Шукшин старик солнце и девушка читать анализ. Грищенко Ольга (Тульская область), «Мои впечатления от рассказа «Солнце, старик и девушка

Литература советского времени подарила нам немало талантливых писателей. Многие из них писали о деревне, о жизни простого мужика. В данной статье попробуем составить краткий пересказ «O чем плачут лошади», рассказа, написанного Ф. А. Абрамовым.

Об авторе

В двадцатом веке широкое распространение получила так называемая деревенская проза. Она повествовала о судьбе крестьян, затрагивала проблемы, которые до этого момента не были настолько глубоко освещены литературой. Одним из представителей этого течения стал Федор Александрович Абрамов. Прежде чем мы начнем краткий пересказ рассказа «О чем плачут лошади», стоит поведать о самом авторе этого произведения.

Жизнь писателя была поистине сложной. В раннем детстве он перенес потерю отца. Многодетная семья осталась с одной матерью. Казалось, что они никогда не смогут выкарабкаться из нищеты. Но его мама, очень смелая и волевая женщина, сумела наладить свой быт и вместе с детьми из бедняков перешла в «середняки».

Мальчик смог окончить начальную школу, при этом довольно успешно. В средних и старших классах он также отучился, но позднее.

С началом войны он сам попросился на фронт. Участвуя в боевых действиях, он был дважды ранен. Чудом остался жив. Воевать он больше не смог из-за ранений. Но времени писатель даром не терял: он пошел учиться в педагогический институт. Таким образом, после войны он получил филологическое образование и стал настоящим профессионалом в литературной сфере.

Он не остановился на достигнутом и вскоре окончил аспирантуру, защитив диссертацию.

Несомненно, в его произведениях главной темой стала жизнь русской деревни. Он знал о ней не понаслышке. Все трудности быта простого крестьянина он описывал с неимоверной точностью. Благодаря его творениям все смогли узнать, какие проблемы волновали русского мужика в то время.

Главный герой

Краткий пересказ «О чем плачут лошади» Абрамова начнем с описания самого рассказчика. Перед нами - деревенский мужик, который всю жизнь прожил в родной стороне. Он предается воспоминаниям о своем детстве, когда все было по-другому. Мы узнаем о том, что лошади в прежнее время были настоящей драгоценностью в каждой семье. Благодаря их труду крестьяне выживали в трудные времена. Поэтому, даже став взрослым, главный герой не забывает этих сильных животных. Периодически он ходит на луг, где они пасутся, и подкармливает этих работяг хлебом. Мы можем охарактеризовать нашего рассказчика как добродушного и милосердного человека.

В один из таких походов на луг произошло неожиданное. Наш герой увидел знакомую ему лошадь Рыжуху плачущей. Он недоумевает: что же произошло? Ведь он так бережно за ней ухаживает: угощает хлебом и даже челку на днях подстриг, чтобы не лезла ей в глаза. И тут читателя встречает неожиданность: лошадь начинает говорить с рассказчиком!

Рыжуха

О чем же поведала кобылка? Краткий пересказ «О чем плачут лошади» продолжится описанием ее диалога с главным героем. Рыжуха от старой знакомой лошади Забавы узнала, что раньше они жили гораздо лучше. Оказывается, коней холили и лелеяли. Каждый считал своим долгом в первую очередь накормить своего труженика - лошадь. Сам хозяин мог и поголодать, но конь - никогда. Ведь именно они помогали кормиться всей мужицкой семье. А после тяжелого трудового дня своих любимцев встречали всей семьей, чистили, кормили и поили.

Рассказав эту историю другим лошадям, Рыжуха была высмеяна. Никто не поверил ей, поскольку не видели такой жизни и посчитали все сказанное обманом. Теперь все ждут правды от рассказчика: было ли на самом деле такое светлое время? Ответ на этот вопрос даст дальнейший краткий пересказ.

Почему плачут лошади?

Герой не смог сразу сказать всей правды. Он предается воспоминаниям о своем детстве и о любимом Карьке. Рассказчик помнит те времена, когда символ коня был в каждом доме. Краткий пересказ "О чем плачут лошади" включает в себя этот эпизод. Первая игрушка, украшение на крышах, сказки - все было о конях. Их уважали и боготворили, молились на них. Подкова издавна была главным символом удачи и успеха.

Даже вернувшись с войны, герой не забыл своего любимца Карько. Какой трагедией для него стало известие о том, что его коня больше нет! Краткий пересказ «О чем плачут лошади» дополняется информацией о том, что с этого момента автор включает в произведение другую историю. Такой прием называют рассказ в рассказе.

Вспоминая дорогое сердцу животное, герой не может поверить в его смерть. А подробности его кончины и вовсе приводят его в ужас. Оказывается, Карько до последнего дня войны помогал выживать и трудился изо всех сил. Но в день победы им пожертвовали как самым доходягой, дабы отпраздновать конец войны.

Герой долго не мог прийти в себя и даже искал его останки. Конечно же, ему не удалось ничего найти. Но эта история надолго врезалась в его память, и она продолжает наш краткий пересказ «О чем плачут лошади».

Горький финал

Все это главный герой вспоминал, пока другие кони ждали ответа на волнующий их вопрос. А наш рассказчик не знал, что поведать им. С одной стороны, да, жизнь была совсем иной, лошадей ценили и любили. А теперь все изменилось. Любовь и уважение к коням заменила бездушная техника. Краткий пересказ рассказа «О чем плачут лошади», несомненно, должен содержать этот ключевой момент. Машину не нужно жалеть и кормить. Сломалась - починил. Никакой духовности. Теперь коням нашлась замена, и про них забыли. Они сейчас не так нужны, как раньше.

Мы подошли к моменту, который завершит краткий пересказ «О чем плачут лошади». Не решаясь сказать всей правды, герой делает равнодушный вид, как бы успокаивая животных, и отшучивается, что в этом деле без банки не разобраться.

Итог

Накормив своих собеседников хлебом, он, положив руки в карманы, беззаботной походкой покидает луг. Но его поведение притворно. Он не смог сказать всей правды, не захотел расстраивать таких дорогих его сердцу животных.

Краткий пересказ «О чем плачут лошади» Абрамова будет неполным, если мы не опишем состояние нашего героя, когда он ушел. Он почувствовал стыд и собственную никчемность. Все оттого, что он тяжело переживал такие перемены в жизни лошадей, но так и не смог рассказать им всей правды.

Всякий раз , когда рассказчик спускался с угора (холма) на луг, он как бы снова попадал в свое далекое Детство - в мир пахучих трав, стрекоз, бабочек и, конечно же, лошадей, которые паслись на привязи, каждая около своего кола. Он частенько брал с собой и угощал лошадей, а если хлеба не было, все равно останавливался возле них, ласково поглаживал, трепал по теплым бархатным губам. Лошади волновали его, но чаще вызывали чувство жалости и какой-то непонятной вины перед ними.

Конюх Миколка , вечно пьяный, иногда сутками не заявлялся к ним, и лошади стояли голодные, изнывая от жажды, страдая от гнуса, который тучами вился над ними.

На этот раз иеловек не шел, а бежал к лошадям, потому что увидел среди них свою любимицу Рыжуху, лошадку некрупную, неказистую, но очень выносливую и какую-то особенно чистую, аккуратную, с живым, веселым характером. Обычно она радостно встречала его, но в этот день стояла около кола неподвижно, окаменело, даже от угощения отвернула голову. Человек схватил ее за челку, притянул к себе и, потрясенный, увидел… слезы. Большие лошадиные слезы. «Рыжуха, Рыжуха, что с тобой?»

И она поведала, что у них (лошадей) был спор о жизни, лошадиной жизни, разумеется. Рыжуха сказала, что было время, когда лошадей любили и холили, жалели и берегли.

Сотоварищи подняли ее на смех. Говоря об этом, кобылка снова расплакалась. Человек насилу успокоил ее. И вот что она рассказала.

На дальнем покосе , где она работала (а труд был каторжный), Рыжуха ходила в упряжке с одной старой кобылой, которая старалась подбодрить напарницу своими песнями. Из этих песен Рыжуха узнала про времена, когда лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, вкусно кормили, украшали лентами. Слушая песни Забавы (так звали старую лошадь), ее напарница забывала о жаре, о тяжелой косилке, которую тащила, про удары злого мужика. Рыжухе не верилось, что было оно, беспечальное лошадиное житье, на Забава уверяла, что в песнях все правда, их пела ей еще мать. А мать их слышала от своей матери.

Когда лошадей вывели на луг . Рыжуха стала не п. песни старой кобылы, но на нее закричали: «Вранье нее что!.. 11е растравляй нам душу. И так тошно». И теперь лошадка с надеждой и мольбой обратилась к человеку: «Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо?» Рассказчик не выдержал ее прямого, честного взгляда, отвел глаза в сторону. И тут ему показалось, что все лошади смотрят на него, ждут ответа.

Неизвестно, сколько времени продолжалась эта молчаливая пытка, но человек весь взмок. Он знал, что правду говорила старая кобыла. Да, были такие времена, и совсем недавно, когда лошадью дышали, скармливали ей самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба, всей семьей встречали ее после работы, и сколько ласковых слов выслушала она, с какой любовью ухаживали за ней, водили на водопой, скребли, чистили.

Лошадь была сокровищем, надеждой и опорой крестьянской семьи.

А как веселились в праздники! Как бесшабашны, как прекрасны были Русские гулянья на лошадях в Масленицу. Нигде больше такого не увидишь.

    «Все преображалось, как в сказке. Преображались мужики и парни… преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое!.. Радугами плясали в морозном воздухе цветастые, узорчатые дуги… и колокольцы, колокольцы - услада русской души».

Первой игрушкой крестьянского сына был деревянный конь, про сивку-бурку пела ему мать, конской подковой - символом счастья - встречало в деревне каждое крыльцо. «Все - конь, все - от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти».

Стоит ли удивляться, что из-за коня, из-за кобылы вскипали страсти в первые колхозные годы. У конюшни толклись с утра до ночи, присматривались каждый к своей лошади, ругали конюхов за нерадивость. Ведь мужики всю жизнь кормились от лошади.

Рассказчик вспоминает, как давно, еще до войны, не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который, как солнце, освещал всю жизнь их многодетной семьи. В сорок седьмом вернулся он в деревню. Голод, разор, запустение. И сразу вспомнился Карько.

Конюх-старик ответил ему, что нет уже Карька. Богу душу отдал в самый . Надо было отпраздновать такой день. А чем? И когда Карько со своим возом притащился из лесу, на него сверху, со штабеля, обрушились тяжелые бревна…

В каждом человеке живет , наверное, пушкинский князь Олег: в очередной раз приехав в деревню, рассказчик решил отыскать останки любимого коня. Вот и место, где шли лесозаготовки. Запустение, заросли крапивы. Никаких останков он не нашел.

    …Рыжуха и другие лошади все так же с надеждой и мольбой смотрели на него. Казалось, весь луг заполнили лошадиные глаза. Все, и живые, и те, которых давно уже не было, вопрошали человека.

И ему пришлось напустить на себя бесшабашную удаль: «Ну, ну, хватит киснуть!.. Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется». Избегая глядеть в глаза Рыжухе, он отдал ей заранее приготовленный кусокхлеба, оделил и других лошадей. С разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку: «Покель!» А что он мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена? Он ничего не видел вокруг. Ждал, когда они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом стричь траву. Но с луга не доносилось ни звука.

И человек понял, что совершил что - то непоправимое, страшное, что обманул этих несчастных кляч, что никогда у них с Рыжухой не будет больше искреннего доверия. И тяжелая лошадиная тоска навалилась на него, пригнула к земле…

Всякий раз, когда рассказчик спускался с деревенского угора на луг, он словно попадал в мир своего далекого детства — в мир трав, стрекоз, бабочек и, конечно же, лошадей. Он час-тенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадок, а если не было с собой хлеба, то все равно останавливался около них, по-хлопывал по спине, гладил, а то и просто разговаривал с ними.

Лошади вызывали у него, деревенского жителя, самые про-тиворечивые чувства — от волнения и радости до жалости и даже вины перед ними. Конюх Миколка иногда не заявлялся к ним день и ночь, и вокруг кола, к которому была привязана каждая ло-шадь, не только трава — дернина была изгрызена. Бедные жи-вотные постоянно томились, их донимала мошкара.

Беднягам жилось нелегко, поэтому никто не мог равнодушно пройти мимо них.

И на этот раз человек бежал к лошадям. Увидел свою любими-цу Клару, или Рыжуху, как ой называл ее запросто.

Эта лошадка была из породы мезенок, животных некрупных, выносливых и очень неприхотливых. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина, заметно отвисло брюхо и начали пухнуть вены. И все-таки она выгодно выделялась среди своих сородичей тем, что сохранила стать и веселый характер. Обычно, увидев своего знакомого, она совершала приветственный круг радости вокруг колышка, к которому была привязана.

Но сегодня с ней что-то произошло. При появлении человека она стояла неподвижно, как окаменевшая. Он подумал, что ко-былка или заболела, или забыла его за время работы на дальнем сенокосе. Стал отламывать для нее хлеб от большой буханки, а она голову отвернула.

Человек притянул лошадку к себе за густую челку и увидел в глазах животного крупные слезы. Человек насилу успокоил ее. Стал спрашивать, что случилось. Рыжуха сказала, что у них, лошадей, тут вышел спор о лошадиной жизни. Вот что она рас-сказала.

На дальнем сенокосе она познакомилась с одной старой кобыл-кой, с которой ходила в одной косилке. Когда им совсем было невмоготу, Забава подбадривала ее своими песнями. Рыжуха говорила, что ничего подобного раньше не слышала. В этих пес-нях говорилось, что в прежние времена лошадей называли кор-мильцами, холили и ласкали, украшали лентами. Рыжуха спра-шивала Забаву, а не утешает ли та ее. Соседка отвечала, что эти песни она слышала от своей матери, а та — от своей.

Когда Рыжуха попыталась рассказать об этом остальным ло-шадям, ее подняли на смех. Она с надеждой посмотрела на чело-века и спросила, не обманула ли ее старая кобыла.

Собеседник не выдержал прямого взгляда лошади и отвел гла-за в сторону. Ему показалось, что на него со всех сторон смотрят пытливые лошадиные глаза.

Неизвестно, сколько продолжалась эта молчаливая пытка. Но человек взмок с головы до ног.

Нет, не обманула старая кобыла. Были такие времена, когда лошадью дышали и жили, ей скармливали последний кусок, а то и последнюю краюху хлеба. Мы-то, мол, как-нибудь. А что дела-лось по вечерам, когда наработавшаяся лошадка возвращалась домой! Вся семья с любовью встречала ее и ухаживала за корми-лицей. А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы прове-дать свое сокровище!

Ведь без лошади никуда — ни в поле, ни в лес. Да и не погу-лять без нее как следует. Ведь русские гуляния на лошадях на Масленицу и сравнить не с чем.

Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка и с крыши родного дома, про него рассказы-вала и пела мать, конем он украшал прялку своей суженой, ему молился. И конской подковой — знаком счастья — встречало каж-дое крыльцо. А какие страсти кипели вокруг коня в первые кол-хозные годы!

Да что говорить о мужиках, если рассказчик, даже будучи студентом университета, не мог равнодушно пройти мимо Карь-ка, кормильца своей семьи. В сорок седьмом году вернулся сту-дент в деревню. Везде был голод, запустение, в домах рыдали по тем, кто не вернулся с войны, а он, стоило ему увидеть первую лошадь, сразу вспомнил своего Карька.

Конюх-старик ответил, что Карька больше нет, отдал богу душу на лесном фронте. Ведь не только люди в эту войну воева-ли, но и лошади.

В каждом из нас, наверное, живет пушкинский вещий Олег. Вот и человек, рассказавший эту историю, пытался найти остан-ки своего коня, будучи в тех местах, где в войну шла заготовка леса.

Но лесопункта уже давно не было, а на месте катища вырос-ли густые заросли Иван-чая, и конечно же, поиски не дали ре-зультатов…

…Рыжуха продолжала с надеждой смотреть на человека, вме-сте с ней смотрели с надеждой и мольбой все остальные лошади. Материал с сайта

А человек напустил на себя бесшабашную удаль и сказал, что хватит киснуть и забивать голову всякой ерундой. Лучше надо грызть хлеб, пока грызется. Вслед за этим бросил около Рыжухи кусок хлеба, оделил остальных лошадей, наговорил какой-то ерун-ды и отправился восвояси.

А что еще он мог ответить этим бедолагам? Сказать, что не обманула старая кобыла и у лошадей действительно были счаст-ливые времена?

Он пересек озеро и вышел на старую межу, всегда радовав-шую его своим разнотравьем. Но сейчас человек ничего не видел. Весь слух его был обращен назад. Человек надеялся, что услы-шит привычный хруст и хрумканье травы на лугу. Но оттуда не доносилось ни малейшего звука.

И человек понял, что совершил непоправимое. Он обманул Рыжуху и всех этих несчастных кляч. Никогда у него не будет больше с Рыжухой тех искренних и доверительных отношений, которые были до сих пор.

И навалилась на него тяжелая лошадиная тоска. Вскоре он сам казался себе нелепым, отжившим существом из той же лошади-ной породы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое содержание о чём плачут лошади
  • пересказ о чем плачут лошади
  • ф.а.абрамов о чём плачут лошади краткое содержание
  • ф абрамов о чем плачут лошади краткое содержание
  • ц а обранов о чем плачут лошади

Меню статьи:

Фёдор Абрамов – великий советский прозаик, один из лучших писателей своего времени. Его произведения проникают в самые глубины души, повествуя о тяготах и горестях жизни в русской глубинке. Рассказ «О чём плачут лошади» был написан Абрамовым в 1973 году, в нём он с высоты прожитых лет рассуждает о том, как изменилась роль лошади в деревенском быту. Писатель наделяет лошадей способностью говорить по-человечески, чтобы дать им возможность выразить всю ту боль, что они чувствуют из-за пренебрежительного отношения к себе людей. А ведь совсем недавно были времена, когда лошадь была настоящим сокровищем крестьянской семьи, можно сказать, полноправным её членом.

Грустные размышления о жизни лошадей

Повествование ведётся от первого лица. Автор с наслаждением рассказывает, как попадая в родную деревню, окунаясь в запахи луговых трав и слыша шум крылышек стрекоз, он снова будто оказывается в детстве. А это трудное, но в то же время благодатное время в жизни главного героя, которое неотъемлемо связано с лошадьми. И вот теперь, уже став совсем взрослым, он, все так же трепеща, хватает в руки буханку хлеба и бежит в низину, где пасутся колхозные лошади. Предвкушение от общения с ними вызывает у повествователя бурю эмоций. Во-первых, восхищение красотой этих умных и благородных животных, во-вторых, щемящее чувство жалости и вины, потому что лошади не получают в колхозе достойного ухода. Конюх Миколка – пьяница, который может сутками не показываться на рабочем месте. И как результат – лошади стоят на вытоптанном до черноты лугу, изнывая от жажды, мошкары и гнуса. Поэтому-то автор и бежит к ним что есть мочи, как только оказывается в родной деревне, чтоб хоть как-то скрасить своей лаской и гостинцами нелёгкую лошадиную долю.

Любимица Рыжуха

В тот день он бежал навстречу пасущимся животным особенно быстро, потому что увидел среди них свою любимицу – лошадь по имени Клара, которую про себя называл Рыжухой.

Эта кобыла не была какой-то особенной породы, да и тяжёлая трудовая жизнь уже оставила на ней свой отпечаток: спина под седёлкой была сбита, брюхо обвисло, стали пухнуть вены в паху. Но не было в ней той тупой обречённости, которую видел наш герой в глазах других животных. Рыжуха всё ещё сохранила свой молодецкий весёлый нрав и неунывающий характер.

Увидев своего друга человека, она, обычно, звонко приветственно ржала и совершала «приветственный круг радости».



Лошадиные слезы

Но в тот раз всё было иначе. Увидев нашего героя, Рыжуха не выразила абсолютно никаких эмоций – продолжила стоять неподвижно. Человек забеспокоился, что его любимица больна или забыла его, потому что провела две недели на дальнем сенокосе. Он стал судорожно отламывать от буханки большущий кусок хлеба для угощения, повернул в себе лошадиную морду и оторопел, потому что увидел в глазах Рыжухи большущие лошадиные слёзы.

Разговор Рыжухи с героем рассказа

Наш герой невольно стал расспрашивать у лошади, что с ней случилось, на что она неожиданно стала отвечать ему человеческим голосом.

Рыжуха поведала своему другу, что у неё возник спор с другими лошадьми о жизни лошадиной. А началось всё с того, что, будучи на дальнем покосе, она познакомилась со старой кобылой Забавой. Та кобыла знала множество песен о давних временах, о том, как хорошо тогда жилось лошадям. Она пела эти песни Рыжухе, когда работать становилось совсем невмоготу.

Более того, старая лошадь утверждала, что всё, о чем говорится в тех песнях, правда, что они передавались в её лошадином семействе из поколения в поколение. И вот, вернувшись в родные места, Рыжуха стала петь те песни своим товарищам, что очень сильно растравило их души. Они кричали на неё, требовали замолчать, жаловались, что им и так тошно, и без её песен. Теперь кобылка обратилась к человеку, которому доверяла, она спросила, правда ли то, о чём пела старая Забава. Правда ли то, что жизнь лошадей была совсем иная в старые времена. Автор не смог выдержать честного вопрошающего взгляда лошади, он отвёл глаза и предался воспоминаниям.

Воспоминания о прошлом

Действительно, то о чём пелось в лошадиных песнях было правдой, при том не столь давно это было. Наш герой размышляет, что прожил он на земле полвека, и ещё на его памяти отношение к лошадям было совсем не тем, что сейчас. Он с болью в душе вспоминает, как раньше вся семья выбегала встречать лошадку, идущую с поля, что лучший кусок хлеба в семье отдавали лошади, как её мыли, поили, скребли, как вставали по ночам в хлев, проверить, как она там, как украшали лентами к празднику. И не было сокровища большего в крестьянской семье, чем лошадь. Невозможно было в те времена без лошади ни в поле отправиться, ни в лес, ни на праздник. Как человек, повидавший многое на своём жизненном пути, автор утверждает, что не видел ничего прекраснее, чем русские масленичные гулянья на лошадях.


Горечь от нелегких дум

С горечью наш герой вспоминает о коне по имени Карько, рядом с которым он вырос. Животное было основным кормильцем и опорой многодетной осиротевшей семьи. Судьба развела человека и его коня, началась война, у каждого из них было своё поле битвы. Писатель призывает не забывать о том, какую лепту внесли лошади в победу над фашизмом. Сам он попал на родину только в 1947 году и сразу бросился разыскивать своего коня, но узнал, что того не стало в самый День Победы. Сравнивая себя с Вещим Олегом, он припоминает, как искал место, где захоронены останки Карька, да так и не нашёл …

Между тем, пока наш герой предавался воспоминаниям, Рыжуха продолжала смотреть на него с мольбой во взгляде, как и другие лошади. В этот момент человек почувствовал, что не существует вокруг него вообще ничего кроме глубоких лошадиных глаз, вопрошающих к нему из вечности. Но вдруг он встрепенулся, напустил на себя непринуждённый вид и посоветовал лошадям не забивать себе голову всякой ерундой, а просто грызть хлеб, пока есть такая возможность. После чего, стараясь не глядеть в глаза Рыжухе, побросал ломти хлеба на землю и развязной походкой двинулся в сторону реки. Тяжело было у человека на душе, не радовала его буйная растительность родных мест. Он от все души надеялся, что сейчас услышит за спиной знакомый хруст травы, тихое пыхтение, и всё будет как прежде. Но позади него оставалась лишь гнетущая тишина.



И в тот момент автор начал понимать, что совершил нечто непоправимое – он навсегда потерял доверие Рыжухи и всех тех несчастных старых кляч, что её окружали. И чем больше он об этом думал, тем больше чувствовал, что и сам уже превращается в нелепое существо из прошлого, которое отжило свой век.


Небольшие рассказы Шукшина о людях, их характерах и судьбах, о жизни и мире всегда поражают глубиной мыслей о назначении человека, о смысле жизни. Он умеет просто и ненавязчиво открыть нам красоту мира, показать душевную красоту в самом простом человеке.

Юная городская художница решила нарисовать портрет старика, жителя сибирской деревни. Каждый вечер «древний старик» выходил «на берег стремительной реки Катуни» и смотрел на солнце. Два вечера девушка рисовала старика, а на третий день не пришёл.

Он умер. Вот и весь сюжет рассказа В. М. Шукшина «Солнце, старик и девушка». Герои не имеют имён, и уже в этом чувствуется глубокий философский смысл. В названии рассказа герои стоят в одном ряду со «звездой по имени Солнце»,

«И создал Бог два светила великие, светило большое, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды… И увидел Бог, что это хорошо». Солнце – часть творения Божия, часть мира, природы, и оно хорошо, прекрасно, как и весь мир, созданный Богом. Солнце – одно – единственное, как и старик, который прожил единственную жизнь, как и девушка, которая только начинает жить.

Это рассказ о красоте мира и человека, сознающего эту красоту.

«Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далёкий синий мир», - так описывает автор природу, которой любовался каждый день старик. Заход солнца и угасание дня в размышлениях девушки о жизни старика воспринимаются как события одного порядка, как «что-то непростое, что-то большое, значительное: «Солнце – оно тоже просто встаёт и просто заходит… А разве это просто?» Кажется, жизнь старика была самая простая, самая обычная: плотничал, потерял четырёх сыновей на войне, осталось двое. Но старик говорит о том, что жил хорошо, «справно», грех жаловаться. В его словах девушка чувствует странное спокойствие и умиротворение. Наверное, в этом и заключается красота старика – в его отношении к жизни. На вопрос девушки, можно ли его рисовать, старик отвечает, что он некрасивый теперь. Но молодая художница возражает: «Нет, вы красивый, дедушка». Какую же красоту увидела в восьмидесятилетнем старике художница? В портрете «дедушки» подчёркивается его старость, дряхлость. «Руки лежали на коленях – коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки». Перед нами портрет труженика, прожившего нелёгкую жизнь, но не утратившего любви к миру.

В конце рассказа девушка узнаёт, что старик уже 10 лет был слеп. Слепой старик помнит красоту мира, чувствует её и разговаривает об этом с девушкой. Он замечает, что солнце большое, что вода у того берега ровно крови подбавили, рассказывает о том, какие бывают камешки: «весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки», «яичко и яичко – не отличишь», «на сорочье яйцо похожее крапинками по бокам», «как у скворцов – синенькие, тоже с рябинкой такой». Видят ли зрячие люди эту красоту? Радуются ли ей? Сын старика всегда приходит домой усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда недовольна. В доме тоскливо, царит молчание. Непонимание ожидает и девушку в далёком любимом городе. Друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: «Опять морщины! Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..»

Эта встреча со стариком была очень важной для девушки, стала этапом на пути её взросления, на пути поиска смысла жизни: «Она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни».

Мир прекрасен. Прекрасен человек, чувствующий красоту земного мира. В этом и заключается идея рассказа В. Шукшина «Солнце, старик и девушка.

Итак, в рассказе раскрываются следующие проблемы:

1) Проблема красоты человека;

2) Проблема отношения человека к природе;

3) Проблема красоты мира;

4) Проблема смысла жизни;

5) Проблема назначения человека;

6) Проблема отношения к жизни;

7) Проблема сохранения любви к жизни;

8) Проблема непонимания между людьми;

9) Проблема взросления, становления личности;

10) Проблема поиска смысла жизни;

11) Проблема назначения искусства;

12) Проблема роли случая в жизни человека.