Учебные мастерские. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских

введение

1«Методические требования к оснащению школьных мастерских -4-

2. Методические вопросы планирования помещений школьных мастерских. -7-

3. Положение об учебных мастерских (общие положения). -11-

4. Требования к отдельным видам мастерских

Заключение -18-

Литература -19-

Введение.

Одной из наиболее важных административно-хозяйственных функций в образовательном учреждении следует считать создание условий, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.

В последние годы многие обеспокоены снижением внимания и проявляющейся тенденцией к разрушению учебно-материальной базы трудовой подготовки школьников. Но если хоть что-то делается в области основного образования, то учреждения дополнительного образования получили полную “свободу” в решении этого вопроса. Не секрет, что организовать материальную базу, создать мастерские, найти квалифицированных специалистов чрезвычайно трудно. Поэтому при нынешних социально-экономических условиях, при недостаточном финансировании учреждениям дополнительного образования легче исключить трудовую подготовку из учебных планов, уменьшить число кружков, факультетов и т.п. этой направленности, чем кропотливо, годами создавать условия для серьезной трудовой деятельности подростков.

Организация мастерской требует гораздо больше средств на ее образование, чем другие кабинеты. Процесс, связанный с трудом, творчеством, нуждается в специализированной мебели, оборудовании, большом количестве материалов, инструментов, различных приспособлений, наглядных пособий, технических средств обучения.

Нельзя недооценивать роль интерьера помещений, где проходит трудовое воспитание учащихся. Все, с чем сталкивается ребенок, все, что действует на его сознание, не проходит бесследно, прямо или косвенно формирует духовный облик ребенка, его творческие способности. Поэтому вся окружающая обстановка является неотъемлемой частью воспитания. Любой элемент интерьера влияет на психику детей. Вещи помогают им не только познавать окружающий мир, но и вырабатывать понятие о красоте, привычку к порядку, аккуратности и, в конечном счете, влияют на формирование личности ребенка.

Материально-техническую базу мастерских, в которых обучаются дети труду, необходимо оснащать самым современным и надежным в работе оборудованием, привлекая к нему интерес подростков, активизируя их познавательную деятельность, развивая умения и навыки в обращении с самыми сложными приспособлениями, стимулируя их стремление к использованию ручного и электрического инструмента на практике.

Интерьер учебных мастерских - это материальная среда, которая обеспечивает наилучшие условия для обучения и воспитания учащихся. От правильной организации внутреннего пространства учебных мастерских зависят качество обучения, состояние здоровья учащихся и педагогов, творческое развитие детей.

Оборудование мастерских зависит от финансовых возможностей школы. И в то же время нельзя под предлогом отсутствия средств оборудовать мастерские кое-как.

1. Методические требования к оснащению учебных мастерских.

Разработанные в Российской академии образования стандарты по учебным предметам позволяют создать и стандарты учебно-материальной базы, то есть определить весь комплекс учебного оборудования, необходимого для реализации основных целей образования. Отсутствие таких стандартов в дополнительном образовании заставляет при создании учебно-материальной базы опираться на требования программы. Наши преподаватели работают по авторским программам (некоторые у них сертифицированы, другие - готовятся к аккредитации, но все они проверены в течение 7-10 лет и, главное, работа по ним дает положительные результаты). В программах есть обязательный раздел: материально- техническая база для предмета. При организации учебных мастерских мы тщательно учитывали самые различные позиции: выбор помещения и его планировка с учетом санитарно- гигиенических норм, комплектование учебным оборудованием, материалами, инструментами; оборудование рабочих мест учащихся и учителя; создание рациональной системы размещения и хранения материалов, инструментов, заготовок; оформление функционально-значимого интерьера. На основе принятых программ и учебных планов, а также контингента учащихся определены нормы материалов для работы в мастерских.

Несмотря на свою функциональную направленность, любая мастерская должна отвечать следующим требованиям:

Выполнение санитарно-гигиенических требований; требований по ТБ,

Организация рабочих мест учащихся;

Организация рабочих мест учащихся коллективного пользования;

Организация рабочего места учителя;

Оснащение мастерской оборудованием,

инструментами, приспособлениями;

Размещение и хранение учебного оборудования;

Оформление интерьера (в том числе образцами работ, выполненными учителем, и выставки работ учащихся);

Оснащение мастерских методическими и

дидактическими материалами, ТСО;

Наличие документации мастерской (журнал заявок для текущих работ, инвентарная книга, план развития и совершенствования учебно¬материальной базы мастерской и т.д.)

Для того, чтобы мастерские соответствовали этим требованиям, в школе ведется постоянная работа по их сохранению и дальнейшему развитию. Заведует мастерской мастер производственного обучения или учитель, назначенный приказом директора. (Они работают в соответствии с

Положением о мастерских). Курирует работу мастерских, в соответствии с распределением обязанностей между членами администрации, директор.

Чтобы рационально и экономно использовать площадь помещений, организовать творческий труд детей, нужно придерживаться нескольких правил:

Правило №1

Деления помещения на определенные функциональные зоны, связанные с различной деятельностью детей в помещении.

Например: мастерская по художественной обработке дерева по своей планировке и размещению мебели делится на зоны: для самостоятельной работы детей (ученические места), для работы учителя (рабочее место учителя), рабочие места учащихся коллективного пользования (станки, вытяжные устройства и т.п.); лекционная зона (учебные столы); станочная зона; выставочная зона.

Правило №2

Универсальное использование помещений для различных целей.

Например: площадь мастерской по художественной обработке дерева используется рационально за счет небольших, легко передвигающихся столов. Мебель мобильная, позволяющая использовать ее для различных целей. Удобны школьные парты прямоугольной формы с кратным отношением длины к ширине (60x120 см). Составляя их, можно получить различные варианты из расстановки для занятий, слушания лекций, проведения собраний, игр и т.д. Эти столы можно использовать и для совещания учителей, например, для учебных занятий по ТБ, расставив их соответствующим образом

Правило №3

Обязательное применение декоративных элементов, несущих определенную смысловую нагрузку. Они придают индивидуальность мастерской, указывают на ее функциональное назначение, демонстрируют мастерство учителя и результаты творчества детей. Например: в мастерской по художественной обработке дерева есть большая настенная работа в технике резьбы, выполненная учителями; подцветочницы сделаны также из дерева руками детей; имеется выставка детских работ и т.д.

Правило №4

Широкое применение растений и цветов, размещение в “зеленых зонах” представителей животного мира: аквариума с рыбками, клетки с белочкой или попугаем.

Планировка и оборудование, декоративное убранство, окраска, тематика оформления - во всей этой обстановке учащиеся должны найти что-то созвучное своему возрасту, характеру, своим интересам. Обязательно наличие умывальников и зеркал, чтобы дети перед уроком могли привести в порядок свою одежду и прически.

2. Методические вопросы планировки помещений учебных мастерских.

Учебные мастерские - специально оборудованные помещения для обучения подростков 11-17 лет различным видам ремесел ручными инструментами и на станках.

А). Аудитория для занятий по предмету “Художественная обработка дерева”

1. Кафедра.

3. Стол учителя.

4. Рабочее место учащихся для резьбы по дереву ручным

инструментом.

5. Выставка работ учащихся.

6. Место хранения незаконченных работ.

7. Демонстрационно-выставочная зона.

8. Лекционная зона.

Б). Механическая мастерская.

1. Местная вытяжка к станкам.

2. Токарно-деревообрабатывающие станки.

3. Шлифовальный станок.

4. Универсальные деревообрабатывающие станки

5. Заточные станки.

6. Сверлильный станок.

7. Универсальное рабочее место учащихся.

8. Торцово-комбинированная пила.

9. Струбцина.

11. Вытяжное устройство УВП-1500 П.

В). Инструментальная.

Г). Запасный выход.

Мастерские, как правило, состоят из 2 помещений: собственно мастерской (рабочая площадь ее зависит от количества обучающихся детей) и инструментальной (лаборантской) комнаты. Мастерские размещаются на первом этаже, так как некоторые станки требуют специального фундамента.

Планировка помещений предусматривает несколько функциональных зон (речь об этом шла выше).

Композиционный строй, планировка помещения предполагают выявление главного и второстепенного, объединение всех элементов композиции в одно целое. Психологическим центром композиции, объединяющим другие части интерьера, является рабочая зона учителя. Во время объяснений учителем различных тем и задач внимание учащихся должно быть сконцентрировано на его рабочей зоне. Выделение этой зоны осуществляется за счет особенностей решения объемов и плоскостей оборудования. Рабочее место учителя оборудуется столом. На передней стене навешивается классная доска. Рабочий стол учителя должен иметь несколько увеличенную массу и быть приподнятым над уровнем пола. Это позволит ученикам хорошо видеть учителя.

Личная зона необходима учителю для подготовки к различным видам работ, хранения рабочей документации, специальной методической литературы и т.д.

Зона лекционной работы используется для ведения теоретических занятий, работы детей с тетрадями и альбомами.

Рабочие места учащихся оборудуются в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями и требованиями учебных программ (это отдельная, очень серьезная тема для разговора).

Рабочие места учащихся для коллективного пользования предполагают наличие станочного оборудования, вентиляционных устройств, санитарных зон и т.д.

Предметная среда в учебных мастерских сообщает им определенные функциональные и эстетические свойства, с помощью которых мы формируем или, как иногда говорится, “проектируем” человека, пользующегося вещами, живущего в этой предметной среде, воспитываем в нем определенное отношение к вещам, а через них - к людям, обществу, труду.

Второе помещение учебных мастерских или инструментальная (лаборантская комната) оборудовано стеллажами для хранения запасов деталей, материалов и инструментов. Имеется монтажный стол. Так как размеры инструментальной при мастерской художественной обработки дерева позволяют, она разделена поперечными шкафами на два помещения. Первое - это зона отдыха преподавателя (стол, диван для отдыха, шкаф для посуды, музыкальная техника). Второе помещение - собственно инструментальная. Это “царство” механика, мастера производственного обучения, верных помощников преподавателей. Здесь ведется подготовка к учебному процессу. От согласованной работы мастеров производственного обучения и преподавателей зависит состояние инструментов, наличие раздаточного материала, в конечном счете, - уровень преподавания и качество работ подростков.

Оборудование мастерских зависит от финансовых возможностей школы.

Тем не менее, каждая мастерская имеет свое “лицо”, в котором отражена индивидуальность работающего здесь мастера, учителя. И объясняется это не только стажем работы специалиста в школе. Не меньшее значение имеет и то, что многое в каждой мастерской сделано своими руками.

Роль директора в вопросах сохранения и развития материальной базы учебных мастерских

Высокого уровня обучения и воспитания можно добиться при двух непременных условиях: при наличии квалифицированных кадров и

необходимой учебно-материальной базы. Если в учреждении нет оборудованных учебных кабинетов, если в библиотеке нет программной литературы для детей и методической для учителей, если в помещении грязно, здесь нет настоящего руководителя.

Директор учреждения отвечает за создание материальных условий для успешной работы каждого учителя и школы в целом. От его инициативы, организаторских способностей, целенаправленности, хозяйственных навыков, настойчивости зависит состояние учебно-материальной и технической базы учреждения, рациональность ее использования и поддержание надлежащего порядка.

Проблема педагогических кадров.

Существует проблема подбора педагогических кадров, ведущих занятия в учебных мастерских учреждений дополнительного образования. С одной стороны, это должны быть мастера в области того или иного ремесла (резчики по дереву, маркетристы, керамисты, вышивальщицы и т.д.). Это должны быть мастера, хорошо знающие работу станочного парка и весь электротехнический инструмент, швейное оборудование, керамическое производство. С другой стороны - это педагоги. Технические знания должны быть такими же полными, как и знания педагогики, психологии и методики. Поэтому преподаватель должен иметь всестороннее образование.

3. Положение об учебных мастерских в общеобразовательной

Общие положения

Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе. Они предназначены для:

Трудового обучения учащихся I - УП классов в соответствии с утвержденными программами;

Выполнения слесарных работ учащимися VIII - IX классов, обучающимися по профилям "Автодело" и "Основы агротехники и механизации растениеводства";

Организации общественно полезного, производительного труда учащихся;

Проведение факультативных занятий по трудовому обучению;

Работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII - IX классов по профилям "Деревообработка", "Металлообработка" и "Обработка тканей".

Виды учебных мастерских в общеобразовательных школах:

В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I - IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положениями об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т.п.). В школах, в которых в соответствии с п. 10 Постановления Совета Министров СССР от 14 августа 1968 г. N 628 "О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов" введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаются мастерские народных художественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.).

Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом Номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ, утвержденной Госгражданстроем СССР и согласованной с Министерством просвещения СССР и Госпланом СССР 27 мая 1985 г. (НШ-85-90) <*>. При необходимости для группы близлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебные мастерские. Кроме того, в дополнение к указанным мастерским базовые предприятия (организации) могут создавать учебно-производственные участки для производительного труда учащихся V - VII и других классов на правах своих структурных подразделений.

Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I - VII классов и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии с нормативными документами по проектированию (НШ-85-90 и СНиП 11-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"). Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими

Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством просвещения СССР на каждую пятилетку, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в VIII - IX классах. В соответствии с п. 9 Положения о базовом предприятии общеобразовательной школы, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г. N 928, в оборудовании учебных мастерских школам содействуют их базовые предприятия. Они обеспечивают школы производственными заданиями, предоставляют инструменты, материалы, технологическое оборудование, комплектующие изделия.

Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.

В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно- воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

Рабочее место учащегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и * приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V - IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении- подиуме размером (примерно) 3600 х 2000 х 200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.

В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР и Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством просвещения СССР. В соответствии с требованиями данных Правил производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.

Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками с щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электрополотенцами (полотенцами) . В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе - по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТу 12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".

Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утвержденными директором школы и согласованными с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. N 387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к занятиям по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Коллективное пользование спецодеждой при этом не допускается.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.

Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 г. N 54-М "Об акте приема готовности школы к новому учебному году".

Организация и режим занятий, условия внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I - VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22 февраля 1985 г. N 3216-85.

Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).

Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:

Совместно с заместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами;

Планирует работу мастерских; совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;

Организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;

Следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;

Отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно- гигиеническое состояние мастерских;

Принимает на ответственное хранение имущественно-материальные ценности мастерских, ведет в установленном порядке учет.

Учителя трудового обучения, руководители кружков и общественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских.

Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже 3-й.

Осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);

Обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;

Проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией по ГОСТу 12.0.004-79;

Несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.

4. Требования к отдельным видам мастерских Мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I - IV классов

В мастерской для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I - IV классов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляет собой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащается съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов N 1 и N 2, а также трафареты разметочные и простые карандаши. Высота стволов подбирается (примерно) следующая: 50% столов ростовой группы "Б" (600 мм) и 50% столов группы "В" (660 мм).

Для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также для различных занятий во внеурочное время в мастерской оборудуются 6-8 рабочих мест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное). Высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовой группе "Г" (720 мм), так как работа за ними производится в основном стоя. На рабочих местах коллективного пользования устанавливаются тиски с шириной губок 40 мм, оборудование для переплетных работ и работ по древесине, для резания тонкого листового материала и пробивания в нем отверстий, приборы для выжигания. Рабочие места, предназначенные для работ по выжиганию, оборудуются электропитанием напряжением до 42 В, их рекомендуется оснащать вытяжным устройством.

Мастерские по обработке древесины

Лекция 1.

Рабочее место учителя.

его

Стол демонстрационный

Первая группа

вторая группа - мебель для сидения.

Третья группа - Четвертая группа - прочая мебель.

специальное оборудование

Основное оборудование

Верстак столярный.

Такой верстак должен быть рассчитан на работу одного ученика. Зажимные устройства должны быть прочными и надежно закреплять деревянные заготовки и детали для пиления и строгания во всех необходимых положениях. На верстаках (при отсутствии кабинета) должны предусматриваться приспособления для выполнения записей и графических работ, хранения технологических документов, размещения инструментов, приспособлений, крючок для ранца, сумки или портфеля.

Верстаки могут иметь металлические и деревянные детали, однако все рабочие поверхности должны быть деревянными во избежание порчи инструмента при выполнении работ. Желательно, чтобы верстак был разборным, что ускоряет его монтаж и демонтаж при необходимой перепланировке мастерской. Металлические основания верстаков окрашиваются масляными или нитрокрасками, деревянные основания покрываются бесцветным лаком или олифой в 4 - 5 слоев.

Верстак слесарный

Данный верстак предназначен для обработки металлов и пластмасс. При отсутствии кабинета для проведения теоретических занятий и лабораторно-практических и учебно-практических работ на слесарном верстаке могут выполняться электромонтажные работы, а также разбираться и собираться моде-ми, узлы механизмов и машин.

По конструкции верстаки слесарные могут быть одноместными, двухмерными и многоместными. Основание верстака делается сварное из труб или стального профиля, возможно изготовление основания и из деревянного бру­са. Крышка верстака - деревянная, она покрывается не колющимся пластиком шли линолеумом и окантовывается стальным уголком.

Как показывает практика, в целях экономии места в мастерской возможно уменьшение размеров крышки верстака по длине до 800 мм при номинальной ширине 500 мм. Для работы учащихся площади такой рабочей поверхности вполне достаточно, если на верстак установить тиски средних размеров. При этом достаточно свободно на ней размещается инструмент, заготовки и техно­логическая документация.

Если программой обучения предусматривается рубка металла, то на вер­стак за рабочей зоной учащегося устанавливается экран с вертикальной пре­дохранительной сеткой, имеющей мелкие ячейки (не более чем 3x3 мм). Ее высота для стандартного верстака должна составлять 1000 мм, для верстака уменьшенной конструкции безопасная работа обеспечивается сеткой высотой SOO мм (высота тисков при этом должна быть не более 150 мм). Длина сетки равна длине верстака. Экран с сеткой должен быть съемным и ус­танавливаться только для выполнения работ по рубке металлов.

В практике работы учителей вместо большого экрана с сеткой использу­ются небольшие экраны, которые устанавливаются непосредственно рядом с тисками. Такой экран изготовляется из фанеры, и его внутренняя сторона по­крывается поролоном или губчатой резиной. Он хорошо предохраняет от разлетающихся осколков при выполнении рубки металла.

Основание верстака должно позволять делать регулировку высоты крыш­ки относительно пола. Устройство регулировки должно быть таковым, чтобы ту работу могли выполнять сами учащиеся. В основании отводится место для лотка с инструментами и портфеля учащегося. Практика показала нецелесообразность монтажа в верстаке выдвижных инструментальных ящиков. Ими неудобно пользоваться во время работы, и в них скапливается мусор, который:но удалять при уборке рабочего места.

На крышку слесарного верстака крепятся слесарные тиски. Для условий общеобразовательного учреждения удобны стальные параллельные тиски с шириной губок 90 -100 мм. Тиски и предохранительную сетку желательно окрасить в желтый цвет, основание - в салатовый. Если линолеум или пластик на крышке имеют неудачный с педагогических позиций цвет, то поверхность можно окрасить зеленой краской.

Регулировка уровня верстаков в соответствии с физическими параметрами учащихся может осуществляться с помощью специального механизма. Его можно сделать самостоятельно, и учитель может сам разработать свою оригинальную конструкцию. Однако проще сделать верстаки на максимально необ­ходимую высоту, а для учащихся при необходимости устанавливать подиумы. Возможен и другой вариант, при котором регулировку высоты осуществляют с помощью подставок под ножки верстака.

Клиноременная передача

На валу электродвигателя жестко закреплен двухступенчатый шкив, кото­рый при помощи клинового ремня передает вращение двухступенчатому шки­ву, закрепленному на шпинделе станка.

Клиноременная передача закрыта металлическим ограждением откры­вающаяся крышка которого сблокирована через конечный выключатель с элек­тродвигателем так, что при ее открывании происходит отключение электродви­гателя, станок останавливается. Крышка ограждения запирается при помощи винта.

Ограждение зоны резания станка

Ограждение зоны резания станка служит для защиты работающего от отле­тающей стружки и снижения концентрации образующейся пыли в зоне дыха­ния работающего до установленных санитарных норм. Оно состоит из метал­лического кожуха и защитных экранов, которые подвижно крепятся к верхней части ограждения и могут быть откинуты по мере необходимости. Мягкий эк­ран через эластичные петли натягивается на крючки кожуха.

В кожухе имеется щель для подсоединения станка к пылеотсасывающей установке.

Приспособления для крепления деталей

Корпус с центром - вилкой навинчивается на шпиндель. Служит для закрепле­ния заготовки совместно с задней бабкой.

Патрон навинчивается на шпиндель. Служит для закрепления коротких заготовок при обработке их с торца. Заготовка забивается в патрон деревянным молотком.

Планшайба представляет собой диск, в центре которого выступает бобыш­ка, имеющая внутреннюю резьбу для навертывания на шпиндель. На плоскости диска на некотором расстоянии от центра просверлено восемь отверстий. Через них в заготовку ввертывают шурупы, крепящие ее к планшайбе. Планшайбу применяют, когда нужно обточить деталь большого диаметра без зажима ее центр от задней бабки. F ежущие инструменты

Рейер полукруглый (желобчатый) резец по форме похожий на обыкновен­ную полукруглую столярную стамеску. Он имеет полукруглую заточку с внеш­ней стороны с фаской под углом 25-30°. К станку прилагаются два рейера: для первоначальной грубой обточки заготовки шириной 25 мм и для более мелкой.

Электрооборудование

К электрооборудованию станка относятся: трехфазный асинхронный электродвигатель мощностью 1,1 кВт, переключатель кулачковый универ­сальный, светильник местного освещения и электрощит, на котором смонти­рованы магнитные пускатели, пакетные выключатели сети и местного осве­щения, трансформатор местного освещения и предохранители. Щит с электро­аппаратурой установлен в задней тумбе станка. Электродвигатель расположен в передней тумбе, а переключатель кулачковый универсальный крепится на станине с обратной стороны станка.

Защитные устройства

Зона обработки ограждена защитным экраном, установленным на суппор­те станка.

Принцип действия. При включении машины терочный диск начинает вращаться.- Поступающие сверху клубни по- I падают на поверхность вращающегося терочного/диска и | также начинают вращаться. При этом клубни трутся об аб­разивную поверхность терочного диска и стенок камеры. Под действием силы трения кожура с клубней снимается, а по­ступающая из г разбрызгивателя вода смывает мезгу на дно 12 камеры, откуда она через резиновый сливной патрубок 4 попадает в камеру отходов. Вода через перфорированное дно сборника мезги сливается в канализацию через патрубок 1, а мезга остается в сборнике. В дальнейшем мезгу использу­ют для переработки на крахмал или на корм.свиней.

Для выгрузки очищенных, овощей, не выключая двига­теля, открывают дверцу разгрузочного.лотка л под действием центробежной силы клубни выпадают в подставленную тару. Производительность машины - 125 кг/Ч;

Лекция 1.

Технический труд является составной частью содержания образовательной области «Технология предпринимательства» в школе. Его основные задачи связаны с формированием и развитием у учащихся основ технологической культуры, творческого подхода к труду, экономического и экологического мышления. Эти задачи решаются в процессе изучения элементов техники, методов и средств обработки распространенных конструкционных материалов.

На занятиях «технологии предпринимательства» учащихся учатся творчески мыслить, искать нестандартные решения, выбирать оптимальные средства при выполнении различных работ. Без этих качеств невозможна трудовая деятельность по современным быстро развивающимся условиям.

Для решения актуальных способов управления учебным процессом «технологии предпринимательства» нужна соответствующая материальная база; инструменты, оборудование, учебные пособия и т.д.

Учащихся знакомятся со свойствами и назначением материалов.

При изучении свойств металлов учащихся получают сведения о свойствах их сплавов, назначении и области применения этих сплавов, знакомятся с технологиями резания, сварки, пайки, плавления, термической обработки.

Школьники получают представления о назначении и свойствах пластических масс, их видах, методах обработки и соединения при изготовлении деталей и изделий.

Технические средства при осуществлении технологических процессов обработки конструкционных материалов являются второй составляющей содержания обучения на занятиях по технологии предпринимательства. Учащихся знакомятся с конструкцией станков, механизмов, электрических установок и т.д. они учатся управлять ими.

Оборудование учебных мастерских.

Оборудование кабинетов, лабораторий и мастерских осуществляется на основе рекомендованных Министерством образования РФ примерных перечней средств обучения. Комплектация может проводиться по функциональным признакам, отражающим предназначение различных видов оборудования. Основное оборудование и инвентарь индивидуального пользовании: рабочее место учащегося, необходимая оснастка, инструментарий, средства обеспечения безопасности выполнения работ. Конкретные типы оборудования и их количество подбираются в соответствии с современным уровнем оснащения предприятий, материальными возможностями общеобразовательного учреждения, наличием спонсорской поддержки или шефской помощи. Желательно, чтобы весь комплект оборудования представлял собой определенную систему, элементы которой содержательно и методически были согласованы.

Все оборудование должно удовлетворять педагогическим, санитарно-гигиеническим и психофизиологическим требованиям, гарантировать безопасность выполнения учащимися учебно-практических работ.

См. портал Ucheba.com: -www.posobie.ru,

Www.uroki.ru, www.metodiki.ru/

Рабочее место учителя.

Оно располагается в самом доступном для обозрения учащихся месте. Желательно рабочее место учителя расположить на подиуме высотой 250-300 мм. Здесь устанавливается рабочий стол или верстак, демонстрационный стол и размещается оборудование с соответствующим набором инструментов и приспособлений. Рабочее место учителя должно быть специально выделено и иметь оборудование для объяснения технологических и технических сведений, демонстрации учебно-наглядных пособий, приемов работы с ручными инструментами. Количество и перечень учебного оборудования рабочего места учителя зависят от назначения мастерской и от площади помещения.

Однако обязательно на каждом рабочем месте учителя в мастерской должны быть установлены: верстак для демонстрации приемов работы с ручными инструментами, классная доска, демонстрационный стол с пультом управления: электроснабжением.

Верстак на рабочем месте учителя должен по конструкции полностью соответствовать верстакам учащихся. Это позволяет учащимся в начальный период обучения более точно подражать учителю в выполнении приемов работы и быстрее овладевать умениями.

Желательно устанавливать верстак учителя на поворотной платформе, позволяющей разворачивать его на любой угол. Тем самым учитель сможет в нужном ракурсе демонстрировать учащимся рабочие позы и приемы труда.

В мастерской целесообразна установка доски планшетного, альбомного или раздвижного типа, которая позволяет открывать нужное изображение, неиспользуемое, а также иметь части с чистыми полями для передачи текущей зрительной информации.

На доске или над доской должны быть установлены специальные зажимы для крепления таблиц и плакатов. Под доской может быть смонтирован пенал для хранения чертежных инструментов.

Демонстрационный стол необходим для хранения инструментов, наглядных пособий, литературы, технической и технологической документации, демонстрационных заготовок и полуфабрикатов, необходимых для проведения текущих занятий.

Желательно использовать стол специальной конструкции. На нем должен быть смонтирован пульт управления системой электроснабжения мастерской, включая рабочие места учащихся, установлена убирающаяся аудиовизуальная аппаратура. Стол должен быть оснащен подъемными пюпитрами для демонстрации объектов труда, макетов и моделей.

Учебные таблицы обычно хранятся во вспомогательном помещении. При его отсутствии под классной доской можно установить специальную планшетную тумбу. В зависимости от вида таблиц и плакатов в ней могут быть касеты для рулонов или планшетные ячейки. Размеры тумбы определяются количеством средств наглядности и возможностями помещения.

Доска классная. Состоит из двух частей размером 1500 х 1100 мм каждая. Над доской установлены светильники с галогенными лампами или лампами дневного света.

Экран. В пространстве за классной доской устанавливается экран. Он имеет те же размеры, что и фрагменты классной доски, 1500 х 1100 мм.

Стол демонстрационный изготавливается из древесностружечной или древесноволокнистой плиты, облицованной пластиком. В качестве напольной основы используется плинтус высотой 80 мм. Левая часть стола имеет размеры 1000 х 800 х 900 мм. Крышка левой части откидная, окантована дюралюминиевым уголком с полками размером 25 х 25 мм. В вертикальном положениикрышка удерживается замками. В этом положении она может служить стойкой для демонстрации таблиц, плакатов и рисунков на бумаге. Для этой цели на ней установлены металлические держатели.

Учебные таблицы для текущей работы хранятся под откидной крышкой.

В тумбе левой части стола смонтирована поворотная турель, разделенная на несколько секций. В ней размещаются натуральные образцы, необходимые для текущей демонстрации.

Средняя часть стола предназначена для ведения учителем текущих записей в своей рабочей документации. Размеры рабочей поверхности крышки 700 х 800 мм, высота от пола 750 мм. На крышке монтируется пульт дистанционного управления и, при необходимости, микрофон. На лицевой стороне в средней части стола устанавливаются динамики.

Правая часть стола по высоте также ниже левой и совпадает по уровню со средней частью. Ее размеры 500 х 800 х 750 мм. На ней устанавливаются аудиовизуальные технические средства подачи информации, усилитель и монтируется выдвижная кассетница. Характер размещаемых в столе учителя аудиовизуальных средств определяется материальными возможностями образовательного учреждения.

Мебель является неотъемлемой частью оборудования школьной мастерской. Она, как и все оборудование, должна быть приспособлена к условиям преподавания и учебно-практической деятельности учащихся. Конструкция мебели, ее качество и дизайн должны отвечать современным техническим и эстетическим требованиям.

Всю мебель условно можно разделить на четыре группы. Первая группа - мебель с рабочими поверхностями,

вторая группа - мебель для сидения.

Третья группа - мебель для хранения средств обучения. Четвертая группа - прочая мебель.

Большую часть третьей группы мебели в мастерских представляют шкафыдляхранения инструментов и учебных пособий. Они могут быть соединены в единый блок с классной доской или устанавливаться отдельно в виде секции. лучше всего для мастерских использовать изготовленные по индивидуальному проекту шкафы с раздвижными дверцами. При такой конструкции экономится рабочее пространство мастерской, поскольку нет необходимости отводитъ зону для открывающихся створок.

Практика показывает, что лучше всего делать шкафы из панелей, облицованных пластиком. Шкафы разбиваются на секции и делятся полками по регулируемым уровням. Высота полок определяется размерами хранимого оборудования.

В шкафах хранятся заготовки, полуфабрикаты (незавершенные изделия учащихся), инструменты и другое учебное оборудование.

Инструменты в шкафах следует размещать на специальных укладках. Комплектование укладок инструментами осуществляется в соответствии с содержанием учебно-практических и лабораторно-практических работ учащихся или применительно к какой-то технологии.

В мастерской могут устанавливаться выставочные стеллажи. Они служат идя хранения законченных изделий учащихся. Изделия, представленные на стеллажах, могут служить для учащихся натуральным наглядным пособием.

В демонстрационных целях могут использоваться настенные витрины и экспозиционные щиты. В витринах, как правило, монтируются комплекты натуральных наглядных пособий (образцы материалов, узлов соединений деталей, технологические последовательности сборочных или монтажных работ и др.). Экспозиционные щиты служат для демонстрации литературы, фотографий, плоскостных образцов изделий и т. п. Они могут быть сплошными, решетчатыми, перфорированными с проволочными держателями. Щиты позволяют оперативно обновлять экспозицию.

Для малогабаритной учебной техники мастерская должна иметь подставки под оборудование. Как известно, ряд учебных станков, механизмов и приспособлений для технологии выпускается в настольном варианте (сверлильный, фрезерный станки, токарный станок по дереву, заточные станки, универсальный агрегат для обработки древесины и др.). Естественно, что для их установки нецелесообразно использовать канцелярские столы и необходимы соответствующие подставки в виде тумбочек. Их конструкция должна быть простой, прочной и обеспечивать удобство эксплуатации.

Подставка может быть деревянной или металлической. Поверхность крышки покрывают пластиком и окантовывают металлическим уголком. В подставке монтируют полки для хранения укладок с инструментами и подсобного оборудования. Окрашивать подставки лучше всего в светло-зеленые тона. Для мастерской желательно разработать типовую конструкцию подставок, но изготавливают их разных размеров с учетом габаритов и массы устанавливаемого оборудования.

Для проведения лабораторно-практических работ требуется специальное оборудование . Это различные измерительные приборы, наборы деталей типа «конструктор», образцы материалов, измерительный инструмент и др.

Основное оборудование для проведения лабораторно-практических работ приобретается через торговую сеть в заводском варианте изготовления. Часть необходимого инструментария и оснастки может быть изготовлена в учебных мастерских. Для этой работы учитель привлекает учащихся, ставя перед ними соответствующие проектные задания.

Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.

Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производственных мастерских.

В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы, площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25--40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.

Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого в швейной мастерской -- 4 м 2 .

Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками.

В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства.

Двери, лестницы и коридоры должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается загромождение проходов, лестниц и коридоров.

Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения (эмульсионные и силикатные -- для потолков и полов, масляные -- для панелей и стен).

Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления.

В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцем или заменяющими их устройствами.

Мастерские обеспечиваются доброкачественной(отвечающей санитарным требованиям) питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8 °С и не выше +20 °С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанирующими насадками.

Вода в баках должна меняться ежедневно. У питьевых баков необходимо устройство приемников для стока воды.

Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

Требования к освещению, отоплению и вентиляции

Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.

Складывание вблизи окон материалов, изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещенность мастерской.

Оборудование мастерских, как правило, должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону.

Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительным вы делением дыма, пыли, копоти -- по мере их загрязнения, но не менее четырех раз в год.

Стекла в рамах должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рам.

Сажать деревья надо на расстоянии утроенной высоты их (выросших деревьев) от здания, но не ближе 10 м, с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около окон здания деревьев необходимо подрезать каждую весну.

Искусственное освещение допускается общее или комбинированное (общее плюс местное). Применение только местного освещения недопустимо.

Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети, независимой от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода.

Электрическая часть осветительных установок должна удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок.

Учебно-производственные мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением.

Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Вентиляционные устройства должны быть всегда исправными и находиться под постоянным наблюдением лиц, отвечающих за работу вентиляции.

Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:

а) центральное водяное с металлическими радиаторами;

б) лучистое с бетонными панелями;

в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление с приточной вентиляцией при температуре подаваемого воздуха не более 60°С без рециркуляции.

В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания. Вот почему внимание к оформлению всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду использованных наглядных средств обучения, к интерьеру учебного помещения в целом -- важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.

Пожарная безопасность

Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

Расположение и устройство средств пожаротушения должно отвечать указанным Типовым правилам.

Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать их не по назначению.

Обтирочный материал, как использованный, так и неиспользованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.

Использованный обтирочный материал, обрезки, мусор должны убираться после каждого занятия.

Электронагревательные приборы должны устанавливаться в специально отведенных помещениях.

Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимости включения и выключения отопительных секций.

Запрещается для целей отопления учебных и учебно-производственных мастерских применять временные чугунные или другие печи.

Ворота и входные двери в капитальных стенах должны быть утеплены. У ворот и дверей, через которые происходит транспортировка материалов и изделий, должны быть отапливаемые тамбуры.

Двери должны иметь приспособления для принудительного закрывания (пружины, пневматические затворы и т. д.). В воротах для прохода людей должны быть калитки.

Учебные и учебно-производственные мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие открывающиеся устройства для проветривания. Для открывания и регулирования фрамуг окон должны быть удобные приспособления, управляемые с пола.

Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбуры к ним должны находиться в исправном состоянии. К моменту наступления зимы их следует утеплять.

Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях

Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся определяют:

Состояние воздушно-газовой среды мастерских;

Освещенность рабочей зоны и всего помещения;

Уровень производственного шума;

Режим работы во время занятий;

Эргономические факторы при организации работы в мастерских

Учет психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся и др.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. В частности, температура в помещениях учебных мастерских должна быть 16--18 °С, влажность 40 -- 60%, а воздухообмен обеспечивать 20 м 3 /ч/чел. при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250 м 3 /ч. Особо надо следить за запыленностью воздуха!

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для рабочих мест по обучению кройке и шитью -- по II разряду работ. При этом наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть в пределах 150... 300 лк. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы учащихся. Он не должен превышать 70 дБ. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, исполняемые из пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающего оборудования. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если учителем предусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного изделия. Вместе с тем мастер в вопросе определения режима работы должен подходить к учащимся строго индивидуально.

Необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций покраска оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования надо добиваться оптимального сочетания цветов, создать благоприятная цветовую гамму.

Наряду с чисто эстетическими аспектами здесь существенную роль играют психофизиологические аспекты. Так, мастерские, окна которых: выходят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные" тона, будут создавать для работающих учащихся эффект снижения температуры в помещении. Наоборот, в кабинете, при окраска которого выдержаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно использовать если кабинет расположен на теневой стороне.

Глава 4.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.

Другая составная часть средств производственного обучения - учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т. п.

4.1. Материально-техническое обеспечение производственного обучения


Как отмечалось в гл. 1, специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.

Учебные мастерские


Учебная мастерская - специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской в общем учебном процессе определяются спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных задач (подготовка токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т. п.), учащиеся обучаются в учебных мастерских, как правило, до 60% времени, отводимого на производственное обучение. При подготовке рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием, ремонтом, наладкой сложного производственного оборудования, для которых нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские, учащиеся в учебных мастерских общего профиля, осваивают, как правило, только общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные и т. п., на что отводится 15-20% времени 1 .
Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов.

Комплекс учебных мастерских учебного заведения обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1-2-го этажей. Комплекс учебных мастерских сооружают также как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях; пыли, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности.

Помещения для учебных мастерских должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжелое оборудование, где работа связана со значительной вибрацией, станочные, кузнечные, сварочные, машиносборочные, ремонтные и т. п. располагаются на первом этаже; слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т. п. мастерские - на втором-третьем этажах.

Большое значение для создания комфортной среды производственного обучения имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности.

Основой комплекса учебных мастерских учебного заведения являются специализированные мастерские для производственного обучения по определенной профессии (определенному виду работ). Как правило, учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т. е. на 25-30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.

Кроме специализированных учебных мастерских в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к учебным мастерским, выпускающим сложную продукцию, они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую, складское помещение и др. Специализированные учебные мастерские и производственно-вспомогательные службы размещаются по принципу прямоточности технологических процессов изготовления многодетальной типичной продукции (заказов). В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства.

Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные умения и навыки. В свое время, когда некоторые учебные заведения имели богатых «базовиков» - базовые предприятия, между ними шло негласное соревнование по оснащению учебных мастерских самым новейшим современным оборудованием. Более того, в ряде случаев руководство органов профтехобразования и их инспекции оценивали учебные заведения не столько по учебным показателям, столько по уровню оснащенности производственного обучения современным оборудованием. Сам по себе этот факт в целом положительный, однако в современных условиях необходимо учитывать и возможности, и целесообразность такого оснащения. Во-первых, с ликвидацией «института базовых предприятий» учебные заведения лишились возможности бесплатно пополнять и совершенствовать свое учебно-производственное оснащение, приобретать же новейшее оборудование самим очень дорого. Во-вторых, любое оборудование, тем более современное, высокопроизводительное, должно себя окупать, а при нынешних сложностях с получением заказов и сбытом продукции это весьма сложно. Поэтому более целесообразным представляется оснащение учебных мастерских небольшим количеством современного оборудования, рассчитанного на реализацию новых технологий, и организация обучения на нем по графику учащихся старших курсов. Остальное же учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному стандартом профессионального образования.
Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения.

Большое значение для решения учебных и воспитательных задач имеет оформление учебных мастерских. Оно зависит от возможностей учебного заведения, инициативы и опыта мастера, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера учебной мастерской необходимо исходить из целесообразности и соблюдать чувство меры.
____________________________
1 В связи с изменением характера взаимоотношений учебных заведений с предприятиями (бывшими базовыми) в условиях перехода страны к рыночной экономике и организацией в учебных заведениях собственного производства такие соотношения могут меняться в широких пределах: руководство по обучению профессии (сборник инструкционных карт); альбом рабочих чертежей; альбом технологических карт и др.

Оборудование школьных мастерских сложно и многообразно. Слесарно-механические мастерские оборудуются многоместными верстаками и станками (токарно-винторезный, настольно-сверлильный, заточный и др.). Столярная мастерская оборудуется столярными верстаками и станками по обработке дерева (токарный, сверлильный и др.). В каждой мастерской школы размещается 20 рабочих мест. Техническое оборудование мастерских должно соответствовать росту школьников, обеспечивать им условия для соблюдения правильного положения тела во время работы, исключать чрезмерное напряжение нервно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы и исключать опасность для жизни и здоровья.

Располагать станки и верстаки в школьных мастерских следует перпендикулярно или под углом 45° к светонесущей стене, так, чтобы свет падал с левой стороны. Первый ряд станков или верста­ков ставится на расстоянии не менее 150 см от наружной стены, проходы между рядами допускаются в 120 см, а между станками или верстаками — 80 см.

без наименованияРаботоспособность, продуктивность и удобство работы зависят от соответствия верстаков и станков росту учащихся. В частности, высота верстаков для работы по дереву должна быть следующая (см):

В случае несоответствия высоты станков или верстаков росту учащихся используются специальные подставки размером 55 x 75 см, высотой 5, 10 и 15 см. Целесообразно использовать универсальную подставку, конструкция которой дает возможность в зависимости от потребности изменять ее высоту на 5 см, получая подставку высотой 5, 10 и 15 см.

Движущиеся части станков во избежание травматизма закрываются защитными приспособлениями. На задней стенке слесарных верстаков устанавливается металлическая сетка с мелкими ячей­ками высотой 0,75 см, предохраняющая школьников от летящих осколков при обработке деталей.

Подростки, работающие в слесарных и столярных мастерских, должны быть знакомы с правилами внутреннего распорядка и техники безопасности. Эти четко написанные правила вывешиваются на видном месте.

Кабинет обслуживающих видов труда оборудуется специальными столами для черчения, раскроя материала, швейными машинами, манекеном и зеркалом для примерок. Швейные машины устанавливаются перпендикулярно окнам, в один-два ряда, так, чтобы свет падал на лапку слева. При наличии одного кабинета обслуживающего труда предусматривается специальное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывания.

Размеры лопат, мм (по И. В. Козырь)Инструменты, которыми пользуются дети и подростки в школьных мастерских, а также садово-огородный инструментарий, применяемый при работе на пришкольном участке и сельскохозяйственных работах, по размеру и весу должны соответствовать основным пропорциям тела учащихся и их возрастным возможностям. Инструментарий, по величине и конструкции не соответствующий силам детей, размерам кистей рук, вызывает быстрое снижение работоспособности, интереса к работе, затрудняет обучение, а иногда служит причиной травм. Размеры лопаты, применяемые для вскапывания почвы, установлены следующие (табл. 13).

Грабли рекомендуется применять двух размеров: для учащихся младшего школьного возраста -7-8-зубьевые, деревянные, для среднего и старшего школьных возрастов - 10-зубьевые желез­ные и 9-зубьевые деревянные. Мотыги также применяются двух размеров. Размер рабочей части мотыги для учащихся младшего школьного возраста составляет 100 x 90 мм, среднего и старшего возраста- 125 x 100 мм. Длина ручек у граблей и мотыг должна соответствовать росту учащихся, для учащихся младшего школьного возраста длина ручки не должна превышать 110 см, а для учащихся среднего и старшего возраста - 140 см. Необходимо, чтобы используемые детьми младшего школьного возраста лопаты, грабли, мотыги не превышали 400-600 г.