Рыбников павел николаевич краткая биография. Значение рыбников павел николаевич в краткой биографической энциклопедии

Павел Николаевич Рыбников родился 6 декабря (24 ноября по старому стилю) 1831 года в московской купеческой семье. Несмотря на то, что он рано остался без отца, будущий собиратель получил прекрасное гуманитарное образование. С детских лет он знал иностранные языки. В 1844 году поступил в 3-ю Московскую реальную гимназию.

Павел Николаевич Рыбников родился 6 декабря (24 ноября по старому стилю) 1831 года в московской купеческой семье. Несмотря на то, что он рано остался без отца, будущий собиратель получил прекрасное гуманитарное образование. С детских лет он знал иностранные языки. В 1844 году поступил в 3-ю Московскую реальную гимназию. Учился П.Н. Рыбников все годы блестяще, несмотря на то, что с младших классов вынужден был давать уроки в связи с материальными трудностями. Закончил гимназию в 1850 году с серебряной медалью.

С 1854 по 1858 гг. П.Н. Рыбников - студент филологического факультета Московского университета. В годы студенчества окончательно сформировались демократические взгляды П.Н. Рыбникова, его научные интересы. В его квартире собиралась передовая молодежь, чутко откликавшаяся на современные события, здесь спорили об исторических судьбах русского народа, о смысле народности. Многие студенты, в том числе и П.Н. Рыбников, были занесены в списки политически неблагонадежных лиц, а потом сосланы в отдаленные губернии России.

П.Н. Рыбников был сослан в Петрозаводск и доставлен в город 3 марта 1859 года, а в конце мая его определили в штат губернской канцелярии.

Ум, образованность, способности Рыбникова обратили на себя внимание начальства губернии. Необыкновенный ссыльный за несколько лет дослужился до советника губернского правления и получил некоторую свободу поездок по уездам. Пользуясь этой возможностью, Павел Николаевич начал глубоко изучать культуру края. Он проехал свыше двух тысяч верст от Петрозаводска через Заонежье до границ Архангельской и Вологодской губерний, был в Пудоже и Каргополье. Рыбников только лично записал двести былин от тридцати народных сказителей. Одновременно он записывал сказки, песни, причитанья, поверья и многое другое. За одну поездку в мае - июне 1860 г. Павел Николаевич записал восемьдесят былин от крупнейших певцов.

«Песни, собранные П.Н. Рыбниковым» в четырех частях вышли с 1861 по 1867 гг. Собрание былин стало известно не только в России, но и за границей. Западные ученые назвали «Песни...» одной из крупнейших книг своего времени.

П.Н. Рыбников трудился и над составлением статистических материалов. Им напечатаны статьи о разведении льна, о рыболовстве и охоте, о состоянии губернии, о Шуньгской ярмарке.

В Петрозаводске Павел Николаевич принял самое активное участие в организации публичной библиотеки, занимался составлением списков необходимых книг и журналов. Читатели избрали его первым директором библиотеки.

В 1867 г. Рыбников женился на дочери местного чиновника и уехал в польский город Калиш, куда был назначен вице-губернатором.

Умер Павел Николаевич Рыбников в 1885 году.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Песни, собранные П.Н. Рыбниковым.- М.; Петрозаводск: Тип. А. Семена.- 1861-1864.

Ч.1: Народные былины, старины и побывальщины.- 1861.- 488, XXVI с.

Ч.2: Народные былины, старины и побывальщины.- 1862.- 354, CCCLXXI с.

Ч.3: Народные былины, старины, побывальщины и песни.- Петрозаводск: Губ. тип., 1864.- 460, LXXI с.

Рыбников П.Н. Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3 т.- 2-е изд.- М.: Сотрудник школы, 1909-1910.

Т.1- 1909.- 512 с., портр.

Т.2.- 1910.- 727 с.

Т.3.- 1910.- 432 с.

Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3 т.- Петрозаводск: Карелия, 1989-1991.

Т.1: Былины.- 1989.- 527 с.: портр.

Т.2: Былины.- 1990.- 640 с.

Т.3: [Песни, причитания, сказки и другие жанры].- 1991.- 365 с.

Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни. Ч. 2.- М.: Совет. Россия, 1990.- 144 с.

В 1825-1917 годах Карелия была регионом, куда царизм ссылал своих
политических противников. Многие из ссыльных были хорошо образованными
молодыми людьми (С.А.Раевский, А.П.Баласогло). Их краеведческие
исследования отличает высокий научный уровень, а после 1861 года –
оппозиционная направленность (С.А.Приклонский, А.С.Пругавин).

В марте 1859 года в Петрозаводск был сослан участник студенческого
движения Павел Николаевич Рыбников (1831-1885) (1). В августе того же
года он стал делопроизводителем, а с мая 1861 года – секретарем
Олонецкого губернского статистического комитета (далее ОГСК). Уже в
первые годы ссылки, длившейся до декабря 1866 года, П.Н.Рыбников проявил
себя как общественный деятель и исследователь края. В январе 1860 года
по его инициативе была создана первая в Петрозаводске публичная
библиотека. Для нее выписали революционно-демократический журнал
Н.А.Некрасова, Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова «Современник» (причем
в двух экземплярах), либеральные журналы «Отечественные записки» (в
двух экземплярах) и «Русский вестник», сатирический журнал «Искра» и еще
18 газет и журналов на русском языке и 7 периодических изданий на
иностранных языках. Библиотекарем избрали П.Н.Рыбникова. Публичная
библиотека просуществовала до 1862 года.

Уже с 1860 года начинают появляться статьи П.Н.Рыбникова, посвященные
истории и этнографии Олонецкой губернии. Особенно его интересовали
крупнейшая в крае Шунгская ярмарка2, выращивание и обработка льна и
состояние охоты и рыболовства в Пудожском уезде3, этнография русского
населения Заонежья4, старообрядчество5 и другие проблемы6. В 1866 году
он опубликовал интересные путевые заметки, сделанные во время поездки по
Петрозаводскому и Повенецкому уездам.

Но главная заслуга П.Н.Рыбникова состояла в собирании местного
фольклора. Только в 1860-1861 годах он совершил пять больших поездок по
губернии, проехав более 1000 верст, побывал в Заонежье, Пудожском и
Каргопольском уездах. Во время этих поездок П.Н.Рыбников записал много
произведений местных сказителей и собрал в Кижах, на Пудоге и в
Каргополье более 80 былин. В 1861-1867 годах он издал четыре тома
знаменитых «Песен, собранных П.Н.Рыбниковым»7.

Находясь в ссылке П.Н.Рыбников женился на дочери крупного
петрозаводского чиновника лютеранке Анжелике-Аполлонии-Ольге
Леопольдовне фон-Штемпель8. Этот факт почему-то замалчивался всеми
советскими биографами знаменитого фольклориста.

155

Хотя хронологически П.Н.Рыбников принадлежит к ссылке второй
половины XIX века, но типологически он ближе к ссыльным николаевского
периода, стремившихся реализовать себя в ссылке через активное изучение
истории, этнографии, фольклора, культуры и быта Олонецкого края, и
создать таким образом условия для скорейшего освобождения.

Одним из направлений научной деятельности П.Н.Рыбникова в годы
петрозаводской ссылки стало его сотрудничество в Археологическим
обществом. Это одно из старейших научных обществ России (основано в 1846
году) занималось археологией. В XIX веке под термином «археология»
понималось любое «научное исследование вещественных памятников», то есть
в археологию входили изучение старинное архитектуры, палеография,
нумизматика, проведение раскопок и т. д.

Для налаживания контактов П.Н.Рыбникова с Археологическим обществом
большое значение имел тот факт, что в 1861-1863 годах в Петрозаводск
приехал для участия в проведении крестьянской реформы известный
палеограф, археограф и летописевед, Д.В.Поленов (18О6-1878) (9). В
Петрозаводске он был назначен 13 марта 1861 года, как один из крупнейших
помещиков Олонецкой губернии, непременным членом от правительства в
Олонецком губернском по крестьянским делам присутствии. До отъезда в
Петрозаводск в феврале 1861 года Д.В.Поленов был секретарем
Археологического общества. Находясь в Петрозаводске он переписывался с
известными столичными учеными, в частности с палеографом
И.И.Срезневским. Именно здесь Д.В.Поленов узнал о своем избрании
членом-корреспондентом Академии наук. Уже весной 1861 года он просил
руководство Археологического общества «о доставлении в петрозаводскую
гимназию записок общества на русском языке» и других изданий
Археологического общества. На заседании 29 апреля 1861 года
Археологическое общество приняло решение эту просьбу удовлетворить10. В
Петрозаводск Д.В.Поленов приехал со всей семьей. Его сын В.Д.Поленов
(1844-1827), впоследствии известный художник, окончил здесь гимназию, а
дочь Вера вышла замуж за преподавателя гимназии И.П.Хрущова. Весной 1863
года Д.В.Поленов вернулся в Петербург.

При содействии Д.В.Поленова П.Н.Рыбников завязал контакты с
Археологическим обществом и уже 19 января 1862 года был избран его
членом-корреспондентом11. На заседании отделения русской и славянской
археологии 3 февраля 1862 года было заслушано два сообщения
Д.В.Поленова. Во-первых, он сообщил о передаче обществу «от известного
собирателя памятников древней народной поэзии» П.Н.Рыбникова в дар 75
камней (ониксов) с изображениями Паллады, Меркурия, Энея и т. п.,
добавив, что П.Н.Рыбников, приобретая ониксы, узнал, что они найдены
были в Пудожском уезде, в Бережнодубровском погосте, на границах
Олонецкой и

156

Архангельской губерний... Отделение русской и славянской археологии
императорского Археологического общества определило: «благодарить
П.Н.Рыбникова за доставление ониксов, о значении и достоинстве которых
просить отзыва академика Стефании»12. Сообщение об этом даре сразу же
появилось в газете «Олонецкие губернские ведомости»13 (далее ОГВ).
Спустя некоторое время академик Л.Э.Стефани14 подготовил свой отзыв15. В
пересказе из газеты ОГВ он звучал так: «При первом взгляде, нельзя их
было не признать за древние резные камни – ониксы, но небольшая
внимательность тотчас открыла, что все они фальшивые, то есть литые из
стекла с античных образцов. Это последнее обстоятельство очевидно по тем
самым изображениям, которые представлены на камнях. Тут есть и Паллада,
держащая славу, и сидящий Меркурий, и лежащая статуя, известная под
именем Гермафродита, и дискоболы. Между сложными изображениями есть
Эней, несущий отца, и жертвоприношение Приапу. В числе изображений есть
Сократ, Тиверий, бюст египетский и многие другие. Замечательно еще, что в
числе их находились и дуплеты, и два изображения были даже в 3-х
экземплярах...» Академик А.Стефани не только отверг предположение об
античном происхождении находок, но попытался определить способ и время
их создания и появления в России: «Академик Л.Стефани, на рассмотрение
которого было передано означенное собрание резных камней, называет их
«стеклянными ластами, вышедшими, как показывает вся их отделка, из одной
и той же фабрики». По мнению Стефани, «ласты эти сделаны посредством
оттиска готовых материалов в неотвердевшую стеклянную массу, а не
посредством самостоятельной шлифовки стекла по данным образцам.
Оригиналами, большею частию, служили античные геммы. Остальная же часть
состояла из новейших подделок, то есть, подражаний античным образцам.
Важнейшею из найденных ласт можно считать ту, которая сделана в
подражание известного, хранящегося ныне в берлинском королевском
собрании, скарабея с изображением Тидея. Камень этот в первый раз описан
Винкельманом в 1760 году». «С одной стороны, – говорит в заключение
Л.Э.Стефани – становится ясным, что эта коллекция стеклянных ласт могла
быть сделана лишь после 1760 года. С другой стороны, принимая в
соображение, что страсть к подобным вещам, а следовательно, и торговля
ими чрезвычайно уменьшилась в начале нынешнего столетия, – можно,
кажется, безошибочно предположить, что собрание это завезено было в
Россию во второй половине прошлого века»16. Тот факт, что
Археологическое общество дважды публиковало заметки о найденных
П.Н.Рыбниковым камнях в своих «Известиях» позволяет говорить о ценности
сделанных П.Н.Рыбниковым находок, хотя эти публикации и не пролили свет
на их появлении в Олонецкой губернии.

157

Второе сообщение Д.В.Поленова, прозвучавшее на заседании
Археологического общества 3 февраля 1862 года было посвящено совместной с
П.Н.Рыбниковым поездке в известные старообрядческие монастыри Данилово и
Лекса. Поездка состоялась по инициативе губернатора А.А.Философова, но в
ее организации активное участие принял в П.Н.Рыбников. Об
обстоятельствах этой поездки Д.В.Поленов писал И.И.Срезневскому: «Наш
губернатор давно уже подзывал меня сделать с ним небольшое путешествие,
которого крайними пределами были два раскольничьих монастыря, Данилов и
Лекса, первый мужской, второй женский... Я спрашивал – есть ли там
старые книги? Мне сказали, что несмотря на все расхищения, в обоих
монастырях еще осталось значительное количество и книг, и рукописей. Им,
как я после узнал, даже сделана опись. Но опись эта была сделана не
учеными людьми... Итак, ради означенных книг я решился отправиться в
предположенный путь в свите губернатора, в числе которой находился и
Рыбников, сильно убеждавший меня ехать и осматривать книги»17.

В протоколе заседания Археологического общества об этой поездке было
сказано: «В Данилове, пишет Д.В.Поленов, мы с П.Н.Рыбниковым пошли
осматривать часовню. Нас ввели в огромную залу, задняя стена которой от
верху до низу уставлена иконами. Из них некоторые были колоссального
размера и замечательного письма. На боковых стенах протянуты полки,
тесно уставленные иконами меньшей величины. Все они более или менее
сохранили свои драгоценные украшения. В одном углу залы устроена
православная церковь... Книги и рукописи хранятся в темном чулане. Из
них наиболее замечателен пролог с надписью в конце, в которой означен
7020 (1512) год. Он содержит святцы от сентября до марта. Из русских
святых я нашел житие св. Глеба, очень короткое, под 5 сентября, а под 6
ноябрем житие Варлаама Хутынского. Из рукописей, осмотренных в Лексе,
оказалась одна харатейная, превосходно сохранившаяся, XIII века, и, как
кажется, начала его. При самом тщательном осмотре, я не только не открыл
никакого подлога, но чем более рассматривал эту рукопись, тем более
утверждаюсь в мысли о ее подлинности... Жаль, однако, что содержание ее
не русское. Она заключает в себе два жития св. Нифонта, епископа
кипрского (IV века) и Феодора Студийского»18. Таким образом, уже в
первые годы ссылки П.Н.Рыбников совершил поездку в Данилово и Лексу, что
свидетельствует о его интересе к старообрядчеству. Надо добавить, что
Д.В.Поленов забрал в Лексе и увез с собой пергаменную рукопись конца XII
– начала XIII века с житиями святых Нифонта Константинопольского и
Феодора Студийского, которую вскоре представил в Археологическое
общество19. Статья Д.В.Поленова «Житие святого Нифонта
Константинопольского» вскоре была напечатана в «Известиях второго
отделения Академии наук» (том 10, вып. 4, стр. 374-387), а сама рукопись
была передана в Московский публичный музей20.

158

В письме И.И.Срезневскому от 5 октября 1862 года П.Н.Рыбников
сообщил дополнительную информацию об этой поездке: «В 61-м году я ездил
всего месяц, сопровождая губернатора и ревизуя уездные присутственные и
полицейские места. Много ль можно было узнать при такой обстановке! А
затем ссоры провинциальных властей, как ни старался я избегать дрязгов и
замкнуться в своем семействе, отразились и на мне. В последний раз я
побывал с губернатором в Повенецком уезде и тут вытащил из хлама
церковной библиотеки харатейного «Нифонта» и передал его Д.В. Поленову. В
январе месяце всякого рода разъезды воспрещены мне»21.

Из всех приведенных свидетельств можно сделать вывод, что благодаря
совпадению интересов П.Н.Рыбникова и Д.В.Поленова в январе 1862 года
состоялась их поездка в старообрядческие монастыри Данилово и Лекса. Для
Д.В.Поленова это путешествие обернулось приобретением нескольких ценных
рукописей, отнятых у выговцев, а для П.Н.Рыбникова – губернаторским
запретом на какие-либо поездки по губернии в результате какого-то
конфликта. Несомненно, что П.Н.Рыбников, происходивший из московской
старообрядческой купеческой семьи и интересовавшийся историей
старообрядчества, хотел побывать на Выге и увидеть своими глазами
знаменитые старообрядческие монастыри уже с первых месяцев ссылки в
Петрозаводск. Но эта поездка состоялась только после появления в
Петрозаводске Д.В.Поленова.

Под влиянием Д.В.Поленова и П.Н.Рыбников увлекся собиранием старинных
рукописей. На заседании отделения русской и славянской археологии 5
января 1863 года были рассмотрены рукописи, пожертвованные в
Археологическое общество П.Н.Рыбниковым. Всего было пожертвовано 11
рукописей. В четырех рукописях были записаны произведения древнерусской
литературы («Послание Василия, архиепископа Новгородского, к тверскому
епископу Феодору» в копии 1736 года, «Сергия смиренного черноризца,
обители Пантократоровы, иже на Отоке Соловецком, на полунощной стране
сущем понта Окияна (слово) похвалное преподобным отцем в России в посте
просиявшим Евлогисон Патеро», «Преподобного отца нашего св. Палладия
мниха сказание о втором пришествии Христове и о страшном суде, и о
будущей муце и о умилении души в неделю сыропустную” в копии 1731 года и
“В той же день слово Иоанна Богослова о покое святыя владычица нашея
Богородицы и присно девы Мария»). Еще четыре рукописи представляли собой
делопроизводственные документы XVII века (книга разных сборов
Георгиевского Толвуйского погоста Вырозерской трети старосты Романа
Матвеева 1673 года, отрывок из столбца о ведании по-прежнему Толвуйской
волости на Олонце, а Николаевскому вяжицкому монастырю в управление ее
не вступаться от 22 апреля 1672 года, донесение воеводе Степану
Степановичу Корсакову о правеже и сборе денежных податей

159

в Мошенском стану 1680 года и наказ какому-то старосте о том, как
ему быть на «старощенье» 1683 года). Еще один документ заинтересовал
археографов из Археологического общества большим количеством оттиском
печатей: «Контракт, заключенный в камер-коллегии 1730 года; на одном
листе, на котором находится при надписях 15 сургучных оттисков печатей,
две из них с pierres gravees» (гравированных камней). Еще одна рукопись
представляла собой «Родословное древо царей, в котором есть уже имя
императора Павла».

Большую научную ценность имела еще одна рукопись, о которой в протоколах
Археологического общества было сказано: «Описание Каргополя и Вытегры»,
сделанное в конце XVIII столетия, в ответ на вопросы, предложенные, как
по всему видно, официальным путем, но это не помешало составителю
описания поместит некоторые любопытные сведения для истории Каргополя и
его жителей и сохранить некоторые из местных легенд». Вероятно, это было
какое-то анкетное обследование конца XVIII века. Оно содержало выписки
из ранних сочинений по истории Каргополя, в частности, «из некоторой
рукописной тетрадки». В описании была приведена популярная у краеведов
рубежа XVIII-XIX веков легенда об основании Каргополя неким князем
Вечеславом и о происхождении топонима Каргополь от «Каргино поле», то
есть поле, на котором водилось множество ворон. В описании есть также
любопытная информация о почитании в Каргополе в конце XVIII века
старинных деревянных статуй святых и о легендах, связанных с этими
статуями. К описанию была приложена проповедь, «говоренная в Каргополе в
марте месяце 1783 года по приказанию олонецкого преосвященного Виктора
против чествования подобных изваяний». Кроме того, внимание археографов
привлекло подробное описание старинных нарядов каргопольских женщин, «к
которым, видимо не благоволит автор описания». Особенно подробно и
детально обрисованы девичьи и женские головные уборы. К описанию
приложена рукопись «О пришествии преподобного отца Кирилла на
Челмогору»22. Таким образом, археографическая деятельность П.Н.Рыбникова
была весьма результативной и Археологическое общество приняло решение
передать собранные рукописи на хранение в свою библиотеку. Описание
рукописей, переданных П.Н.Рыбниковым в Археологическое общество
заинрересовало и петрозаводских краеведов. Уже после отъезда
П.Н.Рыбникова его преемник на посту секретаря ОГСК известный краевед
А.И.Иванов поместил в газете ОГВ перепечатку этого описания со своим
предисловием»23.

В конце 1862 года П.Н.Рыбников передал в Археологическое общество
собранные им старинные русские монеты: «Член-корреспондент П.Н.Рыбников
из Петрозаводска представил в дар Обществу десять серебрянных русских
княжеских и царских монет (Андрея, Иоанна, Бориса

160

Федоровича, Дмитрия Иоанновича и проч.) и одну медную и один
серебряный диргем. Монеты эти, по словам Рыбникова, приобретены от
разных крестьян Каргопольского уезда. Крестьяне держат их у себя для
счастья и неохотно расстаются с ними, будучи убеждены, что с отдачею их
переходит и счастье в другие руки». Кроме того, П.Н.Рыбников предложил
прислать в Общество хранившийся в Каргополе портрет Петра I, написанный,
«по-видимому, в царствование Петра I современным ему иконописцем»24.
Старинный портрет Петра I был доставлен П.Н.Рыбниковым в Археологическое
общество и по решению общего собрания от 18 марта 1865 года передан в
музей общества25.

На общем собрании Археологического собрания 22 октября 1864 года было
сообщено, что П.Н.Рыбников прислал в дар обществу «коллекцию древних
каменных орудий, состоящую из 10 экземпляров и собранную им в 1863-1864
годах в уездах Петрозаводском, Вытегорском, Каргопольском и Пудожском
Олонецкой губернии». В сопроводительном письме от 24 июня 1864 года
П.Н.Рыбников предположил, что эти каменные орудия могли принадлежать
«первоначальным поселенцам» Олонецкой губернии, которых местные жители
называли чудью. Он писал: «Много известно в Олонецкой губернии чудских
могил и курганов, и раскопка их повела бы к интересным результатам. Но
на это потребны некоторые средства». Рассмотреть присланные каменные
изделия общество поручило известному археологу П.И.Лерху. Он высоко
оценил присланные находки и просил общество ходатайствовать перед
П.Н.Рыбниковым о продолжении начатого им «собирания предметов каменного
века в Олонецком краю». Особое восхищение П.И.Лерха вызвал каменный
топор, о котором он писал: «Наконец, я не могу не обратить внимания
собрания на боевой топор, которым обогатился музей нашего Общества,
также вследствие стараний Павла Николаевича. Оружие это вышлифовано из
довольно твердого камня и имеет в средине отверстие для древка. С одного
конца оно имеет лезвие, на другом скульптурное украшение,
представляющее голову животного, похожую на медвежью... Если вспомнить,
что люди, оставившие после себя произведения подобные нашему олонецкому
боевому топору, не были знакомы ни с каким металлом, что при
изготовлении таких предметов они должны были пользоваться инструментами
из камня, то не трудно понять сколько у них уходило на то времени и что
для удовлетворения крайних потребностей жизни у них существовало до
некоторой степени изобилие в пище, которое им давало возможность
удовлетворять своей склонности к искусству». На заседании 22 октября
1864 года Общество приняло решение опубликовать в своих «Известиях» и
письмо П.Н.Рыбникова и записк

161

Присланные в Археологическое общество материалы вызвало такой
большой интерес П.И.Лерха, что летом 1865 года он сам приехал в
Олонецкую губернию для проведения археологических исследований и 6 июня
выступил на заседании ОГСК на тему «Об отысканиях в Олонецкой губернии
относительно так называемого каменного века». После возвращения в
Петербург П.И.Лерх продолжал переписываться с П.Н.Рыбниковым. Известно
его письмо П.Н.Рыбникову от 12 июля 1865 года в котором он отрицает
мнение о том, что местные крестьяне не могли подделывать древних
каменных орудий27.

Итак, сотрудничество с Археологическим обществом в 1862-1864 годах
привело к активизации собирательской деятельности П.Н.Рыбникова.
Собранные рукописи, монеты, каменные изделия он передавал обществу. Хотя
все пожертвования были с благодарностью приняты и вызвали интерес
петербургских ученых, П.Н.Рыбников не стал продолжать своей
собирательской деятельности, вероятно, в силу большой занятости сбором и
публикацией фольклорных материалов. Не пытался он проводить и
самостоятельных исследований в области древнерусской книжности,
нумизматики или первобытной археологии. Тем не менее, контакты
П.Н.Рыбникова с Археологическим обществом позволяют сделать вывод, что
его собирательская деятельность вызывала поддержку и одобрение одного из
ведущих научных учреждений России. Такую работу в контакте со
столичными научными центрами можно считать выходом на новый уровень
краеведческих изысканий в Петрозаводске в начале 1860-х годов.

Опыт и результаты сотрудничества П.Н.Рыбникова с Археологическим
обществом в начале 1860-х годов позволяет сделать три вывода. Во-первых,
большой вклад в изучение местной истории, археологии, этнографии,
фольклора и т. д. на севере России и в Сибири в дореволюционный период
внесли политические ссыльные. Их высокий образовательный уровень
обусловил применение им современных научных методов, что позволяет
считать их исследования не краеведением, а региональной (локальной)
историографией, археологией и т. д. Во-вторых, благоприятным фактором
для развития региональных научных исследований было существование
различных столичных научных обществ, которые объединяли усилия столичных
ученых и местных энтузиастов. И, наконец, на развитие региональных
исследований большое воздействие оказывала общественно-политическая
ситуация в стране. В период активизации общественного движения
происходила и активизации научных и краеведческих исследований на местах
(1860-е годы, начало ХХ века), а в период усиления правительственного
давления деятельности местных научных объединений обычно замирала или
заметно слабела.

162

1. Биографию П.Н.Рыбникова и библиографию работ о нем см.:
Грузинский А.Е. П.Н.Рыбников // Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Изд.
2-е. М.1. – М., 1909. С. VII-XLIX; Яковлев Н. Рыбников Павел Николаевич
// Русский биографический словарь. Т. «Романова – Ряговский». Птг.,
1918. С.650-655; Чистов К.В. Рыбников Павел Николаевич // Славяноведение
в дореволюционной России. – М., 1979. С.296-297. Подробнее о
краеведческой деятельности П.Н.Рыбникова в годы петрозаводской ссылки
см.: Виноградов С.Н. Материалы для биографии П.Н.Рыбникова. 1.
П.Н.Рыбников в ссылке // Советский фольклор. N 2-3. – М., Л., 1936.
С.317-324; Разумова А.П. Из истории русской фольклористики.
П.Н.Рыбников. П.С.Ефименко. – М., Л., 1954. С.43-74; Разумова И.А.
П.Н.Рыбников // Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Т.1. Петрозаводск,
1989. С.9-43; Она же. Научно-общественная деятельность П.Н.Рыбникова в
Олонецкой губернии // Вопросы истории Европейского севера. Петрозаводск,
1991. С.46-54.

2. Рыбников П.Н. Шунгская (Олонецкой губ.) крещенская ярмарка в 1860
году // Вестник промышленности. 1860. N 8. С.38-57; Он же. Шунгская
богоявленская ярмарка в 1864 году // Олонецкие губернские ведомости.
1864. N 6-9 (далее ОГВ); Он же. Шунгская богоявленская ярмарка в
1864-1865 годах // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1865 год.
Петрозаводск. 1865. Ч.2. С.149-167 (далее ПКОГ).

3. Он же. О льняной промышленности Пудожского уезда. // ОГВ. 1860. N 32
(перепечатано в «Журнале министерства народного просвещения», 1860. N
8); Он же. О разведении льна в Пудожском уезде // ПКОГ на 1864 год.
Петрозаводск. 1864. Ч.2. С.145-152; Он же. Материалы для изучения
рыболовства и охоты в Олонецкой губернии. Рыболовство в Пудожском уезде.
Охота в Пудожском уезде // ПКОГ на 1866 год. Петрозаводск. 1866. Ч.2.
С.39-68.

4. Он же. Народные поверья и суеверья в Олонецкой губернии // ПКОГ на 1864 год. Петрозаводск. 1864. Ч.2. С.191-207.

5. Он же. Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам.
Данилов и Лекса // ПКОГ на 1867 год. Петрозаводск. 1867. Ч.3. С.30-53.

6. Он же. Слова так называемого билярмского языка, употребляемого
ладвинскими стекольщиками. // ОГВ. 1866. N 8; Он же. Заметка о
Тивдийских мраморных ломках. // ОГВ. 1866. N 48.

7. Деятельность П.Н.Рыбникова как фольклориста выходит за пределы проблематики данной статьи и рассматриваться не будет.

8. Формулярный список о службе...Рыбникова // НАРК, ф.2, оп.70, д. 3/22, л.21.

9. О жизни Д.В.Поленова в Петрозаводске см.: Хрущов И.П. Очерк жизни и деятельности Д.В.Поленова. СПб., 1879. С.36-43.

163

10. Извлечение из протоколов заседаний. Общее собрание // Известия
Археологического общества. Т.3. Вып.3. СПб., 1863. С.251 (далее
“Известия АО).

11. Состав императорского Археологического общества // Известия АО. Т.5. Вып.5. СПб., 1865. С.407.

12. Извлечение из протоколов заседаний отделения русской и славянской
археологии // Известия АО. Т.4. Вып.3. СПб., 1863. С.255-256.

14. тефани Лудольф Эдуардович (1816-1887) с сентября 1850 года был
ординарным академиком Петербургской Академии наук по греческим и римским
древностям (Хартанович М.Ф. Ученое сословие России. Императорская
Академия наук во второй четверти XIX века. СПб., 1999. С.213).

15. О стеклянных пастах, найденных в Олонецкой губернии // Известия АО. Т.6. Вып.2. СПб., 1868. С.151.

16. Стеклянные пасты, найденные в Бережнодубровском погосте // ОГВ. 1867. N 10 (от 11 марта).

17. Хрущов И.П. Очерк жизни и деятельности Д.В.Поленова. С.38.

18. Извлечение из протоколов заседаний отделения русской и славянской
археологии // Известия Археологического общества. Т.4. Вып.3. СПб.,
1863. С.256-257.

19. Извлечение из протоколов заседаний отделения русской и славянской
археологии // Известия АО. Т.4. Вып.5. СПб., 1863. С.471-472.

21. Письма П.Н.Рыбникова И.И.Срезневскому // Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Т.3. Петрозаводск, 1991. С.252-253.

22. Извлечение из протоколов заседаний отделения русской и славянской
археологии // Известия АО. Т.4. Вып.5. СПб., 1863. С.473-476.

23. Иванов А.И. Старинные акты. Описание рукописей Каргополя и Вытегры // ОГВ. 1867. N 38 (от 23 сентября).

24. Извлечение из протоколов заседаний. Общее собрание за 5 декабря 1862 года // Известия АО. Т.4. Вып.6. СПб., 1863. С.610.

25. Извлечение из протоколов заседаний. Общее собрание 18 марта 1865 года // Известия АО. Т.6. Вып.2. СПб., 1868. С.43.

26. Извлечение из протоколов заседаний. Общее собрание за 22 октября
1864 года // Известия АО. Т.6. Вып.2. СПб., 1868. С.13; О каменных
орудиях. Письма П.Н.Рыбникова и П.И.Лерха. // Там же. 1868. Т.5. Вып.6.
С.478-481.

Когда впервые были записаны былины, какую роль в изучении фольклора сыграл ссыльный выпускник Московского университета и как от него скрывались сказители Русского Севера

Подготовила Наталья Петрова

Первые записи былин появились в XVII веке и представляли собой не научную фиксацию фольклорной традиции, а развлекательное чтиво. Заманчиво оза-глав-ленные рукописи и печатные издания XVII-XVIII веков («История о слав-ном храбром и силном богатыре Илье Муромце сыне Ивановиче, о Соловье разбоинике», «Сказание о трех богатырех киевских, о славных витезех — о Илье Муромце, и о Михаиле Потоке Ивановиче, и о Олеше Поповиче») — это в ос-нов-ном литературно обработанные пересказы былинных сюжетов.

Титульный лист «Древних российских стихотворений, собранных Киршею Даниловым». Москва, 1818 год Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»​

История научной публикации былин начинается с так называемого «Сборника Кирши Данилова», точнее, с его второго издания 1818 года. Датируемая предположительно серединой XVIII века рукопись была создана в Юго-Западной Сибири для заводчика П. А. Демидова Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1788) — горнозаводчик, внук Никиты Деми-дова, русского промышленника петровских времен, основателя династии Демидовых. Прокофий Акинфиевич — один из самых колоритных деятелей Русского Просве-ще-ния — жертвовал деньги Москов-скому уни-верситету и учебным заведениям для сирот, также отличался самодурством и полным неуважением к чинам и дворянству. Екате-рина II отзывалась о нем как о дерзком болтуне. Кроме того, Демидов увлекался ботаникой и написал исследование о пчелах. и содер-жала 71 текст былин, исторических песен, скоморошин Скоморошина — термин без точных границ, которым пользуются для определения раз-лич-ных видов русского песенного (стихо-творного) фольклора с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, паро-дийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высме-ять отдельные явления жизни. .

В 1804 году 26 текстов из нее были опубликованы Андреем Федоровичем Якубовичем (чиновником почтового ведомства, интересовавшимся литера-турным творчеством) под названием «Древние русские стихотворения». Из-дание ожидал закономерный для эпохи повышенного интереса к русской ста-ри-не успех. Рукопись была приобре-тена известным коллекционером Н. П. Румянцевым Николай Петрович Румянцев (1754-1826) — граф, русский государственный деятель, в годы Наполеоновских войн занимавший пост министра иностранных дел. Меценат, коллекционер Румянцевского музея — крупного собрания книг, монет, рукописей, других этнографических и исторических материалов в Петербурге, а затем и Москве (долгое время это был единственный в Москве общедоступный музей). , поручившим К. Ф. Калай-до-вичу подготовить второе издание.

В 1818 году были опубликованы «Древние российские стихотворения, собран-ные Киршею Даниловым», содержавшие, по сравнению с первым изданием, большее количество текстов (61), данных с минимальной правкой и предваряе-мых вступительной статьей Калайдовича, которую историки фольклористики называют первым исследованием русского эпоса. В то время (первая половина XIX века) былины считались утраченными «преданьями старины глубокой», отголосками древней традиции, уже не встречающимися в живом бытовании.

Каково же было изумление ценителей старины, когда в 1861 году начали публи-коваться «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (с 1861 по 1867 год вышли четыре части собрания) — «живой» русский эпос, записанный от крестьян Олонецкой губернии  Олонецкая губерния — ныне Республика Карелия. .

Павел Николаевич Рыбников. Фотография П. Павлова Wikimedia Commons

Открытию, превратившему Русский Север в «Исландию русского эпоса», способствовала бдительность россий-ского правительства в деле выявления политически неблагонадежных эле-ментов. Павел Николаевич Рыбников (1831-1885), филолог, выпускник Московского университета, был арестован в Черниговской губернии, где изучал культуру старообрядцев, и в 1859 году выслан в Петрозаводск. Образованный молодой человек стал чиновником губернской канцелярии. Положение ссыльного не помешало ему сделать блестящую карьеру: за 4 года он дослужился до должности советника губернского правления. Служебные командировки Рыбников совмещал с этнографическим изучением северного края.

Сообщение начальника Третьего отделения канцелярии императора олонецкому губернатору о причинах высылки на жительство в Петрозаводск кандидата Московского университета Рыбникова П. Н. 26 февраля 1859 года Причина высылки: «…подозрительные разъезды его по слободам Черниговской губернии, населенным преимущественно раскольниками, и неуместные рассуждения в обществе сих последних, также и прежнее поведение его в Москве, где он, быв студентом, имел у себя частые собрания, навлекавшие на себя подозрение по тем разговорам, которые вели посетители оных…» Национальный архив Республики Карелия

Первое знакомство исследователя с исполнением эпоса произошло во сне. Однажды застигнутый в дороге непогодой Рыбников заночевал у костра на пристани вЧуйнаволоке. Проснулся он от странных звуков «живого, причудливого и веселого» напева. Это старик Леонтий пел былину о Садке-купце. Распрощавшись со сном, Рыбников стал записывать услышанное.

Страница из письма Павла Николаевича Рыбникова в книжный магазин Н. Г. Овсянникова о продаже III части сборника «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым». 1864 год Национальный архив Республики Карелия

От своего первого информанта фольклорист узнал о других сказителях. Изъездив всю Олонецкую губернию, Рыбников записал около 200 былин.
Надо сказать, что сказители середины XIX века еще не имели привычки общаться с собирателями и воспринимали их интерес к себе весьма подо-зрительно. Рыбников однажды так напугал своего информанта, что тот пытался скрыться бегством в лесу.

«Едучи в Песчанскую волость, я услышал от извозчика, что в дер. Большой Двор есть хороший певец, только очень робкого характера. Приехал я на место и посылаю за этим крестьянином — он нейдет, другой раз посылаю, говорят — болен. Сел я на лошадь и поехал к его дому, и, не доезжая до избы, насмотрел человека — бежит к лесу. Проводник тут же мне и объяснил, что больной-то певец и бежит к лесу. Пустился я за ним, перегнал, пересек дорогу и, соскочив с лошади, заставил вместе с собою присесть на обрубок дерева. Видит мой беглец, что я помираю со смеха, и рассказал мне простодушно, что он „валил“ (выжег) лес, за это обвинен и осужден, и думал, что я приехал его наказывать».

Из письма П. Н. Рыбникова И. И. Срезневскому

Александр Гильфердинг. Гравюра по фотографии Генриха Деньера Из Собрания сочинений А. Гильфердинга, 1874

Открытие былин так ошеломило любителей древностей, что многие заподозрили здесь мистификацию и подлог. Сомнения развеяла экспе-диция в Олонецкую губернию, пред-принятая в 1871 годуАлександром Федоровичем Гильфердингом Александр Федорович Гильфердинг (1831-1872) — русский славяновед, фольклорист (собиратель и исследователь былин), член-корреспондент Петербургской академии наук. . Он записал свыше 300 былин (в том числе от сказителей, с которыми ранее работал Рыбников). В 1926-1928 го-дах по следам Рыбникова и Гильфердинга отправилась экспедиция братьев Соко-ловых Соколовы Борис Матвеевич (1889-1930) и Юрий Матвеевич (1889-1941) — фольк-лористы, литературоведы, издатели сбор-ников «Сказки и песни Белозерского края» (1915), «Поэзия деревни» (1926). . Им удалось записать 370 бы-лин и проследить, как изменилась севернорусская эпическая традиция за три-четыре поколения сказителей.

▫ Делянки с горелым лесом государство отдает лесозаготавливающим компаниям за копейки, а они его уже продают по нормальной рыночной цене. Дело в том, что во время пожара сгорает только кора дерева, но не ствол - ствол, который идет на продажу, остается целым. На портале Change.org появилась петиция (https://goo.gl/BUIq6W) о том, что необходимо запретить продажи горелого леса по ценам ниже рыночных, так как ежегодно лес поджигают с целью дальнейшего выкупа по низкой цене. Люди задыхаются, экология страдает, на тушение поджаров тратятся огромные деньги из бюджета. Но проблема решаема - прецедент уже есть: как только специальными указами цены на горелый лес становятся не ниже, чем на обычный, новые пожары почему-то не возникают. Загадка... Становится невыгодным палить лес, потому что не получится скупить его за бесценок. Но такие указы отменяются как противозаконные, лес продолжает гореть с каждым годом все сильней, мы и наши дети всё сильней задыхаемся. Пожарами можно замести следы незаконных вырубок, но все же это не основная причина, так как заниматься незаконной вырубкой опасней, чем просто поджигать лес - с поджогом риск, что тебя заметят в тысячу раз меньше (а судя по тому, что за многие годы никого не заметили, риска нет вообще). Это происходит не первый и не второй год, а продолжается много лет. И судя по возрастающим объемам горящего леса, темпы сбавлять никто не собирается. По данным со снимков из космоса в одной только Иркутской области горит 750 тыс. гектаров леса (по информации Гринпис официальные данные занижены в 770 раз https://goo.gl/sDXEm4). После вырубки и продажи 1 гектара леса компания-лесозаготовитель получит около миллиона рублей! А теперь попробуйте умножить 750 тысяч гектаров на один миллион рублей, чтобы узнать потенциальную прибыль (750.000 на 1000.000=750.000.000.000 рублей)... Хорошо, если калькулятор не сломается... Кажется ли теперь случайностью, когда лес никто не спешит тушить? (https://ok.ru/profile/570734678960/statuses/70129371985328)
▫ Ир, они переделали все учебники, теперь дети нифига не могут запомнить. Перышкин написал физику, но если в 58 году Перышкин писал: Физическую величину ВСЕГДА можно измерить. Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу ИЗМЕРЕНИЯ. Это было правило, выделенное жирным. А в 2019 году Перышкин как бы есть, но как бы его и нет. Теперь первую фразу кто-то вывел из правила и убрал слово ВСЕГДА. Далее идет жирным: Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу А слово Измерения выкинули. Все, весь смысл и визуализация правила потеряны. Дети больше не понимают, что такое ОДНОРОДНАЯ величина. Потому что Начало и конец правила изменен. Всего ДВА слова и не там жирный шрифт и правило потерялось. Вот так. Современные улучшатели такого понаделали, что Писча - это вполне себе еще хорошо. Это еще счастье, что есть Истоки, есть с чем сравнить их ФГОСы. Собрали-разобрали машинку и лишние болтики остались...

Биография

Предки его были Московскими купцами-старообрядцами; отец Павла Рыбникова умер, когда ему было около 5 лет. В 1844 году Павел Рыбников поступил в 3-ю Московскую гимназию . Учился он все годы блестяще, несмотря на то, что с младших классов после смерти отца вынужден был давать уроки в связи с возникшими материальными трудностями. Закончил гимназию в 1850 году с серебряной медалью . В 1850-1854 годы Рыбников совершил путешествие за границу вместе с К. Т. Солдатенковым и Н. П. Боткиным, причём, по его собственным словам, довольно долго жил в Италии. С 1854 по 1858 год П. Н. Рыбников - студент историко-филологического отделения философского факультета Московского университета . В это время он познакомился с А. С. Хомяковым . Рыбникову это знакомство дало очень много. В. И. Модестов , говоря о широкой образованности его, упоминает, между прочим, и о хорошем знании богословской литературы, - очевидное влияние Хомякова. Через Хомякова П. Н. Рыбников сблизился и с другими славянофилами: Константином и Иваном Аксаковыми, Юрием Самариным (со всеми ими он потом переписывался) .

После окончания университета Рыбников давал уроки детям Хомякова и летом 1858 года жил в его Тульском имении Богучаровe. От него он получил рекомендацию в Черниговскую губернию для изучения раскола и записи песен. Там он неожиданно был арестован вследствие его контактов с тамошним старообрядческим купечеством и с принадлежностью к революционному кружку «вертепников».

Награждён золотой медалью Русского географического общества и Демидовской премией (1864).

В апреле 1864 года он был освобождён от надзора с воспрещением жительства в столицах . В 1867 году Рыбников женился на дочери местного чиновника и уехал в польский город Калиш , где состоял вице-губернатором до своей смерти.