Схема появление неравенства и знати. Проверка домашнего задания

Появление неравенства и знати

Проверка домашнего задания:

1. Когда возникло земледелие?

2. Что было раньше: появление «людей разумных» (т. е. таких людей, как

Мы с вами) или возникновение земледелия? Насколько раньше?

(«люди разумные» появились на 30 тыс. лет раньше»).

3. Вспомним особенности первобытного земледелия. Он пишет на доске, а ученики в тетрадях:

Три главных орудия труда земледельцев

Какие слова надо вписать под номерами 1, 2, 3. Вписав слова «каменный топор», «мотыга», «серп», (откройте рисунок с. 20).

4. Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства? Какое занятие лучше обеспечивало людей пищей: земледелие или собирательство? скотоводство или охота?

План:

1. Обработка металлов.

2.Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4.Появление неравенство и знати.

Новые понятия: мотыга, плуг, неравенство.

Изучение нового материала:

1. Развитие ремесел.

Откройте § 5, п. 1; ри­сунки «Ручное изготовление глиняного сосуда», «Гончарный круг», с. 24

Примерно 9 тыс. лет назад, люди заметили, что некоторые «камни» имеют необычный желтовато-красны и цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяют свою форму. В таких «камнях» можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Что это за «камни»? И «камни» ли это? Учитель объ­ ясняет , что странными «камнями» были красноватые куски самородной ме­ди. Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились вы­плавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например топор, Последнюю мысль иллюстрирует рассмотрение рисунка «Отливка топора» (с. 25).

Подумайте, обладают ли медные орудия преимуществами пе­ред каменными. Медь - мягкий металл. Вот почему орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок твердого камня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные мололи древних топоров -каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один и) помощников ученою взял в руки медный топор, другой помощник - каменный. По часам засекли время - и... опыт начался. Оба «дровосека» стремились как можно быстрее повалить сосну, однако каменным топором это удалось сделать только пятнадцать минут, а медным -за пять! Опыт повторяли много раз, и ученый сделал вывод о безусловном превосходстве медного орудия над каменным.

Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть - это также облегчает обработку дерева.

Медь обладает и другими преимуществами: затупившееся мед­ное острие затачивали заново, а выщербленный каменный нож или обломившийся каменный наконечник копья приходилось выбрасывать. Камень, расколовшийся при обработке не так, как нуж­но, никуда более не годился. А кусок меди, принявший не ту форму, можно переплавить или перековать заново. Из меди дела­ли мелкие предметы любой формы (рыболовные крючки, иглы, шилья).

Н аряду с медными орудиями люди продол жали широко использовать орудия из камня - полностью заменить камень медь не могла.

2. Изобретение плуга.

Об изобретении упряжного пахотного ору­дия путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии мы прочитаем (§ 5, п. 2).

Огромные преимущества вспахивания земли плугом по сравнению с рыхлением се мотыгой доказывает опыт, поставленный уже знакомым нам российским ученым С. А. Семеновым. Пол его руководством изготовили модели древней мотыги и древнего плуга. Каждым из этих орудий нужно.было обработать участок земли одного и того же размера. В плуг впрягли лошадь. Один из помощников ученого повел лошадь за узду, непрерывно понукая ее. Другой, напрягая все силы, нажимал на рукоятки плуга. Пахоте мешали корни и трава, которые опутывали плуг, поэтому «пахарь время от времени останавливался и очищал плуг ногой. Несмотря на помехи, оказалось, что обработать поле с помощью плуга и лошади можно в пятьдесят раз быстрее, чем мотыгой.

3. У каждой семьи свое хозяйство .(Распад родовых общин)

Пахота на быках, применение медных орудий привели к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока. Роль земледелия и скотоводства в хозяйстве значительно возросла. Вместе с тем исчезла необходимость всей общине трудиться сообща. Поэтому в селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Принадлежавшее общине стадо было поделено между семьями. Землю также поделили на участки, которые перешли в пользование семей.

Подумайте вот над чем. Семьи получили примерно одинаковые участки земли, плуги, мотыги, рабочий скот. Проходит время - и неизбежно одни семьи становятся богаче, а другие - беднее. Почему это происходит? Все люди разные - одни прилежные, работящие, другие с ленцой, под любым предлогом отлынивают от работы. Бывает и так, что какую-то семью постигало несчастье, например отец и старший сын погибли на охоте в лапах медведя, остались женщины и дети, которым пришлось работать на поле, ухаживать за скотом. Или такая беда: дикие звери вы­топтали чей-то участок, засеянный пшеницей... Причины могли быть разные, но результат один - возникло имущественное нера­венство: это означает, что одна семья владела многими головами скота, орудиями труда, изделиями из металла, большим запасом зер­на, которого могло хватить и на семена, и на еду до нового урожая. А другая семья нуждалась в самом необходимом...

Раньше других стали зажиточными семьи старейшин. Как это произошло? Старейшины, обладавшие большим опытом и умом, продолжали пользоваться уважением остальных общинников. Они разрешали споры между ними, руководили совместными работа­ми но осушению болот, расчистке леса под пашню, выкапыванию пруда, из которого брали воду для полива. В благодарность за это общинники дарили старейшинам скот и зерно, отдавали им наибо­лее плодородные участки земли.

Одним из способов разбогатеть была война. Мужчины племе­ни собирались вместе, чтобы самого храброго и мужественного выбрать военным предводителем - вождем племени . Во главе со своим вождем вооруженные мужчины нападали на соседнее пле­мя. Если они побеждали, то угоняли скот и пленников, которых обращали в рабство, забирали зерно, оружие и орудия труда, изделия из меди, золота и серебра. У побежденных отбирали пло­дородные земли, которые делили между собой. Большая часть земель и остальной добычи доставалась вождю племени, его дру­зьям и соратникам.

Вождей племен и старейшин называли знатными людьми. Знат­ный означает «знаменитый». Вожди и старейшины добивались того, чтобы уважение к ним распространилось бы на их сыновей. Знатность стала передаваться по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племен и старейшин.

Знатные гордились прежде всего своими «знаменитыми» предками. Они верили, что в их жилах течет кровь иная, чем у ос­тальных людей; верили в то, что знать по одному рождению имеет право на почет, уважение и власть в племени.

Так возникло неравенство между людьми . Дети, внуки и прав­нуки старейшин и племенных вождей превращались в знатных и богатых людей. Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а дру­ гие - незнатные, одни были богаче, а другие - беднее.

По ходу урока делаются записи на доске и в тетради:

Возникновение неравенства

Бедные и богатые

Знатные и незнатные

Домашнее задание: § 5. Вопросы 1-4.

1. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

Вести хозяйство силами одной семьи стало возможно и выгодно по причине изобретения плуга, появления медных, а потом железных орудий труда, использования животных для рыхления земли. Все это облегчило жизнь людей и отпала необходимость в совместном труде.

2. Почему не могло быть богатых и бедных среди охотников на мамонтов?

Охота на мамонтов предполагала совместный труд, так как убить мамонта один человек не мог. Результат охоты зависел от общих усилий и делился на всех поровну. В то же время при занятии земледелием люди надеялись в первую очередь на себя, и те, кто был более старательным, становились богаче.

3. Почему знатные люди были заинтересованы в военных походах?

Знатные люди были заинтересованы в военных походах, так как таким образом они увеличивали свои богатства, плодородные земли и становились еще более уважаемыми.

4. В чем проявлялось неравенство между людьми?

Неравенство между людьми проявлялось в том, что одни были богаче, другие беднее, одни имели больше земель, предметов труда, были более уважаемы и имели больше власти, а другие меньше.

Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей»

1. Кого называют первобытными людьми?

Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

2. Где и когда, по предложениям ученых, жили древнейшие люди?

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке, где археологи находят кости людей, живших более двух миллионов лет назад.

3. Сравните древнейших людей и «людей разумных». В чем между ними различие? В чем сходство?

Древнейшие люди отличались от «людей разумных» внешним видом. Древнейший человек очень напоминал обезьяну: у него было грубое лицо с широкими приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у древнейших людей, в отличие от «людей разумных» была еще не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Древнейшие люди, в отличие от «человека разумного», еще не умели разговаривать. Сходство между древнейшими людьми и «человеком разумным» можно же определить в следующем: и первые, и вторые жили группами – общинами, также и те, и те начали изготавливать примитивные орудия труда.

4. Как овладение огнем изменило жизнь первобытных людей?

Овладение огнем коренным образом изменило жизнь первобытных людей: огонь помогал согреется и не замерзнуть ночью или зимой, разгонял мрак, отпугивал диких зверей, помогал при охоте, кроме того, еда, приготовленная на огне была значительно вкуснее и питательнее, чем сырая.

5. Какие изобретения и открытия первобытных людей вы знаете?

Первобытные люди изобрели первые орудия труда: рубила, копья, потом были изобретены лук и стрелы для охоты, гарпун для ловли рыбы, открыли огонь и все его положительные свойства.

Позже были изобретены орудия труда для земледелия: серп, каменные топоры, железный плуг и др. Также было изобретенная первая глиняная посуда, прядении и ткачество, что привело к появлению одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.

6. Кого и где изображали древнейшие на Земле художники?

Древнейшие художники изображали тех зверей, на которых охотились или которым поклонялись. Изображали их древнейшие люди на стенах пещер.

7. Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?

Первые религиозные верования первобытных людей были связаны с верой в то, что определенными действиями можно повлиять на результат охоты, так возникли колдовские обряды. Кроме того, первобытные люди верили, что животные и люди могут чудесным образом превращаться в друг друга, так появилась вера в оборотней.

Немного позже у первобытных людей появилась вера в сверхъестественное существо – душу. Люди начали верить, что души предков переселились в далекую «страну умерших» и там им необходимы все те предметы, которыми умершие пользовались при жизни: орудия труда, обувь, одежда, еда и др.

8. Ученые считают, что превращение земледелия и скотоводства в главные занятия коренным образом изменило жизнь людей. Почему ученые так думают?

Ученые считают, что превращение земледелия и скотоводства в главные занятия коренным образом изменило жизнь людей, потому что после перехода к земледелию и скотоводству произошли значительные перемены. Начала распадаться родовая община, так одна семья могла сама себя прокормить Появилось неравенство между людьми: одни были богаче, другие беднее. Знать стала вести войны за богатства и земли, появились первые рабы.. Появились первые ремесла и началось разделения труда: кто-то был земледельцем, кто-то скотоводом, кто-то ремесленником (гончаром, занимался ткачеством и др.). Стали появляться первые города, росла власть знати, они становились царями – правителями государств.

9. Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, «страна мертвых»

Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.

Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.

Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.

Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.

Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.

Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.

Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.

Племя – это группа людей, объединенных каким-либо признаком (например, верой в единого предка и др.).

Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.

Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.

Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.

Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.

Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.

Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.

Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.

«Страна мертвых» - это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.

ГЛАВА 3. СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ

1. Какой существовавший в древности счет лет – у египтян или у римлян – удобнее? Чем удобнее?

Удобнее в древности был счет лет у римлян, так как они вели его со дня основания города Рима, а египтяне со дня начала правления нового царя. Поэтому, когда умирал царь, у египтян счет лет начинался с начала, а вот у римлян он был беспрерывный.

2. Сколько лет и полных веков продолжается наша эра?

Наша эра длиться 2015 лет или полных 20 веков.

3. Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? Какой год был предшествующим?

Раньше был 40-й год до нашей эры, перед ним был 41 год до н.э.

5. Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? Какой год был предшествующим?

За 40-м годом до н.э. следовал 39-ый год до нашей эры, предшествующим был 41 год до н.э.

6. Сколько лет назад началось восстание Спартака?

Восстание Спартака произошла в 74 году до н.э. Сейчас 2015 год. Значит, восстание Спартака произошло 2089 лет назад (2015+74).

8. Какой их двух городов – Москва или Рим – был основан раньше? На сколько раньше.

Раньше был основан Рим – в 753 году до н.э. Москва была основана в 1147 году нашей эры. Значит, Рим возник раньше Москвы на 1900 лет раньше.

Человека всегда интересовал вопрос появления неравенства и знати в обществе. Он занимал умы мыслителей, над ним размышляли великие философы. Из истории каждому известно, что первые человеческие общины не знали неравенства. Что послужило причиной его зарождения? Без археологических исследований ученые бы не смогли получить ответ на этот вопрос. Итак, какова история появления неравенства и знати, что за причины привели к выделению классов богатых и бедных?

Предпосылки

Известно, что любому событию предшествуют определенные предпосылки. Каковы причины появления неравенства? Первоначально распаду общества способствовало следующее:

  • Совершенствование орудий труда, с помощью которых можно было обработать большее количество земли и сделать это качественнее.
  • Использование скота при выполнении тяжелых работ, что облегчало задачу земледельцам и позволяло производить продукты с излишком. Это также привело к появлению неравенства и знати.
  • Отпала необходимость обрабатывать землю общинным методом. Каждая семья, имея металлические орудия труда, уже могла самостоятельно трудиться на своем участке, получая при этом еду в количестве, достаточном для того, чтобы прокормить себя, своих детей, и даже получить избыток.

Профицит продовольствия у семьи подарил ее членам новые возможности. При этом излишками можно было распорядиться по своему усмотрению: обменять на более совершенные орудия труда, золотые или серебряные украшения, одежду, посуду, которую изготавливали ремесленники, - кто такие они, узнаете чуть позже.

Таким образом, избыток производимых продуктов стал основным благоприятным условием для разделения общества на бедных и богатых. Излишки стали отправной точкой для накопления ценностей в отдельных семьях и причиной обнищания других.

Механизм зарождения неравенства

Постепенно у каждой семьи накапливалось собственное имущество. Это могли быть орудия труда, скот, посуда, украшения. Передавали их по наследству, что приводило к обогащению последующих поколений. Таким образом, у одних имущества становилось все больше, у других - меньше. Если при общинно-родовом строе все, что добывалось в и производилось в семье, считалось общим, то появление излишеств позволило каждой ячейке увеличивать собственные запасы.

Однако интересно и то, что сам процесс имущественного расслоения зарождался в общинах, когда урожай и добыча делились поровну. Уже в те времена существовала родоплеменная верхушка, в которую входили старейшины, вожди, возглавлявшие род, военные. Понятно, что при дележе урожая или военных трофеев им доставалось только лучшее.

Семьи с достатком пользовались большим уважением, поэтому зачастую при выборе предводителя общины к власти приходили те, у кого было больше земли, скота и имущества. При военных походах захваченные трофеи стали делиться не поровну, как раньше, а большая доля доставалась знати, что еще больше усугубляло неравенство. Чтобы оправдать себя перед остальными членами общины, они объясняли это собственной исключительностью, знатным положением.

Распад родовой общины

Первые металлические орудия человек начал изготавливать примерно девять тысяч лет назад. Их применение подняло общинно-родовое общество на новую ступень развития, позволило выстраивать отношения между его членами на совершенно ином уровне. Постепенно происходил переход от к соседской. На смену коллективному труду пришел труд семейный, при котором каждая отдельно взятая семья работала исключительно на себя. Данное обстоятельство привело к появлению неравенства и знати, причиной чему послужили разные условия.

Например, болезнь или смерть кормильца, неурожайные годы препятствовали накоплению излишков. Соответственно, обменивать на орудия труда или скот было попросту нечего. Получение же продукта в избытке позволяло увеличить объемы следующего посева и совершить выгодные приобретения.

Соседская община

Постепенно община, состоящая из родственных семей, то есть людей одного рода, становилась соседской. Между ними складывался иной порядок взаимоотношений, не требовалось прилагать общие усилия для обработки земли. Семьи разрастались, родственные связи утрачивались. У каждой появлялся свой скот, свои наделы земли, орудия труда. Именно в это время, когда родственные связи как обязательный атрибут общинно-родового общества потеряли свою значимость, произошло возникновение неравенства и знати.

Каждая семья была уже сама за себя. Появлению знати и неравенства способствовали различные факторы. В зависимости от приложенных усилий, количества членов семьи, плодородия земельных наделов и объема полученных избытков каждая семья обогащалась по-разному. Кроме того, общие усилия требовались при освоении новой земли, в случае защиты от врагов, военных походов. Здесь сохранялись общинные связи, так как выжить в суровых условиях одной семье было невозможно.

Изобретение плуга и приручение домашних животных

Землепашество - один из самых тяжелых видов работ на земле. До изобретения плуга почву можно было обрабатывать исключительно общиной, так как сделать это самостоятельно, не имея никаких эффективных приспособлений, и вовсе невозможно. Использование данного орудия позволило в разы увеличить производительность труда и уменьшить затраты. Однако применение плуга не облегчало работу отдельным пахарям, тащить его одному человеку было не по силам. Первые плуги представляли громадные бревна с толстыми заостренными сучьями, с помощью которых распахивали землю.

Только приручение животных позволило человеку усовершенствовать процесс земледелия. Кроме того, применяя дополнительную тягловую силу, человек уже мог вспахать в разы больше земли и, естественно, собрать больший урожай.

Развитие ремесел

Потребности человека заключались не только в пище, у него была необходимость в приобретении орудий труда, одежды, посуды. Для того чтобы изготавливать определенный вид продукции, необходимы были навыки и умения, которые вырабатывались годами. Горшечник не должен был заниматься земледелием, как и скорняк, ткач или кузнец. За свою работу он брал определенную натуральную плату в виде зерна или другой сельскохозяйственной продукции.

Кто такие ремесленники? Постепенно из среды земледельцев стали выходить люди, которые занимались исключительно ремеслом. Причем нередко оно становилось семейным делом, имеющийся опыт и знания передавались потомкам.

Обработка металлов

Появление металлических орудий труда привело к настоящему перевороту в жизни и людских отношениях. Первоначально человек начал плавить и изготавливать изделия из меди - легкоплавкого металла. Орудия труда и оружие, изготовленные из него, были намного лучше каменных, поэтому их применение позволило повысить производительность труда.

После меди человек научился выплавлять более прочное олово, но знакомство с железом и его использование привело к настоящей революции. изготовленные из этого металла, были надежнее и долговечнее предыдущих.

Первые города

Защищаясь от врагов, община должна была предпринимать определенные меры. Чтобы избежать внезапного вражеского нападения, необходимо было отгородить поселение оградой или стеной. Возводились валы, строились целые крепости, окруженные рвами с водой.

Так, небольшие поселения постепенно разрастались, территория перед крепостями стала заселяться землепашцами и ремесленниками. Эти поселения также огораживались стенами, валами, рвами и постепенно приобретали вид городов. Они появились приблизительно пять тысяч лет назад, что стало знаком окончательного распада общин и зарождения государства.

В указанный период неравенство считалось нормой. Выделялись знатные сословия, которым принадлежала власть, формировалась армия. Кстати, военные были людьми, которые не пахали землю и не были ремесленниками. Их основной обязанностью была защита города от врагов, участие в военных походах и захват добычи - трофеев и рабов.

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать»; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

1. Подготовка устных ответов по карточкам № 5 и 6.

КАРТОЧКА № 5

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледелие и скотоводство?»

Для этого вспомни:

— На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?

— Какие первые культуры начал выращивать человек?

— Как первобытные люди обрабатывали землю?

— Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

— Как поступали с детенышами убитых животных?

— Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?

Примерный ответ учащегося

Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять их. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикие ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее — овцы, козы, свиньи, коровы. Появление ско-товодства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

КАРТОЧКА № 6

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?»

Для этого вспомни:

— Из чего люди делали посуду?

— Из чего изготавливали ткань?

Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых занятий для людей.

Примерный ответ учащегося

Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в глиняное тесто добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань изготавливали из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

2. Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 15 (с. 15) или задание № 16 (с. 16).

б) Впиши недостающие слова:

— Первые земледельцы вскапывали землю деревянной… (мотыгой).

— Колосья срезали… (серпом).

— Растирали зерна на… (зернотерках).

— Рубили деревья… (деревянным топором).

— Земледелие и скотоводство возникли в Западной… (Азии).

— Из глины научились делать… (посуду).

— Женщины научились… (ткать) и… (прясть).

3. Развернутые ответы учащихся по карточкам № 5 и 6.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, земледелие и скотоводство дали дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками , а чем они занимаются, — ремеслом . Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

— Что такое неравенство?

IV. Изучение новой темы

План

1) Обработка металлов.

2) Изобретение плуга.

3) Распад родовых общин.

4) Появление неравенства и знати.

На доске: тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.

1. Рассказ учителя.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

— Догадались ли вы, что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 Вигасина).

— Как происходила отливка медного топора?

— Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественнее обрабатывать землю).

— Выяснить, как появился плуг.

— Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией.)

4. Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его — остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом — только медный топор.

— Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (Появление богатых и бедных.)

5. Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

Неравенство — появление богатых и бедных людей.

6. Рассказ учителя.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т. е. неравенство.

Теперь соплеменники делятся на более сильных, могущественных и более слабых, зависимых. Иными словами, возникает иерархия . Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления — военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.

Государство — это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «из родовой общины» и «из племени». Одни должны отстаивать преимущества родовой общины, другие — племенного устройства.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Ученики, защищая преимущества родовой общины и племени, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) состав (ученики, защищающие родовую общины, должны говорить о тесных, кровных связях внутри этой группы -«соплеменники» о значительных размерах племени, которое могло решать серьезные задачи);

2) социальное положение (сторонники родовой общину скажут о семейных отношениях внутри рода; ученики, отстаивавшие преимущества племени, будут говорить, что отношения начальства и подчинения более эффективны);

3) орудия труда (в данном случае за «соплеменниками» определенные преимущества: в родовой общине орудия труда преимущественно деревянные и каменные, в племени же -металлические).

По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

V. Закрепление изученного материала

  1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней. 2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество. 3. Одно из первых занятий человека. 4. Первый металл, который освоил человек. 5. Первое орудие для возделывания земли. 6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад. 7. Домашнее животное. 8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге. 9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека. 10. Объединение родов, живущих в одной местности.

Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя.

VI. Подведение итогов урока

— Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. выделение богатых и бедных людей.)

Домашнее задание: подготовиться к контрольно-обобщающему уроку; прочитать § 5 Вигасина или Михайловского, повторить § 2 и 3; повторить новые понятия из всего раздела: история, исторический источник, человеческое стадо, родовая община, орудия труда, неравенство, религия, искусство.

Конспект урока по истории 5 класс

Подготовила Османова Леся Петровна

Тема урока : «Появление неравенства и знати»

Цели:

Тип урока : комбинированный.

Основные понятия : ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.

Оборудование: компьютерная презентация урока (Приложение 1), учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2014г.,

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

Мы продолжаем изучать жизнь первобытных людей. Давайте вспомним:

1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)

3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.

8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)

9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).

III. Изучение нового материала.

План:

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

(Слайд 3) Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека.

Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.

(Слайд 4) Появляются среди людей мастера, которые лучше, чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

Постановка проблемного вопроса : равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло? Ответить на этот вопрос мы попытаемся с вами на нашем уроке.

(Слайд 5) Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

Работа с иллюстрацией учебника на странице 25 . (Слайд 6)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди?

(Слайд 7). Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

(Слайд 8 ). Работа с учебником . Прочитайте текст учебника на странице 25 и выясните:

Как появился плуг?

Какое значение имело появление плуга?

Задание: сравните мотыгу и плуг. (Слайд 9).

(Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.)

Решение творческой задачи.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).

Учитель : мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община.

(Слайд 10) Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее.

Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.

Учитель: Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.

Учитель: но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами.

(Слайд 11). Работа с новыми понятиями (на доске и в тетради) по схеме «Образование государства».

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют. С появлением классов у богатых возникает необходимость держать в повиновении зависимых от них людей: им нужны воины, стражники, чиновники (служащие государства), то есть нужно было государство. Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

Дети, внуки и правнуки родовых старейшин и племенных вождей превращались в богатых людей. Они пользовались обширными землями, владели большими стадами скота, медными орудиями и оружием, золотыми украшениями. Потомки старейшин и племенных вождей назвали себя знатью. «Знатный» означает «знаменитый». Чем же были знамениты эти люди? Чем они гордились?

Выслушав ответы учеников, учитель объясняет, что члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.

Закрепление изученного материала: «Сумей прочитать».

1. Первый металл, который освоил человек (медь).

2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)

4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).

5. Род занятия человека (ремесло).

6. Богатые, влиятельные люди (знать).

7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).

Итог урока.

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.

Домашнее задание: § 5, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

Отзыв

об открытом уроке истории

Класс: 5

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема:

Форма урока: комбинированный

Тип урока:

Урок истории по теме " Появление неравенства и знати" был направлен на формирование предметных и универсальных учебных действий, показал хорошие знания детей учебного материала, индивидуальную творческую работу учащихся.

К уроку были поставлены цели :

1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;

2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

3. Содействовать формированию усидчивости.

Учитель развивал мышление учащихся; обогащал словарный запас детей. Воспитывалось чувство коллективизма, продолжилась работа по самоконтролю. Учителю удалось создать деловую обстановку на уроке. Подача темы урока была осуществлена правильно, были вовлечены практически все учащиеся класса.

Работа на уроке была проведена с использованием современных приёмов, направленных на коррекцию фонематического слуха учащихся.

Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах – взаимоконтроль, фронтальная работа.

В ходе обобщения полученных знаний при повторении пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично – поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что в непринужденной обстановке учащиеся более активны и проявляют высокую мотивацию к обучению.

Цели, поставленные на урок, достигнуты. Отзыв на урок положительный.

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №16: /Похомова И.А./

Отзыв

об открытом уроке истории

Класс: 5

Дата проведения: 17.10.2014 год

Учитель: Чернятина Ольга Юрьевна

Тема: " Появление неравенства и знати"

Форма урока: комбинированный

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

В начале урока четко сформулированы образовательные задачи. При проведении урока учитель показала умение пользоваться методическими приёмами, стимулирующими творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, навыками эффективной работы с классом.

Урок творческий, очень эмоциональный, насыщенный, чувственный, позволил погрузиться в атмосферу века. Оформление классной комнаты также способствовало созданию ситуации погружения в историю древнего мира. Учащиеся сами добывали знания, ставили проблемы и совместно решали их. Осуществляли контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.

Эмоциональное вступление с применением технологии «мозгового штурма» заметно повысило познавательную деятельность учащихся. Использование презентации придало уроку мобильность, сэкономило время, украсило урок, расширило представление учащихся об истории древнего мира, культуре, традициях. На уроке осуществлялась связь с изобразительным искусством, кубановедением, литературой (написание синквейна).На уроке проводилась самостоятельная, групповая, фронтальная работа.

Благоприятный психологический климат, работа в группах, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии дали возможность раскрыться каждому ученику.

Учитель использовал формы и методы личностно-ориентированного подхода, создавая ситуацию успеха, выбора для учащихся. Урок удался в полной мере. Об этом свидетельствуют итоговые работы учащихся, их проникновенные высказывания.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №16 /Егорова С. Н./