Системное строение общества: элементы и подсистемы. Подсистемы и элементы общества Системное строение общества элементы и подсистемы кратко

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Общественный прогресс.

1. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

  1. система
  2. весь материальный мир
  3. формы и способы взаимодействия людей
  4. этап исторического развития человечества

2. В отличие от природы, общество

  1. является системой
  2. находится в развитии
  3. выступает в качестве творца культуры
  4. развивается по собственным законам

3. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

  1. систему
  2. часть природы
  3. материальный мир
  4. цивилизацию

4. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризуют общество как

  1. часть материального мира
  2. социальную среду обитания человека
  3. целостную систему
  4. совокупность общностей

5. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием

  1. культура
  2. общество
  3. природа
  4. цивилизация

6. Обществом в широком смысле называют

  1. всех жителей государства
  1. группу людей, объединившихся для совместной деятельности
  1. окружающий мир в целом
  1. все способы взаимодействия людей и формы их объединения

7. Одной из подсистем общества как целого является

  1. биосфера
  2. духовная культура
  3. природа
  4. трудовой коллектив

8. Общество, в отличие от природы

  1. развивается закономерно
  2. подвержено изменениям
  3. творит культуру
  4. является динамической системой

9. К главным институтам общества относится

  1. искусство
  2. государство
  3. личность
  4. мораль

10. К основным функциям школы как социального института относится

  1. развитие научных знаний
  2. социализация личности
  3. создание новых рабочих мест
  4. углубление социальной дифференциации

11. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?

А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого.

Б. Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

12. Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют

  1. социальной стратификацией
  2. общественной мобильностью
  3. социальной революцией
  4. общественным прогрессом

13. Общественный прогресс выражается в

  1. поступательном развитии общества
  2. связях общества и природы
  3. устойчивости форм общественной жизни
  4. системном устройстве общества

14. Понятию «общественный прогресс» противоположно понятие

  1. социальная революция
  2. общественный регресс
  3. общественное развитие
  4. социальная мобильность

15. Революция и реформа являются

  1. социальными институтами
  2. формами общественных преобразований
  3. элементами общества как системы

4) видами социальных связей

16. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.

Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?

А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса. Б. Темп общественных изменений возрастает.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

18. И традиционное, и индустриальное общества характеризуются

  1. низкой социальной мобильностью
  2. преимущественным развитием промышленности
  3. сословным типом социальной стратификации
  4. связью всех сфер жизни общества

19. Что является отличительной чертой индустриального общества?

  1. приоритет ценностей коллективизма
  2. превращение науки в общественный институт
  3. широкое использование компьютерных технологий

20. Какой признак характеризует индустриальное общество?

  1. низкая социальная мобильность
  2. глобализация экономики
  3. сословный тип стратификации
  4. зарождение массовой культуры

21. Для аграрного (традиционного) общества свойственно

  1. влияние церкви на общественную жизнь
  1. преобладание серийного производства продукции
  1. осуществление научно-технической революции
  2. доминирование семьи партнерского типа

22. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

  1. коллективистский тип сознания
  2. высокая ценность науки
  3. преобладание семьи партнерского типа

23. Традиционное общество, в отличие от индустриального,

  1. имеет классовую стратификацию
  2. является открытым
  3. базируется на религиозном мировоззрении
  4. поддерживает науку как социальный институт

24. Какой признак характеризует аграрное (традиционное) общество?

  1. преобладание семей демократического типа
  2. автоматизация промышленного производства
  3. преобладание религиозных ценностей в общественном сознании
  4. интенсивное развитие науки и научных технологий

25. Характерной чертой постиндустриального общества является

  1. расширение промышленного производства
  2. замедление темпов развития
  1. создание массовой культуры
  2. использование компьютерных технологий

26. Широкое внедрение компьютерной техники характерно

  1. только для постиндустриального общества
  2. для индустриального и аграрного общества
  3. только для индустриального общества
  4. для постиндустриального, индустриального и аграрного общества

27. Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?

  1. появление массовой культуры
  2. развитие информационных технологий
  3. сословный тип стратификации
  4. преобладание сельского хозяйства

28. Какое слово пропущено в схеме?

29. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. приоритет коллективистских ценностей
  2. рост численности рабочего класса
  3. высокая социальная мобильность
  4. использование информационных технологий
  5. глобализация экономики и финансов
  6. резкий подъем рождаемости

30. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются

  1. эволюцией
  2. развитием
  3. прогрессом
  4. реформами

31. Реформа, в отличие от революции,

  1. носит всеобъемлющий характер
  2. является формой социальной динамики проводится, как правило
  3. правило, по инициативе сверху
  4. приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

32. Реформа, в отличие от других форм социальных изменений,

  1. затрагивает все сферы общественной жизни
  2. обычно осуществляется властью
  3. представляет собой резкие качественные изменения
  4. предполагает радикальное обновление социальных отношений

33. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является(-ются)

  1. скачкообразность
  2. революционный характер перемен
  3. постепенность
  4. насильственные методы

34. Как называется направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему?

  1. социальная стратификация
  2. общественный прогресс
  3. социальная адаптация
  4. общественная мобильность

35. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

- « Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки» (Г. Лихтенберг).

- « Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас).

- « Общество- свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)


Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

  • технико-экономического;
  • социально-политического;
  • законодательного;
  • художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

  • постоянная территория, имеющая государственную границу;
  • пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
  • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
  • политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

Строение общества в социологии Парсонса

Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное . Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

  • система действия;
  • социальная система;
  • общество как форма социальной системы.

Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:

  • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
  • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
  • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
  • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».

Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
  • культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).

Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.

Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.

На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую , так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

Современные представления о строении общества

С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер :

  • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
  • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
  • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
  • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
  • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
  • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).

Схема 1. Основные системы общества

Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.

Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.

Общественное, социальное, социетальное бытие - это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).

Социум - это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества , под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества - тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.

Общество - это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.

Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.

В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая , точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.

В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.

Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.

И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.

Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.

В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы , характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации , характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации , характеризующие его «душу»).

Сен-Симон, Конт, Гегель и другие полагали, что движущая сила изменений обществ находится в сфере сознания, в тех идеях, методах мышления и проектах, с помощью которых Человек пытается объяснить и предсказать свою практическую деятельность, управлять ей, а через нее и миром. Марксисты видели движущую силу исторических изменений в сфере борьбы бедных и богатых классов, производительных сил и экономических отношений, то есть в экономической системе. На мой взгляд, движущей силой развития обществ являются также противоречия психического, социетального, предметного внутри социальных систем, между общественными системами внутри общества, между разными обществами.

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Функционирование и развитие социальной системы происходит на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов.

В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей: связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т.д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам, как в методологии, так и в результатах исследования.

Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени не по прихоти людей, а объективно, т. е. независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи.

Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Социальное взаимодействие - это взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие). Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к восстановлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.

Но можно ли рассматривать общество как простую сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений? Сторонники системного подхода к анализу общества отвечают: “Нет”. С их точки зрения, общество - это не суммарная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое, системное качество. Системное качество - это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный, надличностный характер, то есть общество - это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в неё. За счёт чего же достигается эта целостность, т.е. системное качество?

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация - это определённая согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация - это подчинённость и соподчинённость, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

В социологии понятия “социальная структура” и “социальная система” тесно связаны между собой. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие “социальная структура” есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности , как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными , а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т.д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические . С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты , как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии .

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни. И ещё они обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т.п.).

Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским . Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а, согласно марксизму, находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархическую структуру, то есть находятся в соотношении субординации, подчинённости в том порядке, как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определённом характере отношений собственности.

Основные подсистемы общества -- социальные сферы общественной жизни: экономическая, Охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения обмена и потребления, материальных благ; политическая, Охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий политических организаций по поводу власти и управления; социальная, охватывает отношения, связанные с взаимодействием классов, социальных слоев и групп; духовная, охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры, искусства.

Данные подсистемы (сферы), в свою очередь, могут быть представлены совокупностью входящих в них элементов:

экономическая -- производственные учреждения (заводы, фабрики),учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,

политическая -- государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и прочие организации и т.п.,

социальная -- классы, страны, социальные группы и слои, нации и т.п.,

духовная -- церковь, образовательные учреждения, научные учреждения и т.п.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.


Лекция:


Понятие общества в узком и широком смыслах

На всех предыдущих уроках мы изучили одно из центральных терминов обществознания – человек. Далее перейдём к изучению понятия общества. Что такое общество? На этот вопрос люди отвечают по–разному. Одни говорят, что это группа людей, которых объединили общие интересы к чему-либо: к искусству, футболу, чтению книг и т.д. Другие утверждают, что общество – это исторический этап развития: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество и т.д. Третьи считают обществом всё человечество, включающее не только настоящие поколения людей, но и прошлые, и будущие. Четвёртые приводят в пример российское общество, французское общество, тем самым подчёркивая, что общество – это население страны. Все эти определения верны. Значит, общество – это понятие многогранное, многозначное. Выучить все существующие определения, конечно, невозможно. Поэтому предлагаю вам запомнить два определения общества в узком и широком смыслах.

  • В узком смысле под обществом следует понимать группу людей, объединённую общими интересами, целями и признаками.
  • В широком смысле общество – это часть мира, состоящая из многообразных форм объединения людей и способов их взаимодействия. (Формы объединения людей – это группы, а способы взаимодействия – это общественные отношения)

Общество, какое оно? Давайте дадим краткую характеристику основных черт общества.

    Во-первых, общество целостное, потому что состоит из элементов и подсистем.

    Во-вторых, динамичное, оно не стоит на месте, изменяется со временем.

    В-третьих, самоуправляемое и саморазвивающееся, если общество прекратит управлять самим собой, организовывать и контролировать свою жизнедеятельность, то оно неизбежно разрушится.

Названные черты иллюстрируют качественную определенность общества, то есть его отличие от других систем, которое заключается в особой организации мира людей. Человек для реализации своих планов и желаний взаимодействует с родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями, соседями. У каждого из которых есть свои интересы, планы и желания. Об этом нужно помнить всегда! Потому что, если действия одного человека будут противоречить интересам окружающих людей, он не сможет реализовать задуманного.


Система общества, её элементы и подсистемы

Общество – это система. Это понятие может показаться сложным для вас. Но разобраться в нём стоит. Что же такое система? В переводе с греческого это слово означает "целое, состоящее из частей". Человеческий организм – это система? Конечно, да. Это даже больше, чем просто система. Это система систем! Потому что организм человека состоит из известных вам элементов: сердечно– сосудистой, пищеварительной, скелетно–мышечной, нервной и других систем. Если человеческий организм в целом, это система, то перечисленные элементы являются для него подсистемами. В свою очередь, каждая из этих подсистем является системой других элементов, например, сердечно–сосудистая система включает в себя сердце, вены, артерии, капилляры.


Общество тоже не просто система, а система систем. Р ассмотрим из каких элементов состоит система общества. Учёные делят общество на четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Каждая из названных подсистем общества является системой для других элементов. Поэтому и говорят, что общество - это система систем (суперсистема). Мы подробно разберём каждую из этих сфер на следующих уроках. А на этом уроке кратко охарактеризуем каждую из них. Итак:

    Экономическая сфера – это сфера производства экономических товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Она включает процессы производства, распределения, обмена и потребления. Значит для этих процессов экономическая сфера является системой.

    Политическая сфера – это сфера управления обществом и государством. Является системой таких элементов, как государство, власть, закон, президент, парламент, правительство, суд, местное самоуправление, правопорядок, безопасность и т.д.

    Социальная сфера – это сфера ежедневных взаимоотношений индивидов и групп, к примеру, в семье, в образовании, здравоохранении и пр. Эта система состоит из социальной стратификации (деление индивидов по группам), социальной мобильности (возможность перехода индивидов из одной группы в другую), социальных норм (правил и норм поведения индивидов в группах и обществе).

    Духовная сфера – это сфера нематериального пространства – система, включающая в себя образование и воспитание, науку, культуру, религию, искусство, мораль. Наиболее внимательный читатель обратил внимание на то, что в социальной сфере я уже называла образование. Тогда почему оно относится и к духовной сфере? В чём разница? А в том, что под образованием в социальной сфере подразумевается посещение школы, отношения с одноклассниками и учителями. Под образованием в духовной сфере имеется в виду передача и получение знаний, формирование и развитие личности.

Ни одна из перечисленных сфер не является главной. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проиллюстрируем это на примерах:

1) правительство проводит реформы в области здравоохранения (связь политической и социальной сфер);

2) экономический кризис обусловил рост безработицы и депрессивное состояние населения (связь экономической, социальной и духовной сфер);

3) верующие собрали пожертвования для строительства храма (связь социальной и духовной сфер).

Общество, природа, культура


Из определения общества в широком смысле стало ясно, что общество является частью природы и тесно с ним связано. Природа – это естественная среда обитания общества. Она существует независимо от человека, а вот существование общества без природы невозможно. Общество взаимодействует с природой с самого своего зарождения. И это взаимодействие было и может быть гармоничным или конфликтным. Древний человек, обладавший мифологическим сознанием, ощущал своё единство с растениями, животными и природными явлениями. Он считал, что связан с природой родственными отношениями и очень бережно относился к ней. Такое отношение связано с тем, что на заре человеческой цивилизации человек не умел ничего для себя производить, он только потреблял то, что ему давала природа. Но со временем человек научился создавать орудия труда и производить необходимые для жизни блага. Постепенно общество стало обособляться от природы. Люди начали изменять естественную среду обитания для своих хозяйственных нужд: вырубать леса, осушать болота, орошать пустыни, разводить животных, строить дома. Так, обществом начал создаваться особый мир – культура – искусственная среда, называемая "второй природой". До перехода общества к индустриальному этапу развития негативное воздействие культуры на природу носило локальный характер и не было столь пагубным. Но с появлением и всё большим развитием промышленного производства эксплуатация природных ресурсов становилась настолько сильной и масштабной, что современное общество столкнулось с экологической проблемой. Это будет темой отдельного урока

    пример взаимосвязи сфер жизнедеятельности общества;

    пример отрицательного и положительного воздействия общества на природу;

    пример отрицательного и положительного воздействия природы на общество.