Савелий Кашницкий: Жемчужины Восточной медицины. Жемчужины восточной медицины текст

© С.Е. Кашницкий

© ООО «Издательство АСТ»

Рецензия

Народная медицина – явление необозримое и многоплановое. В новой книге С.Е. Кашницкого «Жемчужины восточной медицины» предпринята попытка дать максимально широкий обзор различных методов народной медицины – как правило, апробированных и доказавших на практике свою состоятельность. Авторы этих методов – врачи, зачастую известные и титулованные, но также целители, передающие ценный народный опыт. Особое место уделено в книге методам восточной медицины – древней науки, заново открываемой европейцами в последнее столетие. Все это многообразие подходов к лечению в книге систематизировано, что позволяет быстро найти требуемый метод помощи при различных заболеваниях.

Однако при практическом использовании приведенных в книге рецептов необходима разумная осмотрительность: каждый организм индивидуален; что хорошо для одного, не всегда приемлемо для другого. Поэтому всякий, кто отважится воспользоваться рецептами как рекомендациями, непременно должен согласовать их с лечащим врачом. Только в этом случае риск необдуманного самолечения будет сведен к минимуму.

Профессор, доктор биологических наук А.П. Дубров

Часть 1. У истоков мудрости

Глава 1. Лицом к востоку: энциклопедия Восточной медицины

Интерес европейцев к Востоку, наверное, столь же вечен, сколько само это условное деление на Запад и Восток, мало имеющее общего с географией. Начиная, должно быть, с греко-персидских войн, наши древние земляки понимали: там, на Востоке существует какая-то другая цивилизация. Нельзя сказать, что она более или менее развитая. Она – другая, и уже этим объясняется неисчерпаемый к ней интерес. Ни индийский поход Александра Македонского, ни караванная торговля с халифатом, ни авантюры крестоносцев, ни колониальные захваты европейских морских держав так и не удовлетворили этого жгучего интереса, этой вечной загадочности Востока.

Фраза Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» с формульной лаконичностью устанавливает соотношение двух культур с их диалектическим равновесием притяжения-отталкивания.

Помимо пороха, бумаги, шелка и пряностей, европейцы привезли с Востока непривычную систему представлений о человеке и его здоровье. Сложилось понятие «восточная медицина», не имеющее отчетливых смысловых очертаний, о котором точнее всего можно сказать лишь одно: иная медицина.

Она создавалась и развивалась веками в Персии и Аравии, на Тибете и в Средней Азии, в Индии и Китае… А в еще большей, почти не просматриваемой древности наверняка в Египте и Шумере, Ассирии и Вавилоне, Финикии и Хеттском государстве…

Восток столь обширен и несводим к чему-то одному, что нет возможности не только дать ему и, соответственно, восточной медицине, внятное определение, но даже уверенно выделить принципы, отличающие ее от привычной нам европейской медицины.

Кореец ответил бы на этот вопрос что-то свое, а филиппинец – нечто совсем иное.

Тем не менее попытаемся хотя бы в самых общих чертах обрисовать особенности того неохватного понятия, которое весьма условно можно назвать восточной медициной.

Древние философы, наблюдая, как в природе все взаимосвязано, посчитали решающим событием отделение Создателем света от тьмы и земной тверди от воды. Две пары противоположностей задали четыре категории, или «стихии», лежащие в основе мироздания.

Энергия, дающая жизнь, в китайской философии называется чи (или ци), в индийской – прана, в персидской – пневма. Все эти слова – синонимы привычного для нас слова «воздух», вдыхая который, человек получает энергию для жизни. Цигун-терапия, прана-яма – системы дыхательной гимнастики, позволяющие гармонизировать организм только за счет правильного распределения по нему энергии. Биологически активные точки, объединенные в меридианы, – те каналы, через которые энергия окружающего мира входит в тело. Это уже подход, радикально отличающийся от принятого на Западе.

Макрокосмос (звезды и планеты) подобен микрокосмосу (ядрам атомов и элементарным частицам) так же, как человек подобен Создателю-Творцу, но состоит из праха, то есть химических элементов. Меняющийся макрокосмос непременно изменяет микрокосмос – эти взаимосвязи изучает астрология. Но и наоборот: изменения в микрокосмосе влекут за собой перемены в макрокосмосе – это изучает магия. Точно так же меняющийся мир меняет человека – эти взаимосвязи отслеживает медицина (разумеется, восточная).

Все, в том числе человеческое тело состоит из четырех первоэлементов – огня (горячего), воды (холодного), земли (сухого) и воздуха (влажного). Разделение по вкусам: огонь – горький, острый и соленый, вода – кислая или безвкусная, земля – вяжущая, воздух – слизистый. Основа цветового спектра: огонь – красный, вода – белая, земля – коричневая, воздух – голубой.

Жизнь человека также разделена на фазы, соответствующие четырем первоэлементам: новорожденный выходит из воды, ребенок плавает в воздухе, в юноше пылает огонь, старик ссыхается подобно земле.

Те же четыре стихии определяют темпераменты, учение о которых грек Гиппократ и римлянин Гален позаимствовали с Востока. В человеке четыре жидкости: желчь (или холиус) – огонь, лимфа (или флегма) – вода, черная желчь (или мелан холиус) – земля, кровь (или сангвус) – воздух.

Соответственно, взрывчатым холерикам больше подходит острая, горькая и соленая пища; вялые флегматики предпочитают холодную, влажную, кислую еду; сдержанные меланхолики, с юности старики, выберут сухие и сладкие продукты, например сухофрукты; жизнерадостные, «дитячливые» сангвиники – жирную, маслянистую пищу.

Вот так расклад на первоэлементы, сам по себе, указывает нам на закономерности здорового питания, лежащие в основе восточной медицины (о чем ниже будет рассказано более подробно).

Точно в соответствии с той же логикой холерику лучше жить на юге, флегматику – на севере, меланхолику – на востоке и сангвинику – на западе. И каждому лучше питаться тем, что растет в подходящей для него местности, – так организм приспосабливается, используя заложенный в него ведущий первоэлемент. Нарушение этого принципа приводит к болезням и, прежде всего, к аллергии, что является своего рода платой за приспособление к чужой стихии.

Тибетская медицина – наиболее цельная, сохранившаяся на протяжении нескольких тысячелетий часть восточной медицины – не признает оперативного, хирургического вмешательства в человеческий организм. Лишь одним правильным подбором пищи, минералов, трав, ароматических веществ тибетские медики берутся решить все проблемы давшего сбой организма.

До недавних пор Тибет был закрытой страной и доступа туда для иностранцев не было. В нашей стране о существовании тибетской медицины было известно из Бурятии, куда она проникла вместе с буддизмом в XVII веке. Бурятские ламы сами писали медицинские сочинения, касающиеся теоретических вопросов, а также составляли рецептурные справочники, являющиеся практическими руководствами по лечению. Сегодня тибетские врачеватели свободно передвигаются по миру и передают ученикам знания, ранее считавшиеся тайными и малодоступными даже в самом Тибете.

В наше время западная цивилизация переживает экологический кризис – кризис нарушенных взаимоотношений человека с природой, когда из-за внесенных диспропорций в гармоничные соотношения первоэлементов люди в своей массе стали хроническими больными. В таких условиях возврат к первоначальным понятиям, попытки достичь нарушенное равновесие вполне естественны. Вот почему весь мир сегодня устремил взоры к достижениям восточной медицины.

Все больше пациентов приходит в медицинские центры, где применяются принципы восточной медицины. Все больше паломников устремляются в Азию, к автохтонным носителям древнего знания. Полки книжных магазинов наполнены литературой, раскрывающей секреты восточной медицины.

Собранные в книгу сведения фрагментарны: в каких-то регионах Востока (Монголия, Бурятия, Узбекистан, Татарстан, Болгария, которую я тоже условно отношу к Востоку, поскольку полученная там информация происходит из Турции, Греция, Византия) мне довелось побывать лично и пообщаться с деятелями древней медицинской культуры, с некоторыми собеседниками из Китая, Тайваня, Кореи я встречался на других территориях. Не стоит также искать полноты в рецептах, помогающих излечивать недуги. Приведены лишь те из них, которые мне передали носители этих знаний.

Информация, содержащаяся в моих заметках, носит исключительно практический характер. Я не пытаюсь подобно другим ученым авторам объяснить, к примеру, основы рефлексотерапии. Но привожу простейшие рекомендации: массирование каких точек в каких случаях поможет избавиться от самых распространенных недугов.

Рецепты восточных медиков, как правило, принимались мной на веру: просто не было физической возможности все проверить на себе и близких. В тех случаях, когда такие проверки проводились, я специально это оговариваю. Но, полагаю, верить приводимым мною в книге сведениям можно: все мои собеседники – люди с солидным опытом практической работы в медицине или целительстве. Кроме того, большинство заметок опубликовано в периодической печати и имело немало откликов от читателей, сумевших воспользоваться приведенными мной рецептами.

Помимо сведений из восточной медицины накопилось много информации об альтернативных методах оздоровления и лечения, имеющих практическую ценность. Я выделил ее в отдельную часть книги. В книге приведены также конкретные рецепты лечения заболеваний народными методами для удобства читателей, расположенных в алфавитном порядке.

В заключение хочу поблагодарить всех моих собеседников, бескорыстно делившихся знаниями со мной и читателями. Особая благодарность – профессору Ивану Павловичу Неумывакину, главному врачу тибетской клиники «Наран» в Москве, Светлане Галсановне Чойжинимаевой и сотруднику Бухарского мединститута Иному Джураевичу Кароматову, по-святившим долгие часы полезным и интересным беседам со мной о восточной медицине.

Ближний Восток и Средняя Азия
Древний рецептурник Авиценны

Это имя наверняка слышал каждый. Но мало кто знает об этом человеке что-либо конкретное. Средневековый арабский мыслитель. Философ, врач, музыкант. Так ведь тогда все выдающиеся люди были энциклопедистами.

Абу Али ибн Сина (в латинском произношении – Авиценна) в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 30 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.

Между тем он и сегодня современен. И мы – вместо того чтобы по любому поводу хватать таблетку – можем воспользоваться мудростью арабского гения. Надо лишь научиться его понимать.

Тысячу лет назад, когда жил и творил Авиценна, в состав лекарств не включалась мертвая материя в виде химических добавок. Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты – отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами. А поскольку многие знания той эпохи утрачены, проверка и поиск соответствия прежних названий компонентов нынешним продолжается и сегодня.

Затем принялись за решение задач «перевода» его рецептов на язык современной фитотерапии. Это не всегда легко: порой смысл некоторых названий утерян. Их приходится восстанавливать, используя контекст или общее понимание тех качеств, которые требуются для достижения нужного эффекта.

К примеру, во многих рецептах Авиценны используется понятие пулегиевая мята. Что это такое? Обратимся к первой книге «Канона», где даны все разновидности мяты. В частности, в разделе «Фуданадж» указано, что мята пулегиевая состоит из разреженного вещества, гонит пот, сушит и сильно согревает. Уже понятно, что речь идет о расширении сосудов. Сумма всех упомянутых свойств может быть найдена среди известных идентичных растений. Конкретно, нам нужна мята с высоким содержанием ментола. Или котовник, совместно с мелиссой (лимонной мятой) заведомо перекрывающие те свойства, которыми может отличаться мята, в том числе и пулегиевая.

Подыскав такую замену, можно «осовременить», допустим, важнейший рецепт Авиценны по выведению камней из почек, обладающий стопроцентной эффективностью.

Как вывести камни из почек. Рецептура Авиценны

Берут одну часть цветков лаванды, две части горного чабреца (у Авиценны – тимьяна), две части листьев и ягод земляники, одну часть мелиссы, две части котовника и две части мяты (все эти растения, как правило, имеются на дачном участке, недостающие можно найти в аптеке или магазине). Все это смешивается, чайная ложка растительной смеси заливается стаканом кипятка и настаивается 10–15 минут. Настой пьют как чай. Чабрец и земляника дробят камни, превращая их в песок, но не гонят по выводящим путям, лаванда снимает воспаление, а мята, мелисса и котовник гонят образующуюся слизь низом. Настой пьют, все время просматривая утреннюю мочу: уже через неделю после начала приема она становится мутной (идет слизь), потом появляются песчинки. Лечение продолжать от двух месяцев до года, пока моча не станет прозрачной. Огромное преимущество этого метода состоит в том, что камень не пойдет через протоки, вызывая мучительные боли.

Изучая на практике рецепты Авиценны, исследователи убедились, что они очень сильные, рассчитаны на пациентов с большим запасом здоровья, чем у нынешних людей. Видимо, тысячу лет назад иммунитет был сильней, и человек отменно реагировал на активные воздействия препаратов. Мы же должны делать поправку на изменившуюся экологическую обстановку и большую уязвимость нашего организма.

Так, к примеру, следует настороженно относиться к рекомендации лечения мужчин зверобоем. Эта весьма популярная трава – чисто женская, мужчинам не стоит ее употреблять дольше, чем две недели: может возникнуть импотенция. А мы привыкли считать, что все травы оказывают лишь слабое, едва заметное воздействие на организм.

Очень распространенная болезнь – отит (воспаление среднего уха). Она доставляет много неприятностей острой болью, возможными осложнениями. Часто от отита врачи назначают антибиотики. Между тем Авиценна учит, как легко и безвредно расправиться с этим заболеванием.

Как избавиться от отита. Рецептура Авиценны

Берут миндаль. Если горький, дикорастущий, достаточно двух ядер, если сладкий, четыре ядра. Они дробятся в ступке. Добавляют щепотку цейлонской или китайской корицы, щепотку соды и 1 каплю эфирного розового масла. Все это связывают половиной чайной ложки густого меда – получается паста, которую следует хранить в холоде. На кусочек пасты размером с горошину капают каплю уксуса – в присутствии соды возникает шипение. Реакция соды с уксусом позволяет миндалю выделять фитонциды, благодаря чему он оказывается в наиболее активной фазе. В этом состоянии впрок препарат не запасешь: реакцию приходится повторять перед каждым новым употреблением. Шипящую «горошину» закладывают в больное ухо, затыкают ваткой и держат в течение часа. 3–4 таких процедуры в день в течение нескольких дней приведут к полному выздоровлению. Причем боль в ухе снимается уже со второго раза.

В «Каноне» имеются три рецепта лечения воспаления уха. Выбраны те элементы, которые повторяются во всех трех: миндаль, сода, мед. И главный принцип: сода с уксусом уравновешивают друг друга. Из первого рецепта взято розовое масло, из третьего – китайская корица. Благодаря чему удалось обойти гальбан, растущий только в Африке (опытным путем убедились, что и без гальбана препарат вполне действенный). Шафран, упоминаемый Авиценной, заменен корицей. Негде ныне достать мирру, неприемлем в качестве снотворного мак, являющийся наркотиком.

Настой на корках граната от язвы желудка

Средневековый медик подарил нам рецепт избавления от язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Берут корки сладкого граната (зерна сладкого граната имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна). Корки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ удобно размельчить в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50–60°, в соотношении 1:10 и 2 недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 г натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной – сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления).

Замена этого рецепта: долгое, жевание кипарисовой шишки, вплоть до зарубцовывания язвы.

Рецепт долголетия Авиценны

Рецептуры Авиценны не теряют актуальности и сегодня. Остается лишь сожалеть, что неприятие учения гениального медика католической инквизицией привело в середине XVII века к полному отказу европейской медицины от наследия Авиценны и забвению многих его трудов.

Восстановление этого наследия – долгая, кропотливая работа, однако вполне реальная. Важно лишь не утонуть в теоретизировании и каждый рецепт проверять на практике.

Главным делом своей жизни Авиценна считал искусство сохранения здоровья. Причем оно не является искусством, предотвращающим смерть, избавляющим тело от внешних бедствий или гарантирующим телу очень долгую жизнь. Задача этого искусства гораздо скромней, но при этом чрезвычайно важна: обеспечивать предохранение от порчи влаги, содержащейся внутри организма.

До наступления естественной смерти, по мнению Авиценны, это средство сохранения человеческого тела. Оно поручено двум силам: естественной, питающей и обеспечивающей замену того, что исчезает из тела, и силе, заставляющей биться пульс.

Эта задача достигается соблюдением трех режимов:

Заменой исчезающей из тела влаги;

Предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела;

Предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания.

Главное в искусстве сохранения здоровья – уравновесить семь факторов: натуру, физическое и душевное движение (то есть сон и бодрствование), выбор питья и пищи, очистку тела от излишков, сохранение правильного телосложения, улучшение выдыхаемого через нос воздуха, приспособление одежды к потребностям тела.

Рецепт закладки здоровья новорожденного

После рождения ребенка пуповина перерезается и перевязывается чистой шерстью. Для укрепления кожного покрова тело ребенка обливается слегка подсоленной водой. Прежде чем его пеленать, следует легонько прикоснуться к телу ребенка кончиками пальцев и слегка его помять. Кладут младенца спать в комнату, в которой умеренная температура воздуха. Летом младенца купают умеренно теплой водой, зимой – умеренно горячей. Лучше всего начинать купанье после продолжительного сна.

Пусть сначала, неделю-другую, ребенка кормит грудью не мать, но кормилица, пока у матери не уравновесится натура после родов. Кормящая мать или другая женщина не должна, по убеждению Авиценны, поддаваться таким душевным реакциям, как гнев, печаль, страх, чтобы младенец не впитал с молоком портящую натуру информацию. Для укрепления натуры ребенка очень хороши легкое покачивание, музыка, пение. Желательно, чтобы мать чаще пела (независимо от ее умения и оценки качества этого пения ею самой и окружающими): материнское пение в любом случае целебно для натуры ребенка.

Вскармливать ребенка грудью следует два года.

Маленького человечка следует всеми возможными способами предохранять от сильного гнева, испуга, печали и бессонницы. Необходимо давать ему то, что он хочет, и отстранять от него то, что он не любит.

Народная медицина – явление необозримое и многоплановое. В новой книге С.Е. Кашницкого «Жемчужины восточной медицины» предпринята попытка дать максимально широкий обзор различных методов народной медицины – как правило, апробированных и доказавших на практике свою состоятельность. Авторы этих методов – врачи, зачастую известные и титулованные, но также целители, передающие ценный народный опыт. Особое место уделено в книге методам восточной медицины – древней науки, заново открываемой европейцами в последнее столетие. Все это многообразие подходов к лечению в книге систематизировано, что позволяет быстро найти требуемый метод помощи при различных заболеваниях.

Однако при практическом использовании приведенных в книге рецептов необходима разумная осмотрительность: каждый организм индивидуален; что хорошо для одного, не всегда приемлемо для другого. Поэтому всякий, кто отважится воспользоваться рецептами как рекомендациями, непременно должен согласовать их с лечащим врачом. Только в этом случае риск необдуманного самолечения будет сведен к минимуму.

Профессор ,

доктор биологических наук

А.П. Дубров

Часть 1. У истоков мудрости

Глава 1. Лицом к Востоку: энциклопедия восточной медицины

Интерес европейцев к Востоку, наверное, столь же вечен, сколько само это условное деление на Запад и Восток, мало имеющее общего с географией. Начиная, должно быть, с греко-персидских войн, наши древние земляки понимали: там, на Востоке существует какая-то другая цивилизация. Нельзя сказать, что она более или менее развитая. Она – другая, и уже этим объясняется неисчерпаемый к ней интерес. Ни индийский поход Александра Македонского, ни караванная торговля с халифатом, ни авантюры крестоносцев, ни колониальные захваты европейских морских держав так и не удовлетворили этого жгучего интереса, этой вечной загадочности Востока.

Фраза Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» с формульной лаконичностью устанавливает соотношение двух культур с их диалектическим равновесием притяжения-отталкивания.

Помимо пороха, бумаги, шелка и пряностей, европейцы привезли с Востока непривычную систему представлений о человеке и его здоровье. Сложилось понятие «восточная медицина», не имеющее отчетливых смысловых очертаний, о котором точнее всего можно сказать лишь одно: иная медицина.

Она создавалась и развивалась веками в Персии и Аравии, на Тибете и в Средней Азии, в Индии и Китае… А в еще большей, почти не просматриваемой древности наверняка в Египте и Шумере, Ассирии и Вавилоне, Финикии и Хеттском государстве…

Восток столь обширен и несводим к чему-то одному что нет возможности не только дать ему и, соответственно, восточной медицине, внятное определение, но даже уверенно выделить принципы, отличающие ее от привычной нам европейской медицины. Кореец ответил бы на этот вопрос что-то свое, а филиппинец – нечто совсем иное.

Тем не менее попытаемся хотя бы в самых общих чертах обрисовать особенности того неохватного понятия, которое весьма условно можно назвать восточной медициной.

Древние философы, наблюдая, как в природе все взаимосвязано, посчитали решающим событием отделение Создателем света от тьмы и земной тверди от воды. Две пары противоположностей задали четыре категории, или «стихии», лежащие в основе мироздания.

Энергия, дающая жизнь, в китайской философии называется чи (или ци), в индийской – прана, в персидской – пневма. Все эти слова – синонимы привычного для нас слова «воздух», вдыхая который, человек получает энергию для жизни. Цигун-терапия, прана-яма – системы дыхательной гимнастики, позволяющие гармонизировать организм только за счет правильного распределения по нему энергии. Биологически активные точки, объединенные в меридианы, – те каналы, через которые энергия окружающего мира входит в тело. Это уже подход, радикально отличающийся от принятого на Западе.

Макрокосмос (звезды и планеты) подобен микрокосмосу (ядрам атомов и элементарным частицам) так же, как человек подобен Создателю-Творцу, но состоит из праха, то есть химических элементов. Меняющийся макрокосмос непременно изменяет микрокосмос – эти взаимосвязи изучает астрология. Но и наоборот: изменения в микрокосмосе влекут за собой перемены в макрокосмосе – это изучает магия. Точно так же меняющийся мир меняет человека – эти взаимосвязи отслеживает медицина (разумеется, восточная).

Все, в том числе человеческое тело состоит из четырех первоэлементов – огня (горячего), воды (холодного), земли (сухого) и воздуха (влажного). Разделение по вкусам: огонь – горький, острый и соленый, вода – кислая или безвкусная, земля – вяжущая, воздух – слизистый. Основа цветового спектра: огонь – красный, вода – белая, земля – коричневая, воздух – голубой.

Жизнь человека также разделена на фазы, соответствующие четырем первоэлементам: новорожденный выходит из воды, ребенок плавает в воздухе, в юноше пылает огонь, старик ссыхается подобно земле.

Те же четыре стихии определяют темпераменты, учение о которых грек Гиппократ и римлянин Гален позаимствовали с Востока. В человеке четыре жидкости: желчь (или холиус) – огонь, лимфа (или флегма) – вода, черная желчь (или мелан холиус) – земля, кровь (или сангвус) – воздух.

Соответственно, взрывчатым холерикам больше подходит острая, горькая и соленая пища; вялые флегматики предпочитают холодную, влажную, кислую еду; сдержанные меланхолики, с юности старики, выберут сухие и сладкие продукты, например сухофрукты; жизнерадостные, «дитячливые» сангвиники – жирную, маслянистую пищу

Вот так расклад на первоэлементы, сам по себе, указывает нам на закономерности здорового питания, лежащие в основе восточной медицины (о чем ниже будет рассказано более подробно).

Точно в соответствии с той же логикой холерику лучше жить на юге, флегматику – на севере, меланхолику – на востоке и сангвинику – на западе. И каждому лучше питаться тем, что растет в подходящей для него местности, – так организм приспосабливается, используя заложенный в него ведущий первоэлемент. Нарушение этого принципа приводит к болезням и, прежде всего, к аллергии, что является своего рода платой за приспособление к чужой стихии.

Тибетская медицина – наиболее цельная, сохранившаяся на протяжении нескольких тысячелетий часть восточной медицины – не признает оперативного, хирургического вмешательства в человеческий организм. Лишь одним правильным подбором пищи, минералов, трав, ароматических веществ тибетские медики берутся решить все проблемы давшего сбой организма.

До недавних пор Тибет был закрытой страной и доступа туда для иностранцев не было. В нашей стране о существовании тибетской медицины было известно из Бурятии, куда она проникла вместе с буддизмом в XVII веке. Бурятские ламы сами писали медицинские сочинения, касающиеся теоретических вопросов, а также составляли рецептурные справочники, являющиеся практическими руководствами по лечению. Сегодня тибетские врачеватели свободно передвигаются по миру и передают ученикам знания, ранее считавшиеся тайными и малодоступными даже в самом Тибете.

В наше время западная цивилизация переживает экологический кризис – кризис нарушенных взаимоотношений человека с природой, когда из-за внесенных диспропорций в гармоничные соотношения первоэлементов люди в своей массе стали хроническими больными. В таких условиях возврат к первоначальным понятиям, попытки достичь нарушенное равновесие вполне естественны. Вот почему весь мир сегодня устремил взоры к достижениям восточной медицины.

Все больше пациентов приходит в медицинские центры, где применяются принципы восточной медицины. Все больше паломников устремляются в Азию, к автохтонным носителям древнего знания. Полки книжных магазинов наполнены литературой, раскрывающей секреты восточной медицины.

Искушенный читатель знает, что на книжных полках можно найти множество справочников по восточной медицине. Однако мало кому известно о том, что подобные издания составлены на основе двух-трех устаревших печатных источников, давно утративших свою актуальность. Книга, которую вы держите в руках, уникальна по своему содержанию. Собранные в ней прописи не переписывались из старых книг. Эти оригинальные и на удивление эффективные рецепты испокон веков передавались от учителя к ученику в устной форме и не предназначались для широкого пользования. Все они собраны в отдаленных регионах в ходе поисковых экспедиций Савелием Кашницким. Шокирующие по своей эффективности результаты многих лекарских назначений автор имел возможность наблюдать собственными глазами непосредственно во время практики целителей. В книгу включены сотни оригинальных рецептов и рекомендаций, собранных во время экспедиций по Ближнему Востоку и Средней Азии, Тибету, Монголии, Татарстану, Болгарии, Китаю и Дальнему Востоку....

Читать полностью

Искушенный читатель знает, что на книжных полках можно найти множество справочников по восточной медицине. Однако мало кому известно о том, что подобные издания составлены на основе двух-трех устаревших печатных источников, давно утративших свою актуальность. Книга, которую вы держите в руках, уникальна по своему содержанию. Собранные в ней прописи не переписывались из старых книг. Эти оригинальные и на удивление эффективные рецепты испокон веков передавались от учителя к ученику в устной форме и не предназначались для широкого пользования. Все они собраны в отдаленных регионах в ходе поисковых экспедиций Савелием Кашницким. Шокирующие по своей эффективности результаты многих лекарских назначений автор имел возможность наблюдать собственными глазами непосредственно во время практики целителей. В книгу включены сотни оригинальных рецептов и рекомендаций, собранных во время экспедиций по Ближнему Востоку и Средней Азии, Тибету, Монголии, Татарстану, Болгарии, Китаю и Дальнему Востоку. Данное пособие не является учебником по медицине, все рекомендации, приведенные в нем, использовать только после согласования с лечащим врачом. Рецензент профессор, доктор биологических наук А.П. Дубров.

Скрыть

Савелий Кашницкий - писатель и журналист, активно пропагандировал соционику в газетах и журналах ещё на заре перестройки, автор ряда соционических публикаций за рубежом – в Израиле, Канаде, США. Его книга "Жемчужины Восточной медицины " позволит читателям ознакомиться с уникальными рецептами практикующих целителей Востока.

Сахарный диабет, незаметно выдвинувшийся в число самых распространенных болезней цивилизованного человечества, с точки зрения тибетской медицины, даже не болезнь, а нарушение гармонии между организмом и окружающей средой.

Подход к лечению зависит от конституции человека. А она, по тибетским представлениям, делится на три типа: ветер, слизь и желчь. Поэтому, прежде чем заняться лечением диабета, следует определить свой конституциональный тип и в зависимости от него откорректировать свой образ жизни.

Тип слизь больше всего подходит к людям добродушным, рыхлым, склонным к полноте, спокойным, инерционным, даже ленивым, с белесой кожей, отечными и округлыми суставами, замедленными действиями, в теле которых много лимфы (флегма – по-гречески как раз лимфа, слизь).

К типу желчь относятся люди плотного телосложения, склонные к полноте, с желтоватым цветом лица, по характеру они раздражительны, неуравновешенны, эмоции, как положительные, так и отрицательные, вызывают у них бурную реакцию. Естественно соотнести тибетский тип желчь с холериком из классификации Гиппократа-Галена (холе – по-гречески желчь).

Наконец подвижные, жизнерадостные, сухопарые люди с неярким цветом лица, сухими волосами и кожей, активной жестикуляцией и выразительной мимикой – сангвиники – относятся к типу ветер. Они легко теряют энергию, но столь же легко ее восстанавливают, очень реактивны и выносливы.

Все три начала – ветер, слизь и желчь присутствуют в каждом человеке, пока они находятся в гармоничном равновесии, человек здоров. Нервные импульсы распространяются в организме подобно ветру. Кровь и различные внутренние секреты подобны желчи. Гормоны и продукты тканевого обмена напоминают слизь. Соответственно, дефект одной из составляющих не просто изменяет общий баланс, но приводит к определенному типу заболеваний: нарушение ветра приводит к нервным заболеваниям, нарушение желчи – к болезням пищеварительной системы, нарушение слизи – к болезням эндокринной и лимфатической систем.

Сахарный диабет не возникает вдруг, это результат долго накапливаемых организмом регулятивных нарушений вследствие плохой экологической обстановки, стрессов, неправильного питания, пренебрежения здоровым образом жизни. К диабету часто приводят инфекционные болезни. После таких частых и, казалось бы, совсем не страшных – в силу нашей к ним привычки – недугов, как грипп или тонзиллит инфекция может попасть в поджелудочную железу, что и приводит сначала к нарушению в работе инсулиновырабатывающих клеток, а затем и к их атрофии, то есть к сахарному диабету.

Если человек продолжает есть сладкое и жареное, изнашивается печень и поджелудочная железа, снижается активность переваривания пищи. Накопление шлаков, которые не успевают выводиться из организма, приводит к отложению избыточной массы – начинается ожирение. Недоокисливаются белки, недорастворяются жиры, что соответствует внутреннему яду. Из-за переедания затормаживаются биохимические процессы, медленнее всасываются в кровь растворенные продукты, толстый кишечник не справляется с выбросом твердых отходов процесса пищеварения.

Из-за усиленного выброса в кровь шлаков идет аутоинтоксикация, которая, в свою очередь, вызывает стрессы – возникает порочный круг.

Из наблюдаемых первых симптомов сахарного диабета могут появиться нагноение в уголках глаз, покраснение и зуд в промежности, в локтевых и подколенных сгибах, слабость и потливость, головная боль, в чем повинно нарушение циркуляции лимфы. Предвестники диабета – ячмень на глазу, но не одноразовый, а повторный, или фурункулы и чирьи, которые возникают вновь и вновь и указывают на нарушение обмена веществ. «Звоночками», заставляющими задуматься о возможном диабете, могут быть пересыхающие губы, ночная жажда, избыток мочи, излишне водянистой и очень светлой.

Сахарный диабет чаще поражает людей, имеющих избыточный вес, красноватое лицо, гневливых, как мы уже знаем, относящихся к типу желчь. Второй по частоте встречаемости диабета тип – слизь. Ветер страдает диабетом значительно реже.

Лечение производится с учетом конституционального типа.

Желчи рекомендуется пища горького, сладкого и вяжущего вкусов. Сладкий – в тибетском понимании – не обязательно вкус еды, содержащей сахар. Сладкий – значит, приятный на вкус, это и мясо, и рыба, и злаковая пища, и орехи. Из свежего мяса лучше говядина, свинина, козлятина, индюшатина, курятина, но не жирная и не жареная. Из приправ наилучшие – хрен и горчица, обладающие желчегонным действием, мускатный орех, сладковато-горькие соусы. Из специй подходят кориандр, корица, укроп. Лучшие фрукты и ягоды – айва, облепиха, хурма, имеющие вяжущий вкус. Особенно людям данного типа следует следить за тем, чтобы не «заедать» стрессы, часто их донимающие. Раздражительность и гнев – не повод для безмерного поглощения еды. Пища и питье должны быть прохладными, можно едва теплые, но не горячие.

Людям типа слизь рекомендуется подсаливать еду, есть кисломолочные нежирные (до 1 % жирности) продукты, но отказаться от молока. Как можно чаще должны присутствовать в рационе лимон и уксус. Вместо сахара лучше применять соевый соус, если приправой служит кетчуп, то острый – чили. Противопоказана сладкая – в тибетском понимании – еда: мясо, рыба, злаковые, орехи. Но эти же продукты годятся, будучи приправленными имбирем, красным перцем, кориандром и кардамоном. Овощи, кисломолочные и морепродукты можно есть в нормальных количествах, а вот мясо, рыбу, злаковые – совсем в малых дозах. Готовить следует на пару, добавляя специи на кончике ножа и избегая жирных мучных подливов. Жареное, а также хлеб и кондитерские изделия надо исключить. Пища и питье для таких людей должны быть теплыми, можно горячие, но только не холодные.

Люди типа ветер редко могут оказаться среди больных диабетом. Но в таких случаях им рекомендуют есть сладкую, соленую и острую пищу, желательны перец, соль, мясо, мед, и очень важно, чтобы пища была теплой.

Как снизить уровень холестерина в крови

5–6 столовых ложек зерен овса бросают в 1 л воды, кипятят 15-20 минут и пьют по 1 стакану в день, после еды. Также хорош овсяный кисель. Пить следует в течение месяца, затем сдать анализ и убедиться, что уровень холестерина снизился до пределов нормы. Овсяные напитки такого типа имеют мочегонное и отхаркивающее действие, хорошо очищают кровь, сосуды, почки и печень.

Другой целебный напиток таков. 2 столовые ложки овса кипятят в 200–300 г воды в течение 5 минут, после чего добавляют 2 столовые ложки молока и 2 столовые ложки меда и кипятят еще столько же. Отвар пьют за 20 минут до еды 2–3 раза в день по 1–2 столовой ложки в течение месяца. Он также полезен после перенесенного гепатита и холецистита.

Больному диабетом рекомендуются свежевыжатые соки свеклы, моркови, белокочанной капусты и картофеля в разных сочетаниях. Сок капусты способствует уменьшению массы тела, что чрезвычайно важно при диабете. Морковный сок – самый богатый источник витамина А, содержит также калий, магний, кальций, натрий, железо, его можно пить по 50 г (не больше, чтобы не заработать морковный гепатит), пополам со свекольным соком. Свекольный сок лучше других нормализует состав крови, но лучше его пить в смеси с морковным соком. При нарушении функций пищеварительного тракта особенно полезен картофельный сок, который также лучше употреблять в смеси с морковным.

Свеклу и морковь полезно есть, но исключительно в сыром виде, по-скольку, будучи вареными, эти овощи добавляют больному углеводы, совсем не нужные при диабете. Картофель лучше есть в полусыром виде – недоваренный.

Код на воду для исцеления

Как приготовить целебную кипяченую воду. Берут 1 л чистой воды и кипятят ее так долго, пока не останется одна четверть литра – 1 стакан. Вот этот стакан и выпивают. В профилактических целях с апреля по декабрь кипяченую воду можно пить утром перед завтраком и вечером после ужина.

Почему после долгого кипячения чистая вода становится оздоравливающей – для тибетской медицинской науки это не тайна. Известно, что вода – идеальный носитель информации. Чтобы вместе с водой в организм проникла информация, направленная на оздоровление, вначале нужно освободить воду от всех случайных информационных напластований. Поэтому воду фильтруют (или берут родниковую), а потом долго кипятят: при кипячении разрушаются многие случайно возникшие структуры, способные нести неблагоприятную информацию.

Но кипячение – лишь полдела. Теперь чистую воду необходимо зарядить позитивной, полезной для организма информацией. Это могут быть хорошие, добрые слова или мысли, пожелания здоровья и долголетия себе и близким; верующие могут прочитать молитву, славящую Создателя (все равно, на каком языке и в традиции какой религиозной конфессии).

Но самым сильным средством оздоровительной зарядки воды считается текст древней тибетской молитвы, произносимой на смеси старотибетского языка и санскрита. Этой молитве уже 4600 лет, тибетские медики многократно убеждались в ее силе и эффективности.

Для исцеления духа и тела, а также для установки на здоровое долголетие с помощью этой тибетской молитвы вовсе не обязательно быть буддистом и вообще верующим. Молитва действует самими вибрациями произносимых слов, пусть даже непонятных.

После прочтения молитвы надо легонько подуть на воду, словно сообщая ей произнесенную информацию. Для усиления действия чтение молитвы можно повторить. Заряженную таким образом воду выпивают медленными глотками. Хорошо также умыться ею. Заряженная молитвой вода особенно быстро и заметно помогает детям. Кроме исцеления от уже имеющихся болезней, этот текст блокирует приход будущих болезней, которых стареющему организму, как принято думать, не избежать. Эти же слова буддийские священники произносят у постели умирающего, облегчая ему последние часы пребывания в этом мире.

В молитве 13 строк. Первые семь – мантра восьми медитирующих Будд – код на исцеление. Заключительные шесть строк – код на долгую жизнь.

Итак, вот текст тибетской молитвы для зарядки кипяченой воды на оздоровление и долголетие:


Цанлэг Ринчэн Сэрсан Ня ан мэд
Чойдаг Ончэн Манла Шагжа тув
Жачэн монгам енсу зогба ей
Дэвар Шэшба жадла чагцал ло
Дадята Ум в эханзэ в эханзэ
Маха в эханзэ в эханзэ
Раза самуд гад э суха
Жэгдэн дэнби зову Цэвэгмэд
Дуй мин чива малуй жом зод жин
Гон мэд дунал
Журва намжи жав
Санжаа Цэвэгмэд ла чагцал лоо
Ум ама рани зэван диеи суха

Вода смывает все недуги Промывание носа

Метод применяется как средство борьбы с бессонницей, для ослабления постоянных головных болей, в случаях хронических простудных заболеваний – таких как ОРВИ, бронхит, ринит, синусит, при воспалениях слизистой носа и болезнях ушей, при полипах и аденоидах.

Для процедуры нужен небольшой чайник, типа заварочного, в него наливают 250 мл слабоподсоленной (одна треть чайной ложки соли) теплой (36–37°) воды. Вместо соли можно растворить пищевую соду (одну пятую чайной ложки), а также отвар шалфея или ромашки. Если человек особо чувствителен к раздражению слизистой, дозу лучше уменьшить: взять четверть чайной ложки соли или шестую часть чайной ложки соды.

Положение пациента – полусидячее, то есть спина прямая, колени полусогнуты. Вначале голову следует отклонить влево, а чайник с водой поставить на ладонь правой руки. Воду из носика заливают в правую ноздрю. Вода самотеком выливается из левой ноздри (слева от себя на полу можно поставить таз). Если наклон головы выбран неправильно – она немного отклонена назад, вода может попасть в горло и вызвать кашель. Этого не стоит опасаться – просто нужно откорректировать положение головы.

Необходимо пропустить через нос все содержимое чайника. Дышать при этом придется через рот. Затем процедура повторяется в зеркальном отображении: голова отклонена вправо, чайник располагается на ладони левой руки, вода вливается в левую ноздрю, а вытекает из правой.

Если у больного насморк, нос заложен или так забит, что не продохнуть, перед промыванием надо закапать одно из средств типа ксимелина, синарина или галазолина, а к промыванию приступить через 5–10 минут после закапывания капель.

После промывания встают, согнув тело под углом 90°, руки закладывают за спину и производят наклон головы во все стороны, чтобы остатки воды вышли из носа. Повторное промывание рекомендуется делать не раньше, чем послезавтра. И так через день, от 7 до 10 дней. Это составляет 1 курс лечения. Промежуток между двумя курсами не должен быть меньше, чем неделя. После 2–3 курсов промывания полипы, если они были, уменьшаются или исчезают вовсе.

Существуют серьезные противопоказания для промывания носа. Его нельзя производить, если была травма в носу, искривлена носовая перегородка, бывают носовые кровотечения.

Промывание желудка

Применяется в случаях пищевого отравления, проблем с пищеварением, при дискинезии желчного пузыря, хроническом холецистите, повышенной кислотности желудочного сока, при пигментации на коже лица, плохом запахе изо рта, твердых каловых отходах, при бессоннице и некоторых видах аллергии.

Поза больного при этой процедуре такая же, как при промывании носа, – полусидячая. Заранее готовят 1,5–2 л теплой кипяченой воды. Воду следует глотнуть одним большим глотком и тут же, не останавливаясь, выпить всю оставшуюся воду. Затем надо выпрямиться, сведя ноги вместе, и наклониться вперед под углом 90°, положив левую руку на область желудка и немного на него надавив, а три центральных пальца правой руки засунуть в горло, слегка его раздражая. Появится рвотный рефлекс, который спровоцирует выход воды из желудка, она будет грязновато-мутной.

Если после рвоты во рту останется кислый вкус, надо в 0,5 л кипяченой воды растворить 1 чайную ложку соды и выпить, снова вызвав рвоту.

После промывания желудка неплохо одноразово использовать антибиотик – лучше всего левомицетин: 1 таблетку 1 раз.

Промывание желудка делают не чаще чем два раза в месяц или внеочередное промывание после пищевого отравления. Если в рвотных выбросах заметны кусочки непереваренной пищи, промывание повторить.

Нужно проследить за тем, чтобы ногти на пальцах были коротко пострижены, – иначе, вызывая рвоту, вы повредите слизистую пищевода.

Существуют противопоказания для данной процедуры. Это калькулезный холецистит (наличие камней в желчном пузыре), рак желудка, инфаркт миокарда, гипертония 2–3-й степени, сужение сосудов головного мозга, сужение или опухоль пищевода, эрозивный гастрит, язва желудка, икота.

Как победить простуду в самом начале

Организм человека откликается на обложные дожди, порывистые ветры и заморозки на почве простудами и обострением хронических болезней, таких как ринит и синусит.

Кроме аспирина и чая с малиновым вареньем, арсенал домашних средств борьбы с сезонными болезнями поздней осени на удивление велик и разнообразен.

Говоря об осенней простуде, прежде всего, нужно призвать людей не кидаться при первых ее признаках к антибиотикам и другим химическим препаратам: так вы не только снизите свой иммунитет, но и эффективность применяемых лекарств постоянно будет уменьшаться.

Между тем в тибетской медицине накоплен богатый опыт борьбы с простудой легкими подручными средствами без нежелательных побочных эффектов. Успех обеспечат два важных условия: активные действия, без промедления, при первом же обнаружении признаков простуды и настойчивость, регулярность в осуществлении этих действий.

Имбирь от простуды

Отличным средством подавления простуды является имбирь. Этот известный с глубокой древности корнеплод настолько популярен в Китае, что там его продают в супермаркетах. (Его, а также молотый имбирь можно купить в магазине и в аптеке.)

Одну чайную ложку имбиря (молотого или наструганного, если корень свежий) заваривают стаканом кипятка, добавляют ложку меда и дольку лимона. Эта смесь оказывает более сильное действие, чем такое мощное оружие против простуды, как чеснок. Идея применения имбирного отвара в тибетской медицине такова: это продукт категории Ян, то есть горячий, а простуда относится к болезням категории Инь, холодным. Та же логика лечения, когда простуду останавливают 30–50 г водки с красным перцем – мощная атака продуктов Ян. Сразу же после питья имбирного отвара следует растереть грудь, шею, затылок, лицо в районе носа, используя вьетнамскую «звездочку», водку или горчицу.

Холодный иньский климат России наносит организму удар по самым уязвимым местам – горлу и ногам. Их-то и надо утеплять. Шарф и шерстяные носки следует вовремя надеть и не снимать, если ощутили первые признаки простуды.

Рецепт ламского супа от простуды

Что еще необходимо сделать, когда простуда, как говорят в Бурятии, находится «между степью и горой» (то есть подъем еще не начался, но вот-вот начнется), – сварить ламский суп. 2–3 столовые ложки мелко нарезанной баранины (каждый кусочек не должен превышать ноготь), бросают в кипящую воду, затем добавляют горошины черного перца, лук, чеснок, всю зелень, какая есть в доме, желательно, чтобы среди нее оказались кориандр и кардамон. Кипятить надо недолго – всего 3–4 минуты. Заболевающему хорошо бы выпить стакан ламского супа утром и стакан на ужин. Вы убедитесь, что он гораздо сильней популярного в России куриного бульона: повышается иммунитет, сбивается подготовка организма к болезни.

С простудой, какой бы пустяковой она поначалу ни казалась, надо бороться безотлагательно (к сожалению, врачи чаще всего упускают эту фазу). Ведь банальная простуда чревата опасными осложнениями: ревматизмом, пороком сердца, воспалением почек, полиартритом, простатитом, кистой яичников, вирусной патологией глаз, отитом; пневмония в этом списке представляется самой малой бедой…

Часто можно видеть, как люди приходят на работу с насморком, явно не считая его серьезной причиной, чтобы остаться дома и заняться лечением. Это весьма распространенное заблуждение. Простуду признают болезнью, заслуживающей уважения, только когда заметно повышается температура. А она за неуважение мстит, и месть эта может продолжаться долгие годы, если не всю оставшуюся жизнь.

Насморк? Постарайтесь вызвать чихание

Насморк – уже вполне достаточный для принятия действенных мер признак простуды, разместившейся «между степью и горой». Первое, что необходимо сделать: обмотав конец спички ваткой, щекотать в носу, провоцируя чихание. Это освобождает нос от слизи. Запаситесь салфетками и щекочите свой нос без устали, добиваясь обильного отхода слизи.

Массаж крыльев носа

Потом займитесь массажем: возле крыльев носа, в середине носогубной складки, вдоль носа, под глазами на середине щеки. Массаж будет более эффективным, если использовать вьетнамскую «звездочку». Две-три минуты массажа нужно в течение дня повторять как можно чаще.

Тибетские лекарственные сборы, похожие на нюхательный табак, подносят на большом пальце к носу и энергично вдыхают. Вместо тибетских трав можно использовать чеснок: растереть его на традиционном для нюхательного табака месте – поверхности кулака – и вдыхать.

Так, кстати, лечат увеличенные аденоиды (тибетские врачи не рекомендуют их удалять), гайморит и синусит.

При лечении простуды тибетская медицина не рекомендует горячие ножные ванны (влага, пусть и горячая, относится к категории Инь, а нам требуется Ян!), поэтому – только сухое тепло. Лучше взять пластмассовую авторучку и тупым торцом давить на точки ступней ног, подробно пройдя всю площадь. Точно так же промассируйте ладони. А затем руками тщательно разотрите уши. Каждая конечность и каждая ушная раковина требует 3–5 минут усердия при проведении массажа – только в этом случае вы можете быть уверены, что все органы через свои представительские точки на конечностях получили достаточную энергетическую подпитку.

Если все же момент упущен и болезнь вступила в свои права: температура поднялась до 39–40°, следует для понижения жара использовать продукты категории Инь – брусничный или клюквенный морс. Обратите внимание, что в начале болезни, в фазе Инь, такие морсы не пьют. Морс хорошо сочетается с лимоном.

Когда болезнь разыгралась и она уже на подходе к пику горы, требуются кислые продукты, тут самое время вспомнить о малине, облепихе. В это время своевременны иньские процедуры – такие как обтирания тела водкой или уксусом. Причем после обтирания следует больного на 1–2 минуты оставить лежать совершенно голым: теплообмен между телом и окружающей средой сразу собьет высокую температуру на 1,5–2°. Обтирание, если температура все еще высока, можно повторить 1–2 раза в сутки.

© С.Е. Кашницкий

© ООО «Издательство АСТ»

Рецензия

Народная медицина – явление необозримое и многоплановое. В новой книге С.Е. Кашницкого «Жемчужины восточной медицины» предпринята попытка дать максимально широкий обзор различных методов народной медицины – как правило, апробированных и доказавших на практике свою состоятельность. Авторы этих методов – врачи, зачастую известные и титулованные, но также целители, передающие ценный народный опыт. Особое место уделено в книге методам восточной медицины – древней науки, заново открываемой европейцами в последнее столетие. Все это многообразие подходов к лечению в книге систематизировано, что позволяет быстро найти требуемый метод помощи при различных заболеваниях.

Однако при практическом использовании приведенных в книге рецептов необходима разумная осмотрительность: каждый организм индивидуален; что хорошо для одного, не всегда приемлемо для другого. Поэтому всякий, кто отважится воспользоваться рецептами как рекомендациями, непременно должен согласовать их с лечащим врачом. Только в этом случае риск необдуманного самолечения будет сведен к минимуму.

Профессор, доктор биологических наук А.П. Дубров

Часть 1. У истоков мудрости

Глава 1. Лицом к востоку: энциклопедия Восточной медицины

Интерес европейцев к Востоку, наверное, столь же вечен, сколько само это условное деление на Запад и Восток, мало имеющее общего с географией. Начиная, должно быть, с греко-персидских войн, наши древние земляки понимали: там, на Востоке существует какая-то другая цивилизация. Нельзя сказать, что она более или менее развитая. Она – другая, и уже этим объясняется неисчерпаемый к ней интерес. Ни индийский поход Александра Македонского, ни караванная торговля с халифатом, ни авантюры крестоносцев, ни колониальные захваты европейских морских держав так и не удовлетворили этого жгучего интереса, этой вечной загадочности Востока.

Фраза Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» с формульной лаконичностью устанавливает соотношение двух культур с их диалектическим равновесием притяжения-отталкивания.

Помимо пороха, бумаги, шелка и пряностей, европейцы привезли с Востока непривычную систему представлений о человеке и его здоровье. Сложилось понятие «восточная медицина», не имеющее отчетливых смысловых очертаний, о котором точнее всего можно сказать лишь одно: иная медицина.

Она создавалась и развивалась веками в Персии и Аравии, на Тибете и в Средней Азии, в Индии и Китае… А в еще большей, почти не просматриваемой древности наверняка в Египте и Шумере, Ассирии и Вавилоне, Финикии и Хеттском государстве…

Восток столь обширен и несводим к чему-то одному, что нет возможности не только дать ему и, соответственно, восточной медицине, внятное определение, но даже уверенно выделить принципы, отличающие ее от привычной нам европейской медицины. Кореец ответил бы на этот вопрос что-то свое, а филиппинец – нечто совсем иное.

Тем не менее попытаемся хотя бы в самых общих чертах обрисовать особенности того неохватного понятия, которое весьма условно можно назвать восточной медициной.

Древние философы, наблюдая, как в природе все взаимосвязано, посчитали решающим событием отделение Создателем света от тьмы и земной тверди от воды. Две пары противоположностей задали четыре категории, или «стихии», лежащие в основе мироздания.

Энергия, дающая жизнь, в китайской философии называется чи (или ци), в индийской – прана, в персидской – пневма. Все эти слова – синонимы привычного для нас слова «воздух», вдыхая который, человек получает энергию для жизни. Цигун-терапия, прана-яма – системы дыхательной гимнастики, позволяющие гармонизировать организм только за счет правильного распределения по нему энергии. Биологически активные точки, объединенные в меридианы, – те каналы, через которые энергия окружающего мира входит в тело. Это уже подход, радикально отличающийся от принятого на Западе.

Макрокосмос (звезды и планеты) подобен микрокосмосу (ядрам атомов и элементарным частицам) так же, как человек подобен Создателю-Творцу, но состоит из праха, то есть химических элементов. Меняющийся макрокосмос непременно изменяет микрокосмос – эти взаимосвязи изучает астрология. Но и наоборот: изменения в микрокосмосе влекут за собой перемены в макрокосмосе – это изучает магия. Точно так же меняющийся мир меняет человека – эти взаимосвязи отслеживает медицина (разумеется, восточная).

Все, в том числе человеческое тело состоит из четырех первоэлементов – огня (горячего), воды (холодного), земли (сухого) и воздуха (влажного). Разделение по вкусам: огонь – горький, острый и соленый, вода – кислая или безвкусная, земля – вяжущая, воздух – слизистый. Основа цветового спектра: огонь – красный, вода – белая, земля – коричневая, воздух – голубой.

Жизнь человека также разделена на фазы, соответствующие четырем первоэлементам: новорожденный выходит из воды, ребенок плавает в воздухе, в юноше пылает огонь, старик ссыхается подобно земле.

Те же четыре стихии определяют темпераменты, учение о которых грек Гиппократ и римлянин Гален позаимствовали с Востока. В человеке четыре жидкости: желчь (или холиус) – огонь, лимфа (или флегма) – вода, черная желчь (или мелан холиус) – земля, кровь (или сангвус) – воздух.

Соответственно, взрывчатым холерикам больше подходит острая, горькая и соленая пища; вялые флегматики предпочитают холодную, влажную, кислую еду; сдержанные меланхолики, с юности старики, выберут сухие и сладкие продукты, например сухофрукты; жизнерадостные, «дитячливые» сангвиники – жирную, маслянистую пищу.

Вот так расклад на первоэлементы, сам по себе, указывает нам на закономерности здорового питания, лежащие в основе восточной медицины (о чем ниже будет рассказано более подробно).

Точно в соответствии с той же логикой холерику лучше жить на юге, флегматику – на севере, меланхолику – на востоке и сангвинику – на западе. И каждому лучше питаться тем, что растет в подходящей для него местности, – так организм приспосабливается, используя заложенный в него ведущий первоэлемент. Нарушение этого принципа приводит к болезням и, прежде всего, к аллергии, что является своего рода платой за приспособление к чужой стихии.

Тибетская медицина – наиболее цельная, сохранившаяся на протяжении нескольких тысячелетий часть восточной медицины – не признает оперативного, хирургического вмешательства в человеческий организм. Лишь одним правильным подбором пищи, минералов, трав, ароматических веществ тибетские медики берутся решить все проблемы давшего сбой организма.

До недавних пор Тибет был закрытой страной и доступа туда для иностранцев не было. В нашей стране о существовании тибетской медицины было известно из Бурятии, куда она проникла вместе с буддизмом в XVII веке. Бурятские ламы сами писали медицинские сочинения, касающиеся теоретических вопросов, а также составляли рецептурные справочники, являющиеся практическими руководствами по лечению. Сегодня тибетские врачеватели свободно передвигаются по миру и передают ученикам знания, ранее считавшиеся тайными и малодоступными даже в самом Тибете.

В наше время западная цивилизация переживает экологический кризис – кризис нарушенных взаимоотношений человека с природой, когда из-за внесенных диспропорций в гармоничные соотношения первоэлементов люди в своей массе стали хроническими больными. В таких условиях возврат к первоначальным понятиям, попытки достичь нарушенное равновесие вполне естественны. Вот почему весь мир сегодня устремил взоры к достижениям восточной медицины.

Все больше пациентов приходит в медицинские центры, где применяются принципы восточной медицины. Все больше паломников устремляются в Азию, к автохтонным носителям древнего знания. Полки книжных магазинов наполнены литературой, раскрывающей секреты восточной медицины.

Собранные в книгу сведения фрагментарны: в каких-то регионах Востока (Монголия, Бурятия, Узбекистан, Татарстан, Болгария, которую я тоже условно отношу к Востоку, поскольку полученная там информация происходит из Турции, Греция, Византия) мне довелось побывать лично и пообщаться с деятелями древней медицинской культуры, с некоторыми собеседниками из Китая, Тайваня, Кореи я встречался на других территориях. Не стоит также искать полноты в рецептах, помогающих излечивать недуги. Приведены лишь те из них, которые мне передали носители этих знаний.

Информация, содержащаяся в моих заметках, носит исключительно практический характер. Я не пытаюсь подобно другим ученым авторам объяснить, к примеру, основы рефлексотерапии. Но привожу простейшие рекомендации: массирование каких точек в каких случаях поможет избавиться от самых распространенных недугов.

Рецепты восточных медиков, как правило, принимались мной на веру: просто не было физической возможности все проверить на себе и близких. В тех случаях, когда такие проверки проводились, я специально это оговариваю. Но, полагаю, верить приводимым мною в книге сведениям можно: все мои собеседники – люди с солидным опытом практической работы в медицине или целительстве. Кроме того, большинство заметок опубликовано в периодической печати и имело немало откликов от читателей, сумевших воспользоваться приведенными мной рецептами.

Помимо сведений из восточной медицины накопилось много информации об альтернативных методах оздоровления и лечения, имеющих практическую ценность. Я выделил ее в отдельную часть книги. В книге приведены также конкретные рецепты лечения заболеваний народными методами для удобства читателей, расположенных в алфавитном порядке.

В заключение хочу поблагодарить всех моих собеседников, бескорыстно делившихся знаниями со мной и читателями. Особая благодарность – профессору Ивану Павловичу Неумывакину, главному врачу тибетской клиники «Наран» в Москве, Светлане Галсановне Чойжинимаевой и сотруднику Бухарского мединститута Иному Джураевичу Кароматову, по-святившим долгие часы полезным и интересным беседам со мной о восточной медицине.

Ближний Восток и Средняя Азия

Древний рецептурник Авиценны

Это имя наверняка слышал каждый. Но мало кто знает об этом человеке что-либо конкретное. Средневековый арабский мыслитель. Философ, врач, музыкант. Так ведь тогда все выдающиеся люди были энциклопедистами.

Абу Али ибн Сина (в латинском произношении – Авиценна) в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 30 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.

Между тем он и сегодня современен. И мы – вместо того чтобы по любому поводу хватать таблетку – можем воспользоваться мудростью арабского гения. Надо лишь научиться его понимать.

Тысячу лет назад, когда жил и творил Авиценна, в состав лекарств не включалась мертвая материя в виде химических добавок. Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты – отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами. А поскольку многие знания той эпохи утрачены, проверка и поиск соответствия прежних названий компонентов нынешним продолжается и сегодня.

Затем принялись за решение задач «перевода» его рецептов на язык современной фитотерапии. Это не всегда легко: порой смысл некоторых названий утерян. Их приходится восстанавливать, используя контекст или общее понимание тех качеств, которые требуются для достижения нужного эффекта.

К примеру, во многих рецептах Авиценны используется понятие пулегиевая мята. Что это такое? Обратимся к первой книге «Канона», где даны все разновидности мяты. В частности, в разделе «Фуданадж» указано, что мята пулегиевая состоит из разреженного вещества, гонит пот, сушит и сильно согревает. Уже понятно, что речь идет о расширении сосудов. Сумма всех упомянутых свойств может быть найдена среди известных идентичных растений. Конкретно, нам нужна мята с высоким содержанием ментола. Или котовник, совместно с мелиссой (лимонной мятой) заведомо перекрывающие те свойства, которыми может отличаться мята, в том числе и пулегиевая.

Подыскав такую замену, можно «осовременить», допустим, важнейший рецепт Авиценны по выведению камней из почек, обладающий стопроцентной эффективностью.

Как вывести камни из почек. Рецептура Авиценны

Берут одну часть цветков лаванды, две части горного чабреца (у Авиценны – тимьяна), две части листьев и ягод земляники, одну часть мелиссы, две части котовника и две части мяты (все эти растения, как правило, имеются на дачном участке, недостающие можно найти в аптеке или магазине). Все это смешивается, чайная ложка растительной смеси заливается стаканом кипятка и настаивается 10–15 минут. Настой пьют как чай. Чабрец и земляника дробят камни, превращая их в песок, но не гонят по выводящим путям, лаванда снимает воспаление, а мята, мелисса и котовник гонят образующуюся слизь низом. Настой пьют, все время просматривая утреннюю мочу: уже через неделю после начала приема она становится мутной (идет слизь), потом появляются песчинки. Лечение продолжать от двух месяцев до года, пока моча не станет прозрачной. Огромное преимущество этого метода состоит в том, что камень не пойдет через протоки, вызывая мучительные боли.

Изучая на практике рецепты Авиценны, исследователи убедились, что они очень сильные, рассчитаны на пациентов с большим запасом здоровья, чем у нынешних людей. Видимо, тысячу лет назад иммунитет был сильней, и человек отменно реагировал на активные воздействия препаратов. Мы же должны делать поправку на изменившуюся экологическую обстановку и большую уязвимость нашего организма.

Так, к примеру, следует настороженно относиться к рекомендации лечения мужчин зверобоем. Эта весьма популярная трава – чисто женская, мужчинам не стоит ее употреблять дольше, чем две недели: может возникнуть импотенция. А мы привыкли считать, что все травы оказывают лишь слабое, едва заметное воздействие на организм.

Очень распространенная болезнь – отит (воспаление среднего уха). Она доставляет много неприятностей острой болью, возможными осложнениями. Часто от отита врачи назначают антибиотики. Между тем Авиценна учит, как легко и безвредно расправиться с этим заболеванием.

Как избавиться от отита. Рецептура Авиценны

Берут миндаль. Если горький, дикорастущий, достаточно двух ядер, если сладкий, четыре ядра. Они дробятся в ступке. Добавляют щепотку цейлонской или китайской корицы, щепотку соды и 1 каплю эфирного розового масла. Все это связывают половиной чайной ложки густого меда – получается паста, которую следует хранить в холоде. На кусочек пасты размером с горошину капают каплю уксуса – в присутствии соды возникает шипение. Реакция соды с уксусом позволяет миндалю выделять фитонциды, благодаря чему он оказывается в наиболее активной фазе. В этом состоянии впрок препарат не запасешь: реакцию приходится повторять перед каждым новым употреблением. Шипящую «горошину» закладывают в больное ухо, затыкают ваткой и держат в течение часа. 3–4 таких процедуры в день в течение нескольких дней приведут к полному выздоровлению. Причем боль в ухе снимается уже со второго раза.

В «Каноне» имеются три рецепта лечения воспаления уха. Выбраны те элементы, которые повторяются во всех трех: миндаль, сода, мед. И главный принцип: сода с уксусом уравновешивают друг друга. Из первого рецепта взято розовое масло, из третьего – китайская корица. Благодаря чему удалось обойти гальбан, растущий только в Африке (опытным путем убедились, что и без гальбана препарат вполне действенный). Шафран, упоминаемый Авиценной, заменен корицей. Негде ныне достать мирру, неприемлем в качестве снотворного мак, являющийся наркотиком.

Настой на корках граната от язвы желудка

Средневековый медик подарил нам рецепт избавления от язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Берут корки сладкого граната (зерна сладкого граната имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна). Корки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ удобно размельчить в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50–60°, в соотношении 1:10 и 2 недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 г натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной – сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления).

Замена этого рецепта: долгое, жевание кипарисовой шишки, вплоть до зарубцовывания язвы.

Рецепт долголетия Авиценны

Рецептуры Авиценны не теряют актуальности и сегодня. Остается лишь сожалеть, что неприятие учения гениального медика католической инквизицией привело в середине XVII века к полному отказу европейской медицины от наследия Авиценны и забвению многих его трудов.

Восстановление этого наследия – долгая, кропотливая работа, однако вполне реальная. Важно лишь не утонуть в теоретизировании и каждый рецепт проверять на практике.

Главным делом своей жизни Авиценна считал искусство сохранения здоровья. Причем оно не является искусством, предотвращающим смерть, избавляющим тело от внешних бедствий или гарантирующим телу очень долгую жизнь. Задача этого искусства гораздо скромней, но при этом чрезвычайно важна: обеспечивать предохранение от порчи влаги, содержащейся внутри организма.

До наступления естественной смерти, по мнению Авиценны, это средство сохранения человеческого тела. Оно поручено двум силам: естественной, питающей и обеспечивающей замену того, что исчезает из тела, и силе, заставляющей биться пульс.

Эта задача достигается соблюдением трех режимов:

Заменой исчезающей из тела влаги;

Предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела;

Предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания.

Главное в искусстве сохранения здоровья – уравновесить семь факторов: натуру, физическое и душевное движение (то есть сон и бодрствование), выбор питья и пищи, очистку тела от излишков, сохранение правильного телосложения, улучшение выдыхаемого через нос воздуха, приспособление одежды к потребностям тела.

Рецепт закладки здоровья новорожденного

После рождения ребенка пуповина перерезается и перевязывается чистой шерстью. Для укрепления кожного покрова тело ребенка обливается слегка подсоленной водой. Прежде чем его пеленать, следует легонько прикоснуться к телу ребенка кончиками пальцев и слегка его помять. Кладут младенца спать в комнату, в которой умеренная температура воздуха. Летом младенца купают умеренно теплой водой, зимой – умеренно горячей. Лучше всего начинать купанье после продолжительного сна.

Пусть сначала, неделю-другую, ребенка кормит грудью не мать, но кормилица, пока у матери не уравновесится натура после родов. Кормящая мать или другая женщина не должна, по убеждению Авиценны, поддаваться таким душевным реакциям, как гнев, печаль, страх, чтобы младенец не впитал с молоком портящую натуру информацию. Для укрепления натуры ребенка очень хороши легкое покачивание, музыка, пение. Желательно, чтобы мать чаще пела (независимо от ее умения и оценки качества этого пения ею самой и окружающими): материнское пение в любом случае целебно для натуры ребенка.

Вскармливать ребенка грудью следует два года.

Маленького человечка следует всеми возможными способами предохранять от сильного гнева, испуга, печали и бессонницы. Необходимо давать ему то, что он хочет, и отстранять от него то, что он не любит.