали преследованию в уголовном порядке, на виновных прокурорско-следственных работников налагались следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, смещение на низшую должность, увольнение с должности.

Указом предлагалось практиковать поощрения особо дисциплинированных и аккуратных, добросовестных работников прокуратуры с объявлением им благодарности с занесением в трудовые книжки, выдачей денежных премий и продвижением на более высокие должности.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1945 г. «О награждении орденами и медалями работников прокуратуры СССР» за выдающиеся заслуги в деле осуществления социалистической законности и укрепления советского правопорядка были награждены: орденом Ленина - 23 человека, орденом Красного Знамени - 8, орденом Отечественной войны II степени - 3, орденом Трудового Красного Знамени - 113, орденом Красной Звезды - 81, орденом «Знак Почета» - 294, медалью «За трудовую доблесть» - 100, медалью «За трудовое отличие» - 64 человека.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР.

Прокуроры и следователи вместе с Чрезвычайной государственной комиссией провели большую работу по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Чрезвычайной государственной комиссии было предоставлено право поручать надлежащим органам производить расследование, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания и иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников.

Собранные материалы были использованы при разоблачении главных военных преступников на Нюрнбергском процессе.


В него изменениями и дополнениями. Задачи и основные направления деятельности прокуратуры Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений организаций, общественных объединений. Это выражено в законодательном закреплении...

По нескольким направлениям: приведение в соответствие с международными нормами, с правовыми актами I стран СНГ, обеспечение единой ведомственной правовой политики с учетом I общественного развития. Работа органов внутренних дел в 1990-е гг. проходила в сложной оперативной обстановке, неблагоприятное развитие которой связано, прежде всего, с процессом консолидации криминальной среды, ...

19 июня 1721 г. Вышеуказанные предпосылки, являясь ни чем иным, как первоочередными интересами государства в обеспечении законности и исправном функционировании государственного аппарата, повлекли за собой… 2. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи Первым нормативным правовым актом о прокурорском надзоре принято считать именной указ Петра I от 12 января 1722 г. «Об...

Сроков исполнения различных документов, разрешаемых сотрудниками прокуратуры. Цели создания и задачи, решаемые в процессе использования автоматизированных систем в практической деятельности органов прокуратуры В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа...