Трансильвания — Все монархии мира. Трансильвания Князь трансильвания

Где находится Трансильвания? В какой стране? Все ли могут с уверенностью ответить на эти вопросы? Трансильвания - самая таинственная историческая область Румынии. Также она известна под названием Залесье или Семигород. А если точнее, то где находится город Трансильвания? Он располагается на северо-западе Румынии, в его состав входят 16 мелких административно-территориальных округов - жудецов. Эта румынская территория довольно многонациональна, большинство населения - это румыны и венгры, также здесь проживают немцы, славяне, сербы, евреи и цыгане. Теперь вы имеете представление, где находится Трансильвания. История этого таинственного города будет поведана читателю далее.

История

Где находится Трансильвания - родина графа Дракулы? А какова ее история? Трансильванские территории долгое время, начиная с античности, переходили от государства к государству. В эпоху античности именно здесь находилась столица дакийского народа - Сармизегетуза. В начале II века нашей эры эти земли были захвачены римским императором Трояном и превратились в римскую провинцию Дакию.

На протяжении IV-VII веков во время Великого переселения народов через Трансильванию прошло множество народов и племен, одним из которых было племя мадьяр, в начале XI века именно венгерский король Иштван I, победив в сражении местного князя, присоединил трансильванские земли к Венгрии.

В 1526 году Трансильвания была захвачена Османским султаном и превратилась в самостоятельное княжество во главе с хорватом Яношем Запольи. Хоть с этого момента Трансильвания и являлась вассалом Османской империи, внутреннюю автономию княжество сохранила. Османский султан помог Яношу не только закрепиться в Трансильвании, но и обеспечил ему возможность занять королевский трон в Венгрии, из основанного им Восточно-Венгерского королевства в 1570 году и возникло княжество Трансильвания.

Трансильванское княжество до 1699 года оставалось вассалом Османского государства и в обязательном порядке платило ему дань, за что пользовалось относительной автономией.

Неудачи внешней политики трансильванских князей привели к тому, что в 1711 году княжество полностью лишилось своей государственности. Австрийские Габсбурги получили полный контроль над территориями и начали активный процесс окатоличивания населения.

После окончания Первой мировой войны территория Трансильвании была присоединена к Румынии, а спустя двадцать два года по решению Венского арбитража Трансильвания была разделена между двумя государствами - северная часть отошла Венгрии, а южная осталась в составе Румынии. В конце 60-х годов была упразднена автономная область, созданная на востоке Трансильвании, а с ней окончательно ликвидирована и автономия мадьярского населения.

Достопримечательности

Вся территория Трансильвании окутана духом Средневековья, на ее территории расположены многочисленные памятники той таинственной эпохи, каждый ее уголок окутан загадками, легендами и преданиями.

Замок Дева

Одной из главных достопримечательностей этих земель является замок Дева, первые упоминания о котором датируются еще серединой 13 века. Этот замок являлся стратегически важной крепостью Румынии, именно благодаря ему удалось сдержать нападение половцев в 13 веке. В середине 19 века замок был взорван отступающими венгерскими войсками и почти полностью разрушен.

К сожалению, до наших дней замок восстановлен не был, хотя и получил статус заповедника.

Замок Корвинешт и замок Хуниадов

У этого замка еще есть одно название - «замок Воронов», такое название произошло от прозвища короля Корвина, построившего этот замок. Он является образцом готического стиля в Трансильвании. На протяжении многие веков замок оставался родовым гнездом мадьярских феодалов, в эпоху барокко и ренессанса каждый из новых господ добавлял новые строения к уже имеющемуся комплексу.

О замке ходит множество легенд. Согласно одной, в подвале замка жил плененный Влад Дракула, а другая легенда говорит о 30-метровом колодце, который 15 лет рыли три плененных турка, их должны были отпустить после исполненных работ, однако обманули, что подтверждает надпись на колодце «Колодец у вас теперь есть, а сердца — нет».

Крепость Алба-Юлия

Первые поселения в Алба-Юлия возникли еще с античных времен, что подтверждается археологическими раскопками. На территории комплекса Алба-Юлия, состоящего из трех крепостей разных времен, лучше всего сохранилась крепость, построенная в начале 18 века, выстроенная в форме звезды. Внутри комплекса расположен православный монастырь одновременно с римско-католическим собором, также здесь находилась Трансильванская библиотека, дворец принцев, университет. В настоящее время здесь расположен Музей объединения - краеведческий музей.

Крепость Сигишоара

Этот небольшой городок, основанный в XVII веке, был внесен в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь располагается построенная саксонскими немцами крепость Сигишоара. Строительство крепости началось в 12 веке на руинах древнеримской цитадели, а в 15 веке крепость была расширена, здесь находились укрепленные бастионы с оружием, направленные на четыре стороны света. Крепость сохранилась практически в первозданном виде, в ней располагалась часовая башня с цитаделью, смотровая площадка, церковь, монастырь. В наши дни были открыты Оружейный и Исторический музеи.

Этот замок является исторической родиной Влада Цепеша, более известного как граф Дракула, именно на главной площади располагался его дом. Ежегодно в июле в Сигишоара устраивается средневековый фестиваль и ярмарка.

Замок Бран

В Трансильвании где находится замок Дракулы? Он расположен на границе с Мунтенией. Эта достопримечательность является туристической Меккой Румынии, так как, согласно легенде, именно здесь жил таинственный король вампиров граф Дракула.

На самом деле Влад Цепеш никогда здесь не жил, а если и бывал, то несколько раз проездом. Легенда о том, что Влад был заточен в одном из его подвалов - вымысел. За всю свое многовековую историю крепость сменила множество владельцев, самым известным из которых является румынская королева Мария Эдинбургская, супруга короля Фердинанда I.

Граф Влад Дракула

Огромную популярность Трансильвании принесла книга Брема Стокера «Граф Дракула», в которой идет речь о легендарном вампире, жившем в Трансильвании. Историческим прототипом графа вампира выступает господарь (князь) Валахии Влад III Басараб, также известный как Влад Цепеш. Влад находился на троне в течение трех периодов: в 1448, 1456-62 и 1476 годах. Свое прозвище Цепеш (Кол или Колосажатель) князь получил через тридцать лет после своей смерти.

Точной даты рождения князя не известно, историки называют 1429-1436 года. Из-за сложной политической ситуации Влада и его брата Раду отправили в качестве заложников к турецкому султану, где ему пришлось прожить 4 года до 1448 года. Турецкий плен нанес сильный удар по психике валахского юноши.

В 1448 году юноша узнал о смерти своего отца, Влада II - он был убит трансильванским воеводой Хуньяди, при поддержке турецких войск он вернулся на родину и занял трон отца. Однако первое его правление продлилось недолго, воевода Хуньянди вынудил бежать его в Молдавию, где он находился до 1455 года. В 1456 году он уезжает в Трансильванию, там собирает армию для похода на Валахию, благодаря поддержке валашских бояр Влад возвращает себе трон.

Вернув себе Валахский трон, Влад первым делом решил отомстить за смерть отца и старшего брата. После проведенного расследования по приказу Влада было казнено по разным источникам до двадцати тысяч человек - они были посажены на кол, казнь была осуществлена в пасхальную неделю 1457 или 1459 года, за что получила название «Пасхальная казнь бояр».

Много внимания Влад уделял религии и благотворительности, он оказывал материальную поддержку православной церкви, строил монастыри и соборы, постоянно жертвовал крупные суммы для монастырей в греческом Афоне.

Несмотря на то что своим троном он во многом был обязан турецкому султану Мехмеду II, в 1461 году он отказывается платить ему дань и уничтожает турецкую администрацию на берегу Дуная. В 1462 году в ходе «ночной атаки» Влад с семитысячной армией вынудил отступить стотысячную армию турков. Для того чтобы нагнать страх на турок, всех пленных он заживо садил на кол. Однако в этом же году из-за предательства одного из венгерских монахов Влад был на 12 лет пленён в Венгрии.

В 1476 году Владу удалось вернуть себе трон. В этом же году он был убит - либо турками во время одного из сражений, либо же своим слугой, которого подкупили турки.

Был ли Влад вампиром?

Легенда о графе-вампире появилась спустя несколько столетий после смерти князя, в ее основе лежит его жестокое отношение с пленными и предателями - он беспощадно сажал их на кол. Князь обладал поразительным взглядом - в нем не отражались эмоции и чувства, его взгляда боялись даже самые близкие люди. Прозвище Дракула - Дракон, Влад получил от отца, который состоял в тайном обществе «Орден Дракона», куда со временем вступил и он сам. Некоторые из историков считают, что Дракула также может происходить от «дьявола».

Первые разговоры о том, что Влад пьет кровь людей, начались после того, как однажды князь, пригласив на пир бояр, живьем посадил их на кол, а потом начал макать хлеб в ведро с истекающей из них кровью и есть его, этот случай описывается в летописях историка XV века Бехайма.

Легенда о вампиризме остаётся легендой, которая только подтверждается жестокой «мудростью» князя. Так, для того чтобы избавить Валахию от нищих, князь приказал собрать всех попрошаек и устроить для них пир, после дом, где было пиршество, заколотили и сожгли - не выжил никто.

Смерть князя

Смерть не принесла князю успокоения. После кончины бояре отрубили ему голову и послали в дар турецкому султану, который вывесил ее на стене дворца. Что случилось с телом Влада, точно не известно. Существует версия, что он похоронен на монастырском кладбище Снагов, возле Бухареста. Согласно другой версии, тело пропало бесследно, а третья версия говорит о тайном захоронении князя вместе с несметными сокровищами. В последнее время историки склоняются ко второй версии, а могилу называют просто кенотафией - памятником над пустой могилой.

Как ни ужасно было правление Влада Цепеша, несмотря на сто тысяч погибших от его рук, на своей родине он считается национальным героем и освободителем, а легенда о графе-вампире только способствует развитию туристической отрасли Румынии.

Мистический лес

Однако на легенде о вампирах мистика в Трансильвании не оканчивается. Лес, расположенный недалеко от города Клаж-Напока, получил славу «Бермудского треугольника Трансильвании». Согласно легенде, на протяжении многих столетий здесь бесследно пропадали люди. Сама местность кажется лесом из страшной сказки - деформированные покрученные деревья, непроходимые чащи, а люди, посещавшие этот лес, говорят о странных симптомах: дезориентация, мигрени, головокружение, непонятно откуда появляющиеся на теле ожоги и царапины. Очевидцы также говорят о странных мелькающих тенях, странных голосах, ощущении чужого присутствия, парапсихологи называют этот лес ловушкой для заблудших душ.

Теперь вам известно, где находится Трансильвания в Румынии, и какими тайнами окутана эта прекрасная местность.

Трансильвания – это самый крупный и, пожалуй, самый известный регион в Румынии. Оказавшись в Трансильвании, вы попадаете в мир со своеобразной природой и менталитетом. Это регион регион контрастов и разные его части абсолютно не похожи друг на друга.

Трансильвания имеет богатую историю и является местом, где переплетаются между собой самые разные культуры. Живущие вместе на одной территории румыны, венгерцы, саксонцы и цыгане составляют главную особенность этого места.

Трансильвания – таинственная земля, полная загадочных памятников средневековья: на территории региона находятся около ста замков и крепостей и около семидесяти укрепленных церквей, которые во всей Румынии по праву считаются наиболее известными и на сегодняшний день наилучшими образом сохранившими свой первоначальный вид. Более любознательные и искушенные путешественники, в свою очередь, найдут для себя интересными множество маленьких деревушек со старыми домами и церквями-крепостями.

Поскольку Трансильвания окружена Карпатами, то та ее территории имеется громадное количество горных лесов. Потому туристы имеют великолепные возможности для совершения пеших походов или скалолазания в любом из множества находящихся здесь национальных парков.

В центре Трансильвании ландшафт представлен зелеными холмами и реками. Большинство здешних крупных городов по своей планировке и архитектуре очень похожи на западноевропейские. Городская инфраструктура находится на достаточно высоком уровне, что обеспечивает постоянный приток туристов.

Регионы

Юго-восток (Сибиу, Брашов)

Юго-Восток, куда входят жудецы Сибиу и , по сравнению с остальными регионами страны, имеет более ярко выраженные саксонские черты. Данный регион особенно популярен среди туристов, благодаря большому количеству находящихся на его территории крепостей (Рышнов, Бран), старых городов, укрепленных церквей в живописных деревушках (Бьертан, Валеа Вилор, Вале, Прежмер) и горных лесов (Пятра Краюлуй). Кроме того, здесь находятся некоторые из самых известных лыжных курортов (Пояна-Брашов). Сравнить цены на отели Трансильвании от разных сервисов бронирования можно , а заказать заранее - на всем известном сайте . Некоторые предпочитают останавливаться в частных апартаментах - такие предложения можно посмотреть .

Восток

В восточном регионе с городами Сфынту-Георге, Меркуря-Чук и весьма сильно чувствуется влияние культуры соседней Венгрии. Жудецы Хагрита (Меркуря-Чук) и Ковасна (Сфынту-Георге) также известны как Секейский край. Здесь можно купить свежий хлеб, а также местную сладость под названием кюртешкалач или насладиться видами на озеро Сфынта-Ана.

Юго-запад

Населенные пункты Дева и Алба-Юлия, расположенные в жудецах Хунедоара и Алба, являются важными историческими памятниками Румынии. Город Алба-Юлия раньше служил столицей княжества Трансильвания, объединяющей все румынские регионы. Здесь можно посмотреть знаменитый замок Корвинешть, озера, пещеры и другие живописные природные памятники. На территории региона также находится национальный парк Ретезат.

Северо-запад

Что касается жудецев Клуж и Бистрица-Нэсэуд, то трудно сказать, чья культура здесь является преобладающей. является университетским городом и исследовательским центром. Здесь также имеются известные исторические и культурные памятники. В окрестностях города находятся живописными деревни (румынские, венгерские и немецкие). Находясь в данном регионе, можно также посетить расположенное недалеко от города Турда одноименное ущелье. Бистрица-Нэсэуд известен своими озерами, пещерами, курортами и памятниками истории. Город Джуртелеку-Шимлеулуй также находится в северо-западном регионе.

Жудецы Трансильвании

Жудце в Румынии - это административно-территориальная единица первого уровня. В Трансильвании выделяют следующие жудцы:

  • Бистрица-Нэсэуд
  • Брашов
  • Ковасна
  • Хагрита
  • Хунеодара
  • Муреш
  • Сибиу

История

Благодаря знаменитому роману «Дракула» писателя Брэма Стокера, у многих людей Трансильвания ассоциируется с историями о кровожадных вампирах (именно в здесь происходит действие романа). Тем не менее, вампиры – не единственное, чем знаменит этот регион. Трансильвания – это также один из самых красивых природных районов Европы со множеством живописных деревень, средневековых городов-крепостей и монастырей. Оживленные города Трансильвании с потрясающей барочной архитектурой предлагают путешественниками широкие возможности в туристическом плане, а цена здесь намного ниже, чем, скажем, во Франции или Германии. Трансильвания – родина не только некоторых наиболее развитых современных городов, но и старых деревушек, где сегодня люди живут точно так же, как и сотню лет тому назад. Трансильвания окружена туманными Карпатами, а также является домом для некоторых редких представителей флоры (орхидеи и другие растения) и фауны (медведи, волки).

Трансильвания – это регион, известный своей многоэтнической культурой и историей. Одно время она являлась частью Венгерского королевства (950-1526), после чего стала самостоятельным княжеством (1526-1690) до тех пор, пока не была включена в состав Габсбургской империи. После распада Австро-Венгрии согласно Трианонскому договору, ознаменовавшему окончание «Великой войны» между Венгрией и союзниками, было образовано государство путем объединения Трансильвании с Молдавией и Валахией.

Такая сложная историческая судьба Трансильвании объясняет многообразные культурные различия между этим регионом и остальной частью Румынии. На протяжении долгого времени румыны, составлявшие большую часть населения здесь, практически не имели никаких прав и находились под контролем малочисленных венгерцев и саксонцев. Другие национальные меньшинства включали цыган, евреев и армян.

После Первой мировой войны Трансильвания вошла составной частью в Великую Румынию. Что касается эпохи коммунизма, то она стала тяжелым периодом для представителей нацменьшинств региона, особенно для тех, кто до прихода тоталитарного режима считался владельцем небольшого бизнеса (венгерцы, евреи).

После революции 1989 года, большинство саксонцев, обосновавшихся в Трансильвании в 13 веке, когда регион был в составе Венгерского королевства, перебрались в Германию.

В разные времена в отношениях между основным населением и национальными меньшинствами наблюдалась определенная напряженность, однако до серьезного конфликта дело никогда не доходило. Потому сегодня Трансильвания является ярким примером многонационального региона, где между всеми народами царят относительные мир и согласие. Однако если говорить о Европе в целом, то румынские цыгане, как и раньше, подвергаются в ней серьезной дискриминации, и их культура не находит понимания со стороны большинства народов.

Сегодня Трансильвания является наиболее развитым регионом в Румынии, с одной стороны из-за туризма, с другой - из-за сильного капиталистического уклада, сложившегося перед Второй мировой войной. А присутствие в регионе немцев и венгерцев стало катализатором сильного влияния Запада, начало которому было положено в 1989 году.

Весьма интересно наблюдать множественные различия, имеющиеся в этом небольшом румынском регионе: на юге и юго-востоке Трансильвании преобладает саксонская культура, на востоке и северо-востоке ведущей является культура венгерцев, на севере более сильны славянские традиции, и, наконец, юго-запад не похож абсолютно ни на кого.

Оказавшись в Трансильвании, постарайтесь посетить несколько старых деревень - люди в них отличаются особой добротой и гостеприимством.

Города

  • Алба-Юлия
  • Сибиу
  • Сфынту-Георге

Язык

Сегодня практически каждый в Трансильвании говорит на румынском языке, хотя для некоторых этнических венгерцев (около 20% населения) на отдельных территориях, родным языком является венгерский. В регионе по-прежнему есть небольшое количество немецкоговорящих. В любом крупном городе вы легко сможете найти человека со средним знанием английского, французского или немецкого языков.

, западнорусский

Форма правления Выборная монархия К:Появились в 1570 году К:Исчезли в 1711 году

Кня́жество Трансильва́ния - государственное образование , существовавшее с по 1711 год на территории Трансильвании . Его территория, помимо земель Трансильванского воеводства, также включала восточную часть Венгрии - так называемый Парциум . Создание княжества связано с Шпайерским договором , однако в значительной мере в формировании образа Трансильванской монархии имел статус князя Иштвана как польского короля .

Княжество Трансильвания было символом выживания венгерской государственности , отстаивая венгерские интересы от посягательств и противопоставляя себя монархии Габсбургов , властвовавших в Венгерском королевстве.

История

Княжество Трансильвания было образовано в 1570 году , когда Янош II Запольяи отказался от своих претензий на венгерский престол по условиям Шпейерского договора и стал князем Трансильвании . Договор также признавал, что княжество Трансильвания оставалось в вассальной зависимости от Венгерского королевства .

Род Баториев пришел к власти в княжестве после кончины Яноша II в 1571 году . Он завещал свой трон своему казначею, Каспару Бекешу , но аристократия не приняла это решение и выбрала Иштвана Батори (Стефана Батория) в качестве воеводы. Это привело к короткой гражданской войне, которая закончилась победой Батория.

Трансильванское княжество, став вассалом Турции , вошло в систему подвластных султану территорий. Юридически Трансильвания сохраняла внутреннюю автономию, но не могла вести самостоятельной внешней политики, должна была выплачивать Турции ежегодную дань - харадж , поставлять Порте продовольствие, оказывать ей помощь войсками. Однако очень скоро Высокая Порта стала нарушать автономию княжества . Инициативы в области внешних сношений должны были получить одобрение Порты.

Княжества

Княжество Валахия Княжество Валахия

Молдавское княжество Молдавское княжество

Княжество Трансильвания Княжество Трансильвания

Объединённое княжество Королевство Румыния СР Румыния СР Румыния Республика Румыния

Прочие образования

Республика Банат Портал «Румыния»

К концу XVI столетия княжество насчитывало более 1 млн. жителей: около 560 тыс. венгров, около 330 тыс. влахов (33% населения; есть свидетельство источника о 25% в 1549-1573 гг.), около 90 тыс. немцев (саксов, «сасов»), около 85 тыс. представителей других этнических общностей. Во второй половине XVII в.- начале XVIII в. 45-50% населения Трансильванского княжества составляли мадьяры, 10-15 - немцы, 30-40% - влахи. К 1760 г. доля влахов равнялась уже 60%, по другим подсчетам - 66,46% .

Согласно же Джорджу Уайту, в 1600 году влахи, являвшиеся в основном крестьянами, уже составляли более 60 процентов населения . Эта теория находит поддержку у Иона Арделяну, который заявляет, что румыноязычное населения представляло "подавляющее большинство" в период правления Михая Храброго .

К 1660, согласно Миклошу Молнару, население княжества составляло 955 000 человек (с учётом населения Парциума): из них 500 000 венгров (в том числе 250 000 секеев), 280 000 влахов, 90 000 саксов и 85 тысяч сербов, украинцев и представителей других национальностей .

Карой Кочиш и Эстер Ходошиi утверждают, что венгры были доминирующей этнической группой до второй половины 17-го века, когда влахи стали большинством. Согласно их исследованиям, население княжества Трансильвания имело следующую структуру населения: в 1595 году из общей численности населения в 670 000 человек 52,2% были венграми, 28,4% являлись румынами, 18,8% - немцами; в 1720 году, из общей численности населения в 806 221, 49,6% были румынами, 37,2% - венгров, 12,4% - немцев.

Напишите отзыв о статье "Трансильвания (княжество)"

Примечания

  1. Katalin Péter, , Central European University Press, 2001, p. 27
  2. Károly Kocsis, Eszter Kocsisné Hodosi, , Simon Publications LLC, 1998, p. 106
  3. Diarmaid MacCulloch, , Viking, 2004, p. 443
  4. Instytut Historii (Polska Akademia Nauk), Historický ústav (Akademie věd České republiky), , Institute of History, Academy of Sciences of the Czech Republic, 2005, p. 338
  5. István Keul, , BRILL, 2009, p. 61
  6. Anthony Endrey, , Hungarian Institute, 1978, p. 70
  7. . - Peter Lang, 2006. - P. 99–. - ISBN 978-3-03910-570-0 .
  8. . Encyclopædia Britannica . Проверено 26 июня 2008.
  9. ; The Columbia Electronic Encyclopedia, Columbia University Press.
  10. И. Б. Греков, Л. В. Заборовский и др. . - Москва, 1984.
  11. Виноградов В. Н., Ерещенко М. Д. и др. Краткая история Румынии с древнейших времен до наших дней. - Москва, 1987.
  12. Исламов Т.М., Пушкаш А.И., Шушарин В.П. Краткая история Венгрии. - М .: Наука, 1991. - 608 с. - ISBN 5-02-009913-9 .
  13. George W. White. . - Rowman & Littlefield, 2000. - P. 132–. - ISBN 978-0-8476-9809-7 .
  14. . - Editura Academiei Republicii Socialiste România, 1983.
  15. Miklós Molnár, , Cambridge University Press, 2001, p. 113
  16. . Mek.niif.hu. Retrieved on 2012-06-01.
  17. Károly Kocsis, Eszter Kocsisné Hodosi, Ethnic Geography of the Hungarian Minorities in the Carpathian Basin, Simon Publications LLC, 1998,

См. также

Отрывок, характеризующий Трансильвания (княжество)

С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.
– Запишите, это нехорошо. Очень нехорошо, – строго сказал ему генерал с белыми усами и красным, румяным лицом.
На четвертый день пожары начались на Зубовском валу.
Пьера с тринадцатью другими отвели на Крымский Брод, в каретный сарай купеческого дома. Проходя по улицам, Пьер задыхался от дыма, который, казалось, стоял над всем городом. С разных сторон виднелись пожары. Пьер тогда еще не понимал значения сожженной Москвы и с ужасом смотрел на эти пожары.
В каретном сарае одного дома у Крымского Брода Пьер пробыл еще четыре дня и во время этих дней из разговора французских солдат узнал, что все содержащиеся здесь ожидали с каждым днем решения маршала. Какого маршала, Пьер не мог узнать от солдат. Для солдата, очевидно, маршал представлялся высшим и несколько таинственным звеном власти.
Эти первые дни, до 8 го сентября, – дня, в который пленных повели на вторичный допрос, были самые тяжелые для Пьера.

Флаг Трансильвании

Герб Трансильвании

Первый герб Трансильвании был составлен в 1596 году Левинусом Хульсиусом и выглядел так: щит пересечён; в первой части - возникающий орел, во второй - семь холмов с башнями. Однако уже в 1597 году изменил герб: к орлу были добавлены изображения солнца и луны, а холмы с башнями заменены на просто башни.

В 1659 году сейм Трансильвании утвердил этот герб, добавив червленый пояс. Элементы герба символизировали основные нации Трансильвании: орел (точнее - птица Турул) символизировал венгров; семь башен - саксов (немецкое название Трансильвании - Siebenbürgen, то есть Семиградье); червленый пояс символизировал секеев.

Алба-Юлия - один из семи городов, основанных венграми в Трансильвании, отчего та получила название Семиградье. Венгерское название города - Дьюлафехервар, так как первоначально он был резиденцией дьюлы - правителя Трансильвании. После захвата Центральной Венгрии турками-османами в 1526 году Трансильвания, отрезанная от , стала самостоятельным государством, а Дьюлафехервар - ее столицей.

Княжеский дворец был построен в XV веке и служил резиденцией правителей Трансильвании до конца XVI века. Современники описывали его как роскошное здание, украшенное фресками и мраморными лестницами. В 1599-1600 годах из княжеского дворца управлял всеми тремя Дунайскими княжествами. Недаром ныне у главного входа во дворец стоит конная статуя знаменитого господаря.

Во время хаоса, царившего в Трансильвании в начале XVII века, дворец был сильно разрушен. и восстановили дворец, но не во всей прежней красе. После потери Трансильванией независимости бывший дворец был отдан под солдатские казармы. В настоящее время он находится в весьма запущенном состоянии, но власти Алба-Юлии разрабатывают проект его восстановления.

Княжество Трансильвания
Erdélyi Fejedelemség (венгер.), Principatul Transilvaniei (румын.)

В античную эпоху Трансильвания была ядром государства даков. Здесь, на холме Грэдиштя-Мунчелулуй, находилась их столица Сармизегетуза. Во времена римского владычества Трансильвания входила в провинцию Дакия.

Во времена Великого переселения народов через Трансильванию прошло множество кочевых племён, последним из которых были мадьяры (венгры). По преданию, вождь каждого из семи венгерских племён построил себе по глиняному "замку", отчего этот регион впоследствии получил название "Семиградье".

В Венгерском королевстве Трансильвания всегда имела особый статус. В раннем средневековье местные вожди - дьюлы - правили как почти независимые правители. Позже короли Венгрии стали назначать в Трансильванию воевод.

Этнический состав Трансильвании был чрезвычайно пёстр. Поначалу большинство населения составляли венгры и секеи - этакие "венгерские казаки", занимавшиеся скотоводством (они даже платили специальный налог быками) и несшие военную службу по охране границ. Значительную долю составляли молдаване и валахи, бежавшие из-за Карпат от произвола местных господарей.

Кроме того, короли Венгрии охотно приглашали к себе немцев (преимущественно саксонцев) - торговцев и ремесленников, которых селили в Трансильвании. Семь городов, построенных трансильванскими саксами, дали другое название региону - Siebenbürgen , то есть Семиградье. (Эта версия происхождения названия выглядит более реалистичной, чем изложенная выше легенда о семи мадьярских князьях.) В феврале 1438 года был узаконен "союз трёх наций" (мадьяров, саксов и секеев) по совместному управлению Трансильванией. При этом православное большинство - молдаване и валахи - было ущемлено в правах.

В 1526 году в битве с турками при Мохаче погиб король Венгрии . Знать из западных областей Венгрии признала власть , который унаследовал Лайошу согласно достигнутой ранее договорённости. Однако магнаты Восточной Венгрии избрали из своих рядов другого короля - . На протяжении тридцати с лишним лет Запольяи боролись с Габсбургами и в итоге были вынуждены уступить: в 1570 году отказался от претензий на королевский титул и принял титул "князь Трансильвании и правитель части Венгрии".

Формально князья Трансильвании считались имперскими князьями, но фактически они были вассалами турецких султанов и платили Порте дань. При этом они сохраняли значительную автономию во внутренних делах. Трансильвания являлась сословно-представительской монархией. Князь избирался Государственным советом, в который помимо венгерских магнатов и секейской знати входили представители саксских городов. Усиление какой-либо знатной фамилии и попытка князя передать власть по наследству приводила к росту недовольства среди других дворян и свержению династии. Этому немало способствовали и Габсбурги, и османы, заинтересованные в существовании слабого и политически нестабильного княжества.

Несмотря на это, именно Трансильвания на протяжении полутора столетий сохраняла живую венгерскую культуру и идею венгерской независимости. Княжество добилось значительной степени религиозной и политической независимости в пределах своих собственных границ и успешно боролось за конституционные свободы. Трансильвания возглавила также процесс протестантской реформации в Венгрии. Ведущей религией стал кальвинизм, в северной части многие немцы и словаки приняли лютеранство. Князь даже предпринял в 1620-1621 годах попытку объединения венгерских земель под своей властью, но в итоге потерпел неудачу. и также много сделали для образования и культуры, их правление справедливо называют золотым веком Трансильвании. Они щедро выделяли деньги на украшение своей столицы Дьюлафехервара, которая стал главным оплотом протестантизма в Восточной Европе. Во время их правления Трансильвания также был одной из немногих европейских стран, где католики, кальвинисты, лютеране и унитарии жили во взаимной терпимости.

Последней попыткой восстановления независимости Трансильвании и вообще всей Венгрии стало восстание в 1705-1711 годах. Династия Габсбургов в Венгрии была низложена. Была создана Конфедерация венгерских сословий во главе с князем . Однако к 1711 году восстание было подавлено, и трансильванская государственность была окончательно упразднена. Бывшее княжество было присоединено к Венгерскому королевству на правах личной унии.

Короли Восточной Венгрии

Князья Трансильвании

1602-1603

Под властью Габсбургов. Военная администрация Джорджо Басты, управлявшего от имени императора

1603-1605

Бетлены

Трансильвания - историческая область в , классический пример региона со сменой геополитического и социокультурного кода.

Восточные и Южные Карпаты образуют горный клин с наибольшей высотой в 2544 метра. Эта природная граница на протяжении веков защищала Трансильванское плато с востока и юга.

О фракийском племени даков, населявшем Трансильванию, упоминает древнегреческий историк и географ Страбон. Воинственные даки совершали набеги на Римскую империю. Император Траян, в честь которого названы сооруженные им заградительные валы на северо-восточной границе империи, разбил даков. Римская провинция Дакия с золотыми приисками вначале 3 в. н.э. стала одной из самых богатых. Но во время Великого переселения народов Трансильванию заняли готы и провинция пришла в упадок. По одной из версий современные румыны являются потомками романизированных даков.

С 12 века Трансильвания стала частью Венгерского королевства, началась активная колонизация земель венграми, влахами и немцами. В результате колонизации Трансильвании венграми (мадьярами) сформировался местный венгерский субэтнос секеев, известных как отважные воины (напоминают русских и украинских казаков).

В 1211 году венгерский король для защиты восточных границ от степных орд (половцев) пригласил в Трансильванию рыцарей немецкого Тевтонского ордена, которые остались не у дел после свёртывания крестовых походов. Рыцарям были даны налоговые и торговые преференции. Орден возвёл на границе у карпатских перевалов крепости Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт (ныне Брашов). Благодаря удачному географическому положению на торговых путях с Молдовой и Валахией Кронштадт стал крупным экономическим центром Трансильвании.

В 1241 году в битве при Мухитатаро-монгольская орда под предводительством хана Батыя нанесла поражение венгерским войскам, а король Бела IV бежал в Далмацию. В дальнейшем в Трансильвании в Карпатах установилась граница с , а впоследствии – с Золотой Ордой или точнее с Буджаком (западный «угол» Золотой Орды).

В средневековье Трансильвания обладала автономией в Венгерском королевстве. В 1438 году немецкие колонисты вместе с мадьярами и секеями составили союз трех наций, управлявший Трансильванией до конца 18 века. В 16 веке немецкие колонисты приняли лютеранство, и княжество Трансильвания становится оплотом лютеранства на юго-востоке Европы.

В 1562 году произошло сражение при Мохаче, где Османская империя нанесла сокрушительное поражение войскам европейской коалиции, объединяющей венгров, чехов и хорватов. Была образована Османская Венгрия (1526 – 1699), в которой часть венгров, чей исторический социокультурный финно-угорский код частично заимствовал обычаи у тюркских народов, отнеслись к османам как к освободителям от засилья местных феодалов. Трансильвания признала верховенство турецкого султана, и получала политические дивиденды из противостояния и империи.

В 1687 году после неудачной осады турками Вены Трансильвания была занята австрийскими войсками, в 1711 году ликвидирована местная государственность. Начался процесс окатоличивания региона. После образования Австро-Венгерской империи Трансильвания вошла в состав Венгерского королевства.

На протяжении первой половины двадцатого столетия Трансильвания трижды меняла юрисдикцию. После окончания Первой мировой войны мирный договор, подписанный 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце в парижском предместье Версаль, лишил Венгрию две трети территории и населения, включая 3 млн. этнических венгров. К Румынии отошли Трансильвания и восточная часть Баната, к Сербии - Бачка и западная часть Баната, к Чехословакии - Словакия и Подкарпатская Русь, к Австрии - Бургенланд. Сегодня в Будапеште не только историки считают, что Венгрию «распяли» в Версале. Если «концерт великих держав» на Берлинском конгрессе 1878 года ставил целью сохранить баланс сил в Европе с учетом противовесов, Трианонский мирный договор 1920 года действовал в интересах держав победительниц.

В 1940 г. на основании Венского арбитража Третий Рейх по-братски поделил Трансильванию между своими союзниками – Венгрией и Румынией. Северная Трансильвания была передана Венгрии.

«Геополитика сверхдержав»