Топ 10 техногенных катастроф 21 века кратко. Самые страшные катастрофы мира


Ужасно осознавать, сколько зла сделал сам себе человек и планете, на которой он живет. Большинство вреда принесли большие индустриальные корпорации, которые не задумываются об уровне опасности деятельности, стремясь получить прибыль. А особенно страшно то, что катастрофы произошли и в результате испытаний различного вида оружия, в том числе и ядерного. Предлагаем 15 самых больших катастроф в мире по вине человека.

15. Кастл Бра́во (1 марта 1954)


Соединенные Штаты в марте 1954 года произвели испытательный взрыв ядерного оружия в атолле Бикини, расположенного возле Маршальских островов. Он был в тысячу раз мощнее взрыва на Хиросиме, Япония. Это было частью эксперимента правительства США. Ущерб, нанесенный взрывом, был катастрофическим для окружающей среды на площади 11265.41 км2. Было уничтожено 655 представителей фауны.

14. Бедствие в Севесо (10 июля 1976)


Промышленная катастрофа недалеко от Милана, Италия, произошла в результате выброса в окружающую среду токсических химических веществ. Во время производственного цикла при получении трихлорфенола опасное облако вредных соединений попало в атмосферу. Выброс мгновенно подействовал губительно на флору и фауну прилежащей к заводу территории. Предприятие в течении 10 дней скрывало факт утечки химических веществ. Случаи заболевания раком возросли, что было доказано впоследствии исследованиями мертвых животных. У жителей маленького города Севесо стали возникать нередкие случаи сердечных патологий, респираторных заболеваний.


Расплавление части ядерного реактора на Трехмильном острове, Пенсильвания, США, привело к выбросу в окружающую среду неизвестного количества радиоактивных газов и йода. Авария произошла вследствие ряда ошибок персонала и механических неполадок. Много спорили о масштабе загрязнений, но официальные органы утаивали конкретные цифры, чтобы не поднимать панику. Они утверждали, что выброс был незначительный и не мог нанести вред флоре и фауне. Однако в 1997 году данные изучили повторно, и был сделан вывод, что у тех, кто жил вблизи реактора в10 раз больше имели место проявления рака и лейкемии, чем у других.

12. Выброс нефти из танкера Эксон Валдес (24 марта 1989)




В результате аварии на танкере компании «Эксон Вальдес» в океан в районе Аляски попало огромное количество нефти, что привело к загрязнению 2092,15 км береговой линии. Как следствие, был нанесен непоправимый вред экосистеме. И на сегодняшний день она не восстановлена. В 2010 году правительство США заявило, что вред был нанесен 32 видам дикой природы и, только, 13 видов удалось восстановить. Не смогли восстановить подвид касаток и тихоокеанской сельди.


Взрыв и затопление нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе на месторождении Макондо привело к тому, что произошла утечка нефти и газа в объеме 4.9 млн баррелей. По словам ученым, эта авария стала самой крупной в истории США и унесла 11 жизней работников платформы. Вред был нанесен и обитателя океана. До сих пор отмечают нарушения экосистемы залива.

10. Бедствие Лав-Канал (1978)


В Ниагара-Фоллз, штат Нью-Йорк, около сотни домов и местная школа были построены на месте свалки промышленных и химических отходов. Со временем химикаты просочились в верхние слои почвы и воду. Люди начали замечать, что возле домов появляются какие-то чёрные болотистые пятна. Когда сделали анализ, то обнаружили содержание восьмидесяти двух химических соединений, одиннадцать из которых были канцерогенными веществами. Среди заболеваний жителей Лав-канала стали появляться такие серьёзные болезни, как лейкемия, а у 98 семей родились дети с серьезными патологиями..

9. Химическое загрязнение Аннистона, Алабама (1929-1971)


В Аннистоне в районе, где сельскохозяйственный и биотехнологический гигант Монсанто впервые произвёл вещества, вызывающие онкозаболевания, по непонятным причинам произошел их выброс в реку Сноу Крик. Население Аннистона сильно пострадало. В результате воздействия повысился процент заболеваний диабетом и другими патологиями. В 2002 году Монсанто выплатил 700 млн долларов компенсации за ущерб и спасательные работы..


Во время военного конфликта в Персидском заливе в Кувейте Саддам Хусейн поджёг 600 нефтяных скважин, чтобы создать ядовитую дымовую завесу на целых 10 месяцев. Считается, что ежедневно сгорало от 600 до 800 тонн нефти. Около пяти процентов территории Кувейта было покрыто копотью, домашний скот умирал от болезней лёгких, а в стране увеличилось число заболевших раком.

7. Взрыв на химическом заводе Цзылинь (13 ноября 2005)


На химическом заводе Цзылинь прогремели несколько мощных взрывов. В окружающую среду было выброшено огромное количество бензола и нитробензола, который обладает губительным токсическим эффектом. Бедствие привело к смерти шести человек и ранению семидесяти.

6. Загрязнение Таймс-Бич, Миссури (декабрь, 1982)


Распыление нефти, содержащей токсичный диоксин, привело к полному разрушению небольшого города в Миссури. Метод применялся как альтернатива орошению, чтобы сбить пыль с дорог. Положение дел ухудшилось, когда в результате подтопления города водами реки Мерэмек, токсичная нефть распространилась по всему побережью. Жители подверглись воздействию диоксина и сообщали о проблемах с иммунитетом и мышцами.


В течение пяти дней дым от угольного горения и фабричных выбросов накрывал Лондон плотным слоем. Дело в том, что наступила холодная погода и жители массово начали топить печки углем, чтобы согреть дома. Сочетание производственных и общественных выбросов в атмосферу привело к густому туману и плохой видимости, а 12000 человек умерли от вдыхания токсичных испарений.

4. Отравление залива Минамата, Япония (1950-е)


За 37 лет производства пластмасс нефтехимическая компания Chisso Corporation сбросила 27 тонн металртути в воды залива Минамата. Так как жители его использовали для ловли рыбы, не зная о сливах химических веществ, то отравленная ртутью рыба нанесла серьёзный ущерб здоровью младенцам, родившимся у матерей, которые употребляли рыбу из Минамата в пищу, и убила больше 900 человек в регионе.

3. Бедствие Бхопала (2 декабря 1984)

О радиационном заражении в результате аварии ядерного реактора и пожаре на Чернобыльской атомной станции на Украине знает весь мир. Ее назвали самой ужасной катастрофой на атомной электростанции в истории. Около миллиона человек умерли из-за последствий ядерной катастрофы, главным образом от рака и из-за воздействия высокого уровня радиации.


После 9-балльного землетрясения и цунами, которые обрушились на Японию, ядерная установка Фукусимы Daiichi осталась без электроснабжения и потеряла способность охлаждать реакторы с атомным топливом. Это привело к радиоактивному заражению большой территории и акватории. Около двухсот тысяч жителей были эвакуированы из-за боязни возникновения тяжёлых заболеваний в результате облучения. Катастрофа еще раз заставила ученых задуматься об опасности атомной энергии и необходимости разработки

14 ноября на заводе "Ависма" в городе Березники Пермского края произошла авария, в результате которой погибли трое мужчин, был госпитализирован 21 человек. Изначально сообщалось, что на заводе произошел выброс хлора. Однако, по данным МЧС, люди погибли , его состав начало устанавливать следствие. Причиной аварии на предприятии стало проведение работ при неработающем вентиляторе.

4 июля на предприятии по производству полимеров "Девон" в поселке Левашово Выборгского района Санкт‑Петербурга произошел . Пострадали три человека.

12 июня в Москве на хладокомбинате произошла объемом один литр. На момент утечки химического вещества на хладокомбинате находились 12 сотрудников, все они были эвакуированы. Пострадавших нет.

27 мая в Москве на плодоовощной базе, расположенной на Кавказском бульваре, произошла , используемого при производстве парфюмерии и аэрозолей, а также в холодильных установках и для тушения пожаров на опасных объектах. В результате аварии пострадали четыре человека.

19 мая в Кургане тридцать литров на местном фармацевтическом комбинате "Синтез" в цехе №1, в корпусе по производству синтетического антибиотика. Разлив произошел на площади 10 квадратных метров. Пострадали три человека.

17 мая на химическом заводе "Корунд", расположенном в городе Дзержинск Нижегородской области. Интоксикацию хлором получил один человек, который был отправлен в стационар, семерым, обратившимся с недомоганием, была оказана помощь на месте.

20 марта в селе Самарское Азовского района Ростовской области в частном цехе по фасовке и рафинированию подсолнечного масла произошел . В результате ЧП одна из женщин‑рабочих скончалась на месте происшествия, вторая — в медицинском учреждении.
Восемь человек после отравления.

6 февраля произошла на станции Болотная в Новосибирской области. Из цистерны вместимостью 52 тонны вытекла одна четверть жидкости, часть гидрата аммиака вытекла по пути следования. Протекающая цистерна прибыла в составе грузового поезда со станции Химзаводская Куйбышевской железной дороги и направлялась на станцию Братск Восточно‑Сибирской железной дороги. Цистерну сразу отцепили и переставили в тупик. Разлив гидрата аммиака на железнодорожной станции не повлиял на график движения пассажирских и грузовых поездов.

2011

11 декабря утечка аммиака произошла в одном из цехов Белорецкого металлургического комбината. . Площадь разлива составила 15 квадратных метров. С места происшествия были эвакуированы 15 рабочих, пострадавших среди них не оказалось.

1 ноября автоцистерна, перевозившая аммиачную воду, перевернулась в районе села Красносвободное Тамбовского района. В автоцистерне перевозился 26‑процентный раствор аммиака, который используется для изготовления удобрений и практически безопасен. Из 12 тонн . Пожарные водой смыли разлитый раствор, а спасатели загерметизировали горловину цистерны.

В ночь на 1 сентября на станции "Челябинск‑Главный" было зафиксировано задымление в одном из вагонов. При проверке был обнаружен вагон с бромом в стеклянной таре, где несколько бутылок разбилось. Вагон был оперативно вывезен со станции в специально отведенное место, где было выставлено оцепление. В тот же день днем была полностью ликвидирована. Согласно данным Следственного комитета (СК), в результате выброса паров брома пострадали 132 человека, из которых 50 были госпитализированы.

20 июля в пункте приема цветных металлов в Кировском районе Перми произошел . ЧП произошло после того, как в пункте приема металлов начали вскрывать привезенные на сдачу баллоны. Были госпитализированы 29 человек.

10 июня выброс аммиака произошел в Великом Новгороде. На ОАО "Хладокомбинат" произошел . За медпомощью обратились 14 человек. Признаков отравления аммиаком обнаружено не было. Причиной происшествия явилась ошибка оператора ОАО "Хладокомбинат", подавшего аммиак в неэксплуатируемый ветхий трубопровод.

27 апреля произошел на ОАО "Химпром" в Новочебоксарске (Чувашия). В результате пятеро работников предприятия получили отравления различной степени тяжести. На энергосетях предприятия упало напряжение, что привело к отключению электроустановок и их остановке в корпусе 411 цеха электролиза, произошла авария с выделением электрохлоргаза в зал электролиза и производственного помещения корпуса.
Спустя несколько часов следом за одной аварией с выбросом хлора на предприятии произошла и другая. Около 01.25 мск 28 апреля при последующей проверке оборудования и подаче тепловой нагрузки на серию электролизеров предприятия произошла разгерметизация одного из них, в результате чего произошла повторная локальная загазованность хлором в зале электролиза.

2010

22 ноября произошел на хладокомбинате на севере Москвы. Во время проведения ремонтных работ на территории хладокомбината, расположенного по адресу: Ленинградское шоссе, дом 69, разгерметизировалась 10‑миллиметровая труба, по которой проходит аммиак. Автоматическая защита перекрыла подачу аммиака. Люди были эвакуированы, пострадавших нет. Облако опасных не вышло за пределы территории предприятия.

21 октября в Екатеринбурге на газораспределительной станции №1 (расположена в лесопарковой зоне поселка Калиновка) произошел выброс химического вещества одоранта , которое ветром отнесло в сторону Калиновки и города Березовский. Специалисты обнаружили и перекрыли место утечки, а также произвели нейтрализацию одоранта в почве раствором марганца. Угрозы для людей нет.

13 августа в Свердловской области в химическом цехе ЗАО "Туринский целлюлозно‑бумажный завод" произошло групповое острое профессиональное отравление хлором вследствие разлива гипохлорита натрия при нарушении технологического процесса. Четверо пострадавших были госпитализированы.

В ночь с 14 на 15 февраля в городе Краснокамске (Пермский край) ЗАО "Промхимпермь" производило перелив растворителя, в результате чего произошла утечка этого вещества. При выполнении этой работы порвался шланг, и на площадку пролилось два кубических метра растворителя , который по уклону через канализационный коллектор ушел на очистные сооружения ООО "Йодобром", а дальше — в Воткинское водохранилище. В результате свыше 50 тысяч человек на несколько дней остались без воды, поскольку из‑за аварии водоснабжения в городе было отключено.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Как бы далеко ни шагал научно-технический прогресс, катастрофы случались, случаются и, наверное, долго еще будут случаться. Некоторых из них можно было избежать, но большинство самых страшных событий в мире были неизбежны, потому что произошли по воле матушки-природы.

Самая ужасная авиакатастрофа

Столкновение двух “Боингов” 747

Человечеству неизвестно более страшной авиакатастрофы, чем та, которая произошла 27 марта 1977 года на острове Тенериф, относящемуся к Канарской группе. В этот день в аэропорте Лос-Родео произошло столкновение двух “Боингов”-747, один из которых принадлежал компании «КЛМ», другой – “Пан Американ”. Эта страшная трагедия унесла 583 жизни. Причинами, которые привели к этой беде, является роковое и парадоксальное стечение обстоятельств.

Лос-Родеосский аэропорт этим злополучным воскресеньем был серьезно перегружен. Диспетчер говорил с сильным испанским акцентом, к тому же радиосвязь страдала от серьезных помех. Из-за этого командир “Боинга” «КЛМ» неправильно истолковал команду прервать полет, что стало роковой причиной столкновения двух маневрировавших самолетов.

Лишь немногим пассажирам удалось спастись через пробоины, образовавшиеся в самолете “Пан Американ”. У другого “Боинга» отпали крылья и хвост, что привело к падению в ста пятидесяти метрах от места аварии, после чего его тянуло еще триста метров. Обе летающие машины загорелись.

На борту “Боинга” «КЛМ» находилось 248 пассажиров, ни один из которых не выжил. Самолет “Пан Американ” стал местом гибели 335 человек, среди которых весь экипаж, а также знаменитая модель и актриса Ив Мейер.

Страшнейшая из техногенных катастроф

Шестого июля 1988 г. в Северном море случилась самая страшная из всех катастроф, известных истории нефтедобычи. Она произошла на нефтяной платформе «Ріper Alpha», которую построили в 1976 году. Число жертв составило 167 человек, компания понесла убыток около трех с половиной миллиардов долларов.

Самое обидное, что количество жертв могло бы быть намного меньше, если бы не обычная человеческая глупость. Произошла большая утечка газа, за нею последовал взрыв. Но вместо того чтобы сразу после начала аварии остановить подачу нефти, обслуживающий персонал ждал команды руководства.

Отсчет шел на минуты, и вскоре вся платформа корпорации «Occidental Petroleum» была охвачена огнем, загорелись даже жилые помещения. Те, кто мог бы выжить после взрывной волны, сгорели заживо. Выжили только успевшие прыгнуть в воду.

Самая ужасная авария на воде

Когда затрагивается тема трагедий на воде, невольно вспоминается фильм «Титаник». Тем более, что такая катастрофа действительно была. Но это кораблекрушение не самое страшное в истории человечества.

Вильгельм Густлофф

Самой большой катастрофой, произошедшей на воде, по праву принято считать потопление германского корабля «Вильгельм Густлофф». Трагедия произошла 30 января 1945 г. Ее виновником была подлодка Советского Союза, которая подбила теплоход, вмещавший практически 9000 пассажиров.

Этот, на то время совершенный продукт кораблестроения, был сделан в 1938 году. Он казался непотопляемым и вмещал 9 палуб, рестораны, зимний сад, климатконтроль, спортзалы, театры, танцевальные площадки, бассейны, церковь и даже комнаты Гитлера.

Его длина составляла более двухсот метров, он мог проплыть полпланеты без заправки. Гениальное творение не могло затонуть без постороннего вмешательства. И оно произошло в лице экипажа подводной лодки С-13, которой командовал А. И. Маринеско. В легендарный корабль были выпущены три торпеды. За считанные минуты он оказался в пучине вод Балтийского моря. Погибли все члены экипажа, среди которых около 8000 представителей немецкой военной элиты, эвакуировавшиеся из Данцига.

Крушение “Вильгельма Густлоффа” (видео)

Наибольшая трагедия экологического характера

Усохшее Аральское море

Среди всех экологических катастроф ведущее место занимает усыхание Аральского моря. В свои лучшие времена оно было на четвертом месте по величине среди всех озер мира.

Катастрофа произошла из-за неразумного использования воды, которой поливали сады и поля. Усыхание происходило из-за необдуманных политических амбиций и действий лидеров тех времен.

Постепенно линия берега отодвинулась далеко вглубь моря, что привело к вымиранию большинства видов флоры и фауны. Кроме этого, начали учащаться засухи, климат существенно поменялся, судоходство стало невозможным, а больше шестидесяти человек остались без работы.

Куда исчезло Аральское море: странные символы на высохшем дне (ВИДЕО)

Ядерная катастрофа

Что может быть страшнее ядерной катастрофы? Безжизненные километры зоны отчуждения Чернобыльского региона – и есть воплощение этих страхов. Авария произошла в 1986 году, когда ранним апрельским утром взорвался один из энергоблоков Чернобыльской АЭС.

Чернобыль 1986

Эта трагедия унесла несколько сотен жизней эвакуаторов, тысячи умерли на протяжении десяти последующих лет. А сколько людей вынуждены были оставить свои жилища, одному Богу известно…

Дети этих людей до сих пор рождаются с аномалиями развития. Атмосфера, земля и вода вокруг атомной электростанции загрязнены радиоактивными веществами.

Уровень радиации в этом регионе до сих пор в тысячи раз превышает норму. Сколько времени должно пройти, чтобы в этих местах могли поселиться люди, никто не знает. Масштабы этого бедствия до сих пор до конца неизвестны.

Авария на ЧАЭС 1986: Чернобыль, Припять – ликвидация (ВИДЕО)

Катастрофа над Черным морем: Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел крушение

Крушение Ту-154 Министерства обороны РФ

Не так давно произошла катастрофа самолета Ту-154 Минобороны РФ, направлявшегося в Сирию. Она унесла жизни 64 талантливых артистов ансамбля имени Александрова, девяти известных ведущих телеканалов, главы благотворительной организации – знаменитой Доктора Лизы, восьми военных, двоих госслужащих, всех членов экипажа. Всего в этой страшной авиакатастрофе погибло 92 человека.

Этим трагическим утром в декабре 2016 года самолет дозаправился в Адлере, но неожиданно разбился сразу после взлета. Расследование велось долго, ведь необходимо было знать, какова причина катастрофы Ту-154.

Комиссия, расследовавшая причины аварии, среди обстоятельств, приведших к катастрофе, назвала перегрузку самолета, усталость экипажа и низкий профессиональный уровень подготовки и организации полета.

Результаты расследования катастрофы Ту-154 Министерства обороны России (ВИДЕО)

Подводная лодка «Курск»

Подводная лодка «Курск»

Крушение российской атомной подлодки «Курск», в котором погибли 118 людей, находившихся на ее борту, произошло в 2000 г. в Баренцевом море. Это вторая по масштабности авария в истории подводного флота РФ после катастрофы на Б-37.

12 августа, как и планировалось, началась подготовка к учебным атакам. Последние письменно подтвержденные действия на лодке зафиксированы в 11.15.

За несколько часов до трагедии командиру экипажа было доложено о хлопке, на что он не обратил внимания. Затем лодку сильно тряхнуло, что связали с включением антенны станции радиолокационного назначения. После этого капитан лодки больше не выходил на связь. В 23.00 обстановка на подводной лодке объявлена, как аварийная, о чем было доложено руководству флота и страны. Утром следующего дня в результате поисковых работ «Курск» был найден на дне моря на глубине 108 м.

Официальной версией причины трагедии назван взрыв учебной торпеды, который произошел в результате утечки топлива.

Подлодка Курск: что случилось на самом деле? (ВИДЕО)

Крушение корабля «Адмирал Нахимов»

Крушение пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» произошло в августе 1981 г. вблизи Новороссийска. На борту корабля находились 1234 человека, 423 из которых в тот злосчастный день расстались с жизнью. Известно, что на этот рейс опоздали Владимир Винокур и Лев Лещенко.

В 23:12 пароход столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», вследствие чего был затоплен электрогенератор и на «Нахимове» пропал свет. Судно стало неуправляемым и продолжало по инерции двигаться вперед. В результате столкновения в правом борту образовалась пробоина до восьмидесяти квадратных метров. Среди пассажиров началась паника, многие перелезли на левый борт и таким образом спустились на воду.

В воде оказалось почти тысяча человек, которые к тому же еще и перепачкались мазутом и краской. Спустя восемь минут после столкновения пароход затонул.

Пароход Адмирал Нахимов: крушение корабля – Русский Титаник (ВИДЕО)

Нефтяная платформа, взорвавшаяся в Мексиканском заливе

Самые страшные экологические катастрофы мира в 2010 году пополнились еще одной, случившейся в Мексиканском заливе в восьмидесяти км от Луизианы. Эта одна из самых опасных для экологии аварий техногенного характера. Случилась она 20 апреля на нефтеплатформе «Deepwater Horizon».

В результате разрыва труб в Мексиканский залив вылилось порядка пяти млн., баррелей нефти.

В заливе образовалось пятно размером 75000 кв. км, что составило пять процентов всей его площади. Катастрофа лишила жизни 11 человек, 17 получили увечья.

Катастрофа в Мексиканском заливе (ВИДЕО)

Крушение «Concordia»

Четырнадцатого января 2012 г. список страшнейших происшествий в мире пополнился еще одним. Возле итальянской Тосканы круизный лайнер «Коста Конкордия» напоролся на выступ скалы, в результате чего у него образовалась пробоина размером в семьдесят метров. В это время большинство пассажиров находились в ресторане.

Правый бок лайнера начал погружение в воду, затем его выбросило на отмель через 1 км от места крушения. На корабле находилось более 4000 людей, которых эвакуировали всю ночь, но спасти удалось не всех: 32 человека все же погибли и сто пострадали.

Costa Concordia – крушение глазами очевидцев (ВИДЕО)

Извержение Кракатау в 1883 году

Природные катастрофы показывают, как ничтожны и беспомощны мы перед явлениями природы. Но все самые страшные катастрофы в мире – ничто в сравнении с извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.

Двадцатого мая над вулканом Кракатау можно было увидеть большой дымовой столб. В этот момент даже на расстоянии 160 километров от него задрожали окна домов. Все ближайшие острова покрылись толстым слоем пыли и пемзы.

Извержения продолжались вплоть до 27 августа. Последний взрыв стал кульминацией, в результате которой прошли звуковые волны, несколько раз обогнувшие всю планету. На плывших в Зондском проливе кораблях в этот момент перестали правильно показывать компасы.

Эти взрывы привели к погружению под воду всей северной части острова. Морское дно в результате извержений приподнялось. Много пепла из вулкана оставалось в атмосфере еще на протяжении двух-трех лет.

Цунами, высота которого составила тридцать метров, смыло около трехсот поселений, унесло жизни 36000 людей.

Самое мощное Извержение Вулкана Кракатау (ВИДЕО)

Землетрясение в Спитаке в 1988

Седьмого декабря 1988 года список «Лучшие катастрофы в мире» пополнился еще одной, произошедшей в армянском Спитаке. В этот трагичный день подземные толчки буквально за полминуты «стерли» с лица земли этот город, до неузнаваемости разрушили Ленинакан, Степанаван и Кировакан. Всего пострадали двадцать один город и триста пятьдесят сел.

В самом Спитаке землетрясение имело силу в десять баллов, на Ленинакан обрушилось девятибальная, а на Кировакан – восьмибальная, практически всю остальную часть Армении – шестибальная стихия. Сейсмологи подсчитали, что во время этого землетрясения высвободилась энергия, соответствующая силе десяти взорвавшихся атомных бомб. Волну, которую вызвала эта трагедия, зафиксировали научные лаборатории практически всего мира.

Эта природная катастрофа 25000 человек лишила жизни, 140000 – здоровья, а 514000 – крыши над головой. Сорок процентов промышленности республики вышло из строя, разрушены школы, больницы, театры, музеи, дома культуры, автомобильные и железные дороги.

На помощь были призваны военные, медики, общественные деятели всей страны и зарубежья, как ближнего, так и дальнего. Активно собиралась гуманитарная помощь по всему миру. По всей пострадавшей от трагедии территории были развернуты палатки, полевые кухни и медпункты.

Самое печальное и поучительное в этой ситуации то, что масштабы и жертвы этой страшной беды могли бы быть во много раз меньше, если бы сейсмическая активность данного региона была принята во внимание и все строения были возведены с учетом этих особенностей. Неподготовленность спасательных служб также внесли свою лепту.

Трагические дни: землетрясение в Спитаке (ВИДЕО)

Цунами в 2004 году Индийский океан – Индонезия, Таиланд, Шри-Ланка

В декабре 2004 года на побережья Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки, Индии и других стран обрушилось разрушительное цунами страшной силы, вызванное подводным землетрясением. Огромные волны опустошило эту местность и принесли смерть 200000 человек. Самое обидное, что большинство погибших дети, так как в этом регионе высокая пропорция детей на количество населения, к тому же дети физически слабее и меньше, чем взрослый человек, способны сопротивляться воде.

Наибольшие потери понесла провинция Ачех в Индонезии. Там разрушены практически все постройки, погибли 168000 людей.

В географическом плане это землетрясение было просто огромным. Сдвинулось до 1200 километров породы. Сдвиг происходил двухфазно с интервалом две-три минуты.

Количество жертв оказалось так велико, потому что по всему побережью Индийского океана не было общей системы оповещения.

Нет ничего страшнее бедствий и трагедий, которые лишают людей жизни, крова, здоровья, разрушают промышленность и все, над чем человек трудился долгие годы. Но часто выясняется, количество жертв и разрушений в таких ситуациях могло быть намного меньшим, если бы все относились добросовестно к своим профессиональным обязанностям, в некоторых случаях необходимо было заранее предусмотреть план эвакуации и систему оповещения местных жителей. Будем надеяться, что в будущем человечество найдет способ, как избежать таких страшных трагедий или уменьшить урон от них.

Цунами в Индонезии 2004 год (ВИДЕО)

Recommended for you


«Трансвааль-парк», «Хромая лошадь», «Зимняя вишня» - сотни людей становятся жертвами халатности владельцев клубов и торговых центров, а также надзорных органов, которые не следят за исполнением правил техники безопасности и надлежащей эксплуатацией зданий. «Сноб» вспоминает самые крупные техногенные катастрофы в России, произошедшие за последние 15 лет, были ли найдены виновные и удалось ли их наказать

Бригады спасателей разбирают завалы рухнувшего в аквапарке "Трансвааль-парк" купола Фото: Валерий Блинов/РИА Новости

«Трансвааль-парк», Москва

Погибшие: 28 человек, среди которых 8 детей.

Что случилось: В день трагедии в здании аквапарка в Ясенево, самого большого в Восточной Европе, находились около 1300 человек. Железобетонный купол обрушился прямо на зону водных развлечений. 193 человека, в том числе 51 ребенок, получили тяжелые травмы, многие остались инвалидами.

Кто виноват: Причиной катастрофы стала ошибка проектирования. Следствие предъявило обвинение начальнику Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолию Воронину, утвердившему проект, и главному архитектору парка Нодару Канчели. Канчели также проектировал подземный комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади, купол храма Христа Спасителя и крышу Басманного рынка, которая обрушилась в 2006 году. Через два года разбирательства Канчели был амнистирован в честь 100-летия Госдумы, а Воронин освобожден за отсутствием состава преступления. В 2013 году на месте аквапарка был открыт многофункциональный комплекс семейного отдыха «Мореон».

Басманный рынок, Москва

Погибшие: 68 человек.

Что случилось: Здание рынка рухнуло ранним утром, площадь обрушения составила 13 тысяч квадратных метров.

Кто виноват: Следователи установили, что катастрофа наступила из-за систематической неправильной эксплуатации здания. Например, на антресолях, спроектированных для лоточной торговли, были установлены торговые площадки, которые вместе с размещенным в них товаром перегружали конструкцию. Обвинение в нарушении эксплуатации были предъявлены директору Басманного рынка Марку Мишиеву. Через несколько дней его освободили из-под стражи, и все время следствия, которое продолжалось до 2008 года, он находился на свободе. Затем дело было внезапно прекращено, а через две недели снова возобновлено и завершилось к 2009 году. В 2010 году стало известно, что генеральный прокурор РФ Юрий Чайка отказался утвердить обвинительное заключение против Мишиева и снова направил дело на дорасследование.

Клуб «Хромая лошадь», Пермь

Погибшие: 156 человек.

Что случилось: Во время празднования восьмилетия клуба, рассчитанного на 50 человек, в здании произошел пожар. В момент трагедии в помещении находилось 300 человек, включая персонал. Когда начался фейерверк, от холодного огня загорелись декорации. Свет погас, аварийного освещения предусмотрено не было, у двери эвакуации была открыта лишь одна створка, начались паника и давка. Люди погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения.

Кто виноват: Сразу после трагедии все правительство Пермского края подало в отставку, со своего поста ушел глава администрации Перми Аркадий Кац. На скамье подсудимых оказалось восемь человек: соучредители, арт-директор и другие сотрудники клуба, а также поставщик пиротехники. Владелец «Хромой лошади» Анатолий Зак попытался скрыться, но был задержан и в конце концов приговорен к 9 годам и 10 месяцам колонии. Остальные обвиняемые получили от 4 до 6 лет колонии.

Теплоход «Булгария», Татарстан

Погибшие: 122 человек, в том числе 28 детей.

Что случилось: Теплоход шел по Волге по маршруту Казань — Болгар — Казань и, как позже выяснили следователи, не мог не затонуть: экипаж был неопытным и регулярно нарушал правила технической эксплуатации, а у судна имелись многочисленные повреждения — от неработающего дизель-генератора до дыр в корпусе. Кроме того, в день катастрофы поднялся шторм со скоростью ветра 20 метров в секунду. Следователи установили, что главной причиной крушения стали незадраенные экипажем иллюминаторы: в них залилась вода, когда из-за сильного порыва ветра и выполнения судном поворота возник крен. Корабль завалился на бок и ушел под воду за считаные минуты. В катастрофе спаслись лишь 79 человек.

Кто виноват: Расследование продолжалось два года. Среди обвиняемых — глава организации-субарендатора и эксплуататора «Булгарии», эксперт Российского речного реестра, лицензировавший теплоход, начальник и главный госинспектор Казанского отдела Ространснадзора, а также выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». Пятеро обвиняемых получили сроки от 5 до 11 лет.

ТЦ «Адмирал», Казань

Погибшие: 18 человек во время пожара и 1 человек, подполковник МЧС, при обрушении здания.

Что случилось: Пожар возник из-за кровельных работ на крыше пристройки к торговому центру. Так как при строительстве ТЦ были использованы материалы низкой огнестойкости, конструкции здания быстро начали заваливаться, перекрывая эвакуационные выходы. Пламя захватило площадь в 4 тысячи квадратных метров.

Кто виноват: По версии следствия, с 2013 года здание ТЦ незаконно эксплуатировалось без соответствующего разрешения и с грубыми нарушениями норм противопожарных правил. К уголовной ответственности привлечены 12 человек: собственник торгового центра, директор организации-арендатора, сотрудники, ответственные за пожарную безопасность, а также рабочие, чьи действия привели к возгоранию кровли. Часть дел передана в суд в 2017 году.

Подготовила Анна Карпова

11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами произошла крупная радиационная авария максимального, 7-го уровня по Международной шкале ядерных событий на АЭС «Фукусима-1». Финансовый ущерб, включая затраты на ликвидацию последствий, затраты на дезактивацию и компенсации, оценивается в 100 миллиардов долларов. Поскольку работы по устранению последствий займут годы, сумма увеличится.

Техногенная катастрофа (англ. Industrial disaster) - крупная авария на техногенном объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.

Одной из особенностей техногенных катастроф является их случайность (этим они отличаются от терактов). Обычно техногенные противопоставляются природным катастрофам. Однако, подобно природным, техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъему или потере авторитета власти.

Ежегодно в мире происходят десятки техногенных катастроф разного масштаба. В этом выпуске вы найдете перечень крупнейших катастроф, произошедших с начала века.

2000 год

«Петробрайс» - бразильская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира компании расположена в Рио-де-Жанейро. В июле 2000 года в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающей платформе в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3180 тонн). Для сравнения: летом 2013 года около курортного острова в Таиланде вылилось 50 тонн сырой нефти.

Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.

Компания «Петробрайс» выплатила 56 млн долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов - в бюджет штата.

2001 год

21 сентября 2001 года во французском городе Тулуза на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония (соль азотной кислоты), которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, виновато руководство комбината, которое не обеспечило безопасное хранение взрывоопасного вещества.

Последствия катастрофы были гигантские: погибли 30 человек, общее число раненых - более 3000, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность. Общая сумма ущерба - 3 млрд евро.

2002 год

13 ноября 2002 года около берегов Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 000 тонн мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул. В результате катастрофы в море попало 63 000 тонн мазута.

Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млрд долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

2004 год

26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.

Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории - временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция - 318 млн долларов.

2007 год

19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало еще четыре, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти все руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.

2009 год

17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на , расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.

Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.

Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7,3 миллиарда рублей, включая ущерб, причиненный экологии.

2010 год

4 октября 2010 на западе Венгрии произошла . На заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами - так называемым красным шламом. Около 1,1 миллиона кубометров едкого вещества затопили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер в 160 километрах к западу от Будапешта.

Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

2011 год

11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила четыре из шести реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.

Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккерелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, которые составили тогда 5,2 млн терабеккерелей.

Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.

Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.

2012 год

28 февраля 2012 года на химическом предприятии в китайской провинции Хэбэй произошел взрыв, унесший жизни 25 человек. Взрыв прогремел в цехе по производству нитрогуанидина (его используют в качестве ракетного топлива) на химзаводе компании «Хэбэй Кээр» в городе Шицзячжуан.

Почти 100 зданий в округе были разрушены, от 5 до 15 человек погибли, около 160 человек получили ранения, а сам городок стал похож на зону военных действий или на съемочную площадку очередного фильма про Терминатора.

2015 год

12 августа 2015 года в результате нарушения техники безопасности при хранении взрывчатых веществ в китайском порту прогремели два взрыва огромной силы, которые привели к большому количеству жертв, сотням разрушенных домов и тысячам уничтоженных автомобилей.