Скд что такое артикуляция дать определение пример. Артикуляция

1. Особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. "Признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями" (Вл. Соловьев). С позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. Построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. Чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. Если же "вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще". Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. Так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. Иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. Тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. Основания такой веры лежат глубже знания и мышления. Она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. Например, применительно основ нашего бытия вера - это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. Так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек - часть всемирного целого, часть общего бытия. Близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. Будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. Потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. Свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.

Который дает человеку уверенность в его взглядах и оценках реальности. Убеждения формируют поведение человека и влияют на его деятельность.

Когда человек сознательно принимает какие-то идеи или факты, это и есть убеждение. Убеждения могут возникать как результат собственной мыслительной деятельности или как результат общения с убеждающими.

Метод убеждения немаловажен в процессе воспитания и в других сферах деятельности, например, религиозной сфере.

Как правило убеждение - это то, что человек считает истиной , хотя убеждения могут быть и ложными.

Стивен Кинг назвал убеждение - источником воображения. Таким образом он подчеркнул его ценность для творчества. Объясню на примере самого автора. Если ты веришь в то, что десятицентовая монетка на рельсах может пустить под откос товарный поезд, то ты лучше напишешь об этом рассказ, чем тот, кто не верит. Если ты - режиссер, убежденный в существовании привидений, то ты и должен снимать фильм про дом с привидениями.

Вера.

Верой нередко называют высшую степень убеждения. Это недалеко от истины, но приведем более конкретное определение.

Вера - это особый вид убеждения, при котором человек считает что-либо истиной без предварительного анализа, проверки. Это убеждение-аксиома, которое не нуждается в доказательствах.

Мало того, что вера - это принимаемые безоговорочно факты, она еще может стать основой мировоззрения человека, влиять на его суждения, поступки, поведение в обществе.

В религии, прошу прощения за тавтологию, вера означает религию . Например, мусульманская вера, - то есть религиозное учение.

С точки зрения философии вера - это знание, которому нет доказательств. Когда доказательств нет, их заменяют верой. Галилей верил, что Земля круглая. Теперь это доказано, и не требует веры, - это факт. Таким образом в философии вера часто является синонимом убеждения.

В искусстве вера часто является источником вдохновения, а иногда и самим вдохновением. Возвратимся к Стивену Кингу. В его понимании убеждение дает толчок идее, созданию сюжета. А вера - это вдохновение, позволяющее его реализовать.

лат. articulatio, от articulo - расчленяю, произношу членораздельно) - деятельность органов речи при образовании звуков. Представление о членораздельности речи человека легло в основу концепции, согласно которой способность к А. является фундаментальной особенностью, свойственной всем языкам. Принцип двойной А. был разработан в 1940- 1950-х французским исследователем, представителем структурно-функциональной лингвистики А.Мартине. Согласно Мартине, в естественном языке есть два уровня членения. Первое членение - это способ группировки данных опыта, свойственного всем представителям определенной языковой общности. Оно состоит в том, что любая фактичность, о которой хотят поставить в известность других, расчленяется на последовательные единицы, каждая из которых обладает звуковой формой и значением. То есть любой факт действительности передается в речи определенным количеством слов. Например, сказать "я иду", значит выразить акт пешего хождения. Эта фраза состоит из двух слов, каждое из которых обладает самостоятельным значением. Этот уровень автономно значимых единиц и есть первая А. Единицы первого членения представляют собой минимальные знаки - монемы, количество которых образует "открытый список". Невозможно точно определить, сколько различных монем содержится в некотором языке, так как в любом обществе постоянно обнаруживаются новые потребности, вызывающие к жизни новые обозначения. Однако мы можем раздробить слово и на более мелкие, не обладающие значением единицы - фонемы; звук сам по себе ничего не обозначает - ни предмета, ни понятия, ни действия: например, совокупность "tкte" обладает значением "голова", причем единицы "tк-" и "te" не обладают какими-то особыми значениями. Эти единицы характеризуют второе членение и выполняют смысло-различительную функцию: звуковая форма может члениться на последовательные единицы, каждая из которых способна отличать одно слово от других. Благодаря существованию второго членения языки способны ограничиться несколькими десятками различных звуковых образований, сочетания которых создают звуковой облик единиц первого членения ("том" - "дом", "код" - "кот" и т.п.). Список фонем - закрытый, поскольку каждый язык имеет точно определенное и притом весьма ограниченное количество единиц второго членения (например, во французском языке их количество колеблется от 31 до 34). Кроме дополнительной экономии, которую создает второе членение, оно обладает еще тем преимуществом, что делает форму означающего независимой от значения соответствующего означаемого, благодаря чему языковая форма приобретает большую устойчивость. Благодаря такой организации язык предстает перед нами как рационально организованная семиотическая система. Количество звуков ограничено, количество монем чрезвычайно велико, а количество высказываний (образуемых из монем) практически бесконечно. Оттого язык напоминает перевернутую острием вниз пирамиду. Фонемы не означают ничего, монемы (парадигматическая общность), образуемые на основе фонем, - это уровень денотативных значений, а синтагмы - это комбинации слов, высказывания, которые способны создавать дополнительные, коннотативные значения. Отличительной особенностью лингвистической концепции Мартине принято считать обоснованный им принцип экономии, единовластно управляющий эволюцией и функционированием языка. Двойное членение облегчает использование и дальнейшее развитие орудия общения, делает возможным передачу очень большого количества точной информации при незначительной затрате средств. Так, можно сообщить окружающим о своих болезненных ощущениях посредством стона (такое сообщение не может быть охарактеризовано как языковое), однако стон является отражением всякого ощущения боли и в этом смысле сообщение может быть истолковано как угодно. Иной будет ситуация, если произнести фразу "у меня болит голова" - четыре последовательные единицы, из которых состоит фраза, дают представление о характере мучающей человека боли. Из этого следует, в чем состоит экономия первого членения: мы могли бы представить себе такую систему коммуникации, в которой каждому явлению или состоянию соответствует особый возглас, но стоит лишь представить себе все многообразие подобных ситуаций, чтобы понять, что память человека не в состоянии усвоить соответствующее количество возгласов и интонаций. Несколько тысяч знаков (монем), обладающих широкими комбинационными возможностями, позволяют нам делать сообщения о таком огромном количестве явлений, для обозначения которых не хватило бы милионов различных возгласов. Итак, концепция двойного членения выполняет двоякую роль: 1) двойное членение является критерием, с помощью которого обнаруживаются собственно языковые явления (ибо высказывание лишь постольку является собственно языковым, поскольку оно может быть подвергнуто двойному членению). Впрочем, как выяснилось, за пределами двойного членения все же могут находиться некоторые языковые феномены (такие, как просодические явления); 2) двойное членение является такой организацией языка, которая с наибольшей эффективностью осуществляет проведение принципа экономии. Если сходство всех языков состоит в том, что всем им присуще двойное членение, то различия между ними состоят в приемах, которыми пользуются носители разных языков при членении данных своего опыта, а также в способах реализации возможностей, присущих органам речи. Каждому языку свойственно особое членение, причем это относится как к высказываниям, так и к означающим (ср. фр. "Jai mal a la tete" и ит. "mi duole il capo": в первом случае субъектом высказывания является произносящий его человек, во втором - больная голова). Случается, что различия в членении обусловливают различный подход к оценке определенного явления или, наоборот, различие в оценке явления влечет за собой различие в членении. На основе предложенного им принципа Мартине дает следующее определение языка: любой язык есть орудие общения, посредством которого человеческий опыт подвергается делению, специфическому для данной общности, на единицы, наделенные смысловым содержанием и звуковым выражением, называемые монемами; это звуковое выражение членится в свою очередь на последовательные различительные единицы - фонемы, определенным числом которых характеризуется каждый язык; природа и взаимоотношения фонем варьируются от языка к языку. Всякий язык представляет собой тип организации, соответствующей этому определению. Значение данной концепции определяется не только и не столько ее влиянием на развитие собственно лингвистических учений, сколько ее резонансом в сфере визуальных исследований (прежде всего, семиотики кино 1960-х). Представление о двойном членении как необходимом признаке языка (в его отличии от любых других семиотических систем) привело к формированию идеи тройной А. кинематографического кода в эпоху, когда для кинотеории приоритетным оказался вопрос о специфике и сущности киноязыка, о его автономности (по отношению к вербальному языку), о самой возможности квалифицировать киноизображение как язык. Безуспешность попытки применить принцип двойной А. к анализу киноязыка породила в конечном счете сомнение в универсальности структурно-лингвистической модели анализа культурных феноменов. А.Р. Усманова

Язык является главным органом речи, помогающим произносить звуки и слова. Несмотря на то, что он без костей, его всё равно нужно тренировать. Ведь благодаря нему мы можем говорить, и чтобы это делать правильно, необходимы упражнения на артикуляцию. Если тренировкам уделяется мало времени и внимания, то взрослый и ребёнок не могут общаться со всеми должным образом. В результате возникает нарушение на психологическом, а также эмоциональном уровне. Приобретаются разнообразные комплексы.

Поэтому важно с детьми заниматься уже с раннего возраста. Гимнастика, включающая в себя упражнения по артикуляции, значительно помогает в этом вопросе. Двухлетние дети начинают быстрее разговаривать, а детки постарше исправляют в своей речи существующие недочёты.

Взрослым также необходимо в процессе жизни развивать свою речь. Для этого важно много читать вслух, использовать разные упражнения.

Задачи для развития речи

1. Артикуляция - что это? Прежде всего, помощь. Она помогает скорректировать и предупредить неправильное произношение речи. Кроме того, улучшает ораторские способности.

3. Необходимо восполнять словарный запас как взрослого, так и ребёнка.

4. Развитие слухового внимания, а также фонетического слуха.

Упражнения для развития речи

Артикуляция - что это? По своей сути, это правильная работа языка и Значит, необходимо эти мышцы совершенствовать, чтобы они не были слабыми. В связи с этим занятия должны проводиться ежедневно для тонуса органов, участвующих в произношении звуков, слов. Времени такие занятия занимают немного. В противном случае дети быстро устанут и совсем не захотят заниматься. Взрослые же в силу своей занятости просто не смогут тратить много времени на своё самосовершенствование. Сложность упражнений выбирается в зависимости от уровня, на котором находится человек в данный момент.

Правильные занятия

Артикуляция звуков речи обязательно должна выполняться в определённой последовательности. Если речь идёт о детях, то предпочтительно учитывать возраст ребёнка. Следует для начала ему рассказать истории и сказку, отвечающие теме упражнений. Затем уже можно показать саму технику выполнения. Дальше малыш должен попробовать повторить, при этом контролируя движение органов речи перед зеркалом. Важно в этот момент за ним наблюдать, чтобы сразу исправить имеющиеся неточности.

Взрослый также обязан делать упражнения перед зеркалом, стараясь выполнять все правильно. Произносить слоги, предложения, контролируя процесс.

Когда можно начинать заниматься?

Когда дело касается детей, тренировку можно начинать уже с трёх месяцев. Здесь просто произносятся разные звуки. Фонетика помогает малышу научиться различать тональности голоса. Когда уже ребёнок начинает лепетать, идёт следующий этап. Здесь уже произносятся слова, звуки. После того как малыш уже научился говорить, начинается более серьёзная артикуляция звуков речи.

У взрослых программа гораздо сложнее и обширнее. Здесь идёт направление не только на развитие речи, но и на её совершенствование.

Для произношения звуков

Распространённая проблема - произношение звука «Р». Для её исключения необходимо заниматься по десять минут каждый день. Конечно, лучше начинать борьбу с детства. Занятия помогут стать язычку малыша гибким, подвижным, а также поспособствуют лёгкому произношению других звуков. Важно, прежде всего, придумать сценарий, чтобы ребёнку было интересно, а дальше уже идёт игра.

1. Суть первого упражнения - это представить, что малыш едет на лошадке. Следует спросить его: «Ты знаешь, как она цокает копытами?». Пусть ребёнок повторит за взрослым звук цокающих копыт лошади.

2. Следующее упражнение - плавный переход из первого. Здесь ребёнок оказывается уже на птичьем дворе и видит индюка. Нужно спросить: «Как разговаривает эта птица?» «Бл-Бл-Бл» малыш должен повторить за взрослым.

Произношение звуков у взрослых

При тренированном появляется хорошая артикуляция. Что это произносится, окружающие прекрасно понимают. Для четкой речи существуют также специальные упражнения.

1. Надо поднять брови, подержаться и резко зажмуриться. Потом вытянуть губы в трубочку, а дальше улыбнуться. Это помогает контролировать мышцы лица.

2. Следующее задание - необходимо подвигать челюстью в разные стороны. Открыв рот, надо начинать двигать челюстью вправо, а потом влево. Дальше произносить разные слоги, меняя тональность голоса.

3. Потом начните зевать, произнося при этом звуки "ААХ", "ОХХ", "УХХ".

4. Также необходимо вслух декламировать стихи, рассказы и прозы. Это помогает выработать чёткость, из-за чего артикуляция речи будет красивой и правильной.

Упражнения в стихах

Артикуляция - что это значит? Скорее всего, то, когда взрослые и дети правильно говорят, произносят звуки, фонетика при этом четкая и понятная. В связи с этим следует учить разные стихи, рассказывать истории. Если занятия проводятся с детьми, то игрушки помогут придумать сценки и с помощью них разыгрывать сюжет. Можно устраивать концерты на дому, чтобы малыш, стоя в центре, рассказывал стихи, пел песни или просто общался со всеми. Взрослым этот метод также поможет раскрепоститься, натренировать свою речь, избавиться от многих комплексов, например, стеснения выступать на публике. Главное, уделять занятиям много времени и иметь огромное желание разговаривать правильно.