Содержание самоанализа. Самоанализ - это что такое

Самоанализ - основы самоизучения, как понять самого себя

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! Сегодня я хочу рассказать Вам о самом важном. О том, как заглянуть в самого себя, о том, как понять самого себя. О том, что называется самоанализ себя своей жизни и характера. И это действительно самое важное в нашей жизни. Поняв себя, Вы поймете, в чем счастье, что Вам делать, а от чего лучше всего отказаться.

А что такое хорошая жизнь?

Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот. Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.

Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.

Для каждого счастье - это что-то глубоко интимное, личное, не поддающееся пересказу.

Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.

Профессиональный психотерапевт, коучинг или учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным. И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой.

Самоизучение и его методики

Для начала стоит понять, что самоизучение — это исследование бессознательного в самом себе. Вы сами выступаете в роли пациента и специалиста, например, психотерапевта. Возникает вопрос: а возможно ли такое, что человек сам, со своими комплексами, недостатками и сопротивлениями смог бы объективно изучить себя и свой характер? Ответ прост - не только возможно, но является основой психотерапии. Без работы над самим собой, невозможна конкретной личности со стороны кого бы то ни было.

Возникает другой вопрос: а какую методику самоанализа лучше всего выбрать, какая из них лучше? И также ответ достаточно прост. Нет лучшей школы самодиагностики личности, есть Ваше желание, и ничего более. Конечно, школ много, и главным в них выступает не собственно, метод или школа, а умение донести знание до человека и побудить его к достижению гармонии с самим собой.

Здесь стоит упомянуть школу Фрейда и неофрейдистов. В последнее время это направление исследования бессознательного с довольно специфических позиций стало модным. Думаю, не стоит доверять ни фрейдистам, ни неофрейдистам больше, чем другим школам. Несомненно, сексуальное влечение оказывает существенную роль на личность и ее поступки, однако навряд ли эта роль является главенствующей. Но здесь, как говорится, дело вкуса.

Ваши чувства как ключ

Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного - это максимально снизить сопротивление.

Сопротивление — это естественная реакция вашей личности на ее изучение в силу сложившихся стереотипов, привычек, характера и так далее. Чем ниже уровень сопротивления — тем выше качество самодиагностики.

Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент. Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление.

Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.

Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».

Углубитесь в себя:

  • Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
  • Страх одиночества?
  • Страх показаться толстой?
  • Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
  • Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?

Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.

А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…

Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!

Любой пример самоанализа урока по ФГОС является важным элементом педагогической деятельности. С его помощью педагог выявляет свои ошибки, прикладывает определенные усилия для того, чтобы справиться с ними.

Учитывая важность данного вопроса, приведем конкретный пример самоанализа урока по ФГОС.

Важность самооценки

Если учитель не умеет проводить анализ своей работы, он не соответствует профессиональным требованиям, выдвигаемым федеральными стандартами второго поколения. Сложнее всего оценивать свой урок молодым специалистам, так как у них нет опыта по распределению временных рамок каждого этапа, внедрению методических приемов, выбору методик преподавания.

Алгоритм проведения

Акцент на домашнюю работу

При проверке домашней работы удалось выявить определенные проблемы. Факты из истории Москвы, которые приводили ученики, ограничивались рамками учебника истории, поэтому сложно было раскрывать смысл произведений Булгакова. Полагаю, что причина в недостаточном количестве свободного времени у старшеклассников на качественное выполнение домашнего задания по английскому языку. Высказывания получились краткими, касались только популярных достопримечательностей столицы.

Учащиеся неплохо справились с заданиями викторины. Отвечая на них, они использовали знания, приобретенные на уроках литературы и истории, что подтверждает межпредметную интеграцию урока.

С интересом они выполняли лексические задания, искали синонимы, определения в тексте русского классика. На уроке применялась групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность, осуществлялась смена видов деятельности, а также форм работы. Урок прошел в хорошем ритме, на высоком уровне.

Школьники продемонстрировали достаточный уровень самостоятельности, познавательную активность.

Вариант самоанализа урока математики (6 класс)

Самоанализ проведенного урока, пример которого приведен ниже, составлен в соответствии с федеральными стандартами второго поколения.

  • Тема урока: «Составление и решение пропорций».
  • Цели урока: формирование на основе требований ФГОС ООО личностных образовательных результатов.
  • В качестве основных задач, поставленных на урок, выделим формирование научного мировоззрения, готовности к самообразованию и саморазвитию, совершенствование коммуникативной культуры.

Особое внимание уделялось метапредметным образовательным результатам: умению самостоятельно организовывать свою деятельность, проводить ее корректировку, сравнивать действия с поставленными задачами, решать пропорции.

Урок был направлен на формирование математических навыков, мотивацию к познанию и обучению, имел комбинированный характер.

Для актуализации знаний и навыков школьников им было предложено выполнение расчетных задач.

Занятие стало логическим продолжением темы, было составлено с учетом индивидуальных особенностей школьников, их творческого потенциала, уровня самостоятельности. Урок был проведен в полном соответствии с требованиями новых государственных стандартов.

Цели, поставленные учителем на данное учебное занятие, достигнуты в полном объеме.

Самоанализ в начальной школе

Приведем пример самоанализа урока по окружающему миру (2 класс).

  • Тема урока: «Про собак и кошек».
  • Выбрано занятие, подразумевающее изучение нового материала. Урок тесно перекликается с предыдущим материалом, является звеном к следующим занятиям по окружающему миру.
  • Целью являлось обучение младших школьников работе с дополнительными литературными источниками, формирование навыков систематизации информации, основанной на научных фактах.

На уроке были решены следующие задачи:

  • расширены представления обучающихся о домашних животных;
  • сформированы знания о породах собак и кошек;
  • даны представления об истории развития отношений между человеком и домашними питомцами;
  • сформированы познавательные процессы (внимание, мышление, память), коммуникативные навыки;
  • воспитывалось чувство ответственности за питомцев.

Для урока был использован учебник «Окружающий мир» А. Плешакова.

Предполагалось включение учащихся в виде субъектов деятельности на определенных этапах данного урока. В ходе занятия использовался компетентностно-ориентированный подход к обучению.

Для достижения поставленных целей, применялись следующие методики:

  • словесные беседы на этапе рефлексии, а также для активизации познавательной деятельности;
  • наглядные пособия при объяснении нового материала;
  • практическая работа с элементами исследования.

Проблемно-поисковый метод позволил решить задачи, поставленные на урок. Учителю удавалось поддерживать познавательную активность обучающихся.

Высокую работоспособность удавалось поддерживать с помощью реализации личностно-ориентированного подхода, рационально подобранных вопросов и заданий. Динамичность обеспечивалась сменой видов деятельности, высокой степенью самостоятельности школьников.

Учитель дал возможность каждому ребенку проявить его творческие способности, проанализировать личностные достижения. Урок в полной мере достиг цели.

Важные моменты самоанализа по ФГОС

Как провести самоанализ урока русского языка? Пример, предложенный для урока по окружающему миру, содержит структуру, которая является универсальной для любой учебной дисциплины. Безусловно, в зависимости от специфики предмета, в ходе самоанализа педагог отмечает определенные детали, но общая схема пояснения своей деятельности коллегам, остается неизменной.

Пример самоанализа урока литературы должен содержать информацию, касающуюся использования чтения для формирования и развития коммуникативных навыков. Учитель химии в самоанализе учитывает сформированность практических умений обучающихся, преподаватель обществознания выделяет моменты, касающиеся социализации подрастающего поколения.

Заключение

Самоанализ является важным элементом федеральных стандартов нового поколения. При правильном и полном составлении оценки собственной деятельности, педагог получает гораздо больше шансов на признание его профессионализма, компетентности. Проведя самоанализ, учитель может самостоятельно оценить свою работу, внести определенные корректировки в методику преподавания предмета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ивановский государственный политехнический университет"

на тему: « Психологический с амоанализ ли чности»

По дисциплине «Психология и педагогика»

Иваново 2013

Введение

1. Тест «Ведущее полушарие мозга»

2. Тест «Акцентуация характера»

3. Тест «Определение темперамента»

4. Тест «Автопортрет»

5. Тест «Дом-дерево-человек»

6. Тест «Несуществующее животное»

Заключение

Введение

Самоанализ - изучение человеком самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка проникнуть в глубины своей собственной психики. Всегда считалось, что для лучшего понимания других людей, прежде всего, необходимо познать себя. Самоанализ может дать человеку возможность более полной самореализации, раскрытия его внутреннего потенциала. Однако, несмотря на то, что многие люди могут с пользой анализировать себя, процесс самоанализа никогда нельзя считать завершенным, поскольку нельзя считать завершенным процесс развития человека в какой-то момент его жизни, - человек постоянно меняется под влиянием самых разных обстоятельств. Что бы провести самоанализ личности необходимо пройти несколько тестов, которые дадут полную картину личности человека.

1. Тест «Ведущее полушарие мозга»

Ученые установили, что если из двух полушарий ведущим является правое полушарие мозга, то у человека преобладает эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие, то у человека аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью. С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления -- абстрактно - логическое и пространственно - образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи). Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия). Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта). Предлагаемый тест позволяет выявить ведущее полушарие с помощью простых, объективных методов. Ведущее полушарие является признаком врожденным и, как правило, не меняется до конца жизни. Но нужно учитывать, что при сильном волнении ведущие полушария могут меняться: левое на правое и наоборот. При прохождении теста мы выявили, что у меня ведущее полушарие мозга - левое.

Вывод: Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление. Оно доминирует при выполнении следующих функций:

· обработке вербальной информации:

· оно отвечает за ваши языковые способности контролирует речь, а также способности к чтению и письму; оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

· аналитическом мышлении:

· левое полушарие отвечает за логику и анализ, именно оно анализирует все факты, числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

· последовательной обработке информации:

· информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

· когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Хорошоадаптирующийся тип поведения к самым разным обстоятельствам. Эмоционален, но недостаточно настойчив (проявляется в важных вопросах жизни - брак, образование и т.п.), подвержен влиянию других. Легко сходится с другими типами характеров.

2. Тест «Акцентуация характера»

Изучение характера человека является важной составной частью психологии. Характер человека -- это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: Гипертимный тип. Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности. Эмоциональный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость. Все эти особенности, как правило, видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»). Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность но поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах. Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий. Дистимичный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это -- пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм. Застревающий тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства обычно долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным. Педантичный тип. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестны в быту. Циклотимный тип. Важнейшей особенностью циклотимного типа является смена гипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимной фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика. Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще. Экзальтированный тип. Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении внешнее выражение. Ниже приводятся некоторые данные о связи различных типов акцентуации личности с делинквентным поведением. психологический самоанализ личность темперамент

Рассмотрим таблицу в которой представлены акцентуации личности и характера в баллах.

Гипертимность - 18 баллов.

Эмоциональность - 15 баллов.

Тревожность - 6 баллов.

Демонстративность - 12 баллов.

Дистимичность - 0 баллов.

Застревание - 10 баллов.

Педантичность - 8 баллов.

Циклотимность - 15 баллов.

Возбудимость - 9 баллов.

Экзальтированность - 18 баллов.

Вывод : По данной таблице можно заметить, что имеют место следующие ярко выраженные акцентуации характера, это гипертимный тип характера, эмоциональность, циклотимность, экзальтированность. Среди акцентуаций характера наиболее ярко выражен экзальтированный и гипертимный тип. Этому типу присуще высокая контактность, низкая конфликтность, ярко выраженные эмоции и повышенная отвлекаемость на внешние события или объекты. Эти акцентуации характера почти полностью совпадают и с экзальтированным типом акцентуации характера, дополнить можно только данный свойства высокой дипломатичностью в построении отношений с окружающими.

3. Тест «Определение темперамента»

К основным свойствам личности относятся: темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям.

Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежание возможного стресса. Мы прошли тест подсчитали свои результаты: Экстраверсия - 14 баллов (11-14 амбивер - общаетесь когда вам это нужно). Невротизм - 15 баллов (эмоциональная впечатлительность). С помощью графика определили каким типом темперамента мы обладаем.

Вывод: В данном тесте мы определили, что мой тип темпераметра - холерик. Холерики легко возбудимы и неуравновешенны, переключить их внимание трудно. Они очень подвижны, вплоть до чрезмерности, чувства их сильны и проявляются ярко. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит к резкому спаду деятельности. Минусы этого типа темперамента заключаются именно в неуравновешенности, из-за которой происходят вспышки резкости, раздражительности, истощение сил.

Характерные черты есть и у холериков черты: у людей этого типа торопливая, часто сбивчивая речь, яркая и выразительная мимика. Холерикам сложно усидеть на одном месте, они часто вскакивают или меняют позы, много и резко жестикулируют. В их неровной походке есть что-то вызывающее.

4. Тест «Автопортрет»

Данный тест может быть полезен для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности. Целью теста является выявление индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки. В виде примера рассмотрим мой рисунок № 1.Реалистическое изображение -- выполненное с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.Изображение позы или движения -- человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

Таблица. Интерпретация результатов данного теста

Признак

Критерии признака

1 - самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре - адекватная

2 - интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова - интеллектуальная и социальная адекватность.

3 - контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея - адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями.

4 - местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище - равновесие потребностей и влечений.

5 - чувствительность к критике, общественному мнению

6 - тревожность

6.1 сильный нажим

6.2 перерисовка и стирание

6.3 руки прижаты к телу

7 - страхи

7.1 обведение контура

8 - агрессивность

8.1 сильный нажим

8.2 жирный контур рисунка

9 - выраженная защита

9.1 руки за спиной или в карманах

10 - демонстративность

10.1 длинные ресницы

10.2 волосам уделено много внимания

10.3 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

10.4 макияж и украшения

5. Тест «Дом-дерево-человек»

Цель методики - оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Стена: контуры линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль. Двери . Их отсутствие - субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Цвет коричневый - для стен. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов.

Выбор цвета . Цвет зеленый - потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома. Цвет пурпурный -- сильная потребность власти.

Общий вид . Помещение рисунка на краю листа -- главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона -- будущее, левая -- прошлое;

б) указывающая на специфику переживаний: левая сторона -- эмоциональные, правая -- интеллектуальные.

Перспектива . Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере 4 отдельные стены, на которых даже 2 нет в том же плане) -- чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка . Размещение рисунка на правой половине листа -- склонность субъекта искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование на будущем. Контуры очень прямые -- ригидность.

«Человек»

Голова . Голова -- сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая -- неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Шея -- орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. Плечи, их размер -- признак физической силы или потребности во власти. Туловище -- мужественность.

Лицо . Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов -- сенсорный контакт с действительностью. Длинные ресницы -- кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. Ноздри -- примитивная агрессия. Волосы -- признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней). Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову, -- субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности. Руки -- орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях. Руки за спиной -- нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений. Руки расслабленные и гибкие -- хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. Руки за спиной или в карманах -- чувство вины, неуверенность в себе. Пальцы одномерные, обведены петлей -- сознательные усилия против агрессивного чувства. Ступни -- признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Поза. Человек в плавном легком шаге -- хорошая приспособляемость. Куклы -- уступчивость, переживание доминирования окружения.

Фон. Окружение. Линия основы (земли) -- незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества.

Многоплановые критерии. Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка -- сфера конфликта.

Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы -- зависимость.

Контур, нажим, штриховка, расположение. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров -- грубость, черствость. Энергичные, уверенные штрихи -- настойчивость, безопасность. Зубчатые, неровные линии -- дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии -- амбиции, рвение. Сильный нажим -- энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии -- недостаток энергии. Легкий нажим -- низкие энергетические ресурсы, скованность.

Длина штрихов. Ритмичная штриховка -- чувствительность, сочувствие, раскованность. Горизонтальные штрихи -- подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Ориентация в задании. Упорное рисование, несмотря на трудности, -- хороший прогноз, энергичность.

«Дерево»

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево -- символ стоящего человека).

Корни -- коллектив, бессознательное.

Ствол -- импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви -- пассивность или противостояние жизни.

Форма листвы.

Ветви вверх -- энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны -- поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему. Листья-петельки -- предпочтительное использование свого обаяния.

Ствол.

Ствол, изображенный линиями с нажимом, -- решительность, активность, продуктивность. Открытый и связанный с листвой ствол -- хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир. Лист, использованный целиком, -- хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листа (страница делится на 8 частей): 1/4 -- способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия.

Манера изображения.

Пейзаж означает сентиментальность.

Переворачивание листа -- независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля.

Несколько совместных линий, изображающих землю, изображены в совокупности и касаются края листа -- спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

6. Тест « Н есуществующее животное»

Проективная методика исследования личности. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. В виде примера рассмотрим мой рисунок № 3.

Положение рисунка на листе. Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств--уши, рот, глаза. Значение детали «уши» -- прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.Рот с зубами -- вербальная агрессия, в большинстве случаев -- защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Ресницы -- истероидно - демонстративные манеры поведения. Ресницы--также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.Шерсть -- чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры. К ней относятся (ноги, лапы, иногда -- постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию. б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе -- это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части -- конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей -- своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции -- судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо -- отношение к своим действиям и поведению.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей -- только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, -- или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае --экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии -- слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий -- жирная с нажимом -- не является полярным: это не энергия, а тревожность.

Типы животных. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное -- представитель самого рисующего.

Творческие возможности. Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим -- кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название. Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант -- словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое -- рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе -- демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) -- при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кус-кус» и т.п.)

Заключение

Личность, способная к самоанализу, получает многие психологические выгоды. Их можно обобщенно представить как возрастание внутренней силы и, следовательно, уверенности в себе. Каждый успешно проведенный самоанализ повышает уверенность личности в себе. Кроме того, происходит освоение личностного пространства исключительно благодаря собственной инициативе и настойчивости. Эффект, достигаемый при самоанализе, проявляется и в других сферах жизни, что свидетельствует о наличии возможности формирования алгоритма самоанализа. В ходе работы было выяснено, что характер человека является его неотъемлемой частью. От его особенностей зависит поведение человека по отношению к себе и к работе. Не только характер влияет на деятельность человека, но и сама эта деятельность может формировать характер индивида.Многообразие черт характера проявляется как в качественном, так и в количественном выражении. Даже люди, обладающие одинаковыми чертами характера (например, доброта, щедрость, отзывчивость и т.д.), обладают ими в разной степени. При достижении количественной выраженности той или иной черты характера предельных величин возникает так называемая акцентуация характера, которая трактуется как крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. К. Леонгард выделяет десять таких акцентуаций (по некоторым авторам двенадцать) и предлагает использовать разработанный им тест для их выявления.Мне эта работа дала представление о том, что включает в себя понятие характер, какие типы характеров бывают, и чем они отличаются друг от друга.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие характера как совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Типология характеров. Основные типы акцентуаций характеров.

    реферат , добавлен 02.12.2009

    Что такое характер. Психотипы как фактор конфликтного поведения. Влияние темперамента на поведение человека. Разнообразие и особенности типов характеров. Зависимость между темпераментом, характером и поведением человека, психологические акцентуации.

    реферат , добавлен 04.10.2009

    Сущность понятия характер и особенности его формирования. Содержание, типы и черты характера, его структура. Возрастные, национально-психологические особенности и полоролевые (гендерные) различия характера. Основные типы акцентуаций характера личности.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Психологическая теория Фрейда. Структура личности. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология Юнга. Архетип коллективного бессознательного. Психологические типы личности. Трансакционный анализ Берна. Структурный анализ.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2003

    Психологические свойства и особенности личности, как элементы ее психологической структуры. Психофизиологические детерминанты индивидуальности, темперамента, характера, эмоциональной сферы. Конституциональные типологии психики Э. Кречмера и У. Шелдона.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2011

    Определение характера как социально сформированной поведенческой схемы личности. Темперамент как физиологическая основа поведения индивида. Уровень нравственности и самоусовершенствования человека. Национальные особенности характера и его акцентуация.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2011

    Психологические характеристики личности преступника. Типология личности преступника: насильственный и корыстный типы. Психологические особенности преступников-профессионалов, неосторожных преступников. Психология несовершеннолетних правонарушителей.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2008

    Группы личностей с точки зрения их психологических особенностей. Сущность теории акцентуации немецкого психиатра Карла Леонгарда, роль их распознания в положительном развитии личности. Параметры патологических характеров и типы расстройств личности.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Типы темперамента и психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Формирование характера на базе темперамента. Понятие, типы и акцентуация характера, классификация черт характера. Интегральная характеристика индивидуальности.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Понятие личности как совокупности индивидуальных, социальных и психологических качеств. Свойства и черты личности. ее поведение. Психологические различия между мужчинами и женщинами. Суть теорий личности 3. Фрейда, А. Адлера, Г. Айзенка и К.К. Платонова.

Как проводить самоанализ.

О том возможен самоанализ или нет вы узнали из статьи "Самоанализ возможен?", теперь попробую вам представить один из вариантов, как его можно проводить. Но не забывайте о всех преимуществах и о всех недостатках и ограничениях самоанализа.

В этом варианте вам предлагается запастись толстой тетрадью, парой ручек, которые хорошо пишут, некоторым временем ежедневно или еженедельно, которое вы сможете посвящать собственному самоанализу. И, конечно, изрядной долей интереса и энтузиазма, который вы готовы выделить для этого увлекательного процесса.

С чего начать?

У каждого из вас получится свой, уникальный и неповторимый опыт, который вы приобретете в результате этого занятия. Дело это не просто увлекает - оно затягивает. Это не значит, что нужно только самоанализом и заниматься, и при каждом появившемся свободном времени уходить в него с головой, но подходить к этому нужно серьезно, ответственно и быть готовым тратить свое свободное время. Это может быть очень интересно, но никак не обязательно. Поэтому, ваш самоанализ может занять у вас гораздо меньшее или большее время.

Сказать, что вы проанализируете себя и все поймете, - ничего не сказать. Уже много и много позже, когда ваши записи и тетради останутся в стороне, вы будете делать открытия и узнавать нечто новое для себя. Поэтому сейчас, я не могу вам сказать, не могу обещать, что вы один разик себя проанализируете, все поймете и вам станет хорошо. Ничего такого не произойдет. Но может произойти нечто другое, более важное.

И это важное заключается в том, что на сотни вещей и явлений вы сможете посмотреть совершенно иначе. Многие ваши поступки могут предстать совсем в ином свете. Почему и как это происходит? Почему наше мнение о нас может так сильно измениться? Причина на самом деле очень проста: когда мы совершаем поступки, когда наша жизнь меняется, мы ее оцениваем, мы даем ей определение, мы как-то к ней относимся. Но мы крайне редко даем такую оценку всему циклу событий, всем нашим сделанным шагам. И когда кто-то опоздал на встречу, то это не кажется чем-то особенным, с кем не бывает, но когда, анализируя себя, понимаешь, что ты имеешь хроническую причину опаздывать, и такую же хроническую систему оправдываться, то задаешь себе вопрос: а почему, собственно?

Ведь самоанализ заключается не в том, или не столько в том, чтобы интерпретировать в нашей жизни некоторое событие, сколько в том, чтобы взглянуть на наиболее значимые циклы событий, цепь наших шагов и стройные ряды граблей, сделанные на протяжении многих лет. Отдельная ситуация может никак вас не характеризовать, но вот отдельная закономерность, присущая тому или иному циклу, закономерность любого свойства - это уже какой-то диагноз. Без медицинского оттенка, конечно.

Так как ваши жизненные стратегии уникальны и неповторимы, то я вряд ли смогу сказать, что получится у вас в результате, и какие полезные открытия вы сможете совершить, если будете их анализировать. Но моно воспользоваться советами, в каких направлениях лучше всего сосредоточить все свое внимание. Это легко.

Тетрадь для самоанализа и записи в ней

Подойдет любая тетрадь, лучше такая, где страниц побольше. Порядок записей абсолютно произвольный. Если кому удобнее это оформлять, как-то разукрашивать разными пастами и подчеркивать важные слова и фразы, то нет проблем. Как вам больше нравится. Но вот просьба: не пытайтесь умничать, увековечивать свои слова, шлифовать фразы или долго размышлять над красотой высказываний. В нашем деле главное - спонтанность, легкость и произвольность. Не ленитесь писать записки на клочках бумаги, если тетради нет под рукой, а вспомнилось нечто важное. Потом можно или переписывать, или вкладывать эти записки в тетрадь. Я просто вкладывал, и, в результате, тетрадь никак не походила на дневник, а больше на копилку всяких листочков и записочек. Впрочем, иногда я все эти записочки перебирал, группировал и часть из них переписывал воедино, если они были объединены каким-то общим смыслом. В общем, никаких категоричностей и строгостей. На ваш вкус и цвет.

Друзья и приятели.

На протяжении нашей жизни у нас появляются друзья. Некоторые из них остаются с вами на всю оставшуюся жизнь, с некоторыми мы расстаемся в силу разных причин. Кажется, что всех мы их хорошо помним, нет смысла спорить. Тем не менее, исключительно ценно и полезно переписать их всех на бумаге. Попробуйте дать краткий портрет для каждого из них. Попробуйте выделить нечто особенное, что характерно для всех ваших друзей. Таким образом вы сможете найти некоторый черты и качества, которые предопределяют вашу симпатию. Вспоминая и изучая своих друзей, полезным будет несколько очень важных параметров, которые следует вспомнить и запротоколировать. Здесь внимание! Как правило, люди, которые пишут дневники, стараются преподнести действительность в таком свете, что все злодеи, а они хорошие. Это происходит по большей части бессознательно, и происходит потому, что любой дневник всегда содержит в себе тайное чувство его автора, что этот дневник однажды прочитает кто-то еще. Но так как вы занимаетесь самоанализом, а не написанием дневника для последующих поколений, постарайтесь быть откровенными и объяснять события так, как они того заслуживают, а не так, где вы будете выглядеть пристойно и благородно. Имеет смысл вспомнить и описать (или маркировать, или нарисовать, но на бумаге это в том или ином виде должно появиться) следующие вещи.

Первое.Если те люди, которых раньше вы называли друзьями, а теперь можете это сделать только в прошлом времени, перестали быть таковыми, то почему это произошло? Кто выступил в качестве явного или неявного инициатора расставания? В каких случаях вы потеряли интерес к этой дружбе, и в каких случаях интерес был потерян к вам? Отдельно стоит выделить случаи, когда дружба, в силу каких-то причин, преобразилась во враждебность, в непримиримую ненависть. Что произошло? Нет ли у этих ситуаций чего-то общего, что характерно для всех них.

Второе. Попробуйте для себя определить и записать принципиальное различие между другом и приятелем, между другом и хорошим знакомым. Найдите существующие для вас оттенки градации ваших взаимоотношений и попробуйте дать определение каждому из них, а также выделить наиболее характерные отличия между этими понятиями. В каких случаях вы никогда не назовете приятеля другом? В каких случаях вы никогда не назовете друга приятелем? Что самое главное в том, чтобы вы смогли назвать человека другом и ваши отношения - дружбой, дружескими?

Третье. Срок жизни отношений. Насколько они долговечны? Как долго вы в состоянии поддерживать и развивать дружбу? Нет ли у ваших дружеских отношений критического срока?

Четвертое. Попадали ли вы в ситуации, когда два ваших близких друга начинают люто враждовать между собой? Каковы ваши действия в подобной ситуации? К каким это приводит результатам? Можете ли вы сказать, что удовлетворены своей стратегией? Если нет, то как ее можно усовершенствовать, уже зная на своем опыте, что она неэффективна? Оказывались ли вы сами в ситуации, где враждовать приходилось вам, а при этом был кто-то третий, кто сохранял нейтралитет и поддерживал отношения, - как с вами, так и с враждебной вам стороной? Что вы будете делать, уже имея опыт в подобной ситуации, если она повторится с другими, близкими вам сейчас людьми? Какой урок вы извлекли из этих ситуаций?

Кого бы вы назвали антитезой друга? Какие качества обрекают человека на безнадежность попыток стать вашим другом? Что вы не приемлете никогда и ни под каким соусом? Тут весьма полезно не столько привести абстрактные примеры, сколько вспомнить реальных людей и реальные случаи из вашей жизни.

Какие черты и качества в вас чаще всего портят отношения с другими людьми? Какое из них встречается наиболее часто? За что вас чаще всего упрекают ваши друзья? В каких случаях вы пошли на компромисс, а в каких - не пошевелили и пальцем, чтобы изменить ситуацию? И чем первое отличается от другого?

Любовные и брачные отношения У каждого из вас весьма разный багаж опыта на этом полигоне, и поэтому весьма сложно предложить универсальные шаблоны для анализа. Тем не менее, я попробую это сделать, а вы можете использовать лишь те, которые явно вам подходят, или дополнить какими-то своими, которые здесь не приведены. Вообще, список возможных аспектов легко и просто масштабируется, расширяется и уточняется, и вы можете дополнять и видоизменять его.

Первое. Вспомните и запишите всех людей на протяжении всей вашей жизни, к кому вы испытывали любовные чувства, к кому вас тянуло, о ком вы мечтали как о потенциальном партнере, с кем у вас была реальная связь, независимо от ее срока. Старайтесь вспомнить всех, кто был интересен вам, кто вас привлекал, в кого вы были влюблены, к кому вы испытывали сильные эмоциональные и сексуальные чувства.

Второе. Вспомните и запишите всех людей, кто испытывал повышенный интерес к вам, и вам об этом было известно. Возможно, кто-то добивался вашей любви и признательности? Настойчиво приглашал провести время? Сюда определяйте всех тех, чьи притязания не вызвали у вас отклика и интереса. Кратко опишите каждый из таких случаев. Вспомните, как вы даете понять человеку, что его интерес не будет оправдан? Какова причина вашего отказа в каждом конкретном случае? Нет ли у всех этих случаев чего-то общего? Сюда также можно вносить записи о таких случаях, когда противоположная сторона начала вести себя нетипично: угрозы, преследования, смена милости на враждебность, месть и так далее. Уточните все эти случаи и попробуйте определить, в чем ваша ошибка, и как можно выходить из подобных ситуаций с наименьшими потерями - как для вас, так и для других людей.

Третье. Сексуальная привлекательность . Выделите наиболее важные черты сексуальной привлекательности вашего партнера, безотносительно конкретных примеров. Стесняться тут нечего, все равно кроме вас это никто не прочитает и не увидит. Выпишите самые важные качества и расставьте их в порядке значимости. И лишь затем примерьте этот список на ваших партнерах, насколько он совпадает в каждом конкретном случае. Нет ли какой-то закономерности от того, что длительность отношений, например, может быть напрямую зависима от полноты этого списка?

Четвертое. Выпишите причины расставания и разрушения ваших любовных отношений. В чем заключаются эти причины, нет ли у них чего-то общего? В каких случаях вы не стали разрывать отношения полностью, а перевели их в иное русло, например, в дружбу или в разряд добрых знакомых? В каких случаях вы возненавидели своего партнера и избегаете его? В каких случаях он поступил так же? Кто чаще получился инициатором развода и расставания? Кто чаще предлагает перевести отношения к дружеским? Кто чаще встает на тропу войны? Какой полезный опыт вы сделали, какие уроки усвоили, как вы поступите в следующий раз, если ситуация повторится?

Пятое. Отношение к детям. Сколько у вас будет детей? Почему именно такое число? Принципиально ли имя ребенка? Какие ассоциации у вас связаны с этим именем, если оно есть? Принципиален ли пол ребенка? Какую роль вы хотите играть в воспитании? Как вы относитесь к телесным наказаниям и почему? Нет ли параллели между вашим ответом и тем, как в детстве с вами обращались ваши родители?

Шестое. Отметьте где-нибудь три самых сильных ваших чувства, когда вы, можно так сказать, теряли голову от желания быть рядом с этими людьми. Что общего есть у этих людей? Будьте предельно внимательны. Конституция тела, цвет глаз, голос, рост, манеры, особенности характера, жесты, цвет волос, и так далее. Что можно добавить в этот список к каждому их этих людей, что сделало бы их еще краше? Что разрушит их образ и всю их привлекательность, если из составленного списка удалить какой-то элемент. Вы можете попробовать аккуратно убирать в вашем воображении ту или иную черту, качество, и при этом внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Любые идеи записывать.

Профессия и работа

Вспомните, о каких профессиях вы мечтали по мере того, как вы росли. Насколько велик список этих профессий? Почему вы мечтали об этом в каждом конкретном случае, что вас наводило на эту мысль, на эту мечту? С чем связано то, что со временем она утратила свою актуальность.

Влияние родителей, родственников на ваш профессиональный выбор. Были ли у них особые теории о том, кем вам быть и к чему стремиться? Вы делаете выбор под чьим-то влиянием, или свой собственный? Оказывалось ли на вас давление? Не подвергались ли вы угрозам и шантажу с чьей-либо стороны? Пресекались ли ваши интересы и попытки реализовать себя так, как вам этого хочется?

Место работы. Выпишите все работы, на которых вы успели поработать. Писать приватно, в любом порядке, не исключая ничего. Если список в итоге получится большой, то потом его можно пересортировать в удобном порядке. Что привело вас на эту работу? Сделайте комментарий для каждой из них. Что на этой работе вам понравилось больше всего? Чему на этой работе вы научились особенно полезному? Что было причиной, по которой вы ушли с этой работы. В каждом случае выделите наиболее важную, центральную. Нет ли в списке ваших причин какой-то закономерности, чего-то общего, любого свойства? Может быть, вас хронически сокращают? Или вы через некоторое время разочаровываетесь этой работой? Возможно, помехой все время выступают какие-то сторонние причины, никак не связанные с работой? Пересортируйте список покинутых работ по причинам, объедините наиболее частые. Какой вывод вы можете сделать? Какие коррективы можно внести в свою дальнейшую карьеру, учитывая полученную вами информацию?

Отношения с сослуживцами и начальством. Составьте список всех наиболее конфликтных случаев за всю вашу профессиональную деятельность. Ссоры, предательство, интриги, давление со стороны кого-либо, понижение в должности, снижение заработной платы, обман, и так далее. Выделите наиболее типичные ситуации, которые повторяются. Какой вывод вы можете сделать в этой ситуации, получив такой "послужной" список? Имеются ли возможности улучшить это положение, предохраниться от повторений подобных ситуаций?

Особенно выделить отношения с начальством. Составить краткую характеристику на всех их, в чем причина конфликтных или натянутых отношений с ними в каждом конкретном случае? Вспомните и опишите случаи "хороших" начальников, если таковые были. Какие шаги вы предприняли для того, чтобы, по возможности, сглаживать или сводить на нет конфликты и взаимные недовольства?

Являетесь ли вы магическим человеком? Если вы работали в небольших коллективах, то как развивалась жизнь этого коллектива и положение самой фирмы (организации) за весь период вашего в ней пребывания? Если это возможно, выделите все случаи, когда за время вашей работы фирма или усиливала свое положение, или, напротив, ее положение ухудшалось. Запишите все это, сравните полученные результаты. Можно ли сделать из этого какие-то выводы?

Личные качества и особенности

Вспомните все ваши самые яркие удачи, самые лучшие достижения. Выпишите их и дайте определение причины, которая, по вашему мнению, стала причиной этого успеха. Какова ваша заслуга в каждом из этих случаев? Какие качества сыграли первую скрипку в этих событиях. Выписывать можно безотносительно, без привязок к той или иной области. Блестящая речь, отличная защита диссертации, спортивное достижение, любой результат в той или иной области, которым вы восхищены, довольны, и которым вы гордитесь, или же которым вы были восхищены в далеком или недалеком прошлом (пусть даже эмоции сейчас притупились, остыли). Выписывайте все, что придет в голову.

Охарактеризуйте самые лучшие ваши качества любого свойства. Включите в него все свои навыки и умения. Пофантазируйте о том, как вы можете это усилить, как вы можете сделать эти качества еще более эффективными и полезными? Резюмируйте свои идеи.

Составьте список самых главных ваших недостатков. Лучше всего, если он состоит из двух колонок. Первый список - по теории окружающих вас людей. Второй - только по вашей собственной теории. Списки могут совпадать, или очень сильно отличаться: у меня, например, в список выделенных мною недостатков попадали те, которые не замечали другие (одно время была теория о том, что надо быть выше ростом - кому надо, зачем надо, непонятно), а списке сторонних недостатков были и такие, которые я даже считал достоинствами (например, нелюбовь рассказывать о своих проблемах). Подумайте о том, можно ли сократить эти списки? Если недостаток невозможно исправить, то тогда как и чем его можно компенсировать? Если вы не в состоянии от чего-то отказаться, что кажется другим людям недостатком, то какие компромиссные решения вы могли бы им предложить, чтобы эти недостатки затрагивали их в меньшей степени?

Вспомните и запишите все ваши интересы на протяжении вашей жизни. Что вас интересовало в тот или иной период? Не было ли такого, что вы теряли интерес к тому или иному делу, а через некоторое время снова возвращались к нему? Попробуйте уточнить временной интервал для каждой области ваших интересов, ваших увлечений: это может быть хобби, спорт, погружение в ту или иную научную или прикладную тему, разведение цветов, и так далее. Сюда же можно относить и планы, которые вы не реализовали, но вынашивали некоторое время.

Родители и воспитание

Вспомните и запишите все случаи, когда помощь и поддержка родителей (родственников) оказалась очень ценной для вас на тот момент времени. Составьте список благодарностей, которые бы вы могли предъявить в качестве оправдания свои родителям. Что полезного и ценного для вас они сделали, в чем их роль безусловна и недвусмысленна. Оставьте все обиды и недоразумения для других страниц самоанализа. Только объективность, только констатация фактов и признание положительных сторон.

Вспомните и запишите самые неутолимые обиды, самые яростные претензии к своим родителям. Попробуйте, помимо записи, выразить их в форме рисунка для каждой такой ситуации. Детализируйте то, что действительно болит, что не смывается со временем и не утихает. Разделите этот список на такой, где ваша обида была высказана и не высказана. Каких случаев больше? Как вы думаете, что бы было, если бы этот список поменялся местами? Было бы лучше или хуже? Что вы будете делать в перспективе: оставите все, как есть, или будете пытаться как-то надломить эту ситуацию? Запишите также выводы, которые вы сделали из вашего неприятного детского опыта, который вы распространите на своих детей?

Насколько вы уверены, что не повторите эти ошибки ваших родителей? Будете ли вы использовать положительный опыт, о котором вы вспоминали в первой части самоанализа? Придумайте несколько глобальных, универсальных советов, которые вы извлекли из ваших отношений с родителям, и которые пойдут впрок всем остальным родителям.

Наказывали ли вас в детстве? Вспомните все наиболее строгие наказания, если таковые были? Как вы будете строжиться над своими собственными детьми? Есть ли у вас свое мнение на этот счет? Можно ли назвать это мнение продолжением той линии воспитания, которой придерживались ваши родители в отношении вас? Или это, напротив, антитеза их подхода?

Обдумайте и запишите образ идеального отца и идеальной матери. Какими они должны быть? Определите истинные качества своих родителей, и сравните список идеального и список того, что было на самом деле. Сравните идеальный образ противоположного пола со списком ваших увлечений, ваших самых главных качеств в том человеке, которого вы можете полюбить или любите. Какие качества совпадают? Не находите ли вы в своих любовных привязанностях нечто такое, что похоже на ваши представления об идеальном родителе?

Совпадающие элементы

Часто мы бессознательно делаем выбор в сторону того, что имеет какой-то сверхценный признак, какое-то особое свойство. Это могут быть числовые совпадения, или цветовые совпадения, или выбор имени, ориентация на какую-то внешнюю информацию, которую вы избираете как руководство к действию, и так далее.

Имена. Можно попробовать выписать все имена наиболее близких и значимых для вас людей за всю вашу жизнь. Не встречается ли какое-то имя чаще всех остальных?

Числа и критические даты. В процессе самоанализа можно обнаружить числа, имеющие тенденцию к повторению. Например, два года брака для вас - потолок. Или вы не имеете обыкновения задерживаться на любой работе больше квартала. Не поленитесь вспомнить номера квартир и этажей ваших любимых, ваших друзей. Уточните какие-то цифры, если они особенно запали в память. Также могут выпадать критические месяцы (например, в декабре у вас все улучшается, или наоборот), типичные повторы заболеваний, и так далее.

Отношение к животным. Какие животные у вас были (есть), кого вы любите и почему, кого вы не любите, и почему? Какую роль в вашей жизни сыграли животные? Что ценного дало ваше с ними общение

Цветовые предпочтения. Какие цвета вы любите больше всего? Какие наиболее сильные воспоминания у вас есть? Одежда какого цвета вам нравится больше всего? Цвет волос? Цвет глаз? Если сможете вспомнить, то перечислите всех своих любимых и симпатичных по цветовому выбору. Есть ли какие-нибудь совпадения? Мысленно перекрасьте их в другой цвет и прислушайтесь к собственным чувствам. Если что-то изменилось, постарайтесь это как-то сформулировать.

Подведем итог

Вот очень примерный список наиболее важных циклов вашей жизни. Его можно уточнять и дополнять, по мере необходимости и в силу специфики содержания вашей биографии. Самый главный результат, котрый вы можете получить заключается в том, что взаимоотношения с миром станут намного прозрачнее, яснее, вы пссмотрите на них совсем иначе, а многие проблемы исчезли навсегда. Может очень сильно измениться отношение к самому себе: может, это покажется странным, но вы научитесь понимать и принимать себя не просто на порядок, а в разы лучше и гармоничнее. Многое из своего прошлого вы пересмотрите заново и над некоторыми вещами просто посмеетесь: бог ты мой, а ведь это со мной было, да еще как беспокоило!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гришковская средняя школа »

Самоанализ педагогической деятельности

учителя русского языка и литературы

Кащаевой Валентины Васильевны

Гришковка 2014

Кащаева Валентина Васильевна

Я, Кащаева Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гришковская средняя общеобразовательная школа» Немецкого национального района Алтайского края, окончила в 1976 году Барнаульский государственный педагогический институт. В МБОУ«Гришковская средняя общеобразовательная школа» работаю с 1976 года. Мой педагогический стаж составляет 37 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.Работаю в 5-11классах. В данный момент преподаю в 5 и 8 классах.

Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. В 5 классе обучение по русскому языку веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, в 8 классе работаю по программе М.М.Разумовской. Обучение по литературе в 5 и 8 классах веду по программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

Каждой программе соответствуют свои учебники.

Русский язык :

  1. Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс.[Текст]: учебник для

Общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Л.Г.

Григорян, Т.А. Ладыженская: .– М.: Просвещение, 2011.

  1. Разумовская М.М. Русский язык. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/ Москва, Дрофа,2011.

Литература :

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. [Текст]: учебник для

Общеобразовательных учреждений. В 2 –х частях.

М. Просвещение, 2011.

2. Курдюмова Т.Ф.. Литература. 8 класс. [Текст]: учебник для

Общеобразовательных учреждений. В 2 ч. .

М. Просвещение, 2011.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

1. Совершенствование форм организации учебно-воспитательной деятельности;

2. Использование в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;

3. Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;

4. Создание условий для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;

5. Раскрытие творческого, интеллектуального, нравственного потенциала каждого ученика, предоставление возможности проявить себя;

6. Привитие навыков самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

7. Формирование устойчивого интереса к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.

Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Основа моей работы - признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Применяя элементы личностно-ориентированной технологии в преподавании русского языка и литературы, ставлю перед собой следующие задачи: как сделать урок радостным и интересным?; как активизировать деятельность учащихся на уроке?; как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Свою работу выстраиваю следующим образом:

1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

Организацию учеников для достижения цели провожу по-разному. Или веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы, или провожу работу учащихся над учебным материалом микрогруппами. Иногда оправдывается и такая организация учеников, при которой звенья работают над выполнением разных заданий по одному и тому же учебному материалу. Даю домашние специальные групповые и индивидуальные задания.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. В моей методической копилке для обеспечения деятельностного характера обучения имеются: лингвистический эксперимент; решение лингвистических задач; обращение к лингвистическим парадоксам; информационно-смысловая обработка текста; использование схем, таблиц; трансформация текста(жанровая, стилистическая, графическая).

Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим предикатом (игровым сюжетом урока).

Например: урок-путешествие на незнакомую грамматическую планету, урок-исследование, урок-концерт, урок-игра, урок творчества. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности. Сочинение как вид творческой деятельности - это составление вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры.

Кроме того, проблемные ситуации, на которых строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.

Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, готовлю учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?).

Планируя уроки литературы, строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, стараюсь добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения.

Строю уроки литературы как диалог, который учащиеся ведут с автором, своими сверстниками, своим временем. Каждому ученику нужно обратиться к тексту художественного произведения для того, чтобы его позиция была достаточно аргументированной..

При изучении художественной литературы стараюсь выявить индивидуальные предпочтения учеников к работе с произведениями разных стилевых особенностей и жанров. Эти предпочтения использую в процессе учебной работы на уроке, при планировании домашних заданий, в ходе опроса, при проведении творческих самостоятельных работ. Так, при изучении творчества поэта одна группа учащихся сообщает биографические сведения, другая учит стихи, третья анализирует поэтические тексты. Так у каждого учащегося появляется возможность ощутить собственную состоятельность и успешность, что способствует повышению качества знаний.

Готовясь к занятиям, школьники могут заранее подобрать необходимую литературу, сделать выписки, подобрать материал по теме в Интернет-ресурсах, осуществить подбор цитатного материала по заданию, обдумать свои суждения. Это позволяет работать на уроке более эффективно, так как они хорошо ориентируются в материале, легко понимают мысль учителя. Практикую составление индивидуальных программ для самостоятельного чтения учащихся с 5 класса обучения в школе.

Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Эту работу начинаю с 5 класса. Она включает в себя следующие виды деятельности:

1. Создание схем – алгоритмов на базе знакомых правил;

2. Работа на основе готовых алгоритмов;

3. Создание первых простейших обобщающих алгоритмов;

4. Дополнение схем материалом из курса предыдущих классов;

5. Создание обобщающих алгоритмов.

Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не заучивая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

Особое место на уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка. Мои учащиеся имеют возможность использовать ИКТ в урочной и внеурочной деятельности: печатание творческих работ на компьютере, получение индивидуальных консультаций через социальные сети «одноклассники» и «Skype». Мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, формирования их орфографической и пунктуационной грамотности были составлены следующие программы:

1. Факультативный курс по русскому языку для обучающихся в 8 классе

« На пути к ГИА».

2. Рабочие программы по русскому языку и литературе для 5-11 классов. . по УМК Ладыженской Т.А., Разумовской М.М., Курдюмовой Т.Ф.

3. Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 10-

11 классов «Учимся рассуждать» на основе одноименной работы методиста АКИПКРО Заречневой Е.Н.

4. Рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 класса «Организация работы с авторским текстом», 2012-2013 учебный год.

Успешность результатов ГИА и ЕГЭ обусловлена сочетанием коллективных, групповых и индивидуальных видов деятельности учащихся под руководством учителя.

О позитивной динамике успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку и литературе за последние 3 года свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ЕГЭ, ГИА:

1. Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации выпускников (ЕГЭ по русскому языку) 2009-2010 учебный год.

Учеб-ный год

класс

кол-во учащихся сдававших ЕГЭ

кол-во учащихся

преодолев-ших порог

Средний балл по региону

Кол-во уч-ся показавших рез-ты выше среднерегио-нальных

% показавших

2009-2010

54,91

87,5

Средний показатель результатов по ЕГЭ

60,25

Учебный год

кол-во учащихся сдавав-

ших ЕГЭ

кол-во учащихся

преодолевших порог

Средний балл по региону

Кол-во уч-ся показавших рез-ты выше среднерегиональ-ных

% показавших

результаты выше среднерегиональных

2010-2011

59,29

55.6

2011, литература

57,66

72 балла-результат ЕГЭ

2012-2013

81,1

6 100

100 баллов Лозовая АННА

  1. Качество знаний обучающихся по результатам ГИА 2010-2011 учебный год

3. Результаты участия обучающихся в мероприятиях различных уровней

1. Школьная олимпиада по русскому языку

Учебный год

Уровень олимпиады

Ф.И. участника

Результат

2010-2011

школьный

Весна София

I место

школьный

Нечаева Яна

Цымбал Татьяна

I место

I место

2011-2012

школьный

Фишер Ирина

Ольшевский Николай

Звягтнцев Дмитрий

призер

I место

призер

2012-2013

школьный

Нечаева Яна

I место

школьный

Мадекша Ярослав

призер

  1. Участие в краевом конкурсе на звание стипендиата партии «Справедливая Россия». Весна С. (2011 г.)
  2. Участие в школьном конкурсе «Портфолио»(2011г.) Победитель в номинации «Лучшее содержание портфолио» Весна С..
  3. Участие в краевом конкурсе «Узнай свой край» Витт Л.
  4. Участие во Всероссийской олимпиаде для школьников «Покори Воробьевы горы!» по литературе. Победитель отборочного тура Весна София. Приглашение и поездка на заключительный этап в МГУ.(2011г.)
  5. Тест готовности к продолжению образования для уч-ся 11класса ИПО (Инновационный институт продуктивности обучения северо-западного отделения Российской Академии образования), русский язык,2013г. Результат: из 6-ти выпускников 3-удовлетворительный; 1-хороший; 1-очень хороший, 1-слабый.
  6. Участие в Общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» по русскому языку и литературе (2013г.).

Лучший результат: диплом и ценный приз(книга) Литвак Е.и Фриауф Д.; диплом ВиттЛ.(все 7 класс).

  1. Участие в муниципальном конкурсе «Малые Гумбольдские чтения».

Результат: III место, Витт Л., 6 класс, 2011г.

8. Ежегодное участие в Международной игре «Русский медвежонок» по

русскому языку.

Лучший результат: II место на уровне муниципалитета. Цымбал Т., 9

класс, 2011г.

  1. Участие в муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников

По русскому языку. Мадекша Ярослав, Фриауф Диана.

  1. Результат ЕГЭ по русскому языку-2013г. – 100 баллов Лозовая Анна.

Средний балл по муниципалитету - 62, 70; по региону – 62,98; по России – 63,3.

Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство, использую опыт коллег, достижения ИКТ, материалы сайтов Интернета, электронные материалы библиотеки «Кирилла и Мефодия», «Фразы», электронных проложений к учебникам, цифровых технологий. Делюсь опытом работы с коллегами через социальные сети Интернета, где имею регистрацию на сайтах: «Педагогическая газета», «Наша сеть работников образования», «Одноклассники»; выступаю на педагогических советах и заседаниях методических объединений школы и района., была руководителем МО учителей гуманитарного цикла в школе (до 2011г.). Мною проведены открытые мероприятия: урок литературы в 10 классе по теме «Тургеневская девушка» на основе произведений И.С.Тургенева о любви (2012г.); мероприятие, посвященное празднованию Дня славянской письменности в 7 классе(2013г.), факультативное занятие в 8классе в рамках проведения районного семинара по теме «О чем расскажет текст».

Работаю в системе «Сетевой город».